sonyps4.ru

Выполнение скрипта при запуске или выключении linux. Создание и запуск скрипта Linux условия запуска скрипта сеть

Пишем скрипты в Linux (обучение на примерах)

———————————————————————————-

1. Введение

Что нужно, чтобы писать скрипты
Владение инструментами командной строки и их необходимыми опциями.
Базовые знания английского языка уровня начальной школы не помешают.

Зачем нужны скрипты
Во-первых, администрирование linux-сервера в той или иной степени сводится к систематическому выполнению одних и тех же команд. Причем не обязательно, чтобы эти команды выполнял человек. Их можно запрограммировать на выполнение машиной.
Во-вторых, даже просто выполнение обычной задачи, которая (вдруг) составляет 20-1000… однообразных операций ГОРАЗДО проще реализовать в скрипте.

Что такое скрипт
Скрипт — набор инструкций, которые должен в определенном порядке и в определенное время выполнить компьютер. Инструкциями могут быть как внутренние команды оболочки (циклы, условия, обработка текстовой информации, работа с переменными окружения и прочее), так и любая программа, выполняемая нами в консоли с необходимыми параметрами.

Как писать скрипт
В нашем случае скрипт будет представлять из себя текстовый файл с атрибутами выполнения. Если файл сценария начинается с последовательности #!, которая в мире UNIX называется sha-bang, то это указывает системе какой интерпретатор следует использовать для исполнения сценария. Если это трудно понять, то просто запомните, что все скрипты мы будем начинать писать именно со строчки #!/bin/bash или #!/bin/sh, а далее пойдут команды и комментарии к ним.

Напутствие
Я Вам искренне советую писать как можно больше комментариев чуть ли ни к каждой строчке в скрипте. Пройдет время и Вам понадобится изменить или модернизировать написанный когда-то скрипт. Если не помнишь или не понимаешь, что написано в скрипте, то становится сложно его изменять, проще писать с нуля.

Какие скрипты могут нам понадобиться:

    устанавливающий правила файервола при загрузке системы.
    выполняющий backup настроек и данных.
    добавляющий почтовые ящики в почтовый сервер (точнее в базу mysql)
    запускающий в определенное время (лучше каждую ночь) программу, которая сканирует логи прокси-сервера и выдает удобный web-отчет по количеству скачанного трафика.
    отправляющий нам на почту информацию о том, что кто-то получил доступ к нашему серверу по ssh, время подключения и адрес клиента.

О методике написания скриптов
Создаем текстовый файл, редактируем его, устанавливаем права на выполнение, запускаем, смотрим ошибки, исправляем, запускаем, смотрим ошибки…
Когда все вылизано и работает правильно, ставим его в автозагрузку либо в планировщик на определенное время.

———————————————————————————-

2. Обучение написанию сценариев на внутреннем языке BASH
оригинал: https://www.linuxconfig.org/Bash_scripting_Tutorial

Это руководство предполагает отсутствие предварительных знаний о методике написания сценариев (далее скриптов) с помощью внутреннего языка Bash. С помощью данного руководства вы обнаружите в скором времени, что написание скриптов очень простая задача. Давайте начнем наше обучение с простого сценария, выполняющего вывод строки «Hello World!» (в перев. с англ. — Всем привет!)

1. Сценарий «Всем привет»
Вот ваш первый пример bash-скрипта:

#!/bin/bash
echo «Hello World»

Переходим в директорию, содержащую наш файл hello_world.sh и делаем его исполняемым:

Код: Выделить всё $ chmod +x hello_world.sh

Запускаем скрипт на выполнение

Код: Выделить всё $ ./hello_world.sh

2. Простой архивирующий bash-скрипт

#!/bin/bash
tar -czf myhome_directory.tar.gz /home/user

Код: Выделить всё $ ./backup.sh

$ du -sh myhome_directory.tar.gz
41M myhome_directory.tar.gz

3. Работа с переменными
В данном примере мы объявляем простую переменную и выводим её на экран с помощью команды echo

#!/bin/bash
STRING=»HELLO WORLD!!!»
echo $STRING

Код: Выделить всё $ ./hello_world.sh
HELLO WORLD!!!

Наш архивирующий скрипт с переменными:

#!/bin/bash
OF=myhome_directory_$(date +%Y%m%d).tar.gz
IF=/home/user
tar -czf $OF $IF

Код: Выделить всё $ ./backup.sh
tar: Removing leading "\" from member names
$ du -sh *tar.gz
41M myhome_directory_20100123.tar.gz

3.1 Глобальные и локальные переменные

#!/bin/bash
# Объявляем глобальную переменную
# Такая переменная может использоваться в любом месте этого скрипта
VAR=»global variable»
function bash {
# Объявляем локальную переменную
# Такая переменная действительна только для функции, в которой её объявили
local VAR=»local variable»
echo $VAR
}
echo $VAR
bash
# Обратите внимание, что глобальная переменная не изменилась
echo $VAR

Код: Выделить всё $ ./variables.sh
global variable
local variable
global variable

4. Передаем аргументы в скрипт

#!/bin/bash
# Используйте предопределенные переменные для доступа к аргументам
# Выводим аргументы на экран
echo $1 $2 $3 ‘ -> echo $1 $2 $3’

#Мы так же можем получить доступ к аргументам через специальный массив args=(«$@»)
# Выводим аргументы на экран
echo ${args} ${args} ${args} ‘ -> args=(«$@»); echo ${args} ${args} ${args}’

# Используйте переменную $@ для вывода всех аргументов сразу
echo $@ ‘ -> echo $@’

Используйте переменную $# для вывода количества переданный в скрипт аргументов
echo Number of arguments passed: $# ‘ -> echo Number of arguments passed: $#’

Код: Выделить всё $ ./arguments.sh Bash Scripting Tutorial
Bash Scripting Tutorial -> echo $1 $2 $3
Bash Scripting Tutorial -> args=("$@"); echo ${args} ${args} ${args}
Bash Scripting Tutorial -> echo $@
Number of arguments passed: 3 -> echo Number of arguments passed: $#

5. Выполнение в скрипте команд оболочки

#!/bin/bash
# используйте обратные кавычки » ` ` » для выполнения команды оболочки
echo `uname -o`
# теперь попробуем без кавычек
echo uname -o

Код: Выделить всё $ uname -o
GNU/Linux
$ ./bash_backtricks.sh
GNU/Linux
uname -o

Как видим, во втором случае вывелась сама команда, а не результат её выполнения

6. Читаем пользовательский ввод (интерактивность)

#!/bin/bash
echo -e «Hi, please type the word: \c »
read word
echo «The word you entered is: $word»
echo -e «Can you please enter two words? »
read word1 word2
echo «Here is your input: \»$word1\» \»$word2\»»
echo -e «How do you feel about bash scripting? »
# read command now stores a reply into the default build-in variable $REPLY
read
echo «You said $REPLY, I’m glad to hear that! »
echo -e «What are your favorite colours ? »
# -a makes read command to read into an array
read -a colours
echo «My favorite colours are also ${colours}, ${colours} and ${colours}:-)»

Код: Выделить всё $ ./read.sh
Hi, please type the word: something
The word you entered is: something
Can you please enter two words?
Debian Linux
Here is your input: "Debian" "Linux"
How do you feel about bash scripting?
good
You said good, I"m glad to hear that!
What are your favorite colours ?
blue green black
My favorite colours are also blue, green and black:-)

7. Использование ловушки

#!/bin/bash
# объявляем ловушку
trap bashtrap INT
# очищаем экран
clear;
# функция ловушки выполняется, когда пользователь нажимает CTRL-C:
# На экран будет выводиться => Executing bash trap subrutine !
# но скрипт будет продолжать выполняться
bashtrap()
{
echo «CTRL+C Detected !…executing bash trap !»
}
# скрипт будет считать до 10
for a in `seq 1 10`; do
echo «$a/10 to Exit.»
sleep 1;
done
echo «Exit Bash Trap Example!!!»

Код: Выделить всё $ ./trap.sh
1/10
2/10
3/10
4/10
5/10
6/10

7/10
8/10
9/10
CTRL+C Detected !...executing bash trap !
10/10
Exit Bash Trap Example!!!

Как видим, сочетание клавишь Ctrl-C не остановило выполнение скрипта.

8. Массивы
8.1 Объявляем простой массив

#!/bin/bash
# Объявляем простой массив с 4 элементами
ARRAY=(‘Debian Linux’ ‘Redhat Linux’ Ubuntu Linux)
# Получаем количество элементов в массиве
ELEMENTS=${#ARRAY[@]}

# выводим в цикле каждый элемент массива
for ((i=0;i<$ELEMENTS;i++)); do
echo ${ARRAY[${i}]}
done

Код: Выделить всё $./arrays.sh
Debian Linux
Redhat Linux
Ubuntu
Linux

8.2 Заполняем массив значениями из файла

#!/bin/bash
# Объявляем массив
declare -a ARRAY
# Команда exec # stdin (обычно это клавиатура), будет производиться из этого файла. Это дает возможность читать
# содержимое файла, строку за строкой, и анализировать каждую введенную строку с помощью sed и/или awk.
exec 10 let count=0

while read LINE <&10; do

ARRAY[$count]=$LINE
((count++))
done

echo Number of elements: ${#ARRAY[@]}
# Вывод значений массива
echo ${ARRAY[@]}
# закрываем файл
exec 10>&-

Код: Выделить всё $ cat bash.txt
Debian Linux
Redhat Linux
Ubuntu
Linux
$ ./arrays.sh
Number of elements: 4
Debian Linux Redhat Linux Ubuntu Linux

9. Условия «если-то-иначе»
9.1. Простое использование «если-иначе» условий
Обратите внимание на пробелы в квадратных скобках, без которых условие работать не будет.

#!/bin/bash
directory=»./BashScripting»

# проверяем наличие директории
if [ -d $directory ]; then
echo «Directory exists»
else
echo «Directory does not exists»
fi

Код: Выделить всё $ ./if_else.sh
Directory does not exists
$ mkdir BashScripting
$ ./if_else.sh
Directory exists

9.2 Вложенные «если-иначе» условия

#!/bin/bash
# Объявляем переменную со значением 4
choice=4
# Выводим на экран
echo «1. Bash»
echo «2. Scripting»
echo «3. Tutorial»

# Выполняем, пока переменная равна четырем
# Зацикливание
while [ $choice -eq 4 ]; do

# читаем пользовательский ввод
read choice
# вложенное «если-иначе» условие
if [ $choice -eq 1 ] ; then

echo «You have chosen word: Bash»

if [ $choice -eq 2 ] ; then
echo «You have chosen word: Scripting»
else

if [ $choice -eq 3 ] ; then
echo «You have chosen word: Tutorial»
else
echo «Please make a choice between 1-3 !»
echo «1. Bash»
echo «2. Scripting»
echo «3. Tutorial»
echo -n «Please choose a word ? »
choice=4
fi
fi
fi
done

Код: Выделить всё $ ./nested.sh
1. Bash
2. Scripting
3. Tutorial

5

1. Bash
2. Scripting
3. Tutorial
Please choose a word ?
4
Please make a choice between 1-3 !
1. Bash
2. Scripting
3. Tutorial
Please choose a word ?
3
You have chosen word: Tutorial

Таким образом сначала тело цикла «while» выполняется, т.к. переменная choice изначально равна четырем. Потом читаем в неё пользовательский ввод, и если ввод не равен 1,2 или 3 то делаем нашу переменную снова равную 4, в связи с чем тело цикла повторяется (снова необходимо вводить 1,2 или 3).

10. Сравнения
10.1 Арифметические сравнения

Lt <
-gt >
-le <=
-ge >=
-eq ==
-ne !=

#!/bin/bash

NUM1=2
NUM2=2
if [ $NUM1 -eq $NUM2 ]; then
echo «Both Values are equal»
else
echo «Values are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./equals.sh
Both Values are equal

#!/bin/bash
# Объявляем переменные с целочисленными значениями
NUM1=2
NUM2=3
if [ $NUM1 -eq $NUM2 ]; then
echo «Both Values are equal»
else
echo «Values are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./equals.sh
Values are NOT equal

#!/bin/bash
# Объявляем переменные с целочисленными значениями
NUM1=2
NUM2=1
if [ $NUM1 -eq $NUM2 ]; then
echo «Both Values are equal»
elif [ $NUM1 -gt $NUM2 ]; then
echo «$NUM1 is greater then $NUM2»
else
echo «$NUM2 is greater then $NUM1»
fi

Код: Выделить всё $ ./equals.sh
2 is greater then 1

10.2 Символьно-текстовые сравнения

Одинаковые
!= не одинаковые
< меньще чем
> больше чем
-n s1 переменная s1 не пустая
-z s1 переменная s1 пустая

#!/bin/bash

S1=»Bash»

S2=»Scripting»
if [ $S1 = $S2 ]; then

else
echo «Strings are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./statement.sh
Strings are NOT equal

#!/bin/bash
# Объявляем символьную переменную S1
S1=»Bash»
# Объявляем символьную переменную S2
S2=»Bash»
if [ $S1 = $S2 ]; then
echo «Both Strings are equal»
else
echo «Strings are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./statement.sh
Both Strings are equal

11. Проверка файлов

B filename Block special file
-c filename Special character file
-d directoryname Check for directory existence
-e filename Check for file existence
-f filename Check for regular file existence not a directory
-G filename Check if file exists and is owned by effective group ID.
-g filename true if file exists and is set-group-id.
-k filename Sticky bit
-L filename Symbolic link
-O filename True if file exists and is owned by the effective user id.
-r filename Check if file is a readable
-S filename Check if file is socket
-s filename Check if file is nonzero size
-u filename Check if file set-ser-id bit is set
-w filename Check if file is writable
-x filename Check if file is executable

#!/bin/bash
file=»./file»
if [ -e $file ]; then
echo «File exists»
else
echo «File does not exists»
fi

Код: Выделить всё $ ls
file.sh
$ ./file.sh
File does not exists
$ touch file
$ ls
file file.sh
$ ./file.sh
File exists

Аналогично для примера мы можем использовать «в то время как» петли, чтобы проверить, если файл не существует. Этот сценарий будет спать, пока файл не существует. Обратите внимание на Bash отрицатель «!» что сводит на нет (инвертирует) -e опцию.

12. Циклы
12.1. Цикл For

#!/bin/bash
# for цикл
for f in $(ls /var/); do
echo $f
done

Запуск for-цикла из командной строки bash:

Код: Выделить всё $ for f in $(ls /var/); do echo $f; done Код: Выделить всё $ for f in $(ls /var/); do echo $f; done
backups
cache
crash
games
lib
local
lock
log
mail
opt
run
spool
tmp
www

12.2. While цикл

#!/bin/bash
COUNT=6
# while цикл
while [ $COUNT -gt 0 ]; do

let COUNT=COUNT-1
done

Код: Выделить всё $ ./while_loop.sh
Value of count is: 6
Value of count is: 5
Value of count is: 4
Value of count is: 3
Value of count is: 2
Value of count is: 1

12.3. Until цикл

#!/bin/bash
COUNT=0
# until цикл
until [ $COUNT -gt 5 ]; do
echo Value of count is: $COUNT
let COUNT=COUNT+1
done

Код: Выделить всё $ ./until_loop.sh
Value of count is: 0
Value of count is: 1
Value of count is: 2
Value of count is: 3
Value of count is: 4
Value of count is: 5

12.4. Циклы с неявными условиями
В следующем примере условием while-цикла является наличие стандартного ввода.
Тело цикла будет выполняться пока есть чему перенаправляться из стандартного вывода в команду read.

#!/bin/bash
# Данный скрипт будет искать и удалять пробелы
# в файлах, заменяя их на подчеркивания
DIR=».»
Управление циклом с командой read путем перенаправления вывода в цикле.
find $DIR -type f | while read file; do
# используем POSIX-класс [:space:] чтобы найти пробелы в именах файлов
if [[ «$file» = *[[:space:]]* ]]; then
# замена пробелов подчеркиваниями
mv «$file» `echo $file | tr ‘ ‘ ‘_’`
fi;
done

Код: Выделить всё $ ls -1
script.sh
$ touch "file with spaces"
$ ls -1
file with spaces
script.sh
$ ./script.sh
$ ls -1
file_with_spaces
script.sh

13. Функции

#!/bin/bash
# Функции могут быть объявлены в любом порядке
function function_B {
echo Function B.
}
function function_A {
echo $1
}
function function_D {
echo Function D.
}
function function_C {
echo $1
}
# Вызываем функции
# передаем параметр в функцию function A
function_A «Function A.»
function_B
# передаем параметр в функцию function C
function_C «Function C.»
function_D

Код: Выделить всё $ ./functions.sh
Function A.
Function B.
Function C.
Function D.

14. Оператор выбора — Select

#!/bin/bash
PS3=’Choose one word: ‘
# select
select word in «linux» «bash» «scripting» «tutorial»
do
echo «The word you have selected is: $word»
# Прерываем, в противном случае цикл будет бесконечный.
break
done
exit 0

Код: Выделить всё $ ./select.sh
1) linux
2) bash
3) scripting
4) tutorial
Choose one word: 4
The word you have selected is: tutorial

15. Оператор выбора — Case

#!/bin/bash
echo «What is your preferred programming / scripting language»
echo «1) bash»
echo «2) perl»
echo «3) phyton»
echo «4) c++»
echo «5) I do not know !»
read case;
# простая структура case-выбора
# обратите внимание, что в данном примере $case — всего лишь переменная
# и не обязана так называться. Это лишь пример
case $case in
1) echo «You selected bash»;;
2) echo «You selected perl»;;
3) echo «You selected phyton»;;
4) echo «You selected c++»;;
5) exit
esac

Код: Выделить всё $ ./case.sh
What is your preferred programming / scripting language
1) bash
2) perl
3) phyton
4) c++
5) I do not know !
4
You selected c++

———————————————————————————-

Более подробную информацию можно получить из различных источников, например отсюда
оригинал: https://www.linuxconfig.org/Bash_scripting_Tutorial
https://ruslandh.narod.ru/howto_ru/Bash-Prog-Intro/
https://bug.cf1.ru/2005-03-17/programmin … -book.html

https://ubuntologia.ru/forum/viewtopic.php?f=109&t=2296

Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это - сценарии командной строки , написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например - zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие - умение работать в командной строке Linux.



Сценарии командной строки - это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии - это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.

Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:

Pwd ; whoami
На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoami показывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.

Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение - лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:

Getconf ARG_MAX
Командная строка - отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.

Как устроены bash-скрипты

Создайте пустой файл с использованием команды touch . В его первой строке нужно указать, какую именно оболочку мы собираемся использовать. Нас интересует bash , поэтому первая строка файла будет такой:

#!/bin/bash
В других строках этого файла символ решётки используется для обозначения комментариев, которые оболочка не обрабатывает. Однако, первая строка - это особый случай, здесь решётка, за которой следует восклицательный знак (эту последовательность называют шебанг) и путь к bash , указывают системе на то, что сценарий создан именно для bash .

Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:

#!/bin/bash # This is a comment pwd whoami
Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.

Установка разрешений для файла сценария

Сохраните файл, дав ему имя myscript , и работа по созданию bash-скрипта почти закончена. Сейчас осталось лишь сделать этот файл исполняемым, иначе, попытавшись его запустить, вы столкнётесь с ошибкой Permission denied .


Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями

Сделаем файл исполняемым:

Chmod +x ./myscript
Теперь попытаемся его выполнить:

./myscript
После настройки разрешений всё работает как надо.


Успешный запуск bash-скрипта

Вывод сообщений

Для вывода текста в консоль Linux применяется команда echo . Воспользуемся знанием этого факта и отредактируем наш скрипт, добавив пояснения к данным, которые выводят уже имеющиеся в нём команды:

#!/bin/bash # our comment is here echo "The current directory is:" pwd echo "The user logged in is:" whoami
Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.


Вывод сообщений из скрипта

Теперь мы можем выводить поясняющие надписи, используя команду echo . Если вы не знаете, как отредактировать файл, пользуясь средствами Linux, или раньше не встречались с командой echo , взгляните на этот материал.

Использование переменных

Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например - результаты работы команд для использования их другими командами.

Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.

Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:

  • Переменные среды
  • Пользовательские переменные

Переменные среды

Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:

#!/bin/bash # display user home echo "Home for the current user is: $HOME"
Обратите внимание на то, что мы можем использовать системную переменную $HOME в двойных кавычках, это не помешает системе её распознать. Вот что получится, если выполнить вышеприведённый сценарий.


Использование переменной среды в сценарии

А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:

Echo "I have $1 in my pocket"
Система обнаружит знак доллара в строке, ограниченной кавычками, и решит, что мы сослались на переменную. Скрипт попытается вывести на экран значение неопределённой переменной $1 . Это не то, что нам нужно. Что делать?

В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:

Echo "I have \$1 in my pocket"
Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.


Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара

Пользовательские переменные

В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.

Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
TNW-CUS-FMP - промо-код на 10% скидку на наши услуги, доступен для активации в течение 7 дней
#!/bin/bash # testing variables grade=5 person="Adam" echo "$person is a good boy, he is in grade $grade"
Вот что получится после запуска такого сценария.


Пользовательские переменные в сценарии

Подстановка команд

Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов - это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.

Сделать это можно двумя способами.

  • С помощью значка обратного апострофа «`»
  • С помощью конструкции $()
Используя первый подход, проследите за тем, чтобы вместо обратного апострофа не ввести одиночную кавычку. Команду нужно заключить в два таких значка:

Mydir=`pwd`
При втором подходе то же самое записывают так:

Mydir=$(pwd)
А скрипт, в итоге, может выглядеть так:

#!/bin/bash mydir=$(pwd) echo $mydir
В ходе его работы вывод команды pwd будет сохранён в переменной mydir , содержимое которой, с помощью команды echo , попадёт в консоль.


Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной

Математические операции

Для выполнения математических операций в файле скрипта можно использовать конструкцию вида $((a+b)) :

#!/bin/bash var1=$((5 + 5)) echo $var1 var2=$(($var1 * 2)) echo $var2


Математические операции в сценарии

Управляющая конструкция if-then

В некоторых сценариях требуется управлять потоком исполнения команд. Например, если некое значение больше пяти, нужно выполнить одно действие, в противном случае - другое. Подобное применимо в очень многих ситуациях, и здесь нам поможет управляющая конструкция if-then . В наиболее простом виде она выглядит так:

If команда then команды fi
А вот рабочий пример:

#!/bin/bash if pwd then echo "It works" fi
В данном случае, если выполнение команды pwd завершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».

Воспользуемся имеющимися у нас знаниями и напишем более сложный сценарий. Скажем, надо найти некоего пользователя в /etc/passwd , и если найти его удалось, сообщить о том, что он существует.

#!/bin/bash user=likegeeks if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" fi
Вот что получается после запуска этого скрипта.


Поиск пользователя

Здесь мы воспользовались командой grep для поиска пользователя в файле /etc/passwd . Если команда grep вам незнакома, её описание можно найти .

В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.

Управляющая конструкция if-then-else

Для того, чтобы программа смогла сообщить и о результатах успешного поиска, и о неудаче, воспользуемся конструкцией if-then-else . Вот как она устроена:

If команда then команды else команды fi
Если первая команда возвратит ноль, что означает её успешное выполнение, условие окажется истинным и выполнение не пойдёт по ветке else . В противном случае, если будет возвращено что-то, отличающееся от нуля, что будет означать неудачу, или ложный результат, будут выполнены команды, расположенные после else .

Напишем такой скрипт:

#!/bin/bash user=anotherUser if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" else echo "The user $user doesn’t exist" fi
Его исполнение пошло по ветке else .


Запуск скрипта с конструкцией if-then-else

Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие - ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:

If команда1 then команды elif команда2 then команды fi
Если первая команда вернёт ноль, что говорит о её успешном выполнении, выполнятся команды в первом блоке then , иначе, если первое условие окажется ложным, и если вторая команда вернёт ноль, выполнится второй блок кода.

#!/bin/bash user=anotherUser if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" elif ls /home then echo "The user doesn’t exist but anyway there is a directory under /home" fi
В подобном скрипте можно, например, создавать нового пользователя с помощью команды useradd , если поиск не дал результатов, или делать ещё что-нибудь полезное.

Сравнение чисел

В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
n1 -eq n2 Возвращает истинное значение, если n1 равно n2 .
n1 -ge n2 Возвращает истинное значение, если n1 больше или равно n2 .
n1 -gt n2 Возвращает истинное значение, если n1 больше n2 .
n1 -le n2 Возвращает истинное значение, если n1 меньше или равно n2 .
n1 -lt n2 Возвращает истинное значение, если n1 меньше n2 .
n1 -ne n2 Возвращает истинное значение, если n1 не равно n2 .

В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.

#!/bin/bash val1=6 if [ $val1 -gt 5 ] then echo "The test value $val1 is greater than 5" else echo "The test value $val1 is not greater than 5" fi
Вот что выведет эта команда.


Сравнение чисел в скриптах

Значение переменной val1 больше чем 5, в итоге выполняется ветвь then оператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.

Сравнение строк

В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
str1 = str2 Проверяет строки на равенство, возвращает истину, если строки идентичны.
s tr1 != str2 Возвращает истину, если строки не идентичны.
str1 < str2 Возвращает истину, если str1 меньше, чем str2 .
str1 > str2 Возвращает истину, если str1 больше, чем str2 .
-n str1 Возвращает истину, если длина str1 больше нуля.
-z str1 Возвращает истину, если длина str1 равна нулю.

Вот пример сравнения строк в сценарии:

#!/bin/bash user ="likegeeks" if [$user = $USER] then echo "The user $user is the current logged in user" fi
В результате выполнения скрипта получим следующее.


Сравнение строк в скриптах

Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и «<» необходимо экранировать с помощью обратной косой черты, иначе скрипт будет работать неправильно, хотя сообщений об ошибках и не появится. Скрипт интерпретирует знак «>» как команду перенаправления вывода.

Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:

#!/bin/bash val1=text val2="another text" if [ $val1 \>
Вот результаты работы скрипта.


Сравнение строк, выведенное предупреждение

Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:

./myscript: line 5: [: too many arguments
Для того, чтобы избавиться от этого предупреждения, заключим $val2 в двойные кавычки:

#!/bin/bash val1=text val2="another text" if [ $val1 \> "$val2" ] then echo "$val1 is greater than $val2" else echo "$val1 is less than $val2" fi
Теперь всё работает как надо.


Сравнение строк

Ещё одна особенность операторов «>» и «<» заключается в том, как они работают с символами в верхнем и нижнем регистрах. Для того, чтобы понять эту особенность, подготовим текстовый файл с таким содержимым:

Likegeeks likegeeks
Сохраним его, дав имя myfile , после чего выполним в терминале такую команду:

Sort myfile
Она отсортирует строки из файла так:

Likegeeks Likegeeks
Команда sort , по умолчанию, сортирует строки по возрастанию, то есть строчная буква в нашем примере меньше прописной. Теперь подготовим скрипт, который будет сравнивать те же строки:

#!/bin/bash val1=Likegeeks val2=likegeeks if [ $val1 \> $val2 ] then echo "$val1 is greater than $val2" else echo "$val1 is less than $val2" fi
Если его запустить, окажется, что всё наоборот - строчная буква теперь больше прописной.


Команда sort и сравнение строк в файле сценария

В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.

Команда sort , в свою очередь, использует порядок сортировки, заданный в настройках системного языка.

Проверки файлов

Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
-d file Проверяет, существует ли файл, и является ли он директорией.
-e file Проверяет, существует ли файл.
-f file Проверяет, существует ли файл, и является ли он файлом.
-r file Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для чтения.
-s file П роверяет, существует ли файл, и не является ли он пустым.
-w file Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для записи.
-x file Проверяет, существует ли файл, и является ли он исполняемым.
file1 -nt file2 Проверяет, новее ли file1 , чем file2 .
file1 -ot file2 Проверяет, старше ли file1 , чем file2 .
-O file Проверяет, существует ли файл, и является ли его владельцем текущий пользователь.
-G file Проверяет, существует ли файл, и соответствует ли его идентификатор группы идентификатору группы текущего пользователя.

Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.

Опробуем одну из команд на практике:

#!/bin/bash mydir=/home/likegeeks if [ -d $mydir ] then echo "The $mydir directory exists" cd $ mydir ls else echo "The $mydir directory does not exist" fi
Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.


Вывод содержимого директории

Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.

Итоги

Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас - вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.

Прежде всего давайте разберём, что такое script и для чего он нужен.

Script в переводе с английского - сценарий . Все мы смотрим фильмы, многие из нас - спектакли. Чтобы создать фильм/спектакль, сценаристы пишут к ним сценарии, на основании которых артисты, сценка за сценкой исполняют на сцене свои роли, из чего и складывается фильм/спектакль. Работа по созданию сценария довольно кропотливая, где нужно учесть всё до мелочей, чтобы в конечном итоге артисты могли выполнить задуманное сценаристом, а зритель увидел целостное произведение.

Подобным же образом пишутся скрипты для выполнения списка задач, которые пользователь составляет вместе (код), чтобы сделать их выполнение проще и быстрее в операционной системе. Для написания простых скриптов совсем не обязательно иметь образование программиста.

Для начала давайте создадим самый, что ни на есть, простейший скрипт-Shell для обновления системы.

Все действия я буду проводить с системе Ubuntu , но они применимы и к другим системам Linux , производных от Ubuntu . Для этого нам понадобятся: Текстовый редактор , чтобы наполнить его нужными задачами для создания скрипта (кода) и Терминал - для выполнения созданного скрипта. Эти инструменты установлены в любом дистрибутие Linux по умолчанию.

Итак, открываем текстовый редактор Gedit и вводим в него первые обязательные символы под названием shebang .
shebang в программировании, это последовательность из двух символов: решётки и восклицательного знака (#! ) в начале файла скрипта. И добавляем к данным символам без пробелов /bin/sh - интерпретатор, где будет выполняться скрипт. /bin/sh - это обычно Bourne shell или совместимый интерпретатор командной строки, который передаёт "path/to/script" как первый параметр.
Первая обязательная строка скрипта будет выглядеть следующим образом:

# Мой первый Script обновления Ubuntu

Знак решётки (#) в самом начале строки даёт понять интерпретатору/терминалу, что эту строку читать и выполнять не нужно. Строка нужна в коде данного скрипта для того чтобы сам создатель скрипта знал, что он собирается выполнить на данном отрезке/сценке в коде, чтобы не запутаться в дальнейшем, когда таких строк будет много. Такие строки с знаком решётки называются - закомментированные .

sudo apt update
sudo apt upgrade -y

-y в конце второй команды даёт понять интерпретатору/терминалу, что это действие/команду нужно выполнить автоматически, без дополнительного подтверждения пользователем, нажатия клавиши Ввод . y - сокращённо от английского yes , т.е. да .

Вот и всё. Ваш первый скрипт создан. У вас должно получиться как на снимке:


Остаётся сохранить созданный файл/скрипт и дать ему Имя с обязательным расширением в конце - .sh . Расширение .sh присваивается исполняемому файлу.
Я дал ему Имя - обновление.sh , сохранив в Домашней папке пользователя:


Для того чтобы созданный файл/скрипт был исполняемый, ему нужно дать на это разрешение. Сделать это можно двумя способами.

1. Выполнить следующую команду в терминале:

sudo chmod +x обновление.sh

2. Либо открыть файловый менеджер в Домашней папке (где вы сохранили созданный скрипт), правый клик на файле, в контекстном меню - Свойства - Права и активировать пункт - Выполнение : Разрешить выполнение файла как программы :


Чтобы выполнить созданный скрипт, нужно открыть терминал (о чём я писал в самом начале статьи, что терминал - необходимый атрибут/инструмент для выполнения скрипта), ввести sh , через пробел название скрипта - обновление.sh и нажать клавишу Ввод :


Либо в терминале вводим sh и перетаскиваем из файлового менеджера созданный файл с скриптом (также через пробел):


После того как путь к файлу отобразится после команды sh и пробела, достаточно нажать клавишу Enter (Ввод), чтобы выполнить обновление системы:


Теперь в любой момент вы можете сделать обновление системы созданным собственным скриптом.

Да, кто-то может возразить, что обновление системы не сложно сделать выполнением этих двух команд в терминале, зачем пыжиться и создавать какие-то скрипты? Всё верно. Но это пример создания простейшего скрипта, чтобы показать, что "не боги горшки обжигают"

Если на вопрос: «как добавить программу в автозагрузку?» — начинающие пользователи находят ответ достаточно быстро, то вопрос о запуске скрипта, при выключении/перезагрузки, ставит их в тупик. В статье будет описан стандартный способ для автоматического выполнения команд при включении и выключении linux, а также более простой способ для пользователей, у которых установлен gdm и графический интерфейс, например ubuntu.

Консольный вариант.

Немного теории.
Следует знать, что в Linux существует 7 уровней запуска. Однако, использоваться могут только 6.
Как у всех уважающих себя программ отсчёт начинается с 0-ля.
0 — Остановка или выключение системы.
1 — Однопользовательский режим.
2 — Многопользовательский режим, но без поддержки сети.
3 — Тоже самое, но с сетью.
4 — Добавили для красоты Не используется.
5 — Графический режим с загрузкой X сервера.
6 — Перезагрузка.
Если перейти в папку /etc (В некоторых дистрибутивах /etc/rc.d) то можно увидеть папки с 7-мью уровнями запуска.

Например при выключении компьютера, выполнятся все скрипты из папки rc0.d


Тут следует остановится по подробнее. Дело в том, что самих скриптов (а точнее сценариев) в этой папке нету, а есть только ссылки на файлы, которые лежат в папке /etc/init.d. Эти сценарии выполняют различные задачи, в зависимости от параметра start или stop (например /etc/init.d/reboot start и /etc/init.d/reboot stop это разные команды, а /etc/init.d/reboot вообще не будет работать). Если в ссылке стоит первая буква S, то значит сценарию подаётся параметр start, а если стоит буква K(от слова kill), то параметр stop. Цифра после буквы обозначает порядок выполнения сценария.
Например, на выше вставленном скриншоте вначале выполниться команда /etc/init.d/hddtemp stop, а уже позже /etc/init.d/networking start.
Хватит теории. Переходим к практике.
Для того, чтобы добавить команду в автозагрузку, достаточно поместить её в файл /etc/rc.local.

В этой части статьи в качестве редактора будет использоваться nano, но вы можете пользоваться своим любимым редактором, например gedit.

sudo nano /etc/rc.local

И помещаем наши команды чуть выше строчки с exit 0.
Для того, что бы команды выполнялись перед выключением или перезагрузкой нам нужно создать сценарий в папке /etc/init.d

sudo nano /etc/init.d/имя_сценария

Вставляем следующий код:

#! /bin/sh
case "$1" in
start)
echo "подан сигнал start"
;;
stop)
echo "подан сигнал stop"
;; esac

Если будет подаваться только один сигнал, то просто закомментируйте строку поставив в начале команды знак #
Например

...
case "$1" in
start)
#
;;
...

Теперь делаем файл исполняемым:

sudo chmod +x /etc/init.d/имя_сценария

sudo update-rc.d имя_сценария start 20 0 6 . stop 1 0 6 .

Точки важны (обе). Исследуя просторы интернета, у меня сложилось впечатление, что синтаксис этой программы иногда меняется. Актуальные примеры можно посмотреть по команде «man update-rc.d». Примеры будут в низу.

Эта команда создаст по 2 ссылки в каталогах /etc/rc0 .d (второе число в команде) и /etc/rc6 .d (третье число в команде). Причём вначале будет выполняться сценарий с параметром stop (т.к. стоит 1), а уже потом с параметром start (т.к. стоит 20).
Если второй параметр не нужен, то можно выполнить команду:

sudo update-rc.d имя_сценария stop 1 0 6 .

Советую ставить приоритет повыше (т.е. число после start или stop должно быть маленьким), желательно меньше 20. В обратном случае у меня иногда зависал компьютер при попытке перезагрузиться.

Для пользователей ubuntu, да и многих других современных дистрибутивов с gdm можно воспользоваться…

Графический вариант.

Что касается автозагрузки то можно воспользоваться способом описанным .
Или просто открыть «автоматически запускаемые приложения» командой:

gnome-session-properties

Для выполнения скрипта при выключении компьютера, помещаем его в файл /etc/gdm/PostSession/Default

sudo gedit /etc/gdm/PostSession/Default

Прямо над строчкой exit 0.

Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это - сценарии командной строки , написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например - zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие - умение работать в командной строке Linux.



Сценарии командной строки - это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии - это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.

Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:

Pwd ; whoami
На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoami показывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.

Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение - лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:

Getconf ARG_MAX
Командная строка - отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.

Как устроены bash-скрипты

Создайте пустой файл с использованием команды touch . В его первой строке нужно указать, какую именно оболочку мы собираемся использовать. Нас интересует bash , поэтому первая строка файла будет такой:

#!/bin/bash
В других строках этого файла символ решётки используется для обозначения комментариев, которые оболочка не обрабатывает. Однако, первая строка - это особый случай, здесь решётка, за которой следует восклицательный знак (эту последовательность называют шебанг) и путь к bash , указывают системе на то, что сценарий создан именно для bash .

Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:

#!/bin/bash # This is a comment pwd whoami
Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.

Установка разрешений для файла сценария

Сохраните файл, дав ему имя myscript , и работа по созданию bash-скрипта почти закончена. Сейчас осталось лишь сделать этот файл исполняемым, иначе, попытавшись его запустить, вы столкнётесь с ошибкой Permission denied .


Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями

Сделаем файл исполняемым:

Chmod +x ./myscript
Теперь попытаемся его выполнить:

./myscript
После настройки разрешений всё работает как надо.


Успешный запуск bash-скрипта

Вывод сообщений

Для вывода текста в консоль Linux применяется команда echo . Воспользуемся знанием этого факта и отредактируем наш скрипт, добавив пояснения к данным, которые выводят уже имеющиеся в нём команды:

#!/bin/bash # our comment is here echo "The current directory is:" pwd echo "The user logged in is:" whoami
Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.


Вывод сообщений из скрипта

Теперь мы можем выводить поясняющие надписи, используя команду echo . Если вы не знаете, как отредактировать файл, пользуясь средствами Linux, или раньше не встречались с командой echo , взгляните на этот материал.

Использование переменных

Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например - результаты работы команд для использования их другими командами.

Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.

Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:

  • Переменные среды
  • Пользовательские переменные

Переменные среды

Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:

#!/bin/bash # display user home echo "Home for the current user is: $HOME"
Обратите внимание на то, что мы можем использовать системную переменную $HOME в двойных кавычках, это не помешает системе её распознать. Вот что получится, если выполнить вышеприведённый сценарий.


Использование переменной среды в сценарии

А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:

Echo "I have $1 in my pocket"
Система обнаружит знак доллара в строке, ограниченной кавычками, и решит, что мы сослались на переменную. Скрипт попытается вывести на экран значение неопределённой переменной $1 . Это не то, что нам нужно. Что делать?

В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:

Echo "I have \$1 in my pocket"
Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.


Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара

Пользовательские переменные

В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.

Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
TNW-CUS-FMP - промо-код на 10% скидку на наши услуги, доступен для активации в течение 7 дней
#!/bin/bash # testing variables grade=5 person="Adam" echo "$person is a good boy, he is in grade $grade"
Вот что получится после запуска такого сценария.


Пользовательские переменные в сценарии

Подстановка команд

Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов - это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.

Сделать это можно двумя способами.

  • С помощью значка обратного апострофа «`»
  • С помощью конструкции $()
Используя первый подход, проследите за тем, чтобы вместо обратного апострофа не ввести одиночную кавычку. Команду нужно заключить в два таких значка:

Mydir=`pwd`
При втором подходе то же самое записывают так:

Mydir=$(pwd)
А скрипт, в итоге, может выглядеть так:

#!/bin/bash mydir=$(pwd) echo $mydir
В ходе его работы вывод команды pwd будет сохранён в переменной mydir , содержимое которой, с помощью команды echo , попадёт в консоль.


Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной

Математические операции

Для выполнения математических операций в файле скрипта можно использовать конструкцию вида $((a+b)) :

#!/bin/bash var1=$((5 + 5)) echo $var1 var2=$(($var1 * 2)) echo $var2


Математические операции в сценарии

Управляющая конструкция if-then

В некоторых сценариях требуется управлять потоком исполнения команд. Например, если некое значение больше пяти, нужно выполнить одно действие, в противном случае - другое. Подобное применимо в очень многих ситуациях, и здесь нам поможет управляющая конструкция if-then . В наиболее простом виде она выглядит так:

If команда then команды fi
А вот рабочий пример:

#!/bin/bash if pwd then echo "It works" fi
В данном случае, если выполнение команды pwd завершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».

Воспользуемся имеющимися у нас знаниями и напишем более сложный сценарий. Скажем, надо найти некоего пользователя в /etc/passwd , и если найти его удалось, сообщить о том, что он существует.

#!/bin/bash user=likegeeks if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" fi
Вот что получается после запуска этого скрипта.


Поиск пользователя

Здесь мы воспользовались командой grep для поиска пользователя в файле /etc/passwd . Если команда grep вам незнакома, её описание можно найти .

В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.

Управляющая конструкция if-then-else

Для того, чтобы программа смогла сообщить и о результатах успешного поиска, и о неудаче, воспользуемся конструкцией if-then-else . Вот как она устроена:

If команда then команды else команды fi
Если первая команда возвратит ноль, что означает её успешное выполнение, условие окажется истинным и выполнение не пойдёт по ветке else . В противном случае, если будет возвращено что-то, отличающееся от нуля, что будет означать неудачу, или ложный результат, будут выполнены команды, расположенные после else .

Напишем такой скрипт:

#!/bin/bash user=anotherUser if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" else echo "The user $user doesn’t exist" fi
Его исполнение пошло по ветке else .


Запуск скрипта с конструкцией if-then-else

Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие - ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:

If команда1 then команды elif команда2 then команды fi
Если первая команда вернёт ноль, что говорит о её успешном выполнении, выполнятся команды в первом блоке then , иначе, если первое условие окажется ложным, и если вторая команда вернёт ноль, выполнится второй блок кода.

#!/bin/bash user=anotherUser if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" elif ls /home then echo "The user doesn’t exist but anyway there is a directory under /home" fi
В подобном скрипте можно, например, создавать нового пользователя с помощью команды useradd , если поиск не дал результатов, или делать ещё что-нибудь полезное.

Сравнение чисел

В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
n1 -eq n2 Возвращает истинное значение, если n1 равно n2 .
n1 -ge n2 Возвращает истинное значение, если n1 больше или равно n2 .
n1 -gt n2 Возвращает истинное значение, если n1 больше n2 .
n1 -le n2 Возвращает истинное значение, если n1 меньше или равно n2 .
n1 -lt n2 Возвращает истинное значение, если n1 меньше n2 .
n1 -ne n2 Возвращает истинное значение, если n1 не равно n2 .

В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.

#!/bin/bash val1=6 if [ $val1 -gt 5 ] then echo "The test value $val1 is greater than 5" else echo "The test value $val1 is not greater than 5" fi
Вот что выведет эта команда.


Сравнение чисел в скриптах

Значение переменной val1 больше чем 5, в итоге выполняется ветвь then оператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.

Сравнение строк

В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
str1 = str2 Проверяет строки на равенство, возвращает истину, если строки идентичны.
s tr1 != str2 Возвращает истину, если строки не идентичны.
str1 < str2 Возвращает истину, если str1 меньше, чем str2 .
str1 > str2 Возвращает истину, если str1 больше, чем str2 .
-n str1 Возвращает истину, если длина str1 больше нуля.
-z str1 Возвращает истину, если длина str1 равна нулю.

Вот пример сравнения строк в сценарии:

#!/bin/bash user ="likegeeks" if [$user = $USER] then echo "The user $user is the current logged in user" fi
В результате выполнения скрипта получим следующее.


Сравнение строк в скриптах

Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и «<» необходимо экранировать с помощью обратной косой черты, иначе скрипт будет работать неправильно, хотя сообщений об ошибках и не появится. Скрипт интерпретирует знак «>» как команду перенаправления вывода.

Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:

#!/bin/bash val1=text val2="another text" if [ $val1 \>
Вот результаты работы скрипта.


Сравнение строк, выведенное предупреждение

Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:

./myscript: line 5: [: too many arguments
Для того, чтобы избавиться от этого предупреждения, заключим $val2 в двойные кавычки:

#!/bin/bash val1=text val2="another text" if [ $val1 \> "$val2" ] then echo "$val1 is greater than $val2" else echo "$val1 is less than $val2" fi
Теперь всё работает как надо.


Сравнение строк

Ещё одна особенность операторов «>» и «<» заключается в том, как они работают с символами в верхнем и нижнем регистрах. Для того, чтобы понять эту особенность, подготовим текстовый файл с таким содержимым:

Likegeeks likegeeks
Сохраним его, дав имя myfile , после чего выполним в терминале такую команду:

Sort myfile
Она отсортирует строки из файла так:

Likegeeks Likegeeks
Команда sort , по умолчанию, сортирует строки по возрастанию, то есть строчная буква в нашем примере меньше прописной. Теперь подготовим скрипт, который будет сравнивать те же строки:

#!/bin/bash val1=Likegeeks val2=likegeeks if [ $val1 \> $val2 ] then echo "$val1 is greater than $val2" else echo "$val1 is less than $val2" fi
Если его запустить, окажется, что всё наоборот - строчная буква теперь больше прописной.


Команда sort и сравнение строк в файле сценария

В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.

Команда sort , в свою очередь, использует порядок сортировки, заданный в настройках системного языка.

Проверки файлов

Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
-d file Проверяет, существует ли файл, и является ли он директорией.
-e file Проверяет, существует ли файл.
-f file Проверяет, существует ли файл, и является ли он файлом.
-r file Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для чтения.
-s file П роверяет, существует ли файл, и не является ли он пустым.
-w file Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для записи.
-x file Проверяет, существует ли файл, и является ли он исполняемым.
file1 -nt file2 Проверяет, новее ли file1 , чем file2 .
file1 -ot file2 Проверяет, старше ли file1 , чем file2 .
-O file Проверяет, существует ли файл, и является ли его владельцем текущий пользователь.
-G file Проверяет, существует ли файл, и соответствует ли его идентификатор группы идентификатору группы текущего пользователя.

Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.

Опробуем одну из команд на практике:

#!/bin/bash mydir=/home/likegeeks if [ -d $mydir ] then echo "The $mydir directory exists" cd $ mydir ls else echo "The $mydir directory does not exist" fi
Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.


Вывод содержимого директории

Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.

Итоги

Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас - вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.

Загрузка...