sonyps4.ru

Что такое стерео и моно каналы. Моно и стерео с точки зрения физики

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы с вами рассмотрим не самый распространенный вопрос, но все же важный, особенно для меломанов. Итак, как же сделать из стерео звука - моно и на оборот из моно - стерео.

Недавно и я столкнулся с такой проблемой, когда скачал альбом из 30 композиций. Затем я залил их в MP3 плеер и когда нажал кнопку «Play», то был неприятно удивлен. Аудио постоянно «качалось» то в левый наушник, то в правый. Это слишком сильно раздражало. Не знаю, толи во время записи звуковых файлов произошла ошибка, толи какая-то другая причина. В общем, это уже не важно.

Первым делом я решил, что необходимо найти программу, которая сможет преобразовать стерео в моно. Но кроме этого, она еще должна это сделать сразу со всеми 30 треками, чтобы сохранить моё драгоценное время. А самое главное - она должна быть бесплатной.

Во время поиска такой универсальной программы я очень часто наталкивался на редактор звуковых дорожек - Audacity. Конечно же, при помощи Audacity можно сделать из стерео звука - моно, но для этого придется конвертировать каждый трек отдельно. Поэтому Audacity я сразу сказал нет.

И вот, после 30 минут безрезультатных поисков мне удалось все же найти желаемую программу - MP3 Quality Modifier. Она находится в свободном доступе (можно скачать бесплатно) и работает с аудио-файлами в пакетном режиме. Кстати, чтобы вы долго не искали где можно скачать эту программу, я решил выложить её вам. Качаем и пользуемся на здоровье.

Скачать бесплатно программу MP 3 Quality Modifier

(cкачиваний: 2828)

Первое, что мне понравилось в этой программе - русский интерфейс. Это очень удобно и значительно сократило время для изучения функционала. Также она не требует установки, то есть portable (запускается через exe файл и без проблем запускается на любом компьютере). Из-за этого я её перенес на и установил у себя на рабочем ноутбуке - вдруг понадобиться.

Теперь давайте перейдем непосредственно к рассмотрению принципа преобразования стерео звука в моно и наоборот (из моно в стерео).

Для начала разархивируйте скаченный архив в подходящее место на вашем жестком диске и запустите файл MP3QualityModifier.exe


Откроется непосредственно сама программа. Затем вам необходимо перенесите в неё папку с MP3 файлами или отдельными треками. Это можно сделать при помощи обычного перетаскивания мышью или используя кнопки «Добавление файлов » и «Добавление папки ».

Далее в разделе «Режим » (находится в самом низу программы) из выпадающего меню выберите «Мо n о ». Если же вы хотите преобразовать моно звук в стерео, то нужно выбрать из списка соответственно «Stereo ».


Теперь, если нужно, измените скорость (битрейк), частоту дискретизации и путь к папке, в которой будут сохраняться преобразованные аудио-файлы. Советую вам установить параметр качества звука такими, которые были указаны по умолчанию к трекам.

Также стоит обратить внимание на то, что например значение битрейка на разных треках может быть разным, а установить вам нужно одно для всех. В данном случае советую ставить максимальное значение из всех.

По окончанию всех настроек, чтобы начать процесс преобразования стерео звука в моно (или на оборот) нажмите кнопку «Образовать ».


Появится окно с таймлайном. Дождитесь окончания процесса конвертации.

Потом появится новое окошко, результирующее. Нажмите кнопку «ОК ».


На этому все. Наслаждайтесь получившимися треками.

В театре или в концертном зале легко выделить звуки рояля, скрипок, определить местоположение и интенсивность звучания музыкальных инструментов. Впечатление пространственного звукового поля создается потому, что слушающий, не очень сознавая это, все время определяет разницу в ощущениях одного и того же звука правым и левым ухом.

Совсем иные ощущения возникают при слушании обычного монофонического (т. е. одно-звукового) радиоприемника или магнитофона. Звуки отдельных инструментов при этом сливаются, и кажется, что они исходят из одной точки - места, где установлена динамическая головка громкоговорителя. Не помогает здесь и увеличение числа микрофонов на сцене и громкоговорителей перед слушателем: звуки, возникающие в разных частях сцены, передаются все вместе по одному каналу (через один и тот же канал усилителя), поэтому в месте приема уже невозможно определить, как размещены музыкальные инструменты.

Сохранить пространственное ощущение при передаче записи и воспроизведении звука позволяет стереофоническая система (греческое слово stereos означает "пространственный"), В простейшей стереофонической системе 2 микрофона, 2 независимых канала передачи и соответственно 2 громкоговорителя. Звук, принятый левым микрофоном, воспроизводится динамической головкой левого громкоговорителя, т. е. приходит к слушателю слева, а звук, "услышанный" правым микрофоном, попадает к слушателю от головки правого громкоговорителя. Помимо трансляции стереофонических сигналов через усилители возможна их передача по радио, запись на грампластинки (см. Электрофон) и на магнитную ленту. Стереофонический магнитофон отличается от монофонического тем, что в нем все удвоено (исключая лентопротяжный механизм): число магнитных головок, усилителей и выносных громкоговорителей. Так как нужно записывать одновременно 2 звуковых сигнала, то на одной магнитной ленте должно быть 2 дорожки. В дальнейшем звук, воспроизведенный с каждой дорожки, поступает на динамическую головку соответствующего громкоговорителя, благодаря чему и создается стереоэффект.

Признаками качества, характеризующими стереофоническое звучание, являются:

  • -пространственное впечатление, т.е. разнесенность компонентов стереофонической панорамы как по фронту вдоль линии, соединяющей громкоговорители, так и в глубину от нее, причем местоположения источников звука в этой области пространства могут быть четко локализованы;
  • -прозрачность звучания, благодаря чему легко выделяются и раздельно воспринимаются инструменты или их группы на фоне звучащего ансамбля;
  • -правильность передачи тембров инструментов и голосов, высокая естественность тембра инструмента как в момент удара молоточком по струнам (нестационарный процесс), так и во время звучания струн;
  • -передача "басовых" звуков оркестра без излишней "гулкости", свойственной монофоническому звучанию;
  • -лучшее, чем при монофонической передаче, восприятие "акустической атмосферы" первичного помещения.

Весьма важной особенностью, свойственной стереовоспроизведению, является появляющаяся возможность воздействия на слушателя направленностью прихода звуков, что позволяет подчеркнуть конфликтность различных тем, их объединение, сопоставление, противопоставление и т.д..

Всю площадь прослушивания, где наблюдается предпочтительность стереовоспроизведения, можно разделить на две части, назвав их соответственно зонами полного и частичного стереоэффекта. Зоной полного стереоэффекта называется площадь, в пределах которой предпочтительность превышает 85%, а искажения локализации звуковых образов стереопанорамы не превышают 0,1 В. В пределах зоны полного стереоэффекта возможны качественно правильная локализация звуковых образов стереопанорамы, их уверенное пространственное разделение. Размер этой зоны невелик, центром ее является точка оптимального слушания Зоной частичного стереоэффекта называется площадь, в пределах которой предпочтительность стереовоспроизведения составляет 60 ... 85%, а число раздельно воспринимаемых направлений не менее трех. Границы этой зоны принято определять максимально допустимой ошибкой локализации центра базы при равных уровнях канальных сигналов. Расстояние между громкоговорителями (размер базы) оказывает значительное влияние на величину зоны стереоэффекта. При уменьшении базы с 3 до 0,8 м площадь зоны стереоэффекта возрастает с 0,4 до 1,2 . Уменьшение размера базы приводит к более громкому звучанию центральных источников, что ухудшает «прозрачность» звучания боковых источников. «Прозрачность» звучания для боковых и центральных источников стереопанорамы увеличивается при увеличении базы. С учетом этого размер базы при воспроизведении выбирается в соответствии с размером базы контрольных акустических систем и равен 2—3 м. С увеличением размера базы (более3 м) из-за интерференционных явлений локализация центральных источников становится менее четкой. При проектировании стереофонических воспроизводящих систем предполагалось, что идеальная стереофоническая система воспроизведения должна состоять из двух идеальных монофонических. Однако идеальный монофонический громкоговоритель должен быть ненаправленным во всем диапазоне частот. Стереофоническая система, состоящая из ненаправленных громкоговорителей, обладает очень малой зоной стереоэффекта. Взаимозаменяемость влияния разности уровней и сдвига во времени на слуховые восприятия позволяет расширить зону стереоэффекта. Смещение слушателя в сторону от оси симметрии приводит к появлению временного сдвига, обусловленного изменением расстояния до обоих громкоговорителей. Это изменение, как правило, сопровождается повышением уровня опережающего сигнала от ближайшего громкоговорителя и снижением уровня запаздывающего сигнала. При этом кажущийся источник звука смещается из центра базы в том же направлении, что и слушатель. Правильную локализацию центра можно восстановить, если при смещении слушателя в сторону громкоговорителя Диаграмма направленности будет оптимальной, когда расположение отдельных звуковых образов на линии базы практически не будет зависеть от расположения слушателя относительно громкоговорителей системы воспроизведения. Для удовлетворительной компенсации эффекта бокового смещения слушателя, достаточно обеспечить требуемые диаграммы направленности лишь в области средних частот. Рассмотрим два способа изменения уровней при боковом смещении. При первом используют двухполосные акустические системы, в каждой из которых звено, воспроизводящее средние и высокие частоты, заменено двумя параллельно включенными группами излучателей, одна из них совмещена с низкочастотным звеном, другая находится вблизи от центра базы. Оси двух центральных групп развернуты в сторону от средней линии. Зона допустимых смещений при стереобазе, равной 5 м, имеет ширину 2,4 м на расстоянии 1 м от базы и расширяется до 5 м при удалении на 5 м и более.

При втором способе используют акустические линзы, поворачивающие диаграмму направленности среднечастотных звеньев трехполосных громкоговорителей в сторону оси симметрии системы Для получения сдвига во времени применяют пластинчатые акустические линзы, которые устанавливают перед группой громкоговорителей. Если направление излучения звука совпадает с направлением пластин, они не оказывают никакого воздействия на формирование суммарного сигнала в удаленной точке звукового поля. Для прочих направлений сигналы, поступающие из разных каналов, образованных соседними пластинами линзы, имеют сдвиг во времени

"Сейчас любой владелец домашней студии пользуется не менее качественным и сложным оборудованием, чем то, что применяется на профессиональных студиях"

Константин Лакин

"На мой взгляд, студия базируется на трех равноценных факторах. Это - люди, помещение и аппаратура. Причем, если баланс между этими составляющими нарушается, то студия начинает работать неэффективно"

Р.Петелин, Ю.Петелин

"Музыкант должен владеть научно-техническими терминами, понимать сущность операций со звуковыми данными и алгоритмов обработки музыкального материала, смоделированных в программах"

Марк Нельсон

"Персональные компьютеры произвели революцию в мире звукозаписи, позволив заниматься сочинением, исполнением, записью и распространением своих композиций, не выходя из дому"

Сергей Матяш

"Домашняя звукозапись сама по себе очень увлекательна, ведь очень многие музыканты не стремятся сделать музыку своей работой, а просто тратят несколько часов в день на собственное творчество и получают от этого громадное удовольствие."

Владимир Новгородский

"Поверьте, что и в домашних условиях, при современной технике, можно добиться прекрасного результата. Примером тому может послужить первый альбом группы "Ase Of Bace", записанный в домашней студии."

Моно и стерео запись звука

Примерно до середины шестидесятых годов звук записывался на магнитофон при помощи одного микрофона, а воспроизводился с помощью одной колонки. Такой метод записи и воспроизведения - монофонический или моно - был хорош всем, кроме одного: в фонограмме отсутствовало привычное для нас пространственное звучание. Это создавало определенный дискомфорт при прослушивании, ведь наш слух имеет пространственную избирательность, то есть мы можем сосредоточиться на каком-то конкретном звуке. Когда же прослушивается монофонограмма, нам гораздо труднее выделить детали - они просто маскируются за наиболее громкими звуками. Поэтому сейчас стандартом является стереозапись и стереовоспроизведение фонограмм. В самом простом случае запись производится с двух широко расставленных микрофонов на два независимых канала магнитофона. То есть как бы имитируется процесс восприятия звука нашим слуховым аппаратом. При воспроизведении этой фонограммы через две широко расставленные колонки пространственная картина восстанавливается, при этом мы получаем гораздо лучшую детализацию. Наш слух получает более привычную звуковую картину, чем при монозаписи. Передаваемая в стереофонограмме пространственная «картинка» называется стереопанорамой. В панораме можно четко выделить три положения: левое, правое и центр. Звук, находящийся в центре, будет одинаково громко воспроизводиться из двух колонок. Звуки, находящиеся в левом и правом крайних положениях, будут слышны только в одной из колонок. Все остальные положения в панораме будут воспроизводиться соответственно.

Последнее время набирает обороты новая система пространственного представления звука, которая называется 3D Sound (трехмерный звук) или Surround sound (окружающий звук). Для воспроизведения трехмерного звука используется система, состоящая из четырех колонок (две фронтальные и две тыловые), которая имитирует реальное поле слуха человека. Однако для музыки она довольно бессмысленна, так как в реальных условиях музыка звучит со сцены. Для передачи ее пространственного звучания достаточно стереовоспроизведения. Единственное разумное применение тылового канала в музыкальных записях - это размещение там аплодисментов и реверберации зала. Зато уже не вызывает никакого сомнения, что такая система воспроизведения звука будет очень полезна для сопровождения кинофильмов и компьютерных игр, где ее потенциал может быть раскрыт полностью. Обычно фонограммы, которые предназначены для систем объемного звука, специальным образом закодированы (сейчас обычно кодируются звуковые дорожки фильмов). То есть вы можете их спокойно слушать на обычных стерео или моноаппаратах - никаких признаков объемного звука вы не услышите.

Для раскодирования фонограммы вам нужно приобрести специальное устройство - декодер. Только с его помощью вы получите искомое звучание. Но такие системы достаточно дороги. В более дешевых звуковых устройствах, в том числе и звуковых картах, применяется другая система объемного звучания, которая обрабатывает обычные стереофонограммы, разделяя сигнал на две части. Первая часть его поступает во фронтальные колонки без изменений, а вторая часть задерживается на небольшое время и направляется в тыловые каналы. Настоящего объемного звука с помощью таких систем вы не получите - это не больше чем его имитация.

Человеческое стремление к объемам проявилось задолго до появления видеоэффектов 3D — в звуковой сфере. На заре звукозаписи, когда не было не только цифровой аппаратуры, но и даже магнитных лент, работа со стереозвуком уже была реальностью. Правда, до середины прошлого века она имела вид экспериментов, и широкое распространение стереосистемы начали получать только к шестидесятым годам. Сегодня стереозвук для абсолютного большинства потребителей представляется естественным благом, а монозвучание аудиотехники — редкостью и игрушкой для профессионалов.

Определение

Моно , или монофония, представляет собой одноканальную запись звука (и, соответственно, его воспроизведение).

Стерео , или стереофония — двухканальная (и более) запись и трансляция звука.

Сравнение

Чем отличается моно от стерео для обычного потребителя, пользователя аудиотехники или слушателя? В первую очередь пространственным отношением. Моно не дает возможности определить пространственное положение источника звука, стерео это позволяет. Все дело в особенности устройства человеческого слуха: уши наши, хоть и расположены на небольшом расстоянии друг от друга, звук воспринимают не одновременно. Если источник звука находится справа, то сначала его услышит правое ухо, а потом левое, причем для левого частота будет иной. Мозг полученную информацию обрабатывает, и мы можем определить на слух, откуда поступил сигнал.

Звук моно записывается в одну аудиодорожку и воспроизводится одним динамиком. При этом на восприятие его не влияет пространственное положение слушателя относительно источника звука. В принципе, подключить можно и множество колонок, однако в этом случае каждая будет транслировать звук абсолютно одинаково. Стереозвук записывается при помощи двух микрофонов в две и более дорожки, и разделение по каналам происходит на уровне частот, инструментов, голоса, шумовых и звуковых эффектов. К примеру, при прослушивании монозаписи интервью звук проезжающего мимо автомобиля будет воспринят наряду с голосом опрашиваемого, а в случае стереозаписи — как фон далекий или близкий. Для воспроизведения стереозвука требуется наличие как минимум пары колонок, а для достижения оптимального эффекта слушатель должен располагаться примерно по центру от обоих источников звука. Потому стереоколонки устанавливаются по обе стороны от монитора или телевизора.

К слову, трехмерность и объемность стереозвука — своего рода фикция. Две колонки на столе или наушники объемности звучанию не придают, так как служат источниками звука, четко определяемыми мозгом как “справа” и “слева”. Если число источников увеличить (знаменитый “суперсурраунд” — звук вокруг), то это будет означать всего лишь большее количество точек воспроизведения. Для получения трехмерного эффекта и получения реальной звуковой картины, к примеру, при просмотре фильма, звук должен разноситься еще и по вертикали.

Моносистемы на сегодняшний день стали редкостью, тогда как стерео в разных вариантах исполнения полностью захватило аудиорынок. Однако для профессионалов, работающих со звуком, нет и не может быть предпочтений: одноканальные записи используются в работе наравне с многоканальными. Считается, что моно объективнее в отношении источника звука, а стерео — в отношении звуковой картины.

Выводы сайт

  1. Моно — одноканальная запись звука, стерео – двухканальная.
  2. Для воспроизведения монозвука достаточно единственного динамика, стерео — как минимум двух.
  3. Стерео позволяет определять пространственное положение источника звука.
  4. Стерео дает звуковую картину, приближенную к реальной.


Загрузка...