sonyps4.ru

Международная экспансия китайских SoC-платформ с лицензией ARM

В последнее время жаловаться на судьбу компании ARM не приходится. Смартфонно-планшетная революция, о необходимости которой так долго мечтали потребители и производители гаджетов, совершилась. И решения ARM сыграли в ее победе далеко не последнюю роль. Чрезвычайно энергоэффективные, но при этом достаточно производительные вычислительные платформы, предлагаемые инженерами ARM, позволили ключевым чипмейкерам разработать системы на чипе (SoC), являющиеся основой сотен миллионов мобильных устройств и встраиваемых решений.

В этом смысле - с точки зрения эффективности бизнеса - ARM со своими RISC -процессорами попала в высший эшелон производителей решений для кремниевого «железа», став рядом с такими гигантами, как Intel и AMD .

Но взобраться на вершину - вовсе не означает закрепиться на ней навечно. Рынок - штука очень переменчивая, и та же компания Intel не сидит на месте, наблюдая за успехами ARM в отрасли мобильных устройств. Проходящая ныне в Тайбэе выставка иллюстрирует активный ответ Intel миру мобильных решений. Ультрабуки на основе 22-нанометровой технологии Ivy Bridge , с трехмерными (Tri-Gate) транзисторами демонстрируют впечатляющую производительность и энергоэффективность. И при этом их формфакторы стирают рамки между привычными нам ноутбуками и трендом последних лет - планшетами. А интегрированная в процессорный чип графическая подсистема Intel HD Graphics (4000 для продвинутых решений и 2500 для бюджетных девайсов) вплотную приближает графические возможности мобильных устройств к производительности их настольных собратьев с дискретной графикой.

Впрочем, в области графических подсистем у ARM также имеется вполне достойный ответ CISC -чипмейкерам. Ее решение интегрированной графической подсистемы, технология Mali , буквально за несколько лет выросло из «гадкого утенка» в высокопроизводительное GPGPU-решение, составляющее конкуренцию не только рынку интегрированной графики Intel и AMD, но и продукции таких матерых игроков мобильного GPU-рынка, как, к примеру, Imagination Technologies .

Достаточно вспомнить, что бестселлер рынка смартфонов, Samsung Galaxy S II , да и его преемник Galaxy S III , используют графический процессор Mali-400 MP. А старший брат, графический процессор Mali-T658, представленный ARM в ноябре прошлого года, предлагает просто невероятный для мобильных устройств пользовательский опыт.

Как же устроены GPU Mali? В чем преимущества их совместного использования с процессорными решениями ARM? Каковы их перспективы? Попробуем ответить на эти вопросы.

Норвежские родители и хорватское имя малыша из Средиземья

История появления GPU Mali уникальна сама по себе. Начать стоит с того, что корни у технологии Mali - норвежские, а вот имя - хорватское (Mali на хорватском означает, конечно же, «малыш»).

В 1999 году студент норвежского Университета науки и технологии в Трондхейме Эдвард Соргард (Edvard Sorgard) задумался о своей будущей карьере. С детства очарованный возможностями компьютерной графики, которые ему демонстрировал подаренный родителями Commodore-64 , Эдвард изо всех сил мечтал разработать самый лучший в мире графический чип.

В своих честолюбивых мечтах он был вовсе не одинок. В 2001 году Эдвард Соргард с несколькими однокурсниками создает компанию Falanx . Бизнес-план у Falanx был прост - разработать архитектуру графического процессора для рынка персональных компьютеров, которую потом лицензировать разработчикам чипов. То есть стать fabless-производителем, по типу компании ARM.

Сложностей в реализации этого бизнес-плана было море, начиная с недоверия потенциальных инвесторов, «проколовшихся» с мыльным пузырем доткомов, небольшим предпринимательским опытом вчерашних студентов и астрономической суммой, которая требовалась для успешного старта проекта. Однако все они компенсировались интересной идеей архитектуры интегрированного GPU и энтузиазмом команды разработчиков.

От идеи до ее реализации в референс-дизайн на бумаге прошло четыре долгих и трудных года.

В 2005-м случилось статистически невероятное событие. Команда разработчиков во главе с Эдвардом Соргардом начала поиски потенциального покупателя их решения. В это же время руководство компании ARM поручило Джему Девису (Jem Davies), вице-президенту по мультимедиа-технологиям, найти стартап, разрабатывающий графические процессоры, с помощью которого ARM смогла бы достойно ворваться на рынок GPU.

Команда Falanx смогла убедить Джема в своей способности реализовать разработанную ими GPU-архитектуру Udgard (в норвежской мифологии - место обитания богов) и довести до ума уникальные решения будущей архитектуры Midgard (Средиземье - место, где боги и люди живут бок о бок). Так, Falanx влилась в ARM, став ее норвежским подразделением, отвечающим за графику. Спустя год команда Эдварда Соргарда выдала на гора первую физическую реализацию архитектуры Udgard - графический процессор Mali-200.

Архитектура Udgard. От Mali-200 к многоядерному Mali-400 MP

Реализация GPU Mali-200 в кремнии и его тесная интеграция с бестселлером рынка того времени процессором ARM1176JZFS позволила компании ARM прочно закрепиться на рынке устройств с графическими дисплеями - мобильных телефонов, медиаплееров, навигаторов, фоторамок, терминалов встраиваемых систем.

Реализованный по 65-нанометровой технологии, чип Mali-200 площадью 4,1 мм2 обладал всего двумя графическими процессорными модулями - блоком вершинных шейдеров (vertex processor) и фрагментным процессором (fragment processor), работавшими на частоте 275 МГц. Их производительность (16 миллионов полигонов в секунду в 3D и 275 миллионов пикселей в секунду в 2D) не впечатляла.

Однако у архитектуры Udgard, на базе которой и был создан Mali-200, был припрятан козырь в рукаве. Им стали собственный модуль управления памятью (MMU - Memory Management Unit) и модуль интеграции с интерфейсом AMBA 3 - шиной, обеспечивающей взаимодействие процессорного ядра ARM с другими компонентами SoC . Благодаря этому козырю графические ядра Mali-200 получали доступ ко всей оперативной памяти чипа. Поддержка же спецификации шины AMBA обеспечивала доступ к графическим возможностям Mali-200 массе совместимой с этим стандартом периферии. Вместе с «железными» решениями команда Mali обеспечила разработчиков множеством API-функций, средствами программирования и кучей примеров кода графических приложений (Mali Software). Благодаря этому Mali-200 был совместим со стандартом 2D векторной графики OpenVG 1.1, стандартами 2D/3D графики OpenGL ES 1.1 и 2.0 (причем с последним он работал на Full HD-разрешении), а также с другими открытыми спецификациями Khronos Group .

О шустрости Mali-200 можно судить по многочисленным реализациям графического интерфейса пользователя - например таком, от компании DigitalAria.

Останавливаться на достигнутом команда Mali не планировала. Следующим ее шагом, ставшим промежуточным Udgard-решением, был GPU Mali-300. Чип стал, как говорится, работой над ошибками предшественника. В логику его работы была включена небольшая (8 килобайт), зато оптимизированная для графических данных кэш-память второго уровня, а также поддержка новинок ARM семейства Cortex - процессоров Cortex-A8 и Cortex-A9. Выросла и производительность двух графических процессоров Mali-300, получив двукратный прирост на базовой частоте 275 МГц и трехкратный на новой для чипов Mali частоте 400 МГц.

Главный же бестселлер архитектуры Udgard, GPU Mali-400 MP, появился на свет после тесного сотрудничества команды Эдварда Соргарда с архитекторами технологии MPCore, привносящей в продукты ARM многоядерность и симметричную многопроцессорность.

Архитектурно Mali-400 MP не отличался от своего предшественника. Разве что технология производства стала 45-нанометровой (позже 32-нанометровой) и объем кэш-памяти второго уровня увеличился до 256 килобайт.

Это увеличение было необходимо, поскольку в новом чипе фрагментных процессоров стало в четыре раза больше. Фактически Mali-400 MP стал первым GPU от ARM, обеспечивающим масштабирование производительности. В пиковом режиме со всеми четырьмя ядрами, работающими на частоте 400 МГц, чип обеспечивал обработку 1,6 миллиарда пикселей в секунду! А традиционная для Udgard тесная интеграция с процессорными ядрами ARM и периферией, а также управляемый доступ к памяти системы обеспечили Mali-400 MP высочайшую популярность.

Графическое решение на его основе было лицензировано компанией Samsung в ее SoC Exynos , четвертая версия которой стала основой практически всей линейки устройств Galaxy. Кроме Samsung, Mali-400 MP лицензировали производители чипов для развивающегося рынка планшетов - компании RockChip , TeleChips , AllWinner Technology .

Победное шествие архитектуры Udgard между тем было всего лишь прелюдией к апофеозу команды Mali - архитектуре Midgard, базовые решения которой Эдвард Соргард сотоварищи разработал еще в Falanx.

Архитектура Midgard. Графическое Средиземье ARM

Оглянемся по сторонам. Мир современных цифровых устройств помешан на высоком разрешении. Формат Full HD по нынешним временам уже анахронизм. Даешь разрешение 4k (Quad Full HD - 4096x2160 пикселей) и даже безымянное пока 5k (5120x2700 пикселей). Даешь Retina-дисплеи с невероятной плотностью пикселей на дюйм поверхности. Потребитель быстро привыкает к хорошему.

Однако не стоит забывать, что обслуживать подобную 4-5k роскошь должен GPU с соответствующей ей производительностью. Умудряющийся при таком разрешении ворочать все более детальную 3D-графику с приличной частотой кадров. Простые подсчеты всех этих пикселей, разрядности глубины цвета и частоты кадров показывают, что нынешние GPU, в том числе и мобильные, должны как минимум в 50 раз превосходить по производительности своих предшественников. Наряду с этой гонкой производительности разработчики девайсов хотят видеть масштабируемое GPU-решение, не требующее существенной переориентации при его использовании - например, в мобильниках с расширенной функциональностью, продвинутых смартфонах, планшетах или автомобильной электронике.

Команда ARM Mali давно была готова к такому прорыву в области графических систем. Ее архитектура Midgard сможет обеспечить SoC следующего поколения масштабируемой высокопроизводительной графической подсистемой. Более того, первые ласточки Midgard уже реализованы и работают в конкретных устройствах.

Графический чип Mali-T604, анонсированный осенью 2010 года, во многом стал для ARM первенцем. Во-первых, он явился первым GPGPU-процессором ARM, способным обрабатывать не только 2D/3D-графику, но и выполнять вычисления общего назначения, разгружая ядра центрального процессора.

Четыре шейдерных ядра Mali-T604, объединяющие в себе vertex- и fragment-процессоры, управляются модулем межъядерного распределения задач, отвечающего за балансировку загрузки процессоров, что в целом сказывается на энергоэффективности чипа. Традиционный для Mali модуль управления памятью обзавелся возможностью работы с 40-разрядным (в потенциале - 64-разрядным) виртуальным адресным пространством, поддержка которого реализована в процессорной архитектуре Cortex-A15. Это еще больше расширяет возможности GPU по манипулированию графическими, а теперь и обычными данными.

Отличительная особенность нового поколения чипов Mali, являющегося фишкой архитектуры Midgard, - реализация в модуле кэш-памяти традиционного для ARM-чипов модуля-ищейки SCU (Snoop Control Unit ), обеспечивающего эффективный поиск данных в кэшах графических и обычных ядер SoC, а также реализацию технологии CoreLink CCI-400 (Cache Coherent Interconnect), поддерживаемую новой 128-битной шиной AMBA 4 .

Благодаря этой технологии ядра Cortex, шейдерные процессоры Mali, а также контроллеры оперативной памяти и запоминающих устройств получают возможность эффективно обмениваться и хранить в своих кэшах данные, снижая тем самым накладные расходы на поддержание высокой пропускной способности шины.

Но главным нововведением архитектуры Midgard является уникальная конвейерная технология Tri-Pipe. Программы, выполняющиеся на чипах Mali шестисотой серии, получают возможность одновременного использования трех различных типов конвейеров, которые обеспечивают эффективные вычисления общего назначения, не ущемляя при этом традиционные для компьютерной графики задачи.

Арифметический конвейер обеспечивает поддержку всех целочисленных операций, а также операций с плавающей точкой FP16, FP32 и даже FP64 двойной точности, соответствующих стандарту IEEE-754-2008 .

Конвейер текстур реализует поддержку современных технологий сжатия и обработки текстур, а конвейер ввода-вывода ответственен за увеличение пропускной способности при передаче/приеме программой данных при одновременном балансе энергоэффективности.

Четыре шейдерных процессора Mali-T604 поддерживают целых два арифметических конвейера, пятикратно увеличивая тем самым производительность этого чипа в сравнении с бывшим фаворитом Mali-400 MP.

Впервые в «железе» Mali-T604 был реализован по 32-нанометровой технологии в SoC Samsung Exynos 5250, где он работает в паре с двухъядерным Cortex-A15. Этот чип был установлен корейским производителем в планшет Galaxy Note 10.1, который в плане графики стал вровень с такими лидерами, как The new iPad и планшетами на базе NVIDIA Tegra 3 .

Однако T604 - всего лишь младшенький в семействе ARM GPU с архитектурой Midgard. Анонсированный 10 ноября 2011 года GPU Mali-T658 является настоящим разрывателем шаблонов на рынке мобильных графических систем. В сравнении с Mali-T604 в T658 все удвоено. Чип содержит восемь шейдерных ядер, каждое из которых работает с четырьмя арифметическими конвейерами. Полная поддержка 64-разрядного адресного пространства памяти, а также операций с плавающей точкой FP64 двойной точности выводят этот GPGPU-процессор на уровень интегрированных решений для настольных систем, оставляя его при этом в стане мобильных устройств. Процессор с легкостью поддерживает API как графических стандартов - OpenGL ES 1.1, 2.0, OpenVG 1.1, Microsoft DirectX 11, так и стандартов GPGPU-вычислений - OpenCL 1.1, Google Renderscript и Microsoft DirectCompute. Графическая производительность нового чипа в десять раз превосходит возможности Mali-400 MP. Пободаться с ним на рынке GPU для мобильных решений способны лишь анонсированные в январе нынешнего года чипы PowerVR Series 6 от Imagination Technologies, разработанные на базе архитектуры Rogue . Стоит напомнить, что продукты PowerVR не обладают такой глубокой интеграцией с ARM-ядрами Cortex, как GPU Mali, что требует от разработчиков SoC дополнительных ресурсов и затрат на подобную интеграцию.

Кажется, спустя десять лет мечта норвежского студента о лучшем в мире графическом процессоре все-таки свершилась. Сегодня ARM GPU семейства Mali способны покрыть возможности рынка и для бюджетных решений, и для высокопроизводительных мобильных графических станций, коими являются современные суперфоны и планшеты.

Mali уверенно отвоевывает себе достойную нишу среди таких серьезных в плане GPU-решений конкурентов, как Intel, AMD, NVIDIA и Imagination Technologies. И переселяет потребителей, нас с вами, в Средиземье, где реальность бок о бок соседствует с чудесами.

В последнее время жаловаться на судьбу компании ARM не приходится. Смартфонно-планшетная революция, о необходимости которой так долго мечтали потребители и производители гаджетов, совершилась. И решения ARM сыграли в ее победе далеко не последнюю роль. Чрезвычайно энергоэффективные, но при этом достаточно производительные вычислительные платформы, предлагаемые инженерами ARM, позволили ключевым чипмейкерам разработать системы на чипе (SoC), являющиеся основой сотен миллионов мобильных устройств и встраиваемых решений.

В этом смысле - с точки зрения эффективности бизнеса - ARM со своими RISC -процессорами попала в высший эшелон производителей решений для кремниевого «железа», став рядом с такими гигантами, как Intel и AMD .

Но взобраться на вершину - вовсе не означает закрепиться на ней навечно. Рынок - штука очень переменчивая, и та же компания Intel не сидит на месте, наблюдая за успехами ARM в отрасли мобильных устройств. Проходящая ныне в Тайбэе выставка иллюстрирует активный ответ Intel миру мобильных решений. Ультрабуки на основе 22-нанометровой технологии Ivy Bridge , с трехмерными (Tri-Gate) транзисторами демонстрируют впечатляющую производительность и энергоэффективность. И при этом их формфакторы стирают рамки между привычными нам ноутбуками и трендом последних лет - планшетами. А интегрированная в процессорный чип графическая подсистема Intel HD Graphics (4000 для продвинутых решений и 2500 для бюджетных девайсов) вплотную приближает графические возможности мобильных устройств к производительности их настольных собратьев с дискретной графикой.

Впрочем, в области графических подсистем у ARM также имеется вполне достойный ответ CISC -чипмейкерам. Ее решение интегрированной графической подсистемы, технология Mali , буквально за несколько лет выросло из «гадкого утенка» в высокопроизводительное GPGPU-решение, составляющее конкуренцию не только рынку интегрированной графики Intel и AMD, но и продукции таких матерых игроков мобильного GPU-рынка, как, к примеру, Imagination Technologies .

Достаточно вспомнить, что бестселлер рынка смартфонов, Samsung Galaxy S II , да и его преемник Galaxy S III , используют графический процессор Mali-400 MP. А старший брат, графический процессор Mali-T658, представленный ARM в ноябре прошлого года, предлагает просто невероятный для мобильных устройств пользовательский опыт.

Как же устроены GPU Mali? В чем преимущества их совместного использования с процессорными решениями ARM? Каковы их перспективы? Попробуем ответить на эти вопросы.

Норвежские родители и хорватское имя малыша из Средиземья

История появления GPU Mali уникальна сама по себе. Начать стоит с того, что корни у технологии Mali - норвежские, а вот имя - хорватское (Mali на хорватском означает, конечно же, «малыш»).

В 1999 году студент норвежского Университета науки и технологии в Трондхейме Эдвард Соргард (Edvard Sorgard) задумался о своей будущей карьере. С детства очарованный возможностями компьютерной графики, которые ему демонстрировал подаренный родителями Commodore-64 , Эдвард изо всех сил мечтал разработать самый лучший в мире графический чип.

В своих честолюбивых мечтах он был вовсе не одинок. В 2001 году Эдвард Соргард с несколькими однокурсниками создает компанию Falanx . Бизнес-план у Falanx был прост - разработать архитектуру графического процессора для рынка персональных компьютеров, которую потом лицензировать разработчикам чипов. То есть стать fabless-производителем, по типу компании ARM.

Сложностей в реализации этого бизнес-плана было море, начиная с недоверия потенциальных инвесторов, «проколовшихся» с мыльным пузырем доткомов, небольшим предпринимательским опытом вчерашних студентов и астрономической суммой, которая требовалась для успешного старта проекта. Однако все они компенсировались интересной идеей архитектуры интегрированного GPU и энтузиазмом команды разработчиков.

От идеи до ее реализации в референс-дизайн на бумаге прошло четыре долгих и трудных года.

В 2005-м случилось статистически невероятное событие. Команда разработчиков во главе с Эдвардом Соргардом начала поиски потенциального покупателя их решения. В это же время руководство компании ARM поручило Джему Девису (Jem Davies), вице-президенту по мультимедиа-технологиям, найти стартап, разрабатывающий графические процессоры, с помощью которого ARM смогла бы достойно ворваться на рынок GPU.

Команда Falanx смогла убедить Джема в своей способности реализовать разработанную ими GPU-архитектуру Udgard (в норвежской мифологии - место обитания богов) и довести до ума уникальные решения будущей архитектуры Midgard (Средиземье - место, где боги и люди живут бок о бок). Так, Falanx влилась в ARM, став ее норвежским подразделением, отвечающим за графику. Спустя год команда Эдварда Соргарда выдала на гора первую физическую реализацию архитектуры Udgard - графический процессор Mali-200.

Архитектура Udgard. От Mali-200 к многоядерному Mali-400 MP

Реализация GPU Mali-200 в кремнии и его тесная интеграция с бестселлером рынка того времени процессором ARM1176JZFS позволила компании ARM прочно закрепиться на рынке устройств с графическими дисплеями - мобильных телефонов, медиаплееров, навигаторов, фоторамок, терминалов встраиваемых систем.

Реализованный по 65-нанометровой технологии, чип Mali-200 площадью 4,1 мм2 обладал всего двумя графическими процессорными модулями - блоком вершинных шейдеров (vertex processor) и фрагментным процессором (fragment processor), работавшими на частоте 275 МГц. Их производительность (16 миллионов полигонов в секунду в 3D и 275 миллионов пикселей в секунду в 2D) не впечатляла.

Однако у архитектуры Udgard, на базе которой и был создан Mali-200, был припрятан козырь в рукаве. Им стали собственный модуль управления памятью (MMU - Memory Management Unit) и модуль интеграции с интерфейсом AMBA 3 - шиной, обеспечивающей взаимодействие процессорного ядра ARM с другими компонентами SoC . Благодаря этому козырю графические ядра Mali-200 получали доступ ко всей оперативной памяти чипа. Поддержка же спецификации шины AMBA обеспечивала доступ к графическим возможностям Mali-200 массе совместимой с этим стандартом периферии. Вместе с «железными» решениями команда Mali обеспечила разработчиков множеством API-функций, средствами программирования и кучей примеров кода графических приложений (Mali Software). Благодаря этому Mali-200 был совместим со стандартом 2D векторной графики OpenVG 1.1, стандартами 2D/3D графики OpenGL ES 1.1 и 2.0 (причем с последним он работал на Full HD-разрешении), а также с другими открытыми спецификациями Khronos Group .

О шустрости Mali-200 можно судить по многочисленным реализациям графического интерфейса пользователя - например таком, от компании DigitalAria.

Останавливаться на достигнутом команда Mali не планировала. Следующим ее шагом, ставшим промежуточным Udgard-решением, был GPU Mali-300. Чип стал, как говорится, работой над ошибками предшественника. В логику его работы была включена небольшая (8 килобайт), зато оптимизированная для графических данных кэш-память второго уровня, а также поддержка новинок ARM семейства Cortex - процессоров Cortex-A8 и Cortex-A9. Выросла и производительность двух графических процессоров Mali-300, получив двукратный прирост на базовой частоте 275 МГц и трехкратный на новой для чипов Mali частоте 400 МГц.

Главный же бестселлер архитектуры Udgard, GPU Mali-400 MP, появился на свет после тесного сотрудничества команды Эдварда Соргарда с архитекторами технологии MPCore, привносящей в продукты ARM многоядерность и симметричную многопроцессорность.

Архитектурно Mali-400 MP не отличался от своего предшественника. Разве что технология производства стала 45-нанометровой (позже 32-нанометровой) и объем кэш-памяти второго уровня увеличился до 256 килобайт.

Это увеличение было необходимо, поскольку в новом чипе фрагментных процессоров стало в четыре раза больше. Фактически Mali-400 MP стал первым GPU от ARM, обеспечивающим масштабирование производительности. В пиковом режиме со всеми четырьмя ядрами, работающими на частоте 400 МГц, чип обеспечивал обработку 1,6 миллиарда пикселей в секунду! А традиционная для Udgard тесная интеграция с процессорными ядрами ARM и периферией, а также управляемый доступ к памяти системы обеспечили Mali-400 MP высочайшую популярность.

Графическое решение на его основе было лицензировано компанией Samsung в ее SoC Exynos , четвертая версия которой стала основой практически всей линейки устройств Galaxy. Кроме Samsung, Mali-400 MP лицензировали производители чипов для развивающегося рынка планшетов - компании RockChip , TeleChips , AllWinner Technology .

Победное шествие архитектуры Udgard между тем было всего лишь прелюдией к апофеозу команды Mali - архитектуре Midgard, базовые решения которой Эдвард Соргард сотоварищи разработал еще в Falanx.

Архитектура Midgard. Графическое Средиземье ARM

Оглянемся по сторонам. Мир современных цифровых устройств помешан на высоком разрешении. Формат Full HD по нынешним временам уже анахронизм. Даешь разрешение 4k (Quad Full HD - 4096x2160 пикселей) и даже безымянное пока 5k (5120x2700 пикселей). Даешь Retina-дисплеи с невероятной плотностью пикселей на дюйм поверхности. Потребитель быстро привыкает к хорошему.

Однако не стоит забывать, что обслуживать подобную 4-5k роскошь должен GPU с соответствующей ей производительностью. Умудряющийся при таком разрешении ворочать все более детальную 3D-графику с приличной частотой кадров. Простые подсчеты всех этих пикселей, разрядности глубины цвета и частоты кадров показывают, что нынешние GPU, в том числе и мобильные, должны как минимум в 50 раз превосходить по производительности своих предшественников. Наряду с этой гонкой производительности разработчики девайсов хотят видеть масштабируемое GPU-решение, не требующее существенной переориентации при его использовании - например, в мобильниках с расширенной функциональностью, продвинутых смартфонах, планшетах или автомобильной электронике.

Команда ARM Mali давно была готова к такому прорыву в области графических систем. Ее архитектура Midgard сможет обеспечить SoC следующего поколения масштабируемой высокопроизводительной графической подсистемой. Более того, первые ласточки Midgard уже реализованы и работают в конкретных устройствах.

Графический чип Mali-T604, анонсированный осенью 2010 года, во многом стал для ARM первенцем. Во-первых, он явился первым GPGPU-процессором ARM, способным обрабатывать не только 2D/3D-графику, но и выполнять вычисления общего назначения, разгружая ядра центрального процессора.

Четыре шейдерных ядра Mali-T604, объединяющие в себе vertex- и fragment-процессоры, управляются модулем межъядерного распределения задач, отвечающего за балансировку загрузки процессоров, что в целом сказывается на энергоэффективности чипа. Традиционный для Mali модуль управления памятью обзавелся возможностью работы с 40-разрядным (в потенциале - 64-разрядным) виртуальным адресным пространством, поддержка которого реализована в процессорной архитектуре Cortex-A15. Это еще больше расширяет возможности GPU по манипулированию графическими, а теперь и обычными данными.

Отличительная особенность нового поколения чипов Mali, являющегося фишкой архитектуры Midgard, - реализация в модуле кэш-памяти традиционного для ARM-чипов модуля-ищейки SCU (Snoop Control Unit ), обеспечивающего эффективный поиск данных в кэшах графических и обычных ядер SoC, а также реализацию технологии CoreLink CCI-400 (Cache Coherent Interconnect), поддерживаемую новой 128-битной шиной AMBA 4 .

Благодаря этой технологии ядра Cortex, шейдерные процессоры Mali, а также контроллеры оперативной памяти и запоминающих устройств получают возможность эффективно обмениваться и хранить в своих кэшах данные, снижая тем самым накладные расходы на поддержание высокой пропускной способности шины.

Но главным нововведением архитектуры Midgard является уникальная конвейерная технология Tri-Pipe. Программы, выполняющиеся на чипах Mali шестисотой серии, получают возможность одновременного использования трех различных типов конвейеров, которые обеспечивают эффективные вычисления общего назначения, не ущемляя при этом традиционные для компьютерной графики задачи.

Арифметический конвейер обеспечивает поддержку всех целочисленных операций, а также операций с плавающей точкой FP16, FP32 и даже FP64 двойной точности, соответствующих стандарту IEEE-754-2008 .

Конвейер текстур реализует поддержку современных технологий сжатия и обработки текстур, а конвейер ввода-вывода ответственен за увеличение пропускной способности при передаче/приеме программой данных при одновременном балансе энергоэффективности.

Четыре шейдерных процессора Mali-T604 поддерживают целых два арифметических конвейера, пятикратно увеличивая тем самым производительность этого чипа в сравнении с бывшим фаворитом Mali-400 MP.

Впервые в «железе» Mali-T604 был реализован по 32-нанометровой технологии в SoC Samsung Exynos 5250, где он работает в паре с двухъядерным Cortex-A15. Этот чип был установлен корейским производителем в планшет Galaxy Note 10.1, который в плане графики стал вровень с такими лидерами, как The new iPad и планшетами на базе NVIDIA Tegra 3 .

Однако T604 - всего лишь младшенький в семействе ARM GPU с архитектурой Midgard. Анонсированный 10 ноября 2011 года GPU Mali-T658 является настоящим разрывателем шаблонов на рынке мобильных графических систем. В сравнении с Mali-T604 в T658 все удвоено. Чип содержит восемь шейдерных ядер, каждое из которых работает с четырьмя арифметическими конвейерами. Полная поддержка 64-разрядного адресного пространства памяти, а также операций с плавающей точкой FP64 двойной точности выводят этот GPGPU-процессор на уровень интегрированных решений для настольных систем, оставляя его при этом в стане мобильных устройств. Процессор с легкостью поддерживает API как графических стандартов - OpenGL ES 1.1, 2.0, OpenVG 1.1, Microsoft DirectX 11, так и стандартов GPGPU-вычислений - OpenCL 1.1, Google Renderscript и Microsoft DirectCompute. Графическая производительность нового чипа в десять раз превосходит возможности Mali-400 MP. Пободаться с ним на рынке GPU для мобильных решений способны лишь анонсированные в январе нынешнего года чипы PowerVR Series 6 от Imagination Technologies, разработанные на базе архитектуры Rogue . Стоит напомнить, что продукты PowerVR не обладают такой глубокой интеграцией с ARM-ядрами Cortex, как GPU Mali, что требует от разработчиков SoC дополнительных ресурсов и затрат на подобную интеграцию.

Кажется, спустя десять лет мечта норвежского студента о лучшем в мире графическом процессоре все-таки свершилась. Сегодня ARM GPU семейства Mali способны покрыть возможности рынка и для бюджетных решений, и для высокопроизводительных мобильных графических станций, коими являются современные суперфоны и планшеты.

Mali уверенно отвоевывает себе достойную нишу среди таких серьезных в плане GPU-решений конкурентов, как Intel, AMD, NVIDIA и Imagination Technologies. И переселяет потребителей, нас с вами, в Средиземье, где реальность бок о бок соседствует с чудесами.

Графический процессор (GPU) является не менее важным компонентом SoC мобильного устройства, чем (CPU). За последние пять лет бурное развитие мобильных платформ Android и iOS подстегнуло разработчиков мобильных графических процессоров, и сегодня никого не удивить мобильными играми с трехмерной графикой уровня PlayStation 2 или даже выше. Вторую статью цикла “Ликбез по мобильному железу” я посвятил графическим процессорам.

В настоящее время бОльшую часть графических чипов производят используя ядра: PowerVR (Imagination Technologies), Mali (ARM), Adreno (Qualcomm, ранее ATI Imageon) и GeForce ULP (nVIDIA).

PowerVR – это подразделение компании Imagination Technologies, которая в недавнем прошлом разрабатывала графику для настольных систем, но под давлением ATI и nVIDIA вынуждена была покинуть этот рынок. Сегодня PowerVR разрабатывает, пожалуй, самые мощные GPU для мобильных устройств. Чипы PowerVR используют при производстве процессоров такие компании, как Samsung, Apple, Texas Instruments и др. Например, разные ревизии GPU от PowerVR установлены во всех поколениях Apple iPhone. Актуальными остаются серии чипов 5 и 5XT. К пятой серии относятся одноядерные чипы: SGX520, SGX530, SGX531, SGX535, SGX540 и SGX545. Чипы серии 5XT могут иметь от 1 до 16 ядер: SGX543, SGX544, SGX554. Спецификации 6 серии (Rogue) пока уточняются, но уже известен диапазон производительности чипов серии – 100-1000GFLOPS.

Mali – это графические процессоры, разрабатываемые и лицензируемые британской ARM. Чипы Mali являются составной частью различных SoC, производимых Samsung, ST-Ericsson, Rockchip и др. Например, Mali-400 MP входит в состав SoC Samsung Exynos 421x, используемых в таких смартфонах, как Samsung Galaxy SII и SIII, в двух поколениях “смартфонпланшетмаша?” Samsung Note. Актуальным на сегодня является Mali-400 MP в двух- и четырехядерных вариантах. На подходе чипы Mali-T604 и Mali-T658, производительность которых до 5 раз выше, чем у Mali-400.

Adreno – это графические чипы, которые разрабатывает одноименное подразделение американской Qualcomm. Название Adreno является анаграммой от Radeon. До Qualcomm подразделение принадлежало ATI, а чипы носили название Imageon. Последние несколько лет Qualcomm при производстве SoC использовала чипы 2xx серии: Adreno 200, Adreno 205, Adreno 220, Adreno 225. Последний из списка – совсем свежий чип – выполненный по 28нм технологии, самый мощный из Adreno 2хх серии. Его производительность в 6 раз выше, чем у “старичка” Adreno 200. В 2013 году все больше устройств получат графические процессоры Adreno 305 и Adreno 320. Уже сейчас 320-ый установлен в Nexus 4 и китайскую версию Nokia Lumia 920T, по некоторым параметрам чип в 2 раза мощнее 225-го.

GeForce ULP (ultra-low power) – мобильная версия видео-чипа от nVIDIA, входит в состав системы-на-кристалле Tegra всех поколений. Одним из важнейших конкурентных преимуществ Tegra является специализированный контент, предназначенный только для устройств на основе этой SoC. У nVIDIA традиционно тесная связь с разработчиками игр, и их команда Content Development работает вместе с ними для того, чтобы оптимизировать игры для графических решений GeForce. Для доступа к таким играм nVIDIA даже запустила Android-приложение Tegra Zone, специализированный аналог Android Market, в котором можно скачать оптимизированные для Tegra приложения.

Производительность графических процессоров обычно измеряется по трем параметрам:

– количество треугольников в секунду обычно в миллионах – Мега (MTriangles/s);

– количество пикселей в секунду обычно в миллионах – Мега (MPixel/s);

– количество операций с плавающей точкой в секунду обычно в миллиардах – Гига (GFLOPS).

По “флопсам” требуется небольшое пояснение. FLOPS (FLoating-point Operations Per Second) – это количество вычислительных операций или инструкций, выполняемых над операндами с плавающей точкой (запятой) в секунду. Операнд с плавающей точкой – это нецелое число (корректней было бы сказать “с плавающей запятой”, ведь знаком, отделяющим целую часть числа от дробной в русском языке является именно запятая). Понять какой графический процессор установлен в твоем смартфоне поможет ctrl+F и таблица приведенная ниже. Обратите внимание на то, что GPU разных смартфонов работают на разной частоте. Что бы вычислить производительность в GFLOPS для конкретной модели необходимо число указанное в столбце “производительность в GFLOPS” разделить на 200 и умножить на частоту отдельно взятого GPU (например в Galaxy SIII GPU работает на частоте 533МГц значит 7,2 / 200 * 533 = 19,188):

Название смартфона/планшета Процессор Графический процессор Производительность в GFLOPS
Samsung Galaxy S 4 Samsung Exynos 5410 PowerVR SGX544MP3 21,6 @200МГц
HTC One Qualcomm Snapdragon 600 APQ8064T Adreno 320 20,5 @200МГц
Samsung Galaxy S III, Galaxy Note II, Galaxy Note 10.1 Samsung Exynos 4412 Mali-400 MP4 7,2 @200МГц
Samsung Chromebook XE303C12, Nexus 10 Samsung Exynos 5250 Mali-T604 MP4 36 @200МГц
Samsung Galaxy S II, Galaxy Note, Tab 7.7, Galaxy Tab 7 Plus Samsung Exynos 4210 Mali-400 MP4 7,2 @200МГц
Samsung Galaxy S, Wave, Wave II, Nexus S, Galaxy Tab, Meizu M9 Samsung Exynos 3110 PowerVR SGX540 3,2 @200Мгц
Apple iPhone 3GS, iPod touch 3gen Samsung S5PC100 PowerVR SGX535 1,6 @200Мгц
LG Optimus G, Nexus 4, Sony Xperia Z Qualcomm APQ8064(ядра Krait) Adreno 320 20,5 @200МГц
HTC One XL, Nokia Lumia 920, Lumia 820, Motorola RAZR HD, Razr M, Sony Xperia V Qualcomm MSM8960(ядра Krait) Adreno 225 12,8 @200МГц
HTC One S, Windows Phone 8x, Sony Xperia TX/T Qualcomm MSM8260A Adreno 220 ~8,5* @200МГц
HTC Desire S, Incredible S, Desire HD, SonyEricsson Xperia Arc, Nokia Lumia 800, Lumia 710 Qualcomm MSM8255 Adreno 205 ~4,3* @200МГц
Nokia Lumia 610, LG P500 Qualcomm MSM7227A Adreno 200 ~1,4* @128МГц
Motorola Milestone, Samsung i8910, Nokia N900 TI OMAP3430 PowerVR SGX530 1,6 @200Мгц
Samsung Galaxy Nexus, Huawei Ascend P1, Ascend D1, Amazon Kindle Fire HD 7″ TI OMAP4460 PowerVR SGX540 3,2 @200Мгц
RIM BlackBerry Playbook, LG Optimus 3D P920, Motorola ATRIX 2, Milestone 3, RAZR, Amazon Kindle Fire первого и второго поколений TI OMAP4430 PowerVR SGX540 3,2 @200Мгц
Motorola Defy, Milestone 2, Cliq 2, Defy+, Droid X, Nokia N9, N950, LG Optimus Black, Samsung Galaxy S scLCD TI OMAP3630 PowerVR SGX530 1,6 @200Мгц
Acer Iconia Tab A210/A211/A700/ A701/A510, ASUS Transformer Pad, Google Nexus 7, Eee Pad Transformer Prime, Transformer Pad Infinity, Microsoft Surface, Sony Xperia Tablet S, HTC One X/X+, LG Optimus 4X HD, Lenovo IdeaPad Yoga nVidia Tegra 3 GeForce ULP 4,8 @200МГц
Acer Iconia Tab A500, Iconia Tab A501, Iconia Tab A100, ASUS Eee Pad Slider, Eee Pad Transformer, HTC Sensatoin/XE/XL/4G, Lenovo IdeaPad K1, ThinkPad Tablet, LG Optimus Pad, Optimus 2X, Motorola Atrix 4G, Electrify, Photon 4G, Xoom, Samsung Galaxy Tab 10.1, Galaxy Tab 8.9, Sony Tablet P, Tablet S nVidia Tegra 2 GeForce ULP 3,2 @200МГц
Apple iPhone 5 Apple A6 PowerVR SGX543MP3 19,2 @200МГц
Apple iPad 2, iPhone 4S, iPod touch 5gen, iPad mini Apple A5 PowerVR SGX543MP2 12,8 @200МГц
Apple iPad, iPhone 4, iPod touch 4gen Apple A4 PowerVR SGX535 1,6 @200МГц

* – данные приблизительные.

Приведу еще одну таблицу с абсолютными значениями производительности самых популярных смартфонов верхнего ценового диапозона:

* – неофициальные данные.

Мощность мобильной графики растет от года к году. Уже в этом году в топовых смартфонах мы можем увидеть игры уровня PS3/X-Box360. Одновременно с мощностью сильно растет энергопотребление SoC и неприлично снижается автономность мобильных устройств. Что ж, будем ждать прорыва в области производства источников питания!

Еще один пожиратель энергии в современном мобильном устройстве – это, безусловно, дисплей. Экраны в мобильных телефонах становятся все краше. Дисплеи смартфонов выпущенных с разницей всего лишь в год, разительно отличаются по качеству картинки. В следующей статье цикла я расскажу о дисплеях: каких типов они бывают, что такое PPI, от чего зависит энергопотребление и прочее.

Обзор китайских SoC-платформ с лицензией ARM | Китайские чипы готовы завоевать мир

Rockchip, Allwinner, Spreadtrum и MediaTek – это те бренды, с которыми большинство пользователей, возможно, и не знакомо, но все эти компании конкурируют с Samsung, Qualcomm и Nvidia за свою долю рынка среди Android-устройств.

Когда речь заходит об Android, то часто упоминаются такие продукты, как Nexus от Google, серия Galaxy от Samsung или же Asus Transformer, наряду с устройствами HTC, LG и Sony. А иногда, в зависимости от успеха маркетинговых кампаний и "сарафанного радио", становятся известными и названия SoC-платформ, которые используются в данных смартфонах и планшетах: Exynos, Snapdragon, Tegra. Всё больше компаний соперничает между собой за ваши деньги, увеличивая ассортимент продукции, и китайские производители SoC-платформ постоянно пробиваются на рынок недорогих Android-устройств. Android, iOS и другие мобильные платформы во многом зависят от британской компании ARM Holdings. Её история относит нас к первому коммерчески успешному 8-битному домашнему ПК, созданному в начале 1980-х и имевшему название BBC Micro. Это был один из трёх компьютеров, который задал движение британского и европейского рынков домашних ПК. Конкуренция BBC Micro, наряду с другой 8-битной системой, Sinclair ZX Spectrum, уже вошла в историю и стала легендой.

После оглушительного успеха BBC Micro компания Acorn, создавшая данный ПК, начала делать первые шаги в сторону оптимизации 16-битных процессоров. Разумно упростив и убрав часто повторяемые инструкции, Acorn разработала более производительное устройство, которое могло бы показать более высокую производительность при меньших затратах. Этот подход получил название RISC, то есть «компьютер с сокращённым набором команд». Впервые данная технология появилась в 1983 году в 16-битной машине Acorn RISC Machine, или сокращённо ARM, - одной из первых реально работающих многозадачных операционных систем (RISC OS), которая, кстати, недавно была переиздана с открытым исходным кодом для популярного ПК Raspberry Pi – ещё одного устройства на платформе ARM.

Сделав акцент на производительности, компания создала собственный ассортимент ПК RISC и операционных систем на следующее десятилетие. ARM Holdings позже перешла к разработке платформ начального уровня для всех типов устройств, начиная от простых дисковых контроллеров и заканчивая мобильными вычислительными системами от Compaq iPAQ до Apple iPad и, конечно, большинством Android-устройств.

Распространение технологии активизировалось тогда, когда ARM Holdings приняла разумное решение не заниматься непосредственно производством. В конце 1970-х ARM стала компанией-разработчиком в области полупроводниковых технологий без собственных производственных мощностей (fabless), что позволило сосредоточиться исключительно на разработке решений и проводить постоянную модернизацию RISC-архитектуры, не отвлекаясь на производственный процесс. Данная позиция ускорила процесс разработки и позволила компенсировать расходы, понесённые в процессе проектирования. Это стало возможным благодаря нацеленности компании на продажу лицензий ARM различным компаниям, которые действительно знают, как правильно применить эти идеи в производстве.

Такой подход выгоден ещё и тем, что позволяет владельцам лицензий настроить платформы под выполнение определённых задач и функций. Можно не только включить в платформу GPU, RAM и модем, но и изменить эти компоненты в соответствии с любой направленностью устройства или бюджетными ограничениями. Можно даже сказать, что платформы ARM могут быть спроектированы на заказ, что имеет особое значение для компаний, которые хотят создать устройства для самых разных рынков и удовлетворения различных потребностей пользователей.

Учитывая разнообразие рынка, возможность внедрения инноваций и ориентацию на бюджетные решения, ARM-платформы и вся полупроводниковая промышленность буквально идеально подходят китайским компаниям.

Обзор китайских SoC-платформ с лицензией ARM | Китаю нужен Android, но не Google

Успех китайских компаний на мобильном рынке стал возможен главным образом из-за Android. Независимые поставщики оборудования (IHV), использующие китайские платформы для своих планшетов, как правило, применяют операционную систему от Google, поскольку она не требует никаких затрат и имеет открытый исходный код. Android – это как раз тот компонент, который позволяет устройствам стоимостью от $100 до $200 работать на уровне флагманских девайсов по цене $600. Некоторые покупатели китайских планшетов могут похвастаться тем, что их недорогие смартфоны и планшеты способны делать всё то же, что и большинство премиум-устройств. В некотором смысле они правы. Но тут всё не так просто. Во многих случаях слово "дешёвый" может означать "закрытый код".

Именно в этом и заключается проблема. В то время как Android (в частности, Android Open Source Project) имеет открытый исходный код, многие из китайских поставщиков SoC не поддерживают эту инициативу. Обоснованная критика применима к некоторым из этих компаний и также касается пути развития их бизнеса: они свободно пользуются преимуществами Android, но не предлагают ничего взамен. Такие компании, как Rockchip, MediaTek и Allwinner, используют закрытый код, что затрудняет возможность владельцам продукции на этих платформах сменить ту версию Android, которая установлена на устройствах. Более того, использование ROM от CyanogenMod, Paranoid Android и AOKP становится практически невозможным.

Борьба с Rockchip всё же привела к некоторому успеху – испанский производитель планшетов открыл исходный код. В свою очередь, появилась бета-версия Ubuntu для SoC-платформ. С тех пор она развилась, прижилась и теперь известна под не слишком удачным названием PicUntu. Она не поддерживает полное аппаратное ускорение, но во всём остальном является полноценной.

И о Linux. Большинство пользователей устройств на чипе RK3066 застряло на старых версиях Android, и ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. Между тем, более современный четырёхъядерный RK3188 ещё не знаком с Linux, что ещё больше разочаровывает, так как в некоторых случаях устройства на чипе RK3188 поставляются с 2 Гбайт оперативной памяти и являются гораздо более мощными по сравнению с решениями на базе более старого RK3066.

По этим причинам китайские платформы SoC и устройства, которые на них базируются, просто обесцениваются по сравнению с аналогичными устройствами под более известными брендами – Qualcomm, Samsung и Nvidia. Даже при том, что компании с такими громкими именами иногда используют закрытый код, альтернативы предустановленным версиям Android также существуют. У XDA есть множество форумов, посвящённых устройствам на базе Snapdragon, Exynos и Tegra. Тем не менее, сообщества, посвящённые китайским платформам, не так уж содержательны, и большинству владельцев приходится искать альтернативные решения на менее известных форумах, а множество из форумов или не имеет поддержки, или ведётся совершенно непрофессионально.

Также выглядит тревожным тот факт, что китайские компании начинают "теснить" Android, чтобы снизить влияние Google Open Handset Alliance (OHA) и внедрить собственные сервисы вместо Google Play.

Сейчас мы видим два основных ответвления от Android в Китае: это LeWa OS, а также спорная Aliyun OS, которую поймали на распространении пиратских версий предназначенных для продажи Android-игр, что может стать большой проблемой в будущем.

Кроме того, китайские варианты Android не слишком сошлись с открытыми интерфейсами Flyme и MIUI. Flyme доступна на различных телефонах Meizu, а MIUI можно найти на устройствах Xiaomi или в качестве ROM на других девайсах. Они обе действуют во многом так же, как и Sense на HTC или TouchWiz у Samsung. Вопрос заключается в том, что обе китайские операционные системы используют закрытый код, и это выглядит как игнорирование лицензии Android AOSP GPL. Вся эта ситуация создаёт опасный прецедент, поскольку и в дальнейшем пользователи могут остаться без обновляемого программного обеспечения.

Такая тенденция, вероятно, беспокоит поклонников AOSP и разработчиков ROM и внушает сомнения насчёт будущего китайских платформ и устройств.

Теперь познакомимся поближе с китайскими SoC-платформами и начнём с Rockchip.

Обзор китайских SoC-платформ с лицензией ARM | Rockchip

Компания Fuzhou Rockchip Electronics Co. Ltd., или, проще говоря, Rockchip, была создана в 2001 году в китайском городе Фучжоу. Она занимается проектированием и разработкой интегральных микросхем, в частности, SoC-платформ, и обладает лицензией ARM, используя архитектуру в большинстве своих устройств. Внимание Rockchip, прежде всего, сосредоточено на рынке планшетов и PMP-медиаплееров, так что платформы этой компании не содержат никаких коммуникационных компонентов, кроме Wi-Fi.

SoC Процессор Графика Максимальное разрешение Поддержка камеры
RK2918 Cortex A8 (1 - ядерный) @ 1 -1,2 ГГц Vivante GC800 @ 575 МГц 1280x800 5 Мп ISP 1080p @ 30 FPS
RK3066 Mali-400 MP4 @ 400 МГц 2048x1536 5 Мп ISP
RK3026 Mali-400 MP2 @ 330 МГц 1920x1080 5 Мп ISP 1080p @ 30 FPS
RK3168 Cortex A9 (2 - ядерный) @ 1,2 - 1,5 ГГц Mali-400 MP4 @ 400 МГц 1920x1080 5 Мп ISP 1080p @ 30 FPS
RK3188 Cortex A9 (4 - ядерный) @ 1,6 ГГц Mali-400 MP4 @ 600 МГц 2048x1536 5 Мп ISP 1080p @ 30 FPS (поддержка h.265/VP9)
RK3288 Cortex A17 (4 - ядерный) @ 1,8 ГГц Mali-T764 @ 400МГц 3840x2160 13 Мп ISP 1080p @ 30 FPS / 4k @30 FPS

RK2918


В 2012 году был выпущен первый в истории компании чип с архитектурой ARMv7. Он был оснащён процессором Cortex-A8 и GPU Vivante GC800, поддерживая при этом разрешение дисплея до 1280x800 пикселей и используя возможности кодирования и декодирования видео разрешением 1080p. Примечательной особенностью этого процессора является тот факт, что он стал одним из первых, где была полностью реализована поддержка VP8-декодера.

В 2012 году также появился изготовленный на основе 40-нанометрового техпроцесса Rockchip RK3066 с двухъядерным процессором ARM Cortex-A9 с частотой 1,6 ГГц, GPU Mali 400 и поддержкой оперативной памяти DDR3 в двухканальном режиме. Он был разработан для конкуренции с двухъядерным Samsung Exynos 4 и доказал свой высокий уровень в бенчмарках, сумев получить примерно 7000 очков в AnTuTu.

В некотором смысле, данная платформа вышла за рамки возможностей конкурентов, предлагая поддержку более быстрой памяти до 2 Гбайт (хотя этой отметки редко удавалось достичь) и экранов с разрешением 1920x1080 пикселей (что, насколько мы понимаем, никогда не было реализовано в реальных устройствах, поскольку чипсет был рассчитан на более дорогие решения), а также поддерживая до пяти касаний в сенсорном интерфейсе.

RK3066 был широко распространён в планшетах многих китайских и европейских производителей, включая Cube, Pipo и Archos. Фактически Archos продавал устройства на базе RK3066 ещё в конце 2012-го. Этот чип использовался в бюджетных девайсах Arnova, а также в нацеленном на игры Gamepad c игровым контроллером. RK3066 также стал частью конкурента OUYA – консоли GameStick.

Устройства на основе RK3066, как правило, были особенно популярны в 10-дюймовом форм-факторе с начала до середины 2012 года и продолжали хорошо продаваться в течение всего года. RK3066 также удалось покорить устройства класса HDMI-приставок, и таким образом прославить девайсы HDMI Android Media, так как данный чип использовался в 20 видах таких решений.

Интересно, что Archos выпустила 97 Titanium HD, расширив границы использования RK3066, поскольку оснастила своё устройство Retina-дисплеем с разрешением 2048x1536 пикселей. И хотя в играх данная модель не столь хороша, как её собратья с разрешением 800p, но интернет-сёрфинг и различные повседневные задачи она решает вполне успешно, доказывая, что RK3066 действительно чрезвычайно универсален.

Успех RK3066 позволил значительно повысить ставки, и RK3188 уже стал представителем класса четырёхъядерных чипов. Недорогие планшеты на базе таких чипов развивают производительность до уровня премиум-устройств, таких как Transformer Pad Infinity на Tegra 3.


Платформа была сконструирована согласно техпроцессу 28 нм и наделена четырёхъядерным процессором Cortex-A9 и графикой Mali MP4, а ажиотаж вокруг неё был настолько велик, что на Cube U30GT2 и PIPO M4 Pro было собрано рекордное количество предзаказов. Увеличение производительности GPU и CPU означало выпуск большего количества устройств с разрешением экрана 1920x1200 пикселей, и компания без проблем с этим справилась, отчасти потому, что все устройства использовали стандартные 2 Гбайт оперативной памяти DDR3. Фактически единственными устройствами на базе RK3188 с 1 Гбайт оперативной памяти стали HDMI-приставки.

В бенчмарках чипсету удалось обосноваться в диапазоне 14 000 – 18 000 очков в AnTuTu, оставшись позади Tegra 3, но отличаясь более низкой ценой.

Учитывая, что SoC имеет только двухъядерный процессор Cortex-A9, а также графический процессор, который обычно входит в платформы вместе с Cortex-A7, то RK3168 можно считать бюджетной ревизией RK3188. Он сконструирован для 7-дюймовых планшетов, которые, как правило, стоят дешевле.

RK3288 – это самая свежая и самая мощная платформа от Rockchip, выпуск которой ожидается в этом году. Она будет оснащена процессором Cortex-A17 с частотой 1,8 ГГц, а также GPU Mali-T760. Первоначально предполагалось, что Rockchip будет использовать ядро Cortex-A12, но после неожиданного выпуска ARM Cortex-A17 Rockchip быстро обновила свою платформу.


Cortex-A17 будет нацелен в 2015 году на рынок устройств среднего ценового диапазона, тогда как Cortex-A57 останется покорять высококлассные решения и, возможно, будет соответственно модернизирован. К сожалению, Cortex-A17 не использует улучшенную архитектуру ARMv8 и всё ещё остаётся 32-битным чипом. Для устройства такого уровня в 2015 году это не слишком выгодное решение, но, скорее всего, в данном случае Rockchip сделала выбор в пользу экономии. Именно поэтому компания также выбрала именно Cortex-A17 вместо более мощных чипов среднего уровня.

Что касается GPU, то, похоже, Rockchip не жалеет средств, используя высокоуровневую графику Mali-T764. Учитывая, что в основном Rockchip нацелена на планшеты, не так уж удивительно видеть в составе этой платформы обычный CPU и сильный GPU. Планшеты, как правило, используют более высокие разрешения по сравнению со смартфонами, и более мощный графический процессор при использовании менее производительного CPU обеспечит устройству нормальную температуру и экономию расхода аккумулятора, чем если бы в платформе использовались исключительно передовые компоненты.

GPU также поддерживает новейшие возможности мобильной графики и декодирование 4К-видео, а также HDMI 2.0 и 10-битную цветопередачу, если вы захотите подключить планшет к телевизору с разрешением 4К.

Недавно в партнёрстве с Intel компания Rockchip разработала платформу на основе FinFET с техпроцессом 28 нм и с использованием ядра Atom. Intel надеется, что это приведёт к уменьшению стоимости Atom, который сможет стать частью менее дорогих платформ. Ещё предстоит выяснить, насколько конкурентоспособными будут эти чипы, особенно с учётом того, что собственные устройства Atom (22 нм) едва ли столь же быстры, чтобы конкурировать с высококачественными ARM-чипами. Эти платформы, скорее, направлены на рынок устройств среднего уровня и при этом используют 3G-модемы Intel. В то же время RK3288 на ARM будет поставляться в этом году с поддержкой 4G LTE.

Обзор китайских SoC-платформ с лицензией ARM | MediaTek


MediaTek – это производитель полупроводников без производства, который акцентирует своё внимание на мобильных телефонах с 3G GSM HSPA+ и WCDMA, а также платформах для фаблетов. Она производит энергоэффективные и производительные чипы, до недавнего времени используя процессоры ARM Cortex-A7 c низким энергопотреблением и мощные GPU, что позволяет сэкономить заряд батареи у устройств на данной платформе и при этом обеспечивает высокую производительность обработки приложений и мультимедиа.

SoC Процессор Графика Максимальное разрешение Поддержка камеры Кодирование/ декодирование видео
MT6572 Cortex A7 (2 - ядерный) @ 1,3 ГГц Mali-400 MP1 @ 500 МГц 960x540 5 Мп ISP 720p @ 30 FPS
MT6573 ARM11 @ 650 МГц PowerVR SGX531 @ 281 МГц 854x480 8 Мп ISP 480p @ 30 FPS
MT6575 Cortex A9 (1 - ядерный) @ 1 ГГц 960x540 5 Мп ISP 720p @ 30 FPS
MT6577 Cortex A9 (2 - ядерный) @ 1 ГГц PowerVR SGX531 Ultra @ 522 МГц 1280x720 8 Мп ISP 1080p @ 30 FPS
MT6589 Cortex-A7 (4 - ядерный) @ 1,2 ГГц PowerVR SGX544 @ 286 МГц 1920x1080 13 Мп ISP 1080p @ 30 FPS
MT6592 Cortex-A7 (8 - ядерный) @ 1,7 - 2 ГГц Mali-450 @ 700 МГц 1920x1080 16 Мп ISP 1080p @ 30 FPS (поддержка h.265)
MT6595 Cortex A7 (4 - ядерный) @ 1,7 ГГц / Cortex A17 (4 - ядерный) @ 2,2 ГГц PowerVR 6200 @ 600 МГц 2560x1600 20 Мп ISP 2160p @ 30 FPS (поддержка h.265)
MT6732 Cortex A53 (4 - ядерный) @ 1,5 ГГц Mali-T760 MP2 @ 500 МГц 1920x1080 13 Мп ISP 2160p @ 30fps (поддержка h.265)

Чипы для смартфонов

MT6572


Это один из новейших чипов компании, который появился в 2013 году. Он нацелен на недорогие устройства и состоит из процессора Cortex-A7 с частотой 1,2 ГГц и графическим движком Mali-400 MP1 с частотой 500 МГц. Как вы можете себе представить, он не поддерживает очень высокие разрешения – максимальным является 960x540 пикселей, при этом запись видео удаётся максимум на разрешении 720p при частоте кадров 30 FPS. Но от платформы для устройств начального уровня вряд ли можно было ожидать более высоких результатов.

MT6573 базируется на гораздо более старой архитектуре ARMv6, скорее всего, по экономическим соображениям. MediaTek, похоже, собирается использовать его в крайне дешёвых смартфонах, которые подходят под самые минимальные требования для запуска Android, и, хотя с Cortex-A7 он может быть применён практически во всех устройствах начального уровня, через год мы его уже не увидим. Чип не поддерживает воспроизведение видео выше 480p, хоть и работает с камерами 8 Мп.

Ядро Cortex-A9 является достаточно старым, но оно всё ещё используется в некоторых устройствах. С точки зрения производительности, это нечто среднее между MT6573 и MT6572, поскольку у последнего выше тактовая частота и имеется два ядра. Чип поддерживает разрешение 960x540 пикселей и воспроизведение видео в формате 720p, а также работает с камерами 8 Мп.

MediaTek сконструировала в 2012 году более дешёвую версию этой платформы, получившую название MT6575M. Её графический процессор был вполовину медленнее, а при изготовлении использовался 65-нанометровый техпроцесс.

MT6577 также содержит более старый двухъядерный процессор Cortex-A9 с частотой 1 ГГц, который до сих пор производится MediaTek по причине его популярности, так как чип использовался во множестве телефонов, снимавших видео в формате 720p в 2012 году.

Несмотря на свой возраст, чип всё так же поддерживает разрешение 720p, воспроизведение видео в формате Full HD и 8-мегапиксельную камеру, что остаётся довольно выгодным решением при хорошей цене.

Различные варианты MT6589


Ещё одной популярной платформой является MT6589, и она настолько востребована, что MediaTek создала ещё две версии этого чипа – менее быструю (MT6589M) и более быструю (MT6589T).

Все три чипа базируются на четырёхъядерном процессоре Cortex-A7, но у М-версии производительность GPU наполовину ниже, при этом включена поддержка камер с разрешением 8 Мп, и устройства могут воспроизводить видео только с разрешением до 720p. В Т-версии и CPU и GPU работают на 25% быстрее, также имеется поддержка камер до 13 Мп. Все три устройства используют GPU PowerVR от Imagination.

А это чип с восьмиядерным процессором Cortex-A7 с частотой от 1,7 ГГц до 2 ГГц (обычно 1,7 ГГц) и GPU Mali-450 MP4 на 600 МГц. Он работает с камерами с разрешением до 16 Мп, и вы можете видеть его в китайских смартфонах уровня hi-end, которые стоят вполовину дешевле флагманских устройств, к которым мы привыкли.

MT6595 пока ещё недоступен, но должен быть выпущен к концу 2014 года. С выпуском этого чипа становится ясно, что MediaTek собирается навязать конкуренцию Qualcomm и Samsung на рынке устройств практически самого высокого уровня. В данной платформе будет использована технология big.LITTLE от ARM c двумя четырёхъядерными процессорами – Cortex-A7 с частотой 1,7 ГГц и Cortex-A17 с частотой 2,2 ГГц. Конечно, в Cortex-A17 используется новая архитектура от ARM, которая позволит в два раза превзойти по производительности Cortex-A7 на заданной частоте или добиться примерно той же производительности, какую может развить Cortex-A15 самой новой ревизии (как тот, что используется в Tegra K1).


В новой платформе будет использован GPU PowerVR с частотой 600 МГц, а также включена поддержка камер с разрешением 20 Мп и модуль 802.11ac Wi-Fi в дополнение к встроенному LTE-модему.

Компания MediaTek наверняка нацелилась на успех реализации этого чипа, поскольку она разрабатывает сразу две его версии: MT6595M с процессором Cortex A7 на частоте 1,5 ГГц и мощным Cortex A17 на частоте 2 ГГц, а также MT6595 Turbo, у которого те же самые процессоры будут иметь частоты 1,7 ГГц и 2,4-2,5 ГГц соответственно.

В этом году на Mobile World Congress компания MediaTek анонсировала свой первый 64-битный чип на архитектуре ARMv8 и четырёхъядерный Cortex-A53 с частотой 1,5 ГГц и мощной графикой Mali T760 с поддержкой OpenGL ES 3.0 и OpenCL.

Кроме того, чип поддерживает двухдиапазонный 802.11n Wi-Fi, Bluetooth 4.0, LTE, камеры с разрешением 13 Мп и запись видео 1080p на частоте кадров 30 FPS с HEVC-декодером с поддержкой аппаратного ускорения.

Чипы для планшетов

MT8127


Это последний чип от MediaTek, и он был разработан специально для планшетов, которые в большей степени предназначены для просмотра различного видео. В отличие от MT6732, это не означает, что перед нами высококлассный чип от MediaTek, - скорее, это довольно дешёвая платформа для планшетов среднего и начального уровня. Она включает в себя четырёхъядерный процессор Cortex-A7 с частотой 1,5 ГГц, a также GPU Mali-450 MP4 и поддерживает дисплеи с разрешением 1080p, работу с видео 1080p, а также камеры 13 Мп.

Эта платформа начального уровня была выпущена в прошлом 2013 году для планшетов. Она наделена двухъядерным процессором Cortex-A9 с частотой 1,2 ГГц (40-нанометровый техпроцесс) и GPU PowerVR SGX531 Ultra, который работает с максимальным разрешением на уровне 1280x720 пикселей. Чип также поддерживает Bluetooth 4.0, Wi-Fi и модемы GSM/GPRS/EDGE/HSPA.

MT8135


На данный момент в портфолио компании это самая мощная 32-битная платформа для планшетов, которая использует преимущества big.Little, интегрируя два ядра Cortex-A15 с частотой 1,7 ГГц и ещё два ядра Cortex-A7 с частотой 1,2 ГГц. Она также оснащена GPU PowerVR Series6 G200 с поддержкой OpenGL ES 3.0. Планшеты с таким процессором могут показывать достойную производительность в играх, причём даже с разрешением 1080p.

MT8125/8389

Эти два высокоуровневых, хотя и более старых, чипа MediaTek для планшетов – они появились ещё в 2013 году. Каждый из них поддерживает работу дисплеев с разрешением 1080p, а также воспроизведение видео 1080p, камеры с разрешением до 13 Мп и беспроводные стандарты GSM, GPRS, EDGE и HSPA+. Разница в том, что MT8389 ещё и наделён встроенным модулем GPS и поддержкой Bluetooth 4.0.

Обзор китайских SoC-платформ с лицензией ARM | Allwinner

Allwinner Technology – это китайский производитель полупроводников, которая появилась в 2007 году. Она стала одной из первых независимых компаний, получивших лицензию ARM, и, возможно, первым китайским производителем SoC-платформ, который привлёк внимание в США выпускаемыми для устройств Android чипами. Выход одноядерного A10 (с Cortex-A8 и GPU Mali 400), созданного в конце 2010 года, подтвердил, что китайский процессор вполне способен конкурировать с более известными брендами. Но до сих пор он был нацелен в основном на планшеты среднего и начального уровня, а также на мультимедийные плееры и HDMI-приставки, и в гораздо меньшей степени на смартфоны.

A10 был настолько хорош, что повлиял на весь ценовой расклад на китайском рынке планшетов примерно на год. Комбинация скромного процессора на архитектуре ARMv7 с самым современным GPU Mali 400 означала, что даже при наличии одного ядра по производительности в играх его можно сравнить с гораздо более дорогой платформой Tegra 2 от Nvidia. Действительно, вокруг GPU Mali поднялся такой ажиотаж, что программа Chainfire 3D (больше не в разработке) с эмуляцией поддержки BGRA завоевала серьёзное признание среди клиентов с устройствами на А10.

В то время форумы были переполнены сообщениями о том, что на планшетах на А10 некоторые игры, разработанные для Tegra 2, идут более плавно и в некоторых случаях поддерживают большее количество функций (таких, как FSAA), чем теоретически было возможно при работе Nvidia GeForce ULP.

Allwinner снова делает упор на высокую производительность GPU с четырёхъядерным A31, который наделён Cortex-A7 и PowerVR SGX. Это такой же GPU, какой был задействован в iPad третьего поколения, что позволило создать множество 9-10-дюймовых Android-планшетов с разрешением 2048x1536 пикселей, доступных по невысоким ценам.

Soc Процессор Графика Максимальное разрешение Поддержка камеры Кодирование/ декодирование видео
A10 Mali 400 1920x1080 н/д 1080p @ 30 FPS
A10s Cortex A8 (1 - ядерный) @ 1 ГГц Mali 400 1920x1080 н/д 1080p @ 30 FPS
A13 Cortex A8 (1 - ядерный) @ 1 ГГц Mali 400 1920x1080 н/д 1080p @ 30 FPS
A20 Cortex A7 (2 - ядерный) Mali 400 MP2 1920x1080 8 Мп 1080p @ 30 FPS / 2160p @ 30 FPS
A31 Cortex A7 (4 - ядерный) PowerVR SGX 544 MP2 2048x1536 12 Мп 1080p @ 30 FPS / 4kx2k @ 30 FPS
A80 Cortex A7 (4 - ядерный) / Cortex A15 (4 - ядерный) PowerVR 6230 2560x1600 16 Мп 4K?2K @ 30 FPS (поддержка h.265/VP9)

A10


Allwinner добилась большого успеха с платформой A10, которая сумела сделать данную компанию передовым китайским производителем чипов для мобильных устройств. В основном платформа использовалась для мини-приставок на Android и Linux, но также была задействована в планшетах стоимостью до $150, например, в индийском Ainol Novo 7 Aurora. Процессор поддерживает максимальное разрешение 1920x1080 пикселей, хотя в основном он встречается в планшетах с разрешением 1024x600 или 1280x800 пикселей.

A10s


По сути, A10s – это урезанная версия A10, и стоит она дешевле. Allwinner использует A10s в недорогих ТВ-приставках и при этом поддерживает DLNA и Wi-Fi, а по сравнению с A10 лучше управляет питанием.

A13


Это один из последних выпущенных компанией чипов, который предназначен для маленьких планшетов и электронных книг. Хоть он и новый, в его состав входит процессор Cortex-A8 и GPU Mali-400 MP1. Так что это не самая мощная платформа Allwinner.

A20


A20 был выпущен вслед за А10 и получил в два раза больше ядер, при переходе на Cortex-A7 с -A8 в него была включена поддержка камер, а также реализована экономия заряда аккумулятора. Интересно, что разъём этой SoC был такой же, как у А10, то есть теоретически производители планшетов могли установить новый чип и при этом сэкономить время проектирования устройства. На практике, правда, рынок уже начал переход на четырёхъядерные платформы, так что A20 имел переменный успех.

A31


Этот чип, похоже, пришёл на смену знаменитому A10, и если последний подходил для планшетов с доступной ценой и разрешением 720/800p, то А31 используется по той же причине в 9,7-дюймовых планшетах с Retina-дисплеями. Процессор нельзя назвать мощным, но он действительно очень эффективен. С другой стороны, GPU PowerVR 544MP2 невероятно производителен и показывает высокие результаты во многих бенчмарках. Чипсет также применялся в HDMI-приставках. На данный момент это самая высококлассная платформа, и она работает с камерами с разрешением до 12 Мп.

Планируется, что Allwinner A80 появится в этом году и станет самым мощным чипом компании. Пока ещё рано об этом говорить, но чип A80 вполне может помочь Allwinner составить конкуренцию Samsung, Qualcomm и Nvidia. Процессор будет использовать технологию big.Little и объединит в себе четырёхъядерные Cortex-A7 и -A15. Так как это чип действительно высокого уровня, то он будет поддерживать 4K-видео и аппаратное ускорение кодеков H.265 и VP9.

Обзор китайских SoC-платформ с лицензией ARM | Spreadtrum

Spreadtrum Communications Inc. – это шанхайская компания по проектированию чипов, занимающая 17-е место среди производителей полупроводников. Больше всего она известна производством чипсетов для китайской сети TD-SCDMA 3G, но также продаёт чипы за рубеж. В 2013 году она была приобретена китайской компанией Tsinghua Unigroup, которая занимается продажей бытовой техники.

В 2011 году Spreadtrum заняла 25% рынка 2G в Китае. В основном, это произошло из-за того, что MediaTek представила более слабый чип и, в свою очередь, позволила Spreadtrum быстро нарастить свою долю рынка.

Сейчас Spreadtrum известна изготовлением чипсетов для китайской сети TD-SCDMA 3G, занимающей 50% своего рынка. Впрочем, компания также конструирует чипы и для покупателей из других стран. На китайском рынке смартфонов доля Spreadtrum составляет всего 11%.

SC6821


Нам обычно кажется, что компании наподобие MediaTek предлагают свои решения для устройств начального уровня, однако Spreadtrum исследует этот рынок ещё глубже. Ранее в этом году мы узнали, что Spreadtrum и Mozilla совместно предлагают за $25 смартфон с операционной системой Firefox, который по своей стоимости располагается значительно ниже любого из смартфонов, которые когда-либо были протестированы на Tom’s Hardware.

Этот смартфон базировался на чипе SC6821, и мы не слишком хорошо знакомы с данной платформой, хотя и знаем, что она основана на ARM Cortex-A5, поддерживает Wi-Fi (предположительно 802.11b/g/n) и Bluetooth, а также FM-радио, работу камеры с разрешением, скорее всего, до 5 Мп и разрешение HVGA. Устройство будет работать под управлением операционной системы Firefox OS в сетях WCDMA и EDGE.

Скорее всего, Mozilla остановила свой выбор на Spreadtrum из-за низкой цены на процессор, так что производительности и поддержке различных функций внимание было оказано во вторую очередь. По крайней мере, Mozilla решила воспользоваться чипом с архитектурой ARMv7 и планирует полностью отказаться от поддержки ARMv6 в операционной системе Firefox и мобильном приложении Firefox для Android.

SC7735S


Mozilla – это не единственный именитый клиент Spreadtrum, поскольку компания HTC также внедрила чип Spreadtrum Quak (SC7735S) в смартфон среднего уровня под названием Desire 700. Платформа базируется на четырёхъядерном процессоре Cortex-A7 с частотой 1,2 ГГц и содержит GPU Mali-400, а также поддерживает 2 Гбайт оперативной памяти, воспроизведение видео с разрешением 1080p на частоте 30 FPS, видеокодек VP8 и работу камер с разрешением до 13 Мп.

HTC не слишком везло с бюджетными смартфонами, поскольку по некоторым причинам они всё равно выходили дороже, чем у конкурентов, имея схожие спецификации. Помочь HTC снизить общую стоимость смартфонов начального уровня вполне могут решения Spreadtrum.

Ранее в этом году ходили слухи о возможном объединении Spreadtrum и RDA Microelectronics, чему, однако, воспротивились сотрудники RDA, считающие Spreadtrum более слабой компанией.

Обзор китайских SoC-платформ с лицензией ARM | Китай усиливает давление

Система выдачи лицензий позволила ARM заполонить рынок мобильной продукции различными решениями, одновременно давая возможность менее известным или совершенно новым полупроводниковым компаниям использовать её разработки для самостоятельного конструирования чипов. Это приводит к тому, что производители чипов могут конкурировать с известными компаниями-гигантами.


Множество малозивестных компаний могут выдерживать конкуренцию с продукцией начального уровня от более крупных авторитетных фирм. Именно такую стратегию используют китайские компании благодаря низким затратам на производство. Теперь, когда некоторые из поставщиков развились до уровня более известных брендов, многие производители начинают выбирать их продукцию не только из-за низкой стоимости.

В отношении производительности китайские полупроводниковые компании начинали с самых низов, но последовательно поднимались до более высоких уровней. Более мощные платформы позволяют создать ещё более серьёзные устройства, при этом прибыль создателей чипов становится ещё выше. Естественно, это и есть цель китайских производителей.

Из-за того, что поначалу они вели агрессивную ценовую политику, даже их быстрые процессоры стали считаться доступными по цене в сравнении с конкурентами. Это потенциально позволит им забрать долю рынка у более известных производителей чипов и внедрить свои решения в ещё большее количество флагманских устройств, что, в свою очередь, приведёт к дальнейшему развитию бренда.

Китайские производители чипов, которые в данной ситуации, как нам кажется, поступают пока что абсолютно правильно, - это MediaTek, Rockchip и Allwinner, и все вместе они занимают 75,7% рынка процессоров для планшетов в Китае, а лидерами являются Rockchip и Allwinner.

Дела у MediaTek идут лучше в Китае, поскольку её доля рынка составляет более 50% благодаря интеграции процессоров с модемами для диапазона низких частот. Главным конкурентом для MediaTek является компания Spreadtrum, хотя её доля рынка в пять раз меньше.

На китайском рынке смартфонов проблемы для MediaTek может создать только Qualcomm, но даже этой мощной компании приходилось использовать Cortex-A5 и -A7 для того, чтобы установить более конкурентоспособную цену. Она имела небольшое преимущество на рынке LTE, сумев произвести интеграцию новых стандартов мобильной связи в свои платформы. Тем не менее, доля рынка Qualcomm снижается, поскольку всё больше компаний интегрируют в свою продукцию модемы с поддержкой диапазона низких частот.

Китайское правительство и известные заказчики всё в большей степени поддерживают китайских производителей чипов, так что таким компаниям, как Qualcomm, становится ещё труднее конкурировать с ними, особенно в том случае, если они не могут превзойти их даже по цене.



Загрузка...