sonyps4.ru

Основы программирования для детей 6 лет. Программирование для детей - методики обучения в игровой форме, языки и специальные программы

  • Перевод

Программирование сейчас очень популярно. По всему миру 36 миллионов детей принимают участие в мероприятиях движения «Час программирования». Цель этих мероприятий – помочь детям стать активными, а не пассивными пользователями технологий, а также получить знания, которые в будущем могут помочь устроиться на хорошую работу в нашем все более и более техническом мире.

Даже если ваши дети не хотят в будущем зарабатывать на жизнь программированием, базовое понимание принципов программирования развивает мышление и, в дальнейшем, ребенок лучше справляется с решением возникающих задач. Билл Гейтс когда-то сказал: «Если вы учитесь создавать программы, это развивает ваш разум, помогает вам лучше мыслить и создает образ восприятия вещей. В целом, я думаю, что человеку это будет полезно вне зависимости от сферы его деятельности».

Такие платформы, как Scratch и Alice позволяют детям (и взрослым) создавать собственные игры и анимации, используя упрощенные методы программирования. Однако не всем детям это интересно. И вот для таких детей существует множество игр, которые обучают базовым принципам программирования в веселой и доступной форме.


Мы отобрали несколько доступных вариантов, включая некоторые игры, которые до сих пор находятся в разработке, поэтому вам не придется их лихорадочно искать. Эти игры доступны на разных платформах – iOS, Android, ПК, Mac, есть даже настольные игры – при этом многие из них, и это огромный плюс, распространяются бесплатно.

Lightbot и Lightbot Jr.

Для кого: возраст 4-8 лет (Lightbot Jr), 9+ (Lightbot)
Платформа: Веб-браузеры, iOS, Android
Цена: Бесплатно (браузер), $3 (iOS/Android)
Больше информации: Браузерная игра, iTunes, Google Play

Экспертное мнение: «При кажущейся простоте, Lightbot освещает некоторые интересные аспекты продвинутого программирования» - Фритц Руэр, доцент компьютерных наук, Уилламеттский университет, Орегон.


Подпись: Во многих школах игра Lightbot используется для обучения основам программирования. Эта игра используется даже в некоторых университетах.

Lightbot – это игра-головоломка о программировании, созданная Дэнни Ярославским, канадским студентом. Цель игры – заставить робота подсветить все голубые плитки на 3D-решетке. Сложность состоит в том, что это нужно сделать в один подход, создав для робота серию команд.

Ярославский говорит, что Lightbot обучает планированию, тестированию, отладке, процедурам и циклам. Вашим детям точно понравится играть с симпатичным роботом, заставляя его подсвечивать все плитки в один подход.

Вы можете играть в бесплатную версию игры, в которой предлагается час игрового времени. Причем бесплатно можно играть как на компьютере, так и на вашем мобильном устройстве. А если этого недостаточно, то две полные версии Lightbot для разных возрастных групп сейчас продаются в iTunes и Google Play.

Code Monkey Island

Для кого: возраст 8+
Платформа: настольная игра
Цена: $40+
Больше информации: веб-сайт игры Code Monkey Island, Kickstarter
Экспертное мнение: «Code Monkey Island – это потрясающе веселая игра, которая знакомит детей с программированием» - педагог и активист по развитию технологий Фил Шапиро.


Подпись: Code Monkey Island не сделает из ваших детей программистов по мановению волшебной палочки, однако обучит их основам программирования.

Житель Бруклина Радж Сидху захотел объяснить детям основы программирования в увлекательной игровой форме. Он выбрал совершенно нетехническое решение для решения высокотехнической задачи и внедрил основы бинарной логики и условные команды в семейную настольную игру.

Играть в Code Monkey Island достаточно просто, да и времени игра занимает немного – всего лишь около 45 минут. Игроки используют карточки с инструкциями типа «Каждую обезьяну передвинуть на три клетки, НЕ наступая на скалы» для того, чтобы двигать свои отряды обезьян по острову.

Сидху выбрал формат настольной игры, потому что такие игры объединяют семью. «Я хотел создать что-то, во что могут играть дети, их родители, бабушки и дедушки. Однако при этом я хотел помочь детям через игру реализовать их способности к обучению», говорит он на своей странице Kickstarter.

Игра Code Monkey Island оказалась успешным проектом на Kickstarter. В августе эта игра должна уже получить распространение. Вы можете забронировать один экземпляр этой игры для себя, перечислив в фонд проекта на Kickstarter $40 или больше.

Kodable

Для кого: возраст 5-8 лет
Платформа: iOS
Цена: Бесплатно ($7 – Pro-версия)
Больше информации: веб-сайт игры Kodable, iTunes
Экспертное мнение: «Игра Kodable развивает навыки программирования, в результате чего программированию могут научиться даже маленькие детки. Для обучения им даже не нужно уметь читать» - Терри Эйкхольц, преподаватель программы K-5 для одаренных детей, Техас


Подпись: Соучредитель Грехен Хюбнер сообщает, что в Kodable могут играть даже двухлетние дети.

Kodable – это игра-лабиринт, в которой 105 уровней. Эта игра помогает обучать детей таким основам программирования, как условия, циклы, функции и отладка.

В игре совершенно не используется текст, поэтому в нее могут играть даже маленькие дети. Герои игры очень яркие, они похожи на забавных пришельцев и очень нравятся детям.

«Взрослые так боятся программирования, они считают программирование ужасным и сложным делом», говорит соучредитель игры Kodable Грехен Хюбнер в интервью TechRepublic. «Забавно, что многие взрослые недооценивают возможности своих детей. И то, что мы предлагаем детям возможность решать разные задачи в таком раннем возрасте, доказывает, насколько же дети умны».

В бесплатной версии Kodable 45 уровней. В самом приложении можно докупить разные уровни и конфигурации. В Pro-версии, которая стоит $7, также есть уроки по расширению словарного запаса и инструкции для обучения.

Robozzle

Для кого: возраст 6+ (и взрослые)
Платформа: веб-браузер, iOS, Android, Windows phone
Цена: Бесплатно (браузерная версия), $0-$2 (мобильная версия)
Больше информации: браузерная версия игры, iTunes, Google Play, Магазин приложений Windows
Экспертное мнение: «Игра Robozzle позиционируется как социальная игра-головоломка, но я воспринимаю ее как веселый и интересный способ обучения программированию. И, возможно, с помощью этой игры получится заинтересовать детей программированием» - Альфред Томпсон, учитель информатики в старшей школе.


Подпись: На первый взгляд игра Robozzle очень простая. Но вскоре игрок сможет убедиться, что все не так уж просто.

Если вы ищете занятие для детей постарше (или для себя), попробуйте поиграть в Robozzle. Это игра-головоломка, которую в свободное время создал программист компании Microsoft Игорь Островский.

Задача Robozzle – провести робота через лабиринты, используя ограниченные команды. Уровни сложности игры варьируются: некоторые уровни подходят для детей, а некоторые задачи заставят почесать голову даже опытных программистов.

В браузерную версию этой игры можно поиграть бесплатно (используя Silverlight), также игроки могут создавать, голосовать и комментировать новые уровни.

Игра Robozzle доступна на iOS, Windows Phone 7 и Android. Цены варьируются.

Cargo-Bot

Для кого: для детей от 5 лет и взрослых
Платформа: iOS
Цена: Бесплатно
Больше информации: iTunes
Экспертное мнение: «Отличное приложение для iPad для обучения программированию. С помощью него обучал своих двух детей» - Майк Лоуренс, преподаватель и соучредитель Google Teacher Academy.


Подпись: Игра Cargo-Bot для iPad была создана с помощью приложения Codea

Cargo-Bot – это первая игра, написанная специально для iPad. Простые уровни этой игры подходят для детей от 5 лет, однако дальше начинаются действительно сложные уровни.

Игроки должны передвигать коробки по заводу с помощью движущегося крана. При этом используются такие понятия программирования, как циклы, процедуры и отладка.

«Я хотел создать игру, смысл которой – перемещать коробки по заводу. Забудьте, что на самом деле вы программист», сказал разработчик игры Руи Виана в интервью Fast Company.

SpaceChem

Для кого: для детей от 10 лет и взрослых
Платформа: ПК, Mac, Linux, iOS, Android
Цена: Бесплатная демо-версия, $7 (Steam), $3 (iOS/Android)
Больше информации: веб-сайт игры SpaceChem, Steam, iTunes, Google Play
Экспертное мнение: «Я думаю, что SpaceChem – это лучшая из существующих игр по обучению программированию» - Нил Браун, исследователь в сфере компьютерного образования, Кентский университет, Великобритания.


Подпись: SpaceChem используют многие школы в образовательном процессе, но при этом это – игра.

Игра SpaceChem – это сочетание программирования и псевдохимии в условиях научной фантастики. Однако эта игра получила превосходные отзывы после ее выпуска в 2011 году.

Эта игра достаточно сложная, поэтому заставит подумать как учеников старшей школы, так и взрослых. Цель SpaceChem – построить механизм для борьбы с монстрами, используя такие понятия программирования, как исполнение заявок, циклы, переходы и подпрограммы. Компания-разработчик Zachtronics Industries пояснила, в чем же именно ценность этой игры.

«SpaceChem – это игра, которую я бы хотел дать себе в 12 лет, чтобы сходить с ума, решая головоломки», так написано в образовательном блоге Gaming to Learn. «Когда вы слышите, что люди говорят о важности обучения написанию кода – они говорят об этой игре. Такие игры учат игрока думать».

Robot Turtles

Для кого: 3-8 лет
Платформа: настольная игра
Цена: $25
Больше информации: веб-сайт игры Robot Turtles, Kickstarter
Экспертное мнение: «Начните учиться как можно раньше! Это потрясающе! Будущее теперь выглядит гораздо более вдохновляющим» - Джон Леджер, председатель правления, T-Mobile


Подпись: Игра в Robot Turtles.

Эта настольная игра, которая обучает детей программированию, в прошлом году собрала на Kickstarter $600000. При том, что сначала требовалось финансирование в $25000.

Игра оказалась востребованной. И это неудивительно, ведь Robot Turtles обучает основам программирования через карточки-инструкции, которыми управляется прохождение черепашек через лабиринт. Первоначальные 25000 копий игры были распроданы в один миг. Дети должны использовать ограниченный синтаксис, последовательность команд, а также проводить отладку при совершении ошибки. Создатель игры, Дэн Шапиро, говорит, что понимание, как играть, появляется за несколько секунд.

«Я очень верю в то, что программирование – это суперсила, которую вы можете предложить своим детям. Это путь к тому, что они не останутся в стороне от инноваций будущего», сказал Шапиро в интервью TechCrunch.

Игра Robot Turtles была недавно приобретена компанией по выпуску и продаже игр ThinkFun и уже в этом месяце стала доступна для массового рынка.

Code Combat

Для кого: 13+ (или младше при условии наблюдения/инструктажа)
Платформа: веб-браузер
Цена: Бесплатно
Больше информации: веб-сайт игры Code Combat
Экспертное мнение: «Очень креативный и захватывающий способ для обучения программированию через игру» - Джейсон Бэттлс, заместитель декана по разработке технологических библиотечных процессов и политик, Алабамский университет


Подпись: Code Combat – это забавное сочетание волшебников, воинов, огров и программирования.

Code Combat – единственная игра из нашего списка, в которой игроки должны использовать код в чистом виде (в настоящее время Javascript, экспериментальная поддержка CoffeeScript, Python, Clojure и Lua). Не позволяйте этому факту выбить вас из седла, так как игра Code Combat – это прекрасная возможность учиться с удовольствием.

Вы можете начинать с однопользовательских уровней этой игры в жанре «фэнтэзи», а потом применять ваши приобретенные знания программирования на других игроков.

Code Combat, как предполагается, останется бесплатной игрой, так как основной доход разработчиков – это предложение компаниям игроков высокого уровня. Да, действительно: играя в эту игру, вы можете получить работу.

Ludos (Puzzlets)
Для кого: 4-12 лет
Платформа: ПК, Mac, iOS
Цена: $100
Больше информации: Digital Dream Labs
Экспертное мнение: «Что выделяет Cloudboard (интерфейс панели Ludos) среди других доступных в настоящее время продуктов – это не только сочетание физического и цифрового мира, но и развитие навыков сотрудничества» - Терри Эйкхольц, преподаватель программы K-5 для одаренных детей, Техас


Подпись: В игре Ludos используются тайлы, поэтому для детей программирование становится тактильным.

Игра Ludos должна выйти в августе этого года. Цель игры – сделать программирование реальным практическим опытом для детей. Ludos позволяет игрокам размещать тайлы с командами непосредственно на сетке, программируя действия персонажей игры.

Cork the Volcano будет первой игрой Ludos с сильным акцентом на таких основах программирования, как планирование, последовательность и отладка. В дальнейшем в системе появятся и другие игры, ведь эта система является открытой платформой, и поэтому для нее каждый сможет создавать приложения.

Codemancer

Для кого: 9-14 лет
Платформа: ПК, Mac, iOS, Android
Цена: $20
Больше информации: веб-сайт Important Little Games, Kickstarter
Экспертное мнение: «Игра в жанре «фэнтэзи» с главной героиней, которая учит детей (и взрослых!) программированию? Мне нравится все в этой игре!» - Лоурен Скотт, веб-разработчик и младший инструктор, Dev Bootcamp


Подпись: Игра Codemancer собрала на Kickstarter в 4 раза больше денег, чем изначально было заявлено.

Разработчики Codemancer надеются, что после выпуска, который запланирован на лето следующего года, игре поможет выделиться ее интересный сюжет и героиня.

После запуска этого успешного проекта Kickstarter игроки будут использовать волшебные руны для управления действиями, помогая героине Авроре спасти жизнь ее отца. Создатель Роберт Локхарт надеется, что доступность игры разрушит все барьеры, которые препятствуют пониманию программирования детьми.

«Язык игры Codemancer очень доступен», говорит Локхарт на своей странице Kickstarter, «однако его также легко переводить на разные языки программирования. Программы становятся более сложными, когда мы внедряем такие понятия программирования, как переменные, условия и функции».

Machineers

Для кого: 8-14 лет
Платформа: ПК, Mac (версия для iPad в разработке)
Цена: Бесплатная демо-версия
Больше информации: веб-сайт игры Machineers
Экспертное мнение: «Кажется, что игра Machineers будет лучшим примером обучающей игры» - Пол Хайс, программист и разработчик игр


Подпись: Игра Machineers победила в номинации «Лучшая обучающая игра» на мероприятии Serious Games Showcase and Challenge во Флориде в 2012 году.

Игра Machineers – это игра в стиле adventure, в которой пользователи имеют дело со сломанными устройствами. Игроки должны починить устройства, используя принципы программирования и интерфейс drag-and-drop.

Энрике Лоде, член команды Danish Lohika Games, разработчиков Machineers, решил выпустить эту головоломку-приключение после того, как один ребенок-тестировщик пожаловался, что все развивающие игры похожи на «брокколи в шоколаде».

«Эта игра – подготовка к дальнейшему обучению», сказал Лоде в интервью Indie Statik. «В игре отсутствует какая-либо математика и код, поэтому дети не смогут научиться программировать. Однако игра развивает логическое мышление и то, что называется процессуальной грамотностью – умение читать и писать процессы».

Пока игра находится в разработке демо-версии Machineers для ПК и Mac можно скачать бесплатно. Lohika Games планирует запустить полноценную игру для iPad.

Bee-Bot

Для кого: 4-7 лет
Платформа: iOS
Цена: Бесплатно
Больше информации: iTunes
Экспертное мнение: «Не обращайте внимания на само устройство, просто пробуйте и ошибайтесь, выдвигайте гипотезы, проверяйте, тестируйте и добивайтесь успеха» - Дог Питерсон, сессионный преподаватель, факультет обучения, Виндзорский университет, Канада

Подпись: Многие школы используют игру Bee-Bot для обучения основам программирования

Разработчик обучающих игр TSS создал BeeBot для того, чтобы помочь детям разобраться с объектным языком программирования и последовательностью команд в программировании. Простое и доступное приложение имеет 12 уровней, ограниченных по времени выполнения, которые представляют собой лабиринты с постоянным повышением уровня сложности.

Для детей старше 7 лет существует дополнительное приложение под названием BeeBot Pyramid. Оно распространяется по цене $0,99.

Подрастающее поколение идет в ногу с IT, поэтому мы подготовили список из 12 крутых игр, с которыми ребенок научится программировать.

И даже если вы не видите своего ребенка в роли айтишника, позвольте ему освоить базис: программирование развивает логическое мышление и умение планировать свои действия. Сегодня в подобных играх существует огромный возрастной разброс, что позволяет учиться как двухлетним детям (без шуток!), так и школьникам. Давайте посмотрим, что предлагают разработчики обучающих игр.

: даже самый маленький научится программировать!

Классный онлайн-сервис, который рассчитан на составление обучающего плана. Он подойдет учителям, которые смогут вести уроки в сети, и родителям. Разработчики уверяют, что с игрой справятся даже двухлетние дети. Так что с Kodable ваш ребенок научится кодить раньше, чем начнет читать.

Дизайн яркий и веселый. Ребенку предстоит играть с прикольными рожицами в лабиринтах, а азы программирования будут осваиваться параллельно. Все подсказки представлены в виде картинок, а не сложных инструкций, так что поймет даже самый маленький. Эта программа станет идеальным инструментом для информатики в начальной школе. Обучение может контролироваться как учителями, так и родителями. Здесь есть показатели успеха и уровни сложности.

Программа предлагает реальный язык программирования (CoffeeScript), с помощью которого можно писать свои игры на HTML5. Здесь не требуется начальный опыт: обучение возможно с нуля. Основы информатики осваиваются в рамках своеобразной веселой бродилки, а редактор уровней позволяет самостоятельно видоизменять процесс игры.

Это действительно очень крутая штука, которая подойдет для начальной школы. Забавная обезьянка проведет учеников через ряд уровней, каждый из которых поведает о конкретной возможности в кодинге. Ребенок научится программировать и просто будет хорошо проводить время за игрой, не отвлекаясь на бесполезные консольные или ПК-игры.

3. Git Game

А как насчет системы контроля версий? Да, это игра для детей постарше, но и она не пройдет даром, ведь без VCS в программировании никуда. Все, что нужно, это выбрать игру и использовать команду для терминала:

$ git clone https://github.com/git-game/.git

$ git clone https : //github.com/git-game/.git

Более подробная инструкция для начала работы с Git Game есть на официальном сайте игры.

4. Code.org

Замечательно то, что в начале работы с сервисом можно выбрать родной язык, а не мучиться с переводчиками в попытках установить и запустить игру. Ранее мы писали о Kodable, который подходит для составления обучающей программы родителями или учителями. Здесь то же самое: есть разделы для учеников, преподавателей, а также возможность создать собственную игру.

Внизу страницы также представлен раздел «Исследуй Студию Кода», где есть множество игр, которые можно испытать самостоятельно. Интерактивное обучение на примере Flappy Bird полезное и веселое: можно задавать собственные условия и предлагать готовую игру друзьям. Ребенок научится программировать и поймет базис составления алгоритмов. Приятный бонус – сертификат, который выдается по факту завершения одного из заданий.

Увлекательная игрушка с лабиринтами Vim Adventures позволит в игровом формате изучить Vim. Множество персонажей, которые подскажут, что делать на том или ином этапе, а также дадут полезные первые навыки в работе с Vim. Эта головоломка будет усложняться с каждым пройденным этапом. Очень полезная вещь. Единственное «но» – английский язык: ребенок либо сам будет переводит реплики персонажей (хороший стимул дополнительно подтянуть английский язык), либо помогите ему разобраться, что именно от него требуется в игре.

Здесь также предстоит столкнуться с английским языком, но игра того стоит. Можно скачать на смартфон или планшет. Ключевой персонаж – маленький робот, который будет выполнять те действия, которые ему зададут в соответствии с поставленными условиями. Он переходит от пункта к пункту и зажигает в выбранных местах лампочки. Команды простые, а навыки действительно полезные.

Стоит отметить, что игра настолько увлекательная, что понравится даже взрослым, которые хотят убить время за чем-нибудь интересным. Lightbot развивает логику и способность создавать алгоритмы решения задач.

Несложная для понимания игра, с первыми уровнями которой разберутся даже дети дошкольного возраста. Текста почти нет, поэтому разобраться в заданиях будет просто. Ящики нужно перекладывать с учетом наименьшего количества ходов (правила как в ханойской башне). Уровни повыше предложат более сложные комбинации, и здесь поломают голову даже взрослые. Развивает и позволяет освоить базис программирования.

Приятный дизайн и возможность использовать на Apple-устройствах. К слову, Cargo-Bot целиком разработан на iPad.

Пожалуй, самый популярный проект, разработанный специально для детей. Ребенок быстро научится программировать, да еще и весело проведет время за расстановкой ярких алгоритмических блоков. Дизайн приятный, игровой, хотя, по сути, это и не игра даже, а полноценная обучающая кодингу среда.

Scratch охватывает широкую возрастную аудиторию, но больше придется по душе детям старше 8 лет, которым уже надоело водить обезьянок и роботов по заданным маршрутам. Здесь нет заданий для целенаправленного выполнения, но есть много интересных инструментов, которые позволят создать что-то свое буквально с нуля. К тому же, предусмотрено полное раздолье для творчества, так что фантазия будет развиваться наряду с логикой.

Создатели CodeCombat явно не лишены фантазии и чувства стиля. Во-первых, это уже довольно продвинутый уровень, который позволит неплохо освоить один из предоставленных языков (JS, Lua, CoffeScript). Во-вторых, есть как бесплатные уровни, так и те, за которые нужно платить. Казалось бы, ну кому захочется отдавать деньги за игру, если можно найти что-то бесплатное? Но вспомним аналогичные проекты для взрослых вроде JavaRush: та же система, и она работает. Подход к обучению от CodeCombat уже успел зарекомендовать себя как качественный.

В любом случае, первые 70 уровней о платном контенте можно не думать, и даже этого хватит: школьник научится программировать и откроет для себя совершенно новые горизонты в области информатики. Перед каждым заданием дается мотивация, а сама игра построена таким образом, что на шутеры и стандартные бродилки не останется ни времени, ни желания.

А вот и синтаксис, приближенный к C++. Это можно назвать классикой, которая впервые появилась в 2003 году. Вот только данная полезная разработка в то время прошла мимо большинства наших школ, так как изначально была ориентирована на англоязычную аудиторию. Графика здесь бледненькая, если сравнивать с современными играми, но пользу нельзя переоценить.

Сюжет СeeBot вращается вокруг колонизации доселе неизведанной планеты, и чтобы управлять героями, нужно кодить. На сайте заявлено «Learn , C++ and C#», и это соответствует действительности. Если хотите, чтобы ребенок освоил эти направления в программировании – СeeBot станет лучшим вариантом.

Нужно двигаться по предоставленному пазлу, с чем справятся даже учащиеся младших классов. Но куда более интересной игра будет для тех, кто уже знаком с основами алгоритмизации и понимает всю важность заданий. С одним только Robozzle ребенок не научится программировать, зато поймет, что к чему в построении алгоритмов, разовьет логическое мышление. Здесь предусмотрен поиск и создание новых заданий, что даст самое ценное на данном этапе – практику и постоянное повторение уже пройденного материала.

Суть в том, что в пустые ячейки нужно вставлять необходимые стрелочки и клавиши, благодаря которым двигающаяся по пазлу стрелка сможет правильно ориентироваться в пространстве. Головоломки можно делать как простыми, так и по-настоящему сложными, рассчитанными на тех, кто уже хорошо знаком с игрой.

Не первая, но одна из самых популярных российских игр, направленных на обучение детей. Здесь не придется задумываться о выборе родного языка и платформе (кроссплатформенность: есть версии для ПК и мобильных устройств). Также это открытое программное обеспечение.

Запускается легко, не требует каких-либо сложных регистраций, а при желании игру можно просто скачать. В ходе игры робот окрашивает поле, а графические подсказки направляют маленького пользователя на пути к освоению алгоритмов.

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, - четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, - спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя - объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, - наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир », в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу - такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot - игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot - игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

CodeCombat - это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.

12 сентября 2017 в 14:40

Опыт обучения программированию детей от 8 лет онлайн

  • Учебный процесс в IT

Почему мы перешли на онлайн-занятия

Раньше у нас был обычный компьютерный класс, дети со всего города приезжали. Когда мы работали в таком формате выявили много того, что нам не совсем нравилось.

1) Когда в одной комнате собирается даже 5-6 учеников, очень сложно поддерживать качество обучения на высоком уровне. Дети часто отвлекаются, мешают друг другу, балуются. Преподавателю приходится тратить очень много времени, чтобы успокоить и настроить учеников на работу. Это совсем не эффективно.

2) Все дети очень разные. У них разный уровень подготовки, кто-то схватывает быстро, кто-то медленно, всем нравится делать разные игры и проекты. В классе сложно обеспечить индивидуальный подход. Невозможно дать одно задание, которое подойдет сразу всем.
Поэтому мы давали всем индивидуальные задания, подготавливали материалы: видео и презентации, чтобы преподавателю было легче. Нужно подходить к каждому ученику отдельно, если не успеваешь быстро ответить на вопрос и помочь – ребенок начинает баловаться и мешать остальным.

3) Достаточно часто возникали проблемы с компьютерами. То дети воду разольют на клавиатуру, то удалят что-нибудь, сломают, ноутбуки тормозят и т.д. Сразу же начинается шум: «Ааа, у меня комп сломался!» И учитель превращается в системного администратора. Отнимает много времени и нервов.

4) Если вы думаете, что такие очные занятия учат работать детей в команде, то это не так. В силу того, что у детей разный уровень, один из команды будет делать, а остальные ковырять в носу. Программирование – интровертный процесс, нужно погрузиться в проблему, чтобы решить задачу. Развивать soft skills и программировать одновременно невозможно. Это разные виды деятельности, и развивать их нужно по отдельности. Можно учить ребят делить большой проект между собой, чтобы потом они могли части своего кода сгруппировать вместе. Но работают они над своим куском отдельно.

5) Родителям нужно привозить и забирать ребенка. И во время занятия тоже не понятно куда себя деть, не всегда успеешь съездить по делам. Многие родители сидели у нас в коридоре 2 часа, ждали пока закончится занятие.

Один из знакомых родителей, чей сын ходил в одну крупную IT-школу рассказал нам такую историю:

«Моему сыну 9 лет, он сейчас пошел в 3-й класс гимназии и параллельно занимается на IT-курсах для детей. Впечатления сложные, скорее, негативные. Там слабо следят за тем, что делают дети за компьютерами. Пока учитель читает лекцию, некоторые ребята умудряются переписать на компьютер с принесенной флэшки Counter-Strike и подначивать соседей по классу поиграть с ними. Ребенку не хватает нормального общения со сверстниками, т.к. нужно завязывать новые отношения. Он тянется к ребятам, прогибается под них и не всегда, к сожалению, ищет общения с примерными одноклассниками. Так и там получилось. Например, один раз его сосед открыл во время лекции на своем компьютере google images и стал искать там фотографии, простите, говна. А мой сын громко смеялся над этими фотографиями, за что его в конце концов и наказали двойкой, настоящего зачинщика при этом не обнаружив. Кроме того, в отличие от гимназии, где ребята в основном хорошие и круг общения в основном складывается из сверстников, на курсах контингент очень разнообразный, и по возрасту, и по воспитанию. В результате общения с разными ребятами у сына на телефоне появляются такие приложения, за которые должно быть стыдно, и которые приходится вычищать, объясняя, почему это гадость. Мы обращались в учебный отдел, нам ответили, мол, учитель физически не может ни видеть, что на каждом экране, ни блокировать компьютеры. Ещё один момент был: если сын что-то где-то не успевал, он стеснялся сразу уточнить задание или попросить помощи у учителя, а потом было уже слишком поздно. Ему явно больше подойдет индивидуальное обучение».

Переход на онлайн

Все эти проблемы крутились в голове. А однажды к нам подошел папа одной из учениц и спросил: «А вы проводите занятия по скайпу? Ребенок уезжает к бабушке в деревню: свежий воздух все дела, но нагрузки на мозги никакой».

Собственно, так постепенно мы и начали пробовать и проводить занятия по скайпу. И нам очень понравилось. Полностью отказались от обычных очных занятий.

Какие плюсы мы выявили:

  • Преподаватель выдает индивидуальное задание, подбирая по желанию и способностям. Ребенок занимается в своем темпе, ни на кого не отвлекается.
  • Все занятие преподаватель видит экран ученика, может сразу же ему подсказать, помочь.
  • Никаких проблем с дисциплиной. Ребенок чувствует, что за ним все время наблюдают, поэтому стесняется даже лишний раз переключиться на «левую» вкладку в браузере.
  • Ребенок может петь себе под нос, бубнить, рассуждать, и никто не будет смеяться или «затыкать» его.
  • Ребенку не надо стесняться. Он может легко спросить обо всем. Может попросить дать задание посложнее или легче, или на другую тему. Сам выбирать чем заниматься именно сегодня.
  • Родителям не нужно никуда ездить, посадил дома за компьютером и все. Если хочешь, можешь посидеть рядом и понаблюдать, как проходит занятие.
  • Можно заниматься из любой точки мира и не прерывать занятия: на отдыхе с родителями, переехали в другую страну, у бабушки на даче. В общем, везде, где есть интернет.
  • Или наоборот, можно закончить и возобновить занятия в любой момент. Ведь ребенок занимается по своей программе, и ему не придется ничего «нагонять».
Конечно же, не все дети смогут учиться в таком формате. Тут не побалдеешь. Нужно 2 часа работать. Но более спокойные, усидчивые ребята – в восторге. Они радуются, когда создают свои игры и программы.

Онлайн занятия ведем больше года, учится уже больше 100 учеников по всему миру.
Мы учим ребят программировать на Scratch, Python и JavaScript. Плюс есть занятия по Photoshop, 3D-моделированию и информационной безопасности.

Иногда прямо сами завидуем, что у нас в детстве такого не было. Например, у нас есть ученик мальчик Эрол, уже в 12 лет копается в клиент-серверных приложениях, сокетах. Хотя начинал со Scratch, потом перешел быстро на Python. Если бы он занимался в классе, то не достиг и не попробовал бы и половины из этого. А так тренер видит и чувствует, что Эрол быстро схватывает, очень усердный, ему самому нравится копаться, и дает все сложнее и сложнее задания.

Если сейчас формат онлайн-занятий еще для многих в новинку, то через лет 5, я уверена, это будет нормой.

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, - четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, - спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя - объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, - наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир », в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу - такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot - игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot - игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

CodeCombat - это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.



Загрузка...