sonyps4.ru

Общая характеристика художественных особенностей лирических песен. Лирические народные песни: виды и основные особенности

Поэтическое содержание лирических песен отразилось и в их композиции.

В основе композиции всех лирических песен лежат три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог). Наиболее распространенными композиционными формами являются монолог и повествовательная часть + монолог (или диалог).

Лирические песни имеют так называемую "цепочную композицию" , когда "отдельные картины песни связываются между собой “цепочно”: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины - первым образом третьей и т.д. Так вся песня постепенно от одной картины при помощи ее последнего образа “цепочно” переходит к следующей, пока не дойдет до самой важной картины, выражающей основное содержание песни" 1 . Так построена, например, песня "Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет" :

Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет... Веселая беседушка, где батюшка пьет; Он пить не пьет, родимый мой, за мной, младой, шлет: А я, млада-младешенька, замешкалася За утками, за гусями, за лебедями, За мелкою за пташечкой - за журушкой! Как журушка по бережку похаживает... 2

Но не только цепочной формой композиции отличаются лирические необрядовые песни от лирических обрядовых песен и от баллад. Лирические обрядовые песни и баллады не имеют четко выраженных зачинов и концовок, в лирических же необрядовых песнях и зачины, и концовки есть.

Зачины в лирических песнях называют время или место событий, о которых пойдет рассказ. Они эмоционально настраивают на трагический или оптимистический тон. Нередко именно в зачинах высказывается обобщающее суждение - афоризм. Чаще всего в зачинах используются такие композиционные приемы, как прием ступенчатого сужения образов, обращение, параллелизм .

Прием ступенчатого сужения образов, подробно описанный Б.М. Соколовым, заключается в последовательной смене друг друга (от большего к меньшему) ряда художественных деталей.

На горе, горе высокой, Во избе, избе сосновой, На скамеечке дубовой Молодец в гусли играет, Свою Дуню утешает...

В пяти строках нарисована широкая панорама: сначала возникает представление о высокой горе, затем упоминается сосновая изба, потом перед нами возникает дубовая скамеечка, на которой сидит добрый молодец, играющий на гуслях. Именно о молодце и Дуне, для которой он играет, рассказывает далее песня…

Сложен и разнообразен стиль лирических песен. Пожалуй, трудно назвать какой-либо традиционный художественный прием, который не использовался бы в них. Это и символика, и метафоры, и гиперболы, и сравнения, и эпитеты, и уменьшительно-ласкательные суффиксы. С их помощью (и прежде всего с помощью эпитета) создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированно-обобщенном плане представлена и русская природа с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и, конечно же, сами люди - персонажи песен. Главной в лирических песнях является не изобразительная функция художественных средств, а выразительная. Художественные средства способствуют прежде всего передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывают эмоциональное воздействие на певцов и слушателей. Наряду с изобразительными эпитетами (темный лес, зеленый садик), большую роль играют выразительные эпитеты (туча грозная, сильный дождь и др.):

Из-за лесу, лесу темного, Из-за садика зеленого Выплывала туча грозная, Туча грозная - с сильным дождем, С сильным дождем - с крупным градом; Дочь от матери поехала...

При помощи выразительных эпитетов здесь создается тревожная картина природы, которая эмоционально подготавливает трагическую жизненную ситуацию: дочь, выданная замуж, хочет возвратиться в родную семью, но не может. И даже изобразительные эпитеты в словосочетаниях "темный лес", "крупный град" выступают в роли выразительных: они также способствуют созданию мрачного колорита песни...

"Большое значение для передачи лирических переживаний, для создания определенного эмоционального настроя песни имеет символика. Посредством символики передаются разные психологические состояния персонажей. Например, веселье, радость, благополучие изображаются светом солнца, зарей, огнем, цветущим лугом, полем, садом, цветами, а обман, обида, оскорбление символически передаются через изображение непогоды, бури, снега, сломанного дерева, смятой травы.

Стиль лирических песен характеризуется использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Они несут в себе эмоциональный настрой (цветики, травушка, головушка)". 3

Народную лирику составляют многочисленные и разнообразные песни, основным содержанием которых являются переживания, чувства, настроения - вообще внутренний мир человека. Лирическая песня всегда связана с бытом русского народа, это подлинная художественная энциклопедия народной жизни, глубоко поэтическая, задушевная и многообразная. Коллективный характер народной поэзии особенно заметен в поэзии лирической.

Обрядовые песни исполняются в определенные дни, необрядовые связаны с повседневным бытом, они отражают чувства, страсти, предрассудки, суеверия именно данного народа, формируют его ментальность. Если исторические песни в художественной форме отражают те или иные исторические события, то лирические песни передают «дух» минувших эпох, какие-то черты повседневного быта, социальную жизнь русского народа. Народная лирика - это выражение отношения к тем или иным жизненным явлениям, передача определенных мыслей, чувств и настроений.

На формирование содержания и особенностей художественной формы народной лирики оказали определенное влияние более древние песенные жанры крестьянского фольклора: причитания, свадебная протяжная песня, календарные и свадебные величания. Конечно, в лирических песнях отразились отдельные мотивы и образы других фольклорных жанров (былины, исторические песни, причитания и др.), но в целом жанр крестьянской необрядовой лирической песни явление сравнительно позднее.

Лирические необрядовые песни знал любой русский человек, их исполняли в минуты радости или печали, традиционным было пение без музыкального сопровождения, песни пелись одним исполнителем или хором. У каждого хора, у каждой возрастной группы был свой репертуар.

Вопрос о классификации народных песен непростой по ряду причин, так как устная форма бытования и следы древнего синкретизма привели к тому, что в народной лирике образовалось много произведений промежуточного типа: лиро-эпических, лирико-драматических и лирико-хореографических. В современной фольклористике к классификации народной лирики имеются два основных подхода. Один - жанровый - делит традиционный песенный репертуар на четыре основных жанра: песни - заклинания, песни игровые, песни величальные и песни лирические. Каждый жанр имеет внутренние разновидности.

По тематическому принципу народную внеобрядовую лирику подразделяют на песни бытовые (любовные, семейные, песни о доле, шуточные), песни социального содержания (солдатские, разбойничьи, тюремные, бурлацкие, ямщицкие и др.).

Песни бытового цикла

Любовные песни - самая большая часть народной бытовой лирики. Любовное счастье или несчастье проявлялось в изображении действий и переживаний героя. Они окрашены светлой лиричностью, это самая счастливая пора жизни сельской молодежи. В песнях этого ряда встречается и изображение несчастной любви, разлуки по воле родителей или «злых людей». Несчастная любовь чаще всего изображается как следствие социального неравенства. Герои этих песен - «красна девица» и «добрый молодец» - изображены в разных типических взаимоотношениях, переживания героев передавались через внешние образы. Девица - бела, черноброва, красавица, с русой косой; молодец - пригож, чернобров, бел-кудрявый. В песнях значительно полнее изображены любовные переживания девушки. В народных песнях получили выражение не только нравственно-этические, но и эстетические взгляды народа.


Семейные песни воспроизводят устои жизни большой патриархальной крестьянской семьи. Сложные отношения между женой и мужем, которых часто объединяла только родительская воля, тяжелые переживания женщины в чужой семье отразились в содержании и в художественном своеобразии семейных песен. «Несчастье жизни семейной, - писал А.С. Пушкин, - есть отличительная черта во нравах русского народа. Содержание русских песен или жалоба красавицы, выданной замуж насильно, или упреки молодого мужа "постылой жене"». Представление о браке в большинстве песен отрицательное. Все семейные песни объединяет прежде всего образ замужней женщины. Наиболее лиричны и задушевны переживания «молодушки» в тех песнях, в которых она вспоминает о «батюшке и матушке» и переносится в своих мечтах на родину.

Для таких песен характерна форма монолога, соответствующая песенная символика, психологизм внутренних переживаний:

В этих группах песен женские образы овеяны поэзией человечности и чистоты, героиня горько упрекает отца за то, что он выдал ее замуж за немилого, польстившись на богатство:

Образ преждевременно состарившейся, измученной побоями женщины часто становится центральным в песнях. Мать, приехавшая к дочери в гости на третий год ее замужества, не узнает ее («Выдала меня матушка далече замуж»). В семье мужа бедную молодку посылают за водой «и разутую, и раздетую, и холодную, и голодную». В новой семье к молодке у всех враждебное отношение, хуже всего относится к ней свекровь - «змея подколодная». Положение мужа в большой патриархальной семье отца зачастую также было нелегким. В лирических песнях можно встретить ропот крестьянина на «долю», жалобы на то, что его молодость безрадостно «прошла-миновалася с нелюбимой женой».

Постоянное ощущение тяжести жизни, века порабощения и нищеты породили в русском крестьянстве довольно значительную группу песен о «доле»:

На свою судьбу, на свою горьчайшую «долю» в песнях жалуется молодая вдова, оставшаяся без «хозяина в доме», но у нее «малых детушек много», и их нечем накормить, в доме нет «ни хлеба, ни соли». Героями песен-жалоб часто были дети-сироты, народное сочувствие всегда в таких песнях, как и в сказках, на стороне «сиротинушек».

Драматические коллизии семейного быта получили иное освещение в песнях шуточных и сатирических . Их герои - привередливая невеста, ленивая жена, нерадивая стряпуха, женщина, не умеющая прясть и ткать (»Дуня - тонкопряха»), а также теща и ее зятья, бестолковые и неспособные выполнять мужскую работу. Сюжетные ситуации шуточных песен способствовали комическому выявлению того недостатка, который осмеивался. Например, баба испекла такие «хлебушки», что их никто и даром не берет. Комические ситуации призваны были вызывать смех, возбуждать веселье, создавать оптимистическое настроение.

Для этого использовались ирония, гротеск, литота (художественное преуменьшение). Отдельные шуточные песни могли быть плясовыми , если этому способствовала задорная, быстрая мелодия, множество припевов. Но в содержании их имеется определенная разница: в шуточных песнях главное - текст, придающий им характер веселого комизма, в плясовых же песнях - мелодия, музыкальный плясовой ритм. Тексты наиболее известных плясовых песен очень короткие («Барыня», «Комаринская»).

Достаточно большую группу бытовых песен составляют песни хороводные , при исполнении которых сочетаются текст, мелодия и отдельные элементы драматического действия. Хороводы - издавна были распространены на Руси и являлись украшением гуляний и народных праздников. Хороводные песни объединяют большое число людей, их назначение - быть массовой песенно-драматической игрой; они всегда сюжетны и занимательны по содержанию.

По тематике хороводные песни разделяются на три группы:

1) песни, изображающие земледельческие труд;

2) песни на темы любовных и семейных отношений;

3) песни о самой хороводной игре («Заинька»).

Особое место в народной традиционной лирике занимают песни-баллады . Для баллад характерен развитый сюжет, повествовательность, сравнительно большая величина. Тематика объединяет их с необрядовой лирикой, а построение (повествовательная композиция) сближает с историческими песнями и даже былинами. Баллады рассматриваются в фольклористике как промежуточный лиро-эпический жанр. Тематика баллад многообразна, они иногда затрагивают область социальных отношений народа, но чаще воссоздают семейные отношения, обрисованные в трагическом ключе (муж убивает свою жену). Целый ряд балладных сюжетов разрабатывает тему социальных конфликтов в любви («Любила княгиня камер-лакея»).

Баллада отличается от других фольклорных жанров глубиной психологического изображения, умением раскрыть сложные и напряженные переживания, в том числе и поздние раскаяния персонажей, совершивших трагические ошибки. Персонажам баллад свойственны сильные страсти и желания, их переживания чаще всего выражаются в действии, в поступках. Переживания выражаются в речи персонажей, в монологах и диалогах. Произведения балладного типа более реалистичны, чем другие стихотворные жанры, в них много бытовых деталей, отсутствует фантастический вымысел. В балладах положительный герой часто погибает, а злодей не получает прямого наказания, хотя иногда раскаивается. Герои в балладах - не богатыри, не исторические деятели, а простые люди; если это князья, то они выведены в своих личных, семейных отношениях, а не в государственной деятельности. Смысл балладных песен - в выражении моральных оценок поведения персонажей, в защите свободного проявления чувств и стремлений личности.

Песни социально-исторического содержания

Разбойничьи (удалые) песни появились в XVI-XVII веках, во время крестьянских восстаний против крепостного гнета. Беглые люди нередко объединялись в разбойничьи шайки и начинали вести «вольную» жизнь, созданные в их среде песни раскрывали образ удалого разбойника - человека мужественного, вольнолюбивого и преданного своим товарищам. Он и его товарищи изображаются в привычной для них обстановке - в «зеленой дубравушке», в «темном лесу», на быстрых реках, где они плыли «в легких лодочках». Наряду с прославлением удали и геройства разбойника в песнях показывается опасность его положения, его безотрадная участь. Несмотря на постоянные опасности, разбойники сохраняют смелость и мужество до конца. Их героизм отражен в широко распространенной песне «Не шуми, мати, зеленая дубравушка», в которой разбойник пойман царскими слугами, но не выдает на допросе своих товарищей, его ответ использовался и в других песнях этого типа:

Основное эмоцинальное содержание удалых песен - это любование и упоение обретенной волей, душевное удовлетворение; удалец всегда красив, одет очень нарядно, он настроен оптимистично: «Они веслами гребли да песни пели». Деяния удальцов представлены в песнях не как бандитские поступки, а как одна из форм социального протеста. Герои этих песен так характеризуют себя:

Разбойник хорошо знает, что живет в постоянной опасности, что царь его пожалует «Среди поля хоромами высокими, что двумя ли столбами с перекладиной!». Разбойничьи песни отразили стихийный протест народных масс, они были очень популярны в русском фольклоре, их сюжеты отразились в литературе.

Тюремные песни - по тематике и идейному смыслу близки удалым песням, их герой - тот же разбойник, но уже пойманный, тоскующий по «волюшке», нередко он изображается

Узник в песнях обращается за помощью к родным, к силам природы, мечтает разрушить темницу и выйти на свободу. Для тюремных песен характерно использование образов вольных птиц, олицетворяющих его мечты о свободе («ясный сокол», «жаворонок» и др.). Тоска по воле - основной мотив этих песен, отличающихся от песен разбойничьих, в которых звучит прославление вольной жизни.

Солдатские и рекрутские песни воссоздают тяжелую судьбу молодого человека, оказавшегося на воинской службе. В этой группе песен довольно подробно воспроизводится весь процесс «рекрутства»: приход парня в «присутствие», где ему «забривали лоб» и снимали с него «кудри русые», веселые гулянки, прощание с родителями, товарищами, невестой и т.д. Часто в рекрутских песнях появляется образ «пыльной дороженьки», по которой будущие солдаты уходят из родных мест. За циклом рекрутских следует цикл собственных солдатских песен, в них рассказывается о тяжелой службе солдата и важных военных событиях XVII-XIX веков.

В песнях солдаты называли «грозную службу государеву» «кручинушкой великой», упрекали «православного царя» в том, что их морили «голодной смертью». Солдаты в песнях жалуются на то, что им нет покоя ни днем, ни ночью - «все нам, солдатушкам, в строю стоять». Особенно тяжелы были солдатские ученья и походы; в песнях часто описывалась гибель солдата на поле битвы. Умирающий воин посылает своего коня домой и просит передать жене, что сосватал на чужой стороне «бел горюч камень», обвенчала его «сабля острая», а его женой стала - «пуля быстрая».

Песен о возвращении солдата домой создано очень мало, так как срок его службы был очень велик; старого содлата жена узнает только тогда, когда он показывает вышитый ею платок или полотенце. Чаще же жизнь солдата в песнях заканчивается где-нибудь в «чистом поле», вдали от родных мест. Смерть солдата в песнях изображается в ряде символических картин: солдат умирает под «ракитовым кустом», над ним кружится «черный ворон», ожидающий добычи. Горе родных солдата, убитого «доброго молодца», в песнях также передается традиционно-символически: к нему слетаются «три пташки» - мать, сестра и жена.

Солдатские песни близки историческим песням, в них изображаются войны, в которых участвовала Россия. В этих песнях выражен и патриотизм русских солдат, их желание защитить свою родину от внешнего врага. Главное в солдатских песнях - это изображение психологии простого солдата, в них обрисован весь его жизненный путь: рекрутство, служба «государева» и глубокая тоска по дому, по «отцу-матери» и «жене молодой», его смерть от ран в «чистом поле». Солдат мечтает перед смертью попасть на «святую Русь», чтобы его схоронили «промеж трех дорог». Лирические воинские песни - цельный тип песен со своей тематикой и особым построением, они повлияли и на изменение размера лирических протяжных песен.

Бурлацкие песни создавались крестьянами, которые вынуждены были уходить из деревни на промыслы. Одним из древних промыслов на Руси было бурлачество: бурлаки выполняли самую тяжелую работу, они тянули на канатах вверх по реке тяжело груженные суда. В середине XIX века появились пароходы и этот промысел постепенно исчез.

Бурлак в песнях - смелый, бывалый, «вольный» человек, но он беден, у него нет дома, семьи. В бурлацкой песне «Вольная птичка - пташечка перепелочка» ярко обрисована нищета бурлака и в то же время его страстная любовь к воле:

Для трудового процесса очень важны были рабочие песни - «дубинушки», исполняемые во время работы. Бурлацкая «Дубинушка» состояла из ряда двустиший, исполняемых запевалой, и припева, который пели все остальные. Припевы этой песни однообразны по своему содержанию:

В песнях этой группы пелось о надежде заработать определенную сумму денег, вернуться домой и заплатить оброк, но этим иллюзиям чаще всего не суждено было сбыться.

Ямщицкие и чумацкие песни отразили тяжелый труд людей, которые вынуждены были покидать родное село и заниматься тяжелым промыслом. Для центральной России несколько веков был характерен труд ямщиков, перевозивших на большие расстояния почту и пассажиров. В связи с постройкой железных дорог в середине XIX века исчезли ямщицкие и чумацкие промыслы, забылись и многие песни, созданные этими людьми. В свое время этих песен было очень много, они были разного содержания: и грустные, и печальные, и веселые.

Но чаще в песнях этой группы рассказывалось об опасностях, о трудностях, о болезнях, о смерти. Самой известной была ямщицкая песня «Степь Моздокская», в которой рассказывалось о смерти молодого ямщика далеко от дома, в чужой стороне. Умирая, он просит своих товарищей отвести его коней в родную сторонку и передать последнее «прощай» родным: «батюшке да низкий поклон», «родной матушке да челобитьице», «малым детушкам благословеньице», а «молодой жене полну волюшку, всю слободушку». Ямщицкие песни имели большое распространение, образ ямщика нередко поэтизировался, так как в глазах народа ямщик был человеком смелым, много повидавшим в жизни. В любовных песнях часто встречается образ ямщика, весьма опоэтизированный; подчеркивается ямщицкая удаль и поэтичность его труда:

Ко второй половине XIX века песни ямщиков стали быстро исчезать, но ямщицкая тема становится типичной для русской поэзии, в которой опоэтизированы образы поющего ямщика и быстрой дорожной ямщицкой тройки (А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Н.А. Некрасов, Я.П. Полонский и др.).

Поэтика лирических песен

Для языка лирических песен характерно то, что в его основе лежит живая разговорная речь. Народная лирика близка к бытовой лексике по словарю, но существенно отличается от нее своим поэтическим стилем. Традиционная песня отличается своим жизненным правдоподобием, но, в соответствии с фольклорными особенностями принципов типизации, все изображаемое подвергалось широкому обобщению. Это специфическое качество фольклора во многом определило поэтику традиционных песен. Текст песен неотделим от напева, мелодия имеет первостепенное значение. У песен четкая, ясная композиция, события идут последовательно, чего нет в плясовых песнях.

Основной идейный стержень народной песни - утверждение достижений человека, раскрытие глубины и значительности его чувств, его права на свободную жизнь. Есть песня - монолог, тогда повествование ведется от лица главного героя. Есть песни, построенные как воспоминание от лица героя, встречается и диалогическое повествование, диалог двух героев.

Хотя лирические песни не имеют «типических» разработанных сюжетов, как в былинах или исторических песнях, но они включают в свое содержание своеобразную повествовательность. Это достигалось тем, что, наряду с прямой речью героев - их монологами и диалогами, в песнях значительную роль играли описания, в которых действия и чувства героев изображались как бы со «стороны». Если в диалогах и монологах переживания человека передавались непосредственно, то в рассказе об условиях жизни они могли выражаться косвенно.

Помимо повествования, диалогов и монологов в композицию песен широко вводились образы из мира природы, которые также помогают раскрыть душевное состояние человека. Образы природы служат в песне и поэтическим зачином, выраженном чаще всего в форме отрицательного сравнения, и художественным фоном, углубляющим содержание песни и усиливающим ее эмоциональность. В народной лирике разработаны параллелизмы различных типов: психологический или образный параллелизм, положительный одночленный параллелизм, отрицательный параллелизм -

Положительный и отрицательный параллелизмы могут быть многочленными, если из мира природы в них входят не один, а два-три образа. В отдельных случаях встречается развернутый параллелизм, когда вся песня по своей сути, композиции и синтаксическому построению основана на параллелизме. В лирических песнях встречается и формальный параллелизм, в нем параллели логически не связаны, сохраняется только форма сопоставления, образы не дополняют, не раскрывают друг друга:

Для лирической песни характерен прием - ступенчатое сужение образа. При такой композиции характерно расположение образов в начале песни в нисходящем порядке. В песне последовательно перечисляются образы в порядке постепенного уменьшения их емкости, их значения. Через этот ряд песня подводит к герою или героине:

(реченька, берег, песочек, садочек, в нем гуляет мать с сыном...)

Очень часто в лирической песенной поэзии встречается ступенчатое сужение, перечисляющее членов семьи в последовательности их значимости. Иногда встречаются песни, где при описании жилища, описании наряда, социальных отношений используется этот прием.

Широко распространен также прием исключения единичного из множества, который строится на противопоставлении героя или героини окружающим людям: «Все девушки гуляют, а одна девушка плачет»; «А все цыганеночки пьют, они гуляют, один цыганеночек не пьет, не гуляет».

Заметной композиционной особенностью народных песен является прием развернутой метафоры. В содержании таких метафор явно просматриваются мифологические корни, часто повторяется развернутая метафора «смерть-свадьба». Об умирающем молодце песня сообщает:

Развернутая метафора может содержать древние следы партиципации - мистического единства человека с окружающим его миром. В песне «Не далече было вот, было далече...» истомленного путника застала в дороге «темная ноченька», он просит приюта у полыни. Куст отвечает согласием и перечисляет, что изголовьем путнику будет «бел-горюч камень», охранять его будут «частые звездочки», а «атаманушка тебе - светел месяц».

Разновидностью развернутой метафоры является унаследованная из мифологического фольклора «формула невозможного» (ее назвал А.А. Потебня). Формула невозможного - это поэтический способ для выражения понятия «этого никогда не будет», «это не может случиться». В песне «Воскормил отец сына...» отец изгоняет молодца на «чужую сторону», сестры провожают брата, а он им говорит, что не вернется, что его ждет гибель. Герой еще не уехал, а уже сообщает о своей гибели. Для песни важно, что сюжет - это способ выразить печаль о безвременно погибшем молодце, показать горе его сестер. Формула невозможного встречается в песенном фольклоре разных славянских народов.

В композиции народных лирических песен иногда используется прием цепочного построения, основанный на поэтических ассоциациях между образами. Отдельные картины песни связываются между собой «цепочно»: последний образ первой картины песни становится первым образом второй картины и т.д. так вся песня постепенно от одной картины переходит к следующей, пока не дойдет до самой важной картины, выражающей основное содержание песни.

Лирика использует прием инверсии, прием обратного порядка слов: вместо «зеленый луг - луг зелен», вместо «чистое поле - поле чистое» и т.д. Разнообразные повторы занимали в народной песне большое место, проявляясь на всех уровнях: в композиции, в стихе, в лексике. Песенная лексика знает повторы тавтологические (чудо чудное, струя струится), синонимические (путь-дороженька, грусть-печаль-тоска). Лексические повторы могли сочетаться с повторами синтаксическими, имевшими отношение к песенному ритму, к стиху:

В песне могли повторяться целые строки, что подчеркивало их музыкальное звучание. Вводились повторяющиеся ритмические частицы (ах-да, ой-да, ой-ли, ах, эх) и рефрены (припевы); повторялась музыкальная фраза, деля песенный текст на строфы (куплеты). К очень распространенным средствам в лирических песнях принадлежит лирическое обращение. Особенно популярны обращения к миру природы от лица героя песни: к полю чистому, к дубраве зеленой, к быстрой реченьке и т.д. Встречаются в песнях и другие обращения: к близким людям, к своей доле, судьбе, к родине, к русской земле и т.д.

Лирика обладает песенной символикой, т.е. постоянным прикреплением одного или нескольких образов из мира природы к тому или другому герою или жизненному явлению. Символы народной поэзии богаты и разнообразны, они придают песне красочность и выразительность. Наиболее распространенными символами из мира природы являются следующие: для девушки - белая лебедушка, перепелочка, голубка, белая березанька; для молодца - ясный сокол, сизый орел, ясный месяц; для мужа и жены - утка с селезнем; для свекрови - горькая полынь, жгучая крапивушка и т.д. Символика используется и для характеристики общих настроений: молодости - зеленый сад, цветущие цветы; печали и грусти - засохшие цветы; горя и смерти - черный ворон, ракитов куст; вдовства - кукушечка; трудности - высокая гора и т.д.

Большую роль в художественном стиле песен играют многочисленные эпитеты, особенно постоянные, присущие всем жанрам народного творчества. Эпитеты в песнях являются средством эмиционально-оценочных характеристик: красна девица, добрый молодец, белы руки, горькая печаль, буйная головушка и др. В разных песнях роль эпитета различна: эпитет-украшение, изобразительный эпитет, выразительный эпитет, эпитет-характеристика и др. Очень интересны в песнях двойные эпитеты (бел-горюч камень, аленький лазоревый цветочек) и двойные названия (трава-мурава, стёжки-дорожки, ковыль-травушка). При употреблении эпитетов в них часто применялась инверсия, что подчеркивало значение эпитета:

В песнях использовались сравнения («Красна девица идет, словно павушка плывет»), гиперболы («Горькими слезами я весь сад потоплю»), метафоры. Большую эмоционально-выразительную роль в лирических песнях выполняют различные суффиксы, чаще уменьшительно-ласкательные (батюшка, матушка, милушка, голубушка, горюшко, голосочек и др.). Народные песни имели тонический стих, а также гибридные или переходные формы силлабо-тонического стиха. Протяжные песни обычно имели белый стих; если бывали рифмы, то они были только смежными, причем рифмовались одинаковые части речи.

Песни шуточные, плясовые основывались на рифме. Куплеты народных песен содержат самое разное количество стихов: один, два, три и т.д. Стихи могли «переходить» из одного куплета в другой. В песнях, особенно шуточных, встречаются и внутренние рифмы. Наряду с точной полной рифмой в народных песнях имеют место и так называемые созвучия или неточные рифмы. Характерной особенностью лирических песен являются припевы, которые вносят в песни дополнительное музыкальное звучание, ими обычно заканчиваются строфы:

Поэтика традиционной крестьянской лирики богата и разнообразна. Однако в каждой конкретной песне использование приемов и средств регулировалось принципом достаточности. В народных песнях нет поэтических излишеств, в них все подчинено художественной гармонии и соразмерности, соответствующим простым, но искренним и глубоким человеческим чувствам.

Собирание и изучение народной лирики .

Только в XVIII веке появляются первые рукописные сборники, составленные собирателями, но без определенных научных целей. «Собрание разных песен», составленное М.Д.Чулковым, считается первым большим сборником книжных романсов и народных песен. Выдающиеся заслуги в собирании русских народных песен принадлежат П.В.Киреевскому, собравшему несколько тысяч народных песен. Разнообразная деятельность по публикации народных песен завершается изданием в начале ХХ века А.И.Соболевским огромного свода «Великорусских народных песен» - семь томов, около пяти тысяч текстов. В советский период продолжалось собирание народных песен, большая часть которых опубликована в многочисленных сборниках.

Большая заслуга в изучении народной лирики принадлежит русским писателям и литературным критикам. В статьях Белинского, Добролюбова, Чернышевского дано глубокое определение специфики жанра лирической песни, особенностей ее содержания и художественной формы. Именно в их трудах высказана плодотворная мысль о том, что в лирических песнях правдиво отражается мировоззрение народа. Радищев в них видел «образование души нашего народа», Пушкин - «разгулье удалое» и «сердечную тоску». Белинский специфику песни видел в отражении в ней грусти русской души, но эта грусть «не мешает ни иронии, ни сарказму, ни разгулу молодечества. Это грусть души крепкой, мощной, несокрушимой».

Народная песня - быстро развивающийся жанр, в ней отражаются все изменения быта и духовной жизни народа, поэтому она часто оказывалась в центре широких дискуссий о «старых» и «новых» песнях. Народная лирическая песня не стояла в центре внимания известных фольклористов, которые особо акцентировали исследование обрядовых и эпических жанров. Только в ХХ веке началось всестороннее рассмотрение народной лирики, ее содержания и жанровых особенностей. В последние десятилетия ХХ века впервые поставлена проблема взаимоотношений народных песен и книжной лирики.

Частушки

Жанр короткой песенки в народе назывался по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки», «прибаски», «прибаутки». Впервые в печати термин «частушка» употребил в 1889 году писатель Глеб Успенский. В очерке, озаглавленном «Новые народные песни», он писал о частушке как о самостоятельном жанре с определенными, ему присущими особенностями. Частушка представляет четырехстрочную, значительно реже двухстрочную или шестистрочную песенку, быстро откликающуюся, по словам Г.Успенского, на «каждую малость жизни», на все общественные или личные события. Частушки тесно связаны в своем развитии с различными видами народной песни, в частности, с плясовыми и лирическими песнями. По свидетельству одного из собирателей, который записывал их еще в 60-ые годы XIX века, частушки занимали особое место в деревенском песенном обиходе, пелись частушки только молодыми парнями во время пляски, на гуляньи, в тесном кругу слушателей только мужского пола.

С лирической песней частушки роднит общность тематики и художественная образность. Такие темы, как крестьянский труд, тяжелая доля крестьянки, солдатчина, любовь, семейные отношения - все это находит свое выражение как в лирической песне, так и в частушках. Рост фабрик и заводов во второй половине XIX века и связанный с этим рост пролетариата, распад патриархальных устоев в деревне не могли не повлиять на художественные вкусы молодежи. Появилась потребность в короткой песенке, быстро откликающейся на сибытия. Многие деревенские частушки отражают тяжелую жизнь бедняков-крестьян, которых нужда заставляла уходить в город на заработки.

Глубокий след в частушках оставила солдатчина, которая тяжелым бременем ложилась на плечи беднейшего крестьянства. Забираемый в солдаты крестьянский парень с печалью говорит:

Большой цикл составляют частушки, созданные в рабочей среде. В них рассказывается об условиях жизни и труда рабочих. Особенно тяжелым было положение заводских рабочих в Сибири, на Урале.

В конце XIX и в начале ХХ веков в частушках отражаются социально-исторические события. Если основной эмоциональный тон старых лирических песен был грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. Так, например, молодой деревенский парень даже о предстоящей тяжелой солдатской жизни говорит без особого уныния:

С особой силой эти мотивы бодрости и жизнеутверждения отразились в частушках любовного содержания. В некоторых частушках, как и в традиционной лирической песне, говорится о несчастной, неудачно сложившейся любви девушки, рисуются самые печальные любовные ситуации. Но в них, как правило, нет чувства безысходности, что мы видели в традиционных лирических песнях. Наоборот, это образ человека сильного, твердого. Девушка не упрашивает своего милого любить ее по-прежнему, а гордо, с чувством собственного достоинства говорит:

В частушках, исполняемых девушками, всегда много задушевности, теплоты, здорового юмора, задора:

Поэтика частушек . Основной композиционный принцип - принцип деления частушки на две части, первая из которых начинает, вторая же развивает, расшифровывает, объясняет то, о чем идет речь. Принцип деления частушки на две части собственно и обусловил широчайшее использование в этом жанре параллелизма, причем принцип формального параллелизма, при котором при сопоставлении нет и попытки установить логическую связь между сопоставлениями. В частушках используется и отрицательный параллелизм:

Частушкам свойственны сравнения - «Милый мой-душистый ландыш, а я розовый цветок», метонимичность - «Разрешите, кари глазки, с вами познакомиться»; обращение - «А вы, звездочки, скажите: с кем ушел мой дорогой»; эпитеты - «белая береза», «заря вечерняя», «сера утушка»; гипербола - «сколько звездочек на небе, столько раз поцеловал». Свойственна частушке и символика, она играет существенную роль в создании художественного образа:

(Здесь «кукушечка» - образ тоскующей девушки).

В частушке значительное место занимают повторы: повтор отдельных слов, словосочетаний; анафора - повтор одного и того же слова в начале каждой строки.

В частушках часто встречаются одинаковые зачины, не связанные с содержанием песенки («с неба звездочка упала»), без прямой параллели к нему:

Выделяя главные типы композиционного строения частушек, следует отметить тип монологический и диалогический. Частушки диалогические представляют обращение к кому-либо или передают чей-либо разговор:

Ах, ты, ягодка ты мой,
Все корят меня тобой.
- Дорогая, я не рад,
Самого меня корят.

Для языка частушки свойственны уменьшительно-ласкательные формы слова (слезиночка, подарочек), формы с усилительными приставками (расхорошенький, раскудрявенький), использование звукого повтора (»Я любила, ты отбила, Так люби облюбочки»). Язык частушки богаче и современнее языка традиционной лирики, частушки широко используют различные неологизмы, в них проявляется стремление к словотворчеству.

Частушка неотделима от музыкального сопровождения, обычно она исполнялась в сопровождении балалайки, гармошки, жалейки. Напевы частушек разнообразны, каждая местность имела свои напевы, припевки. Некоторые частушки связаны с пляской, танцем. По своему строению частушка представляет четырехстрочную рифмованную песенку, чаще всего рифмуется вторая и четвертая строчки; бывает рифма перекрестная (абаб); смежная рифма, когда первая строчка рифмуется со второй, третья - с четвертой (аабб), иногда частушки имеют и внутреннюю рифму, иногда все четыре строчки имеют одну рифму (аааа). Четрехстрочный размер стиха, его рифмованность придают стройность частушке, смысловую четкость, слаженность.

Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале ХХ века. В многочисленных статьях и сборниках содержатся ценные сведения об условиях создания и бытования частушек, особенно интересны дискуссии по вопросам происхождения частушек. Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями - развитием капитализма в России - и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа. Жанр частушки, возникнув во второй половине XIX века, стал развиваться очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.

"Своеобразие лирических песен"

Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами».Ещё в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни - обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые.

Лирическая песня позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка.

На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика - более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика- намного позже.

Лирическая песня была тесно связана с обрядами - древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. В связи с этим у песни была своя особенность - преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных. Он невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.

Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция - эстетическая.

Магическое начало утрачивается, разрушается.

Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к 16-17 векам. Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.

Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.

Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня - «это народная история, - писал Гоголь, - живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» . Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам.

Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодии, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.

Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит.

Таким образом, русская лирическая песня - яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.

Лирические песни делятся на:

1. Семейно-бытовая песня . Сюда можно отнести песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

2. Трудовые песни . К данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.

3. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие ; б) чумацкие ; в) ямщицкие . В данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

4. К удалым песням относим: а) разбойничьи ; б) каторги и ссылки ; в) тюремные .

5. Отдельно выделяют шуточные , сатирические , хороводные .

6. В особую группу относят песни литературного происхождения .

Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно- выразительных средств.

Особенности композиции

Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев.

Наиболее распространенным типом лирической семейно- бытовой песни является песня-монолог, когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора.

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. Это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.». Нередко песня- монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.

Мысли мои, мысли, мысли дорогие,

Скажите вы, мысли, про мое несчастье:

Долго ли нам жити в печали-напасти?

Печальное сердце беспрестанно тужить,

Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…

Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. Они имеют характерную для лирических песен особенность: всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. Второй тип композиции песни - диалог. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:

Нет ли де здесь таковых-то людей,

Кто бы распорол мою белую грудь

И кто бы посмотрел ретивое сердце?

«На что пороть твою белую грудь,

На что смотреть ретивое сердце…»

Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.

В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии.

Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер.

Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.

Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.

Над ней вился млад ясен сокол;

Он ушиб-убил лебедь белую…

По улицам воробушек попархивает,

Красных девушек молодушек засматривает…

Садилася птичка-ласточка

Красной девке на окошечко,

Слушала-выслушивала…

Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог).

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

Сосенка, сосенушка зелененькая!

Чего ты, сосенушка, не зеленая?

Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?..

Из-за лесу, лесу темнаго,

Из-за садику зеленаго

Выходила туча грозная…

«Ты лети-ка, мой соловьюшко,

На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкой поклон…

Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики.

Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда отдельные картины песни связываются между собой цепочно, то есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины - первым образом третьей и т.д.:

Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,

От чего же ты, хмель, зарождаешься?

Зарождалася хмель от сырой земли,

Подымалася хмель по точиночке вверх…

Важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог.

Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой.

Основные мотивы сюжета

Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по- разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа.

Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку.. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя.

В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.

В конце 19 века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, дается яркая характеристика социально- экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином.

Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину.

Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.

Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.

Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе.

Основные герои

Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. Лирический герой народной песни - это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец - удалой разбойник. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни.

Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.

В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев: Суворова,Платова и Кутузова.

Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом.

Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. В песнях показан также и образ хозяина фабрики - угнетателя рабочих масс.

Лирическая песня внесла огромный вклад в сокровищницу русской и мировой литературы. Она никогда не утратит своей злободневности, своей прелести, своей значимости.

Лирические народные песни принято разделять на обрядовые и необрядовые .

Все важные события в жизни человека в давние времена сопровождались обрядами, которые соответствовали временам года и главным календарным датам: Рождеству, Новому году, Ивану Купале, праздникам: Пасхе, Троице, Масленице, а также семейным и народным событиям: свадьбе, жатве.

Песни, которые исполнялись при совершении обрядов, получили название обрядовых . Например, обряд встречи весны, лета, осени сопровождался песнями с просьбами к природе о хорошем урожае, благодатном лете, богатой осени.

В таких песнях отразилась вера людей и возможность прямого общения с природой, вера в её помощь:

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Необрядовые (бытовые) лирические песни возникли как самостоятельный жанр в XV XVI вв. Их пели на посиделках, вечеринках и просто для удовольствия. Главное их назначение — передать переживания людей в разные моменты жизни: в минуты печали или радости, тяжкой работы или отдыха, домашнего семейного досуга или путешествия...

За века народом создано очень много необрядовых песен. Исходя из содержания, песни подразделяют на бытовые (любовные, семейные, шуточные), песни социального содержания (разбойничьи, «удалые», солдатские) и отходнические (бурлацкие, ямщицкие, чумацкие).

Особенности лирических народных песен

Независимо от темы все лирические народные песни создавались по одним правилам. Обычно их исполняли от первого лица. Главное в лирической песне — мысли и чувства ее героя. Поэтому она имела форму монолога или диалога героев.

Для того, чтобы полнее выразить душевный мир героя, лирическая народная песня обращалась к природе. Картины природы оттеняли или выражали состояние человеческой души. Установление аналогии между миром природы и внутренним миром человека называется параллелизмом .

Параллелизм, или «искание человека в природе», позволял в малой форме и в немногих словах выразить всю полноту чувств человека в разные моменты его жизни. Грусть молодого рекрута в солдатской песне выражена так:

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушко в зелёном саду громко свищет —

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

Обливается добрый молодец горючими слезами...

Ощущение тоски и одиночества героя здесь усиливается образом кукушки. Кукушка в фольклорной лирической песне — это символ одиночества.

В лирических песнях использовалось много символов, например, символы девушки «белая лебёдушка», «ягодка», «красная калина». Символы молодца «зелёный дуб», «селезень», «соловей», «ясный месяц», «сизый орёл». Выразительность лирической песни усиливают напевная мелодия, повторы, лирические обращения («Я скажу тебе...»), постоянные эпитеты («добрый конь», «тугой лук»). Обычно песня слагалась фольклорным стихом, не имеющим, как правило, рифмы. В литературе нерифмованный стих называется белым стихом. Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается рифма, остаются незаполненными («белыми»).

Основные черты лирических песен :

  • словесно-музыкальный жанр фольклора;
  • разделение на обрядовые и необрядовые;
  • стихотворная форма, обычно без рифмы;
  • форма: монолог, реже диалог;
  • разговорный язык;
  • использование тропов, символов, параллелизмов и т. п.;
  • мелодичность и напевность;
  • выражение внутреннего состояния лирического героя;
  • сольное и хоровое исполнение.

​ ​

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества - лирической песней.

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы.

Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств - словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

  1. народные сказки
  2. предание
  3. обрядовые песни
  4. пословицы
  5. поговорки
  6. загадки
  7. былины

Свойства фольклора

  1. Анонимность (отсутствие автора).
  2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).
  3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жанром «лирическая песня». Прочитаем некоторые из них и отметим основные художественные приемы, присущие этому жанру.

«Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?... Такие песни могли родиться только в народе великой души...» Эти слова принадлежат Максиму Горькому.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней (рис. 1).

Рис. 1. В. Васнецов «Царевна-лягушка» ()

Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о покорении человеком природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, о богатырях и народных героях. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, любовь к природе, трудолюбие.

Жанры народной песни

  1. исторические
  2. семейно-бытовые
  3. любовные
  4. обрядовые
  5. календарные
  6. колыбельные
  7. плясовые
  8. военные
  9. разбойничьи
  10. трудовые
  11. частушки

Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Их отличает многообразие музыкального и поэтического языка. Они отражают душу народа. Русский поэт С. Есенин писал: «Сколько песен у России - Сколько во поле цветов!».

Многие популярные народные песни имеют многовековую историю. Удивительно, что они до сих пор любимы. Так, например, известна еще с XVIII века песня «Вдоль по улице метелица метет» (рис. 2).

Вдоль по улице метелица метёт,
За метелицей мой миленький идёт.


Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра молодца, меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Рис. 2. Иллюстрация к песне «Вдоль по улице метелица метет» ()

Это песня о любви. Как и многие народные песни, она построена на диалоге. Первые две строки пропеваются от лица девицы-красавицы, которая на улице встретила своего милого. Остальная часть песни поется от лица молодого человека, влюбленного в девушку. Она иссушила и измучила его, однако он не теряет надежды. Именно поэтому песня проникнута задорным и игривым настроением.

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения. В нашей песне это оптимизм и жизнелюбие. Но не всегда только радостные настроения встречаются в песнях. Зачастую песни печальны.

Следующая песня, с которой мы познакомимся, как раз и проникнута таким настроением. Она рассказывает о судьбе несчастной и безродной сироты, которая потеряла всех близких и любимых (рис. 3).

Уж ты ночка, ночка тёмная,
Темна ноченька осенняя,
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, не ясных звёздочек.
Нет у девицы родного батюшки,
Нет ни батюшки, да нет ни матушки,
Нет ни братца, ни родной сестры,
Нет ни рода, нет ни племени.

Печаль на душе, девица печальна,
Никто её кручинушки не знает.
А уж как-то был у ней мил, сердечный друг,
Да и тот теперь далеко живёт…

Рис. 3. Изображение к песне «Уж ты ночка» ()

Песня обрывается, будто ее прервали рыдания. Нам остается только догадываться, где же он, сердечный друг. Может его забрали в солдаты, может, продали, поскольку крепостных в то время могли продать, подарить или женить без их согласия.

А возможно, ее милый умер и его нет среди живых. Теперь попробуйте найти в тексте песни художественные приемы, присущие фольклору. Обратите внимание: в тексте девушка сравнивается с темной ночью. Такое сравнение усиливает трагичность образа, подчеркивает безысходность положения героини. Протяжные, напевные интонации создаются с помощью гласных. Прочитаем любые две строчки из песни, например:

Светлого месяца, не ясных звёздочек.

Такой фонетический прием (повтор гласных) называется ассонансом.

Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя), и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

Виды поэтических повторов

2. Параллелизм

3. Анафора (единоначатие)

4. Эпифора (одинаково заканчиваются строки)

5. Стык (подхват)

Например:

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы:

Весом та чара полтора пуда,

Мерой-то чара полтора ведра.

Мы видим, что рифма отсутствует и в каждой строке по четыре ударных слога.

Рекрутская повинность - способ комплектования русской имперской армии и флота до 1874 года. (Рис. 4.)

Рис. 4. И.Е. Репин. Проводы новобранца ()

Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году, когда перед войной со шведами повелено было произвести первый набор 32 тысяч на новых началах. В России термин «рекрут» был узаконен в 1705 году. Изначально срок рекрутской службы был пожизненный, потом его сократили до 25 лет, в дальнейшем этот срок был уменьшен.

Мы с вами прочитали и проанализировали две песни, совершенно противоположные по настроению. Это говорит о том, что в песне отражается вся жизнь народа, со всеми печалями и радостями. В песнях отражается душа народа, и именно поэтому они переживают столетия, хранятся в народной памяти и передаются из поколения в поколение.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. - 2009.
  2. Костина А.В. Молодёжная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - М.: МосГУ, 2009. - № 4 - Культурология
  3. Жирмунский В. М. Фольклор Запад и Восток. Сравнительно-исторические очерки - М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2004. - 464 с. - ISBN 5-94282-179-8
  1. Fan-5.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Pesnya.yaxy.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитать песню «Соловей мой, соловей, соловушко молодой!» и охарактеризовать ее тематику, героев, художественное своеобразие.
  2. Нарисовать иллюстрацию к выбранной по желанию народной лирической песне.
  3. Согласитесь ли вы с тем, что лирические песни выражают эмоциональное состояние человека? Прокомментируйте слова ученых: «она выражает собою душевное состояние поющего, поется всегда и везде. Она поется в минуты отдыха и за работой, поется в одиночку и хором, поется в бурлацкой лямке и солдатском походе» (В.П. Аникин); «цель песни - раскрыть чувство» (В.Я. Пропп); «основное назначение народной песни - выражать мысли, чувства и настроения» (С.Г. Лазутин).


Загрузка...