sonyps4.ru

Как сочинить мелодию. Как написать мелодию

Музыканты – натуры эмоциональные, творческие, деятельные. И каждому исполнителю, будь то даже начинающий пианист или прошедший курсы игры на синтезаторе , хоть раз приходила в голову мысль самостоятельно написать мелодию. Когда создаёшь собственное произведение – музыку к песне, партию для симфонического концерта, грустный блюз или зажигательную боссанову, испытываешь особенную, ни с чем не сравнимую радость созидания. Примерить на себя роль композитора может любой человек, знающий ноты и владеющий инструментом хотя бы на базовом уровне. Кто знает, вдруг у вас к этому талант?

Как сочинить мелодию на фортепиано?

Хотите узнать, как написать песню на фортепиано? Вот несколько советов для начинающих композиторов от преподавателей нашей музыкальной студии :

  1. Определитесь со звуковым «настроением» мелодии и выберите тональность. Для первой пробы лучше брать простые, хорошо известные тональности – ля-минор или до-мажор. Настроены сочинить песню жизнеутверждающую, весёлую – обратитесь к мажорным тонам, хотите внести в композицию атмосферу грустной лирики - играйте в миноре.
  2. Придумайте ритм будущей песни. Простучите его по поверхности стола или прохлопайте в ладоши. Запишите удачные варианты ритма на диктофон, чтобы не забыть их.
  3. Подберите на клавиатуре ноты, по которым будет «гулять» ваш мотив. На этом этапе вам, возможно, захочется изменить количество нот в мотиве и подкорректировать ритм – делайте, как подсказывает внутреннее чутьё.
  4. Начинайте на основе мотивов составлять мелодию. Попробуйте начать с элементарной музыкальной формы – периода (квадрата).
    • Изберите подходящий метод развития мелодического рисунка, один из самых простых способов – секвенция. Она представляет собой проигрывание одного музыкального отрывка от разных нот. Различают секвенции восходящие (с повышающимся звуком) и нисходящие (с понижающимся). Вы отдаёте предпочтение той, которая гармоничнее вписывается в ваш замысел.
    • Строим три стороны «квадрата» из секвенций (т. е. основной мотив три раза повторяется от разных нот). Четвёртая сторона – заключительный оборот, который именуется каденцией. Каденция по длительности должна совпадать с мотивом секвенции и возвращать слушателя к отправной точке – началу первой секвенции.

Готово – вы самостоятельно подготовили небольшой фрагмент для фортепиано. Постарайтесь хорошо научиться сочинять простые «квадратные» мелодии – экспериментируйте с разными нотами, тональностями, восходящими и нисходящими направлениями. Они станут неплохой основой для дальнейших шагов в деле создания музыки.

Мелодия песни

Авторы часто слышат от музыкальных издателей, звукозаписывающих компаний и других профессионалов индустрии, что «мелодия недостаточно цепляет», «мелодия не очень запоминающаяся», «в песне нет настоящего хука», но от них редко можно услышать советы, как сделать ее более цепляющей, запоминающейся и усилить хук. (Хук – самая запоминающаяся и цепляющая часть песни, как правило – припев. Для того чтобы песня попала в плэйлисты радиостанций, необходимое для нее условие – наличие хорошего хука). Существуют определенные техники, узнав о которых вы сможете улучшать мелодии ваших песен, делать их более запоминающимися и при этом выражающими чувства, которые вы хотите передать слушателю.

Написание мелодий а-капелла

А-капелла – значит без инструментального аккомпанемента. Вы пишете а-капелла, если вы придумываете мелодии в голове, не используя для этого каких-либо музыкальных инструментов. Для многих известных авторов такой способ написания является наиболее эффективным. Наверняка, это будет приятно слышать авторам, которые не умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте. Все, что вам будет нужно, если вы пишите а-капелла, - это ваш голос и диктофон, чтобы зафиксировать мелодию. Когда встанет вопрос об аккордах песни, вы сможете напеть мелодию музыканту, или поставить ему вашу запись.

Помните, что:
умение превосходно играть на музыкальном инструменте не является необходимым для сочинения мелодий будущих хитов;
умение считывать ноты с листа не обязательно для написания отличных песен (вы просто должны быть способны слышать мелодию у себя в голове и находить способ выразить ее);
незнание теории музыки не является препятствием для сочинения успешных песен.

Пишите проще

Не забывайте, что ваша задача как автора – донести ваши чувства до сердца другого человека с помощью слов и музыки. Когда пишется мелодия, язык, который нам доступен для этого, состоит из нот, ритма, и аккордов, но не из слов, образов или рифм.

Многие начинающие авторы делают процесс написания мелодии более сложным, чем он должен быть. Они совершают ошибку и пишут сложные мелодии, которые певцу запомнить очень тяжело. Обычный слушатель не запомнит слишком длинную или запутанную мелодию.

Слушателю проще запомнить и потом напевать любую мелодию, которая может сопровождать простую фразу «Я тебя люблю», чем любую мелодию, которая соответствует второй фразе.
Если ваша мелодия не находит отклика у вашей аудитории, значит задача такой мелодии не выполнена. Слушатели предпочтут мелодию, которую легко напеть, и у такой мелодии будет эмоциональная отдача с их стороны. Поэтому пишите простые мелодии, если вы хотите, чтобы песня стала популярна среди самого большого круга слушателей.

Место названия в мелодии

После первого прослушивания мелодии, у слушателя в идеале не должно быть сомнений в какой части песни звучит ее название. Та часть мелодии, в которой звучит название, должна каким-то образом ограничить себя от остальной песни. Это может быть достигнуто с помощью использования некоторых техник, или их сочетания:

Изменение диапазона (название может быть пропето с использованием более высоких или низких нот, чем те, которые звучат в остальной части мелодии);
Изменение ритма (ритм, который отличается от ритма остальной мелодии, может выгодно подчеркнуть название песни);
Вставка пауз (название может быть выделено на фоне остальной мелодии, если вставить короткую паузу непосредственно перед мелодической фразой, содержащей мелодию).

Сочетание мелодии и слов

Хорошая песня написана таким образом, что мелодия естественно сочетается со словами, и наоборот. У радостной, счастливой мелодии песни должны быть слова, которые несут приятный, позитивный посыл. Если слова песни выражают грусть, они должны сопровождаться нотами, аккордами и музыкальными фразами, выражающими сходные чувства. Обычно минорные аккорды соответствуют чувству грусти, а мажорные – чувству радости.

Чтобы убедиться, что слова и мелодия соответствуют друг другу, полезно записать на диктофон мелодию без слов. Можете записать как инструментальный вариант мелодии, либо напеть а-капелла, используя любые бессмысленные слоги типа «ла-ла» или «та-ра-рам». После этого, слушая мелодию, вы сможете ответить себе на вопрос, какие чувства она выражает. Если ваш текст не соответствует этим чувствам, нужно его переписать, или переписать мелодию.

Несмотря на то, что и слова и музыка песни могут быть несколько раз переписаны и изменены, финальный вариант песни должен звучать так, чтобы любой слушатель не смог бы представить вашу мелодию с другими словами, или слова с другой мелодией.

Мелодия песни. Контрольный список вопросов

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишете. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что мелодия песни отвечает этим пунктам:

Мелодию легко запомнить и спеть.
Мелодия не слишком сложна и не слишком «многословна».
Без текста ясно, где должно петься название песни.
Ритмические и мелодические фразы повторяются достаточно часто.
Мелодия и слова хорошо друг другу подходят.
Ритмический размер различаются в куплете, припеве и бридже.
У мелодии не слишком большой диапазон, и большинство певцов могут ее пропеть.
Мелодические фразы короткие и запоминающиеся.
Мелодия содержит «сюрприз» - свежую, неожиданную ноту или аккорд.
У слушателя не возникает сомнения, где припев, а где – куплет.
Мелодию хочется слушать и без слов.

Как придумать мелодию? Есть много разных способов – от чисто интуитивных до вполне сознательных. Например, иногда мелодия рождается в процессе импровизации, а иногда создание мелодии превращается в процесс интеллектуальный.

Попробуйте зашифровать в мелодии дату рождения, имя любимой девушки или номер мобильного телефона. Думаете, что это невозможно? Ошибаетесь – всё это реально, только вот проблема заключается в том, чтобы сделать такую мелодию красивой.

Авторы песен и песенок, причём не только начинающие, нередко слышат от музыкальных продюсеров, издателей и других профессионалов в этой области фразы о том, что мелодия ничем особенным не привлекает, песне не достаёт цепляющих запоминающихся мотивов. Да и не нужно быть специалистом, чтобы понять, цепляет вас та или иная мелодия или нет. Дело в том, что существуют определённые приёмы того, как придумать мелодию. Находите, узнавайте и используйте эти приёмы, тогда вы сможете сотворить мелодию не простую, а “с характером”, чтобы поражала слушателей с первого раза.

Как придумать мелодию без инструмента?

Для того чтобы придумать мелодию, наличие под рукой музыкального инструмента вовсе не обязательно. Можно просто напевать что-то, положившись на фантазию и вдохновение, а затем, уже добравшись до вашего любимого инструмента, подобрать то, что получилось.

Умение придумывать мелодии именно таким способом очень полезно, ведь интересная идея может посетить вас внезапно и в любом месте. Если же инструмент под рукой, и никто из окружающих не против ваших творческих поисков, то лучше, всё же, пробовать играть разные варианты будущей мелодии. Иногда это может напоминать промывание песка в поисках золота: перед тем, как придумать мелодию, которая вас устроит, вам придётся отсеять множество негодных вариантов.

Тут к месту один совет! Не перестарайтесь – записывайте просто хорошие варианты, не проигрывая одно и тоже 1000 раз в надежде что-то улучшить. Цель такой работы – придумать как можно больше “нормальных”, а не “золотых”, длинных мелодий. Исправить можно и потом! Ещё один советик, поважнее – всё-таки не полагайтесь на вдохновенье, а похдодите к делу рационально. Определитесь с темпом мелодии, её ритмом, а затем уже подбирайте ноты в нужном диапазоне (более узкий, если важна плавность и более широкий, если важен объём).

Чем проще мелодии вы придумываете, тем более вы открыты людям

Простая истина – начинающие авторы часто не в меру усложняют процесс написания мелодии, стараясь впихнуть в одну несчастную мелодию невпихуемое. Не делайте её толстухой! Пусть в вашей мелодии будет что-то одно, но очень яркое. Остальное просто оставьте на потом.

Если получается мелодия, которую тяжело петь или играть (причем часто – даже самому автору), и которую не сможет полностью запомнить слушатель, то результат – никуда не годится. А ведь донесение своих чувств до слушателя – это и есть основная цель сочинителя. Старайтесь, чтобы вашу мелодию было легко напевать, чтобы в ней не было больших и резких скачков вверх или вниз, если конечно вы не стремитесь придумать мелодию, похожую на кардиограмму.

Название песни можно выделить в её мелодии

Самым «цепляющим» местом в тексте песни часто является та его часть, где так или иначе присутствует название. Соответствующая этому месту в тексте часть мелодии так же должна быть выделена. Для этого есть несколько способов:

  • Изменение диапазона (название пропевается с использованием более низких или высоких нот, чем те, которые звучат в других частях мелодии);
  • Изменение ритма (изменение ритмического рисунка в том месте, где звучит название, выгодно подчеркнёт и выделит его);
  • Паузы (можно вставить короткую паузу непосредственно перед музыкальной фразой, содержащей название).

Сочетание мелодии и содержания текста

Разумеется, в хорошем музыкальном произведении все компоненты гармонируют друг с другом. Чтобы убедится в том, что ваша мелодия подходит словам, попробуйте записать мелодию на диктофон или компьютер. Это может быть как инструментальный вариант, так и а-капелла (обычное «ла-ла-ла»). Затем, слушая мелодию, попробуйте определить, какие чувства она у вас вызывает, и соответствуют ли они тексту.

И последний совет. Если у вас долгое время не получается подобрать удачный мелодический ход; если вы застряли на одном месте и мелодия не продвигается вперёд, то просто отвлекитесь. Займитесь другими делами, погуляйте, поспите и вполне возможно, что озарение посетит вас само собой.

Мелодии состоят из последовательности нот. Мелодия - это часть музыкального произведения, которую мы можем пропеть, основной звук, который выделяется на основном фоне. Независимо от того, какую песню вы пишете, вам будет нужна мелодия. Обладая знаниями основ музыки и усвоив несколько упражнений и приемов, вы обнаружите, что написать мелодию проще, чем можно было подумать.

Шаги

Часть 1

Построение знаний

    Почитайте кое-что из музыкальной теории. Если хотите хорошо писать мелодии, важно знать, по крайней мере, основы того, как пишется музыка, прежде чем вы попробуете создать что-то свое. Конечно, это не обязательно. Однако чем больше вы понимаете в музыке, тем проще будет понять объяснения музыкальных понятий.

    • В этой статье мы будем использовать музыкальные термины, потому что трудно донести эти идеи без них. Некоторые можно объяснить, но другие слишком сложны для краткого объяснения. Если вы не понимаете, что такое доля, такт и время, вам следует все-таки сначала почитать об этом.
  1. Выберите свою форму песни. Форма песни - что-то вроде разделения по половому признаку, но для музыки. Вся музыка обычно соответствует той или иной форме, которая определяет, какие части и элементы уместны, и когда пора их менять. Вы, вероятно, больше всего привыкли к этому понятию в популярной музыке с идеями запева и припева. Здесь, вы не должны следовать этим формам, но это может помочь вам определить дорожную карту для работы при сочинении мелодии.

    • Наиболее распространенную форму песни называют AABA. Это означает, что есть два "запева", "припев", и затем другой "запев". Другими словами, раздел, который как-то звучит, за ним другой, который звучит так же, потом что-то другое, и наконец, возврат к теме первого раздела.
    • Однако есть много различных форм, так что поразмышляйте, какая является лучшей для вас. Вы можете рассмотреть AAAA, ABCD, AABACA и т.д. Или, конечно же, вы можете сделать что-то совершенно иное.
  2. Изучите жанры композиций. У некоторых жанров музыки есть определенный стиль и если вы хотите, чтобы звучало именно так, как это принято, то вы должны будете записать свою мелодию определенным способом. Заранее почитайте о жанре музыки, в котором вы пытаетесь сочинить, узнайте, есть ли какие-либо уникальные особенности этого жанра с точки зрения структуры, ключа или прогрессий.

    • Например, последовательность аккордов для блюза и джаза соответствуют определенным формам. Джаз интенсивно использует определенные аккорды, таким образом, вам надо поискать джазовые аккорды перед написанием песен в этом жанре.
  3. Подумайте о музыканте. Независимо от того, кто исполняет музыкальную пьесу, которую вы пишете, им будет нужен перерыв в какой-то момент. Пальцам будет требоваться отдых, и певцы должны отдышаться. Вы должны понять, как поставить перерыв в песню, и добавить такие перерывы. Попытайтесь расположить их с интервалами равномерно и сделать их достаточно частыми, чтобы песню было возможно исполнить.

    Разберите свои любимые песни. Первое, что вы можете сделать, чтобы обрести навыки записи мелодии, состоит в том, чтобы начать, разбирая некоторые ваши любимые песни. Соберите ряд песен с отличными мелодиями Обычно, когда мы слушаем музыку, мы погружаемся в нее, правильно? Но вам надо сделать дорожную карту из нее... фокусируйтесь!

    • Запишите, как меняются ноты. Как они строятся? Как тон заставляет вас чувствовать себя? Как мелодия работает с лирикой? Что хорошего в мелодии? Что не работает или что могло быть лучше? Вы можете перенести эти уроки на свои собственные мелодии.

    Часть 2

    Создание основы
    1. Попытайтесь не начинать с лирики. Если, конечно, вы лучший лирик, то можете быть склонны начать со стихов. Однако это чревато и не рекомендуется, особенно если ваше музыкальное образование очень ограничено. Когда вы начинаете с лирики, вы должны базировать свою мелодию на естественном ритме слов, и это может быть очень трудно, особенно для новичка. Однако если вы хотите, все же можете начать с лирики.

    2. Играйте! Это покажется отчасти глупым, но многие лучшие мелодии рождались у кого-то, кто просто брал случайные ноты на фортепьяно. Если у вас есть инструмент, на котором вы можете бездельничать, попробуйте это. Просто играйте, делая вариации или просто перепрыгивая, пока не найдете что-то, что звучит хорошо.

      • Если у вас нет инструмента, можете спеть или использовать инструмент в интернете. Вы можете найти много бесплатных фортепьяно на веб-сайтах и приложений доступных для вашего мобильного устройства.
    3. Преобразуйте простую идею. Вы можете взять действительно простую идею для мелодии, просто последовательность трех или четырех нот, и преобразовать этот зачаток идеи в целую мелодию. Например, возьмите небольшую группу нот, которую нашли, играя согласно предыдущему шагу. Подумайте о том, как, по-вашему, должна развиваться мелодия.

      • Люди, которые естественно музыкальны, часто придумывают небольшие фрагменты музыки, как художник берет идею для рисования. Если это похоже на вас, держите неподалеку цифровой диктофон или ноутбук (если вы знаете какой-либо вид музыкальной записи).
    4. Начните с аккордов. Если вы привыкли делать аккорды, вы также можете найти мелодию, играя аккордами. Это характерно для людей, которые играют на фортепьяно или гитаре, так как эти инструменты полагаются в большой степени на аккорды. Проделайте то же самое, о чем мы говорили в Шаге 1, но с аккордами, пока вы не найдете что-то, что звучит приятно для вас.

      • Вы можете найти веб-сайты, которые играют аккорды для вас, если у вас нет инструмента или вы не знаете много аккордов.
      • Попытайтесь поработать с аккордами и найти способы сделать их более сложными. Вы поймете, что поскольку вы можете извлечь только один звук за один раз, у вас получится мелодия даже прежде, чем вы это услышите. Не волнуйтесь о лирике, профессиональные музыканты почти всегда сначала пишут мелодию и напевают ерунду вместо слов.
    5. Одолжите у существующей мелодии. Кража чьей-то песни - плохая идея, но подобно взятию саженца, чтобы вырастить свой собственный сад, вы можете взять самую крошечную щепку от другой песни и преобразовать ее во что-то абсолютно другое. Если вы берете только последовательность приблизительно четырех нот и вносите достаточно изменений, то ваша музыка становится абсолютно оригинальной. Просто помните, что вы превращаете ее во что-то абсолютно другое.

      • Хорошее произведение должно заимствовать у различных жанров музыки. Скажите, что вы хотите записать народную песню, например. Попытайтесь одолжить у рэпа. Хотите записать песню в стиле кантри? Одолжите у классики.
    6. Основывайтесь на мотиве. Мотив - ряд нот, которые формируют музыкальную "идею". Много песен берут мотив и затем повторяют этот набор нот с небольшими изменениями, чтобы создать мелодию. Если вы изо всех сил пытаетесь придумать мелодию, это - большое подспорье, так как вам можно начать с имеющегося набора нот.

      • Один из лучших примеров этого - Аллегро из Симфонии Бетховена №5. Он просто взял основной мотив и повторил его много раз и создал одну из наиболее величайших музыкальных пьес всех времен.

    Часть 3

    Придание блеска

    Добавьте аккорды, если у вас еще нет их. Если вы не начали с аккордов, то можете добавить несколько теперь. Аккорды заставят вашу песню звучать более полно и сложно, несмотря на то, что вы можете обойтись без них или использовать только очень простые аккорды, если хотите больше меланхолии, обнажая звук.

    • Начните, установив, в каком тоне написана ваша мелодия. Определенные аккорды звучат лучше с одними тонами, чем с другими. Например, если ваша песня начинается с C (до), то аккорд C (до) будет уместным чтобы начать.
    • Когда менять аккорды будет действительно зависеть от вашей песни, но пробуйте определять время для изменения звуков или мелодии. Обычно изменения аккорда происходят на первой доле, в начале такта. Вы можете также использовать изменение аккорда, чтобы ввести другой аккорд. Например, в 4/4 песне, у вас мог бы быть один аккорд на первой доле и затем другой на 4 доле перед введением следующего аккорда в следующем такте.

Если Вы предпочитаете сочинять песню исходя из готового текста, то возможно для Вас большую проблему составляет и аккордового сопровождения для Ваших текстов.

Особенность написания мелодии из текста является то, что в этом случае имеет первостепенное значение, в отличие от аккордовой последовательности. Это объясняется тем, что в хорошем тексте уже заложены яркие образы, которые необходимо подчеркнуть именно в мелодическом движении.

Для начала Вы можете создать схематичную прогрессию аккордов, а в последствии Вы можете ее поменять. Но на первом этапе это хороший инструмент для работы над мелодией. Возьмите любую базовую прогрессию и начинайте.

1. Прочитайте текст вслух несколько раз.

Попробуйте варьировать темпы - быстрый, средний, медленный. Прочувствуйте вашего стиха. Он может дать вам импульс для построения фразировки. Очень часто внутри текста уже заложенное определенное ритмическое движение и прообраз фразировки, не стоит ими пренебрегать.

Простое описание может быть оценено в 1 или 2 бала. Яркие фразы и образы - например - я кричу, но ты не слышишь в 9 или даже 10 баллов. Это даст вам более ясное понимание того, какие художественные средства необходимы для подчеркивания текста мелодией. Здесь нужно учитывать базовые правила написания текстов и помнить о том, что и в целом аранжировка должна помогать тексту и уж точно не противоречить ему.

3. Для каждой части песни напишите 2-3 слова которые характеризуют ее наиболее четко и ясно.

Это те слова, которые привлекут внимание аудитории при прослушивании вашей песни. Они должны емко, четко и лаконично показывать идею, суть куплета или припева.

4. Найдите кульминацию каждой части текста. Это должно быть одно слово.

Кульминация текста поможет вам при построении кульминации в мелодии.

5. Перейдите к музыке .



Загрузка...