sonyps4.ru

Процессоры. Игры в высоком разрешении

или
Есть ли жизнь на FM1 в современном ПО

Платформа AMD FM1 дебютировала на рынке три года назад, но оказалась весьма короткоживущей - спустя год компания заменила ее на FM2. Впрочем, для тех, кто успел приобрести или собрать компьютер на «тупиковом» решении, от этого ничего не изменилось: как мы не раз писали, сокетные APU (что для FM1, что для FM2) предназначены для компьютеров, которые никто апгрейдить не будет: они хороши сами по себе и в таком виде, в котором продаются, то есть обязаны отработать типовой срок использования компьютера с последующей глубокой модернизацией.

А каков этот срок? Обычно три-пять лет, хотя в наше время он может быть и длиннее, поскольку задач, требующих существенного увеличения вычислительных мощностей, давно уже не появлялось. Три года прошло как раз сейчас. Причем за это время успела уйти в архив уже и FM2, которая заменяется на FM2+. Да и у Intel «отжила» LGA1155, которая во времена появления FM1 существовала только в первой своей итерации, а вместо нее уже второй год LGA1150. Кроме того, и альтернативные сокетным блочным системам решения на рынке распространились хорошо, и в ряде случаев они весьма привлекательны - как минимум, компактностью. В общем, может возникнуть желание поменять платформу. А может и не возникнуть. Для точного ответа надо бы определиться, какова производительность решений для FM1 на фоне более современных платформ. По старой версии методики мы протестировали много процессоров в не раз упомянутом исполнении, теперь же вот решили немного освежить впечатления.

Конфигурация тестовых стендов

Процессор AMD A4-3400 AMD A6-3500 AMD A8-3870K AMD A6-5200
Название ядра Llano Llano Llano Kabini
Технология пр-ва 32 нм 32 нм 32 нм 28 нм
Частота ядра std/max, ГГц 2,7 2,1/2,4 3,0 2,0
Кол-во ядер/потоков вычисления 2/2 3/3 4/4 4/4
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ 128/128 192/192 256/256 128/128
Кэш L2, КБ 2×512 3×1024 4×1024 2048
Кэш L3, МиБ - - - -
Оперативная память 2×DDR3-1600 2×DDR3-1866 2×DDR3-1866 1×DDR3-1600
TDP, Вт 65 65 100 25
Графика Radeon HD 6410D Radeon HD 6530D Radeon HD 6550D Radeon HD 8400
Кол-во ГП 160 320 400 128
Частота std/max, МГц 600 433 600 600

Фактически линейка устройств для этой платформы делится на два семейства: модели с TDP 100 и 65 Вт. Первое - лучшее из того что было с точки зрения производительности: четырехъядерные процессоры с революционной (по тем временам) графической частью. Представлять их в нашем тестировании будет лучшая модель для FM1 - A8-3870K. Второе семейство более многогранно. Например, было в нем несколько четырехъядерных A6 и A8, экономичность которых достигалась снижением тактовых частот ядер и динамических управлением оной для того, чтобы сгладить просадки производительности. Но таковые процессоры практически не встречались в рознице, да и в готовых устройствах были не слишком распространены. Зато разнообразные А4 продавались на каждом углу. Безусловно, два процессорных ядра немного устаревшей уже к тому моменту архитектуры и сильно урезанный GPU не позволяли рассчитывать на высокую производительность, но таков вообще удел процессоров бюджетного сегмента. И весьма популярный A6-3500, занимавший в модельной линейке особое положение: трехъядерный (единственный из всех) с хорошим (пусть не лучшим) GPU, TDP 65 Вт и массовая доступность (в отличие от экзотических четырехъядерников с таким теплопакетом). Таким образом, у нас набралось три модели. Разумеется, с существенным креном в бюджетный сегмент, но это нормально: именно в нем наиболее актуально качество интегрированного видео, поскольку при менее ограниченном бюджете соответствующие потребности легко реализуются покупкой дискретной видеокарты, производительность которой ограничена лишь этим самым бюджетом. А вот когда надо недорого - как раз и приходится повыбирать.

Методика тестирования

Для оценки производительности мы использовали нашу методику измерения производительности с применением бенчмарков и . Все результаты тестирования в бенчмарке iXBT Notebook Benchmark v.1.0 мы нормировали относительно результатов Pentium G3250 с 8 ГБ памяти и SSD Intel 520 240 ГБ, а сама методика вычисления интегрального результата осталась неизменной. Еще одна программа, которую мы как и в прошлый раз добавили к тестовому набору - бенчмарк Basemark CL 1.0.1.4, созданный для измерения производительности OpenCL-кода.

iXBT Notebook Benchmark v.1.0

Как минимум, забавно выглядят результаты А6-5200, выступившего практически вровень с А6-3500. А вполне настольный А4-3400 отстал от обоих. И, напомним, 100 баллов здесь тоже двухъядерный но современный Pentium G3250 - трехлетний А4-3400 лишь половинка от него. Да, конечно, и тогда был бюджетным решением, однако это как минимум забавно. А6-3500 тоже забавен. И лишь А8-3870К, являющийся «честным четырехъядерником» (каких больше не делают (с)) сумел на четверть опередить Pentium. Учитывая вдвое большее количество ядер и мощное (относительно) видеоядро, которое в этом тесте задействовано, на победу, впрочем, оно не тянет.

Тем более, что ситуация усугубляется в этой группе программ - А8-3870К уже не сумел даже повторить результаты Pentium. Зато младшие модели хотя бы не «продули» позорно А4-5200. Но нельзя сказать и что выиграли.

Результаты наших трех сегодняшних героев сближаются, постепенно отрываясь как от А6-5200 (что хорошо), так и от Pentium G3250 (что плохо, поскольку в другую сторону).

Audition CC слабо жалует дополнительные ядра, так что тут для А8-3870К результат совсем неприятный. Младшие модели, опять же, сильно приблизились к годовалому экономичному собрату.

А вот тут четыре ядра как нельзя более к месту, но А8-3870К лишь немного обогнал Pentium. В нижнем же сегменте все интереснее. Что общего между двухъядерным процессором с высокой частотой, трехъядерным с низкой и четырехъядерным упрощенной архитектуры тоже с низкой? Как видим, производительность. Хотя в целом с точки зрения сегодняшнего дня все они «упрощенные» - двухъядерный Pentium вдвое быстрее.

А4-3400 продолжает мучительно бодаться с А6-5200, А8-3870К никак не может догнать Pentium, A6-3500 где-то между ними: такое положение дел становится все более привычным.

Что у FM1 не отнять, так это неплохой (относительно) дисковой контроллер (если, конечно, не пытаться его использовать в RAID-режиме), да и сами процессоры достаточно производительны, чтобы быстро загружать программы и т.п. В общем, в плане «обычной офисной работы» такие системы вполне на своем месте. Если туда попали, конечно.

В итоге - как ожидалось. А4-3400 с TDP 65 Вт примерно равен A6-5200 с TDP 25 Вт (который как мы помним работает на уровне Pentium J2900, укладывающегося в 10 Вт), а стоваттный A8-3870K в общем и целом держится на уровне Pentium G3250 с TDP 53 Вт. А ведь, повторимся, процессоры появились три года назад, т.е. не являются такими уж старыми. Остается только уповать на то, что обусловлено это «перекосом» в сторону видеочасти при разработке APU, а она в таких задачах все еще слишком слабо используется. Но насколько это соответствует действительности - проверим чуть позже. Пока же напомним, что, как было установлено ранее, производительность процессорной части моделей для FМ1 примерно соответствует производительности Athlon II с аналогичным количеством ядер, но с превосходством по тактовой частоте на 10%. Так что и с последними тоже все ясно.

OpenCL

Что ж - а вот здесь уже есть на что посмотреть. Во всяком случае, пока мы сравниваем старые APU с новыми (или не слишком новыми) низкопотребляющими процессорами: Pentium и Celeron на Haswell как раз примерно равны в этом тесте A4-3400. Но, по крайней мере, ему - А6 и А8 быстрее. Особенно последний. Таким образом, при более активном использовании такого кода программистами мы могли бы увидеть и более высокую производительность в задачах общего назначения. Но, поскольку гетерогенные вычисления это то, о чем как правило болтают (причем вообще непричастные к разработке ПО в основном), а не делают, имеем что имеем. В играх зато более мощное видеоядро может оказаться хоть на что-то способным.

Игры

Как видим, если снизить разрешение и «выкрутить на минимум» настройки, можно поиграть и в эту игру. Во всяком случае, это можно сделать на любом А6 - А4 маловато, но «нехватка» производительности невелика (можно еще немного снизить разрешение в конце-концов). О нормальном качестве изображения речь не идет, но мы на нее и не надеялись:) Хотя и в таком режиме производительность А8-3870K практически равна A6-5200 «на минимуме», но это может представлять собой лишь академический интерес: для практического использования бесполезно.

С Bioshock «на минималке» все еще лучше: уже и А4-3400 справляется. Но попытки сильно повысить качество, как и следовало ожидать, ни к чему хорошему не приводят. По мелочи что-то увеличить на старших моделях можно, но не более того.

«Танчики» гонять на А8-3870K, как видим, теоретически можно и в высоком качестве, хотя на практике лучше этого не делать - запас слишком уж мелкий. Но с низким качеством - вопросов вообще не возникает.

Итак, что можно сказать в общем и целом? Иногда поиграть можно. Особенно если в наличии А6 или А8 - производительности А4 может не хватить и в «легких» режимах. Да и вообще последние производят достаточно удручающее впечатление, о чем тоже не стоит забывать. Таким образом, речь идет именно об «иногда поиграть» при низком разрешении и в низком качестве, а не о каком-то регулярном игровом использовании.

Итого

В целом уже все было сказано выше: на данный момент решения для FM1 все еще остаются актуальными при их наличии «под рукой». Рассчитывать на выдающуюся производительность в их случае, естественно, не стоит, но это было понятно и во время активной жизни платформы на рынке: процессорная часть соответствует бюджетному сегменту (и до сих пор продолжает это делать), а графическая - позволяет иногда поиграть в игры, если не перестараться с настройками. Как раз то, что многим и требуется. Безусловно, новые платформы подходят для этого еще лучше, а вот насколько - выясним в следующих статьях.

AMD A8-3870K | Разгон

Сами утверждает, что лучше начинать разгон с GPU, затем переходить к CPU, референсной частоте и, наконец, памяти.

Но прежде чем что-то менять, давайте посмотрим на BIOS материнской платы, чтобы удостовериться, что поддерживаемые настройки выставлены как нам нужно. Вот какие установки по напряжению были нами использованы в BIOS платы Asus F1A75-V:

Теперь можно приступить к разгону GPU. Вручную выставив напряжение северного моста на 1,3 В, нам удалось повысить частоту графического движка до стабильных 960 МГц. Это неплохой результат, учитывая, что родная частота графического процессора составляет 600 МГц.

Затем переходим к CPU. Несмотря на то, что нам удалось загрузить Windows на частоте 3,8 ГГц, наибольшей стабильной частотой, при которой чип выдерживает тест Prime95, оказалась 3,6 ГГц при 1,5 В. Ускорение, конечно, не самое высокое, но, по сравнению с родной частотой 3,0 ГГц, вполне ощутимое.

После того как мы установили пределы CPU и GPU, пришло время узнать, насколько мы сможем поднять базовую частоту. Мы переключили контроллер SATA в режим IDE, использовали цифровой выход DVI, в итоге базовые 100 МГц удалось повысить до 132 МГц.

Теперь осталось настроить память. Мы постарались ограничить влияние референсной частоты, которая затрагивает GPU, CPU и память. Поэтому, чтобы достичь максимальной базовой частоты, необходимо понизить все три множителя и тайминги памяти в BIOS. Asus F1A75-V Pro достаточно точно отображает частоты памяти и CPU, отталкиваясь от базовой частоты. Тем не менее, плата показывает частоту GPU предполагая, что базовая частота составляет 100 МГц. На всякий случай мы оставили GPU на родных 600 МГц.

Наконец мы подошли к разгону памяти. Здесь завышенная референсная частота становится полезной. Официально, Llano поддерживает максимальную частоту памяти 933 МГц (DDR3-1866), это значит, что если вы хотите чтобы память работала ещё быстрее, необходимо увеличить референсную частоту. Узнайте пределы ваших модулей памяти и выставьте соответствующие тайминги в BIOS, в этом вам поможет CPU-Z:

Максимальный стабильный разгон памяти у нас составил 1092 МГц (DDR3-2184) при 1,6 В. Мы получили его при референсной частоте 117 МГц и таймингах 10-10-10-27 2T.

После того как мы выставили референсную частоту и память, мы подстроили частоту CPU и GPU до пределов, которые выявили ранее. Используя множитель CPU 15,5x, и базовую частоту 117 МГц, мы получили 3627 МГц. Скорость GPU в меню BIOS отображалась неверно, поскольку BIOS платы Asus не брал в расчёт изменения референсной частоты. Тем не менее, эксперимент показал, что значение 800 МГц соответствует 936 МГц реальной частоты графического ядра.




GPU-Z точно определил частоту GPU. Но память он высчитывает только на основании множителя, и мы видим цифру 933 МГц вместо реальных 1092 МГц. В итоге мы имеем следующие показатели: CPU - 3627 МГц, GPU - 936 МГц и память - 1092 МГц (DDR3-2184), всё это при базовой частоте шины 117 МГц.

Прежде чем перейти к тестам необходимо отметить значимость нашего кулера в противовес коробочному. Радиатор и вентилятор, который поставляется вместе с A8-3870K , вполне подойдут, когда чип работает на родной частоте. Тем не менее, их мощности просто недостаточно для того, чтобы справиться с повышенным тепловыделением разблокированного APU, работающего при более высоком напряжении и частоте.

При использовании коробочного кулера AMD, температура быстро поднялась до 70 градусов по Цельсию, на этой отметке APU включает троттлинг. Cooler Master Hyper TX3 с этой температурой справляется гораздо лучше и предотвращает включение вышеупомянутой функции защиты.

AMD A8-3870K | Конфигурация и тесты

Чтобы лучше продемонстрировать различные конфигурации, мы сначала протестировали систему на родных частотах, используя память на частоте 800 МГц с таймингами 8-8-8-24-2T. Такие же настройки мы использовали в февральской статье о разгоне Llano. Затем мы разогнали набор Corsair Vengeance до 933 МГц (самая высокая официальная частота для этой архитектуры) используя тайминги 9-9-9-24-29-1T, но оставили родные частоты CPU и GPU.

Также мы осуществили стандартный разгон используя те же 933 МГц для памяти, изменив только множители CPU и GPU, но не затрагивая базовую частоту. В итоге мы получили 3,6 ГГц на вычислительных ядрах и 960 МГц на GPU.

И, наконец, максимальный разгон: повысив референсную частоту до 117 МГц, CPU до 3627 МГц, GPU до 936 МГц и память до 1092 МГц (DDR3 2184) при таймингах 10-10-10-27-35-2T.

Основной интерес для нас – сравнить графические возможности разогнанного APU с дискретной Radeon HD 6670 DDR3 . Поэтому мы установили эту видеокарту в разогнанную систему и отключили встроенный GPU.

Тестовая конфигурация
CPU AMD A8-3870K (Llano), родная частота 3,0 ГГц, разгон до 3,627 ГГц @ 1,5 В
Материнская плата Asus F1A75-V Pro, Socket FM1, чипсет: AMD A75
Встроенная графика Встроенная Radeon HD 6550D, родная частота 600 МГц, разгон до 960 МГц @ 1,3 В
Дискретная графика Radeon HD 6670 DDR3 800 МГц GPU, 900 МГц (1800 МТ/с DDR3) память
Сеть встроенный контроллер Gigabit LAN
Память Corsair Vengeance CMZ4GX3M2A2000C10 2 x 2 Гбайт, максимальная скорость: DDR3-2000, CL 10-10-10-27-2T, макс. разгон: DDR3-2184 @ CL 10-10-10-27-2T
Накопитель Western Digital Caviar Black 750 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 32 Мбайт, SATA 3 Гбит/с
Питание ePower EP-1200E10-T2 1200 W, ATX12V, EPS12V
ПО и драйверы
Операционная система Microsoft Windows 7 Ultimate x64
DirectX DirectX 11
Графический драйвер Catalyst 12.7 Beta
Конфигурация тестов
Battlefield 3 версия 1.0.0.0, Operation Swordbreaker, Fraps
Elder Scrolls V: Skyrim версия 1.4.21.04, Fraps
DiRT 3 версия 1.2.0.0, встроенный бенчмарк
StarCraft II версия: 1.4.2.20141, бенчмарк THG
3DMark 11 версия: 1.0.1.0
SiSoftware Sandra 2011 версия 2011.1.17.15, CPU Test = CPU Arithmetic/MultiMedia, Memory Test = Bandwidth Benchmark

Производительность трех APU для Socket FM1, упомянув также о короткой жизни упомянутой платформы - дебютировав на рынке летом 2011 года, в конце 2012-го она уже начала уступать место процессорам и платам с Socket FM2. Но и платформа Socket FM2 формально не зажилась - вот уже где-то год проходит поэтапное внедрение FM2+. Впрочем, внедрение это очень поэтапное - две платформы совместимы снизу вверх, т. е. более старые процессоры можно использовать и на новых платах, но не наоборот. Новым APU подходят только новые, однако расширяет их ассортимент компания не слишком торопливо - почти год как самой быстрой моделью продолжает оставаться A10-7850K, замены которой все еще нет, ну а в младших семействах новая архитектура вообще почти не представлена.

А стоит ли за ней вообще гоняться? Компания много рассказывает о бенефициях HSA и вообще - светлом будущем гетерогенных систем, но, по правде говоря, реальный прогресс в данной области продолжает приносить весьма скромные плоды. Да, конечно, по сравнению с ситуацией трехлетней давности использование OpenCL стало хоть немного заметным в массовом программном обеспечении, но ведь история внедрения GPGPU насчитывает уже более пяти лет. Все эти годы мы слышали обещания, что вот завтра-то гетерогенные вычисления станут массовыми и нужными каждому пользователю, а на деле те, кто покупал компьютеры в те годы, уже успели их поменять:) Не все, конечно, но те, кто старался получить максимум производительности - точно. А вот те, кто к покорению вершин не стремился, вряд ли торопился с прыжками с платформы на платформу. Поэтому нам стало интересно - а каковы «вершины» каждой из них? Чтобы это выяснить, достаточно протестировать всего три процессора, чем мы сегодня и займемся.

Конфигурация тестовых стендов

Процессор AMD A8-3870K AMD A10-6800K AMD A10-7850K
Название ядра Llano Richland Kaveri
Технология пр-ва 32 нм 32 нм 28 нм
Частота ядра std/max, ГГц 3,0 4,1/4,4 3,7/4,0
Кол-во ядер(модулей)/потоков вычисления 4/4 2/4 2/4
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ 256/256 128/64 192/64
Кэш L2, КБ 4×1024 2×2048 2×2048
Кэш L3, МиБ - - -
Оперативная память 2×DDR3-1866 2×DDR3-2133 2×DDR3-2133
TDP, Вт 100 100 95
Графика Radeon HD 6550D Radeon HD 8670D Radeon R7
Кол-во ГП 400 384 512
Частота std/max, МГц 600 844 720
Цена Н/Д(0) $138() $162()

A8-3870K является самым быстрым устройством в исполнении FM1, на каковом посту весной 2012 года сменил A8-3850. А в конце того же года, как уже было сказано выше, на смену FM1 пришла платформа FM2 и новый флагман в лице A10-5800K, который летом 2013 года уступил место A10-6800K. Где-то спустя полгода оказалось, что FM2 не сможет работать с процессорами на новых ядрах, так что пришлось переходить на FM2+, сохранив, впрочем, совместимость в обратном направлении. Но формально топовым APU AMD стал A10-7850K, замены которому пока нет. Его мы уже тестировали недавно , однако из-за особенностей использованной материнской платы частота памяти оказалась равной 1333 МГц, а не 2133 МГц, что, разумеется, на многих результатах сказалось и потребовало устройство «перемерять»:)

Таким образом, у нас и получилось три процессора для двух с половиной платформ, тестированием которых мы и будем заниматься сегодня.

Методика тестирования

Для оценки производительности мы использовали нашу методику измерения производительности с применением бенчмарков iXBT Notebook Benchmark v.1.0 и iXBT Game Benchmark v.1.0 . Все результаты тестирования в бенчмарке iXBT Notebook Benchmark v.1.0 мы нормировали относительно результатов Pentium G3250 с 8 ГБ памяти и SSD Intel 520 240 ГБ, а сама методика вычисления интегрального результата осталась неизменной. Еще одна программа, которую мы как обычно добавили к тестовому набору - бенчмарк Basemark CL 1.0.1.4, созданный для измерения производительности OpenCL-кода.

iXBT Notebook Benchmark v.1.0

Приложение способно загрузить работой хоть 16 потоков вычисления, да еще и активно использует OpenCL, так что результаты всех трех APU существенно различаются. Как и положено, самым быстрым оказался 7850К, но несколько смущает то, что его преимущество над 6800К каких-то 5%, в то время, как переход с FM1 на FM2 способен дать более 15%.

В создании контента и вовсе самый новый APU AMD проигрывает предшественнику. А чем эти программы отличаются от конвертеров? Они тоже неплохо задействуют процессорные ядра, но вот вклад GPU здесь куда менее весом. Таким образом, можно утверждать, что процессорная часть при переходе с 6800К на 7850К даже стала медленнее, а все случаи, когда последнему удается выиграть (или, хотя бы, не проиграть) связаны в основном с гетерогенными вычислениями. Так это или не так - проверим при помощи других тестов. Пока же отметим, что переход с FM1 на FM2 по-прежнему способен обеспечить порядка 15%: этого слишком мало, если первая платформа уже есть в наличии, но не так и плохо в глобальном плане.

Photoshop не относится к программам, слишком уж активно использующим OpenCL, но, тем не менее, в нем 7850К с работой справился немного быстрее. Что ж - значит иногда и улучшения архитектуры в Kaveri сказываются настолько, что способны превозмочь отставание по тактовой частоте. А вот «атлоноподобная» архитектура Llano здесь однозначный аутсайдер - 30-35% разницы говорят сами за себя.

Но иногда выход на сцену A10-7850K кончается позором - как в этом случае. Он конечно обогнал А8-3870К, но сделал это вяло и нехотя, расположившись почти посередине между упомянутым «старичком» и тоже не новым А10-6800К. Впрочем, даже последний далеко не дотягивает до банального бюджетного Pentium G3250 (который, напомним, в этом цикле взят нами за точку отсчета в 100 баллов), что связано с не слишком высокой потребностью приложения в многопоточности. Словом, производительность каждого вычислительного потока в процессорах AMD по-прежнему остается очень низкой, что можно скомпенсировать разве что высокими тактовыми частотами. А можно и не скомпенсировать:)

Но бывает и так, что четыре «полуядра» обгоняют четыре ядра, даже будучи задействованными полностью. Более того - четыре «полуядра» меньшей тактовой частоты могут обогнать и сходные, работающие на большей. Правда совсем немного, да и, опять же, по сути речь идет лишь о конкуренции с двухъядерными процессорами Intel. Причем с «совсем двухъядерными» - типа Celeron и Pentium, поскольку Core i3 со своими четырьмя потоками вычисления будут уже быстрее.

Ситуация сходная с предыдущим случаем, хотя тут более новый процессор еще и более медленный. В общем, их проще считать примерно равными в среднем - иногда немного быстрее один, иногда немного быстрее другой. Чем лучшие устройства для FM1 быстрее, но это было достигнуто, повторимся, уже на этапе перехода с FM1 на FM2, а последующий тюнинг платформы преимущество не увеличил.

Для тестирования двух процессоров из трех мы воспользовались одной системной платой, так что тут условия максимально равные. Да и результат примерно равный. A8-3870K работал на более старой плате со старым чипсетом и медленной памятью, но тут в принципе ничего изменить нельзя, так что можно констатировать, что и «в быту» системы с ним где-то на 20% медленнее - аналогично прочим тестам.

Итог закономерен: смена FM1 на FM2 обеспечивает потенциально порядка 20% производительности и позволяет хотя бы оторваться от Pentium, а внедрение FM2+ не дает вообще ничего:) Что касается быстрой памяти, то и для приложений общего назначения она полезна: DDR3-2133 обеспечила 21% превосходства над Pentium G3250, а в нашем более раннем тестировании с DDR3-1333 A10-7850K обходил этот процессор лишь на 6% в общем зачете.

OpenCL

Переход на Kaveri может что-то дать при активном внедрении гетерогенных вычислений - как видим, скорость интерпретации OpenCL-кода у A10-7850K почти в полтора раза выше, чем обеспечивает A10-6800K, а A8-3870K он обгоняет почти вдвое. Прекрасный результат, который портит лишь одно - на практике большую часть времени процессорам все еще приходится «ворочать» обычный х86-код. «Ускориться» посредством GPGPU можно не везде, да и там, где можно, улучшения имеют лишь местный эффект. Иными словами, если код, занимающий 10% общего времени выполнения, будет ускорен даже на порядок, сэкономить удастся всего 9% времени. О чем всегда стоит помнить, рассматривая идеальные случаи - неважно: в специализированных бенчмарках или особенно хорошо ложащихся на GPGPU алгоритмах.

Игры в низком разрешении

Режим 1366х768 является вторым по популярности среди геймеров по статистике Steam, но связано это в первую очередь с популярностью ноутбуков (в том числе, и позволяющих хоть как-то поиграть в игры). Для настольных систем он несколько атипичен, однако если уж приходится полагаться на силы встроенного видеоядра, тут уж не до жиру.

Что сразу же демонстрирует первая же взятая нами для сравнения игра: как видим, даже в низком разрешении и на минимальных настройках удается получить неплохое, но не идеальное быстродействие. Причем можно это сделать даже на старых А8, а более новые А10 лишь увеличивают «запас прочности», но не более того: высококачественный режим далек даже для А10-7850К.

Аналогично складывается положение дел и в Bioshok. И неважно, что в качественном режиме A10-7850K обошел А10-6800К аж на 20% - их обоих для такого режима мало. По мере же снижения качества, как видим, разница в производительности быстро снижается.

Вот в «танчики» можно погонять и в качественном режиме. А8-3870К справляется с этим, правда, без особого запаса, что, скорее всего, будет верно и для других А8, а вот А10 - вполне достаточно. И большого смысла в снижении качества нет - игра очень процессорозависима, причем движок ее до сих пор радикально однопоточный, так что каких-то умопомрачительных результатов от процессоров AMD ждать не стоит, независимо от используемой видеокарты. И с учетом сказанного, нет ничего удивительного, что самым быстрым оказался не 7850К, а 6800К;)

Хотя сама игра отлично работает и на A8-3870K, бенчмарк для нее не запускается на многих процессорах, поскольку требует обязательной поддержки команд AVX. Поэтому можно лишь сравнить два А10, но это не очень интересно - их обоих «слишком много» для минимальных настроек, но мало для режима высокого качества. В общем, и там, и там на практике будет использоваться нечто среднее:)

Metro худо-бедно работает на А8 и хорошо - на А10, но тут замахиваться на режим высокого качества можно будет еще очень не скоро.

А вот требования Hitman еще выше, так что и у А10 (не говоря уже об А8) особого запаса нет даже «на минималке». Но играть можно на всех процессорах.

В общем, вывод простой - в низком разрешении и на минимальных настройках все APU начиная от A8 справляются с большинством игр. Появление А10 вместе с выпуском FM2 производительность платформы увеличило, переход на FM2+ пока не дал ничего. А вот высокие настройки пока еще не получится использовать даже в таком разрешении. Точнее, в старых и/или простых играх - вполне, но не более того.

Игры в высоком разрешении

Итак, увеличивать качество пока не получится. А нельзя ли хотя бы на настольных А10 повысить разрешение до нормального?

FPS на грани «играбельности», но с правильной стороны этой грани. Разумеется, «на минималках», но хоть так - уже неплохо.

Положение дел еще лучше - тут уже безо всяких натяжек нормальная частота кадров.

В «танчиках» есть даже некоторый запас для повышения качества. Впрочем, игра весьма динамичная, так что просадки FPS тут ни к чему, так что лучше уж не гоняться за визуальными эффектами. Но вот разрешение можно не снижать - уже хорошо.

В кольцевых гонках слишком высокая частота кадров, напротив, не требуется, так что тут уже можно и качество повысить. Не до максимального, естественно, но «на минималках» мучаться не обязательно.



И две игры пока не сдаются даже топовым А10 и даже на минимальных настройках. Впрочем, в Hitman, пожалуй что можно и поиграть: 28-29 средних FPS для этого в принципе хватит, тем более, что минимальная частота кадров ниже 20 не опускается.

Таким образом, общий вердикт прост - поиграть на минимальных настройках с FHD-разрешением в принципе можно не во все, но во многие игры. Естественно, в этом случае речь о высоком качестве уже не идет практически никогда. За исключением игр с совсем уж слабой графикой, что естественно.

Итого

Как видим, несмотря на всю «прогрессивность» процессоры на ядре Kaveri абсолютно не интересны как минимум для владельцев плат с сокетом FM2: для перехода на них придется плату менять, в то время, как старшие модели Richland способны обеспечить тот же уровень производительности процессорной части и почти тот же графической и без замены. А с учетом текущих розничных цен можно даже утверждать, что настольные Kaveri не нужны... никому. В самом деле: A10-7850K намного дороже, нежели А10-6800К. Есть возможность сэкономить еще больше - купив А10-6790К или вообще А10-5800К: они медленнее из-за более низкой тактовой частоты, зато намного дешевле - в полтора раза и более. Ну а отставание по частоте можно и скомпенсировать небольшим разгоном, благо у всех упомянутых APU все множители разблокированы. А10-7850К, конечно, тоже можно немного разогнать, но вот платить за него придется слишком дорого. Настолько, что цена сравнима с, например, комплектом из Athlon и быстрой (во всяком случае, куда более быстрой, чем любая интегрированная графика) дискретной видеокартой, использование которого вполне возможно даже в некоторых mini-ITX системах, не говоря уже о MicroATX. В общем, при таких малозаметных улучшениях, A10-7850K и его аналоги должны стоить столько же, сколько предшественники, но никак не дороже - только в этом случае покупка будет оправдана.

Жестко? Да, но так уж вышло. Причем, заметим, что выше мы говорили только о внутрифирменной конкуренции, не провоцируя так любимые многими «войны за веру» - добавление к списку рассматриваемых решений еще и процессоров от Intel может только усугубить расклад. Но сегодня мы этим заниматься не будем, поскольку в основном ограничиваемся процессорами (вернее, APU) AMD. Так что просто подытожим, что даже для рафинированного фаната, выбирающего строго из ассортимента одного из основных вендоров, случаев, в которых оправдана покупка устройства под FM2+, на данный момент почти нет. Хотя это не отрицает покупку при прочих равных платы именно с таким разъемом - вполне возможно, что в будущем ситуация изменится. Но вряд ли сильно - радикальное улучшение GPU на практике нивелируется невысокой скоростью работы с памятью. Вот на последней лучше не экономить, но и не надеяться на улучшения в будущем: повышение частот будет связано только с переходом на DDR4, для чего с большой вероятностью все равно потребуется новый сокет.

Оценивая же прогресс компании за три года... В целом не слишком высокий. Да, разумеется, процессоры Llano использовали весьма архаичную микроархитектуру, унаследованную от Phenom II 2008 года разработки (а на практике восходящую к еще более ранним временам), так что обновление процессорной части было весьма актуальным. Однако на практике оно повысило производительность лишь примерно на 20%, причем сделано это было уже в APU Trinity/Richland, т. е. на первом шаге обновления - второй не дал ровным счетом ничего. Графическая часть также улучшилась, что позволило «надстроить» линейку А4-А6-А8 еще одной ступенькой в виде А10, но и это было сделано уже при разработке Trinity - практической пользы от Kaveri почти никакой, поскольку производительность GPU уже сильно лимитирует производительность памяти. Ну а с учетом того, что, как сказано было выше, пока еще процессоры под «полный» FM2+ стоят слишком дорого, эффект от последней модернизации семейства APU вообще отрицательный.

В общем, как видим, на месте топчется давно уже не только Intel, но и AMD. А вот кто больше - пока не ясно: для этого надо проверить на практике и решения крупнейшего производителя процессоров, чем мы в ближайшее время и займемся.



Загрузка...