sonyps4.ru

Что такое кейс - технологии. Кейс – метод как педагогическая технология

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //

Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.

КЕЙС-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию учащихся, учителя и учащихся в процессе обучения. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущую профессиональную деятельность. Среди наиболее значимых для современной школы является Кейс-метод.

Кейс-стади (case - stady ) как педагогическая технология

Кейс (с англ. - случай, ситуация) - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.

Даннная педтехнология в корне интерактивна, так как изначально вводит обучаемых в процесс субъект-субъектных отношений «по горизонтали», дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями со-товарищей, так и право каждого на собственное мнение. Однако, самое важное то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения ученика компетентностное обучение.

Кейс-технология для учителя достаточно проблематична. Во-первых, она заставляет глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но и вникнуть в особую философию мышления и деятельности. Здесь центральное место будет занимать процесс развития умений в использовании, а затем и разработке проблемно-аналитических кейсов сначала самим учителем, а затем и его учениками.

Краткий экскурс в историю кейс-стади

Технология кейс-стади в образовании был разработан в 1920-х годах в обучении менеджменту в Гарвардской бизнес-школе. Термин «ситуация» до того широко применялся в правоведении, однако в Гарварде преподаватели после лекции давали студентам для обсуждения конкретную жизненную ситацию из сферы бизнеса или управления, содержавшую проблему, и далее шло оживленное обсуждение и нахождение решения самими студентами. Важное место занимало коллективное обсуждение студентами найденных вариантов решения проблемы.

В мировой образовательной практике кейс-стади широко распространился в 1970-1980-х годах. О степени значимости его в современном образовании говорят следующие данные: В среднем разбору типовых ситуаций в западных вузах посвящается 35-40% учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25% времени, в бизнес-школе Колумбийского университета - 30%, а в знаменитом Уортоне - 40%. Лидирует же по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, «первооткрыватель» ее - Гарвард. Рядовой студент за время учебы разбирает до 700 кейсов.

В отдельных вузах СССР ситуационный анализ использовался передовыми преподавателями на экономических факультетах Элементы метода анализа ситуаций применялись часто в сочетании с игровыми и дискуссионными методами.

Истинный интерес к технологии кейс-стади пришел к нам в 1990-х годах. Связано это с процессами разгосударствления экономики, коренному изменению требований к умениям специалистов во всех сферах экономики и общества. Новые задачи социально-экономичсеской рыночной ситуации «подняли на щит» компетентностный подход, оценку специалиста, обладающего умениями реализовать теоретические знания в условиях риска, неопределенности решений, взятия ответственности, анлиза многоуровневых причинно-следственных связей. Во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно и аналитично работать с огромными объемами информации различных видов.

Кейс-технология не ограничивается только учебным процессом, но и становится методом научного исследования. Так автор этих строк глубоко благодарен коллегам из Томска за обучение в системе вузовского повышения квалификации на основе материалов исследовательских кейсов профессора Г.Н. Прозументовой «Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади».

Кейс-стади в вузовском и школьном образовании

В условиях школьного обучения возможны следующие варианты использования кейс-стади. При организации открытой дискуссии по материалу проблемного кейса основными факторами являются умения и навыки учащихся, умения учителя в организации дискуссий. Задавая вопросы, учитель обращает внимание учеников на конкретную информацию в тексте кейса, инициирует их ответы. Во время дискуссии учитель контролирует ее направление, добиваясь участия каждого ученика; он может и завершить дискуссию анализом найденного учениками решения.

В ходе группового опроса учащиеся выделяют проблему кейс-текста, оценивают ситуацию, дают анализ события или процесса, представляют свои решения. Метод развивает у учеников коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли.

В последнее время кейс-технологию используетсяпри проверке результатов обучения . Учащиеся получают индивидуальный кейс перед зачетом (экзаменом), анализируют его и представляют проверяющему отчет с ответами на поставленные вопросы.

Основными понятиями, используемыми в кейс-технологии, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» может пониматься как состояние, событие, действие, поворотный момент для принятия решения, набор определенных взаимосвязанных фактов, которое содержит в себе противоречие(я), необходимость оценки(ок) или способов выхода на новый уровень. Ситуация желательно должна быть представлена в динамике изменения (было-есть-будет). Однако объективные или субъективные причины (комплекс факторов) влияют на ситуацию в ее неопределенности. Отсюда, необходимо на основе анализа найти адекватные ситуативные решения, если это связано с управленческим решением в бизнесе (на занятиях по экономике). Если это кейс с правовой ситуацией, то проанализировав преступление и все прямые или косвенные данные и обстоятельства, принять верное юридическое решение. Если ситуация связана с той или иной учебной дисциплиной, то полная информационная картина события или проблемной ситуации должна дать толчок к превращению школьных знаний действие в постшкольной профессиональной области.

Работа над кейсом как ситуационным текстом начинается с выделению отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий. Отработка умений системного, корреляционного, факторного, статистического и другие виды анализа позволяет выйти на собственные выводы и решения из проблемной ситуации.

При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. В младших классах ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события. В старших классах – организовать дискуссию, «мозговой штурм», научный спор, подготовиться и провести дебаты по ключевым, но расходящимся решениям.

При подготовке к уроку, учитель исходит из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей. Если вспомнить уровни целеполагания по Б.С. Блуму, то напомним, следующие: знание-понимание-применение-анализ-синтез-оценка.

На уровне формирования знаний и понимания основная работа идет на основе лекции, рассказа, беседы учителя, интерактивной работы с информацией и пр. Однако и здесь мы можем применить информационный кейс-текст с включением употребляемых терминов и понятий, формул и правил как на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся.

На этапе применения возможны множественные варианты описания реальных жизненных, предметно-профессиональных и иных аналогичных ситуаций, в которых необходимо на основе раннее полученных знаний решить конкретную проблему.

Уровень анализа и синтеза наиболее применим к включению в обучение ситуативных проблемно-исследовательских кейсов. В центре данных ситуаций могут быть экологические, природно-климатические, социально-экономические, исторические, технико-технологические и иные проблемы. При изучении общественных дисциплин можно применять кейсы биографического, историко-событийного, социологического, политологического характера. В качестве примера мы предлагаем вариант изучения социально-политической истории середины и второй половины XVIвека на основе кейса «ИванIVГрозный». Технология работы предполагает анализ, обсуждение по предложенным вопросам и выводы учащихся. Кейс представлен в виде набора документальных источников, характеризующих динамику религиозно-ментальных и политических взглядов ИванаIV.

Освоение учеником компетентностй высшего уровня целеполагания полностью согласовано с логикой аналитической работы над сложными кейсами в оценивании построения как текста, так и самой ситуации, выявления причинно-следственных связей, вариантов решения проблемы, адекватных выводов. Ученик здесь дает оценку итогу собственного исследования и решений коллег и оппонентов на основе разработанных оценочных критериев. Важное место занимают учебные кейсы с выраженными воспитательными задачами с анализом нравственно-этических, морально-правовых, общественно-политических и иных ситуаций. Обсуждение, анализ и нахождение путей и способов решения проблем важно для включения ученика в активную позицию соучастника общественной жизни страны в период учебы.

Таким образом, кейс-технология не самоцель в работе учителя, а адекватный инструмент формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства.

1. Практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай. Это исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально-деятельностное пространство реальной жизни.

2. Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение. Однако, степень реальности более сводится к типичным учебным ситуациям, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий.

3. Научно-исследовательские кейсы ориентированны на включение ученика в исследовательскую деятельность. Например, на основе изучения всей доступной информации и работ ряда авторов, реконструкция события, ситуации в комплексе, разработка тематического проекта локального, регионального типа и пр. Можно привести пример включения учащихся в программы создания кейсов по отдельным этапам хронологии «Человек в событиях ХХ века на материалах устной истории», «История повседневности в локальной истории края». В состав кейсов данного типа могут входить тексты ученых, работавших по данной исследовательской проблеме раннее, но использовавших иные подходы, источники или методы исследования.

При разработке текста кейса для своего урока учитель, на наш взгляд, может использовать многочисленные текстовые материалы художественных произведений. Так на уроках по темам Великой Отечественной войны вполне приемлемы фрагменты из произведений писателей, участников войны ввиду максимальной их достоверности. Например, «Солдатские мемуары» К. Симонова, «Я погиб подо Ржевом» А. Твардовского, «У войны не женское лицо» С. Алексиевич или мемуары известных полководцев.

Это и публицистическая литература, произведения о великих ученых, статьи из газет и журналов, из новостных публикаций Интернета и пр. Важное место занимают кейсы на основе биографических материалов, особенно известных личностей своего края. При разработке кейсов по курсу школьной экономики учитель вправе использовать доступные источники о местных предприятиях, компаниях. На уроках права в качестве источников для кейс-ситуаций используются данные криминальных хроник местных средств массовой информации, в том числе и для создания видеокейсов.

В процессе подбора имеющихся или разработки кейса самим учителем, важно полностью переработать имеющийся текст. Во первых, выбрать оптимальный объем кейс-текста. Для учащихся 5-7 кл. – не более 0,5 - 1 страницы. Для учащихся старших классов вполне доступна работа с кейсами до 3-7 страниц текста, содержащими от 2 до 5 смысловых проблемных фрагментов. В состав кейса может быть включен небольшой вводный или дополняющий комментарий учителя. При подготовке текста кейса абсолютным требованием к нему становится удаление всего, что содержит анализ проблемы, объяснение причин события, принятых мер по решению проблемы, оценочных суждений (если не требуется анализа данных оценок), и, главное, открытое представление проблемы. На наш взгляд, проблема должна быт представлена косвенно, через набор фактов-трудностей, через перечисление действий субъектов события и т.д. Важной задачей кейс-технологии является выявление и анализ проблемной ситуации, что позволяет выстроить путь и способы ее решения. Кейс может быть дополнен приложением с дополнительной информацией или списком литературы для дополнительного изучения вопроса, ситуации, списком Интернет-ресурсов по теме.

Во всех методических рекомендациях по кейс-технологиям непременным требованием для работы с ними становятся вопросы или задания по тексту кейса. В качестве задания можно приложить самостоятельный сбор дополнительной информации самим учеником, задание по разработке компьютерной презентации или проекта.

Варианты организации работы с кейсом

Работа учителя и учащихся на уроке с применением кейс-технологии может быть многовариативна. Здесь мы не можем подробно проанализировать даже наиболее распространенные. Остановимся на нескольких вариантах.

Для создания проблемной ситуации кейс раздается учащимся перед лекцией, изучением учебного материала, изучением сквозной темы. Данный текст служит формированию проблемной ситуации, актуализации имеющихся знаний, их систематизации и определения точек мотивации на будущий учебный материал. Данный вариант тесно связан с методом «Знаю – хочу узнать – узнал новое».

Кейс может быть использован и для самостоятельного изучения темы. В данном варианте он должен быть максимально объемным, но и учитывать психолого-возрастные возможности учащихся. Это возможно при изучении компактного события, небольшой темы, истории научного открытия или закона. Вопросы должны быть как по содержанию кейса, так и текста учебного пособия. В данном варианте параграф учебника следует считать дополнительным материалом, наряду с иными источниками из книг или перечисленных учителем ресурсов Интернета.

Текст кейс-ситуации может быть роздан учащимся для сопоставления и анализа изучаемого вопроса, проблемы в интеграции с лекцией, рассказом учителя как в начале занятия, так и предварительно на дом.

Организация практической деятельности может быть и на отдельном уроке в малых группах или в парах, или индивидуально. Если работа строиться по методу КСО, то и задания могут быть в виде дискретных индивидуальных кейс-текстов.

В процессе работы учащиеся отрабатывают в группах содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы, решения проблем. Далее идет выработка общей позиции, оформляется текст выступления от группы, идет защита позиции в ее открытом обсуждении. Если наметились два самостоятельных решения или диаметрально противоположные позиции (по типу «Да»-«Нет»), то вполне резонным будет выйти на следующий этап в форме публичных дебатов. Как и в иных случаях публичных презентаций, в классе формируется третейское жюри (экспертная группа). Эксперты анализируют выступления, анализ проблемной ситуации, варианты и способы решения проблемы, эффективность ораторского искусства, логичность доказательств, ответы на вопросы и корректность поведения. Обязательна также рефлексия на тему, решенную совместно проблему и приобретенные способы деятельности, умения и навыки.

Как мы отмечали выше, важными составляющими кейс-стади является его использование адекватно задачам общего целеполагания в формировании компетентностей учащихся (См. по Б.С. Блуму).

Со старшими учениками вполне возможен выход на уровень разработки кейсов по изучаемым или дополнительным вопросам и проблемам в рамках регионального компонента образования, проектной деятельности. В конечном итоге учащиеся создают авторский исследовательский продукт, отрабатывают коммуникативные компетентности, формируют способность проектирования своей деятельности, принятия самостоятельных решений во внеучебных ситуациях на основе предметных и надпредметных знаний и умений.

Таким образом, кейс-технологии развивают умение:

Анализировать и устанавливать проблему,

Четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,

Общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,

Принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Кейс-технологии помогают:

Понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,

Выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,

Cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

Список литературы

    Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.

    Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

    Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90.

    Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.

    Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.- 1999.- №1.

    Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий // Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

    Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

    http://www.casemethod.ru

Иван IV Грозный

«А мы чаяли того, что ты на своем государстве государыня будешь и сама владеешь и своей государевой чести смотришь, и своему государству прибытка и выгоды желаешь. Ажно у тебя мимо тебя люди и не токмо люди, но мужики торговые, и о наших государьских головах, и о честях, и о землях прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков. А ты прибываешь в своем девическом чину как есть пошлая девица на услужении тех торговых мужиков.

А посему ты не государыня будешь, а урядница на троне своем.»

(Из письма Ивана Грозного королеве Англии Елизавете. 1582 г.)

«…А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. А русские самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи…. А это, по-твоему, бесчестие, когда мы сами обладаем властью, данной нам от Бога…

…всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым взять милосердие и кроткость, злым – жестокость и расправы. Если же этого нет, то он – не царь, ибо царь заставляет трепетать не добро творящих, а зло. Хочешь не бояться власти? Делай добро; а если делаешь зло – бойся, ибо царь не напрасно меч носит – для устрашения злодеев и ободрения добродетельных…

Неужели это свет – когда… лукавые рабы правят, царь же только по имени и по чести – царь, а властью нисколько не хуже раба? И неужели это тьма, когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания?»

(Из послания Ивана Грозного об измене Андрея Курбского. 1564 г.)

Вопросы:

    Сколько и какие источники, документы содержатся в данном кейсе?

    Как взаимосвязаны изображения Ивана Грозного на картине В.М. Васнецова и содержание его авторских текстов (письмо и послание)?

    В чем противоречие в оценке Ивана IVРобертом Бестом? Что его удивляет? Что он пытается понять?

    В чем противоречие «желаемого и действительного» в словах Ивана Грозного в тексте письма королеве Елизавете? Что вызывает яростное неприятие Ивана IV? Что означают слова «урядница», «мимо тебя», «торговые мужики», «о наших честях»? Какие еще оскорбительные слова в адрес королевы Елизаветы вы выделили и почему? Почему Иван Грозный отказывается именовать Елизавету сестренницей? Кого из правителей Европы и Азии он называл братом и почему?

    Чем отличается по мнению Ивана IVего власть и власть у «безбожных народов»? Мог ли он отнести Англию к таковым? Какова власть Ивана Грозного в самооценке? В чем усердность Ивана Грозного в вере в мыслях и делах? Каково предназначение царя в государстве, по мнению Ивана Васильевича? Сравните слова «честь» и «бесчестие», «добро» и «зло»? Объясните значение слов «рабы», «лукавые рабы», «то он не царь», «царь владеет»?

    Какова основная проблема данного кейса?

    Каковы были известные вам способы решения выделенной проблемы Иваном Грозным?

Кейс – технологии в учебном процессе


Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.


Кейс–технология – это… - техника обучения (кейс – от английского «случай») использующая описание реальной ситуации. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, выбрать лучшее. - специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы. - конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии, в котором обнаруживается проблема, требующая решения.


Кейс-технологии направлены на развитие компетенций обучаемые - получают коммуникативные навыки; - развивают презентационные умения; - формируют интерактивные умения, позво-ляющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; - приобретают экспертные умения и навыки; - учатся учиться, самостоятельно находить необходимую информацию для решения ситуационных проблем.


Методы кейс-технологии Наиболее распространённым методом кейс-технологии является метод ситуационного анализа, разновидностями которого являются: - анализ конкретных ситуаций (АКС); - ситуационные задачи и упражнения; - кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций.


Кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций Суть метода кейс-стади заключается в том, что группа обучающихся знакомится с ситуацией, анализирует её, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими группами. Метод кейс-стади – это метод обучения, при котором учащиеся и учитель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач, что делает данный метод наиболее эффективным.


Технология метода кейс-стади заключается в следующем: 1. По определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, отражающая тот комплекс знаний и практических навыков, которые должны приобрести учащиеся. 2. Описанная ситуация должна содержать проблему, которую диагностируют сами учащиеся. 3. Учащиеся предлагают варианты решений проблемы, исходя из имеющихся знаний и умений. Преподаватель выступает в роли диспетчера процесса взаимодействия учащихся.


Плюсы метода кейс-стади Представляет собой разновидность исследовательско-аналитической технологии. Является технологией коллективного обучения. Интегрирует в себе технологию развивающего обучения. Выступает в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»). Позволяет создать ситуацию успеха. Относится к разновидностям проектной технологии.


Классификация кейсов 1. Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых обучить алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации. 2. Учебные ситуации с формулированием проблемы – кейсы, в которых описывается ситуация и формулируется проблема. Цель – самостоятельно выявить проблему, указать пути её решения.


Классификация кейсов 3. Учебные ситуации без формулирования проблемы – кейсы, в которых описывается сложная ситуация, проблема не выявлена, а представлена в статистических данных, оценке общественного мнения, органов власти. Цель – самостоятельно выявить проблему, указать пути её решения. 4. Прикладные упражнения – кейсы, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация и ищется выход из неё. Цель – поиск путей решения проблемы.


Процедура работы с кейсом Учащимся предлагается (устно или письменно) конкретный случай, описывающий реальные события (ситуацию). Эта информация может быть кратко изложена в документальной форме или с помощью вербальных или визуальных средств (показ видео, слайда и др.). Работа может идти как в группах, так и индивидуально в установленное время, по истечении которого представляются варианты решений.


Этапы работы над кейсом


Этапы работы над кейсом


Вывод: Способность выявлять, анализировать, просчитывать каждый шаг, ведущий к решению, является одним из самых больших преимуществ кейс-технологии.


Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!


Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.


Методы кейс - технологии


Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода- поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.


Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод») Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.


Игровое проектирование Цель - процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.


Ситуационно-ролевая игра Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.


Метод дискуссии Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.


Кейс - стади Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.


Метод кейс - стади предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".


Этапы Знакомство с конкретным случаем Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений Резолюция: нахождение решения в группах Диспут: отдельные группы защищают свое решение Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах Цель этапа Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее Развитие альтернативного мышления Сопоставление и оценка вариантов решения. Аргументированная защита решений Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения


Особенности: Присутствует исследовательская стадия процесса Коллективное обучение или работа в группе Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения Специфическая разновидность проектной технологии Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха


Использование кейс – стади… Позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; Помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос Принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины; Преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.


Работа ученика с кейсом 1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап - выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; 3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.


Действия учителя в кейс - технологии создание кейса или использование уже имеющегося; распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учащихся преподавателем.


Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом: Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; В определенных условиях учитель будет сам давать ответ; Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.


Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра? искажение информации и ошибки).


Примеры 1 (подготовка к ЕГЭ) 2 (Использование элементов кейс-технологий на примере урока физики по теме "Сила упругости". 7-й класс) 3 (Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники электричества. Урок физики. 8 класс .) 4 (Влияние «школьного шума» на организм ученика, исследование качества мыла)


Вывод Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.


“Самое главное в жизни – это собственный опыт”. В. Скотт

ЯРОСЛАВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ -

филиал государственного образовательного учреждения

«Московский государственный университет путей сообщения»

На основе широкого анализа разнообразных методов, форм обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой, был отобран ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией. Одной из таких технологий является «Кейс-метод»

Методическая служба Ярославского железнодорожного техникума предлагает вниманию методистов и преподавателей средних профессиональных учебных заведений описание данной из таких технологий, а также практические рекомендации из опыта работы преподавателей техникума.

Для использования, размножения, переработки необходимо подавать заявки в

техникум-филиал МИИТ

г. Ярославль, Московский проспект, 151, телефон

Введение

Основные понятия

Кейс – метод в образовательном процессе

Виды и типы кейсов

Методика использования кейс – метода в учебном процессе

Основные подходы при составлении кейсов и работы с ними

Определение целей обучения кейс – методом

Методические указания по анализу кейсов

Примеры практического использования метода

Литература


ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в профессиональном образовании уделяется значительное внимание созданию условий для повышения качества и уровня профессиональной подготовки. Обучение должно быть ориентированно на развитие способности решать конкретные жизненные ситуации.

Специалист высокого качества (профессионал) - это тот, кто обес­печивает высокий результат труда в любых усло­виях. У такого специалиста в одинаковой степени развиты аналитиче­ское и креативное мышление: аналитическое опирается в основном на знания, креативное - на навыки и возможность быстрого моделирова­ния процесса принятия решения в нестандартных ситуациях. Традици­онное обучение доносит до будущих специалистов в основном инфор­мацию (знания), формируя их только наполовину, если не на треть. Знаний стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными и даже изощренными, что знания в полном объеме стало невозможно передать, а качество подготовки специалиста на необходимом уровне стало невозможно сформировать традиционными средствами.

Интерактивные методы в современ­ном обучении - единственная возможность для неопытного молодого человека «подержать в руках» технологии, описываемые в теории.

Эффективным методом обучения, отвечающим требованиям работодателей, в настоящее время яв­ляется метод кейсов, т. е. рассмотрение конкретных случаев деловой практики. Данный метод обучения, позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов.

Среди интерактивных методов обучения кейс-стади занимает осо­бое место. С одной стороны, обучение на основе анализа бесчисленного множества ситуаций старо как мир. С другой стороны, современный производственный опыт так многогранен, что на его изучение, осмысле­ние и запоминание уйдет слишком много времени, и подготовка спе­циалиста будет просто невозможна.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.

Основные идеи педагогической технологии заключаются в следующем:

Подготовить специалистов с развитыми аналитическими, практическими, коммуникативными и социальными навыками;

Адаптировать студентов к новым условиям жизни и рынка труда в современном обществе

Таким образом, кейс-стади – это комплексный инструмент обучения действием.

Необходимо заметить, что различаю два подхода к понятию кейс технологии.

Первый подход.

Кейс - от англ. case – «портфель». Это самый распространенный вид дистанционного обучения. Каждого студента обеспечивают учебно-практическими пособиями по всем изучаемым дисциплинам. В «портфель» входят учебные компьютерные диски, аудио - и видеокассеты , обычные книги, а также тесты по каждому разделу изучаемого предмета.

Второй подход.

Кейс-метод - это метод интерактивного обучения на основе реальных ситуаций.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).

Кейс - это события, реаль­но произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автора­ми для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию реше­ния.

Кейс - это «моментальный снимок реальности», «фотография действи­тельности».

Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информацион­ный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Кейс - метод – это интерактивное обучение, которое предусматривает создание «фокус группы», проектные технологии, тренинги т. п.

Кейс - стади (анализ ситуаций) – это технология, которая позволяют воспроизвести деятельность человека на определенной позиции в конкретной области деятельности.

Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Особенностью кейс - метода обучения является его образовательная от­крытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результа­тивности обучения.

Различают два вида источников кейсов:

Базовые или первичные

Жизненная практическая ситуация;

Образование, т. к. оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, которые потом интегрируются в кейс-методе;

Вторичные

Научные и статистические материалы, социальные опросы;

Анализы научных статей, монографий;

ИНТЕРНЕТ и его ресурсы.

Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позво­ляет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придет­ся столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения ана­лизировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

Соответствовать четко поставленной цели создания,

Иметь соответствующий уровень трудности,

Иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни,

Не устаревать слишком быстро,

Иметь национальную окраску,

Иллюстрировать типичные ситуации,

Развивать аналитическое мышление,

Провоцировать дискуссию.

КЕЙС- МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Основу технологии составляет набор кейсов, содержащий информацию о конкретной задаче или проблеме, на базе которой путем теоретического анализа на основе полученных и имеющихся знаний делается вывод о дальнейшем практическом решении и применении полученных результатов.

Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Метод кейсов - это вид подготовки решения и обуче­ния его принятию с использованием анализа параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности. Кейсы позволяют обу­чающимся и специалистам повысить аналитическое мастерство, обос­новывая и аргументированно защищая свою позицию в процессе дискуссий, находить наиболее рациональные меры, исходя из заданной си­туации. Метод кейсов является инструментом, с помощью которого облегчается и улучшается обмен идеями при выработке ответственных действий.

Кейс-метод выступает специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса. В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Кейс метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Кейс, предполагает решение проблемы, и при этом существует множество альтернатив, нет единственного решения. Кейс - это не хорошо сформулированная проблема, скорее всего это проблема "спрятанная" за массой фактов и событий. Обучение поиску и формулировке проблемы является принципиальным в кейс методе обучения.

Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс-метода зона ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных ситуаций - области, при которой переход от незнания к знанию становится естественным звеном, зоной его активного развития.

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему . Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму - игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

В чем заключается особенности данного метода?

Во-первых , метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию их в проблемном поле.

Во-вторых , акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик.

В-третьих , результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

В-четвертых , технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

В-пятых , несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок.

В-шестых , преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, малой эмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в кейс – методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. В этой связи возрастает нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.

Краткая историческая справка . Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. поэтому его часто называют гарвардским методом. В 1908 году преподаватели Гарвардской бизнес-школы в Бостоне при преподавании экономических дисциплин отказались от традиционных лекций. Вместо них они поместили в центр обучения обсуждение конкретных случаев. Собрав обширный материал по конкретным случаям (кейсам), развили этот метод до самостоятельной концепции обучения. В связи со стремлением школ приблизить занятия к практике изучения конкретных случаев кейс-метод находит все большее применение при изучении экономических дисциплин.

В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании.

Преподавателями, практикующими кейсовый метод, по разному понимается его сущность. Например, Гарвардская Школа Бизнеса так определяет метод кейсов: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе».

Существует и другая трактовка метода кейсов профессора Р. Мерри из Гарварда: «Под методом кейсов я понимаю изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в студенте, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности».

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли, и др.

Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.

Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90 годы.

Преимущества метода:

Позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения ре­альных событий;

Позволяет заинтересовать студентов в изучении конкретного предмета, в контексте других предметов и явлений;

Способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации;

Развивает:

§ аналитические навыки (умение отличать данные от информации, клас­сифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их).

§ практические навыки (использования на практике академических тео­рии, методов и принципов).

§ творческие навыки (одной логикой, как правило, кейс - ситуацию не ре­шить). Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных ре­шений, которые нельзя найти логическим путем.

§ коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружа­ющих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет)

§ социальные навыки (в ходе обсуждения CASE вырабатываются опреде­ленные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мне­ние и т. д.)

§ самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и эти­ческие проблемы требуют формирования социальных навыков их реше­ния).

Позволяет максимально соответствовать целям профессионального обучения;

Позволяет осуществлять блочно-модульное построение изучения нового материала;

Способствует привитию навыков самостоятельной работы студентов при подготовке к занятию и при работе с кейсом;

Гарантирует концентрацию всех видов деятельности по этапам работы;

Осуществление контроля, как преподавателем, так и студентами;

ВИДЫ И ТИПЫ КЕЙСОВ

В зависимости от цели обучения в области управления выделяют различ­ные виды и типы кейсов.

1.По источнику информации:

«Полевые» - основанные на фактах из реальной жизни, объектом является деятельность предприятия или организации.

«Кабинетные» - источники носят формальный характер, а кейс готовится за рабочим столом преподавателя.

«Библиотечные» - источник информации литература.

«Классические» - проблемные вопросы.

2.По объему информации:

«Американские» - длинные.

«Западно-европейские» - короткие.

3.По степени взаимодействия с основными источниками:

Практические кейсы. Они отражают абсолютно реальные жизненные ситуации. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Он создает «действующие» или «типовые» модели ситуаций, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.

Обучающие кейсы . Основной задачей здесь выступает обучение. В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, поэтому ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные и не практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Такие кейсы характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Научно-исследовательские кейсы . Они ориентированны на осуществление исследовательской деятельности и их основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и способах поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования.

4.По содержанию и организации представленного материала (по цели обучения):

Кейсы по анализу и оценке ситуации . Они подразделяются:

Внеорганизационные кейсы. Они преимущественно имеют дело с анализом и уяснением состояния окружения деловой организации, ее внешней среды. Поэтому в таких кейсах подробно описываются проблемы вокруг организа­ции (экология, законы, реформы и т. п.); их легко отличить от других кейсов в связи с отсутствием глубоких материалов о самой организации. Источни­ками кейса являются «библиотечные» материалы из газет, журналов и отче­тов.

Внутриорганизационные кейсы. В них упор делается на факты и собы­тия внутри деловой организации. Такие кейсы используются в курсах по организационно-управленческим проблемам и по «человеческим» отноше­ниям. Содержательно материал в кейсах должен обнаруживать признаки организационной конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих - решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предло­женного решения.

Кейсы, обучающие решению проблемы и принятию решений.

Очень популярными являются кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть сделано на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся строить «отно­шения» между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатывае­мым решением.

Кейсы, иллюстрирующие проблему, концепцию или решение в целом.

Именно с них начинали использовать кейсы многие преподаватели бизнес-дисциплин. Причина в том, что их легко найти в прессе среди газетных и журнальных статей и книжных эпизодов. Широкое рас­пространение сегодня получили «видеоклипы из учебных и даже художе­ственных фильмов. На занятиях такие кейсы часто выступают в форме «in-basket», инцидента и вводных иллюстраций проблемы, излагаемых на занятии. Иллюстративные кейсы являются короткими по тексту (от одного аб­заца до нескольких страниц) и почти не содержат «излишней» информации. Они также удобны для тестов, мини - и блиц-контрольных. Серьезным недо­статком иллюстративных кейсов является то, что они относительно быстро «умирают», как вчерашняя газета.

5. Виды кейсов в зависимости от степени сложности

Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Студенты определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение?

Вторая степень сложности: есть практическая ситуация. Студентам предлагается найти правильное решение.

Третья степень сложности: есть практическая ситуация. Студент сам определяет проблему и находит пути решения.

6. По форме представления кейса:

Печатные

Мультимедиа

Видео

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Кейс - метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретичес­кого обучения и практических навыков. Очень важная часть деятельности преподавателя при использовании кейс-метода – это умение вести дискуссию, деликатно направ­лять ее, терпеливо задавать наводящие вопросы, бросать вызов группе и ве­сти студентов к завершающей фазе принятия решений.

В организации учебного процесса это связано с тем, что преподаватель и студент одновременно и ответственны и свободны в процессе обучения. Преподаватель ответственен за сбор и отбор учебного материала, и эф­фективную организацию его использования. Он свободен в выборе наибо­лее подходящих кейсов из множества существующих. Студенты несут от­ветственность за подготовку к занятию и эффективное выполнение зада­ний по кейсу, хотя они свободны в разрабатываемых решениях и выводах, сделанных в результате анализа кейс-ситуации. Студенты могут принимать ошибочные решения, поскольку анализ кейс-ситуации протекает в учебной ауди­тории. Хотя как будущие специалисты они должны осознавать меру ответственности за неправильно принятое решение в реальной жизни.

Кейс - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. Использование этой технологии позволяет организовать внеаудиторную работу студента, сделав ее осмысленной, интересной и эффективной.

Аудиторным элементом технологии является подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе представления нового материала и в процессе контроля.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.

Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения предстоящего занятия.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Именно тогда можно подвергнуть испытанию и усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимания проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей.

Анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьезную фазу обучения. Она предусматривает выявление фактов и определения частей проблемы, а также их соотношение.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Если в реальной преподавательской деятельности эти функции довольно часто реализуются раздельно, то в процессе преподавания кейсов наблюдается их синкретическое, органическое единство.

Причины внедрения новых образовательных технологий модернизация образовательной системы предлагаются иное содержание, подходы,
поведение, педагогический менталитет;
поиски ответов не только на вопросы "чему
учить?", "зачем учить?", "как учить?", но
и на вопрос "как учить результативно?»;
возникла необходимость в применении
технологий обучения, ориентированных на
личностно-деятельностный подход в
образовании

Структура педагогической технологии

Цель
Средства
Правила и последовательность их использования
Результат
Выбор технологии преподавания конкретной
дисциплины осуществляется учителем на основе
его личных убеждений и составляет его
индивидуальный стиль педагогической
деятельности.
Технология обучения должна быть направлена на
эффективное достижение поставленной цели

Глоссарий

Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это
описание конкретной реальной ситуации,
предназначенной для обучения учащихся анализу
разных видов информации, ее обобщению, навыкам
формулирования проблемы и выработки возможных
вариантов её решения в соответствии с
установленными критериями.
Кейсовая технология – это обучение действием.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций это метод активного проблемно-ситуационного
анализа, основанный на обучении путем решения
конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Использование кейс-метода в образовании

Гарвардская школа
(американская)
Манчестерская школа
(европейская)
обучение поиску
единственно верного
решения
кейсы могут быть
достаточно большие по
объему (20-25 страниц,
8-10 иллюстраций)
первый сборник кейсов
в 1921 году
многовариативность
решения искомой
проблемы
кейсы небольшие по
объему

Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения)

Предназначен для получения знаний по дисципли-нам,
где нет однозначного ответа на поставленные вопросы;
получения
множественных
вариантов
решений;
получения не единственной, а многих истин и ориентацию
в их проблемном поле.
Упор в обучении переносится с овладения готовым
знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся
и обучающих; ученик становится равноправен с другими
учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы.
Результатом являются не только знания, но и
компетенции, которые формируются в процессе решения
кейса.



Аналитические навыки. Умения отличать данные от
информации, классифицировать, выделять существенную
и несущественную информацию и уметь восстанавливать
их.
Практические навыки. Использование на практике
академических теории, методов и принципов.
Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейсситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в
генерации альтернативных решений, которые нельзя
найти логическим путём.

Кейс – метод как педагогическая технология
Формируются при обучении кейс- метода:
Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию,
убеждать окружающих. Использовать наглядный
материал и другие медиа - средства, кооперироваться в
группы, защищать собственную точку зрения, убеждать
оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.
Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение
слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать
противоположное мнение и т д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует
осознанию и анализу мнения других и своего.
Возникающие моральные и этические проблемы требуют
формирование социальных навыков их решения.

Кейс-метод в образовательном процессе
Причины внедрения:
1. Ориентация образовательных стандартов на развитие
практических навыков
2. Необходимость формирования профессиональной
компетентности
3. Метод наилучшим образом способствует развитию:
Способности перерабатывать большой объем информации
Системности и эффективности действий в различных условиях
Межличностного взаимодействия
Способности принимать решения

Требования к кейсу:
Четкое соответствие цели, поставленной при создании
Наличие соответствующего уровня трудности
Иллюстрирование нескольких аспектов современной жизни
Актуальность на сегодняшний день
Иллюстрирование типичных ситуаций
Развитие аналитического мышления
Провоцирование дискуссии
Наличие нескольких решений

Технология использования метода case stady

разрабатывается модель конкретной ситуации;
в описании должна присутствовать проблема
или ряд прямых или косвенных затруднений,
противоречий, скрытых задач для решения;
в процессе работы требуется дополнительный
информационный поиск;
в итоге обучающиеся находят собственные
решения
предложенной
проблемы(часто
неоднозначные множественные решения) и
приходят к собственным выводам.

Модификации методики анализа конкретной ситуации и соответствующие им дидактические цели

В профессиональном образовании
обычно используется классификация на
основе дидактических целей.
Принципиально можно выделить
6 различных модификаций кейс технологий:

1.Case Method (Поиск решения)

В этом варианте основной задачей является
решение проблемы. Обучаемые получают всю
необходимую информацию для анализа
ситуации, поэтому кейсы составляются обычно
очень объемными. С помощью представленных
данных нужно решить поставленную задачу.
Например: Какое место должно быть выбрано для
магазина обуви, на окраине или в старом городе?

2. Case Study Method (Нахождения проблемы)

Основная задача этого метода состоит в том,
чтобы обучаемые подавляющее время,
предназначенное для работы с кейсом,
анализировали ситуацию с помощью
предоставленной информации. Акцент ставится на
поиске и понимании сути проблемы, лишь затем
рассматривается решение.
Например: Для обувной фабрики описывается
историческое развитие, правовая форма, место
расположения, конкуренты, доля рынка, структура
персонала и т. д.

3. In-Basket-Exercise-Method (Почтовая корзина)

Ядро этого метода - решение задач под
давлением времени (разбор деловой
корреспонденции и принятие
управленческих решений).
Например: Вы должны с сегодняшнего дня
занять рабочее место коллеги, который
находится в отпуске. Во входящей почте
находится несколько писем, которые
требуют решения, а информации
недостаточно.

4. Stated Problem Method (Оценка решения)

В этом варианте кроме описания ситуации
(предоставляется в распоряжение вся
существенная информация) приводятся
принятые решения, которые также
анализируются и подвергаются критической
оценке. Часто учащимся предлагается
разработать собственное решение, тем самым
повышается их мотивация при сравнении с
альтернативными вариантами решения.
Например: Как можно создать творческую
атмосферу на предприятии?

5. Incident Method (Поиск информации)

Данная модификация метода доминирующим
предполагает процесс поиска информации, так как
заведомо содержит информационные пробелы в
описании ситуации. Следовательно, обучающиеся для
анализа ситуации приходится самим добывать
недостающую информацию. Для поиска информации
преподаватель должен предоставить в распоряжение
обучающихся определенный промежуток времени
или быть готовым дать эту информацию в ответах на
заданные ему вопросы.

6. Project Method (Проектирование) или Consulting (Консультирование в реальных случаях)

При этом методе речь идет о взаимодействии
с реальным предприятием (например, через
справочное бюро предприятия или экспертов).
Следовательно, обучающийся должен обладать
основательными профессиональными знаниями.
Проблема должна не только прорабатываться
теоретически, но и находить практическое
применение.

Схема создания кейса

Определение раздела учебной программы.
Формулирование образовательных целей и задач,
решаемых в процессе работы над кейсом.
Определение проблемы ситуации (учебная, научная,
жизненная) и создание обобщенной модели.
Поиск аналога обобщенной модели ситуации в
реальной жизни, образовании или науке.
Определение источников и методов сбора
информации.
Выбор техники работы с данным кейсом.
Определение желаемого результата (лист оценки).
Создание заданной модели.
Апробация в процессе обучения

Уровни сложности кейсов

1уровень
Есть практическая ситуация
есть решение
2 уровень
Есть практическая ситуация
найди ее решение
3 уровень
Есть практическая ситуация
определи проблему и найди
пути решения
Учащиеся определяют,
подходит ли решение для
данной ситуации, возможно
ли иное решение, другой
ответ
Сравните, найдите точки
соприкосновения и различия
Решений может быть
множество, и все варианты
имеют право на
существование, обсуждение

Этапы занятия

Подготовительный – преподаватель конкретизирует дидактические
цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и
сценарий занятия.
Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение
реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную
форму преподнесения материала для ознакомления).
Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки
решения (процесс ограничен во времени).
Итоговый – презентация результатов аналитической работы
группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.

Действия преподавателя в кейс-технологии

Создание кейса или использование уже имеющегося.
Распределение студентов по группам (4 – 6 человек).
Ознакомление студентов с ситуацией, системой
оценивания решений проблемы, сроками
выполнения заданий.
Организация работы обучающихся в группах.
Организация презентации решений.
Организация общей дискуссии.
Обобщающее выступление, анализ ситуации.
Оценивание обучающихся.

Работа с кейсом

преподаватель
студент
Организует предварительное
обсуждение
Делит на группы
Руководит обсуждение в
группах, обеспечивает
дополнительными
сведениями
Оценивает работу учащихся
Оценивает принятые
решения и поставленные
вопросы
Задает вопросы,
углубляющие понимание
кейса и проблемы
Разрабатывает варианты
решений, слушает, что
говорят другие
Принимает решение или
участвует в принятии
решения
Составляет письменный
отчет о занятии по данной
теме

Каким должен быть кейс

интересным, написанным простым и
доходчивым языком;
отличаться проблемностью; выразительно
определять «сердцевину» проблемы;
показывать как положительные примеры, так
и отрицательные;
соответствовать потребностям выбранного
контингента учащихся, содержать
необходимое и достаточное количество
информации.

Примеры кейсов

1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году,
Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок
старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в
одном из переулков близ старинной улицы Арбат.
Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной
городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как
сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.

Карта оценки учителем навыков работы с кейсом

Выделение и формулирование главной мысли (идеи)
Составление планов различных видов
Описание фактов, явлений, событий, деталей
Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами
Логика изложения
Анализ данных
Навык определения и разработки проблемы
Выступление перед аудиторией
Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д.
Владение различными способами само и взаимоконтроля
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Умение решать проблемные учебные задачи

Загрузка...