sonyps4.ru

Работа в программе sketchup 8. Как делать проекты в SketchUp — советы от профессионала

Программа SketchUP включает в себя колоссальные возможности для работы с 3D-объектами. Функционал этого редактора настолько огромен, что при обычных условиях, у людей уходят недели, а то и месяцы практики, прежде чем они начинают заниматься серьезным проектированием. Мы предлагаем вам отбросить метод “тыка” и воспользоваться готовым учебным материалом, который познакомит вас с основами моделирования и сделает уверенным пользователем SketchUP 8 за пару дней!

Для более комфортного обучения, мы подготовили 2 видео-курса: базовый, где рассматривается интерфейс и функционал программы, и практический, где на ваших глазах, по шагам, человек создает 3D-модель дома в SketchUP. Вам остается определить, что важнее посмотреть сначала.

SketchUP: базовый курс

Сборник пошаговых видео уроков для начинающих. Рекомендуется к просмотру пользователям, которые ранее работали с программой, но ещё не освоили весь функционал. Сборник состоит из 16-ти уроков, общей продолжительностью 1 час 50 минут. Потратьте это время на внимательное изучение, и оно щедро наградит вас богатыми плодами знаний.

Выбираем шаблон рабочей области, создаем проект и приступаем к изучению основных функций SketchUP.


Углубляемся в детализацию своих моделей. Знакомимся с инструментами “сдвиг” и “по направляющей”, а также учимся задавать точные размеры.


Учимся моделировать свое помещение по точным размерам.


Как важно знать при создании собственных моделей мебели и какими инструментами пользоваться.


В данном уроке мы рассмотрим все способы выделения объектов для их дальнейшего использования.


Разбираем способы копирования объектов для ускорения этой рутинной операции в будущем.


Что нужно знать для создания зеркального отражения объекта. Узнаем в этом уроке.

Урок 1 - Основные инструменты моделирования
Урок 2 - Доп. инструменты и установка размеров
Урок 3 - Создаем интерьер
Урок 4 - Моделируем мебель
Урок 5 – Выделение
Урок 6 - Копирование объектов
Урок 7 - Зеркальное отражение
Урок 8 - Компоненты и группы
Урок 9 - Создание ландшафта
Урок 10 - Сцены и анимация
Урок 11 - Сечения (Основы)
Урок 12 - Продвинутое сечение
Урок 13 - Фиксация объектов по осям
Урок 14 - Фиксация по осям (Продолжение)
Урок 15 – Автодорисовка
Урок 16 - 3D-модель по фотографии

Создаем дом в SketchUP

Показательный видео-инструктаж по моделированию дома в редакторе в SketchUP. Вы увидите на наглядном примере, как из разнообразных элементов (пола, стен, окон, крыши и т.д.) создается трехмерная модель строения. Демонстрация длиться 3 часа 52 минуты и состоит из 8-ми видеороликов. Наслаждайтесь просмотром и вникайте в процесс, чтобы повторить увиденное на своих проектах.

Эта мощная и несложная в освоении (и к тому же бесплатная!) компьютерная программа поможет ускорить полет вашей творческой мысли, и вы сможете проектировать свои изделия быстрее, чем когда-либо.

Я предпочитаю работать с деревом (здесь не имеется в виду карандаш), нежели рисовать. Однако, приступая к работе без чертежей, которыми я мог бы руководствоваться, рискую получить лишь разочарование и пустую трату материала. Недавно я открыл для себя кое-что получше, чем исчерканная бумага и неуверенность. Бесплатная программа под названием Google SketchUp получила море положительных отзывов на интернет- форумах, посвященных программному обеспечению. Люди с любым уровнем подготовки скачивают SketchUp и в тот же день начинают с ним работать. Итак, я загрузил программу и устроил для себя ускоренный курс проектирования столярных изделий, взяв для оттачивания навыков уже существующий проект — настольную салфетницу. Безусловно, были моменты, когда я терпел неудачу (хотя их было не так много, как в моем первом опыте работы с шипорезным приспособлением). Но уже через несколько часов все стало понятным, и я смог перейти к проектированию стеллажа для книг и прикроватной тумбочки. Теперь можно рассказать о том, чему я научился и что необходимо знать вам, чтобы добиться первых результатов.

Боб Уилсон, технический редактор

Загрузка и изучение SketchUp за пять шагов

1 Зайдите на страницу http://www.sketchup.com/download. Загрузите бесплатную версию SketchUp, следуя появившимся инструкциям. Затем установите программу.

2 Распечатайте на принтере «Карту быстрой справки», находящуюся в меню «Справка» сайта. В ней описаны способы активации разных инструментов программы.

3 Зайдите в раздел «Видеоуроки» и откройте в нем ссылку «Для новых пользователей SketchUp». Посмотрите видеоролики, демонстрирующие программу в действии.

4 Теперь можно непосредственно учиться работе с программой. Не торопясь, просмотрите пошаговое обучающее руководство «Introduction to Sketchup». Затем посмотрите содержащееся в этом же разделе сайта руководство «Start a Drawing» (в трех частях).

5 Прежде чем приступать к разработке столярных проектов, потратьте несколько часов на то, чтобы просто ознакомиться с возможностями программы.

Новый подход к проектированию

SketchUp разработан для пользователей, предпочитающих заниматься дизайном, а не изучать компьютерные программы. Так, всего один щелчок мыши позволяет превратить двухмерную фигуру в трехмерный объект, а еще пара щелчков — создать копию этого объекта. Вы даже можете применять к модели различные древесные текстуры, чтобы решить, какой материал использовать, чтобы она лучше смотрелась — например, орех или клен.

Иногда кажется, что SketchUp читает ваши мысли. Например, если нужно найти середину линии, «аналитический центр» программы выдаст соответствующее сообщение, как только курсор приблизится к этой точке. Это относится и к другим точкам вашего чертежа.

На самом деле ни одна программа не будет думать за вас. Программа не выдаст никаких предупреждений, если шип в соединении окажется на 6 мм длиннее, чем необходимо, и не подвергнет’ критике пропорции шкафа шириной 30 см и высотой 2,4 м. Кроме того, если вы планируете использовать подготовленный в SketchUp чертеж при работе над изделием, он должен быть точным и подробным.

По сравнению со штатными цветами и текстурами SketchUp бесплатный дополнительный модуль IDX Renditioner Express (idx-design.com) представляет собой значительный шаг вперед. Он придает реалистичность и позволяет добавлять естественное или искусственное освещение, чтобы понять, как ваш проект будет выглядеть в натуре. Все это делается прямо в программе SketchUp.

Осваиваем основы SketchUp

Загрузите и установите Google SketchUp* на компьютер, используя инструкции на предыдущей странице. В процессе установки следуйте появляющимся на экране указаниям.

* При подготовке данной статьи использовался SketchUp версии 6. Скачанная вами более поздняя версия может выглядеть иначе. Все версии имеют варианты для Windows и для Мае. Чтобы узнать, будет ли работать на вашем компьютере новая версия, ознакомьтесь с «Требованиями SketchUp к аппаратному и программному обеспечению», размещенными в разделе «Загрузки» сайта sketcliup . gooyle . com .

При первом запуске программы она попросит вас задать настройки, применяемые по умолчанию. Выберите шаблон «Проектирование изделий и деревообработка» и единицу измерения «миллиметры». Вы сможете изменить эти настройки позже командой меню Окно -» Параметры. (Если вам незнакома данная терминология, обратитесь к изображению окна программы, вверху в центре.)

Далее изучите основы работы в программе, используя руководства от Google. Зайдите в разделы Учебные курсы — Видеоруководства и Учебные курсы — Пошаговые обучающие руководства и проработайте имеющиеся в них уроки, начиная с уроков «Для новых пользователей SketchUp». Эти руководства пошагово проведут вас от начального знакомства с программой до создания сложных моделей. Что касается данной статьи, то вам понадобится выполнить уроки вплоть до «Для пользователей, знакомых с SketchUp». Если хотите увидеть на экране подсказки, изображающие действие разных инструментов, включите функцию Оки» Учебник. С самого начала вырабатывайте привычку использовать экономящие время команды, вызываемые с помощью мыши и быстрых клавиш, перечисленных справа. Научившись создавать трехмерные объекты и перемещаться вокруг них, вы будете уже готовы применить эти навыки к столярному проекту.

Пример роботы — салфетница

Чтобы показать, как смоделировать в SketchUp реальное столярное изделие, мы использовали в качестве модели проект салфетницы. Это означает, что у нас уже имеются размеры всех деталей. При проектировании изделия с нуля вначале определите его общие размеры на бумаге или с помощью предварительной модели, которую вы в дальнейшем сможете изменить. Настало время включить компьютер, открыть SketchUp и начать работу.

Изучаем моделирование в SketchUp на примере

1. Чтобы смоделировать салфетницу, вначале создайте новое окно моделирования при помощи шаблона «Проектирование изделий и деревообработка». Используя диалоговое окно Окно Данные модели, задайте точность 1 мм. Теперь нарисуйте прямоугольник и удалите его. Обратите внимание, что подсказки в строке состояния меняются в зависимости от выбранного инструмента.

2. Отложите расстояния от красной и зеленой осей при помощи инструмента Рулетка, чтобы создать направляющие линии для ножек и верхней рейки (либо введите их значения в контрольное окошко Размеры). Начертите по этим направляющим прямоугольник, используя инструмент Прямоугольник.

3. При помощи инструмента Рулетка установите направляющие точки на одной из длинных сторон прямоугольника на расстоянии 10 мм от углов (если необходимо, увеличьте угол обзора). Используя инструмент Дуга, щелкните по направляющим точкам и медленно двигайте указатель мыши, пока конец дуги не установится в положение, соответствующее четверти окружности.

4. При помощи инструмента Выбор выделите одну из прямых сторон получившегося сектора. Клавишей Delete (не Ластиком) удалите ее и прилежащую к ней область, затем удалите другую линию. Чтобы продублировать эту форму для ножек, вы делите прямоугольник и используйте инструмент Переместить с нажатой клавишей Shift (на компьютерах Мае — клавишей Option ). После того как вы закончили с контурами ножек и рейки, вытяните их с помощью инструмента Тяни/Толкай до толщины 13 мм.

5. Нанеся новые направляющие линии и начертив прямоугольник для опоры, разметьте параллельные кривые, используя направляющие точки и инструмент Дуга. Выделите и удалите углы, чтобы получить дугообразную форму.

6. С помощью инструмента Линии разметьте пересечения прямоугольников, формирующих выемки, с дугой и удалите эти линии. Далее закончите лугообразную форму и сделайте ее копию. На одной из деталей начертите линии пазов, используя направляющие линии и инструмент Линия.

7. При помощи инструмента Тяни/ Толкай вытяните обе опоры вверх до толщины 13 мм. Чтобы создать в опорах пазы для стоек, опустите на 3 мм участки между линиями, проведенными на этапе 6. Когда детали будут готовы, удалите направляющие линии.

8. SketchUp не строит параболические кривые, только фрагменты окружностей. Чтобы нарисовать эту дугу, добавьте направляющие точки, где указано, и при помощи инструмента Дуга медленно протяните кривую до требуемой формы. Удалите лишнюю область и вытяните деталь до толщины 13 мм.

9. Иногда требуется получить зеркальное отражение детали, как в случае со стойкой салфетницы. Используя инструмент Переместить и удерживая клавишу Control (на компьютерах MacOption ), создайте дубликат стойки и не снимайте выделение. В контекстном меню выберите команду Отразить по — Красная ось компонента данном случае), чтобы создать зеркальную копию.

10. Чтобы скруглить ребра, установите направляющие точки на двух смежных линиях одного из торцов на расстоянии 3 мм от угла. Начертите между этими точками дугу в четверть окружности. Увеличив масштаб, убедитесь, что дуга не выходит за прямые линии. Выделите угол и инструментом Тини/Толкам протяните угол к противоположному торцу, где он должен исчезнуть. Вы видите несколько близко расположенных параллельных линий, поскольку SketchUp не строит идеальные кривые, а формирует их из ряда плоских граней.

11. Чтобы подготовить детали к сборке, вначале поверните их в нужное положение инструментом Повернуть. Поворачивая деталь, проверьте, что она установлена вдоль нужной оси, в данном случае синей. Когда совпадение будет достигнуто, программа отобразит соответствующую надпись.

12. Поскольку подготовленные чертежи предназначены для выпиливания по ним деталей, полезно проставить размеры при помощи инструмента Указатель размера. (Размеры не будут проставлены на копиях деталей.) Чтобы сгруппировать грани и ребра, образующие каждую из деталей, три раза щелкните по одной из поверхностей детали и в контекстном меню выберите Создать группу.

13. Теперь давайте виртуально соберем наше изделие. Расстояние между ножками салфетницы составляет 102 мм, поэтому создайте две параллельные направляющие линии на указанном расстоянии друг от друга и одну перпендикулярную направляющую линию, служащую для выравнивания ножек. При выравнивании сгруппированных поверхностей и ребер детали не обращайте внимания на обозначающие деталь синие границы выделения — их нельзя выставить по направляющим линиям. Увеличьте масштаб отображения направляющих и подведите грань ножки к одной из направляющих линий, а торец ножки — к перпендикулярной направляющей линии. 11ерепроверьте правильность их установки с помощью Рулетки. Результат измерения, перед которым отображается знак тильды (~), означает, что расстояние измерено приблизительно, и деталь может быть установлена неточно.

14. Чтобы точно установить одну деталь на другую, используйте направляющие точки и пересекающиеся линии сгруппированных деталей. Например, опоры салфетницы устанавливаются на расстоянии 6 мм от торцов ножек. Используйте Рулетку, чтобы поставить направляющую точку на расстоянии 6 мм от торца ножки. Используя инструмент Переместить, поднимите копию крайней опоры и примерно установите ее на место. Подведя курсор к углу выемки, перемещайте опору, пока ее угол не совпадет с направляющей точкой. Проверьте положение опоры на противоположной ножке. Вы можете использовать этот прием, чтобы соединить направляющие с крайней опорой.

15. Если хотите, чтобы детали остались соединенными друг с другом, сгруппируйте их так же, как ранее сделали с верхней рейкой, используя команду Создать группу в контекстном меню. Чтобы оставить между рейкой и стойками у обоих концов салфетницы зазор в 1,5 мм, с помощью инструмента Рулетка поставьте направляющую точку на нижней грани рейки, отступив 1,5 мм от ее торца. Вставляя прижим с рейкой между стойками с обеих сторон салфетницы, подведите направляющую точку к ребру стойки. Теперь, пользуясь инструментами Орбита и Панорама, вы можете рассмотреть вашу законченную модель под разными углами.

16. Яркие цвета, используемые для различения деталей, не позволяют наглядно представить готовый проект. Используйте образцы древесных текстур, имеющиеся в диалоговом окне Цвет, или загрузите набор текстур со страницы woodmagazine.com/woodgrain. Щелкните правой кнопкой мыши на каждой из сгруппированных деталей и выберите в контекстном меню команду Разъединить. Сразу же назначьте текстуру при помощи инструмента Заливка, и снова сгруппируйте.

17. Текстуры клена и ореха (пород, рекомендованных в описании проекта салфетницы) придадут модели более реалистичный вид.

Программа SketchUp обрела большую популярность среди архитекторов, дизайнеров и 3Д-моделеров благодаря очень простому и дружелюбному интерфейсу, легкости в работе, лояльной цене и многим другим преимуществам. Это приложение используют как студенты дизайнерских вузов, так и серьезные проектные организации, а также фрилансеры.

Для каких же задач SketchUp подходит больше всего?

Архитектурное проектирование

Конек Скетчапа — эскизное проектирование архитектурных объектов. Эта программа окажет большую помощь на том этапе проектирования, когда заказчику нужно в кратчайшие сроки продемонстрировать общее архитектурное решение здания или его интерьера. Без траты времени на фотореалистичное изображение и создание рабочих чертежей, архитектор может воплотить свою идею в графический формат. От пользователя требуется лишь создать с помощью линий и замкнутых фигур геометрические примитивы и окрасить их нужными текстурами. Все это делается в несколько кликов, в том числе и настройка освещения, неперегруженная сложными функциями.

Скетчап очень удобен при создании технических заданий конструкторам и визуализаторам. В этом случае проектанту достаточно лишь оформить «болванку» для понимания задачи подрядчиками.

Алгоритм работы в SketchUp основан на интуитивном рисовании, то есть вы создаете модель так, как если бы рисовали ее на листе бумаги. При этом, нельзя сказать, что изображение объекта получится слишком ненатуральным. Используя связку SketchUp + Photoshop, можно создать впечатляюще реалистичные рендеры. Вам достаточно набросать эскиз объекта и уже в Фотошопе нанести реалистичные текстуры с тенями, добавить атмосферные эффекты, фотографии людей, автомобилей и растений.

Этот способ выручит тех, у кого нет достаточно мощного компьютера для просчета сложных и тяжелых сцен.

Более новые версии программы, помимо эскизного проектирования, позволяют создавать комплекты рабочих чертежей. Это достигается с помощью расширения «Layout», входящего в профессиональную версию SketchUp. В данном приложении можно создать макеты листов с чертежами, согласно строительным нормам. В виду высоких цен на «большой» софт, данное решение уже оценили многие проектные организации.

Дизайнерское проектирование мебели

С помощью линий, операций редактирования и текстурирования в Скетчапе элементарно создается мебель самых разных типов. Готовые модели можно экспортировать в другие форматы или применять в своих проектах

Проектирование с привязкой к местности

Благодаря связке с Google Maps, вы можете точно расположить свой объект в ландшафте. При этом вы получите корректное освещение в любую пору года и время суток. Для некоторых городов существуют трехмерные модели уже построенных зданий, поэтому вы можете поместить свой объект в их окружение и оценить, как изменилась окружающая среда.

Это был далеко не полный список того, что может программа. Попробуйте как работать, используя SketchUp, и вы будете приятно удивлены.

Действуйте согласно инструкциям. Прочитайте их внимательно, так как в зависимости от типа вашего компьютера, инструкции могут меняться.

Запустите программу. Вы увидите три перпендикулярных оси, что сразу же создаст ощущение трехмерного пространства. Ознакомьтесь с набором инструментов. В нем есть такие инструменты, как Линия, Окружность и Многоугольник. Каждый из них предоставляет вам разнообразные возможности создания необходимых вам форм.

Ознакомьтесь с основными функциями навигации программы:

  • Первое, что вам нужно знать о программе Google SketchUp, это наличие в ней 10 простых инструментов, которые пригодятся вам в создании модели. В первую группу входят такие инструменты, как: Орбита, Панорамирование и Масштабирование. Вы можете использовать их для перемещения по чертежу и рассматривания его с различных ракурсов. В этом описании вы найдете краткое объяснение назначения данных инструментов.
  • Для того чтобы сдвинуть весь экран, одновременно нажимайте на центральную кнопку мышки и удерживайте клавишу Shift на клавиатуре.
  • Чтобы удалить объект, воспользуйтесь кнопкой Выбрать (с изображением стрелки) из набора инструментов. Когда объект выделен, он будет подсвечен синим. Для удаления выбранного объекта нажмите клавишу Delete на клавиатуре.
  • Чтобы сохранить свою работу, выберите опцию «Save As» (сохранить как) в меню «File» (в левом верхнем углу). Выберите папку, в которой файл будет храниться. Введите имя файла и нажмите «Save» (сохранить). Ваш файл будет сохранен с расширением.SKP.
  • Начертите несколько линий. Режим Линия установлен по умолчанию, когда вы запускаете программу SketchUp. Этот режим, очевидно, позволяет чертить линии. Попробуйте его и посмотрите, что получится, просто чтобы ознакомиться со способом нанесения линий. Помните при этом, что линя обладает только одним измерением, так что прикрепить ее к оси не удастся.

    Начертите фигуры. Кроме линий, вы также можете создавать двухмерные фигуры, используя соответствующие инструменты. Чтобы потренироваться в этом, начертите какие-нибудь прямоугольники, окружности и многоугольники. Все что для этого нужно - это выбрать соответствующий инструмент, нажав на его иконку в меню.

    • Принимая во внимание, что это программа для создания трехмерных изображений, вы увидите, что двухмерные фигуры располагаются в горизонтальной плоскости. А если существует нижележащая поверхность, то фигура будет к ней прикреплена.
  • Перейдите к созданию трехмерных объектов. Этого можно достичь, если «выдавить» или «вдавить» двухмерную фигуру из/в трехмерную форму. Воспользуйтесь инструментом Вдавить/Выдавить и воздействуйте им на уже созданные двухмерные фигуры. Наблюдайте, что происходит.

    Научитесь пользоваться панорамированием и орбитой. В любой программе обработки трехмерных изображений необходимо иметь возможность рассматривать созданные объекты с разного ракурса, и у SketchUp такая возможность тоже есть. Режим панорамирования позволяет вам сдвигать чертеж вправо, влево, вверх и вниз. Можно также комбинировать эти методы. Режим орбиты позволяет вам вращаться вокруг созданного объекта, чтобы рассмотреть его со всех сторон. Таким образом, меняя проекцию, можно увидеть объект под любым углом.

    • Для поворота вокруг изображения пользуйтесь центральной кнопкой прокрутки вашей мышки. С этой же целью можно также воспользоваться кнопкой Орбита в верхней панели инструментов (на этой кнопке изображены две красные стрелки).
  • Двигайте и вращайте объекты. Это самоочевидно и весьма полезно, так как дает вам возможность изменить позицию созданных объектов. Поэкспериментируйте с режимами Двигать и Вращать, чтобы убедиться, что вы умеете менять положение объектов.

    Раскрасьте объект. Законченный объект обычно раскрашен в серо-голубой цвет. Если объект находится в стадии создания, раскрасить его нельзя. Используя режим Раскрашивания, объектам можно придавать цвет или текстуру. Если вы выберете текстуру, то программа SketchUp сама выровняет ее по поверхности, облегчая вашу работу и делая ее более интересной.

    Научитесь пользоваться возможностью масштабирования. Этот инструмент позволит вам увеличивать или уменьшать масштаб изображения создаваемых форм, а также рассматривать формы более подробно. Если на вашей мышке есть колесо прокрутки, то вы обнаружите, что поворачивая его в одном направлении вы увеличиваете масштаб, а поворачивая в другом – уменьшаете его.

    Исследуйте модели, встроенные в программу SketchUp. Существует много таких моделей. Если вы найдете в этом наборе подходящую вам модель, то вам не придется ее изобретать заново. Коллекция трехмерных объектов предлагает на выбор объекты в областях архитектуры, ландшафтного дизайна, строительства, изображения людей, игровых площадок и транспорта. Рекомендуется воспользоваться этой библиотекой готовых компонентов, чтобы решить, если какие-нибудь их них представляют для вас интерес и могут быть использованы в вашей работе.

    Научитесь пользоваться контрольными линиями. Программа SketchUp позволяет вам разместить контрольные линии в любом месте вашего чертежа. Затем вы сможете использовать их для выравнивания объектов. Контрольные линии отображаются пунктирными линями на вашем чертеже.

  • Когда вы научитесь пользоваться стандартными инструментами, изучите более сложные инструменты программы SketchUp. Сюда входят: Изменение размера, Пропорциональное изменение размера, Следуй за мной, Дуга, Текст, Угол и Рулетка.

    • «Инструмент Изменение размера»: чтобы воспользоваться этим инструментом, выберите объект и потяните за один из маленьких кубиков, расположенных в углах и на поверхностях объекта, чтобы придать объекту любой размер. Таким способом вы можете создавать широкие, высокие, короткие или низкие объекты.
    • « Инструмент Следуй за мной»: этот инструмент позволяет вам создать новый объект, двигая уже созданный объект по определенному пути.
    • «Инструмент Пропорциональное изменение размера»: если нажать на поверхность объекта с помощью этого инструмента, то создастся в точности такая же поверхность. Вы можете увеличить или уменьшить эту поверхность, в зависимости от того, как далеко вы потянете за курсор.
  • Изначальное предназначение программы Google SketchUp – дать пользователям возможность создавать модели зданий и добавлять их на карты Google, поэтому она приспособлена для создания архитектурных объектов. Впрочем, моделировать можно и мебель, и посуду, и транспортные средства, и оружие – словом, практически все рукотворные объекты. Для природных объектов с их «неправильными» линиями этот редактор не подходит.

    В платной версии программы есть функция экспорта в формат *obj, благодаря этому модели, сделанные в Google SketchUp, можно использовать в других программах, например, в ландшафтном редакторе Bryce.

    Окно программы

    При первом запуске программы она предложит выбрать единицы измерения: метры, дюймы. В открывшемся окне появится «поле», на котором будут размещаться объекты, трехмерная система координат и человеческая фигура, с которой можно соотносить размеры объектов. При желании ее можно удалить, выделив и нажав клавишу Delete.

    Манипулировать этим рабочим полем можно с помощью трех инструментов: «Панорама» (значок на панели в виде руки) – для передвижения, «Орбита» (изогнутые стрелки) – для вращения и «Масштаб» (лупа) для увеличения.

    В правой части экрана находится окно «Учебник». Выбрав ту или иную функцию, в нем можно увидеть пояснения, как ею пользоваться, в виде текста и анимированной картинки. Начинающему пользователю это очень помогает.

    В левом нижнем углу можно увидеть «Измерения». Там при создании объектов будет отображаться длина линии, сторона прямоугольника, радиус окружности или расстояние от центра шестиугольника до его угла.

    Для работы с любым объектом или его частью объект нужно выделить с помощью инструмента «Выбрать» (значок в виде стрелки). Одинарный щелчок левой кнопкой мыши выделяет только плоскость, двойной – плоскость вместе с линиями. Чтобы выделить объект целиком, нужно нажать левую клавишу мыши за пределами объекта и, не отпуская, протянуть по диагонали, «охватив» объект.

    Создание моделей

    Моделирование начинается с создания основы на плоскости, которой станет определенная фигура. Необходимые для этого инструменты находятся в меню «Рисование», при желании их можно вынести на панель: линия (иконка в виде карандаша), прямоугольник (квадрат), окружность, дуга, «от руки» (имеется в виду произвольная линию, значок в виде кривой) и многоугольник (значок в виде треугольника, но в действительности имеется в виду шестиугольник). Удалять лишние фигуры или их части, отграниченные линиями, позволяет инструмент «Ластик» в меню «Инструменты».

    Теперь, когда фигура создана, ее можно сделать объемной. Для этого служит инструмент «Тяни-толкай» в меню «Инструменты» (параллелепипед с прямой стрелкой, направленной вверх). Он превращает прямоугольник в параллелепипед, квадрат в куб, круг в цилиндр, по такому же принципу «вытягивается» любая фигура.

    Более сложный вариант этого инструмента – «Ведение» (похожий значок, но с изогнутой стрелкой). Она «вытягивает» фигуру не прямо, а по заранее начерченной траектории. Так можно сделать, например, карниз по периметру здания.

    Один из самых простых вариантов «Ведения» – создание тел вращения. Так можно создать бокал, церковный купол или колокол. Необходимо начертить вертикальный прямоугольник. Удобнее всего расположить его так, чтобы один из углов совпадал с центром системы координат, а две стороны – с осями. На прямоугольнике нужно нарисовать фигуру, представляющую собой половину поперечного сечения объекта. Середина фигуры должна совпадать с осью координат. Участки прямоугольника, находящиеся за пределами фигуры, удаляются ластиком.

    Теперь нужно начертить круг с центром в нулевой точке координат, а окружность должна совпадать с краем фигуры. Инструментом «Выбрать» нужно выделить плоскость круга (но не линию окружности!) и удалить ее, чтобы осталась только линия. Теперь, выделив плоскость фигуры, нужно провести инструментом «Ведение» вдоль окружности до замыкания.

    В моделировании не обойтись без измерений. Для этого служит инструмент «Рулетка» (иконка в виде этого предмета). С ее помощью можно не только измерять фигуры, но и намечать линии на них. Это нужно, например, для того, чтобы начертить окна на одном уровне.

    Возможно, размер объекта придется изменить с помощью инструмента «Масштабировать» (прямоугольник с диагональной красной стрелкой внутри). Прежде чем применять его, нужно выделить объект или его часть. Масштабировать можно не только весь объект, но и его грань. Таким способом можно, например, превратить параллелепипед в усеченную пирамиду, а цилиндр в усеченный конус.

    Еще один важный инструмент – «Сдвиг» (две дуги, пересеченные красной стрелкой). С его помощью делается «копия» плоской фигуры, расположенная внутри ее или наоборот – за пределами, вокруг фигуры.

    Текстуры

    Для наложения текстур используется инструмент «Заливка» (значок в виде ведра и льющейся краски). Когда выбран этот инструмент, появляется окно «Материалы». В меню текстуры сгруппированы по разновидностям: «Металл», «Древесина», «Ковры и ткани» и т.д. Выбрав текстуру, можно перейти на вкладку правка. Материал можно сделать более темным или светлым, можно создать на его основе новый или загрузить в качестве текстуры любой графический файл, а также отрегулировать степень прозрачности. Когда материал готов, можно приступать к «окрашиванию», щелкая правой клавишей мыши по каждой плоскости объекта.

    Тем, кто собирается использовать модели в редакторе Bryce или DAZ Studio, следует знать один нюанс. Текстуры из SketchUp в этих программах выглядят не лучшим образом, их придется заменить другими. Чтобы это было возможным, нужно «раскрашивать» по-разному части модели, на которые предполагается накладывать разные текстуры, иначе потом нельзя будет разгруппировать объект. Неважно, какими будут текстуры, главное, чтобы они были разными, причем каждую плоскость нужно «окрасить» с обеих сторон.

    Если модель создавалась для помещения ее на карту Google, это можно сделать, выбрав в меню «Файл» пункт «Географическое положение» и подпункт «Добавить местоположение». В отдельном окне откроется географическая карта. В строке поиска можно набрать название города, а затем найти в нем нужное место.

    Разумеется, это не все возможности Google SketchUp, но этих сведений достаточно для того, чтобы начать работать с нею. В процессе работы откроются и другие секреты программы.



    Загрузка...