sonyps4.ru

Говорение есть реализация потребности мыслить. Синтез и анализ – одно и то же

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Этьен Бонно де Кондильяк
Étienne Bonnot de Condillac
220px
Имя при рождении:
Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык(и) произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Школа/традиция:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Период:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основные интересы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Значительные идеи:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Оказавшие влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Испытавшие влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Этьен Бонно де Кондильяк (фр. Étienne Bonnot de Condillac ; 30 сентября (17150930 ) , Гренобль , Франция - 3 августа , Лаи-ан-Валь, Франция) - французский философ, аббат. Родной брат Мабли и двоюродный брат д"Аламбера .

Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов , в 1768 году стал членом французской академии , до того был воспитателем внука Людовика XV , инфанта Фердинанда Пармского . Умер в 1780 году .

Сенсуалистическая теория познания

Кондильяк имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания . Особенную важность имеет К. для французской философии: он имел сначала ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений Кондильяка. Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм . Философских сочинений Кондильяк написал немного: «Essai sur l’Origine des Connaissances humaines» («Опыт о происхождении человеческих знаний», 1746 г.); «Traité des Systèmes» («Трактат о системах», 1749); «Traité des Sensations» («Трактат об ощущениях», 1754) и «Traité des animaux» («Трактат о животных», 1755). Незадолго до его смерти появилась его логика , а его «La langue des Calculs» («Язык исчислений») издана после его смерти. Получив приглашение стать воспитателем внука Людовика XV - инфанта дона Фердинанда, Кондильяк написал шестнадцатитомный труд «Курс занятий по обучению принца Пармского», в котором содержатся обширные сведения по языкознанию, литературе, риторике, истории философии.

В последние годы своей жизни работал над экономическим сочинением «Торговля и правительство, рассмотренные в их взаимном отношении».

Кондильяк усиленно подчёркивает «субъективный» характер ценности, которая является у него не общественным законом цен, а индивидуальным суждением, покоящимся на полезности («utilité») с одной стороны и на редкости («rareté») - с другой. Этот же автор настолько близко подходил к «современной» постановке вопроса, что проводил даже разграничение между «настоящими» и «будущими» потребностями («besoin présent et besoin éloigné») 2), разграничение, которое, как известно, играет основную роль в переходе от теории ценности к теории прибыли у главнейшего представителя «австрийцев» - Бём-Баверка.

Слава Кондильяка основана, главным образом, на его «Traité des Sensations». Первые два сочинения написаны под влиянием Локка . С точки зрения Локка критикует он философские системы Мальбранша , Спинозы и Лейбница . Однако, трактат о логике был чрезвычайно популярен в конце XVIII - начале XIX веков.

Идея чисел

Рассуждая об идее чисел, Этьенн Бонно де Кондильяк приводит следующий пример. Французский геодезист и путешественник, член Парижской Академии наук Шарль Мари де ла Кондамин в своей книге «Краткое повествование о путешествии вглубь Южной Америки от берега Южного моря до берегов Бразилии и Гвианы, вниз по реке Амазонке», опубликованной в 1745 году, сообщает , что у племени Ямео (Южная Америка) число 3 произносится как Пелларрароринкурак (poellarrarorincourac ). По мнению Кондильяка, столь неудачное наименование числа три послужило препятствием для осуществления простейших арифметических действий и, как следствие, невозможность для племени создать идею чисел, превышающих количество пальцев.

25 июля , миновав устье реки Тигре , Кондамин прибыл во вновь созданное поселение индейцев племени ямео, под влиянием миссионеров недавно перебравшихся туда из лесов. Язык этих индейцев был очень трудный, а произношение совершенно необычное. Некоторые слова состояли из девяти-десяти слогов, а считать ямео умели только до трёх. (Жюль Верн, "История великих путешествий") .

Издания Кондильяка на русском языке

  • 1785 - «Логика аббата Кондильяка»
  • 1805 - «Логика, или Умственная наука, руководствующая к достижению истины»
  • 1935 - «Трактат об ощущениях»
  • 1938 - «Трактат о системах»
  • 1980-1983 - «Сочинения в трех томах»

Напишите отзыв о статье "Кондильяк, Этьен Бонно де"

Примечания

Литература

  • Кондильяк Э. Б. Сочинения в 3-х томах / Пер. с фр.; общ. ред. и примеч. В. М. Богуславского. - М.: Мысль, 1980-1983. - Серия «Философское наследие».
  • Бирюкова Н.Б. Принцип тождества в логике Э.Б. де Кондильяка // XI Международная конференция: Логика. Методология. Философия науки. М.: Обнинск, 1995.
  • Aliènor Bertrand, Vocabulaire de Condillac, Paris, Ellipses, 2003.
  • Orain, Arnaud. "Directing or Reforming Behaviors? A Discussion of Condillac"s Theory of "Vrai Prix"." History of Political Economy 2006 38(3): 497-530.
  • Nicolas Rousseau , Connaissance et langage chez Condillac, Genève, Droz, 1987.
  • Hine, Ellen McNiven (1979). A Critical Study of Condillac"s Traité des Systèmes. Dordrecht: Springer. ISBN 978-94-009-9291-7.
  • Knight, Isabel F. (1968). The Geometric Spirit: The Abbe de Condillac and the French Enlightenment. New Haven: Yale University Press.
  • Léon Dewaule . Condillac et la psychologie anglaise contemporaine. - P., 1892.

Отрывок, характеризующий Кондильяк, Этьен Бонно де

Самой первой у меня появилась молодая женщина, которая сразу же мне чем-то понравилась. Она была очень грустной, и я почувствовала, что где-то глубоко в её душе «кровоточит» незаживающая рана, которая не даёт ей спокойно уйти. Незнакомка впервые появилась, когда я сидела, уютно свернувшись «калачиком» в папином кресле и с упоением «поглощала» книжку, которую выносить из дома не разрешалось. Как обычно, с большим удовольствием наслаждаясь чтением, я так глубоко погрузилась в незнакомый и такой захватывающий мир, что не сразу заметила свою необычную гостью.
Сначала появилось беспокоящее чувство чужого присутствия. Ощущение было очень странным – как будто в комнате вдруг подул лёгкий прохладный ветерок, и воздух вокруг наполнился прозрачным вибрирующим туманом. Я подняла голову и прямо перед собой увидела очень красивую, молодую светловолосую женщину. Её тело чуть-чуть светилось голубоватым светом, но в остальном она выглядела вполне нормально. Незнакомка смотрела на меня, не отрываясь, и как бы о чём-то умоляла. Вдруг я услышала:
– Пожалуйста, помоги мне…
И, хотя она не открывала рта, я очень чётко слышала слова, просто они звучали чуть-чуть по-другому, звук был мягким и шелестящим. И тут я поняла, что она говорит со мной точно так же, как я уже слышала раньше – голос звучал только в моей голове (что, как я позже узнала, было телепатией).
– Помоги мне… – опять тихо прошелестело.
– Чем я могу вам помочь? – спросила я.
– Ты меня слышишь, ты можешь с ней говорить… – ответила незнакомка.
– С кем я должна говорить? – поинтересовалась я.
– С моей малышкой, – был ответ.
Её звали Вероника. И, как оказалось, эта печальная и такая красивая женщина умерла от рака почти год назад, когда ей было всего лишь тридцать лет, и её маленькая шестилетняя дочурка, которая думала, что мама её бросила, не хотела ей этого прощать и всё ещё очень глубоко от этого страдала. Сын Вероники был слишком маленьким, когда она умерла и не понимал, что его мама уже никогда больше не вернётся… и что на ночь теперь его всегда будут укладывать уже чужие руки, и его любимую колыбельную будет петь ему какой-то чужой человек… Но он был ещё слишком мал и не имел ни малейшего понятия о том, сколько боли может принести такая жестокая потеря. А вот с его шестилетней сестрой дела обстояли совершенно иначе... Вот почему эта милая женщина не могла успокоиться и просто уйти, пока её маленькая дочь так не по-детски и глубоко страдала…
– Как же я её найду? – спросила я.
– Я тебя отведу, – прошелестел ответ.
Только тут я вдруг заметила, что, когда она двигалась, её тело легко просачивалось через мебель и другие твёрдые предметы, как будто оно было соткано из плотного тумана... Я спросила, трудно ли ей здесь находиться? Она сказала – да, потому что ей давно пора уходить… Ещё я спросила, страшно ли было умирать? Она сказала, что умирать не страшно, страшнее наблюдать тех, кого оставляешь после себя, потому, что столько ещё хочется им сказать, а изменить, к сожалению, уже ничего нельзя... Мне было очень её жаль, такую милую, но беспомощную, и такую несчастную... И очень хотелось ей помочь, только я, к сожалению, не знала – как?
На следующий день я спокойно возвращалась домой от своей подруги, с которой мы обычно вместе занимались игрой на фортепиано (так как своего у меня в то время ещё не было). Как вдруг, почувствовав какой-то странный внутренний толчок, я, ни с того ни с сего, свернула в противоположную сторону и пошла по мне совершенно незнакомой улице... Шла я недолго, пока не остановилась у очень приятного домика, сплошь окружённого цветником. Там, внутри двора, на маленькой игровой площадке сидела грустная, совершенно крошечная девочка. Она была скорее похожа на миниатюрную куклу, чем на живого ребёнка. Только эта «кукла» почему-то была бесконечно печальной... Сидела она совершенно неподвижно и выглядела ко всему безразличной, как будто в тот момент окружающий мир для неё просто не существовал.
– Её зовут Алина, – прошелестел внутри меня знакомый голос, – пожалуйста, поговори с ней...
Я подошла к калитке и попробовала открыть. Ощущение было не из приятных – как будто я насильно врывалась в чью-то жизнь, не спрашивая на это разрешения. Но тут я подумала о том, какой же несчастной должна была быть бедная Вероника и решила рискнуть. Девчушка подняла на меня свои огромные, небесно-голубые глаза и я увидела, что они наполнены такой глубокой тоской, какой у этого крошечного ребёнка просто ещё никак не должно было быть. Я подошла к ней очень осторожно, боясь спугнуть, но девочка совершенно не собиралась пугаться, только с удивлением на меня смотрела, как будто спрашивая, что мне от неё нужно.
Я подсела к ней на край деревянной перегородки и спросила, почему она такая грустная. Она долго не отвечала, а потом, наконец, прошептала сквозь слёзы:
– Меня мама бросила, а я её так люблю... Наверное, я была очень плохой и теперь она больше не вернётся.
Я растерялась. Да и что я могла ей сказать? Как объяснить? Я чувствовала, что Вероника находится со мной. Её боль буквально скрутила меня в твёрдый жгучий болевой ком и жгла так сильно, что стало тяжело дышать. Мне так хотелось им обеим помочь, что я решила – будь что будет, а, не попробовав, не уйду. Я обняла девчушку за её хрупкие плечики, и как можно мягче сказала:
– Твоя мама любит тебя больше всего на свете, Алина и она просила меня тебе передать, что она тебя никогда не бросала.
– Значит, она теперь живёт с тобой? – ощетинилась девчушка.
– Нет. Она живёт там, куда ни я, ни ты не можем пойти. Её земная жизнь здесь с нами, кончилась, и она теперь живёт в другом, очень красивом мире, из которого может тебя наблюдать. Но она видит, как ты страдаешь, и не может отсюда уйти. А здесь она уже находиться дольше тоже не может. Поэтому ей нужна твоя помощь. Ты хотела бы ей помочь?
– А откуда ты всё это знаешь? Почему она разговаривает с тобой?!.
Я чувствовала, что пока ещё она мне не верит и не хочет признавать во мне друга. И я никак не могла придумать, как же объяснить этой маленькой, нахохлившейся, несчастной девчушке, что существует «другой», далёкий мир, из которого, к сожалению, нет возврата сюда. И что её любимая мама говорит со мной не потому, что у неё есть выбор, а потому, что мне просто «посчастливилось» быть немножечко «другой», чем все остальные…
– Все люди разные, Алинушка, – начала я. – Одни имеют талант к рисованию, другие к пению, а вот у меня такой особый талант к разговору с теми, которые ушли из нашего с тобой мира уже навсегда. И твоя мама говорит со мной совсем не потому, что я ей нравлюсь, а потому, что я её услышала, когда больше никто её услышать не мог. И я очень рада, что хоть в чём-то могу ей помочь. Она тебя очень любит и очень страдает оттого, что ей пришлось уйти… Ей очень больно тебя оставлять, но это не её выбор. Ты помнишь, она тяжело и долго болела? – девочка кивнула. – Вот эта болезнь и заставила её покинуть вас. А теперь она должна уйти в свой новый мир, в котором она будет жить. И для этого она должна быть уверена, что ты знаешь, как она тебя любит.
Девочка грустно на меня посмотрела и тихо спросила:
– Она живёт теперь с ангелами?.. Папа мне говорил, что она теперь живёт в таком месте, где всё, как на открытках, что мне дарят на рождество. И там такие красивые крылатые ангелы... Почему она не взяла меня с собой?..
– Потому, что ты должна прожить свою жизнь здесь, милая, а потом ты тоже пойдёшь в тот же мир, где сейчас твоя мама.
Девочка засияла.
– Значит, там я её увижу? – радостно пролепетала она.
– Конечно, Алинушка. Поэтому ты должна быть всего лишь терпеливой девочкой и помочь твоей маме сейчас, если ты её так сильно любишь.
– Что я должна делать? – очень серьёзно спросила малышка.
– Всего лишь думать о ней и помнить её, потому, что она видит тебя. И если ты не будешь грустить, твоя мама наконец-то обретёт покой.

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Этьенн Бонно де Кондильяк (1715-1780) - один из крупных представителей французского Просвещения. Родился в Гренобле, окончил семинарию в Париже и получил звание аббата, но священником не стал, а избрал своим занятием философию. Был знаком с Руссо и Дидро, которые оказали на него огромное мировоззренческое влияние. Также был знаком с Вольтером, Д"Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, Тюрго и другими философами- просветителями. Основные произведения Кондильяка: "Опыт о происхождении человеческих знаний" (1746), "Трактат о системах" (1748), "Трактат об ощущениях" (1754), "Курс занятий по обучению принца Пармского" (1775), "Логика" (1780). Основные вопросы философии Кондильяка - гносеологические. Он исходил из локковского сенсуализма, но развил его дальше. Считал, что сенсуалистический принцип происхождения всего человеческого знания из чувства утверждается Локком не до конца. По мнению Кондильяка, Локк рассматривал рефлексию в качестве самостоятельного источника знания наравне с ощущениями, а это неправильно. Согласно Кондильяку, рефлексия также приобретается в опыте, как и ощущение. Все явления восприятия, внимания, суждения, акты воли сводимы к ощущениям. Широко известен его пример со статуей. Так, он писал: вообрази себе статую, которая последовательно наделяется различными способностями ощущения - обонянием, слухом, вкусом, зрением, осязанием. Вместе с этим она одновременно будет наделяться и всеми интеллектуальными функциями, будет обладать способностью к восприятию впечатлений самого разного характера. Таким образом, основная задача, которую Кондильяк ставил перед собой, - это показать, каким образом все наши знания и все способности происходят из чувств, точнее из ощущений. Свою гносеологию он называл "теорией ощущений". Кондильяк выступал против рационалистической концепции в генезисе познавательных способностей, отвергая какие-либо стремления к признанию врожденности этих способностей. Он считал, что все можно вывести из ощущений, и в этом утверждении видел свою заслугу. Он так описал процесс возникновения познания: "Мы начинаем с- того, что получаем восприятия, которые осознаем. Затем мы сильнее осознаем некоторые восприятия и это осознание становится вниманием. В силу этого мы с того времени, когда идеи связываются, распознаем восприятия, которые мы получили прежде, и осознаем себя тем же самым существом, которое их имело, это и составляет воспоминание. Когда душа то пробуждает свои воспоминания, то сохраняет их, она вспоминает только их знаки- это воображение, созерцание, память; если она сама распоряжается своим вниманием, то это размышление. Именно размышление различает, сравнивает, сочетает, расчленяет и анализирует, так как это и есть не что иное, как различные способы управлять вниманием. Путем естественного следования из этого образуются суждения, рассуждение, понятие, результат всего этого - разум" [Соч. Т. 1. С. 118]; Кондильяк считал, что надо доискиваться до происхождения наших дней, прослеживать ход их образования, необходимо сложные идеи расчленять на простые. Анализ включает в себя и элементы синтеза: сочетание идей и их сравнение. Кондильяк отстаивал номиналистическое воззрение, полагая, что общих понятий не существует, они находятся только в нашем уме как имена, которые также выступают лишь как знаки. Он придерживался мнения об естественном происхождении языка и утверждал, что его возникновение связано с насущной потребностью первобытных людей, когда на основе жестов и звуков постепенно развилась речь. Слова членораздельной речи стали выступать знаками, которые использовались для образования понятий. Всякий язык, считает Кондильяк, - анализ, и всякий анализ - вид языка. В "Языке исчислений" (опубликованном после его смерти) Кондильяк полагал, что число составляет форму чистого анализа. Он исходил из основополагающего положения, что простое предложение "2=1+1" содержит всю тайну мышления, представляющего собой непрерывный ряд упражнений. Влияние Кондильяка на последующее развитие философии было существенным. Он оказал важное воздействие на французских материалистов, был одним из основоположников ассоциативной психологии.

КОНДИЛЬЯК

КОНДИЛЬЯК

(Condillac) Этьен Бонноде (1715-1780) -единственный крупный фр. философ-эмпирик. В то же один из немногих просветителей, занимавшийся логическими исследованиями. Брат Г.Б. де Мабли. С 1752до конца жизни - королевский цензор. Воспитатель внука Людовика XV - герцога Пармского. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро (вероятно, принимал участие в написании статей «Система», «Анализ», «Логика» и др.). Влияние К. во Франции особенно ощущалось в . 18 - нач. 19 в. (в частности, у А. Дестюта де Траси и др. «идеологов»). Внимание к философии К. было обусловлено его учением о языке. Есть основания считать, что оказало воздействие на Ф. де Соссюра.
Философия К. в целом ориентирована на создание общей теории познания. При этом она опирается на Дж. Локка, выводя всякое из ощущения и отвергая врожденных идей и способностей. В последнем случае К. пытается быть более последовательным сенсуалистом, чем Локк. Наше перцептивное состоит из элементарных ощущений, которых конечно. В свою очередь, за пределами сознания образуется из отдельных тел, кроме которых в природе ничего нет. На основании своего онтологического номинализма К. бичует «манию систем», которая плодит пустые, не имеющие отношения к действительности конструкции. К. подчеркивает структурное между материальными процессами и операциями мышления, исходя из онтологического дуализма. На этом основании он пытается доказать Бога и опровергнуть учение Эпикура. Наряду с этим К. признает когнитивных операций от материальных структур, обусловливая различие между психикой человека и животного неоднородностью в их телесной организации (Р. Декартом такого рода неоднородность игнорируется). Важнейшую роль в познании у К. играет . Чувства пассивны, язык активен. Язык эквивалентен мышлению. Грамматика является существенным элементом искусства мышления. Языковые знаки предполагают семантическую , что, в частности, означает пользоваться ими и в отсутствие объекта. Отсюда эпистемологичес-ки важна происхождения языка. К. считается одним из основателей ассоциативной психологии.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

КОНДИЛЬЯК

Кондийак (Condillac) Этьен Бон-но де (30.9.1715, Гренобль,- 3.8.1780, Божанси) , франц. философ-просветитель, чл. Франц. академии (1768) . Брат Мабли. Воспитатель внука Людовика XV - герцога Пармского (1758-67) . Начало его лит. деятельности относится к сер. 40-х гг. (знакомство с Дидро, а впоследствии сотрудничество в «Энциклопедии») . Под непосредств. влиянием Локка К. развил сен-суалистич. теорию познания. В своём гл. филос. соч.- «Трактате об ощущениях» (?. 1-2, 1754 , рус. пер. , 1935) К. стремился вывести все знания и духовные человека из ощущений. Отвергая декартовскую теорию врождённых идей, К. считал, что способностей человека определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. К. явился одним из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм) . Хотя сам К. колебался между материализмом и идеализмом, его сенсуализм и идеалистич. метафизики 17 в. (учений Мальбранша, Лейбница и др. ) оказали непосредств. влияние на развитие франц. материализма. Логика К. была чрезвычайно популярной в кон. 18 - нач. 19 вв. ; понимаемая как общая грамматика всех знаков, она включает у К. и математику («Язык исчислений», 1798) .

Oeuvres philosophiques, v. l-3, P., 1947-51; в рус. пер.- Логика,. или Умственная , руководствующая к достижению истины, М., 1805 ; Трактат о системах, М., 1938 ; Соч., т. 1, М., 1980 ; т. 2, M., 1982-.

История философии, т. 2, ?., 1941 , с. 437-43; Истории философии, т. 1, М., 1957 , с. 535-38; L e n o i r R., Condillac, Р., 1924 ; М е у е г Р., E. B. de Condillac, Z., 1944 ; L e f 6 v-r e R., Condillac, P., 1966.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

КОНДИЛЬЯК

(Condillac)

К. не сделал последовательно материалистич. выводов из своего сенсуализма, колебался между материализмом и идеализмом, но своим сенсуализмом и борьбой против идеалистич. метафизики 17 в. оказал непосредств. влияние на развитие франц. материализма. Последний освободил сенсуализм К. от идеалистич. и агностич. тенденций. В своей "Логике..." ("La logique ...", изд. посмертно в 1781, рус. пер. Т. Осиповского под назв. "Логика, или Умственная наука, руководствующая к достижению истины", 1805; под тем же рус. назв. "Логика..." вышел в 1792 сделанный А. Гронским пер. др. соч. К. по логике – "L"art de raisonner") К. отделял практич. знания от теоретических. Первые бессознательны, инстинктивны и возникают до появления языка; вторые невозможны без языка. Теоретич. знания и есть , классификация идей при помощи слов. Слова – это знаки идей, и без знаков, т.е. слов, невозможно теоретич. . К. признавал возможность и др. знаков – цифр, букв. обозначений и т.п. Логика, как общая грамматика всех этих знаков, включает, т.о., и математику. Эти вопросы К. рассматривал также в напечатанной посмертно работе "Язык исчислений" ("La langue des calculs", 1798). Общие принципы логики, как и все абстрактные принципы, не имеют, по К., познавательного характера. И если они используются во всех случаях, то потому, что они "... не столько знания, сколько сокращенный изложения ряда частных знаний..." ("Трактат о системах...", с. 8). К. отрицал возможность выработки общих принципов, охватывающих все явления природы, общества и души. Существуют лишь принципы данного ряда фактов, к-рые и есть извлечение того общего, что есть в них. Логика К. была чрезвычайно популярна в конце 18 – нач. 19 вв. В 1-й пол. 19 в. реакц. противники идей франц. Просвещения и материализма боролись против сенсуализма К. (Мен де Биран , Руайе-Коллар, Кузен и др.). Бурж. 2-й пол. 19 в., искажая взгляды К., объявляла его родонанальником франц. позитивизма (Виндельбанд и др.).

Соч.: Oeuvres complètes, v. 1–23, P., 1798 (с предисл. Arnoux et Mousnier); nouv. éd., v. 1–16, P., 1821–23 (с предисл. Α.-F. Théry); Oeuvres philosophiques, v. 1–3, P., 1947–51; Recherches sur l"origine des idées que nous avons de la beauté..., v. 1–2, Amst., 1749; Cours d"études..., [Уроки принцу Пармскому ], v. 1–13, Parma, 1769–73.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 169–70; Ленин В. И., Материализм и , Соч., 4 изд., т. 14, с. 24; Луппол И. К., Э. Б. де К., в кн.: Деборин Α., Книга для чтения по истории философии, т. 2, М., 1925; История философии, т. 2, М., 1941, с. 437–43; История философии, т. 1, М., 1957, с. 535–538; Герцен А. И., Собр. соч., т. 3, М., 1954, с. 293, 300, 305; Cousin V., Philosophie sensualiste au dix-huitième siècle, 3 éd., P., 1856; Saltykоw W., Die Philosophie Condillacs, Bern, 1901; Baguenault de Puсhesse G., Condillac. Sa vie. Sa philosophie. Son influence, P., 1910; Didier J., Condillac, P., 1911; Schinz M., Die Anfänge des französischen Positivismus, Τl 1 – Die Erkenntnisslehre, Stras., 1914; Ewald O., Die französische Aufklärungsphilosophie, Münch., 1924; Lenoir R., Condillac, P., 1924; Le Rоу G., La psychologie de Condillac, P., 1937; Τоmeuссi L., Il problema dell"esperienza dal Locke al Condillac, Messina, 1937; Meyer P., Ε. Β. de Condillac, Ζ., 1944; Вizzarri R., Condillac, Brescia, ; Dal Pra M., Condillac, Mil., 1947.

Г. Зельманова. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

Кондильяк

КОНДИЛЬЯК (Condillac) Этьенн Бонно де (30 сентября 1714, Гренобль - 3 августа 1780, ок. Гренобля) - французский философ-сенсуалист. Родной брат Г. Б. де Мабли . Имя “Кондильяк” получил в 1720, когда его отец приобрел одноименное поместье. Учился в парижской семинарии и Сорбонне, получил духовное и сан аббата, но отказался от обязанностей священнослужителя. Интересуясь философией и науками, сближается с Руссо и Дидро , с помощью последнего публикует свою первую книгу - “Опыт о происхождении человеческих знаний” (Essai sur l"origine des connaissance humaines, Амстердам, 1746, анонимно; рус. пер. 1980), которая имела большой успех. В этом произведении Кондильяк разделяет Локка , согласно которому существуют два источника знания - внешний (ощущения и восприятия) и внутренний опыт (рефлексия , т. е. над деятельностью сознания). В 1749 выходит “Трактат о системах” (Traité des systèmes, рус. пер. 1938), благодаря которому Кондильяк становится членом Берлинской академии наук. В этом трактате он подверг критике метафизические системы Декарта, Мальбранша, Спинозы и Лейбница , как построенные на основе отвлеченных принципов, тогда как истинная должна начинать с идей “наиболее простых, сообщаемых нам органами чувств; образовать из них сложные понятия, которые, сочетаясь между собой, в свою очередь произведут другие понятия...” (Соч. в З т., т. 1. M., 1980, с. 288). В 1754 выходит в свет “Трактат об ощущениях” , где Кондильяк полностью отказывается от ранее высказанных взглядов, переходя с позиций Локка на позиции Ламетри: единственным источником всех данных сознания оказываются ощущения, более того: “Суждение, размышление, страсти и т. д. представляют собой не что , как само в различных его превращениях” (там же, т. 2, с. 192). Спустя год Кондильяк публикует “Трактат о животных” (рус. пер.1980).

Кондильяк активно участвует в общественной жизни, знакомится с Гольбахом, Гельвецием, Вольтером, Кабанисом, Франклином, Тюрго и др. При этом он отказывается от сотрудничества в “Энциклопедии” Дидро и резко выступает против материализма. В 1758 он направляется в Пармское герцогство в качестве воспитателя наследника престола Фердинанда - внука Людовика XV. За девять лет своего пребывания там он создал шестнадцатитомный “Курс занятий по обучению принца Пармского” (опубликован в 1772), куда вошли работы по литературоведению, логике, истории философии. В 1767 возвращается в Париж, избирается членом Французской академии. Но, прочитав вступительную лекцию, он уединяется в своем деревенском замке и предается научным занятиям. Издав в 1780 “Логику” (рус. пер. Т. Осиповского, 1805 г.), Кондильяк умирает, не успев закончить большой трактат “Язык исчислений” (La langue des calculs, 1798), в котором, следуя идеям Лейбница, он пытался построить искусственный язык символов и правил оперирования ими.

Разработанная Кондильяком сенсуалистическая сыграла важную роль в развитии французского Просвещения. Постулируя существование духовной субстанции - носителя сознания - Кондильяк объявляет, что возникает лишь благодаря изменениям, которые мы ощущаем в себе, и помещается в определенной части мозга, называемой им sensorium commune ( чувствилище). При этом он был номиналистом, резко выступившим против приписывания идеям действительности. Вместе с тем при решении психофизической проблемы он в духе окказионализма заявляет, что совершенно отлично от души и может быть лишь поводом, а не причиной возникновения наших знаний, так что душа способна приобретать знания и без помощи органов чувств, как это она будет делать после смерти тела. В области социальной философии Кондильяк выступает как классический представитель Просвещения: считая, чтохарактер народа формируется под влиянием климата и формы правления, последней он отводит решающее значение.

После революции 1789 работы Кондильяка были положены в основу философского образования. Он оказался единственным философом 18-19 вв., сполна оценившим логические идеи Лейбница касательно искусственных языков; возможно, именно поэтому Виндельбанд объявил его родоначальником позитивизма.

Соч.: Oeuvres philosophiques, v. 1-2. Р., 1947-48; в рус. пер.: Соч. в 3 т. М., 1980-83.

Лит.: Богуславский В. М. Кондильяк. М., 1984; Bizzarri R. Condillac. Brescia, 1945; Lefèvre R. Condillac. P., 1966.

О. В. Суворов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Étienne Bonnot de Condillac ) - аббат, французский философ, родился в Гренобле в 1715 году ; его брат - известный аббат Мабли .

Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов , в 1768 году стал членом французской академии , до того был воспитателем внука Людовика XV , инфанта Пармского. Умер в 1780 году .

Сенсуалистическая теория познания

Кондильяк имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания . Особенную важность имеет К. для французской философии: он имел сначала ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений Кондильяка. Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм . Философских сочинений Кондильяк написал немного: «Essai sur l’Origine des Connaissances humaines» («Опыт о происхождении человеческих знаний», 1746 г.); «Traité des Systèmes» («Трактат о системах», 1749); «Traité des Sensations» («Трактат об ощущениях», 1754) и «Traité des animaux» («Трактат о животных», 1755). Незадолго до его смерти появилась его логика , а его «La langue des Calculs» («Язык исчислений») издана после его смерти. Получив приглашение стать воспитателем внука Людовика XV - инфанта дона Фердинанда, Кондильяк написал шестнадцатитомный труд «Курс занятий по обучению принца Пармского», в котором содержатся обширные сведения по языкознанию, литературе, риторике, истории философии. В последние годы своей жизни работал над экономическим сочинением «Торговля и правительство, рассмотренные в их взаимном отношении».

Слава Кондильяка основана, главным образом, на его «Traité des Sensations», ибо в первых двух сочинениях мало оригинального, они находятся почти целиком под влиянием Локка . С точки зрения Локка критикует он философские системы Мальбранша , Спинозы и Лейбница . Чтение сочинений Беркли , а отчасти и влияние энциклопедистов заставило Кондильяка внести существенные изменения в теорию познания Локка. «Traité des Sensations» имеет несомненное психологическое значение; в психологии Кондильяк является новатором, и учение о возникновении пространственной схемы, представляющее в современной психологии одну из наиболее разработанных глав, должно в Кондильяке признать своего родоначальника.

Рефлексия

Локк, по мнению Кондильяка, ошибается, допуская двоякий источник познания - ощущения (sensations) и рефлексию; рефлексия не представляет ничего самостоятельного, а есть переработанное ощущение; из ощущений слагается и память; множественность ощущений сама собой вызывает суждение. Кондильяк, таким образом, не только описывает различные душевные явления, но дает и историю развития души. При изображении этой истории он исходит из чисто априористического построения - статуи живой, но не одухотворенной, которую он постепенно одаряет различными способностями ощущений и из них извлекает различные группы понятий. Кондильяк полагает, что он придерживается эмпирического метода, между тем он поступает точно также как философы-рационалисты в XVIII веке, то есть строит факты. Ощущения Кондильяк делит на две группы: с одной стороны - обоняние, зрение, слух и вкус, с другой - осязание. Анализ осязания и значение, которое он придал этой категории ощущений, есть несомненная заслуга Кондильяка перед психологией. В познании внешнего мира осязанию принадлежит руководящая роль. Подобно тому, как все познание о внешнем мире Кондильяк выводит из ощущений, состояния чисто субъективные он также выводит из того же источника. Нельзя отказать в некоторой грандиозности простоте этого построения душевной жизни.

Французы причисляют Кондильяка к числу классических писателей; чтение трёх книг его «Traité des Sensations» входит у них в состав элементарного философского преподавания. Кажущаяся ясность основной мысли Кондильяка может, действительно, служить побуждением к развитию самостоятельного мышления.

Этьен Бонно де Кондильяк (фр. Etienne Bonnot de Condillac; 30 сентября 1715 (17150930), Гренобль — 3 августа 1780) — аббат, французский философ, родился в Гренобле в 1715 году; его брат — известный аббат Мабли.

Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов, в 1768 году стал членом французской академии, до того был воспитателем внука Людовика XV, инфанта Пармского. Умер в 1780 году.

Страх имеет над нами более власти, нежели надежда.

Кондильяк Этьен Бонно де

Кондильяк имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания. Особенную важность имеет К. для французской философии: он имел сначала ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений Кондильяка.

Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм. Философских сочинений Кондильяк написал немного: «Essai sur l’Origine des Connaissances humaines» («Опыт о происхождении человеческих знаний», 1746 г.); «Traite des Systemes» («Трактат о системах», 1749); «Traite des Sensations» («Трактат об ощущениях», 1754) и «Traite des animaux» («Трактат о животных», 1755).

Незадолго до его смерти появилась его логика, а его «La langue des Calculs» («Язык исчислений») издана после его смерти. Получив приглашение стать воспитателем внука Людовика XV — инфанта дона Фердинанда, Кондильяк написал шестнадцатитомный труд «Курс занятий по обучению принца Пармского», в котором содержатся обширные сведения по языкознанию, литературе, риторике, истории философии.

В последние годы своей жизни работал над экономическим сочинением «Торговля и правительство, рассмотренные в их взаимном отношении».

Николай Бухарин отмечал, что Кондильяк в своих идеях предвосхитил ряд положений австрийской экономической школы:
Кондильяк усиленно подчёркивает «субъективный» характер ценности, которая является у него не общественным законом цен, а индивидуальным суждением, покоящимся на полезности («utilite») с одной стороны и на редкости («rarete») — с другой. Этот же автор настолько близко подходил к «современной» постановке вопроса, что проводил даже разграничение между «настоящими» и «будущими» потребностями («besoin present et besoin eloigne»), разграничение, которое, как известно, играет основную роль в переходе от теории ценности к теории прибыли у главнейшего представителя «австрийцев» — Бём-Баверка. — Николай Бухарин, «Политическая экономия рантье».

Слава Кондильяка основана, главным образом, на его «Traite des Sensations». Первые два сочинения написаны под влиянием Локка. С точки зрения Локка критикует он философские системы Мальбранша, Спинозы и Лейбница. Однако, трактат о логике был чрезвычайно популярен в конце XVIII — начале XIX веков.



Загрузка...