sonyps4.ru

Методы скорочтения и развития памяти. Скорочтение с точки зрения науки

Скорочтение – полезное умение для современного человека, которое развивает скорость чтения. Для того чтобы овладеть высокой скоростью чтения, нужно постараться овладеть другими навыками, которые станут основополагающими.

  1. Внимание

    Концентрацию

    Периферийное зрение

Помимо перечисленного необходимо научиться работать правильно с текстом и выполнять упражнения на тренировку скорости чтения, о чем можете прочесть в этой статье.

Что такое регрессия и реципация? Сходства и различия, влияние на процесс чтения

Регрессия – непроизвольный возврат глаз к предыдущим словам и фразам вовремя чтения. Почему так происходит? Большинство чтецов имеют эту вредную привычку. Она возникает, потому что наша концентрация слабо развита и слова, к которым вернули внимание - забылись.

Регрессия может быть спровоцирована осознанно после того, как поймете, что не поняли прочитанное чуть ранее. Может быть спровоцирована подсознательно.

Постарайтесь избавиться от внешних раздражителей, которые отвлекают и мешают процессу чтения.

Регрессия отнимает примерно 5% от времени всего чтения. Если рассматривать данный факт в больших объемах, то 5% - это приличная часть.

Понятие «реципация» схоже с понятием «регрессия» тем, что это возвращение к ранее прочитанному тексту еще в процессе, но реципация – это не подсознательные возвраты, а Ваши, по причине возникновения непонятных моментов.

Эти отклонения при чтении забирают время, а значит, читатель должен с ними бороться. Тут зависит только от Вас самих, важно:

    Суметь правильно настроиться на чтение

    Тренировать концентрацию

    Изолироваться от раздражителей

    Бороться с желанием вернуться назад

Читать вслух или про себя?

Чтение вслух или движение губами беззвучно во время чтения называется артикуляцией .

Артикуляция – привычка, от которой придется отказаться, если целью является улучшение скорости чтения, и я объясню почему.

Проговаривая вслух, значительно ограничивается скорость чтения, так как проговаривание слов занимает больше времени, чем их восприятие мысленно.

Беззвучная артикуляция также влияет негативно на скорость чтения. Без звука можно либо проговаривать одними губами без голоса, а можно мысленно и оба варианта не подходят. Движения губами ограничивает точно так же скорость, как и чтение вслух. Проговаривание мысленно немного быстрее, но снова накладывает ограничение.

В идеале требуется научиться подавлять проговаривание, как вслух, одними губами, так и мысленно. Если попытки увенчаются успехом, то скорость чтения возрастет в несколько раз.

Почему важны тренировки памяти и внимания?

В начале статьи сказано, что внимание и память – одни из самых важных навыков для улучшения скорости чтения.

Тренировки внимания дадут значимый эффект для скорочтения. Часто чтение бывает рассеянным, что приводит к регрессии и реципации. Вы уже знакомы с этими понятиями и тем, что они тормозят процесс. С тренировками внимания улучшится понимание текста, будет усваиваться больше информации, чем раньше и не будет тяги к возврату в тексте.

Концентрация играет немало важную роль. Высокий уровень концентрации даст возможность полностью погрузиться в книгу, лучше воспринимать, понимать информацию, не отвлекаться от чтения.

Запоминание материала на большой скорости

У читателей статьи может возникнуть вопрос: «А можно ли запоминать всю информацию, читая на большой скорости?». Скорочтение – навык быстрого чтения с наибольшим процентом запоминания , то есть близким к 100%.

Иностранными учеными проводились исследования о влиянии скорочтения на интеллектуальное развитие и мышление, которые, безусловно, дали положительный результат. Быстрое чтение активирует процессы мышления намного эффективнее, чем медленное.

Об интеллектуальном развитии не стоит даже и говорить негативно, потому что поступает больше информации, а значит и развитие идет быстрее!

Как усвоить информацию на большой скорости?

Развитие скорости чтения и понимания информации происходит на разных этапах и, обычно, в разных упражнениях:

    Вы должны себя настроить, сконцентрироваться на работе с текстом, чтобы быть предельно внимательными.

    Возьмите в привычку выделять по ходу чтения основную мысль текста или его составных частей. Если вы будете выделять у группы абзацев основную мысль, то будет проще ориентироваться в усвоенном материале.

    Оставляйте время на усвоение и обдумывание полученного материала.

Также есть хороший способ запомнить основную мысль куска текста – придумать ассоциацию к нему, при мысли о которой будет всплывать тема. Главное, чтобы ассоциация строилась запоминающаяся и яркая.

Делайте паузы после каждой главы или большого отрывка и задавайте вопросы о содержании и теме. Например, «Какая основная мысль только прочитанной главы?» или «Какие главные идеи этого отрывка?». Можете сделать краткий пересказ по основным моментам.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Случаются такие ситуации, когда необходимо применить навыки скорочтения, например, школьникам и студентам при подготовке к экзаменам, людям, профессиональная деятельность которых связана с переработкой информации, даже в быту такие навыки тоже пригодятся.

Поэтому знать, что означает техника быстрого чтения и как правильно её использовать для развития читательского мастерства, полезно каждому. Но навык скоростного чтения станет напрасным, если прочитанное будет быстро забываться и, чтобы этого не происходило, нужна хорошая память.

Основные техники работы с текстом

Эксперты, обучающие скорочтению, определяют этот навык как способность читать со скоростью от 2 до 10 раз выше обычной. Так, тренированный читатель может прочитать 100 страниц за одну поездку в автобусе в отличие от человека, не владеющего этими навыками. Научные данные доказывают, что при срочном восприятии объёмного материала, происходит интенсивная мозговая активность. Память при этом работает в усиленном режиме, сознание концентрируется на информации, из-за чего чтение осуществляется легко и быстро.

Чтобы научиться скоростному чтению, нужна методика, которая увеличит скорость восприятия информации с опорой на запоминание. При этом педагоги, в первую очередь учат тому, как правильно заниматься с текстом. С этой целью разработана классификация способов работы над материалом: углубленное, быстрое, панорамное, выборочное чтение, просмотр, сканирование.

В зависимости от содержания и назначения текста каждый способ выполняет конкретную задачу. Например, углубленным чтением осваивается научная литература, проводится анализ текста, формулируются итоги.

Для усвоения большого объёма художественной литературы подойдёт быстрое чтение , которое подразумевает высокую скорость чтения с пониманием прочитанного.

Решение такой же задачи - панорамное чтение , когда глазами охватывается большой фрагмент текста. При этом приходит в действие периферийное зрение, при котором взгляд движется вертикально по центру страницы, а не горизонтально по строчке.

Выборочное чтение используется при проработке отдельных частей материала: главы, разделы, абзацы и предложения.

Чтение-просмотр применяется при подборе литературы специалистами и студентами - при этом изучается аннотация, предисловие, оглавление.

Чтение-сканирование направлено на поиск нужной информации, например, в виде дат, фамилий и имён. С этой целью идёт перелистывание страниц, определена норма страница в 1 секунду. Человек от природы готов к скоростному чтению и без методик, главное, иметь мотивацию, а технологии ему в этом помогут.

Техника обучения скорочтению

Существует методика, соблюдая алгоритм которой каждый добьется высокого результата при чтении на скорость:

  1. Во время быстрого ознакомления текст изучается целиком, без остановок и перечитывания непонятных мест, так как смысл содержания улавливается автоматически. Работает память, помогая воспроизвести уже имеющиеся знания.
  2. Один из приёмов, увеличивающий скорость при чтении, - выделение ключевых слов в каждом фрагменте. При этом вовсе не обязательно читать фрагмент до конца, для восприятия материала можно выделить ключевые слова, чтобы запомнить их при помощи мнемотехнического приёма, называемого построением ассоциаций на основе образов.
  3. Начиная скоростное чтение, сосредоточьтесь и погрузитесь в содержание текста, иначе оно не даст никаких результатов.

Тренеры, работающие с методиками по скоростному чтению, отдают предпочтение вертикальному чтению и чтению с подавлением артикуляции, эффективно развивающим навыки чтения и одновременного запоминания текста.

Методика подавления артикуляции направлена на сдерживание процесса мысленного проговаривания слов, что значительно увеличивает скорость прочтения текста. При обычном чтении идёт внутренняя речевая деятельность - мозг, кроме зрительной информации, обрабатывает ещё и речевую, при этом нагрузка увеличивается, а скорость падает.

Разработаны техники, направленные на подавление артикуляции, например, во время работы с текстом тренеры предлагают отбивать такт. Сегодня для этой цели всё чаще используется метроном. Практика показывает, что проработав двадцать часов подобным образом, можно добиться определённого результата.

Во время вертикального чтения развивается периферическое зрение, которое позволяет охватить большой объём текста, для облегчения можно провести линию в центре страницы и читать, сосредоточив на ней взгляд. Это упражнение лучше начинать с таблиц Шульце или текстов узкого формата, например, с колонки в журнале, затем постепенно отрабатывать навык, переходя на более широкие форматы. В результате этого упражнения увеличивается скорость чтения и улучшается запоминание смысла прочитанного. Когда человек охватывает взглядом большой фрагмент, то образно представляет себе, о чём идёт речь в тексте.

Мнемотехника в быстрочтении

Мнемотехника используется в большинстве современных курсов скорочтения и развития памяти. Кроме того, скорочтение и развитие памяти с помощью ассоциаций тесно взаимосвязаны. Например, человек научился быстро читать, охватывает большой объём информации, и чтобы навык быстрочтения (более высокого этапа скорочтения) оказался небесполезным и прочитанное долго удерживалось в памяти, необходимы приёмы мнемотехники.

Сегодня мнемотехника стала более совершенным как в теоретическом, так и в техническом плане, способом, сделав возможным запоминание любой точной информации.

Первый шаг сохранению в памяти прочитанного - быстрочтение или перелистывание страниц книги. С этой целью можно ограничиться просматриванием аннотации, резюме глав, рисунков или схем, изучением оглавления, что помогает составить образ книги и создать начальное впечатление о тексте.

Если появляются вопросы при первом ознакомлении, лучше их записать, чтобы в дальнейшей работе с содержанием ответить на них. Этот ещё один из мнемотехнических приёмов ‒ взаимодействие ощущений, который помогает лучшему запоминанию информации.

Затем идёт скорочтение текста любым способом, какой больше ему подходит. Главное, выделять ключевые слова для запоминания. При следующем просмотре информации, нужно будет только взглянуть на них, и текст легко вспомнится, а потом и образно воспроизведётся.

Проблема быстрого чтения актуальна в современном обществе, когда каждый день приходится воспринимать, запоминать и обрабатывать большой объём информации, поэтому развитые навыки чтения и хорошая память сделают этот процесс гораздо результативнее.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд” . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий” . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного” . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет” . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово” . Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут или .

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки” . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка” . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость” . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст” . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь” . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку” . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение” . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • и в результате, существенно повысить скорость чтения.

Чем больше наше содержание, тем богаче наш внутренний мир,
тем шире наше восприятие.

Самой загадочной тайной для ученых мира является память. Миллионы экспериментов и научных исследований так и не привели к разгадке этого феномена.

Неизвестно как она работает, и даже где она находится, какие ее ресурсы и сколько информации в день дано запомнить каждому из нас. Но как развить память и укрепить ее не знают только ленивые люди.

А ведь без этой способности человек не пришел бы к цивилизации, и не было бы возможности обучаться. Как бы приспособился человек к изменчивости мира или состоялась эволюция, не будь генетической памяти?

К счастью, нам эта способность дана как дар природы. Мы способны запоминать и обучаться. На ее базе построено наше мышление. Информация течет к нам из разнообразных источников, в которых участвуют всевозможные анализаторы.

Виды памяти человека

Зрительная память позволяет нам запоминать увиденное, услышанное запоминается благодаря слуховой памяти, а вот информацию расположения тела или конечностей мы черпаем от рецепторов своих мышц, сухожилий и суставов, на чем основывается кинестетическая память.

Действие становления этой способности генерируется из нескольких этапов:

  • Ограничения следов на рубежах анализатора формируют мгновенное запоминание. Оно быстро фиксируется в процессе увиденного, услышанного и прочувствованного человеком явления.
  • Вся необходимая информация мгновенной памяти переходит к другому процессу – к кратковременной памяти, способной удерживаться несколько часов. Она подвергается анализу мозгом, и если определяется как ценная, то переходит, можно сказать, на «склад».
  • Существенная и многократно повторяющаяся информация приводит к консолидации памяти, благодаря чему она становится долговременной. И тогда информация будет храниться и сможет воспроизводиться всю жизнь.

Весь мозг человека участвует в процессе становления памяти, но гиппокамп, по мнению ученых, играет особую роль.

Гиппокамп - это часть лимбической системы головного мозга (обонятельного сектора). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (т. е. перехода из кратковременной в долговременную).

Незначительная его патология может привести к утрате человеком способности развития внимания и памяти. С возрастом люди неизбежно утрачивают многие способности, и запоминание не исключение.

Стираются, как правило, ближайшие события, отдаленные − более стойкие. Но, не укрепляя и не развивая своей памяти, человек рискует потерять ее вовсе, что приведет к серьезным проблемам и заболеваниям. Поэтому и были разработаны всевозможные методики развития памяти.

Универсальные способы совершенствования памяти

Обладателям хорошей памяти завидуют многие люди, а представителям человечества с феноменальной памятью завидуют все. Люди на зависть тратят столько времени, которое можно использовать в своих интересах – для развития памяти.

Причем это не так уж и сложно. Важно уяснить, что эта способность, как и любая способность человека, развивается и тренируется в ответ на запрос, то есть, если способность запоминания востребована жизнью, то она развивается.

Холотропное дыхание – и расслабление, и тренировка

Психотерапевт С. Гроф разработал метод, при помощи которого человек может расширить свое сознание и подключиться к внешним потокам информации, после чего происходит развитие скрытых возможностей человека.

Эта методика позволяет улучшить физическую форму, снизить нервное напряжение, вспомнить то, что происходило с человеком много лет назад, и расширить возможности памяти до желаемых размеров. Чем не метод для развития памяти?

Человек ложится на маты, расслабляется, включается ритмичная трансовая музыка, и он начинает дышать глубже и чаще. Мозг при холотропном дыхании перенасыщается кислородом, вследствие чего наступает состояние, когда мозг прекращает ограничивать поток информации, поступающей извне.

Еще глубоко в древности шаманы пользовались такой методикой дыхания для расширения сознания и путешествий в прошлое или будущее.

Зубрежка – опыт прошлых лет

В царской гимназии обязательным предметом был древнегреческий язык, который потом так никто толком и не знал, но о том, как укрепить память, не задумывался.

Это была фактически зубрежка, при которой упражнялся мозг учащихся. Факт того, что мозг, как и любой другой орган, не развиваясь, атрофируется, остается фактом.

Нет, изучать древнегреческий язык молодому поколению или престарелым людям никто не предлагает, но заучивая стихи, прозы, отрывки из произведений для развития памяти − отличный способ. И если вы хотите запомнить не пять слов или цифр в последовательности, а например, тридцать и более, то ежедневные четверостиший приведут к удивительным результатам не только развития памяти, но и быстрого запоминания информации.

Не всем зубрежка дается легко. И к вопросу о том, как развивать память должен быть индивидуальный подход. Кто-то может запоминать информацию, представляя ее на мысленном экране, а кому-то удобней представить цветовой ряд или запомнить на ощупь.

Приемов запоминания много, и каждый может найти такой способ, к которому он больше склонен. Мозг человека анатомически разделен на области, которые отвечают за разные процессы, у каждого человека какая-то область развита больше другой. Ваши симпатии к тому или другому способу развития памяти зависят от того, что лучше у вас получается.

Мнемотехника – эффективно и увлекательно

Эксперты утверждают, что мозг тренируется не тогда, когда запоминается информация, а при попытке осуществить воспоминания.

Мнемотехника – методика развития памяти, которая включает в себя два направления (цепочки и Цицерона), позволяющие развить именно процессы воспоминания. Вся техника запоминания основывается на работе с образами.

Например, для того чтобы запомнить несколько слов, их нужно связать с хорошо известными вам предметами, находящимися в вашей комнате. Вспоминая последовательно эти предметы, в мозге всплывают и связанные с ними слова. Этот прием запоминания превосходно действует на развитие памяти и внимания.

Если вам необходимо связать группу слов, то методом цепочки, то есть фантастическими связями можно осуществить запоминание. Например, слова зонтик, лодка, конь, велосипед, легко запомнить, связав их в воображении таким образом: зонтик прикрывал лодку, в которой сидел конь на велосипеде. Нереально, но запоминается легко.

При использовании мнемотехники очень важно соблюдать ритм и единообразие, то есть ассоциативный ряд выстраивается в абсурдной последовательности для всех слов одинаково.

Попробуйте проверить память, используя этот метод. Если такой способ вам понравился и увлек, то вопрос о том, как укрепить память, уже решен. Укрепляйте таким способом, с каждым разом увеличивая количество слов.

Эйдетика – для маленьких и взрослых

О том, как развить феноменальную память, прекрасно разъясняется эйдетикой.

Этот способ запоминания продемонстрировал эйдетик Стивен Вилтшер, который способен в деталях нарисовать всю линию горизонта незнакомого ему города, увидев его однажды.

Эта методика применяется в школах Соединенных Штатов и Европы, где слабые ученики за несколько занятий становятся отличниками.

Секрет такого способа заключается в позитивном воображении и фантазии. Чем ярче у ребенка или взрослого развито образное мышление, тем легче запоминается и воспроизводится информация.

Прежде всего, этот способ развивает ту область головного мозга, которая отвечает за образное мышление, несомненно, имеющего прямое отношение к развитию памяти и внимания.

Применяются специально разработанные упражнения. Например, игра «Кулак, палец». Вытянутые вперед две руки, правая зажата в кулак, а левая показывает, что все хорошо. После хлопка руками, следует показать, что все хорошо с правой рукой. После каждого хлопка меняется положение рук, при этом следует частоту хлопков увеличивать.

Таких упражнений, направленных на развитие фотографической памяти или статической, которые относятся к кратковременному запоминанию, много, а после некоторых манипуляций, можно запомнить информацию надолго.

Упражнения рассчитаны на развитие внимания и памяти, что немаловажно, так как развить память и внимание – это прекрасный способ тренировать мозговую деятельность. Эйдетика объединяет в себе и мнемотехнику, и пиктограммы, и физические упражнения, и еще множество техник.

Учимся запоминать музыку

О том, как развить музыкальную память, можно было бы спросить у Моцарта, который умудрялся не только сыграть однажды услышанную музыку, но и перенести ее на ноты. Возможности такой нет, но специалисты разработали технику запоминания звуков.

Начинается она простыми упражнениями отстукивания карандашом по столу определенного ритма. Любая музыка основывается на ритме. Поэтому, начиная с несложных отстукиваний, и заканчивая целыми произведениями, можно отработать чувство ритма у любого человека.

Желающим продолжить музыкальное образование прекрасно помогает технология XIX века по слогописи Белецкого. Кстати, развивая музыкальные способности, не будет необходимости задумываться над тем, как укрепить память, все происходит на автоматическом уровне.

Школа запоминания Самвела Гарибяна

Самвел Гарибян стал мировым рекордсменом по запоминанию и написал книгу о том, как быстро развить память любому человеку. По его методу можно стать ходячей энциклопедией, быстро изучить иностранные языки и сделать карьеру.

В восьмидесятых годах прошлого века Самвел создал свою школу запоминания, карьера многих его учеников пережила фантастический взлет. Самвел разработал свою методику, и дает гарантии, что она годится для всех без исключения.

Запоминание по Гарибяну основано на создании каждому слову образа, несущего личную эмоцию для человека.

Самвел знает не понаслышке, как быстро развить память путем запоминания иностранных слов. Например, на иврите кондиционер звучит как «мозган». Для Самвела это слово легко запомнить, если представить, что в мозгах необходимо кондиционирование. После этого мы все уже знаем, что кондиционер на иврите звучит как «мозган».

Вот как развить феноменальную память, не совершая титанических усилий. Попробуйте проверить память, вспомнив это слово завтра и через месяц. Запоминание двадцати слов в день, позволит изучить иностранный язык за удивительно короткое время. Кроме того, такие приемы позволяют быстрее запоминать информацию любого характера.

Невероятной способностью запоминания обладал Александр Македонский, он знал всех своих воинов по именам, Адольф Гитлер обладал феноменальной фотографической памятью, что позволяло ему запоминать лица всех, встречавшихся ему людей, о Моцарте мы уже говорили, и таких людей много даже сегодня. Скорей всего, они знают секреты того, как развивать свою память.

Изучать скорочтение – абсолютно не мучение

Обучение техники скорочтения базируется на серьезной научной основе. Ее разработали с участием психолингвиста В. Леонтьева и психолога Л. Гримаки.

Эта действительно эффективная техника, где участвует наука и методология, существенно повышает принцип скорочтения и развития памяти.

Специалисты утверждают, что в традиционном методе чтения есть пять недостатков, которые мешают людям освоить скорочтение, и развитие памяти при этом значительно снижается:

  • Как развить память и внимание, если пользователи традиционного способа чтения часто используют возвратное движение глаз (регрессию), для повторного прочтения не совсем понятного текста? Какое может быть развитие памяти и внимания в таком ритме?
  • Отсутствие гибкой программы чтения, когда тексты читаются одинаково медленно, даже если некоторые из них требуют быстрого прочтения.
  • Главная преграда быстрого чтения − артикуляция, то есть звучание текста в то время, когда человек его читает про себя. Многие мысленно проговаривают текст в то время, когда читают. Этот дефект слишком много времени забирает у читателя. Это самый трудно исправимый недостаток, но благодаря программе скорочтения он со временем исправляется.
  • К четвертому недостатку относится то, что люди при чтении захватывают малое поле зрения. Это тот участок, который воспринимается глазами на этапе фиксации (остановки).
  • Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Без внимания нет быстрого чтения. Поэтому развитие памяти и скорочтение так взаимосвязаны. Ведь память без внимания тоже не может существовать.

Небольшие пояснения

Доказано, что исключение регрессии позволяет увеличить скорость чтения вдвое, а понимание - в три раза. Но, если часть текста непонятна, то возвратиться назад можно, только после того, как текст будет в течение двух минут переосмыслен читателем. Это уже будет не регрессия, а осмысленный возврат. Проведение анализа своего чтения автоматически отвергается вопрос о том, как укрепить память.

Развитие памяти и скорочтение накрепко связаны еще и тем, что в применении последнего участвует программа интегрального алгоритма чтения, где определяется последовательность умственной деятельности при чтении текста, когда запоминается:

  • название текста, статьи, книги;
  • автор предложенного или выбранного произведения;
  • источник (книга, газета, интернет);
  • проблема, которой посвящен текст;
  • факты, о которых упоминается в тексте;
  • особенности, рассматриваемые в конструкции текста;
  • новизна, которая познается из написанного текста.

Все это на первых порах отмечается карандашом и нумеруется до тех пор, пока анализ не дойдет до автоматизма. Вряд ли после таких манипуляций у кого-то возникнут сомнения в том, что развитие памяти и скорочтение зависимы друг от друга.

Ну что же, способы запоминания информации перечислены, а мозг читателя сам определится с выбором.

Существует много методик по развитию скорочтению. Методики по скорочтению помогают не только научиться быстро читать. но и развивают память, внимание, мышление и т.д.

Что лучше - быстро или медленно читать?

У людей, не освоивших ассоциируется с поверхностным усвоением информации и плохим запоминанием. Очень многие считают, что хорошо запомнить информацию можно только при медленном вдумчивом чтении :

Но на практике все оказывается по другому : привычное большинству людей медленное чтение вовсе не означает «вдумчивость».

Сохранение прочитанного материала в памяти имеет важное значение. Чтобы было легче запомнить прочитанное предлагаем вашему вниманию эту методику. Эти методики разрабатывались педагогами и психологами в течении 50 лет. Далее представлена одна из таких методик.

Перед чтением подумайте, на сколько подходит вам источник информации

Ознакомьтесь с кратким содержанием книги.

Первый шаг, к ответу на вопрос: как запомнить прочитанное - это знакомство с кратким содержанием книги. Прочтите текст на обложке, ознакомьтесь с предисловием. Просмотрите содержание книги. Всё это поможет Вам понять, каким образом организована книга, какую информацию она содержит. Прочитайте краткое резюме глав.Ознакомьтесь с рисунками и схемами, содержащимися в книге. С помощью этой информации Вы познакомитесь с предметом изучения. Еще до прочтения книги Вы начнёте улавливать общую картину материала.

Задавайте вопросы. Запишите вопросы, которые появились у Вас после предварительного ознакомления с книгой. Они будут способствовать появлению мыслей и ожиданий относительно книги. Позднее, по мере прочтения книги, на некоторые из них Вы сможете найти ответы. Это способствует лучшему запоминанию материала.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Чтение книги в режиме скорочтения для занятых

Ничего не пропускайте. Подчёркивайте важные моменты. Таким образом, взяв книгу в следующий раз, Вы сразу увидите самое важное. Не стоит подчеркивать слишком много. Иначе при повторном прочтении Вам опять придется тщательно изучать страницу за страницей. Выделяйте не только ключевые фразы, но и важные разделы книги. При следующем просмотре книги, Вам достаточно будет лишь ознакомиться с выделенными фразами, а не просматривать всю книгу целиком.

Перескажите после быстрого чтения

Перескажите материал своими словами. Это особенно важный момент данной методики. Пересказ книги поможет представить её единым целым. Вы сможете понять и связать все факты вместе. Вы действительно поняли материал, только если сможете рассказать и объяснить его другому человеку. Если Вы не совсем уверены, что хорошо поняли материал, потратьте дополнительное время на его изучения. Постепенно Вы будете связывать его с уже изученным и понятым. Это несомненно будет способствовать лучшему закреплению материала в памяти.

Пересматривайте основные моменты и сделанные Вами пометки. Делайте пересмотр основных моментов, сделанных пометок, записей и выделенных фраз. Это поможет Вам освежить прочитанное в памяти. Возьмите за правило, после прочтения каждой главы, пересматривать её. Такой пересмотр материала даёт возможность хорошо уложить его в памяти, т.к. большая часть информации после прочтения забывается.

Используйте эти простые методики и вопрос как запомнить прочитанное, больше никогда у Вас не возникнет.

Как выбрать курс скорочтения и памяти

Курсов и специальных программ по скорочтению сейчас предостаточно. Методики могут отличаться, но суть у большинства из них одинаковая. Во-первых, при скоростном чтении вы должны читать не слова, а абзацы, и полностью страницы текста. Это возможно в том случаи, если вы научитесь читать не по строкам, а вертикально, вдоль текста. Во-вторых, вы должны перестать проговаривать прочитанное. В методах, не препятствующих внутреннему проговариванию, затрачивается дополнительное время на усвоение и запоминание материала. И самое главное – это качество прочитанного материала. То есть вы научитесь лучше понимать прочитанные текст с существенной экономией времени.



Загрузка...