sonyps4.ru

Выступление «Позитивные и негативные последствия применения информационных технологий в обучении.

Из-за эйфории по поводу позитивных последствий использования информационных технологий (ИТ) происходит недооценка или игнорирование сопряженных с ним рисков – зачастую крайне серьезных. Поговорим о некоторых из них.

Введение

К рассмотрению негативных последствий использования ИТ меня подтолкнули древняя мудрость и мой личный опыт. Известная пословица гласит: «Не все то золото, что блестит». Как профессор информатики (вычислительной техники) я, естественно, сосредоточен на положительных аспектах использования ИТ в образовании и в научных исследованиях. Если честно, ранее я пробовал заметить, что использование ИТ для решения проблемы не делает это решение автоматически «хорошим/лучшим» (то есть действительно способным решить проблему), но тогда никто и слушать об этом не хотел.

Эйфория по поводу ИТ сохранилась и по сей день. Что следует особо подчеркнуть, так это то, что пользователь получает преимущество не непосредственно от ИТ, а от их использования для решения своих задач. Вторым источником мотивации послужило моe членство во временном комитете по подготовке нынешней Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Ее предшественниками были Межправительственная программа по информатике и Общая информационная программа (IIP и PGI). Основанием для «слияния» этих двух программ было потенциальное преимущество от более тесного сотрудничества и взаимообогащения программ, а также от быстрого развития информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Были определены миссия и цель Программы, и ее ключевым понятием стала «информация». Одним из непреднамеренных последствий этой «инновации» оказалось то, что информатика была отброшена или заменена информацией. И, что еще хуже, специалистам в сфере информатики места в Программе тоже не нашлось.

Преимущество науки и техники – решение проблем

На протяжении всей истории человечества «новые идеи (продукт нематериальной формы)» помогали людям преодолевать трудности, улучшать качество своей жизни, выживать. В современном обществе ситуация не изменилась: новые идеи часто принадлежат науке и технологиям. Обе эти области способствуют разрешению насущных проблем человечества. Неудивительно, что люди благодарны за эту помощь и ценят ее. Однако есть другие аспекты решения проблем, которые люди упускают из виду (а может, вынуждены игнорировать, или недооценивают, или просто не хотят принять во внимание). Исключение, пожалуй, составляет финансовый аспект. Мир аспектов решения проблем, конечно, намного сложнее, чем нам представляется. Он охватывает стоимость (экономические аспекты), экологические последствия, культуру, этику и т.д.

Компьютеры – информационные технологии – информация

Компьютеры произвели прорыв в сфере решения проблем, первоначально – связанных с числовыми вычислениями. Они полностью изменили представление о вычислениях – скорость, объем и т.д. Появлялось все больше и больше направлений использования: нечисловые вычисления, неалгоритмические вычисления, использование искусственного интеллекта и, среди прочего, обработка информации. Появились новые отрасли науки и техники, такие как информатика и информационные технологии, а ключевым объектом использования ИТ стала информация. ИТ обеспечили доступ, хранение и обработку информации в режиме реального времени. Они привнесли в организацию сети, в первую очередь Интернета, новый тип связи и вычислений. Они стали социально-экономическим явлением. Тем не менее мы все равно должны иметь в виду, что преимущества ИТ связаны с их использованием как инструмента для решения задач.

«Зеленые» информационные технологии

Развитие технологии приводит к инновациям, которые обычно улучшают функциональность или снижают стоимость технологических систем. Об особенностях ИТ лучше всего говорит так называемый закон Мура. Он гласит, что на протяжении всей истории вычислительной техники число транзисторов на интегральных схемах удваивается примерно каждые два года. Как следствие, рынок предлагает новые, более мощные и более дешевые компьютеры и давит на потребителей, чтобы те заменили свои «старомодные» компьютеры на более современные.

Даже если снять вопрос о реальной причине замены компьютера, который вполне соответствует нашим потребностям и ожиданиям, всегда возникает другая проблема: что делать со старым устройством (это справедливо для любого технологического оборудования)? Компьютеры внезапно становятся мусором, отходами, негативно влияющими на окружающую среду. Сначала эта проблема недооценивалась и игнорировалась, но позже последствия становились все более серьезными, и теперь мы приняли программу «зеленый компьютер» или «экологически ориентированная компьютерная техника». В то время как «зеленые компьютеры» больше нацелены на компьютерные технологии, зеленые информационные технологии связаны преимущественно с использованием компьютера. 13 февраля 2003 г. Европейский союз принял Директиву о запрете ряда опасных веществ (RoHS - Restriction of Hazardous Substances), законодательно запрещающую использование шести опасных материалов в производстве различных видов электронного и электрического оборудования. Она тесно связана с Директивой Европейского союза по утилизации электрического и электронного оборудования, которая устанавливает задачи по сбору, утилизации и ремонту электрических товаров и является частью законодательной инициативы, направленной на снижение огромного количества токсичных электронных отходов. Эта Директива, безусловно, важна, но я хотел бы еще раз подчеркнуть важную роль каждого отдельного пользователя: именно он решает, когда и какой компьютер ему покупать и как им пользоваться.

Информационные технологии и образование

Чтобы использовать ИТ, необходимо обладать соответствующими знаниями или специальным образованием. Так ИТ становятся предметом и объектом изучения. Это отличный инструмент для обучения (несомненно, лучший в истории). ИТ сопровождаются информационным взрывом и обеспечивают актуальность знаний. Обучение становится все более и более важным, а непрерывное образование стало неотъемлемой частью нашей жизни. Знания, необходимые для использования ИТ, привели к появлению новой грамотности – компьютерной, информационной, медиаграмотности. Эта новая грамотность является сегодня частью учебных программ на каждом уровне образования. ИТ позволяют получать доступ к информации в режиме реального времени вне зависимости от места нахождения, хранить и обрабатывать ее. Это, разумеется, имеет положительные последствия для образования, поскольку обеспечивается доступность образовательных ресурсов в различных режимах, возможность демонстрации динамических процессов и т.д. Легкость представления и доступность информации онлайн нашли свое выражение в лозунге «Все онлайн/В Сети есть все».

Одним из негативных последствий такой ситуации является соблазн представить контент в качестве своего собственного продукта, то есть соблазн плагиата. Еще одна проблема ИТ и образования – это гендерное неравенство. Частным случаем является образование ИТ-специалистов. Доля студенток Словацкого университета в Братиславе, обучающихся на программах ИТ, варьируется от 3 до 10%. В других университетах ситуация в целом такая же. Это сложная проблема, поскольку, с одной стороны, это вообще характерно для сферы технологий, и в частности информационных, но, с другой стороны, индустрия ИТ предлагает хорошие, спокойные условия труда, возможность дистанционной работы из дома и т.д., что очень подходит для специалистов женского пола. Более того, сектору ИТ нужны женщины-профессионалы, их творческие способности и особый подход к решению проблем. Наш университет пытается решить проблему гендерного неравенства и разработал новый проект «И ты в ИТ», который должен привлечь внимание к получению профессионального образования в сфере ИТ с помощью позитивных примеров, историй успеха и информационных кампаний. У нас уже есть первые положительные результаты.

Цифровое неравенство

ИТ также связаны с цифровым неравенством. Есть множество объяснений и интерпретаций понятия «цифровое неравенство». Что может порождать цифровой разрыв? Права владения ИТ или доступ к ИТ, умение использовать ИТ (компьютерная грамотность), опыт в решении проблем (информационная грамотность + информатика), навыки использования результатов решения задач (информационная грамотность) и т.д. Каждая из этих проблем может в дальнейшем спровоцировать цифровое неравенство. Одним из примеров такого неравенства является проблема «отцов и детей». Молодое поколение лучше разбирается в ИТ в силу того, что компьютерная/информационная/медиаграмотность является частью современного образования. С другой стороны, старшее поколение «сильнее» в решении проблем. Обе стороны могут выиграть от более тесного сотрудничества. Но это совсем другая история.

Цифровой разрыв и решение проблем

Как было отмечено выше, ИТ сами по себе не приносят пользы, они только являются инструментом для решения проблем пользователя. Тем не менее статистика любой страны, связанная с информационной грамотностью, построением информационного общества и пр., освещает только возможности использования ИТ, т.е. количество аппаратных компонентов, таких как ПК, ноутбуки, точки доступа в Интернет, мобильные телефоны. Совершенно не принимается во внимание, для чего используются ИТ, к чему получают доступ пользователи: к порнографии, учебным материалам или играм. Становится ясно, что для оценки реального использования ИТ нужны другие показатели

Бедность

ИТ поистине могут способствовать сокращению глобальной бедности. Что меня беспокоит, так это то, что нищета сводится только к экономической или материальной форме. Помимо экономической и материальной бедности также существует бедность нематериальная – недостаток грамотности, культуры, этики и т.д. Я думаю, что этот вид бедности гораздо важнее. Он в большей степени относится к компетенции ЮНЕСКО. С другой стороны, ИТ – это крупный бизнес. Как таковой, он оказывает влияние на лиц, ответственных за принятие решений, на ИТ-пользователей и все общество. Он порождает новый вид богатства – богатство «0/1» с особыми свойствами. Одним из примеров богатства такого рода является домен «.com»

Безопасность информационных технологий и конфиденциальность информации

Значение безопасности технологий растет по мере того, насколько значимым становится их использование. Чем более конфиденциальна обрабатываемая информация, тем важнее обеспечить ИТ-безопасность. Сегодня мы можем наблюдать случаи злоупотребления технологиями, информацией, случаи несанкционированного доступа, раскрытия информации, всякого рода нарушений. Поэтому не приходится удивляться, что у людей возникает вопрос: а можно ли доверять кому-либо, если в мире существуют PRISM, XKeyscore и другие аналогичные программы для мониторинга глобальной работы в Сети?

Что делать в сложившейся ситуации?

Негативные последствия от использования ИТ реальны. Вопрос в том, как преодолеть эти проблемы, что может способствовать их решению. По моему мнению, помочь могут правдивость и образование. А кто может в этом участвовать? Каждый гражданин, школы, организации, такие как ЮНЕСКО и ее Программа «Информация для всех».

Людовит МОЛНАР

Председатель Национальной комиссии Словакии по делам ЮНЕСКО; профессор Словацкого технологического университета (Братислава, Словакия)

Слабость науки проявляется в том, что:

Наука не способна ответить на смысложизненные вопросы, волнующие человека (зачем жить, какую жизненную стезю выбрать, есть ли Бог, бессмертна ли душа, какой общественный порядок более справедлив и пр.);

Наука не может объяснить многие простые факты (яркая окраска у глубоководных рыб, живущих в вечной темноте; мотыльки, летящие на яркий свет и погибающие в огне; дарвинизм не может объяснить некоторые морфологические особенности человека – тонкая ранимая кожа, крупная голова у плода перед родами, отсутствие шерсти и выдающихся клыков – почему эти признаки исчезли, разве они были вредны для выживания в условиях первобытности? спиральки из вольфрама найденные на севере в Коми в конце 80-х годов);

Наука не способна предвидеть и предсказывать многие события (аномальная жара в центральной России летом 2010, землетрясение и цунами в Японии 11 марта 2011, революции в Египте, Тунисе, Ливии, Сирии в 2011 году – и это только недавние глобальные события двух последних лет!);

Наука не способна решить многие проблемы (только в медицине не решены проблемы борьбы с раком, СПИДом, гепатитом С и другими заболеваниями типа болезни Паркинсона, шизофрении и пр.)

Негативные последствия развития науки:

Использование науки для неблаговидных, антигуманных целей (создание смертоносного оружия, промывка мозгов, манипуляция общественным мнением);

Негативные последствия НТР (загрязнение и разрушение природы, ГМО, ослабление иммунитета, ускорение темпа жизни вследствие чего стрессы и заболевания)

Сложность и запутанность (а иногда и скучность) науки проявляется прежде всего в таких дисциплинах, как математика, физика, химия, так что сегодня физик-ядерщик не понимает работ своих коллег, специализирующихся в термодинамике, оптике или механике. Григорий Перельман, российский математик, решил одну из сложнейших математических проблем – доказал гипотезу Пуанкаре – и правильность его доказательства математики всего мира проверяли на правильность в течение трех лет!!!

2. Другим источником живучести паранауки являются психологические особенности людей:

    любовь к таинственному, необычному, чудесному;

    желание предвидеть свою судьбу, судьбу близких, страны, мира;

    стремление изменить свою жизнь к лучшему быстро и без усилий, используя волшебные (иррациональные) средства;

    дефицит любви, внимания, понимания (фильм «Секта»);

    необходимость опоры, поддержки в неопределенных жизненных ситуациях, связанных с необходимостью экзистенциального выбора, принятия судьбоносных решений;

    наконец, к паранауке люди нередко обращаются от отчаяния, когда официальная наука не может им помочь (смертельная болезнь – случай Поля Фейерабенда; обращение к экстрасенсам для поиска пропавших родственников).

3. Социальные причины популярности паранауки:

      СМИ используют интерес людей к мистическому и стремятся заработать на этом;

      власть стремится отвлечь людей от насущных социальных проблем и потому способствует (или просто не препятствует) расцвету паранаук, которые дают людям иллюзорную надежду на чудо;

      стремление целителей, экстрасенсов и пр. к славе и обогащению;

      расширение демократии, плюрализма мнений способствует свободному функционированию информации, появлению все новых паранаучных идей и концепций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(продолжительность – 5 минут)

В заключении следует отметить, что ненаучность отмеченных направлений не означает их неистинности. Наука – не единственный способ достижения истины. Вспомним, что многие русские философии (И.В. Киреевский, В.С. Соловьев) подчеркивали, что цельная и полная истина не может быть достигнута одной наукой, а только на основе равноправного союза науки, религии, философии, искусства и мистического опыта. Практические успехи отдельных паранаук, например, китайской медицины в лечении различных заболеваний (случай П.Фейерабенда) или православной психотерапии (лечение наркоманов по программе «12 шагов»), заставляют усомниться в обоснованности претензий науки на единоличное владение истиной.

Таким образом, современная гносеология признаёт право на существование различных форм вненаучного знания, признаёт их родство с наукой и возможности получения ими валидного, полезного, достоверного знания. Снятие антагонизма между научным и вненаучным знанием, утверждение «плюралистической системы познания», в которой различные формы осмысления мира признаются равноправными партнёрами, означает расширение критериев рациональности. В этом случае речь идёт о становлении нового, более «мягкого» образа научной рациональности, получившего название постнеклассического .

ЛИТЕРАТУРА

    Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 2000, с. 5-60, 227-252.

    Дубнищева Т.Я . Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. C. 15-25.

    Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова : Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 32-52.

    Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос. ун-та, 2008. С. 4-31.

    Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 6-49, 51-58.

    Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры // Вопросы философии, 1992, № 12.

    Бабин Ю.М. Ценностные ориентиры современной России. - Сборник трудов: Проблемы духовной культуры сотрудников противопожарной службы. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.

    Белиловская М. Динозавр из ванной. Технология суеверий // Популярная механика. 2008. № 3.

    Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

    Гинзбург В.П. А стрология и лженаука // Наука и жизнь. 2008. № 1.

    Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – Калуга, МГЭИ, 1997, с. 4 – 29.

    Губарев В. Академик Юрий Осипов: куда же идет наша наука? // Наука и жизнь. 2007. № 9.

    Зинченко В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии, 1990, № 1.

    Ильин В.В. Критерии научности знания. - М.: Высшая школа, 1989.

    Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М.: МГУ, 1994.

    Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975.

    Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания. – С.-Пб.: Издательство Союз, 2000, с. 7-36.

    Найдыш В.М., Гнатик Е.Н., Данилов В.А. Наука и квазинаука. – М.: Альфа, 2008.

    Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1988.

    Руденко Б. Схватка с вампиром // Наука и жизнь. 2007. № 2.

    Социокультурный контекст науки. Сб. статей. - М.: ИФ РАН, 1998.

    Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии, 1989, № 10.

    Философия и методология науки / Уч. пособие в 2-х частях под ред. Купцова В.И /. - М.: Наука, 1994.

    Философия науки и техники. Учебное пособие /В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/ . - М.: Наука, 1995.

1 Но в действительности могут существовать прототипы, аналоги таких объектов. Например, к идеальному газу близки разреженные реальные газы при температурах, далеких от температуры их конденсации.

2 «Например, принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени – описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине XVII в. и получившую впоследствии название механической картины мира» // В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/. - М.: Контакт-Альфа, 1995, с. 219-220. Отсюда ясно, что как специальные, так и общая научные картины мира носят исторически изменчивый характер.

3 Цицин А.Ф. Астрономическая картина мира: новые аспекты // Астрономия и современная картина мира. – М.: ИФРАН, 1996, с. 3-6.

4 Значение науки для общества определяется по многим направлениям, в частности, наука способствует экономическому и техническому прогрессу, обеспечивает обороноспособность страны, участвует в социализации индивидов, в их воспитании и образовании и пр.

5 Плюрализм философских учений неизбежен не в силу неполноценности или превосходства философии, а коренится в особенностях философского познания, которое всегда стремится «заглянуть за горизонт», т.е. ответить на те вопросы, которые наука либо вообще не может решить, либо не может дать на них чёткого и однозначного ответа. Поэтому многие проблемы, изначально входившие в компетенцию философии, получив общепринятое научное решение, перестают интересовать философов (например, проблема первоначала, занимавшая умы древнегреческих натурфилософов, или проблема первичных и вторичных качеств, бывшая в центре внимания европейской гносеологии 17-18 веков).

6 О роли интуиции, образного мышления в научном творчестве см.: Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления // в кн.: Грани научного творчества. – М.: ИФРАН, 1999, с. 79-113.

7 Тем не менее, некоторые выдающиеся учёные, не обладавшие склонностью к абстрактно-логическому мышлению, сделали научные открытия благодаря развитому образному мышлению. Например, Майкл Фарадей (1791 – 1867), заложивший общие основы учения об электромагнетизме, не любил математику и изучал законы электричества на наглядных моделях, в которых отождествлял распространение электричества с движением волн на водной поверхности.

8 Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

9 Ильин В.В. Критерии научности знания. – М.: Высш. школа, 1989, с. 37.

10 Поскольку эмпирической проверке подвергаются не сами гипотезы или теории, а только их следствия, постольку по законам логики опровержение следствия эквивалентно опровержению гипотезы (логическое правило modus tollens), тогда как из подтверждения следствия правильность гипотезы не вытекает. Соответственно более информативна и адекватна фальсифицирующая, а не верифицирующая стратегия проверки гипотез. Однако, как отмечает А.В. Юревич, и в науке в целом, и в психологии, в частности, гораздо чаще используется верифицирующая стратегия: позитивная (подтверждающая) информация выглядит более убедительной, поэтому в науке ей отдают явное предпочтение, например, редакции научных журналов публикуют в основном статьи, в которых рассматриваются подтверждённые гипотезы; практически невозможно защитить диссертацию, если все выдвинутые предварительные гипотезы не получили подтверждения. / Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления // в кн.: Грани научного творчества. – М.: ИФРАН, 1999, с. 100.

11 Если верификация и фальсификация демонстрируют соответствие знания и реальности , то критерий практической значимости указывает на соответствие между знанием и человеческой деятельностью . Кстати, именно этот критерий является, на наш взгляд, основным при оценке психологических теорий, концеций, гипотез.

12 Ильин В.В. Критерии научности знания. – М.: Высш. школа, 1989, с. 68.

13 Эвристичность (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) – способность теории расширять интеллектуальный горизонт, инициировать постановку новых проблем. Например, психоанализ следует признать наиболее эвристичной психологической теорией, поскольку он способствовал появлению доброй половины направлений современной психологии личности и психотерапии, оказал громадное воздействие на понимание природы человека и общественную жизнь цивилизованных стран. И хотя сегодня психоанализ подвергается масштабной критике за слабую эмпирическую обоснованность, механистичность и мифологичность, гиперболизацию значения сексуальной сферы, низкую степень эффективности терапии, он, во многом именно благодаря ещё не до конца реализованному эвристическому потенциалу, остаётся одной из фундаментальных персоналистических концепций.

14 Когерентность (от лат. cohaerens - находящийся в связи) – согласованность, связность производимого в науке знания с теми исследовательскими результатами, которые расцениваются как фундаментальные и непроблематизируемые. Разделяют внутридисциплинарную и внутринаучную когерентность, в последнем случае речь идёт о соответствии получаемого нового знания общейнаучной картине мира (НКМ), например, презумпции естественности, принципу причинности, закону сохранения энергии и т.п.

15В действительности, критерий фальсифицируемости не всегда срабатывает даже в естествознании: наблюдение, расходящееся с общепринятой теорией, скорее будет объяснено с помощью дополнительных гипотез, нежели станет действительным фальсификатором базовой теории. Поэтому, как отмечает П. Фейерабенд, «для опровержения некоторой теории нужна, по крайней мере, ещё одна теория» // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986, с. 34.

В постоянно меняющемся общественном мире, где будущее развитие таит неизведанные и непредсказуемые варианты, критерий фальсифицируемости, на наш взгляд, не применим. В социальном и гуманитарном познании плюрализм теорий и интерпретаций неизбежен, продуцируется в качестве нормы, тогда как в классическом естествознании плюрализм есть признак неадекватности хотя бы одной из конкурирующих гипотез. Гуманитаристика имеет дело не безмолвно-вещным природным миром, а со смыслами и ценностями, потаёнными в человеческом сознании и аккумулированными в культуре. Но последние не даны как нечто стабильное и неизменное, но, вступая в диалогическое общение с новыми культурами и исследователями, постоянно развиваются, обновляются и преобразуются. Именно поэтому критерий фальсифицируемости теряет в гуманитарных науках всякий смысл . На наш взгляд, критерий фальсифицируемости следует заменить в гуманитаристике более мягким требованиемкритичности , согласно которому способность теории к изменению, восприимчивость к критике свидетельствуют в пользу её научности.

16 Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // в кн.: Кун Т. Структура научных революций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002, с. 524.

17 Философия науки и техники. Учебное пособие /В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/. - М.: Контакт-Альфа, 1995, с. 213.

18 Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, обязательный для опытных наук; в физике существуют особые нормативы обоснования её развитых математизированных теорий, выражающиеся в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности, однако для психологических теорий эти принципы избыточны; современная биология не может обойтись без идеи эволюции и основанных на ней методов историзма, для физики же к этим методам пока не прибегает.

19 Например, в средневековой науке описать вещь или явление значило не только зафиксировать её естественные признаки, но также и обнаружить скрытый от непосредственного наблюдения «знаково-символический» аспект её бытия, т.е. понять связь вещи с Творцом, выявить сакральный смысл её существования. В глубинной психологии К.-Г. Юнга очевиден возврат к подобному пониманию мира: здесь многие психические образы рассматриваются как многозначные символы, а события, происходящие с человеком, трактуются как знаки судьбы.

20 Общезначимость означает признание в качестве научных, т.е. адекватных, правильных, заслуживающих внимания результатов исследований со стороны научного сообщества, мнение которого выражают научные коллективы (кафедры, лаборатории, учёные и диссертационные советы), авторитетные учёные. Как отмечает Б.Г. Юдин своеобразной «валютной единицей», измеряющей признание вклада учёного в науку, является количество цитирования (упоминаний) имени или работ учёного его коллегами: чем чаще цитируется (упоминается) учёный, тем выше его рейтинг, тем значительнее его вклад в науку. / Философия и методология науки / Уч. пособие в 2-х частях под ред. Купцова В.И/. - М.: SvR-Аргус, 1994. Ч. II, с. 104.

21 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Издательство «Питер», 2000, с.

22Как отмечает А.К. Сухотин, «ключ к размежеванию «научно – лженаучно» находится не в параграфах теории познания и не у обладателей здравого смысла и т.п., а совсем в другой сфере – в сфере нравственно-этического… Лжеучёный тот, кто вступает на нечестный путь искажения фактов, подтасовок, кто становится участником или соучастником обмана. Не ошибка ведёт исследователя в зыбкие владения лженауки, а нежелание признать ошибку, вслушаться в инакомыслящую речь, поставить добытый результат на испытание… Лжеучёным движет не стремление к истине, а тоска по известности, неравнодушие к презренному металлу, к уютным местам в коридорах научной иерархии» // Сухотин А.К. Превратности научных идей. – М.: Наука, 1991, с. 193-195.

23 В ноябре 1993 года автор присутствовал на публичном выступлении «колдуна» Ивана Огнева во Дворце культуры г. Салавата (Башкирия). После нескольких «чудесных исцелений» «колдун» стал раздавать чудовищные рецепты, например, для изменения размера груди он рекомендовал женщинам втирать кору дуба, при этом втирание по часовой стрелке ведёт к увеличению груди, а против часовой – к её уменьшению; мужчинам для увеличения размера детородного органа «колдун» рекомендовал спиртовую настойку на 50 горошинках чёрного перца, при этом подчеркнул, что если перчинок будет 49 или 51, то настойка потеряет всякую эффективность.

24 Несколько лет назад автор присутствовал на проповеди в одном из православных храмов, где священник совершенно серьёзно убеждал паству в существовании под зёмлёй Ада, ссылаясь на тот факт, что «где-то в Башкирии пробурили одиннадцатикилометровую скважину, и из неё были слышны крики грешников, мучающихся в Аду».

25 Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. – М.: Наука, 1989, с. 114.

28 Татусь В.И. Духовно-энергетическое поле, или к вопросу о генезисе Вселенной // http: //filosofia.ru/70589/

В наше время производительные силы достигли планетарного уровня. Земля как бы сжалась в размерах. Новые системы транспорта, связи, космическая техника, Интернет вошли в повседневную жизнь. По телевидению мы видим то, что происходит на другом конце планеты. Другими стали материальные условия жизни общества. Одновременно в обществе возникает целый ряд побочных явлений, носящих негативный характер. Также радикально изменились образ жизни, внутреннее состояние социума, да и сам человек. Эти изменения носят всеобщий и объективный характер. Наряду с глобальным экологическим кризисом можно говорить о глобальном социальном кризисе. Но в отличие от внешней среды обитания, внутреннему состоянию социума уделялось сравнительно мало внимания, хотя потенциальная опасность не менее значительна. Не был сформулирован даже общий подход, не описаны процессы внутренней деградации общества. Но, как и в окружающей, в социальной среде (социуме) возникает целая совокупность побочных негативных явлений.

Развитие цивилизации, радикальные изменения в окружающем мире привели к внутреннему кризису самого человека, его разладу с реально существующим миром. Произошел отрыв сформировавшегося за время длительной эволюции сознания людей и их биологической основы от современного темпа жизни и уровня техники. Все большая часть людей уже не справляется с нагрузками, диктуемыми жизнью, не может приспособиться к окружающему миру. Возникает устойчивое утомление из-за нагрузок на человеческий организм. Растет количество преступлений, психических заболеваний, число маргиналов, преступников, алкоголиков, наркоманов. И этот процесс непрерывно ускоряется. Проблема состоит в том, что возможности адаптации человека к изменившимся условиям не безграничны. Как и в экологии, где определены предельно допустимые концентрации различных веществ и их летальные (смертельные) дозы, здесь также существуют свои критические параметры.

Истинная причина, по которой переживаемые человечеством затруднения приобрели сейчас такие огромные, поистине устрашающие масштабы, как раз в том и заключается, что никто из нас еще до конца не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и новому положению в нем человека. И это, в сущности, даже в большей степени относится к представителям интеллигенции, ученым, политикам и вообще всякого рода лидерам - промышленным, профсоюзным, религиозным, - чем к рядовым представителям всех слоев общества как развитых, так и и развивающихся стран. Суть проблемы как раз и заключается в несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее воспринимает и как учитывает в своем поведении. Безудержно меняющаяся на наших глазах действительность, за которой мы не успеваем уследить, мучает и пугает нас. Ведь все наше мироощущение, все стимулы нашего поведения, все ценности, вся система учреждений и институтов и весь наш образ жизни, в сущности, остались нам в наследство от предшествующих веков. И, чувствуя себя явно не в своей тарелке, мы робко и безуспешно пытаемся приспособиться к новым условиям, уже неспособные более жить в прежнем, естественном мире, но и не готовые еще к тому, чтобы полностью акклиматизироваться в новой, в высшей степени ненатуральной среде, которую мы сами и создали. От всего этого глубоко страдает наша психика и здоровье, ослабевает способность к здравым оценкам и суждениям, и, подавленные, сбитые с толку всей этой лавиной изменений, мы никак не можем выработать правильную и последовательную линию поведения. Эксплуатация многих сложных систем находится на пределе возможностей человека. В результате возникают аварии и катастрофы, которые являются неизбежными спутниками научно-технического прогресса.

Современные проблемы связаны прежде всего с тем, что мы живем во время смены коммуникативных технологий. Время неподвижных букв сменилось временем подвижных картинок. Книга поменялась на телевизор и компьютер. Это привело к колоссальным последствиям, влияние которых на нас мы не может всесторонне понять, потому что находимся «внутри» процесса. Действительно, ко многим проявлениям кризиса современной цивилизации ведет именно деятельность практического разума, важнейшим компонентом которого является технологическое применение науки. Технику в широком смысле слово можно понимать как объективный мир, подвергнутый рационализации. Вместе с техникой в мир привносится та форма рациональности, которая прежде существовала в научном разуме. Сегодня осмысление техники, ее связей с наукой и культурой, взаимоотношений с человеком составляют основной узел современной философской проблематики.

Человечество было и продолжает быть охваченным процессом возникновения массового общества, процессом, который был бы невозможен без развития техники: это и тесно связанная с техническим прогрессом массовая безработица, сопровождаемая разрушением ремесел и распадением традиционных общественных связей, это и массовая культура, распространяемая средствами массовой информации, как печатными, так и электронными. В последнем случае происходит утрата человеком своей индивидуальности.

Техника является, в некоторой степени, толчком многих социальных явлений. Рассмотрим, например, массовую культуру. На первый взгляд, заметно ее проникновение в обыденное сознание повсюду, от деревень до столиц. Демократичность и доступность школьного обучения, всеобщая грамотность, колоссальные тиражи газет и журналов, потоком сходящих со скоростных печатных машин, дешевые и неплохо выполненные цветные репродукции произведений живописи и высококачественные записи музыкальных произведений - все это, несомненно, можно считать положительным результатом достижений информационно-технического мира. Но при более близком рассмотрении мы обращаем внимание на обратную сторону, на негативные последствия внедрения в эту сферу новой информационной техники, такой, например, как телевидение и интернет, способной настолько глубоко изменять массовое сознание, что можно говорить о переходе всеобщей грамотности в свою противоположность и личностную невосприимчивость к написанному слову - это также результат существования человека в современном информационно-техническом мире.

Средства массовой информации уже давно перешагнули рамки возможностей обычной журналистики, радио и кино. Сейчас на первый план выходит современное телевидение и Интернет, которое благодаря спутникам связи приобрели всепланетную аудиторию как объект навязчивого манипулирования. В этом случае информационно-технические достижения используются для передачи всевозможных пустяков, сплетен, интимных подробностей частной жизни и конфликтных ситуаций, превращая мир в «глобальную деревню». общество образованность духовный знание

В наше время уже никто не сомневается в преимуществах, которые дает интеллектуальное развитие. В отличие от специализированного разделения труда в промышленном производстве современная научная специализация направлена не на замену квалифицированного неквалифицированным трудом; скорее, напротив, более специализированный и квалифицированный научный труд вытесняет менее специализированный и менее квалифицированный. У технических специалистов исчезает внутренняя потребность в целостном взгляде на технические и социальные проблемы, в гуманистическом и разностороннем образовании. Отсюда вытекают опасности для традиционных культурных институтов, для политической и общественной демократии. Эти опасности становятся тем более зловещими, чем в большей степени становится возможным узкотехническое овладение всеми планетными ресурсами.

Таким образом, научные и информационно-технические нововведения, успешные или неудачные, реально достижимые или только воображаемые, выступают как фактор, подрывающий устоявшийся уровень культурной жизни и общественного сознания.

Это происходит по следующим причинам:

  • 1. научно-технический прогресс бросает вызов власти, силе, значимости и даже самому существованию традиционных религиозных и эстетических переживаний во всех их формах;
  • 2. он укрепляет в сознании людей символический фетиш науки и техники, или, иначе говоря, превращает науку в антинауку, рациональное в иррациональное;
  • 3. он преобразует житейские отношения между людьми, изменяя социальные отношения производства, потребления и коммуникации;
  • 4. он преображает социальные представления о том, что является удовольствием в исполнении желаний, ослабляя при этом действие культурных традиций, лишая индивида опоры на них, отдавая его во власть иррациональных и бесцеремонных, цепких манипуляций;
  • 5. техника элитарного социального планирования отчуждается от человека, воспринимается им как разрозненный хаос сиюминутных, односторонних решений, не имеющих связи с реальными жизненными устремлениями людей, превращающих их в безликую массу;
  • 6. всеобщим характер глобальных проблем в сочетании с безудержным техническим оптимизмом вступает в конфликт с жизненным опытом конкретного человека.

Итак, что несет развитие науки людям добро или зло? Продукт интеллектуального труда принадлежит всем и поэтому нелегко проконтролировать, в каких целях его станут использовать. Понятно, что хирургическим скальпелем можно спасти человеку жизнь, а можно и убить его. Эффективное лекарственное средство, взятое в большой дозе, превращается в страшный яд. В результате развития химии газов возникло химическое оружие, изучение свойств электричества позволило сконструировать электрический стул. Динамит и тротил, появившиеся в лаборатории, используют строители, прокладывающие трассы в горах, и революционеры, стремящиеся «подстегнуть историю».

Выходные данные сборника:

ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Хахалева Ольга Александровна

преподаватель английского языка,

кафедра Делового иностранного языка,

Красноярский Государственный Аграрный Университет,

г. Красноярск

С 70-х годов XX века темпы развития мировой цивилизации определяются значительным ростом информации в жизни общества. Основной причиной является развитие компьютерной техники и компьютерных технологий, что позволило в корне изменить производство.

Главным признаком нового переворота выступают изменения в телекоммуникационных средствах общения. Электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, революционизируют способы преобразования информации. Суть глобальной проблемы, которая актуальна для всех людей, состоит в том, что скорость изменений, происходящих в различных областях человеческой деятельности настолько велика, что люди не успевают их усваивать и осмысливать. К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного общества в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем.

Информатизация научных исследований - это реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

Информатизация образования является ключевым условием подготовки специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой деятельности претерпевают смысловое наполнение базовые задачи образования. Информатизация образования - процесс, в котором политические, социально-экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи. Целью информатизации является развитие интеллектуальной деятельности, обеспечивающей свободный доступ индивида ко всем видам, формам и уровням учебных знаний .

Компьютерное моделирование - эффективное средство обучения. Полезным средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач, включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного обучения.

Компьютеры выступают средством общения людей. Наиболее универсальным средством компьютерного общения является электронная почта, которая позволяет пересылать сообщения практически с любой машины на любую. При помощи компьютеров проводятся конференции, самая большая - USENET - объединяет сотни тысяч машин по всему миру .

INTERNET - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает связь различных информационных сетей.

Средства массовой информации позволяют создавать процесс распространения информации на численно большие аудитории. Это является средством идеологического, политического, экономического и другого влияния на психику и массовое сознание. Феномен массовой культуры, создание психотропного оружия есть новые проблемы, вызванные средствами коммуникаций. С появлением телевидения возникло новое «телевизионное поколение» детей. При этом средства воздействия различны - от убеждения и внушения до информирования. При этом расширилась информационная среда. Средства коммуникации позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат интеграционным средством, они могут служить как развитию личности, так и ее разрушению.

Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети и связанным с ней проблемам, отставанию технической базы от вала информации. При этом каждому доступна практически любая необходимая ему информация. Это, с одной стороны, должно привести к росту творческих возможностей, но при этом возникают проблемы человеческого общения, семейные проблемы, новые преступления, связанные с компьютером: знакомства с преступной целью, обман, маньяки, которые находят жертв через интернет. Равновесие сторон становится все более неустойчивым, формируются новые этические ценности личности, при этом происходит изменение профессиональной структуры общества за счет увеличения доли занятых в сфере коммуникации. Так же встает вопрос о хранении информации. Когда рабочее место дома, нет необходимости строить здания для управления процессом, снижается потребность в транспортных средствах, происходит постепенный уход человека в виртуальный мир, возникает отстранённость человека от реальной жизни. Появилась возможность хранения досье на членов общества, их контроль .

В связи с влиянием технократизма на развитие общества, происходят изменения и переоценка ценностей. Общее признание получает личность, способная перерабатывать большой поток информации, обладающая информационно-коммуникационными навыками. Происходит переход к новым формам занятости (в сфере IT-технологий и программирования, управления персоналом/программист-аналитик, системный администратор, специалист по контролю обслуживания клиентов и т.д.). Идет процесс формирования новых трудовых ресурсов (проектирование, установка и сопровождение различного ПО, создание и программирование Web-сайтов, консультирование и техническая поддержка пользователей) за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии. Интерес вызывают свободные отношения в коллективе, сетевые типы организации, самоуправление, партнерство, выгодные контакты, самоутверждение.

Наука и техника, научно - технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности, являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, и вместе с ним подвергаются испытаниям.

Всего полвека назад наука функционировала с процессами, которые развивались в сфере производства, не затрагивая общественные основы жизнедеятельности людей. Несмотря на отдельные блестящие достижения естествознания, научные исследования в глазах многих оставались занятием, важности которого можно было отдавать должное, но которое нельзя было в широких масштабах включать в сферу деловых интересов. Соответственно, и деятельность ученых продолжала восприниматься традиционно - лишь как непонятный широким кругам труд одиночек, занятых созерцанием явлений природы. Положение изменилось после того, как в Лос-Аламо было взорвано первое ядерное устройство. Стало очевидным, что даже самые абстрактные разделы науки имеют тесную связь с социально-экономической жизнью, с политикой .

Однако, непосредственное влияние науки на дела людей обнаруживается не только в том, что от военного применения ее открытым оказался вопрос жизни или смерти человечества; голос ее слышен общественности не только через атомные взрывы. Непосредственно характер этого влияния дает о себе знать в сфере созидания, в повседневной жизни населения. Какие это будет иметь последствия для самого человека и общества, в котором мы живем, и какие реальные, не требующие отлагательства социальные и человеческие проблемы возникают в связи с этим сегодня? Если попытаться коротко ответить на поставленные вопросы и определить, тем самым, главную социальную проблему, то ответ может звучать так: чем выше уровень технологии производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития общества, самого человека в их взаимодействии с природой .

Подобный вывод был сделан давно: выявлена глубокая взаимосвязь развития науки и техники и социальных преобразований, а также развития человека, его культуры, включая отношение к природе. Новый тип развития науки и техники до предела обостряет возникшие проблемы, требуя именно высокого соприкосновения: новой технологии с обществом, человеком, природой, причем, это становится уже не только жизненной необходимостью, но и непременным условием как эффективного применения этой технологии, так и самого существования общества, человека, природы. Эта проблема имеет широкое значение в современных условиях, так как от того, как она решается, зависит построение стратегии научно-технического прогресса как силы, которая может либо угрожать, либо способствовать развитию человека и цивилизации. И на пути осознания гуманистической направленности науки оказываются идеалы технократизма.

Интенсивное техническое и научное развитие открывают перед человечеством возможность эволюции в сторону создания так называемого «научного общества». Вся дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия научно-технического развития. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, она лишь игрушка в руках человека. А её использование создает принципиально новую ситуацию в сфере производства, быта, отдыха, и меняет мировоззрение и психологию людей .

Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:

  • если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
  • если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название «информационный взрыв», указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:

  • быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
  • превышение материальных затрат на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
  • возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились).

Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как «системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации».

  • медиатизацию - от лат. mediatus - выступающий посредником - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
  • компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
  • интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств, когнитивных (от лат. cognitio - знание, познание) социальных структур и процессов. Информатизация должна быть «слита» с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды .

При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны учеными и специалистами выделялась главная мысль о концепции развития общества, всех его структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.

Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать «извне» нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа «изнутри» на совершенствование информационной среды.

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что на данном этапе развития перед обществом как никогда остро стоит проблема информатизации. Противоречивый процесс всеобщей компьютеризации и информатизации грозят тяжёлыми социальными последствиями. Исчезает разнообразие идей, исчезает творческий подход к труду, снижается качество образования. В отличие от традиционного общества, сейчас наиболее ценным продуктом человеческой деятельности становится информация и связанная с ней интеллектуальная собственность, в которой воплощены огромные затраты средств, времени и труда. Существенные изменения происходят в социальной структуре общества: мобильность экономики, основанной на высоких технологиях, привела к возрастанию социальной мобильности в обществе, поскольку теперь преимущество в продвижении по лестнице социальной иерархии имеет индивид, получивший необходимое образование и имеющий доступ к новейшей информации. Особенно важным обстоятельством является то, что в связи с этим меняется психология человека, где чувства «притупляются» и уходят глубоко вовнутрь его. Постоянно живя в виртуальном пространстве и, общаясь на «ты» с машиной, у человека, особенно молодого, заглушается эмоциональная сторона психики и одновременно формируется безразличие к миру человеческих чувств. Все это ведет к всё большему оскудению духовной жизни. Наблюдается общий ценностный и нормативный кризис у молодежи. Потеря ориентации в ценностно-нормативной системе вызывает у молодежи либо чувство растерянности и утраты смыслообразующих ориентиров, либо стремление любой ценой добиться в жизни успеха и материального благополучия, надеясь при этом не на государство или власть, а исключительно на себя и свою семью.

Однако, необходимо признать также и огромное положительное влияние компьютеризации и информатизации на общество. Наше общество становится информационным, а отсюда следует, что оно становится более цивилизованным, более развитым, любой индивид может получить доступ к практически неограниченным объёмам информации. Наше общество становится всё более образованным.

Список литературы :

  1. Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973. - 20 с.
  2. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. «Социальный интеллект»: метафора или научное понятие? // Социс, 1993. № 8. 153 с.
  3. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М., 1993. 19-20 с.
  4. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 года.

5. Коган В. З. Теория информационного воздействия. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1991.

  1. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.- 217 с.
  2. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993. № 1-3. 35-45 с.

Американские врачи описывают всё новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Специалисты описали восемь наиболее распространённых психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь.


Уже доказано, что чрезмерное увлечение Интернетом серьёзно вредит способности концентрироваться на одном тексте более тридцати секунд. Людям становится всё сложнее читать длинные статьи со сложными предложениями и сконцентрироваться на содержании. И медики уверяют, что это далеко не последние последствия, которыми наградили нас современные технологии. И некоторые из них уже официально признаны заболеванием.

Номофобия (страх остаться без мобильного телефона)

Он развивается у людей, зависимых от мобильной связи. Заболеванию подвержены пользователи, которые старательно следят за развитием индустрии, и уделяют своему мобильному телефону более двух часов в день. И при отсутствии доступа к мобильному телефону, пациенты испытывают беспокойство. В клиническом случае заболевания человек без телефона впадает в настоящую панику.

В общей сложности, в США номофобией страдают практически 99% активных пользователей смартфонов. Для профилактики заболевания психиатры рекомендуют сократить использование смартфона до необходимого минимума – звонков близким. Почта и чтение новостей под определение «необходимого минимума» не подпадают.

Синдром фантомного звонка

Фанаты телефонов, также, часто подвержены синдрому фантомного звонка – у человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует, хотя ничего не самом деле не происходит.

Заболевание развивается на фоне стресса, и тоже очень широко распространено. Согласно исследованиям доктора Ларри Росена (Larry Rosen), который целенаправленно занимается изучением влияния мобильных технологий на психику человека, 70% людей, который называют себя закоренелыми фанатами современных технологий минимум раз в час испытывают ощущение того, что в их кармане вибрирует телефон – даже, если телефон предварительно выкладывают на стол.

Лечится синдром примерное как и стресс – при помощи индивидуального курса антидепрессантов, отпуска и отказа от высокотехнологических устройств на продолжительный срок.

Киберболезнь, или «цифровая морская болезнь»

Данный недуг появляется из-за злоупотребления использования смартфонов и планшетных компьютеров. Больных действительно «укачивает» от использования телефона – это поясняется визуальными эффектами интерфейса и расстройством вестибулярного аппарата.

Дело в том, что современные экраны слишком хорошо имитируют окружающую реальность – что дезориентирует мозг. Соответственно, чем выше качество картинки, тем больше вероятность возникновения данной проблемы. Сегодня этому заболеванию подвержены около 90% американцев – исследователи пока не могут привести точную цифру из-за разброса марок мобильных устройств.

Тем не менее, на тошноту и головокружение после длительного использования смартфона жаловалось подавляющее большинство участников тестов. На данный момент лечения у болезни как такового нет – врачи рекомендуют сократить время, проводимое с телефоном, планшетом и перед экраном компьютера.

«Эффект Google»

Страдающие от «эффекта Google» уверены, что знания им не нужны, поскольку любая информация находится на расстоянии клика. При этом заболеванию подвержены даже те, кто не разделяет подобного убеждения – мозг просто отказывается запоминать информацию, независимо от человеческой воли.

Сегодня в США им страдает около 40% подросток в возрасте до 25 лет. В долгосрочной перспективе внешне безобидный «эффект Google» чреват развитием склероза и болезнью Альцгеймера.

Facebook-депрессия

Это состояние выражается в том, что люди впадают в депрессию от контактов в социальной сети, или же от их отсутствия. Психологи поясняют это тем, что в социальные сети люди, как правило, выкладывают только те фотографии и новости о себе, которые выставляют их в выгодном свете. Таким образом, у пользователя создаётся впечатление, что у друзей и знакомых жизнь лучше, ярче и насыщеннее, чем у него.

Исследователи Университета Мичигана отмечают, что процент молодых людей, страдающих от депрессии прямо пропорционален количеству времени, которое они уделяют социальной сети. В целом, заболевание рекомендуют лечить теми же средствами, что и обычную депрессию. Кроме того, психологи советуют пойти на отчаянный по современным меркам шаг, и просто удалиться из социальных сетей.

Интернет-зависимость

Страдающие ей постоянно хотят получить доступ в Сеть. Желание полностью вытесняет любые потребности, и вынуждает отказаться от работы и личной жизни. Зависимость уже собираются приравнять к наркомании.

Исследователи отмечают, что Интернет-зависимость в долгосрочной перспективе вырабатывает у людей сильный комплекс неполноценности в купе с низкой самооценкой. Кроме того, зависимость чревата деградацией социальных навыков, вплоть до неспособности вызвать «скорую помощь».

На данный момент психиатры рассматривают возможность медикаментозного лечения, но пока что рекомендуют больным изоляцию от мест, где им будет доступно подключение к Сети. Отметим, что в США один за другим открываются специальные лагеря для Интернет-зависимых, наподобие летних.

Онлайн игромания

Весьма схожа с ней зависимость от онлайн-игр, которая, однако, славится большей деструктивностью. Нередки случаи, когда игра затягивает человека в виртуальный мир, в результате чего он теряет работу, семью, а порой и жизнь.

К слову, это пока что единственная зависимость, порождённая миром высоких технологий, при которой у человека вырабатывается физическая необходимость играть, вплоть до возникновения абстинентного синдрома.

Согласно официальным данным, около 8% от общего населения США страдают от зависимости. Особенно ей подвержены люди в возрасте от 9 до 39 лет. На данный момент зависимость считается весьма опасной, и психологи разрабатывают комплексные программы по освобождению от неё.

Киберхондрия

Наконец, больные киберхондрией считают, что у них есть заболевание, о котором они вычитали в Интернете, и, как правило, не одно. В результате здоровый человек, у которого просто заболела голова, может убедить себя в наличии у него серьёзных проблем.

Здесь серьёзную роль играет эдакое «кривое зеркало эффекта Плацебо» – человек на подсознательном уровне начинает убеждать себя в том, что он смертельно болен. Мозг активно собирает информацию, поступающую от органов восприятия, и человек начинает подмечать в себе все несущественные изменения, на которые он раньше не обращал внимания. Постоянное нервное напряжение, в конечном счете, приводит к появлению всевозможных заболеваний.

Принимая во внимание, что ипохондрия существовала задолго до появления Интернета, исследователи не берутся сказать, сколько точно людей подвержены киберхондрии. Тем не менее, заболевание начало встречаться чаще из-за доступности всевозможных справочных материалов в Сети.

А сколько из обозначенных в статье заболеваний выявили Вы у себя? Или быть может Вы наблюдаете у себя симптомы какого-иного негативного воздействия Интернет либо мобильных технологий? Делитесь в комментариях!



Загрузка...