sonyps4.ru

Работаем с BIOS. Максимальная частота CPU-Z

Тестовая конфигурация

Для того, чтобы оценить производительность гибридного процессора Llano, мы воспользовались следующим набором комплектующих:

  • процессор: AMD A8-3850 (2900 МГц, 4 ядра);
  • материнская плата: ASUS F1A75-V PRO (AMD A75, UEFI 0902);
  • кулер: Zalman CNPS10X Flex (два вентилятора 120 мм, 1800 об/мин);
  • память: Silicon Power SP004GBLYU160S2B (2x2GB, DDR3-1600, CL9-9-9-24);
  • видеокарта: Radeon HD 6970 1 GB (880/5500 МГц);
  • жесткий диск: Samsung HD502HJ (500 ГБ, 7200 об/мин, 16 МБ);
  • блок питания: Seasonic X-650 (650 Вт).
Оперативная память работала на частоте 1333 МГц с таймингами 9-9-9-24-1Т, все доступные опции увеличения быстродействия, а также технологии энергосбережения, были активированы. Конкуренцию APU AMD A8-3850 составили два процессора Intel — Core i3-2100 и Core i3-540, которые сошлись в неравном бою в одном из предыдущих обзоров . Конфигурации тестовых стендов для платформ LGA1155 и LGA1156 ничуть не претерпела изменений, но мы напомним их. Итак, стенд для тестирования младшего Intel Sandy Bridge включал:
  • процессор: Intel Core i3-2100 (3100 МГц, 2 ядра, Hyper-Threading);
  • материнская плата: MSI Z68A-GD65 (B3) (Intel Z68 Express, UEFI 22.3).
Для измерения производительности двухъядерного процессора LGA1156 использовались такие комплектующие:
  • процессор: Intel Core i3-540 (3066 МГц, 2 ядра, Hyper-Threading);
  • материнская плата: ASUS P7H55D-M EVO (Intel H55 Express, BIOS 1604).
Ввиду отсутствия в нашей тестовой лаборатории процессора AMD Athlon II X4, быстродействие APU AMD A8-3850 пришлось сравнивать с более производительным Phenom II X4 955 BE. Тестовый стенд для платформы Socket AM3 выглядел следующим образом:
  • процессор: AMD Phenom II X4 955 BE (3200 МГц, 4 ядра);
  • материнская плата: MSI 990FXA-GD80 (AMD 990FX, UEFI 11.1).
Все участники обзора работали на штатных частотах, а AMD A8-3850 дополнительно был протестирован в разгоне до 3570 МГц, при частоте оперативной памяти 1970 МГц. Возможно, это не слишком корректно по отношению к конкурентам, но мы еще раз напомним, что Intel Core i3-2100 совершенно бесполезен в плане разгона, а эффективность и прирост производительности двух других участников тестирования хорошо изучен.

В качестве операционной системы использовалась Microsoft Windows 7 Enterprise 64 bit (90-дневная ознакомительная версия). Файл подкачки и UAC были отключены, более никаких модернизаций не проводилось. Из драйверов были установлены пакеты AMD Catalyst 11.6 от 14.06.2011 и Intel INF Update Utility 9.2.0.1030 от 21.04.2011. Тестовые программы были следующие:

  • AIDA64 1.80 (Cache & Memory benchmark);
  • SuperPI XS 1.5;
  • wPrime Benchmark 2.04;
  • Futuremark PCMark 7;
  • 7-Zip 9.20 x64 (встроенный тест);
  • WinRAR 4.0 (встроенный тест);
  • Cinebench 11.5R (64bit);
  • dbpoweramp R14.1 benchmark;
  • x264 HD Benchmark v3.0;
  • Futuremark 3DMark Vantage 1.1.0;
  • BattleForge;
  • Tom Clancy"s H.A.W.X. 2 benchmark;
  • Lost Planet 2 benchmark.
Результаты тестирования

Синтетика

Наше исследование производительности открывает традиционный блок синтетических приложений, которые позволяют измерить пропускную способности и латентность ОЗУ, а также оценить быстродействие в арифметических задачах и многоядреную эффективность.




Результаты тестирования в Cache & Memory benchmark информационно-диагностического пакета AIDA64 1.80 ясно дают понять, что чуда так и не произошло, и встроенный в APU AMD A-Series контроллер памяти значительно отстает от Intel Sandy Bridge. Если сравнивать новичка с AMD Phenom II X4 955 BE, то наблюдается небольшой прогресс в операциях копирования в ОЗУ. Даже в разгоне AMD A8-3850 не может приблизиться к результатам двухъядерного Intel Sandy Bridge, работающего на штатной частоте. Увы, инженеры AMD так и не смогли превзойти своих коллег из компании Intel в части эффективности работы APU с подсистемой ОЗУ.


Совсем печально выглядят результаты новичка при расчете числа Пи с точностью до одного миллиона знаков после запятой. Сказывается наименьшая среди участников тестирования частота, но даже после разгона до 3560 МГц гибридный процессор с трудом обгоняет четырехъядерный Phenom II, а вот оба процессора Intel остаются непобежденными.



Совершенно иначе обстоят дела в wPrime Benchmark 2.04, где физические ядра работают гораздо эффективнее виртуальных. В номинальном режиме AMD A8-3850 закономерно обгоняет оба процессора Core i3, но отстает от Phenom II X4 955 BE, который имеет преимущество по частоте. Разгон выводит APU на первое место, впрочем, кто бы сомневался?





В общем зачете APU AMD A8-3850, работающий на штатной частоте, умудрился уступить даже Intel Core i3-540. При этом, новичок добился паритета с двухъядреным Clarkdale в сценариях Entertainment и Productivity, но немного отстал в Creativity, что и повлияло на итоговую оценку. Самое интересное, что даже разгон и форсирование пропускной способности ОЗУ не позволили гибридному процессору обогнать скромный Phenom II X4 955 BE. Очевидно, сказывается отсутствие кэш-памяти третьего уровня. В любом случае, производительность APU AMD A8-3850 в типичных домашних задачах находится на достаточном уровне, и не следует говорить о провальных результатах. Просто соперники оказались немного быстрее…

Прикладное ПО

Нельзя сказать, что результаты синтетических тестов нас сильно расстроили, все-таки больший интерес вызывают уровень производительности в прикладном программном обеспечении, таком как архиваторы, редакторы построения трехмерных изображений и программы обработки мультимедиа.



Свободно распространяемый архиватор 7-Zip 9.20 x64 имеет алгоритм, отлично оптимизированный для многопоточного выполнения. Именно поэтому двухъядерные процессоры Intel Core i3 безнадежно отстают от AMD A8-3850. Последний, в свою очередь, закономерно проигрывает Phenom II X4 955 BE, но разгон позволяет APU завоевать первое место.


Абсолютно иной характер демонстрирует WinRAR 4.0, который неожиданно поместил на последнее место… Intel Core i3-2100. На штатной частоте быстрее других оказался четырехъядерный Phenom II, который сдался гибридному процессору Llano только после разгона последнего.




Тестирование в Cinebench R11.5 ничего принципиально нового не принесло. Эффективность работы одиночных ядер обеих процессоров AMD оставляет желать лучшего, зато этих ядер у них по четыре, и в многопоточном подтесте процессорам Intel с их технологией Hyper Threading нечего противопоставить. А вот в тесте визуализации в режиме OpenGL AMD A8-3850 разделил с Intel Core i3-540 последнее место. В общем, для работы в CINEMA 4D гибридные процессоры Llano станут не лучшим выбором. Посмотрим, как обстоят дела с кодированием аудио- и видеоконента.




А здесь дела обстоят очень даже неплохо! Оба приложения имеют отличную многопоточную оптимизацию, что позволяет AMD A8-3850 заметно опередить оба процессора Intel, ну а разгон только усиливает преимущество. Маленькой победой выглядит ничья APU и Phenom II X4 955 BE в тесте dbpoweramp R14.1. Возможно, это первый и единственный раз, где можно наблюдать эффект от тех самых улучшений дизайна ядра, дающие некоторый прирост производительности.

Игровое ПО

Тестирование производительности в полусинтетическом пакете Futuremark 3DMark Vantage это, конечно, не совсем «игровое ПО», а скорее — дань традиции, эдакая своеобразная «табель о рангах». Для минимизации влияния видеокарты был использован профиль Performance.



Согласно результатам 3DMark Vantage, AMD A8-3850 на штатной частоте способен создать конкуренцию лишь для Intel Core i3-540, в то время как AMD Phenom II X4 955 BE и Intel Core i3-2100 с переменным успехом борются за первое место. Конечно, после разгона почти на 700 МГц гибридный процессор все-таки возвращает себе победу, но даже после этого становится ясно, что новейшие APU A-Series для бенчмаркинга не слишком подходят.

Что касается реальных игровых приложений, то тестирование в трех современных играх, использующих DX11, показало, что производительность Llano в паре с мощных дискретным видеоакселератором практически не имеет запаса.




В стратегии реального времени BattleForge AMD A8-3850 продемонстрировал поведение, характерное для процессоров Athlon II X4, и оказался даже медленнее совсем «неигрового» Intel Core i3-540. В авиасимуляторе Tom Clancy"s H.A.W.X. 2 гибридный процессор занял предпоследнее место. Разгон, конечно, несколько улучшает слабые результаты APU, но не стоит забывать, соперники работают на штатных частотах. Что касается тестирования в шутере от третьего лица Lost Planet 2, то все участники показывают сопоставимые результаты, так что в насыщенных графикой играх AMD A8-3850 не должен стать сдерживающим фактором.

Выводы

Прежде чем делать выводы, мы просуммируем положительные качества, а также попробуем оценить слабые стороны платформы AMD Lynx в целом. К несомненным преимуществам новой платформы можно отнести:

  • высочайшая, как для интегрированного решения, производительность графической подсистемы;
  • полная поддержка DX11;
  • врожденная поддержка USB 3.0, SATA 6 Гбит/с;
  • перспектива использования графических ядер гибридных процессоров для параллельных вычислений;
  • возможность объединения ресурсов интегрированной и дискретной видеокарт;
  • энергоэффективность, умеренное тепловыделение.
Не обошлось и без некоторых недостатков:
  • слабые возможности для разгона, невысокий частотный потенциал;
  • уникальный процессорный разъем делает невозможным апгрейд систем Socket AM2(+)/Socket AM3;
  • производительность вычислительных ядер ниже, чем у конкурирующих решений.
Как видите, преимущества и недостатки полностью определяются архитектурой и конструктивными особенностями, заложенными инженерами AMD при проектировании APU A-Series. Просто нужно пользоваться всеми выгодами, которые предлагают гибридные процессоры Llano и не обращать внимания на их особенности! Например, можно ли считать уникальный процессорный разъем серьезным недостатком? Конечно, для перехода на APU A-Series придется полностью сменить платформу, зато пользователь «на всякий случай» получает в свое распоряжение мощное и функциональное ядро. Слабые возможности разгона? Вообще, разгон для системы, «во главе угла» которой стоит экономичность и энергоэффективность — весьма сомнительное занятие. Для бенчеров и прочих энтузиастов компания AMD продолжает развивать платформу Socket AM3+ и, мы надеемся, что будущие процессоры AMD Bulldozer не разочаруют поклонников компании. К слову, у процессоров Intel Sandy Bridge с заблокированным коэффициентом умножения дела с разгоном обстоят еще хуже… А что касается производительности, то её вполне хватает для большинства задач, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации персонального компьютера. Конечно, есть процессоры, обладающие гораздо большим быстродействием, но они же лишены и главного козыря APU — мощного интегрированного видеоядра.

Подытожив все это можно с уверенностью очертить область применения для новых гибридных процессоров Llano. Мы видим APU A-Series в качестве основы для универсального домашнего ПК, владелец которого проводит мало времени за требовательными к графической подсистеме играми, не планирует приобретение мощного дискретного видеоадаптера, но в то же время не прочь иногда ознакомиться с игровыми шедеврами. Кроме того, наш «герой» редко выполняет ресурсоемкие задачи наподобие 3D-визуализации или сложных научных расчетов, зато часто конвертирует аудио- и видеофайлы для проигрывания на своем медиаплеере, а также обрабатывает множество снимков, сделанных любимой цифровой камерой. При этом, такой гипотетический пользователь ценит компактность и тишину системного блока. А еще он не желает тратить значительные суммы денег на ежемесячный апгредй системного блока. Никого не узнаете?

Оборудование для тестирования было предоставлено следующими компаниями:

В начале 2015 года компания AMD представила новое поколение APU , в частности модель A8-7650K . Новые гибридные процессоры, основанные на архитектуре Kaveri , получили полностью обновленную архитектуру и вычислительной и графической части. За вычисления отвечают четыре х86-ядра с микроархитектурой Steamroller , более известные нам как CPU, а за графику шесть блоков Radeon R7 с GCN-архитектурой (GPU).
Данная схема называется HSA- гетерогенная системная архитектура – позволяет преодолеть различия между ядрами CPU и GPU и порождает новейшее решение под названием «вычислительные ядра». Эта технология позволяет ядрам CPU и GPU понимать одинаковые команды, делить между собой нагрузку и иметь общую память. HSA позволяет ядрам CPU и GPU работать вместе в составе гибридного процессора (APU), обеспечивая значительное и эффективное ускорение работы приложений, отличную производительность и потрясающие мультимедийные развлечения.
Еще одним достижением является гетерогенная передача информации, или hQ, которая полностью изменяет алгоритм взаимодействия процессоров в составе гибридного процессора при выполнении вычислительных задач. До HSA ЦП выполнял функции ведущего, а ГП - ведомого, но теперь они оба могут назначать и выполнять задачи, что делает их равноправными партнерами и позволяет распределять рабочие нагрузки между ядрами, наилучшим образом подходящими для данной задачи.

Данные процессоры поддерживают и еще одну интересную технологию. Некоторые наверно уже успели ознакомиться с современными телевизорами, способными интерполировать кадры в основной видео поток. Это делается для того что бы уменьшить размытость изображения и увеличить частоту кадров видео-контента с помощью интерполяции новых кадров между уже существующими. Теперь данная технология благодаря стараниям AMD стала доступна и для персональных компьютеров. Результаты видны невооруженным глазом, картинка становиться намного плавнее, подергивания пропадают и фокусировка становится более четкой. Благодаря технологии AMD Fluid Motion Video данный процессор станет отличным выбором для постройки HTPC.
Эта функция доступна для всех гибридный процессоров 7000-серии APU, а так же на всех современных видеокартах AMD: R7 260, R7 260X, R9 285, R9 290, R9 290X, R9 295X2 и т.д.

Теперь давайте поговорим о экономической составляющей. Процессор AMD A8-7650K , да и практически все гибридные процессоры, можно назвать довольно доступными, особенно по сравнению с конкурентами от Intel. За $ 100 мы получаем в свое распоряжение четырехъядерный процессор со встроенной видеокартой. Да, она не такая мощная как дискретные модели, но она и энергии потребляет меньше, да и платить отдельно за нее не надо. Что касается производительности, немного забегая вперед скажем, что ее хватает с головой что бы поиграть в любимые игры. Конечно же это будут не максимальные настройки, но убить время на работе или дома этот процессор поможет. Возможностей вычислительный ядер также достаточно для дома или офиса. В большинстве своем данные процессоры обитают HTPC системах, где им самое место. Потребляют мало энергии, да и не греются.

Технические характеристики.

Модель A8-7650K
Архитектура Kaveri
Техпроцесс 28 нм SOI
Кол-во ядер CPU 4 шт.
Номинальная частота 3.3 ГГц
Частота Turbo 3.7 ГГц
Кэш L2 4 х 2 МБайт
Кэш L3
TDP 95 Вт
Сокет FM2+

Номинальная частота 3.3 ГГц достигается при помощи множителя х33, при этом частота шины составляет 100 МГц. Правда, в нашем случае, материнская плата ASUS A68HM-Plus немного занизила шину из-за чего частота ядер равнялась 3290 МГц. Напряжение выставляется автоматически и равняется 1,308 В. В режиме Turbo, благодаря технологии AMD Turbo Core 3.0, частота повышается до 3,7 ГГц, при этом рабочее напряжение остается без изменений.

Процессор A8-7650K удалось разогнать до 4088 МГц, для этого пришлось повысить напряжение до 1.404 В.

Встроенное графическое ядро Spectre, произведено также по 28 нм техпроцессу и может похвастаться: 384 потоковыми процессорами, 8 блоками ROPи 24 блоками TMU. Рабочая частота GPU равняется 720 МГц. Объем памяти, выделяемой из оперативной памяти может равняться 512, 768, 1024 или 2048 МБайт, в зависимости от того какие настройки будут в BIOS.

Тестирование.

Тестовый стенд:
Материнская плата ASUS A68HM-Plus
Оперативная память G.SKILL RipjawsX DDR3-2133 МГц CL7-10-7-27
Блок питания Corsair AX1200i
Система охлаждения Cooler Master Hyper 612 PWR (скорость вращения вентилятора 1800 об/мин).

Процессор попал к нам в ОЕМ-комплектации. Тест процессора AMD A8-7650K проводилось в два этапа. Процессор проходил тесты сначала на номинальной частоте, а затем в режиме разгона. В режиме разгона процессор функционировал на частоте 4088 МГц.

SuperPi 1M – 21.486 sec.

SuperPi 1M – 17,644 sec.

SuperPi 32M – 19 min 03,669 sec.

SuperPi 32M – 16 min 01,882 sec.

Pifast – 39,76 sec.

PiFast – 32,67 sec.

wPrime 32M –
wPrime 1024M – 455,037 sec.

wPrime 32M – 11.734 sec.
wPrime 1024M – 368.206 sec.

Frybench – 13 min 23 sec.

Frybench – 11 min 11 sec.

Cinebench R11.5 – 3,09 pts.

Cinebench R11.5 – 3.85 pts.

Cinebench R15 – 267 cb.

Cinebench R15 – 334 cb.

x264 FHD Benchmark – 3 min 40 sec.

x264 FHD Benchmark – 2 min 57 sec.

Заключение.
Процессоры Kaveri прибывшие в нашу тестовую лабораторию оставили только положительные впечатления. Безусловно процессор AMD A8-7650K имеет полное право получить прописку в системных блоках нетребовательных геймеров, офисных компьютерах и HTPC. Во-первых, рабочие частоты как всегда высоки, в режиме Turbo ядра повышают свою частоту до отметки 3700 МГц. А путем разгона процессоры без проблем разгоняться до 4500 МГц и выше. Правда в нашем случае ограничением выступила материнская плата. Во-вторых, мощный встроенный GPU позволяет без проблем поиграть в современные игры, конечно не на максимальных настройках, но развлечься в обеденный перерыв или дома, во время закачки нового фильма, получиться без проблем. В итоге у нас получается следующая картина. Если вы хотите собрать медиа-центр, на котором будете иногда развеивать скуку, бегая с автоматом по джунглям, то процессор AMD A8-7650K

Компании AMD уже давно не удаётся заявить о себе как о разработчике высокопроизводительных процессоров для настольных компьютеров. Все последние новинки, сошедшие с конвейера этой фирмы, в лучшем случае могут претендовать лишь на проникновение в средний рыночный сегмент. Впрочем, это уже никого не удивляет. Лишь самые оголтелые фанаты не могут свыкнуться с мыслью о том, что AMD проиграла гонку за производительность.

В то же время отсутствие в ассортименте компании AMD процессоров, которые могут составить конкуренцию интеловским Core i7, ещё не означает, что её продукцию следует полностью списать со счетов. На протяжении последних нескольких лет AMD предлагает очень неплохой выбор в части недорогих решений, которые с точки зрения соотношения быстродействия и цены нередко превосходят продукты конкурирующего производителя. В частности, именно поэтому Socket AM3 процессоры, относящиеся к семействам Phenom II и Athlon II, были востребованы потребителями и хорошо продавались.

Но эра Phenom II и Athlon II постепенно подходит к концу. Лежащие в основе этих процессоров полупроводниковые кристаллы с микроархитектурой K10 «Stars», производимые по 45-нм технологии, уже не могут считаться актуальными и доживают свои последние месяцы. На смену им приходят принципиально новые 32-нм процессоры в Socket FM1-исполнении, относящиеся к семейству с кодовым именем Llano. По многим характеристикам они похожи на Athlon II, да и в основе их процессорных ядер лежит та же самая микроархитектура с минимальными изменениями, однако новые процессоры имеют принципиальное отличие – они снабжены встроенным графическим ускорителем.

Обычно пользователи с недоверием относятся к такому соседству. Действительно, если речь идёт о CPU, предлагаемых Intel, то встроенная в процессор графика не слишком продвинута по своим возможностям, и её производительности не хватает для полноценного игрового применения. Однако случай Llano – особенный. Эти процессоры относятся к принципиально новому классу устройств – APU (Accelerated Processor Unit) – они отличаются от обычных CPU с интегрированным видео явным смещением акцентов в сторону графической составляющей. В Socket FM1-процессорах, продвигаемых AMD, встроен ускоритель класса Radeon HD 6500, который совершенно не чета интеловским HD Graphics 2000/3000. Он совместим с DirectX 11 и может предложить гораздо более высокий уровень быстродействия. Именно поэтому представители семейства Llano могут быть интересны в качестве решений, объединяющих вычислительные и графические мощности в едином чипе, в гораздо большем числе ситуаций.

Мы задались вопросом, могут ли предлагаемые AMD для настольных компьютеров процессоры семейства Llano использоваться в основе игровых систем начального уровня. Хотя в прошлых тестированиях систем на их базе нам не удавалось получить удовлетворительный уровень быстродействия в современных играх в типичном для десктопов разрешении 1920x1080, теперь ситуация несколько изменилась. На рынке появилась более скоростная десктопная модификация Llano, процессор A8-3870K, который не только работает на повышенных тактовых частотах, но и подвержен простому разгону. В результате, у нас появилась надежда, что этот APU стоимостью $135 после определённых оверклокерских манипуляций сможет приемлемо выступать в игровой системе без внешней графической карты. Но даже если и не сможет, то поддерживаемая им технология Dual Graphics, объединяющая потенциал встроенной графики с мощностями дополнительной видеокарты, позволит получить необходимое число кадров в секунду в современных играх уж наверняка. Оба эти варианта представляют достаточно большой интерес, так как и в том, и в другом случае Socket FM1-системы имеют шанс оказаться дешевле платформ аналогичной производительности, но с компонентами Intel, которые в силу убогости (с точки зрения игровых применений) встроенной графики всегда нуждаются в отдельной и более дорогой видеокарте.

Таким образом, главными героями этой статьи станут две системы: основанная на процессоре A8-3870K и использующая его встроенное графическое ядро Radeon HD 6500 и базирующаяся на том же APU, но усиленная дополнительной видеокартой Radeon HD 6670, подключенной по технологии Dual Graphics.

Процессор AMD A8-3870K в подробностях

Процессор A8-3870K, ставший главным героем этого обзора, по сути, не несёт в себе ничего принципиально нового. Это точно такой же Llano, как и другие, выпущенные ранее представители серии A8, объединяющей в едином полупроводниковом кристалле четыре вычислительных ядра Husky и графическое ядро Sumo. Выпуская A8-3870K, AMD ставила перед собой задачу не столько увеличения производительности Socket FM1-систем, сколько придания им привлекательности с точки зрения разгонных возможностей.

Поэтому формальные характеристики новинки выглядят сильно похожими на спецификации A8-3850:

Фактически, речь идёт лишь о поднятии тактовой частоты вычислительных ядер на 100 МГц, которое можно трактовать как совершенно незаметное в реальных условиях изменение. В остальном, все характеристики A8-3850 и A8-3870K сходятся, так что неудивительно, что и рекомендованная цена на новый APU установлена в те же самые $135, что и для его младшего собрата.

Очевидно, более серьёзное увеличение тактовой частоты процессоров Llano было бы сопряжено с существенным ростом их тепловыделения и выходом за установленный для этой платформы 100-ваттный предельный тепловой пакет даже несмотря на то, что для производства полупроводниковых кристаллов этих CPU используется вполне актуальный 32-нм техпроцесс. Из-за этого AMD не имеет средств для наращивания производительности вычислительной части текущего поколения своих APU. Сколько-нибудь заметного прогресса в частотах Socket FM1 процессоров не происходит, и такая ситуация, очевидно, сохранится до выхода представителей поколения Trinity с новой микроархитектурой Piledriver. Микроархитектура K10, которая с минимальными изменениями перекочевала и в Llano, себя явно исчерпала.



Основное различие между вычислительными ядрами Llano и Propus состоит в изменившемся размере кэш-памяти второго уровня. На каждое ядро A8-3870K приходится по 1 Мбайту L2 кэша. В остальном же A8-3870K очень похож на Athlon II 640. Разница в чисто счётной производительности этих процессоров составляет не более 5-7 процентов (в пользу A8-3870K) и обуславливается вдвое большим объёмом кэш-памяти и набором косметических нововведений в ядре Husky: увеличением внутренних буферов и внедрением отдельного блока для выполнения целочисленных делений.

Гораздо интереснее взглянуть на встроенное в A8-3870K видеоядро Sumo, воплощённое в виде графического ускорителя Radeon HD 6550D.


Встроенное в A8-3870K видеоядро характеризуется наличием 400 процессоров с VLIW5-архитектурой. Учитывая, что рабочая частота этого ядра установлена в 600 МГц, мы имеем интегрированный в процессорный полупроводниковый кристалл аналог видеокарты Radeon HD 5570. Который, впрочем, лишён собственной видеопамяти, и использует для своих нужд часть системной.

Разгон AMD A8-3870K

Спецификации AMD A8-3870K не преподнесли никаких сюрпризов. Это – совершенно обычный четырёхъядерный представитель семейства Llano. Особенность этого процессора в другом, она выражается присутствием в модельном номере суффикса «K» и тем, что A8-3870K относится к серии Black Edition. Иными словами, этот процессор – оверклокерский, в нём разблокированы отвечающие за рабочие частоты множители.

Это – серьёзное преимущество A8-3870K перед предшественниками, потому что разгон Socket FM1 процессоров через повышение частоты базового тактового генератора обычно сопряжён с серьёзными проблемами. Их корень состоит в использовании одной и той же опорной частоты как для задания скоростей работы вычислительных и графического ядер процессора, так и для тактования встроенных в набор системной логики контроллеров. В результате, разгон через увеличение базовой частоты часто приводит к отказам в работе SATA-устройств в режиме AHCI, а также D-Sub и HDMI-выводов на материнских платах. A8-3870K этим проблемам не подвержен, потому что его оверклокинг не требует изменения опорной частоты.

Напомним, процессоры Llano имеют три основные частоты, которые прямо влияют на производительность и которые имеет смысл увеличивать. Это:

Тактовая частота вычислительных ядер CPU;
Частота графического ядра;
Частота работы DDR3-памяти.

A8-3870K предлагает беспрепятственное изменение двух из трёх этих частот. Частота вычислительных ядер варьируется за счёт незаблокированного коэффициента умножения процессора, который доступен для изменения с шагом 1 в пределах от 8x до 47x. То есть, учитывая, что в Socket FM1-системах используется значение BCLK 100 МГц, для A8-3870K теоретически может устанавливаться любая тактовая частота со 100-мегагерцовой дискретностью.

Рассматриваемый процессор позволяет произвольно менять и частоту графического ядра. Однако в данном случае используется более сложная схема – эта частота формируется делением итоговой частоты процессора на собственный коэффициент, изменяемый с шагом 0.25. Поэтому дискретность изменения частоты GPU переменна и зависит от разгона процессора.

За частоту работы памяти у A8-3870K также отвечает отдельный множитель, однако он изменяется в весьма ограниченных пределах. Как и все остальные Llano, A8-3870K поддерживает лишь DDR3-1067, DDR3-1333, DDR3-1600 и DDR3-1867 SDRAM. Это означает, что контролер памяти предлагает для установки частоты DDR3 на выбор только четыре значения множителя: 10.66х, 13.33х, 16.0х и 18.67х. Иными словами, даже для относящегося к серии Black Edition процессора A8-3870K предельно достижимый без изменения частоты BCLK режим функционирования памяти, это – DDR3-1867 SDRAM. Для полноценного же разгона памяти необходимо прибегать к увеличению BCLK выше штатных значений.

Всё сказанное отображено на следующей схеме.


Переходя от теории к практике, заметим, что процессоры Llano с заблокированными множителями нам удавалось разогнать примерно до 3.5 ГГц с симметричным увеличением частоты встроенной графики примерно до 870 МГц. Правда, учитывая, что такой разгон выполнялся увеличением опорной частоты тактового генератора до 140-150 МГц, приходилось идти на некоторые жертвы – переводить SATA-диски в менее производительный IDE-режим и пользоваться мониторами, подключёнными по интерфейсу DVI.

В случае с A8-3870K Black Edition покорения качественно новых вершин оверклокинга никто не обещает. Однако при разгоне этого процессора при помощи множителей все компоненты системы продолжают работать в номинальных режимах, поэтому ни на какие компромиссы идти не нужно. Сама компания AMD говорит, что в случае применения воздушного охлаждения A8-3870K должен разгоняться до 3.5-3.8 ГГц, а его графическое ядро – до 800-960 МГц. Нам с лёгкостью удалось добиться попадания в обозначенные рамки.



С воздушным кулером NZXT Havik 140 наш экземпляр A8-3870K смог продемонстрировать стабильную работоспособность при частоте 3.6 ГГц, а графическое ядро Radeon HD 6550D без проблем разогналось до 960 МГц. Достижение этого результата потребовало небольшого увеличения трёх основополагающих напряжений. Процессорное напряжение было доведено до 1.525 В, к номинальному напряжению на процессорном северном мосту добавлялось 0.175 В, а напряжение на встроенном GPU устанавливалось в 1.25 В. Поскольку мы не изменяли частоту BCLK, память работала в максимально доступном режиме – DDR3-1866.

Технология Dual Graphics

Полезным при построении игровых систем начального уровня свойством процессоров Llano выступает не только возможность значительного разгона графического ядра. Большое преимущество платформы Socket FM1 – это технология AMD Dual Graphics, позволяющая объединять потенциал встроенного в процессор графического ускорителя с мощностями внешней видеокарты по технологии CrossfireX. Эта технология работает для внешних видеокарт шеститысячной серии и эффективна в том случае, если в систему устанавливается карта со сравнимым с Radeon HD 6550D уровнем производительности. В результате, комбинируя оснащённую процессором со встроенной графикой платформу Socket FM1 с недорогим графическим ускорителем, можно получить весьма приличную по быстродействию видеоподсистему.



Так, например, для спаривания с процессорами серии AMD A8 производителем рекомендуются ускорители Radeon HD 6670, HD 6570 или HD 6450. В случае же более мощных видеокарт увеличения быстродействия, скорее всего, добиться уже не получится, поскольку синхронизация с процессорным графическим ядром Radeon HD 6550D будет затормаживать, а не усиливать внешний ускоритель. Однако при условии соблюдении баланса AMD обещает прирост скорости графики на уровне 45 процентов по сравнению с одиночной видеокартой. Полученную «сдвоенную» систему из внешней и встроенной графики в большинстве случаев производитель условно относит к серии Radeon HD 6600D2.

Конечно, у технологии есть и слабые места. Например, Dual Graphics работает лишь в DirectX 10 или DirectX 11 режимах, а в DirectX 9 или OpenGL-играх производительность снижается до уровня самого медленного GPU в системе. Но в целом идея объединения видеокарты и встроенной графики достаточно любопытна и позволяет использовать процессорное видеоядро по своему прямому назначению даже в случае наличия внешней видеокарты. В итоге, при построении недорогих игровых систем технология Dual Graphics даёт возможность получить существенно лучшее соотношение затрат и получаемой при этом графической производительности.

Задействование технологии Dual Graphics не требует никаких особенных ухищрений. В систему с процессором AMD A8/A6/A4 устанавливается дополнительная видеокарта, но в BIOS материнской платы первичным адаптером назначается встроенная процессорная графика. После загрузки операционная система обнаруживает два ускорителя, и остаётся лишь включить режим Dual Graphics в графическом драйвере.



Заметим, что AMD рекомендует при этом подключать мониторы именно к внешней видеокарте, это обеспечит более высокий уровень быстродействия в целом и позволит в ситуациях, когда Dual Graphics не поддерживается, перейти на использование ресурсов более производительной внешней графики. Однако следует иметь в виду, что система с двумя ускорителями считает первичной встроенную графику и по умолчанию (то есть, до загрузки драйвера) выводит изображение именно её силами. Поэтому подключение монитора к внешней графике следует производить на финальном этапе настройки, уже после того как сконфигурирован BIOS материнской платы и установлена операционная система со всеми необходимыми драйверами.

Как мы тестировали

Основная цель настоящего тестирования – исследование потребительских качеств платформ, построенных на базе процессора AMD A8-3870K, и проверка возможности их применения в составе недорогих универсальных и игровых систем. На первый взгляд A8-3870K и Socket FM1-инфраструктура подходит для этой цели весьма неплохо. Материнские платы с разъёмом Socket FM1 стоят достаточно дёшево, а сам процессор A8-3870K, хоть и оценивается в $135, предлагает в одном флаконе четыре вычислительных ядра и весьма неплохую графику Radeon HD 6550D.

Формирование сходной по характеристикам системы с аналогичным бюджетом, но на интеловских компонентах, в любом случае потребует использования внешней графической карты. В результате, в жертву придётся принести производительность CPU, и получить что-то вроде комбинации из двухъядерного LGA 1155-процессора Pentium и видеокарты Radeon HD 6670. Сможет ли такая система предложить лучшие возможности, чем вариант AMD – первый вопрос, на который мы попробуем ответить тестами.

Достаточно осмысленной в случае использования платформы Socket FM1 выглядит и идея задействования технологии Dual Graphics. Объединение A8-3870K с графической картой уровня Radeon HD 6670 может существенно поднять игровую производительность. При этом затраты на такое дополнение к 135-долларовому процессору не столь уж и значительны. Поэтому второй темой для исследования стала именно работа Dual Graphics.

Заметим, рост бюджета на платформу Socket FM1 с добавочной видеокартой позволяет нам подобрать для неё и более производительных соперников со стороны Intel. Увеличение быстродействия LGA 1155-системы можно вести двумя путями: наращивая процессорную мощность, либо увеличивая быстродействие видеокарты. В первом случае платформе из AMD A8-3870K и Radeon HD 6670 можно противопоставить комбинацию из Core i3 и такой же видеокарты Radeon HD 6670. Второй вариант – оставить в качестве центрального процессора Pentium, но взять более дорогую и быструю графическую карту, например, Radeon HD 6770. В рамках тестирования мы посмотрим на обе эти альтернативы и оценим их показатели производительности относительно платформы на базе A8-3870K с технологией Dual Graphics. Это будет третья наша задача.

Таким образом, в тестах приняло участите сразу пять различных платформ:

AMD A8-3870K со встроенной графикой:


Материнская плата: Gigabyte GA-A75-UD4H (Socket FM1, AMD A75).

AMD A8-3870K с внешней графикой Radeon HD 6670, работающей по технологии Dual Graphics:

Процессор: AMD A8-3870K (Llano, 4 ядра, 3.0 ГГц, 4 Мбайта L2, Radeon HD 6550D);
Материнская плата: Gigabyte GA-A75-UD4H (Socket FM1, AMD A75);

Pentium G850 с внешней графикой Radeon HD 6670:



Видеокарта: AMD Radeon HD 6670 1 Гбайт GDDR5 128-бит.

Pentium G850 с внешней графикой Radeon HD 6770:

Процессор Intel Pentium G850 (Sandy Bridge, 2 ядра, 2.9 ГГц, 3 Мбайта L3);
Материнская плата: ASUS P8Z68-V Pro (LGA1155, Intel Z68 Express);
Видеокарта: AMD Radeon HD 6770 1 Гбайт GDDR5 128-бит.

Core i3-2120 с внешней графикой Radeon HD 6670:

Процессор Intel Core i3-2120 (Sandy Bridge, 2 ядра + HT, 3.3 ГГц, 3 Мбайта L3);
Материнская плата: ASUS P8Z68-V Pro (LGA1155, Intel Z68 Express);
Видеокарта: AMD Radeon HD 6670 1 Гбайт GDDR5 128-бит.

Общими во всех случаях была память, дисковая подсистема, блок питания и программные компоненты:

Память: 2 x 4 GB, DDR3-1866 SDRAM, 9-11-9-27 (Kingston KHX1866C9D3K2/8GX);
Жёсткий диск: Crucial m4 256 GB (CT256M4SSD2);
Блок питания: Tagan TG880-U33II (880 W);
Операционная система: Microsoft Windows 7 SP1 Ultimate x64;
Драйверы:

AMD Catalyst 12.1 Driver;
AMD Chipset Driver 12.1;
Intel Chipset Driver 9.3.0.1019;
Intel Graphics Media Accelerator Driver 15.22.50.64.2509;
Intel Rapid Storage Technology 10.8.0.1003.

Тестирование систем, построенных на процессоре AMD A8-3870K, выполнялось дважды: при его работе в номинальном состоянии и при описанном выше разгоне до 3.6 ГГц/960 МГц. Системы, построенные на Pentium и Core i3, разгон процессоров не позволяют, поэтому все LGA 1155-платформы тестировались исключительно в штатном режиме.

Производительность в приложениях

Хотя в свете поставленных вопросов основной интерес вызывает графическая производительность сравниваемых платформ, начать мы решили с их тестов при обычной офисной работе и при обработке и создании цифрового контента. В этом случае быстродействие зависит в первую очередь от вычислительной мощности CPU, в то время как графическая подсистема никакого значения не имеет. Поэтому в рамках этого раздела мы ограничились испытаниями AMD A8-3870K, Intel Pentium G850 и Intel Core i3-2120 без внешних видеокарт, а при использовании встроенных в эти процессоры графических ядер.

Для оценки средневзвешенной производительности процессоров в общеупотребительных задачах мы традиционно используем тест Bapco SYSmark 2012, моделирующий работу пользователя в распространённых современных офисных программах и приложениях для создания и обработки цифрового контента. Идея теста очень проста: он выдаёт единственную метрику, характеризующую общую скорость компьютера.



Несмотря на то, что A8-3870K – это единственный в этом сравнении четырёхъядерный процессор, по производительности он к числу лидеров не относится. Наивысший результат в SYSmark 2012 показывает интеловский Core i3-2120, и до его результата платформа Socket FM1 не дотягивает даже при разгоне. Неплохо выглядит и Pentium G850, который на фоне A8-3870K также не ударяет лицом в грязь. В итоге, при работе в номинальном режиме A8-3870K оказывается на последнем по быстродействию месте, а при разгоне до 3.6 ГГц ему удаётся занять промежуточное место между Core i3 и Pentium.

В целом, всё это объясняется невысокой по современным меркам удельной производительностью ядер Husky, применяемых в процессорах Llano. В тех случаях, когда нагрузка не распараллеливается на все четыре ядра процессора A8-3870K, его скорость оказывается ниже, чем у LGA 1155-конкурентов с меньшим числом ядер. Впрочем, если решаемая задача оптимизирована под многопоточное исполнение, результаты процессора AMD могут быть гораздо лучше. Демонстрацию такого поведения легко усмотреть в бенчмарках, основанных на оценке скорости работы в отдельных ресурсоёмких приложениях.

Для измерения быстродействия процессоров при компрессии информации мы пользуемся архиватором WinRAR , при помощи которого с максимальной степенью сжатия архивируем папку с различными файлами общим объёмом 1.4 Гбайт.



Измерение производительности в Adobe Photoshop мы проводим с использованием собственного теста, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test , включающий типичную обработку четырёх 10-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.



При тестировании скорости перекодирования аудио используется утилита Apple iTunes , при помощи которой осуществляется преобразование содержимого CD-диска в AAC-формат. Заметим, что характерной особенностью этой программы является способность использования лишь пары процессорных ядер.



Для измерения скорости перекодирования видео в формат H.264 используется x264 HD тест , основанный на измерении времени обработки исходного видео в формате MPEG-2, записанного в разрешении 720p с потоком 4 Мбит/сек. Следует отметить, что результаты этого бенчмарка имеют огромное практическое значение, так как используемый в нём кодек x264 лежит в основе многочисленных популярных утилит для перекодирования, например, HandBrake, MeGUI, VirtualDub и проч.






Тестирование скорости финального рендеринга в Maxon Cinema 4D выполняется путём использования специализированного теста Cinebench .



Также, мы воспользовались и бенчмарком Fritz Chess Benchmark, который оценивает скорость работы популярного шахматного алгоритма, используемого в основе программ семейства Deep Fritz.



Глядя на приведённые диаграммы, можно ещё раз повторить всё то, что уже было сказано применительно к результатам SYSmark 2011. Процессоры AMD, которые компания предлагает для использования в интегрированных системах, могут похвастать хорошей скоростью лишь в тех вычислительных задачах, где нагрузка хорошо распараллеливается. Например, при 3D-рендеринге, перекодировании видео или при переборе и оценке шахматных позиций. Правда, именно в таких задачах высокая производительность более востребована и субъективно, так как заставляют компьютер «задумываться» глубоко и надолго чаще всего подобные ресурсоёмкие приложения.

Графическая производительность

Группа игровых 3D тестов открывается результатами бенчмарков 3DMark Vantage и 3DMark 11, которые использовались с профилем Performance.






Результаты популярных синтетических тестов дают неплохое общее представление о мощности встроенного в A8-3870K графического ядра. Как видим, оно всё же не может соперничать по скорости с полноценной видеокартой Radeon HD 6670 даже при более чем полуторакратном разгоне. Поэтому с точки зрения графической производительности LGA 1155-система с процессором Pentium и внешней графикой выглядит несколько предпочтительнее. Вместе с этим очень неплохо проявляет себя технология Dual Graphics. При «спаривании» графического ядра процессора A8-3870K с Radeon HD 6670 итоговая производительность оказывается даже выше, чем у LGA 1155-платформы с видеокартой Radeon HD 6770.

Впрочем, следует понимать, что результаты в реальных играх могут быть далеки от цифр в тестах семейства 3DMark. Количество кадров в секунду в игровых приложениях зависит не только от скорости работы видеокарты, но и от мощности вычислительной части процессора.


















Игровой потенциал у встроенной в процессоры семейства Llano графики есть, но всё же мы не можем назвать его полностью приемлемым по современным меркам. Типичное для десктопов разрешение 1920х1080 графическое ядро Radeon HD 6550D «не тянет», количество кадров в секунду в большинстве случаев остаётся ниже необходимого уровня. Более того, конкурирующая платформа аналогичной стоимости, состоящая из LGA 1155 процессора Pentium и видеокарты Radeon HD 6670, может предложить заметно более высокие показатели даже несмотря на то, что она не позволяет разгон процессора.

При этом технология AMD Dual Graphics, как и ожидалось, способна значительно улучшить впечатление о платформе Socket FM1. Добавление в систему с процессором Llano недорогой внешней видеокарты увеличивает игровое быстродействие примерно вдвое, в результате чего система, скомпонованная из A8-3870K и видеокарты Radeon HD 6670, может рассматриваться как вполне достаточный для начального уровня геймерский вариант. Причём, во многих случаях даже превосходящий по потребительским характеристикам равноценные платформы, базирующиеся на LGA 1155-процессорах. Например, платформа, включающая Core i3 и видеокарту Radeon HD 6670, из-за недостаточно высокой графической производительности отстаёт от варианта, эксплуатирующего технологию AMD Dual Graphics, примерно на 15 процентов. Так что реальной альтернативой для конфигурации на базе A8-3870K и Radeon HD 6670 может быть лишь платформа, построенная на процессоре Pentium и снабжённая графической картой Radeon HD 6770, но в этом случае вы получите заметно более низкую многопоточную вычислительную производительность.

Попутно хочется заметить, что разгон графического ядра процессора в системе с активированной технологией AMD Dual Graphics практически не даёт положительного эффекта. В этих условиях показатели производительности в случае разогнанного и неразогнанного A8-3870K остаются почти одинаковыми.

Благоприятное впечатление о технологии Dual Graphics несколько портит поведение Socket FM1-системы в тех играх, которые по каким-то причинам с ней несовместимы. В данном случае это – Batman Arkham City, где скорость сборки «A8-3870K плюс Radeon HD 6670» серьёзно ниже, чем у одиночной видеокарты Radeon HD 6670. К счастью, в таких случаях можно прибегнуть к ручному отключению Dual Graphics в драйвере, которое не вызывает никаких трудностей. Ещё один пример не самого удачного выступления системы с компонентами AMD –это Starcraft 2. В этой стратегии реального времени процессору A8-3870K не хватает вычислительной производительности, и в итоге системы с CPU компании Intel обеспечивают заметно лучшую скорость.

Энергопотребление

К сожалению, процессор AMD A8-3870K не относится к числу экономичных предложений, его тепловой пакет установлен в 100 Вт. Процессоры Pentium и Core i3 имеют при этом типичное тепловыделение не более 65 Вт. Однако в нашем случае это ничего не значит, так как для формирования сходных по производительности платформ интеловские процессоры приходится комплектовать более производительными видеокартами. Таким образом, результаты изменения реального потребления представляют достаточно большой интерес.

На следующих ниже графиках, если иное не оговаривается отдельно, приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное «после» блока питания и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. КПД же самого блока питания в данном случае не учитывается. Во время измерений нагрузка на процессоры создавалась 64-битной версией утилиты LinX 0.6.4. Графические карты нагружались утилитой FurMark 1.9.1. Кроме того, для правильной оценки энергопотребления в простое мы активировали все имеющиеся энергосберегающие технологии: C1E, C6, AMD Cool"n"Quiet и Enhanced Intel SpeedStep.



В состоянии простоя Socket FM1 платформы могут похвастать сравнительно небольшим энергопотреблением. Особенно очевидно преимущество системы, использующей встроенное в A8-3870K графическое ядро. Несмотря на то, что видеокарты AMD шеститысячной серии достаточно экономичны, их вкладом в общее потребление пренебрегать невозможно.



Максимальная вычислительная нагрузка обнаруживает, что проблемы процессоров AMD с энергетической эффективностью, присущие Phenom II и Athlon II, никуда не делись и с внедрением 32-нм технологического процесса. Llano используют ту же микроархитектуру и точно также с треском проигрывают Sandy Bridge с точки зрения соотношения производительности на каждый затраченный ватт электроэнергии. Системы на базе A8-3870K демонстрируют примерно вдвое большее потребление, нежели конкурирующие платформы аналогичной вычислительной мощности, базирующиеся на интеловских процессорах.



При графической нагрузке преимущество платформ того или иного типа не столь очевидно. Системы с процессором AMD A8-3870K, работающим в штатном режиме, оказываются немного более экономичны, чем сходные по стоимости конфигурации на базе Pentium G850 или Core i3-2120. Однако разгон приводит к тому, что платформа AMD наращивает аппетиты и начинает превосходить по потреблению конкурирующие варианты.



Одновременная процессорно-графическая нагрузка вновь ставит в выигрышное положение платформу LGA 1155. Даже самая мощная система, состоящая из процессора Pentium G850 и видеокарты Radeon HD 6770, потребляет меньше, чем платформа на базе AMD A8-3870K, задействующая встроенное в процессор графическое ядро.

Выводы

Производительность интегрированных графических ядер очень сильно эволюционировала за последний год. Если идея формирования игровой системы начального уровня, не использующей внешнюю графическую карту, раньше не могла даже и придти в голову, то сегодня мы посвятили этой проблематике целую статью. Благодарить за это, безусловно, следует компанию AMD, которая взяла курс на создание гибридных процессоров с мощными графическими ядрами. И уже первая веха на этом пути – Llano – достаточно удачный пример интеграции, открывающий перед платформами со встроенными в CPU видеокартами новые горизонты.

Впрочем, как показали проведённые испытания, даже самый старший процессор из семейства Llano, AMD A8-3870K, пока что не позволяет полностью отказаться от графических карт начального уровня. Гибридные процессоры AMD весьма удачно вписываются в игровые ноутбуки, однако для десктопных применений мощностей встроенной в них графики не хватает. В типичном для настольных компьютеров разрешении 1080p процессор AMD A8-3870K не может обеспечить в современных игровых приложениях приемлемое количество кадров в секунду даже при определённых послаблениях в настройках качества изображения. Эта ситуация не исправляется и через разгон.

Именно поэтому при сборке игровой системы в условиях жёстких бюджетных ограничений ставку всё же следует делать на конфигурации с традиционной структурой – включающие недорогой процессор и бюджетную видеокарту. Например, комбинация из Intel Pentium G850 и AMD Radeon HD 6670 позволяет добиться лучшей 3D-производительности, нежели аналогичный этой связке по цене гибридный процессор AMD A8-3870K.

Пока что платформа Socket FM1 больше подходит для мультимедийных и сетевых, а не игровых применений. Её сильной стороной может выступать хорошая производительность в ресурсоёмких многопоточных приложениях, где процессор AMD A8-3870K будет лидировать за счёт наличия четырёх полноценных вычислительных ядер, но следует иметь в виду, что при недостаточно параллелизованной нагрузке процессоры Llano серьёзно уступают даже младшим интеловским Sandy Bridge с более эффективной (с точки зрения числа исполняемых за такт инструкций) микроархитектурой.

При этом мы склонны дать положительную оценку технологии AMD Dual Graphics, предназначенной для объединения мощности бюджетных видеокарт с встроенным в Llano графическим ядром. Благодаря этой технологии перед пользователем открываются перспективы поэтапного апгрейда видеоподсистемы, а получаемая при её использовании производительность находится на весьма конкурентном уровне. Так, например, графическая скорость связки из AMD A8-3870K и Radeon HD 6670 вплотную приближается к быстродействию Radeon HD 6770, что позволяет получать достаточно эффективные по соотношению цены и производительности игровые системы. Впрочем, мы не можем сказать, что Dual Graphics работает совершенно безупречно, а при тщательном подборе компонентов платформа LGA 1155 всё равно может предложить более выгодные конфигурации.

В результате, главный герой этой статьи, процессор AMD A8-3870K, оставил о себе несколько противоречивое впечатление. Это – интересный объект для экспериментов, с одной стороны позволяющий простой разгон, а с другой – обладающий самой лучшей на сегодняшний день встроенной графикой и поддерживающий любопытную технологию Dual Graphics. Однако несмотря на его кажущуюся перспективность, мы не можем придумать для него такую сферу применения, где бы его можно было назвать непревзойдённым вариантом. Конечно, частные случаи его превосходства над интеловскими продуктами существуют, и их наверняка много, но у нас, к сожалению, не получается дать ни одной рекомендации общего характера в его пользу.

Многие пользователи компьютеров слышали о том, что можно значительно повысить производительность своего компьютера, разогнав его процессор. В этой статье мы расскажем о том, как разогнать процессор AMD (АМД) , познакомим с особенностями этой операции.

Как правило, вновь покупаемый компьютер устаревает уже через год–полтора, вследствие быстрого развития современных технологий. Уже совсем скоро после покупки, он начинает не справляться с новыми играми, требующими больших вычислительных ресурсов, тормозить. Разгон процессора позволят продлить жизнь компьютера, сэкономив значительную сумму на покупке нового, или на замене основных его деталей (апгрейде) Кроме того, некоторые люди используют разгон сразу после покупки, стремясь повысить его производительность до максимума, ведь в особо удачных случаях она его может быть повышена на 30%.

Почему разгон возможен?

Дело в том, что процессоры АМД имеют большой технологический запас, заложенный в них производителем для надёжности. Что бы понять, как осуществить разгон процессора amd, придется сказать пару слов о его устройстве. Процессор работает на определенной частоте, которая задана для него производителем. Эта частота получается умножением базовой частоты на внутренний множитель, который имеет процессор и может управляется из БИОСа. У некоторые из них этот множитель заблокирован, и такие не очень пригодны для операции разгона, а у других его можно менять самому. Базовую частоту вырабатывает генератор, установленный на материнской плате. Частоты этого генератора используется также и для формирования других частот, необходимые для нормальной работы компьютера. Это:

  • Частота канала, который связывает CPU и северный мост. Как правило это 1гГц, 1.8гГц, или 2ГГц. Но в общем случае, она не должна быть больше чем частота Северного моста. Канал этот называется HyperTransport.
  • Зависит от этого генератора и частота Северного моста, от этой же частоты зависят частоты контроллера памяти и некоторые другие.
  • Частота, на которой работает оперативная память, тоже определяется этим генератором.

Отсюда можно сделать простой вывод – максимальный разгон компьютера возможен только при выборе комплектующих, надежно функционирующих в экстремальных условиях. В первую очередь к ним относиться материнская плата и оперативная память.

Возникает вопрос как же разогнать процессор amd phenom или athlon? Для этого есть два пути — можно повышать его множитель, а можно частоту базового генератора. Допустим, наш генератор имеет стандартную частоту в 200 МГц, а множитель процессора – 14. Умножая одно на другое получим 2800 МГц – частоту, на которой работает процессор. Установив множитель 17, мы получим частоту 3400 МГц. Правда, будет ли работать на этой частоте наш процессор – большой вопрос! Второй путь – это повышение частоты базового генератора. Увеличив его частоту на 50 МГц, мы будем иметь частоту процессора 3500 МГц (при множителе 14), правда, при этом увеличатся и частоты всех элементов платы, которые зависят от генератора.

Тепловыделение системы

При повышение частоты всегда увеличивается тепловыделение любого элемента и наступает предел, когда он отказывается работать на данной частоте. Для того, что бы ему вернуть работоспособность, повышают напряжение на нем. Это, в свою очередь, увеличивает выделяемое им тепло. Закон Ома говорит, что повышение напряжение в 2 раза, увеличивает тепловыделение в 4 раза. Отсюда простой вывод – для того, что бы успешно осуществить разгон процессора amd феном (athlon) надо озаботится его хорошим охлаждением. Причем, если разгон осуществляется через генератор, то охлаждать надо и материнскую плату. Для охлаждения используют как кулеры повышенной производительности, так и водяное охлаждение, а в экстремальных случаях – жидкий азот.

Разгон процессора

Можно осуществить с помощью утилиты AMD OverDrive, которая позволяет и разогнать процессор и протестировать его работу. Эта утилита выпускается фирмой АМД, и предназначена для облегчения этого процесса.

Но многие пользователи предпочитают проводить такой разгон через BIOS материнской платы. Правда, этот путь требует некоторой теоретической подготовки и знаний. Вам понадобится также утилита, которая позволит оценить результат – это CPU-Z, она покажет новую частоту процессора и Prime95 – утилита, позволяющая оценить стабильность работы системы в условиях разгона, а также некоторые другие – для контроля температуры и производительности.

Настройки биос

В зависимости от типа материнской платы, настройки в БИОС могут меняться, но мы рекомендуем установить некоторые из них так:

  1. Для Cool ‘n’ Quiet выбрать Disable.
  2. Для C1E выбрать Disable
  3. Для Spread Spectrum выбрать Disable
  4. Для Smart CPU Fan Control выбрать Disable

Надо также установить план электропитания в режим High Performance — высокой производительности.

Помните, что все действия по разгону процессора Вы выполняете исключительно на свой страх и риск!

Методика разгона

Разгон процессора amd athlon (phenom) рекомендуется делать, пошагово повышая его множитель на одну ступень. После каждого повышения множителя необходимо проверить стабильность работы процессора на новой частоте утилитой Prime95, а в случае, если тест не будет пройден, сделать еще одну попытку, повысив на один шаг напряжение на CPU. После того, как тест будет пройден без ошибок не менее трех раз подряд, можно увеличить множитель еще на одну ступень и снова попытаться пройти тесты. Действуя таким образом, Вы найдете то значение множителя и напряжения, при которой работа процессора будет стабильна, а следующее повышение множителя должно приводить к тому, что тест не будет пройден. После того, как это значение множителя и напряжения будет найдено, рекомендуется, для постоянной эксплуатации, уменьшить их на одну ступень. При разгоне тщательно контролируйте температуру процессора, она не должна выходить за пределы, установленные производителем.

Если, изменяя значение множителя не удастся получить высокий разгон, то стоит попробовать второй путь – увеличить его, повышая частоту базового генератора.

В этой краткой статье мы рассказали о самом принципе того, как разогнать процессоры amd athlon и phenom, не останавливаясь на деталях. Для тех, кто захочет узнать об этом подробнее, существует много литературы, как в бумажном, так и в электронном виде.

AMD A8-3870K | Сами Макинен разгоняет Llano

Пришло время снова обратить свой взор на флагманский APU Llano c разблокированным множителем. A8-3870K сейчас стоит $120, память со скоростью DDR3-2000+ МГц стала дешевле чем когда либо, а улучшения в последнем наборе драйверов Catalyst заметно увеличивают производительность. Похоже, для успеха этого процессора созданы все условия. К тому же, настольные версии APU Trinity появятся в продаже только ближе к зиме.

Мы уже разгоняли Llano раньше, но теперь мы хотим выжать максимум из контроллера памяти, ведь на этот компонент графическая подсистема APU делает не малый упор. Нам любопытно, сможем ли мы вытянуть достаточно производительности из A8-3870K , чтобы действительно посоревноваться с дискретными видеокартами начального уровня? Сможет ли интегрированное решение выстоять против Radeon HD 6670 DDR3 , которую мы сейчас считаем базовой игровой видеокартой?

Чтобы получить желаемый результат мы связались с Сами Макиненом (Sami Makinen), это всемирно известный оверклокер, поставивший несколько мировых рекордов в этой области. Мы спросили, как выжать максимум из Llano.

сайт: Привет Сами, рады тебя видеть. Давай сразу перейдём к делу. Для начала, не мог бы ты порекомендовать нашим читателям лучшую материнскую плату для разгона A8-3870K ?

Сами Макинен: Привет, я тоже рад вас видеть. Ключевыми компонентами материнской платы являются система обеспечения питания и подсистема памяти. У меня отлично получилось с моделью Asus F1A75-M Pro. Насколько я помню, у этой платы усилено питание северного моста и GPU по сравнению с конкурентами. А высокая тактовая частота GPU – это ключ к высокой игровой производительности.

сайт: Мы знакомы с твоим отчётом по разгону APU, и, похоже, разгон памяти также находится у тебя в приоритете.

Сами Макинен: На этой платформе оверклокеры могут очень сильно разгонять память. Если я не ошибаюсь, мировой рекорд разгона памяти может принадлежать как раз Llano. Это определённо сказывается на производительности, особенно при разгоне GPU.

сайт: Какой порядок нужно соблюдать, разгоняя Llano? Ты начинал с памяти, GPU или CPU?

Сами Макинен: Разгонять память довольно сложно, и чтобы получить желаемые результаты и добиться стабильности нужно много времени. Поэтому разгон Llano я обычно начинаю с GPU, оставляя остальные компоненты архитектуры на заводских настройках. Частота GPU базируется на референсной частоте, поэтому меню BIOS даёт вам различные делители, которые переводятся в доступные значения тактовой частоты. Я начал с GPU и нашёл его предел, сначала используя родное напряжение, и затем увеличивал его понемногу.

сайт: Какое напряжение можно считать идеальным при разгоне графического ядра чипа A8-3870K ?

Сами Макинен: Если вы используете воздушное охлаждение, то лучше всего подойдут 1,2-1,3 В как для северного моста, так и для GPU. Просто начните с заводского напряжения 1,1 В и увеличивайте его шагом в 5 мВ. Таким образом вы дойдёте до значения, при котором теряется стабильность и дальше будет только хуже. Вы, конечно, можете поэкспериментировать и с более высоким напряжением, но если превысить 1,4 В, это может плохо сказаться на долговечности APU, особенно при использовании с заводским кулером.

сайт: Что разгонять после GPU?

Сами Макинен: CPU быстро разгоняется, да и узнать пределы этой подсистемы тоже будет не лишним, поэтому вторым я разгоняю процессор. Исходная частота ядер A8-3870K составляет 3,0 ГГц, но это значение можно повысить до 3,5 – 4,0 ГГц, это можно быстро и легко проверить. После того как вы узнали предел своего чипа, верните ему заводские параметры (или более низкие) для дальнейшей настройки памяти.

Разгон памяти – это уже совсем другой этап, который зависит от модулей, которые вы используете. Это могут быть двух и односторонние планки по 2 или 4 Гбайт.

Кроме памяти следует обратить внимание на базовую (референсную) частоту. Чтобы превысить DDR3-1866, её придется увеличивать. Однако стоит опасаться нескольких вещей. Частоты различных компонентов Llano очень тесно связаны. Если вы увеличиваете референсную частоту, вы, по сути, разгоняете всё. К сожалению, это касается PCI Express, Serial ATA и USB, что усложняет процесс. Если использовать жёсткий диск в режиме AHCI ли RAID, предел наступает очень быстро, и обычно он находится между 105 и 110 МГц. Но если использовать старый добрый режим IDE, то частоту можно повысить до 133 МГц. Это основной способ расширить лимит по базовой частоте, что необходимо для максимального ускорения работы памяти. Конечно, само собой разумеется, что нужно использовать высококлассную память, пропускная способность которой может превысить DDR3-2000.

Ко всему прочему, не следует забывать про выходы на дисплей, когда вы работаете с референсной частотой. VGA тоже связан с базовой частотой. Поэтому увеличивая референсную частоту можно его "потерять". Я определённо рекомендую использовать DVI или HDMI. К счастью, большинство пользователей так и делают.

Если подытожить, то необходимо использовать режим IDE и выход HDMI либо DVI. Получить 133 МГц будет не трудно, можно и больше, в зависимости от того, сколько сможет выдержать ваше "железо".

сайт: Ты упоминал, что настраивать память сложнее. Что бы ты порекомендовал для того, чтобы от оперативной памяти можно было получить максимум?

Сами Макинен: С точки зрения производительности однозначно нужно использовать двухсторонние модули DIMM. Односторонние модули немного упрощают работу контроллеру памяти, но в жертву приносится производительность, поскольку интерливинг становится менее эффективен. Лично я использую двухсторонние модули по 2 Гбайт, всего 4 Гбайт. С такой конфигурацией контроллеру памяти проще справиться, и для современных приложений этого объёма достаточно.

Чтобы настроить память, оставьте большую часть параметров в Auto в меню BIOS и настройте ключевые параметры, основываясь на характеристиках DIMM. Возможно, вам удастся хорошо настроить некоторые тайминги и получить ещё 50 МГц или около того. Что касается напряжения, современные модули памяти хорошо работаю при 1,5, 1,6 или 1,65 В.

Теперь, когда вы знаете на что способны GPU, CPU, память и каков лимит референсной частоты, пришло время подобрать идеальную комбинацию. Наша цель улучшить производительность в играх, поэтому основной фокус на GPU и частоте памяти. Если возможно, оставьте родную частоту CPU или опустите её ещё ниже, понизив напряжение. В целом, нужно попытаться сбалансировать нагрузку на материнскую плату. Если немного понизить энергопотребление на CPU, можно больше увеличить напряжение GPU.

Благодарим Сами за ценные советы по разгону чипа Llano. Теперь посмотрим, что у нас получится на практике.

AMD A8-3870K | Подбираем правильные компоненты для разгона

Поскольку мы собираемся разгонять A8-3870K за $120, нет смысла тратиться на высокоэффективное водяное охлаждение и дорогущую память. Это, кстати, может понравиться экономным оверклокерам. И так, мы выбрали следующие ключевые компоненты:

Компоненты тестовой системы с A8-3870K
Материснкая плата Asus F1A75-V Pro Socket FM1, AMD A75 FCH $120
Процессор AMD A8-3870K 3,0 ГГц, четыре ядра $120
Память Corsair Vengeance 4 Гбайт (2 x 2 Гбайт) DDR3-2000 $55
Кулер Cooler Master Hyper TX3 $20

Отметим, что мы придерживаемся разумного бюджета. Cooler Master Hyper TX3 – это эффективный и недорогой кулер, он значительно лучше чем тот, который AMD поставляет в комплекте с A8-3870K . Модули Corsair Vengeance рассчитаны для работы на скорости DDR3-2000, и согласно hwbot.org среди оверклокеров у них хорошая репутация, а их цена составляет всего $55. И, наконец, системная плата Asus F1A75-V Pro по многочисленным отзывам отлично подходит для разгона Llano.

Остальные компоненты не столь критичны. Мы используем качественный блок питания мощностью 500 Вт и корпус с надлежащим воздушным потоком.

AMD A8-3870K | Разгон

Сами утверждает, что лучше начинать разгон с GPU, затем переходить к CPU, референсной частоте и, наконец, памяти.

Но прежде чем что-то менять, давайте посмотрим на BIOS материнской платы, чтобы удостовериться, что поддерживаемые настройки выставлены как нам нужно. Вот какие установки по напряжению были нами использованы в BIOS платы Asus F1A75-V:

Теперь можно приступить к разгону GPU. Вручную выставив напряжение северного моста на 1,3 В, нам удалось повысить частоту графического движка до стабильных 960 МГц. Это неплохой результат, учитывая, что родная частота графического процессора составляет 600 МГц.

Затем переходим к CPU. Несмотря на то, что нам удалось загрузить Windows на частоте 3,8 ГГц, наибольшей стабильной частотой, при которой чип выдерживает тест Prime95, оказалась 3,6 ГГц при 1,5 В. Ускорение, конечно, не самое высокое, но, по сравнению с родной частотой 3,0 ГГц, вполне ощутимое.

После того как мы установили пределы CPU и GPU, пришло время узнать, насколько мы сможем поднять базовую частоту. Мы переключили контроллер SATA в режим IDE, использовали цифровой выход DVI, в итоге базовые 100 МГц удалось повысить до 132 МГц.

Теперь осталось настроить память. Мы постарались ограничить влияние референсной частоты, которая затрагивает GPU, CPU и память. Поэтому, чтобы достичь максимальной базовой частоты, необходимо понизить все три множителя и тайминги памяти в BIOS. Asus F1A75-V Pro достаточно точно отображает частоты памяти и CPU, отталкиваясь от базовой частоты. Тем не менее, плата показывает частоту GPU предполагая, что базовая частота составляет 100 МГц. На всякий случай мы оставили GPU на родных 600 МГц.

Наконец мы подошли к разгону памяти. Здесь завышенная референсная частота становится полезной. Официально, Llano поддерживает максимальную частоту памяти 933 МГц (DDR3-1866), это значит, что если вы хотите чтобы память работала ещё быстрее, необходимо увеличить референсную частоту. Узнайте пределы ваших модулей памяти и выставьте соответствующие тайминги в BIOS, в этом вам поможет CPU-Z:

Максимальный стабильный разгон памяти у нас составил 1092 МГц (DDR3-2184) при 1,6 В. Мы получили его при референсной частоте 117 МГц и таймингах 10-10-10-27 2T.

После того как мы выставили референсную частоту и память, мы подстроили частоту CPU и GPU до пределов, которые выявили ранее. Используя множитель CPU 15,5x, и базовую частоту 117 МГц, мы получили 3627 МГц. Скорость GPU в меню BIOS отображалась неверно, поскольку BIOS платы Asus не брал в расчёт изменения референсной частоты. Тем не менее, эксперимент показал, что значение 800 МГц соответствует 936 МГц реальной частоты графического ядра.




GPU-Z точно определил частоту GPU. Но память он высчитывает только на основании множителя, и мы видим цифру 933 МГц вместо реальных 1092 МГц. В итоге мы имеем следующие показатели: CPU - 3627 МГц, GPU - 936 МГц и память - 1092 МГц (DDR3-2184), всё это при базовой частоте шины 117 МГц.

Прежде чем перейти к тестам необходимо отметить значимость нашего кулера в противовес коробочному. Радиатор и вентилятор, который поставляется вместе с A8-3870K , вполне подойдут, когда чип работает на родной частоте. Тем не менее, их мощности просто недостаточно для того, чтобы справиться с повышенным тепловыделением разблокированного APU, работающего при более высоком напряжении и частоте.

При использовании коробочного кулера AMD, температура быстро поднялась до 70 градусов по Цельсию, на этой отметке APU включает троттлинг. Cooler Master Hyper TX3 с этой температурой справляется гораздо лучше и предотвращает включение вышеупомянутой функции защиты.

AMD A8-3870K | Конфигурация и тесты

Чтобы лучше продемонстрировать различные конфигурации, мы сначала протестировали систему на родных частотах, используя память на частоте 800 МГц с таймингами 8-8-8-24-2T. Такие же настройки мы использовали в февральской статье о разгоне Llano. Затем мы разогнали набор Corsair Vengeance до 933 МГц (самая высокая официальная частота для этой архитектуры) используя тайминги 9-9-9-24-29-1T, но оставили родные частоты CPU и GPU.

Также мы осуществили стандартный разгон используя те же 933 МГц для памяти, изменив только множители CPU и GPU, но не затрагивая базовую частоту. В итоге мы получили 3,6 ГГц на вычислительных ядрах и 960 МГц на GPU.

И, наконец, максимальный разгон: повысив референсную частоту до 117 МГц, CPU до 3627 МГц, GPU до 936 МГц и память до 1092 МГц (DDR3 2184) при таймингах 10-10-10-27-35-2T.

Основной интерес для нас – сравнить графические возможности разогнанного APU с дискретной Radeon HD 6670 DDR3 . Поэтому мы установили эту видеокарту в разогнанную систему и отключили встроенный GPU.

Тестовая конфигурация
CPU AMD A8-3870K (Llano), родная частота 3,0 ГГц, разгон до 3,627 ГГц @ 1,5 В
Материнская плата Asus F1A75-V Pro, Socket FM1, чипсет: AMD A75
Встроенная графика Встроенная Radeon HD 6550D, родная частота 600 МГц, разгон до 960 МГц @ 1,3 В
Дискретная графика Radeon HD 6670 DDR3 800 МГц GPU, 900 МГц (1800 МТ/с DDR3) память
Сеть встроенный контроллер Gigabit LAN
Память Corsair Vengeance CMZ4GX3M2A2000C10 2 x 2 Гбайт, максимальная скорость: DDR3-2000, CL 10-10-10-27-2T, макс. разгон: DDR3-2184 @ CL 10-10-10-27-2T
Накопитель Western Digital Caviar Black 750 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 32 Мбайт, SATA 3 Гбит/с
Питание ePower EP-1200E10-T2 1200 W, ATX12V, EPS12V
ПО и драйверы
Операционная система Microsoft Windows 7 Ultimate x64
DirectX DirectX 11
Графический драйвер Catalyst 12.7 Beta
Конфигурация тестов
Battlefield 3 версия 1.0.0.0, Operation Swordbreaker, Fraps
Elder Scrolls V: Skyrim версия 1.4.21.04, Fraps
DiRT 3 версия 1.2.0.0, встроенный бенчмарк
StarCraft II версия: 1.4.2.20141, бенчмарк THG
3DMark 11 версия: 1.0.1.0
SiSoftware Sandra 2011 версия 2011.1.17.15, CPU Test = CPU Arithmetic/MultiMedia, Memory Test = Bandwidth Benchmark

AMD A8-3870K | Результаты тестов

Cинтетические тесты

В 3DMark 11 влияние разогнанного GPU очевидно, и в этом синтетическом тесте A8-3870K обходит дискретную видеокарту на установках Entry и Performance. Но система с дискретной картой немного выигрывает на установке Extreme, хотя 1920x1080, вероятно, высоковатое разрешение для большинства современных игр.

Несмотря на то, что наш разгон, в первую очередь нацелен на увеличение скорости работы в графических приложениях, диагностическая утилита SiSoftware Sandra демонстрирует, как различная пропускная способность памяти и разгон ядра x86 влияют на производительность.

Производительность меняется в зависимости от разгона четырёх ядер. Нам кажется, что тест Multimedia даст похожие результаты.

Как мы и думали, результаты похожи. Теперь давайте посмотрим на тесты памяти.

Пропускная способность памяти масштабируется вполне предсказуемо. Далее мы увидим, как это отразится в играх.

The Elder Scrolls V: Skyrim

Сразу после релиза игра Skyrim плохо работала на процессорах начального уровня, однако разработчики решили проблему, выпустив несколько патчей.

Результаты тестов демонстрируют преимущество более высокой пропускной способности памяти, но свой вклад вносит и ускорение от разгона ядер x86 и графического движка. Однако разница между памятью 933 и 1073 МГц невелика, хотя более высокая скорость передачи данных ещё сильнее приближает нас к уровню Radeon HD 6670 DDR3 .

Очень приятно видеть, как разогнанный APU в одиночку (чёрная линия) приближается к системе с дискретной Radeon HD 6670 DDR3 (синяя линия).

Battlefield 3

Battlefield 3 сильно зависит от графической подсистемы, можно предположить, что разгон GPU и шины памяти сильнее всего повлияет на результаты в этой игре. К сожалению, игра слишком требовательная для A8-3870K на разрешении 1920x1080, поэтому мы снизили его до 1280x720.

Эта игра сильно полагается на пропускную способность памяти, поэтому мы наблюдаем четкую разницу в результатах между памятью на частоте 800, 933 и 1092 МГц. Дискретная Radeon HD 6670 DDR3 снова обходит разогнанный APU, но не сильно.

На графике показаны результаты в динамике в течение всего бенчмарка. Интересно, что топовый чип Llano смог поддерживать уровень в 30 FPS только будучи разогнанным.

DiRT 3

DiRT 3 выступает со стороны гоночных симуляторов. A8-3870K смог справиться с игрой на разрешении 1920x1080 с 2x MSAA на низком уровне детализации.

DiRT 3 это ещё одна игра, которая имеет прямую зависимость от пропускной способности памяти. К сожалению, разогнанный A8-3870K так и не смог догнать систему с дискретной видеокартой Radeon HD 6670 DDR3 .

Единственное различие между этим тестом и предыдущим в том, что здесь добавлено сглаживание (как известно, оно влияет на пропускную способность). Видно, что архитектура APU с общей памятью не так хорошо приспособлена для игр, сильно зависящих от пропускной способности, как дискретная карта.

На этом графике разрыв между дискретной графикой и APU виден ещё отчётливее.

StarCraft II

Бенчмарк StarCraft II сильно нагружает CPU, так что давайте посмотрим, как A8-3870K справится с игрой на настройках качества Medium и разрешении 1920x1080.

Результаты A8-3870K меняются очень заметно, очевидно, что на производительность влияют все разогнанные компоненты. APU в одиночку снова почти достиг уровня производительности Radeon HD 6670 DDR3 .

На графике видно, что между памятью на 800 и 933 МГц практически нет разницы до конца теста, когда количество юнитов, контролируемых компьютером, уменьшается.

Энергопотребление и температура

Понятно, что наиболее экономичный результат A8-3870K покажет на заводской частоте. При комбинированной нагрузке на CPU и GPU энергопотребление всей платформы находится в пределах 150 Вт.

Между увеличением референсной частоты и повышением множителей особой разницы в энергопотреблении нет, за исключением комбинированной нагрузки на CPU и GPU, когда энергопотребление доходит до 252 Вт. Для сравнения система с дискретной Radeon HD 6670 DDR3 оказалась более эффективной.

Давайте рассмотрим температуру при использовании кулера Cooler Master Hyper TX3:

Температура существенно возрастает под влиянием разгона. Как мы уже говорили, для удержания температуры ниже отметки 70° С боксовый кулер не подходит. Выше этой отметки APU включает троттлинг.

AMD A8-3870K | Подбираемся к Radeon HD 6670

AMD Radeon HD 6670 DDR3 постоянно получает рекомендации в наших ежемесячных обзорах "Лучшая видеокарта для игр" , потому что за $65 она представляет базу для геймеров с ограниченным бюджетом. Карта может справиться с большинством игр на 1920x1080 при низком уровне детализации, а более требовательные игры сносно идут на 1680x1050 или 1280x720.

Учитывая это, надо признаться, мы удивлены, что разогнанный A8-3870K смог так близко подойти к этой дискретной видеокарте. За дополнительные $75 вы получаете не только видеокарту, но и четырёхъядерный процессор, которые вместе могут обеспечить неплохой уровень производительности, если вы подкрепите их достаточно быстрой памятью. Стоит отметить, что память DDR3 2000+ сейчас стоит как никогда дёшево и волне доступна для бюджетной сборки.

В процессе тестирования мы использовали пять чипов A8-3870K , и результаты получились стабильные. На всех экземплярах мы смогли получить 900 МГц на GPU и 3,5 ГГц на CPU. Наши лучшие образцы показали 960 МГц и 3,7 ГГц для обеих подсистем соответственно. По нашему мнению, от большинства чипов A8-3870K вполне оправдано можно ожидать похожий разгон при условии, если у вас есть достаточно мощный кулер.

Ну а что может предложить конкурент? Intel Pentium G630 за $70 в паре с Radeon HD 6670 DDR3 за $65, более дешёвой оперативной памятью и дешёвой материнской платой обещают чуть более высокую производительность в протестированных сегодня играх. Но в этом нет ничего удивительного, учитывая, что A8-3870K не смогла догнать дискретную видеокарту Radeon в данном обзоре. Pentium также быстрее обрабатывает однопоточные приложения и при этом потребляет меньше электроэнергии. Мы провели несколько тестов на новой разогнанной системе и сравнили результаты с результатами, полученными в феврале. Платформа на базе процессора Pentium и видеокарты AMD Radeon оказалась немного быстрее, чем сильно разогнанная конфигурация на базе Llano.

Стоит упомянуть, что по сравнению с двухъядерным процессором Pentium, четырёхядерный A8-3870K демонстрирует более высокие результаты во многих многопоточных приложениях, особенно при кодировании медиафайлов.

Сейчас A8-3870K привлекательнее, чем когда-либо, в немалой степени это связано с низкими ценами на быструю память. Чип продемонстрировал возможность плавной игры на разрешении 1920x1080 в трех наших играх. Однако Battlefield 3 заставила нас понизиться до 1280x720, хотя и это разрешение вполне приемлемо для большинства мониторов. От данного APU определённо можно получить гораздо больше, когда чип находится в руках опытного оверклокера.



Загрузка...