sonyps4.ru

Информационное общество, его ценности и способы функционирования. Этика в информационном обществе

Для людей, обладающих свободой выбора, этические проблемы неизбежны. Имея перед собой множество вариантов действий, они вынуждены решать, какой из вариантов является правильным с моральной точки зрения, а это предполагает знание характеристик «этического выбора».

Для характеристики проблемы этического выбора используются несколько базовых понятий.

Ответственность -- характеристика людей и ключевой элемент этичных действий. Ответственность означает, что вы принимаете на себя потенциальные издержки, долги и обязательства за ваши решения.

Подотчетность -- характеристика систем и социальных институтов. Подотчетность означает, что существует механизм для определения, кто предпринимает те или иные действия и кто несет ответственность за них. ИС и организации, в которых невозможно выявить, кто предпринимает действия и какие именно, нельзя подвергнуть этическому анализу.

Обязанности расширяют понятие ответственности и переносят его в законодательную область. Обязанность -- характеристика общественных систем, в которых предусмотрено возмещение индивидам вреда, причиненного людьми, предприятиями или организациями.

Введенные понятия создают основу этического анализа ИС и действий людей, которые ими управляют.

Сталкиваясь с ситуациями, в которых возникают этические вопросы, нужно уметь анализировать причины их возникновения. Для этого можно использовать следующую процедуру.

1. Выявите и явно опишите факты. Выясните, кто, что делает, для кого, где, когда и как. Нередко первоначальные сообщения бывают ошибочными, и зачастую простое упорядочение фактов помогает найти решение. Это также способствует достижению согласия с оппозиционной стороной, вовлеченной в этическую дилемму.

2. Сформулируйте причины конфликта или дилеммы и договоритесь о ценностях, которые должны лечь в основу решения. Этические, социальные и политические вопросы всегда связаны с определенными ценностями. Стороны в споре должны установить ценности более высокого порядка (свободу, право на конфиденциальность, защиту частной собственности и свободные предпринимательские системы), которые соответствуют ситуации конфликта.

3. Выявите заинтересованные стороны. В решение каждого этического, социального или политического вопроса вовлечены стороны, которые заинтересованы в том или ином результате. Необходимо выяснить, что это за группы и чего они хотят. Это обязательно принесет пользу впоследствии, когда будет обсуждаться выход из ситуации.

4. Обобщите мнения, которые разумно учесть. Вы можете обнаружить, что ни один выбор не удовлетворяет все заинтересованные стороны и что некоторые варианты все же лучше других. Хорошее и этичное решение не всегда одинаково выгодно для всех заинтересованных сторон.

5. Оцените потенциальные последствия принимаемого решения. Некоторый вариант решения может быть этично корректным, но неудовлетворительным с других точек зрения. Определенный вариант выбора может быть приемлем в одной ситуации, но его нельзя обобщать на другие случаи. Всегда спрашивайте себя: «Что будет, если я стану выбирать такой вариант постоянно?»

Как только анализ завершен, подумайте, какие этические принципы и правила нужно учесть, чтобы принять решение. Какие ценности высокого порядка используются в обосновании решения?

При решении вопроса, каким этическим принципам следовать и каким из них отдать предпочтение, полезно рассмотреть те принципы, которые прошли исторический отбор.

1. Ведите себя с другими так, как вам хотелось бы, чтобы они вели себя с вами (Золотое правило). Поставьте себя в ситуацию других и подумайте о себе как об объекте решения -- это поможет вам понять, насколько «справедливо» ваше решение.

2. Если действие не должен предпринимать один человек, тогда его не должен предпринимать и никто другой (императив Иммануила Канта). Спросите себя: «Если кто-то будет поступать так, может ли организация или общество выжить?»

3. Если действие нельзя повторять неоднократно, тогда его нельзя предпринимать ни разу. (Правило Декарта). Некоторое действие может создать изменения, которые сейчас приемлемы, но его повторение могло бы привести в долгосрочной перспективе к неприемлемым последствиям. Это может означать, что «вступив на ненадежный путь, вам невозможно остановиться».

4. Предпринимайте действия, которые помогают достигать более высоких ценностей (Принцип полезности). Это правило означает, что у вас есть определяющие приоритеты и вы способны оценить последствия различных стратегий.

5. Отдавайте предпочтение действиям, которые ведут к наименьшему злу или наименьшим издержкам. (Принцип неприятия риска). Некоторые действия обладают недопустимо высокой стоимостью неудачи при очень низкой ее вероятности (постройка ядерной электростанции в городской черте), или высокой «стоимостью» неудачи при умеренной вероятности (увеличение скорости -- автомобильные аварии). Избегайте действий, которые могут вызвать большие издержки, особенно если вероятность такого рода последствий достаточна высока.

6. Предположите, что кто-то фактически владеет какими-то материальными и нематериальными объектами, хотя возможно, что это и не так. (Этическое правило «Нет бесплатного завтрака»). Если нечто, созданное другим полезно и для вас, значит это «нечто» имеет ценность, и вам следует предположить, что его владелец захочет получить компенсацию за свою работу.

Этические правила носят общий характер и у них так много исключений, что нельзя считать их абсолютным руководством к действию. Тем не менее, мероприятиям, которые не проходят через сито этих правил, следует уделить повышенное внимание, поскольку даже отдаленное сходство с неэтичным поведением может принести вашему предприятию столько же ущерба, как и само такое поведение.

Когда группа людей претендует на то, чтобы называться профессионалами, они придерживаются определенных правил и берут на себя обязательства, базирующиеся на знаниях, осмотрительности и ответственному отношению к своему делу. Соответствующие кодексы поведения создаются профессиональными ассоциациями, которые берут на себя ответственность за регулирование деятельности своих коллег, определяя квалификацию и компетенцию для вступления в ассоциацию. Кодексы этики гарантируют, что профессионалы осуществляют свою деятельность в интересах всего общества, в свою очередь, они получают высокую оплату и уважение к их статусу.

Помимо этих моральных императивов, профессионалы должны учитывать право на частную жизнь, здоровье и благополучие людей при выполнении своей работы и выражать нанимателям свое мнение относительно любых негативных последствий их решений для коллектива и для общества в целом.

В настоящее время человеческое общество переживает специфический этап своего развития - постиндустриальный или информационный. Формирование указанного типа цивилизации сопровождается переоценкой ценностей, выстраиванием новой ценностной иерархии, возникновением принципиально новых ценностей, переосмыслением ценностей традиционных.

Трансформация аксиологической системы во многом обусловлена изменениями во всех сферах общества. В экономической подсистеме происходит переориентация на развитие информационных технологий и высокотехнологичных производств, развивается рынок информационных продуктов и услуг. В политической сфере формируется так называемая элита знаний и компетентности - меритократия, то есть главенствующую роль приобретают личности и группы, владеющие информацией. Трансформируется социальная структура общества: возникают новые профессиональные группы, осуществляющие деятельность в информационной сфере. Не является исключением и духовная сфера общества, где формируется принципиально новый тип культуры - информационный, зарождаются новые аксиологические и этические феномены.

В новом обществе появляется новый тип человека - Homo iformaticus - человек информационный, который отличается от homo sapiens, в том числе, и ценностными ориентациями. Для нomo iformaticus владение информационно-аналитическими технологиями является базовой стратегией информационно безопасного социального поведения, в соответствии с которой он мог бы анализировать поступающую к нему информацию, адекватно оценивать ее и выстраивать свое поведение в зависимости от результатов указанного анализа.

Homo iformaticus осуществляет значительный объем своей деятельности в виртуальной реальности. Следовательно, главными ценностями для него являются своевременное быстрое получение широкого спектра информации, возможность мгновенного оперирования информационными ресурсами и потоками, возможность осуществления процессов коммуникации в режиме on-line, то есть в реальном времени, здесь и сейчас. Осуществлять жизнедеятельность в виртуальной реальности человеку позволяют инфокоммуникационные технологии, которые сами по себе, как таковые, приобретают для индивида аксиологическую значимость. Упомянутые выше технологии формируют поведенческую стратегию как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни, поскольку для многих людей являются своеобразным, а иногда и единственным «окном в мир».

Современная личность, занимающая активную жизненную позицию, не мыслит себя без так называемых «гаджетов» - телефона, смартфона, компьютера. Они позволяют осуществлять связь с внешней средой (получать знания, проводить досуг, вести деловые переговоры, общаться с друзьями и близкими) независимо от времени суток и местонахождения коммуникантов. Подобная постоянная связь не позволяет человеку экзисцировать, погружаться в собственное «Я», остро переживать свое одиночество даже будучи, по какой-либо причине, оторванным от социума. Она дает возможность ощущать себя «в гуще событий», наблюдать объекты и процессы, оценивать их, искать решение проблем в реальном времени. Более того, указанная возможность превращается в необходимость по следующим причинам. Во-первых: в связи с требованием внешнего мира соответствовать передовым тенденциям и критерию оперативности. Во вторых: под влиянием субъективных факторов, таких как желание личности не упустить ничего интересного и важного, быть в курсе всех событий, представляться окружающим осведомленной о происходящих процессах и явлениях.

Но виртуальное существование человека, не способно избавить его от одиночества в реальном мире, поскольку «жизнь в киберпространстве - это в высшей степени индивидуализированный опыт: невозможно "бродить по просторам" Интернета вдвоем или группой. Обеспечивая доступ к огромным информационным ресурсам, облегчая общение …, Интернет в то же время имеет разъединяющий эффект и приводит к дальнейшему усугублению индивидуализма» . Человек обособляется, удаляется от реального общества себе подобных, где общение приносит не только удовольствие, но и является трудом по построению реальных отношений, перестроить, исправить которые значительно труднее, чем виртуальные.

Виртуальная жизнь в реальном времени воспринимается большинством обывателей как несомненное достоинство современной цивилизации, как безоговорочное благо для человека. Однако, здесь кроется еще одна серьезная проблема: существование on-line, является одним из факторов, детерминирующих ускорение социального времени. У человека остается все меньше времени для осмысления различных событий, принятия решений, осознание их последствий и ощущение самой жизни. Будучи постоянно включенным в процесс коммуникации, стремясь к максимально активной деятельности, «торопясь жить», индивид перестает ценить одиночество как возможность для самосозерцания и самопознания, забывает о том, что познание мира начинается с познания себя, понимание внешних событий и их причин невозможно без понимания внутренних диалектических взаимосвязей и мотивов своей деятельности.

Инфокоммуникационные технологии позволяют человеку расширять круг общения, преодолевать географические преграды и государственные границы, так сказать, не выходя из дома. Ведя виртуальный диалог, коммуникант далеко не всегда может зрительно контактировать со своим визави, а, значит, знать, кто находится на «другом конце провода». То есть, общение могут осуществлять вымышленные, искусственно сконструированные, реально не существующие личности. Подобный вымысел имеет место по ряду психологических причин и чреват риском подмены реальной личности на выдуманную. Наиболее часто подобная ситуация наблюдается в социальных сетях, где для коммуникантов важно «казаться», а не «быть», где легко скрыть (а не решить!) свои комплексы и проблемы за «аватаром». В итоге человек вживается в свой вымышленный образ, подавляя настоящее «Я», принимает кажимость за действительность, а глубинные желания, истинные потребности и реальные стремления остаются нереализованными, периодически напоминая о себе глубокими депрессиями и потерей смысла жизни.

Перемещение межличностного общения в сферу Internet, особенно среди подрастающего поколения, влечет за собой проблему неумения грамотно строить устную и письменную речь. Дело в том, что в процессе on-line общения человек, как правило, использует разговорные обороты, не заботится о соблюдении правил орфографии и пунктуации. В результате не вырабатывается навык грамотного письма. Кроме того, необходимость выражать мысли в четкой письменной форме, по наблюдениям специалистов, дисциплинирует мышление, поскольку в этом случае отсутствует возможность в любой момент перефразировать предложение, без потери смыслового содержания как это допустимо в устной речи.

Еще один аксиологический аспект on-line коммуникации состоит в следующем.

С развитием сети Internet, очные контакты становятся, так сказать, не модными. Стремясь дистанционно общаться, люди экономят время, но теряют романтику ожидания, предвкушения встречи, которые сами по себе весьма ценны и доставляют массу приятных эмоций. Необходимо отметить, что при дистанционной коммуникации невозможно передать ни тонкие оттенки чувств, что в реальности осуществляется при помощи невербальных символов (интонации, жестов, взглядов), ни простое человеческое тепло. О всегда так необходимо: способно поддержать, утешить, выразить любовь и дружбу, а «смайлик» в конце печатной фразы его передать не в состоянии.

Итак, для информационного человека на первый план выходит виртуальная коммуникация, осуществляемая посредством телекоммуникационных систем, к которым кроме компьютерной техники относят и телефонную связь. По этой причине происходит отмирание литературного эпистолярного жанра. Реальное межличностное общение, соответственно, отходит на второй план.

Упомянутое выше обесценивание чтения представляет весьма сложную проблему современного общества. Информационная цивилизация предоставляет человеку массу возможностей получения разного уровня информации об окружающем мире. Но такие актуальные в наши дни источники знаний как телевидение и Internet не способны полностью заменить литературу, поскольку они не выполняют ее основных функций - гуманитарной и воспитательной. А наиболее «рейтинговая» и злободневная информация, которой изобилуют указанные источники, имеет обратное действие - дегуманизирует личность.

В XXI веке особую актуальность приобретает вопрос ценности естественного интеллекта. Это связано с широким распространением искусственного разума. Таковым ученые именуют не только сложнейшую технику, имитирующую мыслительные процессы, происходящие в мозгу человека, но и простые электронно-вычислительные машины, такие как персональный компьютер, смартфон. Обесценивание человеческого разума, а зачастую и его ослабевание вызвано тем, что вычислительная техника и технологии различного уровня сложности берут на себя часть функций интеллекта личности (например, выполняют за нас расчеты, проверяют правописание, напоминают о важных событиях и т.д.). В силу этого разум «расслабляется», утрачивает стимул и потенциал развития, а в некоторых случаях и деградирует.

Не менее важны в условиях информационной цивилизации и социальные ценности, главной из которых является равенство. В данном контексте речь идет о равенстве доступа к информационным ресурсам и технологиям как граждан различных регионов одного государства, так и представителей стран с разным уровнем развития. Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности любого государства является осуществление политики, направленной на установление указанного равенства, являющееся в наше время неотъемлемым аспектом социальной справедливости. Без соблюдения этого аспекта весьма сложно обеспечить равенство стартовых возможностей граждан, равенство доступа к образовательным, медицинским и государственным услугам.

Современная информационная цивилизация претендует на звание «общества равных возможностей». Обеспечению подобного статуса способствуют следующие факторы. Во-первых: развитие и широкое распространение инфокоммуникационных технологий, дистанционного образования, занятости, получения услуг; во-вторых: гуманизация общества, которая должна стать главной целью государственной политики и самого социума. В негуманном обществе невозможно достойное существование личности как в физическом, так и в социальном, и в духовном ее проявлениях, поскольку технический и технологический прогресс не имеет смысла без развития культуры.

Аксиологические перемены затрагивают и сферу экономики: идеология упорного добросовестного труда заменяется ценностями финансового успеха. Подобная ситуация имеет место быть и в сфере производства информации: более высокий социальный статус, обеспеченный властными полномочиями и материальным благосостоянием имеют обладатели информации (и прав на ее использование), которые далеко не всегда являются производителями знаний и технологий, а последние занимают более низкие социальные позиции.

Еще одной важной аксиологической проблемой является статус религиозного и художественного познания. Данные виды познания ориентированы на идеальные объекты и феномены, без которых жизнь духовно развитой личности представляется неполноценной, поскольку именно они воспитывают в человеке способность к сочувствию и уважению к ближнему, любовь к прекрасному и возвышенному. Без их немыслимо комплексное и всестороннее освоение окружающей нас действительности. Тем не менее, эти виды знания все более обесцениваются, а владеет ими все меньшее число людей.

Следует отметить, что обесценивается и сам феномен знания как такового. Наибольшей значимостью наделяется не факт знания, а способность его приобрести, найти в информационной системе в нужном объеме в конкретный момент времени, когда возникает потребность. Дальнейшее сохранение этого знания в мозгу человека (а не на жестком диске компьютера или сервера) не только не имеет смысла, но и представляется излишним многим членам нашего общества. Соответственно, эрудированная, энциклопедически образованная личность утрачивает статус уважаемой, интересной и, что важно, востребованной в социуме, зачастую превращаясь в своеобразный атавизм. Об этом свидетельствуют и последние тенденции в сфере российского высшего образования: появление направлений подготовки «прикладной бакалавриат», упразднение специалитета, уменьшение количества гуманитарных дисциплин как по выбору, так и обязательных для изучения. Хотя именно социально-гуманитарный блок имеет направленность на развитие лучших духовных качеств личности, ее гражданской позиции, способности широко и свободно мыслить, что так важно в современном прогрессивном социуме и государстве.

Становление информационного общества вызывает к жизни принципиально новый аксиологический феномен - консьюмеризм и связанные с ним ценности потребления. Современный тип цивилизации достиг достаточного уровня развития в информационно-коммуникационном плане для того, чтобы тиражировать идеи необходимости неограниченного потребления, высвобождать личное время для реализации указанной необходимости; технико-технологическом и экономическом аспектах, что позволяет расширить масштабы производства для обеспечения потребления. Согласно идеологии консьюмеризма, благополучен в социальном, культурном и интеллектуальном аспектах тот, кто озабочен «перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения» . Здесь мы можем наблюдать еще один результат развития, но развития регрессивного homo sapiens - homo consumens - человека потребляющего. Если человек разумный стремится к творчеству, к самореализации через созидание, то человек потребляющий видит единственный способ реализовать себя в идолопоклонстве - поклонении вещам, вещизме.

Происходит смена мировоззрения общества, граничащая с культурной революцией: музеи, выставки, галереи и театры уступают место шопингу, ночным клубам, социальным сетям и компьютерным играм. Человек все в большей степени стремится посвящать свой досуг не духовному и интеллектуальному развитию, а удовлетворению физических потребностей и примитивных желаний. Наступает эра консьюмеризма - стремления человека через приобретение материальных ценностей ощутить определенное социальное превосходство и приобщиться к какой-либо общественной прослойке. «Религия конца XX века», - называет данное направление С. Майлс , подчеркивая надиндивидуальность этого феномена, его общественную значимость и закрепленность не только в сознании личности, но и в общественном сознании.

В идеологии консьюмеризма, захлестнувшей развивающееся информационное общество, по-новому воспринимаются и оцениваются обычное человеческое общение, взаимодействие. «Такие универсальные формы человеческих отношений, как любовь и секс, также все в больших масштабах приобретают форму рыночных услуг, превращаются в формы потребления. Проституция как древнейшая профессия не только сохраняется в обществе потребления, но приобретает новые масштабы и формы. Ее суть - предложение секса как рыночной услуги. В современных условиях такая услуга удовлетворяет потребности людей, испытывающих дефицит времени и обычных форм общения» .

Итак, в современном консьюмеристском мире происходит замена возвышенных ценностей духовно развитой личности на сугубо утилитарную потребительскую идеологию. А бо́льшим уважением зачастую пользуется тот человек, у которого более современный смартфон, компьютер и т.д., а не тот, кто лучше образован, имеет широкий кругозор, культурен и способен к творчеству. Состоявшейся личностью признается та, которая соответствует некоторым внешним критериям успешности, благополучности и престижности, а не является таковой в действительности.

Таким образом, в период становления и развития информационной цивилизации происходит трансформация системы ценностей человека и общества.

Утрачивают свое значение ценности живого общения, реального знания, религиозного и художественного познания, самостоятельного свободного мышления; на их место приходят ценности потребления; доступа к инфокоммуникационным технологиям и информационным ресурсам; адаптации к виртуальной реальности; категория равенства переносится в информационную сферу. Новый вид человека - homo iformaticus - во главу угла часто ставит не духовную сферу, а материальную; он стремится не столько к идеалу, сколько к потреблению; заменяет реальную жизнь игрой, а личностные отношения - виртуальными.

Современные общества, имеющие статус информационных, к сожалению, не всегда достойны именоваться гуманистическими. Иллюстрацией данного утверждения могут служить такие печальные события, как стрельба в московской школе и аналогичные прецеденты на западе, которые спровоцированы, по мнению многих психологов, жестокими виртуальными играми и банальным невниманием к реальной человеческой личности.

Базовые для передового общества гуманистические ценности должны укреплять свои позиции в условиях технически и технологически развитой цивилизации. Указанная необходимость обусловлена тем, что прогресс материальной и информационной сфер бытия социума является лишь внешней стороной развития общества, фактором, облегчающим, упрощающим человеческое существование и жизнедеятельность. Истинный прогресс человечества состоит в совершенствовании самой личности, развитии ее сознания, интеллекта и духовных качеств. Высокоразвитым можно назвать только такое общество, где воплощается в реальность хрестоматийный тезис Л. Фейербаха: «человек человеку - Бог», где «быть» важнее чем «казаться», а категорический императив И. Канта действительно имеет статус всеобщего законодательства.

Ссылки на источники
1. Леонтович О. А. Проблемы виртуального общения // Электронный журнал «Полемика». - Выпуск №7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo . - [Дата обращения: 25.01.2014].
2. Маклюэн. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М., 2003. 464 с.
3. Miles S. Consumerism - as a Way of Life. London et al.: SAGE Publications, 1998. 174 р.
4. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - Т. XIV. - № 2. - С. 3-40.

  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 107
Диссертация добавить в корзину 500p

V Глава 1. Особенности системы ценностей информационного общества.

§ 1. Характеристика системы ценностей информационного общества.

§ 2. Роль симулякров или мнимостей в системе ценностей информационного общества.

§ 3. Глобализация как условие существования системы ценностей информационного общества.

Глава 2. Место человека в сфере экономических, политических и эстетических ценностей информационного общества.

§ 1. Человек в сфере экономических ценностей информационного общества.

§ 2. Человек в сфере политических ценностей информационного общества.

§ 3. Человек в сфере эстетических ценностей информационного общества.

Глава 3. Проблемы самоидентификации и самореализации человека в информационном обществе.

§ 1. Проблема самоидентификации человека в информационном обществе.

§ 2. Проблемы самореализации человека в информационном обществе.

§ 3. Образование как основное условие творческой самореализации человека

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Человек в системе ценностей информационного общества"

Актуальность темы исследования* При переходе к информационному обществу, инфраструктуру которого составляют информационные и телекоммуникационные сети, происходит качественное изменение всех сфер жизни общества, а также его системы ценностей. Человек оказывается в новой реальности, состоящей из знаков, символов, образов] и начинает осознавать ее сконструированную, символическую природу.

В этих условиях знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, - без них невозможно существование информационного общества. Образ превращается в самостоятельную ценность: с одной стороны как образ, отражающий реальность, с другой - как симулякр или мнимость, т.е. образ, за которым не стоит никакая реальность. Идеальные ценности начинают доминировать над материальными. Ценности (экономические, политические, эстетические) становятся все более доступными для человека. Плюрализм выступает как неотъемлемая черта системы ценностей информационного общества. Все это придает демократические черты системе ценностей.

1 В то же время ряд других особенностей системы ценностей вызывают к жизни антидемократические тенденции. Так, например,/ мнимости или симулякры дают широкие возможности для манипулирования сознанием людей и общественным мнением.

Диссертация посвящена анализу системы ценностей информационного общества, тем возможностям, которые она предоставляет человеку, и проблемам, которые она для него создает. В работе рассматривается влияние ценностей и информационного общества на процессы самореализации и самоидентификации человека.

Информационное общество могло возникнуть только вместе с глобализацией, под воздействием которой происходит становление противоречивых тенденций в системе ценностей. Наряду с демократизацией системы ценностей и всего информационного общества проявляется тенденция ослабления демократии за счет того, что власть субъектов глобального рынка не ограничена никакими демократическими процедурами, а также тенденции, одновременно ведущие к универсализации и индивидуализации ценностей информационного общества.

В связи с этим, представляется очень важным заявить особенности системы ценностей информационного общества, проанализировать социокультурную среду, которую создают для человека экономические, политические и эстетические ценности, и, наконец, проследить, как все эти факторы влияют на самоидентификацию и самореализацию человека.

Состояние научной разработанности темы. В зарубежной литературе концепция информационного общества разрабатывается с начала 80-х годов в трудах американских футурологов Э.Тоффлера, X. Тоффлера и японского футуролога И. Масуды. Можно отметить следующие работы: Э. Тоффлер«Третья волна», «Предварительные взгляды и предпосылки», «Сдвиг власти: знание, богатство и насилие на пороге XXI века», Э. Тоффлер и X. Тоффлер «Война и анти-война - выживание на рассвете XXI века», И. Масуда «Менеджмент в информационном обществе: освобожденная синергетика японского стиля » и другие. Э. Тоффлер и И. Масуда уделяют особое внимание экономической и социальной сфере информационного общества, проблемам власти и управления.

В отечественной литературе концепция информационного общества разрабатывается Абдеевым Р.Ф., Ворониной Т.П., Мелюхиным И.С.* и рядом других авторов. В частности, Т.П. Воронина, давая комплексный анализ информационного общества, особое внимание уделяет проблемам образования.

Философия постмодерна, возникшая в 80-х годах, не использует термин «информационное общество», а говорит об обществе постмодернизма, базисные характеристики этого общества (существование в системе информационных и телекоммуникационных сетей в период глобализации производства знаний, информации, массовой культуры) совпадают с характеристиками информационного общества. Поэтому труды философов постмодернизма привлечены нами для рассмотрения данной темы. Здесь могут быть отмечены следующие работы: Р.Рорти «Случайность, ирония и солидарность», Ж.-Ф. Лиотар «Условия постмодернизма: сообщение о знании», Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодернизма», Ж. Бодрийар «Избранные труды», Ф. Вагнер «Изобретение культуры» и другие. Во всех перечисленных работах, в основном, анализируются социокультурные характеристики общества постмодернизма. К тому же философия постмодернизма, принципиально оставаясь на фрагментарной позиции и отрицая возможность систематизации фило См., напр.: Абдеев Р.Ф. «Философия информационной цивилизации ».-М., 1994; Воронина Т.П. «Информационное общество: сущность, черты, проблемы». - М., 1995; Мелюхин И.С. «Информационные технологии и бизнес». - М., 1997 софского знания, не рассматривает ценности общества постмодернизма как систему.

Все это позволяет сделать вывод, что проблема исследования системы ценностей информационного общества, ее характеристик и места человека в ней еще недостаточно разработана. Этим объясняется выбор автором темы диссертации.

Цель и задачи исследования. Принимая во внимание уровень исследования проблемы, следует сформулировать цель и задачи предлагаемой диссертации.

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать систему ценностей информационного общества и определить, какие возможности она предоставляет человеку, и какие проблемы ставит перед ним.

Отсюда вытекают решаемые в диссертации задачи:

Определить особенности системы ценностей информационного общества;

Проанализировать роль симулякров или мнимостей в системе ценностей (в сфере экономических, политических и эстетических ценностей);

Рассмотреть, какие возможности предоставляют человеку, и какие проблемы создают для него симулякры или мнимости;

Выявить воздействие на человека тенденций в системе ценностей, появившихся вследствие глобализации;

Рассмотреть особенности среды, создаваемой для человека экономическими, политическими и эстетическими ценностями;

Раскрыть проблему выбора ценностных ориентиров человеком и проблему самоидентификации;

Рассмотреть, как решается человеком проблема самореализации, и в этой связи выявить факторы, способствующие этому процессу.

Основные положения, выдвигаемые автором к защите. Автор считает, что при анализе ценностей информационного общества следует основываться на принципах системного подхода. В работе выявляются специфические особенности системы ценностей информационного общества: положение знания и системообразующих ценностей, связанных с ним (информации, образования), от которых зависит само существование информационного общества; доминирование идеальных ценностей над материальными; превращение образов в самостоятельную ценность; демократизация, выражающаяся в общедоступности и плюрализме ценностей.

В диссертационном исследовании выделяются структурные элементы системы ценностей, и характеризуется противоречивая роль образов и симулякров в сфере экономических, политических и эстетических ценностей. Автор показывает, что без мнимостей невозможно существование системы ценностей информационного общества.

Представляется важным обратить внимание на противоречивые процессы, возникающие в системе ценностей общества под влиянием глобализации, а также раскрыть особенности среды, которые создают для человека экономические, политические и эстетические ценности.

В работе рассматриваются особенности системы ценностей информационного общества на самоидентификацию и самореализацию человека, что имеет важное практическое значение, т.к. позволяет прогнозировать общие тенденции развития информационного общества, а также те изменения, которые происходят в человеке.

Автор анализирует различные подходы к проблеме самоидентификации и показывает, что при переходе от индустриального общества к информационному меняется характер образования, которое становится одной из системообразующих ценностей информационного общества, т.к. способствует творческой самореализации человека.

Уровень и качество образования являются основной характеристикой трудовых ресурсов информационного общества, поэтому основные инвестиции в таком обществе - это инвестиции в человеческие ресурсы, образование. При этом подчеркивается, что информационное общество характеризуется постоянным образованием и самообразованием. Оно становится неотъемлемой формой существования всех возрастных групп (life-long education). В диссертационном исследовании отмечается, что информационное общество потенциально создает все условия для творческой самореализации человека, т.к. образование является общедоступным, глобальным и индивидуальным.

Теоретическая и методологическая база диссертации. В диссертации использованы труды основателей концепции информационного общества Э. Тоффлера, X. Тоффлера, X. Масуды; работы отечественных исследователей информационного общества Р.Ф. Абдеева, Т.П. Ворониной, И.С. Мелихина, А. Неклесса; труды философов постмодернизма В. Андерсона, С. Квейла, М.О. Хара. К. Цвейга, Э. Стерн-берга, Р. Лифтона; отдельно следует отметить работы М. Фуко; а также группы социальных мыслителей А. Шлессинджера и В. Грейдера.

Объем и структура диссертации. Вышеперечисленные аспекты исследования определяют структуру работы. Она состоит из введения, трех глав (9 параграфов), заключения и библиографии.

В первой главе «Особенности системы ценностей информационного общества» анализируются специфические особенности системы ценностей в информационном обществе. В ней выделены основные принципы системного подхода, которые автор применял при анализе системы ценностей информационного общества, и рассматри ваются основные черты, характеризующие систему ценностей (§ 1. «Характеристики системы ценностей информационного общества»); рассматривается место мнимостей в сфере экономические, политические и эстетические ценностей (§ 2. «Роль симуляк-ров или мнимостей в системе ценностей информационного общества»); дается характеристика процессу глобализации (§ 3. «Глобализация как условие существования системы ценностей информационного общества»).

Во второй главе «Место человека в сфере экономические, политические и эстетические ценностей информационного общества » раскрываются особенности среды, которые создают для человека экономические (§ 1. «Человек в сфере эконо мических ценностей»), политические (§ 2. «Человек в сфере политических ценностей») и эстетические ценности (§ 3. «Человек в сфере эстетических ценностей») информационного общества.

В третьей главе «Проблемы самоидентификации и самореализации человека в информационном обществе» рассматриваются особенности влияния системы ценностей информационного общества на самоидентификацию человека (§ 1. «Проблема самоидентификации человека в информационном обществе»); его самореализацию (§ 2. «Проблема самореализации человека в информационном обществе»); выявляется место и роль образования (§ 3. «Образование как основное условие творческой самостоятельности человека в информационном обществе»).

Теоретическое и практическое значение диссертации. Проведенное исследование направлено на дальнейшее развитие теории информационного общества и его системы ценностей. Выводы работы имеют важное значение для научно-теоретического осмысления специфики информационного общества, места человека в нем. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса философии и в спецкурсах по философии.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Зайцева, Лариса Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение темы диссертации позволяет сделать выводы о качественном изменении системы ценностей при переходе к информационному обществу.

Знание, информация, образование выступают в информационном обществе как системообразующие ценности, без которых невозможно само существование этого общества.

Знание оказывает существенное влияние на все ценности информационного общества, но прежде всего на сферы экономических, политических и эстетических ценностей.

Такие экономические ценности как собственность, богатство начинают основываться на знании, так как ведущим сектором экономики информационного общества является производство знаний и информации.

Под влиянием знания качественно меняется такая политическая ценность как власть. Если в индустриальном обществе власть основывалась на физической силе и силе денег, то в информационном обществе появляется власть, основывающаяся на знании.

Под влиянием знания меняется также природа насилия, которое начинает принимать форму манипулирования общественным мнением.

Знание оказывает существенное воздействие на сферы эстетических ценностей информационного общества и способствует возникновению новых видов искусства.

В системе ценностей информационного общества идеальные ценности доминируют над материальными, наблюдается тенденция замещения материальных ценностей идеальными. Например, такие базовые экономические ценности как собственность и капитал принимают идеальную форму.

В информационном обществе образ превращается в реальную ценность, которая оказывает большое влияние на всю систему ценностей, особенно на сферы экономические, политические и эстетические. Образ приобретает власть над человеком, формирует и во многом определяет стиль жизни.

Без образа невозможно существование сферы экономических ценностей информационного общества, так как важной составляющей его экономики является производство, передача и продажа образов. Без формирования образа, имиджа не может быть продан в современной экономике ни один товар.

В сфере политических ценностей появляется такая особенность образа, как власть над людьми. Образ, имидж политика оказывает на человека зачастую значительно большее влияние, чем его программа.

Очень важна роль образов в сфере эстетических ценностей, т.к. искусство информационного общества характеризуется доминированием образа над словом.

Формирование своего имиджа, образа является одним из способов самореализации, специфичным для информационного общества.

В системе ценностей информационного общества особое место занимают образы, за которыми не стоит никакой реальности, то есть мнимости, или, в терминологии постмодернизма, симулякры. Без симулякров невозможно существование системы ценностей информационного общества; особенно велика их роль в экономических и политических и эстетических сферах. Значительная роль мнимостей повышает творческие возможности человека, не сковывает творчество границами материального мира; повышает возможности образования; расширяет границы искусства; придает различным сферам общественной жизни игровой характер. Но мнимости могут заменить человеку реальный мир.

Система ценностей, которая не может существовать без таких элементов, как знание, информация, образы, мнимости или симулякры, создает для человека совершенно новые условия существования. Существование человека в информационном обществе превращается в существование в суперсимволической реальности. Важно отметить, что информационное общество начинает осознавать свою символическую, сконструированную природу, осознавать сделанность своих социальных институтов, ценностей, верований, ритуалов, традиций. Все это дает человеку много возможностей, но и порождает новые проблемы.

С одной стороны, система ценностей информационного общества характеризуется демократическим тенденциями. Это проявляется прежде всего в общедоступности и плюрализме ценностей, что создает для человека более демократические условия существования. Инфраструктура информационного общества, представляющая информационные и телекоммуникационные сети, нацелена на передачу таких системообразующих ценностей, как знание, информация. В частности, за счет распространения дистанционных образовательных программ становится все более доступным и такая системообразующая ценность, как образование.

Плюрализм системы ценностей, во-первых, выражается в том, что инфраструктура информационного общества дает человеку доступ ко всем существующим культурным, эстетическим, политическим, религиозным, этническим и т.п. ценностям; а во-вторых, в том, что система ценностей информационного общества представляет из себя не пирамиду, а паутину без единого центра.

С другой стороны, система ценностей информационного общества может вызывать к жизни и антидемократические тенденции. Это прежде всего выражается в том, что образ, как одна из ведущих ценностей, и особенно образ, за которым не стоит никакой реальности, то-есть мнимость или симулякр, дают широчайшую возможность для манипулирования общественным мнением людей. Здесь можно отметить противоречие, характерное для информационного общества: с одной стороны его инфраструктура делает практически невозможным скрывать или контролировать информацию, но в то же время дает широчайшие возможности для манипулирования сознанием людей и общественным мнением. Антидемократические тенденции также могут проявляться в том, что технологии и инфраструктура информационного общества делает возможным контролировать поведение людей и нарушает права человека на частную жизнь. Эти тенденции особенно присущи экономическим и политическим сферам жизни информационного общества.

Информационное общество предоставляет широчайший выбор всех существующих ценностных ориентиров, самоидентификацию очень сложной. Можно выделить следующие подходы к проблеме самоидентификации человека в информационном обществе:

Подход, базирующийся на релятивистском восприятии ценностей, который делает иронию единственно возможным механизмом самоидентификации;

Подход, сводящий проблему самоидентификации к растворению человека в системе мультикультурных ценностей и ведущий к смерти индивидуализма;

Подход, заключающийся в формировании человека Протея (от мифологического персонажа, который, встречая препятствия, всякий раз менял свою форму), отличительными чертами которого являются нестабильность и нелояльность, выражающиеся в готовности сменить одну и принять другую систему ценностей;

Подход, базирующийся на таких системообразующих ценностях, как знание и образование.

Способы самореализации человека в информационном обществе обусловлены особенностями его системы ценностей. Можно выделить следующие способы самореализации:

Самореализация посредством творческой деятельности, в основе которой роль знания и образования, как системообразующих ценностей. Особенно следует подчеркнуть, что образование является решающим фактором, способствующим творческой самореализации человека;

Самореализация через создание своего образа. Такой способ самореализации основан на очень большой роли образов в системе ценностей, ее игровом характере;

Самореализация в мире симулякров (мнимостей) или в мире виртуальной реальности. Такой способ самореализации может привести к тому, что компьютер, подключенный к Интернету, заменит реальный мир. Это вызывает серьезные психологические и социальные последствия.

Самоидентификация и самореализация решаются человеком в условиях развертывающихся процессов глобализации, без которых было бы невозможно возникновение информационного общества. Глобализация означает переход мира к новому качественному состоянию, к возрастающей взаимозависимости мира, к функционированию мира как единого рынка. Глобализация оказывает влияние на все сферы жизни информационного общества и на его систему ценностей. Под влиянием глобализации в системе ценностей информационного общества возникают противоречивые тенденции.

Глобализация способствует демократизации системы ценностей информационного общества, что выражается, в первую очередь, в их общедоступности. Это относится и к таким системообразующим ценностям, как знание, информация, образование, так и к такой основной экономической ценности, как богатство. Большая доступность богатства для всех способствует преодолению разрыва между развитыми и развивающимися странами, между Севером и Югом.

Но процесс демократизации экономических ценностей не происходит автоматически, т.к. проблема выхода на глобальный экономический рынок для развивающихся стран, на рынок, где основные места уже заняты мультинациональными корпорациями, представляется очень сложной.

В то же время глобализация может привести и к антидемократическим тенденциям в системе ценностей информационного общества. Это связано, прежде всего, с тем, что глобализация ведет к ослаблению суверенитета национальных государств и переходу власти к мультинациональным корпорациям и к субъектам глобального финансового рынка. Но если власть в большинстве национальных государств основана на демократической процедуре и подотчетна гражданам этих стран, то национальные корпорации подчиняются только собранию акционеров, а не гражданам стран, где они расположены. Поэтому власть, как одна из основных политических ценностей, может не основываться на демократических принципах. Глобализация вызывает в системе ценностей информационного общества процессы, ведущие и к универсализации, и к индивидуализации ценностей.

Универсализация ценностей выражается в господстве одних и тех же потребительских ценностей, доминированию эстетических ценностей массовой культуры. Индивидуализация создает среду, включающую в себя ценности, принадлежащие различным культурам, эпохам, обществам.

Условия существования человека в информационном обществе характеризуются изменчивостью и нестабильностью. Единственно постоянным является необходимость непрерывного образования, как основного фактора творческой самореализации человека.

Рассмотрение темы диссертации позволило выделить проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Прежде всего требуют изучения процессы, вызываемые глобализацией, так как они будут определять будущее мира. Переход к глобальной цивилизации требует нового подхода ко всем социальным вопросам, рассмотрения экономических, социальных, культурных ценностей во взаимозависимости с применением системного метода. Например, изменения, вызываемые глобализацией в экономической сфере, требуют не только рассмотрения экономистами, но и философами, социологами, психологами и культурологами. Представляется очень интересным рассмотреть, какое влияние оказывает глобальный рынок на социальный и культурные процессы, как воздействует на образ жизни людей; как общества с очень большими секторами экономики, представляющими аграрный и индустриальный этапы развития, встречают вызов глобальной экономики. Очень интересна проблема взаимодействия ценностей глобальной культуры и ценностей национальных культур. Требует рассмотрения проблема власти в условиях функционирования глобальной цивилизации. Также очень важно понять, какое воздействие на социальные процессы в информационном обществе оказывает складывающаяся глобальная система международной преступности. Очень интересно проанализировать такое явление, как глобализация прав человека.

Очень много проблем, связанных с информационным обществом, также требуют тщательного рассм отрения и анализа. К ним можно отнести:

Символическую и знаковую культуру информационного общества;

Влияние мнимостей или симулякров на культуру информационного общества;

Возможности мнимостей и симулякров в манипулировании сознанием людей и в формировании нужного общественного мнения;

Проблему свободы воли в информационном обществе, в условиях глобализации;

Проблему игровых тенденций и характеристик в информационном обществе и место игры в нем в целом;

Проблему насилия как манипулирования общественным мнением и сознанием человека;

Проблему взаимодействия искусства в обыденной жизни в информационном обществе;

Проблему власти образа, видеократии в информационном обществе;

Анализ творчества, где значительную роль играют мнимости или симулякры.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Новые ценности образования в информационном обществе, противоречия их формирования

В.Н. Кукьян, Н. А. Швецова

Современный период развития в России характеризуется переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному, информационному, базирующемуся на информации, знаниях и инновационных технологиях как основных социально-культурных ценностях. Рост объема информации, внедрение информационных технологий в разные сферы общественной жизни влечет за собой стремительное нарастание информатизации образования, что меняет среду образования, методы, модели специалиста, социализацию личности.

Модернизация - это основное направление развития российского образования, процесс синтеза традиций и инноваций. В условиях развития информационного общества человек должен быстро адаптироваться к новым условиям и отражать их в своей деятельности: скорость изменений такова, что нередко системность уступает место асистемности, через которую формируются новые системные признаки. А значит, невозможно в системе образования подготовить личность к самореализации во всех формах ее проявления. Поэтому необходимо приобщить студентов, учащихся к таким ценностям, которые позволяют быстро адаптироваться к изменению форм, технологий, стратегий, приоритетов достижения успеха, с учетом происходящих радикальных изменений в мировой экономике и рынке рабочей силы. В информационном обществе назрела необходимость «опережающего» формата подготовки современных специалистов. Информационная революция приводит к невиданным темпам и срокам накопления информации. Информация становится важнейшей социокультурной ценностью, а это требует решения ряда проблем, в частности, соотношения знаний и информации, знаний и компетенций, развития сетей и виртуальных направлений формирования профильной коммуникации и оперативности ее поиска, необходимости новых технологий.

На сегодняшний день образование ориентировано не столько на передачу знаний, как прежде, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем по мере необходимости приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Фундаментальность - это основа для использования инноваций, без которой российское образование может потерять самобытность. Готовящаяся реформа «старшей школы» с планируемым количеством часов на воспитание за счет сокращения общеобразовательных дисциплин вызывает сомнение в её эффективности и целесообразности. Воспитание и обучение - неразрывный процесс. Любая школьная дисциплина, в особенности гуманитарно-социальная, отношение учитель - ученик - вот основа воспитательного потенциала. Актуализировать его, создать необходимые условия для сотрудничества, нравственной атмосферы школы - эта нравственно-духовная составляющая должна быть в основе реформирования современной школы, дезориентированной коммерциализацией социальных связей и прагматикой рыночных отношений.

Нет сомнений в том, что высокая квалификация (профессионализм) - главное требование к работнику в современной экономике, которое становится «во главу угла» теории человеческого капитала. Образование занимает ведущую роль в формировании квалификации работника (общих и специальных способностей к труду). В информационном обществе происходит парадигмальный сдвиг в сфере образования, набирает силу знаниевая парадигма и ориентация на углубленную профессионализацию образования.

Однако знаниевая парадигма образования противоречит некоторым ценностным установкам, порождаемым обществом рыночной экономики. Прагматические ценности становятся приоритетными в обществе и в образовательной сфере. Определяющей тенденцией развития образования становится его ориентация на потребителя. Образование трансформируется из акта безвозмездной трансляции накопленного культурного опыта от поколения к поколению людей в возмездную потребительскую услугу. Будучи втянутым в орбиту тотального потребления, образование вынуждено практиковать однобокие, партикулярные формы воспроизводства субъектно- сти, ограничиваясь профессиональными навыками индивида, востребованного на рынке труда. Именно партикулярность представляет одну из главных целей глобализации образования, которая является приспособлением последнего к запросу основных субъектов глобальной капиталистической экономики в лице транснациональных корпораций и международных банковско-финансовых структур. Это запрос на частичного индивида - квалифицированного работника-исполнителя, узкого специалиста, функционера. Напротив, культурная роль образования как механизма становления целостного человека утрачивается. Из его содержания вымывается наиболее значимая компонента - общее образование. А именно он - общее образование - развивает человеческие способности, востребованные в любой деятельности, транслирует базовые ценности бытия, способствует укоренению человека в мире.

Современная экономика требует от выпускников вузов все более углубленной профессиональной специализации, зачастую в достаточно узкой области. Профессиональная подготовка становится ведущим направлением в образовании, поэтому вузы уделяют больше внимания «полезному знанию», которое требует от выпускников рынок труда. Однако не следует забывать в увлечении узкоспециализированными технологиями в образовательном деле о традиции фундаментальности и широком гуманитарном поле российской системы образования, обеспечившей высокий рейтинг российского образования и успех на международных соревнованиях учащихся российских школ в недалеком прошлом. Поэтому многие ученые сходятся во мнении о том, что основополагающими признаками новой образовательной системы должны остаться традиции гуманитаризации, фундаментализации и новой ориентации - информатизации обучения. Информатизация будучи новым качеством системы образования, новой социокультурной ценностью, способствует синтезу гуманитарных и естественных наук, преодолению их отчуждения друг от друга.

Главное предназначение образования в современной гуманитарной парадигме состоит в осмыслении человеком своего места в мире - в противовес технократическому мышлению, узкопрагматичной ориентации, которые привели к обеднению эмоционального мира человека. Итак, гуманитаризация направлена на то, чтобы закладывать основы широкого мировоззрения, не ограниченного естественнонаучной картиной мира, формировать инновационное мышление. Гуманитаризация вузовского образования предполагает, что в условиях изменяющегося общества вуз любого профиля готовит не просто специалиста, овладевшего определенным объемом научнотехнических знаний и умений, но носителя гуманитарной культуры. Речь идет о человеке, способном занять осознанную позицию в рамках своей профессии, умеющем профессионально работать с информацией, используя гуманитарные способы ее получения и интерпретации. Таким образом, гуманитаризация образования преследует две основные и взимосвязанные цели: во-первых, с ее помощью можно преодолеть чрезмерно узкую специализацию; во-вторых, с помощью гуманитаризации появляется возможность сформировать у молодого специалиста основы гуманистического мировоззрения. Гуманитаризация образования рассматривается как способ приобщения молодого человека к духовным ценностям цивилизованного мира.

В современных исследованиях акцентируется внимание на двух взаимосвязанных проблемах: образование как ценность и ценности в образовании, которые составляют ядро аксиологической проблематики философии образования и требуют методологического обоснования теории и практики системы образования. Образование как ценность и социальный институт выполняет ряд необходимых социальных функций. Самой главной функцией образования является социализация личности в развивающемся обществе, которая связана с формированием социальной структуры общества (с социальной мобильностью, престижем и др.). Например, сегодня роль образования как фактора социальной мобильности и повышения социального престижа человека возросла, поскольку образование стало одновременно фундаментом и средством продвижения по социальной лестнице. В развитых странах уровень и качество образования входят в число наиболее существенных критериев, определяющих социальный статус индивида. Большое значение имеет инструментальная ценность образования: повышение заработной платы, более высокая должность, более широкие возможности в выборе видов и сфер профессиональной деятельности. Статусно-престижная ценность образования оказывается сегодня наиболее привлекательной и значимой в нашей стране.

Ценностные аспекты образования, связанные с культурно-мировоззренческой функцией, представляют собой нравственноэтическую ценность образования, фиксирующую необходимость формирования свободной и ответственной личности. Сегодня они крайне недооцениваются. Нравственный компонент характеризует и определяет цели, смысл и сущность образования. Конфликтность, коррупция, падение престижа профессии педагога и другие негативные проявления показывают, что образование в нашей стране все больше утрачивает духовнонравственные ценности и традиции.

Развитие системы образования невозможно без опоры на позитивные традиции и культурные достижения, уже имеющиеся в системе отечественного образования. Необходима осознанная ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, гуманитаризацию и гуманизацию образования, создание культурной среды для саморазвития личности. Для сознательного и свободного самоопределения человека в современном мире образование должно приобщать к миру национальных и общечеловеческих ценностей. Ментальные ценности общества (включающие такие понятия, как добро, красота, польза, справедливость, свобода, социальное равенство) играют важную роль для социализации личности. Именно эти ценности лежат в основе аксиологического обеспечения образовательно-воспитательной системы, где главными должны быть вопросы формирования человека как гармоничной личности.

Надо отметить, что сегодня остро стоит вопрос: насколько совместимы и совместно достижимы две целевые установки в реформировании современного отечественного образования: нравственное и духовное развитие личности, с одной стороны; обеспечение конкурентоспособности на рынке труда и социализации в современном мире, переходящем к рынку. В современном образовательном пространстве цели высшего образования разобщены. Как и в старшей школе, преобладает функциональный подход к образовательному процессу, поскольку студентов обучают так и для того, чтобы они могли после вуза занять место в каком-то сегменте рынка труда. Это определяет отношение обучающихся к образованию как информативному процессу, который сегодня все более формализуется, контролируется тестами, решением задач. Такой подход не согласуется с инновационной стратегией развития системы образования и модернизации общества. Выпускники вузов просто научаются быть исполнителями, но не инициаторами, с трудом приспосабливаются к научно-теоретическим, технологическим, структурным переменам, без которых немыслимы современная экономика и вся общественная жизнь. Усугубляет ситуацию неразвитость российского рынка. Специалисты часто не находят себе достойного применения, устраиваются не по специальности, многие покидают страну. Согласно статистическим данным, Россию покидают высококвалифицированные специалисты, ученые и академики. По некоторым оценкам, за период с 1999 по 2004 г. Россию покинули 25000 ученых, а 30000 ежегодно работают по системе контрактов за рубежом, что составляет примерно 5-6 % от общего научного потенциала страны. Традиционно в России высшее образование возвышает человека, поднимает его не только до определенного уровня профессиональной готовности, но приобщает к культурному творчеству. У молодого специалиста должно присутствовать осознание своей причастности к культуре, у него должно быть воспитано чувство неотделимости от духовной жизни общества. Сегодня в России резко изменилась ценностно-ориентационная ситуация. Жизненные идеалы стали качественно иными: на первый план выступил такой фактор, как экономический индивидуализм. Основная его составляющая - стремление человека к предприимчивости. В деятельности людей часто все измеряется рыночными критериями.

Новые ценности образования, в частности информатизация, приобретают глобальный характер в современном мире. Однако информатизация образования, информационная насыщенность субъект - субъектных отношений в образовательном пространстве существенно обновляют и обогащают ценностный мир человека.

Важнейшим механизмом приобщения к культурным ценностям, ставшим доступным благодаря внедрению информационных технологий в образовательный процесс, является мотивационная сфера личности. Развитие мотивации личностного выбора - важнейшая задача педагогического воздействия на личность. Образование как ценность культуры в современной России не может полностью адаптироваться к рынку в силу специфики своей природы, общественного предназначения. Оно по природе своей - творческая сторона духовного производства, не только транслирующая знания, но развивающая и сохраняющая интеллектуальный, культурный потенциал общества. Конечно, образование зависит от рыночных отношений, и его конечный продукт - специалисты - субъекты рыночной экономики и других сфер постиндустриального общества, зависящие от рынка труда и участвующие в его динамике. Многие продукты их труда включаются в рынок. Однако продукты духовного производства, в частности, система образования, не полностью охватываются рыночными отношениями, так как не могут быть оценены в экономических категориях (цена, стоимость, прибыль и т. п.). Например, талант педагога, моральная устойчивость, гуманизм, гуманитарная среда, национальные святыни, гениальные мыслители как философы, ученые, педагоги.).

В процессе реформирования образования важно актуализировать механизм наследования ценностного его смысла для личности и общества, сохранить высокий научный и гуманистический потенциал российского образования, накопленный традицией в течение нескольких веков. При этом следует учитывать возможности проявления субъективизма в формировании программ дисциплин и их преподавании, в особенности характерного для учебных курсов и трактовок содержания гуманитарных дисциплин ценностный смысл, мировоззренческий потенциал которых существенно изменился за последние 20 лет. Пример тому новые мифологемы истории, тенденции к «свертыванию» гуманитарных дисциплин в технологических, технических вузах, акцентирование приоритетов формализованных методов контроля знаний студентов и пр. Однако наблюдается противоположная тенденция - активное движение философов по приобщению школьников к изучению философии, подготовке школьных учителей к работе с детьми по развитию интереса к философскому знанию и философской культуре. Создана детская организация «Философы - детям», а в крупных городах России сложились центры со своими направлениями, программами, практиками. Так что механизм наследования обновляется вхождением в культуру и освоением ценностей образования новыми поколениями.

Достаточно сложным в современный кризисный период является механизм социализации, в котором происходит творчество и освоение новыми поколениями ценностей образования. Сложность его в неопределенности и несформированности идеалов демократии, недостаточная осознанность его стороны государства и общества, статуса и ценностей института образования в информационном обществе, агрессивном наступлении «массовой культуры», блокирование ею и «рынком» общечеловеческих ценностей.модернизация образование инновация

Какие механизмы могут противостоять разрушительным тенденциям? На наш взгляд, это социально-психологические механизмы как мощные детерминанты ценностного плана личности. Из психологии известно, что жизненные достижения человека на 70-80 % достигаются благодаря мотивам, которые побуждают человека к определенным действиям. Поэтому мотивационная сфера - важнейшая проблема воспитания. Мотивация ориентирует на качество профессиональной деятельности, на отношение к труду, окружающим людям, семье, Родине и т. п. Поэтому педагогическое внимание сегодня во всех учреждениях образования должно быть заострено на использовании мотивационных механизмов для развития личности, мобилизацию её способностей, стремления к активной деятельности. Из традиционных механизмов известна своей эффективностью привычка. Но сформировать привычку к самостоятельной работе с книгой в век компьютерных технологий очень нелегко. А издержки с убытком перекрывают достижения технологий - косноязычие учеников (и увы! учителей), подмена знаний информацией, неумение общаться «вживую».

В системе образования новые технологии должны быть вспомогательным средством в субъект - субъектном диалоге учитель - ученик и не подменять живой передачи знаний от учителя к ученику. Требует больших усилий развитие этической мотивации в обществе с резким падением нравов, кризисом семьи, интервенции пошлости в повседневный мир человека. Неразвитую нравственную мотивацию подавляет корпоративная, директивная, экономическая, прагматическая, предпринимательская и другие. Без нравственных критериев эти мотивации могут соответствовать только «дикому» рынку, проявления которого у всех на виду. Однако предпринимательская мотивация необходима для цивилизованных рыночных отношений. Не случаен интерес студентов к спецкурсам «Философия и этика бизнеса», «Корпоративная культура». Социологические исследования выявляют растущее стремление у некоторой части студентов кратической мотивации - стремление к власти, участие в ней - экономической, политической, общественной. Нагляден пример эффективности молодежного парламента, возрождение студенческих стройотрядов, в которых набирается профессиональный, организационный опыт, ускоряется социализация.

Есть удачные начала предпринимательской деятельности в студенческие годы.

Эгоистическая, персонифицированная кратическая мотивация не столь явная в процессе образования становится серьезным барьером на пути общества к гуманистическим целям и ценностям.

Но тем не менее активность субъектов вузовского образования должна реализовываться во всей цепочке образовательного процесса цели - средства - результат. Если первое и второе звенья более или менее осознанны в системе субъектных отношений, то результат

куда устроиться работать выпускнику вуза, каков рынок труда, каковы взаимоотношения производителя (вуза, готовящего специалистов) и потребителя (предприятий, организаций, учреждений) - здесь больше вопросов, чем ответов. Анализ показывает, что системного взаимодействия в этой сфере пока не создано, есть фрагментарные, неполные, противоречивые отношения. Существующая договорная практика «вуз - предприятие» дает позитивные результаты. Предприятия, заинтересованные в соответствующих кадрах, обеспечивают практику и дальнейшее трудоустройство выпускников, поддерживают вузовскую науку, выделяют средства на ремонт, оборудование, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, стажировку молодых специалистов, обеспечивают внедрение научных результатов в производство.

Немало примеров тесного сотрудничества крупных отраслей материального производства и вузов (нефтепроизводство, газпром и др.).

Этот опыт нуждается в научном и философском осмыслении. Однако в отношениях вуз - производство на современном этапе много сложностей, обусловленных их разобщенностью, недостаточностью осознанности общности задач субъектов образования и материальной практики.

Выработка субъектами общих целей, средств, результатов образовательной деятельности и их применение в производстве тем более важна в условиях перехода системы подготовки специалиста - бакалавров (четыре года) и магистров (плюс еще два года обучения). При уже начатом процессе подготовки специалистов по новым стандартам не хватает информированности, четких представлений о том, где и как смогут приложить свои знания бакалавры, только ли путь в науку уготован будущим магистрам? Каковы ожидания работодателей в отношении будущих претендентов на рабочие места и каковы будут конкретные условия работы новых выпускников? В этой связи необходима большая вузовская исследовательская работа, просветительская, информационная. Необходима профессиональная модель специалиста, подготовленного по новым критериям вузовского образовательного процесса. Моделирование образовательной системы как целостность пока охватывает лишь часть этой системы. Так, моделирование информационных процессов в образовании выявило противоречия информации и ценности. В частности, выявлено, что наращивание объема информации после определенной границы не приводит к адекватному росту ее ценности. Следовательно, информатизация образования должна осуществляться через призму системы мер и границ, охватывающих наиболее важные затрагиваемые системой образования аспекты жизни общества.

Современные подходы к моделированию образовательного процесса определены в Федеральной целевой программе Министерства образования и науки «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., в которой значительное место отводится вопросам управления образованием, моделирования внешней и внутренней среды образовательного процесса.

Реализация Федеральной целевой программы на уровне конкретных проектов и моделей актуализирует проблему синтеза информационного и ценностного подходов в разработке конкретных моделей образовательного процесса10.

В заключение следует отметить, что новые ценности образования в настоящее время находятся в стадии формирования. Их неразвитость связана с недостаточностью материальной базы системы образования с жесткой ориентацией рыночной экономики на узкопрагматические ценности, со стремлением субъектов деятельности к достижению быстрого экономического эффекта.

В целях оптимизации процесса формирования новых ценностей, необходимых для развития инновационных процессов в сфере образования, требуются системные исследования единства и противоречий внешней и внутренней среды образовательного процесса.

На наш взгляд, перспективна модель внешней среды образовательного процесса, представленная в наработках ученых московских вузов, которая, с одной стороны, учитывает условия рыночного общества и перспективу развития инновационного образования в целях модернизации российского общества. Эта модель должна быть дополнена разработкой модели внутренней среды образовательного процесса, сущностной стороной которой должна стать модель молодого специалиста, деятельность которого будет эффективной в условиях информационного общества.

Примечания

Гриценко, С. В. Информационная культура личности и ее роль в современном обществе. Пермь: ПГСХА, 2005. С. 4.

Жук, М. В. Инновационное образование как фактор развития человеческого капитала в условиях общества знаний / М. В. Жук,

Н. В. Наливайко // Философия образования. 2010. № 2. С. 253.

Круглов, Ю. Г. Вопросы инноваций в системе образования современной России // Образоват. политика. 2008. № 9. С. 2-11.

Патырбаева, К. В. Особенности современной формы труда и работник нового типа: авто- реф. дис. . канд. филос. наук. Пермь, 2009.

Гусев, Ю. В. Общество и образовательная среда: проблемы формирования системы ценностей / Ю. В. Гусев, Т. А. Половова // Философия образования. 2010. № 2. С. 192-199.

Наливайко, Н. В. Проблемы ценностей в современной теории образования // Философия образования. 2008. № 1. С. 112-119.

Наливайко, Н. В. О взаимодействии онтологии и аксиологии в воспитании: через развитие к социализации / Н. В. Наливайко, Т. С. Косенко // Философия образования.

Талалаева, Г. В. Демография: учеб.-метод пособие. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2007.

Наливайко, Н. В. О взаимодействии. С. 254-265.

Иванова, С. В. Основы для разработки модели внешней среды образовательного процесса // Вестн. рос. филос. о-ва. 2010. № 2 С.71-78.

1. Возрастание роли информации в жизни людей, общества в целом. Теперь информация нужна человеку не только как вид знания, сведений, позволяющий создавать материальные, духовные блага. Сегодня информация - фактор, позволяющий формировать у граждан экономические, политические, социальные позиции, которые могут оказать влияние на состояние дел в обществе, социальные процессы.

2. Мировоззренческие изменения, связанные с отходом от классического способа мировосприятия и общества к искусственному миру социальной информации. Кибернетическое пространство, где сначала работают программисты-интеллектуалы становится информационным пространством социально-культурного, а затем и социально-экономического развития общества. Исследователь Дж. Пелтон полагает, что в перспективе человечество придет к глобальной электронной цивилизации, в основе которой будет синтез телевидения, компьютерной службы и энергетики.

3. Формирование международной системы авторских прав на интеллектуальную собственность, приносящую огромные доходы. Доходы от интеллектуальной собственности, используемой на мировом рынке программного обеспечения для компьютерной индустрии исчисляются многими миллиардами долларов.

4. Информационный обмен отходит от классических средств массовой информации (СМИ) и переходит к инновационным электронным СМИ. Традиционная печать заменяется электронными книгами, компьютерная сеть Интернет охватывает огромную аудиторию по земному шару и предоставляет такой объем информационных услуг, что может называться глобальным СМИ, обладающим обратной связью.

5. С развитием электронных СМИ возможность манипулирования массами, общественным мнениям, использование информации в политической борьбе.

Изменяется роль человека в современном информационном обществе. Для успеха необходим доступ к нужной информации и владение способами пользования ей. Это условие меняет приоритеты в потребностях личности. Значение приобретает образование, умение ориентироваться в потоках информации и влиять на их течение.

В современных условиях возникают новые формы общения, объединений людей, новые формы коллективного сознания. Этому процессу способствует разработка социальных технологий, в основе которых лежит деятельность средств массовой информации, формирующих у населения коллективные представления о явлениях жизни современного человека и общества. Эти представления формируются в соответствии с интересами определенных профессиональных, корпоративных объединений. Так, в интересах медиков формировать у населения сознание, направляющее к здоровому образу жизни с целью оградить от заболеваний СПИД, наркоманией. Политические партии могут стремиться оказать воздействие на сознание людей через средства массовой информации с целью ориентировать их на новые формы социального поведения. При помощи СМИ и социальных технологий разрабатываются новые формы отношения к окружающей среде, к биологии и психологии человека. Так, в современном обществе положение человека не может определяться только формой его участия в процессе производства. На него воздействуют факторы социального манипулирования, постоянно ставя его в ситуацию выбора, при этом, с одной стороны, как бы предоставляя свободу, а с другой – ее ограничивая.

Как показывает анализ, развитие информационного общества, принося определенные блага, ставит перед человечеством множество новых проблем. Так, компьютерная революция может способствовать снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, может стать причиной изоляции людей друг от друга, от их живого общения, может способствовать усилению манипуляции людьми, дегуманизации труда. Чтобы это не приняло угрожающих размеров, важно помнить о гуманитарном аспекте в организации информационного процесса и включать в образовательный процесс духовную и нравственную составляющие.

Информационное общество обострило проблему коммуникации или обмена информацией. Коммуникация – передача информации одного субъекта другому, в качестве субъекта может выступать индивидуум, или коллектив. Важным элементом коммуникации является носитель. Последний может выступать в качестве материального объекта, в виде некой логической конструкции и в иных формах проявления.

Главное условие коммуникации – возможность понимания общающихся субъектов, а это предполагает единство языка, близость уровней социального развития, менталитета. Для осуществления процесса коммуникации субъектам не обязательно вступать в непосредственный контакт, а достаточно воспользоваться какими-либо средствами связи, в качестве которых могут выступать различные тексты, радио, телевидение, телефон, компьютерная связь и т.д. Проблема заключается в обеспечении субъектов общения средствами коммуникации.

Социальными показателями развития информационного общества могут выступать информированность его членов, доступность информации, эффективная работа СМИ, предполагающая обратную связь. Показателями социального развития информационного общества является уровень образования членов общества, их интеллектуальные возможности в информационном производстве и потреблении, нравственные характеристики, не позволяющие переступать границы возможного.



Загрузка...