sonyps4.ru

Особенности мышления дошкольников активно осваивающих электронные гаджеты. Компьютеры и гаджеты: плюсы и минусы использования детьми

Евгения Лаврова
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком

В своей работе по развитию речи мы используем как вспомогательное средство игры с песком . Игра с песком одна из форм естественной деятельности ребенка, это то, чем ребенок любит заниматься, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, такие как : восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние малыша, в игре с песком ребенок учится проговаривать свои ощущения, прислушиваться к себе. Что способствует развитию речи , произвольного внимания и памяти. Ребенок учится понимать себя и других, получает первый опыт самоанализа.

Преимущества игр с песком сводятся к следующему :

- развивают мелкую моторику рук ;

- развивают активность , расширяют жизненный опыт, передаваемый ….педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности ….информации) ;

Способствуют расширению словарного запаса;

Способствуют развитию связной речи ;

Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Опираясь на приёмы работы в песочнице мы делаем традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи , формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной , увлекательной, более продуктивной.

Все игры, с использованием игр с песком можно разделить на два направления :

1. Обучающие игры : направлены на развитие мелкой моторики рук и тактильно-кинестетической чувствительности. А главное дети проговаривают свои ощущения, тем самым спонтанно развивается его речь , словарный запас, восприятие различного темпа речи , высота и сила голоса, развивается внимание , память.

2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки. Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все, что требуется по сюжету игры. Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Простая игра помогает решить немало образовательных задач.

Аспекты развития речи , затрагиваемые в процессе игр с песком

1) Обогащение словарного запаса

Игры с песком проводятся в интересной сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Подборка игр соответствует лексическим темам недель. Например, при изучении темы «Домашние животные» ребёнку предлагаются следующие игры :

«Клад» . Основная цель – развитие мелкой моторики .

Беседуя по теме «Весна» , ребята рисуют на песке в песочнице . Фантазируя, они создают портрет весны, при этом развивая грамматический строй, произносят слова-признаки, которые её характеризуют.

На занятиях мы фантазируем вместе с детьми. Дети погружают руки в песок, находят там различные предметы, потом обсуждают : «Что это?» или «Чьё это?» . Или, находя предметы, называют звук, с которого они начинаются, или угадывают присутствие какого-либо звука в названии предмета.

2) Работа с темпом речи

Во время игры с песком у детей дошкольного возраста развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определённого темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку , что воздействует на нормализацию темпа речи .

Организация игр с песком состоит из следующих этапов :

1 Организационный этап – это знакомство с игрушкой - посредником в играх с песком , например песочной феей. С ее помощью детям разъясняется все правила поведения, запреты, поощрения. Во время игры обращаем внимание детей на их тактильные ощущения, побуждая этим их высказываться.

2. Игра с песочной феей. Песочная фея приглашает детей к себе в гости и предлагает поиграть.

Опыт работы показал, что использование игр с песком даёт положительные результаты :

- развивается мелкая моторика рук ;

Расширяется словарный запас;

- развивается связная речь , лексико-грамматические представления;

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, упрощяет и облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Они лучше усваивают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают Мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком, что помогает . при обучении связной речи . Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.

Совместное использование игр с песком и дидактических игр позволяет обогатить словарь детей , уточнить знание о предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям : игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связной речи , поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление , формируется грамматический строи речи .

1. Главный и ведущий прием активизации речи и мышления ребенка во время игр с песком по экспериментированию это вопрос воспитателя.

2. При организации и планировании бесед с детьми, при рассмотрении предметов, объекта необходимо предусмотреть вопросы, отвечая на которые ребенок будет использовать сложносочиненные предложения.

3. Воспитатель должен продумать, как разместить детей за столами , как правильно подготовить и расставить материал к игре эксперименту.

4. Приемы обогащения и уточнения словаря

а) показ предмета с называнием;

б) повторение нового слова;

в) объяснение и назначение предмета;

г) сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой –экспериментом с детьми.

5. Должна быть доступная пониманию детей речь воспитателя , как одно из условий успешного развития речи детей . Каждое новое слово воспитатель поясняет или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая их ответы.

4. Сочетание речевых ответов с практическими действиями детей . При ознакомлении детей с предметами , их свойствами, качествами объяснение педагога должны сочетаться с разнообразными действиями детей (например, воспитатель предлагает ощупать предмет, согнуть его, постучать и т. д.) Этот прием способствует лучшему усвоению ребенком новых сведений делает обстановку на НОД разнообразной и интересной.

8. Предусмотреть возможности для использования нового слова в различном речевом контексте “пластинка металлическая. Какая? У меня ложка, она тоже. какая? металлическая. А из чего сделана машина? Из металла”.

9. Ведущим на занятиях выступает метод распознающего наблюдения с помощью различных анализаторов и разнообразных способов обследования. (Практических действий : надавить на предмет, согнуть, потянуть, измерить и т. п. ; сравнение с известным пробных экспериментов, вопросов к взрослому и т. д.). Дети выявляют свойства предмета, называют материал, из которого он изготовлен.

10. На основе познавательной деятельности воспитатель решает задачи словарной работы : вводит в активный словарь детей новые слова , закрепляет уже известные.

Публикации по теме:

Современное общество нуждается в активной адаптивной личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, находить оригинальные решения.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают.

Ф. И. О- Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории. Место работы– МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29» г. Майкоп Республика.

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в определенной форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры с песком

для детей с нарушениями речи

Вот ведерко, вот совок.

Я иду играть в песок.

Напеку я без печей

Пирогов и куличей.

А из камешков - печенье.

Вот какое угощенье!

Это все не для ребят,

Это куклы все съедят.

Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы.

Сухой или влажный – он обладает разными свойствами, и познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития. Например, сухой песок дети любят пересыпать из емкости в емкость, или на землю, наблюдая за этим нехитрым, но завораживающим процессом. Из влажного плотного песка – можно делать куличики, строить целые замки, мосты и города – играя в них небольшими фигурками. Ребенок учится различать и пользоваться двумя этими состояниями песка.

Ребенок от года до семи лет проходит целую школу обращения с песком – от простого к сложному. Но, порой дети самостоятельно не могут одолеть этот путь, тогда он практически не интересуются играми в песочнице - а это важная для развития летняя забава! Поэтому в этих случаях - только взрослые могут помочь им поверить в свои силы и овладеть в совершенстве навыками «песочного строительства».

Почему полезны игры с песком?

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в определенной форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.

Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Поэтому логопеды так любят рекомендовать игры с сыпучими материалами.

Очень полезно для развития речи:

  • рисовать пальчиками на песке;
  • пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;
  • рыть ямки, погружать руки в песок;
  • искать в песке зарытые мелкие игрушки;
  • лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.
  • насыпать песок в ведерко лопаткой.

Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение.

Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь, строятся замки, башни. Уже давно известно, что игры в песке снимают психическое напряжение у ребенка. Да и, кроме того, малыш учится общаться с ровесниками, формирует теплые отношения с родителями.

Во время игры у ребенка нормализуется эмоциональное состояние, внутренняя гармония, он становиться более понятен самому себе. Также во время игры малыш присваивает себе различные роли, он может быть шоферов, поваром, врачом. А проговаривая вымышленные диалоги или давая просто комментарии, он развивает свою речь.

Игры с песком в детском саду

В песочнице дети всегда пытаются что-то создать. Игры с песком в детском саду могут стать неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Дети в дошкольном возрасте, находясь в детском саду, пытаются найти выход своей творческой энергии, именно поэтому очень часто песком дети рисуют картины: это могут быть картинки на песке или же они будут нарисованы песком на листе бумаги. Творение такое недолговечно, поэтому его можно сфотографировать, чтобы оставить в памяти этот момент.

Можно в песочнице заняться строительством. Очень часто детям не интересно играть с обычными игрушками, например, с машинками, если нет соответствующей обстановки. Поэтому можно предложить построить дорогу для игр с грузовиками и другими машинками – мальчики будут в восторге. Они могут строить извилистые дороги, туннели и другие элементы – это очень творческий процесс. Девочки могут строить из песка замки. В таком замке они смогут поселить свою кукольную принцессу.

В детском саду летом можно организовать и развивающие игры с песком. Например, воспитатель может попросить слепить из влажного песка силуэты различных животных или птиц.

В процессе творческой работы воспитатель даст возможность отдохнуть детям от подвижных игр, кроме этого он сможет увидеть уровень восприятия внешнего мира, который сложился у каждого воспитанника.

Воспитатель может взять пластиковые пластинки для того, чтобы потом дети могли закопать их в песке: если оставить маленькое окошечко, то получится маленький тайничок. Такие игры с песком очень хороши для самых маленьких ребят. Для детей постарше можно придумать другую забаву: на влажном песке оставлять отпечатки рук или ног. Независимо от игр, результат любого творческого процесса можно сфотографировать на память.

Основной целью любых игр с песком – это формирование у детей представлений о том, какие особенности имеет сухой и мокрый песок, какие изменения формы песка бывают в зависимости от того, в какую емкость его положили или насыпали. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается; количество песка можно измерить каким-либо сосудом (чашкой, стаканом) – его может быть мало или много; его можно пересыпать из одного места в другое и сделать это можно ладошками, совком или ложкой.

Когда малыш пересыпает песок из одной емкости в другую или из одного места в другое с помощью совка или просто руками, то он может ощутить и понять свойства и особенности, которые имеет сухой песок. В отличие от сухого, мокрый песок сохраняет форму емкости или предмета, в который его положили, даже если его освободили от этого предмета.

Можно предложить детям определить вес песка одинакового объема, но находящегося в разном физическом состоянии: для этого в две одинаковые емкости следует поместить сухой и мокрый песок, а потом дети должны будут сами определить – в какой емкости песок тяжелее. Мокрый песок можно поместить в несколько емкостей разнообразной формы. После того как формы будут перевернуты, дети увидят такое же количество фигур, которые имеют форму емкостей. Можно предложить детям пересчитать получившиеся формы.

Поскольку песок в сухом виде не сохраняет форму, то подсчитать количества песка, которое соответствует количеству емкостей, не удастся – это можно продемонстрировать детям.

Можно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней и следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). С удовольствием дошкольники играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

Игры с песком – это и возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками – фигурками людей и животных). Старшим детям можно предложить: «Построй сказочный город», «Построй сказочный мир», «Построй город своей мечты». При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой), что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.

Таким образом, игры с песком позволяют:

  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние
  • Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
  • Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности
  • Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию
  • Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
  • Разнообразить способы сотрудничества

Какие инструменты понадобятся ребенку?

Для игры с песком запаситесь песочным инвентарем: ведерками, совочками, лопатками, формочками в виде разных геометрических фигур и всяких цветочков и т.п., ситом, леечкой, подойдут и обыкновенные палочки и дощечки. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные. Не останутся без дела и игрушки, куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. У ребенка должно быть много игрушек, разного содержания, характера и разных материалов.

Песочные игры

«Я пеку, пеку». Первые творения малышей - это, конечно же, куличики . Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Пирожки можно "выпекать" руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками кукол.

Угощения. Детям предлагается сделать «кашу», разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверушек (игрушки резиновые). Затем можно предложить приготовить угощения для членов своей семьи, сделать из песка булочки, пирожки. Для этого понадобятся формочки, чтобы насыпать в них песок и утрамбовать их рукой или совочком.

«Лепим формочки» . Скажите малышу, что куклы, зайчики и мишки хотят красивого печенья. Помогите ему их «испечь». Пусть юный кулинар хорошенько «замесит тесто» ручками. Не забывайте смачивать песок, если он не достаточно влажный. Украсьте «выпечку»: посыпьте сверху сухим песком, прилепите лепестки цветов, сделайте дырочки тонкой палочкой, разрисуйте. Угощение готово! Можно устроить конкурс на самое красивое печенье.

Лепим буквы, цифры, геометрические фигуры. Если у вас есть формочки в виде геометрических фигур, то вы заодно и формы выучите. Разыграйте с ребенком, к примеру, такую игру: в медвежьей семье едят только треугольные печенья, в заячьей - круглые, в кукольной - квадратные, а в собачьей - овальные. Предложите детям накрыть столы для каждой семьи в соответствии с их предпочтениями.

Можно и счету поучиться. Например, мишке мы испечем три куличика, зайке - два, а кукле Вале - четыре. Себе же возьмем по одному. Считайте и сколько вы лепесточков положили для украшения, сколько точек или полосочек нарисовали.

«Что лишнее?» В этой игре вы сами будете лепить куличи. Возьмите две формочки. Одну, например, в виде, киски, а другую - в виде собачки. Сделайте несколько собачек и одну киску. Скажите малышу, чтобы он нашел «гостя». Если ребенок постарше, лепите геометрические фигуры. Пусть среди одинаковых он ищет отличную от всех.

«Большой – маленький». Изучим с помощью игры с песком и понятие величины. Разрежьте несколько пластиковых бутылок (или возьмите разные ведерки). Пусть они будут разными по высоте. Для совсем маленьких ребятишек используйте для начала две формочки из бутылок. Эта игра поможет научить малыша разбираться в таких понятиях, как - большой, маленький, низкий, высокий, больше, меньше, выше, ниже, средний. Когда он научится в них ориентироваться, спрашивайте малыша, где самый большой кулич, а где самый маленький, какой выше, а какой ниже. Из трех разных куличей пусть выберет средний.

Оставляем следы. Предложите детям приложить к песку раскрытую ладошку. Пусть посмотрят, какой на песке остался след. Теперь можно оставить отпечаток на песке босой ножкой. Вот какие разные следы получились!

А теперь посмотрим какие следы оставляют пальчики . Пусть дети аккуратненько, по очереди приложат пальчики к песку. Называйте вместе с ними каждого братца по имени. Обратите внимание, что они все разного роста. Используйте слова «меньше», «больше», «ниже», «выше».

Затем, приложите к песку кулачки. Придумайте вместе с детьми следы каких-нибудь животных и птичек. Фантазируйте, может, вы даже «найдете» следы невиданных доселе животных?

Поиграйте в игру «как ходят животные». Одним пальцем – прыгают зайчики, тремя – бежит собачка, кулаком – слоник. Изобразите свои следы: для сравнения – от маминых ног – большие, малыша – маленькие.

«Роем норки». Возьмите с собой разных пластмассовых зверюшек. Предложите малышу вырыть для них норки. Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Обратите его внимание на то, что кому-то норка нужна длинная, кому-то широкая, а кто-то наоборот будет хорошо чувствовать себя в узкой норе. Домики можно делать и для игрушек - зайчиков, мышек, лисят, медвежат и пр.

Используйте понятия: ниже, выше, уже, шире, короче, длиннее, больше, меньше.

«Прятки, или угадай на ощупь». Насыпьте в ведерко сухого песку и спрячьте в него какую-нибудь игрушку. Ребенок не доложен видеть, кого вы там прячете. Пусть он запустит свою ручку в ведерко и наощупь попробует не только найти игрушку, но и назвать ее.

«Волшебная ладошка». Сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображение Скажите ребенку, что его ладошка - волшебная, в ней спрятано много разных персонажей.

Пусть ребенок приложит к песку свою ладошку и обведет ее прутиком. А теперь нужно внимательно приглядеться. И вот вы уже видите:

  • Петушка-золотого гребешка. Посмотрите-ка: большой палец это шея, а остальные - туловище и его хвост. Нужно только дорисовать голову с гребешком и сапоги со шпорами.
  • Осьминожека. Пальцы - это ноги, только чуть закруглить верх и изобразить голову.
  • Кленовый листок.
  • Лебедя. Нужно сложить четыре пальца вместе, а большой палец будет длинной шеей этой красивой птицы. Останется только, опять же, подрисовать голову.
  • Человечка. Если обвести ладошку и сложенные вместе четыре пальца, а большой чуть отставить в сторону, то, дорисовав вторую руку и голову, вы увидите маленького человечка.

Кого вы увидите еще, подскажет ваша фантазия.

Картины на песке. На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п. Рисование палочкой, пальчиком (от мордашек до букв и цифр). Что будет изображено на вашей картине - зависит от возраста ребенка, площади песочного полотна и от вашей с ним фантазии

«Золотоискатели». Детям предлагается разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать в сито.

Брось камешек. В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.

Песочная черепаха. Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги.

В любом возрасте полезно будет играть с другими детьми. Вместе они могут что-то строить общее или строить каждый свой город.

Игры в машинки (в песке роются «гаражи» и проводятся дороги).

Игры в магазин (куличи являются универсальным продуктом, а в качестве платёжных средств и других продуктов часто используются палочки и листья).

Ролевые игры. В песочнице можно разыграть сказку или вымышленную историю. Пусть куклы или звери ходят в гости друг к другу, делают что-то вместе. Можно разыграть реальные ситуации.

«Секретики». Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры.

«Угадайка». В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.

«Страна слов». На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.

«Сапер». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.

«Мое имя». В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.

«Бусы для мамы».

«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

Сказка "Три медведя"

Цель : учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.

Нам понадобятся : иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.

Ход игры . Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняется в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.

Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.


Гаджеты и различные мобильные устройства имеют огромное влияние на развитие ребенка. С одной стороны, они являются показателем прогрессивного развития общества и совершенствования новейших технологий, общего высокого интелектуального уровня нового поколения людей. Но в то же время неумелое и черезмерное использование таких устройств детьми может привести к негативным последствиям для их физического и умственного развития.

Чем для детей вредны гаджеты

Негативное влияние мобильных устройств на детей заключается в уменьшении двигательной активности. Просиживая долгое время с такими гаджетами, как смартфон, планшет и так далее, ребенок перестает интересоваться более активными видами досуга. Как правило, поза, которую принимает играющий с гаджетом ребенок не является правильной для его осанки, что может привести к искревлению позвоночника. Уменьшается количество физических нагрузок, поэтому мышцы не получающие достаточной двигательной активности, со временем могут атрофироваться, что приведет к крайне негативным явлениям для организма ребенка. Уменьшение физической активности тесно связано с рядом заболеваний, которые приводят к ранней смертности и инвалидности: ожирение, сердечно-сосудистые и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Также негативно сказывается долгое общение с подобными "игрушками" на зрении детей. Длительная концентрация на объекте, находящемся вблизи глаз человека, и отсутствие переодических переключений на более далекие объекты, могут привести к развитию близорукости.

Как правило, мобильные устройства используются для компьютерных игр. К сожалению, некоторые виды игр способствуют развитию агрессивности и неоправданной жестокости в детях и подростках. К тому же они могут привести к развитию игровой зависимости, что сказывается на психическом и эмоциональном развитии детей.

Отсутствие или недостаточное развитие коммуникативных навыков тоже может являться негативным последствем черезмерного использования мобильных устройств. Общаясь с людьми в социальных сетях, имея виртуальных друзей, зависимые от интернета люди часто не имеют устойчивых дружественных связей в реальном мире. Им сложно заводить новые знакомства, завязывать личное общение.

Появляются проблемы с развитием крупной и мелкой моторики. Дети, которые умело справляются с сенсорным экраном, испытывают трудности в выполнении задач, связанных с достаточным уровнем развития навыков письма, рисования, манипулирования различными предметами. Очень часто такие дети имеют плохой почерк, не умеют рисовать, так как сенсорный экран не развивает ловкости рук, не стимулирует развитие мелкомоторных движений.

Благодаря новейшим электронным устройствам у детей появляется дефицит внимания, снижается концентрация на предмете обучения. Многие учителя жалуются на рассеянность внимания учеников. Во многом это может быть связано с появлением большого количества электронных игрушек у молодого поколения. Склонность полагаться на память компьютера и наличие информации в интернете, ученики не обременяют себя задачей запоминать информацию, что ведет к нарушению функций памяти, так как для нормального функционирования ее необходимо тренировать.

Как контролировать использование гаджетов детьми

Решение вопроса рационального использования цифровых устройств - это первостепенная задача родителей в современном мире. Не стоит полагаться на компьютер или планшет, которые обеспечат не скучный досуг ребенка, пока родители заняты своими делами. Необходимо грамотное и контролируемое распоряжение такими гаджетами. Полностью запрещать их применение бесполезно и неэффективно. Тем более что в некоторых случаях они могут быть необходимы для определенной коммуникации, поиска нужной информации и так далее. Но грамотный подход к определению роли цифровой игрушки в жизни ребенка просто необходим. Надо контролировать общение ребенка с мобильными устройствами. Для этого важно:

  • Ограничивать время, проведенное за планшетом или компьютером.
  • Напоминать ребенку о необходимости пауз и разминок, во время длительной работы.
  • Стоит ограничивать доступ в интернет для подростков в вечернее время суток, так как многие из них предпочитают допозна "засиживаться" в интернете, а на утро чувствуют себя не выспавшимися.
  • Нужно контролировать и отслеживать компьютерные игры, в которые играют дети. Оговаривать с ребенком виды игр, на которые осуществлен запрет с вашей стороны.
  • Чаще проводить совместный досуг с детьми. Приобщать их к единому общесемейному

Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора. Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают поэтому вопрос влияния электронных гаджетов на психику ребенка весьма интересен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние электронных гаджетов на детей.

Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора.

Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают поэтому вопрос влияния электронных гаджетов на психику ребенка весьма интересен.

В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.

Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением.

Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.

В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей гиперактивность:

к концентрации на каком-либо занятии;

отсутствие заинтересованности делом;

повышенной рассеянностью.


Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл, трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей.

ПРИЧИНА: По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) – это непосредственно связано с экранным воздействием. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть . Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного игрового пространства. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. Снимают на телефон и выкладывают в интернет!
Родители полагают, что он, так же как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так.

ИНТЕРЕСНЫЙ ПРИМЕР: молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома неумело хлопочет по хозяйству, а ребёнок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» кончается, и ребёнок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном стиральной машины , в котором крутится и мелькает цветное бельё. Ребёнок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор.

Он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание.

Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело.

Первая проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.

Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает«техническая новинка» ) . Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей. Зависимость от гаджетов у детей — серьезная проблема.

Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры - это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! А чего же тогда ожидать от детей?

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык - ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра, в исполнении дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру.

Для компьютерной игры характерны:

  • преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
  • многократный повтор действия для достижения результата;
  • малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
  • попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.

Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу - включу, захочу - выключу» ) , примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.

Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера - никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?

  1. Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что …
  2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована - обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак - «глаза бы мои это не видели» — и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!
  3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже«натренирован» видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется — мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.
  4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка?

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:

  • Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.
  • Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
  • Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.

Как понять, что детской психике причинен ущерб?

Первый ориентир - это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики - это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб.

Чем опасны гаджеты?

1. Планшеты и телефоны провоцируют болезни глаз.

  • Близорукость. Этот недуг возникает, если ребёнок часто и подолгу играет на планшете, а расстояние от устройства до глаз менее 60 см. К тому же маленькие объекты заставляют очень сильно напрягаться глазные мышцы и даже могут спровоцировать их спазм. Поэтому чем меньше устройство, тем оно опаснее для здоровья глаз.
  • Конъюнктивит. Когда ребёнок увлекается, он забывает моргать. Вследствие чего глаза пересыхают, возникает ощущение, как будто в них попал песок. Дети начинают тереть свои глазки не всегда чистыми руками, что и приводит к конъюнктивиту.

2. Чем выше компьютерная зависимость, тем слабее иммунитет.

  • Нарушение осанки влечёт за собой проблемы в формировании костно-мышечного скелета ребенка, а также сбой в его системе кровоснабжения. Кстати, именно поэтому дети могут жаловаться на головную боль. Лучший способ избавиться от неё - получить хорошую физическую нагрузку.
  • Нарушения ритма дыхания. Зачастую компьютерные игры держат детей в таком напряжении, что они забывают дышать. Недостаток кислорода плохо влияет на многие, если не все функции нашего организма.

Как победить детскую зависимость от компьютерных устройств?

Эту зависимость и побеждать не надо, стоит только вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. А маленьким детям не стоит совать в руки планшет только для того, чтобы он перестал капризничать.

У ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их будет много. Например, рисование, конструирование, лепка. Только надо найти такие занятия, которые будут доставлять ему удовольствие.

Необходимо всячески поощрять друзей, которые с удовольствием гоняют на велосипедах, роликах, скейтбордах, играют в футбол, волейбол или другие подвижные игры. Родителям надо обязательно подкидывать своим детям интересные игры и идеи совместного времяпрепровождения.

Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку, чтобы посмотреть, что новенького появилось в социальных сетях. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

Проблема аддикции (зависимости) возникает из-за стремления индивида к уходу от реальности, связанному с изменением психического состояния.

Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важные для себя проблемы (например, бытовые, социальные) , но и останавливается на своем личностном развитии. Сейчас много сообщается о разрушающем воздействии телевидения, специфических интернет-технологий на детей. Детские психиатры и психологи указывают на обострение проблемы развития зависимости детей от телевидения и компьютеров в 21 веке, в связи с чем, актуальней становится разработка мероприятий по профилактике аддиктивного поведения, связанного с негативным воздействием средств массовой информации на подрастающее поколение.

Интернет-зависимость - явление многоликое и чрезвычайно сложное. Пагубные привычки быстро перерастают в болезненные состояния психики, аффективный компонент поведения. Ситуация осложняется ещё и тем, что зачастую дети с подобными трудностями имеют нарушения не в одной, а в нескольких сферах, и выявление характера нарушений требует специальных исследований.

Практические психологи выделяют три основные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у интернет-зависимых детей:

  • наличие постоянной потребности в компьютерной игре и одновременно с этим невозможность полного удовлетворения данной потребности
  • субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости

Неадекватное отношение к себе в результате несоответствия «я - реального» и «я - виртуального» .

Мы видим, что представленный комплекс нарушений весьма сложен. Поэтому реабилитация поведения таких детей должна начинаться, прежде всего, с коррекции психической патологии. Основной подход - комплексный. Он осуществляется путем целенаправленного применения психолого-педагогических средств и приемов с непременным использованием прикладных медицинских знаний. Оздоровление детей дополняется воспитанием, которое растворяется в лечении психолого-педагогическими методами воздействия, а работа врача, психолога и педагога объединяется здесь в одно целое.

Успешное осуществление реабилитации таких детей в значительной мере зависит от качества связей и отношений, в которые включаются дети вместе со взрослыми. И только в такой детско-взрослой общности, где связи и отношения находятся в гармонии, происходит восстановление полноценной жизни человека.

Рассчитывать на педагогический эффект можно только в том случае, если в полной мере будет реализован принцип системности и последовательности в реабилитации и воспитании. Необходимы не отдельные средства, а система средств, разработанная сообразно целям педагогической деятельности. Вот некоторые педагогические установки реабилитации поведения:

  1. В основе гармоничных и прочных отношений всегда лежит доверие. Педагог вызывает это чувство, если никогда не злоупотребляет чувствами ребенка, сознательно не причиняет ему боль. Ребёнок в этом случае может свободно выражать свои чувства и быть самим собой.
  2. Любовь составляет важнейшую сторону межличностных отношений. А для ребенка очень важно знать, что его любят. В любви реализуется его представления о ценностях жизни. Конечно, любить каждого ребенка - сложно. Но надо хотя бы постараться принять его со всеми недостатками, пороками. От того, примем мы его душой или нет, зависит и то, примет ли он нас, а значит, и наши воспитательные воздействия. От нашего принятия детей зависит и их принятие друг друга. Поэтому принять душой любого ребенка для успеха воспитания необходимо.
  3. Забота о ребёнке - физический уход, создание психологического комфорта - защищает его от невзгод жизни и готовит к мудрому восприятию проблем, встающих на жизненном пути, к разумному их решению, создаёт условия для созревания и восстановления сил. Отсутствие заботы приводит к асоциальности ребёнка, к искажённым представлениям о способах совместной жизнедеятельности людей. Взрослый должен защищать человека в каждом ребёнке.

Делая вывод по всему вышесказанному, хочется отметить, что запрещать своим детям пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители контролировали время, которое ребенок проводит с компьютером или планшетом. И не забывали, что нельзя подменять реальное общение с крохой никакими новомодными устройствами.



Загрузка...