sonyps4.ru

Информационная компетентность предполагает следующее умение. Составляющие понятия «информационная компетенция» - Олег Грибан

«Информационная компетентность учителя – одно из условий эффективности современного урока»

В условиях модернизации образования одним из главных ресурсов устойчивости его развития становится педагог, способный быть субъектом изменений в образовании и работать в условиях перемен. В связи с этим радикально меняется статус педагога и требования к его профессиональной компетентности.

Компетентностный подход - один из наиболее актуальных на сегодняшний день способов построения новой образовательной системы. Компетенции и компетентности - ведущий критерий современного учителя.

В условиях информатизации образования возрастает роль информационной компетентности современного учителя, которая является необходимым звеном образовательной деятельности педагога и качественной характеристикой информационного аспекта его научно-образовательной деятельности. Развитие информационной культуры учителя, повышение его квалификации в области информационно-компьютерных технологий, развитие информационно-образовательной среды являются приоритетными в деятельности современной школы.

Информационная компетентность рассматривается как владение информационно – коммуникативными технологиями и предполагает умение использовать технические средства для организации, хранения, обработки и передачи информации, решать профессиональные задачи с использованием современных информационно – коммуникационных технологий.

. Информационная компетенция сегодня - это один из основных элементов процесса профессионального становления учителя.

Современные информационные компетенции включают:

технологическую грамотность – способность использовать новые средства для

эффективного получения и передачи информации;

информационную грамотность – способность находить, организовывать, отбирать,

обрабатывать и использовать информацию;

медиакомпетенцию – способность производить и распространять информацию в

произвольном формате любым аудиториям;

критическое мышление – способность критически оценивать достоверность

информации, формировать на этой основе правильные выводы;

информационную этику – способность соблюдать нормы социальной

ответственности и нравственного поведения в информационно-коммуникационном

процессе.

В современной школе применение ИКТ является основным методом, повышающим у учащихся мотивацию обучения и познавательную активность.

Современные дети родились и растут в эпоху стремительно развивающихся цифровых технологий. Американский писатель и популяризатор технологий обучения и просвещения Марк Пренски назвал детей цифровой эпохи Digital Native, что в переводе означает «коренной житель цифрового общества» или «цифровые аборигены». Людей, которые родились до начала цифровой эпохи, Пренски назвал, соответственно, «цифровыми иммигрантами» (Digital Immigrants ). Эти два определения наглядно дают понять что учитель и ученик – это представители разных эпох. Чтобы сотрудничать на равных с детьми цифровой эпохи, чтобы им было интересно и комфортно учиться современный учитель должен свободно владеть современными информационными технологиями.

Информационные компьютерные технологии позволяют развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать знания, работать с различными источниками информации. При использовании новых информационных технологий улучшается качество знаний, повышается интерес к предмету. Учащийся становится активным участником образовательного процесса. Использование современных информационных технологий в учебном процессе делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Информационные технологии уверенно завоёвывают все новые позиции в мире, а образование становится всё более актуальным и приобретает всё большую популярность. Введение компьютерных технологий в образовательный процесс является на данный момент одной из самых актуальных проблем образования. Современной школе необходим учитель, владеющий всеми возможностями современного компьютерного «полотна». Только такой учитель способен увлечь учеников разнообразными формами работы и достичь желаемого результата.

В нашей школе применение современных информационных технологий в преподавании способствовали повышению мотивации учащихся к предметам и качеству успеваемости по данным дисциплинам.

Использование интерактивной доски на уроках способствовало доступности и наглядности изложения материала, повышению производительности урока, сделала процесс обучения интересным, ярким и насыщенным. Сложный теоретический материал предметов дети легко усваивают и закрепляют в форме разнообразных заданий.

Использование обучающих компьютерных программ оказывает большую помощь ученикам в освоении материала. Они оказывают большую помощь в освоении базовых тем по предмету и дают возможность заниматься не только в урочное время, но закреплять и прорабатывать материал в домашних условиях.

С внедрением новых информационно-компьютерных технологий, современный учитель получает мощный стимул для собственного профессионального и творческого развития, повышает качество образования. В своей профессиональной деятельности современный учитель должен активно использовать все технические средства, которыми оборудована школа, постоянно совершенствовать свое мастерство. И нформационные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить межпредметные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса

Подводя итоги, хочется сказать , что владение педагога современными информационно-коммуникативными технологи ями позволит не только шагать в ногу со временем, но и качественно улучшить методику преподавания и усвоение учениками полученных знаний.

Интернет – ресурсы:

    Белоусова Н.В. «Особенности информационной компетентности педагога-музыканта» - Электронный журнал «Теория и практика общественного развития» №1 2012. - Режим доступа: http:// teoria-practica.ru/-1-2012/ pedagog ics/belousova.pdf

    Котенко В.В., Сурменко С.Л. Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя информатики // Электронный научный журнал «Вестник Омского гос. пед. ун-та». 2006. Режим доступа:

    Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. Режим доступа: http :// www . eidos . ru / journal / 2005/0910-11.htm

Введение

Немаловажную роль в компетентностном подходе занимает английский язык как учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках английского языка, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся .Одной из главных целей изучения английского языка является формирование информационной компетенции обучающихся.

Цель исследования: проверить эффективность использования компетентностного подхода в формировании информационной компетенции учащихся на уроках английского языка в 8 классе.

Объект исследования: процесс формирования информационной компетенции на уроках английского языка.

Предмет исследования: использование компетентностного подхода в формировании информационной компетенции учащихся на уроках английского в 8 классе.

Гипотеза исследования : использование компетентностного подхода на уроках английского языка способствует формированию информационной компетенции (у) учащихся 8 класса.

Задачи:

1. Изучить и систематизировать методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть процесс формирования информационной компетенции (на уроках английского языка) учащихся 8 классов.

3. Охарактеризовать использование компетентностного подхода в формировании информационной компетенции на уроках английского языка в 8 классе.

4. Апробировать конспекты уроков по английскому языку для учащихся 8 классов по использованию компетентностного подхода для развития информационной компетенции.

Методы исследования:

1. теоретические (анализ, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование);

2. эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, шкалирование);

3. статистические (количественный и качественный анализ полученных результатов).

База опытно-практической работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучение отдельных предметов» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Глава I. Теоретические аспекты (основы) использования компетентностного подхода в формировании информационной компетенции на уроках английского языка в 8 классе

Характеристика информационной компетенции

Термин «информационная компетенция» имеет различные трактовки. Составляющими понятия «информационная компетенция» выступают понятия «информация» и «компетенция». Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности. Информация – сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия является определение, данное О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» . А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств .

А.В. Хуторской выделил 7 ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначения, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемов действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.

6. Социально-трудовая компетенция. Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования. Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

Солодовник Л.П. выделил направления (критерии) развития информационной компетенции:

Информационная компетенция
Поиск информации Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах
Систематизация, анализ и отбор информации
Хранение информации Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы
Преобразование информации Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой в цифровую и т.п.
Работа с различными устройствами информации Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п.
Выделение главного, оценивание степени достоверности информации Оценивание релевантности запроса, сетевые мистификации
Применение информационных и телекоммуникационных технологий Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения широкого класса учебных задач

1.1. Использование компетентного подхода в формировании информационной компетенции на уроках английского языка в 8 классе

Отличное усвоение учебного материала учащихся 8 классов на уроках английского языка зависит от умения владеть новыми технологиями и способности быстро адаптироваться к разным условиям обучения. Именно поэтому в современном образовании появилась идея компетентностного подхода.

Компетентностный подход позволяет:

1. согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;

2. постепенное повышение самостоятельности и ответственности учащихся в обучении;

3. разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;

4. на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;

5. подготовить учащихся к сознательному и ответственному обучению.

Развитие компетентности – процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека.

Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций .

Компетентностный подход предполагает не усвоение учащихся 8 классов отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Большую актуальность приобретает вопрос «Почему объект так устроен?» в отличие от традиционного «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям.

Информационную компетенцию можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Учебный курс английского языка может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Было бы просто прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание учебного материала соответствующими заданиями. В рамках существующих рабочих программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебного материала может и сам преподаватель, разработав задачи следующих видов:

· задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию;

· задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа;

· задачи на оптимизацию решений.

Применяя на уроках разработанные задачи, педагог может использовать и другие формы работы:

· работа с видео и звуком;

· работа с программами – переводчиками;

· создание коллективных работ: презентаций, сайтов, публикаций;

· использование на уроках таких форм работы, как деловые игры, творческие конкурсы, КВН и т.д.

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных дисциплин? Во-первых, наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств. Во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом. Каждый студент имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с обучающимися и преподавателем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, учебную дисциплину информатика отличает высокая мотивация учащихся. Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций .

Методы, формы, приемы, способствующие формированию
ключевых компетенций

Компетентностный подход делает акцент на применении знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. Основой формирования компетенций является опыт студентов:

· полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на учебном занятии или во внеурочной деятельности;

· новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т.п.

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, относятся:

· обращение к прошлому опыту студентов;

· открытое обсуждение новых знаний;

· решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций,

· дискуссии студентов,

· игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;

· проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.

Задача создания эффективных педагогических условий требует новых организационных форм для формирования информационной компетенции в инновационном образовательном пространстве. К таким методам можно отнести:

· метод анализа ситуаций (кейс-метод);

· веб-квест технологию;

· технологию с применением метода проектов;

· тренинговую технологию;

· рефлексивную технологию и др.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Приход информационной эры ознаменовался внедрением в нашу повседневную жизнь огромного количества информационных технологий. Они делают нашу жизнь легче, они же накладывают на нас определённые ограничения. Повсеместное использование информационно-вычислительных систем и экспоненциальный рост объёмов информации, необходимой человеку для успешного функционирования в информационном обществе, обусловили потребность в новой компетентности – информационной.

Впервые термин «информационная компетентность» был использован в 1992 году в ходе обсуждения Советом Европы проблем среднего образования. В ходе этого симпозиума европейскими учёными был составлен следующий список ключевых компетенций, необходимых личности для адаптации и самореализации в информационном обществе:

Изучать;

Сотрудничать;

Приниматься за дело;

Адаптироваться.

После вступления России в Болонский процесс эта проблема обратила на себя внимание и отечественных исследователей. Учитывая опыт европейских коллег, российские учёные выделили следующие ключевые компетенции:

Учебно-познавательные;

Информационные;

Ценностно-смысловые;

Общекультурные;

Коммуникативные;

Личностного самосовершенствования;

Социально-трудовые.

По мнению А.В. Хуторского введение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит решить характерную для российской системы образования проблему, когда ученики, обладая высоким уровнем теоретических знаний, испытывают затруднения в их реализации на практике при решении конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций .

Разработчики Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года всецело разделяют эту точку зрения, относя к числу приоритетных задач обеспечение инновационного характера российского образования, в том числе за счёт компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Несмотря на то, что проблемой изучения генезиса понятия «информационная компетентность» занимается целый ряд отечественных и зарубежных учёных, содержание данного понятия в научно-педагогической литературе по-прежнему определяется весьма неоднозначно. Существует два подхода к определению понятия «информационная компетентность».

Сторонники первого подхода (О.Н. Ионова, В.Ф. Бурмакина, М. Зелман, И.Н. Фалина, К.К. Хенер и др.) рассматривают информационную компетентность в узком смысле, делая акцент на умении пользоваться различными техническими средствами обработки информацией и фактически приравнивая информационную компетентность к компьютерной грамотности.

Так, по мнению В.Ф. Бурмакиной информационную компетентность можно считать сформированной лишь в случае уверенного владения учащимися всеми компонентами ИКТ-грамотности при решении вопросов, возникающих в ходе учебной или другой деятельности. При этом особое внимание следует уделять овладению метапредметными навыками: познавательными, этическими, техническими .

О.Н. Ионова считает информационную компетентность интегративным качеством личности, представляющим новообразование из знаний, умений и способностей в сфере информационной деятельности, которое позволяет самостоятельно адаптироваться к быстро меняющимся ситуациям в самых разнообразных сферах деятельности с использованием новых информационно-технических средств .

Согласно К.К. Хенер информационная компетентность является совокупностью знаний, умений и навыков, которые формируются в ходе обучения информатике и самообразования в области информационных технологий .

Второй подход рассматривает информационную компетентность в широком смысле, когда во главу угла ставится собственно информация и умение работать с ней. Приверженцами данной теории являются Д.С. Ермаков, Н.Н. Коровкина, Е.В. Петрова, С.В. Тришина, А.В. Хуторской и др.

Е.В. Петрова рассматривает информационную компетентность как способность осмысления человеком реалий информационного общества и как средство для реализации всех предоставляемых им возможностей. Она считает, что для подготовки специалиста, квалификация которого отвечала бы постоянно изменяющимся требованиям социума, необходимо использовать все образовательные возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникативными технологиями .

Схожей точки зрения придерживается Д. С. Ермаков, определяющий информационную компетентность как «осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами мышления, ценностями, которые позволяют реализовать себя в конкретных видах информационной деятельности; способность, готовность и опыт самостоятельной информационной деятельности» .

Н.Н. Коровкина вкладывает в понятие «информационная компетентность» не только умение находить и хранить различную информацию, но и умение её пользоваться, а для этого необходимо научиться работать с разнообразными информационными системами:

Алфавитным каталогом в библиотеке;

Текстом учебника, книги, энциклопедии;

Электронными источниками информации .

Российские исследователи С.В. Тришина и А.В. Хуторской, причисляя информационную компетентность к числу ключевых, рассматривают её как отражение требований, предъявляемых социумом к тому или иному специалисту, в его профессиональной деятельности. Это сложное, многоаспектное качество личности, включающее в себя поиск, анализ, отбор, усвоение и переработку, информации с целью получения знаний для принятия оптимальных решений в различных сферах деятельности . Вопросы развития информационной компетентности школьников и студентов рассмотрены в работах И.Д. Белоусовой , И.Н. Мовчан , Г.Н. Чусавитиной .

При этом учёные акцентируют внимание на том, что понятия «компетенция» и «компетентность», которые многими используются как синонимы, необходимо различать.

Компетенция представляет собой социальный заказ, требование к образовательной подготовке личности, являющееся необходимым условием для качественной и продуктивной деятельности в определённой области.

Компетентность же, рассматривается как уже сформированное личностное качество специалиста, имеющего необходимый опыт работы в заданной сфере .

Аналогичного мнения придерживаются и разработчики федеральных государственных образовательных стандартов, разводя понятия «компетенция» и «компетентность».

«Компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей» .

«Компетенция – актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем» .

В своей работе мы будем придерживаться второго подхода, понимая под информационной компетентностью умение работать с информацией, т.е. находить, получать, анализировать, обрабатывать и использовать информацию при решении повседневных проблем, учебных ли или бытовых.

Определившись с терминологий, можно переходить к следующему вопросу – что делает информационную компетентность столь значимой.

Правомерность отнесения информационной компетентности к группе ключевых не вызывает никаких сомнений. Умение работать с информацией помимо прочих входит в состав познавательных универсальных учебных действий, формирование которых начинается уже в начальной школе и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов. К концу начального периода обучения ребёнок должен научиться:

Самостоятельно организовывать поиск информации:

Пользуясь учебной литературой (учебниками, словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе электронными) и информационными ресурсами Интернета, находить информацию, необходимую для выполнения учебных заданий;

Критически относиться к получаемой информации, сопоставляя её со своим жизненным опытом и информацией из других источников

Выделять из всего объёма информации лишь существенную и нужную для решения конкретной задачи;

Производить запись выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать интерпретировать и преобразовывать содержащуюся в тексте информацию;

Проводить сравнение, классификацию и генерализацию целого ряда объектов по определённым критериям;

Выявлять несложные причинно-следственные связи;

Объяснять и обосновать свои ответы и утверждения, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Формирование собственно ИКТ-компетентности, которая относится к числу метапредметных результатов, также начинается на начальной ступени общего образования и происходит в результате изучения всех без исключения предметов.

Обучающиеся учатся работать с гипермедийной информацией, объединяющей в себе текст, графику, звук, гиперссылки, флэш-анимацию и многое другое. Они осваивают общие принципы работы с ИКТ, учатся использовать средства ИКТ в своей учебной и познавательной деятельности.

Выпускники начальной школы должны научиться:

Безопасной работе с компьютером и ИКТ;

Находить в Интернете, электронных словаря, справочниках и базах данных требуемую информацию;

Сохранять полученную информацию, создавая на компьютере собственные папки или используя съёмные носители;

Использовать основные возможности тестового редактора;

Создавать средствами ИКТ модели объектов реального мира;

Создавать презентации.

Таким образом, информационная компетентность не без основания причислена к разряду ключевых компетентностей. Обладание ею является одним из обязательных условий для адаптации и возможности самореализации в современном обществе.

Несмотря на то, что на современном этапе развития науки термин «информационная компетентность» используется достаточно часто, он по-прежнему трактуется неоднозначно.

Очевидно, что в условиях столь стремительного развития информационного общества нельзя более отождествлять информационную компетентность с элементарной компьютерной грамотностью. Требуется гораздо более глубокий и системный анализ данного явления.

Чтобы понять какое же место отводится информационной компетентности в процессе перестройки системы российского образования и создания личности, способной быстро адаптироваться к требованиям динамично меняющегося мира, необходимо, прежде всего, определить, что же представляет собой информационная компетентность и каковы её структура и функции. Именно этому и будут посвящены наши дальнейшие изыскания.


Библиографический список

  1. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/1212.htm (дата обращения: 21.12.2014).
  2. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И. Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. М.: НФПК, 2007. 56 с.
  3. Ионова О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. В. Новгород: [б. и.], 2007. 20 с.
  4. Хенер К.К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. М., 2004. № 12. С. 5-9.
  5. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. №2. С. 37-43.
  6. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. М., 2011. №1. С. 4-8.
  7. Коровкина Н.Н. Информационная компетентность учащихся общеобразовательной школы // Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок». URL: http://festival.ru/index.php?numb-artic=412191 (дата обращения 21.12.2014).
  8. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/ 2005/0910-11.htm.
  9. Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 12-15.
  10. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2006, – 186 с.
  11. Белоусова И.Д. Развитие информационной компетентности учителей с использованием обучающей программы «Хронограф-тренажер» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-4 (47). С. 146-151.
  12. Мовчан И.Н. Использование облачных технологий в образовании // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 110-111.
  13. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
  14. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза // Сборник научных трудов Sworld. 2009. Т. 18. № 4. С. 30-32.
  15. Чусавитина Г.Н. Развитие компетенций научно-педагогических кадров по обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде // В сборнике: Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России 2011. С. 338-345.
  16. Чусавитина, Г.Н. Формирование компетентности будущих учителей в области обеспечения информационной безопасности // Вестник МГОУ. Серия «Открытое образование». – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 1 (20). С. 92-97.
  17. Тришина С.В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. URL: http://www.eidos.ru/journal /2004/0622-09.htm (дата обращения: 21.12.2014).
  18. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Количество просмотров публикации: Please wait

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Поиск»

содержательное наполнение.

Педагог

Ахтямова Гульнара Муратовна

г. Нефтеюганск, 2015 г.

Информационная компетенция и ее

содержательное наполнение.

Ключевая «Общеобразовательная компетентность» - совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.

«Компетентность» – обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

«Компетенция» – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен».

Общеобразовательная компетенция моделирует свойства обучающегося и описывает смысловое наполнение образовательной компетентности, которая относится к конкретной личности, существует в определенное время и может трансформироваться.

Общеобразовательная компетентность, относится к личности ученика и формируется индивидуально в процессе выполнения им определенного комплекса действий, поэтому является следствием личностно-ориентированного обучения.

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях. В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать. Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций занимались Н.И.Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н.Борздун и др.

Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных гипотез. Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).

Информационная компетентность – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами. Одной из самых распространенных информационных систем нашего общества на сегодняшний день является сеть интернет. Интернет приобрел свою популярность благодаря неограниченному потоку информации любого рода, в любое доступное для Вас время, в режиме реального времени. анализ сегодняшних умений учащихся пользоваться ресурсами интернет, для выполнения той или иной работы по предмету и личной необходимости показал, что они часто теряются в излишнем количестве информации, не успевают ее проанализировать и правильно оформить. Таким образом мы выясняем, что информационная компетентность не достаточно развита. Развитие данной компетенции происходит на протяжении всего образовательного процесса. каждый предмет вносит свой вклад.

Исходя из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности, нам необходимо выбрать путь по которому мы пойдем. В соответствии с стандартами нового поколения мы с вами используем личностно-ориентированный подход в обучении, который во главу угла ставит личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Для реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса необходимо применение таких педагогических средств, как: использование папок-накопителей; использование программного обеспечения: прикладного программного обеспечения, компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов; система специальных упражнений; организация проектной деятельности; нетрадиционные формы занятий; использование тестовых и автоматизированных систем контроля; оформление учебного портфолио работ; метод рейтинговой оценки.

В свое работе я использую - Критерии мониторинга развития ключевых компетенций обучающихся 1 года обучения:

Ключевые компетенции

Теоретические

1. У меет осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера).

2. Умеет выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.).

3. Владеет навыками использования компьютерной техники (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.).

4. Владеет теоретическими знаниями (знает назначение и характеристику всех устройств ПЭВМ).

Практические

1. Умеет работать в офисных программах (умеет создавать, сохранять, закрывать документы, копировать, вырезать, перемещать, форматировать, удалять текстовую информацию, работать с графическими объектами, с таблицами)

2. Умеет работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).

3. Умеет оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).

Теоретические

1. Умеет использовать компьютер как устройство по работе с информацией (теоретические навыки).

2. Знает понятия информации, приемы работы с информацией…(получение, обработка, вывод информации)

3. Осваивает материал о поисковых системах, о мультимедийных устройствах, Интернет-ресурсов.

4. Формирует материал о значениях основных устройств информации.

Практические

1. Знает практические навыки по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера).

2 . Владеет способами работы с информацией:

Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

Извлечение информации с различных носителей;

Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы);

Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

Преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.)

3. Владеет навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

4. Умеет применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Общекультурная компетенция

Теоретические

1. Создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи и др.

Практические

1. Владеет основами технологией создания презентаций, визиток.

Высший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Критерии мониторинга развития ключевых компетенций обучающихся 2 года обучения

Ключевые компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Теоретические

1. Владеет терминологией компьютерной графики

2. Знает назначение и характеристику всех инструментов программы

3. Знает основы коррекции и ретуширования изображения

4. Осваивает сведения об интерактивной анимация

5. Знает основные понятия верстки текста

Практические

1. Умеет пользоваться инструментами программы

2. Владеет техникой коллажа и фотомонтажа

3. Умело создает интерактивную анимацию

4. Владеет приемами верстки текста

Информационная компетентность

Теоретические

1. Владеет приемами работы с информацией (систематизирует, обрабатывает, делает выборку)

2. Формирует знания о интерактивной анимации, компьютерной графики

3.Осваивает материал о поисковых системах, о мультимедийных устройствах, Интернет-ресурсов.

4. Знает основы верстки текста

Практические

1. Извлечение информации с различных носителей;

2.Владеет навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.).

3. Умеет задавать вопросы в ходе получения необходимой информации.

Общекультурная компетенция

Теоретические

1. Знает элементы художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (теоретические знания по созданию интерактивной анимации, макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков, верстки текста).

Практические

1. Владеет основами технологией создания коллажа, фотомонтажа, интерактивной анимации…

Высший уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 80% - 100 %

Средний уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 50%-80%

Низкий уровень - обучающийся осваивает перечисленные компетенции от 50% и менее.

В своей работе я применяю алгоритмы решения задач, информационные карты, а так же различные виды информационных моделей: иерархическая модель, сетевая модель, семантическая модель.

Работа с данными моделями и картами позволяет учащимся увидеть взаимосвязь понятий по изучаемой теме и способствует осознанному восприятию информации. Одним из педагогических условий для развития информационных компетенций учащихся является организация самостоятельной исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.

Новые принципы компетентностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности требуют новых методов обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который лежит в основе концепции компетентностно-ориентированного образования.

В процессе выполнения учебных проектов у школьника формируются следующие информационные компетенции:

1. Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).

2. Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).

3. Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).

4. Операционно - деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).

5. Коммуникативные компетенции (представление собственного информационного продукта).

Известные формулировки информационного общества являются очень условными и некорректными. Вот определение Мелюхина И.С.: "...Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии..."

На самом деле это определение верное, но не вполне корректное. Информационное общество вовсе не означает доминирование информации над другими видами производства в равноправном их сравнении, как просто разных видов производства. Информационное общество означает, что все другие виды производств НАЧИНАЮТ ВЫСТУПАТЬ В ВИДЕ ПРОИЗВОДСТВА ИНФОРМАЦИИ. То есть, когда мы производим некоторый продукт, то имеем дело не непосредственно с самим продуктом, а на каждом этапе его производства - проектировании, изготовлении, продвижении и продажи - мы имеем дело исключительно с информацией, причем в таком виде, когда самой информацией оперируют на компьютерном терминале, удаленном от непосредственного продукта как источника этой информации.

Информационное общество означает, что информация становится заместителем, символической моделью любого продукта или услуги, что люди работают именно с информационными моделями, а не с непосредственными продуктами и услугами. Далее сами эти информационные модели связаны друг с другом не устойчивыми производственными циклами, НО СОВЕРШЕННО ИНЫМИ ЗАКОНАМИ - ХАРАКТЕРНЫМИ УЖЕ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СВЯЗИ. Любая сетевая связь (Internet) при производстве любого продукта или услуги зависит в решающей мере от характера и законов действия Сети Internet, нежели от характера самого производства, производственных связей или производственных циклов.

Более того, для информационного общества характерно изменение характера и способа государственного управления. Государственное управление при применении компьютерно-сетевых технологий становится более открытым, с развитой обратной связью, с уменьшенным временем на согласование и принятие решений, с расширением перечня функций, делегируемых частному сектору (то есть, интерактивным, динамичным и более корпоративным).

информация должна быть открыта для всех;

основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;

непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.

В третьем пункте наверное имеется в виду одинаково хорошее качество, во втором - наверное имеется в виду привлечение корпоративного сектора, а в первом - наверное имеется в виду двухсторонняя открытость информации (то есть право не только получать информацию, но и публиковать свою информацию для любого гражданина: если не бесплатно, то с минимальными издержками, по доступной цене).

В силу указанного обстоятельства мы не можем корректно выделить "информационный сектор" в качестве некоторого отдельного производства, как это предлагает упомянутый автор. Мы можем выделить сектор производства неинформационных товаров и услуг через Сеть и сектор "средств массовой информации" в Сети. Более того, обычно употребляемый термин "информатизации" представляется не совсем точным, потому что, как минимум мы должны говорить о двух отдельных, хотя и связанных процессах - компьютеризации и интернетизации, в этом случае просто компьютеризации недостаточно, а отсутствие интернетизации очень удобно скрывать за этим расплывчатым термином: купили в офис калькуляторы и говорят об информатизации . Причем установление корпоративной локальной сети нужно относить именно к компьютеризации.

Для информационно развитых стран вполне можно употреблять термин ИТТ (информационные технологии и телекоммуникации), но для нас этот термин будет не вполне корректным. Для постсоветских государств характерен разрыв между информационными технологиями и телекоммуникациями. Более того, сами телекоммуникации имеют еще массу различений: производство средств телекоммуникаций, интернет-сервис-провайдинг (ISP) ( применение телекоммуникационных технологий для предоставления доступа к среде телекоммуникации) и интернет-контент-провайдинг (ICP) ( содержательное информационное наполнение Сети, куда относятся и средства массовой информации как чисто сетевые так и несетевые, но представленные в Сети) и многое другое, включая мультимедиа, спутниковую связь и т.д.

Под государственной информационной политикой имеется в виду НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НИКАКАЯ НЕ РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ. Государственная информационная политика состоит в положительном контроле форматов, стандартов, государственном лицензировании применяемых информационных технологий в смысле опосредованного управления структурой информационного рынка в рамках задач по информационной безопасности. Государство не может регулировать работу участников информационного рынка ни через ценовую политику, ни через перечень допуска к этому рынку, ни через контроль содержания Сети (цензуры), ни какими-либо другими ограничительными мерами. Не потому, что это где-то запрещено, а потому что это ни одному государству еще не удавалось в силу специфики самой Сети и самой информации.

Положительный контроль как раз и означает, что из двух типов управления: управление ограничением и управление структурой - выбирают второй тип. В рамках положительных задач по культурной политике государство может стимулировать некоторые направления в информационной среде (обеспечение равных возможностей доступа к Сети для всех граждан, развитие национального языка через Сеть, продвижение национальной культуры в Сеть, разработка средств и технологий информационной безопасности (родительского контроля, охраны интеллектуальной собственности, предупреждения электронного взлома и т.д.), обеспечение информационного обучения для населения и в первую очередь для государственного управленческого персонала). Государство может стимулировать также некоторые форматы, утверждать некоторые стандарты, но не может при этом запрещать другие форматы и другие стандарты.

Наконец информационное общество - это общество глобальной коммуникации и постепенной глобализации экономики, постепенно утрачивающей свою национально-государственную структуру. Главная задача государства - не мешать этому процессу ограничениями и противодействиями.

Глобальная информационная инфраструктура предполагает известные принципы:

стимулирование частных инвестиций;

развитие конкуренции;

предоставление свободного доступа к глобальной сети всем поставщикам и потребителям информации;

создание гибкой нормативно-правовой базы, способной адаптироваться к быстрым переменам в индустрии и на рынке информационных технологий;

обеспечение универсального характера услуг;

обеспечение равенства возможностей для всех граждан;

обеспечение разнообразия содержания, в том числе культурного и лингвистического;

признание необходимости международного сотрудничества, уделяя особое внимание при этом менее развитым странам.

Основы информационной безопасности

Самым главным для информационной безопасности является соотношение контроля-ограничения и свободы-доступности информации, то есть вопрос разумной организации социальных условий информации. Для информации, как ни для одной другой среды, имеет значение различение "управления ограничением" и "управления структурой" (стандартами, форматами, инвестициями-кредитами, перенаправлением ресурсов и т.п.).

Многолетние попытки со стороны разных национальных государств использовать "управление ограничением" в информационной среде Internet принесли пока только негативный опыт: количество веб-страниц с непристойным содержанием (включая порнографию) не уменьшилось; в России преспокойно пользуются любыми криптографическими средствами, включая и несертифицированные. Попытка в Украине сократить круг провайдеров до трех, осуществляющих передачу информации вовне государства тоже не принесет успеха.

Существуют различные взгляды на проблему информационной безопасности. Однако все их можно свести к двум основным схемам. Трехагентная схема информации предполагает отправителя ("эмитент", "сендер"), получателя-адресата ("реципиент", "ресивер"), посредника (он же "провайдер" информационных услуг), обеспечивающий передачу информации.

В этой трехагентной схеме заключаются следующие договора на передачу информации. Между отправителем и получателем заключается устный договор: предварительно или постфактум (в случае заключения договора постфактум дальнейшее неоговоренное отправление информации считается несанкционированным и носит название "спам"). Между отправителем и посредником, между получателем и этим же или другим посредником заключается договор "провайдинга", то есть предоставления информационных услуг, где оговаривается тот или иной режим неразглашения информации третьим лицам, а также предупреждение о несанкционированном доступе самого провайдера к информации.

Трехагентная схема хорошо вписывается в юридическую практику правовых государств. Свобода слова, свобода информации предполагает не только свободу выражения для гражданина своих мыслей и слов, но и свободу сокрытия своих мыслей и слов от третьих лиц (от лиц, кому они не предназначены, от неадресатов).



Загрузка...