sonyps4.ru

Консультация «Роль ИКТ в театральной деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий на различных этапах работы над спектаклем

Елена Шевченко
Консультация «Роль ИКТ в театральной деятельности»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий,

обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу распространение, раскрытие) .

К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные

технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,

соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие

способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического

изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет

специалистам создавать для детей новые средства деятельности , которые принципиально отличаются от

всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к

дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого

– заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные

технологии.

Специфические особенности информационных технологий могут позволить оценить их роль и в

развитии творческих способностей детей в . Во-первых,

информационные технологии позволят дополнить содержание и методику работы по театрализованной

деятельности , увеличат возможность обогащения и систематизации чувственного опыта воспитанников.

Особенно в тех случаях, когда в реальной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К

примеру, демонстрация игры актеров, выразительных приемов передачи особенностей роли.

Во-вторых, уровень наглядности значительно выше, чем в пособиях с печатной основой. Причем

наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового

сопровождения, видеофрагментов.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций : образовательную,

развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний,

умений и навыков.

В результате работы педагога с использованием информационных технологий усиливается

развивающий эффект обучения : формирование у детей качественных характеристик восприятия,

воображения, внимания, памяти и мышления.

Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что

способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы.

Используя информационные технологии в театрализованной деятельности , я предполагаю

реализацию следующих целей : во-первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки

основным средствам обучения. Во-вторых, формирование общей культуры, эрудиции старших

дошкольников. В-третьих, развитие и углубление интереса воспитанников к театрализованной

деятельности .

Театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных

пособий, приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге и

способствует повышению уровня развития творческих способностей детей.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет выразительное чтение

сказки. Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень

театрализованной деятельности . В этом в большой степени могут помочь информационно-

коммуникационные технологии : например, прослушивание сказки, которую читает профессиональный

литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой

и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка. Здесь опять на помощь могут

прийти информационно-коммуникационные технологии.

· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

· игры-драматизации;

· упражнения для социально-эмоционального развития детей;

· упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

· упражнения на развитие детской пластики;

· пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного

кукловождения;

· упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

· театральные этюды ;

· подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

На этой основе был разработан перспективный план работы с детьми старшей группы на кружке

«В гостях у сказки» на 2010-2011 учебный год (Приложение №1) .

Данное планирование обеспечивает :

1. Комплексный подход к организации общеобразовательного процесса;

2. Высокий уровень развития театрализованных знаний и умений ;

3. Создание условий для развития творческих проявлений детей;

4. Оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.

Система работы по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности с

применением ИКТ строилась в соответствии со следующими принципами :

1. Принцип психологической комфортности – создание условий, в которой дети чувствуют себя

«как дома» , снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение

радости, получение удовольствия от самой деятельности .

2. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало,

приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности .

3. Принцип целостного представления о мире – формирование научной картины мира, личностном

отношении ребёнка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности .

4. Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.

5. Принцип минимакса – учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им

продвижения вперёд своим темпом. В перспективном планировании включена работа над

формированием эмоциональной выразительной речи детей, развитием мимики, жестов.

Практическая часть

В научно-образовательной среде тема информационного сопровождения приобретает всё большую популярность. Однако при подробном рассмотрении теоретики и практики нередко используют слово «коммуникация» и производные от него, из-за чего понятие «коммуникационное сопровождение» становится синонимом понятия «информационное сопровождение». По словам И.Е. Минтусова это современная тенденция: «главным словом стало слово «коммуникация», а главной задачей - построение эффективных коммуникаций с потребителями» . И.М. Дзялошинский приводит типичные заголовки СМИ: «Коммуникационное агентство АГТ организовало информационное сопровождение встречи в Пекине экспертов по сотрудничеству в области образования» и «Panasonic Russia заключило контракт на коммуникационное сопровождение деятельности компании…» .

Многообразие взглядов и подходов объяснимо - каждый исходит из собственной исследовательской парадигмы. Неоднозначность определений - это объективная составляющая процесса познания и развития науки, и это необходимо учитывать. Тем не менее, подобная терминологическая эклектичность затрудняет понимание сущности и содержания понятий, необходимость дефиниции очевидна. И шаги в этом направлении предпринимаются. Так, М.И. Дзялошинская напрямую ставит вопрос о различиях между непосредственно «информационным сопровождением» и «информационно-коммуникационным». На её взгляд коммуникационная составляющая является необходимым условием информационного сопровождения и играет важную роль при работе с аудиторией. По словам исследователя, разница между двумя понятиями состоит в том, что «тот, кто занимается информированием, стремится управлять действиями людей. А тот, кто организует коммуникацию, стремится создать человеческую общность, коллектив, команду единомышленников» .

Мы придерживаемся мнения о том, что одно из наиболее полных и актуальных определений понятия «информационное сопровождение» на сегодняшний день дано Н.В. Лазуренко. Исследователь считает, что информационное сопровождение «представляет собой распространение информации о целях и мероприятиях с использованием различных средств, обращённое к кругу заинтересованных лиц» и включает, помимо прочего, подготовку и проведение пресс-мероприятий (пресс-туры, пресс-ланчи, пресс-конференции и брифинги и т.д.) и информационную кампанию в социальных сетях. Согласно данному мнению информационное сопровождение подразумевает как субъект-объектную, так и субъект-субъектную парадигму информационного взаимодействия. Ведь в его рамках возможно как одностороннее предоставление сведений, так и диалог, совместные действия, обмен информацией. В то время как «коммуникационное сопровождение» по значению своих составляющих предполагает лишь равное, взаимовыгодное взаимодействие, т.к. «суть коммуникации - установление общности с другими людьми» . О том, что совместное наличие фактов передачи и приёма информации (сообщения) является обязательным атрибутом коммуникации говорит и Д.П. Гавра .

Наличие обратной связи, коммуникации сегодня зачастую становится ключевым требованием при проведении информационного сопровождения - оно позволяет оценивать эффективность работы, отслеживать искажения информации, нарушение работы каналов передачи. Даже сама возможность диалога уже усиливает информационное сопровождение. Так, по мнению И.Ф. Есиповой исходя из специфики открытого общества, всё большее значение приобретают «демократические коммуникации» (ориентированные на обратную связь), т.к. в их основе лежит убеждение, а именно оно становится приоритетом при формировании определённого мнения общественности. В этом преимущество такого вида коммуникации в отличие от прямой односторонней связи, в основе которой лежит приказ .

К тому же, по словам Н.А. Мельниковой, коммуникационное сопровождение не просто обеспечивает информирование общества, но и мотивирует его к действиям определённого рода . То есть ответом на коммуникацию может быть не простая передача информации, а реальное, материальное действие. Например, приобретение продукции коммерческого предприятия или заказ выполнения коммерческих услуг. А ведь именно на это, в конечном счёте, зачастую рассчитывают владельцы таких предприятий, создавая службу, занимающуюся связями со СМИ. Организация стремится инициировать информационные потоки и управлять ими, чтобы сообщить аудитории о своём рыночном предложении и убедить её в его ценности и преимуществах по сравнению с предложениями конкурентов .

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что коммуникационное сопровождение может являться частью информационного, быть включённым в него. И без него в наш информационный век вряд ли можно обойтись. Однако часть не может быть равнозначна целому, поэтому не стоит приравнивать информационное сопровождение к коммуникационному.

Список использованной литературы:

1. Минтусов И.Е. Актуальные тренды, социальные коммуникации // Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе: материалы II Международной научно-практической конференции (18-21 апреля 2011 г.) / ред.-сост. М.И. Дзялошинская; Акад. труда и соц. отношений. - М.: ИД «АТИСО», 2011. - С. 71-74

2. Дзялошинский И. М. Коммуникационное сопровождение versus PR? // Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе: материалы I Международной научно-практической конференции / ред.-сост. М.И. Дзялошинская; Акад. труда и соц. отношений. - М.: ИД «АТИСО», 2010. - С. 164-174

3. Дзялошинская М.И. Аудитория в системе информационного сопровождения социальных проектов, или семь вопросов о том, как нам обустроить социальный диалог // Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе: материалы II Международной научно-практической конференции (18-21 апреля 2011 г.) / ред.-сост. М.И. Дзялошинская; Акад. труда и соц. отношений. - М.: ИД «АТИСО», 2011. - С. 28-39

4. Лазуренко Н. В., Подпоринова Н. В. Информационное сопровождение семейной политики в муниципальном образовании // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения, 2014. - №10. - С.124-126.

5. Гавра Д. П. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции [Сайт]. URL: http://jarki.ru/wpress/2010/02/28/937/4/ (дата обращения: 15.10.2015)

6. Есипова И.Ф. Формирование и развитие информационного сопровождения деятельности государственных ведомств (на примере Минэнерго России) // Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе: материалы II Международной научно-практической конференции (18-21 апреля 2011 г.) / ред.-сост. М.И. Дзялошинская; Акад. труда и соц. отношений. - М.: ИД «АТИСО», 2011. - С. 71-74

7. Мельникова Н. А. Специфика выбора каналов коммуникации при реализации социального проекта // Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе: материалы II Международной научно-практической конференции (18-21 апреля 2011 г.) / ред.-сост. М. И. Дзялошинская; Акад. труда и соц. отношений. - М.: ИД «АТИСО», 2011. - С. 71-74

8. Подборонов К. Ю. Информационное сопровождение бизнес проектов [Сайт]. URL: http://fpp.hse.ru/data/2013/05/20/1298288286/Podboronov_diplom.docx (дата обращения: 15.10.2015)

Статья была подготовлена как часть выпускной квалификационной работы магистранта журфака НИУ БелГУ, 2013-2016 годы .

Дёменко А.Ю. Сопровождение - информационное или коммуникационное? // Сборник материалов Интернет-конференции «Стратегические коммуникации в современном мире: от теоретических знаний к практическим навыкам». Саратов, СГУ, 26-30 октября 2015 г. - URL:



Загрузка...