sonyps4.ru

Какая революция привела индустриальное общество к информационному. Контрольные вопросы и задания

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

От индустриального общества к информационному Урок №1

План урока: Характерные черты индустриального общества. Характерные черты информационного общества. Суть информатизации и компьютеризации общества. Информационные революции. Вывод. Контрольные вопросы.

1. Индустриальное общество

Индустриальное общество – это общество, ориентированное в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землевладения и землепользования

2. Информационное общество

2. Информационное общество – общество, в котором большинство трудовых ресурсов заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией. В информационном обществе движущей силой развития должно стать производство информационного, а не материального продукта.

Информационное общество – - это стадия развития общества и экономики, для которой характерно: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

3. Информатизация общества.

На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска выхода из сложившейся ситуации.

Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс называется информатизацией.

Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», принятый Государственной Думой 25 января 1995 года.

Сегодня термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин « компьютеризация ». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Информационные революции: - это этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе.

Первая информационная революция. связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации.

Середина XVI в – книгопечатание. Человек получил новые средства хранения, систематизации и размножения информации. Стали доступными культурные ценности личности. Вторая информационная революция.

Связана с появлением электричества (конец XIX в). Третья информационная революция.

(70-е годы XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера Четвёртая информационная революция.

ПОКОЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ Поколение Элементная база Характеристика 1-е поколение (с середины 40-х годов) электронные лампы большие габариты ЭВМ, большое потребление энергии, маленькая скоростью действия, программирование ведется в кодах. 2-е поколение (с конца 50-х годов) полупроводниковые элементы Для программирования используются алгоритмические языки. 3-е поколение (с середины 60-х годов) интегральные схемы Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

Поколение Элементная база Характеристика 4-е поколение (с конца 70-х годов по настоящее время) микропроцессоры, большие интегральные схемы Улучшены технические характеристики. Массовый выпуск ПК. Перспективы развития Мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью; создание дешевых микро ЭВМ; разработки интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей, их объединение; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.

Вывод: причинами информационных революций является появление новых, более совершенных средств и методов работы с информацией.

Вопросы: Что считается критерием оценки уровня развития индустриального общества? Что считается критерием оценки уровня развития информационного общества? Как вы понимаете информационную революцию, неизбежны ли они? Минусы информационного общества.

Домашнее задание: Учебник «Информатика и ИКТ», 11 класс, под редакцией Н.В.Макаровой: - с.7 – 16, - устно, с.15 задания № 3-4

Компьютеризация – внедрение компьютеров, развитие технической базы. Информатизация – закономерный процесс развития общества на новой стадии, где основой всех процессов являются информация и знания.

В будущем компьютеры будут весить не более чем 1.5 тонн. (Popular Mechanics , 1949г); - Думаю, что на мировом рынке мы найдем спрос для пяти компьютеров. (Thomas Watson - директор компании IBM, 1943г); - Ни у кого не может возникнуть необходимость иметь компьютер в своем доме. (Ken Olson - основатель и президент корпорации Digital Equipment Corp ., 1977г); - Такое устройство, как телефон имеет слишком много недостатков, чтобы рассматривать его, как средство связи. Поэтому, считаю, что данное изобретение не имеет никакой ценности. (из обсуждений в компании Western Union в 1876г); - 640КБ должно быть достаточно для каждого. (Bill Gates , 1981); - 100 миллионов долларов - слишком большая цена за Microsoft . (IBM, 1982). Не может быть…


Аграрное общество можно охарактеризовать с различных точек зрения.

В экономическом отношении аграрное общество, как видно из его названия, осно­вано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только земле­владельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси, но и ос­новано на скотоводстве, как кочевые степные державы Евразии (Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.).

Способы распределения произведенного в обществе продукта и (или) средств его производства (например, земли):

1)Редистрибуция (экономические отношения - редистрибутивные, т.е. перераспределенные). Весь производственный продукт собирается в «общий котел» и распре­деляется в соответствии с общественным положением каждого. Это положение опреде­ляется по разным критериям (происхождение, нужда, особые заслуги или способности, например, магические и т.д.)

2)Рынок (экономические отношения - рыночные). Основан на системе эквивален­тного обмена продукта, произведенного одними людьми на другой продукт, произве­денный другими.

Характерным для традиционного аграрного общества является господство редистрибутивных отношений, которые могут выражаться в самых разных формах: централи­зованное государственное хозяйство древнего Египта и средневекового Китая; русская крестьянская община, где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т.д. Однако и при доминировании редистрибутивных отношений рынок в той или иной форме всегда существует. Но, как правило, рыночные отношения ограничивается узким кругом товаров, чаще всего предметов роскоши того времени: средневековая европейская аристократия, получая все необходимое в своих помес­тьях, покупала в основном украшения, пряности, дорогое оружие породистых лошадей и т.п.

Средневековое европейское натуральное хозяйство являлось формой редистрибуции, так как главным собственником земли считался король, император и даже сам Господь Бог (в лице церкви), а любой феодал, вступая во владение своим (пусть даже реально Наследственным) поместьем, символически передавал его сеньору (в «общий котел») и получал его назад, принося вассальную присягу.

В социальном отношении аграрное общество характеризовалось жесткой личной привязанностью каждого человека к системе редистрибутивных отношений. Эта при­вязанность проявлялась в том, что каждый член общества был включен в какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, и в зависимости каждого от «стар­ших» (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые и определя­ют, кто и сколько должен получит за свой труд. Следовательно, аграрное общество было разделено на многочисленные, коллективы, причем переход из одного в другой был затруднен (легко ли средневековый крестьянин мог стать мастером или даже под­мастерьем, какого-либо ремесленного цеха или стать рыцарем).



Человек был ценен постольку, поскольку принадлежал к определенному сословию и вне его терял всякую значимость. При этом ценно было не только положение сословия в общественной иерархии, но и сам факт принадлежности к нему. Поэтому крестьянину отнюдь не было обидно за свою крестьянскую долю, он не завидовал представителям других групп, если не нарушались его сословные права.

Другим критерием социального деления можно назвать общину: крестьянская со­седская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский или рыцарский орден, монастырь, воровские корпорации. Человек вне общины рассматривался как отверженный и подозрительный. Поэтому изгнание из общины было одним из самых страшных наказаний в любом из аграрных обществ.

Политическое устройство подавляющего большинства аграрных обществ оп­ределялось и определяется в большей степени традицией и обычаем. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (зем­ли, продуктов, воды на Востоке) и подкрепляться религией (вот почему личность пра­вителя часто обожествлялась).

Чаще всего государственный строй аграрного общества был монархическим, то есть во главе общества находился монарх - король, царь, эмир, шейх, султан, импе­ратор. И даже в республиках древности и средневековья реальная власть, как правило, принадлежала представителям знатных родов.

Кроме того, для аграрных обществ характерно слияние власти и собственности -имеющий большую власть контролировал и собственность общества или наиболее бо­гатый обладал и соответствующей богатству властью.

Культурная жизнь аграрных обществ также определялась традициями, и была оп­ределена сословными, общинными и властными отношениями. Термин «традиция» можно рассматривать как устную передачу социально и культурно значимой инфор­мации из поколения в поколение. Отсюда и ориентация сознания людей на прошлое, на воспроизведение одних и тех же образцов поведения и отношений. Поэтому идея общественного прогресса в аграрном обществе практически нереальна.

XVIII век ознаменовал появление новых явлений в обществе, изменившей эконо­мический облик Европы. Речь идет, в первую очередь, о промышленной революции. На смену домашней организации производства, состоявшего из семьи помещика, слуг и крепостных; либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, воль­нонаемных работников и слуг, пришла крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии, с большими площадями цехов и сложным оборудо­ванием.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания сокращается смертность и растет средняя продолжительность жизни. Увели­чивается и численность населения. Люди все больше мигрируют из села в город - в по­исках более комфортной жизни, разнообразного досуга, больших возможностей полу­чить образование. Такая миграция сельского населения и превращение его в городское расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни получила название «урбанизация».

Урбанизация становится неотъемлемой частью другого процесса - индустриали­зации (от франц. индустрия - трудолюбие, искусство в промыслах и промышленнос­ти). Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства. Индус­триализация - применение научных знаний к промышленной технологии, открытие но­вых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Флагманом индустриализации была Англия, родина машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа за­конодательства.

Особенное развитие в период перехода к индустриальному обществу получило разделение труда: появились десятки тысяч новых профессий, причем большинство из них были неизвестны аграрному обществу.

Индустриализация связана не только с промышленной революцией начавшейся в Англии, но и с политической - Великой французской революцией. Первая дала челове­честву экономические свободы и новое социальное строение - разделение на классы, а вторая - политические свободы и права, а также новую политическую форму обще­ства - демократию.

Таким образом, индустриальное общество - это промышленное общество или такая стадия развития общества, которая сменяет общество аграрное. Термин при­надлежит А. Сен-Симону, а концепция индустриального общества получила широкое распространение в 50-60-х гг. 20 века (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл и другие). Форми­рование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией, утверждением рыночной экономики и возникновением предпринимателей и наемных работников.

Индустриальным общество становится в XIX в. в Западной Европе и Америке. Его основные признаки: машинное производство, рациональная (технологически целесо­образная, экономически выгодная) организация общественного труда, свободный ры­нок, государственная система, обеспечивающая единство гражданских прав, равенство возможностей, в том числе для образования и социального продвижения.

Сроки и темпы индустриализации в различных странах неодинаковы (например, Великобритания превратилась в индустриальную страну к середине 19 века, а Франция - в начале 20-х гг. 20 века). В России индустриализация успешно развивалась с конца 19 - начала 20 веков. С конца 20-х гг. индустриализация форсированно осуществля­лась тоталитарным режимом насильственными методами за счет резкого ограничения уровня жизни большинства населения, эксплуатации крестьянства.

Кроме этого, отдельные характеристики индустриального общества рассматрива­лись в рамках различных теорий.

Согласно теории социальной мобильности (сформулирована П. Сорокиным) индустриальное общество представляет собой систему, открытую для перемещения людей из одной социальной группы в другую с большим или меньшим социальным статусом.

В рамках теории институционализма английский философ К. Поппер считает, что индустриальное общество это открытое общество (в таком обществе преобладают рациональное мышление, имеет место критика, индивидуализм). Противоположным открытому обществу является общество закрытое (оно отличается наличием обяза­тельной официальной идеологии, подчинение авторитарным правителям, коллекти­визмом).

По теории модернизации индустриальное общество представляет собой систему, прогрессивную, развивающуюся. Модернизация, по мнению ряда ученых, приводит к конвергенции, то есть к взаимному смешению характерных признаков общества, к еди­нообразию в строении, жизни и развитии между индустриальными обществами.

По мнению ряда исследователей, классовые конфликты по вопросам собственнос­ти, прав отдельных слоев общества характеризуют раннюю стадию индустриального общества (капитализм периода свободной конкуренции), но по мере достижения раз­витого состояния в таком обществе начинают преобладать отношения сотрудничества, регулируемые с помощью права, соглашений и договоров.

Применительно к роли городов необходимо отметить, что если в аграрном обще­стве города играли важную, но не основную роль, то в индустриальном эта роль стала ведущей.

В доиндустриальном (традиционном, аграрном) обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, а церковь и армия являлись основными инсти­тутами управления. В индустриальном - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном определяющим фактором стало теоретическое знание, с учебными заведениями как местом где оно появлялось и концентрировалось.

Развитое индустриальное общество западные социологи стали рассматривать с середины XX века как «новое индустриальное (постиндустриальное) общество». Его теорию начал разрабатывать американский экономист Д. Гэлбрейт. Он считал, что это общество, пережившее революцию (резкое и значительное повышение) в доходах, сформировавшее новый и многочисленный средний класс квалифицированных работ­ников, а главное - обеспечивающее высокий уровень массового потребления (отсюда понятия «массовое общество», «общество потребления»).

Для нового индустриального (постиндустриального) общества характерно разделе­ние собственности и управления, которое переходит к инженерам и менеджерам. Это­му разделению посвящены теории технократической революции и революции менед­жеров, например, теория «властвующей элиты» американского социолога Ч. Миллса. Их суть в том, что политику государства во все большей степени определяют специа­листы, владеющие знанием законов технологического развития и методов управления производством.

В постиндустриальном обществе на первый план выдвигается сфера услуг, то есть товаропроизводящая экономика достигнув вершины развития, уступает место эконо­мике обслуживающей, и это означает превосходство сферы услуг над сферой произ­водства.

В постиндустриальном обществе основное место занимают наука и образование; в социальной структуре ведущая роль переходит к ученым и профессиональным специа­листам; теоретическое знание служит источником нововведений (инноваций) и основой формирования политики; производства, распределение и потребление информации становится преобладающей сферой деятельности общества.

Как считают ученые изменяется и социальная структура: классовое деление усту­пает место профессиональному.

В рамках этой ступени развития общества вводятся в обращение два новых вида ресурсов: информационные и человеческие. Под информационными ресурсами пони­маются накопленные знания, которые необходимы для жизнедеятельности. Доступ к ним осуществляется по системе глобальной коммуникации через терминалы персо­нальных компьютеров. Информационные ресурсы, помимо прочего, включают в себя индивидуальные знания специалистов. Как и другие виды ресурсов, они могут прода­ваться и покупаться.

Таким образом, основой информационного общества является человеческий фак­тор, который рассматривается наряду с другими факторами - экономическим, машин­ным, природным. Смысл человеческого фактора заключается в том, что, несмотря на достижения в развитии сложной техники и технологии, роль человека обслуживающего эту технику не уменьшилась, а, напротив, растет.

От индустриального общества к информационному 04.12.2015


Изучив эту тему, вы узнаете: Каковы характерные черты индустриального общества; Что такое информационное общество; В чем суть информатизации общества


Индустриальное общество Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землевладения и землепользования


Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет.


В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, т.е. внедрение последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. В последнее время этот процесс получил название инновационного. Индустриальное общество – общество, определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой


Информационное общество В информационном обществе интеллект и знания – это средство и продукт производства, что, в свою очередь приведет к увеличению доли умственного труда. Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи


В информационном обществе движущей силой развития должно стать производство информационного, а не материального продукта Информационное общество – общество, в котором большинство трудовых ресурсов заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией


Информатизация общества


На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска выхода из сложившейся ситуации.


Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс называется информатизацией.


Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», принятый Государственной Думой 25 января 1995 года


Сегодня термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.


При компьютеризации общества особое внимание уделяется внедрению и развитию технической базы – компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.


Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Урок в 11-м классе

"От индустриального общества к информационному"

Слайд 1

Вид : комбинированный.

Тип : усвоение новых знаний.

Цель : формирование знаний, умений, навыков о роли и значениях информационных революций.

Задачи :

    обучающая – выделить этапы развития информационного общества, сформировать у учеников понятия «индустриальное общество»;

    развивающая – развивать самостоятельность и логику мышления;

    воспитывающая - способствовать развитию познавательных интересов.

План урока:

    Ориентационно – мотивационный этап.

    Операционно-исследовательский этап.

    Рефлексивно – оценочный этап.

Ход урока

    Ориентационно – мотивационный этап

1.1. Постановка целей урока

    Информационные революции и причины, обусловившие их происхождение.

    Характеристика индустриального общества.

    Характеристика информационного общества.

    Информатизация и компьютеризация общества.

    Операционно-исследовательский этап.

2.1. Изложение нового материала

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но также обобщенных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции .

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ – этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавшие кардинальные изменения в обществе.

/Слайд №2/

/провести объяснение материала с помощью подготовленной презентации/

/Слайд №3/

Первая информационная революция связана с изобретением письменности , обусловившей гигантский качественный и количественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление средств и методов накопления информации.

/Слайд №4/

Вторая информационная революция (середина XVI века) связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации, тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции cделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.

/Слайд №5/

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества , благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

/Слайд №6/

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера . Произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех узлов, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) и т. д.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов электронно-вычислительной машины (ЭВМ). Дальнейшие работы по совершенствованию ее элементной базы, т. е. частей, ее составляющих, обусловили появление микропроцессорных технологий, а затем и персонального компьютера. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области вычислительной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров.

ПОКОЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ

/Слайд№7, 8/

Поколение

Элементная база

Характеристика

1-е поколение (с середины 40-х годов)

электронные лампы

ЭВМ отличаются большими габаритами, большим потреблением энергии, малой скоростью действия, низкой надежностью, программирование ведется в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х годов)

полупроводниковые элементы

По сравнению с ЭВМ предыдущего поколения улучшены все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (с середины 60-х годов)

интегральные схемы, многослойный печатный монтаж

Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с конца 70-х годов по настоящее время)

микропроцессоры, большие интегральные схемы

Улучшены технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров.

Перспективы развития

Мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью; создание дешевых микро ЭВМ; разработки интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей, их объединение; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.

ВЫВОД : /слайд№9 /

причинами информационных революций является появление новых, более совершенных средств и методов работы с информацией.

/Определение понятия «информационные революции» и вывод учащиеся записывают в тетрадь/

Характеристика индустриального общества

/Слайд№10/

Характеристика индустриального общества даётся учащимися самостоятельно за счет работы с учебником по плану:

1. Дать определение понятия «ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»

2. На смену какому обществу пришло индустриальное общество?

3. Как связаны между собой успехи естествознания конца XIX – начала XX века, 4. Что считается критерием оценки уровня развития индустриального общества?

/Ответы – слайд № 11/

/Краткие ответы по пунктам плана учащиеся заносят в тетрадь./

Характеристика информационного общества

/Характеристику информационного общества даёт учитель./

Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов все в большей степени будет зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что, прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и наконец выдвижению наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что подчас не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информационно емким», и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе интеллект и знания - это средство и продукт производства, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации.

В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов будет всё в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

/Дальнейший рассказ ведётся на основе презентации, с пояснениями некоторых характерных черт информационного общества./

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Ознакомление с понятиями «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ» и «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ», а также сравнение этих понятий можно провести следующим образом:

ознакомление – с помощью презентации (приложение 1), где определения этих понятий поставлены рядом;

сравнение – осуществить в устной фронтальной беседе с учащимися.

На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называется информатизацией . Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим переход от аграрного общества к индустриальному.

Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, данную в законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятого Государственной Думой 25 января 1995 года.

Информатизация - процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

Сегодня в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим предстоит еще долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести: экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и еще множество других факторов.

Информатизация общества является одной из закономерных примет современного социального прогресса. Сегодня термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы - компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технические средства, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

    Рефлексивно – оценочный этап.

3.1. ВЫВОДЫ:

информатизация – более широкое понятие, чем компьютеризация;

компьютеризация – базовая техническая составляющая информатизации;

информатизация – служит основой создания информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.

3.2. Закрепление предлагаю провести устно по вопросам, завершающим презентацию.

    Неизбежны ли информационные революции?

    Как вы представляете информационное общество?

    В чём отличие процессов компьютеризации и информатизации?

3.3. Домашнее задание

Учебник Н.В. Макаровой, Информатика и ИКТ, 11 класс. 2008г. – с. 7 – 16, ответить устно на задания №3 и №4 на с. 15, вопрос №8 с.16.

Оценки за урок могут получить (как минимум) 10-12 учащихся.



Загрузка...