sonyps4.ru

Как запустить люникс. Как попробовать линукс не устанавливая на компьютер

Стандарты жизненного цикла ПО

Стандарт ГОСТ 34 .601-90

Итерационная модель

Альтернативой последовательной модели является так называемая модель итеративной и инкрементальной разработки (англ. iterative and incremental development, IID ), получившей также от Т. Гилба в 70-е гг. название эволюционной модели . Также эту модель называют итеративной моделью и инкрементальной моделью .

Модель IID предполагает разбиение жизненного цикла проекта на последовательность итераций, каждая из которых напоминает «мини-проект», включая все процессы разработки в применении к созданию меньших фрагментов функциональности, по сравнению с проектом в целом. Цель каждой итерации - получение работающей версии программной системы, включающей функциональность, определённую интегрированным содержанием всех предыдущих и текущей итерации. Результат финальной итерации содержит всю требуемую функциональность продукта. Таким образом, с завершением каждой итерации продукт получает приращение - инкремент - к его возможностям, которые, следовательно, развиваются эволюционно . Итеративность, инкрементальность и эволюционность в данном случае есть выражение одного и то же смысла разными словами со слегка разных точек зрения .

По выражению Т. Гилба, «эволюция - прием, предназначенный для создания видимости стабильности. Шансы успешного создания сложной системы будут максимальными, если она реализуется в серии небольших шагов и если каждый шаг заключает в себе четко определённый успех, а также возможность «отката» к предыдущему успешному этапу в случае неудачи. Перед тем, как пустить в дело все ресурсы, предназначенные для создания системы, разработчик имеет возможность получать из реального мира сигналы обратной связи и исправлять возможные ошибки в проекте» .

Подход IID имеет и свои отрицательные стороны, которые, по сути, - обратная сторона достоинств. Во-первых, целостное понимание возможностей и ограничений проекта очень долгое время отсутствует. Во-вторых, при итерациях приходится отбрасывать часть сделанной ранее работы. В-третьих, добросовестность специалистов при выполнении работ всё же снижается, что психологически объяснимо, ведь над ними постоянно довлеет ощущение, что «всё равно всё можно будет переделать и улучшить позже» .

Различные варианты итерационного подхода реализованы в большинстве современных методологий разработки (RUP , MSF , ).

Спиральная модель

Каждая итерация соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на ней уточняются цели и характеристики проекта, оценивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации.

На каждой итерации оцениваются:

  • риск превышения сроков и стоимости проекта;
  • необходимость выполнения ещё одной итерации;
  • степень полноты и точности понимания требований к системе;
  • целесообразность прекращения проекта.

Важно понимать, что спиральная модель является не альтернативой эволюционной модели (модели IID), а специально проработанным вариантом. К сожалению, нередко спиральную модель либо ошибочно используют как синоним эволюционной модели вообще, либо (не менее ошибочно) упоминают как совершенно самостоятельную модель наряду с IID .

Отличительной особенностью спиральной модели является специальное внимание, уделяемое рискам, влияющим на организацию жизненного цикла, и контрольным точкам. Боэм формулирует 10 наиболее распространённых (по приоритетам) рисков:

  1. Дефицит специалистов.
  2. Нереалистичные сроки и бюджет.
  3. Реализация несоответствующей функциональности.
  4. Разработка неправильного пользовательского интерфейса.
  5. Перфекционизм, ненужная оптимизация и оттачивание деталей.
  6. Непрекращающийся поток изменений.
  7. Нехватка информации о внешних компонентах, определяющих окружение системы или вовлеченных в интеграцию.
  8. Недостатки в работах, выполняемых внешними (по отношению к проекту) ресурсами.
  9. Недостаточная производительность получаемой системы.
  10. Разрыв в квалификации специалистов разных областей.

В сегодняшней спиральной модели определён следующий общий набор контрольных точек :

  1. Concept of Operations (COO) - концепция (использования) системы;
  2. Life Cycle Objectives (LCO) - цели и содержание жизненного цикла;
  3. Life Cycle Architecture (LCA) - архитектура жизненного цикла; здесь же возможно говорить о готовности концептуальной архитектуры целевой программной системы;
  4. Initial Operational Capability (IOC) - первая версия создаваемого продукта, пригодная для опытной эксплуатации;
  5. Final Operational Capability (FOC) –- готовый продукт, развернутый (установленный и настроенный) для реальной эксплуатации.

Методологии разработки ПО

  • Microsoft Solutions Framework (MSF). Включает 4 фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация, предполагает использование объектно-ориентированного моделирования.
  • Экстремальное программирование (англ. Extreme Programming, XP ). В основе методологии командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС. Разработка ведется с использованием последовательно дорабатываемых прототипов.
  • ЕСПД - комплекс государственных стандартов Российской Федерации, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации.

Литература

  • Братищенко В.В. Проектирование информационных систем. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - 84 с.
  • Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М .: Финансы и статистика, 2000.
  • Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. - М .: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2005.
  • Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. - М .: Финансы и статистика, 2000. - 240 с.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жизненный цикл программного обеспечения" в других словарях:

    Период разработки и эксплуатации программного обеспечения, в котором обычно выделяют этапы: 1 возникновение и исследование идеи; 2 анализ требований и проектирование; 3 программирование; 4 тестирование и отладка; 5 ввод программы в действие; 6… … Финансовый словарь

    жизненный цикл программного обеспечения - … Справочник технического переводчика

    жизненный цикл программного обеспечения - 3.7 жизненный цикл программного обеспечения; жизненный цикл ПО (software lifecycle): Последовательность следующих друг за другом процессов создания и использования программного обеспечения программируемой связанной с безопасностью здания или… …

    жизненный цикл программного обеспечения - Последовательность следующих друг за другом процессов создания и использования программного обеспечения, происходящих в течение интервала времени, который начинается с разработки общей концепции программного обеспечения и заканчивается когда… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Цикл программного обеспечения жизненный - Жизненный цикл программного обеспечения (software lifecycle): период времени, включающий в себя стадии: разработки требований к программному обеспечению, разработки программного обеспечения, кодирования, тестирования, интеграции, установки, а… … Официальная терминология

    жизненный цикл - 4.16 жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукта, услуги, проекта или других изготовленных человеком объектов, начиная со стадии разработки концепции и заканчивая прекращением применения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Это процесс ее построения и развития. Жизненный цикл информационной системы период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из… … Википедия

    Жизненный цикл информационной системы это процесс ее построения и развития. Жизненный цикл информационной системы период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в… … Википедия, О. В. Казарин. В книге рассмотрены теоретические и прикладные аспекты проблемы зашиты программного обеспечения от различного рода злоумышленных действий. Особое внимание уделено моделям и методам создания…


Лекция 2.

Понятие жизненного цикла и модели жизненного цикла. Каскадная модель ЖЦ. Поэтапная модель с промежуточным контролем. Спиральная модель ЖЦ . Процессы ЖЦ ПО . Rapid Application Development(RAD). Extreme Programming (XP). Rational Unified Process (RUP). Microsoft Solution Framework (MSF). Custom Development Method (методика Oracle).

2.1. Понятие жизненного цикла и модели жизненного цикла

Жизненный цикл ИС – период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ИС и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации. ЖЦ ИС можно представить как ряд событий, происходя­щих с системой в процессе ее создания и использования.

Под моделью жизненного цикла понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования. (слайд 2) .

Модель ЖЦ ПО включает в себя (слайд 3) :стадии, результаты выполнения работ на каждой стадии, ключевые события - точки завершения работ и принятия решений.

Под стади­ей понимается часть процесса создания ПО, ограниченная опре­деленными временными рамками и заканчивающаяся выпуском конкретного продукта (моделей, программных компонентов, до­кументации), определяемого заданными для данной стадии тре­бованиями.

Крайним случаем модели ЖЦ можно считать так называемую модель «черного ящика» (black box) или «code and fix» (кодиро­вание и исправление), что фактически означает отсутствие ка­кой-либо модели. В этом случае выделить какие-либо рациональные стадии в процессе разработки ПО не представля­ется возможным, поскольку отсутствует планирование и органи­зации работ.

В настоящее время известны и используются следующие модели жизненного цикла:

    Каскадная модель (характерна для периода 1970-1980 гг.);

    Поэтапная модель с промежуточным контролем (характерна для периода 1980-1985 гг.);

    Спиральная модель (характерна для периода после 1986 г.)

2.2. Каскадная модель жц

В1970 г. эксперт в области ПО Уинстон Ройс опубликовал по­лучившую широкую известность статью, в которой он излагал свое мнение о методике, которая позднее получила название «модель водопада» (waterfall model), или «каскадная модель» (слайд 4) .

Впосле­дствии эта модель была регламентирована множеством норма­тивных документов, в частности, широко известным стандартом Министерства обороны США Dod-STD-2167A и российскими стандартами серии ГОСТ 34.

Каскадная модель предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе.

Принципиальными свойствами так называемой «чистой» каскадной модели являются следующие:

    Фиксация требований к системе до ее сдачи заказчику;

    Последовательное выполнение этапов.

    Переход на очередную стадию проекта только после того, как будет полностью завершена работа на текущей стадии, без возвратов на пройденные стадии.

    Отсутствие временного перекрытия этапов

    Отсутствие возврата к предыдущим этапам

    Наличие результата только в конце разработки.

Преимущества применения каскадной модели заключаются в следующем:

    на каждой стадии формируется законченный набор проект­ной документации, отвечающий критериям полноты и сог­ласованности;

    выполняемые в логичной последовательности стадии работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и со­ответствующие затраты.

Основ­ным недостатком этого подхода является то, что реальный процесс созда­ния системы никогда полностью не укладывается в такую жесткую схему, постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений.

Другими недостатками каскадного подхода являются:

    позднее обнаружение проблем. Выявление и устранение ошибок производится только на стадии тестирования, которая может растянуться во времени или вообще никогда не завершиться.

    выход из календарного графика, запаздывание с получени­ем результатов;

    избыточное количество документации;

    невозможность разбить систему на части (весь продукт раз­рабатывается за один раз);

    высокий риск создания системы, не удовлетворяющей из­менившимся потребностям пользователей.

Исторически – это первая модель ЖЦ ИС. Применялась для достаточно простых ИС, когда каждое приложение представляло собой единый, функционально и информационно независимый блок. Сейчас каскадная модель может использоваться при создании ПО, для которого в самом начале разработку можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем, чтобы предоста­вить разработчикам свободу реализовать их технически как мож­но лучше.

Аннотация.

Введение.

1. Жизненный цикл ПО

Введение.

Шаги процесса программирования по Райли

Введение.

1.1.1. Постановка задачи.

1.1.2. Проектирование решения.

1.1.3. Кодирование алгоритма.

1.1.4. Сопровождение программы.

1.1.5. Программная документация.

Вывод к п. 1.1

1.2. Определение ЖЦПО по Леману.

Введение.

1.2.1 Определение системы.

1.2.2. Реализация.

1.2.3. Обслуживание.

Вывод к п. 1.2.

1.3. Фазы и работы ЖЦПО по Боэму

1.3.1. Каскадная модель.

1.3.2. Экономическое обоснование каскадной модели.

1.3.3. Усовершенствование каскадной модели.

1.3.4. Определение фаз жизненного цикла.

1.3.5. Основные работы над проектом.

Литература.


Введение

Промышленное применение компьютеров и растущий спрос на программы поставили актуальные задачи существенного повышения производительности разработки ПО , разработки индустриальных методов планирования и проектирования программ, переноса организационно-технических, технико-экономических и социально-психологических приемов, закономерностей и методов из сферы материального производства в сферу применения компьютеров. Комплексный подход к процессам разработки, эксплуатации и сопровождения ПО выдвинул ряд насущных проблем, решение которых исключит «узкие места» в проектировании программ, уменьшит сроки завершения работ, улучшит выбор и адаптацию существующих программ, а может быть и определит судьбу систем со встроенными ЭВМ.

В практике разработок больших программных проектов зачастую отсутствует единый подход к оцениванию затрат труда, сроков проведения работ и материальных затрат, что сдерживает повышение производительности разработки ПО, а в конечном счете – эффективное управление жизненным циклом ПО. Поскольку программа любого типа становится изделием (кроме, может быть, учебных, макетных программ), подход к ее изготовлению во многом должен быть аналогичен подходу к производству промышленной продукции, и вопросы проектирования программ становятся чрезвычайно важными. Эта идея лежит в основе книги Б.У. Боэма «Инженерное проектирование программного обеспечения», которую мы использовали при написании данной курсовой работы. В этой книге под проектированием ПО понимается процесс создания проекта программного изделия.


1 Жизненный цикл ПО

ВВЕДЕНИЕ

ЖЦПО – это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

Существует несколько подходов при определении фаз и работ жизненного цикла программного обеспечения (ЖЦПО), шагов процесса программирования, каскадная и спиральная модели. Но все они содержат общие основополагающие компоненты: постановка задачи, проектирование решения, реализация, обслуживание.

Наиболее известной и полной, пожалуй, является структура ЖЦПО по Боэму, включающая восемь фаз. Она и будет представлена в дальнейшем наиболее подробно.

Одним из возможных вариантов может послужить описание верхнего уровня по Леману, включающее три основные фазы и представляющее описание ЖЦПО в самом общем случае.

И, для разнообразия, – приведем шаги процесса программирования, представленные Д.Райли в книге «Использование языка Модула-2». Это представление, по-моему, является весьма простым и привычным, с него и начнём.

1.1 Шаги процесса программирования по Райли

Процесс программирования включает четыре шага (рис. 1):

постановка задачи, т.е. получение адекватного представления о том, какую задачу должна выполнить программа;

проектирование решения уже поставленной задачи (в общем, такое решение является менее формальным, чем окончательная программа);

кодирование программы, т. е. перевод спроектированного решения в программу, которая может быть выполнена на машине;

сопровождение программы, т.е. непрекращающийся процесс устранения в программе неполадок и добавления новых возможностей.

Рис. 1.Четыре шага программирования.

Программирование начинается с того момента, когда пользователь , т.е. тот, кто нуждается в программе для решения задачи, излагает проблему системному аналитику. Пользователь и системный аналитик совместно определяют постановку задачи. Последняя затем передается алгоритмисту , который отвечает за проектирование решения. Решение (или алгоритм) представляет последовательность операций, выполнение которых приводит к решению задачи. Поскольку алгоритм часто не приспособлен к выполнению на машине, его следует перевести в машинную программу. Эта операция выполняется кодировщиком. За последующие изменения в программе несет ответственность сопровождающийпрограммист. И системный аналитик, и алгоритмист, и кодировщик, и сопровождающий программист – все они являются программистами.

В случае большого программного проекта число пользователей, системных аналитиков и алгоритмистов может оказаться значительным. Кроме того, может возникнуть необходимость вернуться к предшествующим шагам в силу непредвиденных обстоятельств. Все это служит дополнительным аргументом в пользу тщательного проектирования программного обеспечения: результаты каждого шага должны быть полными, точными и понятными.

1.1.1 Постановка задачи

Одним из наиболее важных шагов программирования является постановка задачи. Она выполняет функции контракта между пользователем и программистом (программистами). Как и юридически плохо составленный контракт, плохая постановка задачи бесполезна. При хорошей постановке задачи как пользователь, так и программист ясно и недвусмысленно представляют задачу, которую необходимо выполнить, т.е. в этом случае учитываются интересы как пользователя, так и программиста. Пользователь может планировать использование еще несозданного программного обеспечения, опираясь на знание того, что оно может. Хорошая постановка задачи служит основой для формирования ее решения.

Постановка задачи (спецификация программы ); по существу, означает точное, полное и понятное описание того, что происходит при выполнении конкретной программы. Пользователь обычно смотрит на компьютер, как на черный ящик: для него неважно, как работает компьютер, а важно, что может компьютер из того, что интересует пользователя. При этом основное внимание фокусируется на взаимодействии человека с машиной.

Характеристики Хорошей Постановки Задачи:

Точность , т.е. исключение любой неоднозначности. Не должно возникать вопросов относительно того, каким будет вывод программы при каждом конкретном вводе.

Полнота , т.е. рассмотрение всех вариантов для заданного ввода, включая ошибочный или непредусмотренный ввод, и определение соответствующего вывода.

Ясность , т.е. она должна быть понятной и пользователю и системному аналитику, поскольку постановка задачи – это единственный контракт между ними.

Часто требование точности, полноты и ясности находятся в противоречии. Так, многие юридические документы трудно понять, потому что они написаны на формальном языке, который позволяет предельно точно сформулировать те или иные положения, исключая любые самые незначительные разночтения. Например, некоторые вопросы в экзаменационных билетах иногда сформулированы настолько точно, что студент тратит больше времени на то, чтобы понять вопрос, чем на то чтобы на него ответить. Более того, студент вообще может не уловить основной смысл вопроса из-за большого количества деталей. Наилучшая постановка задачи та, при которой достигается баланс всех трех требований.

Стандартная форма постановки задачи.

Рассмотрим следующую постановку задачи: «Ввести три числа и вывести числа в порядке».

Такая постановка не удовлетворяет приведенным выше требованиям: она не является ни точной, ни полной, ни понятной. Действительно, должны ли числа вводиться по одному на строке или все числа на одной строке? Означает ли выражение «в порядке» упорядочение от большего к меньшему, от меньшего к большему или тот же порядок, в каком они были введены.

Очевидно, что подобная постановка не отвечает на множество вопросов. Если же учесть ответы на все вопросы, то постановка задачи станет многословной и трудной для восприятия. Поэтому Д. Райли предлагает для постановки задачи пользоваться стандартной формой, которая обеспечивает максимальную точность, полноту, ясность и включает:

наименование задачи (схематическое определение);

общее описание (краткое изложение задачи);

ошибки (явно перечислены необычные варианты ввода, чтобы показать пользователям и программистам те действия, которые предпримет машина в подобных ситуациях);

пример (хороший пример может передать сущность задачи, а также проиллюстрировать различные случаи).

Пример. Постановка задачи в стандартной форме.

НАЗВАНИЕ

Сортировка трех целых чисел.

ОПИСАНИЕ

Ввод и вывод трех целых чисел, отсортированных от меньшего числа к большему.

Вводятся три целых числа по одному числу на строке. При этом целым числом является одна или несколько последовательных десятичных цифр, которым может предшествовать знак плюс «+» или знак минус «–».

Выводятся три введенных целых числа, причем все три выводятся на одной строке. Смежные числа разделяются пробелом. Числа выводятся от меньшего к большему, слева направо.

1) Если введено менее трех чисел, программа ждет дополнительного ввода.

Здравствуйте, уважаемые хабровчане! Думаю будет кому-то интересно вспомнить какие модели разработки, внедрения и использования программного обеспечения существовали ранее, какие модели в основном используются сейчас, зачем и что это собственно такое. В этом и будет заключаться моя небольшая тема.

Собственно, что же такое жизненный цикл программного обеспечения - ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и дальнейшего использования. Говоря другими словами, это время от начального момента создания какого либо программного продукта, до конца его разработки и внедрения. Жизненный цикл программного обеспечения можно представить в виде моделей.

Модель жизненного цикла программного обеспечения - структура, содержащая процессы действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, использования и сопровождения программного продукта.
Эти модели можно разделить на 3 основных группы:

  1. Инженерный подход
  2. С учетом специфики задачи
  3. Современные технологии быстрой разработки
Теперь рассмотрим непосредственно существующие модели (подклассы) и оценим их преимущества и недостатки.

Модель кодирования и устранения ошибок

Совершенно простая модель, характерная для студентов ВУЗов. Именно по этой модели большинство студентов разрабатывают, ну скажем лабораторные работы.
Данная модель имеет следующий алгоритм:
  1. Постановка задачи
  2. Выполнение
  3. Проверка результата
  4. При необходимости переход к первому пункту
Модель также ужасно устаревшая. Характерна для 1960-1970 гг., по-этому преимуществ перед следующими моделями в нашем обзоре практически не имеет, а недостатки на лицо. Относится к первой группе моделей.

Каскадная модель жизненного цикла программного обеспечения (водопад)

Алгоритм данного метода, который я привожу на схеме, имеет ряд преимуществ перед алгоритмом предыдущей модели, но также имеет и ряд весомых недостатков.

Преимущества:

  • Последовательное выполнение этапов проекта в строгом фиксированном порядке
  • Позволяет оценивать качество продукта на каждом этапе
Недостатки:
  • Отсутствие обратных связей между этапами
  • Не соответствует реальным условиям разработки программного продукта
Относится к первой группе моделей.

Каскадная модель с промежуточным контролем (водоворот)

Данная модель является почти эквивалентной по алгоритму предыдущей модели, однако при этом имеет обратные связи с каждым этапом жизненного цикла, при этом порождает очень весомый недостаток: 10-ти кратное увеличение затрат на разработку . Относится к первой группе моделей.

V модель (разработка через тестирование)

Данная модель имеет более приближенный к современным методам алгоритм, однако все еще имеет ряд недостатков. Является одной из основных практик экстремального программирования.

Модель на основе разработки прототипа

Данная модель основывается на разработки прототипов и прототипирования продукта.
Прототипирование используется на ранних стадиях жизненного цикла программного обеспечения:
  1. Прояснить не ясные требования (прототип UI)
  2. Выбрать одно из ряда концептуальных решений (реализация сцинариев)
  3. Проанализировать осуществимость проекта
Классификация протопипов:
  1. Горизонтальные и вертикальные
  2. Одноразовые и эволюционные
  3. бумажные и раскадровки
Горизонтальные прототипы - моделирует исключительно UI не затрагивая логику обработки и базу данных.
Вертикальные прототипы - проверка архитектурных решений.
Одноразовые прототипы - для быстрой разработки.
Эволюционные прототипы - первое приближение эволюционной системы.

Модель принадлежит второй группе.

Спиральная модель жизненного цикла программного обеспечения

Спиральная модель представляет собой процесс разработки программного обеспечения, сочетающий в себе как проектирование, так и постадийное прототипирование с целью сочетания преимуществ восходящей и нисходящей концепции.

Преимущества:

  • Быстрое получение результата
  • Повышение конкурентоспособности
  • Изменяющиеся требования - не проблема
Недостатки:
  • Отсутствие регламентации стадий
Третьей группе принадлежат такие модели как экстремальное программирование (XP), SCRUM , инкриментальная модель (RUP), но о них я бы хотел рассказать в отдельном топике.

Большое спасибо за внимание!

модели жизненного цикла ПО , которые тяжело использовать при организации конкретного проекта.

В рамках специфических моделей жизненного цикла , которые предписывают правила организации разработки ПО в рамках данной отрасли или организации, определяются более конкретные процессы разработки . Отличаются они от стандартов, прежде всего, большей детальностью и четким описанием связей между отдельными видами деятельности , определением потоков данных (документов и артефактов) в ходе жизненного цикла . Таких моделей довольно много, ведь фактически каждый раз, когда некоторая организация определяет собственный процесс разработки , в качестве основы этого процесса разрабатывается некоторая модель жизненного цикла ПО . В рамках данной лекции мы рассмотрим лишь несколько моделей. К сожалению, очень тяжело выбрать критерии, по которым можно было бы дать хоть сколько-нибудь полезную классификацию известных моделей жизненного цикла .

Наиболее широко известной и применяемой долгое время оставалась так называемая каскадная или водопадная (waterfall) модель жизненного цикла , которая, как считается, была впервые четко сформулирована в работе и впоследствии запечатлена в стандартах министерства обороны США в 70-80-х годах XX века. Эта модель предполагает последовательное выполнение различных видов деятельности , начиная с выработки требований и заканчивая сопровождением, с четким определением границ между этапами, на которых набор документов, созданный на предыдущей стадии, передается в качестве входных данных для следующей. Таким образом, каждый вид деятельности выполняется на какой-то одной фазе жизненного цикла . Предлагаемая в статье последовательность шагов разработки показана на рис. 2.2 . "Классическая" каскадная модель предполагает только движение вперед по этой схеме: все необходимое для проведения очередной деятельности должно быть подготовлено в ходе предшествующих работ .

Однако, если внимательно прочитать статью , оказывается, что она не предписывает следование именно этому порядку работ , а, скорее, представляет модель итеративного процесса (см. рис.2.3) - в ее последовательном виде эта модель закрепилась, по -видимому, в представлении чиновников из министерств и управленцев компаний, работающих с этими министерствами по контрактам. При реальной работе в соответствии с моделью, допускающей движение только в одну сторону, обычно возникают проблемы при обнаружении недоработок и ошибок, сделанных на ранних этапах. Но еще более тяжело иметь дело с изменениями окружения, в котором разрабатывается ПО (это могут быть изменения требований, смена подрядчиков, изменения политик разрабатывающей или эксплуатирующей организации, изменения отраслевых стандартов, появление конкурирующих продуктов и пр.).

Работать в соответствии с этой моделью можно, только если удается предвидеть заранее возможные перипетии хода проекта и тщательно собирать и интегрировать информацию на первых этапах, с тем чтобы впоследствии можно было пользоваться их результатами без оглядки на возможные изменения.

Среди разработчиков и исследователей, имевших дело с разработкой сложного ПО , практически с самого зарождения индустрии производства программ (см., например, ) большую популярность имели модели эволюционных или итеративных процессов, поскольку они обладают большей гибкостью и способностью работать в меняющемся окружении.

Итеративные или инкрементальные модели (известно несколько таких моделей) предполагают разбиение создаваемой системы на набор кусков, которые разрабатываются с помощью нескольких последовательных проходов всех работ или их части.

На первой итерации разрабатывается кусок системы, не зависящий от других. При этом большая часть или даже полный цикл работ проходится на нем, затем оцениваются результаты и на следующей итерации либо первый кусок переделывается, либо разрабатывается следующий, который может зависеть от первого, либо как-то совмещается доработка первого куска с добавлением новых функций. В результате на каждой итерации можно анализировать промежуточные результаты работ и реакцию на них всех заинтересованных лиц, включая пользователей, и вносить корректирующие изменения на следующих итерациях. Каждая итерация может содержать полный набор видов деятельности - от анализа требований до ввода в эксплуатацию очередной части ПО .

Каскадная модель с возможностью возвращения на предшествующий шаг при необходимости пересмотреть его результаты, становится итеративной .

Итеративный процесс предполагает, что разные виды деятельности не привязаны намертво к определенным этапам разработки, а выполняются по мере необходимости, иногда повторяются, до тех пор, пока не будет получен нужный результат.

Вместе с гибкостью и возможностью быстро реагировать на изменения, итеративные модели привносят дополнительные сложности в управление проектом и отслеживание его хода. При использовании итеративного подхода значительно сложнее становится адекватно оценить текущее состояние проекта и спланировать долгосрочное развитие событий, а также предсказать сроки и ресурсы, необходимые для обеспечения определенного качества результата.

Развитием идеи итераций является



Загрузка...