sonyps4.ru

Зачем нужен язык программирования Rust? Обзор языка программирования Rust На каком языке программирования написан rusty.

Rust набирает популярность, но при этом многие до сих пор не понимают его ценности и функций. Мы расскажем про основные преимущества языка программирования Rust.

Что общего у Rust и других языков?

В перечисленные определения сложно поверить, это выглядит нереалистичным заявлением, так как ранее все языки выбирали одну из сторон: надёжность или производительность.

Ярким представителем высокой скорости является , но всем нам известно, как часто появляются ошибки из-за неправильного доступа к выделенной памяти, удалённым серверам, а о непредсказуемых выводах результатов работы и говорить нечего. Из-за нескольких потоков записи часто сложно предсказать результат.

Уклон в сторону надёжности лучшим образом демонстрирует язык Haskell , который имеет компилируемую природу и обеспечивает высокие показатели безопасности. Всё, что можно компилировать, будет исправно работать. Главный недостаток - это низкая производительность, сложно представить проект, требующий высокой скорости написанный на Haskell .

Нейтральную позицию, некоего баланса занимают , и остальные. В них уклон поставлен в практичность.

Rust вобрал в себя лучшие характеристики C++ и Haskell , а также смог сохранить достаточную практичность и функциональность от остальных конкурентов.

В чем же прелесть языка Rust?

Волшебные характеристики Rust стали доступными при помощи основ компилирования и информации о сущности владельца (owner ), о программисте, который только временно отлаживает или занял проект (mutable borrow ), а также об обычном зрителе (immutable borrow ).

При программировании на Java или же C++ , приходится удерживать данную информацию в памяти, хотя вид данных несколько отличается. В Rust это реализуется с помощью языковых конструкций, данная информация облегчает компилятору задачу установления личности и правильности подбора модели поведения. Благодаря компилятору можно гарантировать устранение потенциальных и частых проблем в ходе выполнения кода.

Этому языку необходим несколько отличающийся подход. Несмотря на непривычность, алгоритм достаточно очевидный и эффективный. Теперь мы определимся с основами языка, которые способны завести в тупик при начале изучения:

  1. Полностью устранена система наследования, для замены используется особая структура и способности, подробнее traits .
  2. Присутствуют указатели исключительно в коде, который не подвергается дополнительной защите, то есть внутри функции unsafe {} . Для их замены в безопасном коде используются ссылки, которые обеспечивают правильное указание на имеющиеся объекты.
  3. Если ссылка статическая и ведёт к определённому элементу, например, immutable borrow = &Object , до момента смерти ссылки она не может изменяться любым пользователем.
  4. При наличии изменяющейся ссылки mutable borrow = &mut Object , нельзя прочитать содержимое любому другому пользователю весь период жизни ссылки.
  5. Разработчики делают акцент на Mac и *nix платформы, из-за этого работать на системе Windows можно только с использованием среды GNU .

Достаточно важна целевая аудитория, у языка Rust достаточное активное содружество, развитая система общения и обучения. Рекомендуем посетить канал IRC или Reddit . До сегодняшнего дня уже написано , а большинство из них до сих пор постоянно развиваются, их проекты можно найти на GitHub .

Наибольшая популярность языка отмечается у разработчиков, которые стали на путь создания графики и игр . Существуют даже наработки для создания полноценной операционной системы , но они ещё только разрабатываются. В ближайшей перспективе присутствует возможность написания клиентских программ и веб-серверов . Все перечисленные задачи вполне по плечу Rust.

Главным, а, наверное, и единственным, недостатком является его чрезмерно активное развитие. По мере выхода новых версий несколько изменяется синтаксис, периодически появляется необходимость изменять логику поведения и разработки, чтобы подстроиться под появившиеся возможности. Ситуация будет продолжать ещё некоторое время до момента выхода Rust-1.0 .

Следить за изменениями в языке программирования помогает постоянная рубрика «This Week in Rust », которую можно найти в Rust "n Stuffs по ссылке . Здесь всегда есть информация о предшествующих и прошедших изменениях, а также перспективах развития языка.



Здравствуйте, уважаемые читатели!

Жизнь не стоит на месте, и вот в «O"Reilly» задумались об издании первой фундаментальной книги о языке программирования Rust:

Заинтересовавшись этой темой, мы решили вынести на обсуждение перевод обзорной статьи о языке Rust, вышедшей в декабре 2014 года. Статья немного сокращена с учетом того, что некоторые ее отрывки уже устарели, однако автор хорошо рассматривает этот язык в контексте существующих альтернатив, подчеркивает его (безусловные) достоинства и (условные) недостатки.

Впрочем, чтобы было еще интереснее, оставим в комментарии к этой статье ссылку на другую статью о Rust, опубликованную в одном из наших любимых русскоязычных блогов по программированию. Для начала - заходите под кат.

Дисклеймер: Вкус к языкам программирования – дело очень субъективное, как и этот пост. Воспринимайте его со здоровым скептицизмом .

Недавно появилось несколько новых языков программирования. Среди них меня особенно заинтересовал Rust . Ниже я поделюсь моими впечатлениями о Rust и сравню его с несколькими другими языками программирования.

Барьер при изучении Rust

Я познакомился с Rust не с первой попытки. При изучении этого языка существует несколько барьеров, в частности:

  1. Язык стремительно меняется . В Rust нет «великодушного пожизненного диктатора». Язык развивается благодаря вкладу участников основной команды и сообщества.
  2. Учитывая первый пункт, учебные материалы по Rust очень скудны . Есть руководство , другая официальная документация и сайт Rust by Example – это отличные ресурсы. Однако Rust гораздо сложнее. Зачастую приходится штудировать RFC, блоги и даже комментарии на Github, чтобы отыскать нужную информацию, причем если даже эта информация появилась буквально вчера, все равно в ней нет полной уверенности. Жду хорошей, авторитетной книги по Rust, хотя, готов поспорить, она будет объемистой.
  3. Система владения и механизм проверки заимствования в Rust может смутить новичков . Для обеспечения безопасности памяти без сборки мусора в Rust задействуется затейливая система заимствования и владения. Зачастую она отпугивает неофитов.
  4. Компилятор Rust очень строгий . Я называю Rust дисциплинирующим языком. Все, что не является для компилятора Rust вполне очевидным, вы должны указывать самостоятельно, причем о некоторых своих намерениях вы и сами поначалу не догадываетесь. Этот барьер обучения, вкупе со всеми остальными, зачастую приводит к тому, что первое впечатление от Rust оказывается обескураживающим.

Достоинства

У Rust много достоинств. Некоторые из них уникальны.

Безопасность памяти без сборки мусора

Пожалуй, это наиважнейшее достижение Rust. В низкоуровневых языках программирования, допускающих непосредственную манипуляцию с памятью, такие ошибки, как использование освобожденной памяти (use-after-free) или утечки памяти во время исполнения довольно накладны. В современном языке C++ возможности борьбы с такими вещами улучшились, однако они предполагают строгую техническую дисциплину (читай: программисты продолжают выполнять небезопасные операции). Соответственно, на мой взгляд, в целом С++ не может принципиально и надежно решить эту проблему.

Действительно, Rust-программисты могут писать небезопасный код в блоке unsafe, но (1) это делается осознанно и (2) блоки unsafe могут составлять лишь очень малую долю всей базы кода, при этом они строго контролируются.
Сборщик мусора - самый обычный инструмент, обеспечивающий безопасность памяти. Если вы ладите с GC, то вариантов у вас не мало. Однако система владения, применяемая в Rust, обеспечивает не только безопасность памяти, но и безопасность данных и ресурсов (см. ниже)

RAII и ресурсы

RAII (получение ресурса есть инициализация) - странный термин, но хорошо передает заложенную в нем идею. В Википедии читаем, что RAII работает с объектами, выделяемыми в стеке. Система владения Rust позволяет применять этот принцип и с объектами, выделяемыми в куче. Благодаря этому автоматическое высвобождение ресурсов – например, памяти, файлов, сокетов - становится хорошо предсказуемым и гарантированным во время компиляции.
В динамических языках вроде Python или Ruby есть подобные возможности, но они не сравнятся по мощности с Rust IMO.

Конкурентность без гонок данных

Rust обеспечивает безопасность данных при конкурентном программировании - то есть, гарантирует, что в любой конкретный момент времени обратиться к данным могут лишь множество считывателей или один «записыватель».

Алгебраический тип данных

Кроме обычных типов (кортежи и структуры) в Rust также предоставляются перечислимые типы (здесь они называются «типы-суммы» или «вариантные типы») и сравнение с шаблоном. Удивительно, что у языка для системного программирования такая развитая система типов.

Композиция приоритетнее наследования

В Rust композиция типов явно предпочитается наследованию. Я отношусь к тому лагерю, где этот факт считается выигрышным. При поддержке обобщенных типов в Rust ключевая роль отводится типажам.

Недостатки (условные)

Все должно быть предельно четко

Rust - дисциплинирующий язык. Компилятору необходимо все сообщать предельно четко, либо он будет ругаться, пока не останется никаких невыясненных моментов. Как правило, это идет на пользу качеству кода, но может быть избыточно, если речь идет о быстром прототипировании или одноразовых задачах.

В итоге: приходится писать на Rust более качественный и четкий код. Как только это усвоишь, шероховатости могут более или менее сойти на нет.

Сборка мусора вторична

В Rust есть простейший сборщик мусора: Rc, подсчет ссылок и Arc, атомарный подсчет ссылок без циклического обнаружения. Однако эти возможности не действуют в языке по умолчанию, и вам придется чаще использовать стандартные механизмы управления памятью в Rust (стек, & и Box). Если проблемы с памятью в вашем приложении несущественны, то вам придется потерпеть Rust-овскую модель безопасности памяти, где не применяется сборщик мусора.

Выразительность - не самоцель

Язык Rust не заморачивается о выразительности и красоте кода. В этом отношении он определенно неплох, но не так чудесен, как, возможно, вы бы хотели.

Сравнительно высокий входной барьер

В принципе, Rust - не из тех языков, которые можно быстро освоить и уже через несколько недель писать профессиональный код. Пожалуй, Rust компактнее С++, но определенно больше, чем многие языки программирования. По сравнению с другими языками его не назовешь слишком доступным. Это может оказаться проблемой, если ваш приоритет - скорость освоения языка.

Rust и другие языки

Динамические языки

Динамические (сценарные) языки находятся на противоположном от Rust конце спектра языков программирования. По сравнению с Rust, писать код на динамических языках обычно быстрее и проще. Думаю, динамические языки выигрывают у Rust в таких ситуациях:

  • Быстрое прототипирование или одноразовые задачи
  • Код не для продакшена, либо такой, где ошибка во время исполнения - небольшая проблема
  • Собственный (индивидуальный) проект
  • Полуавтоматическая работа (напр. парсинг/анализ логов, пакетная обработка текста)

В таких случаях не стоит стараться все сделать идеально. Напротив, Rust, на мой взгляд, лучше подойдет для:

  • Работы в средней или крупной команде
  • Кода, ориентированного на долгосрочное использование в продакшене
  • Кода, который будет использоваться долго, предполагает регулярную поддержку и/или рефакторинг
  • Код, для обеспечения безопасности которого вы бы написали много модульных тестов

В общем, когда критично качество кода. Динамические языки помогают писать код быстрее на начальном этапе, однако впоследствии работа тормозится: приходится писать больше тестов, нарушается линия разработки или даже возникают перебои при работе в продакшене. Компилятор Rust вынуждает вас делать многие вещи правильно уже во время компиляции, когда не столь накладно выявлять и фиксить баги.

Go

Сравнение двух этих языков – отличный повод поспорить, но, поскольку я некоторое время изучал , все-таки поделюсь здесь моими субъективными впечатлениями о нем. По сравнению с Rust, вот что мне нравится в Go:

  • легковесность – язык маленький (и простой, при этом очень мощный)
  • утилита gofmt – значительно снижает умственную нагрузку при программировании
  • goroutine/channel
  • Мгновенная компиляция

Почему я завязал с Go:

  • Он слишком минималистичен. Система типов и сам язык не слишком расширяемы
  • Программирование на Go кажется мне немного сухим. Напоминает дни, когда я программировал на Java: хорошо подходит для корпоративной разработки, механистично и… не так интересно (напоминаю: о вкусах не спорят)
  • Популярность Go сохраняется благодаря поддержке Google, но это вызывает у меня некоторый скепсис. Когда интересы сообщества и компании не совпадают, первыми могут пожертвовать. Разумеется, любая компания преследует прежде всего собственные интересы. В этом нет ничего плохого. Это просто… немного раздражает. (Многие языки и фреймворки, продвигаемые корпорациями, сталкиваются с подобной проблемой. Mozilla хотя бы не зависит от биржевых котировок).

Nim

Nim (раньше назывался Nimrod) - очень интересный язык. Он компилируется в C, поэтому производительность у него весьма хорошая. Внешне он напоминает Python - язык, программировать на котором мне всегда нравилось. Это язык со сборкой мусора, однако в нем предоставляется мягкая поддержка в реальном времени, и само поведение сборщика мусора более предсказуемое. В нем интересная система эффектов. В принципе, этот язык мне очень нравится.

Самая большая проблема в его случае - незрелость экосистемы. Сам язык хорошо сработан и относительно стабилен, но в настоящее время этого далеко не достаточно, чтобы язык программирования преуспел. Документация, стандартные библиотеки, репозитории пакетов, поддерживающие фреймворки, участие сообщества и сторонних разработчиков… довести все это до готовности к продакшену нелегко.

Без специалистов, которые бы занимались доработкой языка на фултайме, этот последний этап может быть очень изнурительным. Среди новых языков программирования Nim пока не может похвастаться серьезной поддержкой.
При этом, я желаю ему успеха и по-прежнему слежу за ним.

Прочие

Есть и другие языки вроде Julia и . Julia - динамический язык с хорошей производительностью и гладкими вызовами в стиле C. (Если вы любите динамические языки и REPL - обратите внимание). Julia привлек всеобщее внимание, благодаря своим числовым и научным полям. Хотя он и может стать языком общего назначения, мне кажется, что на развитие этого языка значительно влияет сообщество его зачинателей.

D, как минимум, изначально, представлял собой попытку создать «C++, только лучше». Его версия 1.0 вышла в 2007 году, поэтому данный язык не такой уж и новый. Это хороший язык, но по объективным причинам он до сих пор не прижился: дело и в расколе на Phobos/Tango на раннем этапе, и в обеспечении безопасности памяти в первую очередь через сборку мусора, и в изначальном позиционировании в качестве замены для C++.

Почему я считаю, что шансы у Rust довольно высоки

В наше время появляется так много новых языков программирования. Чем же, на мой взгляд, среди них выделяется Rust? Приведу следующие доводы:

Настоящий язык для системного программирования

Встраиваемость - нелегкая задача. Пожалуй, она решается буквально на нескольких языках, а то и всего на двух: C и C++. (Возможно, именно поэтому Skylight выбрала Rust для разработки расширения для Ruby, хотя это и было крайне рискованно.) Примечательно, насколько хорошо Rust удалось избавиться от издержек времени исполнения. Это открывает перед Rust уникальные перспективы.

Без Null

Null-объект/указатель (так называемая "ошибка на миллиард долларов ") - распространенный источник ошибок времени исполнения. Существует лишь несколько языков программирования, в которых отсутствует null, в основном это функциональные языки. Дело в том, что для избавления от null требуется очень продвинутая система типов. Как правило, чтобы справиться с этим на синтаксическом уровне языка, требуется алгебраический тип данных и сравнение с шаблоном.

Низкоуровневый язык с продвинутыми высокоуровневыми конструкциями

Будучи вплоть до ядра «языком на голом металле» (как минимум, теоретически), Rust также предлагает множество относительно высокоуровневых возможностей, в том числе, алгебраический тип данных, сравнение с шаблоном, типаж, выведение типов и т.д.

Сильное сообщество и практическая востребованность

Сообщество Rust очень дружелюбное и активное. (Разумеется, это субъективное впечатление). Кроме того, Rust использовался в некоторых серьезных практических проектах - речь, в частности, о компиляторе Rust, Servo , Skylight и т.д. еще на этапе разработки языка.

До сих пор - без крупных ошибок

Временами разработка языка или фреймворка, ведущаяся в рамках компании, может случайно зайти в тупик. К счастью, основная команда Rust пока отлично справляется со своими задачами. Так держать, Rust!

Rust для веб-разработки

Если Rust – язык для системного программирования, подойдет ли он для веб-разработки? Я ищу ответ и на этот вопрос.

Библиотеки и фреймворки

В первую очередь, для этого должны быть готовы некоторые HTTP-библиотеки. (Об этом рассказано на сайте «Are we web yet»). Первая библиотека rust-http уже устарела; ее потенциальная наследница Teepee практически в анабиозе. К счастью, Hyper кажется хорошей кандидатурой. Она уже принята в Servo, симбиотическом проекте Rust, я расцениваю это как благословление на роль HTTP-библиотеки для Rust.

Стандартная библиотека Rust пока не поддерживает асинхронный ввод/вывод. Для этой цели можно использовать внешнюю библиотеку mio , обеспечивающую неблокирующий сокетный ввод/вывод. Поддержка зеленых потоков была упразднена в рамках упрощения I/O.

Активно разрабатывается несколько веб-фреймворков для Rust, в их числе - Iron и nickel.rs . Может потребоваться время, прежде чем ситуация с ними уляжется.

Rust – язык для веба?

Когда-нибудь библиотеки и фреймворки будут готовы. Вопрос в том, подходит ли Rust как таковой для веб-разработки? Не слишком ли сложны низкоуровневые возможности Rust, связанные с управлением памятью и обеспечением безопасности?

Думаю, в конечном итоге все зависит от того, чего вы ожидаете от проекта. Выше, сравнивая Rust с динамическими языками в краткосрочных проектах, я упоминал, что в таких случаях сложность Rust может быть неоправданной. Но если вы рассчитываете, что продукт просуществует достаточно долго – скажем, полгода и более - то Rust может быть неплохим вариантом.

Годится ли Rust для веб-стартапов?

Что насчет стартапов? На них требуется быстрое прототипирование и циклы разработки. Это более неоднозначный вопрос, но я остаюсь при своем мнении: если вы рассчитываете на долгосрочный проект, то важно правильно подобрать язык программирования, и Rust заслуживает особого внимания. С точки зрения бизнеса язык, обеспечивающий быстрое прототипирование, дает существенные преимущества, а рефакторинг и устранение узких мест всегда можно оставить на потом. Инженерная реальность такова, что стоимость работ по рефакторингу обычно выше, чем кажется, и даже если вы перетряхнете массу элементов вашей системы, то код, написанный когда-то давно, все равно сохранится в каком-нибудь уголке. На долгие годы.

Попробуйте Rust!

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Я новичок в языке Rust, но он быстро становится моим любимым языком программирования. Хотя написание небольших проектов на Rust обычно менее эргономично и занимает больше времени(по крайней мере, со мной за рулём), это бросает вызов тому, как я думаю о дизайне программы. Мои бои с компилятором становятся менее частыми, после того как я узнаю что-то новое.

Сообщество Rust в последнее время сконцентрировало много своих усилий на асинхронном вводе/выводе, реализованном в виде библиотеки Tokio . И это замечательно.

Многим из участников сообщества, тем, которые не работали с веб-серверами и связанными с этим вещами, не ясно, чего же мы хотим добиться. Когда эти вещи обсуждались во времена версии 1.0, я тоже имел смутное представление об этом, никогда прежде не работав с этим раньше.

  • Что это такое - Async I/O ?
  • Что такое корутины(coroutines )?
  • Что такое легковесные потоки(lightweight threads )?
  • Что такое футуры?(futures )?

  • Как они сочетаются между собой?

Я покажу вам, как написать небольшую программу, которая скачивает ленту (feed ) в формате JSON, парсит и выводит список заметок на консоль в форматированном виде.

У нас все вылилось в очень лаконичный код. Как? Смотрите под катом.

Ключевое слово unsafe является неотъемлемой частью дизайна языка Rust. Для тех кто не знаком с ним: unsafe - это ключевое слово, которое, говоря простым языком, является способом обойти проверку типов(type checking ) Rust’а.

Существование ключевого слова unsafe для многих поначалу является неожиданностью. В самом деле, разве то, что программы не« падают» от ошибок при работе с памятью, не является особенностью Rust? Если это так, то почему имеется лёгкий способ обойти систему типов? Это может показаться дефектом дизайна языка.

Все же, по моему мнению, unsafe не является недостатком. На самом деле он является важной частью языка. unsafe выполняет роль некоторого выходного клапана - это значит то, что мы можем использовать систему типов в простых случаях, однако позволяя использовать всевозможные хитрые приёмы, которые вы хотите использовать в вашем коде. Мы только требуем, чтобы вы скрывали эти ваши приёмы( unsafe код) за безопасными внешними абстракциями.

Данная заметка представляет ключевое слово unsafe и идею ограниченной« небезопасности». Фактически это предвестник заметки , которую я надеюсь написать чуть позже. Она обсуждает модель памяти Rust, которая указывает, что можно, а что нельзя делать в unsafe коде.

Будучи новичком в Rust, я запутывался в различных способах представления строк. В книге о языке Rust есть глава « References and Borrowing» , в которой используется три различных типа строковых переменных в примерах: String , &String и &str .

Начнём с разницы между str и String: String - это расширяемая, выделяемая на куче структура данных, тогда как str - это неизменяемая строка фиксированной длины, где-то в памяти.

Многие программисты уже умеют программировать на объектно-ориентированных языках. Rust не является классическим объектно-ориентированным языком, но основные инструменты ООП можно применять и в нём.

В этой статье мы рассмотрим, как программировать на Rust в ООП-стиле. Мы будем делать это на примере: построим иерархию классов в учебной задаче.

Наша задача - это работа с геометрическими фигурами. Мы будем выводить их на экран в текстовом виде и вычислять их площадь. Наш набор фигур - прямоугольник, квадрат, эллипс, круг.

Rust - элегантный язык, который несколько отличается от многих других популярных языков. Например, вместо использования классов и наследования, Rust предлагает собственную систему типов на основе типажей. Однако я считаю, что многим программистам, начинающим своё знакомство с Rust(как и я), неизвестны общепринятые шаблоны проектирования.

В этой статье, я хочу обсудить шаблон проектирования новый тип (newtype), а также типажи From и Into , которые помогают в преобразовании типов.

Последнее время я много размышлял о шаблонах проектирования и приёмах, которые мы используем в программировании. Это и в самом деле прекрасно - начать исследовать проект и видеть знакомые шаблоны и стили, которые ты уже не раз встречал. Это облегчает понимание проекта и даёт возможность ускорить работу.

Иногда ты работаешь над новым проектом и понимаешь, что тебе нужно сделать что-то также, как ты делал это в прошлом проекте. Это может быть не часть функционала или библиотека, это может быть то, что нельзя обернуть в изящный макрос или маленький контейнер. Это может быть просто шаблон проектирования или структурная концепция, которые хорошо решают проблему.

Один интересный шаблон, часто применяемый к таким проблемам -« Конечный автомат». Предлагаю потратить немного времени, чтобы понять, что именно имеется ввиду под этим словосочетанием, и почему же это так интересно.

Ниже представлено графическое описание перемещения, копирования и заимствования в языке программирования Rust . В основном, эти понятия специфичны только для Rust и часто являются камнем преткновения для новичков.

Чтобы избежать путаницы, я попытался свести текст к минимуму. Данная заметка не является заменой различных учебных руководств, и лишь сделана для тех, кто считает, что визуально информация воспринимается легче. Если вы только начали изучать Rust и считаете данные графики полезными, то я бы порекомендовал вам отмечать свой код похожими схемами для лучшего закрепления понятий.

Реализация арифметики натуральных чисел с помощью чисел Пеано - популярная задача в обучение программированию. Мне было интересно, можно ли реализовать их на Rust.

Таким образом моя задача: записать и сложить натуральные числа с проверкой на уровне типов.

Если верить википедии« Аксио́мы Пеа́но - одна из систем аксиом для натуральных чисел, введённая в XIX веке итальянским математиком Джузеппе Пеано.»

Нас интересуют две из них - с помощью которых можно ввести и использовать натуральные числа:

  • 1 является натуральным числом
  • Число, следующее за натуральным, тоже является натуральным.

Дословно запишем на rust с помощью:

1 2 3 4 enum Nat { Zero , Succ (Nat ) }

Nat - это либо ноль, либо следующее натуральное число.

Замечание : проект futures-rs был реорганизован и многие вещи были переименованы. Где возможно, ссылки были обновлены.

Начинаем работу с futures

Этот документ поможет вам изучить контейнер для языка программирования Rust - futures , который обеспечивает реализацию futures и потоков с нулевой стоимостью. Futures доступны во многих других языках программирования, таких как C++ , Java , и Scala , и контейнер futures черпает вдохновение из библиотек этих языков. Однако он отличается эргономичностью, а также придерживается философии абстракций с нулевой стоимостью, присущей Rust, а именно: для создания и композиции futures не требуется выделений памяти, а для Task , управляющего ими, нужна только одна аллокация. Futures должны стать основой асинхронного компонуемого высокопроизводительного ввода/вывода в Rust, и ранние замеры производительности показывают, что простой HTTP сервер, построенный на futures, действительно быстр.

Эта документация разделена на несколько разделов:

  • « Здравствуй, мир!»;
  • типаж future;
  • типаж Stream ;
  • конкретные futures и поток( Stream);
  • возвращение futures;
  • Task и future;
  • локальные данные задачи.

Замечание : проект futures-rs был реорганизован и многие вещи были переименованы. Где возможно, ссылки были обновлены.

Одним из основных пробелов в экосистеме Rust был быстрый и эффективный асинхронный ввод/вывод . У нас есть прочный фундамент из библиотеки mio , но она очень низкоуровневая: приходится вручную создавать конечные автоматы и жонглировать обратными вызовами.

Нам бы хотелось чего-нибудь более высокоуровневого, с лучшей эргономикой, но чтобы оно обладало хорошей компонуемостью , поддерживая экосистему асинхронных абстракций, работающих вместе. Звучит очень знакомо: ту же цель преследовало внедрение futures (или promises) во многие языки , поддерживающие синтаксический сахар в виде async/await на вершине.

Примитивные целочисленные типы, поддерживаемые процессорами, являются ограниченным приближением к бесконечному набору целых чисел, которыми мы привыкли оперировать в реальной жизни. Это ограниченное представление не всегда совпадает с« реальными» числами, например 255_u8 + 1 == 0 . Зачастую программист забывает об этой разнице, что легко может приводить к багам.

Rust - это язык программирования, целью которого является защита от багов, он фокусируется на предотвращении наиболее коварных из них - ошибок работы с памятью, но также старается помочь программисту избежать остальных проблем: , игнорирования ошибок и, как мы увидим, переполнения целых чисел .

Немного об Iron

Iron - это высокоуровневый веб-фреймворк, написанный на языке программирования Rust и построенный на базе другой небезызвестной библиотеки hyper. Iron разработан таким образом, чтобы пользоваться всеми преимуществами, которые нам предоставляет Rust. Iron старается избегать блокирующих операций в своём ядре.

Философия

Iron построен на принципе расширяемости настолько, насколько это возможно. Он вводит понятия для расширения собственного функционала:

  • « промежуточные» типажи - используются для реализации сквозного функционала в обработке запросов;
  • модификаторы - используются для изменения запросов и ответов наиболее эргономичным способом.

С базовой частью модификаторов и промежуточных типажей вы познакомитесь в ходе статьи.

Создание проекта

Для начала создадим проект с помощью Cargo, используя команду:

Скомпилировав получим соответствующий исполняемый файл:

1 2 3 $ rustc hello.rs $ du -h hello 632K hello

632 килобайт для простого принта?! Rust позиционируется как системный язык, который имеет потенциал для замены C/C++, верно? Так почему бы не проверить аналогичную программу на ближайшем конкуренте?

В нашей среде широко распространена мысль о том, что одним из преимуществ сборщика мусора является простота разработки высоко-производительных lock-free структур данных. Ручное управление памятью в них сделать не просто, а GC с лёгкостью решает эту проблему.

Этот пост покажет, что, используя Rust, можно построить API управления памятью для конкурентных структур данных, которое:

  • Сделает возможным реализацию lock-free структуры данных, как это делает GC;
  • Создаст статическую защиту от неправильного использования схемы управления памятью;
  • Будет иметь сравнимые с GC накладные расходы(и более предсказуемые).

В тестах, которые я покажу ниже, Rust легко превосходит реализации lock-free очередей в Java, а саму реализацию на Rust легко написать.

Я реализовал схему управления памятью, основанную на эпохах(«epoch-based memory reclamation») в новой библиотеке Crossbeam, которая на сегодняшний день готова к использованию с вашими структурами данных. В этом посте я расскажу о lock-free структурах данных, алгоритме эпох и внутреннем API Rust.

Ошибки доступа к памяти и утечки памяти представляют собой две категории ошибок, которые привлекают больше всего внимания, так что на предотвращение или хотя бы уменьшение их количества направлено много усилий. Хотя их название и предполагает схожесть, однако они в некотором роде диаметрально противоположны и решение одной из проблем не избавляет нас от второй. Широкое распространение управляемых языков подтверждает эту идею: они предотвращают некоторые ошибки доступа к памяти, беря на себя работу по освобождению памяти.

Проще говоря: нарушение доступа к памяти - это какие-то действия с некорректными данными, а утечка памяти - это отсутствие определённых действий с корректными данными . В табличной форме:

У меня есть несколько мыслей об изучении языков программирования.

Во-первых, мы подходим к этому неправильно. Я уверен, что вы испытывали такие же ощущения. Вы пытаетесь изучить новый язык и не совсем понимаете, как в нём всё устроено. Почему в одном месте используется один синтаксис, а в другом другой? Все эти странности раздражают, и в итоге мы возвращаемся к привычному языку.

Я считаю, что наше восприятие языков играет с нами злую шутку. Вспомните, как вы последний раз обсуждали новый язык. Кто-то упомянул о нём, а кто-то другой поинтересовался его скоростью, синтаксисом или имеющимся веб-фреймворком.

Это очень похоже на обсуждение автомобилей. Слышали о новом УАЗ Рыбак? Насколько он быстр? Смогу ли я проехать на нём через озеро?

Когда мы похожим образом говорим о языках, то подразумеваем, что они взаимозаменяемы. Как машины. Если я знаю, как управлять Ладой Саранск, значит смогу вести и УАЗ Рыбак без каких-либо проблем. Разница только в скорости и приборной панели, не так ли?

Но представьте, как будет выглядеть PHP-автомобиль. А теперь вообразите, насколько будет отличаться автомобиль Lisp. Пересесть с одного на другой потребует гораздо большего, чем усвоить, какая кнопка управляет отоплением.

Примечание: Эта статья предполагает, что читатель знаком с Rust FFI (перевод), порядком байтов (endianess) и ioctl .

При создании биндингов к коду на С мы неизбежно столкнёмся со структурой, которая содержит в себе объединение. В Rust отсутствует встроенная поддержка объединений, так что нам придётся выработать стратегию самостоятельно. В С объединение - это тип, который хранит разные типы данных в одной области памяти. Существует много причин, по которым можно отдать предпочтение объединению, такие как: преобразование между бинарными представлениями целых чисел и чисел с плавающей точкой, реализация псевдо-полиморфизма и прямой доступ к битам. Я сфокусируюсь на псевдо-полиморфизме.

Перевод статьи Федерико Мена-Кинтеро, который, наряду с Мигелем де Икаса, основал проект GNOME - широко используемую, свободную графическую среду, в основном для систем GNU/Linux. Перед этим он некоторое время поддерживал GIMP . Сейчас Федерико активно развивает библиотеку librsvg с использованием языка программирования Rust. По его мнению, разработка достигла момента, когда портирование некоторых крупных компонент с C на Rust выглядит более лёгкой задачей, чем просто добавление аксессоров к ним. Федерико часто приходится переключаться с C на Rust и обратно, и в статье он рассказывает, почему считает C очень и очень примитивным языком для современного ПО.

Своего рода элегия по C

Я влюбился в язык программирования C около 24-ёх лет назад. Я выучил основы, прочитав испанский перевод второго издания «Языка программирования C» Кернигана/Ритчи (K&R) . До этого я писал на Turbo Pascal в довольно низкоуровневой манере - с указателями и ручным выделением памяти. После него C казался освежающим и мощным.

К&R - это отличная книга благодаря стилю изложения и лаконичности программирования. Эта книга даже учит, как реализовать простые функции malloc/free , что крайне поучительно. Даже такие низкоуровневые конструкции, которые выглядят как часть языка, могут быть реализованы на самом языке!

В последующие годы я хорошо освоил C. Это простой язык с небольшой стандартной библиотекой. Наверное, это был идеальный язык для реализации ядер Unix в 20 000 строк кода или около того.

GIMP и GTK+ научили меня тому, как использовать модный объектно-ориентированный подход в C. GNOME показал, как поддерживать крупномасштабные проекты, написанные на C. Стало казаться, что 20 000 строк C кода - это проект, который можно практически полностью понять за пару недель.

Но наши кодовые базы уже далеко не такие маленькие. Сейчас в процессе разработки программного обеспечения огромные надежды возлагаются на функции, доступные в стандартной библиотеке языка.

Опыт использования C

Положительный

  • Чтение исходного кода проекта POV-Ray впервые и изучение того, как использовать объектно-ориентированный подход и наследование в чистом C;
  • Чтение исходного кода проекта GTK+ и изучение читаемого, поддерживаемого и чистого стиля написания кода на C;
  • Чтение исходного кода проекта SIOD, а также ранних исходников проекта Guile и понимание того, как интерпретатор Scheme может быть написан на C;
  • Написание первых версий Eye of Gnome и доработка системы микротайлового рендеринга.

Негативный

  • Работа в команде Evolution, когда программа постоянно падала. Мы были вынуждены приобрести машину с Solaris на борту, чтобы иметь возможность купить Purify; в те времена Valgrind-а еще не существовало;
  • Отладка взаимных блокировок потоков в gnome-vfs;
  • Безуспешная отладка Mesa;
  • Когда мне передали исходники первых версий Nautilus-share, я увидел, что free() вообще не используется;
  • Попытки рефакторинга кода, о стратегии управления памятью которого я не имел понятия;
  • Попытка сделать библиотеку из кода, кишащего глобальными переменными, и в котором ни одна функция не помечена как static .

Фичи Rust, которых не хватает в C

Автоматическое управление ресурсами

Один из первых блог-постов, которые я прочитал о Rust, назывался «В Rust вам никогда не придётся закрывать сокет» . Rust заимствует у C++ идеи об идиоме (Resource Acquisition Is Initialization, получение ресурса есть инициализация) и умных указателях, добавляет принцип единоличного владения для значений и предоставляет механизм автоматического, детерминированного управления ресурсами в очень изящной упаковке.

  • Автоматическое: не нужно вызывать free() вручную. Память освободится, файлы закроются, мьютексы разблокируются, когда переменные выйдут из зоны видимости. Если вам нужно написать обёртку для стороннего ресурса, то всё, что нужно сделать, это реализовать типаж Drop. Обёрнутый ресурс ощущается как часть языка, потому что вам не приходится нянчиться с его временем жизни вручную;
  • Детерминированное: ресурсы создаются (память выделяется и инициализируется, файлы открываются и т. д.) и уничтожаются, когда выходят из зоны видимости. Никакой сборки мусора: ресурсы действительно освобождаются, когда вы закрываете скобку. Вы начинаете видеть время жизни данных в своей программе как дерево вызовов функций.

После того, как постоянно забываешь освобождать/закрывать/уничтожать объекты в C, или, ещё хуже, пытаешься понять, где в чужом коде забыли сделать что-то из этого (или ошибочно сделали дважды )… я просто больше этого не хочу.

Дженерики

Vec - это действительно вектор, размер элементов которого равен размеру объекта типа T . Это не массив указателей на объекты, память для которых выделялась отдельно. Он специально компилируется в код, который может работать только с объектами типа T .

После написания большого количества сомнительных макросов на C, чтобы сделать что-то похожее… я больше этого не хочу.

Типажи - это больше, чем просто интерфейсы

Rust - это не Java-подобный объектно-ориентированный язык, подробнее об этом можно прочитать в open-source книге «The Rust Programming Language» . Вместо этого в нём есть типажи, которые поначалу похожи на интерфейсы в Java, - простой способ осуществления динамического переключения (dynamic dispatch), так что если объект реализует Drawable , то можно предположить, что у него есть метод draw() .

Однако типажи - это более мощный инструмент. Одной из отличительных особенностей типажей можно считать ассоциированные типы (associated types). Например, Rust предоставляет типаж Iterator , который вы можете реализовать:

Pub trait Iterator { type Item; fn next(&mut self) -> Option; }

Это означает, что всякий раз, когда вы реализуете этот типаж для какого-либо объекта, поддерживающего итерирование, вы также указываете тип Item для значений, которые он выдаёт. Если вы вызываете next() и элементы ещё остались, вы получите Some(ТипВашегоЭлемента) . Когда у вашего итератора закончатся элементы, он вернет None .

Ассоциированные типы могут ссылаться на другие типажи.

Например, в Rust вы можете использовать циклы for со всем, что реализует типаж IntoIterator:

Pub trait IntoIterator { /// Тип элементов, по которым идёт итерация type Item; /// В какой тип итератора мы преобразуемся? type IntoIter: Iterator; fn into_iter(self) -> Self::IntoIter; }

Когда реализуете этот типаж, вы должны указать и тип элементов, которые будет выдавать ваш итератор, и сам тип IntoIter , который реализует типаж Iterator и хранит состояние вашего итератора.

Таким образом, вы можете построить настоящую сеть типов, которые ссылаются друг на друга. Вы можете написать типаж, который говорит: «Я могу сделать foo и bar, но только если вы дадите мне тип, который умеет делать вот это и это».

Срезы

Я уже писал о том, насколько в C не хватает срезов (slices) для работы со строками и какая это головная боль, когда привык, что они под рукой.

Современные инструменты для управления зависимостями

Вместо того, чтобы

  • Запускать pkg-config руками или через Autotools-макрос;
  • Сражаться с include-путями в заголовочных файлах…
  • … и библиотечных файлах;
  • И, по сути, полагаться на то, что пользователь гарантирует установку верных версий библиотек,

вы пишете файл Cargo.toml , в котором перечисляются названия и версии всех наших зависимостей. Они будут загружены из общеизвестного источника или из любого другого, указанного вами.

Не нужно сражаться с зависимостями. Оно просто работает, когда вы набираете cargo build .

Тесты

В C очень сложно покрывать код тестами по нескольким причинам:

  • Внутренние функции часто помечены как static . Это означает, что они не могут быть вызваны вне файла, в котором эта функция определена. Тестовая программа вынуждена либо #include -ить содержимое исходника, в котором функция объявлена, либо использовать #ifdef , чтобы убирать static только при тестировании;
  • Вам придётся плясать с бубном вокруг вашего Makefile, чтобы слинковать тестовую программу с определённой частью зависимостей основной или с какой-то частью оставшейся программы;
  • Вам придётся выбрать фреймворк для тестирования. Вам придётся зарегистрировать свои тесты в фреймворке для тестирования. Вам придётся изучить этот фреймворк.

В Rust вы пишете

# fn test_that_foo_works() { assert!(foo() == expected_result); }

в любом месте программы или библиотеки, и, когда вы набираете cargo test , ОНО ПРОСТО, *****, РАБОТАЕТ. Этот код линкуется только в тестовый исполняемый файл. Не нужно ничего компилировать дважды вручную, писать Makefile-магию или разбираться, как вытащить внутренние функции для тестирования.

Для меня это одна из главных киллер-фич языка.

Документация с тестами

Rust генерирует документацию на основе комментариев, размеченных с помощью Markdown. Код из документации запускается как обычные тесты . Вы можете показывать, как функция должна использоваться, одновременно тестируя её:

/// Multiples the specified number by two /// /// ``` /// assert_eq!(multiply_by_two(5), 10); /// ``` fn multiply_by_two(x: i32) -> i32 { x * 2 }

Код из примера запускается как тест, чтобы убедиться, что ваша документация своевременно обновляется вместе с кодом программы.

Гигиеничные макросы

В Rust особые гигиеничные макросы, позволяющие избежать проблем, при которых во время разворачивания C макросов происходит непреднамеренное затенение идентификаторов в коде. Вам больше не нужно писать макросы, заключая все символы в скобки, чтобы max(5 + 3, 4) работал правильно.

Никакого неявного приведения типов

Все эти баги, которые появляются в C из-за непреднамеренного приведения int к short или к char и т. п. - в Rust их нет. Вы должны приводить типы явно.

Никакого целочисленного переполнения

Этим всё сказано.

Как правило, никакого неопределённого поведения в безопасном режиме

В Rust, если что-то вызывает неопределенное поведение в «безопасном режиме» (всё, что написано вне блоков unsafe {}), это расценивается как баг самого языка. Например, можно сделать побитовый сдвиг отрицательного целого числа вправо и произойдёт именно то, что вы ожидаете.

Сопоставление с образцом

Знаете, как gcc выдает предупреждение, если вы используете switch() с перечислением (enum), но обработаете не все варианты? Это детский сад по сравнению с Rust.

В Rust в различных местах используется сопоставление с образцом . Он умеет делать эту штуку с перечислениями в match-выражении. Он поддерживает деструктурирование, а это значит, что можно возвращать несколько значений из функции:

Impl f64 { pub fn sin_cos(self) -> (f64, f64); } let angle: f64 = 42.0; let (sin_angle, cos_angle) = angle.sin_cos();

match работает на строках. ВЫ МОЖЕТЕ МАТЧИТЬ ГРЁБАНЫЕ СТРОКИ.

Let color = "зеленый"; match color { "красный" => println!("Это красный"), "зеленый" => println!("Это зеленый"), _ => println!("Что-то другое"), }

Вы же знаете, насколько такое плохо читается?

my_func(true, false, false)

Как насчет того, чтобы вместо этого использовать сопоставление с образцом на аргументах функции:

Pub struct Fubarize(pub bool); pub struct Frobnify(pub bool); pub struct Bazificate(pub bool); fn my_func(Fubarize(fub): Fubarize, Frobnify(frob): Frobnify, Bazificate(baz): Bazificate) { if fub { ...; } if frob && baz { ...; } } ... my_func(Fubarize(true), Frobnify(false), Bazificate(true));

Стандартная полезная обработка ошибок

Я подробно останавливался на этом. Больше никаких булевых возвращаемых значений без нормального описания ошибки, никаких случайно проигнорированных ошибок, никакой обработки исключительных ситуаций longjmp-ами.

#

Если вы пишете новый тип (скажем, структуру с кучей полей), то можно написать # , и Rust будет знать, как автоматически напечатать содержимое этого типа для отладки. Больше не нужно руками писать специальную функцию, которую затем придётся вызывать из gdb, только для того, чтобы посмотреть содержимое полей пользовательского типа.

Замыкания

Вам больше не придётся передавать указатели на функцию и user_data вручную.

Заключение

Я пока не попробовал «fearless concurrency» , где компилятор может предотвращать гонки данных в многопоточном коде. Я полагаю, что это в корне меняет положение дел для людей, которые пишут параллельный код на регулярной основе.

C - это старый язык с примитивными конструкциями и примитивными инструментами. Он хорошо подходил для небольших однопроцессорных Unix-ядер, которые работали в доверенных, академических средах. Но для современного программного обеспечения он больше не подходит.

Rust непросто освоить, но я уверен, что это того стоит. Сложность в том, что язык требует от вас глубокого понимания кода, который вы хотите написать. Я думаю, что это один из тех языков, которые делают вас лучше как программиста и позволяют решать более амбициозные проблемы.



Загрузка...