sonyps4.ru

Общие характеристики и критерии информационного общества. Характерные черты информационного общества

Формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов;
- распространение глобальных информационных сетей, доступность информации;
- возможность получать любую информацию для использования в разных сферах жизни;
- использование информации как экономического ресурса и предмета массового потребления;
- преобладание в числе продуктов социальной деятельности производства и распространения информации, создание и интенсивный рост информационного рынка, преобладание информационных видов труда;
- преобладание удаленных коммуникаций, дистанционных связей;
- новые возможности для взаимодействия и выражения общественного мнения;
- формирование новых моделей и норм поведения на основе информмоделей;
- возрастание роли телекоммуникационной, транспортной, организационной инфраструктуры;
- возможность практически полного удовлетворения информационных потребностей людей независимо от места их жительства, рода занятий и т. п.
Теории информационного общества связываются сегодня прежде всего с технологическими прорывами и глобальными сетями, информационными супермагистралями. Однако информационное общество является пока перспективой не только потому, что еще недостижима технологически информационная связь для всех, но и потому что термин «информационное общество» намного более многозначен и глубок, чем просто понятие о планете, опутанной современными средствами коммуникации. Это тип общества, в котором информация снова становится суперзначимой, возвращается к своим исходным сущностным, ценностным смыслам, снова становится креативной, созидающей, а не разрушающей силой.
Об этом очень точно и образно сказал М. Кастельс: «Обещанием информационной эпохи является освобождение беспрецедентной возможности силы разума. Я думаю – следовательно, я произвожу. Мечта Просвещения – что разум и наука решат проблемы человечества в пределах досягаемости. Однако существует экстраординарный разрыв между нашей технологической переразвитостью и нашей социальной недоразвитостью (выделение мое – Л. С.). Наши экономика, общество и культура построены на интересах, ценностях, институтах и системах представлений, которые в общем ограничивают коллективную креативность, конфискуют плоды информационной технологии и отклоняют нашу энергию в русло самоуничтожающей конфронтации»*.
В связи с проанализированными теориями информационного общества важно определить роль журналистики в эпоху глобальной информации. Она становится все более универсальной и всепроникающей, полифункциональной, супероперативной, интерактивной, саморегулируемой, синтезной и дуальной, совмещающей разные тенденции (шаблонизацию и креатизм, массовизацию и демассовизацию, масс-бульваризацию и элитаризм и т. п.), ценностно разностильной – одним словом, синтезной. Особенно это относится к электронным средствам распространения информации, к глобальным сетям.
Широко известная работа Фреда С. Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона «Четыре теории прессы» (1956) характеризует основные теории СМИ – авторитарную, либертарианскую, теорию социальной ответственности и советскую тоталитарную теорию, которые можно свести к двум – тоталитарной и демократической. Приведем с небольшими изменениями таблицу, в которой авторы дают описание названных теорий** (табл. 3).
Таблица 3
Четыре теории прессы Основные характеристики Авторитарная теория Либертарианская теория Теория социальной ответственности Советская тоталитарная теория Место возникновения и развития Англия ХVI и ХVII вв.: была широко распространена; применяется до сих пор принята в Англии после 1688 г. и в США; влиятельна повсеместно США, ХХ в. Советский Союз (некоторые элементы практиковались нацистами и итальянцами во многих странах)
Теоретические основы философия абсолютной власти монарха, его правительства или обоих работы Мильтона, Локка, Милля и общая теория рационализма и естественных прав работы Хокинга, комиссии по свободе прессы и практикующие журналисты, этические кодексы средств массовой информации Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии ХIХ в. Главная цель поддерживать и проводить политику действующего правительства и обслуживать государство информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликты на уровень обсуждения способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, в частности диктатуры партии Кто имеет право использовать средства массовой информации? всякий, кто получает королевский патент или подобное разрешение всякий, у кого есть средства на это всякий, кому есть что сказать подданные и проверенные члены партии Кого контролируют средства массовой ин-формации? правительственные патенты, гильдии, лицензирование, иногда цензура посредством «процесса возвращения к истине» на «сводном рынке идей» и в судах общественное мнение, действия потребителей, профессиональная этика надзор и экономические или политические действия правительства Что запрещено? критика политической машины и чиновников клевета, непристойность, неприличное поведение, антиправительственная пропаганда в военное время серьезное вмеша-тельство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов критика задач партии, что не распространяется на практику партии Вид собственности частная или общественная в основном частная частная, если только правительство не вынуждено взять в свои руки, чтобы обеспечить общественные интересы общественная Существенные отличия от других теорий инструмент проведения политики правительства, хотя и не обязательно в собственности последнего инструмент контроля за правительством и удовлетворение других нужд общества средства информации должны стать социально ответ-ственными, в противном слу-чае кто-то дол-жен заставить их быть таковыми средства информации принадлежат государству, жестко им контролируются и являются его орудием Следовало бы заметить, что в оценке четвертой теории явно присутствует чрезмерная идеологическая составляющая.
Сейчас весьма популярна теория социальной ответственности (Social responsibility theory) в связи с тем, что стала осознаваться все более значительная роль СМИ на общество, хотя существуют наряду с этим и теории минимального влияния на общество – позитивистский взгляд на взаимоотношения СМИ и аудитории. Схема, приведенная выше, создана полвека назад, и хотя она сохраняет до сих пор свое значение, логично назвать более современные теории. Приведем сводку этих теорий (табл. 4), тесно связанных с сегодняшним этапом развития информационного общества*.
Таблица 4
Теории массовой коммуникации Название теории Основные идеи Теория «третьей волны»
«Third Wave» theory Три волны цивилизации: аграрная (до ХVШ в.), индустриальная (до 1955 г.), постиндустриальная, когда ведущую роль играют средства коммуникационно-компьютерного воздействия на общество (Тоффлер О. Третья волна, 1980). Теория открытости и закрытости
Theory of opening and closing Существуют закрытые и открытые замкнутые этнические или религиозные комьюнити (взаимодействующие общности). Закрытые настороженно относятся к новой информации и коммуникациям. Открытые легко воспринимают новую информацию, чреваты информационными перегрузками Идеал – сбалансированность этих процессов (Klapp M. Opening and Closing. Strategies of Information Adaptation in Society, 1978). Теория социальных ожиданий
Theory of social expectations Главное внимание – воспитательным функциям СМИ, процессу формирования массовой аудитории. Теория самовоспроизводства
Theory autopoiesis Общество – самоорганизующаяся система, подсистемы которой имеют собственные информационные связи с окружающей средой. Теория свободной печати
Free press theory Берет под защиту права граждан на свободу слова, гарантом которой является частная собственность на средства информации. Свое выражение получила в Первой поправке к Конституции США. Теория «стереотипных капсул»
Conventional capsules Масс-медиа могут распространять стандартизированные мнимые представления о жизни и культуре, формируя из них модели поведения, ценностей, социальных возможностей. Ананбергская школа при Пенсильванском университете, созданная в 1959 г. Теория свертывания материалов печати, теория повестки дня
Agenda-setting theory of the press Большая часть новостей в американской печати носит запрограммированно-выборочный характер, поскольку повестка дня, то есть темы и проблемы, предлагаемые читателю, подвергаются тщательному фильтру и распределяются в соответствии со степенью значимости в СМИ.
Теория статус-кво
Status quo theory Примат конформистской функции СМИ, которые прививают аудитории инертное отношение к существующим в обществе порядкам. Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон (Массовая коммуникация, 1966) считали, что СМИ в США выступают в роли «социального наркотика», который способствует снижению эстетических вкусов и укреплению статуса-кво. Теория селективной экспозиции
Selective exposure Важен учет социально-демографических, культурных и психологических факторов влияния СМИ на аудиторию, исследование форм и результатов влияния СМИ на различные группы аудитории. (Теория сформировалась в США в 40-х гг. прошлого века). Противоположна теории «магической пули».) Теория обретения пользы и удовольствия
Uses and gratification theory Аудиторию не следует представлять как послушную массу безвольных потребителей любой информации, поскольку она состоит из множества индивидуумов, которые имеют свои интересы, вкусы и потому потребляет информацию в соответствии с ними. (Близка теории селективных влияний.) Теория магической пули
Magic bullet theory Кинематограф, СМИ имеют магическое воздействие на аудиторию. (Соотносима с теорией инъекции. США, начало ХХ в.) Теория инъекции
Hypodermic needle theory Утверждает прямое воздействие СМИ на аудиторию, игнорируя ее возрастные, культурные, географические и другие особенности (Опровергается современными исследователями.) Теория «плавильного котла» («плавильного тигля»)
Melting pot theory Американская нация сформировалась путем переплавки в единое целое национально-культурных традиций иммигрантов, хотя в последнее время появилась теория «салатного» плюрализма этнических культур (salat bowl theory), но теория «переплавки» реализуется в моделях массовой культуры. Теория наименьшей неприемлемости программ
Least objectionalble program theory Стабильность количества зрителей зависит не столько от качества телевизионных программ, сколько от инерции тяжелых зрителей, которые сидят у экранов по нескольку часов, смотрят все подряд и оказываются под влиянием основного потока «мейстриминга», их действия объясняются не интересом к содержанию передач, а инерцией настройки. Теория парадокса
Paradox: globalization creates localization Глобализация порождает локализацию. (Теория помогает выявить причины углубления противоречий между тенденциями к транснационализму в развитии новейших информационных технологий и стремлением подчинить масс-медиа интересам местных общин и субкультур; исследования показывают, что чрезмерная глобализация мешает получать интересующие аудиторию сведения о своем локале). Теория двухступенчатости информационного потока
Two step flow of communication theory На первой ступени информация из СМИ фиксируется во мнениях компетентных уважаемых в обществе лидеров мнений, а затем на второй ступени переходит от них к другим потребителям. Авторами теории являются П. Лазарсфельд и Б. Берельсон (1940). В новейших исследованиях это получило название теории диффузии. Теория диффузии
Theory of diffusion Призывает к тщательному изучению путей и форм влияния СМИ на массовую аудиторию с учетом двухступенчатости информационного потока, роли лидеров мнений и других факторов, которые могут определить специфику процессов распространения и усвоения информации в обществе.
Теории медиаэффектов
Theories of media effects Воздействие СМИ на все сферы личной и общественной жизни современного человечества многомерно. В дотелевизионный период и в 1930–1940 гг. основное внимание уделялось пропагандистским эффектам, позднее активизировались бихевиористские наблюдения при анализе внимания масс-медиа на индивидуальное и коллективное сознание. Признание получили принципы Ананбергской школы при Пенсильванском университете, которые были направлены против коммерциализации СМИ и против попыток придать их деятельности стихийный характер. В последнее время распространены теории коммуникации как культурной экологии. Теория развития, или теория для медиа-развивающихся стран
Development media theory Необходимо обеспечить сохранение национальных культурных традиций и полную свободу выбора в сфере коммуникаций без ущемления ее в слаборазвитых странах. (Сформулирована под влиянием борьбы за Новый информационный порядок в материалах комиссии Макбрайда, отражавших специфику сложных условий для развития средств связи в странах «третьего мира», где слабо развита промышленная база, идет острая борьба между тенденциями к глобализации коммуникационных систем и задачами сохранения национальных, культурных традиций и ценностей. Эти противоречия выливаются в оппозиционное отношение к информационному империализму и допускают государственный идеологической контроль в интересах национальной суверенности культур и, соответственно, СМИ.) Теория коммуникаций в ХХI веке
Communication Theory in the 21 Сentury Многопрофильные исследования возможностей и последствий влияния новых коммуникационных технологий на общество, культуру и судьбы журналистики.
Назовем родоначальников исследования массовой информации, массовой коммуникации (МК), не анализируя подробно их идеи, потому что в основном это предмет социологии массовой коммуникации. Однако здесь хотя бы бегло нужно познакомиться с этими известными социологами и их работами, которые связаны с МК*.

Общество определяется как совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей. Возникшее на природной основе и взаимодействующее с ней общество нахо­дится в процессе закономерного изменения и развития. Обще­ство имеет определенную прогрессивную направленность, ос­нованную на постоянном притоке, генерации и перераспреде­лении информации.

Для объективного анализа исследуемой проблемы целесооб­разно рассмотреть социально-политические, социально-экономи­ческие и технические аспекты развития общества на современном этапе, которые влияют как на жизнедеятельность человека в це­лом, так и на развитие системы образования в частности.

Качественные изменения в экономической, социально-поли­тической и духовной сферах общественной жизни, обусловлен­ные интенсивным развитием и использованием современных ин­формационно-коммуникационных технологий, обозначили дви­жение человечества к новой, постиндустриальной фазе развития - информационному обществу.

В настоящее время, в условиях постиндустриального периода, характеризующегося коренными изменениями, происходящими в сфере науки, техники и производства, российское общество стол­кнулось с необходимостью решения комплекса глобальных проб­лем современности. Наиболее значимой из них мы считаем проблему информационной безопасности, которая пронизывает все сферы жизни человека.

Основными чертами нового информационного общества явля­ются его информатизация, создание новых интеллектуальных тех­нологий, ускорение темпов развития техники, превращение ин­формации в важнейший ресурс человечества. Перечисленные фак­торы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социаль­ной системы, трансформации среды, под влиянием которой ме­няется личность.

В 1920-е гг. О.Шпенглер провозгласил закат индустриального века, но еще не обозначил контуры и содержание нового, идущего ему на смену. В 1940-е гг. вполне определенную характеристику общества с новой экономикой, «общества информации и услуг» дал австралийский экономист К. Кларк. В конце 1950-х гг. тезис о наступлении информационной экономики и превращении инфор­мации в главный товар выдвинул американский ученый эконо­мист Ф. Махлуп.

Таким образом, исследования в области информатизации но­вого общества приобрели актуальность уже в 1950-1970-е гг., когда стало очевидно, что индустриальная эпоха исторического развития человечества завершается и мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. В связи с этим проблема суще­ствования и развития личности в «технизированном» и «информатизированном» мире стала одной из главных в научных иссле­дованиях.

Как показал анализ научной литературы по данному вопросу, большинство исследователей рассматривали особенности совре­менного общества в основном одноаспектно - с гуманитарной, экономической, политической или социальной точек зрения. Та­кое отношение породило огромное число различных названий и определений. Так, Дж.Литхайм назвал новое общество буржуаз­ным, Р.Дарендорф - посткапиталистическим, Г. Кан - пост­экономическим, К. Боулдинг - постцивилизационным, Л. Этци-они - постмодернистским, С.Алстром - постпротестантским, Р.Сейденберг - постисторическим, а Р.Барнет предложил тер­мин «постнефтяное общество». При детальном рассмотрении ста­новится очевидным, что большинство этих определений прибли­жается к понятию «постиндустриальное общество» (Д. Белл, США, 1950-е гг.). Почти все предложенные названия имеют латинскую приставку «пост-», т.е. «после-», говорящую о том, что их авторы ожидают какого-то глобального переворота в технике и в созна­нии людей. Все эти определения отталкиваются от уже достигну­того, однако принципиально новое общество, в котором одно­временно проявляется преемственность и присущая ему новизна, О. Тоффлер называет информационным обществом.



По мнению Ж.Эллюля, одной из основных проблем нового общества является опасность появления информатизированно-бюрократической машины. При этом Ж. Эллюль указывает, что общество стоит перед выбором свободного развития или кибер­нетизации*.

Существует концепция исключительности наступающей эпо­хи, в которой информация будет основной экономической цен­ностью и самым большим потенциальным источником богатства. Вместе с тем подчеркивается, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру (Г. Кан, Т. Стоуньер).

* Эмюлъ Ж. Политическая иллюзия / пер. с фр. В.В.Лазарева. - М.: МОТА BENE, 2003. - 432 с.

Таким образом, информационное общество - это новая исто­рическая фаза развития цивилизации, в которой главными про­дуктами производства являются информация и знания. Это новое общество характеризуется следующими отличительными чертами:

Повышение роли информации и знаний в жизни общества;

Возрастание доли информационных коммуникаций, продук­тов и услуг в валовом внутреннем продукте;

Создание глобального информационного пространства, обес­печивающего эффективное информационное взаимодействие лю­дей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовле­творение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

Ускорение научно-технического прогресса и превращение на­учных знаний в реальный фактор производства, повышение каче­ства жизни человека и общества;

Участие значительной части трудоспособного населения в про­изводственной деятельности, связанной с созданием и использо­ванием информационных технологий, информации и знаний;

Существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению инфор­мации и знаний;

Глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества.

Информационное общество - это цивилизация, в основе раз­вития и существования которой лежит особая субстанция, услов­но именуемая «информацией», обладающая свойством взаимо­действия как с духовным, так и с материальным миром человека. Данное свойство особенно важно для понимания сущности ново­го общества, в котором, с одной стороны, информация форми­рует материальную среду жизни человека, выступая в роли инно­вационных технологий, компьютерных программ и т. п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных вза­имоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансфор­мируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Это свойство информации может быть конструктивным или, наобо­рот, деструктивным. Следовательно, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека, перспективы его развития или гибели. Это позволяет нам ввести категорию «ин­формационная безопасность».

Развитие с точки зрения накопления и передачи информации проходило в несколько этапов, о чем свидетельствуют исследова­ния таких ученых, как Э.Тоффлер, Д.Белл, К.Ясперс, Дж.Мар­тин, Д.Рисман, А.Турен, И.П.Ильин и др.

На первом этапе (до второй половины XIX в.) существовала «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, бумага и книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки с помощью почты писем, пакетов и т.п. Основная цель такой технологии за­ключалась в представлении информации в нужной форме.

Для второго этапа (с конца XIX в.) характерна «механическая» технология, инструментами которой являлись: пишущая машин­ка, телефон, диктофон и оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Цель технологии уже меняется: представ­ление информации в нужной форме более удобными средствами.

Третий этап (1940-1960-е гг.) - «электрическая» технология, была основана на появлении портативных диктофонов, электри­ческих пишущих машинок, ксероксов, больших ЭВМ с соответ­ствующим программным обеспечением. Изменяется цель техно­логии. Важное значение имеет не форма представления информа­ции, а формирование ее содержания. Главным отличительным фактором становится определяющая роль информационных тех­нологий во всех сферах жизнедеятельности людей.

Четвертый этап (с начала 1970-х гг.) - «электронная» техно­логия, основным инструментарием которой становятся ЭВМ, а впоследствии персональные компьютеры с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащен­ные широким спектром базовых и специализированных программ­ных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается к формированию содержательной стороны информации для уп­равленческой среды различных сфер общественной жизни, осо­бенно к организации аналитической работы. Кроме того, приоб­ретается опыт формирования содержательной стороны управлен­ческой информации.

В дальнейшем происходит процесс персонализации АСУ, ко­торый проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и исполь­зуют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессор­ную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и ло­кальные компьютерные сети.

Активное вхождение в жизнь общества новейших информацион­ных технологий, произошедшее в результате бурного развития техники и электроники, способствует формированию и распро­странению особого типа мироощущения человека. Это связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, особенно телевидения, широким распространением персональных компьютеров, построением всемирных информационных сетей, разра­боткой технологий виртуальной реальности и другими технологи­ческими инновациями. Это развитие требует организации само­стоятельной профессиональной сферы «информационная безопас­ность».

В России, являющейся одним из центров мировой науки и куль­туры, существуют условия для интенсивного постиндустриально­го развития:

Быстрыми темпами совершенствуется информационная инфра­структура как составная часть глобальной информационной инф­раструктуры, развивается рынок услуг связи;

Информационно-коммуникационные технологии активно ис­пользуются в экономической, политической, социальной и ду­ховной жизни общества;

Развивается система правового регулирования отношений, свя­занных с созданием и использованием информационно-коммуни­кационных технологий;

В общественном мнении складывается понимание необходи­мости интенсификации постиндустриального развития;

Принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-ком­муникационных технологий в некоторых важных областях деятель­ности человека, общества и государства.

Анализируя современное состояние развития информационного общества в России следует отметить, что уровень развития рос­сийской информационной инфраструктуры, использования ин­формационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жиз­ни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также уровню развитых стран мира. Это определение является базовым в понимании необходимости обучения специалиста информаци­онной безопасности. Сохраняется неравенство в доступе к ин­формации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более пре­вращается в фактор, тормозящий социально-экономическое раз­витие общества.

Не развито производство конкурентоспособного телекомму­никационного оборудования и средств вычислительной техни­ки, в результате чего зависимость развития российской информа­ционной инфраструктуры от поставок зарубежных информацион­но-коммуникационных технологий значительно превышает кри­тический уровень.

Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в услови­ях постиндустриального развития.

Медленно реализуются работы по использованию информаци­онно-коммуникационных технологий для сохранения культурно­го наследия.

Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения ин­формационной безопасности страны в недостаточной мере спо­собна противостоять современным угрозам, связанным с исполь­зованием возможностей информационно-коммуникационных тех­нологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопас­ности информационных и коммуникационных систем, исполь­зуемых на ключевых объектах инфраструктуры страны.

Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постинду­стриального развития общества, недостаточно скоординирова­ны, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского об­щества.

Перечисленные опасности в системе развития российского информационного общества определяют основные направления в профессиональной подготовке специалиста в области информа­ционной безопасности.

В целях обеспечения информационной безопасности России необходимо решить следующие задачи:

«повышение информационной устойчивости и конструктив­ности в общественном развитии, конкурентоспособности стра­ны, благосостояния и качества жизни граждан;

Укрепление государственных гарантий реализации конститу­ционных прав человека и гражданина в информационном обще­стве, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям;

Повышение информационного качества образования и здраво­охранения;

Создание информационных условий для сохранения и разви­тия культурного разнообразия и самобытности народов, прожи­вающих на территории Российской Федерации;

Повышение эффективности информационной деятельности в системе государственного управления;

Противодействие угрозам использования потенциала инфор­мационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

Решение перечисленных задач базируется на следующих прин­ципах:

Сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и граж­данского общества;

Опережающее развитие информационной инфраструктуры
общества и ее безопасности;

Создание благоприятной среды для развития информацион­ной инфраструктуры и системы информационной безопасности;

Обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и зна­ниям, к использованию информационно-коммуникационных тех­нологий;

Укрепление доверия и безопасности при использовании ин­формационно-коммуникационных технологий;

Обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации на основе неукоснительного со­блюдения правопорядка и конституционной безопасности в этой сфере;

Содействие развитию глобального информационного обще­ства;

Международное сотрудничество в системе развития безопас­ности и информационного общества.

Информационное общество теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты: увеличение роли информации знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей занятых информационными технологиями коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии радио...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция №3

Тема: Информационное общество. Его характеристики.

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества ; историческая фаза возможного развития цивилизации , в которой главными продуктами производства становятся информация и знания .

Отличительные черты:

  • увеличение роли информации , знаний и информационных технологий в жизни общества ;
  • возрастание числа людей , занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте ;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства , обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Характеристики информационного общества по следующим критериям .

  1. Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
    1. Социальный : информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
    2. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
    3. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
    4. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Говоря об информационном обществе, оно рассматривается как ориентир, тенденция изменений в современном обществе.

Изменения информационного общества:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы ;
  • возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
  • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций,
  • широкое распространение компьютерных вирус ов и вредоносных программ по всему миру.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7152. Информационное общество. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Примеры оборудования с числовым программным управлением 14.48 KB
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Автоматические и автоматизированные системы управления Принято различать автоматические и автоматизированные системы управления. Их различие состоит прежде всего в том что автоматические системы могут работать без участия человека в то время как в автоматизированных системах часть функций управления объектом выполняется техническими средствами а часть людьми. Таким образом важным признаком АСУ является наличие человека в процессе управления.
6495. Інформаційні характеристики джерел дискретних повідомлень. Ентропія та її властивості. Первинні коди. Види сигналів для ПДП, основні характеристики сигналів, критерії вибору 62.94 KB
Форми представлення інформації дуже різноманітні: письмовий текст мова музика графічне зображення електромагнітне поле взаємне розташування предметів у просторі та інше. Залежно від характеру джерела інформації має різновиди: неперервна функція неперервного аргументу тобто в деякому кінцевому інтервалі в довільні моменти часу може приймати будьяке значення з нескінченної множини мова музика температура; неперервна функція дискретного аргументу тобто в деякому кінцевому інтервалі може приймати будьяке значення...
6020. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 18.65 KB
Данный федеральный закон регулирует отношения возникающие при: осуществлении права на поиск получение передачу производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. Процессы методы поиска сбора хранения обработки предоставления распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов – именуются информационными технологиями. Закон определяет что обладателем информации является лицо которое самостоятельно создало информацию либо получило ее на...
345. Информационное моделирование в методике IDEF1X 8.1 KB
Для решения этой задачи разработана методология информационного моделирования IDEF1X. Миссия IDEF1X определить какая информация требуется для реализации функций выявленных диаграммой IDEF0. IDEF1 это метод структурного анализа для проектирования сложных ИС разработанный Т.
2595. Информационное обеспечение фондового рынка 13.75 KB
Такую информацию участникам рынка предоставляют различные сводные композитные биржевые фондовые индексы регулярно публикуемые в финансовых изданиях. Фондовый индекс является измерителем дохода который может быть получен держателем конкретного набора акций. Для того чтобы фондовые индексы могли успешно применяться они должны быть: исчерпывающими и отражать состояние акций которые реально доступны участникам рынка при нормальных рыночных условиях; стабильными т. участники рынка использую информацию на основе которой был рассчитан...
17339. Информационное обеспечение руководителя Администрации города 136.05 KB
Информационное обеспечение деятельности руководителя – это связь информации с системами управления организацией и управленческим процессом в целом. В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение которое состоит в сборе и переработке информации необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности организации на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями...
20289. Информационное обеспечение реализации государственной молодежной политики 34.59 KB
Ценностные ориентации современной российской молодежи. Социализация молодежи в современном российском обществе. Информированность молодежи. Обеспечение информационных потребностей молодежи в Республике Башкортостан.
702. Информационное обеспечение принятия управленческого решения в образовательном процессе ВУЗа 624.69 KB
Диплом. Составная часть любого управленческого действия руководителя или специалиста - принятие решений. Во всех случаях они должны основываться на результатах анализа той информации, которой он располагает
11972. Методическое, модельное и информационное обеспечение системного прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России 60.72 KB
Радикально усовершенствованы методы и модельный инструментарий системных исследований энергетики выполнена интеграция задач оптимизации развития экономики и ТЭК на региональном и федеральном уровнях. Разработаны методическая и информационная база системных исследований развития ТЭК России на средне и долгосрочную перспективу и комплекс взаимоувязанных имитационных и оптимизационных модельных блоков обеспечивающих формирование сценариев социальноэкономического развития России и ее субъектов а также системную оценку экономической...
13059. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА 22.07 KB
Исследование общества в социальной философии и других социальных науках Изучение общества предполагает рассмотрение его как целостной внутренне дифференцированной системы различные части которой находятся во взаимодействии и органической взаимосвязи. Карл Ясперс исследуя зарождение рационального подхода в рассмотрении человеком общества и...

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Официальный сайт органов власти Алтайского края

www.altairegion22.ru

Создание сети особо охраняемых природных территорий необходимо в целях сохранения в естественном состоянии особо ценных природных комплексов и объектов.

Поддерживая в естественном состоянии очаги природной среды, заповедник и заказники обеспечивают ландшафтное и биологическое разнообразие, препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, являются фундаментальными элементами в системе обеспечения экологического равновесия и устойчивого развития региона.

Значение особо охраняемых природных территорий оценивается не только с точки зрения сохранения ценных и важных компонентов экосистемы (биологического разнообразия), но и с позиций оздоровления условий жизни и отдыха населения, сохранения здоровья нынешнего и генофонда будущих поколений. Разнообразные виды охраняемых территорий - это экологический резерв региона. Их развитие способно играть роль фактора, сдерживающего процесс ухудшения состояния окружающей среды.

К ООПТ в России относят:

1. заповедные территории (центры сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Биосферы планеты);

2. государственные природные заповедники (эталоны ненарушенных природных территорий);

3. природные парки (имеют экологическую и эстетическую ценность, природоохранные и рекреационные учереждения);

4. государственные природные заказники (сохранение и восстановление природных комплексов для поддержания экологического баланса);

5. памятники природы (уникальные, невосполнимые, ценные в научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения);

6. дендрологические парки и ботанические сады (природоохранные учереждения, коллекции, сохранение биоразнообразия);

7. лечебно-оздоровительные местности и курорты (территории, предназначенные для профилактики заболеваний, проведения лечения, отдыха населения).

Информационное общество - ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций , информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) , созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ). Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП . ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука . Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность . В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии. Информация становится предметом массового потребления . Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации . Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е гг., в Западной Европе – в 90-е.) Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему. В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.



2. Культура безопасности жизнедеятельности как фактор преодоления глобальных угроз и вызовов современности.

По оценкам специалистов в первой половине нашего века может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида .

Современный стиль жизни населения планеты характеризуется главенствующим императивом потребительства , мгновенным устареванием вещей , значительной частотой смены мод на предметы потребления . Вместе с ростом населения планеты это является основной причиной недопустимого, запредельного уровня расхода полезных ископаемых и других ресурсов, выброса веществ , загрязняющих окружающую среду, многократного превышения предельно-допустимой антропогенной нагрузки на биосферу .

Говоря об основных факторах, способствовавших появлению глобальных проблем, следует отметить следующее.

1. XX век стал веком разительных перемен в мире, стал веком реализации многочисленных научных открытий , освоения принципиально новых технологий , что обеспечило беспрецедентный рост мировой экономики . Сейчас за один рабочий день в мире производится столько же товаров и услуг, сколько было произведено за весь 1900 год.

2. В XX веке произошли также грандиозные демографические сдвиги . Если к 1900 году население планеты достигало 1,6 млрд. человек , то к концу XX века на Земле проживало уже 6 млрд. человек , т.е. численность населения возросла в 4 раза .

3. Рост населения планеты, несмотря на все усилия мирового сообщества, сопровождается и ростом нищеты. В настоящее время 20% населения мира проживает за чертой бедности .

4. Значительно обострилась и экологическая проблема . Ее сущность состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды .

В атмосфере быстро нарастает концентрация углекислого газа: за последние 200 лет она выросла с 280 до 370 ppm (частей на 1 млн.), причем более половины прироста приходится на период после 1950 года .

5. Интенсификация человеческой деятельности ведет и к нарушению экосистем биосферы. Из 150 млн. км 2 площади суши под прямым контролем человека (агропромышленные комплексы, города, полигоны, дороги, добыча ископаемых и т.д.) находится 28% . Это приводит к сокращению площади лесов, опустыниванию (средняя скорость - 2600 га/ч), обезвоживанию рек и морей.

Сейчас в мире практически нет резервов для сельскохозяйственного освоения , остаются лишь леса и экстремальные территории .

6. В последние два десятилетия особенно остро встала проблема ре­сурсов пресной воды . Даже в странах, богатых источниками воды, стали появляться признаки водного дефицита.

В значительной степени увеличилось промышленное расходование воды . Это связано не только с быстрым развитием промышленности, но и ростом водоемкости производства.

7. Порождением современной цивилизации является и проблема мегаполисов . В настоящее время в городах проживает около половины всего населения мира (47 %), в то время как в 1972 году доля городского населения составляла чуть менее трети .

60% подобных городов в Азии, в Африке - 25%, Латинской Америке - 15%.

8. Серьезную угрозу представляют катастрофы природного и техногенного характера, частота, масштабность и разрушительность которых в последние годы значительно возросли . Эти явления не только наносят большой ущерб промышленности, сельскому хозяйству и окружающей среде, но и нередко сопровождаются разрушением населенных пунктов и человеческими жертвами.

Так что же ожидает человечество в новой эпохе? Сможет ли оно справиться со стремительно возникшими глобальными угрозами, подрывающими условия его жизни и развития?

Большой прорыв в методах исследования глобальных проблем новой эпохи совершил во второй половине XX века американский профессор Д.Форрестер. Будучи крупнейшим специалистом в области больших систем и теории компьютерного управления промышленными предприятиями, он впервые применил математические методы к исследованию социальных и экономических процессов . Объектом его исследований сначала стал процесс развития большого города как системы, а затем – развитие всей мировой системы человеческой цивилизации, которое он назвал «мировой динамикой» .

Чтобы понять существо результатов работ Форрестера, предварительно ознакомимся с максимально упрощенным мысленным экспериментом , предложенным советским академиком A.И.Вейником. Этот эксперимент наглядно иллюстрирует возникновение глобальной угрозы вследствие «естественного» (стихийного, неуправляемого) развития цивилизации на планете с ограниченными ресурсами , при отсутствии полной регенерации отходов .

Пусть в ограниченном объеме, например, в шаре, находится некая питательная среда. И пусть в этот шар попадает пара живых opганизмов - «бактерий». Что произойдет дальше?

Очевидно, попав в благоприятные условия, наши «бактерии» начнут естественно размножаться. Рост числа бактерий, сначала очень медленный, со временем всё больше и больше ускоряется и, наконец, приобретает характер взрыва. Постепенно микробы пожирают питательную среду и начинают задыхаться в собственных отходах . С этого момента рост «населения» замедляется, а затем и вовсе прекращается . Причина этого будет совершенно непонятна неразумным бактериям , занятым в это время «личными делами», а, возможно, даже «справедливым распределением» все уменьшающихся запасов питательной среды между собой . В конце концов, вся микробная «цивилизация» переходит в мир иной.

Картина, в основных чертах подобная предыдущему мысленному эксперименту, получилась при исследовании динамики мировой системы Форрестером. Oн взял для изучения самых общих закономерностей функционирования мировой системы пять основных изменяющихся компонентов (при естественном ограничении географического пространства планеты):

· численность населения Земли,

· капиталовложения (фонды, характеризующие уровень развития экономики, которая преобразует природу),

· природные ресурсы,

· производство продуктов питания,

· загрязнение (отходы жизнедеятельности человека, которые не регенерируются природой).

Этими компонентами и их взаимодействиями , принял он, в основном, обуславливается динамика изменений в мировой системе . Связав изменение во времени основных компонентов в уравнения , Форрестер определил коэффициенты этих уравнений на основании имеющихся статистических данных по изменениям рассматриваемых компонентов в предыдущий период времени . Изучая поведение системы, он установил, что растущее население вызывает рост индустриализации, рост потребности в продуктах питания и распространение населения по все большей территории.

В свою очередь, рост производства продуктов питания, промышленных товаров и занимаемой территории способствуют увеличению количества населения . Рост населения с сопровождающими его индустриализацией и загрязнением окружающей среды является следствием процессов, в которых каждый компонент способствует росту других и обеспечивает своё развитие за их счет. Рост населения в расчетах Форрестера вначале, как в современной действительности, происходит по экспоненциальному закону (закону геометрической прогрессии).

Однако, со временем рост наталкивается на пределы, определенные природой . Территория планеты освоена, почва и природные ресурсы истощаются, а способность биосферы Земли разлагать загрязнения не беспредельна . Полученный расчетом и известный нам из истории экспоненциальный рост населения, фондов, потребления пищи, уровня жизни и загрязнения не может продолжаться безгранично. Количество населения, достигнув предельной величины, затем станет заметно уменьшаться , что означает не кризис (из которого возможны разные выходы), а катастрофу (процесс, ведущий к гибели). Она наступит, согласно расчетам Форрестера, в период 2025-2050 годов.

Оценивая полученные Форрестером ошеломляющие результаты, сразу необходимо отметить, что он использовал ту же гипотезу , что была в предыдущем мысленном эксперименте. В расчетах система ограничена по ресурсам, что для мировой системы, конечно, не совсем верно: в систему поступает энергия из Космоса (очевидная – от Солнца), в системе в какой-то степени регенерируются отходы (загрязнения). Однако, современная цивилизация использует, во многом, именно невозобновляемые ресурсы, загрязняя окружающую среду именно нерегенерируемыми отходами.

Глобальное равновесие в принципе – по Форрестеру – возможно. Однако оно потребует жестких самоограничений и целеустремленности всего мирового сообщества в долгосрочной перспективе.

В настоящее время все очевидней становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Важным является также и то, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения.

Еще в рамках теории К.Маркса было определено, что основной сущностной функцией человека , как разумного, деятельного и социального существа, является труд . При этом под трудом понимается целесообразная деятельность по преобразованию внешней материальной среды в средство для комфортной жизни . Состояние человека на момент начала изменения этой среды является, как правило, гомеостазным , равновесным (за исключением непродолжительных периодов развития стихийных бедствий и подобных явлений). Изменяя внешнюю материальную среду, человек детерминировано переходит в менее равновесное , а, следовательно, и менее безопасное для него состояние. Чтобы компенсировать эту «потерю» безопасности человеку необходимо еще больше изменить окружающую среду в интересах уже не только большего комфорта, но и собственной защиты . При этом усиление воздействий на окружающую среду приводят к повышению силы и масштабов ответных реакций внешнего мира на человека в процессе его труда. И чем больше таких изменений производится – тем большую величину приобретает риск для его жизнедеятельности. Выходом из этого замкнутого круга может являться только изменение вектора «целесообразной деятельности» с преобразования материальной среды в средство для «комфортной жизни» в средство для «безопасной жизни» (в равновесии с этой средой). Этот коренной слом парадигмы отношения к окружающей среде и возможен только путем изменения всей человеческой культуры .

Хотя особую значимость проблематика безопасности, и в особенности ее социальные, психологические и педагогические аспекты, приобрела только в последние 30-40 лет, она имеет глубинные корни. Так, в основе религиозного сознания , формируемого крупнейшими религиозными воззрениями (тотемизмом и анимизмом, буддизмом, конфуцианством и даосизмом, индуизмом, исламом, христианством) лежит постулат ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы , как этического фундамента обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности. Но при этом следует отметить, что несмотря на такое позитивное, природоохранное отношение религий к окружающему миру, их глубокое и масштабное воздействие на мировоззрение людей, энвайроментальное сознание человечества в разные исторические периоды претерпевало колебательные изменения от четко выраженной утилитарной направленности (первобытный мир, средние века и Новое время) до отхода от потребительского отношения к природе , стремления к воссозданию непроти­воречивой картины мира и осознанию места человека в нем (античность, настоящее время).

Историческую трансформацию отношения людей к вопросам безопасности возможно оценить и на основе характеристик катастрофического сознания (т.е. совокупности массовых страхов и тревог) людей в различные исторические эпохи. Исследования показывают, что на протяжении истории человечества произошло изменение вектора рассматриваемого сознания со страхов обращенных вовне, на действия внешних по отношению к людям факторов (стихийных бедствий, эпидемий, нашествий завоевателей), к страхам, обращенным вовнутрь , т.е. к страхам человека и человечества перед самим собой. Это явилось причиной повышенного внимания к развитию способов преодоления разрушительных начал, скрытых в самом человеке, в глубинах его личности, таких как психоанализ, теория коллективного бессознательного.

Таким образом, следует отметить то, что вопросам обеспечения безопасности в истории человечества уделялось достаточно серьезное внимание. Но только в настоящее время они приобрели особую, жизненоважную актуальность . При этом многими учеными, специалистами признается, что сейчас особое внимание следует уделять именно социальным технологиям обеспечения безопасности , направленным на развитие общественного и индивидуального сознания, формирования ответственного и дальновидного отношения к окружающей среде. Для этого необходимо разрабатывать теоретико-методологические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности, и, в первую очередь, определиться с терминологическим полем данной категории.

Анализ показывает, что «культура» – это одно из самых неоднозначно определяемых понятий . По выражению культуролога Гарри Триандиса «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится». В научной литературе существует огромное количество определений данного понятия в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки, специфики научных школ и т.п. Его дефиниционный диапазон чрезвычайно широк: от любых результатов деятельности людей (по П.Сорокину) до основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации (по С.Хантингтону). С учетом обобщения различных подходов к установлению понятия «культура» представляется возможным определить ее как основу мировоззрения (систему ценностей ), традиции (нормы , стереотипы, устойчивые правила поведения), а также предметные результаты деятельности людей (мероприятия, средства, способы , объекты).

Известно, что традиционно культура складывается достаточно стихийно, под действием массовых поступков отдельных индивидов в ответ на поступки других людей. Эти совокупные массовые поступки и формируют традиции, нормы поведения, создают мифы, течения и направления в искусстве. С этой точки зрения корректно говорить о культуре не как об управляемом процессе, а как о неком состоянии , основным параметром которого может являться уровень, мера достижения.

В отличие от стихийного процесса развития традиционной культуры, формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно являться регулируемым процессом в связи с конкретными ожидаемыми результатами по предотвращению глобальных угроз и опасностей и крайне ограниченным временем на их достижение . Для этого необходимо задать такие цели управления, степень достижения которых можно измерить. При такой прагматической постановке вопроса наиболее приемлемым также представляется использование понятия «уровня» как меры развития. В этом случае возможно проводить оценку степени достижения желаемого результата (напр., высокая или низкая культура), корректировать цели и задачи по формированию культуры.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала , а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.

В 90-х годах XX века – начале XXI века сложилось понимание того, что данная категория должна относиться не только к персоналу потенциально опасных объектов и сводиться только к подготовленности лиц , но и применяться по отношению к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, социальных и глобальных рисков.

В этот же период происходит расширение понятия культуры безопасности. Так, в работе отмечается, что культура безопасности - это социологическая категория, отображающая социальные отношения, направленные на устранение и минимизацию (либо создание и эмиссию) социальных рисков, опасностей и угроз, возникающих на уровне личности, группы, общества, государства в различных социальных ситуациях. В этом же источнике дается определение культуры безопасности российского общества , под которой понимается специфическая совокупность ориентиров, средств, форм и способов взаимодействия людей (социальных групп, институтов и др.) со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания (изменения) определенных структур деятельности, социального взаимодействия и общения.

Ряд авторов преодолевая ведомственную, корпоративную узость понимания категории «культуры безопасности», сложившуюся в рамках атомной отрасли, применяет термин «культура безопасности жизнедеятельности », под которой понимают социальный процесс, направленный на реализацию таких условий жизнедеятельности людей, социальных групп, общества в соответствие с уровнем их развития и стереотипом поведения, при которых возможные риски не превышают допустимых значений. При этом жизнедеятельность определяется, как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

Информационные технологии не просто помогают нам в жизни. Они определяют облик современного общества. Ещё полвека назад учёные предсказывали, что роль информации в жизни человека будет расти. Теперь, в начале 21 века, нас окружают компьютеры, интернет, телевидение, сотовые телефоны, пейджеры – всё это стало неотъемлемой частью современного человека и формируют информационное общество. Многие современные учёные называют три составляющие материи: пространство, время и информация. При этом роль информации считается решающей – ведь и пространство, и время можно исследовать и взаимосвязать только с помощью информации.

История понятия «информационное общество»

Информационное общество - термин возник во второй половине 60-х гг., когда человечество впервые осознало наличие "информационного взрыва". Коли чество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Потом был найден закон увеличения информации в обществе. Оказалось, что этот закон представляет собой экспоненциальную функцию, что и позволило говорить об "информационном взрыве". Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования.

Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой. А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции.

Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Американский специалист Ф. Махлуп еще в начале 60-х гг. говорил, что информация может рассматриваться как своего рода промышленный продукт и производство ее - один из видов промышленной индустрии. Об этом же писал чуть позже В. М. Глушков, предложивший концепцию безбумажной технологии в организации сферы управления и распределения в обществе. Но именно японцы стали активными пропагандистами идеи о промышленном значении информации. И они блестяще использовали ее в конкурентной борьбе на мировом рынке. Японские приборы, системы и вычислительные машины, без которых невозможно создать техносферу для информационного общества, преобладают на мировом рынке.

К 1980 г. в наиболее развитых странах мира сфера информационного бизнеса и информационных услуг резко выросла. Например, к этому времени в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности - 20%, в сфере обслуживания - 30% и 48% людей было занято в создании средств для работы с информацией и непосредственно самой работой с нею.

Постиндустриальное общество

Понятие информационного общества тесно связано с концепцией постиндустриального общества. Постиндустриа́льное о́бщество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

В информационном постиндустриальном обществе всё большую роль играет производство информации. Этот сектор экономически эффективнее материального производства, так как достаточно изготовить первоначальный образец, а затраты на копирование несущественны. Но он не может существовать без:

Развитой юридической защиты прав интеллектуальной собственности. Не случайно именно постиндустриальные страны в наибольшей степени отстаивают эти вопросы.

Права на информацию, которые подлежат юридической защите, должны носить монопольный характер. Это является не только необходимым условием для превращения информации в товар, но и позволяет извлекать монопольную прибыль, увеличивая рентабельность постиндустриальной экономики.

Наличия огромного количества потребителей информации, которым выгодно её продуктивно использовать и которые готовы предложить за неё «неинформационные» товары.

Периоды развитии общества

Согласно концепции постиндустриального общества, история цивилизации делится на три большие эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. При переходе от одной стадии к другой новый тип общества не вытесняет предшествующие формы, но делает их второстепенными.

Доиндустриальный способ организации общества основан на

· трудоёмких технологиях,

· использовании мускульной силы человека,

· не требующих длительного обучения навыков,

· эксплуатации природных ресурсов (в частности, сельскохозяйственных земель).

Индустриальный способ основан на

· машинном производстве,

· капиталоёмких технологиях,

· использовании внемускульных источников энергии,

· требующей длительного обучении квалификации.

Постиндустриальный способ основан на

· наукоёмких технологиях,

· информации и знаниях, как основном производственном ресурсе,

· творческом аспекте деятельности человека, непрерывном самосовершенствовании и повышении квалификации в течение всей жизни.

Основой могущества в доиндустриальную эпоху были земля и количество зависимых людей, в индустриальную - капитал и источники энергии, в постиндустриальную - знания, технологии и квалификация людей.

Слабостью постиндустриальной теории называют то, что она рассматривает переход от одной стадии к другой как объективный (и даже неизбежный) процесс, но мало анализирует необходимые для этого общественные условия, сопутствующие противоречия, культурные факторы и т. д.

Постиндустриальная теория оперирует, в основном, терминами, характерными для социологии и экономики. Соответствующий «культурологический аналог» получил название концепции постмодернизма (в соответствии с которым историческое развитие идет от традиционного общества к современному и далее - к постмодерниту).

Концепция информационного общества

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

· увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

· возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годах занимала теория постиндустриального общества.

Необходимо отметить, что ряд западных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, ее сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, постиндустриализма и традиционной футурологии.

Симптоматично, что ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, как, например, Д. Белл, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».

Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в нее почти в полном объеме включается разработанная им в конце 60-х - начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Говоря об изменениях и сдвигах, способствующих переходу современного западного общества в качественно новую стадию или, как говорят, в информационное общество, сторонники рассматриваемой концепции опираются на объективные процессы развития наукоемких, энерго- и трудосберегающих отраслей экономики, процессы роботизации производства, компьютеризации и информатизации важнейших сфер общественной и политической жизни. И, действительно, в настоящее время от новейших наукоемких и энергосберегающих компонентов техники зависит решение таких жизненно важных вопросов, как экономический рост, занятость, повышение жизненного уровня и т. д. Они затрагивают основополагающие принципы функционирования и жизнедеятельности современного общества, поднимая кардинальные вопросы относительно социальных и политических изменений, которые несет с собой внедрение информационной технологии. Это влияет на перспективу общественно-исторического развития человечества, на судьбу человека, на его место и роль в этом процессе.

История появления концепции информационного общества

Термин информационное общество и масштабные проекты, нацеленные на создание такого общества, впервые появились на Западе. Например, понятие национальная глобальная информационная инфраструктура ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона - А. Гора; информационное общество - появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали - в канадских, британских и американских публикациях.

Сегодня термин информационное общество прочно занял свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий информационный век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

Характеристики информационного общества

Учёный-социолог, профессор У.Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

Технологический: ключевой фактор - информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационной технологией изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

· структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;

· возросшее осознание важности информации;

· растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

· широкое распространение информационной технологии;

· поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

В свете этих изменений, как считает Мартин, "информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.



Загрузка...