sonyps4.ru

Информационное общество его характеристики. Информационное общество, его характеристики

Информационное общество теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты: увеличение роли информации знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей занятых информационными технологиями коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии радио...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция №3

Тема: Информационное общество. Его характеристики.

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества ; историческая фаза возможного развития цивилизации , в которой главными продуктами производства становятся информация и знания .

Отличительные черты:

  • увеличение роли информации , знаний и информационных технологий в жизни общества ;
  • возрастание числа людей , занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте ;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства , обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Характеристики информационного общества по следующим критериям .

  1. Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
    1. Социальный : информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
    2. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
    3. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
    4. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Говоря об информационном обществе, оно рассматривается как ориентир, тенденция изменений в современном обществе.

Изменения информационного общества:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы ;
  • возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
  • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций,
  • широкое распространение компьютерных вирус ов и вредоносных программ по всему миру.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7152. Информационное общество. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Примеры оборудования с числовым программным управлением 14.48 KB
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Автоматические и автоматизированные системы управления Принято различать автоматические и автоматизированные системы управления. Их различие состоит прежде всего в том что автоматические системы могут работать без участия человека в то время как в автоматизированных системах часть функций управления объектом выполняется техническими средствами а часть людьми. Таким образом важным признаком АСУ является наличие человека в процессе управления.
6495. Інформаційні характеристики джерел дискретних повідомлень. Ентропія та її властивості. Первинні коди. Види сигналів для ПДП, основні характеристики сигналів, критерії вибору 62.94 KB
Форми представлення інформації дуже різноманітні: письмовий текст мова музика графічне зображення електромагнітне поле взаємне розташування предметів у просторі та інше. Залежно від характеру джерела інформації має різновиди: неперервна функція неперервного аргументу тобто в деякому кінцевому інтервалі в довільні моменти часу може приймати будьяке значення з нескінченної множини мова музика температура; неперервна функція дискретного аргументу тобто в деякому кінцевому інтервалі може приймати будьяке значення...
6020. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 18.65 KB
Данный федеральный закон регулирует отношения возникающие при: осуществлении права на поиск получение передачу производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. Процессы методы поиска сбора хранения обработки предоставления распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов – именуются информационными технологиями. Закон определяет что обладателем информации является лицо которое самостоятельно создало информацию либо получило ее на...
345. Информационное моделирование в методике IDEF1X 8.1 KB
Для решения этой задачи разработана методология информационного моделирования IDEF1X. Миссия IDEF1X определить какая информация требуется для реализации функций выявленных диаграммой IDEF0. IDEF1 это метод структурного анализа для проектирования сложных ИС разработанный Т.
2595. Информационное обеспечение фондового рынка 13.75 KB
Такую информацию участникам рынка предоставляют различные сводные композитные биржевые фондовые индексы регулярно публикуемые в финансовых изданиях. Фондовый индекс является измерителем дохода который может быть получен держателем конкретного набора акций. Для того чтобы фондовые индексы могли успешно применяться они должны быть: исчерпывающими и отражать состояние акций которые реально доступны участникам рынка при нормальных рыночных условиях; стабильными т. участники рынка использую информацию на основе которой был рассчитан...
17339. Информационное обеспечение руководителя Администрации города 136.05 KB
Информационное обеспечение деятельности руководителя – это связь информации с системами управления организацией и управленческим процессом в целом. В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение которое состоит в сборе и переработке информации необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности организации на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями...
20289. Информационное обеспечение реализации государственной молодежной политики 34.59 KB
Ценностные ориентации современной российской молодежи. Социализация молодежи в современном российском обществе. Информированность молодежи. Обеспечение информационных потребностей молодежи в Республике Башкортостан.
702. Информационное обеспечение принятия управленческого решения в образовательном процессе ВУЗа 624.69 KB
Диплом. Составная часть любого управленческого действия руководителя или специалиста - принятие решений. Во всех случаях они должны основываться на результатах анализа той информации, которой он располагает
11972. Методическое, модельное и информационное обеспечение системного прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России 60.72 KB
Радикально усовершенствованы методы и модельный инструментарий системных исследований энергетики выполнена интеграция задач оптимизации развития экономики и ТЭК на региональном и федеральном уровнях. Разработаны методическая и информационная база системных исследований развития ТЭК России на средне и долгосрочную перспективу и комплекс взаимоувязанных имитационных и оптимизационных модельных блоков обеспечивающих формирование сценариев социальноэкономического развития России и ее субъектов а также системную оценку экономической...
13059. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА 22.07 KB
Исследование общества в социальной философии и других социальных науках Изучение общества предполагает рассмотрение его как целостной внутренне дифференцированной системы различные части которой находятся во взаимодействии и органической взаимосвязи. Карл Ясперс исследуя зарождение рационального подхода в рассмотрении человеком общества и...

31. Характерные черты информационного общества.

1. решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

2. обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; главной формой развития станет информационная экономика;
3. в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

4. информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

5. формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

6. с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

7. реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Некоторые характерные черты информационного общества:

1. Объемы информации возрастут и человек будет привлекать для ее обработки и хранения специальные технические средства.

В информационном обществе людям и коллективам, прежде чем пред-принять какое-либо действие или принять решение, необходимо провести работу по сбору и обработке информации, ее осмыслению и анализу. Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обрабо-тать. Он привлекает для этого специальные технические средства.

2. Неизбежно использование компьютеров.

В информационном обществе использование компьютеров неизбежно. Это обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автомати-зирует обработку информации.

3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта.

Во второй половине XX века произошел переход людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Появился новый социальный слой, который называют «белые воротнички» — люди, не про-изводящие непосредственно материальные ценности, а занятые обработ-кой информации (учителя, банковские служащие, программисты и т.д.). Материальный продукт станет более «информационно емким». Его стои-мость будет зависеть от инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

4. Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.

Увеличится количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом.

5. Произойдет переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.

Растет время «проведенное» в Интернете, где можно путешествовать по образовательным сайтам, виртуальным музеям, читать литературу и т.д. Большой популярностью пользуются социальные сети, «чаты» и служба ICQ, которые позволяют общаться с людьми на расстоянии и режиме реального времени.

6. Быстрыми темпами развивается компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.

Сеть Интернет разрастается на 10-15% в месяц и число ее пользователей
приближается к 200 миллионам человек (возможно, что это устаревшие данные, так как количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти данные приводятся). Информационные технологии универсализируются, чему способствует использова-ние современных мультимедийных систем, объединяющих функции многих устройств — компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона и т.д.

7. У людей дома появились всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства.8. Производством энергии и материальных продуктов заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации.9. Появляется и развивается рынок информационных услуг. Информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать.

Информатизация общества — это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (по закону Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года).

Характерные черты информационного общества:

Решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, то есть разрешено противоречие между «информационной лавиной» и «информационным голодом»;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития является информационная экономика;

В основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологий;

Внедрение в глобальных сетях новых услуг и форм деятельности, а также перенесение традиционных профессий в виртуальное пространство (почта, купля-продажа, оказание услуг, финансовые операции, отдых и развлечения);

Создание средств мультимедиа, работающих как в локальном, так и в глобальном режиме

Информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

Обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.

Главной составной частью информационного общества является Интернет. Эта компьютерная сеть ломает границы, что обеспечивает бесперебойное распространение информации в огромных масштабах, порождает преступность, деятельность которой приводит к триллионным убыткам. Интернет постепенно вытесняет газеты и журналы, причем этот процесс быстрыми темпами идет к завершению. Следующими на очереди являются телевидение и радио. Полностью заменить собой все средства накопления и передачи информации Интернет, конечно, не сможет, однако в ближайшие десять лет он займет ведущее место. Основной причиной такого влияния Интернета является не только скорость и объемы распространяемой информации, но и независимость сети от постороннего вмешательства, ее полная демократичность. В этом смысле виртуальная реальность представляет собой идеальное представление человечества об обществе, которое значительно отличается от реального мира.

^ Наряду с положительными моментами развития информационного общества, для него характерны некоторые отрицательные тенденции:

Возрастающее влияние на общество средств массовой информации;

Возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;

Усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;

Увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;

Усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.

Может возникнуть угроза расслоения общества на «информационную элиту» - людей, занимающихся разработкой информационных технологий и «простых потребителей» - людей с низкой информационной культурой.

Интенсивное развитие информационных технологий приводит к появлению новых угроз национальной безопасности

Информационный неоколониализм - с помощью информационных каналов народам развивающихся и постсоциалистических стран навязываются не только товары и услуги, но и ценности западного общества.

Общество определяется как совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей. Возникшее на природной основе и взаимодействующее с ней общество нахо­дится в процессе закономерного изменения и развития. Обще­ство имеет определенную прогрессивную направленность, ос­нованную на постоянном притоке, генерации и перераспреде­лении информации.

Для объективного анализа исследуемой проблемы целесооб­разно рассмотреть социально-политические, социально-экономи­ческие и технические аспекты развития общества на современном этапе, которые влияют как на жизнедеятельность человека в це­лом, так и на развитие системы образования в частности.

Качественные изменения в экономической, социально-поли­тической и духовной сферах общественной жизни, обусловлен­ные интенсивным развитием и использованием современных ин­формационно-коммуникационных технологий, обозначили дви­жение человечества к новой, постиндустриальной фазе развития - информационному обществу.

В настоящее время, в условиях постиндустриального периода, характеризующегося коренными изменениями, происходящими в сфере науки, техники и производства, российское общество стол­кнулось с необходимостью решения комплекса глобальных проб­лем современности. Наиболее значимой из них мы считаем проблему информационной безопасности, которая пронизывает все сферы жизни человека.

Основными чертами нового информационного общества явля­ются его информатизация, создание новых интеллектуальных тех­нологий, ускорение темпов развития техники, превращение ин­формации в важнейший ресурс человечества. Перечисленные фак­торы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социаль­ной системы, трансформации среды, под влиянием которой ме­няется личность.

В 1920-е гг. О.Шпенглер провозгласил закат индустриального века, но еще не обозначил контуры и содержание нового, идущего ему на смену. В 1940-е гг. вполне определенную характеристику общества с новой экономикой, «общества информации и услуг» дал австралийский экономист К. Кларк. В конце 1950-х гг. тезис о наступлении информационной экономики и превращении инфор­мации в главный товар выдвинул американский ученый эконо­мист Ф. Махлуп.

Таким образом, исследования в области информатизации но­вого общества приобрели актуальность уже в 1950-1970-е гг., когда стало очевидно, что индустриальная эпоха исторического развития человечества завершается и мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. В связи с этим проблема суще­ствования и развития личности в «технизированном» и «информатизированном» мире стала одной из главных в научных иссле­дованиях.

Как показал анализ научной литературы по данному вопросу, большинство исследователей рассматривали особенности совре­менного общества в основном одноаспектно - с гуманитарной, экономической, политической или социальной точек зрения. Та­кое отношение породило огромное число различных названий и определений. Так, Дж.Литхайм назвал новое общество буржуаз­ным, Р.Дарендорф - посткапиталистическим, Г. Кан - пост­экономическим, К. Боулдинг - постцивилизационным, Л. Этци-они - постмодернистским, С.Алстром - постпротестантским, Р.Сейденберг - постисторическим, а Р.Барнет предложил тер­мин «постнефтяное общество». При детальном рассмотрении ста­новится очевидным, что большинство этих определений прибли­жается к понятию «постиндустриальное общество» (Д. Белл, США, 1950-е гг.). Почти все предложенные названия имеют латинскую приставку «пост-», т.е. «после-», говорящую о том, что их авторы ожидают какого-то глобального переворота в технике и в созна­нии людей. Все эти определения отталкиваются от уже достигну­того, однако принципиально новое общество, в котором одно­временно проявляется преемственность и присущая ему новизна, О. Тоффлер называет информационным обществом.



По мнению Ж.Эллюля, одной из основных проблем нового общества является опасность появления информатизированно-бюрократической машины. При этом Ж. Эллюль указывает, что общество стоит перед выбором свободного развития или кибер­нетизации*.

Существует концепция исключительности наступающей эпо­хи, в которой информация будет основной экономической цен­ностью и самым большим потенциальным источником богатства. Вместе с тем подчеркивается, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру (Г. Кан, Т. Стоуньер).

* Эмюлъ Ж. Политическая иллюзия / пер. с фр. В.В.Лазарева. - М.: МОТА BENE, 2003. - 432 с.

Таким образом, информационное общество - это новая исто­рическая фаза развития цивилизации, в которой главными про­дуктами производства являются информация и знания. Это новое общество характеризуется следующими отличительными чертами:

Повышение роли информации и знаний в жизни общества;

Возрастание доли информационных коммуникаций, продук­тов и услуг в валовом внутреннем продукте;

Создание глобального информационного пространства, обес­печивающего эффективное информационное взаимодействие лю­дей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовле­творение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

Ускорение научно-технического прогресса и превращение на­учных знаний в реальный фактор производства, повышение каче­ства жизни человека и общества;

Участие значительной части трудоспособного населения в про­изводственной деятельности, связанной с созданием и использо­ванием информационных технологий, информации и знаний;

Существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению инфор­мации и знаний;

Глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества.

Информационное общество - это цивилизация, в основе раз­вития и существования которой лежит особая субстанция, услов­но именуемая «информацией», обладающая свойством взаимо­действия как с духовным, так и с материальным миром человека. Данное свойство особенно важно для понимания сущности ново­го общества, в котором, с одной стороны, информация форми­рует материальную среду жизни человека, выступая в роли инно­вационных технологий, компьютерных программ и т. п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных вза­имоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансфор­мируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Это свойство информации может быть конструктивным или, наобо­рот, деструктивным. Следовательно, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека, перспективы его развития или гибели. Это позволяет нам ввести категорию «ин­формационная безопасность».

Развитие с точки зрения накопления и передачи информации проходило в несколько этапов, о чем свидетельствуют исследова­ния таких ученых, как Э.Тоффлер, Д.Белл, К.Ясперс, Дж.Мар­тин, Д.Рисман, А.Турен, И.П.Ильин и др.

На первом этапе (до второй половины XIX в.) существовала «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, бумага и книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки с помощью почты писем, пакетов и т.п. Основная цель такой технологии за­ключалась в представлении информации в нужной форме.

Для второго этапа (с конца XIX в.) характерна «механическая» технология, инструментами которой являлись: пишущая машин­ка, телефон, диктофон и оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Цель технологии уже меняется: представ­ление информации в нужной форме более удобными средствами.

Третий этап (1940-1960-е гг.) - «электрическая» технология, была основана на появлении портативных диктофонов, электри­ческих пишущих машинок, ксероксов, больших ЭВМ с соответ­ствующим программным обеспечением. Изменяется цель техно­логии. Важное значение имеет не форма представления информа­ции, а формирование ее содержания. Главным отличительным фактором становится определяющая роль информационных тех­нологий во всех сферах жизнедеятельности людей.

Четвертый этап (с начала 1970-х гг.) - «электронная» техно­логия, основным инструментарием которой становятся ЭВМ, а впоследствии персональные компьютеры с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащен­ные широким спектром базовых и специализированных программ­ных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается к формированию содержательной стороны информации для уп­равленческой среды различных сфер общественной жизни, осо­бенно к организации аналитической работы. Кроме того, приоб­ретается опыт формирования содержательной стороны управлен­ческой информации.

В дальнейшем происходит процесс персонализации АСУ, ко­торый проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и исполь­зуют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессор­ную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и ло­кальные компьютерные сети.

Активное вхождение в жизнь общества новейших информацион­ных технологий, произошедшее в результате бурного развития техники и электроники, способствует формированию и распро­странению особого типа мироощущения человека. Это связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, особенно телевидения, широким распространением персональных компьютеров, построением всемирных информационных сетей, разра­боткой технологий виртуальной реальности и другими технологи­ческими инновациями. Это развитие требует организации само­стоятельной профессиональной сферы «информационная безопас­ность».

В России, являющейся одним из центров мировой науки и куль­туры, существуют условия для интенсивного постиндустриально­го развития:

Быстрыми темпами совершенствуется информационная инфра­структура как составная часть глобальной информационной инф­раструктуры, развивается рынок услуг связи;

Информационно-коммуникационные технологии активно ис­пользуются в экономической, политической, социальной и ду­ховной жизни общества;

Развивается система правового регулирования отношений, свя­занных с созданием и использованием информационно-коммуни­кационных технологий;

В общественном мнении складывается понимание необходи­мости интенсификации постиндустриального развития;

Принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-ком­муникационных технологий в некоторых важных областях деятель­ности человека, общества и государства.

Анализируя современное состояние развития информационного общества в России следует отметить, что уровень развития рос­сийской информационной инфраструктуры, использования ин­формационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жиз­ни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также уровню развитых стран мира. Это определение является базовым в понимании необходимости обучения специалиста информаци­онной безопасности. Сохраняется неравенство в доступе к ин­формации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более пре­вращается в фактор, тормозящий социально-экономическое раз­витие общества.

Не развито производство конкурентоспособного телекомму­никационного оборудования и средств вычислительной техни­ки, в результате чего зависимость развития российской информа­ционной инфраструктуры от поставок зарубежных информацион­но-коммуникационных технологий значительно превышает кри­тический уровень.

Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в услови­ях постиндустриального развития.

Медленно реализуются работы по использованию информаци­онно-коммуникационных технологий для сохранения культурно­го наследия.

Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения ин­формационной безопасности страны в недостаточной мере спо­собна противостоять современным угрозам, связанным с исполь­зованием возможностей информационно-коммуникационных тех­нологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопас­ности информационных и коммуникационных систем, исполь­зуемых на ключевых объектах инфраструктуры страны.

Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постинду­стриального развития общества, недостаточно скоординирова­ны, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского об­щества.

Перечисленные опасности в системе развития российского информационного общества определяют основные направления в профессиональной подготовке специалиста в области информа­ционной безопасности.

В целях обеспечения информационной безопасности России необходимо решить следующие задачи:

«повышение информационной устойчивости и конструктив­ности в общественном развитии, конкурентоспособности стра­ны, благосостояния и качества жизни граждан;

Укрепление государственных гарантий реализации конститу­ционных прав человека и гражданина в информационном обще­стве, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям;

Повышение информационного качества образования и здраво­охранения;

Создание информационных условий для сохранения и разви­тия культурного разнообразия и самобытности народов, прожи­вающих на территории Российской Федерации;

Повышение эффективности информационной деятельности в системе государственного управления;

Противодействие угрозам использования потенциала инфор­мационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

Решение перечисленных задач базируется на следующих прин­ципах:

Сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и граж­данского общества;

Опережающее развитие информационной инфраструктуры
общества и ее безопасности;

Создание благоприятной среды для развития информацион­ной инфраструктуры и системы информационной безопасности;

Обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и зна­ниям, к использованию информационно-коммуникационных тех­нологий;

Укрепление доверия и безопасности при использовании ин­формационно-коммуникационных технологий;

Обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации на основе неукоснительного со­блюдения правопорядка и конституционной безопасности в этой сфере;

Содействие развитию глобального информационного обще­ства;

Международное сотрудничество в системе развития безопас­ности и информационного общества.

Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень ско­ро человечество окажется на пороге новой эры в развитии циви­лизации - информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных лю­дей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпри­нять какие-либо действия, необходимо провести большую рабо­ту по сбору и переработке информации, ее осмыслению и ана­лизу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения спе­циальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой дея­тельности обеспечит доступ к надежным источникам информа­ции, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оп­тимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движу­щей силой развития общества должно стать производство не ма­териального, а информационного продукта. Что же касается мате­риального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значи­тельной степени зависеть от объ­ема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского ре­шения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производ­ство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индуст­риальным обществом, где все направлено на производство и по­требление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От че­ловека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общест­ва станут различного рода системы на базе компьютерной техни­ки и компьютерных сетей, информационные технологии, систе­мы телекоммуникационной связи.

Информационное общество - это общество, в котором большинст­во работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информа­ционного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в еди­ное компьютеризированное и информационное сообщество лю­дей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными элек­тронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на об­работке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с индустриальной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Как вы представляете информационное общество?

6. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1. Что такое данные, информация и знания?

Начнем с того, что простого и однозначного определения понятия «информация» не существует. Понятие информации одно из наиболее широко употребляемых категорий современной науки. Термин «информация» встречается почти во всех отраслях науки и техники, тенденция состоит в проникновении во все предметные области и науки о природе, обществе и мышлении.

ДАННЫЕ - факты и идеи, представленные в виде, позволяющем производить их передачу и обработку.

Данные в определенной степени подобны письменному сообщению, передающему какие-то сведения грамотному человеку и остающиеся набором непонятных знаков для неграмотного

Если данные воспринимаются и интерпретируются человеком, то они становятся для него информацией

ИНФОРМАЦИЯ – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

В биологии то, что отражает, ограничивает многообразие

В кибернетике сообщение, неразрывно связанное с управлением в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик

В социологии смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представления фактов, идей, сообщений

здесь во главу угла ставятся аксиологические (связанные с ценностью, полезностью) свойства информации.

В обществе циркулируют различные виды информации

Особенно важную роль играет информация научная, удовлетворяющая критериям научности, общепринятым в данное время (т. е. она объективна, истинна, проверяема
и т. п.), но не обязательно полученная или используемая только в сфере науки.

ЗНАНИЯ – структурированная информация, т.е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему

Термин «информация» часто употребляется вместо термина «данные», но делается это в переносном смысле, по аналогии

Так поступают даже люди, хорошо понимающие разницу в содержании этих понятий

Однако необходимо осознавать, что

– по сетям передаются данные

– компьютер тоже обрабатывает данные

– человек с помощью коммуникации получает или передает информацию для того, чтобы он сам или другие, переработав ее в голове и осмыслив, могли получить знания

2. Определение и основные характерные черты информационного общества.

Информационное общество – это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся:

· увеличением роли информации и знаний в жизни общества;

· возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

· созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей.

Само определение понятия «информационное общество» содержит много новых понятий, которые нужно знать и уметь правильно использовать:

· информация;

· знание;

· информационно-коммуникационные технологии;

· информационный продукт;

· валовой внутренний продукт;

· информационная услуга;

· информационная инфраструктура;

· доступ к информации;

· информационное взаимодействие;

· коммуникация;

· общество;

· социум;

· личность;

· социальная потребность;

· личностная потребность

Это требует знания основ экономики, социологии, философии, информатики, а также таких дисциплин, как история науки и техники, культурология, информационные технологии.

3. Как определить, сформировалось ли в той или иной стране информационное общество?

Предпосылками развития информационного общества являются:

  • Превращение информации и знаний в ресурс общественного развития, сопоставимый по масштабам использования с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами

– наличие традиций и подходов к организации и управлению информационной деятельностью

– наличие мощностей по генерации информации

– наличие развитой системы распространения информации

· Формирование и успешное развитие рынка телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг:

– устойчивое развитие всех секторов информационного рынка, в т.ч.:

o увеличение объема продаж средств вычислительной техники и информатики; достижение макроэкономической значимости этого показателя, характеризующего рост использования ресурса «информация»

o стремительный рост рынка средств мобильной связи

o ускоренное развитие систем и средств телекоммуникации

o непрерывное увеличение числа абонентов мировых открытых сетей, в т.ч. интернета

· Высокая степень интеграции страны в глобальные сети и системы связи и в глобализованную экономическую среду

· Усиление понимания в общественном сознании актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения

· Наличие и успешное функционирование государственной(ых) структур(ы), ответственной(ых) за обеспечение процессов перехода к информационному обществу



4. Чем отличается информационное общество от предшествующего типа общества (индустриального)?

Индустриальная волна при переходе к классическому капитализму (до 1950-х годов)

Зарождается в XVII веке сначала в Европе, затем в Северной Америке и на других континентах, ее пик приходится на середину XX века. Основными особенностями данной волны являются следующие: 1) происходит централизация всех факторов производства на основе принципов стандартизации, специализации, концентрации; 2) имеет место размывание семейных ценностей; 3) место в жизни человека определяется его доходами; 4) наступает эпоха господства массовых технологий и массовой культуры. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат). В качестве основных принципов данной волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики, управления государством).

Информационная волна при переходе к обществу, основанному на знаниях

Зарождается в последней трети XX века. В основе ее – бурный рост информационно-коммуникационных технологий. Некоторые особенности информационной волны уже отчетливо проявились в США и странах Северной Европы: 1) перемещение производства в бедные регионы; 2) основа ВВП – услуги; 3) возрастание роли знаний и инноваций в жизни общества; 4) дерегуляция и децентрализация экономических процессов; 5) атомизация социальной жизни. Вызовы информационной волны затрагивают разные страны по-разному: некоторые из них пользуются до сих пор благами только сельскохозяйственной волны, многие – индустриальной и только немногие – информационной. Техника, используемая в производстве, все более усложняется, что вызывает потребность в квалифицированных кадрах и увеличивает ценность научного знания. Возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. В 1950−70-е годы становится очевидным, что человечество вступает в новую эпоху, в которой корпорации не только преследуют экономическую выгоду, но и ставят перед собой социальные цели.

5. Можно ли утверждать, что в России сформировалось информационное общество?

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1. Назовите основные характеристики информационного общества.

ИО – это ступень исторического развития, ведущая от постиндустриального общества к обществу знаний

ИО − это такое общество, в котором:

производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности

информация признается наиболее значимым ресурсом

ИКТ становятся базовыми технологиями

информационная среда наряду с социальной и экологической становится новой системно значимой средой обитания человека

Информационная экономика, для которой характерны новые организационные формы, а также более высокая скорость развития

Высокая информационная культура и высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения

Возможность более успешного развития человека благодаря свободному доступу каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества

Таким образом, увеличивается сфера свободы личности и область ее возможностей в освоении мира и взаимодействии с обществом

Выделяют 7 значимых характеристик ИО:

1. Развитие сетевой экономики страны (производство, торговля, услуги) и ее интеграция в современную глобальную экономику

2. Формирование и развитие инновационной системы страны, в которой значительную роль играет государство, определяющее инновационную политику страны

3. Технологическое развитие страны (данная характеристика отражает развитие страны путем осуществления разработки новых технологий, внедрения их в производство и торговли ими для этого необходима информационная инфраструктура)

4. Наличие гражданских институтов, которые необходимы для регулирования и развития новых отношений

5. Повышение уровня развития человеческого капитала, выражающееся в развитии образования, здравоохранения и т.д.

6. Международная конкурентоспособность страны (страна должна иметь определенные конкурентные преимущества в производстве благ и услуг, как информационных, так и производственных)

7. Открытость экономики для глобальных процессов (появление интернета ускорило обмен информацией в т.ч. глобальной, способствовало развитию сетевых структур, сетевого бизнеса)

2. Как использование ИКТ влияет на развитие экономики?

3. Как использование ИКТ влияет на развитие гражданского общества?

4. Как использование ИКТ влияет на развитие отношений между людьми?

5. Что такое информационное неравенство?

Доклад Международного союза электросвязи (МСЭ) «Недостающее звено» (1984) - попытка привлечь внимание международного сообщества к проблеме «телекоммуникационного разрыва» между промышленно развитыми и развивающимися странами

Генеральный секретарь МСЭ д-р Пекка Тарьянне (Pekka Tarjanne) (1996) - «Без действий со стороны мирового сообщества нас подстерегает реальная опасность того, что глобальное информационное общество останется глобальным только в названии, что мир будет поделен на информационно богатых и информационно бедных и что разлом между развитыми и развивающимися странами увеличится до размеров непреодолимой пропасти»

Генеральный секретарь МСЭ Хамадун Туре (Hamadoun Touré) (2011): - усиление разрыва с точки зрения широкополосного доступа к интернету

Всемирный отчет ЮНЕСКО «К обществам знания» (2001):

– Усугубление когнитивного разрыва:

Доступ к информации

Научные исследования

Образование

Навыки использования ИКТ

Культурное и языковое многообразие

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет информационное неравенство как:

– разрыв с точки зрения возможностей доступа к передовым ИКТ

– разрыв между частными лицами, домохозяйствами, компаниями и географическими областями на различных социально-экономических уровнях с точки зрения возможностей доступа к ИКТ и их использования в различных целях

Цифровой разрыв не является следствием воздействия ИКТ – напротив, это экономическое неравенство становится «цифровым», т.к. неравенство в доступе к ИКТ оказывает воздействие как на индивидуальные субъекты, так и на целые экономики

Факторы влияния:

Уровень образования и доходов

– при сравнимом уровне доходов образование является фактором более активного использования ИКТ

Размер и тип домохозяйства

– в семьях с детьми уровень доступа к ПК и интернету значительно выше

Возраст и гендер

– наивысшие значения в группе 35-45 лет,

– самая высокая динамика использования – среди молодежи

– гендерные различия достаточно существенны в зависимости от страны/региона

Этнический и культурный фон

– религиозные или иные соображения культурного характера

Языковые барьеры

Контраст между городом и деревней

Контраст между хорошо обжитыми и труднодоступными территориями с точки зрения:

– уровня доходов,

– доступа к рынку труда

– развитости бизнеса

– развитости ИКТ-инфраструктуры и стоимости доступа к ней

– номенклатуры и стоимости электронных сервисов



Загрузка...