sonyps4.ru

Умение целенаправленно. Эмоциональный интеллект

| 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационная культура современного человека

Урок 2
Информационная культура современного человека

Изучив эту тему, вы узнаете:

Какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
- как проявляется информационная культура человека;
- каковы основные факторы развития информационной культуры.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.

Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», по этому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.

В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

Используя первый подход, приведем определение информационной культуры.

Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

♦ в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
♦ в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
♦ в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
♦ во владении основами аналитической переработки информации;
♦ в умении работать с различной информацией;
♦ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее в своей деятельности как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Основными факторами развития информационной культуры являются:

♦ система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
♦ развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

Одним из существенных показателей информационной культуры в нашей стране является знание английского языка. Сложившаяся ситуация в компьютерной индустрии такова, что практически все современные версии программных продуктов, определяющих информационную технологию, представлены на английском языке. На этом языке реализуется интерфейс пользователей с основными видами глобальных информационных ресурсов, осуществляется профессиональное взаимодействие с операционными системами компьютеров. В большинстве областей науки, бизнеса и технологий также доминирует английский язык.

Для активной и плодотворной жизни в информационном обществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер и изучая современные информационные технологии.

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.

2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».

3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную культуру?

2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?

3. Как проявляется информационная культура?

4. В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура» ?

5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?

6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?

7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?

Приём «Составление краткой записи задачи»

3. Приём «Составление вопросов к задаче»

Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

4. Приём «Вопросы к тексту учебника»

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах

Тема: «Окружность и круг» (5 класс)

1. Прочитайте текст.

2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

5. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» - « Ромашка Блума»

Шесть лепестков - шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что.?», «Если я правильно поняла, то.?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о.?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях - направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

6. Приём «Тетрадь с печатной основой»

Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий «Прочитай текст учебника на стр.9, пользуясь введёнными терминами, опиши линии и заполни таблицу».

7. Приём «Инсерт»

Прием «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения.

Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное.

Читая, ученик делает пометки в тексте:

V - уже знал;

Думал иначе;

Не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (-)

Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

8. Приём «Кластер»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер - способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

9. Приём «Ключевые слова»

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

10. Приём «Верные и неверные утверждения»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно - «+», не верно - «-».

11. Приём «Верите ли вы…»

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

12. Приём «Синквейн»

Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).

Смысловое чтение , как универсальное действие формируется благодаря исползованию учителем следующих технологий, форм работы:

технологии проблемного обучения;

интерактивных технологий;

технологии критического мышления. (Презентация, слайд 31)

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям предметникам следующее:

выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;

формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;

определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;

предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;

повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;

организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мыщления;

обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

ь в конкретных навыках по использованию технических устройств;

ь в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;

ь в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

ь во владении основами аналитической переработки информации;

ь в умении работать с различной информацией;

ь в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, теория информации и др.). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для ВУЗов социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причем наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение “объекта” информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, где этот процесс уже получил значительное развитие.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Приведем определение информационной культуры, данное в : "Информационная культура в узком смысле - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

В конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

В способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

В умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

Во владении основами аналитической переработки информации;

В умении работать с различной информацией;

В знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры (ИК) , которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых , информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры. В данном случае целесообразно рассмотреть определение , данное в двух аспектах.

Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества. У этого специалиста необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

История информационной культуры насчитывает тысячелетия . Точкой отсчета ее истории логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерный технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности , отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

Как отмечается в работе , в настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

Эмоциональный интеллект. Что такое EQ, и в чем его отличие от IQ?

Понятие эмоционального интеллекта EQ появилось сравнительно недавно. В 1990-е годы Питер Салоуэй выпустил статью с названием «Эмоциональный интеллект» в США. В этой статье он выделял 4 основных навыка, характеризующих человека, обладающего высоким EQ:

  1. Умение воспринимать и идентифицировать эмоции как свои, так и чужие.
  2. Уметь использовать эмоции для управления мыслительным процессом. Например, позитивные эмоции развивают мыслительный процесс в позитивном направлении, т.е. способствуют процессу продумывания и планирования будущих мероприятий.
  3. Собственно понимание эмоций, т.е. определение источника эмоций, понимание стадий и динамики их развития, способность типологизировать и классифицировать эмоции.
  4. Управление эмоциями, умение целенаправленно вызывать определенные эмоции как у себя, так и у других. Противопоставление эмоционального EQ и обычного интеллекта IQ не совсем верно, поскольку EQ включает в себя частично и когнитивные функции, которые традиционно относятся к IQ. Можно говорить о том, что EQ - это более широкое понятие, нежели IQ.

Понятие EQ не возникло на пустом месте. Очень многое из того, с чем мы сейчас работаем в сфере EQ, было ранее разработано а трудах таких ученых как Гилфорд, Торндайк и Айзенк в рамках концепции социального интеллекта. Как бы там ни было, когда мы говорим об EQ, мы преимущественно говорим об эмоциональной сфере, а когда об IQ - о когнитивной (т.е. о мышлении, памяти, внимании и воображении), и это вполне оправданно. В 60-70-х годах прошлого века был настоящий всплеск интереса к исследованиям в сфере IQ. Делались не совсем оправданные гипотезы о том, что люди с высоким IQ будут более успешны на работе. На практике же оказалось, что IQ - это всего лишь один из критериев успешности, и в большинстве случаев даже не самый главный. Работы в сфере психодиагностики потенциально успешных работников медленно, но уверенно смещались в сторону EQ. Особенно критичным показатель EQ оказался для профессий связанных со сферой коммуникации: управленцы, продавцы, сотрудники сервиса, не говоря уже о СМИ и шоубизнесе. Мне как тренеру ближе и понятнее термин не эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность , поскольку он в большей мере затрагивает сферу навыков и умений. Подобно Салоуэю я также выделяю 4 основных умения в сфере эмоциональной компетентности, но они у меня несколько отличаются:

  • Способность встать на место другого человека и понять, что он сейчас испытывает, какие у него сейчас мысли, чувства и переживания и что он в этой связи собирается делать. Такой навык вполне соотносим с явлением, которое в современной психологии называют эмпатией.
  • Способность адекватно выражать свои эмоции как вербально, т.е. словами, так и не вербально: жестами, мимикой, интонацией и тоном голоса.
  • Способность контролировать собственные эмоции, не дать им себя захватить. Обычно это называется «держать себя в руках». При этом речь не идет о том, чтобы погасить или вытеснить эмоции, а, скорее о том, чтобы направить их энергию в позитивное русло.
  • Способность через изменение своего эмоционального состояния воздействовать на эмоции и настроение других. Яркий пример тому выдающиеся артисты, ораторы и полководцы.
  • В этой связи вспоминаются отрывки из поэмы «Дон Жуан» в которых Байрон описывает Суворова:
    «Суворов появлялся здесь и там,
    Смеясь, бранясь, муштруя, проверяя.
    (Признаться вам, Суворова я сам
    Необъяснимым чудом называю!)
    То прост, то горд, то ласков, то упрям,
    То шуткою, то верой ободряя,
    То Бог, то арлекин, то Марс, то Мом,
    Он гением блистал в бою любом»

    Действительно А.В.Суворов может служит ярким примером эмоциональной компетентности, ведь его эмоциональное влияние на солдат было практически безгранично, и в то же время его разум в бою всегда оставался чистым и незамутненным.

    Можно ли научиться управлять эмоциями?

    Вопрос риторический. Учиться управлять эмоциями можно и нужно. Кстати говоря, тренинги актерского и ораторского мастерства этому значительно способствуют. Есть также тренинги по развитию самого EQ. Можно заниматься развитием эмоционального интеллекта и самостоятельно. В этом нам может помочь знаменитый цикл Деминга.:

    Пример: Вы-руководитель и Вам необходимо провести совещание. Нужно будет вдохновить людей на достижение плановых покателей в условиях падющего рынка. Начинаем со стадии планировния. Четко продумываем повестку дня и трудные моменты, составляем текст своего обращения к людям. Переходим к стадии Выполнение, т.е. сосбвтенно проводим собрание. Далее наступает очередь стадии рефлекссии (Контроль), в ходе которой, мы сравнивам то, что у нас в итоге получилось с тем, чего мы хотели достичь, думаем о том как улучшить свое выступление в будущем т.е. плавно переходим к стадии Корректирующие действия, а из них снова к планированию. Цикл Деминга, по другому еще называетс яциклом непрерывного улушения.

    Как выстпроить долгосрочную стратегию эмоционального самоуправления?

    Здесь хотелось бы выделить как минунм два важных аспекта. Во-первых, необходимо вести дневник самонаблюдений, в котором в течние достаточно долгого времени отмечать смену своих эмоциональных состояний. Можно для этой цели, например, использовать шкалу позитивных и негативных эмоций в 10-ти бальном выражении.

    Как правило людям свойственна такого рода иллюзия: если у меня сейчас все плохо, то, скорее всего, так дальше и будет продолжаться. Или если у меня сейчас все хорошо, -ведь я этого достиг, я это заслужил! Теперь так будет всегда. Человек который начинает заниматься регулярными наблюдениями за сменой своих эмоционалоных сосотояний, очень быстро начинает понимать, что они никогда не бывают стабильными надолго, они текут, трансформируются, они меняются. Со временем начинаешь понимать, что сама это смена вполне естевственна и нормальна. И тогда уходит желание в своем плохом настроении винить других «Ты меня расстроил, это ты во всем виноват!»

    Более того регулярное наблюдение за своими эмоциями позволяет выявить цикличность в смене эмоций, есть дневные циклы, недельные, двухнедельные есть и многолетние. У каждого человека эти циклы уникальны и индивидуальны, но в группах людей могут синхронизироваться. Очень важно осознать циклы измнения моих эмоциоанльных состояний, и тогда появиться возможность использовать позитивные эмоционалные состояния по максимуму, и сводить вляние негативные эмоциоанальных состояний к минимуму.

    Во-вторых, можно и нужно выявлять источники позитивных и негативных эмоций и целенаправленно их использовать для управления своими эмоциональными состояниями. В частности целесообразно больше времени и пространства своей жизни предоставлять позитивным источникам. Это могут песни, книги, фильмы, люди, музыка. Опираясь на эти источники Вы можете целенаправленно формировать у себя тот настрой, который сейчас наиболее актуален вашей жизненной ситуации. Для кого сейчас больше подойдет героический пафос, для кого-то комедия, для кого-то что то бодрящее, для кого-то, наоборот, успокаивающее. Важно, чтобы Вы делали все это осмысленно и осознанно.

    Эмоции и стресс

    Разберем природу стресса. Прежде всего, стресс - это мобилизационная реакция организма на негативное воздействие внешней среды. В древние времена эта мобилизация была крайне необходима для выживания. Мобилизация организма была необходима либо для борьбы, либо для бегства. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась, источники угрозы переместились в социальное, психологическое и даже виртуальное пространство, а мобилизационная реакция организма осталась прежней. Бежать и драться при этом чаще всего бывает не нужно и неуместно. В этом процессе эмоции несут сигнальную функцию. Речь идет о таких эмоциях как тревога и страх.

    В профилактике деструктивных последствий стресса очень важно не сидеть на месте, а осуществлять поисковую активность. Как говорил тот же Суворов: «Лучше самому идти опасности на встречу, нежели ждать когда она придет к тебе. Дело в том, что очень часто тревога может быть вызвана не столько реальной угрозой, сколько мнимой, и тогда прояснение сути вопроса может быстро снять тревожное состояние. Да и сама по себе двигательная активность приводит к психофизической разрядке, препятствует процессам психосоматизации.

    Тем не менее, тревога - это не всегда плохо, небольшая тревожность помогает мобилизоваться для решения трудных задач. Главное здесь не перенапрячься, не перетревожиться. В случае же сильного напряжения необходима сначала разрядка: активный спорт, высказаться, выплакаться, прокречаться, а затем необходимо выспаться, побыть в тишине, восстановиться.

    Ни в коем случае нельзя подавлять эмоции, это приводит к психосоматическим заболеваниям разного характера, прежде всего, речь идет о сердечно-сосудистой системе и желудочно-кишечном тракте. Длительное пребывание в состоянии стресса быстро изнашивает эти системы, они дают сбой. Эмоциональная компетентность избавит вас от негативных последствий стресса и сохранит здоровье.



    Загрузка...