sonyps4.ru

Учимся рисовать в графическом редакторе Inkscape. Рисование произвольных контуров

Интерфейс векторного графического редактора inkscape состоит из управляющих элементов и функций, призванных сделать работу художника простой и удобной. Интерфейс векторного графического редактора inkscape состоит главным образом из рабочего окна, в котором можно создавать и управлять чертежам. В окне расположены управляющие и информационные инструменты, работа с которыми описана на этой странице.


Окно интерфейса inkscape можно разделить на девять основных областей:
  1. Главное меню (Главное меню в верхней части окна)
  2. Панель инструментов
  3. Контекстная панель управления
  4. Разметка, линейки, направляющие и сетки
  5. Панель элементов управления
  6. Окно инструментов
  7. Холст
  8. Палитра
  9. Строка состояния

Описанные выше панели инструментов и управления, доступные в inkscape могут занимать значительное пространство экране монитора. Чтобы уменьшить размер панели инструментов, выберите в главном меню Файл Настроить Inkscape… . Затем выберите вариант интерфейс . Здесь вы можете самостоятельно установить большие или маленькие значки панели команд, панели элементов и т.д.

Главное меню


Как и в большинстве других программ, содержит основные функции работы с программой: работа с файлами, функции редактирования и просмотра, функции редактора работы с текстом, фильтрами, объектами и контурами, дополнения и справочную информацию.

Панель инструментов

Расположена в верхней части рабочей области экрана редактора сразу по главным меню. содержит значки-иконки, которые вызывают определенные команды редактора.
Эти команды также доступны в главном меню или по комбинации клавиш. Панель инструментов предназначена для более легкого доступа к наиболее используемым функциям редактора. Из панели инструментов inkscape в один клик можно открыть новый или существующий документ, напечатать его, загрузить изображение, отменить предыдущие команды, масштабировать, откройте диалоговое окно для настройки свойства документа и т.д. Каждый значок при наведении курсора мыши отображает свою функцию с помощью всплывающих подсказок.

Если все значки панели инструментов inkscape не помещаются на экране, то доступ к ним может быть осуществлен через кнопку с двумя стрелочками с правого края панели. Щелкнув по ним, вы увидите в виде меню все остальные команды панели, значки которых не помещаются на панели. Значки могут не помещаться на панели инструментов inkscape из-за размера экрана или разрешения монитора.

Окно инструментов

Состоит из вертикального ряда кнопок, расположенного в левой части окна редактора. На картинке выше эта панель приведена горизонтально для экономии места. - это основной элемент для работы в векторном редакторе Inkscape. содержит основной набор графических инструментов для создания и редактирования фигур. В окне инструментов inkscape присутствуют инструменты для работы с геометрическими фигурами, а также свободной трансформации фигур и линий, инструменты для работы с текстом и цветом (заливка и градиенты).

При работе с инструментами, сразу под горизонтальной панелью вы можете заметить контекстную панель управления inkscape .


В зависимости от того, какой инструмент выбран в окне инструментов inkscape, изменяется вид контекстной панели inkscape . В контекстной панели отображаются настройки и параметры активного инструмента. В зависимости от ситуации изменение этих параметров может сразу повлиять на выбранный объект, а в некоторых случаях изменения параметров вступят в силу только при создании нового объекта или повлияют на существующие и новые объекты.

Холст


Холст или канва inkscape является главной рабочей областью программы. Это основная часть интерфейса, поскольку именно здесь пользователь графического редактора создает и редактирует рисунки. Холст расположен посередине окна программы и похож на изображение чистого листа бумаги, расположенного на белом фоне. По умолчанию в окне редактора сленва и сверху включены линейки, для определения координат в пикселях. Значения по умолчанию - видимость линейки и единицы измерения можно изменять в Свойствах документа.

Не смотря на то, что границы отображаемого на холсте «листа» определяют границы изображения для печати или сохранения, при рисовании размер «листа» вовсе не ограничивают область изображения. Вы даже можете сделать границы «страницы» и показанные на рисунке выше тени этих границ невидимыми. Настроить видимость границ страницы можно в свойствах документа. Некоторые пользователи предпочитают использовать границы страницы, другие используют для рисования все пространство холста.

Линейки разметки


Линейка разметки расположена вверху и слева холста inkscape. Деления линейки разметки определяют расстояния в некоторых единицах, по умолчанию в пикселях. Изменить настройку единиц измерения можно в свойствах документа в меню Файл Свойства документа .

Когда указатель мыши находится над холстом, на линейке появляются два черных треугольника, треугольника, которые отображают на линейке координаты курсора относительно в нижнего левого угла страницы. Эти координаты X и Y можно увидеть в строке состояния (в нижнем правом углу окна программы), рядом с параметром масштаба Z.

Обратите внимание на то, что координаты начинаются в нижнем левом углу документа как обычно принято геометрии в декартовой системе координат.

Комбинация клавиш CTRL + R позволяет скрыть или отобразить линейки разметки inkscape. Также это можно сделать в главном меню Вид Показать или скрыть Линейки .

Направляющие

Направляющие создаются в inkscape пользователем для облегчения рисования или построения фигур. Направляющие «притягивают» некоторые инструменты, т.е. позволяют установить положение инструментов точно по ним. Использование направляющих облегчает пользователям выравнивание объектов, создаваемых с помощью мыши. Чтобы использовать направляющие, щелкните указателем мыши на горизонтальной или вертикальной линейке и, удерживая кнопку мыши нажатой, перетащите появившуюся направляющую в ту точку холста, где она должна быть, после этого отпустите кнопку мыши. С помощью горизонтальной линейки создаются горизонтальные направляющие, из вертикальной - вертикальные.

Как использовать направляющие в inkscape

Как переместить направляющие inkscape? При активном инструменте выбора F1 , передвиньте указатель мыши к направляющей. Когда указатель окажется над ней, направляющая изменит свой цвет на красный. Затем щелкните по направляющей и перетащите её туда, куда вы хотите.

Как удалить направляющую в inkscape? Чтобы удалить направляющую, просто перетащите её на соответствующую линейку с помощью инструмента выбора.

Как отключить видимость направляющих в inkscape? Чтобы скрыть направляющие, без их удаления, выберите в главном меню Вид Направляющие . Сочетание клавиш для переключения видимости направляющих Shift + | .В главном меню Файл Свойства документа можно переопределить настройки по умолчанию для направляющих. Можно указать должны ли направляющие показываться по умолчанию, задать цвет направляющих - цвет самой направляющей и цвет её, когда над ней находится указатель мыши.

Направляющие часто используются для размещения объектов на холсте, в этом случае рекомендуется установить флажок «направляющие прилипают при перетаскивании».

Сетка


Чтобы не использовать большое количество направляющих, может оказаться полезным просто активировать сетку в inkscape. Сделать это с помощью главного меню Вид Сетка или по горячей клавише Shift + 3 .

Сетки делятся на два типа: прямоугольная и аксонометрическая. Параметры сетки могут быть определены в главном меню Файл Свойства документа . Наиболее распространенным является прямоугольная сетка, которая состоит из вертикальных и горизонтальных линий. Аксонометрическая сетка содержит дополнительно диагональные линии и может быть интересна для технических или архитектурных чертежей.

Как пользоваться сеткой в inkscape

Используйте раскрывающийся список в диалоговом окне свойств документа (пример на рисунке справа), чтобы выбрать тип сетки, которую вы планируете использовать использовать, а затем нажмите кнопку Создать . Под фразой Определенные пользователем сетки (для одного документа могут быть определены несколько сеток) будет создана новая вкладка с параметрами созданной сетки. Затем определите единицы, которые вы хотите использовать, определите точку отсчета по горизонтали и вертикали (X и Y) и расстояние между соседними линиями сетки. При использовании аксонометрической сетки появляется дополнительный параметр, определяющий угол двух линий сетки.


Галочка Включена . Отметьте её, чтобы использовать эту сетку в текущем документе.

Галочка Видима . Этот флажок определяет видимость сетки на холсте. При выключенном флажке сетка невидима. Этот параметр задает значение по умолчанию для каждой сетки таким образом, что даже если видимость в этом параметре включена, то всеравно можно переключать видимость сетки через меню или по горячей клавише. Т.е. если в главном меню Вид Сетка видимость сетки отключена, то сетка не будет отображаться на холсте, даже если установлена галочка Видима .

Единицы сетки . В качестве единиц измерения для сетки доступны миллиметры, футы и пиксели. Вы можете выбрать ту размерность, которая больше всего соответствует вашим потребностям. Если особых потребностей нет, то используйте вариант по умолчанию - пиксели.

Точки отсчета по X и Y . Эти параметры определяют начальную точку сетки inkscape. Значение по умолчанию 0 (ноль), но иногда бывает удобно изменить её, особенно для определения точки края листа.

Интервал по X и Y . Эти параметры определяют расстояние между двумя линиями сетки. Эти интервалы могут отличаться для горизонтальных и вертикальных линий, таким образом, чтобы сетка может состоять из прямоугольников.

Угол по X и Z . Эти параметры доступны только для аксонометрической сетки. Они определяют углы линий сетки на оси X и Z.

Цвета линий сетки . По умолчанию для сетки используется синий цвет, но этот параметр также можно изменить. Существует два типа линий. Наиболее часто используемым является линия сетки, но когда используется сетка с маленьким шагом, и множеством линий, то отображаются основные линии сетки. Они помогают оценить расстояния. Другие цвета могут быть определены для каждого типа линии. Параметр Основная линия сетки каждые… определяет частоту основных линий. Обычно этот параметр равен 5 или 10 .

Показывать точки вместо линий . Этот параметр доступен только для прямоугольной сетки inkscape. Линии сетки иногда могут мешать при работе с инструментами рисования. Этот параметр позволяет отображать сетку в виде точек.

Панель параметров прилипания

Панель параметров прилипания позволяет легко настроить параметры прилипания объекта inkscape. Функции этой панели удобны для правильного и точного размещения объектов. Панель параметров прилипания расположена вертикально по правому краю рабочей области окна.

Палитра цветов

Это быстрый доступ к цветам, она же позволяет назначить цвета к фигурам inkscape. Она отображается в нижней части окна программы, или может быть открыта в виде отдельного окна. Для этого в главном меню Вид надо выбрать Образцы цветов или использовать комбинацию клавиш Shift + Ctrl + W

Как пользоваться палитрой цветов в inkscape

Чтобы найти цвет, который вам нравится, просто прокрутите бегунок внизу палитры и выберите цвет. Настроить палитру цветов можно, щелкнув по треугольнику в правом углу палитры и выбрав один из предложенных вариантов.

Чтобы применить цвет к фигурам цвет заливки , просто нажмите на цвет после выбора одной или нескольких фигур.

Чтобы применить цвет к контуру, нажмите клавишу Shift во время выбора цвета.

Строка состояния находится в самом низу окна программы inkscape. Она отображает (слева направо):

  • Цвет заливки и обводки объекта
  • Возможность быстрой работы со слоями и переключения между ними
  • Область сообщений
  • Индикатор координат указателя мыши
  • Управление масштабом

Отметим основные отличительные для этой программы элементы окна:

Набор инструментов . Некоторые инструменты объединены в группы, на что указывает черная стрелочка в правом нижнем углу значка инструмента. Щелчок по этой стрелочке вызывает подменю, содержащее все инструменты данной группы.

Панель свойств . Ее содержимое меняется в зависимости от выбранного инструмента и выделенного объекта.

Линейки . Линейки дают возможность зрительно оценить расстояние и расположение объектов.

Палитра цветов . Позволяет задавать объектам цвет контура и заливки.

Панель инструментов

Инструмент Селектор (Указатель) Инструмент Перо Безье
Инструмен Редактор узлов контура Инструмент Каллиграфическое перо
Инструмент Корректор Инструмент Текст
Инструмент Масштаб Инструмент Распылитель
Инструмент Прямоугольник Инструмент Ластик
Инструмент Параллелограмм Инструмент Заливка
Инструмент Овал Инструмент Правка градиента
Инструмент Звезда или
Многоугольник
Инструмент Пипетка
Инструмент Спираль Инструмент Соединительные линии
Инструмент Карандаш

Изменение масштаба

Существуют несколько способов изменения масштаба:

Сохранение документа

В inkscape cуществует несколько способов сохранения файлов:

  1. Меню Файл -> Сохранить . Эта команда сохраняет существующий документ, используя имя текущего файла. Если документ является новым и еще ни разу не был сохранен, то будет открыто диалоговое окно, предлагая пользователю задать имя файла и место сохранения. Сохранить файл можно, используя сочетание клавиш Ctrl + S , а так же нажав кнопку Сохранить документ
  2. Меню Файл -> Сохранить как... Эта команда позволяет сохранить новую копию файла под другим именем или в другом месте. В этом случае последний сохраненный файл автоматически становится рабочей копией, таким образом, дальнейшие действия будут выполняться уже в новом файле. Этой командой обычно пользуются для сохранения разных версий рисунка. Это же действие доступно по сочетанию клавиш Ctrl + Shift + S .
  3. Меню Файл -> Экспортировать в растр . Эта команда позволяет трансформировать весь векторный SVG-файл или отдельные объекты документа в растровое изображение. В настоящее время inkscape поддерживает только один растровый формат PNG. Эта команда доступна по сочетанию клавиш Ctrl + Shift + E .

Открытие документа

Для открытия файла существующего документа можно использовать несколько способов:

  1. Меню Файл -> Открыть... . По этой команде inkscape открывает файл в новом окне. Таким образом, открытие файла никак не повлияет на работу с другими документами. Тоже самое действие по открытию нового документа можно выполнить по комбинации клавиш CTRL + O или через значок Открыть в панели инструментов.
  2. Меню Файл -> Импорт... Загрузка открываемого файла в активный документ, т.е. тот в которым вы сейчас работаете. Импортированный файл становится объектом в уже открытом документе. Импорт объекта возможен также по комбинации клавиш Ctrl + I или по кнопке Импорт в верхней панели инструментов.

Создание документа

Новый документ в inkscape можно создать несколькими способами:

  1. В меню Файл -> Создать . При этом откроется список всех имеющихся в программе шаблонов документов.
  2. Комбинация клавиш CTRL + N (создает новый документ, используя шаблон по умолчанию).
  3. Через значок Новый документ на Панели инструментов (этот способ также создает новый документ из шаблона по умолчанию).

Изменение параметров страницы

Для изменения свойств документа, таких как размер страницы, единицы измерения и т.д., используйте:

    Меню Файл → Свойства документа

    При первом запуске программы перед пользователем появляется специальное окно с чистым холстом в центре. Холст - основное место работы пользователя на котором и размещаются различные фигуры, линии, готовые изображения для редактирования и т.д. Выше над холстом представлена горизонтальная панель со стандартными кнопками вроде «создать новый документ»,»сохранить», «открыть готовый документ» и так далее. Под ней расположена горизонтальная панель инструментов на которой имеются специальные кнопки и поля для работы с конкретными объектами или фигурами которые меняются в зависимости от выбранного объекта. Слева от холста можно увидеть вертикальную панель инструментов предназначенную для помещения определенных объектов на холст (прямоугольники, эллипсы, текст и т.д.). Выше вы можете увидеть скриншот программы чтобы наглядно представить себе рабочее окно программы. В целом интерфейс программы довольно прост для понимания обычного пользователя и при желании уже после нескольких уроков работы в Inkscape даже обычный пользователь сможет создавать если не произведения искусства то очень интересные проекты.

    Перемещение по холсту

    Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl+стрелки для перемещения при помощи клавиатуры (Попробуйте прямо сейчас Ctrl+стрелка вниз для смещения документа вниз). Вы также можете передвигаться по холсту, зажав его поверхность средней клавишей мыши или при помощи ползунков (нажмите Ctrl+B (здесь и далее все буквы в клавиатурных комбинациях - латинские), для того, чтобы показать или спрятать их). Колесо прокрутки на мышке также работает для вертикального перемещения. Для горизонтального перемещения используйте Shift вместе с колесом. Выше вы можете увидеть скриншот программы чтобы наглядно представить себе как выглядит эта прекрасная программа.

    Изменение масштаба

    Простейший способ изменить масштаб - нажать - или + (для увеличения работает и =). Также работает вариант Ctrl+средняя клавиша мыши или Ctrl+правая кнопка мыши - для увеличения, Shift+средняя или Shift+правая - для уменьшения, или колесо мыши с нажатым Ctrl. Как вариант, вы можете выбрать масштаб увеличения в нижнем левом углу окна документа. Значение указано в процентах; набрав нужное, нажмите Enter. Кроме того, в программе инструмент масштабирования (среди инструментов слева), который позволяет увеличивать только необходимую выделенную область.

    Inkscape хранит историю масштабов, которые вы использовали при работе. Нажмите клавишу `, чтобы вернуться к предыдущему состоянию, или Shift+` для перехода к следующему.

    Инструменты Inkscape

    Панель со значками в левой части окна представляет инструменты Inkscape для рисования и редактирования. В верхней части окна, под меню, находится панель управления с основными командными кнопками, и чуть ниже - панель Параметры инструментов, содержащую параметры, специфичные для каждого инструмента. Строка состояния, что в самом низу окна, будет показывать полезные подсказки во время вашей работы.

    Многие действия доступны с клавиатуры. Полный справочник по клавишам можно вызвать через меню «Справка > Использование клавиатуры и мыши».

    Работа с документами

    Для создания нового чистого документа используйте «Файл > Создать» или нажмите Ctrl+N. Чтобы открыть существующий документ SVG, используйте «Файл > Открыть» (Ctrl+O). Для сохранения используйте «Файл > Сохранить» (Ctrl+S), либо «Сохранить как…» (Shift+Ctrl+S) для сохранения файла под другим именем. (Inkscape по-прежнему может быть нестабильным в работе, так что запомните важное правило - сохраняться почаще!)

    Inkscape использует формат SVG (Scalable Vector Graphics - Масштабируемая векторная графика) для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. Формат SVG использует язык разметки XML, поэтому файлы в этом формате могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG в Inkscape можно работать и с другими форматами (например, EPS и PNG).

    Для каждого документа Inkscape открывает новое окно. Вы можете переключаться между ними разными способами в зависимости от менеджера окон (например, Alt+Tab), либо используя собственное сочетание клавиш Inkscape - Ctrl+Tab, для переключения между документами по кругу. Попробуйте сейчас создать несколько новых документов и попереключаться между ними для практики. Примечание: Inkscape относится к этим окнам как к вкладкам в браузере, а это значит, что Ctrl+Tab работает только для документов, запущенных в одном процессе. Если вы откроете несколько документов через файловый менеджер или запустите несколько копий Inkscape, это не сработает.

    Создание фигур

    Настало время фигур! Выберите синий прямоугольник в полоске слева (или нажмите F4). Наведите курсор мыши на документ (тут же или в новом созданном окне), нажмите левую клавишу мыши и переместите ее курсор в сторону - вы получите прямоугольник:

    Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет черную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите, как изменить эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звезды и спирали:

    Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур. Каждая созданная фигура имеет один или несколько белых прямоугольников управления (ручек); попробуйте потаскать их туда-сюда и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только когда выбран один из четырех инструментов: синий квадрат, коричневый круг, желтая звездочка или спираль). У панели параметров инструментов свой способ изменения фигуры. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которых видны), а также определяют параметры новых фигур.

    Для отмены последнего действия действует комбинация Ctrl+Z. (Если вы изменили решение, можно вернуть отменённое действие, используя Shift+Ctrl+Z.)

    Перемещение, изменение размера и вращение

    Наиболее популярный инструмент в Inkscape - Селектор. Выбрать его можно щелчком по черной стрелке (либо нажатием F1 или пробела. Этим инструментом вы можете выбрать любой объект на холсте. Щелкните квадрат, изображенный на иллюстрации ниже:

    Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:

      Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничиваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).

      Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl, вы сохраните пропорции оригинала).

    Щелкните по прямоугольнику еще раз - направление стрелок изменится. Теперь вы можете:

      Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов. Сместив крестик, вы сместите центр вращения.)

      Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки. (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов.)

    В этом режиме (режиме выделения объектов) вы так же можете менять размеры и расположение выделения на холсте, используя поля вверху.

    Изменение формы при помощи клавиш

    Одна из особенностей Inkscape, отличающая его от большинства других редакторов векторной графики - удобное управление с клавиатуры. Трудно найти команду или действие, которое нельзя было бы выполнить с клавиатуры, и изменение формы объектов - не исключение.

    Вы можете использовать клавиатуру для перемещения объектов (клавиши-стрелки), изменения размера (клавиши < и >), и вращения (клавиши [ и ]). По умолчанию шаг перемещения и смены размера равен двум пикселам. С нажатой клавишей Shift это значение увеличивается в 10 раз (и становится равным 20 пикселам). Клавиши Ctrl+> и Ctrl+< увеличивают или уменьшают объект на 200% или 50% от оригинала соответственно. С нажатой клавишей Ctrl вращение будет выполняться с шагом в 90 градусов вместо 15.

    Кстати говоря, наиболее удобны пиксельные изменения формы, производимые с нажатой клавишей Alt и клавишами изменения форм. Например, Alt+стрелки будут двигать выбранное на 1 пиксел данного масштаба (т.е. на 1 пиксел экрана, не путайте с пикселом, который является SVG единицей длины и отличается от пиксела масштаба). Это значит, что если вы увеличили масштаб, то Alt+стрелка даст меньшее смещение от абсолютного измерения, что по-прежнему будет выглядит как смещение на пиксел на экране. Это даёт возможность точно разместить объект, меняя масштаб.

    Схожим образом Alt+> и Alt+< меняют размер на один пиксел, а Alt+> и Alt+< вращают объект на один пиксел.

    Alt+стрелка и некоторые другие комбинации клавиш могут не работать, если используемый в Linux оконный менеджер перехватывает эти клавишные события прежде, чем они достигнут Inkscape. Обычно этот вопрос решается настройкой оконного менеджера.

    Выделение нескольких объектов

    Вы можете выбрать любое количество объектов одновременно, нажав Shift+щелчок на желаемых объектах. Еще можно выбрать объекты рамкой выделения - так называемым резиновым выделением. (Рамка выделения появляется, когда выделение начинается с пустого места, а с нажатой клавишей Shift рамка выделения появится и над объектом.) Попрактикуйтесь в выделении на этих трех фигурах:

    Теперь, используя «резиновое» выделение (без или с клавишей Shift), выделите эллипсы, но не прямоугольник, что под ними:

    Каждый выделенный объект отображается с пунктирной рамкой вокруг него. Благодаря этой рамке просто определить, какой объект выделен, а какой - нет. Например, если выбрать оба эллипса и прямоугольник под ними, без пунктирной рамки будет сложно понять, выделены эллипсы или нет.

    Shift+щелчокна выделенном исключает его из общего выделения. Попробуйте для практики выбрать три объекта сверху, а после этого, используя Shift+щелчок, исключите эллипсы, оставив выделенным только прямоугольник.

    Нажатие Esc сбросит все выделения. Ctrl+A выделяет все объекты в пределах активного слоя (если вы не создавали слоёв, это равносильно выделению всех объектов документа).

    Группировка

    Несколько объектов могут быть объединены в группу. При перемещении и трансформации группа ведет себя как обычный объект. Как следует из иллюстрации ниже, три объекта слева независимы, в то время как правые объекты сгруппированы. Попробуйте перетащить сгруппированные объекты.

    Для создания группы нужно выбрать один или более объектов и нажать Ctrl+G. Разгруппировать их можно, нажав Ctrl+U и предварительно выбрав группу. Сами по себе группы могут быть сгруппированы и как одиночные объекты. Подобная поэтапная группировка может быть сколь угодно сложной. При этом следует помнить, что Ctrl+U разгруппирует только последнюю группировку. Нужно нажать Ctrl+U несколько раз, если вы хотите полностью разгруппировать сложносгруппированные группы в группе.

    Очень удобно, что вам не нужно разбивать группу для редактирования отдельных объектов. Выполнив Ctrl+щелчок по объекту, вы его выберете и сможете его редактировать. Таким же образом работает комбинация Shift+Ctrl+щелчок, позволяющая редактировать несколько объектов независимо от группы. Попробуйте трансформировать или переместить отдельные объекты из предыдущего примера (правая верхняя картинка) без разгруппировки, затем выберите всю группу обычным образом и убедитесь, что объекты остались сгруппированными.

    Заливка и обводка

    Множество функций Inkscape доступны через диалоги (субменю). Вероятно, самый простой способ заполнить объект каким-либо цветом - это выбрать «Образцы цветов…» из меню «Вид», выбрать объект и его цвет в палитре образцов цвета (изменение цвета заливки или обводки объекта).

    Но более мощным способом будет выбрать диалог «Заливка и обводка…» через меню «Объект» (Shift+Ctrl+F). Выберите ту фигуру, что ниже, и откройте диалог «Заливка и обводка…».

    Вы увидите, что диалог содержит три вкладки: «Заливка», «Цвет обводки», и «Стиль обводки». Вкладка «Заливка» позволит вам изменить заполнение выбранного объекта (или объектов). Используя кнопки под вкладкой, вы можете выбрать тип заливки, включая режим «Нет заливки» (кнопка со знаком X), режим «Плоский цвет», режимы «Линейный градиент» или «Радиальный градиент». Для приведенной выше фигуры будет нажата кнопка «Плоский цвет».

    Чуть ниже расположены кнопки-варианты выбора цвета. Каждый вариант имеет свою вкладку: RGB, CMYK, HSL, и «Круг». Вероятно, самым удобным вариантом является «Круг», где можно выбрать тон цвета, вращая треугольник, а затем подобрать насыщенность и яркость в самом треугольнике. Все варианты выбора цвета имеют возможность менять альфа-канал (прозрачность) выбранного объекта (или объектов).

    Каждый раз при выборе объекта вкладка «Заливка и обводка…» показывает текущее значение для данного объекта (для нескольких, одновременно выбранных объектов, вкладка цвета показывает их усредненный цвет). Поэкспериментируйте на этих примерах:

    Используя вкладку «Цвет обводки», вы можете убрать обводку объекта, установить его цвет или прозрачность:

    Последняя вкладка «Стиль обводки» позволит вам изменить толщину и другие параметры обводки:

    И, наконец, вместо сплошной окраски можно использовать градиенты для заливки и/или обводки:

    При переключении с режима «Плоский цвет» на режим градиента, создаваемый градиент использует предыдущий цвет и направлен от насыщенности к прозрачности. Переключитесь на инструмент для градиентов (выбрав инструмент в левой панели или нажав Ctrl+F1). При перемещении рычаги градиента - видно, что рычаги связаны линиями, которые определяют направление и длину градиента. Когда какой-нибудь из вычагов градиента выбран (подсвечен синим), диалог «Заливка и обводка…» устанавливает цвет рычага (цвета части градиента), а не выбранного объекта.

    Ещё один способ изменить цвет объекта - использовать инструмент Пипетка («Брать усредненные цвета от изображения (F7)»). Просто щелкните этим инструментом в любой части рисунка, и полученный цвет будет присвоен выбранному до этого объекту (Shift+щелчок присвоит цвет обводке).

    Рисование произвольных линий и кривых Безье

    Простейший путь создать произвольную фигуру - нарисовать ее при помощи Карандаша («Рисовать произвольные контуры» в меню слева (F6)):

    Если хотите получить более правильные фигуры, используйте Перо (инструмент «Рисовать кривые Безье и прямые линии» в меню слева (Shift+F6)):

    При использовании Пера каждый щелчок (короткое нажатие левой кнопки мыши) создает острый узел без возможности управлять изгибом (без узлов управления). Таким образом, серия щелчков создает последовательность из прямых отрезков линии. Щелчок и смещение создаёт гладкий узел Безье с двумя узлами управления, лежащими на одной линии, но направленными в разные стороны. Нажмите Shift при перемещении узла управления, чтобы крутить только один рычаг и зафиксировать другой. Кроме того, Ctrl ограничивает поворот рычагов шагами по 15 градусов. Нажатие Enter заканчивает линию, Esc отменяет ее. Для отмены только последнего сегмента незаконченной линии нажмите Backspace.

    В обоих рассмотренных инструментах выбранный контур содержит маленькие квадратики, якоря, на обоих концах контура. Они позволяют продолжить этот контур (рисуя от одного из якорей) или закрыть контур (рисуя от якоря до якоря).

    Редактирование контуров

    В отличие от фигур, созданных инструментами фигур, Перо и Карандаш создают так называемые контуры. Контур - это последовательность отрезков прямых линий, и/или кривых Безье, которая как и любой другой объект в Inkscape может иметь собственные параметры заливик и обводки. В отличие от фигур контур может свободно редактироваться смещением любого из его узлов (а не только предустановленных рычагов) или перетаскиванием его сегмента. Выберите этот контур и включите инструмент редактирования узлов (F2):

    Вы увидите несколько серых квадратов на контуре - узлов. Эти узлы могут быть выбраны разными способами: щелчком мыши, Shift+щелчок или тянущимся выделением - точно так же, как объекты выделяются обычным инструментом выделения. Вы также можете щелкнуть сегмент контура для автоматического выбора соседних узлов. Выбранные узлы становятся выделенными и показывают свои рычаги - один или два кружка, соединенных с выбранным узлом отрезком прямой линии. Клавиша! обращает выделение узлов в текущем субконтуре (или субконтурах) (т.е. субконтурах с как минимум одним выбранным узлом); Alt+! обращает весь контур.

    Контуры редактируются перетаскиванием своих узлов и рычагов управления. (Попробуйте подвигать узлы и рычаги узлов у пути что выше.) Ctrl работает обычно ограничителем в движении и повороте. Кнопки стрелок, Tab, [, ], <, > и их модификаторы, все работают так же как и с инструментом выделения, но вместо объектов применяются к узлам. Вы можете вставлять узлы в любую часть контура двойным щелчком мышью или комбинацией клавиш Ctrl+Alt+щелчок в нужной точке контура.

    Вы можете стирать узлы нажатием Del или Ctrl+Alt+Click. При удалении узлов программа попытается сохранить фигуру контура. Если вы этого не хотите, используйте комбинацию Ctrl+Del. Кроме того, вы можете продублировать выбранные узлы (Shift+D). Контур можно разорвать на месте выбранного узла (Shift+B), а разбив, соединить обратно, выбрав концы контура и нажав Shift+J.

    Каждый узел может быть острым (Shift+C) - это значит, что оба рычага узла могут двигаться под любым углом независимо друг от друга; сглаженным (Shift+S) - это значит, что рычаги узла всегда находятся на прямой линии и взаимно зависимы при повороте; симметричным (Shift+Y) - почти то же самое, что и сглаженные рычаги, но эти рычаги еще и одинаковой длины. При смене типа узла вы можете сохранить позицию одного из двух рычагов, держа над ним курсор мыши, так что только один рычаг поворачивается/масштабируется до совпадения.

    Вы также можете втягивать рычаги в узел при помощи комбинации Ctrl+щелчокна рычаге. Если рычаги у двух соседних узлов втянуты, этот сегмент пути будет отрезком прямой линии. Чтобы вытащить рычаги наружу, нужно нажать Shift и потянуть рычаг в сторону от узла.

    Субконтуры и их объединение

    Объект контура может состоять из более чем одного субконтура (subpath). Субконтур - это последовательность соединенных друг с другом узлов. (Поэтому если у контура больше одного субконтура, то не все узлы контура соединены друг с другом.) Внизу слева контур состоит из трех субконтуров, такие же три субконтура справа являются независимыми объектами - контурами:

    Но контур, состоящий из субконтуров, не является группой объектов. Это один объект, выделяемый как целое. Если выбрать верхний правый объект и включить инструмент правки узлов (F2), узлы отобразятся на всех трех субконтурах. Справа же можно редактировать только один из контуров.

    Inkscape может объединять контуры в составной контур (Ctrl+K) и разбить составной контур на отдельные контуры (Shift+Ctrl+K). Опробуйте эти команды на приведенных выше примерах. Поскольку параметры заливки и обводки у объекта индивидуальны, новообъединенный контур берет параметры первого объекта из объединения (нижнего по оси Z).

    Когда объединяются перекрывающие друг друга контуры с заливкой, в местах перекрытия заливка исчезает:

    Это простейший способ создавать объекты с дырками внутри. Более мощные команды по работе с контурами описаны чуть ниже в разделе «Логические операции».

    Несколько слов о векторной графикеInkscape - редактор векторной графики.

    В векторной графике изображения создаются с помощью математических законов построения прямых и кривых линий, из которых строится изображение. Запись ведется на языке XML, так что картики эти фактически являются текстовыми файлами.

    Так как математические законы построения изображения не зависят от его размеров, появляется возможность масштабировать векторные изображения в огромных пределах без малейшей потери качества.

    Векторная графика существует давно, но расцвет ее впереди. С наступлением нового, сенсорного, этапа развития компьютерной техники, первыми представителями которого являются планшетники и коммуникаторы, возникает острая потребность в масштабируемых и небольших по "весу" графических файлах.

    Inkscape, будучи свободным редактором с открытыми исходниками, работает со свободным форматом векторных файлов - SVG (масштабируемая векторная графика). В настоящее время почти все гаджеты и веб браузеры поддерживают формат SVG, а с приходом HTML 5 размещение SVG файлов в веб контенте станет не сложнее, чем сейчас размещение растровых графических файлов.

    Освоение Inkscape сегодня - это интеллектуальная инвестиция в день завтрашний.

    О версиях и релизах программы Inkscape

    Когда пишутся эти строки, новейшим релизом программы Inkscape являтся 0.48. Он доступен для Windows и для тех умельцев, которые способны установить его в Linux из исходников. Неостывшей новостью является также релиз 0.47, доступный в Ubuntu. В стабильном на сегодняшний день Debian Lenny установлен Inkscape 0.46.

    Не нужно драматизировать это небольшое отставание. Все три перечисленные версии программы практически одинаковы по своему функционалу, добавлено только несколько очень специальных эффектов, да еще появилась новая панель Прилипание , которая скорее мешает, сужая и без того небольшое окно. Ничего революционного в новых релизах нет. Зато есть новые баги (например 0.48 под Vista не слушается некоторых горячих клавиш). Так что спокойно работайте на той версии, которая имеется в вашем распоряжении, при очередном апгрейде вы ничуть не отстанете от жизни.

    Строение окна программы Inkscape 0.46

    Впервые запустив программу Inkscape, вы увидите перед собой единое окно. Но в рамки этого окна напихано столько, что разбираться можно долго. Рисунок 1 поможет в этом.

    Рис. 1. Строение окна программы.

    Начнем по порядку номеров:

    1. Панель меню как в любой программе, тут все понятно.

    2. Панель команд . Все команды этой панели доступны из различных меню. Так что эту панель можно смело убирать, если нужно окно побольше.

    3. Панель настройки текущего инструмента . Когда выбран некий инструмент (на рисунке 1 это инструмент Выделения и трансформации объектов (стрелка), то на Панели настройки текущего инструмента появляются его настройки. В конце панели черный треугольничек, означающий, что не все настройки поместились в окне. При нажатии на нем можно просмотреть недостающие настройки.

    4. Панель инструментов . Содержит миниатюры 17 инструментов при помощи которых и создается векторная графика. Любой инструмент может быть также вызван нажатием горячих клавиш. Подсказка возникает при наведении указателя мыши. Правый клик на инструменте открывает окно его глобальной настройки.

    Панели 2,3 и 4 можно перетаскивать мышью за полоски, которые я на рисунке 1 окрасил в синий цвет.

    5. Палитра . Цвет можно перетаскивать мышью с Палитры на объект, изменяя его Заливку . Чтобы изменить цвет Обводки , нужно при перетаскивании удерживать клавишу SHIFT . Текущий цвет некоторых инструментов может быть задан кликом на соответствующем цвете Палитры . В правом конце палитры находится маленький треугольный переключатель (на скриншот он не попал). При нажатии на него открывается меню настройки палитры. Можно настроить внешний вид палитры, и выбрать из множества предустановленных палитр. Если все цвета не умещаются в окне, то под Палитрой возникает полоса прокрутки.

    6. Строка состояния . Содержит пять областей:

    7. Индикатор Заливки и Обводки выделенного объекта . Когда в окне имеется выделенный объект, Индикатор окрашивается в цвета его заливки и обводки. При левом клике на цвете открывается окно Заливка и Обводка , служащее для настройки этих параметров. При правом клике - выпадает меню с полезными опциями, позволяющими иногда обойтись без открытия окна Заливка и Обводка .

    8. Секция информации о слоях . Если слоев немного, то вполне можно обойтись этой секцией, не открывая специальное окно Слои .

    9. Секция уведомлений . Выдает полезные сообщения о текущих действиях. Нужно завести привычку бросать взгляд на эту секцию, особенно когда используется незнакомый инструмент или что-то не получается. Если все сообщение не помещается в секции, то при наведении указателя мыши текст появляется полностью.

    10. Координаты указателя мыши .

    11. Индикатор текущего масштаба . Можно вписывать нужный масштаб от руки и нажимать ENTER , а можно пользоваться стрелочками.

    Рабочая область окна программы Inkscape называется Холстом . Сверху и слева холста расположены линейки. При наведении указателя мыши на линейку всплывает подсказка, в каких единицах она проградуирована (по умолчанию - в пикселях). Линейки можно перетаскивать мышью, образуя Направляющие.

    В середине холста видна рамка нового Документа . Иногда Документ также называют Страницей . Если линейные размеры документа нужно изменить, то следует пройти в меню Файл -> Свойства Документа .

    Рисовать можно в любом месте холста, даже за рамкой документа.

    Диалоговые окна

    Некоторые меню открывают диалоговые окна, например, Заливка и Обводка, Слои, Трансформации и прочие. В Inkscape 0.46 эти окна по умолчанию прикрепляются к правой "раме" окна программы. Кроме того они могут быть скреплены между собой. Это может быть неудобно, так как сильно сужает размер рабочей области окна. Мышью можно передвигать эти окна и выводить за рамки окна програмы. Чтобы глобально отключить функцию прикрепления диалоговых окон, нужно пройти в меню Файл -> Настроить Inkscape -> Окна -> Поведение диалогов .

    Особенности версии 0.48

    В новой версии наиболее заметным отличием является дополнительная Панель Прилипания , которая вмонтирована в правую "раму" окна программы (рисунок 2).

    Рис. 2. Панель прилипания (показана стрелкой).

    В версии 0.46 Прилипание регулировалось настройками в Свойствах Документа .

    Ознакомившись со строением и частями рабочего пространства, в следующей главе начнем пользоваться ими. При этом применим метод "погружения", то есть сразу приступим к созданию векторных изображений.

    Inkscape – очень популярный инструмент для создания векторной графики. Изображение в нем рисуется не по пикселям, а при помощи различных линий и фигур. Одним из основных достоинств такого подхода является возможность масштабирования изображения без потери качества, что невозможно сделать с растровой графикой. В данной статье мы расскажем вам о базовых приемах работы в Inkscape. Кроме того, разберем интерфейс приложения и дадим несколько советов.

    Данный материал больше ориентирован на начинающих пользователей Inkscape. Поэтому мы расскажем лишь о базовых приемах, которые используются при работе с редактором. Если после прочтения статьи у вас возникнут индивидуальные вопросы, вы можете задать их в комментариях.

    Интерфейс программы

    Прежде чем приступить к описанию возможностей редактора, мы хотели бы рассказать немного о том, как устроен интерфейс Inkscape. Это позволит в будущем вам быстрее находить те или иные инструменты и ориентироваться в рабочем пространстве. После запуска окно редактора имеет следующий вид.

    Всего можно выделить 6 основных областей:

    Главное меню

    Здесь в виде подпунктов и выпадающих меню собраны самые полезные функции, которые вы можете использовать при создании графики. В дальнейшем мы опишем некоторые из них. Отдельно хотелось бы отметить самое первое меню — «Файл» . Именно здесь расположены такие популярные команды, как «Открыть» , «Сохранить» , «Создать» и «Напечатать» .

    С него и начинается работа в большинстве случаев. По умолчанию при запуске Inkscape создается рабочая область размером 210×297 миллиметров (лист А4). При необходимости эти параметры можно изменить в подпункте «Свойства документа» . К слову, именно тут в любое время можно поменять и цвет фона холста.

    Нажав на указанную строчку, вы увидите новое окно. В нем можно установить размер рабочей области согласно распространенным стандартам или указать собственное значение в соответствующих полях. Кроме того, можно изменить ориентацию документа, убрать кайму и задать цвет фона для холста.

    Также мы рекомендуем зайти в меню «Правка» и включить отображение панели с историей действий. Это позволит вам в любое время отменить одно или несколько последних действий. Указанная панель откроется в правой части окна редактора.

    Панель инструментов

    Именно к данной панели вы будете постоянно обращаться при рисовании. Тут располагаются все фигуры и функции. Для выбора нужного элемента достаточно кликнуть по его иконке один раз левой кнопкой мыши. Если же вы просто наведете курсор на изображение средства, то увидите всплывающее окошко с названием и описанием.

    Свойства инструмента

    С помощью данной группы элементов вы можете настроить параметры выбранного средства. Сюда относятся сглаживание, размер, отношение радиусов, угол наклона, количество углов и многое другое. У каждого из них есть свой набор опций.

    Панель параметров прилипания и панель команд

    По умолчанию они располагаются рядом, в правой области окна приложения и имеют следующий вид:

    Как следует из названия, панель параметров прилипания (это официальное название) позволяет вам выбрать, будет ли ваш объект примыкать автоматически к другому объекту. Если да, то куда именно это стоит делать – к центру, узлам, направляющим и так далее. При желании можно и вовсе отключить все прилипание. Делается это при нажатии соответствующей кнопки на панели.

    На панели команд, в свою очередь вынесены, основные пункты из меню «Файл» , а также добавлены такие важные функции, как заливка, масштаб, группировка объектов и прочие.

    Образцы цветов и панель состояния

    Эти две области тоже находятся рядом. Расположены они внизу окна и выглядят следующим образом:

    Тут вы сможете выбрать нужный цвет фигуры, заливки или обводки. Кроме того, на панели состояния находится регулятор масштаба, который позволит приблизить или отдалить холст. Как показывает практика, это делать не очень удобно. Проще зажать клавишу «Ctrl» на клавиатуре и крутить при этом колесо мышки вверх или вниз.

    Рабочая область

    Это самая центральная часть окна приложения. Именно тут располагается ваш холст. По периметру рабочей области вы увидите ползунки, которые позволяют прокрутить окно вниз или вверх при изменении масштаба. Вверху и слева находятся линейки. Он позволяют определить размер фигуры, а также выставить направляющие при необходимости.

    Для того чтобы выставить направляющие, достаточно навести указатель мыши на горизонтальную или вертикальную линейку, после чего зажать левую кнопку мышки и перетащить появившуюся линию в нужном направлении. Если нужно убрать направляющую, тогда переместите ее снова на линейку.

    Вот собственно и все элементы интерфейса, о которых мы хотели вам рассказать в первую очередь. Теперь давайте перейдем непосредственно к практическим примерам.

    Загружаем картинку или создаем холст

    Если открыть в редакторе растровое изображение, можно в дальнейшем обработать его или вручную нарисовать по примеру векторную картинку.


    В результате на рабочей области появится выбранное изображение. При этом размер холста автоматически будет таким же, как разрешение картинки. В нашем случае это 1920×1080 пикселей. Его всегда можно будет изменить на другое. Как мы говорили в начале статьи, качество фото от этого не изменится. Если вы не хотите в качестве источника использовать какое-либо изображение, тогда просто можете использовать автоматически созданный холст.

    Вырезаем фрагмент изображения

    Иногда может возникнуть ситуация, когда для обработки вам требуется не целое изображение, а лишь его конкретный участок. В таком случае вот как следует поступить:


    В результате останется лишь выделенный ранее участок холста. Можно переходить к следующему шагу.

    Работа со слоями

    Размещение объектов на различных слоях позволит не только разграничить пространство, но и избежать случайных изменений в процессе рисования.

    Подобным образом можно создать сколько угодно слоев и перенести на любой из них необходимую фигуру или объект.

    Рисование прямоугольников и квадратов

    Для того чтобы нарисовать указанные выше фигуры, необходимо использовать инструмент с одноименным названием. Последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

    Рисование кругов и овалов

    Окружности в Inkscape рисуются по такому же принципу, как и прямоугольники.

    Рисование звезд и многоугольников

    Многоугольники в Inkscape можно нарисовать всего за несколько секунд. Для этого есть специальный инструмент, который позволяет тонко настроить фигуры такого типа.

    Рисование спиралей

    Это последняя фигура, о которой мы хотели бы вам поведать в рамках данной статьи. Процесс ее рисования практически не отличается от предыдущих.

    Редактирование узлов и рычагов

    Несмотря на то что все фигуры являются относительно простыми, любую из них можно изменить до неузнаваемости. Именно благодарю этому и получаются в результате векторные картинки. Для того чтобы отредактировать узлы элемента, вам необходимо выполнить следующее:

    Это действие можно выполнять не со всей фигурой, а лишь с выбранным ее участком. Добавляя новые узлы, вы сможете все больше и больше менять форму объекта. Для этого достаточно навести указатель мышки на нужный узел, зажать ЛКМ и вытянуть элемент в нужном направлении. Кроме того, можно с помощью данного инструмента потянуть за край. Таким образом, участок объекта будет более вогнутым или выпуклым.

    Рисование произвольных контуров

    С помощью данной функции вы сможете нарисовать как ровные прямые линии, так и произвольные фигуры. Делается все очень просто.

    Обратите внимание, что линии, как и фигуры можно двигать по холсту, изменять их размер и редактировать узлы.

    Рисование кривых Безье

    Данный инструмент позволит также работать с прямыми. Он будет очень кстати в ситуациях, когда вам потребуется сделать контур объекта с помощью прямых линий или нарисовать что-либо.

    Использование каллиграфического пера

    Как ясно из названия, этот инструмент позволит вам делать красивые надписи или элементы изображения. Для этого достаточно выбрать его, настроить свойства (угол, фиксацию, ширину и так далее) и можно приступать к рисованию.

    Добавление текста

    Помимо различных фигур и линий, в описываемом редакторе можно также работать с текстом. Отличительной чертой данного процесса является то, что изначально текст может быть написан даже самым мелким шрифтом. Но если его увеличить до максимального, то качество изображение абсолютно не потеряется. Сам процесс использования текста в Inkscape весьма прост.


    Распылитель объектов

    Есть в данном редакторе одна интересная функция. Она позволяет буквально за несколько секунд заполнить все рабочее пространство одинаковыми фигурами. Применений этой функции можно придумать много, поэтому мы решили не обходить ее стороной.

    1. Первым делом вам необходимо нарисовать на холсте любую фигуру или объект.
    2. Далее выбираете функцию «Распылять объекты» .
    3. Вы увидите окружность определенного радиуса. Настройте ее свойства, если посчитаете необходимым. К ним относится радиус окружности, количество рисуемых фигур и так далее.
    4. Переместите инструмент в то место рабочей области, где хотите создать клоны ранее нарисованного элемента.
    5. Зажмите ЛКМ и удерживайте ее столько, сколько сочтете нужным.

    Результат у вас должен получиться примерно следующим.

    Удаление элементов

    Наверное, вы согласитесь с тем фактом, что никакое рисование не может обойтись без ластика. И Inkscape не является исключением. Именно о том, как можно удалять нарисованные элементы с холста, мы и хотели бы рассказать напоследок.

    По умолчанию любой объект или группу таковых можно выделить с помощью функции «Выделить» . Если после этого нажать на клавиатуре клавишу «Del» или «Delete» , то объекты целиком будут удалены. Но если выбрать специальный инструмент, то можно будет стирать лишь конкретные куски фигуры или изображения. Данная функция работает по принципу ластика в .

    Вот собственно и все основные приемы, о которых мы хотели бы рассказать в данном материале. Комбинируя их друг с другом, вы сможете создавать векторные изображения. Безусловно, в арсенале Inkscape есть еще множество других полезных функций. Но для того чтобы их использовать, необходимо иметь уже более глубокие знания. Помните, что вы в любой момент можете задать свой вопрос в комментариях к данной статье. А если после прочтения статьи у вас появились сомнения в необходимости данного редактора, тогда предлагаем ознакомиться с ее аналогами. Среди них вы найдете не только векторные редакторы, но и растровые.



Загрузка...