sonyps4.ru

2 региональная информационная инфраструктура основные функции центров. Информационная инфраструктура

Введение. 2

Информационная инфраструктура. 3

Информационно-аналитическая система (ИАС) как часть программной поддержки информационной структуры организации. 4

Проект ИАС института. 8

Заключение. 12

Литература. 14

Введение

В настоящее время управление любой деятельностью невозможно без анализа большого объема информации и ее обработки с помощью компьютеров. Использование вычислительной техники в различных областях деятельности человека прошло большой путь, который определялся не только развитием собственно техники и, но и развитием принципов и методов обработки информации как с точки зрения областей применения, так и с точки зрения широты использования.

С созданием в 80-х годах персональных компьютеров произошло не только увеличение компьютеризированных рабочих мест, а, что более важно, изменение требований к програм­мному обеспечению, которое использовалось в сфере управления и других. Программное обеспечение теперь не должно требовать специально подготов­ленного оператора и должно быть понятно специалисту в предметной области, который пользуется компьютером, как инструментом.

Кроме того, информация, с которой мы работаем теперь, распределяется между различными компьютерами и для доступа к «чужим» данным используются локальные сети, которые пришли на смену многотерминальным системам.

Еще одним немаловажным, а в последнее время, быть может, наиболее важным аспектом использования персональных компьютеров стало развитие глобальных сетей и их использование не в режиме почты, а работа в режиме реального времени. Благодаря развитию телекоммуникаций и средств связи становиться возможным доступ к огромным накопленным за столетия знаниям с использованием современных информационно-поисковых систем. Этот аспект деятельности чрезвычайно важен в научной и учебной работе, повышении квалификации. О возможностях и пропускной способности глобальных сетей говорит тот факт, что во многих компьютерных играх предусмотрена игра по Internet.

Информационная инфраструктура

Информационная инфраструктура (ИИ) – это организация взаимодействия информационных потоков (при этом несущественно какой носитель).

Создание ИИ, использующей компьютерные технологии подразумевает комплекс мероприятий который включает в себя:

Организационные мероприятия (определение структуры документов и маршрутов их движения, определение ответственности за виды проводимых мероприятий, определение правил организации разработки программ и структуры базы данных, способы финансирования и другие);

Технические мероприятия (приобретение, установка и техническое обеспечение эксплуатации оборудования, создание кабельной системы);

Определение системного программного обеспечения которое будет использоваться в организации и создание LAN как программно-технического комплекса (установка системного программного обеспечения, организация маршрутизации между подсетями, администрирование сети и работа с пользователями сети);

Обучение сотрудников организации;

Использование при работе с документами стандартного программного обеспечения, организация почтовой службы, организация доступа к Internet;

Проектирование и разработку программных продуктов и создание информационно-аналитической системы (ИАС);

Обеспечение безопасности информации;

Работу службы эксплуатации и внедрения;

Наполнение базы данных;

Обеспечением создания ИИ, использующей компьютерные технологии должны обеспечивать следующие службы (отделы или лаборатории):

1. Техническая служба. Функции – работы по монтажу LAN, установка оборудования, ремонт и замена оборудования.

2. Служба эксплуатации и внедрения. Функции – работа с Заказчиком приложений ИАС по постановке задачи, установка приложений ИАС, подготовка заданий для группы разработки программного обеспечения, обучение персонала.

3. Группа разработки программного обеспечения.

Информационно-аналитическая система (ИАС) как часть программной поддержки информационной структуры организации

ИАС – это часть программной поддержки информационной инфраструктуры организации, обеспечивающая специальные задачи управления.

При разработке любых программных продуктов существует проблема устаревания программы на момент ее создания и как следствие этого необходимость модификации ее сразу после окончания разработки. Поэтому важными становятся два требования к разрабатываемым в настоящее время программным продуктам и ИАС в частности. Первое – система должна быть открыта, а не являться “вещью в себе”, изменения в которую могут внести только люди, ее разработавшие. Второе – технологии, которые используются во время разработки должны быть по крайней мере современными, а еще лучше учитывать тенденции развития программного обеспечения. Этот пункт относиться как к механизмам, которые реализуются разработчиками программного продукта, так и к тем средствам, которые используются во время разработки.

Во-вторых, популярностью в настоящее время пользуются программные продукты которые либо несут в себе средства модификации программ, либо являются настолько простыми и универсальными, что не требуется их доработка. Разработка сред со своими собственными средствами и языками модификации данных является несколько усложненным и невыгодным при использовании поскольку сомнительно, что собственный язык будет настолько лучше уже существующих, чтобы имело смысл его изучать и использовать в качестве стандартного на данном предприятии. Кроме того, проблема “запаздывания” разработки, очевидно, в этом случае увеличивается.

В-третьих, при разработке ИАС должен соблюдаться модульный принцип организации приложений и данных поскольку в этом случае могут производиться дополнения и изменения с меньшими затратами и гарантировано отсутствие изменений в частях, которые не затрагиваются при модификации других частей.

Таким образом:

1. ИАС - это открытая, модульная система, использующая архитектуру клиент-сервер с реализацией правил бизнес логики как COM объектов сервера транзакций.

2. Уточнение свойств объектов, которыми оперирует ИАС может быть произведено пользователем на описательном уровне. Для этого могут быть написаны компоненты системы, использующие Wizard технологию.

3. Модули, реализующие новые объекты и функции системы должны создаваться в основном на уровне сервисов и объектов сервера.

4. Рабочие места специалистов (АРМы) должны компоноваться как контейнеры, содержащие модули (экранные формы и процедуры обработки отчетов) работы с отдельными объектами ИАС и, возможно, создаваться на уровне описаний того, что включает в себя данный АРМ.

5. Должны использоваться готовые программные продукты, поддерживающие работу с базами данных. Например, генератор отчетов Crystal Report или MS Excel.

6. Существуют компоненты ИАС, которые обладают подобной структурой и используют одинаковые методы обработки данных для всех предприятий и учреждений (“структурный инвариант ИАС”), например, бухгалтерия (АРМ главного бухгалтера), которая вследствие того, что принципы ведения бухгалтерского учета едины для любых организаций (принцип двойных проводок и журнально-ордерная система отчетности). Например, организационную структуру учреждения или персонал организации. Другим типом задач (“функциональным инвариантом ИАС”) являются компоненты ИАС, которые выполняют одинаковые функции, но исходя из различных соображений и используя, быть может, различные исходные данные. К функциональным инвариантам можно отнести задачу расчета заработной платы. Функциональные инварианты должны быть реализованы как библиотека COM объектов. Важным в данном случае является то, что интерфейсы COM объектов такой библиотеки могут быть определены один раз и в дальнейшем не меняться.

Очевидно, что для описания специфики деятельности предприятия и уточнения содержания компонент-инвариантов потребуются дополнительные данные и функции их обработки. К уточняющим компонентам можно отнести, например, ученые степени сотрудников института. Как правило, уточняющие данные связаны с основными как многие к одному. Обеспечение связности данных производится на уровне объектов базы (связи и триггера). Удаление или перенос в архив основных данных должны производится вместе со всеми уточняющими записями. При этом работа с записями одной уточняющей таблицы реализуется на уровне хранимых процедур SQL сервера, а COM объект сервера транзакций обеспечивает последовательный вызов хранимых процедур для каждого объекта. Добавление, изменение и удаление уточняющих компонент не может привести, таким образом, к изменению структуры ИАС в целом, а только изменить содержание некоторых отчетов.

Кроме вышеперечисленных есть модули, реализующие частные задачи и взаимодействующие с инвариантами системы и дополнительными модулями. Если рассматривать учет материальных ценностей и проекты организации, то задачи обработки заявок и получения материалов являясь дополнительным сервисом связывает эти инварианты. Дополнительными модулями являются, модули, обеспечивающие функции статистической и другой обработки информации хранящейся в одной базе данных и экспорт уже обработанного в другую базу. Примером такой задачи будет “оплата за обучение в вузе”, которая связывает оплату каждого студента и кассу института, как часть АРМа главного бухгалтера. Другим примером является экспорт данных о выпускниках ВУЗа в базу выпускников всех учебных заведений России. Очевидно, что дополнительные модули могут не содержать никаких данных. В этом случае их реализация может заключаться в программировании COM объектов сервера транзакций и добавлением его вызова в программе клиента. Если для работы дополнительного модуля требуется хранение какой-то информации, таблицы могут создаваться в другой базе данных.

Поскольку любая ИАС содержит большое количество разнообразных данных, а одним из основных принципов реляционных баз данных является то, что в системе не должно быть дублирования данных, вопрос связей между компонентами один из основных. Некоторые связи являются атрибутами структуры данных отдельных компонент. Например, ссылка на сотрудника в таблице отпусков. Другие – это отдельные таблицы, реализующие отношения многие ко многим. Например, таблица назначений на должности, которая содержит две ссылки: на человека и на должность. Таблицы связей в этом случае могут содержать дополнительные данные, которые уточняют характеристики конкретной связи между экземплярами двух и более объектов (в случае люди – должности такой характеристикой может быть размер ставки, т.е. 0.5, 1, 1.25). Такие таблицы являются основой для определения правил бизнес логики ИАС. Некоторые связи между данными системы могут быть временными и содержать только две ссылки. Назовем такой вид связи объединением. Очевидно, процесс создания таблиц связи, установления связей между записями и удаления связи можно автоматизировать поскольку необходимой для этого информацией являются только имена таблиц, которые необходимо связать, и полей этих таблиц, которые будут ключами связи и тех, в которых будет находиться содержательная информация (характеристики записей). Для определения конкретной связи достаточно двух списков в клиентском приложении, содержащих характеристики связываемых записей, и собственно механизма установления и удаления связи.

Таким образом в информационно-аналитической системе (ИАС) предприятия или учреждения должны быть компоненты различной степени уникальности (имеется ввиду возможность их использования без изменений или с небольшими изменениями другой организацией). Различные части ИАС имеют различный “вес”. Одни должны быть обязательно в любой системе; другие могут быть, а могут и не быть; третьи, описывающие временные связи, возникают в системе и исчезают из нее во время ее эксплуатации. Кроме того, некоторые объекты могут быть созданы только как часть других объектов.

Любой программный комплекс на этапе анализа должен рассматриваться с четырех точек зрения:

Объектов, существующих в системе;

Функциональных зависимостей между объектами;

Рабочих мест, отражающих структуру организации и являющихся контейнерами модулей обработки объектов.

Уровней доступа к данным и их модификации;

Схема задач и компонент ИАС отражает 1, частично 2-й и 3 вышеперечисленные аспекты.

На этапе проектирования программистами и специалистами института должны быть точно и полностью определены основные потоки данных системы, правила связывания и обработки данных, АРМы на которых будет вводиться и изменяться информация. Кроме того, необходимо определить группы пользователей и права их доступа.

При проектировании этой системы к ее архитектуре предъявлялись следующие требования:

Использование архитектуры клиент-сервер;

Организация АРМов специалистов и руководителей как контейнеров, содержащих унифицированные модули клиентских приложений;

Каждый отдельный модуль приложения клиента должен обеспечивать работу с каким-либо объектом сферы управления институтом.

Таким образом, рабочие места в процессе разработки и сдачи в эксплуатацию могут расширяться за счет новых компонент без потери работоспособности уже существующих.

Такой подход к архитектуре системы позволяет в дальнейшем производить изменения и развитие системы независимыми разработчиками. Таким образом не так остро стоит вопрос: «а будет ли система работать без людей ее создававших?»

Следует отметить, что в структуре компонент и задач ИАС не описаны рабочие места, однако, из вышеизложенного следует, что если объект присутствует в системе, его клиентский модуль может быть легко включен в любой АРМ, или на его основе создан новый АРМ (рис. 1).


Рисунок 1. Структура задач и компонент ИАС

Заключение

Использование информационной технологии (ИТ) относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам. Руководство предприятий часто отказывается их решать, так как не чувствует себя достаточно компетентным. Решения обычно возлагаются на руководителей информационных служб или специализированные внешние организации. Хозяйственные риски, связанные с ИТ, постоянно растут, и неясно, до каких пор руководство предприятий будет недооценивать этот важный стратегический ресурс. Правда, в последнее время высший менеджмент стал внимательнее относиться к ИТ. Именно от него должны исходить решающие инициативы по изменению ситуации в данной сфере.

Использование систем автоматизации деловых процессов позволяет говорить о следующих преимуществах внедрения новой технологии организации управленческой деятельности по сравнению с традиционными:

Обеспечивается высокая эффективность принятия решений;

Рационализируются и интегрируются информационные процессы, в том числе совершенствуется организация документооборота предприятия;

Поддерживается оперативная настройка системы автоматизации на изменения порядка работы, складывающегося на предприятии;

Устраняется дублирование функций;

Повышается эффективность работы в целом;

Снижаются расходы на информационное сопровождение функционирования предприятия.

Перечисленные достоинства технологии, а также ее успешное внедрение и использование на многих предприятиях (как за рубежом, так и в России) дает возможность говорить о ней как о современной эффективной технологии организации управленческих процессов, обладающей большим будущим.

Таким образом, возможно, что для многих российских предприятий наилучшей стратегией внедрения ИТ может стать одна из следующих:

Использовать какую–либо развивающуюся российскую систему, получая соответствующие скидки на обновленные версии и подготавливая управленческий персонал к ее возрастающим функциональным возможностям. В этом случае остается надеяться, что грань в подходах, лежащих в основе построения отечественных и зарубежных систем, со временем сотрется.

Внедрить относительно недорогую российскую учетную систему, что позволит достичь полного соответствия российскому законодательству, и со временем интегрировать ее с системой управления предприятием типа ERP. Следует отметить, что по этому пути пытались пойти некоторые поставщики ERP-систем на нашем рынке, предпочтя доработке собственной системы ее интеграцию с качественными российскими продуктами.

Литература

1. Мишенин А.И. Теория информации. – М.: Финансы и статистика, 1999

2. Жеребин В.М., Мальцев В.Н., Савалов М.С. Экономические информационные системы. – М.: Наука, 1998

3. Введение в информационный бизнес: Учеб. пособие / под ред. Тихомирова В.П. – М.: Финансы и статистика, 1996

Инфраструктура - слово, которое у всех на слуху. Мы привыкли слышать его с экранов телевизора, по радио, находить понятие "инфраструктура" в газетах, и не случайно этот термин сегодня столь популярен. Понятие это относится практически ко всем видам жизнедеятельности и бизнеса. Чем бы мы ни занимались и где бы ни находились, так или иначе именно она обеспечивает нашу жизнь. Что такое инфраструктура, определение этого термина, а также какие бывают виды ее, вы узнаете, прочитав эту статью. В ней также представлены примеры, которые позволят вам лучше разобраться в данной теме. Вы узнаете, что такое объект инфраструктуры, каковы его особенности. Обо всем этом читайте ниже.

На земле еще остались такие места, где группа людей или конкретный человек лишены инфраструктуры. Другими словами, они находятся наедине с природой. Однако и в этом случае окружающий нас мир можно также обозначать интересующим нас понятием. Так что такое инфраструктура?

Определение ее весьма многозначно. При различном толковании она представляется по-разному. Конечно, такое расширенное определение слишком далеко нас заведет, потребует различных философских построений, поэтому постараемся ограничиться более узким понятием.

Понятие "инфраструктура"

Прежде всего определим сам термин, обозначим, что такое инфраструктура. Под ней на интуитивном уровне мы понимаем различные объекты, созданные человеком, техногенного происхождения, использующиеся для ведения бизнеса, а также обеспечивающие жизнь общества и/или человека.

Таким образом, можно сказать, что инфраструктура (от латинского infra - "под", "ниже" и structura - "расположение", "строение") - целый комплекс связанных между собой обслуживающих объектов или структур, обеспечивающих и/или составляющих основу функционирования определенной системы. Этот термин был позаимствован из военной лексики. Вот что такое инфраструктура, говоря кратко.

Виды инфраструктур

Существует множество видов инфраструктур. В этой статье мы перечислим лишь основные, к которым наиболее часто обращаются. Список этот можно продолжить, включив и другие виды.

Социальная инфраструктура

Что такое социальная инфраструктура? Ответим на этот вопрос. Она представляет собой совокупность предприятий и отраслей, обеспечивающих функционально нормальную жизнедеятельность общества. Другими словами, это жилье, строительство его, объекты культурного назначения, сфера ЖКХ, организации и предприятия систем здравоохранения, дошкольного воспитания, образования, организации и предприятия, связанные с досугом и отдыхом, общественное питание, розничная торговля, спортивно-оздоровительные учреждения, сфера услуг, пассажирский транспорт, система учреждений, которые оказывают услуги финансово-кредитного и правового характера (нотариальные конторы, юридические консультации, банки, сберегательные кассы) и др. Вот что такое социальная инфраструктура. Список объектов ее можно продолжить, так как мы перечислили только основные.

Транспортная инфраструктура

Переходим к следующему виду и ответим на вопрос о том, что такое транспортная инфраструктура. Это совокупность предприятий и отраслей транспорта. Производственно-технологические комплексы, сооружения, предназначенные для обслуживания фрахтователей, пассажиров, грузополучателей, грузоотправителей, фрахтовщиков и перевозчиков, а также для того, чтобы обеспечить работу различных транспортных средств - вот что такое объект транспортной инфраструктуры.

Этот список был составлен нами, опираясь на Федеральный закон, в котором все это прописано - N 259-ФЗ от 08.11.2007.

Что такое информационная инфраструктура?

Информационная инфраструктура - система организационных информационных подсистем, структур, обеспечивающих функционирование тех или иных объектов. Другими словами, данный вид представляет собой совокупность определенных базовых информационных служб, систем передачи и хранения данных, а также вычислительных, которые являются основой для обеспечения любых сервисов, передающих данные.

Существует ряд требований, предъявляемый к информационной инфраструктуре сегодня. Главные из них: высокая катастрофоустойчивость и доступность, сохранность и безопасность данных, возможность эффективного управления, адаптации решений и масштабируемость.

Является сегодня актуальной следующая модель, по которой организуются информационные инфраструктуры - это консолидация соответствующих вычислительных систем, а также ресурсов хранения информации. Активно применяются средства организации облачных платформ и виртуализации.

Данный вид включает в себя совокупность различных информационных центров, банков знаний и данных, подсистем, систем связи, аппаратно-программных технологий и средств обеспечения обработки, хранения, сбора и передачи информации, центров управления. Вот что такое информационная инфраструктура.

Другие виды инфраструктур

Инженерная - различные системы, служащие для инженерно-технического обеспечения сооружений и зданий.

Инфраструктурой экономики называется совокупность видов и отраслей деятельности, обслуживающих хозяйство и производство в целом. По аналогии можно ответить и на вопрос о том, что такое инфраструктура рынка.

Военная инфраструктура представляет собой системы отдельных сооружений и стационарных объектов, являющихся основой для ведения военных действий, развертывания вооруженных сил и обеспечения оперативной и боевой армейской подготовки.

Многообразие определений

Из данного многообразия определений, множества ответов на вопрос о том, что такое инфраструктура (виды которой, кстати, перечислены нами не все) можно сделать вывод, что у понятия этого множество толкований, поэтому при использовании его необходимо уточнять, ограничиваясь удобными для нас рамками.

Чтобы упростить задачу, мы будем понимать под данным термином объекты обеспечения и/или средства производства жизнедеятельности (жизненно важных потребностей) человека, обеспечивающие тот или иной процесс/дело/бизнес.

Очень важно не отождествлять и не смешивать инфраструктуру с бизнесом, структурами и процессами, поскольку сама она ничего не производит и не делает. Это всего лишь материальная основа. Без того, что обеспечивает инфраструктура, она рассыпается на различные отдельные объекты техногенного происхождения.

Свойства инфраструктуры

Она рукотворна, то есть представляет собой результат труда.

Она обеспечивает наши материальные потребности; созданные руками человека объекты или структуры, обеспечивающие духовность, культуру и т. п. мы в этой статье не рассматриваем.

Инфраструктура требует определенных мер для того, чтобы поддерживать свое работоспособное состояние.

Она может быть посчитана и измерена, то есть поддается количественной оценке.

Инфраструктура имеет описывающие ее эффективность и мощность характеристики как со стороны обеспечения полезных функций, так и с точки зрения рисков, возникающих при эксплуатации, и надежности.

Она имеет доступные и известные для конкретного вида способы замены и ремонта, поддержания работоспособности, оцениваемые в натуральном и денежном выражении. Вот что такое инфраструктура в более узком понимании.

Примеры инфраструктуры с данными свойствами

Для нефтяной компании она представляет собой трубопроводную систему. Инфраструктура состоит из различного назначения нефтепромысловых трубопроводов, а также внешнего транспорта газа и нефти и внутриплощадочных трубопроводов на установках перекачки и подготовки воды, газа и нефти. Количественные характеристики ее:

  • диаметр (мм), длина (км), толщина стенки (мм), а также назначение трубопроводов (смесь/вода/газ/нефть и т. п.);
  • пропускная способность (выражающаяся в м 3 /тонн в сутки);
  • сроки службы каждого из трубопроводов (количество лет);
  • число инцидентов и аварий на них (шт.), экологический ущерб (руб.), производственные потери (руб.), штрафные санкции (руб.);
  • техническое диагностирование и обслуживание (руб./км), защита от коррозии (руб./км), ремонт дефектов (руб./км/шт.), а также замена (руб./км).

К инфраструктуре нефтяной компании относятся:

Объекты подготовки газа и нефти;

Линии электропередач;

Добывающие скважины, включая погружное оборудование;

Для страны/города:

Сооружения и здания, в том числе социальные объекты, жилой фонд и т. п.;

Транспортные коммуникации, включая линии электропередач, железнодорожную и дорожную сети;

Трубопроводная инфраструктура - канализация, сети холодного и горячего водоснабжения;

очистные сооружения, свалки;

Государство и бизнес направляет на инфраструктуру большие средства, а на ее строительство, поддержание в нормальном состоянии и эксплуатацию работает значительная часть населения. Так как в большинстве своем финансируется она из федерального бюджета, то проблемы и вопросы, связанные с ее функционированием, многим интересны.

Глобальная информационная инфраструктура

Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Информационная инфраструктура в России

Президент Российской Федерации посредством документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» обозначил задачу перехода страны на инновационный путь развития. Но для этого нашей стране необходима информационная инфраструктура, которая на данный момент активно развивается, а потому привлекает к себе огромное внимание. В России ещё не сложилась информационная инфраструктура, которая обеспечила бы информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до её внедрения в жизнь.

Примеры информационной инфраструктуры

В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

  • Сетевые СМИ

Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран. В то же время есть примеры-результаты работы конкретных организаций:

  • Science Citation Index от фирмы Institute for Scientific Information.

Science Citation Index - это индекс цитирования, введенный в 1961 году и охвативший на тот момент информацию порядка 600 журналов. Сегодня данный индекс является одним из крупнейшим и охватывает более 16 000 источников информации.

  • STN от фирмы Thomson Scientific.
  • Слой 1. Пользовательский (потребительский) слой - слой потребителей информационного ресурса с правилами их взаимодействия с информационной структурой.
  • Слой 2. Функциональный слой с совокупностью услуг, предоставляемых пользователям (потребителям) различными поставщиками информации.
  • Слой 3. Информационный слой, в котором непосредственно содержится информационный ресурс.
  • Слой 4. Коммуникационный слой, рассматриваемый как единая информационная магистраль (информационная сеть).

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационная инфраструктура" в других словарях:

    Система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. Информационная инфраструктура: включает совокупность информационных центров, банков данных… … Финансовый словарь

    информационная инфраструктура - Совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам. [ГОСТ 7.0 99] информационная инфраструктура Совокупность организационных структур, которые поддерживают… … Справочник технического переводчика

    ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА - совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам … Юридическая энциклопедия

    информационная инфраструктура - 3.1.34. информационная инфраструктура: Совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Информационная инфраструктура - 3.9. Информационная инфраструктура: Система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства и средств информационного взаимодействия. Примечание. Информационная инфраструктура: включает… … Официальная терминология

    информационная инфраструктура - Rus: информационная инфраструктура Eng: information infrastructure Fra: infrastructure d information Совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам. ГОСТ 7.0 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

    Информационная инфраструктура - структура системы информационного обеспечения деятельности ПС РФ, представляющая собой совокупность должностных лиц и органов, занимающихся информационным обеспечением, информационно вычислительных центров, пунктов управления, узлов и линий связи … Пограничный словарь

    ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА - согласно ГОСТ 7.0–99 СИБИД «Информационно библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», – совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    Информационная инфраструктура государств-участников СНГ - совокупность имеющихся в государствах Содружества информационных ресурсов, средств теле, радио, телефонной, телефаксной, специальной, спутниковой, почтовой, телеграфной связи и условий для их использования в интересах сотрудничества государств… … Официальная терминология

    Информационная инфраструктура инновационной деятельности - множество юридических лиц, ресурсов и средств и других элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее целостность, направленную на обеспечение информационного обслуживания инновационной деятельности...

Информационная инфраструктура - система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Включает в себя:

Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    IaaS: Инфраструктура как сервис. ProCloud

    Лучший по профессии Гирба Е Ю УМЦ Серпухов

Субтитры

Глобальная информационная инфраструктура

Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Информационная инфраструктура в России

Президент Российской Федерации посредством документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» обозначил задачу перехода страны на инновационный путь развития. Но для этого нашей стране необходима информационная инфраструктура, которая на данный момент активно развивается, а потому привлекает к себе огромное внимание. В России ещё не сложилась информационная инфраструктура, которая обеспечила бы информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до её внедрения в жизнь.

Примеры информационной инфраструктуры

В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

  • Сетевые СМИ
  • Реклама , пиар

Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран. В то же время есть примеры-результаты работы конкретных организаций:

  • Science Citation Index от фирмы Institute for Scientific Information .
  • Слой 1. Пользовательский (потребительский) слой - слой потребителей информационного ресурса с правилами их взаимодействия с информационной структурой.
  • Слой 2. Функциональный слой с совокупностью услуг, предоставляемых пользователям (потребителям) различными поставщиками информации.
  • Слой 3. Информационный слой, в котором непосредственно содержится информационный ресурс.
  • Слой 4. Коммуникационный слой, рассматриваемый как единая информационная магистраль (информационная сеть).

Одобрена концепция подключения к интернету 100 тыс. социально значимых объектов

28 февраля 2019 года стало известно, что Правительство России одобрило Концепцию подключения к сети интернет социально значимых объектов. Речь идет об обеспечении доступа в интернет более 100 тыс. объектов: образовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, отделений полиции, Росгвардии , пожарных частей, военкомов, органов государственной власти и местного самоуправления.

Ранее обеспечение широкополосным доступом в интернет (ШПД) социально значимых объектов было заложено в программу «Цифровая экономика ». Первый вариант данной программы вместе с планом мероприятий по разделу «Информационная инфраструктура » был принят в 2017 года. Тогда в документах говорилось о подключении к интернету органов государственной и муниципальной власти и медицинских организаций .

В конце 2018 года были утверждены национальная программа «Цифровая экономика» и федеральный проект «Информационная инфраструктура». В них значительно было расширено число объектов, которым необходим доступ в интернет, он совпадает с перечнем организаций, обозначенных в упомянутой Концепции.

Так, в федеральном проекте «Информационная инфраструктура» речь идет о подключении к интернету пожарных частей и постов в малочисленных населенных пунктах. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) вместе с властями субъектов федерации составят перечень пожарных частей, которые нуждаются в подключение к интернету, вместе с требованиями к каналам связи для них.

Соответствующие документы будут переданы в Минкомсвязи . После чего подрядчика по данному проекту определят на конкурсе или путем решения правительства. На обозначенные цели федеральный бюджет в 2019 г. потратит 500 млн руб., в 2020 г. - 1 млрд руб., в 2021 г. - еще 2,5 млрд руб. То есть всего подключение пожарных частей к интернету обойдется федеральному бюджету в 4 млрд руб.

Другое запланированное мероприятие - подключение к интернету участковых пунктов полиции, территориальных органов Росгвардии и подразделений войск национальной гвардии, в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции, в малочисленных населенных пунктах.

Еще одно мероприятие состоит в создании системы контроля предоставления услуг связи для социально значимых объектов. С этой целью сначала будут разработаны перечни параметров и показателей качества и норм услуг, методическое обеспечения и программного-аппаратного комплекса контроля предоставления услуг связи для такого рода объектов.

Затем будут разработаны средства тестирования и отлажены модули программно-аппаратного комплекса предоставления услуг связи для такого рода объектов.

В 2020 г. будут созданы опытные зоны контроля предоставления услуг связи для социально значимых объектов. До конца 2021 г. система контроля качества предоставления услуг связи заработает на всей территории страны.

На оснащение социально значимых объектов программно-аппаратными комплексами контроля предоставления услуг связи федеральный бюджет выделит в 2019 г. 390 млн руб., в 2020 г. и в 2021 г. - по 170 млн руб. То есть всего на эти цели потребуются бюджетные средства на сумму 730 млн руб. Проект будут курировать Минкомсвязи и Россвязь , подрядчика выберут на конкурсе.

Таким образом, всего в 2019-2021 гг. федеральный бюджет потратит 12,39 млрд руб. на подключение к интернету в пожарных частях, полицейских участках и подразделениях Росгвардии в малонаселенных пунктах страны, а также о военных комиссариатах по всей территории страны.

С учетом ранее заложенных в программу «Цифровая экономика» планов по подключению к интернету органов государственной власти и местного самоуправления расходы федерального бюджета составят 22,8 млрд руб. А с учетом системы контроля качества услуг для социально значимых объектов - 23,5 млрд руб.

Для решения задачи обеспечения доступа в интернет социально значимых объектов государство поддержит строительство федеральной LTE -сети в диапазоне 450 МГц, говорил ранее замминистра связи Олег Иванов . На февраль 2019 года в большинстве регионов частоты в диапазоне 450 МГц принадлежат сотовому оператору Tele2 , совладельцем которого является «Ростелеком». В ряде регионов, включая Москву , Санкт-Петербург , Московскую и Ленинградскую области , такие сети уже запущены.

Созданием сотовой сети для социально значимых объектов готовы заняться «Ростелеком» и Tele2

По предположениям замминистра связи, контракт с исполнителем может быть заключен в апреле-мае 2019 года. По его словам, проектом также заинтересовались два отечественных производителя базовых станций и один локализованный в РФ вендор, но «пока обязывающих соглашений не подписано».

Кроме того, концепцией также предусмотрено, что к интернету благодаря проекту также будут подключаться физические и юридические лица.

По заявлению представителей «ЭР-Телеком Холдинге» , компания выступает за технологическую нейтральность и конкуренцию при решении подобных задач.


Оператор намерен участвовать в конкурсах, если их условия будут позволять оказывать услуги на экономически выгодной основе.

Цифровой профиль гражданина начнется с сервиса банковских кредитов

Пилотным проектом запуска цифрового профиля гражданина может стать сервис предоставления банковского кредита без заполнения анкет и предъявления бумажных документов. Это следует из концепции, в целом одобренной рабочей группой «Нормативное регулирование» при АНО «Цифровая экономика» , заседание которой прошло 6 февраля 2019 года на площадке Министерства экономического развития РФ .

Цифровой профиль гражданина, создаваемый в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» нацпроекта «Цифровая экономика» , позволяет получить доступ к данным государственных информационных систем. Эти данные гражданин сможет согласиться предоставить какой-либо организации – государственной или коммерческой (с помощью смартфона или компьютера). Подробнее .

2018: Замминистра связи Алексей Козырев на IT Gov Day - о развитии цифровых государственных платформ

Алексей Козырев рассказал о развитии государственных цифровых платформ

Платформа идентификации необходима, чтобы и у бизнеса, и у гражданина был цифровой ключ, который позволял бы проводить электронные транзакции, осуществлять юридически-значимое взаимодействие в цифровом виде.

У каждого гражданина должен быть электронный профиль. Мы привыкли, что у нас есть профили в социальных сетях, в мессенджерах. В профиле содержатся данные, которые мы разрешаем или запрещаем получать другим информационным системам. Стало обычным делом – залогиниваться в различные сервисы, используя, например, учетную запись Facebook или «ВКонтакте ». И такой электронный профиль должен быть основан на данных, проверенных и подтвержденных государством. И каждый раз, когда мы проводим ту или иную транзакцию, должна быть возможность эти персональные данные либо предоставить, либо запретить к ним доступ, если мы не хотим их куда-либо больше передавать. Это довольно интересный подход к тому, как распоряжаться своими персональными данными, - отметил заместитель министра связи.

Сейчас государство хранит огромное количество персональной информации граждан, напомнил слушателям Алексей Козырев, при этом сами граждане могут получить эту информацию в ограниченном объеме и посредством довольно сложной процедуры под видом госуслуги. Вместе с тем, констатировал он, по сути эта информация в большинстве случаев она даже не нужна как бумажная справка, а лишь в виде машиночитаемых данных, которые будут обрабатываться другими информационными системами. Поэтому электронный профиль гражданина, бизнеса, содержащий данные и возможность для субъекта управлять этими данными – это важная задача, на решение которой будет направлено дальнейшее развитие платформы идентификации и аутентификации,говорит Козырев.

Очень важный момент – привязка живого человека к электронному профилю должна осуществляться доверенным агентом, подчеркнул Алексей Козырев.


С целью удобства пользования электронным профилем, необходим электронный паспорт - носитель с чипом, на который записана важная информация из электронного профиля гражданина, продолжил Алексей Козырев, выразив надежду, что уже в 2018 году какие-то решения в этом направлении будут приняты.

Прообразом будущей платформы цифровой идентификации и аутентификации может стать ЕСИА, поскольку она популярна – в ней зарегистрировано более 65 млн. граждан. С июля 2018 года, пояснил замминистра, в ЕСИА будет добавлена биометрия , а в дальнейшем планируется добавить функцию авторизации, то есть проверки полномочий действующего лица, и возможность использовать ЭЦП из облака .

Вторая важная в контексте развития цифровой экономики платформа – интеграционная шина данных. С ее помощью машиночитаемые данные должны передаваться от источника мастер-данных ко всем системам, где они будут использоваться. Речь идет, в том числе, о данных коммерческого сектора экономики. СМЭВ де-факто переросла свой изначальный функционал, констатировал замминистра, она теперь используется не только для госфункций, а для разнообразных интеграционных процессов. Минкомсвязи планируют дальше развивать ее функционал с тем, чтобы построить на основе этой системы единую модель данных, выстроить технические стандарты создания и обмена данными.


Третья важная платформа будущей цифровой экономики - единая витрина данных, государственный «маркетплейс» по образцу «Яндекс.Маркета» или Amazon , который позволил бы объединить в едином пространстве сервисы более 7 тыс. сайтов, принадлежащих сегодня органам власти, различным госорганизациям. Это очень важно и с точки зрения экономии, и с точки зрения удобства предоставления сервисов и информации пользователям, подчеркнул Алексей Козырев.

В частности, это позволит реализовать предоставление гражданам информации в режиме одного окна. Система при помощи искусственного интеллекта сможет диспетчеризировать запрос гражданина и в контексте ведомства, и в контексте законодательства с тем, чтобы ответ был и содержательным, и своевременным.

Алексей Козырев также коснулся экономических процессов на территории ЕврАзЭс в контексте цифровой интеграции. Развитие государственных цифровых платформ будет осуществляться с учетом процессов на территории ЕврАзЭс, подчеркнул замминистра, для чего в рамках Комиссии ЕврАзЭс создан специальный проектный орган, который будет координировать работу в этом направлении и куда Минкомсвязи планирует направить предложения по созданию на пространстве ЕврАзЭс цифровых платформ.

В завершение доклада Козырев коснулся вопросов финансирования развития цифровых технологий со стороны государства. Постоянно вкладывать в них бюджетные деньги в силу их естественного морального устаревания – затратный процесс. Поэтому необходимо активизировать механизмы ГЧП , отметил замминистра связи. Однако ключевые сервисы – электронная идентификация и аутентификация, геоинформационная система – по всей видимости, должны оставаться под контролем государства, заключил он.

Озвученные тезисы о развитии цифровых платформ будут отражены в нескольких документах, рассказал Алексей Козырев, отвечая на вопросы после доклада. Во-первых, по программе «Цифровая экономика» утверждены планы реализации программы и связанные с ними мероприятия. Одно из мероприятий в разделе информационной инфраструктуры предполагает разработку и утверждение концепции развития государственных цифровых платформ. Она находится в разработке, после чего концепцию планируется утверждать на подкомиссии по цифровой экономике.

Относительно повестки ЕврАзЭс Минкомсвязи готовит предложения со стороны РФ по реализации совместных проектов. Предложения будут направлены на то, чтобы российские государственные платформы были интегрированы с аналогичными платформами партнеров по ЕврАзЭс.

В свою очередь, по теме ГЧП есть три законопроекта, рассказал замминистра связи. Здесь будут скорее, законодательные инициативы, которые разрешат концессию в сфере создания и развития информационных систем. Кроме того, есть целый ряд инициатив, направленных на то, чтобы можно было коммерческие деньги использовать, чтобы госинформсистемы дорабатывать или финансировать их эксплуатацию для нужд коммерческих организаций.

Очень много данных, хранящихся у государства, требуются, например, банкам для кредитного процесса. При этом персональные данные банки могут получать с электронного согласия граждан, предоставляемого онлайн через системы электронного правительства. Но когда коммерческие организации начинают использовать государственные системы, возникает вопрос о том, кто за это заплатит. И нужны механизмы, позволяющие коммерческим организациям, которые существенно экономят на снижении рисков, на повышении качества кредитного портфеля, оплачивать растущую нагрузку на государственные ИТ-системы. Такие механизмы мы тоже будем создавать, - резюмировал Козырев.

2017

Представлен план мероприятий по развитию информационной инфраструктуры в рамках «Цифровой экономики»

Отдельный раздел плана мероприятий посвящён мерам поддержки создания инфраструктурных компонентов нового типа – цифровым инфраструктурным платформам. Ключевой особенностью такого вида платформ является возможность их переиспользования и применения в самых различных отраслях экономики. Так, например, сквозная платформа индустриального интернета, с одной стороны, позволит ускорить и упростить переход отечественной промышленности на «рельсы» «Индустрии 4.0 », а с другой – стимулировать развитие «умного» транспорта, обеспечив связность транспортных средств и дорожной инфраструктуры. В целом, в плане мероприятий предусмотрено определение и создание не менее 5 цифровых инфраструктурных платформ, а также разработка мер их поддержки, в том числе со стороны институтов развития.

Включение федеральной беспроводной сети LPWAN для интернета вещей

5 сентября 2017 года стало известно, что в программе «Цифровая экономика », разработанной Минкомсвязи по поручению президента Владимира Путина , после утверждения Правительством появился ряд новых пунктов. В том числе в разделе «Информационная инфраструктура» теперь присутствует пункт о строительстве сети стандарта LPWAN .

Согласно программе, до конца 2017 года будет разработана концепция развития сетей узкополосной сети связи сбора телеметрической информации в городах с территорий более 100 кв. км. Также будут определены потребности в услугах, подходы к созданию и использованию сети LPWAN.

Программа цифровизации, по мнению экспертов, должна быть ориентирована, в том числе, на снижение издержек предпринимателей и граждан, обеспечение свободы движения товаров, услуг и капитала, всестороннюю кооперацию хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве .

Что касается развития цифровой инфраструктуры, то прежде всего необходимо обеспечить всеобщий и безлимитный доступ в интернет. В качестве приоритетных направлений экспертный совет также предлагает выделить работу с большими данными, обеспечение защиты информации , создание сервисов на основе искусственного интеллекта, а также идентификацию пользователей и технических устройств.

В рамках нормативно-правового регулирования цифровой экономики эксперты предлагают обеспечить регулирование в таких сегментах, как электронная торговля, защита данных и интеллектуальной собственности, передача технологий. Также, по их мнению, нужно проработать вопросы регулирования деятельности в РФ глобальных цифровых компаний и создать нормативно-правовую базу для функционирования рынка труда в условиях цифровой экономики.



Загрузка...