sonyps4.ru

Что понимается под словом технология. Как развиваются технологии, и какие у них есть перспективы? Что такое технология: определение

Термин "технология" - это сочетание двух греческих слов: "техно" - мастерство, умение, и "логос" - способ, методика, мысль. В общем, это совокупность методов и способов, где используются какие-либо знания, материалы, навыки, которые применяются для создания какого-либо продукта. И неважно, будет этот продукт материальным или нематериальным. К первой категории относится все, что можно потрогать руками: оборудование, продукты питания, стройматериалы и так далее. Ко второй группе относятся неосязаемые вещи. К примеру, телевизионный эфир, интернет, телефонная связь и прочее.

Теперь вы понимаете, в каких областях чаще всего этот термин используется. Хотя надо сказать, что данное слово в настоящее время стало подменять другие традиционные слова. К примеру, мы перестали говорить «рецепт приготовления блюда», все чаще используя «технология приготовления». И в этом нет ничего удивительного, современные термины быстро приживаются, меняя свое истинное наполнение.

Каждый ученик сталкивается со словом технология, когда идет на урок с таким же названием. Чему там учат? По сути, это те же труды, которые были в школьной программе, где дети обучались навыкам работы с теми или иными инструментами или приборами. Обычно мальчики обучались токарному или деревообрабатывающему делу. Девочки учились шить и кроить, познавали поварское искусство. И сегодня на уроках технологии все это присутствует, просто к практическим навыкам добавились теоретические знания, который учитель преподносит в виде обзорной лекции.

Информационные технологии

Именно это словосочетание сегодня на слуху. ? Это совокупность процессов, связанных с хранением, обработкой, защитой, передачей и получением необходимой информации. И для всего этого используются компьютеры и другие современные устройства. В современном мире это самая необходимая технология, которая пользуется большой популярностью у огромного количества людей. И если с производственными технологиями мы сталкиваемся по мере необходимости (в процессе работы и так далее), то с информационными мы имеем дело каждый день.

Жизненный цикл технологии

Как и любой процесс, как и любой продукт, технология живет своей жизнью. Она появляется (ее кто-то придумывает), она видоизменяется (в нее вносятся какие-то дополнения, новшества, убираются не оправдавшие себя элементы, экономически невыгодные) и, в конце концов, умирает, предоставляя место для новых технологий, более эффективных. Хотя надо отдать должное некоторым, которые до сих пор существуют. К примеру, технология выпекания хлеба, размола зерна в муку, изготовление керамики, производство железа. Это вечные технологические процессы, которые изменились с момента появления незначительно.

Цикл технологии производства муки

Хотелось бы на примере производства муки, самого важного продукта на земле, показать, как происходит технологический процесс. Не будем здесь затрагивать технологию выращивания пшеницы, сразу начнем с того, что зерно поступает на мельницу. Оговоримся, что будем говорить о современном производстве.

  1. Зерно с полей поступает в хранилище, которое называется элеватор. Здесь оно частично очищается от камешков, грязи и пыли.
  2. С элеватора зерно подают на мельницу. Здесь его размалывают и просеивают, разделяя на муку, манную крупу и отруби.
  3. Далее мука поступает в хранилище, где она расфасовывается по бумажным пакетам или вывозится специальными машинами муковозами в пекарни, где пекут хлебобулочные изделия.

Любая производственная технология разбита на циклы (этапы, стадии, процессы), это и есть ее сущность, ее основа. Очень часто в разных технологиях используют большое количество ингредиентов, одни из которых являются основными, другие дополнительными.

ИНТЕРНЕТ

Современный подход к совместной работе на базе веб-технологий

Дмитрий Уланов, Петр Смирнов

На современном уровне развития информационных технологий разработку программного обеспечения зачастую ведут разбросанные по разным часовым поясам планеты группы специалистов. С особенной остротой встает проблема синхронизации и коммуникации таких групп. Системы контроля версий, обычно применяемые для поддержки команды программистов, обычно крайне неэффективны при распределенной работе с текстовой информацией через Интернет.

При этом не секрет, какую сложность составляет создание документации и ее постоянное обновление по ходу проекта. Конечно, существуют системы обработки текстов, допускающие редактирование документа несколькими пользователями, но какими бы совершенными они ни были, в конечном счете текстовые редакторы предназначены для создания распечатываемых материалов. Самое главное, в них отсутствуют гиперссылки, необходимость которых при работе с большими объемами данных понятна любому пользователю Интернета*1.

*1 Строго говоря, это не совсем верно: поддержка гиперссылок присутствует и в MS Word, и в DocBook (docbook.org), и во многих других системах, но их использование крайне ограничено.

Рис. 1. Титульная страница WikiWikiWeb

В начале 90-х годов прошлого столетия Вард Каннингем (один из приверженцев описания шаблонов, методологий объектно-ориентированного и экстремального программирования) предложил изящное и простое решение проблемы. В результате в 1995 г. на свет появилась WikiWikiWeb, или Вики (www.c2.com/cgi/wiki?WelcomeVisitors), - среда для совместной работы на базе WWW, позволяющая любому посетителю сайта управлять его информационным наполнением. Wiki wiki по-гавайски означает "быстро". Вот каким образом Каннингем определил эту технологию: "Это простейшая из всех баз данных, которая может работать". С того момента и началось повальное создание клонов WikiWikiWeb, которых уже насчитывается несколько десятков (www.c2.com/cgi/wiki?WikiEngines).

Актуальный пример

Допустим, вы - технический писатель и находитесь, скажем, в Монреале. Вам нужно подготовить документацию к какому-нибудь прикладному программному интерфейсу (API). Описав на пике творческого подъема 10 функций, вы помещаете первую версию на страницу Вики и уходите домой, послав по почте уведомление программисту, который написал эти функции. Программист работает в далекой России, в городе Санкт-Петербурге. У вас наступает ночь, у него - день.

Получив ваше уведомление, он обращается к этой странице Вики и находит в ней массу маленьких, но досадных технических ошибок и неточностей. Что делать? Да все очень просто: он берет эту страницу и правит ее. Таким образом, с технической стороны страница становится верной. Ночь проходит, и у вас наступает утро.

Проснувшись и придя на работу, вы читаете исправленную версию страницы. Но у программиста неважно обстоят дела с английским (французским или русским) языком, и исправленная версия вызывает у вас гомерический хохот. Вы снова правите ее (ведь вы - писатель, не забыли?) и посылаете соответствующую ссылку своему боссу, который в данный момент летит над Тихим океаном, приближаясь к Японии. Просмотрев страницу со своего ноутбука, он возмущается тем, что нет ни одного упоминания про GPL (General Public License - генеральная общественная лицензия), и тут же добавляет ссылку. В результате довольны все.

Базовые положения

Основополагающий принцип систем Вики заключается в том, что в любой момент любой посетитель может добавить на сайт все что угодно (или почти все - это зависит от решаемых задач) с помощью обычного веб-браузера. Каждая Вики-страница содержит ссылку "редактирование". При нажатии на нее на экран выводится та же самая страница, но не конвертированная в HTML, а представленная в виде плоского текста на упрощенном языке разметки. Пользователь может изменить ее, а затем нажать клавишу "сохранить". Тут же произойдет конвертация в HTML, и на экране появится обновленная по сравнению с исходным вариантом Вики-страница. Таким образом, любой может вносить изменения в общий информационный ресурс, заменяя его новыми версиями. При этом старые версии сохраняются, что в дальнейшем позволяет осуществлять откат на любую глубину.

Все это превращает Вики-сайт в идеальную среду для совместной работы, и при этом не нужно внедрять дорогостоящее клиент-серверное программное обеспечение или выделять системных администраторов. Мало того, при работе с ним абсолютно не требуется знание языка разметки HTML, поскольку используется простой синтаксис. На рис.

Изображена титульная страница WikiWikiWeb, а на рис. 2 - процесс ее редактирования.

Рис. 2. Редактирование титульной страницы WikiWikiWeb

Правила редактирования

Существует несколько различных реализаций системы Вики. Объединяет их то, что Вики-страницы всегда имеют два представления: для отображения информации в виде HTML и для редактирования при помощи упрощенного языка разметки. Синтаксис и стиль этого языка могут варьироваться в зависимости от конкретной реализации Вики.

Процедуры форматирования Вики не относятся к решениям WYSIWYG, и их нельзя назвать интуитивно понятными. Но в командах редактирования можно разобраться после минимального изучения. Кроме того, они достаточно коротки и позволяют держать открытым второе окно в браузере для того, чтобы быстро получить необходимую справку.

Таблица 1. Примеры форматирования текста в OpenWiki

Простейшие Вики-среды допускают элементарное форматирование текста, более сложные обеспечивают работу с таблицами, изображениями, формулами и даже некоторыми интерактивными элементами. Разнообразие средств стимулирует начало работ по стандартизации разметки Вики.

Базовые правила форматирования текста очень просты:

Не создавать абзацев;

В качестве разделителя использовать пустые строки;

Четыре дефиса или больше в начале строки преобразуются в горизонтальный разделитель.

Чтобы создать новую страницу, достаточно при редактировании текущей ввести новое Вики-имя в виде нескольких слов, записанных с прописной буквы; в дальнейшем оно будет использоваться в качестве имени для новой страницы. Если до этого страницы с таким именем не существовало, то после сохранения будет сгенерирована ссылка, оканчивающаяся знаком вопроса. Щелчок на ней открывает окно редактирования новой страницы. Тем самым ссылки между страницами прописываются с помощью Вики-имен. Поскольку названия страниц являются гиперссылками между документами, то нужно, чтобы они ясно указывали на содержимое страницы. Например, для данной статьи в системе Вики можно было бы дать имя "ТехнологияВики".

В табл. 1 приведены два примера форматирования текста в одной из реализаций технологии Вики - OpenWiki. В первом из них показано, как создавать заголовки. Для заголовка первого уровня (c1 1) достаточно обрамить его название одиночным символом равенства, а для заголовка второго уровня - двумя такими символами. При этом абзацы отделяются друг от друга пустой строкой.

Во втором примере показано, как устанавливать ссылки на другие страницы и группировать их в список. Для создания ссылки используются Вики-имена, например "СсылкиРесурсы" и "РубрикиФорума", а список реализуется двумя пробелами и символом звездочки.

Способы применения

Философия систем Вики переживает бурное развитие и имеет хорошие шансы для использования во внутрикорпоративных целях. Данная технология, возникшая как средство совместной работы, была подхвачена Интернет-сообществом и формировалась в рамках концепции свободного редактирования (open editing), близкой по своей философии к программированию с открытым кодом (open source). Она воспринималась как средство демократизации доступа к веб-сайтам, которое позволяет всем и каждому редактировать любую страницу и таким образом аккумулировать интеллект и знание некоторого социума.

При первом знакомстве с технологией Вики у всех возникает абсолютно одинаковая реакция: "Что же это получается, кто ни попадя может изменять содержимое сайта?". Представьте себе, и все прекрасно живет и работает. Даже если найдется злоумышленник, который что-то повредит, всегда можно обратиться к списку последних изменений и восстановить испорченное. Конечно, в такой ситуации может разгореться "война редакторов". Она более всего опасна в условиях открытых Вики-сред вроде энциклопедий, где угроза антагонизма реальна, и менее всего - в корпоративных условиях. Иногда противостояние принимает форму войны вкусов, ведь пользователи могут расходиться во мнениях.

К числу еще не разрешенных проблем Вики относится неясность в области авторского права. Она особенно критична при создании крупных проектов, например энциклопедий. Если статью последовательно редактировали несколько человек, то кто из них ее автор?

Wikipedia

Рассказывая о технологии Вики, невозможно оставить без внимания один из самых значительных проектов на ее основе - свободно доступную для чтения и редактирования электронную энциклопедию Wikipedia (www.wikipedia.com), созданную в 2001 г. Ларри Сандером. Количество статей в ней уже превышает 280 тыс. В этом добровольно создаваемом труде можно найти то, чего нет, например, в Британской энциклопедии. Сейчас Wikipedia существует на 40 языках, причем это не переводы, а национальные версии энциклопедий. Часто при поиске в сети информации на определенную тему неплохой отправной точкой является обращение к Wikipedia.

Рис. 3. Wikipedia о системах Вики

Реализации

Существует целый ряд свободно распространяемых реализаций Вики-систем. Различаются они синтаксисом редактирования и технологиями, на основе которых созданы. Наиболее часто используются CGI-скрипты, Perl, PHP, JSP, ASP, Python, Tcl, SmallTalk. В табл. 2 представлен сводный список наиболее распространенных вариантов.

Таблица 2. Сводный список некоторых свободно распространяемых реализаций технологии Вики

Ограничения

Остановимся на недостатках, иногда возникающих при долгой работе со многими реализациями систем Вики.

Во-первых, это дублирование информации: в базе знаний, растущей в рамках проекта, рано или поздно оказываются внутренние пересечения - один, два, три абзаца повторяются на разных страницах, ссылки на ресурсы могут дублироваться в разных разделах. В итоге начинается "кошмар редактора": прежде чем что-то изменить, поправить битую ссылку или дополнить абзац, нужно прошерстить систему на предмет повторов и дубликатов, которые надо убрать. Поэтому если абзац достаточно вырос, то его можно вынести в отдельную страницу, а в остальных местах просто ставить вместо него Вики-ссылки, чтобы потом уже править только в одном месте.

Эта проблема обуславливает второе большое неудобство: невозможность структурирования. Иными словами, бывает, что Вики подобна живому организму, без какой-либо иерархии. По ней можно ходить бесконечно, переходя от одной ссылки к другой, что похоже на блуждание по лесу без компаса. Если ты прочел что-то интересное, но не запомнил, где это находится, - готовься потратить уйму времени на поиск.

И наконец, в системах рассматриваемого класса неудобно общаться. Это надо принять во внимание сразу. В Вики нет идентификации пользователя в рамках тела документа, то есть любую правку, любую запись, которая является мнением или замечанием, надо подписывать. Это неудобно. Внедрение систем комментирования частично данную проблему решает.

В итоге получается, что обсуждаемая технология прекрасно подходит для коллективного накопления знаний в какой-то области, правда, лишая этот процесс любых индивидуальных фрагментов, - они просто теряют автора, становясь результатом работы коллектива. Без сомнения, эти проблемы должны насторожить конечных пользователей различных реализаций Вики и подтолкнуть их к работе над созданием общих правил в целях предотвращения дублирования и хаоса в системе.

Работающий пример системы Вики и другие аспекты программирования, используемые авторами, можно найти на www.xprogramming.ru/wiki/.

Приблизительное определение технологии. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами.

В энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: технология - это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» (1, с. 1338).

Однако технология - это не просто «совокупность методов». Методы подобраны не случайно, и все они направлены на одну единую цель - получение конкретной продукции. С этой точки зрения более точное определение, отражающее саму суть процесса, мы находим в учебнике «Основы менеджмента» (М.Х.Мельсон и др.), где под технологией подразумевается «любое средство преобразования исходных материалов - будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг» (2, с. 697). Это определение недостаточно точное, так как под словосочетание «любое средство» может подойти не только технологический способ производства, но и средства производства, например: инструмент, станки и т.п. Тем не менее сущность понятия «технология» во втором определении более ярко выражена.

Итак, определение технологии, которое складывается при бег лом взгляде на проблему, может быть сформулировано следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными пара метрами.

При таком взгляде ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Полученное определение по сути является определением методики. Оно просто ставит знак равенства между методикой и технологией, что не совсем правомерно.

Данный подход к понятию «технология» не позволяет найти отличие между методикой и технологией. Попытаемся это сделать, взглянув на те подходы, которые излагаются в педагогической литературе.

Существующие подходы к понятию «технология обучения». В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие «технология». Систематизация различных точек зрения позволяет выделить три основных подхода к определению технологии обучения.

При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели (например, технология отработки навыка устного счета, технология организации групповой деятельности и др.). Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии - они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели. Использование понятия «технология» в этом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Про исходит просто подмена одного понятия другим. Если ранее говорили «методика (или система) В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина», то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией) говорят «технология В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина». От перемены слов суть предмета (системы В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина) не изменилась.

Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В.П.Беспалько, являются учащиеся и преподаватели. технология же является характеристикой того способа обучения, который заложен в педагогической системе и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде. Не смотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система», данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, так как технология включает в себя не только методику (определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение заданного результата, форм организации процесса), но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения.

В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм. Нельзя сказать, что данный взгляд еще ближе подходил бы к первоначальной трактовке понятия «технология» -скорее, наоборот. Ведь технология - это определенный способ. А способы могут быть разные: быстрые и медленные, новые и старые. И не случайно появился термин «современные технологии», подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества. Успех многих промышленных предприятий заключается именно в том, что они отказываются от устаревших и неэффективных технологий и используют новые и новейшие технологии, основанные на самых последних научных разработках. Технология - это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ производства (или обучения), отвечающий требованиям технологичности процесса.

Кроме представленных трех подходов, уже достаточно четко обозначившихся в педагогической литературе, существует и ряд других, еще не вполне оформившихся. Среди них выделяется взгляд на технологию обучения как на способ формирования учебной программы отдельных курсов из набора модулей (блоков). Каждый из таких модулей представляет собой содержание и методические разработки какого-то одного раздела учебной дисциплины. Считается, что, варьируя такими готовыми модулями (блоками), переставляя их местами, преподаватель может добиться наилучшего результата. Получается, что технологией обучения здесь называется возможность перестановки различных модулей. Однако подобную перестановку назвать технологией обучения учащегося никак нельзя - это по сути дела способ подбора учебного материала преподавателем, способ компоновки содержания предмета. Конечно, последовательность изложения материала и его качественный состав имеют отношение к методам и способам, так как для изучения определенного содержания можно использовать определенные методы и приемы. Однако, как бы ни менялись местами модули (блоки), их преподавание обычно ведется в русле единой методики, которую использует в своей практике педагог или образовательное учреждение.

Как мы видим, наиболее часто встречаемые в педагогической литературе 90-х гг. подходы к понятию «технология» также не дают ответа на вопрос о ее отличии от методики. Для того чтобы это отличие обнаружить, необходимо взглянуть на технологию под другим углом зрения. Сделаем это, обратившись к историк вопроса.

Первоначальный смысл термина «технология». Термин «технология» широко используется в промышленности и строительстве. Именно из этих двух сфер и пришло в педагогику это понятие. Этому переходу способствовало развитие информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые на определенном уровне развития начали использоваться в сфере образования. Их появление и интенсивное развитие в образовании привели к быстрому распространению новой терминологии.

Впервые термин «технология» появился несколько столетий на зад, в период становления промышленности. Этот период развития общества характеризуется ростом машинного производства, увеличением объемов продукции, произведенной на фабриках, в условиях более высокой производительности 1руда. Другими словами - это период перехода от ремесленничества к машинному производству. Только с появлением мощных средств производства, производительность которых превышала возможную производительность одного ремесленника, возникло понятие «технология».

Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке:

Случайный опыт ------- Ремесло -------- Технология

На первом этапе (случайный опыт) человек, сталкиваясь с каким-то явлением (опытом, приемом), только осваивает его и получает умения работы с ним. На этом этапе он еще не использует это явление для обеспечения своей жизнедеятельности. Это пери од начального освоения явления. На втором этапе - этапе развития ремесла - человек не просто осваивает данное явление, но и, отдавая ему силы, выстраивает на нем определенный вид деятельности, приспосабливает его для обеспечения своей жизнедеятельности. Именно в этот период возникает профессия по виду деятельности (плотник, гончар, рыболов и др.). На третьем этапе общество достигает такого уровня развития, при котором для производства какого-либо продукта создаются механизмы и технические средства. Именно они теперь выполняют основную работу по производству продукта. Это уже этап технологии.

По первоначальному смыслу технология означает процесс производства продукции техническими средствами ~ станками, группой станков, поточной линией. Каждая из технологий означает производство определенного продукта при помощи конкретных средств производства. Любое изменение в наборе средств производства (например, замена на заводе фрезерных станков на станки с другими техническими характеристиками) приводит к изменению технологической цепочки, характеристик и параметров производства, а следовательно, к изменению самой технологии.

Переход от ремесленнического способа производства к промышленному означает значительное усложнение производства, так как в производстве принимают участие машины, заменяющие человека частично или полностью. Технологии во многом зависят от технических характеристик используемых в промышленности технических средств. Поэтому при машинном производстве потребовалось усложнить и детализировать описание каждого действия. Простого описания последовательности действий, которым пользуется ремесленник (или методист в обучении), уже недостаточно. Более того, в описание процесса производства пришлось вносить точные характеристики каждого вида технических средств производства, так как весь процесс производства строится именно на этих характеристиках.

Таким образом, промышленная технология представляет собой определенный способ производства (образованный совокупностью и последовательностью применения методов) какого-либо продукта, построенный на использовании технических или любых других средств производства под управлением человека. Причем средства производства играют в технологии доминирующую роль и несут основную нагрузку при получении продукта. Примером может служить машинное производство, ткани в промышленности, где на десятки станков, производящих сотни и тысячи метров ткани, приходится один оператор.

Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, то тогда под технологией обучения будет подразумеваться определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся.

По-видимому, различие между технологией и методикой в сфере образования состоит в том же, в чем заключается различие между технологией и ремесленничеством в производственной и строительной сферах. Это различие между высокопроизводительным машинным производством и относительно низкоэффективным ручным трудом.

Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.

Структура технологии обучения. Рассмотрим структуру технологии обучения учащихся в начальной школе. Она включает в себя следующие основные компоненты (см. рис. 3):

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (не путать с уровнем общего развития учащихся) и отбор обучаемых в классы (группы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. К примеру, тестирование поступивших в 1 класс учащихся по таким критериям, как умение читать и скорость чтения, умение считать и писать, позволяет распределить первоклассников II классы с различным уровнем подготовленности: сильный, средний и слабый. Обучение в каждом из таких классов строится по-разному. Проводя занятия по одним и тем же учебникам, учи теля, делая поправку на подготовленность учащихся, с сильным классом после короткого повторения быстро переходят к освоению нового материала, а со слабым, в котором учащиеся почти не умеют читать, занимаются изучением алфавита и цифр, учат читать и считать в пределах десятка.

Результаты широкого применения предварительного диагностирования в школах при наборе в первые классы и группировка начинающих обучение в классы с одинаковым (или близким) уровнем подготовленности доказали необходимость включения этого элемента в практику. Предварительная диагностика и отбор необходимы не только при наборе в 1 класс, но и в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса, предмета. Это может быть подбор в группы для изучения иностранного языка, прохождения психологического тренинга и др.

2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Мотивация представляет собой одно из ведущих направлений работы учителя. При введении технологий обучения это направление в работе учителя приобретает особенно важное значение. Взаимодействие учащегося со средством обучения не всегда может приносить радость и удовольствие, хотя и такое возможно (к примеру, компьютерные игры очень привлекают учащихся). По этому основная задача учителя при внедрении технологии обучения - привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

    Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, осуществляющийся через взаимодействие учащихся со средствами обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения.

Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительное внимание процессу контроля. Если при использовании методики основное внимание уделялось процессу организации деятельности учащихся по освоению знаний и накоплению опыта, то в технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока. Недостаточное внимание к любому из них ведет к снижению возможностей технологии и увеличению необходимого для обучения времени. С этой точки зрения процесс обучения схематично можно изобразить так (рис. 1, 2):

Рис. 1. Процесс обучения, Рис. 2. Процесс обучения, построенный на основе построенный по технологическим методики принципам

Необходимо заметить, что использование средств обучения (средств контроля, диагностики и т.п.) возможно на любом этапе учебного процесса, однако технологией процесс обучения становится только в том случае, когда средство обучения используется на ключевом этапе - этапе учебной деятельности (третий этап). Использование средств обучения на всех других этапах гопорит только о той или иной степени полноты используемой технологии.

Рис. 3. Обучение, построенное как технологический процесс

Особенности технологии обучения. Любая используемая в социальной сфере технология имеет свои особенности. Для технологии обучения характерны следующие особенности:

    неопределенность результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) необходимый 100-процентный результат;

    периодическое проведение контроля по совершенствуемому параметру;

    выявление и отбор неуспевающих;

Дополнительная работа с отобранными, т.е. проведение повторного цикла взаимодействия;

Вторичное проведение контроля после дополнительной работы;

    в случае устойчивого непонимания учащимися нового материала проводится еще и диагностика причин непонимания или отставания.

Требования к технологическому процессу в обучении. В технологиях обучения степень достижения результата (завершенности процесса обучения) может определяться двумя способами. Во-первых, средствами контроля, позволяющими получать объективную оценку, а во-вторых, самим учителем. Он сам может оценивать, завершен процесс или нет.

Таким образом, для разных процессов характерны различные степени технологичности. При наибольшей степени технологичности все этапы процесса осуществляются средствами обучения. При минимальной степени технологичности сам процесс обучения может осуществляться средством обучения, а контроль - проводить учитель.

В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом. Это становится возможным, если:

    средства обучения играют в обучении ведущую роль;

    цель обучения ставится диагностично (с указанием требуемого уровня усвоения);

    достижение конечного результата осуществляется с точностью не менее 70Уо (по данному уровню усвоения).

последовательность материальных процессов и операций, реализация которых приводит к появлению продукта (потребительной стоимости) с необходимыми и полезными для дальнейшего использования человеком свойствами. (См. техника, инновационная деятельность).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕХНОЛОГИЯ

от греч. искусство, мастерство, умение и греч. изучение) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства. В конце XVIII в. в технознании стали различать описательный раздел и новый, который получил название «технология». Термин «технология» в научное употребление ввел Иоганн Беккман в работе «Введение в технологию» (1777 г.) для обозначения ремесленного искусства, включающего в себя профессиональные навыки и эмпирические представления об орудиях труда и трудовых операциях. Современное понимание технологии имеет несколько смыслов: 1) технологическая форма движения материи – глобальная совокупность материальных процессов вещественно-энергетического взаимодействия общества и природы, протекающих в системах техники и в целом формирующих техносферу; 2) технологический процесс – материальные воздействия на предмет, вызывающие в нем целесообразные качественные и количественные изменения свойств и пространственно-временного положения. Обобщенный предмет технологических изменений – различные формы вещества, энергии и информации (все множество технологических процессов может быть выражено технологической матрицей); 3) технологические науки – класс тех. наук, изучающих проблемы превращения природных предметов и процессов в искусственные целесообразные формы. Базис технологических наук – технологические теории, целостно описывающие законы и закономерности технологических взаимодействий, параметры и условия протекания процессов преобразования вещества, энергии и информации; 4) технологическая методология – системы принципов, норм и требований, технологических методов, способов и приемов, разрабатываемых инженерными дисциплинами для создания и регулирования технологических процессов получения, трансформации, передачи и хранения предметов; 5) применение любого научного знания для решения практических задач, такая трактовка технологии принята в зарубежной философско-социологической литературе, преимущественно англоязычной. В широком смысле технология – это объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов, а в узком смысле – это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создает материальный продукт, информационная тех- нология – информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства. В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр. Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса. Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологии занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях. Каждому виду техники соответствует своя технологическая модель. Следовательно, выделяются технологии производственные, научные, медицинские и др. В каждой конкретной отрасли материального производства доминируют соответствующие технологические процессы. При интегрированном подходе выделяются лишь две формы технологий, а именно: а) научно-промышленные технологии; б) социальные технологии. Современная технология – динамично развивающаяся сфера научного знания и практической деятельности. Различают следующие основные, направления современных технологических разработок: 1) повышение степени эффективности технологических процессов на основе компьютеризации и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности; 2) создание эффективных биотехнологий, предполагающих постепенное замещение дискретных (прерывистых) процессов на непрерывные технологические процессы, а также процентное увеличение доли немеханических технологий; 3) экологизация техникотехнологических систем, т. е. повышение «степени замкнутости» всех форм производственно-хозяйственной деятельности. Технология способствует эффективности реализации определенных социально-технических решений и преодолению соответствующих проблем. Следовательно, технология – реальное (практическое) разрешение конкретной научно-технической, производственнохозяйственной и социально-политической задачи. Техникознание реализуется в производственно-хозяйственной деятельности в рамках системы «технознаниетехнология-производство».

Эти изобретения достойны не просто нашего внимания, но и успеха на мировой арене. Ведь эти технологии могут круто изменить наш образ жизни. Хорошая новость – их не придется ждать долгие годы, потому что они уже здесь и готовы к использованию!

15. Светящиеся растения

На протяжении долгого времени ученые искали более дешевые и эффективные методы искусственного освещения. Наконец, они добились успеха. Им удалось создать несколько видов растений, которые излучают свет в темноте. Такие растения можно использовать в городской среде, чтобы сократить расходы на электричество. Не говоря уже о том, что каменным джунглям немного растений не помешает.

14. Вертикальные фермы

Чтобы убедиться, что человечество всегда будет обеспечено здоровой и свежей пищей, ученые и фермеры объединились и создали инновационный метод ведения сельского хозяйства. От традиционного он отличается тем, что растения выращиваются в закрытом помещении, при этом уклон делается на экономию пространства. Благодаря этому методу люди в городах смогут выращивать еду сами или покупать свежие продукты в магазинах в любое время года.

13. Интернет с воздушного шара

Около четырех миллиардов людей в мире все еще не обладают доступом в интернет. Крупные интернет-компании регулярно придумывают новые способы, как сделать интернет доступным во всех уголках Земли. Так появилась идея запустить в атмосферу воздушные шары, которые будут «доставлять» интернет в труднодоступные районы. Такой проект поможет жителям развивающихся стран лучше ознакомиться с окружающим миром и найти более высокооплачиваемые рабочие места.

12. Биотехнология

Биотехнология – это отрасль науки, которая ищет возможности объединения технологий и живых организмов для использования в полезных целях. Полезные продукты варьируются от пищи, включая сыр, йогурт и кефир, до лекарств и биологических сенсоров. Биотехнология продолжает совершенствоваться и предлагать новые решения. На данный момент в биотехнологии популярна идея зерновых культур, устойчивых к засухам и содержащих больше витаминов.

11. Виртуальная реальность

В виду популярности видеоигр, игровые компании постоянно разрабатывают все более изощренные способы подарить игроку незабываемый опыт. Их главная цель – заставить нас почувствовать, что мы живем в игре, а не сидим дома перед монитором. Чтобы добиться этого эффекта, различные компании выпускают самые разные продукты для погружения в виртуальную реальность. Один из самых интересных вариантов – маска, которая во время игры позволяет даже почувствовать ароматы дикой местности.

10. Мясо из пробирки

Многие люди прекращают есть мясо, потому что не хотят навредить животным. Им на радость ученые придумали метод, который позволяет создавать мясо в лаборатории. Мало того, что это урезает ресурсы и энергию, которые тратятся на выращивание животного, это мясо более полезное и на вкус ничем не отличается от настоящего. Не говоря уже о том, сколько на планете освободится места, когда исчезнут животноводческие фермы.

9. Экзоскелеты

Конечно, нам еще далеко до костюма Железного Человека, но первые шаги уже сделаны – экзоскелеты больше не предмет фантазии, а самая настоящая реальность. Они возвращают людям с травмами позвоночника возможность ходить и наслаждаться жизнью в полной мере. Со временем эти примитивные экзоскелеты станут только лучше – проще в использовании, удобнее и дешевле.

8. Устройства, управляемые силой мысли

Если вы постоянно забываете, куда положили смартфон – эта новость придется вам по душе. Ученые разработали метод, который позволяет управлять приборами силой мысли. Эта технология впервые была испробована на людях, которые утратили подвижность. Она оказалась настолько успешной, что уже в 2004 люди играли в пинг-понг силой мысли. Такая технология определенно упростит нам жизнь, не говоря уже о том, какие возможности она открывает для видеоигр будущего.

7. Сверхскоростной транспорт

Мир не устает расширяться, и все чаще мы испытываем необходимость оказаться в двух местах одновременно. Поэтому человечество постоянно ищет способы более быстрого передвижения. Один из лучших примеров новых технологий в этой области – гиперпетля Илона Маска. Она обещает быть настолько быстрой, что шестичасовой путь от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско будет преодолеваться за тридцать минут. И это не единственный подобный проект, находящийся в разработке.

6. Изменение генома

Из-за того, что рождается все больше людей с генами, которые усложняют им жизнь и повышают риск смертности, генетики создали технологии, которые позволяют «вырезать» вредные гены, добавлять новые и «включать и выключать» уже имеющиеся. И это не просто способ сделать ллюдей здоровыми – эта технология может помочь людям, которые, например, всегда мечтали быть спортсменами, но лишены необходимых генов. Конечно, такая процедура не гарантирует результат на 100%, и людям все еще придется много работать, чтобы овладеть желаемыми навыками.

5. Современное опреснение

Хотя люди уже давно научились добывать питьевую воду при помощи опреснения, старые методы слишком трудоемкие и недостаточно эффективные. Теперь у человечества сложилось более глубокое понимание физики и химии, и ученые создали более эффективные способы опреснения воды. Теперь это можно делать не только быстрее и дешевле, но и с дополнительными преимуществами. Среди них – бесплатные полезные ископаемые. Да, в воде их полно, и опресненная вода может стать дешевым источником полезных ископаемых, необходимых для производства. Плюс, миллиарды тонн опресненной воды могут напоить всю планету.

4. Настоящий трикодер

Если вы фанат научной фантастики, то наверняка знакомы с этим устройством из «Стартрека». Именно его персонажи сериала использовали для измерения медицинских показателей. Реальная версия этого прибора умеет измерять кровяное давление, насыщение крови кислородом, пульс, температуру, дыхание, а также диагностировать 12 заболеваний, включая ветрянку и ВИЧ.

3. Дроны в сельском хозяйстве

Все больше и больше фермеров просят помощи у современных технологий. Одним из таких помощников стали дроны. Хотя внешне они напоминают тех, которые используются в армии и кинопроизводстве, функционал у них сильно отличается. Их главная задача – делать инфракрасные снимки, которые позволяют фермерам определить, где семена прорастают успешно, а где начинаются проблемы. Некоторые компании создают сельскохозяйственных дронов, которые смогут уничтожать вредных насекомых, плесень и прочие неприятные для урожая вещи.

2. Супер материалы

С более глубоким пониманием химии мы научились создавать новые, потрясающие материалы. В их число входит графен – материал, который состоит лишь из одного слоя атомов углерода. Благодаря такой толщине, он легко растягивается, обладает высокой теплопроводностью и при этом он в 200 раз крепче стали. Графен может использоваться в создании… да чего угодно. Графен сделает бронетехнику, одежду, компьютеры и многие другие вещи намного лучше и куда более долговечными.

1. 4D принтеры

Вы наверняка слышали о 3D принтерах. Но вряд ли вы знаете о существовании 4D принтеров. Оба выполняют одну задачу – печатают материалы или специальные предметы – но 4D создает объекты, которые способны изменяться под внешним воздействием. Дело в том, что условия жизни постоянно меняются, и то, что нам было нужно вчера, может уже не понадобиться через год. Чтобы избежать создания вещей, которые прослужат лишь короткий срок, исследователи создали принтеры и материалы, которые удивительным образом адаптируются ко всем типам перемен в окружающей среде, повреждениям и другим потенциальным опасностям.


Загрузка...