sonyps4.ru

Hd 4870 энергопотребление. Игровые тесты: S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Всего пару недель тому назад в мире nVidia всё было тихо и спокойно. Крупнейший производитель видеокарт только что выпустил новые модели GeForce GTX 260 и 280 , которые, несмотря на задержку в шесть месяцев, дальше продвинули унифицированную архитектуру, введённую с GeForce 8, до самых пределов 65-нм техпроцесса с гигантским количеством транзисторов. Производительность по сравнению с предыдущим (теперь уже старым) поколением видеокарт не особо впечатляла (прирост 59% в среднем относительно 9800 GTX), но появление приложений CUDA стало интересным шагом вперёд, да и реального конкурента у nVidia не было. Между тем AMD, казалось, всё больше разочаровывалась в графическом подразделении, которое было не способно конкурировать на high-end сегменте рынка, как когда-то, а существующие high-end видеокарты быстро устаревали. Затем последовал громкий выпуск видеокарты Radeon HD 4850 , которая появилась в тестовых лабораториях раньше анонса, а розничная цена была заявлена на уровне $199.

Да, в лагере AMD случилось чудо. Производительность Radeon HD 4850 удивила всех, включая nVidia. Несмотря на поспешный выпуск видеокарты GeForce 9800 GTX+, которая не появится в розничных каналах раньше середины июля, nVidia всё равно не могла получить такое же великолепное соотношение цена/производительность, как у новинки Radeon, что мы уже демонстрировали в тестах Radeon HD 4850 . Обычно маркетинговые доводы, такие как оптимизация эффективности и выход годных кристаллов, всегда звучавшие неубедительно, получили новое значение, учитывая результаты тестов Radeon HD 4850. Новинка пробудила надежды на ещё более высокую производительность в будущем. Получив (наверное, даже к собственному удивлению) хорошую возможность увеличить число потоковых процессоров с 320 до 800, несмотря на 43% повышение числа транзисторов и прежний техпроцесс, AMD решила не оставаться "на дне", и к лучшему. Был объявлен GPU Radeon HD 4870, основанный на такой же архитектуре, но обеспечивающий более высокую производительность (понятно, что по большей цене), однако появлялся он в тестовых лабораториях весьма неспешно, да и не всё было понятно до последнего момента. По крайней мере, на бумаге эта видеокарта являлась прямым конкурентом новым high-end моделям nVidia, но по существенно меньшей цене. Но что мы получили на деле?

Долгое время nVidia была пионером по внедрению новейших технологий памяти. После использования памяти DDR для GeForce в 2000 году, компания из Санта-Клары оказалась первой, представившей память GDDR2 с видеокартой GeForce FX, затем GDDR3 с моделью GeForce 5700. Но затем лидерство перехватила ATI: GDDR4 впервые появилась вместе с моделью Radeon X1950 XT, а сегодня, два года спустя, ATI представила первую видеокарту с памятью GDDR5: Radeon HD 4870.

С повышением пропускной способности памяти всё понятно: есть два пути. Первый заключается в расширении шины памяти, а второй - в увеличении частоты работы. Первый способ имеет несколько препятствий. Более широкую шину сложно разводить на печатной плате, да и упаковка требует больше контактов. Все эти контакты необходимо подвести к чипу, которому необходимо большее число интерконнектов по периферии кристалла. Поэтому широкая шина требует, чтобы ядро было определённого размера - именно по этой причине долгое время GPU начального уровня были ограничены 128-битной шиной, в то время как их high-end варианты использовали 256- или 384-битную шину. Ещё один недостаток заключается в увеличении энергопотребления чипа.

Поэтому к подобному способу прибегали очень осмотрительно. На самом деле, долгое время для high-end GPU использовалась 128-битная шина, от Riva 128 до Matrox Parhelia, да и ATI Radeon 9700 четыре года назад тоже её использовал. Точно так же 256-битная шина не становилась шире до появления nVidia GeForce 8800 в конце 2006 года. Да, требования по пропускной способности памяти у GPU постоянно увеличиваются, несмотря на технологии экономии пропускной способности, которые оптимизируются с каждым поколением.

Второе решение заключается в ускорении работы памяти. Но это легче сказать, чем сделать, поскольку, как и в случае с любой микросхемой, существует ограничение по тактовой частоте, на которой могут работать чипы памяти. Чтобы обойти эти ограничения, производители прибегают к разным ухищрениям. Память DDR позволяет передавать данные по нарастанию и спаду тактового импульса, удваивая эффективную пропускную способность памяти для прежней частоты. Для этого память DDR использует так называемый двухбитовый prefetch - при каждом обращении к памяти вместо передачи одного бита из prefetch-буферов, память DDR передаёт два. Последующие разработки технологии DDR предусматривали передачу всё большего числа данных на прежней физической частоте памяти, увеличивая ширину prefetch. DDR2 использует 4-битовый prefetch, как и GDDR3. С GDDR4 появился 8-битовый prefetch.

GDDR5

GDDR5 использует 8-битовый prefetch, как и GDDR4, однако отличается несколькими инновациями. Впервые GDDR5 использует две тактовые частоты, CK и WCK, последняя в два раза больше первой. Команды передаются в режиме SDR (стандартная тактовая частота) на частоте CK; адресная информация передаётся в режиме DDR на частоте CK; а данные передаются в режиме DDR на частоте WCK. В случае Radeon HD 4870, который использует память GDDR5 на частоте 900 МГц, команды передаются на частоте 900 МГц SDR, адреса на 900 МГц DDR (эффективная частота 1 800 МГц), а данные - на 1 800 МГц DDR (эффективная частота 3 600 МГц).

Этот подход снижает проблемы, связанные с качеством сигнала во время передачи команд и адресов, обеспечивая очень высокие частоты передачи данных. К сожалению, более высокие частоты также означают более высокую вероятность ошибки. Поэтому, чтобы обеспечить надёжную передачу данных, GDDR5 использует механизм обнаружения ошибок, который применяется в сетях. Если контроллер памяти определит ошибку, то команда, с которой она появилась, будет выполнена повторно.

Итак, AMD и nVidia выбрали весьма разные пути для увеличения пропускной способности памяти для своих GPU, и эти выборы связаны с разным взглядом на графические процессоры. nVidia, приверженная принципу огромного монолитного кристалла, может себе позволить 512-битовую шину памяти, избегая проблем с поставкой чипов, которой неизбежно сопровождается внедрение передовой технологии памяти. Напротив, с появлением RV770 AMD концентрирует свои усилия на GPU со сниженным размером кристалла для high-end видеокарт. Как нам сообщили инженеры AMD, первую версию RV770 предполагалась оснастить не более 480 потоковыми процессорами (АЛУ), но GPU при этом ограничивал число интерконнектов для интерфейсов памяти.

Поэтому AMD смогла предложить GPU, с которым все уже знакомы, с 800 потоковыми процессорами, которые почти что "бесплатны" в отношении площади ядра. У предыдущего поколения GPU nVidia пришлось забыть о 384-битовой шине при переходе с G80 (80 нм) на G92 (65 нм). Поэтому есть все шансы, что такой же шаг произойдёт и с 512-битовой шиной. Однако на этот раз nVidia может опереться на GDDR5, чтобы компенсировать потерю пропускной способности.


Спецификации видеокарт
HD 4850 HD 4870 GTX 260 GTX 280
Частота GPU 625 МГц 750 МГц 576 МГц 602 МГц
Частота потоковых процессоров (АЛУ) 625 МГц 750 МГц 1 242 МГц 1 296 МГц
Частота памяти 1 000 МГц 900 МГц 999 МГц 1 107 МГц
Ширина шины памяти 256 битов 256 битов 448 битов 512 битов
Тип памяти GDDR3 GDDR5 GDDR3 GDDR3
Объём памяти 512 Мбайт 512 Мбайт 896 Мбайт 1 024 Мбайт
Число потоковых процессоров (АЛУ) 800 800 192 240
Число текстурных блоков 40 40 64 80
Число ROP 16 16 28 32
Теоретическая производительность 1 TFlops 1,2 TFlops 715 GFlops 933 GFlops
Пропускная способность памяти 64 Гбайт/с 115,2 Гбайт/с 111,9 Гбайт/с 141,7 Гбайт/с
Число транзисторов 956 млн. 956 млн. 1 400 млн. 1 400 млн.
Техпроцесс 55 нм 55 нм 65 нм 65 нм
Площадь кристалла 260 мм² 260 мм² 576 мм² 576 мм²
Поколение 2008 2008 2008 2008
Поддержка модели шейдеров 4.1 4.1 4.0 4.0

Разницу между Radeon HD 4870 и "младшей" моделью 4850 можно свести к двум характеристикам: теоретической производительности, которая выросла на 20% благодаря более высокой тактовой частоте (число потоковых процессоров не изменилось, в отличие от подхода nVidia), а также пропускной способности памяти, которая почти удвоилась (более 80%). Причина такого изменения кроется, как мы уже видели, в использовании GDDR5, с эффективной частотой, почти удвоившейся по сравнению с GDDR3, используемой на Radeon HD 4850. Однако память GDDR5 дорогая, хотя она обходится не так накладно, как переход на 512- или даже 448-битовую шину, что необходимо для достижения эквивалентной пропускной способности памяти на GDDR3, как решила сделать nVidia. Не говоря уже о более высоком энергопотреблении (чипы памяти + контроллер). Результат оказался таков, что пропускная способность Radeon HD 4870 почти одинаковая (на самом деле, на 3% больше) в сравнении с GeForce GTX 260.

Превосходство 4870 по теоретической производительности по сравнению с GTX 260 впечатляет, учитывая, что площадь кристалла GPU 4870 составляет всего 45% от GPU nVidia!

С другой стороны, мы не можем не упомянуть очевидное ограничение, которое возникает после чтения спецификаций - объём памяти, который ограничен на 4870 512 Мбайт. Это всего лишь чуть больше половины от GTX 260, и даже если учесть, что карта Radeon страдает меньше GeForce от обращения к оперативной памяти на ПК в случаях ограничения кадрового буфера, нам следует внимательно отнестись к тому, как меняется производительность при увеличении разрешения. Следует отметить, что некоторые производители, например, PowerColor, уже анонсировали 1-Гбайт версии Radeon HD 4870, однако они не будут доступны ранее конца июля.

Подобно Radeon HD 3870, но в отличие от Radeon HD 4850, Radeon HD 4870 является картой с двухслотовой системой охлаждения. Это должно позволить ей легче справляться с теплом, выделяемым RV770, или, по крайней мере, выбрасывать тепло за пределы корпуса. Но сходство на этом заканчивается. HD 4870 требует уже не одну, а две шестиконтактные вилки питания PCI Express, да и длина карты заметно увеличилась - до 9,5" (24,1 см) по сравнению с 9" (22,8 см) у Radeon HD 3870 и 10,5" (26,7 см) у GeForce GTX 260. Кроме того, вместо кулера от Arctic Cooling с прямыми лопастями используется более традиционная модель.

Для тестов мы использовали видеокарту производства Sapphire. В комплект поставки входит 2-Гбайт USB-брелок в фирменной расцветке, плеер PowerDVD 7 OEM с поддержкой шестиканального звука, Cyberlink DVD Suite 5 и полная версия 3DMark06. USB-брелок - бонус весьма приятный, но неплохо было бы получить в комплекте поставки игру, поскольку видеокарты нацелены на сегмент геймеров.

Мы использовали такую же тестовую конфигурацию, что и в статье о Radeon HD 4850 .


Материнская плата Asus P5E3 Deluxe (Intel X38)
Процессор Intel Core 2 Quad QX6850 (3 ГГц)
Память Crucial 2 x 1 Гбайт DDR3 1333 МГц 7-7-7-20
Жёсткий диск Western Digital WD5000AAKS
Оптический привод Asus 12x DVD
Блок питания Cooler Master Real Power Pro 850 Вт
Программное обеспечение
ОС Windows XP, Vista, Vista SP1
Драйверы nVidia ForceWare 177.39 beta (9800 GTX +)
ForceWare 177.34 beta (GTX 260 и 280)
ForceWare 175.16 WHQL (9800 GTX, 9800 GX2, 8800 Ultra)
Драйверы ATI Catalyst 8.7 beta (HD 4850, HD 4870)
Catalyst 8.6 WHQL (HD 3870)
Catalyst 8.5 WHQL (HD 3870 X2)

Результаты тестов




Неудивительно, что в игре Flight Simulator Radeon HD 4870 работает на том же уровне, что и 4850 (карты используют одинаковый драйвер). Обе видеокарты обошли HD 3870 и даже GeForce GTX 200, но отстали от большинства моделей GeForce 8 и 9. Во Flight Simulator X едва можно играть на 4870 и текущих драйверах.





Это первый настоящий тест для Radeon HD 4870, и видеокарта нас не разочаровала. Она заняла третье место в рейтинге, уступив GeForce GTX 280 и 9800 GX2, но обогнав GTX 260! Средний отрыв от GTX 260 составил 10% даже в разрешении 2 560 x 1 600. А Radeon HD 4850 лидер ATI обгоняет на 17%.




Test Drive Unlimited подтвердил очень сильные впечатления от Radeon HD 4870, которые появились у нас после Call of Duty 4. Видеокарта не только обходила GTX 260 на всех разрешениях, но и финишировала, немного уступая GTX 280 на 1 920 x 1 200 со сглаживанием, и даже обогнала лидера nVidia в разрешении 2 560 x 1 600 со сглаживанием (и в этом разрешении ещё можно было играть). Производительность впечатляет, особенно с учётом того, что у 4870 всего лишь половина памяти GTX 280. Как нам кажется, с линейкой Radeon 4800 сглаживание вернулось на свои позиции.




Игра Crysis не стала исключением, видеокарта Radeon HD 4870 вновь разместилась между GeForce GTX 260 и GTX 280. Более того, от последней она отстаёт меньше, чем на 11% в среднем (за исключением разрешения 2 560 x 1 600 + сглаживание), хотя HD 4870 стоит в два раза дешевле.




Запустив World in Conflict, весьма жадный до ресурсов, мы обнаружили, что Radeon HD 4870 приблизился к GeForce GTX 280, а отрыв от GTX 260 увеличился, составив, в среднем, 17% - явное преимущество. Производительность после включения сглаживания вновь оказалась удивительной. 4870 догнал GTX 280 на разрешении 2 560 x 1 600 со сглаживанием, несмотря на ограниченный объём памяти 512 Мбайт (и несмотря на то, что играть с такими настройками всё равно было невозможно).





Radeon HD 4870 чуть хуже справился с Supreme Commander. Впрочем, разницу всё равно можно признать относительной, карта немного обгоняла GeForce GTX 260 в среднем, и хотя новинка ATI отстала от GTX 260 в разрешении 1 680 x 1 050, частота кадров вполне позволяет играть.





Unreal Tournament III - одна из первых игр, в которой у Radeon HD 4870 возникли сложности. Как можно видеть, она отстала от GeForce 9800 GTX в разрешении 1 680 x 1 050. И хотя видеокарта выросла в рейтинге после повышения разрешения, она систематически проигрывала GeForce GTX 260 в этой игре (в среднем на 13%).





У Radeon HD 4870 вновь возникли трудности с игрой Mass Effect. Отрыв от разогнанной Asus Radeon HD 4850 составил 33%, но его оказалось недостаточно, чтобы обойти GeForce GTX 260. И даже GeForce 9800 GTX+ в разрешениях 1 680 x 1 050 и 1 920 x 1 200.





С другой стороны, Radeon HD 4870 красиво победила в GRID, выдав лучшие результаты в разрешениях 1 680 x 1 050 и 1 920 x 1 200. Только в 2 560 x 1 600 видеокарта ушла на второе место после GeForce GTX 280! Мы были впечатлены. Похоже, новинка AMD с лёгкостью справляется с гонками.

Мы были разочарованы высоким энергопотреблением Radeon HD 4850 в режиме бездействия, хотя под нагрузкой всё оказалось вполне нормальным. Посмотрим, как в этом отношении покажет себя Radeon HD 4870.

К сожалению, у Radeon HD 4870 энергопотребление оказалось больше 4850 в режиме бездействия - на 22 Вт в общей сложности (замеры производились на блоке питания). Когда компьютер выводит рабочий стол Windows (режим бездействия), то скорость GPU падает до 550 МГц. А после запуска 3D-приложения видеокарта запускает GPU на максимальную частоту 750 МГц. По сравнению с Radeon HD 3870, разница под нагрузкой составляет 47 Вт, то есть мы получаем 40% увеличение энергопотребления ПК! Так что низкая эффективность энергопотребления у линейки Radeon HD 4800 подтверждается на практике. Ещё одна проблема: в отличие от HD 4850, энергопотребление Radeon HD 4870 в играх не такое низкое. На самом деле, энергопотребление даже выше, чем у GeForce GTX 260. Высокой производительностью это оправдать можно, но как насчёт низкого числа транзисторов и high-end техпроцесса?


Radeon HD 4850 работает в режиме бездействия очень тихо, но "старшая" модель не может обеспечить такую же характеристику - несмотря на переход на двухслотовую систему охлаждения, Radeon HD 4870 работает громче в режиме бездействия, судя по нашим измерениям, хотя на практике разница невелика. На скорости 1 045 об/мин - всего 12% от максимальной - вентилятор всё равно можно считать тихим.

Под нагрузкой ситуация меняется. Хотя HD 4870 явно не такая тихая, как Radeon HD 3870, видеокарта работает вполне терпимо (вентилятор ускоряется до 1 600 об/мин) и намного тише, чем шумная GeForce GTX 260.


Хотя и не побив рекорда температуры Radeon HD 4850, видеокарта HD 4870 работает весьма горячо в режиме бездействия, температура GPU достигает 70°C. Но к каким-либо проблемам это не приводит, да и не забывайте, что из-за двухслотового дизайна системы охлаждения горячий воздух выбрасывается за пределы компьютера (в отличие от Radeon HD 4850), что всегда хорошо.

Под нагрузкой радиатор справляется со своей работой, температура сильно не поднимается - по крайней мере, не так сильно, как на "младшей" Radeon HD 4850.

Наконец-то наш вывод по поводу нового Radeon HD 4870 будет простой: перед нами великолепная high-end видеокарта! С такой же архитектурой и большинством сильных сторон Radeon HD 4850, она находится в верхней категории по производительности и по цене. Она быстрее, в среднем, всего на 6% (в большинстве тестов), чем GeForce GTX 260, но рекомендованная цена составляет $299 - на $150 ниже, чем у карты nVidia! Даже топовая модель nVidia GeForce GTX 280, оснащённая большим числом транзистором, в два раза большей памятью и более высокими тактовыми частотами, не сильно вышла вперёд. Она демонстрирует всего на 13% большую производительность, чем Radeon HD 4870, хотя стоит в два раза больше.

Впрочем, есть ряд моментов, делающих ситуацию не такой идеальной. Во-первых, Radeon HD 4870 несколько страдает из-за другой "вкусной" карты AMD, HD 4850, которая обеспечивает лучшее соотношение цена/производительность (всего на 23% меньшую производительность по цене на 60% ниже). AMD полностью изменила свои слабые и сильные стороны по сравнению с предыдущим поколением, в частности, с Radeon HD 3870 - производительность Radeon HD 4870 со включённым сглаживанием весьма хороша (несмотря на 512 Мбайт памяти), но карта потребляет намного больше энергии в режиме бездействия, а также под нагрузкой (больше, чем GeForce GTX 260). Да и тихой новую модель вряд ли назовёшь, хотя карта работает намного тише, чем GeForce GTX 260, да и внутри корпуса ничего не нагревает.

Теперь nVidia придётся реагировать и быстро скидывать цены на GeForce GTX 260, что тоже можно считать хорошей новостью - хотя мы ещё не видели снижения цен. Что касается AMD, то ей необходимо сделать ещё несколько шагов, чтобы новое поколение было полностью успешным - выпустить high-end карту (как ожидается, на двух RV770), которая получит не менее восторженный приём. А это будет сделать уже не так просто.

С теми же качествами, что и у Radeon HD 4850, но за более высокую цену видеокарта Radeon HD 4870 смогла напрямую конкурировать с GeForce GTX 260 - она чуть быстрее и намного дешевле, чем предложение nVidia, да и без чрезмерного шума. Несмотря на высокое энергопотребление, если обещанные цены станут реальностью, вы вряд ли сможете найти на рынке выбор лучше.

Преимущества.

Недостатки .

  • Высокое энергопотребление под нагрузкой, но особенно в режиме бездействия;
  • соотношение цена/производительность не такое хорошее, как у Radeon HD 4850.

За все заслуги видеокарта Radeon HD 4870 получает награду "Рекомендованная покупка".




На графиках приведены средние результаты для каждой видеокарты и каждой игры. Если карта не могла выводить игру при каком-то разрешении или со сглаживанием, то получала нулевой результат, что сёрьезно повлияло на видеокарты с 512 Мбайт памяти (или меньше) в разрешении 2 560 x 1 600 со сглаживанием (за исключением Radeon HD 4870), а также на Radeon HD 3870 X2, у которой не работает сглаживание в Mass Effect. Следует заметить, что у нашего образца 4850 от Asus был недостаток: она не смогла нормально заработать в Race Driver: GRID, что подняло результаты других видеокарт.

Для геймерского компьютера исключительную роль играет хорошая видеокарта. Однако этот компонент компьютера важен и для обычного ПК. Именно эта часть системного блока отвечает за вывод изображения на экран монитора. От качества видеокарты напрямую зависит качество изображения. И от этого факта никуда не деться. Поэтому выбор видеокарты - весьма важный этап сборки компьютера. В категории бюджетных видеоадаптеров интерес представляет изделие под названием Radeon HD 4870. Этот продукт интересен, в первую очередь, низкой ценой. Теперь стоит рассмотреть параметры данной видеокарты, чтобы понять, стоит ли она затраченных средств.

Стоит отметить, что компания AMD (разработчик данной видеокарты) уже давно радует пользователей своими производительными и в меру дорогими решениями. Сейчас многие знают эту компанию, как заклятого врага Intel. Но так было далеко не всегда. Было время, когда за АМД никакому Интелу было не угнаться. И теперь производитель вовсю старается вернуть себе майку лидера. Но сделать это с каждым годом все труднее. Тем не менее в АМД смотрят на вещи оптимистично и просто радуют своих преданных фанатов новыми "плюшками". И рассматриваемая видеокарта - одна из них.

Позиционирование

Чип 4870 был выпущен компанией AMD уже довольно давно. После этого кто только не занимался модификацией этой видеокарты. Выдающихся успехов на этом поприще не добился практически никто. Только у ASUS получилось хоть что-то адекватное. ATI Radeon HD 4870 на момент выхода позиционировалась как недорогая видеокарта для геймеров. Однако с того момента уже много воды утекло и сейчас эта карта не является особо мощной. В ней нет ничего интересного. Поэтому и стоит она копейки.

Потенциальными покупателями этой видеокарты являются те пользователи, которым совершенно не нужны современные игры. Для всех остальных задач Radeon HD 4870 вполне сгодится. При этом не придется особо переплачивать. За разумные деньги пользователь получает неплохую видеокарту и несколько фирменных "плюшек" в комплекте. Аксессуары, идущие в комплекте с ускорителем, могут отличаться в зависимости от того, какая компания выпустила видеокарту. Некоторые модифицированные модели выпускались такими гигантами, как ASUS, Palit и Gigabyte.

Комплект поставки

Здесь все зависит от конкретного производителя. Но есть некоторые компоненты, которые остаются неизменными. Это непременное условие компании AMD. Так, наличие коннектора CrossFire и полного набора переходников для различных интерфейсов строго регламентировано. Комплектность этих составляющих обязан предоставить любой производитель. Radeon HD 4870 поставляется в обязательной фирменной упаковке. А вот содержимое комплекта может меняться. Однако производители все-таки не решились особо расстраивать фанатов марки, поэтому кладут в комплект почти все то же самое, что и в оригинальном комплекте поставки видеокарты.

К примеру, ASUS снабжает свои видеокарты брелоком-флешкой на 2 гигабайта, фирменным кожаным ковриком и полным набором инструкций (включая электронные). Комплект поставки от Palit схож с тайванским, но налицо отсутствие USB-брелока. В комплекте есть всевозможные переходники и разъемы. Так что проблем с подключением не возникнет. Некоторые производители снабжают свои карты специальными разъемами HDMI, DVI и так далее. Естественно, в этом случае количество переходников в комплекте увеличивается.

Основные характеристики

Основные характеристики видеокарты Radeon HD 4870 почти никак не меняются от модификации до модификации. Просто некоторые производители снабжают ее несколько иными компонентами, меняющими в ту или другую сторону ее незначительные характеристики. Поэтому характеристики оригинальной ATI Radeon HD 4870 можно считать эталонными. Оригинальный ускоритель имеет на своем борту 512 мегабайт видеопамяти GDDR5, шину на 256 бит и рабочую частоту ядра в 750 МГц.

Модификации от ASUS и Palit похожи на оригинал. Только памяти в них 1028 мегабайт. Также в них установлены микросхемы от Hinyx, которые отличаются большим объемом памяти и лучшей производительностью. Система охлаждения также немного изменена. В продуктах сторонних производителей также предусмотрена возможность разгона видеокарты, чего нет в оригинале. Однако в обеих модификациях есть возможность осуществить вариант Radeon HD 4870 X2 при помощи SLI CrossFire, который идет в комплекте с видеокартой.

Немаловажным фактором является и то, что процессор видеокарты выполнен по техпроцессу 55 мкм. Это означает, что производительность была улучшена при наличии меньшего количества ядер. Такие видеокарты обычно в разы мощнее обычных, которые могут обладать куда более "вкусными" характеристиками. Кроме того, этот видеоускоритель имеет поддержку Shaders Model 4.1 и запросто справляется практически с любыми играми. Хоть и не с самыми высокими настройками графики.

Модификации от ASUS

ASUS Radeon HD 4870 1GB отличается от оригинала увеличенным объемом памяти, несколько другим набором микросхем и совершенно иной системой охлаждения. Если ноутбуки от этого производителя греются как сковородки, то о видеокартах такого сказать нельзя. Благодаря мощной системе охлаждения ускоритель от ASUS отличается гигантскими размерами. Но безопасность чипа того стоит. Система охлаждения делает свое дело.

Также в этом продукте есть возможность разгона. В отличие от стандартного ATIRadeon HD 4870 драйвер которого лишен этой весьма приятной функции. За разгон отвечает специальная утилита, которая идет в комплекте программ к видеокарте. Бояться перегрева не стоит, так как выше определенных частот ускоритель разогнать все равно не получится. А с теми перегрузками, которые "запрограммированы" система охлаждения справится без проблем.

Производитель из Тайваня искусственно ограничил возможности разгона данной видеокарты, но это никоим образом не смогло остановить энтузиастов. При помощи специализированных программ они добились неплохого прироста производительности. Однако некоторые "неумельцы" напрочь забыли о системе охлаждения. И в итоге получили "жареную" видеокарту. Не повторяйте их ошибок. И помните, что видеокарта стабильно работает только на частотах, предусмотренных производителем. Все остальное вы делаете на свой страх и риск. И да. Разгон - негарантийный случай.

Модификации от Palit

Эта компания хорошо известна своими видеокартами. Они всегда производительны и красивы. Sapphire Radeon HD 4870 от Palit отличается набором микросхем от Hinyx, увеличенным объемом памяти и обновленной системой охлаждения. При этом набор разъемов для подключения к мониторам и телевизорам также был несколько изменен. Теперь здесь есть весь комплект, включая устаревший VGA-разъем. Тем не менее на производительность чипа это никак не повлияло.

Возможности разгона здесь не такие широкие, как у ускорителя от ASUS, но зато есть специальный переключатель режимов работы: турбо и обычный. Он находится там же, где и разъемы подключения к монитору. В турбо режиме резко возрастает частота памяти и ядра. Это плодотворно влияет на производительность графической подсистемы в целом. Видеокарта Radeon HD 4870 в исполнении Palit получила "второе дыхание".

Теперь несколько слов о режиме "Турбо". Хоть он и увеличивает частоты ядра и памяти, но особого прироста производительности вы от него не дождетесь. А вот сократить срок жизни видеокарты при постоянно включенном режиме турбо можно очень легко. А если не видно разницы, то зачем убивать видеоускоритель раньше времени. При просмотре фильмов этот режим рекомендуется отключить. Да и в играх он не особо полезен.

Модификации от Gigabyte

Этот производитель также хорошо известен своими качественными комплектующими для компьютера. Нет ничего удивительного в том, что сия компания решила выпустить модификацию успешной видеокарты AMD Radeon HD 4870. Правда, здесь получился тандем из двух таких ускорителей, соединенных при помощи CrossFire. Это позволило в два раза увеличить память и производительность графической подсистемы.

Плюсом изделия от Gigabyte является то, что выглядит оно гораздо элегантнее детищ ASUS и Palit. Сразу чувствуется рука мастера, ибо все комплектующие этого производителя обращают на себя внимание броским и красивым внешним видом. Причем это никак не влияет на производительность. К примеру, прототип Radeon HD 4870 от этой фирмы в несколько раз мощнее своих "коллег", основанных на том же чипе.

Графический ускоритель от этого производителя на базе АТИ "Радеон" на сегодняшний день является самым адекватным на рынке. У него есть все, что нужно: производительность, качество, адекватная цена. При этом он напрочь лишен возможностей разгона. И это хорошо, ибо "очумелые ручки" некоторых особо любопытных пользователей будут иметь меньшие возможности для того, чтобы сломать сей видеоускоритель. Да и приобретение именно этой видеокарты выглядит наиболее приемлемым решением, если исходить из почтенного соотношения "цена-качество".

Особенности использования

Почти все модификации Radeon HD 4870, характеристики которых описаны чуть выше, не требуют почти никакого особого подхода в процессе использования. Однако некоторые особенности полезно будет знать. К примеру, если у вас ускоритель от Palit, то не злоупотребляйте турбо-режимом. Видеокарта, конечно, не сгорит. Однако такие перегрузки негативно влияют на срок ее службы. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ускоритель "жил долго и счастливо", не стоит нагружать его без надобности.

В случае с видеокартами от ASUS не экспериментируйте сильно с разгоном. Система охлаждения в этих ускорителях, конечно, хорошая, но и она может сбоить. А повышенные частоты изрядно увеличивают температуру. Если система охлаждения даст сбой, то видеокарта сгорит за доли секунды. Рисковать не стоит. Тем более что Radeon HD 4870, характеристики которой были разобраны в этом материале, может вполне хорошо работать и на стандартных частотах.

Если вы используете тандем видеокарт с помощью коннектора CrossFire, то следует скачать с сайта производителя соответствующие драйвера, которые будут полностью поддерживать эту технологию. В противном случае работать сможет только одна видеокарта. Мощности второй будут не задействованы. Поэтому всегда обновляйте программное обеспечение для оборудования. Так будет гораздо лучше.

Правила эксплуатации

Даже у самой надежной техники есть определенные правила эксплуатации, которые нужно соблюдать для того, чтобы не убить свою технику раньше времени. Это касается и видеокарт от Radeon. Во-превых, тщательно следите за состоянием кулера системы охлаждения. Поскольку видеокарта довольно мощная, она постоянно нуждается в качественном отводе тепла. Минимальная задержка - и вы получите горелую видеокарту. Регулярно чистите кулер от пыли и грязи. Во-вторых, в случае с Radeon HD 4870 драйвера должны быть самой последней версии, ибо именно в них устранены все недочеты. малейший сбой может уничтожить ускоритель. И никто здесь не будет виноват.

В-третьих, никогда не используйте данную видеокарту в старых компьютерах, оснащенных устаревшими комплектующими. Поскольку ускоритель довольно мощный, вы рискуете потерять все остальные компоненты. Не поможет даже блок питания повышенной мощности. Этой видеокарте нужны соответствующие условия для нормальной работы. В-четвертых, Radeon HD 4870 512MB не предназначен для работы с постоянными перегрузками. Это чревато потерей не только видеоускорителя, но и многих других компонентов системы.

Видеокарта ATI Mobility Radeon HD 4870 от AMD - стандартизированный под DirectX 10.1 графический адаптер для ноутбуков класса Hi-End. Технически он основан на HD 4850/4870 GPU для настольных систем, но имеет меньшие тактовые частоты для минимизации энергопотребления. Также как и настольный, этот HD 4870 можно укомплектовать памятью GDDR5.

Производительность ATI Mobility Radeon HD4870 в играх сравнима с настольной HD 4850, что является уже достижением. Большое количество шейдеров и 256-битная шина позволяют запускать любую игру под DirectX 9 на высоких разрешениях и деталях. Требующие DirectX 10 игры, такие как Crysis, могут также запускаться с высокой детализацией.

Mobility HD 4870 основывается на чипе RV770 и предполагает 800-поточный процессор (160 5-мерных шейдерных ядер). Эти ядра выполняют графические вычисления, которыми занимались шейдерные и пиксельные конвейеры на старых GPU. Потоковые процессоры также называются ALU и группируются пяти-направленные модули VLIW. Каждая из пяти инструкций VLIW компонента должна быть независима от остальных и именно поэтому скорость работы зависит от оптимизации драйверов.

Mobility Radeon HD 4870 включает Avivo HD - так называемую видео технологию состоящую из звукового чипа на 7.1 канал через HDMI, или DisplayPort и UVD (Unified Video Decorder) второго поколения. Этот UVD 2 поддерживает полный побитовый декодинг потоков H.264/MPEG-4 AVC и VC-1. В дополнение ко всему поддерживается потоковая обработка дуал-видео, и режима Картинка-в-картинке, что делает UVD полностью совместимым с BD-Live. Упрощенно говоря, технология Avivo HD перехватывает все видео вычисления и задействует GPU для декодинга HD video.

AMD опубликовала некоторые характеристики, по которым энергопотребление HD 4870 находится где-то в области 65 Вт. До сих пор не известно потребляет ли эту цифру исключительно сам чип, либо это потребление всей платы целиком включая память (на которую придется еще порядка 5 вт). В сравнении с настольной ATI Radeon HD 4870 , мобильная 4870 показывает более медленную частоту ядра и, поэтому, должна находиться примерно на том же уровне, на котором сейчас десктопная версия.

Производитель: ATI
Серия: Mobility Radeon HD 4800
Код: M98-XT
Потоки: 800
Тактовая частота: 550/680* МГц
Частота шейдеров: 550* МГц
Частота памяти: 888/700* МГц
Разрядность шины памяти: 256 Бит
Тип памяти: GDDR5
Максимум памяти: 1024 Мб
Общая память: нет
DirectX: DirectX 10.1, Shader 4.1
Транзисторы: 956 млн
Технология: 55 нм
Дополнительно: OpenGL 2.0, PCI-E 2.0 x16, Powerplay, поддержка DisplayPort до 2560x1600, поддержка HDMI до 1920x1080 (вместе с 7.1 AC3 аудио), 1x Dual-Link/Single-Link DVI, поддержка 1x Single-Link DVI (все порты для дисплеев должны поддерживаться производителями ноутбуков)
Размер ноутбука: Большой
Дата выхода: 09.01.2009
Ссылка на производителя: http://ati.amd.com/products/mobilityradeonhd4800/index.html
* Указанные тактовые частоты являются лишь рекомендацией для производителей и могут быть изменены ими.

Технические характеристики Radeon HD 4870 X2 представлены в сравнении с вышерассмотренными видеокартами в следующей таблице:

Наименование технических характеристик NVIDIA
GeForce 8800
GTX
ATi Radeon
HD 4870
ATi Radeon
HD 4870 X2
NVIDIA
GeForce GTX
280
Графический(е) процессор(ы) G80 (TSMC) RV770 (TSMC) 2 x RV770 (TSMC) GT200 (TSMC)
Техпроцесс, нм 90 (low-k) 55 (low-k) 55 (low-k) 65 (low-k)
Площадь ядра(ер), кв.мм 484 256 2 x 256 576
Число транзисторов, млн. 681 956 2 x 956 1 400
Частота(ы) графического(их)
процессора(ов), МГц
575
(1350 shader)
750 750 602
(1 296 shader)
Эффективная частота работы
видеопамяти, МГц
1 800 3 600 3 600 2 214
Объем памяти, Мбайт 768 512 / 1024 2 x 1024 1 024
Тип поддерживаемой памяти GDDR3 GDDR5 GDDR5 GDDR3
Разрядность шины обмена с памятью, Бит 384 256 256 512
Интерфейс PCI-Express x16
(v2.0)
PCI-Express x16
(v2.0)
PCI-Express x16
(v2.0)
PCI-Express x16
(v2.0)
Число унифицированных шейдерных
процессоров, шт.
128 800 2 x 800 240
Число текстурных блоков, шт. 32 40 2 x 40 80
Число блоков растеризации (ROPs), шт. 24 16 2 x 16 32
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex
Shaders
4.0 / 4.0 4.1 / 4.1 4.1 / 4.1 4.0 / 4.0
Полоса пропускания видеопамяти,
Гбайт/сек
~86.4 ~115.0 2 x 115.0 ~141.7

закраски, Гпикс./сек
~13.8 ~12.0 2 x 12.0 ~19.3
Теоретическая максимальная скорость
выборки текстур, Гтекс./сек
~38.7 ~30.0 2 x 30.0 ~48.2
Пиковая потребляемая мощность в 3D
режиме работы, Ватт
~177 ~170 ~286
Требования к мощности блока питания,
Ватт
~450 ~500 ~550 ~550
Размеры видеокарты референсного
дизайна, мм (Д х В х Т)
269 x 99 x 38 244 х 99 х 34 269 х 99 х 37 269 х 99 х 40
Выходы 2 х DVI-I (Dual-Link), TV-Out, HDTV-Out, HDCP
Дополнительно поддержка SLI поддержка
CrossFireX
поддержка
CrossFireX
поддержка SLI
(3-Way SLI)
Рекомендованная стоимость, долларов
США
~599* ~299 ~549 ~449

* - установлена осенью 2006 года.

Измерение уровня шума систем референсных систем охлаждения видеокарт проводилось электронным шумомером CENTER-321 по хорошо знакомой постоянным посетителям нашего сайта методике с расстояний в 3 см (от турбины), в 1 и в 3 метра от системного блока. Уровень шума, комфортный по субъективным ощущениям, составляет ~34.5 дБА и отмечен на диаграмме голубой штриховой полосой. Фоновый уровень шума системного блока, измеренный с расстояния в 1 метр, не превышал отметку в 33.5 дБА.

Если анализировать результаты измерения уровня шума референсных систем охлаждения видеокарт в самом актуальном, на мой взгляд, режиме с расстояния в 1 метр, то комфортным можно признать только работу кулера видеокарты Radeon HD 4870 и GeForce GTX 280 в автоматическом режиме работы. С большим натягом можно терпеть шум турбины Radeon HD 4870 на ~2280 об/мин. Во всех остальных случаях никакого удовольствия находиться рядом с системных блоком, в котором установлены столь шумно функционирующие видеокарты, нет.

Измерение энергопотребления видеокарт осуществлялось с помощью многофункциональной панели Zalman ZM-MFC2. Данная панель измеряет потребление системы в целом (без учёта монитора), а не отдельного компонента системного блока (подробная конфигурация указана в следующем разделе). Измерение было проведено в 2D-режиме, при обычной работе в Word или Internet-серфинге, а также в 3D-режиме, нагрузка в котором создавалась с помощью пятикратного бенчмарка Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 в разрешении 1920 х 1200 с активированным полноэкранным сглаживанием степени 4х и анизотропной фильтрацией уровня 16х. Столь ресурсоемкий для видеокарт графический режим выбран в целях минимизации влияния на результаты измерений прочих компонентов системного блока (в первую очередь, конечно же, центрального процессора).

Результаты измерения энергопотребления рассмотренных видеокарт представлены вашему вниманию на следующей диаграмме:

Безусловно, разогнанная система с Radeon HD 4870 X2 впечатляет уровнем энергопотребления, примерно на 100 Ватт превышающим оный у системы с установленной GeForce GTX 280 и на 160 ватт у системы с одиночной Radeon HD 4870. Однако, качественного блока питания мощностью в 550 Ватт, для такой конфигурации вполне должно хватить. Не будем забывать, что свою лепту здесь вносит и разогнанный с существенным повышением напряжения до 4.33 ГГц центральный процессор и прочие, далеко не рядовые компоненты системного блока. Кроме того, обращает на себя внимание очень низкий уровень энергопотребления GeForce GTX 280 в 2D-режиме. Налицо грамотно реализованные в графическом процессоре G200 системы энергосбережения, чем пока не может похвастаться Radeon HD 4870 X2.

4. Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования, видеокарты для сравнения

Сначала об аппаратной части. Тестирование всех видеокарт было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:

  • Материнская плата: Gigabyte GA-X38-DQ6 (Intel X38), LGA 775, BIOS F9f beta;
  • Процессор: Intel Core 2 Duo E8400, 3.0 ГГц, 1.3125 В, L2 6 Мбайт, FSB: 333 МГц x 4, (Wolfdale, C0);
  • Система охлаждения CPU: Thermalright SI-128 SE (Scythe SlipStream 120, ~860 об/мин);
  • Термоинтерфейс: Arctic Silver 5;
  • Оперативная память:
    • 2 x 1024 Мбайт DDR2 Corsair Dominator TWIN2X2048-9136C5D (Spec: 1 142 МГц / 5-5-5-18 / 2.1 В);
    • 2 x 1024 Мбайт DDR2 CSX DIABLO CSXO-XAC-1200-2GB-KIT (Spec: 1 200 МГц / 5-5-5-16 / 2.4 В);
  • Дисковая подсистема: SATA-II 300 Гбайт, Western Digital VelociRaptor, 10 000 об/мин, 16 Мбайт, NCQ;
  • Система охлаждения и звукоизоляции HDD: Scythe Quiet Drive for 3.5" HDD;
  • Привод: SATA-II DVD RAM & DVD±R/RW & CD±RW Samsung SH-S183L;
  • Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver (на вдув и выдув установлены 120-мм корпусные вентиляторы Scythe Slip Stream на ~900 об/мин на силиконовых шпильках, на боковой стенке – такой же вентилятор на ~900 об/мин);
  • Панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC2;
  • Блок питания: Enermax Galaxy DXX (EGA1000EWL) 1000 Ватт (штатные вентиляторы: 135-мм на вдув, 80-мм на выдув).
  • Монитор: 24" BenQ FP241W (Wide LCD, 1920 x 1200 / 60 Гц).

В целях снижения процессорозависимости тестируемых сегодня видеокарт, двухъядерный процессор был разогнан до 4.33 ГГц при напряжении в 1.55 В:

Оперативная память во время тестов функционировала на частоте , с пониженными с таймингами 5-4-4-12 (Perfomance Level = 9) при напряжении в 2.10 В.

Теперь о программной части. В связи с тем, что в некоторых играх в Windows Vista x64 SP1 видеокарта Radeon HD 4870 X2 , все тесты были проведены в операционной системе Windows Vista Ultimate Edition x86 SP1 (новая "чистая" установка). Дата начала проведения тестов – 26.08.2008, поэтому были использованы следующие доступные на тот момент драйверы:

  • чипсет материнской платы Intel Chipset Drivers – 9.1.0.1002 beta ;
  • библиотеки DirectX 9.0с, дата релиза – август 2008 года ;
  • драйверы видеокарт на графических процессорах ATi – (8.53.0);
  • драйверы видеокарт на графических процессорах NVIDIA – ForceWare 177.92 (29/08/08, Beta);
  • драйвер ускорения физики – PhysX 8.08.18 (26/08/08, WHQL).

Настройки качества графики в драйверах выставлены на "High Quality". Таким образом, все оптимизации, доступные в драйверах ForceWare и Catalyst, были отключены. По многочисленным просьбам, не влияющий на скорость Catalyst A.I. оставлен без изменений в положении "Standart". Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания выполнялось непосредственно в настройках игр. В случае, если изменение данных настроек в самих играх не реализовано по каким-то причинам, то параметры юстировались в панелях управления драйверов ForceWare и Catalyst. Сглаживание прозрачных поверхностей (текстур) "Adaptive Antialiasing (multi-sampling)" для ATi Catalyst и "Transparency antialiasing (multi-sampling)" для NVIDIA ForceWare активировано.

Производительность видеокарт оценивалась в трёх разрешениях: 1280 x 1024, 1680 х 1050 и 1920/1900 х 1200, в следующем наборе приложений, состоящем из двух синтетических бенчмарков и восьми игр разных жанров:

  • 3DMark 2006 (Direct3D 9/10) – build 1.1.0, default settings и 1920 х 1200 + AF16x + AA4x;
  • 3DMark Vantage (Direct3D 10) – v1.0.1, профили “Perfomance” и "Extreme" (тестировались только основные тесты);
  • S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (Direct3D 9) – версия игры 1.006, включено полное динамическое освещение, анизотропная фильтрация x16 и прочие максимальные настройки качества графики, использовалась демо-запись “ixbt3” (тройной цикл теста);
  • World in Conflict (Direct3D 10) – версия игры 1.0.0.9(b89), профиль качества графики “Very High”, но UI texture quality = Compressed; Water reflection size = 512; DirectX 10 рендеринг активирован;
  • Enemy Territory: Quake Wars (OpenGL 2.0) – версия игры 1.5, максимальные настройки графики, демо “d5” на уровне "Salvage" Finland;
  • Call of Duty 4: Modern Warfare MP (Direct3D 9) – версия игры 1.7.568, настройки графики и текстур выставлены на уровень "Extra", демо "d3" на уровне “Bog”, методика тестирования подробно изложена ;
  • Unreal Tournament 3 (Direct3D 9) – версия игры 1.3, максимальные настройки графики в игре (5-й уровень), Motion Blur и Hardware Physics активированы, тестировалась “Fly By”-сцена на уровне “DM-ShangriLa” (два цикла), использовался бенчмарк HardwareOC UT3 Bench v1.3.0.0;
  • Crysis (Direct3D 10) – версия игры 1.2.1, профиль настроек “High”, двукратный цикл теста видеокарты из бенчмарка HardwareOC Crysis Bench v1.3.0.0;
  • Devil May Cry 4 (Direct3D 10) – версия игры 1.0, максимальные настройки качества графики (" "), за результат принималось среднее значение двойного последовательного прогона второй сцены бенчмарка ().
  • S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (Direct3D 10) – версия игры 1.004, включено улучшенное полное освещение DX10, анизотропная фильтрация x16 и прочие максимальные настройки качества графики (подробнее – в разделе с результатами тестов), использовалась собственная демо-запись "s1" (тройной цикл теста).

Наконец, перейдём к результатам тестов и их анализу.

Лидерство в Hi-End классе графических ускорителей для компаний, их выпускающих, является вопросом престижа. Несмотря на сравнительно низкий спрос самые быстрые видеокарты, стоимость которых в последние два-три года практически всегда выше отметки в 600, а то и в 700 долларов США, именно они являются своеобразным ориентиром для большинства пользователей, в той или иной степени интересующихся играми. Именно видеокарты данного класса демонстрируют своего рода эталонную производительность в современных играх. И если продукты на графических процессорах от ATi или от NVIDIA занимают этот "трон", то и сама компания считается лидером в определённый период времени, что безусловно сказывается на росте продаж видеокарт всех ценовых сегментов и повышении рейтинга производителя.

На мой взгляд, с момента появления на рынке NVIDIA GeForce 8800 GTX/Ultra и включительно до выхода линейки GeForce GTX 260/280, лидерство в топовом классе видеокарт принадлежало как раз компании NVIDIA. Со своей стороны, компания ATi (а в последствии и AMD) предпринимала попытку вернуть себе первое место, выпустив двухчиповую Radeon HD 3870 X2. Однако, в полной мере сделать этого так и не удалось: проблемы с драйверами, уже порядком набивший оскомину безальтернативный для ATi AFR-режим рендеринга, присутствие на рынке GeForce 9800 GX2, да и новый GPU от NVIDIA G200, подоспевший очень быстро, не позволили HD 3870 X2 завоевать себе славу самой быстрой видеокарты.

Тем не менее, выпустив безусловно удачные видеокарты среднего класса Radeon HD 4850 и HD 4870, графическое подразделение ATi, теперь принадлежащее компании AMD, 12 августа 2008 года анонсирует двухчиповую видеокарту класса Hi-End – Radeon HD 4870 X2 с рекомендованной стоимостью в 549 долларов США и с явными претензиями на абсолютное лидерство. Немногим позже на рынке должна появиться и её младшая сестра – Radeon HD 4850 X2 с рекомендованной стоимостью до 400 долларов США, которую мы в последствии также изучим и протестируем. Ну а сегодня представляем вашему вниманию обзор и "проверку на скорость" Radeon HD 4870 X2, выпущенной под лейблом компании Hightech Information System Limited (HIS).

1. Обзор HIS Radeon HD 4870 X2 2х1 Гбайт

Стиль оформления и размеры коробки, в которой поставляется HIS Radeon HD 4870 X2, не изменился в сравнении с ранее рассмотренными нами Radeon HD 4850 и HD 4870 от этого же производителя. Разве что цветовая гамма теперь преимущественно зелёная:

На лицевой стороне коробки можно обнаружить информацию о модели видеокарты, её интерфейсе, объёме и типе установленной видеопамяти. Оборотная же сторона пестрит строками спецификаций платы, описанием системных требований, а также сведениями об особенностях графических технологий, заложенных в GPU. Здесь же приведены награды печатных и электронных изданий (коих уже более 600), полученных продуктами HIS. Производится видеокарта в Китае.

Внутри красочной картонной коробки находится ещё одна, теперь уже из толстого белого картона, а в ней пластиковая оболочка с отсеками под видеокарту и аксессуары комплекта поставки. В числе последних можно обнаружить следующие компоненты:

Перечислю их слева направо и сверху вниз:

  • переходник с S-Video выхода на компонентный кабель;
  • один переходник с DVI на HDTV;
  • один переходник 15 pin DVI / D-Sub;
  • адаптер-разветвитель DVI-to-HDMI;
  • гибкий соединительный мостик для CrossFire;
  • компакт-диск с драйверами видеокарты и фирменной утилитой для разгона;
  • инструкция пользователя;
  • голографическая наклейка HIS;
  • купон на бесплатное скачивание игр серии Half-Life 2.

В отдельной коробочке находится фирменная универсальная отвёртка-уровень-фонарик от HIS – незаменимая для оверклокера вещь ;) .

Размеры видеокарты составляют 269 х 109 х 37 мм, но в принципе они уже вряд ли кого смущают, так как линейка GeForce GTX 260/280, да и Radeon HD 3870 X2 ничуть не меньше. Удивление вызывает вес видеокарты (более полутора килограмм). Пожалуй, это самый тяжёлый графический ускоритель в истории. Если так пойдёт и дальше, то скоро с использованием backplate мы с вами будем крепить не только процессорные кулеры, но и видеокарты ;) .

Практически вся лицевая сторона HIS Radeon HD 4870 X2 закрыта системой охлаждения:

Конечно же, перед нами референсный дизайн видеокарты и PCB и вряд ли в ближайшей перспективе мы с вами увидим нереференсные Radeon HD 4870 X2. О принадлежности продукта к компании HIS можно судить разве что по наклейке на турбине системы охлаждения, да по идентификационным стикерам на оборотной стороне видеокарты:

Как вы видите, на задней части PCB также установлена алюминиевая пластина, являющаяся своеобразным радиатором для микросхем памяти видеокарты, расположенным на оборотной стороне платы.

HIS Radeon HD 4870 X2 оснащена PCI-Express x16 интерфейсом версии 2.0, двумя портами DVI-I (dual-link) с поддержкой высоких разрешений, а также S-Video выходом, совмещёнными с решёткой для выброса нагретого воздуха из корпуса системного блока:

В верхней части платы можно обнаружить два разъёма для подключения дополнительного питания – шести- и восьмипиновый, интерфейс для CrossFireX, а также игольчатый радиатор на микросхемах видеопамяти с лицевой стороны PCB:

Силовая часть платы выглядит следующим образом:

Требования по питанию Radeon HD 4870 X2 могут отпугнуть владельцев не слишком мощных блоков питания, так как пиковая потребляемая мощность данной видеокарты может достигать 260 Ватт, для чего требуется блок питания мощностью не менее 550 Ватт. Если подключить к видеокарте два шестипиновых разъёма, то она не стартует, ругаясь на неправильно поданное питание. Для системы с двумя видеокартами Radeon HD 4870 X2 необходимо блок питания мощностью не менее 750~800 Ватт.

Посмотрим на Radeon HD 4870 X2 без системы охлаждения:

Особо интересна центральная часть лицевой стороны платы, где уместились два графических процессора и чип-коммутатор:

Хорошо видно, что оба GPU повернуты по направлению к чипу, а микросхемы памяти установлены по двум сторонам от процессоров с оборотной и с лицевой сторон PCB.

На Radeon HD 4870 X2 установлены два графических процессора RV770, идентичных по функциональности тем, что устанавливаются на обычные Radeon HD 4870:

Оба GPU выпущены на Тайване на 27 неделе 2008 года и не имеют защитных крышек. Площадь каждого из кристаллов составляет 256 кв.мм., а число транзисторов около 956 млн. Каждый из графических процессоров оснащён 800 унифицированными шейдерными процессорами, 40 текстурными блоками и 16 блоками растеризации. Частоты работы обоих GPU в 3D-режиме одинаковы и составляют 750 МГц. Что интересно, по данным мониторинга, полученным с помощью утилиты GPU-Z и последней версии RivaTuner, в 2D-режиме до 500 МГц снижается частота только одного графического процессора из двух, а второй продолжает функционировать на полных 750 МГц. Возможно, в новых драйверах Catalyst или и вовсе в "свежих" версиях BIOS для Radeon HD 4870 X2 эта довольно странная особенность будет исправлена.

В отличие от Radeon HD 3870 X2, новая видеокарта оснащена чипом-коммутатором PEX8647 от компании PLX Technology :

Данная микросхема, второго поколения, обладает возможностью организации прямого обмена данными между двумя графическими процессорами и теперь с поддержкой вдвое большей пропускной способности, нежели микросхема, устанавливаемая на Radeon HD 3870 X2 (PEX85 47). Кроме того, в Radeon HD 4870 X2 появился канал передачи данных, именуемый как "Sideport", с пропускной способностью в 5 Гбайт в секунду. Однако, в настоящее время он отключён в драйверах Catalyst (либо ещё и вовсе не реализован разработчиками драйверов).

На каждый из графических процессоров приходится по восемь микросхем памяти стандарта GDDR5 суммарным объемом в 1 Гбайт. Таким образом, хоть и общий, но разделяемый, объём памяти видеокарты составляет 2 Гбайта. На HIS Radeon HD 4870 X2 установлены микросхемы производства компании Hynix:

Маркировка чипов - H5GQ1H24MJR-T0C, а их номинальное время доступа равно 1.0 нс при теоретической эффективной пропускной способности для стандарта GDDR5 равной 4000 МГц. Между тем, видеопамять HIS Radeon HD 4870 X2 функционирует на частоте в 3600 МГц, что полностью соответствует спецификациям Radeon HD 4870 X2 и HD 4870.

Вот что показывает утилита GPU-Z по первому и второму графическому процессору видеокарты:

Теперь о системе охлаждения видеокарты. Референсный кулер Radeon HD 4870 X2 фактически состоит из двух половинок: алюминиевой пластины с термопрокладками с оборотной стороны платы, и, собственно, основной системы охлаждения с лицевой стороны PCB:

Последняя состоит из металлического радиатора (судя по весу это не алюминий), выкрашенного в чёрный цвет, с установленной на нём турбиной, и двух медный радиаторов, предназначенных для охлаждения графических процессоров:

Сверху вся конструкция закрыта пластиковым кожухом, который служит своеобразным воздуховодом.

Радиаторы графических процессоров не блещут техническими изысками и представляют собой донельзя простой прямоугольник с толстым медным основанием в ~5 мм, и тонких медных рёбер высотой в ~25 мм:

Ровное и хорошо отполированное основание радиаторов контактирует с поверхностью кристалла GPU посредством густой серой термопасты.

Оба радиатора охлаждаются одной выпущенной в Китае турбиной, производства компании NTK Technologies Inc :

Модель турбины CF1275-B30H-C005, и, судя по данным на наклейке, потребляет она до 12 Ватт электроэнергии. Скорость вращения турбины регулируется автоматически в зависимости от температуры графического чипа в диапазоне от ~1150 до ~2900 об/мин (по данным мониторинга). Турбину не слышно только на её минимальной скорости вращения (примерно до ~1300 об/мин включительно). Жаль, конечно, но это плата за высокую скорость видеокарты.

Проверим температурный режим видеокарты. Методика тестирования заключалась в десятикратном прогоне бенчмарка Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 в разрешении 1920 х 1200 с активированным полноэкранным сглаживанием степени 4х и анизотропной фильтрацией уровня 16х. Все тесты проводились в закрытом корпусе ASUS Ascot 6AR2-B системного блока (конфигурацию вентиляторов в нём вы можете найти ниже в разделе с методикой тестирования):

Комнатная температура во время тестирования была равна 22 градусам Цельсия. Мониторинг частоты и температуры видеокарты осуществлялся с помощью RivaTuner v2.10 (автор - Алексей Николайчук AKA ). В связи с тем, что видеокарта разбиралась до проведения тестов, то стандартный термоинтерфейс на GPU был заменён на высокоэффективную термопасту Arctic Silver 5, нанесённую тончайшим слоем на оба графических процессора.

Посмотрим на температурный режим Radeon HD 4870 X2 при автоматической работе турбины системы охлаждения:

На графиках мониторинга приведена температура самого горячего GPU видеокарты. Второй процессор, по всей видимости расположенный ближе к турбине, прогревается только до 67 градусов Цельсия. Такая разница между температурами объясняется довольно просто, так как второму медному радиатору достается уже порядком нагретый воздух от ближнего к турбине радиатора GPU. Тем не менее, на мой взгляд, для топовой видеокарты температура в 91 градус Цельсия в пике нагрузки не является чем-то экстраординарным. А вот элементы цепей питания видеокарты прогреваются до 110 градусов Цельсия, что хоть и укладывается в допустимый предел, но, субъективно, с психологической точки зрения несколько настораживает.

Теперь о разгоне видеокарты. Так как альтернативной системой охлаждения для Radeon HD 4870 X2 мы пока не располагаем, то проверка оверклокерского потенциала видеокарты проводилась с использованием референсного кулера в его автоматическом режиме работы (на момент подготовки материала программного обеспечения для ручного управления скоростью вращения турбины видеокарты не было). Разгон видеокарты осуществлялся с помощью утилиты AMD GPU Clock Tool версии . Нам на тестирование было предоставлено сразу же две таких видеокарты от HIS. Первая из них без потери в стабильности и в качестве картинки смогла стабильно функционировать на частотах в 800/3800 МГц, а на второй удалось достичь частот в 820/3800 МГц (+9.3/+5.6 %):

Что интересно, температура самого горячего ядра видеокарты возросла только на 1 градус Цельсия, но произошло это, скорее всего, ввиду того, что турбина системы охлаждения раскрутилась на ~150 об/мин сильнее, чем в номинальном режиме работы видеокарты:

Об уровне шума турбины мы поговорим в разделе с результатами его измерения.

BIOS видеокарты HIS Radeon HD 4870 X2 2х1 Гбайт вы можете скачать из файлового архива (WinRAR архив, 46.2 Кбайт). Рекомендованная стоимость на новинку составляет 549 долларов США.



Загрузка...