sonyps4.ru

Основные особенности и характеристики информационного общества. Информатизация и информационное общество

Наиболее крупные изменения, произошедшие в информационном развитии общества, можно отметить пятью революционными этапами.

Первая революция . Появление речевых коммуникаций, обеспечивающее групповое поведение людей, сохранение накопленных знаний на основе устного общения.

Вторая революция. Изобретение письменности - основа наиболее важного скачка в развитии общества, появилась возможность долговременного сохранения знаний и передачи их от поколения к поколениям.

Третья революция . Изобретение книгопечатания, позволившее реализовать массовое распространение письменной информации, изменило культуру и организацию взаимной деятельности, обеспечило широкомасштабное развитие науки и образования.

Четвертая революция . Изобретение электричества и связанных с ним технологий передачи информации (телеграф, телефон, радио, телевидение), позволяющих оперативно передавать информацию, замещая непосредственное общение людей. Параллельно с этими изменениями появились средства оперативной фиксации событий (фотография и звукозапись).

Пятая революция . Появление электронно-вычислительных машин и основанных на них автоматизированных технологий. Проникновение информационных технологий во все сферы деятельности (промышленность, управление, культура и т.д.). Появление Интернета. Создание инструментальной базы для интеллектуальных систем.

Все эти преобразования не являются одномоментными событиями - как правило, это достаточно длительные эволюционные процессы. Поэтому указать временные периоды для каждого из вышеперечисленных преобразований можно достаточно условно. Даже появление книгопечатания нельзя связать только с изобретением Гуттенберга, которому почему-то приписывают изобретение печатного станка. Реальный исторический анализ показывает, что технологии оттиска были известны еще в очень ранних культурах (например, орнаменты), а оттиск на бумажный носитель, когда штамп вырезался на липовой доске, являлся базой для массового тиражирования задолго до XV века.

В настоящее время проходит очередной этап развития цивилизации - переход к информационному обществу . Понятие " информационное общество " как модификация концепций постиндустриального общества возникает во второй половине 1960-х гг. Постиндустриальное общество, которое уже характерно для большинства развитых стран мира и в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, создает основу информационного общества . Уже для этой стадии развития производственным ресурсом стали информация и знания, научные разработки образуют главную движущую силу экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством освобождения от влияния стихийных объективных сил, основой формирования личности. Но в условиях информационного общества знание приобретает новое значение , оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Важнее всего, что знание может использоваться для производства нового знания. Становится возможным получать новое знание о реальности на основании имеющегося опыта. Это приводит к росту теоретических наук, прогнозу и проведению практических исследований на основании предварительных предположений. Математические методы проникают во все сферы деятельности человека.

В период перехода к информационному обществу любая организационная структура все больше использует информацию с целью повысить эффективность, стимулировать инновации , укрепить конкурентоспособность. Информация становится предметом массового потребления у населения, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.

Название " информационное общество " впервые появилось почти одновременно в Японии и США. Создание самого термина " информационное общество " приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций.

Основной смысл концепции информационного общества , сформулированной в этих работах, может быть представлен следующими тезисами:

  • большая часть населения развитых стран занята информационной деятельностью;
  • одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация;
  • власть в обществе переходит в руки информационной элиты;
  • классовая структура общества лишается смысла, постепенно уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает пролетариат, а с ним и все противоречия, появляется "когнитариат" и новое компьютерное поколение свободных людей - "гомо интеллектус".

Это технократическое определение может вызывать определенные вопросы, однако до настоящего времени, несмотря на обилие публикаций, не существует четко сформулированных признаков перехода к информационному обществу . Достаточно правильно охарактеризовал эту ситуацию Фрэнк Уэбстер: "Читая литературу об информационном обществе, просто диву даешься, сколь велико число авторов, оперирующих неразработанными определениями предмета, о котором пишут" . Сформулировать эти признаки трудно, так как мы сами являемся непосредственными участниками этого сложного, динамического, многоаспектного и, самое главное, развивающегося процесса. На необходимость осмысления происходящих изменений указывает то, что к этой работе подключаются ученые, работающие на стыке таких дисциплин, как социология, математика , философия, экономика и география.

Наиболее краткое определение , характеризующее барьер перехода к информационному обществу , сформулировано аналогично определению постиндустриального общества, в котором слово "услуги" заменено на "информационно-интеллектуальные услуги" и звучит так: Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным . Этот социально-экономический аспект занятости населения иллюстрируют наблюдения, предложенные Порэтом в виде диаграммы, которая представлена на рис. 5.1 . Уровень занятости 50% проходится дважды: первый раз при становлении новой общественной формации, второй - когда следующая волна развития покрывает общественные потребности, сформулированные на предыдущих этапах, меньшим количеством работников.

Один из основоположников идей информационного общества Кастельс характеризует эволюцию занятости следующими параметрами:

В более подробных определениях информационного общества , предпринимающих попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества , традиционно исследуются следующие критерии.

Технологический: анализируются информационные технологии , которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: исследуются процессы, выступающие в качестве важного стимулятора изменения качества жизни.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации.

Наиболее четко перечень из 12-ти признаков, характеризующих информационное общество , представлен в работе Дона Тэпскотта "Электронно-цифровое общество" .

  1. Ориентация на знания . Умственный труд становится основой создания материальных ценностей, получения доходов и прибылей. Центр тяжести смещается от силы мышц к силе мысли. Знания становятся составляющей продукции. Распространяются технические средства, ориентированные на знания. Системы управленческой информации эволюционируют в системы знаний.
  2. Цифровая форма представления объектов . Документы преобразуются в электронно-цифровую форму. Общение между людьми приобретает форму единиц и нулей. Переход от аналоговой техники к электронно-цифровой (связь, системы фиксации событий, копирование).
  3. Виртуальная природа. Физические предметы, организации могут становиться виртуальными. Виртуальные магазины, склады, рабочие места, бригады. Виртуализация данных, системы "виртуальная реальность" с воздействием на все органы чувств.
  4. Молекулярная структура. Конец административно-командной иерархии. Отдельные работники и бригады получают свободу действий и возможность создавать ценности. Создаются компоненты типа "конструктора "Лего", предполагающие многократное и многофункциональное использование.
  5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие. Предприятие нового типа - это сетевой элемент. Появляются модульные независимые организации, составляющие единую сеть услуг и производства. Создание материальных ценностей, торговля, общественная жизнь основываются на глобальной инфоструктуре общего пользования.
  6. Устранение посредников . Устранение в хозяйственной деятельности агентов, маклеров, оптовиков, отчасти розничных торговцев - всего, что стоит между изготовителем и потребителем, всех, кто выполнял функции усилителя сигналов в каналах связи организаций.
  7. Конвергенция . Конвергенция ключевых отраслей экономики. Конвергенция организационных структур.
  8. Инновационная природа. Нововведения - главная движущая сила экономической деятельности и успеха в деле. Основным источником ценностей становится человеческое воображение, а не традиционные факторы успеха - доступ к сырью, производительность, масштабы, стоимость рабочей силы. Нововведения в стратегии маркетинга, методах управления.
  9. Трансформация отношений "изготовитель-потребитель" . Стирание граней между изготовителем и потребителем. Знания, информация потребителя используется при создании продукта, особенно при разработке информационных систем , программных продуктов. Потребитель может отслеживать, корректировать и даже участвовать в создании продукта, ориентированного на его конкретные пожелания.
  10. Динамизм. Новое общество действует в режиме реального времени. Торговля становится электронной, коммуникации выполняются мгновенно, получение истинной картинки процесса со всеми необходимыми параметрами обеспечивает непосредственный контроль и управление. Жизненный цикл продукции сокращается.
  11. Глобальные масштабы . Знанию не ведомы границы. Экономика превращается в общемировую. Организация взаимной работы, сотрудничества не ограничивается пространством и временем. Работу можно выполнять в самых разных местах, в том числе на дому. Возрастает взаимозависимость стран.
  12. Наличие противоречий. Возникают массовые социальные противоречия между трудящимися и уволенными рабочими, знания которых стали не нужны, знающими и невеждами, имеющими доступ к информационной магистрали и не имеющими его.

Как уже говорилось выше, преобразования, связанные с переходом к новым социальным, экономическим, технологическим и другим условиям, требуют от человека новых знаний, усилий по адаптации к изменениям. При этом общество старается поддержать человека в процессах адаптации, создавая специализированные образовательные структуры, формируя систему стимулов. Постоянно производится мониторинг и анализ наиболее значительных перемен в общественной жизни человека. Если происходящие изменения способствуют прогрессу общества, то оно создает благоприятную ситуацию для ускорения этих преобразований.

Комплекс мероприятий, способствующих переходу к информационному обществу , и сам процесс перехода принято называть информатизацией общества. По определению Федерального закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. , информатизация - это "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".

Как и определение понятия " информационное общество ", определение информатизации имеет несколько взаимодополняющих формулировок.

Термин " информатизация " был впервые применен в докладе " Информатизация общества", подготовленном в 1978 г. группой специалистов по заказу президента Франции Валери Жискар д"Эстена. В отечественной периодической печати термин " информатизация " одним из первых, в 1987 г., применил А. И. Ракитов. В дальнейшем информатизация была определена им как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Вместе с тем, это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации. По мнению Ракитова, процесс информатизации должен быть не столько технократичен, сколько направлен именно на решение задач социального развития, существенного повышения интеллектуального уровня общества, причем самой приоритетной из них является проблема выживания человечества

Социологический подход , когда информатизация рассматривается как процесс, охватывающий все сферы человеческой деятельности, воздействующий на самого человека - его знания и мораль, экономические и духовные интересы, его развитие как личности. При этом информатизация общества предстает как совокупность взаимосвязанных технических, экономических, социальных, политических и духовно-культурных факторов. Именно они обеспечивают развитие и широкомасштабное получение, обмен и применение информации в обществе в целях дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов.

Таким образом, информатизация - это технологический, социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Процесс информатизации включает в себя следующие взаимосвязанные технико-технологические составляющие.

  1. Электронизация - распространение электронной технологии на самые различные сферы человеческой деятельности: в производство и управление, образование и науку, социальную и культурную сферы.
  2. Медиатизация - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации, в котором главным носителем информации и данных становится электронный носитель. Медиатизация позволяет передавать информацию без перемещения человека, увеличивает скорость и расширяет спектр возможностей этой передачи.
  3. Компьютеризация - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации на основе внедрения компьютерной техники. Компьютер становится главным средством коммуникации человека, средством избавления от рутинных операций. Компьютеризация - это не только технический и технологический процесс, но и социологические преобразования, связанные с освоением компьютерной техники практически всем населением.
  4. Интеллектуализация - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использования средств искусственного интеллекта.

Что касается автоматизации и роботизации производства, то они являются технической базой информатизации. Автоматизация и роботизация началась задолго до информатизации общества и непосредственно включать их в процесс информатизации общества не следует, они являются как бы предтечей информатизации общества, способствуя развитию электронной технологии. На базе автоматизации и электронных устройств конструируются мехатронные устройства - гибрид механической и электронной техники.

К концу 20-го столетия коммуникационные возможности человека пополнились появлением Интернета, что определило формирование еще одной составляющей информатизации общества, которую достаточно часто называют интернетализацией . Под этим термином понимают ускоренными темпами развивающуюся мировую информационную систему, техническую основу которой сейчас составляет Интернет . Эта глобальная сеть охватила практически все страны, проникла во все сферы жизнедеятельности людей, для значительного числа людей стала "средой обитания". Она оказывает огромное и все возрастающее влияние на промышленный и финансовый рынок , функционирование культуры и политику различных правительств. Именно Интернет является той реальной силой, которая стимулирует сложный и весьма противоречивый процесс глобализации .

Введение

Современное общество все чаще называют информационным, где информация и информационные ресурсы занимают центральное место. Данное утверждение мы находим во множестве публикаций, да и в реальной жизни понятие «информационное» все чаще используется применительно к реальным секторам экономики, управления, аспектов различных наук: информационная экономика, информационный менеджмент, информационная педагогика, информационная культурология и т.д.

Приход нового времени радикально изменил экономические и социальные стороны жизни общества. Многие ученые и практики пришли к выводу, что сегодня жизнедеятельность - это процесс, который может иметь место только тогда, когда человек располагает информацией, которая одновременно определяет и жизнеспособность общества. Данные тезисы воспринимаются как постулат, определенная данность, хотя, по мнению Ф.Уэбстер, «не удается установить, каким образом информация заняла центральное место в обществе, она настолько важна, что даже стала фактором создания общества нового типа». Уэбстер Т. Теории информационного общества / Т.Уэбстер. - М., 2002. - С.14.

Изменения самым прямым образом касаются и места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

Цель настоящей работы: на основе анализа философских идей второй половины XX в. - начала XXI в. выявить отношения, образуемые человеком в информационном обществе

Характеристика информационного общества

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

При переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному», происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

Термин «информационное общество» появился впервые в Японии в начале 60-х годов ХХ века. Представления о новой информационной эре стали действительностью обыденного, массового сознания, они стали формировать новый имидж, новое понятие об успехе ориентирующееся на потребление продукции электронного производства. Технологическим выражением новой эры выступает «троица» - коммуникативный спутник, кабельное телевидение, персональный компьютер.

В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

В информационном обществе меняется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства стал интеллект и знания, что, в свою очередь, привело к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общества стали различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

Сдвиг общественного производства в область информационной деятельности происходит в условиях постоянно расширяющегося процесса компьютеризации общества, закладывающего основы безлюдной технологии. Информация в целом становится стратегическим ресурсом общества: происходит перемещение акцентов из области физической деятельности в интеллектуальную.

Вместе с тем, так же как и сущность техники, сущность все общей информатизации двусмысленна. В ней очень много «за», но много и «против».

Выделим основные признаки информационного общества:

1) Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2) Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

3) Информация является продуктом деятельности современного человека.

4) Информация в чистом виде является предметом купли - продажи.

5) Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

6) Безопасность информационного общества, информации.

7) Защита интеллектуальной собственности.

8) Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

9) Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

Все большее влияние на общество средств массовой информации;

Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

Существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

Многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

Существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Таким образом, информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Все возрастающая роль информации в обществе является предметом научного осмысления, том числе проблемы человека в информационном обществе.

Информационные технологии не просто помогают нам в жизни. Они определяют облик современного общества. Ещё полвека назад учёные предсказывали, что роль информации в жизни человека будет расти. Теперь, в начале 21 века, нас окружают компьютеры, интернет, телевидение, сотовые телефоны, пейджеры – всё это стало неотъемлемой частью современного человека и формируют информационное общество. Многие современные учёные называют три составляющие материи: пространство, время и информация. При этом роль информации считается решающей – ведь и пространство, и время можно исследовать и взаимосвязать только с помощью информации.

История понятия «информационное общество»

Информационное общество - термин возник во второй половине 60-х гг., когда человечество впервые осознало наличие "информационного взрыва". Коли чество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Потом был найден закон увеличения информации в обществе. Оказалось, что этот закон представляет собой экспоненциальную функцию, что и позволило говорить об "информационном взрыве". Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования.

Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой. А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции.

Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Американский специалист Ф. Махлуп еще в начале 60-х гг. говорил, что информация может рассматриваться как своего рода промышленный продукт и производство ее - один из видов промышленной индустрии. Об этом же писал чуть позже В. М. Глушков, предложивший концепцию безбумажной технологии в организации сферы управления и распределения в обществе. Но именно японцы стали активными пропагандистами идеи о промышленном значении информации. И они блестяще использовали ее в конкурентной борьбе на мировом рынке. Японские приборы, системы и вычислительные машины, без которых невозможно создать техносферу для информационного общества, преобладают на мировом рынке.

К 1980 г. в наиболее развитых странах мира сфера информационного бизнеса и информационных услуг резко выросла. Например, к этому времени в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности - 20%, в сфере обслуживания - 30% и 48% людей было занято в создании средств для работы с информацией и непосредственно самой работой с нею.

Постиндустриальное общество

Понятие информационного общества тесно связано с концепцией постиндустриального общества. Постиндустриа́льное о́бщество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

В информационном постиндустриальном обществе всё большую роль играет производство информации. Этот сектор экономически эффективнее материального производства, так как достаточно изготовить первоначальный образец, а затраты на копирование несущественны. Но он не может существовать без:

Развитой юридической защиты прав интеллектуальной собственности. Не случайно именно постиндустриальные страны в наибольшей степени отстаивают эти вопросы.

Права на информацию, которые подлежат юридической защите, должны носить монопольный характер. Это является не только необходимым условием для превращения информации в товар, но и позволяет извлекать монопольную прибыль, увеличивая рентабельность постиндустриальной экономики.

Наличия огромного количества потребителей информации, которым выгодно её продуктивно использовать и которые готовы предложить за неё «неинформационные» товары.

Периоды развитии общества

Согласно концепции постиндустриального общества, история цивилизации делится на три большие эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. При переходе от одной стадии к другой новый тип общества не вытесняет предшествующие формы, но делает их второстепенными.

Доиндустриальный способ организации общества основан на

· трудоёмких технологиях,

· использовании мускульной силы человека,

· не требующих длительного обучения навыков,

· эксплуатации природных ресурсов (в частности, сельскохозяйственных земель).

Индустриальный способ основан на

· машинном производстве,

· капиталоёмких технологиях,

· использовании внемускульных источников энергии,

· требующей длительного обучении квалификации.

Постиндустриальный способ основан на

· наукоёмких технологиях,

· информации и знаниях, как основном производственном ресурсе,

· творческом аспекте деятельности человека, непрерывном самосовершенствовании и повышении квалификации в течение всей жизни.

Основой могущества в доиндустриальную эпоху были земля и количество зависимых людей, в индустриальную - капитал и источники энергии, в постиндустриальную - знания, технологии и квалификация людей.

Слабостью постиндустриальной теории называют то, что она рассматривает переход от одной стадии к другой как объективный (и даже неизбежный) процесс, но мало анализирует необходимые для этого общественные условия, сопутствующие противоречия, культурные факторы и т. д.

Постиндустриальная теория оперирует, в основном, терминами, характерными для социологии и экономики. Соответствующий «культурологический аналог» получил название концепции постмодернизма (в соответствии с которым историческое развитие идет от традиционного общества к современному и далее - к постмодерниту).

Концепция информационного общества

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

· увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

· возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годах занимала теория постиндустриального общества.

Необходимо отметить, что ряд западных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, ее сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, постиндустриализма и традиционной футурологии.

Симптоматично, что ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, как, например, Д. Белл, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».

Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в нее почти в полном объеме включается разработанная им в конце 60-х - начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Говоря об изменениях и сдвигах, способствующих переходу современного западного общества в качественно новую стадию или, как говорят, в информационное общество, сторонники рассматриваемой концепции опираются на объективные процессы развития наукоемких, энерго- и трудосберегающих отраслей экономики, процессы роботизации производства, компьютеризации и информатизации важнейших сфер общественной и политической жизни. И, действительно, в настоящее время от новейших наукоемких и энергосберегающих компонентов техники зависит решение таких жизненно важных вопросов, как экономический рост, занятость, повышение жизненного уровня и т. д. Они затрагивают основополагающие принципы функционирования и жизнедеятельности современного общества, поднимая кардинальные вопросы относительно социальных и политических изменений, которые несет с собой внедрение информационной технологии. Это влияет на перспективу общественно-исторического развития человечества, на судьбу человека, на его место и роль в этом процессе.

История появления концепции информационного общества

Термин информационное общество и масштабные проекты, нацеленные на создание такого общества, впервые появились на Западе. Например, понятие национальная глобальная информационная инфраструктура ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона - А. Гора; информационное общество - появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали - в канадских, британских и американских публикациях.

Сегодня термин информационное общество прочно занял свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий информационный век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

Характеристики информационного общества

Учёный-социолог, профессор У.Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

Технологический: ключевой фактор - информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационной технологией изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

· структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;

· возросшее осознание важности информации;

· растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

· широкое распространение информационной технологии;

· поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

В свете этих изменений, как считает Мартин, "информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость морально-нравственных ценностей и культуры досуга. Одной из важных информационных сред является культура общества. Понятие «культура» подразумевает: музыкальное, поэтическое, изобразительное творчество, взаимное уважительное, достойное отношение человека к человеку и его труду. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

Обязательные документирование, регистрация и лицензирование создаваемой информации;

Использование, обработка и распространение информации с разрешения собственника (частного лица, учреждения или государства);

Защита информации от несанкционированного доступа и копирования;

Запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации, являющейся конфиденциальной (о частной жизни; составляющей личную тайну или тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных видов сообщений);

Соблюдение правовых норм владения, хранения и использования информации, информационных технологий, программных продуктов;

В способности использовать в своей деятельности информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

В умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

Во владении основами аналитической переработки информации;

В умении работать с различной информацией;

В знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Критерии информационной культуры человека:

1) умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

2) эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию;

3) перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

4) наличие коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться как с применением современных информационных технологий, так и без таковых.

По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе интеллект и знания – это средство и продукт производства, что в свою очередь, приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи. Информационные и коммуникационные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык. Представление о важнейшей функции языка – получении и передаче с его помощью знания – сложилось исторически: язык – специфическая система связи или коммуникации. Помимо языка для поиска и получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное, подчас революционное, влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet – вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний.

История аудио-визуальных средств обучения неразрывно связана с историей средств массовой информации. Выделим ключевые аспекты (см. Рисунок 1) для того, чтобы обозначить тенденцию, которая присуща развитию экранно-звуковых средств обучения, .

1. Замена дорогого пергамента значительно более дешевой бумагой в XII в. позволила увеличить число грамотных людей, упростить процесс накопления информации.

2. В сороковых годах XV в. немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок (первая российская печатная книга появилась в 1564 г. в типографии И. Федорова и П. Мстиславца), что позволило многократно расширить возможности передачи учебной информации за счет резкого снижения стоимости книг и значительного увеличения их тиража. Я. А. Коменский в работе «Schola Pansiphica» призывал учителей внедрять газетный материал при изучении языка и географии. В XVII в. выделяются два направления применения технического изобретения: для производства учебной книги и внедрение сообщений периодических изданий в качестве дополнительного источника учебной информации.

3. 28 ноября 1814 г. был отпечатан на механизированной печатной машине номер газеты «Times», что сделало газеты действительно дешевыми, а, следовательно, общедоступными. В газетах и журналах информация передавалась в основном печатным словом, так как вставка рисунков в текст была сложным и длительным процессом. Визуальная информация носила подчиненный характер и была не более чем иллюстрацией текстовой. Исключение – модные журналы, выпускаемые ограниченным тиражом и рассчитанные на узкий круг читателей.

4. В плакатах, появившихся в XIX в. и выполнявших функции как глашатая (сообщавшего населению важную информацию), так и рекламы (театральные, а затем и кинематографические афиши, различного рода объявления), соотношение между текстом и визуальной информацией изменяется в пользу последней.

5. Внедрение в печатных СМИ фотографии в XIX в. увеличило долю визуальной информации, но, как и раньше визуальная информация лишь иллюстрировала текст, то есть дублировала печатный текст.

6. Немое кино (братья Люмьер, 1895 г.) передавало информацию исключительно с помощью образов. В сравнении с газетами текст и визуальная информация поменялись ролями: титры в немом кино подчинены визуальному ряду. По мнению А. В. Шарикова, «фильмы двадцатых годов имели порой довольно изысканный киноязык, который не всегда было легко понять неискушенной публике», .

7. Цветное кино (начало – 20 гг., США) расширило возможности передачи информации с помощью невербальных форм коммуникации.

8. С появлением в кино звука (30-е годы прошлого века) кинематографисты уже прекрасно передавали смысл с помощью образов.

9. Радиопередачи дополняют отход от печатного слова к слову звучащему.

10. Возможность телевидения и смотреть, и читать, и слушать, и общаться в прямом эфире быстро отвоевывает аудиторию у прессы и радио.

11. Компьютер за сравнительно короткий исторический срок повторяет путь, пройденный средствами массовой информации. Вначале передача данных дискретного типа (текст и числа – аналог книги или газеты). Затем в текст включаются статичные изображения (иллюстрированная книга или газета). Практически одновременно появились динамичное изображение («великий немой»), звук (радио) и цвет (полноценное кино). Появление впоследствии компьютерной сети сделало возможным сочетать текст, числа, статичное и динамичное изображение, цвет, а также звук с возможностью интерактивного диалога (телевидение).

12. Начало продажи корейской компанией Hyundai 15.04.2008 г. первого стереоскопического 3D телевизора с диагональю 46 дюймов при разрешении1920 x 1080 пикселей и стоимостью в $4857 положило начало трехмерного телевидения.

В первом 3D телевизоре имеется два HDMI-порта и три композитных входа, благодаря которым можно смотреть традиционные передачи в 2D изображении. В комплект с новинкой также входят 3D-очки, без которых, собственно, невозможно увидеть трёхмерную картинку. Чтобы насладиться трёхмерными передачами, антенна должна улавливать сигнал японского телеканала BS11 3D, который принадлежит компании Nippon BS, так как только данный канал вещает передачи, поддерживающие трёхмерное изображение. Еще одна проблема – отсутствие достаточного количества 3D фильмов.

13. 9 марта 2010 г. впервые вышел номер бельгийской еженедельной газеты «La Derniere Heure» в формате 3D – все его фотографии были представлены в трехмерном измерении, а к номеру бесплатно прилагались специальные очки.

Из истории развития средств массовой информации, и средств обучения как обособленного их вида, следуют следующие выводы:

1 По мере развития техники происходит постепенное уменьшение доли вербальной информации за счет увеличения невербальной. Печатное слово заменяется изображением и звучащим словом.

2 2. Происходит постепенный переход от знака к символу. И. Л. Дрижун, , выделяет три типа моделей по соотношению слова и образа в информационном сообщении:

а) а) ведущим компонентом является слово, а образ служит для иллюстрации;

б) б) слово и образ равноправны;

в) в) в основе сообщения лежит образ, который выступает в роли источника информации, а слово теряет самостоятельность и следует за образом.

3 3. При формировании пространственных образов в три этапа, :

а) а) формирование зрительного образа;

б) б) формирование образа памяти;

в) в) формирование образов воображения

второстепенные детали на экране вообще не возникают, то есть исчезает «вторичный фон». Процедура перехода от статического изображения к динамическому переводит «двумерную» информацию в «трехмерную». Сформированность образов воображения характеризуется, согласно И. С. Якиманской, двумя типами оперирования: изменением пространственного положения (вращение, перемещение и др.) и преобразованием по структуре (путем перегруппировки его элементов с помощью наложения, совмещения, добавления, усечения и т. п.).

Рисунок 1. Взаимосвязь открытий и изобретений с развитием средств массовой информации и аудио-визуальных средств обучения [на основе 1, с. 14]

Для средств обучения информация излагается специально. И по форме предъявления, и по содержанию наблюдается значительное отличие от остальных средств массовой информации.

4 4. При движении от простых средств к более сложным наблюдается стремление к интерактивному мультимедийному диалогу, то есть к увеличению скорости и плотности информационных процессов.

5 5. В информационном обществе отмечается феномен отторжения знаний от специалиста, .

6 6. При создании средств обучения на первое место выходят объективные связи, присущие процессу обучения.

Современное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Сохраняя свою самобытность, они будут использовать преимущества глобализации, когда люди, живущие в разных городах и странах, на разных континентах, благодаря легкости и оперативности коммуникаций могут работать над одним целостным проектом, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Замечу, что трактовок понятия «культура» по исследованиям Е. А. Бондаренко более двух с половиной тысяч, но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере», .

Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Мы являемся активными участниками процесса интеграции системы образования в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и тому подобное. Это естественный путь, которому нет альтернативы. В то же время учебные заведения сталкиваются в своей работе с определенными противоречиями, практически неразрешимыми в рамках их современной структуры. В качестве примеров таких трудностей И. Г. Захарова, приводит следующие:

Рост информации, тем или иным образом определяющей содержание образования, несовместим с ограниченным временем обучения;

Образовательным учреждениям отводится роль одного из главных хранилищ традиций и научного наследия, а это вступает в противоречие с тем обстоятельством, что учебные заведения должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении ее новейшие достижения. Однако при том, что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, ограничены и возможности современных технологий, в том числе – информационных;

Также противоречиво положение о том, что учебные заведения призваны вести широкую подготовку специалистов, соблюдая общие требования соответствующих государственных стандартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

Профессиональные учебные заведения дают образования людям, уже сделавшим свой выбор, и поэтому предполагается их сознательное отношение к получению знаний. Однако на практике это оказывается далеко не так, и требуется вариативный подход к организации учебно-воспитательного процесса.

Ожидается, что именно широкое использование информационных и коммуникационных технологий будет способствовать преодолению этих противоречий. Здесь возможны различные решения – от действительного встраивания учебного заведения в сеть в том виде, в каком оно существует, до полной реорганизации структуры этого заведения, так же, как это происходит при внедрении новых информационных и коммуникационных технологий в другие сфере человеческой деятельности.

И в том, и в другом случае данные изменения должны обогащать деятельность учебных заведений, улучшая качество образования и расширяя его доступность. От современного образовательного учреждения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Такие подходы должны не заменить, а значительно расширить возможности имеющихся традиционных технологий обучения.

Созданная в конце ХХ века теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей сосредотачивается на манипуляциях с информацией, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины и механизмы.

На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса , поставило общество перед необходимостью поиска выхода из сложившегося положения.

Информационный кризис проявляется:

В противоречии между возможностями человека по восприятию и переработке информации и ее растущим объемом;

В возникновении социально-экономических, политических барьеров, препятствующих свободному распространению информации.

Итак, информационное общество – это общество, в котором большинство работающих связано с информацией, организацией и использованием информационных процессов.


Похожая информация.


Информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества. Таким образом, информационное общество, – прежде всего, социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.

Отличительными чертами информационного общества являются :

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития :

  1. социально-экономические (критерии занятости населения);
  2. технические;
  3. космические.

Социально-экономический критерий оценивает процент населения, занятого в сфере услуг:

  • если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
  • если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.

По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 – 1960 гг. (штат Калифорния – «силиконовая или кремниевая долина» – преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.

Технический критерий оценивает информационную вооруженность. Ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженности, которая соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая фаза соответствует достижению беспроблемного удовлетворения любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.

По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30 – 40 гг. XXI века, в то время как США уже осуществляют переход к завершающей фазе информатизации.

Космический критерий позволяет отметить возможности реального наблюдения человечества из космоса, так как информатизация привела к тому, что уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.

Дополнительные критерии перехода общества к информационной стадии своего развития: общество считается информационным, если

  • любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;
  • в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;
  • происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест. То есть информационная индустрия доминирует в экономическом развитии. Однозначного определения информационной индустрии не существует. Однако в развитых странах накоплен определенный опыт по статистическому измерению информационной индустрии. Например, в Канаде предложена новая классификация в рубрике «Информационные технологии и телекоммуникации» (ИТТ), которая объединяет телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги.

Вне зависимости от показателей статистики понятно что, динамичность технологической модернизации современного общества ставит перед обществом два главных вопроса: смогут ли люди адаптироваться к изменениям и породят ли новые технологии новую дифференциацию общества? Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационными технологиями и не обладающих такими навыками . В случае если новые информационные технологии будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, расслоение общества неизбежно.

Но, несмотря на опасности, информационные технологии:

  • расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации;
  • увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств;
  • предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять;
  • обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.

Развитие информационных технологий воздействует на все стороны жизни общества: экономику; политику, науку, культуру, образование. Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. С помощью новых коммуникационных технологий возникает возможность осуществления «референдной демократии».

С другой стороны проникновение информационных технологий в частную жизнь людей может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – человек постоянно должен сообщать о себе личные данные в информационные системы – потеря анонимности.

Интенсивное внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность:

  • приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;
  • повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;
  • стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.

Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:

  • информация должна быть открыта для всех;
  • основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;
  • непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.

Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения информационных технологий, как на уровне предприятий, так и государства – в неумении сочетать технологические инновации с организационными.



Загрузка...