sonyps4.ru

Как узнать кто заходил в vk. Как узнать, кто чаще всего посещает мою страницу ВКонтакте? (видео)

Кружок “Юный исследователь” рассчитан на обучающихся среднего и старшего звена (6- 11кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Цель кружка: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задача кружка : последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение

II. Оформление исследовательских работ

III. Исследования в области экологии

IV. Исследовательская работа в природе

V. Изучение своего края

На занятиях кружка используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

Программа кружка рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно- методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

I. Введение (4 ч.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;
  • правила работы с источниками получения информации;
  • особенности чтения научно- популярной литературы;
  • особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать научно-популярную литературу;

2. Оформление исследовательских работ (11 ч.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические работы: 1 . Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы. 3 .Конспектирование научно- популярной статьи.

Учащиеся должны знать:

  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
  • вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
  • логически выстраивать текстовой материал;
  • обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

3. Исследования в области экологии (18 ч.)

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в России, Смоленской области, Вяземском районе. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Смоленской области. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.2 . Сбор материалов по охране природы своего края.

3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха. 6 . Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”. 7 . Обработка результатов исследований.

Учащиеся должны знать:

  • экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
  • основные нормативно- правовые документы в области экологии;
  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;
  • понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;
  • основные формы организации жизни;
  • влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
  • новые типы загрязнений;
  • особенности охраны природы в городах и сельской местности;
  • виды исследований;
  • главные источники загрязнения воздуха;
  • меры по предотвращению загрязнения воздуха;
  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;
  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
  • обладать навыками исследовательской деятельности;
  • выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

3. Исследовательская работа в природе (22 ч.)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.

2 . Изучение физических и химических свойств воды.3 . Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений. 4. Изучение режима реки по сезонам года.

5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

6. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.7. Сбор образцов полезных ископаемых.

Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего района, на производства по добыче и переработке горных пород.

Учащиеся должны знать:

  • гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
  • меры по охране вод от загрязнения;
  • состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
  • метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
  • влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
  • преобладающие виды осадков по сезонам года;
  • особенности рельефа своей местности;
  • свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
  • процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
  • определять физические и химические свойства воды;
  • давать краткосрочные прогнозы погоды;
  • проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
  • обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
  • строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
  • определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
  • прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.

5. Изучение своего края (13 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические работы:

1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.

2 . Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

3. Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

4 .Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.

5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).

Экскурсия в краеведческий музей.

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
  • основные демографические характеристики населения своей местности;
  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего населенного пункта;
  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

Рабочая программа кружка «Юный географ- исследователь» для обучающихся 6-х классов составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) и методическими рекомендациями МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун. Программа рассчитана на 2ч. в неделю. 68 ч.

В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.

Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Вот поэтому важным моментом патриотического воспитания является изучение своей Родины в контексте её места, роли, особенности и значимости в мировом сообществе. Именно многогранные знания о о России вызовут у школьника с одной стороны интерес как ученого-натуралиста, а с другой - воспитают патриота, гражданина РФ. Воспитание патриотизма и любви к своей стране должно базироваться на изучении ребенком прошлого народов России и современного могущества государства Российского. Патриотический подход в обучении предполагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении географии и своего края, и России, и мира в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Юный географ- исследователь» для обучающихся 6-х классов составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) и методическими рекомендациями МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун. Программа рассчитана на 2ч. в неделю. 68 ч.

В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.

Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Вот поэтому важным моментом патриотического воспитания является изучение своей Родины в контексте её места, роли, особенности и значимости в мировом сообществе. Именно многогранные знания о о России вызовут у школьника с одной стороны интерес как ученого-натуралиста, а с другой - воспитают патриота, гражданина РФ. Воспитание патриотизма и любви к своей стране должно базироваться на изучении ребенком прошлого народов России и современного могущества государства Российского. Патриотический подход в обучении предполагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении географии и своего края, и России, и мира в целом.

Несмотря на то, что эти знания носят межпредметный характер, их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические, экономические и политические знания.

Программа учитывает знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Разделы программы включают изучение как объектов и явлений во время экскурсий, так и выполнение творческих заданий с применением современных средств и методов исследования (интернет, др. ). Изучение экологического состояния окружающей среды должно привить учащимся чувство любви и бережливости к природе своего города, края, страны. Знакомство же с историей России, края и города должно вызывать у ребят чувство гордости за свою Родину.

При освоении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «ресурсы», «производственный комплекс», «мировое хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им географических объектов, а с другой – создаст платформу для плавного перехода к изучению географии в следующих классах. Предполагается, что учащиеся по окончании изучения теоретической части будут вести исследовательскую деятельность, используя знания и умения, а также применяя универсальные учебные действия (УУД) полученные при изучении различных материалов на кружке.

В процессе посещения занятий на кружке и самостоятельной работы для школьников создаются условия обеспечивающие формирование и развитие:

  • интереса к географии и смежным наукам;
  • умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
  • творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

Занятия объединены в тематические блоки и состоят из теоретической и практической частей.

Направленность кружка «Занимательная география» - Естественнонаучная. Уровень программы – ознакомительный.

Цель: развить интерес к географии и смежным наукам, активизировать познавательную деятельности, сформировать платформу для патриотического, нравственного и эстетического воспитания.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
  4. Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края, России и мира.

Развивающие:

1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей, формирование универсальных учебных действий.

Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, экологической, художественной.
  2. Формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации.
  3. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края и народов России.
  4. Воспитание ответственности за слова, дела и поступки.
  5. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Методы работы

  1. Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
  2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
  3. Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
  4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы

  • теоретические занятия, экскурсии,
  • практические занятия на местности и в камеральных условиях,
  • различные акции экологического содержания,
  • подготовка проведение праздничных и другие мероприятия, неделя географии.

Основные направления и содержание деятельности.

Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой курса физической географии, представляет некоторые трудности для учащихся.

По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Тема 1. Введение (3ч)

Знакомство с деятельностью кружка, планирование. Вводное занятие. Определение целей и задач кружка. План кружка на год.

Тема 2. Ориентирование на местности (11ч.)

История изобретения компаса

Упражнения и движение на местности с компасом и без него

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте. Время, по которому мы живем. Солнце как маяк. Определяем время по солнцу. Ориентирование по звездам и луне. Кто придумал компас. Загадочная стрелка. Компасы без магнитной стрелки. Движение по азимутам. Географические координаты. Определение заданных точек по географическим координатам. Географические координаты. Определение заданных точек по географическим координатам. Местность и карта.

Плавают ли материки. Как растут горы. О чем расскажут камни. Как ищут полезные ископаемые. Есть ли бесполезные ископаемые. Игра «Мы – спасатели». Конкурс « Знатоки географической карты». Игра-практикум по тематическим картам.- современные гипотезы о происхождении гор на земле.

Вулканы, гейзеры, горячие источники.

Землетрясения.

Разнообразие форм рельефа на Земле.

Рельеф своей местности.

Великие реки Земли. Удивительные озера мира. Твердый океан. «Белая смерть» - лавины. Бермудский треугольник. Водяное отопление материков. Опасный океан: смерчи, цунами. Географические загадки. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах от «Эрудит»- современные способы изучения морей и океанов.

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Части мирового океана.

Растительный и животный мир океанов и морей.

Экологические проблемы Мирового океана.

Одежда Земли. Миф или правда: искусственный дождь. Учимся предсказывать погоду. Живые барометры. Грозные явления в атмосфере.

Уникальные растения и животные. Растения и животные, занесенные в Красную книгу КБР. Зеленое богатство океанов. Природные лаборатории-заповедники. Человек и природа. Экстремальные условия жизни.

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

Тема 8. Краеведение (18ч.)

Особенности географического положения и природы своего села. История заселения. Знаменитые люди - наши земляки.

Мой дом. Родословная семьи. Защита проекта «Моя родословная»

Родная школа. Ее история и традиции.

Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом» Защита группового исследовательского проекта

«Я горжусь своим селом»

Средства обучения

  • Видеозаписи
  • Презентации
  • Электронные учебные пособия

Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария
  • Коллекция горных пород и минералов
  • Карты (настенные, атласы)
  • Схемы и таблицы
  • Портреты путешественников
  • Энциклопедии
  • Наборы фотографий животного мира

Способы проверки результатов работы

Выставки

Учебно-исследовательские конференции

Олимпиады

Неделя естествознания

Ожидаемые результаты и их проверка

  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • повысить свой кругозор;
  • применять компьютерные технологии в обучении;
  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
  • увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

Базовые знания

Основные термины и понятия минералогии, петрографии;

Основные виды туризма;

Основные методы ориентирования на местности;

Основные виды растений и животных;

Правила ведения наблюдений, полевых исследований;

Особо охраняемые территории и памятники природы родного края;

Историю образования и развития России, города героя Москвы

УУД

Выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

Проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;

Оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

Различать памятники природы;

Ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;

Различать охраняемые растения и животных Московского региона

Работать с литературой;

Применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

6. Максимов Н.А. «За страницами учебника географии» -М. «Просвещение» 1988г.

7. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании» -М. «Просвещение» 1990г

8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

9.Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.

10.Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.

Познавательная литература для учащихся

http://www.pelikanschool.org/

http://3.olimpiada.ru/index.php

http://www.ug.ru/

http://teacher.org.ru/

Календарное планирование кружка «Занимательная география»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 1. Введение (3ч)

Вводное занятие. Определение целей и задач кружка. План кружка на год.

4.09.

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вводный инструктаж. Инструкция №1.

11.09.

Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования.

15.09.

Тема 2. Ориентирование (11ч.)

Время, по которому мы живем.

18.09

Солнце как маяк. Определяем время по солнцу

22.09

Ориентирование по звездам и луне.

25.09

Кто придумал компас.

29.09

Загадочная стрелка.

2.10

Компасы без магнитной стрелки.

6.10

Движение по азимутам.

9.10

13.10

Географические координаты. Определение заданных точек по географическим координатам.

16.10

Местность и карта.

20.10

Местные ориентиры, приметы и признаки.

23.10

Тема 3. Жизнь земной коры (7ч.)

Плавают ли материки.

27.10

Как растут горы.

10.11

О чем расскажут камни.

13.11

Как ищут полезные ископаемые.

17.11

Есть ли бесполезные ископаемые.

20.11

Игра «Мы – спасатели».

24.11

Конкурс « Знатоки географической карты». Игра-практикум по тематическим картам.

27.11

Тема 4. Голубая планета (9ч.)

Великие реки Земли.

1.12

Удивительные озера мира.

4.12

Твердый океан.

8.12

«Белая смерть» - лавины.

11.12

Бермудский треугольник.

15.12

Водяное отопление материков.

18.12

Опасный океан: смерчи, цунами.

22.12

Географические загадки.

25.12

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах от «Эрудит»

29.12

Тема 5. Воздушное покрывало (5ч.)

Одежда Земли

12.01

Миф или правда: искусственный дождь.

15.01

Учимся предсказывать погоду

19.01

Живые барометры

22.01

Грозные явления в атмосфере.

26.01

Тема 6. Зеленая планета (5ч.)

Сам.раб

Уникальные растения и животные.

29.01

Растения и животные, занесенные в Красную книгу КБР.

2.02

Зеленое богатство океанов.

5.02

Природные лаборатории-заповедники.

9.02

Человек и природа. Экстремальные условия жизни.

12.02

Участие в дистанционном конкурсе по географии «По материкам и океанам»

16.02

Тема 7. Биосфера. Загрязнение окружающей среды (8ч.)

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека.

19.02

Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера.

26.02

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

2.03

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

5.03

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

9.03

Глобальные проблемы человечества.

1203

Глобальные проблемы человечества.

16.03

Глобальные проблемы человечества.

19.03

Тема 8. Краеведение (18ч.)

Особенности географического положения и природы своего села. История заселения.

23.03

Знаменитые люди - наши земляки.

2.04

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.

6.04

Мой дом. Родословная семьи.

9.04

Мой дом. Родословная семьи.

13.04

Мой дом. Родословная семьи.

16.04

Защита проекта «Моя родословная»

20.04

23.04

Родная школа. Ее история и традиции

27.04

Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие.

30.04

Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие.

4.05

Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие.

7.05

11.05

Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом»

14.05

Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом»

18.05

Защита группового исследовательского проекта

«Я горжусь своим селом»

21.05

Подготовка к конкурсу плакатов «Занимательная география»

25.05

Защита плакатов «Занимательная география»

28.05

Проблемы и перспективы современной географии.

30.05


Программа кружка по географии

«Вокруг света»

Программу составила

учитель географии

МБОУ ООШ № 34 VII вида

г. Озерска

Челябинской области

Горяйнова Я.О

2. Перечень нормативных документов

    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993)

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

    Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»

    Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к образовательным программам для учреждений дополнительного образования детей»

    Письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области»

    Постановление администрации Озерского городского округа от 29.05.2014 № 1554 Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации Озерского городского округа».

    Пояснительная записка

3.1. Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Вокруг света» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими работами.

3.2. Целями реализации программы являются:

Формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии

Получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

Ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

Более глубокое изучение отдельных вопросов физической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

Изучение своего края, уникальных объектов, городов, народов, составление туристических маршрутов;

Умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;

Побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видеопутешествия, презентации, деловые игры, практикумы.

Кружок рассчитан на 68 занятий, проводится 2 занятия в неделю.

      Возраст учащихся 13-14 лет (7 класс).

Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития. У обучающихся отмечается устойчивая сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое. Отмечаются функциональные нарушения речи.

Среди коррекционных задач выделены следующие:

Развивать познавательную активность учащихся;

Развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

Осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки планирования деятельности, самоконтроля, самооценки;

Развивать словарь, устную монологическую речь учащихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности.

На каждом занятии предусмотрена коррекция и развитие функций обучающихся по следующим направлениям:

Формирование мыслительной деятельности (стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления, развитие конкретно-понятийного мышления);

Развитие памяти, внимания;

Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и (или) наглядного моделирования в различных видах деятельности;

Формирование мотивационных, ориентировочно-мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

Развитие предметно-практической деятельности;

Формирование пространственно-временных представлений;

Развитие речи;

Развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков);

Обогащение сенсорного опыта;

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

      Сроки реализации программы – 2015-16 уч. год

4. Общая характеристика (краткое обоснование ценностных ориентиров содержания курса, организация образовательного процесса, воспитательная работа)

Данная программа предусматривает получение следующих воспитательных результатов в ходе изучения курса:

Повышение качества географических знаний и умений школьников;

Повышение интереса к предмету;

Повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественнополезной работе;

Активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

Рост самостоятельности школьников;

Приобретение умений работы с различными источниками информации;

Повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;

Повышение общего уровня культуры школьников;

В течение учебного года учащиеся выполняют индивидуальную творческую работу.

Темы индивидуальных и групповых творческих работ

    Русские путешественники, прославившие Россию.

    Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).

    Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».

    Я – туристический гид по родному Уралу.

    Страна, в которой я мечтаю побывать.

    Этот континент меня удивил.

    Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».

    Мои кроссворды и викторины по географии.

    Моя презентация (тема определяется учащимся).

5. Примерный учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Введение

Великие путешественники

Семь чудес света Древнего мира

Семь новых чудес света

Чудеса природного мира

Чудеса России

Путешествие по природным зонам

Путешествие по Уралу

Раздел 1. Введение

Экскурсия на берег озера Иртяш. Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка

Знакомство с великими путешественниками из разнообразных источников, просмотр видеофильмов, презентаций, обозначение маршрутов путешествий по контурным картам.

Знакомство с чудесами света Древнего мира. Пирамиды Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды Эфесской. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Знакомство с новыми чудесами света: Колизей (Италия), Великая китайская стена (Китай), Тадж-Махал (Индия), Петра (Иордания), Мачу-Пикчу (Перу), Статуя Христа-Искупителя (Бразилия), Чичен-Ица (Юкатан, Мексика). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Знакомство с чудесами природного мира:Амазонка и амазонские джунгли (Юж. Америка), Игуасу (водопад) (Юж. Америка), бухта Халонг (Вьетнам), остров Чеджу (Республика Корея), национальный парк Комодо (Индонезия)), подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) (Филиппины), национальный парк «Столовая гора» (ЮАР). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

Знакомство с чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми), Петергоф (Санкт-Петербург), собор Василия Блаженного (Москва), Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

(14 ч.)

Зона арктических пустынь («От Арктики до Антарктики), зона тундры («Суровая жизнь в тундре»), зона тайги («Бескрайнее море тайги…»), зона степей («Степь широкая, степь безлюдная...»), зона пустынь («Пройти пустыню – не пустяк…»),зона саванн («Где-то там, на просторе зеленых саванн…»), зона тропических лесов («Тропический лес полон чудес…»). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Изготовление коллажей.

Все чудеса Урала. Озера Челябинской области Рельеф Челябинской области. Заповедники Челябинской области. Туристские маршруты. Города Челябинской области. Народы Урала. Город Озерск. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

7. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Раздел 1. Введение (2 ч.)

Экскурсия на берег озера Иртяш

Раздел 2. Великие путешественники (12 ч.)

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря»

Христофор Колумб. Открытие Америки

Фернан Магеллан. Кругосветное путешествие.

Исследователи полярных широт

Тур Хейердал. Путешествие на Кон-тики

Подводная одиссея Ж. И. Кусто

Раздел 3. Семь чудес света Древнего мира (4 ч.)

Пирамиды Хеопса (Гиза, 2550 г. до н.э.)

Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 600 г. до н. э.)

Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, 435 г.до н. э.)

Храм Артемиды Эфесской (Эфес, 550 г. до н.э.);

Галикарнасский мавзолей (Галикарнас, 351 г. до н. э.);

Колосс Родосский (Родос, III век до н.э.)

Александрийский маяк (Александрия, III век до н.э.)

Раздел 4. Семь новых чудес света (4 ч.)

Колизей (Италия)

Великая китайская стена (Китай)

Тадж-Махал (Индия)

Петра (Иордания)

Мачу-Пикчу (Перу)

Статуя Христа-Искупителя (Бразилия)

Чичен-Ица (Юкатан, Мексика)

Раздел 5. Чудеса природного мира (6 часов)

Амазонка и амазонские джунгли (Юж. Америка)

Игуасу (водопад) (Юж. Америка)

Бухта Халонг (Вьетнам)

Остров Чеджу (Республика Корея)

Комодо (национальный парк) (Индонезия)

Подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) Филиппины

Национальный парк «Столовая гора» (ЮАР)

Раздел 6. Чудеса России (6 ч.)

Озеро Байкал

Долина гейзеров (Камчатка)

Столбы выветривания (Коми)

Эльбрус (Кавказ)

Петергоф (Санкт-Петербург)

Собор Василия Блаженного (Москва)

Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград)

Раздел 7. Путешествие по природным зонам (14 ч.)

От Арктики до Антарктики

Суровая жизнь в тундре

«Бескрайнее море тайги…»

«Степь широкая, степь безлюдная...»

«Пройти пустыню – не пустяк…»

«Где-то там, на просторе зеленых саванн…»

«Тропический лес полон чудес…»

Раздел 8. Путешествие по Уралу (20 ч.)

Скалы «Семь братьев»

Чертово городище

Парк «Оленьи ручьи»

Порог Ревун и Смоленская пещера

Скала «Каменные ворота»

Озерный край. Топонимика

Горы, горы, горы… Топонимика

Заповедники Урала

Туристические маршруты Урала

Города Урала

Народы Урала

Любимый город

Игра «Вокруг света»

Защита творческих работ

8. Планируемые результаты освоения программы

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

Обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

Гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

Осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Метапредметные результаты

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

Умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Регулятивные УУД:

Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

Умения организовывать свою деятельность, определять е? цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. 5–6-й классы;

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7-е классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

9.Ожидаемые воспитательные результаты

10. Материально-техническое обеспечение занятий

11. Список литературы для педагога и для обучающихся, другие источники информации

12. Учебно-методическое обеспечение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

CРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г.АЛАГИРА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ№5

г. Алагира

А.С. Купеева

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

Хацаева Людмила Хаджимуратовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОГРАММЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

Изучение географии членами кружка «Юный географ» направлено на

достижение следующих целей:

ознакомление

учащихся

основными

географическими

понятиями,

географическими особенностями природы России и Республики Северная

Осетия-Алания во всем ее географическом разнообразии и целостности; об

окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из

«языков» международного общениягеографическую карту, современные

геоинформационные технологии; применять географические знания для

объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

творческих

способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,

географических

самостоятельного

приобретения

воспитание

местности,

взаимопонимания

народами;

экологической

культуры,

бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для

повышение

кругозора

учащихся,

заинтересованности

к предмету

география и подготовка к олимпиаде.

Главная

цель

работы

кружка

формирование

школьников

первоначальных знаний о своем крае и России, создание целостного образа

природы Северной Осетии-Алании и России; воспитание гражданственности

и патриотизма, уважение к истории и культуре народов своей республики.

При отборе содержания использовались подходы: комплексный,

разноуровневый,

личностно

ориентированный,

гуманистический,

экологический, культурологический.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

«Юный географ»

работает

в базовом обучении.

посещают учащиеся

5-7 классов. Кружок имеет направления работы по

подготовке к олимпиаде и ВПР. Занятия кружка в основном проходят в

кабинете географии, с использованием мультимедиума. На кружке учащиеся

знакомятся

материалом,

интересными

разрабатывают

тесты, делают олимпиадные задания. В работе кружка широко используются

электронные

проведении

используются

формы занятий как: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие,

лекция, творческая мастерская.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РАБОТЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

В результате работы кружка члены кружка должны усвоить следующие

умения и навыки:

о зн а ком и т ь с я

о с н о в н ы м и

ге о г р а ф и ч е с к и м и

п о н я т и я м и,

географическими особенностями природы России и родного края, мира;

применять

географические

объяснения

разнообразных явлений и процессов;

применять географические знания и умения в повседневной жизни для

сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в

повысить свой кругозор и применить полученные знания в олимпиаде по

географии;

применять компьютерные технологии в обучении;

знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических

проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

ПРИРОДА РОССИИ.

Географическое положение. Проявление закономерностей формирования

рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей

местности. Красота гор и равнин России. Рельеф и геологическое строение

своей местности.

Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных

факторов. Смог. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Климат и

климатические

Агроклиматические

Явления, связанные с водами, предупреждение их действий. Внутренние

воды своего региона и своей местности.

компонент

национальное

богатство.

Закономерности в распространении почв. Почвенные ресурсы России, карта

мелиорации

Изменение

процессе

хозяйственного

использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.

Особенности почв

своего региона и своей местности.

Биологические

Растительный

растительности. Животный мир. Биологические ресурсы и их рациональное

использование.

растительного

животного

Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Красота

природы России. Красна книга России и Северной Осетии-Алании.

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ – ОСЕТИЯ АЛАНИЯ .

Положение на Кавказе. Крупные элементы рельефа: Большой Кавказ,

Предкавказье, Закавказье. Речные долины и водораздельные (междуречные)

хозяйства.

Изменение

результате

хозяйственной

деятельности.

Полезные

ископаемые.

Основные

особенности

влияющие

Температура воздуха и осадки. Погода и причины ее изменений. Опасные

погодные явления. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.

Речная сеть республики. Питание и режим рек. Хозяйственное значение

рек. Реки, их происхождение и использование. Подземные воды. Источники.

Основные

растительности.

Распространение

особенности

смешанных,

широколиственных

лесостепи.

Хозяйственное

использование лесов в прошлом и настоящем. Изменение лесов в результате

хозяйственной

деятельности. Значение

Нелесные

растительности

их использование. Растения,

занесенные в Красную книгу. Основные типы почв: серые лесные, черноземы.

Их распространение, плодородие, распаханность. Эрозия почв и борьба с ней.

Фауна смешанных, широколиственных лесов. Животный мир. Объекты

охотничьего промысла. Северо – Осетинский заповедник.

История формирования сети особо охраняемых природных территорий.

Типы охраняемых территорий. Памятники природы: водные, зоологические,

ботанические и другие. Рукотворные объекты: парки, сады, дендрарии, рощи.

Правила поведения в заповедных территориях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Количество часов

Практика

Природа России

Природа РСО -Алании

Решение олимпиадных заданий

П р а кт и ч е с к и е

н а в ы к и

олимпиадных

Работа по карте

Всего: 9 часов

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ».

Природа России

Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые

Климат России.

Внутренние воды России

Почвы России

Природные зоны России

Растительный мир России

Животный мир России

Красная книга России

Охрана природы важнейшая задача современного человека.

Природа РСО –Алании

1.Северная Осетия на карте России.

2. Рельеф и полезные ископаемые республики.

3.Климат республики.

4.Внутренние воды республики

5.Почвы республики

6.Природные зоны

7.Растительный мир

8.Животный мир

9.Красная книга

Олимпиадные задания по географии.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тема

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактически

раздаточный

материал

Технич- ое

оснащение

Географическое

положение, рельеф и

полезные ископаемые

Климат России

Внутренние воды

Почвы России

Природные зоны

Растительный мир

Животный мир

Красная книга

Охрана природы

важнейшая задача

современного

человека

10. РСО-А на карте

России. Рельеф и

полезные ископаемые

11. Климат

12. Внутренние воды

14. Природные зоны

15. Растительный мир

16. Животный мир

17. Красная книга

Комбинир-й

Комбинир-й

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комбинир-й

Комбинир-й

Комбинир-й

Комбинир-й

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комбинир-й

Практикум

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-но

Иллюстрат-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

География Республики Северная Осетия - Алания, Владикавказ, 2004.

Т.Н. Воробцова. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др.

«География материков и океанов». Волгоград, 2002.

Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.. Учебное электронное издание.

География.

Материки,

электронное

Мультимедиа

«География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр, 2001.

Алексеев

электронное

Мультимедиа

«География России: природа и население». Республиканский мультимедиа

центр, 2001.

Максаковский М.Т.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник

«Экономическая

социальная

география

Республиканский

мультимедиа центр, 2004.

Электронное

третьего

тысячелетия».

Республиканский мультимедиа центр, 2001.

Алексеев

электронное

Мультимедиа

«География

хозяйство

Республиканский

мультимедиа

Пояснительная записка

Настоящая программа кружка разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:

Концепция интеллектуально-познавательного воспитания российских школьников

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

Программа разработана с соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьнтков. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание географии своей страны и других стран и народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об экологической культуре;

ценностного отношения к окружающей среде и социально-ответственному поведению в ней;

Актуальность программы определяется не только требованиями ФГОС ООО. В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, приобретение практических умений и навыков работы с картой, со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах деятельности, выбрать приоритетное направление и максимально реализовывать себя в реализации творческой проектной деятельности во внеурочное время.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, приемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Педагогические принципы

1. Любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

Комплексное решение задач обучения и воспитания (учебная деятельность и личностное общение на занятиях раскрепощенное, уважительное; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете), потребность детей в общении реализуется во внеурочной деятельности, при выполнении коллективной работы и посещении различных мероприятий;

Потребности, интересы обучающихся;

Уровень развития коллектива;

Уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

Осознание и признание права личности быть не похожей на других;

Предоставление права на свободу выбора (быть или не быть в творческом объединении);

Оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышление, мотивы, статус в коллективе, активность).

Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения. На занятиях предлагаются работы различной степени сложности. Кульминацией деятельности является разработка творческих проектов направленное на развитие и поддержку детских инициатив, приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми.

Личностный подход требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка – один из значимых принципов, обеспечивающих условия, способствующие самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

Формирование индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

Развитие интереса к изучению географии, умения работать с различными источниками информации;

Расширение кругозора учащихся в области географии;

Воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;

Подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;

Формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.

Цель программы - Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи

Обучающие:

Расширить знания учащихся о странах;

Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;

Включить учащихся в поисково-исследовательскую деятельность;

Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.

Развивающие:

Способствовать развитию у учащихся навыков организации самостоятельных путешествий;

Развивать познавательные возможности учащихся;

Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование),навыки систематизации информации;

Развивать логическое и образное мышление .

Воспитательные:

Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;

Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.

Мотивационные:

Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

Социально-педагогические:

Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи.

Отличительные особенности программы кружка состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – проектом по разработке маршрута путешествия в мир географии. Критериями оценивания будет являться экономическая привлекательность маршрута. В ходе занятий кружка учащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Возраст детей: программа предусмотрена для детей 12-15 лет учащиеся 6-9 классов.

Сроки реализации программы: 1 год.

Формы и методы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение.

Количество учебных часов в неделю: занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, что составляет 68 часов в год.

Количество обучающихся в группе : наполняемость группы 8 человек, с учетом индивидуального подхода.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности . В процессе учащиеся должны:

Знать:

  1. Вклад Великих учёных в развитие науки;
  2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
  3. Природные рекорды на материках и океанах;
  4. Особенности стран мира и народонаселения;
  5. Приёмы работы с источниками географической информации;
  6. Географическая терминология.

Уметь:

  1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
  2. Проводить исследование на основе накопленных фактов;
  3. Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
  4. Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Ориентирования в потоке географической информации;
  2. Умения решать географические задачи
  3. Повышения собственной географической культуры.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- защита презентаций,проектов; участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях.

Учебно - тематический план

№п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Введение

Уникальность планеты Земля.

Путешествие по странам мира.

Итого

Календарно- тематический план работы по программе «Занимательная география» на 2016-2017 учебный год,68 часов

занятия

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Планируемые сроки

Фактические сроки

Вводное занятие.

Раздел 1.Уникальность планеты Земля.(42 ч)

Земля – планета Солнечной системы

Земная кора. Минералогия

Свойства минералов.

9-10

«Своя игра»

11-12

В мире падающей воды.

Водопады Анхель и

Йосемитский.

13-14

Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад.

15-16

Водопады Игуасу и Гуагира.

Водопад Виктория.

другие водопады мира

17-18

Водопады России.

Водопад Кивач.

19-21

Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.

Культ праздников водопадов.

22-23

Эти удивительные

озёра . Самые большие озёра мира.

24-25

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра

26-27

В мире падающей воды.

28-29

Грозное дыхание

Земли. Вулканы.

31-32

Предвестники подземных бурь.

33-34

Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии.

35-36

Гейзеры Северной Америки.

Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

37-38

Каньоны мира. Большой каньон.

39-41

В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби.

42-43

Этот удивительный ледяной мир . Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги.

Раздел 2 Диковинки растительного и животного мира.(4ч)

44-45

Диковинки растительного мира

46-47

Диковинки животного мира

Раздел 3 Путешествие по странам мира.(21ч)

49-51

Имена на карте мира

52-53

Путешествия по странам Евразии.

54-56

Путешествия по странам Африки.

57-59

Путешествия по странам Северной Америки.

60-62

Путешествия по странам Южной Америки.

63-65

Путешествия по странам Австралии и океании.

66-67

Необычайные памятники мира

Итоговое занятие

Введение.

Вводное занятие. План работы кружка.

Уникальность планеты Земля.

Удивительное разнообразие природы Земли. Уникальность объектов солнечной системы.

Природа самых удивительных водопадов мира: Анхель, Ниагарский водопад, Кивач, Игуасу.

Эти удивительные озера: Байкал, Балхаш, Титикака, Чад. Вулканы Земли: Гекла, Фудзияма, Ключевская сопка.

Диковинки растительного и животного мира.

Растения, которые растут на определенных территориях земного шара. Необыкновенная фауна южных и северных материков.

Путешествие по странам мира.

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира.

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Раздел программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятия

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Графа учета

Уникальность планеты Земли.

демонстрация

презентаций,сообщений,

игра с использованием ИКТ.

Индивидуальные; групповая.

Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные

Географические атласы,

контурные карты,

настенные карты,

проектор,

компьютер,

справочники интернет.

Вводный

Рубежный

Защита проектов.

Диковинки растительного и животного мира.

демонстрация

презентаций, сообщений,

видеофрагментов; работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности;

Индивидуальные; групповые

Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные;

частично-поисковый.

Справочники, проектор, интернет ресурсы.

Вводный

Рубежный

Выставка поделок фотографий необыкновенных растений и животных.

Путешествие

по странам мира

демонстрация

презентаций, сообщений,

видеофрагментов; работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности

Индивидуальные; групповые; коллективные

Объяснительно-иллюстративные;

Частично-поисковый

Географические атласы,

контурные карты,

настенные карты,

проектор,

компьютер,

справочники интернет.

Вводный

Рубежный

Защита проекта. Разработка презентации.

Список литературы

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2014 г

6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г

7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2013г.

8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.

9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2012 г.

11. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000.

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru

Образовательные диски

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).

3 . http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

4. http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm .

5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).

Сайты:

Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

Природа России priroda.ru

Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru

Все о геологии. www.geo.web.ru

Каталог минералов www. catalogmineralov,ru

Цифровые образовательные ресурсы:

библиотека электронных наглядных пособий;

школьная геоинформационная система;

цифровые карты и космические снимки.




Загрузка...