sonyps4.ru

Характеристики карты radeon hd 4870. Игровые тесты: Enemy Territory: Quake Wars

На рынке видеоадаптеров от NVIDIA.

В данном материале мы рассмотрим прямых ценовых конкурентов - Radeon HD 4870 и GeForce GTX 260. Стоить отметить, что изначально цена на вторую модель была выше, но недавно NVIDIA снизила стоимость новых продуктов.

MSI R4870-T2D512 (Radeon HD 4870 512MB GDDR5)

Начнем мы с видеокарты AMD. Архитектура нового графического чипа RV770 уже была рассмотрена в статье о Radeon HD 4850, так что, перейдем сразу к карте, которая отличается от младшего представителя новой линейки Radeon более высокими рабочими частотами и памятью типа GDDR5.

Видеокарта MSI R4870-T2D512 поставляется в коробке фирменного дизайна, которая для удобства переноски снабжена ручкой.


Комплектация следующая:

  • Переходник DVI/D-Sub;
  • Переходник HDTV;
  • Переходник DVI/HDMI;
  • Переходник S/Video- RCA;
  • Мостик CrossFire для соединения видеокарт;
  • Диск с драйверами;
  • Инструкция по установке.
Карта полностью повторяет референсный дизайн и все что ее выделяет на фоне конкурентов - это наклейка на системе охлаждения, выполненная в том же стиле, что и коробка.



Старшая модель, в отличие от Radeon HD 4850, имеет уже большой двухслотовый кулер с тепловыми трубками и трубиной.



В связи с увеличенным энергопотреблением, конструкция кулера была изменена по сравнению с Radeon HD 3870, и теперь он скорее напоминает СО от Radeon HD 2900: алюминиевое основание контактирует только с памятью и силовыми элементами, а отдельная медная вставка напротив ядра передает тепло через две тепловые трубки к тонким алюминиевым ребрам. Сверху конструкция накрыта полупрозрачным кожухом и воздух, нагнетаемый вентилятором, продувая ребра радиатора, выбрасывается за пределы корпуса. Реализация системы охлаждения памяти и силовых элементов отдельно от графического процессора имеет определенный смысл. Не раз, в видеокартах с маленьким кулером-турбиной, которого просто не хватало для охлаждения ядра, наблюдалась ситуация, когда горячий радиатор не улучшал температурный режим чипов памяти, а лишь нагревал их. В данной карте при отсутствии единого теплосьемника общая температура всех элементов уже не так зависит от самого горячего компонента платы.

Как помните, в одной из новостей мы писали о том, как тепловизор показал самый горячий элемент такой видеокарты. Им оказался мультифазный индуктор VITEC 59PR9853 цифровой схемы управления питанием. Дело в том, что он не контактирует с алюминиевым основанием кулера - в данном месте имеется прямоугольное отверстие. Т.е. охлаждение этого дросселя и двух соседних осуществляется лишь воздухом, проходящим возле них благодаря тяге, созданной вентилятором-турбиной. Судя по всему, инженеры решили, что этого будет достаточно. Те, кто любит альтернативные системы охлаждения могут поэкспериментировать с установкой дополнительных радиаторов на индукторы. Возможно, это повысит эффективность охлаждения, поднимет уровень разгона или же увеличит срок службы разогнанной видеокарты.

Карта Radeon HD 4870 имеет более сложную подсистему питания, чем у младшего представителя нового семейства, и обзавелась вторым 6-pin разъемом дополнительного питания. Энергопотребление данных решений находится на уровне 160 Вт.


Графический чип RV770 остался прежним:


В качестве памяти используется микросхемы GDDR5 производства компании Qimonda в количестве восьми штук и общим объемом 512 МБ. Шина памяти, как и прежде, 256 бит.

Мониторинг и разгон

Рабочие частоты видеокарты Radeon HD 4870 - 750/3600 МГц (ядро/память). Реальная физическая частота памяти GDDR5 соответствует 900 МГц (в 4 раза меньше эффективной), но некоторые утилиты могут определять рабочую частоту и как 1800 МГц. Кстати, согласно маркировке чипов памяти, оканчивающейся на 40x (1,0 нс), распаянная память рассчитана на частоту 1 ГГц, что дает небольшой запас для разгона. Что же касается программных средств по мониторингу, то пока только последние версии GPU-Z и AMD GPU Clock Tool показывают точные данные о температуре. Вторая утилита позволяет разгонять карту выше предельных значений, доступных из ATI Overdrive.

В утилите GPU-Z рабочая частота памяти определяется как 900 МГц, но в мониторинге отображается 1800 МГц.


Однако, использование некоторых утилит чревато нестабильно работой. При попытке прогрева видеокарты с помощью теста ATI Tool, система намертво зависала во время переключения на окно мониторинга GPU-Z. Но когда это окно оставалось в фоне, все работало отлично. У младшей модели таких проблем не было, притом, что использовалась одна и та же версия драйверов.

В 2D рабочая частота чипа понижается до 500 МГц, хотя даже при этом температура держится на уровне 80 °C.


Под нагрузкой температура, не сильно повышается, максимум градусов на 5-7, и то, по показаниям вторичных датчиков. Данные первого датчика, отображаемого GPU-Z, меняются минимально. Реализуется столь минимальная дельта за счет повышения оборотов вентилятора. Бесшумным его работу не назовешь, но в простое турбину вряд ли можно услышать на фоне работы блока питания. В сравнении с Radeon HD 4850 данная система охлаждения работает тише. Однако под нагрузкой, с большими оборотами, уже отчетливо слышен характерный свист турбины.

Для регулирования оборотов вентилятора пока нет программных средств, но есть простой способ редактирования профиля Catalyst Control Center, впервые описанный на форуме Guru3D . С подробностями вы можете ознакомиться по соответствующей ссылке. В нашем случае при повышении оборотов турбины до 50%, температура под нагрузкой не превышала 76 °C.

Как и в прошлый раз, было решено сравнить референсную систему охлаждения с Zalman VF900-Cu. Для этого родной кулер полностью демонтировался, устанавливался Zalman, а для обдува силовой схемы прикручивался корпусной вентилятор 80 мм на 2000 rpm. Однако, даже на максимальных оборотах, температура чипа под Zalman VF900-Cu после двух минут теста ATITool превышала 100ºC! В результате нестабильная работа и зависание. Бенчмарк Crysis подвисал уже на втором проходе. Это позволяет говорить о хорошей производительности родного кулера даже с теми минимальными оборотами, на которых он изначально работает. Но самое странное, что используемый на Radeon HD 4850 все тот же чип RV770, имеющий лишь на 125 МГц ниже частоту, с Zalman VF900-Cu не прогревался выше 60 °C. А тут все 100 °C! Неужели повышение частоты и питающего напряжения привели к такой разнице? Причем невероятно горячим был и Zalman и сама плата, хотя все обдувалось.

Собственно это не было бы проблемой, если бы разгон не уперся в охлаждение. ATI Overdrive позволяет разогнать чип лишь до 790 МГц. С помощью AMD GPU Clock Tool ядро можно было поднять до 830 МГц и даже 840 МГц. В таком режиме карта работала, но недолго - сказывалось малая частота вращения турбины. Тут бы поднять обороты, и все было бы нормально, но при превышении лимита по разгону созданный профиль для Catalyst Control Center становился неактивным и обороты сбрасывались в номинальные. Под рукой ничего мощнее Zalman VF900-Cu не оказалось, поэтому пришлось ограничить разгон цифрой 790 МГц - на этой частоте активировался профиль с повышенными оборотами, что позволяло рассматриваемой карте стабильно работать. Память была разогнана до 1100 МГц (4400 МГц).


Запас для разгона у чипа еще есть, и если улучшить охлаждение и общий температурный режим платы, то можно выиграть около 40-50 МГц на стандартном питающем напряжении. По крайнем мере, на данном экземпляре от MSI.
ASUS ENGTX260/HTDP/896M (GeForce GTX 260 896MB GDDR3)

Видеокарта ASUS ENGTX260/HTDP/896M основана на "урезанном" чипе GT200 с одним отключенным TPC-кластером. В итоге мы имеем 192 потоковых процессора, 64 текстурных блока и 28 блоков блендинга. Также уменьшены разрядность шины памяти до 448 бит и ее объем до 896 МБ. За счет такого облегчения снизилось энергопотребление видеокарты до 182 Вт, что чуть больше чем у GeForce 8800 GTX.

Видеокарта поставляется в коробке, стандартного, как для этого производителя, дизайна, рассчитанной под карты на базе решений NVIDIA.


Внутри компоненты упакованы в маленькие коробочки с логотипом ASUS. Хоть все выполнено и из простого черного картона, но смотрится достаточно стильно.


Комплектация довольно богатая:
  • Переходник DVI/D-Sub;
  • Переходник HDTV;
  • Переходник питания с "молекса" на 6-pin;
  • Диск с драйверами;
  • Инструкция по установке;
  • Сумочка для CD-дисков;
  • Коврик для мышки.
Последние два аксессуара выглядят не менее стильно, чем упаковка. И хотя коврик, выполненный из искусственной тесненной кожи, смотрится эффектно, но вряд ли от него будет польза. Такая неровная поверхность не лучший вариант в качестве рабочей поверхности для оптической мышки.


Компания ASUS умудрилась даже выделиться в оформлении референсного продукта. Традиционная для компании девушка с луком, изображена на "камуфляжном" фоне. Видеокарта цвета хаки - это, без сомнения, смотрится необычно.



Как и старшая модель GeForce GTX 280, данная видеокарта полностью "закована" в металлический корпус системы охлаждения: лицевую сторону накрывает двухэтажный кулер, а обратная сторона закрыта пластиной-радиатором.

Видеоадаптер имеет два 6-pin разъема для подключения питания. Интерфейсы на задней панели стандартны - два DVI и TV-out. Кстати, по непонятной причине в комплекте не оказалось переходника на DVI/HDMI, которым обычно комплектуются даже более дешевые продукты. Кроме того, на акселераторе имеется два разъема MIO (они спрятаны за резиновой заглушкой), которые позволят построить 3-Way SLI систему из трех подобных видеокарт.


К сожалению, разобрать данный экземпляр у нас не было возможности, но сама плата не особо отличается от PCB GeForce GTX 280, кроме двух не распаянных микросхем памяти.

Мониторинг и разгон

Рабочие частоты ASUS ENGTX260 полностью соответствуют рекомендованным спецификациям. Ядро функционирует на 576 МГц, стрим-процессоры - на 1242 МГц, а память работает на частоте 1998 МГц. Под нагрузкой ядро прогревается до 77 °C, при этом обороты вентилятора не поднимаются выше 1000 rpm. Не смотря на такую низкую частоту вращения, шум от турбины начинает отчетливо проявляться. Однако СО данной видеокарты все же работает тише, чем у GeForce GTX 280, Radeon HD 4850 и Radeon HD 4870.


Для уменьшения энергопотребления в 2D-режиме рабочие частоты карты снижаются до 300/100/200 МГц (ядро/стрим-процессоры/память). При этом температура опускается до 50-60 °C, а вентилятор системы охлаждения становится абсолютно бесшумным. При небольшой нагрузке видеокарта может повышать частоты до 400/100/594 МГц, не переключаясь на максимальные значения.


Характерной чертой новых видеокарт NVIDIA в работе их энергосберегающих технологий является инерционное переключение режимов при уменьшении нагрузки. Если выйти из 3D-приложения, то видеокарта вначале переключится на 400/100/594 МГц, и лишь по истечении некоторого времени в минимальные значения.

Разгонять новые видеокарты можно из RivaTuner 2.09. Из этой же утилиты можно управлять оборотами вентилятора системы охлаждения. Только вот асинхронный разгон ядра еще нестабилен и наш экземпляр смог работать на частотах 691/1458/2520 МГц.


Обороты вентилятора для стабильной работы были увеличены. Отметим интересное поведение с тактованием частот из RivaTuner. Если вы устанавливаете частоту ядра 692 МГц, шейдерные процессоры синхронно переключаются на 1512 МГц, при этом ядро работает на 691 МГц. Если устанавливаем, к примеру, 688 МГц, то шейдерные блоки переключаются в 1458 МГц, а ядро все равно остается на 691 МГц. Но поскольку длительная работа на 1512 МГц вызывала появление артефактов, то мы ограничились меньшим значением. Температура чипа в разгоне при 90% оборотов турбины держалась в пределах 70 °C.

Полученный разгон немного лучше, чем у GeForce GTX 280. Интересно будет посмотреть, сможет ли младшая модель догнать старшую и компенсировать недостаток вычислительных блоков за счет повышения частот.Сравнительная таблица характеристик видеокарт

Sapphire Radeon HD 4850 XpertVision GeForce GTX 280 ASUS ENGTX260 ZOTAC GeForce 9800GX2 ASUS EN8800GTS
Кодовое имя процессора RV770 RV770 GT200 GT200 2 x G92 G92
Техпроцесс, нм 55 55 65 65 65 65
Частота ядра, МГц 750 625 602 576 602 650
Частота унифицированных шейдерных блоков, МГц 750 625 1296 1242 1512 1625
Количество унифицированных шейдерных блоков 800 800 240 192 2 x 128 128
Количество текстурных блоков (TMU) 40 40 80 64 2 x 64 64
Блоков блендинга (ROP) 16 16 32 28 2 x 16 16
Тип памяти GDDR5 GDDR3 GDDR3 GDDR3 GDDR3 GDDR3
Частота памяти, МГц 3600 1986 2214 1998 1998 1944
Разрядность интерфейса памяти, бит 256 256 512 448 2 x 256 256
Объем памяти, МБ 512 512 1024 896 2 x 512 512

Тестовый стенд:

  • Процессор: Core 2 Duo E8400 (3 ГГц@ 4 ГГц, FSB 445 МГц);
  • Кулер: Thermalright Ultra-120 eXtreme;
  • Материнская плата: Gigabyte GA-P35-S3;
  • Память: OCZ PC6400 (2х2GB, DDR2-800@890 МГц, 5-5-5-15);
  • Жесткий диск: Hitachi T7K250 (320GB);
  • Звуковая карта: Creative Audigy 4 (SB0610);
  • Блок питания: Chieftec CFT-1000G-DF (1000 Вт);
  • Операционная система: Windows XP SP2, Windows Vista Ultimate;
  • Драйвер видеокарты GeForce: ForceWare 175.16 (GF 8800GTS), ForceWare 177.41 (GF GTX 260/GTX 280), ForceWare 175.19 (GF 9800GX2);
  • Драйвер видеокарты Radeon: Catalyst 8.6.
Использовались 32-разрядные операционные системы, поэтому, несмотря на общий объем памяти в 4 ГБ, задействовано было меньше - 3,5 ГБ. Использовался традиционный набор игровых тестов. Отметим, что почти все игры тестировались во время реального игрового процесса. Все подробности тестов описаны ниже по каждой игре отдельно. Сглаживание включалось в тех играх, которые его поддерживают изначально, принудительное форсирование из драйверов не задействовано. Тестовая конфигурация не менялась на протяжении всех тестов, что и дало возможность свести все ранее полученные результаты к общим диаграммам.

Результаты тестирования в DirectX 9

Начнем мы с синтетического теста. В сравнениях видеокарт разных поколений и разной архитектуре, мы делаем основной акцент на тесты в игровых приложениях, поэтому используем лишь один, пока еще самый популярный, тест от компании Futuremark.


В этом тестовом пакете обе видеокарты Radeon выглядят не лучшим образом. Но это всего лишь синтетика, а как все обернется в реальных играх, мы увидим ниже.

S.T.A.L.K.E.R. (DX9)


Настройки графики максимальные. Тестирование проводилось на уровне WarPig, насыщенном объектами, взрывами, вспышками. Для видеокарты это одна из самых сложных сцен в приложении. В виду того, что в игре при всем желании повторить и одинаково пройти даже короткий эпизод нельзя, тест повторялся пять раз. По средним результатам построены диаграммы.





Отставание Radeon в прошлых играх обернулось уверенным лидерством в этой игре. Radeon HD 4870 не только обгоняет GeForce GTX 260, но даже демонстрирует минимальное преимущество над GeForce GTX 280 в 1280х1024. В высоком разрешении новый флагман NVIDIA оказывается немного быстрее. GeForce GTX 260 немного обгоняет Radeon HD 4850, но соперничать с Radeon HD 4870 он может лишь в разгоне.

Legend: Hand of God (DX9)

Яркая игра, хотя и типичный клон Diablo. Графика в игре красивая, но системные требования несоизмеримо большие. Но от этого только интереснее, кто покажет лучшие результаты в этой игре с неоптимизированным графическим движком. Технология SLI в этой игре, судя по нашему последнему тесту, не работает.


Все настройки графики максимальные. Фильтрация и сглаживание включалось из меню игры.





Без сглаживания производительность всех видеокарт примерно одинакова. Выделяется только лишь GeForce GTX 280. Со сглаживанием разница тоже не большая, однако в лидеры выбивается и разогнанный GeForce GTX 260. В номинальном режиме его результаты идентичны Radeon HD 4870.

Race Driver: GRID (DX9)

Популярный автосимулятор , выполненный на модернизированном движке игры DIRT.


Настройки графики максимальные. Для каждого режима три раза переигрывалась кольцевая трасса San Francisco. В качестве сглаживания включался режим мультисэмплинга MSAA4x. Результатов Radeon HD 4850 и GeForce 8800GTS для этих режимов нет.





Вот он, первый триумф Radeon. Видеокарта Radeon HD 4870 обгоняет и GeForce GTX 260 и даже соперничает с GeForce GTX 280.

Crysis (DX9)

Игра Crysis дважды присутствует в нашем тестировании. Традиционно вначале мы рассмотрим производительность видеокарт в этой игре под DirectX 9.


Настройки графики в положении High. Для тестов использовался стандартный GPU benchmark.





Без сглаживания Radeon HD 4870 на 4% быстрее GeForce GTX 260, но при активации сглаживания уже уступает 1-4%. С разгоном GeForce GTX 260 показывает безоговорочное преимущество над разогнанным Radeon HD 4870, которое достигает 15-18 % в тяжелых режимах.Результаты тестирования в DirectX 10

Devil May Cry 4 (DX10)

Новая игра от Capcom. Удачный пример хорошей аппаратной оптимизации и отличной картинки.


Графика на максимальном значении. Использовался отдельный предрелизный игровой benchmark, состоящий из 4 сцен. Итоговые результаты представляют собой среднее арифметическое значение по этим четырем сценам.





Поведение видеокарт Radeon в данной игре более чем загадочно. Включение мультисэмплинга приводит к повышению производительности на 10%. Конечно, такое невозможно, так что, вероятно, имеют место какие-то ошибки при рендеринге картинки. Кстати, есть сведения, что мультисэмплинг в этой игре на Radeon не работает. Как бы не было, даже +10% не помогают Radeon HD 4870 показать результаты лучше, чем у GeForce GTX 260. Если же принять за верные результаты без MSAA, то тут для новых видеокарт AMD вообще все выглядит печально.

Assassin’s Creed (DX10)


Тестирование в этой игре следующим образом: совершалась прогулка по определенному маршруту, включая прогулку по крышам, переулкам и небольшой площади, насыщенной NCP. По троекратным испытаниям получены средние результаты. В высоком разрешении 1600х900 игра просто не позволяет включить сглаживание, поэтому этих результатов для данного разрешения на диаграмме нет. В настройках ползунком задается уровень multisampling, который принимает три дискретных значения. Какой именно режим соответствует максимальному качеству сглаживания не известно. Отметим, что игра без патча 1.02, который, вроде как, убирает поддержку Direct X 10.1, из-за чего производительность Radeon падает. Так что, по идее, результаты Radeon в данной игре должны нас порадовать.
тесте процессоров
Хоть и с небольшим преимуществом, но Radeon HD 4870 обгоняет GeForce GTX 260 во всех режимах кроме последнего. Дело в том, что в разрешении 1600х1200 при активации сглаживания тест подвисал на видеокарте Radeon. Причина этой проблемы, возможно, кроется в недостатке видеопамяти, из-за чего происходит программный сбой. А возможно, проблема именно в драйверах (подобный случай не первый), потому как на Radeon HD 3870/3850 с Catalyst 7.12 такого не происходило. На GeForce при большем объеме памяти никаких проблем не наблюдалось. Что касается результатов с разгоном, то тут снова Radeon HD 4870 не может тягаться с GeForce GTX 260.

Выводы

По итогам проведенного тестирования можно снова прийти к неутешительному результату, что никакой революции AMD с выпуском новых видеокарт не осуществила. Производительность видеокарт подросла, исчезли проблемы с падением производительности при активации сглаживания. Но как видим, сравнивая Radeon HD 4870 с прямым конкурентом в лице GeForce GTX 260, иногда лидирует одна карта, иногда другая. Есть игры, где результаты Radeon намного ниже (S.T.A.L.K.E.R., TimeShift), но есть и те где Radeon HD 4870 соперничает с более дорогой GeForce GTX 280 (GRID), и даже немного обгоняет ее (Call of Duty 4).

На стороне топовой модели AMD меньшее энергопотребление. Однако даже при этом GeForce GTX 260 в работе все же тише, благодаря лучшей системе охлаждения. Также у GeForce GTX 260 неплохой разгонный потенциал, который позволяет вплотную приблизиться к результатам старшей модели GeForce GTX 280 на номинальных частотах. Однако разгон не компенсирует отсутствие вычислительных блоков, зато финансовая выгода ощутима. Что касается разгона Radeon HD 4870, то результаты были бы выше при соответствующем охлаждении, и об этом не стоит забывать. Если взглянуть на результаты, то увеличение частоты чипа на 5% и памяти на 22% дает прирост в играх 3-7%. Это свидетельствует о том, что производительность упирается в мощность графического чипа, а пропускной способности памяти уже хватает с головой. Если теоретически предположить, что мы разогнали бы ядро до 830-840 МГц, то выиграли бы еще столько же, т.е. общий прирост бы составил 6-14%. У GeForce GTX 260 эффективность разгона (при повышении частот ядра на 20%, на 17% шейдерных блоков и на 26% памяти) достигает почти всегда 15-20% (исключение, лишь Call of Duty 4, где мы выигрываем лишь 10%). То есть, теоретически, даже разогнав Radeon HD 4870 до 840 МГц, у GeForce GTX 260 все равно будет выше производительность.

Но это лишь логическое предположение. Разгон каждого конкретного экземпляра может быть разным, больше или меньше. Во всех играх обе видеокарты показывают достаточную производительность, так что выбор будет зависеть больше от ваших личных предпочтений. Посоветовать GeForce GTX 260 можно только исходя из того, что на номинальных частотах вы получаете более тихую карту. И кроме этого, объем памяти у нее больше, что для высоких разрешений и тяжелых режимов будет очень кстати.

Что же касается других видеокарт, которые уже фигурировали в нашем тестировании, то внимания заслуживает Radeon HD 4850. Притом, что цена ее на 50% меньше цены старшей модели, по производительности она уступает лишь 20-35%. При хорошем разгоне часть этого отставания вы компенсируете, но достичь результатов старшей модели вряд ли получится, из-за использования более быстрой памяти в Radeon HD 4870. Да и при условии разгона придется менять родную систему охлаждения.

Так же отлично выглядит и GeForce 8800GTS, успешно соперничающий с Radeon HD 4850. Хороший разгонный потенциал позволяет этому акселератору с повышением частот не только часто обгонять конкурента от AMD, но и приближаться к результатам GeForce GTX 260.

GeForce GTX 280 безоговорочный одночиповый лидер. Но мало кто выдержит высокий шум родной системы охлаждения. Целесообразность покупки данной карты мы уже ставили под вопрос . Это лишь продукт, призванный поддержать статус лидера для NVIDIA на рынке видеоадаптеров. Но с кучей недостатков это сомнительный вариант для геймера, а вот выбором бенчера такая карта может стать без проблем.

Как мы увидели, в некоторых играх работа видеокарт Radeon вызывает вопросы. Недавно вышли новые драйвера Catalyst 8.7. Заявлено, что они увеличивают производительность во многих приложениях. Конечно, подобные громкие заявления часто оборачиваются лишь приростом в пару процентов. Однако в одной из следующих статей мы постараемся сравнить быстродействие новых видеоадаптеров Radeon на разных драйверах. Будем надеяться, что их производительность в таких играх как S.T.A.L.K.E.R. и TimeShift вырастет, и прояснится ситуация с активацией MSAA в Devil May Cry4.


Благодарим следующие компании за предоставленное тестовое оборудование:

  • DC-Link , в частности Александра aka Punisher, за видеокарту GeForce GTX 280, GeForce GTX 260, Radeon HD 4850, Radeon HD 4870 и блок питания Chieftec CFT-1000G-DF;
  • PCshop Group за видеокарту GeForce 9800GX2;
  • Магазин STORM за процессор Core 2 Duo E8400 и память OCZ PC6400.

Видеокарта ATI Mobility Radeon HD 4870 от AMD - стандартизированный под DirectX 10.1 графический адаптер для ноутбуков класса Hi-End. Технически он основан на HD 4850/4870 GPU для настольных систем, но имеет меньшие тактовые частоты для минимизации энергопотребления. Также как и настольный, этот HD 4870 можно укомплектовать памятью GDDR5.

Производительность ATI Mobility Radeon HD4870 в играх сравнима с настольной HD 4850, что является уже достижением. Большое количество шейдеров и 256-битная шина позволяют запускать любую игру под DirectX 9 на высоких разрешениях и деталях. Требующие DirectX 10 игры, такие как Crysis, могут также запускаться с высокой детализацией.

Mobility HD 4870 основывается на чипе RV770 и предполагает 800-поточный процессор (160 5-мерных шейдерных ядер). Эти ядра выполняют графические вычисления, которыми занимались шейдерные и пиксельные конвейеры на старых GPU. Потоковые процессоры также называются ALU и группируются пяти-направленные модули VLIW. Каждая из пяти инструкций VLIW компонента должна быть независима от остальных и именно поэтому скорость работы зависит от оптимизации драйверов.

Mobility Radeon HD 4870 включает Avivo HD - так называемую видео технологию состоящую из звукового чипа на 7.1 канал через HDMI, или DisplayPort и UVD (Unified Video Decorder) второго поколения. Этот UVD 2 поддерживает полный побитовый декодинг потоков H.264/MPEG-4 AVC и VC-1. В дополнение ко всему поддерживается потоковая обработка дуал-видео, и режима Картинка-в-картинке, что делает UVD полностью совместимым с BD-Live. Упрощенно говоря, технология Avivo HD перехватывает все видео вычисления и задействует GPU для декодинга HD video.

AMD опубликовала некоторые характеристики, по которым энергопотребление HD 4870 находится где-то в области 65 Вт. До сих пор не известно потребляет ли эту цифру исключительно сам чип, либо это потребление всей платы целиком включая память (на которую придется еще порядка 5 вт). В сравнении с настольной ATI Radeon HD 4870 , мобильная 4870 показывает более медленную частоту ядра и, поэтому, должна находиться примерно на том же уровне, на котором сейчас десктопная версия.

Производитель: ATI
Серия: Mobility Radeon HD 4800
Код: M98-XT
Потоки: 800
Тактовая частота: 550/680* МГц
Частота шейдеров: 550* МГц
Частота памяти: 888/700* МГц
Разрядность шины памяти: 256 Бит
Тип памяти: GDDR5
Максимум памяти: 1024 Мб
Общая память: нет
DirectX: DirectX 10.1, Shader 4.1
Транзисторы: 956 млн
Технология: 55 нм
Дополнительно: OpenGL 2.0, PCI-E 2.0 x16, Powerplay, поддержка DisplayPort до 2560x1600, поддержка HDMI до 1920x1080 (вместе с 7.1 AC3 аудио), 1x Dual-Link/Single-Link DVI, поддержка 1x Single-Link DVI (все порты для дисплеев должны поддерживаться производителями ноутбуков)
Размер ноутбука: Большой
Дата выхода: 09.01.2009
Ссылка на производителя: http://ati.amd.com/products/mobilityradeonhd4800/index.html
* Указанные тактовые частоты являются лишь рекомендацией для производителей и могут быть изменены ими.

Всего пару недель тому назад в мире nVidia всё было тихо и спокойно. Крупнейший производитель видеокарт только что выпустил новые модели GeForce GTX 260 и 280 , которые, несмотря на задержку в шесть месяцев, дальше продвинули унифицированную архитектуру, введённую с GeForce 8, до самых пределов 65-нм техпроцесса с гигантским количеством транзисторов. Производительность по сравнению с предыдущим (теперь уже старым) поколением видеокарт не особо впечатляла (прирост 59% в среднем относительно 9800 GTX), но появление приложений CUDA стало интересным шагом вперёд, да и реального конкурента у nVidia не было. Между тем AMD, казалось, всё больше разочаровывалась в графическом подразделении, которое было не способно конкурировать на high-end сегменте рынка, как когда-то, а существующие high-end видеокарты быстро устаревали. Затем последовал громкий выпуск видеокарты Radeon HD 4850 , которая появилась в тестовых лабораториях раньше анонса, а розничная цена была заявлена на уровне $199.


Да, в лагере AMD случилось чудо. Производительность Radeon HD 4850 удивила всех, включая nVidia. Несмотря на поспешный выпуск видеокарты GeForce 9800 GTX+, которая не появится в розничных каналах раньше середины июля, nVidia всё равно не могла получить такое же великолепное соотношение цена/производительность, как у новинки Radeon, что мы уже демонстрировали в тестах Radeon HD 4850 . Обычно маркетинговые доводы, такие как оптимизация эффективности и выход годных кристаллов, всегда звучавшие неубедительно, получили новое значение, учитывая результаты тестов Radeon HD 4850. Новинка пробудила надежды на ещё более высокую производительность в будущем. Получив (наверное, даже к собственному удивлению) хорошую возможность увеличить число потоковых процессоров с 320 до 800, несмотря на 43% повышение числа транзисторов и прежний техпроцесс, AMD решила не оставаться "на дне", и к лучшему. Был объявлен GPU Radeon HD 4870, основанный на такой же архитектуре, но обеспечивающий более высокую производительность (понятно, что по большей цене), однако появлялся он в тестовых лабораториях весьма неспешно, да и не всё было понятно до последнего момента. По крайней мере, на бумаге эта видеокарта являлась прямым конкурентом новым high-end моделям nVidia, но по существенно меньшей цене. Но что мы получили на деле?

Долгое время nVidia была пионером по внедрению новейших технологий памяти. После использования памяти DDR для GeForce в 2000 году, компания из Санта-Клары оказалась первой, представившей память GDDR2 с видеокартой GeForce FX, затем GDDR3 с моделью GeForce 5700. Но затем лидерство перехватила ATI: GDDR4 впервые появилась вместе с моделью Radeon X1950 XT, а сегодня, два года спустя, ATI представила первую видеокарту с памятью GDDR5: Radeon HD 4870.

С повышением пропускной способности памяти всё понятно: есть два пути. Первый заключается в расширении шины памяти, а второй - в увеличении частоты работы. Первый способ имеет несколько препятствий. Более широкую шину сложно разводить на печатной плате, да и упаковка требует больше контактов. Все эти контакты необходимо подвести к чипу, которому необходимо большее число интерконнектов по периферии кристалла. Поэтому широкая шина требует, чтобы ядро было определённого размера - именно по этой причине долгое время GPU начального уровня были ограничены 128-битной шиной, в то время как их high-end варианты использовали 256- или 384-битную шину. Ещё один недостаток заключается в увеличении энергопотребления чипа.

Поэтому к подобному способу прибегали очень осмотрительно. На самом деле, долгое время для high-end GPU использовалась 128-битная шина, от Riva 128 до Matrox Parhelia, да и ATI Radeon 9700 четыре года назад тоже её использовал. Точно так же 256-битная шина не становилась шире до появления nVidia GeForce 8800 в конце 2006 года. Да, требования по пропускной способности памяти у GPU постоянно увеличиваются, несмотря на технологии экономии пропускной способности, которые оптимизируются с каждым поколением.

Второе решение заключается в ускорении работы памяти. Но это легче сказать, чем сделать, поскольку, как и в случае с любой микросхемой, существует ограничение по тактовой частоте, на которой могут работать чипы памяти. Чтобы обойти эти ограничения, производители прибегают к разным ухищрениям. Память DDR позволяет передавать данные по нарастанию и спаду тактового импульса, удваивая эффективную пропускную способность памяти для прежней частоты. Для этого память DDR использует так называемый двухбитовый prefetch - при каждом обращении к памяти вместо передачи одного бита из prefetch-буферов, память DDR передаёт два. Последующие разработки технологии DDR предусматривали передачу всё большего числа данных на прежней физической частоте памяти, увеличивая ширину prefetch. DDR2 использует 4-битовый prefetch, как и GDDR3. С GDDR4 появился 8-битовый prefetch.

GDDR5

GDDR5 использует 8-битовый prefetch, как и GDDR4, однако отличается несколькими инновациями. Впервые GDDR5 использует две тактовые частоты, CK и WCK, последняя в два раза больше первой. Команды передаются в режиме SDR (стандартная тактовая частота) на частоте CK; адресная информация передаётся в режиме DDR на частоте CK; а данные передаются в режиме DDR на частоте WCK. В случае Radeon HD 4870, который использует память GDDR5 на частоте 900 МГц, команды передаются на частоте 900 МГц SDR, адреса на 900 МГц DDR (эффективная частота 1 800 МГц), а данные - на 1 800 МГц DDR (эффективная частота 3 600 МГц).

Этот подход снижает проблемы, связанные с качеством сигнала во время передачи команд и адресов, обеспечивая очень высокие частоты передачи данных. К сожалению, более высокие частоты также означают более высокую вероятность ошибки. Поэтому, чтобы обеспечить надёжную передачу данных, GDDR5 использует механизм обнаружения ошибок, который применяется в сетях. Если контроллер памяти определит ошибку, то команда, с которой она появилась, будет выполнена повторно.

Итак, AMD и nVidia выбрали весьма разные пути для увеличения пропускной способности памяти для своих GPU, и эти выборы связаны с разным взглядом на графические процессоры. nVidia, приверженная принципу огромного монолитного кристалла, может себе позволить 512-битовую шину памяти, избегая проблем с поставкой чипов, которой неизбежно сопровождается внедрение передовой технологии памяти. Напротив, с появлением RV770 AMD концентрирует свои усилия на GPU со сниженным размером кристалла для high-end видеокарт. Как нам сообщили инженеры AMD, первую версию RV770 предполагалась оснастить не более 480 потоковыми процессорами (АЛУ), но GPU при этом ограничивал число интерконнектов для интерфейсов памяти.

Поэтому AMD смогла предложить GPU, с которым все уже знакомы, с 800 потоковыми процессорами, которые почти что "бесплатны" в отношении площади ядра. У предыдущего поколения GPU nVidia пришлось забыть о 384-битовой шине при переходе с G80 (80 нм) на G92 (65 нм). Поэтому есть все шансы, что такой же шаг произойдёт и с 512-битовой шиной. Однако на этот раз nVidia может опереться на GDDR5, чтобы компенсировать потерю пропускной способности.



СОДЕРЖАНИЕ

Всего пару недель тому назад в мире nVidia всё было тихо и спокойно. Крупнейший производитель видеокарт только что выпустил новые модели GeForce GTX 260 и 280 , которые, несмотря на задержку в шесть месяцев, дальше продвинули унифицированную архитектуру, введённую с GeForce 8, до самых пределов 65-нм техпроцесса с гигантским количеством транзисторов. Производительность по сравнению с предыдущим (теперь уже старым) поколением видеокарт не особо впечатляла (прирост 59% в среднем относительно 9800 GTX), но появление приложений CUDA стало интересным шагом вперёд, да и реального конкурента у nVidia не было. Между тем AMD, казалось, всё больше разочаровывалась в графическом подразделении, которое было не способно конкурировать на high-end сегменте рынка, как когда-то, а существующие high-end видеокарты быстро устаревали. Затем последовал громкий выпуск видеокарты Radeon HD 4850 , которая появилась в тестовых лабораториях раньше анонса, а розничная цена была заявлена на уровне $199.

Да, в лагере AMD случилось чудо. Производительность Radeon HD 4850 удивила всех, включая nVidia. Несмотря на поспешный выпуск видеокарты GeForce 9800 GTX+, которая не появится в розничных каналах раньше середины июля, nVidia всё равно не могла получить такое же великолепное соотношение цена/производительность, как у новинки Radeon, что мы уже демонстрировали в тестах Radeon HD 4850 . Обычно маркетинговые доводы, такие как оптимизация эффективности и выход годных кристаллов, всегда звучавшие неубедительно, получили новое значение, учитывая результаты тестов Radeon HD 4850. Новинка пробудила надежды на ещё более высокую производительность в будущем. Получив (наверное, даже к собственному удивлению) хорошую возможность увеличить число потоковых процессоров с 320 до 800, несмотря на 43% повышение числа транзисторов и прежний техпроцесс, AMD решила не оставаться "на дне", и к лучшему. Был объявлен GPU Radeon HD 4870, основанный на такой же архитектуре, но обеспечивающий более высокую производительность (понятно, что по большей цене), однако появлялся он в тестовых лабораториях весьма неспешно, да и не всё было понятно до последнего момента. По крайней мере, на бумаге эта видеокарта являлась прямым конкурентом новым high-end моделям nVidia, но по существенно меньшей цене. Но что мы получили на деле?

Долгое время nVidia была пионером по внедрению новейших технологий памяти. После использования памяти DDR для GeForce в 2000 году, компания из Санта-Клары оказалась первой, представившей память GDDR2 с видеокартой GeForce FX, затем GDDR3 с моделью GeForce 5700. Но затем лидерство перехватила ATI: GDDR4 впервые появилась вместе с моделью Radeon X1950 XT, а сегодня, два года спустя, ATI представила первую видеокарту с памятью GDDR5: Radeon HD 4870.

С повышением пропускной способности памяти всё понятно: есть два пути. Первый заключается в расширении шины памяти, а второй - в увеличении частоты работы. Первый способ имеет несколько препятствий. Более широкую шину сложно разводить на печатной плате, да и упаковка требует больше контактов. Все эти контакты необходимо подвести к чипу, которому необходимо большее число интерконнектов по периферии кристалла. Поэтому широкая шина требует, чтобы ядро было определённого размера - именно по этой причине долгое время GPU начального уровня были ограничены 128-битной шиной, в то время как их high-end варианты использовали 256- или 384-битную шину. Ещё один недостаток заключается в увеличении энергопотребления чипа.

Поэтому к подобному способу прибегали очень осмотрительно. На самом деле, долгое время для high-end GPU использовалась 128-битная шина, от Riva 128 до Matrox Parhelia, да и ATI Radeon 9700 четыре года назад тоже её использовал. Точно так же 256-битная шина не становилась шире до появления nVidia GeForce 8800 в конце 2006 года. Да, требования по пропускной способности памяти у GPU постоянно увеличиваются, несмотря на технологии экономии пропускной способности, которые оптимизируются с каждым поколением.

Второе решение заключается в ускорении работы памяти. Но это легче сказать, чем сделать, поскольку, как и в случае с любой микросхемой, существует ограничение по тактовой частоте, на которой могут работать чипы памяти. Чтобы обойти эти ограничения, производители прибегают к разным ухищрениям. Память DDR позволяет передавать данные по нарастанию и спаду тактового импульса, удваивая эффективную пропускную способность памяти для прежней частоты. Для этого память DDR использует так называемый двухбитовый prefetch - при каждом обращении к памяти вместо передачи одного бита из prefetch-буферов, память DDR передаёт два. Последующие разработки технологии DDR предусматривали передачу всё большего числа данных на прежней физической частоте памяти, увеличивая ширину prefetch. DDR2 использует 4-битовый prefetch, как и GDDR3. С GDDR4 появился 8-битовый prefetch.

GDDR5

GDDR5 использует 8-битовый prefetch, как и GDDR4, однако отличается несколькими инновациями. Впервые GDDR5 использует две тактовые частоты, CK и WCK, последняя в два раза больше первой. Команды передаются в режиме SDR (стандартная тактовая частота) на частоте CK; адресная информация передаётся в режиме DDR на частоте CK; а данные передаются в режиме DDR на частоте WCK. В случае Radeon HD 4870, который использует память GDDR5 на частоте 900 МГц, команды передаются на частоте 900 МГц SDR, адреса на 900 МГц DDR (эффективная частота 1 800 МГц), а данные - на 1 800 МГц DDR (эффективная частота 3 600 МГц).

Этот подход снижает проблемы, связанные с качеством сигнала во время передачи команд и адресов, обеспечивая очень высокие частоты передачи данных. К сожалению, более высокие частоты также означают более высокую вероятность ошибки. Поэтому, чтобы обеспечить надёжную передачу данных, GDDR5 использует механизм обнаружения ошибок, который применяется в сетях. Если контроллер памяти определит ошибку, то команда, с которой она появилась, будет выполнена повторно.

Итак, AMD и nVidia выбрали весьма разные пути для увеличения пропускной способности памяти для своих GPU, и эти выборы связаны с разным взглядом на графические процессоры. nVidia, приверженная принципу огромного монолитного кристалла, может себе позволить 512-битовую шину памяти, избегая проблем с поставкой чипов, которой неизбежно сопровождается внедрение передовой технологии памяти. Напротив, с появлением RV770 AMD концентрирует свои усилия на GPU со сниженным размером кристалла для high-end видеокарт. Как нам сообщили инженеры AMD, первую версию RV770 предполагалась оснастить не более 480 потоковыми процессорами (АЛУ), но GPU при этом ограничивал число интерконнектов для интерфейсов памяти.

Поэтому AMD смогла предложить GPU, с которым все уже знакомы, с 800 потоковыми процессорами, которые почти что "бесплатны" в отношении площади ядра. У предыдущего поколения GPU nVidia пришлось забыть о 384-битовой шине при переходе с G80 (80 нм) на G92 (65 нм). Поэтому есть все шансы, что такой же шаг произойдёт и с 512-битовой шиной. Однако на этот раз nVidia может опереться на GDDR5, чтобы компенсировать потерю пропускной способности.


Спецификации видеокарт
HD 4850 HD 4870 GTX 260 GTX 280
Частота GPU 625 МГц 750 МГц 576 МГц 602 МГц
Частота потоковых процессоров (АЛУ) 625 МГц 750 МГц 1 242 МГц 1 296 МГц
Частота памяти 1 000 МГц 900 МГц 999 МГц 1 107 МГц
Ширина шины памяти 256 битов 256 битов 448 битов 512 битов
Тип памяти GDDR3 GDDR5 GDDR3 GDDR3
Объём памяти 512 Мбайт 512 Мбайт 896 Мбайт 1 024 Мбайт
Число потоковых процессоров (АЛУ) 800 800 192 240
Число текстурных блоков 40 40 64 80
Число ROP 16 16 28 32
Теоретическая производительность 1 TFlops 1,2 TFlops 715 GFlops 933 GFlops
Пропускная способность памяти 64 Гбайт/с 115,2 Гбайт/с 111,9 Гбайт/с 141,7 Гбайт/с
Число транзисторов 956 млн. 956 млн. 1 400 млн. 1 400 млн.
Техпроцесс 55 нм 55 нм 65 нм 65 нм
Площадь кристалла 260 мм² 260 мм² 576 мм² 576 мм²
Поколение 2008 2008 2008 2008
Поддержка модели шейдеров 4.1 4.1 4.0 4.0

Разницу между Radeon HD 4870 и "младшей" моделью 4850 можно свести к двум характеристикам: теоретической производительности, которая выросла на 20% благодаря более высокой тактовой частоте (число потоковых процессоров не изменилось, в отличие от подхода nVidia), а также пропускной способности памяти, которая почти удвоилась (более 80%). Причина такого изменения кроется, как мы уже видели, в использовании GDDR5, с эффективной частотой, почти удвоившейся по сравнению с GDDR3, используемой на Radeon HD 4850. Однако память GDDR5 дорогая, хотя она обходится не так накладно, как переход на 512- или даже 448-битовую шину, что необходимо для достижения эквивалентной пропускной способности памяти на GDDR3, как решила сделать nVidia. Не говоря уже о более высоком энергопотреблении (чипы памяти + контроллер). Результат оказался таков, что пропускная способность Radeon HD 4870 почти одинаковая (на самом деле, на 3% больше) в сравнении с GeForce GTX 260.

Превосходство 4870 по теоретической производительности по сравнению с GTX 260 впечатляет, учитывая, что площадь кристалла GPU 4870 составляет всего 45% от GPU nVidia!

С другой стороны, мы не можем не упомянуть очевидное ограничение, которое возникает после чтения спецификаций - объём памяти, который ограничен на 4870 512 Мбайт. Это всего лишь чуть больше половины от GTX 260, и даже если учесть, что карта Radeon страдает меньше GeForce от обращения к оперативной памяти на ПК в случаях ограничения кадрового буфера, нам следует внимательно отнестись к тому, как меняется производительность при увеличении разрешения. Следует отметить, что некоторые производители, например, PowerColor, уже анонсировали 1-Гбайт версии Radeon HD 4870, однако они не будут доступны ранее конца июля.

Подобно Radeon HD 3870, но в отличие от Radeon HD 4850, Radeon HD 4870 является картой с двухслотовой системой охлаждения. Это должно позволить ей легче справляться с теплом, выделяемым RV770, или, по крайней мере, выбрасывать тепло за пределы корпуса. Но сходство на этом заканчивается. HD 4870 требует уже не одну, а две шестиконтактные вилки питания PCI Express, да и длина карты заметно увеличилась - до 9,5" (24,1 см) по сравнению с 9" (22,8 см) у Radeon HD 3870 и 10,5" (26,7 см) у GeForce GTX 260. Кроме того, вместо кулера от Arctic Cooling с прямыми лопастями используется более традиционная модель.

Для тестов мы использовали видеокарту производства Sapphire. В комплект поставки входит 2-Гбайт USB-брелок в фирменной расцветке, плеер PowerDVD 7 OEM с поддержкой шестиканального звука, Cyberlink DVD Suite 5 и полная версия 3DMark06. USB-брелок - бонус весьма приятный, но неплохо было бы получить в комплекте поставки игру, поскольку видеокарты нацелены на сегмент геймеров.

Мы использовали такую же тестовую конфигурацию, что и в статье о Radeon HD 4850 .


Материнская плата Asus P5E3 Deluxe (Intel X38)
Процессор Intel Core 2 Quad QX6850 (3 ГГц)
Память Crucial 2 x 1 Гбайт DDR3 1333 МГц 7-7-7-20
Жёсткий диск Western Digital WD5000AAKS
Оптический привод Asus 12x DVD
Блок питания Cooler Master Real Power Pro 850 Вт
Программное обеспечение
ОС Windows XP, Vista, Vista SP1
Драйверы nVidia ForceWare 177.39 beta (9800 GTX +)
ForceWare 177.34 beta (GTX 260 и 280)
ForceWare 175.16 WHQL (9800 GTX, 9800 GX2, 8800 Ultra)
Драйверы ATI Catalyst 8.7 beta (HD 4850, HD 4870)
Catalyst 8.6 WHQL (HD 3870)
Catalyst 8.5 WHQL (HD 3870 X2)

Результаты тестов




Неудивительно, что в игре Flight Simulator Radeon HD 4870 работает на том же уровне, что и 4850 (карты используют одинаковый драйвер). Обе видеокарты обошли HD 3870 и даже GeForce GTX 200, но отстали от большинства моделей GeForce 8 и 9. Во Flight Simulator X едва можно играть на 4870 и текущих драйверах.





Это первый настоящий тест для Radeon HD 4870, и видеокарта нас не разочаровала. Она заняла третье место в рейтинге, уступив GeForce GTX 280 и 9800 GX2, но обогнав GTX 260! Средний отрыв от GTX 260 составил 10% даже в разрешении 2 560 x 1 600. А Radeon HD 4850 лидер ATI обгоняет на 17%.




Test Drive Unlimited подтвердил очень сильные впечатления от Radeon HD 4870, которые появились у нас после Call of Duty 4. Видеокарта не только обходила GTX 260 на всех разрешениях, но и финишировала, немного уступая GTX 280 на 1 920 x 1 200 со сглаживанием, и даже обогнала лидера nVidia в разрешении 2 560 x 1 600 со сглаживанием (и в этом разрешении ещё можно было играть). Производительность впечатляет, особенно с учётом того, что у 4870 всего лишь половина памяти GTX 280. Как нам кажется, с линейкой Radeon 4800 сглаживание вернулось на свои позиции.




Игра Crysis не стала исключением, видеокарта Radeon HD 4870 вновь разместилась между GeForce GTX 260 и GTX 280. Более того, от последней она отстаёт меньше, чем на 11% в среднем (за исключением разрешения 2 560 x 1 600 + сглаживание), хотя HD 4870 стоит в два раза дешевле.




Запустив World in Conflict, весьма жадный до ресурсов, мы обнаружили, что Radeon HD 4870 приблизился к GeForce GTX 280, а отрыв от GTX 260 увеличился, составив, в среднем, 17% - явное преимущество. Производительность после включения сглаживания вновь оказалась удивительной. 4870 догнал GTX 280 на разрешении 2 560 x 1 600 со сглаживанием, несмотря на ограниченный объём памяти 512 Мбайт (и несмотря на то, что играть с такими настройками всё равно было невозможно).





Radeon HD 4870 чуть хуже справился с Supreme Commander. Впрочем, разницу всё равно можно признать относительной, карта немного обгоняла GeForce GTX 260 в среднем, и хотя новинка ATI отстала от GTX 260 в разрешении 1 680 x 1 050, частота кадров вполне позволяет играть.





Unreal Tournament III - одна из первых игр, в которой у Radeon HD 4870 возникли сложности. Как можно видеть, она отстала от GeForce 9800 GTX в разрешении 1 680 x 1 050. И хотя видеокарта выросла в рейтинге после повышения разрешения, она систематически проигрывала GeForce GTX 260 в этой игре (в среднем на 13%).





У Radeon HD 4870 вновь возникли трудности с игрой Mass Effect. Отрыв от разогнанной Asus Radeon HD 4850 составил 33%, но его оказалось недостаточно, чтобы обойти GeForce GTX 260. И даже GeForce 9800 GTX+ в разрешениях 1 680 x 1 050 и 1 920 x 1 200.





С другой стороны, Radeon HD 4870 красиво победила в GRID, выдав лучшие результаты в разрешениях 1 680 x 1 050 и 1 920 x 1 200. Только в 2 560 x 1 600 видеокарта ушла на второе место после GeForce GTX 280! Мы были впечатлены. Похоже, новинка AMD с лёгкостью справляется с гонками.

Мы были разочарованы высоким энергопотреблением Radeon HD 4850 в режиме бездействия, хотя под нагрузкой всё оказалось вполне нормальным. Посмотрим, как в этом отношении покажет себя Radeon HD 4870.

К сожалению, у Radeon HD 4870 энергопотребление оказалось больше 4850 в режиме бездействия - на 22 Вт в общей сложности (замеры производились на блоке питания). Когда компьютер выводит рабочий стол Windows (режим бездействия), то скорость GPU падает до 550 МГц. А после запуска 3D-приложения видеокарта запускает GPU на максимальную частоту 750 МГц. По сравнению с Radeon HD 3870, разница под нагрузкой составляет 47 Вт, то есть мы получаем 40% увеличение энергопотребления ПК! Так что низкая эффективность энергопотребления у линейки Radeon HD 4800 подтверждается на практике. Ещё одна проблема: в отличие от HD 4850, энергопотребление Radeon HD 4870 в играх не такое низкое. На самом деле, энергопотребление даже выше, чем у GeForce GTX 260. Высокой производительностью это оправдать можно, но как насчёт низкого числа транзисторов и high-end техпроцесса?


Radeon HD 4850 работает в режиме бездействия очень тихо, но "старшая" модель не может обеспечить такую же характеристику - несмотря на переход на двухслотовую систему охлаждения, Radeon HD 4870 работает громче в режиме бездействия, судя по нашим измерениям, хотя на практике разница невелика. На скорости 1 045 об/мин - всего 12% от максимальной - вентилятор всё равно можно считать тихим.

Под нагрузкой ситуация меняется. Хотя HD 4870 явно не такая тихая, как Radeon HD 3870, видеокарта работает вполне терпимо (вентилятор ускоряется до 1 600 об/мин) и намного тише, чем шумная GeForce GTX 260.


Хотя и не побив рекорда температуры Radeon HD 4850, видеокарта HD 4870 работает весьма горячо в режиме бездействия, температура GPU достигает 70°C. Но к каким-либо проблемам это не приводит, да и не забывайте, что из-за двухслотового дизайна системы охлаждения горячий воздух выбрасывается за пределы компьютера (в отличие от Radeon HD 4850), что всегда хорошо.

Под нагрузкой радиатор справляется со своей работой, температура сильно не поднимается - по крайней мере, не так сильно, как на "младшей" Radeon HD 4850.

Наконец-то наш вывод по поводу нового Radeon HD 4870 будет простой: перед нами великолепная high-end видеокарта! С такой же архитектурой и большинством сильных сторон Radeon HD 4850, она находится в верхней категории по производительности и по цене. Она быстрее, в среднем, всего на 6% (в большинстве тестов), чем GeForce GTX 260, но рекомендованная цена составляет $299 - на $150 ниже, чем у карты nVidia! Даже топовая модель nVidia GeForce GTX 280, оснащённая большим числом транзистором, в два раза большей памятью и более высокими тактовыми частотами, не сильно вышла вперёд. Она демонстрирует всего на 13% большую производительность, чем Radeon HD 4870, хотя стоит в два раза больше.

Впрочем, есть ряд моментов, делающих ситуацию не такой идеальной. Во-первых, Radeon HD 4870 несколько страдает из-за другой "вкусной" карты AMD, HD 4850, которая обеспечивает лучшее соотношение цена/производительность (всего на 23% меньшую производительность по цене на 60% ниже). AMD полностью изменила свои слабые и сильные стороны по сравнению с предыдущим поколением, в частности, с Radeon HD 3870 - производительность Radeon HD 4870 со включённым сглаживанием весьма хороша (несмотря на 512 Мбайт памяти), но карта потребляет намного больше энергии в режиме бездействия, а также под нагрузкой (больше, чем GeForce GTX 260). Да и тихой новую модель вряд ли назовёшь, хотя карта работает намного тише, чем GeForce GTX 260, да и внутри корпуса ничего не нагревает.

Теперь nVidia придётся реагировать и быстро скидывать цены на GeForce GTX 260, что тоже можно считать хорошей новостью - хотя мы ещё не видели снижения цен. Что касается AMD, то ей необходимо сделать ещё несколько шагов, чтобы новое поколение было полностью успешным - выпустить high-end карту (как ожидается, на двух RV770), которая получит не менее восторженный приём. А это будет сделать уже не так просто.

С теми же качествами, что и у Radeon HD 4850, но за более высокую цену видеокарта Radeon HD 4870 смогла напрямую конкурировать с GeForce GTX 260 - она чуть быстрее и намного дешевле, чем предложение nVidia, да и без чрезмерного шума. Несмотря на высокое энергопотребление, если обещанные цены станут реальностью, вы вряд ли сможете найти на рынке выбор лучше.

Преимущества.

  • На 6% более высокая производительность, чем у GeForce GTX 260;
  • намного меньшая цена, чем у GeForce GTX 260;
  • меньший уровень шума по сравнению с GeForce GTX 260.

Недостатки .

  • Высокое энергопотребление под нагрузкой, но особенно в режиме бездействия;
  • соотношение цена/производительность не такое хорошее, как у Radeon HD 4850.

За все заслуги видеокарта Radeon HD 4870 получает награду "Рекомендованная покупка".




На графиках приведены средние результаты для каждой видеокарты и каждой игры. Если карта не могла выводить игру при каком-то разрешении или со сглаживанием, то получала нулевой результат, что сёрьезно повлияло на видеокарты с 512 Мбайт памяти (или меньше) в разрешении 2 560 x 1 600 со сглаживанием (за исключением Radeon HD 4870), а также на Radeon HD 3870 X2, у которой не работает сглаживание в Mass Effect. Следует заметить, что у нашего образца 4850 от Asus был недостаток: она не смогла нормально заработать в Race Driver: GRID, что подняло результаты других видеокарт.



Загрузка...