sonyps4.ru

Чем отличается серверный компьютер от обычного. Разница между сервером и обычным компьютером

За последние годы в типичной домашней компьютерной сети появилось множество ресурсоемких сервисов, для работы которых требуется отдельный компьютер — мини-сервер. Для чего же нужны, какими бывают и на что способны домашние серверы.

Десятилетие назад пределом мечтаний любой среднестатистической семьи было обзавестись хотя бы одним компьютером с доступом в Интернет: родителям и детям приходилось работать за ним поочередно. Как говорится — в тесноте, да не в обиде. Сейчас же личный ноутбук, планшет или смартфон, а зачастую все три устройства сразу, есть почти у каждого взрослого человека и даже ребенка.
Из-за этого современные жилища по вечерам превращаются в подобие читального зала, где каждый член семьи уединяется в своей комнате за веб-серфингом, просмотром кинофильмов или компьютерными играми. Тем не менее, компьютеры в домах отнюдь не разрознены, а являются частью небольшой локальной сети. Сравнительно недавно список сетевых устройств пополнили умные телевизоры и медиаплееры с выходом в Интернет. Но многим пользователям этого мало и нередко под различные сетевые задачи выделяется целый компьютер, выступающий в роли сервера.

Зачем нужен домашний сервер

В качестве сервера обычно используется тот же десктоп, за которым люди ежедневно работают, или ноутбук, который вообще-то не предназначен для безостановочного, в течение многих месяцев функционирования. Такой подход, конечно, имеет право на жизнь, да и с финансовой точки зрения он выгоднее, но назвать его рациональным нельзя. Во-первых, запуск на таком компьютере ресурсоемкого приложения, например современной игры с трехмерной графикой, повлечет за собой снижение скорости обмена данными. Во-вторых, для создания домашнего сервера далеко не во всех случаях необходим мощный ПК, который, работая круглосуточно, будет потреблять массу электроэнергии, да еще и изрядно шуметь. В-третьих, компьютер, за которым ежедневно работаешь, можно случайно выключить или перевести в спящий режим, а ноутбук и вовсе захватить с собой в дорогу, тем самым нарушив всю домашнюю компьютерную инфраструктуру. Учитывая вышесказанное, не возникает даже малейшего сомнения в целесообразности использования отдельного устройства — домашнего сервера.

Слово «сервер» у многих людей ассоциируется со сверхмощным компьютером, который из-за внушительных размеров и высокого уровня шума устанавливается в отдельной комнате. Но это верно лишь в отношении вычислительных систем крупных предприятий и научных лабораторий, тогда как домашний сервер являет собой полную противоположность — компактное, энергоэффективное и почти бесшумное устройство. Небольшие размеры мини-сервера позволяют установить его в укромном месте: на полке, под столом или за телевизором, чтобы не портить интерьер комнаты. Минимальное энергопотребление позволит не опасаться разорительных счетов за электричество, а низкий уровень шума или его полное отсутствие не помешает сну.

Как использовать мини-сервер

Мини-серверу можно смело поручить выполнение самых разных задач, в результате чего появится возможность реже включать настольный компьютер и всегда брать с собой в дорогу ноутбук, а не оставлять его дома. Все задачи, с которыми способен справиться мини-сервер, можно условно разделить на несколько основных групп.

  • Сетевое хранилище . Одной из самых частых ролей, которые берет на себя домашний сервер, является сетевое хранилище (Network Attached Storage, NAS). Такой подход позволяет предоставить доступ к фильмам и музыке всем сетевым устройствам. Кроме того, с помощью NAS удобно обмениваться только что снятыми смартфоном фотографиями и видеороликами: их нужно лишь загрузить в сетевое хранилище и можно просматривать на компьютере или телевизоре. При желании доступ к файлам из хранилища можно предоставить по протоколу FTP, благодаря чему они станут доступны но вводу пароля еще и пользователям, находящимся за рамками домашней сети.
  • Медиасервер . Унифицированный стандарт DLNA позволяет электронным устройствам обмениваться друг с другом мультимедийным контентом. Мини-сервер, поддерживающий этот стандарт, может транслировать видеопоток на телевизор с поддержкой DLNA, планшетный компьютер или смартфон.
  • Узел пиринговой сети . Процесс загрузки файлов по протоколу BitTorrent на высокой скорости и последующая их раздача ощутимо нагружают жесткий диск и замедляют обмен данными в сети. Поэтому разумно перепоручить выполнение этой задачи домашнему серверу, обладающему собственным жестким диском или даже несколькими. Клиент BitTorrent, как правило, входит в стандартный набор приложений мини-серверов, если же предустановленного приложения в меню не оказалось, его можно установить вручную.
  • Веб-сервер . По правде говоря, аренда вебхостинга сейчас стоит сущие копейки, так что устанавливать дома мини-сервер лишь для запуска на нем веб-сайта вряд ли оправданно. Но если вы уже обзавелись домашним сервером для выполнения других задач, почему бы не использовать его еще и в качестве веб-сервера, к примеру для персонального блога?
  • Видеонаблюдение . Чтобы следить за домом и приусадебным участком во время пребывания на работе, нужна система видеонаблюдения. Установить обычные веб-камеры или беспроводные IP-камеры по периметру дома не составит труда, а храниться сделанные ими фотографии и видеозаписи будут на мини-сервере. Если на территорию проникнут посторонние липа, специальное программное обеспечение мгновенно отправит на мобильный телефон-сигнал SOS. А в случае чрезвычайного происшествия наблюдать за обстановкой в доме можно будет удаленно, с ноутбука или планшета.
  • Обработка видео . Если вам нужно перекодировать видеоролик или отрендерить смонтированный фильм, приготовьтесь подождать от нескольких часов до суток, причем ПК в это время не будет пригоден для иной деятельности. Так что лучше отдать эту работу на откуп серверу.
  • Игровой сервер . Чтобы играть с друзьями в многопользовательские шутеры, один из компьютеров должен исполнить роль сервера.

Если же имеется домашний сервер, то игру можно не выключать сутками напролет, благодаря чему ваши друзья в любое время смогут присоединиться к сетевым баталиям.

Системный блок для сервера

В зависимости от потребностей домашний сервер может представлять собой устройство разного размера и форм-фактора. Простейший мини-сервер состоит из беспроводного маршрутизатора и внешнего жесткого диска с интерфейсом USB. Такое решение сгодится на роль сетевого хранилища, а после установки на маршрутизатор альтернативной прошивки, к примеру OpenWrt или DD-WRT, — еще и на роли веб-сервера и клиента BitTorrent.
Если понадобится более емкий и быстрый сетевой накопитель, рекомендуем выбрать NAS-систему. Такое устройство оснащается двумя или четырьмя жесткими дисками, объединенными в RAID-массив, парой гигабитных адаптеров Ethernet и, как правило, предустановленным клиентом BitTorrent.
Если нужен компактный домашний сервер, который в то же время обладал бы возможностями полноценного компьютера, стоит присмотреться к неттопам — миниатюрным системным блокам, построенным на базе экономичных процессоров Intel или AMD. При желании мини-компьютер можно собрать собственноручно на основе материнской платы Mini-ITX или Barebone-системы — почти готового к использованию компьютера, в который нужно установить лишь модули оперативной памяти и жесткий диск, после чего можно заняться вопросом размещение серверов в датацентре . Такие решения, как правило, могут похвастаться более производительным, чем у неттонов, процессором, а значит, подойдут для обработки видео и запуска игрового сервера.

Конфигурации домашнего сервера

Итак, из чего должен состоять домашний сервер? Прежде всего, определимся с общими требованиями к его конфигурации.

  • Компактность . Мини-сервер необязательно должен быть под рукой: ничто не мешает убрать его в кладовку или даже на балкон. Тем не менее собирать его в полноразмерном tower нерационально, обычная городская квартира отнюдь не резиновая, и место в ней весьма и весьма ограниченно. Потому есть смысл использовать малогабаритный баребон или компактный корпус формата Mini-ITX.
  • Быстрый сетевой адаптер . Ни монитора, ни клавиатуры с мышью у уважающего себя сервера нет, всякий обмен данными с внешним миром он получает исключительно по сети. Потому без гигабитного сетевого адаптера (а то и двух) не обойтись. Как бы ни было велико искушение избавиться от сетевой инфраструктуры с помощью адаптера Wi-Fi или Powerline (HomePlug), подключать сервер придется витой парой категории 5е или 6, только она сможет обеспечить пропускную способность, необходимую для многих сетевых сервисов.
  • Емкая, быстрая и надежная дисковая подсистема . Одним из наиболее востребованных сетевых сервисов является хранение данных. В самом деле, зачем искать интересующий вас фильм или дистрибутив нужной программы среди нескольких сетевых компьютеров, если можно приспособить для хранения сервер? Разумеется, емкость дисковой системы должна быть достаточной, чтобы вместить все то, что члены семьи сочтут нужным сохранить: видеофильмы и видео, фотоархивы, полезные программы и т.д. Также важна скорость доступа к этим материалам: кто захочет ждать по 30-40 минут, пока с сервера загрузится нужный файл. С надежностью, в общем-то, и так все ясно — при потере 3-4 Тб информации восстановление может занять много Бремени, а кое-что и вовсе реанимировать не удастся. Всем этим условиям удовлетворяет RAID-массив из нескольких жестких дисков.
  • Низкий уровень шума и эффективное охлаждение . Если вы так и не собрались перенести сервер на балкон, вам может мешать шум его вентиляторов, особенно ночью. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы сервер не сильно грелся и его система охлаждения имела тихие низкооборотные вентиляторы. Тут важно не переборщить с мощностью: тоновый восьмиядерный процессор домашнему мини-серверу чаще всего ни к чему, вполне можно обойтись экономичной моделью невысокого уровня.
  • Производительность . В какой-то степени это требование находится в противоречии с предыдущим, и вам придется искать компромисс между ними. Ключевое значение имеет круг задач, которые предполагается возложить на мини-сервер. Если, скажем, вы собираетесь использовать его для «тяжелых» вычислений, таких как кодирование и рендеринг видео, волей-неволей придется установить что-нибудь вроде Intel Core i5-2500k и мириться с шумной системой охлаждения. Если же сервер в основном будет использоваться как хранилище, можно смело экономить на процессоре и ограничиться чем-нибудь бюджетным.
  • Надежность . В последнюю очередь упомянем надежность самого сервера. Увы, домашним мини-серверам не доступны практически все серверные технологии повышения надежности, поэтому следует сделать акцент на компонентах от зарекомендовавших себя производителей и на качественной сборке системы. Также стабильности добавит источник бесперебойного питания: он обеспечит непрерывную работу мини-сервера при кратковременных сбоях питания и защитит оборудование при серьезных проблемах в электросети.

Комплектуем свой мини-сервер

В завершение дадим краткий обзор компонентов, из которых мы собрали мини-сервер, послуживший тестовым стендом для разного рода испытаний.
Миниатюрный и легкий неттоп можно закрепить на задней панели монитора или телевизора.

  • Системная плата ASUS P8H67-I . Из богатейшего набора системных плат Mini-ITX, имеющихся на рынке, мы выбрали плату, оборудованную сокетом LGA1155, с прицелом на достаточно мощный универсальный минисервер. Также нас интересовал встроенный RAID-контроллер, с помощью которого можно построить по-настоящему производительное и надежное сетевое хранилище.

  • Процессор Intel Core 13-2100 . С одной стороны, способен обеспечить высокое быстродействие, а с другой — хорошо вписался в наш ограниченный энергобюджет (65 Вт из 180 Вт).
  • Память Apacer 2×1 Гб DDR3-1333 . Большой объем памяти нашему серверу ни к чему: кодировать видео мы на нем не собирались, а потому сочли возможным сэкономить на ОЗУ.
  • Четыре однотерабайтных жестких диска Western Digital WD10EZRX . Эти HDD относятся к серии Caviar Green и обладают пониженной скоростью вращения шпинделя; как следствие — возрастают надежность и долговечность, а также снижаются энергопотребление и тепловыделение. Все эти параметры имеют первостепенное значение для домашнего мини-сервера. Жесткие диски мы объединили в массив RAID по схеме 1+0, то есть зеркало из двух пар с чередованием (stripe). С одной стороны, такая схема обеспечивает высокую производительность дисковой подсистемы, с другой — достаточно высокую надежность за счет дублирования. Пришлось, конечно, пожертвовать емкостью: общий объем хранения системы составил 2 Тб.
  • Корпус Chenbro ES34069 . Компания Chenbro хорошо известна своими не слишком изящными, зато надежными и грамотно сконструированными корпусами. ES34069 это компактный корпус для системной платы формата Mini-ITXc внешним блоком питания. Немаловажным для нас было наличие четырех внешних отсеков для жестких дисков, двух 70-миллиметровых вентиляторов и еще двух посадочных мест для вентиляторов размером 60 мм. Внешний блок питания ограничивал нас в мощности достаточно скромной величиной в 180 Вт.
  • Операционная система FreeNAS . Устроила нас больше других. Во-первых, она бесплатна, что снижает итоговую стоимость мини-сервера, а во-вторых — обладает многими возможностями, присущими дорогим серверным ОС. Кроме того, нас прельстила простота ее установки и настройки.

Таким образом, мы получили достаточно мощный, надежный, компактный и тихий сервер, способный обеспечить работу практически всех сетевых сервисов, которые могут понадобиться дома. При этом его в любой момент можно превратить в обычный ПК, подключив монитор, клавиатуру и мышь. Разве что поиграть не удастся: на системной плате есть свободный слот PCI Express х 16, но вот мощности блока питания на игровую видеокарту явно не хватит.

Будущее домашних серверов

В данный момент трудно дать точные прогнозы относительно дальнейшего развития домашних серверов. С одной стороны, мини-серверы не вписываются в концепцию посткомпьютерной эпохи, согласно которой пользовательские данные не только хранятся, но и обрабатываются на сервере компании — поставщика облачных услуг. С другой стороны, почти ежедневно поступают сообщения о хакерских атаках на популярные вебсервисы, из-за чего многие побаиваются хранить личные данные в облаке. Так что домашний сервер, доступ к которому имеют лишь локальные компьютеры, выглядит наиболее безопасным и надежным решением.

Привет, Гиктаймс! Народное поверье гласит, что трава у соседа всегда зеленее, а компьютеры, которые для своих нужд закупают дотошные предприниматели, надёжнее и производительнее, чем сдобренные маркетингом модели в рознице. Целая каста энтузиастов охотится на серверные комплектующие и боготворит производительность железа корпоративного класса. Разбираемся, действительно ли крупные организации плещутся в «IT-раю», или же гики сотворили себе идола из ничего?


Нет преград энтузиастам, особенно если эти преграды воздвигнуты коварными маркетологами, которые поделили все электронные устройства на корпоративные и консьюмерские! Потому что даже в СМИ с рекламой о загадочном «пользовательском опыте» разработчики софта и железа проговариваются, мол, «камера этого смартфона обеспечивает профессиональное качество снимков!», да и другим образом штамп о профессионалах, которые ерундой не пользуются, эксплуатируют уже давно. И если уж искать пресловутую «профессиональную технику» и качество услуг, то лучше вопрошать железо и методы обслуживания корпоративного класса, верно?

Мотивы, которыми руководствуются неугомонные энтузиасты, лежат на поверхности - пусть консьюмерская техника и развивается бодрее за счёт аппетитов покупателей, «закаленные боями» комплектующие корпоративного класса явно будут надёжнее, а на вторичном рынке - ещё и дешевле. Играют же как-то гики на видеокартах для рабочих станций, собирают же могучие и «вечные» домашние ПК с серверной начинкой! Стало быть, есть смысл попытать счастья?

И толика этого самого смысла в подобное затее, разумеется, есть, но с приобретением корпоративных «атрибутов» под домашние условия можно «влипнуть» и, в лучшем случае, переплатить за невостребованную функциональность, а в худшем - уйти в минус в сравнении с вариантами, доступными для розничного покупателя. Разбираемся, в чём состоит подвох в использовании железа, разработанного для корпораций.

Серверный - тоже игровой. Intel Xeon в домашних ПК

Первое, что приверженцы технологий любят использовать из корпоративного сегмента - серверные процессоры. Не экзотические, а наиболее «понятные», то есть, на базе архитектуры x86. Удовольствие это не из дешёвых, поэтому «зеоноводы», условно говоря, включают в себя два лагеря с немного разными ориентирами в постройке ПК:


Xeon - изначально не для игр и «гонок» в бенчмарках, но иногда бывают полезны

Энтузиасты, нацеленные на High-End комплектующие . Это такой уровень, когда крупносерийных версий Intel Core i7 уже недостаёт, а при взгляде на платформу LGA-2011 (любого из поколений) на ум приходят мысли о том, что «суперзаряженные» Core i7 предлагают «те же яйца», только в меньшем количестве и без разгона.

Потому что, коль уж мы говорим о цене, случались в истории моменты, когда восьмиядерные Xeon оказывались эдак на треть дешевле и значительно «холоднее», чем 6-ядерные Core i7 Extreme Edition. Например, так было после дебюта чипов Intel Haswell-E в 2014 году - во-первых, что разница в цене между шестиядерным Core i7-5960X и «гражданским» четырёхъядерником i7-4790K составляла жалкие 15%. А во-вторых, младший серверный восьмиядерный Xeon E5-2609 v4 стоил примерно на 30% дешевле, чем кандидат из лагеря Haswell-E. При этом, в отличие от «просто» Core i7 в Xeon ниже уровень TDP и отсутствует бесполезная для энтузиастов интегрированная в процессор графика.

При этом кэша L3 во всех трёх моделях навалено тоннами, а частота, хоть ниже в Xeon, но убеждения «в работе ядра лишними не бывают» и «очень скоро игры оптимизируют таким образом, чтобы они работали быстро на 8 и более ядрах» не дают экономным любителям скорости покоя, после чего горячие парни отправляют младшие версии Xeon в чипсет Intel X99 и… никому не признаются, как обстоят дела в играх.

Потому четыре ядра, разбавленных с помощью Hyper-Threading, почти всегда оказываются эффективнее в играх, чем восемь низкочастотных «горшков» в Xeon, которые даже разогнать никак нельзя (заблокированный множитель, околонулевой разгон по шине).

«Кулибины», которые захотели модернизировать старую платформу при минимальных затратах . Например, приобрести взамен старого процессора Core 2 Duo не старый Quad, а гораздо более крутой и высокочастотный четырёхъядерный Xeon X5460, который с помощью нехитрого переходника можно установить не в серверную материнскую плату с Socket 771, а в «гражданскую» для Socket 775.

Главное в таком сценарии - озаботиться качественным охлаждением (серверные «камни» щеголяют TDP порядка 120 Вт взамен 95 Вт у стандартных четырёхъядерников), но в итоге такой вариант апгрейда с очень старой платформы до «терпимо старой» себя оправдывает, тем более, что на некоторых матплатах процессор можно разогнать аж до 4 ГГц.

И ведь у «Зионов» есть преимущества, которыми они компенсируют свою многоядерную нерасторопность в играх! Например, возможность городить мультипроцессорные конфигурации, с которыми кодирование видео/музыки/фото и CAD-моделирование происходит намного быстрее, чем в топовых Core i7 Extreme. Поддержка регистровой памяти с ECC, к примеру, позволяет исправлять ошибки «на лету», а это пригождается при большом аптайме (сервер же!). Поддержка «конских» объёмов ОЗУ и огромное количество ядер тоже придутся ко двору, когда серверу нужно обработать входящие соединения максимально быстро. Но всё это почти бесполезно в домашнем ПК.

А полезно для него - много ядер на высокой частоте. Если эти условия соблюдены, сам процессор совместим с платформами LGA 2011 или LGA 2011-3 и обходится дешевле, чем «просто» Core i7 - смысл в его приобретении есть. В противном случае лучше либо обойтись массовыми четырёхъядерниками о восьми потоках, либо конструировать рабочую станцию под конкретные сценарии использования (рендеринг, кодирование).


Высокочастотные Intel Xeon (если они дешевле мейнстрим CPU) могут стать хорошим подспорьем не только в работе, но и в играх (источник: ferra.ru)

Косите фраги на рабочей станции с хакнутыми драйверами NVIDIA

Если с использованием серверного процессора можно играть скорее вопреки, чем благодаря установленному железу, то графика, которую должно использовать для видеомоделирования или проектирования, исторически была крутой в игровых дисциплинах. В противостоянии AMD и NVIDIA даже сценарии «нецелевого использования» видеоускорителей всегда были разными: «красные» геймерские видеокарты ещё недавно были нарасхват у майнеров, а NVIDIA Quadro, так уж исторически, уговаривали переквалифицироваться в игровую видеокарту.


Профессиональные видеокарты NVIDIA Quadro значительно производительнее своих игровых сородичей

Причём Quadro для этих целей вполне подходит - дело в том, что игровые GeForce чаще всего представляют собой профессиональную видеокарту с частично отключенными конвейерами графического процессора (от маркетинговых соображений до отбраковки чипа) по более доступной цене. Например, новая профессиональная видеокарта Quadro P6000 содержит наиболее «полную» версию графического чипа GP102 и по этой причине обходит в производительности крутую геймерскую GeForce 1080 почти на 20%, да и могучий Titan X на базе всё той же архитектуры Pascal неизменно оставляет позади.

А вообще, среди поклонников видеокарт NVIDIA уже давно образовался фирменный спорт - приблизить с помощью аппаратной модификации GeForce к Quadro (например, GTX 680 в аналог Quadro K5000 по производительности), а любители игр, напротив, скрещивают ежа с ужом, «ковыряют» драйверы и заставляют профессиональные видеокарты работать быстрее в пострелушках/покатушках/бродилках. «Играть как задумано» такая деятельность не позволяет, но настырности энтузиастов можно только позавидовать.

В мобильных рабочих станцией почти у каждой видеокарты NVIDIA Quadro наблюдается забавная закономерность: всякий мобильный видеоускоритель NVIDIA Quadro равен игровой GeForce классом ниже в геймерских задачах и на пару уровней более крутой игровой GeForce в дисциплинах CAD.


Производительность мобильных NVIDIA Quadro в сравнении с аналогами GeForce (источник: msi.com)

Например, Quadro M2000M в играх показывает себя на уровне GeForce GTX 960M, но как только дело доходит до моделирования, «подпрыгивает» в результатах до GeForce GTX 980M. Примерно такое же соотношение справедливо и в случае с другими моделями Квадро: M5000M соревнуется с GTX 980M в играх, а M1000M соперничает с 950M в играх.


NVIDIA Quadro M6000 в сравнении с самыми быстрыми игровыми видеокартами
(источник: techgage.com

Детям мороженное, даме - цветы: приоритеты в корпоративной памяти и накопителях

Серверная оперативная память не совместима с материнскими платами в домашних ПК не потому, что кто-то так решил «назло» конечным покупателям. Просто серверная ОЗУ устроена чуть иначе - она содержит регистр между микросхемами и системным контроллером памяти для того, чтобы снизить электрическую нагрузку на контроллер и иметь возможность установить больше модулей в одном канале памяти.

Иными словами, дополнительные микросхемы и умение автоматически распознавать и исправлять ошибки очень повышает отказоустойчивость такого типа памяти, но и увеличивает её стоимость. Словом, не удивляйтесь, если обнаружите, что даже низкочастотные (по меркам стандарта DDR4) модули окажутся на 50% и более дороже, чем их «бытовые» аналоги - бесчеловечные требования в выносливости в круглосуточно включенных системах заметно видоизменили серверную ОЗУ. В повседневном использовании она не будет ни быстрее, ни эффективнее «гражданских» аналогов, поэтому за высокой производительностью стоит обращаться к геймерским комплектам - например, HyperX Savage, если вам нужна удобная в разгоне память для геймеров, и HyperX Predator, если хочется выжать из подсистемы ОЗУ максимум. Для штатных частот замечательно подходит бюджетный Kingston ValueRAM - надёжный, один раз установил и забыл.


Серверный процессор в домашнем ПК может пригодиться, а вот вместо регистровой памяти лучше приобрести стандартный комплект DDR3/DDR4

SSD корпоративного класса тоже претерпели «тюнинг» в сторону надёжности - в них, к примеру, есть возможность гибко управлять резервным объёмом под нужды контроллера. Чем больше объём - тем ниже износ ячеек и выше долговечность накопителя. И огромное количество алгоритмов, эффективных в тяжёлых условиях работы, особенно по части сохранности данных на случай, если накопитель выключится в аварийном режиме. Перенастроенная на минимальную задержку в режиме многопользовательского доступа прошивка и борьба за стабильную производительность даже при внештатно большом объёме операций записи и чтения. Такую нагрузку домашний компьютер не переживает, даже если «пытать» SSD торрентами. С другой стороны, рекордсменами в типовых операциях промышленные SSD тоже не являются - типовые SATA-накопители быстрее устареют «морально», с точки зрения объёма памяти, чем полностью исчерпают количество доступных для ячеек циклов перезаписи - проверенно длительным сравнительным тестом с участием моделей HyperX. А рекорды скорости при таком же уровне надёжности уже давно перешли к накопителям на базе интерфейса NVMe, которые реализованы в одном из новомодных форм-факторов «поверх» PCI-Express. В модельной линейке Kingston/HyperX «царём горы» был и остаётся Predator SSD PCI-E.


Выигрыш в долговечности при покупке SSD корпоративного класса не сравнится с радостью от быстродействия геймерского PCI-e накопителя

Если нельзя, но очень хочется - то можно

Железо корпоративного класса не настолько отличается от «гражданских» аналогов, чтобы признать его непригодным к работе в качестве домашнего ПК, просто всегда нужно исходить из того, стоит ли овчинка выделки. Потому что ситуация обстоит следующим образом:

Покупать платформу, в которой используется регистровая память с коррекцией ошибок (ECC) для дома - плохая идея. Избыток долговечности не компенсирует дорогостоящие комплектующие и средний (в сравнении с геймерскими аналогами) уровень производительности не будут радовать, тем более, что и цены на серверную память заметно выше, чем на среднестатистический модуль DDR3/DDR4.

Накопители корпоративного класса в домашнем компьютере нужны, если вы параноик, экстремально тревожитесь о сохранности данных в случае перебоев с электроэнергией и переживаете касательно надёжности современных SSD вообще. Накопители, ориентированные на организации, позволят вам «выкрутить на максимум» показатели надёжности, чтобы душа была спокойной.

Серверный процессор для игр… любопытная и достаточно эффективная идея, но только лишь в том случае, когда речь идёт о более дешёвой (в сравнении с мейнстрим-аналогами) и, что главное, высокочастотной модели. Либо об апгрейде старого компьютера на серверный CPU «малой кровью», то есть, почти за бесценок. И да, в идеале платформа должна быть позаимствована у «обычной» Extreme-серии массовых процессоров.

Профессиональные видеокарты отлично справляются не только с моделированием, но и с играми. Но следует помнить, что в мобильных рабочих станциях (с «задушенным» TDP) профессиональный видеоускоритель среднего класса сможет конкурировать в геймерских дисциплинах только с игровыми видеокартами бюджетного класса. А десктопные профессиональные видеокарты, в свою очередь, хоть и быстрые во всех сценариях работы, стоят заградительно дорого, и уж точно не годятся на роль эконом-варианта для «поработать и поиграть».

Как бы то ни было, на качественной и быстрой оперативной памяти экономить нельзя… Но сегодня - можно! Напоминаем, что с 2 по 20 февраля на все комплекты памяти


--------

Сервер - мощный компьютер, обслуживающий другие компьютеры в локальной сети. ComputerBild расскажет, чем сервер отличается от обычного ПК.


В любой сколько-нибудь крупной компьютерной сети постоянно возникает необходимость совместного использования ресурсов несколькими компьютерами, будь то общее подключение к Интернету, доступ к мультимедийным файлам или печать документов на одном принтере. Компьютер, который предоставляет эти ресурсы другим машинам, называется сервером. Характер этих ресурсов определяет тип сервера. На файловом сервере хранятся данные, сервер печати принимает документы и отправляет их на подключенный к нему принтер, подключаясь к прокси-серверу для выхода в Интернет, компьютеры совместно используют канал доступа... Эти и другие функции могут выполнять как разные машины, так и один компьютер.


Отличие сервера от обычного ПК



Серверы, которые используются в домашних «локалках» и на мелких предприятиях, как правило, отличаются от обычных ПК лишь установленным на них программным обеспечением. Другое дело - серверы крупных организаций. Нагрузка на их вычислительные ресурсы и устройства хранения данных очень велика. Эти машины должны вмещать большие объемы документов и обеспечивать высокую скорость доступа к ним. Также, что не менее важно, от сервера требуется бесперебойная работа и высокая отказоустойчивость. Поэтому крупные серверы, в основном, состоят из более сложного и высокопроизводительно-го «железа», нежели обычные ПК. При этом некоторые аппаратные компоненты, функции которых являются вторичными для сервера, оказываются более слабыми, чем их аналоги в составе домашнего ПК. Вот те комплектующие, которые отличают серверы от простых компьютеров.


Мощные процессоры. Серверы используют специальные ЦП, например Xeon фирмы Intel или Opteron от AMD. Применяются и более экзотические «камни», например Intel Itanium. Серверы начального уровня, как и простые ПК, имеют один процессор, более крупные - от двух до восьми. Самые могучие серверы представляют собой кластеры из сотен процессоров с сопутствующей «обвязкой» - материнскими платами, накопителями и т.д.


Большой объем оперативной памяти. Если домашнему ПК для полноценной работы за глаза хватает пары гигабайт «оперативки», в худших случаях - 4, то мощному серверу требуется 8-16 Гб и даже больше. Сами серверные модули памяти, как правило, обладают функцией коррекции ошибок - ЕСС (Error Correction Code). Благодаря этому ошибки записи и чтения данных, вызванные сбоем в работе электроники или дефектом микросхем памяти, не приведут к перебоям в работе «софта» или зависанию системы, как это случилось бы с обычным компьютером.


Емкие накопители. В большинстве серверов данные хранятся на быстрых и емких жестких дисках, которые объединяются в RAID-массивы. Так как от сервера одновременно требуются высокая скорость и отказоустойчивость, то форматы массивов сочетают разделение данных по нескольким жестким дискам с дублированием информации на других «винтах». Нередко встречается и возможность отключать и подключать накопители «на горячую» - т.е. не прерывая работу системы.


Широкополосное сетевое подключение. Если сервер используется для совместного доступа в Интернет десятков компьютеров, то он подключается к глобальной Сети с помощью «толстого» канала с высокой пропускной способностью. Для этого используются оптоволоконные линии или радиоканалы. Клиентские компьютеры подключаются к серверу с помощью привычных технологий Ethernet или Wi-Fi.


Аппаратные средства, выполняющее вторичные обслуживающие функции, у серверов также отличаются от периферии клиентских ПК.


Корпус. Задачи сервера определяют его конструкцию. Серверы младшего уровня выглядят, как обычные ПК, только увеличенные в размерах так, чтобы в корпус уместились более крупная материнская плата и массив накопителей. У серверов помощнее в качестве корпусов - шкафы-стойки, и нередко они состоят из нескольких блоков (компьютеров, маршрутизаторов и т.д.) в отдельных корпусах. Очень мощный серверный кластер может состоять из нескольких десятков таких шкафов. Компьютер, заключенный в компактный корпус для монтажа в стойку, называется тонким сервером (blade server).


Блок питания. Серверы начального уровня оснащены одним или двумя БП. По мере возрастания числа функциональных блоков сервера и увеличения их «аппетитов» увеличиваются число и мощность блоков питания. Часто существует возможность «горячей» замены или подключения дополнительного БП.




Устройства вывода. Так как вывод видео и звука входит в чи-сло клиентских, а не серверных задач, устройства подобного назначения у серверов либо отсут-ствуют вовсе (тогда управление системой осуществляется удаленно с клиентского ПК), либо достаточно примитивны.


Особенности работы и аппаратного обеспечения мощного сервера диктуют и необходимость его специфического обслуживания.


Бесперебойное энергоснабжение. Промышленные сетевые фильтры и источники бесперебойного питания предотвращают потери данных в случае «провалов» напряжения в электрической сети, а также снижают вероятность повреждения «железа» и файлов при его резких перепадах. В ряде случаев, когда требуется бесперебойная работа вопреки всему, используются генераторы резервного питания.


Усиленное охлаждение. Большинство серверов, как и клиентские ПК, охлаждается воздухом. Проблема возрастающего вместе с производительностью тепловыделения решается с помощью усиленной вентиляции корпусов и помещений, где устанавливаются серверы. Усиленное охлаждение отдельных компонентов серверам не требуется, поэтому системы водяного охлаждения в них не встречаются


Специализированное програмное обеспечение. На серверах устанавливаются операционные системы, адаптированные к серверным задачам, например Windows Server 2003, специальные версии Linux или Free BSD или сугубо серверные ОС - такие, как Solaris фирмы Sun Microsys-tems. В качестве основного программного обеспечения используются программы-серверы, например Apache для поддержки веб-сайтов или Microsoft Exchan-ge Server для приема и отправки электронной почты.


Типы серверов



Сервером называют не только компьютер, но и программное обеспечение, управляющее разделяемыми ресурсами и доступом к ним. На одном компьютере может работать одновременно несколько программ-серверов. В обиходе, говоря, например, о «почтовом сервере», подразумевают совокупность «железа» и «софта». В зависимости от функций, которые выполняет ПО, можно выделить несколько разновидностей серверов. Все их можно разделить на две группы: серверы, задачей которых является хранение данных и предоставление доступа к ним пользователям, и серверы, управляющие транспортом данных в сети и поддерживающие ее работу. К первой группе относятся следующие типы серверов.


Файловый сервер. В его задачи входит хранение файлов и обеспечение доступа к ним клиентских ПК, например по протоколу FTP. Ресурсы файл-сервера могут быть либо открыты для всех компьютеров в сети, либо защищены системой идентификации и правами доступа.


Мультимедийные серверы являются разновидностью файл-серверов. Они предназначены для хранения фотографий, музыки, фильмов и другого мультимедийного контента. В качестве такого сервера не обязательно использовать компьютер. Можно купить устройство NAS или даже обойтись компактным внешним жестким диском, подключаемым к сети через интерфейс Ethernet или Wi-Fi.


Сервер печати принимает запросы на печать от компьютеров локальной сети и отправляет их на один или несколько подключенных к нему принтеров.


Игровые серверы. Разработчики компьютерных игр открывают специальные серверы, на которых пользователи могут играть друг с другом. Некогда наибольшей популярностью пользовались серверы 3D-шутеров и стратегий, позволяющие идти только одному матчу в отдельно взятый промежуток времени или нескольким одновременно. Редкая домовая или квартальная «локалка» обходится без такого сервера. В наше время более востребованы серверы различных MMORPG (Massive Multiplayer Online Role Playing Game), на которых одновременно могут играть сотни и тысячи человек (пример: игры Lineage 2 и World of Warcraft).


Серверы электронной почты. Электронное письмо нельзя послать непосредственно получателю - сначала оно попадает на сервер, на котором зарегистрирована учетная запись отправителя. Тот, в свою очередь, отправляет «посылку» серверу получателя, с которого последний и забирает сообщение. Несмотря на то, что и получение, и отправку писем выполняет одна и та же серверная программа, формально эти функции приписываются разным серверам, имеющим разные адреса.


Серверы мгновенного обмена сообщениями. Программы-«мессенджеры» - AIM, ICQ или MSN Messenger - работают с помощью сети коммуникационных серверов, действующих по тому же общему принципу, что и почтовые серверы.


Веб-серверы. Эти серверы предоставляют доступ к веб-страницам и сопутствующим ресурсам, например картинкам. Сайты с высокой посещаемостью или расширенной функциональностью размещаются сразу на нескольких серверах.


Серверы данных хранят различного рода материалы, необходимые для функционирования серверов другого назначения. К примеру, некоторые тексты, рисунки и стилевые элементы веб-сайта могут быть расположены на отдельном сервере данных. Когда пользователь открывает стартовую страницу сайта, то веб-сервер передает серверу данных запрос на получение необходимых материалов. Сервер баз данных осуществляет поиск запрошенных данных и посылает их веб-серверу. Он, в свою очередь, формирует веб-страницу и посылает ее клиентскому компьютеру.


В список серверов, управляющих транспортом трафика, входят следующие разновидности.




DHCP-серверы. Dynamic Host Configuration Protocol обеспечивает автоматическое распределение IP-адресов между компьютерами в сети. Такая технология широко применяется в локальных сетях с общим выходом в Интернет.


DNS-серверы. Функция DNS-сервера заключается в преобразовании доменных имен серверов в IP-адреса. Передача данных в сетях осуществляется с помошью IP-адресов, сайт с неизменным доменным именем может не раз «переезжать» с одного сервера на другой, меняя свой IP-адрес. Поэтому таблицы соответствия IP-адресов и доменных имен в системе DNS (Domain Name System) регулярно обновляются, и серверы синхронизируют их между собой.


Прокси-серверы выступают в качестве посредников при передаче данных по сети - с компьютера на компьютер. Они используются либо для организации разделяемого доступа в Интернет, когда требуется контроль и фильтрация трафика, либо для сокрытия IP-адреса ПК от компьютера-«собеседника», т.к. последний при коммуникации через прокси-сервер будет «видеть» только адрес прокси.


Кэш-серверы. Чтобы при каждом открытии веб-страницы клиентскому компьютеру не приходилось запрашивать заново все составляющие ее данные, используются промежуточные накопители - кэш-серверы. Если страница, запрошенная пользователем, не изменилась с времен последнего запроса, то ее можно загрузить не с «родного» хранилища, а из недр кэш-сервера.


Архитектуры «клиент-сервер» и Peer-to-Peer


Если компьютер, который предоставляет ресурсы, - это сервер, то компьютер, который ими пользуется, называется клиентом. Кроме того, клиент, подобно серверу, - это и программа для доступа к ресурсам (например, почтовый клиент или программа мгновенного обмена сообщениями).


На архитектуре «клиент-сервер» основано большинство традиционных интернет-сервисов. Но в последнее время получила распространение принципиально другая организация сети.


В архитектуре Peer-to-Peer (P2P) все компьютеры равноправны и каждый хранит часть общего объема данных. При этом каждая машина выступает одновременно и в качестве клиента, и в роли сервера. Самый успешный пример реализации P2P - файлообменные сети (eDon-key2000, Bit-Torrent). Получая файл из такой сети, вы одновременно скачиваете его фрагменты с десятков компьютеров. Благодаря распределению данных пиринговые (иначе одноранговые, децентрализованные) сети отличаются высокой отказоустойчивостью и скоростью работы.


Справедливости ради надо признать, что большинство пиринговых сетей не обходится без серверов совсем. К примеру, файло-обменные сети используют серверы (трекеры) для управления трафиком и его учета.


Домашний сервер



Все современные операционные системы имеют серверные возможности. С их помощью можно открывать пользователям других ПК доступ к данным на жестком диске или к подключенному к компьютеру принтеру, а также «делиться» подключением к Интернету. Кроме того, домашний сервер можно использовать для резервного хранения данных или, сделав его доступным через Интернет, работать с документами на нем с любого ПК, подключенного к глобальной Сети.


«Поднять» домашний сервер для хранения файлов и разделения доступа к Интернету не так сложно, как может показаться неискушенному пользователю. Для этого понадобятся следующие компоненты.


Компьютер. Для файлового или простого веб-сервера достаточно компьютера с процессором не слабее Pentium II или Athlon, оперативной памятью объемом 256 Мб и приводом CD-ROM. Если же на компьютере планируется запуск игрового сервера (весьма популярная инициатива в небольших локальных сетях), потребуется машина мощнее.


В качестве первого шага на нем можно запустить сервер Linux с диска Live-CD. Побаловавшись с ним, вы решите, стоит ли вам переходить к более серьезным мероприятиям. Если вы все-таки решите использовать компьютер в качестве сервера постоянно, то Linux необходимо будет установить на жесткий диск. Для этого достаточно 10 Гб свободного места. Все остальное пространство останется для файлов и дополнительного программного обеспечения (в первую очередь - программ-серверов).


Неплохая идея - использовать в качестве сервера старый ноутбук. При продолжительной эксплуатации это позволит сэкономить на счетах за электроэнергию. Кроме того, сложенный ноутбук занимает совсем немного места. Единственный недостаток ноутбука в данном случае - ограниченные возможности по подключению накопителей.


Дистрибутив Linux. С помощью бесплатной версии Linux (Open SuSe, Ubuntu или Knoppix) вы можете создать сервер, который обладает всеми функциями, необходимыми для домашнего использования.


Большинство дистрибутивов Linux также имеет и платные версии - например, в случае с SuSe она называется SuSe Enterprise Server. Эта версия Linux отличается дополнительной технической поддержкой производителя и расширенным комплектом программ.




/>

WLAN-маршрутизаторы и сетевые жесткие диски


Работа домашней сети редко требует использования в качестве сервера отдельного ПК. В зависимости от количества данных, которое он будет хранить, и задач, которые будет выполнять, можно выбрать один из двух более дешевых вариантов.


WLAN-маршрутизатор плюс внешний жесткий диск


Многие беспроводные маршрутизаторы имеют порт USB, к которому можно подключить внешний жесткий диск. К сохраненным на нем данным будет иметь доступ любой компьютер в сети.


Сетевые жесткие диски


Сетевое хранилище данных (Network Attached Storage -NAS) представляет собой компактный и недорогой (по сравнению с отдельным ПК) сервер, который выполняет только одну функцию - хранение данных. Мощные NAS обладают богатым набором интерфейсов и возможностью удаленной конфигурации через веб-интерфейс (подобно маршрутизаторам). Более простые варианты такого решения - обычные внешние жесткие диски с сетевым интерфейсом Ethernet или Wi-Fi.


Сервер на базе полноценного компьютера имеет смысл устанавливать лишь в том случае, если функциональности NAS уже не хватает: например, требуется «поднять» небольшой игровой сервер в домовой сети или веб-сайт. Для этих целей будет достаточно старого компьютера с ОС Linux, хотя можно использовать и Windows.

Число пользователей растет, база 1С пухнет, имеющаяся машина, используемая в качестве сервера, не справляется с нагрузкой, руководство рвет и мечет, производительность падает, уменьшается скорость обслуживания клиентов, специалист по ИТ заявляет о необходимости покупки нового сервера, увеличивается время восстановления после сбоев, компания несет убытки, - наверно все рано или поздно сталкивались с подобной проблемой. Итак, мы встали перед выбором - Приобрести сервер или обычный компьютер, но по-мощнее.
При этом у руководителя возникает вполне ожидаемый вопрос: "А зачем покупать сервер стоимостью более 100 тысяч, когда можно обойтись мощным системным блоком до 30 тысяч? "
Скорее всего, такая экономия выйдет боком. Серверное оборудование стоит дорого не просто так - оно обеспечивает большую стабильность, надежность, и производительность. Рассмотрим эти пункты более детально в сравнении: сервер - обычный ПК.

Система питания:
Сервер рассчитан на работу 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Для этого он оснащен резервным блоком питания (в идеале подключенным к другой фазе, а еще лучше с двумя разными блоками бесперебойного питания на каждый блок питания) - таким образом, нагрузка распределяется равномерно на два блока питания и, что не маловажно, у сервера гораздо больше шансов "выжить" в случае отключения электроэнергии и/или смерти одного из блоков бесперебойного питания. Мощность блоков питания - от 750 Ватт, что позволяет блокам питания уверенно выдерживать нагрузку внутренних компонентов.

Обычные системные блоки обладают только одним блоком питания, мощность которого, как правило, не превышает 500 Ватт. Таким образом, на обычном ПК мы периодически можем наблюдать некорректную работу некоторых устройств по причине банальной нехватки напряжения.

Система охлаждения:
Все мы знаем, что электроника не любит жары - от перегрева компьютеры перезагружаются, зависают, и ведут себя неадекватно.

Понижение температуры воздуха внутри корпуса компьютера, вокруг электронных компонент достигается за счет циркуляции воздуха. Поэтому корпусы серверов в большинстве случаев больше, к тому же обладают вентиляторами не только на процессоре и блоке питания, но так же и дополнительными корпусными вентиляторами и отдельными вентиляторами для жестких дисков.

В обычном системном блоке корпусные вентиляторы отсутствуют в половине случаев, а вентиляторы для жестких дисков бывают только в тех случаях, если их специально установил опытный системный администратор. Так же стоит отметить, что установка дополнительных вентиляторов служит дополнительной нагрузкой на и без того не очень мощный блок питания. В результате, спасая компьютер от перегрева, мы подводим его к смерти от нехватки напряжения на блоке питания.

Дисковая подсистема:
Серверные материнские платы обладают интегрированными RAID-контроллерами, которые позволяют "объединять" несколько физических дисков в один логический, таким образом повышая производительность (повышается скорость чтения и записи), а так же отказоустойчивость (записываемые данные автоматически дублируются на других дисках, что позволяет сохранить данные, в случае смерти одного из них).
Серверы дают возможность осуществлять "горячую замену" - замену жестких дисков "на ходу", без выключения и остановки работы, что очень важно в случае возникновения внештатных ситуации - три минуты и пользователи ничего не заметили, продолжая спокойно работать.

Материнские платы обычных ПК среднего и высшего ценовых диапазонов так же имеют встроенные RAID-контроллеры, однако в большинстве случаев эти контроллеры менее функциональны, и позволяют конфигурировать в большинстве случаев всего лишь два жестких диска, гораздо реже четырех. Конечно, можно установить дополнительную плату RAID-контроллера, при этом опять же увеличив нагрузку на блок питания и создав дополнительную преграду для циркуляции воздуха.
Обычные системные блоки не позволяют производить "горячую замену", следовательно, смерть одного диска в RAID-массиве, конечно, не приведет к потере данных, но остановит работу сервера (и всех его пользователей) на продолжительное время - установка нового диска и пересоздание RAID-массива.

Корпус:
Корпус сервера, в большинстве случаев, больше корпуса обычного ПК, что в первую очередь позволяет нормально двигаться воздуху для охлаждения (про дополнительные корпусные вентиляторы см. Выше), а во-вторых, устанавливать большее количество жестких дисков. Так же следует отметить сталь, из которой сделан корпус - ее толщина составляет от 1 миллиметра и более, что, во-первых, значительно снижает уровень шума, исходящего от сервера, во-вторых, позволяет избежать повреждения рук при сборке и обслуживании сервера, в-третьих, увеличивает механическую прочность и надежность.

Рассмотрим корпус обычного компьютера: малый объем и затрудненная циркуляция воздуха; отсутствие возможности установки большого числа жестких дисков; тонкая и острая корпусная сталь, которую с одной стороны легко повредить, а с другой стороны ей легко пораниться. Повышенный шум.

Расширяемость:
Задумываясь о будущем, начальник прогнозирует рост компании и бизнеса. Для удовлетворения потребностей, растущих вместе с компанией и бизнесом, системный администратор должен задуматься о планомерном росте мощности и производительности сервера. Что для этого есть у сервера? - в большинстве случаев, материнская плата содержит несколько дополнительных сокетов для установки процессоров. На материнской плате имеется до 32 слотов для установки модулей оперативной памяти. Корпус сервера, как было сказано ранее, больше, и содержит множество отсеков для установки десятков дополнительных жестких дисков.

Что можно сказать об обычном компьютере? - как максимум можно приобрести двухпроцессорную материнскую плату. Больше - это уже серверная материнская плата, но она не входит в корпус стандартного ПК. Количество слотов для оперативной памяти на обычной материнской плате не превышает четырех. Число отсеков для жестких дисков не превышает шести. Таким образом, не трудно посчитать каков максимально доступный нам размер операционной и дисковой памяти и на сколько он удовлетворит бизнес-потребности организации.
При этом стоит помнить, что установив максимальное количество жестких дисков, мы получим проблемы и с нагрузкой на блок питания, и проблемы с охлаждением - в обычном корпусе не будет места для циркуляции воздуха между дисками, и они будут сильно греться.

Срок поддержки:
Рассматриваем не сервисную поддержку производителя, а реальную возможность физически ремонтировать и/или модернизировать компьютер
У сервера этот срок составляет порядка пяти лет, т. е. Сегодня есть реальная возможность купить комплектующие для сервера, который был куплен как современный пять лет назад. Так же к современному серверу купленному сегодня будет возможность докупить модуль памяти, жестки диск, процессор, и т. д. Через пять лет. Т. е. Через пять лет эти комплектующие будут в продаже и доступны к заказу.

Для обычного компьютера срок поддержки и полной смены технологий и комплектующих составляет всего три года. Т. е. Если через три года возникнет потребность в модернизации сервера и увеличении его производительности, то, скорее всего, придется покупать новый системный блок, поскольку комплектующий уже не будет в продаже, они будут считаться морально устаревшими.

Экономический эффект:
Учитывая вышеизложенное, предположим, что после Покупки сервера общая производительность выросла на 10%, т. е. На 10% быстрее копироваться файлы, на 10% быстрее индексироваться база, на 10% быстрее стала запускаться 1С, и т. д. Мы приходим к тому, что производительность каждого отдельно взятого сотрудника, работающего с сервером, выросла на 10%. Бухгалтер, кладовщик, менеджер, - каждый получил почти час дополнительного рабочего времени в день! Плюс к этому значительно снизилось время простоя в случае аварии и количество этих аварий. А сколько это часов в месяц? А сколько в год? А в рублевом эквиваленте? - грамотный руководитель легко сможет посчитать, что на самом деле ему, как владельцу бизнеса, дает использование сервера.
Таким образом, мы приходим к выводу, что если вы решите Купить сервер , то это будут не затраты, а инвестиции - инвестиции в стабильную и надежную работу бизнеса.

Давайте разберемся, чем отличается серверный компьютер от обычного настольно-персонального и какие могут быть практические задачи покупки серверного компьютера для дома.

Прежде немного теории. Какой смысл заложен в сам термин «серверный компьютер», он же «сервер»? Латинский корень «серв» означает «слугу», а также выступает ключевой частью в производных словах. «Сервер» необходимо понимать как компьютер, задача которого — предоставлять находящемуся в отдалении пользователю какой-либо набор сервисов-услуг, при том — в автоматическом режиме, без участия постоянного контроля со стороны человека-оператора.

Можно представить себе студенческое общежитие, где парни и девушки с разных этажей и комнат делятся друг с другом файлами, доступом к интернету или запускают игры с совместным участием — на совершенно обычных компьютерах и ноутбуках. Несколько сетевых настроек — и на ровном месте возникает настоящий серверный компьютер. В самом простом варианте сервером вообще может выступать по-настоящему старый компьютер — задаем настройки, втыкаем провода и задвигаем под стол.

Но то, что годится для нескольких единиц или даже десятков людей, совершенно не будет работать на более масштабном уровне. Три главных свойства отличают серверные компьютеры от обычных:

  1. Сервер должен обработать запросы всех пользователей с максимальным уровнем быстродействия.
  2. Сервер должен работать непрерывно, даже штатные перезагрузки — крайне нежелательны. На сетевом сленге непрерывность работы сервера называется «аптайм».
  3. Тем более нежелательно отключение всего сервера при необходимости замены какого-либо компонента. Способность не выключать целое при замене частного можно назвать «горячим подключением».
Как это понимать на практике? Возьмем доступ к интернету — провайдер предоставляет соединение с заданной скоростью, ведет учет трафика и платежей. Все это осуществляется благодаря работе серверных компьютеров - и даже в простейшем случае речь идет о тысячах пользователей. И все эти пользователи должны спокойно получать оплаченный набор услуг, а не гневаться из-за задержек или отсутствия связи.

Серверный компьютер провайдера предоставил человеку доступ к интернету, а из чего же состоит последний? Упрощенно — из сайтов. И это опять серверы, только не провайдеров связи, а провайдеров хостинга — услуг по созданию, хранению и предоставлению сайтовых данных. В одних случаях множество малых сайтов будет физически находится на одной машине, в других — мощный выделенный сервер будет работать в интересах только одного популярного сайта.

Серверы не обязательно соединены с мировой сетью. Можно упомянуть научные вычисления, где необходимы гигантские вычислительные ресурсы, популярны серверы и на множестве предприятий — от заводов до магазинов, что позволяет эффективно вести учет и контроль, обрабатывая множество статистических запросов. Ни один обычный персональный компьютер с этим не справится.

Из чего состоит сервер

В техническом отношении серверный компьютер «начинается» с материнской платы и центрального процессора. Общая логика здесь такая же, как и в обычном компьютере. Но есть и несколько генеральных отличий — процессоров на материнской плате может быть несколько, а уж слотов для подключения оперативной памяти радикально больше, чем это принято в самых продвинутых персональных компьютерах.

Если на топовом персональном Intel Core i7-2600K поддерживается до 32 гигабайт оперативной памяти, то еще далеко не самый-самый Intel Xeon Processor X5570 вполне способен работать со 144 гигабайтами! Более того, если процессор настольного компьютера как правило двух- или четырехъядерный, то серверные чипы имеют как минимум десять ядер. В приведенном примере количество ядер, кстати, одинаково.

Стоит отметить, что если на рынке персональных ЭВМ в целом лидируют Intel и AMD, то в сегменте серверных решений весомую роль имеют также IBM, HP, Oracle и Fujitsu. При этом, если в персональном сегменте популярна ныне архитектура х86, то в серверном практически все значимые игроки рынка продолжают предлагать собственные технологические решения, можно упомянуть интеловскую IA-64, айбиэмовскую POWER и совместную для Oracle и Fujitsu - SPARC. Это в свою очередь налагает определенные ограничения, так как возможности серверного софта напрямую связаны с решениями производителей.

В чем сходятся все производители — так это в способности серверов к т. н. аппаратной виртуализации — очень насущная функция, особенно для хостинга сайтов — на одном сервере можно запустить сразу несколько виртуальных машин — и все они будут работать практически с таким же быстродействием, что и сам физический сервер как таковой.

В общем, серверные компьютеры быстрые и мощные. Но у всего есть своя цена. Работа сервера — это высокое энергопотребление. Тратить энергию на лишние цели никому не нужно, поэтому такие привычные аппаратные функции как, например, звуковой контроллер или USB каналы в серверном варианте просто отсутствуют. Видеокарта также зачастую отсутствует или же присутствует в крайне ограниченном виде. Как правило, все что нужно первоначально настроить или увидеть оператору сервера, можно сделать посредством командной строки — крутой видеокарты для этого не требуется.

Восемь мегабайт видеопамяти для сервера это нормально, намного важнее — объем оперативной памяти. Дело не просто в стремлении к совершенству, когда инженеру хочется вставить память в слот, раз уж слот есть. Проблема в том, что современные винчестеры пока еще не перешагнули рубеж в несколько терабайтов, для получения больших объемов они объединяются в т.н. RAID-массивы, но весь этот набор винчестеров еще нужно физически крутить (как вам скорость в 10 тыс. об/мин?) и считывать, оперативная же память позволяет временно хранить довольно большие объемы данных для ускорения доступа.

Виды серверов

Внешне серверные компьютеры бывают двух видов — башенные и стоечные. Башенный вариант, он же «ящик» - может иметь практические такие же габариты, что и персональный компьютер, корпус его сделан из прочной массивной стали, задача которой — поглощать вибрации и шум.

В практических масштабах более распространен вариант стоечных серверов — компьютеры устанавливаются в специальные монтажные шкафы, которые сами стоят в особом помещении — серверной комнате. Стоечный вариант внешне похож на ящик из письменного стола или большую автомагнитолу.

При настройке стоечных серверов необходимо разбираться не только с электропитанием и шумоподавлением, но и с охлаждением. Дело доходит до того, что операторы серверов работают в серверных комнатах в зимней одежде, потому что если отключить кондиционер, то сервера очень быстро перегреются и начнут разрушаться. С другой стороны, серверную стойку легко расширять — в монтажный шкаф новый сервер просто докупается и ставится по необходимости, это и есть «горячее подключение».

Что касается операторов и командной строки, которой достаточно для настройки сервера, то это и в самом деле так — в отличие от рынка операционных систем для персональных компьютеров, где лидируют решения Microsoft, на рынке серверного софта доминируют UNIX-подобные системы, иначе говоря — Linux. А эти операционные системы даже и в персональном варианте вплоть до последнего времени не очень-то стремились к графическим интерфейсам.

Кроме операционной системы, разумеется, могут быть установлены и другие необходимые приложения, смотря какие перед компьютером задачи.

Чем заменить сервер?

Таким образом, можно прийти к следующему: если вам нужно получить новые оттенки удовольствия от компьютерный игры или мультимедиа, или раздавать свои файлы всем соседям по дому, то покупать серверный компьютер для этого не стоит.

Достаточно просто хорошей модели современной персональной ЭВМ. Если же у вас есть какие-то научные или бизнес задачи, для которых требуются существенные вычисления и объемы данных, то и в этом случае именно домашняя эксплуатация серверного компьютера будет не очень здравой идеей — у вас вырастут счета за электроэнергию, появятся затраты на услуги оператора-администратора (настраивать и проверять все равно нужно), нужно будет также переоборудовать практически целое помещение, отдав его во власть компьютерного железа.

Пожалуй, лучше воспользоваться услугами удаленных облачных сервисов и серверных датацентров, к мощностям которых вы сможете получать доступ с обычного настольного компьютера, а всю настройку и обслуживание возьмут на себя специалисты. Но если ваше желание все равно сильно — вам нужен собственный сервер и точка, то быть может вам пора попросту создавать свой собственный датацентр?



Загрузка...