sonyps4.ru

Скачать игру Vector (Вектор) на компьютер на русском языке.

В том числе Астрахани, Волжском, Кирове и Минске. В 1988 году «Вектор» получил серебряную медаль ВДНХ СССР, а в 1989 году занял первое место среди 8-разрядных ПЭВМ (второе общее) на конкурсе ГКВТИ СССР . В 1989 году компьютер продавался по цене в 750 руб .

В 1991 году «Счётмаш» выпустил модель «Вектор-06Ц.02» с несколько изменённой схемой, но полностью совместимой с прежней моделью и с такими же возможностями.

Широкие возможности «Вектора-06Ц» позволяли ему конкурировать с любыми другими ПК советской разработки [ ] , а также Спектрум-совместимыми ПК. Однако с массовым распространением в середине 1990-х годов в странах бывшего СССР гораздо более мощных IBM-совместимых компьютеров «Вектор» вместе с другими 8-разрядными ЭВМ был постепенно вытеснен из обихода.

Основные технические характеристики

Видеосистема

Возможные видеорежимы «Вектора-06ц» :

  • 256×256 пикселей при 2, 4, 8, 16 одновременно отображаемых цветах из общей палитры 256 цветов;
  • 512×256 пикселей с палитрой 2 или 4 цвета из 256;
  • 1024×256 пикселей с палитрой 2 цвета из 256.

Видеопамять организована в виде четырёх 8-килобайтных страниц, или битовых плоскостей, которые можно включать и отключать программированием палитры. Отключённые плоскости могут быть задействованы как обычная память для программ и данных. Изменяя число задействованных плоскостей видеопамяти можно получать видеорежимы с разной глубиной цвета. Так, четыре включённых плоскости дают глубину 4 бита на пиксель, то есть 16 одновременно отображаемых цветов. Две одновременно работающих плоскости дают 2 бита на пиксель, или 4 цвета. Одна плоскость даёт монохромное изображение.

Во всех графических режимах поддерживается установка цвета бордюра в любой из 256 цветов общей палитры. Аппаратно реализована плавная вертикальная прокрутка. Нестандартным программированием видеосистемы можно было получать различные «спецэффекты», в частности превышение ограничения в 16 одновременно отображаемых цветов.

Аппаратная реализация текстовых режимов отсутствует, вывод текста осуществляется программно в графическом режиме.

В качестве устройства отображения использовался обычный телевизор с выведенным видеовходом, либо монитор с телевизионными параметрами развертки.

Звук

Встроенная звуковая подсистема выводила звук на одиночный встроенный мини-динамик и линейный вход магнитофона. Звуковой генератор на базе программируемого таймера КР580ВИ53 позволял синтезировать монофонические мелодии с трёхканальной полифонией . При этом звук заданной частоты воспроизводился практически без участия центрального процессора, что позволяло выводить музыку и звук параллельно с другими действиями, требующими существенной загрузки процессора. Правда, звук всегда имел только прямоугольную волновую форму, и не было возможности программной регулировки громкости. Однако в другом режиме работы таймера КР580ВИ53 (как генератора импульсов заданной длительности) он мог программно воспроизводить достаточно качественный оцифрованный звук, примерно соответствующий 7-битному ЦАП, с частотой дискретизации около 7-8 КГц (частоту дискретизации можно было увеличить в несколько раз с пропорциональным снижением количества уровней сигнала, то есть «разрядности ЦАП»).

В начале 1990-х сторонними разработчиками были созданы варианты подключения внешнего более сложного трёхголосного (плюс генератор шума) аудиоконтроллера General Instruments AY-3-8910 , подключаемые либо к системному разъёму ВУ, либо к разъёму принтера ПУ.

Возможности расширения

Два разъёма расширения, расположенные на задней стенке компьютера, позволяли подключать различные периферийные устройства. В заводской поставке никаких дополнительных устройств для подключения в эти разъёмы не предлагалось, но их можно было приобрести отдельно.

Хранение данных

В базовой комплектации «Вектор» не имел никаких дополнительных устройств хранения данных, и в качестве загрузчика системы и внешнего носителя было необходимо использовать бытовой кассетный магнитофон . Магнитофон подключался к соответствующему разъему ПК, а программы записывались на обычные аудиокассеты. На 60-минутную кассету могло поместиться до 512 КБ данных.

Стандартный формат записи на кассету отличался тем, что данные разбивались на короткие блоки по 256 байт, каждый из которых был снабжён собственным заголовком. В каждом заголовке содержалось достаточно информации для того, чтобы загрузчик мог читать блоки в произвольном порядке. Это позволяло повторно загрузить сбойные блоки, не повторяя считывание файла целиком. Кроме того, процесс загрузки блоков наглядно отображался на экране в виде характерной «матрицы» из столбиков, заполнявшихся по мере считывания блока данных. Схожее разбиение на короткие блоки применялось в формате записи компьютеров Atari 400/800 , однако заголовки блоков не содержали данных о файле.

Помимо стандартного формата записи на кассету, для «Вектора» было создано несколько усовершенствованных вариантов блоковой записи данных, позволявших ещё больше увеличить надёжность хранения информации и ускорить процесс загрузки программ в несколько раз.

Схема «Вектора» изначально предусматривала подключение внешнего модуля расширения памяти объёмом 64 или 256 Кбайт, который назывался «квазидиском», потому что предназначался для использования в качестве дискового накопителя. Специально адаптированная версия МикроДОС позволяла работать с квазидиском как с дискетой. Начальная загрузка квазидиска производилась с кассетного магнитофона или с дисковода. Существовали сторонние разработки с объёмом памяти до 2 МБ . Некоторые программы требовали наличия квазидиска и использовали его в качестве дополнительного ОЗУ.

В «Векторе» предусматривалось использование 5,25″ или 3,5″ дисковода через внешнюю схему контроллера НГМД. Сторонними разработчиками было создано несколько несовместимых между собой схем контроллеров и адаптированы операционные системы CP/M и МикроДОС . Ёмкость дискет составляла 640 или 800 КБ.

Кроме того, был разработан ROM-диск объёмом 65 КБ или больше, на котором обычно размещались часто используемые программы, например: Бейсик, монитор-отладчик, текстовый редактор. Была создана схема подключения жёсткого диска с возможностью разбиения диска на логические области и операционная система с поддержкой НЖМД.

Для обеспечения поддержки всех подключаемых устройств было создано несколько версий встроенного загрузчика.

Модификации и производные ПК

Промышленностью выпускалось несколько схожих с «Вектором-06ц» домашних компьютеров. Модификации базовой модели «Вектора-06ц»: Вектор-06Ц.02 , Вектор Старт-1200 , Криста-2 , ПК-6128Ц . Также была независимая частная разработка, которая называлась Вектор Турбо+ .

Вектор Старт-1200

«Вектор Старт-1200» продавался в виде конструктора. В ПЗУ был записан начальный загрузчик и монитор. Видеосистема «Старта-1200» позволяла выбрать одну из 32 возможных палитр цветов, произвольное программирование палитры не поддерживалось.

Криста-2

Компьютер «Криста-2» был создан по мотивам «Вектора-06ц» и сохранил частичную совместимость. Тактовая частота «Кристы» была 2,5 МГц, неизменяемая палитра цветов зашита в ПЗУ, отличается реализация видеорежима высокого разрешения 512×256, добавлен видеорежим 1024×256.

ПК-6128Ц

Программное обеспечение

Сообщество пользователей

«Вектор» держался в тени более распространённых в СССР ПК БК-0010 и аналогов ZX-Spectrum , но имел значительное число приверженцев. Энтузиастами было написано большое количество оригинальных игровых и системных программ. Было создано много оригинальных аппаратных разработок и адаптированы некоторые решения, созданные для других платформ. Несколько фирм специализировались в поддержке Вектора и разработке программ для него: кишиневский центр «Компьютер», московская фирма «Коман» и др. Самиздатовским способом издавались газеты с аппаратными схемами и описаниями программ: «Коман-Инфо» (фирма «Коман») и «Vector-User» (центр «Компьютер», затем В. Фиронов) . Ряд статей по схемотехнике «Вектора» и аппаратным решениям для него публиковался в журналах «Радиолюбитель» в период с 1992 по 1997 год и «ПК для всех» в 1994 году. Существовали и чисто электронные издания: «Invector», «Владимир Вектор» и др. В Санкт-Петербурге в 1998 и 1999 годах энтузиастами проводился конкурс «DemosFan», где демонстрировались игры и демо-программы для «Вектора» .

Примечания

  1. Журнал «Радио» № 10, 1987, стр.2
  2. “1-я страница обложки”. Радио . 10/1987. ISSN 0033-765X . справка)
  3. “Итоги конкурса на создание бытовых ПЭВМ”. Вычислительная техника и её применение . 8/1990. Неизвестный параметр |quotes= (справка)
  4. Рынок ЭВМ: Минрадиопром // Информатика и образование. - 1989. - № 6 .
  5. Техническая информация по ПК «Вектор» (неопр.) . Проверено 17 июня 2007.
Тип Бытовой компьютер
Выпущен 1987
Выпускался по ???
Процессор КР580ВМ80А
Память 64К
Чипсет КР580
Устройства хранения данных МЛ
ОС Бейсик ,CP/M ,МикроДОС

По мотивам «Вектор-06Ц» был создан компьютер Криста-2 , который сохранил частичную совметимость с Вектором. Тактовая частота «Кристы-2» была 2,5 МГц, палитра цветов не перепрограммировалась.

Основные технические характеристики

Видеосистема

Видеопамять ПК Вектор-06Ц

Встроенная схема разрядностью 32 бита (при 8-ми битной шине данных). Поддерживаемые видеорежимы:

  • 256×256 пикселов с общей палитрой 256 цветов, из которых одновременно можно задействовать 16
  • 512×256 пикселов с палитрой 4 цвета из 256
  • 256×256 или 512×256 в монохромном режиме, уменьшенный расход видеопамяти

Во всех графических режимах аппаратно поддерживается установка любого из 256 цветов общей палитры для установки цвета фона и любого цвета из текущей палитры для окрашивания бордюра.

Видеопамять организована в виде четырех страниц, или битовых плоскостей, по 8 Кб каждая, которые можно программно включать и отключать. Отключённые плоскости могли быть задействованы как обычная память для программ и данных. Изменяя число задействованных плоскостей видеопамяти можно было получать видеорежимы с разным количеством бит на пиксел. Так, четыре включенных плоскости давали 4 бита на пиксел, то есть 16 одновременно отображаемых цветов. Две одновременно работающих плоскости дают 2 бита на пиксел, 4 цвета. Одна плоскость дает монохромное изображение.

Аппаратная реализация текстовых режимов отсуствовала. Текстовые режимы эмулировались через графические: чаще всего использовались режимы в 64 или 32 символа в строке, реже 80 символов для различных системных программ. Эмуляция текстовых режимов была облегчена аппаратно реализованной вертикальной прокруткой экрана, которая позволяла мгновенно перемещать изображение вверх или вниз на любое количество строк, не превышающее 255. Эта возможность также использовалась и для реализации специальных эффектов применяемых в играх и демо-программах.

Нестандартным программированием видеоконтроллера можно было получать различные «спецэффекты», в частности превышение ограничения в 16 одновременно отображаемых цветов.

В качестве устройства отображения использовался обычный телевизор с подключением по видеовходу, либо монитор.

Звук

Встроенная звуковая подсистема выводила звук на одиночный пьезодинамик. Звуковой генератор на базе программируемого таймера КР580ВИ53 позволял синтезировать мелодии с трехголосой полифонией . Позже сторонними разработчиками была адаптирована внешняя схема на аудиоконтроллере General Instruments AY-3-8910 .

Возможности расширения

Два разъёма расширения, расположенные на задней стенке компьютера, позволяли подключать различные периферийные устройства. В заводской поставке никаких дополнительных устройств для подключения в эти разъёмы не предлагалось, но их можно было приобрести отдельно.

Хранение данных

В качестве внешнего накопителя использовался бытовой кассетный магнитофон и программы записывались на обычные аудиокассеты. Использовались два способа модуляции: частотная и фазовая. Ёмкость и скорость обмена для 60-ти минутной кассеты была:

  • не менее 512 Кб при фазовой манипуляции (скорость обмена 1500-2400 бод)
  • не менее 360 Кб при частотной манипуляции (скорость обмена 1200 бод).

Частотная модуляция использовалась в основном в режимах совместимости с форматами других ПК (позволяя считывать с аудиокассет данные, записанные на Микроше , Радио-86РК или ZX Spectrum . Собственный формат использовал фазовую манипуляцию, как более надёжную и позволяющую увеличить плотность записи.

Формат записи данных на кассету был интересен тем, что данные разбивались на короткие блоки по 256 байт, каждый из которых был снабжён собственным заголовком. Это позволяло в некоторой степени компенсировать неудобство хранения данных на аудиокассете, когда определить название и размер файла можно было только начав его чтение с начала, то есть перемотав ленту точно на паузу перед заголовком нужного файла. Формат, применённый в «Векторе» не требовал этого и чтение файла с любого места показывало его параметры. Также, при неудачном чтении сбойные блоки можно было перечитать, не повторяя чтение всего файла. При таком медленном и неудобном носителе как магнитная аудиолента подобные возможности значительно повышали удобство использования накопителя.

Для расширения возможностей хранения данных был запланирован модуль расширения памяти объемом 256 Кб, который назывался «квазидиск» потому что предназначался для использования в качестве дискового накопителя. Для работы с ним была адаптирована операционная система CP/M со всеми возможностями дисковой ОС. Внутренняя архитектура квазидиска обеспечивала доступ к его содержимому в двух основных режимах - как к стеку или как к окну с переключаемыми страницами. Начальная загрузка квазидиска производилась с магнитной ленты. Московская фирма COMAN создала аналогичный кишинёвскому диск объемом 1 Мб.

В «Векторе» предусматривалось использование 5" или 3,5" дисковода через внешнюю схему контроллера НГМД. Сторонними разработчиками были созданы несколько несовместимых между собой схем контроллеров и адаптированы операционные системы CP/M и МикроДОС . Ёмкость дискет была 640 Кб (CP/M) и 800 Кб (CP/M, МикроДОС).

В период адаптации НГМД появились новые версии стандартного ПЗУ. Был разработан ROM-диск объемом 65 Кб и больше на основе РФ5, который предусматривал возможность переключения микросхем. В то же время радиолюбители проектировали универсальные программаторы ПЗУ для Вектора.

Позднее появилась схема подключения жёсткого диска с возможностью разбиения на логические области. И, соответственно, операционная система с поддержкой НЖМД.

Программное обеспечение

» поставлялся с программным обеспечением. В комплекте была одна аудиокассета с несколькими системными программами и играми . Дополнительные программы можно было заказать в фирмах, торговавших компьютерными программами для ПК. В основном это были игры, но также предлагались различные системные и прикладные программы, в частности Бейсик , Паскаль , монитор-отладчик, ассемблер , редакторы текста и графики и др. С появлением схемы контроллера НГМД появилась возможность использования ОС CP/M версии 2.2 и её отечественного клона - ОС МикроДОС . Стало возможным использование значительной части зарубежных программ написанных под ОС CP/M . Например: СУБД dBase II, текстовый процессор WordStar и табличный процессор SuperCalc , компиляторы , Ada , Pascal , LISP , Assembler и другие программы.

Также ПК через эмулятор позволял запускать программы от компьютеров Радио 86РК , Микроша , Специалист . Путём рекомпиляции с помощью специальных программ адаптировались отдельные программы с

Vector – эта еще одна замечательная игра, которая была перенесена с мобильных платформ на компьютер. В данной игре действия происходят в недалеком будущем, во времена когда все человечество под тоталитарным режимом. Единственная цель простого человека, эта работа. Вы, как и миллионы людей, однообразно трудитесь каждый день в огромном офисе, но вы больше так не можете, вы хотите свободы, а чтобы быть свободным, нужно бежать…. Вся идея игры закручивается на попытки сбежать, вы примети роль трейсера, который в лучших традиция паркура будет убегать от стражи порядка. Только акробатические приемы помогут вам быстро преодолевать различные препятствия, ведь стоит только немного остановиться или потерять скорость, как вас сразу остановит охрана. С каждый уровень вы будете получать очки, которые сможете потратить на обучения новых трюков. Игра Vector понравится всем любителям паркура и акробатики.

Основные возможности:
Множество интересных уровней.
Русский интерфейс (озвучка не нужна).
Громадное количество различный акробатических трюков.
Отличная музыка.
Удобное и понятное управления с помощью персонального компьютера.
И многое другое…

Год выпуска: 2013
Жанр: Arcade / Platformer / 2D
Платформа: PC
Язык интерфейса: английский, русский и др.
Язык озвучки: отсутствует
Активация не нужна

3 МГц
ОЗУ: 64 Кб
ПЗУ: 512 байт (загрузчик с магнитофона)
Разъемы: Системная шина, универсальный параллельный КР580ВВ55А , магнитофон, RGB видео, блок питания
Видео: 256x256 16 цветов, 512x256 4 цвета. Палитра из 256 цветов. Подключается к телевизору.
Звук: КР580ВИ53 (3-х канальный генератор)
Выпущен: 1987 год

О компьютере

Вектор-06Ц был разработан в середине 80-х годов советскими инженерами из Кишинёва Д. Темиразовым и А. Соколовым. Производился множеством заводов, но впервые выпущен на кишинёвском ПО «Счётмаш». На 33-й Всесоюзной радиовыставке в 1987 году Вектор-06Ц получил первую премию. В 1988 году «Вектор» получил серебряную медаль ВДНХ СССР, а в 1989 году занял первое место среди 8-разрядных ПЭВМ (второе общее) на конкурсе ГКВТИ СССР.

Сразу после включения компьютер может только загрузить программу с магнитофона, причем стандартного автозапуска программ не предусмотрено. Для запуска программы необходимо нажать СБР+БЛК (однако есть "недокументированный" механизм автозапуска с загрузкой в экранную память). В более поздних версиях компьютера применены более универсальные загрузчики, способные загружаться с внешнего ПЗУ или дисковода (внешнего контроллера дисководов).

От других советских компьютеров отличается крутым видеорежимом 256x256, 16 цветов или 512x256, 4 цвета из палитры в 256 цветов. Эти видеорежимы используют 32 Кб ОЗУ под видеопамять. Поддерживается аппаратный вертикальный скроллинг. Поддерживаются также режимы 256x256 2,4,8 цветов. Они соответственно используют 8,16,24 Кб ОЗУ.

Используется процессор КР580ВМ80А работающий на повышенной частоте 3 МГц. Однако процессор тормозится видеоконтроллером примерно на 20-25% (эффективная тактовая частота примерно 2,3-2,4 МГц).

Крутые видеорежимы позволяют компьютеру показывать статичную графику, сравнимую с IBM PC , Atari ST, MSX2 и т.д. Удобно работать с текстом. В разрешении 512x256 можно разместить 64x25 или 80x25 символов (можно и 85х32 при матрице 6х8 точек). Это выделяет компьютер среди массы других отечественных и иностранных 8-битных ПК.

Однако использование продвинутого 16-цветного режима в играх ограничивалось как размером ОЗУ (общее ОЗУ достаточно приличное – 64 Кбайта, но в 16-цветном режиме для программы оставалось лишь 32 Кбайта памяти), так и скоростью простого 8-битного процессора (её, например, не хватало для быстрого горизонтального скроллинга многоцветного фона). Тем не менее, для динамичных игр с постоянной перерисовкой экрана на "Векторе" массово использовались специфические для этого ПК приёмы: аппаратное наложение планов и аппаратный вертикальный скроллинг, а также возможность сдвига лишь одной экранной плоскости (экран «Вектора» разбит на 4 битовых плана) и т.п.

Разными производителями использовались два вида клавиатур: либо так называемая ёмкостная клавиатура (обычно с низкой надёжностью) либо значительно более качественная герконовая клавиатура . Звук формируется 3-х канальным генератором КР580ВИ53 , есть встроенный динамик. Внешний импульсный блок питания.

В 1991 году «Счётмаш» выпустил доработанную, но полностью совместимую модель Вектор-06Ц.02 , в которой, например, добавлены два разъёма для джойстиков.

Доработки

Радиолюбители подключили к компьютеру Вектор:

  • Расширенное ПЗУ с множеством сервисных функций, отладчиком и загрузчиком с дисковода или внешнего ПЗУ.
  • Процессор Z80 . В этом варианте компьютер позволяет запускать игры для ZX Spectrum , но без цвета.
  • Контроллер дисководов
  • Операционную систему CP/M
  • Внешнее ПЗУ или ОЗУ в качестве электронного диска (разработчики ПК изначально предусмотрели для него стандартный "квазидиск" - дополнительное ОЗУ на 256 Кбайт). Некоторые игры использовали его как дополнительную память.
  • Звуковой генератор AY-3-8910
  • Порт джойстика

Фото









История

  • 256×256 пикселов при 2, 4, 8, 16 одновременно отображаемых цветах из общей палитры 256 цветов
  • 512×256 пикселов с палитрой 2 или 4 цвета из 256

Видеопамять организована в виде четырёх 8 КБ страниц, или битовых плоскостей, которые можно включать и отключать программированием палитры. Отключённые плоскости могли быть задействованы как обычная память для программ и данных. Изменяя число задействованных плоскостей видеопамяти можно было получать видеорежимы с разной глубиной цвета. Так, четыре включенных плоскости давали глубину 4 бита на пиксел, то есть 16 одновременно отображаемых цветов. Две одновременно работающих плоскости дают 2 бита на пиксел, или 4 цвета. Одна плоскость дает монохромное изображение.

Во всех графических режимах поддерживается установка цвета бордюра в любой из 256 цветов общей палитры. Аппаратно реализована плавная вертикальная прокрутка. Нестандартным программированием видеосистемы можно было получать различные «спецэффекты», в частности превышение ограничения в 16 одновременно отображаемых цветов.

Аппаратная реализация текстовых режимов отсутствовала, вывод текста осуществлялся программно.

В качестве устройства отображения использовался обычный телевизор , либо монитор.

Для подключения Персонального компьютера Вектор 06ц к современному телевизору или TV-тюнеру предстоит любо модификация самого вектора для уменьшения ССИ (строчный синхроимпульс) до 5мкс, либо подключение через модулятор видео сигнала, например от игровой приставки Dendy . Дело в том, что кодирование видеосигнала на ПК вектор происходит в несоответствии с текущими стандартами, это легко исправлялось на старых советских телевизорах поворотом соответствующей ручки на задней панели телевизора, на современных такой возможности нет поэтому картинка мельтешит.

Звук

Встроенная звуковая подсистема выводила звук на одиночный встроенный пьезодинамик и линейный вход магнитофона. Звуковой генератор на базе программируемого таймера КР580ВИ53 позволял синтезировать мелодии с трехголосой полифонией . Позже сторонними разработчиками были созданы варианты подключения внешнего аудиоконтроллера General Instruments AY-3-8910 , подключаемые либо к системному разъему ВУ, либо к разъему принтера ПУ.

Возможности расширения

Самодельное внешнее ПЗУ для Вектора-06Ц

Два разъёма расширения, расположенные на задней стенке компьютера, позволяли подключать различные периферийные устройства. В заводской поставке никаких дополнительных устройств для подключения в эти разъёмы не предлагалось, но их можно было приобрести отдельно.

Хранение данных

В базовой комплектации «Вектор» не имел никаких дополнительных устройств хранения данных и в качестве внешнего носителя рекомендовалось использовать бытовой кассетный магнитофон . Магнитофон подключался к соответствующему разъему ПК, а программы записывались на обычные аудиокассеты. На 60-минутную кассету могло поместиться до 512 КБ данных.

Стандартный формат записи на кассету отличался от принятых в других ПК форматов тем, что данные разбивались на короткие блоки по 256 байт, каждый из которых был снабжён собственным заголовком. В каждом заголовке содержалось достаточно информации для того, чтобы загрузчик мог читать блоки в произвольном порядке. Это давало возможность при чтении файла повторно загрузить сбойные блоки, не повторяя считывание файла целиком.

Схема «Вектора» изначально предусматривала подключение внешнего модуля расширения памяти объемом 64 или 256 Кбайт, который назывался «квазидиском», потому что предназначался для использования в качестве дискового накопителя. Специально адаптированная версия МикроДОС позволяла работать с квазидиском как с дискетой. Начальная загрузка квазидиска производилась с кассетного магнитофона, или с дисковода. Существовали сторонние разработки с объемом памяти до 2 Мбайт. Некоторые программы требовали наличия квазидиска и использовали его в качестве дополнительного ОЗУ.

В «Векторе» предусматривалось использование 5,25″ или 3,5″ дисковода через внешнюю схему контроллера НГМД. Сторонними разработчиками было создано несколько несовместимых между собой схем контроллеров и адаптированы операционные системы CP/M и МикроДОС . Емкость дискет составляла 640 или 800 Кбайт.

Кроме того, был разработан ROM-диск объёмом 65 Кбайт или больше, на котором обычно размещались часто используемые программы, например: Бейсик, монитор-отладчик, текстовый редактор. Была создана схема подключения жёсткого диска с возможностью разбиения диска на логические области и операционная система с поддержкой НЖМД.

Для обеспечения поддержки всех подключаемых устройств было создано несколько версий встроенного загрузчика.

Модификации и производные ПК

Вектор Старт-1200

Промышленностью выпускалось несколько схожих с «Вектором-06ц» домашних компьютеров. Модификации базовой модели «Вектора-06ц»: Вектор-06Ц.02 , Вектор Старт-1200 , Криста-2 , ПК-6128Ц . Также была независимая частная разработка, которая называлась Вектор Турбо+ .

Вектор Старт-1200

«Вектор Старт-1200» продавался в виде конструктора. В ПЗУ был записан начальный загрузчик и монитор. Видеосистема «Старта-1200» позволяла выбрать одну из 32 возможных палитр цветов, произвольное программирование палитры не поддерживалось.

Криста-2

Компьютер «Криста-2» был создан по мотивам «Вектора-06ц» и сохранил частичную совместимость. Тактовая частота «Кристы» была 2,5 МГц, неизменяемая палитра цветов зашита в ПЗУ, отличается реализация видеорежима высокого разрешения 512×256, добавлен видеорежим 1024×256.

ПК-6128Ц

Программное обеспечение

Игра А. З. Лебедева «Адскок»

В комплекте «Вектора-06ц» была одна аудиокассета с несколькими системными программами и играми . Дополнительные программы можно было приобрести в фирмах, торговавших компьютерными программами для ПК. Игры представляли собой, в основном, маленьких существ, которые двигались по лабиринту от пожирателя, типа переворачиваемых картинок или игры типа бильард. Это: "Эрик", "Ниндзя", "снежный человек", "близнецы" (движение в симметричные стороны), "волейбол", "шарики", "тетрис" и другие. Кроме игр предлагались различные системные и прикладные программы, в частности различные диалекты Бейсика , Паскаль , мониторы-отладчики, ассемблер , редакторы текста и графики и др. Наличие квазидиска и/или дисковода давало возможность использования ОС CP/M версии 2.2 и её отечественного клона - ОС МикроДОС . Это позволяло использовать программы, написанные для CP/M , такие как: СУБД dBase II, текстовый процессор WordStar, электронную таблицу SuperCalc , компиляторы , Ada , Pascal , LISP , Assembler и другие программы.

Был создан эмулятор монитора, который позволял запускать программы для компьютеров Радио 86РК , Микроша , Специалист без изменений. Путём рекомпиляции с помощью специальных программ адаптировались отдельные программы с ZX Spectrum и MSX .

Сообщество пользователей

«Вектор» держался в тени более распространённых в СССР ПК БК-0010 и клонов ZX-Spectrum , но имел значительное число приверженцев, так как технически был на порядки выше. Энтузиастами было написано большое количество оригинальных игровых и системных программ. Было создано много оригинальных аппаратных разработок и адаптированы некоторые решения, созданные для других платформ. Несколько фирм специализировались в поддержке Вектора и разработке программ для него: кишиневский центр «Компьютер», московская фирма «Коман» и др. Самиздатовским способом издавались газеты с аппаратными схемами и описаниями программ: «Коман-Инфо» (фирма «Коман») и «Vector-User» (центр «Компьютер», затем В. Фиронов), . Ряд статей по схемотехнике «Вектора» и аппаратным решениям для него публиковался в журналах «Радиолюбитель» в период с по 1997 годы и «ПК для всех» в 1994 году . Также были и чисто электронные издания: «Invector», «Владимир Вектор» и др. В Санкт-Петербурге в 1998 и 1999-х гг энтузиастами проводился конкурс «DemosFan», где демонстрировались игры и демо-программы для «Вектора» .

Источники и библиография

Ссылки

  • Фотографии Вектор-06Ц.02 , Вектор ПК-6128ц , Вектор 1200
  • Большой ресурс о Векторе-06Ц: ПО, техническая документация, эмуляторы, архив публикаций
  • Техническое описание ПК Вектор-06Ц Александра Тимошенко
  • vector06cc - Открытый проект по воссозданию «Вектор-06Ц» на основе ПЛИС
  • Базис - картотека ПО для Вектора-06Ц
  • ПК-6128ц - обсуждение ПК-6128ц
  • модернизация Вектор-06ц - ремонт и модернизация емкостной клавиатуры, подключение к современному тюнеру, телевизору


Загрузка...