sonyps4.ru

Лекция переход от индустриального к информационному обществу. Переход к информационному обществу

Вариант № 124402

Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

При переходе от индустриального к информационному обществу

1) происходит замена ручного труда машинным

2) возрастает значение науки и образования

3) увеличивается роль аграрно-сырьевого сектора

4) формируется демократическое государство

Ответ:

Относительная истина представляет собой знание

1) недостоверное

2) ложное, ошибочное

3) достоверное, но неполное

4) разделяемое большинством

Ответ:

Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразовательной

Ответ:

Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

В пе­ри­од пика де­ло­вой активности

1) циклическая без­ра­бо­ти­ца высокая

2) структурная без­ра­бо­ти­ца высокая

3) инфляция высокая

4) инфляция низкая

Ответ:

В стране А. уголь перестал использоваться в энергетической отрасли. Закрылось большинство шахт, шахтёры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране А.?

1) циклическая

2) структурная

3) фрикционная

4) сезонная

Ответ:

Субъектом налогообложения является

1) доход фирмы

2) юридическое лицо

3) имущество предприятия

4) гектар земли

Ответ:

На рисунке отражены изменения спроса на легковые автомобили на соответствующем рынке (линия спроса D переместилась в новое положение Dl). (P - цена товара, Q - количество товара.)

Это перемещение связано, в первую очередь, с

1) совершенствованием технологии производства автомобилей

2) уменьшением издержек произ водителей автомобилей

3) увеличением объёма услуг обще ственного транспорта

4) увеличением доходов населения

Ответ:

Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Повышение зарплаты не может вызвать рост инфляции.

Б. Рост предложения товаров не может вызвать рост инфляции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Ответ:

В стра­не Z кре­стья­не и го­род­ская беднота огра­ни­че­ны в до­сту­пе к ка­че­ствен­но­му образованию и здравоохранению. В дан­ном факте отражается

1) социальная мобильность

2) социальное неравенство

3) социальная структура

4) социальный контроль

Ответ:

В последние десятилетия демографическая ситуация в Z вызывает большую озабоченность властей. Регулярно проводятся статистические исследования различных демографических аспектов, в том числе и возрастно-полового состава трудоспособного населения. Данные одного из исследований представлены в диаграмме.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Число мужчин трудоспособного возраста в 2000 году больше, чем в 1990, 1993 и 1996 годах.

2) Число женщин трудоспособного возраста снижается из года в год.

3) Количество мужчин трудоспособного возраста растет быстрее, чем женщин.

4) Количество мужчин трудоспособного возраста растет медленнее, чем женщин.

Ответ:

Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

А. Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную стадию развития.

Б. Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе социальных групп к дефицитным ресурсам общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

В коммуникативный компонент политической системы входят

1) политические партии и движения

2) отношения гражданских институтов и государственных органов

3) политические идеи и доктрины

4) способы политического участия граждан

Ответ:

Основной смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы

1) оказать поддержку кандидатам на выборные должности

2) дать возможность избирателям познакомиться с программами претендентов

3) активизировать политическую жизнь в стране

4) помочь партиям накопить опыт политической борьбы

Ответ:

Каждые 5 лет в стране Z проходят парламентские выборы. Места в парламенте получают партии, набравшие больше 9% голосов, а победителем признаётся партия или блок партий, набравшие большинство голосов избирателей. Какой из приведённых ниже признаков характерен для избирательной системы такого типа?

1) В парламенте представлены все официально зарегистрированные политические партии.

2) Количество депутатских мандатов определяется процентом голосов, набранных партией на выборах.

4) В стране для выдвижения кандидатов и проведения выборов создаются одномандатные округа.

Ответ:

Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. При пропорциональной системе от каждого избирательного округа избирается только один кандидат.

Б. При мажоритарной системе абсолютное большинство голосов набирает тот кандидат, за которого проголосовали не менее 50% + 1 избиратель.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Какое из правонарушений является административным?

1) сбор подписей избирателей в запрещенном месте

2) хищение имущества, принадлежащего преступнику

3) фальсификация итогов избирательной кампании

4) публикация статьи, порочащей честь гражданина

Ответ:

Военные преступления и преступления против человечества в соответствии с нормами международного права

1) имеют срок давности 5 лет

2) имеют срок давности 10 лет

3) имеют срок давности 20 лет

4) не имеют срока давности

Ответ:

Граждане иностранного государства выполняли строительные работы на даче предпринимателя. Участковый инспектор, проверив их документы, обнаружил, что у них отсутствуют документы, позволяющие им пребывать на территории РФ. К какому виду административной ответственности будут привлечены граждане иностранного государства?

2) конфискации орудий труда

3) выдворению за пределы РФ

4) дисквалификации

Ответ:

Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право налагает запрет на использование некоторых видов оружия, например, противопехотных мин и кумулятивных снарядов.

Б. Международное гуманитарное право запрещает применение к захваченным в плен военнослужащим физических пыток и унижающих личность мер воздействия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

Ответ:

Ниже при­ве­ден ряд характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем одной, от­но­сят­ся к по­ня­тию «государственный аппарат».

Система органов, власт­ные полномочия, долж­ност­ные лица, пред­ста­ви­тель­ная демократия, компетенция, исполнительно-распорядительные органы, ор­га­ны охра­ны об­ще­ствен­но­го порядка.

Найдите и ука­жи­те характеристику, от­но­ся­щу­ю­ся к дру­го­му понятию.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между ос­нов­ны­ми функциями и пра­во­охра­ни­тель­ны­ми органами вла­сти Российской Федерации, ко­то­рые их исполняют.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

Ответ:

Прочитайте при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но определённой буквой.

(А)Элитарное или «высокое» ис­кус­ство се­год­ня на­хо­дит­ся в упадке. (Б)Упали ти­ра­жи ли­те­ра­тур­ной классики. (В)Современные ком­по­зи­то­ры редко со­зда­ют опер­ные произведения. (Г)Все это самым гу­би­тель­ным об­ра­зом от­ра­жа­ет­ся на эс­те­ти­че­ских вку­сах и при­стра­сти­ях публики.

Определите, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фактический характер

2) характер оце­ноч­ных суждений

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1) знание 2) общество 3) группа
4) позиция 5) отношение 6) норма
7) закономерность 8) поведение 9) экономика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Ответ:

Выберите из предложенного признаки правового государства. Ответ запишите цифрами без запятых и пробелов.

1) наличие системы налогов и сборов

2) разделение и независимость ветвей власти

3) система сдержек и противовесов ветвей власти

4) верховенство закона, его равное действие для всех

5) разветвленная система правоохранительных органов

6) соотношение национальной валюты с валютами других стран

Ответ:

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Ответ:



Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. 

Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.

(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. 

Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. 

Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.

(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

С9.1 Политология: «Истина далеко не всегда принадлежит большинству. Но меньшинству она принадлежит еще реже». (С. Довлатов)

С9.2 Политология: «Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы». (В. Швебель)

С9.3 Политология: «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замеча¬ют их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает». (Лao-Цзы)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Во время работы следует быть предельно внимательным.

Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.
Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.
Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей.
Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.

Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте.
Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.
Плечи при работе должны быть расслаблены, локти - слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

Правильная посадка

Самое главное

1. При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.

2. Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.

Плакат «Техника безопасности»

От индустриального общества - к информационному

Изучив эту тему, вы узнаете:

Как информационные революции влияют на развитие цивилизации;
- каковы характерные черты индустриального общества;
- что такое информационное общество;
- в чем суть информатизации общества.

О роли и значении информационных революций

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их  следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно нового (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.

Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно- управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенствованию принципов их работы и элементной базы, то есть составляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров (табл. 1.1).

Как видно из таблицы, появление нового типа ЭВМ определялось изобретением новой элементной базы. С позиций информатики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ четвертого поколения - персонального компьютера, позволяющего решать проблему хранения и передачи информации на качественно новом уровне.

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация к началу XXI столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одной фазы к другой. 

Таблица 1.1. Поколения компьютеров


Характеристика индустриального общества

Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному обществу, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и землевладения.

Переход к индустриальному обществу происходил достаточно интенсивно, практически одновременно во многих странах мира, и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX века. Важнейшую роль в подготовке этой революции сыграли успехи естествознания конца XIX - начала XX века. Как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относительности и квантовой механики. Огромное практическое влияние на развитие промышленности оказало изобретение электричества и радио. Вторая промышленная революция, часто называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии производства. Вскоре этот процесс распространился и на другие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта.

Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет.

Как правило, промышленность подразделяется на две отрасли - добывающую и обрабатывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потребления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, то есть внедрение в производство последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. Этот процесс получил название инновационного.

Индустриальное общество - это общество, определяемое уровнемразвития промышленности и ее технической базы.

Критерием оценки уровня развития индустриального общества служит не только уровень развития промышленного производства. Должен также учитываться объем производимых товаров массового и длительного потребления: автомобилей, холодильников, телевизоров, стиральных машин и т. п.

Характеристика информационного общества

Еще с овсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство не материального, а информационного продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными электронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в информационное

На сегодняшний день в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного процесса перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называется информатизацией. Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим переход от аграрного общества к индустриальному.

Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, используемую в законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятом Государственной думой 25 января 1995 года.

Информатизация - это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необ ходимой информации.

Сейчас в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим еще предстоит долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и множество других факторов.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней схожести эти понятия имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы - компьютеров, обеспечивающих накопление информации и оперативное получение результатов ее переработки.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация - это не дань моде, а закономерный процесс развития общества на новой стадии, где основой всех процессов являются информация и знания. Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы человеческого общества, изменяет условия жизни и культуру людей. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Процесс информатизации общества является базовой составляющей пятой информационной революции. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Выделите основные характеристики каждой информационной революции.

2. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития индустриального общества.

3. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития информационного общества.

4. Сопоставьте уровни развития нескольких стран и сделайте вывод относительно их принадлежности к фазам развития человеческого общества.

5. Приведите примеры, которые отражают процесс информатизации.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Имеется ли связь между промышленными и информационными революциями?

6. Как вы представляете информационное общество?

7. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

8. В чем состоит суть процесса информатизации?

9. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?

10. Что определяет пятую информационную революцию?

Издание: Информатика. 10–11 класс

Введение

Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии - как средство повышения производительности и эффективности труда.

О будущем нашей цивилизации любят помечтать дети и взрослые, рабочие и ученые, писатели и представители точных наук. Несомненно одно - информация и все, что с ней связано, будет играть решающую роль во всех жизненных сферах. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции.

В этом учебнике вы познакомитесь с общей картиной информационных процессов, происходящих в современном обществе. Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм - вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.

Задача данного учебника состоит в том, чтобы дать вам возможность закрепить уже полученные и приобрести новые пользовательские навыки работы на персональном компьютере в наиболее популярных на сегодняшний день программных средах. Умение свободно работать на персональном компьютере является важнейшей составляющей современной информационной культуры.

Кроме того, содержание учебника должно помочь вам реализовать свои творческие возможности. Если вы имеете склонность к сочинительству, то учебник предоставляет прекрасную возможность научиться красиво оформлять и иллюстрировать вашу работу в программных средах Word и PageMaker. Кто-то мечтает попробовать себя в роли режиссера, художника, сценариста, звукорежиссера. Изучив среды PowerPoint и Access, вы всегда сможете воплотить любой свой замысел, создавая видеоклип или мультимедийный продукт. Кто-то другой готовит себя в менеджеры. В этом случае вам необходимо внимательно изучить раздел, в котором рассказывается о делопроизводстве. В этой книге каждый сможет найти что-то полезное для себя.

Успехов вам! Надеемся, что информатика поможет вам в выборе жизненного пути!

РАЗДЕЛ 1

КУЛЬТУРА. ИНФОРМАЦИЯ. ОБЩЕСТВО

Тема 1.1 От индустриального общества к информационному
Тема 1.2 Представление об информационной системе
Тема 1.3 Представление об информационной технологии
Тема 1.4 Информатика в жизни общества

В этом разделе излагаются общие вопросы, связанные с осмыслением роли и значения информации в развитии нашего общества в конце XX века.

Вы узнаете о причинах, которые привели к переходу нашей цивилизации от индустриальной фазы развития к информационной. Процесс этот не стихийный, он обусловлен необходимостью обработки информации, захлестнувшей нас в последние годы. Даже традиционная продукция становится все более емкой в информационном отношении, поскольку в ее разработке все больше места уделяется информационной технологии. Чтобы успешно конкурировать на рынке с другими аналогичными продуктами, необходимо постоянно следить за мировыми тенденциями развития в данной отрасли, быть в курсе всех новейших идей, проектов, публикаций.

В каждой стране разработан комплекс мер, направленных на обеспечение своевременного получения достоверной информации и ее обработки. Чем выше уровень развития страны, тем более интенсивно проходит этот процесс, получивший название «информатизация». Его конечной целью является формирование общества, в котором живут и работают информационно грамотные люди, умело использующие компьютерные системы и технологии. Если вы не будете обладать необходимым уровнем информационной культуры, то жить в информационном обществе будет нелегко.

Не следует думать, что информационная культура приобретается спонтанно и для этого не нужно прилагать собственных усилий. Работа с информацией сегодня требует, чтобы человек свободно владел компьютерными технологиями, знал разные методы обработки информации на компьютере, умел правильно формализовать задачи, свободно работал в среде информационных систем.

Формирование информационной культуры происходит в рамках дисциплины «информатика». Вы узнаете об ее основных целях и задачах, о причинах возникновения, поймете, почему эта молодая область знаний призвана сыграть решающую роль в деле формирования общества нового типа.

ТЕМА 1.1

От индустриального общества - к информационному

Изучив эту тему, вы узнаете:

  • что означают понятия «информация», «данные», «информационные процессы»;
  • как информационные революции влияют на развитие цивилизации;
  • каковы характерные черты индустриального общества;
  • что такое информационное общество;
  • в чем суть информатизации общества.

    Понятие информации и информационных процессов

    Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С рационалистических позиций информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Сообщение - это форма представления каких-либо сведений в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т. п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

    Информация - сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

    Информатика рассматривает информацию как совокупность концептуально связанных между собой сведений, уменьшающих меру неопределенности знаний об окружающем мире. Наряду с понятием «информация» в информатике часто употребляется понятие «данные». Покажем, в чем их различие.

    Данные - это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию. Исходя из этого, можно определить информацию как «используемые данные».

    Рассмотрим пример. Предположим, вы решили сложную задачу, заданную на дом. Придя в школу, вы встречаете своего одноклассника, который не смог решить эту задачу и просит вас показать ему решение. Все, что вы ему расскажете (логика решения, вычисление, ответ), будет воспринято им как информация, способствующая повышению уровня его компетентности. Напротив, если вы изложите те же сведения другому однокласснику, решившему эту задачу и получившему такой же ответ, то для него ваше сообщение не будет являться информацией, так как ничего нового для себя он здесь не найдет.

    Другой пример. Предположим, у вас дома постоянно работает радио. Обратите внимание на то, как вы воспринимаете передаваемые по нему сведения. Далеко не все служит для вас информацией. Это зависит от вашего интереса к тому или иному сообщению. Только в том случае, когда некое сообщение принесло вам что-то новое, можно говорить о получении информации. В остальных случаях сообщение сводится к простому набору данных.

    Информация несет человеку новые знания об объектах, процессах, явлениях. Процесс обработки информации очень сложен и зависит от множества факторов как объективного, так и субъективного характера. На протяжении всей своей жизни человек постоянно участвует во всевозможных информационных процессах.

    Информационный процесс - процесс, в результате которого осуществляется прием, передача (обмен), преобразование и использование информации.

    С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые в разной степени преобразуют окружающий мир.

    Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе, но и в растительном мире. Почему осенью опадают листья и вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава, цветы? Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года? Это тоже результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды (температуру, влажность, время суток) и соответствующим образом реагирует на них.

    Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире, представители которого воспринимают информацию головным и спинным мозгом. Степень развития мозга определяет реакцию животного на поступающие сообщения. Так для собаки и ежа, которые живут в одной квартире, одно и то же событие может нести разную информацию. Например, звонок в дверь сообщает собаке о появлении человека, тогда как для ежа он неимеет никакого значения. Зато прикосновение к иголкам ежа служит для него сигналом опасности, и он сворачивается в шар. Собака реагирует на прикосновение совсем иначе.

    Но не будем излишне увлекаться примерами. Ясно одно - в человеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает великое множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями. Это то, что отличает живую природу от неживой, у которой отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов внешней и внутренней среды. Здесь изменения могут происходить только в результате физического или химического воздействия, а не информационного процесса.

    С середины ХХ века интенсивность информационных процессов существенно увеличилась. Лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, уже не воспринимается в полном объеме; ориентироваться в нем становится все труднее и труднее. Подчас оказывается проще заново создать какой-либо продукт, нежели разыскивать аналог, сделанный ранее. Встречным процессом является постоянное обновление и совершенствование способов, помогающих человеку воспринимать, преобразовывать, хранить и использовать информацию.

    О роли и значении информационных революций

    На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но также обобщенных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции.

    Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный и количественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление средств и методов накопления информации.

    Вторая информационная революция (середина XVI века) связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации, тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции cделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.

    Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

    Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех узлов, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) и т. д.

    Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов электронно-вычислительной машины (ЭВМ). Дальнейшие работы по совершенствованию ее элементной базы, т. е. частей, ее составляющих, обусловили появление микропроцессорных технологий, а затем и персонального компьютера. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области вычислительной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров.

    1-е поколение (с середины 40-х годов). Элементная база - электронные лампы. ЭВМ отличаются большими габаритами, большим потреблением энергии, малой скоростью действия, низкой надежностью, программирование ведется в кодах.

    2-е поколение (с конца 50-х годов). Элементная база - полупроводниковые элементы. По сравнению с ЭВМ предыдущего поколения улучшены все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

    3-е поколение (с середины 60-х годов). Элементная база - интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

    4-е поколение (с конца 70-х годов по настоящее время). Элементная база - микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшены технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития - мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью; создание дешевых микроЭВМ. Опытные разработки интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, распределенная обработка данных, повсеместное использование компьютерных информационных технологий. Таким образом, появление нового типа ЭВМ было обусловлено изобретением новой элементной базы. С позиций информатики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ 4-го поколения - персонального компьютера, с успехом позволяющего решать проблему хранения и передачи информации на качественно новом уровне. Информационная революция, произошедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация в конце XX столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной. Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одного к другому.

    Характеристика индустриального общества

    Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и землевладения.

    Переход к индустриальному обществу протекал одновременно во многих странах мира и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX столетия. Важнейшую роль в подготовке этой революции сыграли успехи естествознания конца XIX - начала XX века: как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории. Огромное практическое влияние оказало на развитие промышленности изобретение электричества и радио.

    Вторая промышленная революция, часто называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии производства. Вскоре этот процесс распространился и на другие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование. Постепенно менялся быт людей.

    Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет. Как правило, промышленность подразделяется на две отрасли - добывающую и обрабатывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потребления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, т. е. внедрение последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. В последнее время этот процесс получил название инновационного.

    Индустриальное общество - общество, определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой.

    Характеристика информационного общества

    Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

    В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов все в большей степени будет зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что, прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и наконец выдвижению наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что подчас не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

    В информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информационно емким», и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

    В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе интеллект и знания - это средство и продукт производства, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

    Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

    Информационное общество - общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

    В конце XX века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена, главным образом, на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

    Информатизация как процесс преобразования индустриального общества

    На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называется информатизацией. Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим переход от аграрного общества к индустриальному.

    Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, данную в законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятого Государственной Думой 25 января 1995 года.

    Информатизация - процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

    Сегодня в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим предстоит еще долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести: экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и еще множество других факторов.

    Информатизация общества является одной из закономерных примет современного социального прогресса. Сегодня термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

    При компьютеризации общества основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы - компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

    При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

    Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технические средства, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

    Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

    Контрольные вопросы

    1. Как различаются понятия «информация» и «данные»?

    2. Что такое информационный процесс? Приведите примеры.

    3. В каких областях деятельности человека преобладают информационные процессы?

    4. В чем сущность информационных революций? Неизбежны ли они?

    5. Чем были обусловлены информационные революции?

    6. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите это с информационной революцией.

    7. Что определяет развитие индустриального общества?

    8. Имеется ли связь между промышленными революциями и информационными?

    9. Как вы представляете информационное общество?

    10. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

    11. Что такое информатизация общества?

    12. В чем различие процессов компьютеризации и информатизации?

  • От индустриального общества к информационному 04.12.2015


    Изучив эту тему, вы узнаете: Каковы характерные черты индустриального общества; Что такое информационное общество; В чем суть информатизации общества


    Индустриальное общество Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землевладения и землепользования


    Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет.


    В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, т.е. внедрение последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. В последнее время этот процесс получил название инновационного. Индустриальное общество – общество, определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой


    Информационное общество В информационном обществе интеллект и знания – это средство и продукт производства, что, в свою очередь приведет к увеличению доли умственного труда. Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи


    В информационном обществе движущей силой развития должно стать производство информационного, а не материального продукта Информационное общество – общество, в котором большинство трудовых ресурсов заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией


    Информатизация общества


    На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска выхода из сложившейся ситуации.


    Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс называется информатизацией.


    Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», принятый Государственной Думой 25 января 1995 года


    Сегодня термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.


    При компьютеризации общества особое внимание уделяется внедрению и развитию технической базы – компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.


    Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.



    Загрузка...