sonyps4.ru

Ассоциативная память человека. Ассоциативная память

Обычно в запоминающих устройствах доступ к информации требует указания адреса ячейки. Однако значительно удобнее искать информацию не по адресу, а опираясь на какой-нибудь характерный признак, содержащийся в самой информации. Такой принцип лежит в основе ЗУ, известного как ассоциативное запоминающее устройство (АЗУ). В литературе встречаются и иные названия подобного ЗУ: память, адресуемая по содержанию (content addressable memory); память, адресуемая по данным (data addressable memory); память с параллельным поиском (parallel search memory); каталоговая память (catalog memory); информационное ЗУ (information storage); тегированная память (tag memory).

Ассоциативное ЗУ – это устройство, способное хранить информацию, сравнивать ее с некоторым заданным образцом и указывать на их соответствие или несоответствие друг другу.

В отличие от обычной машинной памяти (памяти произвольного доступа или RAM), в которой пользователь задает адрес памяти и ОЗУ возвращает слово данных, хранящееся по этому адресу, АП разработана таким образом, чтобы пользователь задавал слово данных, и АП ищет его во всей памяти, чтобы выяснить, хранится ли оно где-нибудь в нем. Если слово данных найдено, АП возвращает список одного или более адресов хранения, где слово было найдено (и в некоторых архитектурах, также возвращает само слово данных, или другие связанные части данных). Таким образом, АП - аппаратная реализация того, что в терминах программирования назвали бы ассоциативным массивом.

Ассоциативный признакпризнак, по которому производится поиск информации.

Признак поискакодовая комбинация, выступающая в роли образца для поиска.

Ассоциативный признак может быть частью искомой информации или дополнительно придаваться ей. В последнем случае его принято называть тегом или ярлыком.

Структура ассоциативного ЗУ

АЗУ включает в себя:

  • запоминающий массив для хранения N m-разрядных слов, в каждом из которых несколько младших разрядов занимает служебная информация;
  • регистр ассоциативного признака, куда помещается код искомой информации (признак поиска). Разрядность регистра k обычно меньше длины слова т ;
  • схемы совпадения, используемые для параллельного сравнения каждого бита всех хранимых слов с соответствующим битом признака поиска и выработки сигналов совпадения;
  • регистр совпадений, где каждой ячейке запоминающего массива соответствует один разряд, в который заносится единица, если все разряды соответствующей ячейки совпали с одноименными разрядами признака поиска;
  • регистр маски, позволяющий запретить сравнение определенных битов;
  • комбинационную схему, которая на основании анализа содержимого регистра совпадений формирует сигналы, характеризующие результаты поиска информации.

При обращении к АЗУ сначала в регистре маски обнуляются разряды, которые не должны учитываться при поиске информации. Все разряды регистра совпадений устанавливаются в единичное состояние. После этого в регистр ассоциативного признака заносится код искомой информации (признак поиска) и начинается ее поиск, в процессе которого схемы совпадения одновременно сравнивают первый бит всех ячеек запоминающего массива с первым битом признака поиска. Те схемы, которые зафиксировали несовпадение, формируют сигнал, переводящий соответствующий бит регистра совпадений в нулевое состояние. Так же происходит процесс поиска и для остальных незамаскированных битов признака поиска. В итоге единицы сохраняются лишь в тех разрядах регистра совпадений, которые соответствуют ячейкам, где находится искомая информация. Конфигурация единиц в регистре совпадений используется в качестве адресов, по которым производится считывание из запоминающего массива. Из-за того что результаты поиска могут оказаться неоднозначными, содержимое регистра совпадений подается на комбинационную схему, где формируются сигналы, извещающие о том, что искомая информация:

  • а0 – не найдена;
  • а1 – содержится в одной ячейке;
  • а2 – содержится более чем в одной ячейке.

Формирование содержимого регистра совпадений и сигналов a0, a1, а2 носит название операции контроля ассоциации. Она является составной частью операций считывания и записи, хотя может иметь и самостоятельное значение.

При считывании сначала производится контроль ассоциации по аргументу поиска. Затем, при а0=1 считывание отменяется из-за отсутствия искомой информации, приa1=1 считывается слово, на которое указывает единица в регистре совпадений, а при а2=1 сбрасывается самая старшая единица в регистре совпадений и извлекается соответствующее ей слово. Повторяя эту операцию, можно последовательно считать все слова.

Запись в АП производится без указания конкретного адреса, в первую свободную ячейку. Для отыскания свободной ячейки выполняется операция считывания, в которой не замаскированы только служебные разряды, показывающие, как давно производилось обращение к данной ячейке, и свободной считается либо пустая ячейка, либо та, которая дольше всего не использовалась.

Главное преимущество ассоциативных ЗУ определяется тем, что время поиска информации зависит только от числа разрядов в признаке поиска и скорости опроса разрядов и не зависит от числа ячеек в запоминающем массиве.

Общность идеи ассоциативного поиска информации отнюдь не исключает разнообразия архитектур АЗУ. Конкретная архитектура определяется сочетанием четырех факторов:

  1. вида поиска информации;
  2. техники сравнения признаков;
  3. способа считывания информации при множественных совпадениях;
  4. способа записи информации.

В каждом конкретном применении АЗУ задача поиска информации может формулироваться по-разному.

Виды поиска информации :

  • Простой (требуется полное совпадение всех разрядов признака поиска с одноименными разрядами слов, хранящихся в запоминающем массиве).
  • Сложный:
    • Поиск всех слов, больших или меньших заданного. Поиск слов в заданных пределах.
    • Поиск максимума или минимума. Многократное выборка из АЗУ слова с максимальным или минимальным значением ассоциативного признака (с исключением его из дальнейшего поиска), по существу, представляет собой упорядоченную выборку информации. Упорядоченную выборку можно обеспечить и другим способом, если вести поиск слов, ассоциативный признак которых по отношению к признаку опроса является ближайшим большим или меньшим значением.

Очевидно, что реализация сложных методов поиска связана с соответствующими изменениями в архитектуре АЗУ, в частности с усложнением схемы ЗУ и введением в нее дополнительной логики.

Техника сравнения признаков:

При построении АЗУ выбирают из четырех вариантов организации опроса содержимого памяти. Варианты эти могут комбинироваться параллельно по группе разрядов и последовательно по группам. В плане времени поиска наиболее эффективным можно считать параллельный опрос как по словам, так и по разрядам, но не все виды запоминающих элементов допускают такую возможность.

Способ считывания информации при множественных совпадениях:

  • С цепью очередности (с помощью достаточно сложного устройства, где фиксируются слова, образующие многозначный ответ. Цепь очередности позволяет производить считывание слов в порядке возрастания номера ячейки АЗУ независимо от величины ассоциативных признаков).
  • Алгоритмически (в результате серии опросов).

Способ записи информации:

  1. По адресу.
  2. C сортировкой информации на входе АЗУ по величине ассоциативного признака (местоположение ячейки, куда будет помещено новое слово, зависит от соотношения ассоциативных признаков вновь записываемого слова и уже хранящихся в АЗУ слов).
  3. По совпадению признаков.
  4. С цепью очередности.

Из-за относительно высокой стоимости АЗУ редко используется как самостоятельный вид памяти.

Ассоциативная память

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Ассоциативная память
Рубрика (тематическая категория) Компьютеры

Таблица страниц

Организация таблицы страниц один из ключевых элементов механизмов страничного и сегментно-страничного преобразований. Рассмотрим структуру таблицы страниц более детально.

Итак, виртуальный адрес состоит из виртуального номера страницы (high-order bits) и смещения (low-order bits). Номер виртуальной страницы используется как индекс в таблице страниц для нахождения записи (entry) о виртуальной странице. Из этой записи в таблице страниц находится номер кадра (page frame number), затем прибавляется смещение и формируется физический адрес. Помимо этого запись в таблице страниц содержит информацию об атрибутах страницы, в частности биты защиты.

Основную проблему для эффективной реализации таблицы страниц создают большие размеры виртуальных адресных пространств современных компьютеров, которые обычно определяются разрядностью архитектуры процессора. Самыми распространенными на сегодняшний день являются 32-разрядные процессоры, позволяющие создавать виртуальные адресные пространства такого размером 4 Гб (для 64-разрядных компьютеров эта величина равна 2**64б).

Подсчитаем примерный размер таблицы страниц. В 32-битном адресном пространстве при размере страницы 4К (Intel) получаем 1М страниц, а в 64-битном и того более. Т.о. таблица должна иметь 1М строк (entry), причем запись в строке состоит из нескольких байт. Заметим, что каждый процесс, нуждается в своей таблице страниц (а в случае сегментно-страничной схемы по одной на каждый сегмент). Итак, в данном случае таблица страниц должна быть чересчур большой.

Вместе с тем, отображение должно быть быстрым. Отображение должно быть быстрым, так как оно делается при каждом обращении к памяти, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ происходит практически в каждой машинной инструкции. Эта проблема решается главным образом за счёт реализации ассоциативной памяти.

Для того чтобы избежать крайне важно сти иметь огромную таблицу в памяти всœе время, а хранить лишь несколько ее фрагментов (это возможно опять же на основании свойства локальности), многие компьютеры используют многоуровневую таблицу страниц.

Рассмотрим модельный пример (рис.10.4). Предположим, что 32-разрядный адрес делится на 10-разрядное поле Рtr1, 10-разрядное поле Рtr2 и 12-разрядное смещение Offset. 12 разрядов смещения позволяют локализовать байт внутри страницы размером 4К (2**12), а всœего имеем 2**20 страниц. Как видно из рис. 9.4 1024 строки в таблице верхнего уровня при помощи поля Ptr1 ссылаются на 1024 таблицы второго уровня, каждая из которых содержит также 1024 строки. При помощи поля Ptr2 каждая строка таблицы второго уровня указывает на конкретную страницу. Смысл такой организации в том, чтобы избежать поддержки всœех таблиц второго уровня (а их 1024) в памяти постоянно. Рассмотрим пример с круглыми цифрами. Допустим, что процессу нужны 12М памяти: 4М в нижней части памяти для кода, 4М в нижней части для данных и 4М в верхней части памяти для стека. Между дном стека и верхом данных гигантское пространство размером 4Gb-12Mb, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не используется. Для этого случая необходимы лишь 1 таблица верхнего уровня и 3 таблицы второго уровня. Такой подход естественным образом обобщается на три и более уровней таблицы.

Рассмотрим одну из записей таблицы страниц. Ее размер колеблется от системы к системе, но 32 бита - наиболее общий случай. Самое важное поле - номер кадра. Цель страничного отображения - локализовать эту величину. Далее бит присутствия, биты защиты (к примеру, 0 - read/write, 1 - read only ...), биты модификации (если на нее писали) и биты ссылки, которые помогают выделить мало используемые страницы, биты разрешающие кэширование. Заметим, что адреса страниц на диске не являются частью таблицы страниц.

Рисунок 10.4 - Пример двухуровневой таблицы страниц.

Как наличие нескольких уровней сказывается на производительности менеджера памяти? В случае если предположить, что каждый уровень - отдельная таблица в памяти, преобразование адреса может потребовать нескольких обращений к памяти.

Количество уровней в таблице страниц зависит от конкретных особенностей архитектуры. Можно привести примеры реализации одноуровневого (DEC PDP-11), двухуровневого (Intel, DEC VAX), трехуровневого (Sun SPARC, DEC Alpha) paging"а, а также paging"а с задаваемым количеством уровней (Motorola). Функционирование RISC процессора MIPS R2000 осуществляется вообще без таблицы страниц. Здесь поиск нужной страницы, в случае если эта страница отсутствует в ассоциативной памяти, должна взять на себя ОС (так называемый zero level paging).

Поиск нужной страницы в многоуровневой таблице страниц, требующий несколько обращений к основной памяти на пути преобразования виртуального адреса к физическому занимает много времени. В ряде обстоятельств такая задержка недопустима. Эта проблема также находит решение на уровне архитектуры компьютера.

В соответствии со свойством локальности большинство программ в течение некоторого промежутка времени делают ссылки к небольшому числу страниц, таким образом, только небольшая часть таблицы страниц работает напряженно.

Естественное решение - снабдить компьютер аппаратным устройством для отображения виртуальных страниц в физические без обращения к таблице страниц, то есть иметь небольшую, быструю кэш-память, хранящую необходимую на данный момент часть таблицы страниц. Это устройство принято называть ассоциативная память, иногда также употребляют термин ассоциативные регистры (иногда translation lookaside buffer (TLB)).

Одна запись в таблице в ассоциативной памяти содержит информацию про одну виртуальную страницу, ее атрибуты и кадр, в котором она находится. Эти поля в точности соответствуют полям в таблице страниц.

Отображение виртуальных страниц, хранимых в ассоциативной памяти, осуществляется быстро, однако кэш память является дорогостоящей и имеет ограниченный размер.
Размещено на реф.рф
Число записей в TLB от 8 до 2048

Память принято называть ассоциативной, потому что в отличие от таблицы страниц, которая проиндексирована по номерам виртуальных страниц, здесь происходит одновременное сравнение номера виртуальной страницы с соответствующим полем во всœех строках этой небольшой таблицы. По этой причине эта память является дорогостоящей. В строке, поле виртуальной страницы которой совпало с искомым значением, находится номер страничного кадра.

Рассмотрим функционирование менеджера памяти при наличии ассоциативной памяти. Вначале он ищет виртуальную страницу в ассоциативной памяти. В случае если страница найдена - всœе нормально за исключением случаев нарушения привилегий, когда запрос на обращение к памяти отклоняется.

В случае если страницы нет в ассоциативной памяти, то она ищется через таблицу страниц. Происходит замена одной из страниц в ассоциативной памяти найденной страницей. В таблице такая загруженная страница помечается битом модификации, что будет учтено при следующей загрузке ассоциативной памяти из таблицы страниц.

Процент раз, когда номер страницы находится в ассоциативной памяти, принято называть hit (совпадение) ratio (пропорция, отношение). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, hit ratio - часть ссылок, которая должна быть сделана с использованием ассоциативной памяти. Обращение к одним и тем же страницам повышает hit ratio.

К примеру, предположим, что для доступа к таблице страниц крайне важно 100 нс, а для доступа к ассоциативной памяти 20 нс. С 90% hit ratio среднее время доступа - 0.9*20+0.1*100 = 28 нс.

Вполне приемлемая производительность современных ОС доказывает эффективность использования ассоциативной памяти. Высокое значение вероятности нахождения данных в ассоциативной памяти связано с наличием у данных объективных свойств: пространственной и временной локальности.

Необходимо обратить внимание на следующий факт. При переключении процессов нужно добиться того, чтобы новый процесс не видел в ассоциативной памяти информацию, относящуюся к предыдущему процессу, к примеру, очищать ее. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, использование ассоциативной памяти увеличивает время переключения контекстов.

Ассоциативная память - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ассоциативная память" 2017, 2018.

Способы организации памяти

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Способы организации памяти
Рубрика (тематическая категория) Компьютеры

Функционально ЗУ любого типа всœегда состоят из запоминающего массива, хранящего информацию, и вспомогательных, весьма сложных блоков, служащих для поиска в массиве, записи и считывания (и, в случае если требуется, для регенерации).

Запоминающий массив (ЗМ) состоит из множества одинаковых запоминающих элементов (ЗЭ). Все ЗЭ организованы в ячейки, каждая из которых предназначена для хранения единицы информации в виде двоичного кода, число разрядов которого определяется шириной выборки. Способ организации памяти зависит от методов размещения и поиска информации в ЗМ. По этому признаку различают адресную, ассоциативную и стековую память.

АДРЕСНАЯ ПАМЯТЬ

В памяти с адресной организацией размещение и поиск информации в ЗМ основаны на использовании адреса хранения единицы информации, которую в дальнейшем для краткости будем называть словом . Адресом служит номер ячейки ЗМ, в которой это слово размещается. При записи (считывании) слова в ЗМ инициирующая эту операцию команда должна указывать адрес (номер) ячейки, по которому нужно произвести запись (считывание).

На рис. 5.2 изображена обобщенная структура адресной памяти.

Цикл обращения к памяти инициализируется поступающим в БУП сигналом "Обращение". Общая часть цикла обращения включает в себя прием в РгА с шины адреса (ША) адреса обращения и прием в БУП управляющего сигнала "Операция", указывающего вид запрашиваемой операции (считывание или запись).

Считывание . БАВ дешифрирует адрес и посылает сигнал, выделяющий заданную адресом ячейку ЗМ. В общем случае БАВ может также посылать в выделœенную ячейку памяти сигналы, настраивающие ЗЭ ячейки на запись или считывание. После этого записанное в ячейку слово считывается усилителями БУС и передается в РгИ. Далее в памяти с разрушающим считыванием происходит регенерация информации путем записи слова из РгИ через БУЗ в ту же ячейку ЗМ. Операция считывания завершается выдачей слова из РгИ на выходную информационную шину ШИ вых.

Запись. Помимо указанной выше общей части цикла обращения происходит прием записываемого слова с входной шины ШИ вх в РгИ. Сама запись в общем случае состоит из двух операций – очистки ячейки и собственно записи. Для этого БАВ сначала производит выборку и очистку ячейки, заданной адресом в РгА. Очистка ячейки ЗМ (приведение в исходное состояние) может осуществляться по-разному. В частности, в памяти с разрушающим считыванием очистку можно производить сигналом считывания слова в ячейке при блокировке БУС (чтобы в РгИ не поступила информация). Далее в выбранную ячейку записывается новое слово.

Необходимость в операции очистки ячейки перед записью, так же как и в операции регенерации информации при считывании, определяется типом используемых ЗЭ, способами управления, особенностями электронной структуры БИС памяти, в связи с этим в полупроводниковых памятях эти операции могут отсутствовать.

БУП генерирует необходимые последовательности управляющих сигналов, инициирующих работу отдельных узлов памяти. Следует иметь в виду, что БУП должна быть весьма сложным устройством (своеобразным управляющим контроллером, имеющим собственную кэш-память), придающим БИСу памяти в целом специальные потребительские свойства, такие как многопортовость, конвейерная выдача информации и т.п.

АССОЦИАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

В памяти этого типа поиск информации происходит не по адресу, а по ее содержанию. Под содержанием информации в данном случае принято понимать не смысловая нагрузка лежащего на хранении в ячейке памяти слова, а содержание ЗЭ ячейки памяти, ᴛ.ᴇ. побитовый состав записанного двоичного слова. При этом ассоциативный запрос (признак) также представляет собой двоичный код с определœенным побитовым составом. Поиск по ассоциативному признаку происходит параллельно во времени для всœех ячеек ЗМ и представляет собой операцию сравнения содержимого разрядов регистра признака с содержимым соответствующих разрядов ячеек памяти. Для организации такого поиска всœе ЗЭ ЗМ снабжены однобитовыми процессорами, в связи с этим в ряде случаев память такого типа рассматривают как многопроцессорную систему.

Полностью ассоциативная память большого объёма является очень дорогостоящим устройством, в связи с этим для ее удешевления уменьшают число однобитовых процессоров до одного на ячейку памяти. В этом случае сравнение ассоциативного запроса с содержимым ячеек памяти идет последовательно для отдельных разрядов, параллельно во времени для всœех ячеек ЗМ.

При очень больших объёмах памяти на определœенных классах задач ассоциативный поиск существенно ускоряет обработку данных и уменьшает вероятность сбоя в ЭВМ. Вместе с тем, ассоциативные ЗУ с блоками соответствующих комбинационных схем позволяют выполнить в памяти достаточно сложные логические операции: поиск максимального или минимального числа в массиве, поиск слов, заключенных в определœенные границы, сортировку массива и т.д.

Следует отметить, что ассоциативный поиск можно реализовать и в компьютере с обычной адресной памятью, последовательно вызывая записанные в ячейки памяти слова в процессор и сравнивая их с некоторым ассоциативным признаком (шаблоном). При этом при больших объёмах памяти на это будет затрачено много времени. При использовании ассоциативной памяти можно, не считывая слов из ОП в процессор, за одно обращение определить количество слов, отвечающих тому или иному ассоциативному запросу. Это позволяет в больших базах данных очень оперативно реализовать запрос типа: сколько жителœей области не представило декларацию о доходах и т.п.

В некоторых специализированных ЭВМ ОП или его часть строится таким образом, что позволяет реализовать как ассоциативный, так и адресный поиск информации.

Упрощенная структурная схема ассоциативной памяти, в которой всœе ЗЭ ЗМ снабжены однобитовыми процессорами, приведена на рис. 5.3.

Первоначально рассмотрим операцию, называющуюся контроль ассоциации . Эта операция является общей для операции считывания и записи, а также имеет самостоятельное значение.

По входной информационной шинœе в РгАП поступает n-разрядный ассоциативный запрос, ᴛ.ᴇ. заполняются разряды от 0 до n-1. Одновременно в РгМ поступает код маски поиска, при этом n-й разряд РгМ устанавливается в 0. Ассоциативный поиск производится лишь для совокупности разрядов РгАП, которым соответствуют 1 в РгМ (незамаскированные разряды РгАП). Важно заметить, что для слов, в которых цифры в разрядах совпали с незамаскированными разрядами РгАП, КС устанавливает 1 в соответствующие разряды РгСв и 0 в остальные разряды.

Комбинационная схема формирования результата ассоциативного обращения ФС формирует из слова, образовавшегося в РгСв, как минимум три сигнала:

A 0 – отсутствие в ЗМ слов, удовлетворяющих ассоциативному признаку;

A 1 – наличие одного такого слова;

A 2 – наличие более чем одного слова.

Возможны и другие операции над содержимым РгСв, к примеру подсчет количества единиц, ᴛ.ᴇ. подсчет слов в памяти, удовлетворяющих ассоциативному запросу, и т.п.

Формирование содержимого РгСв и a 0 , a 1 , a 2 по содержимому РгАП, РгМ, ЗМ и принято называть операцией контроля ассоциации.

Считывание. Сначала производится контроль ассоциации по признаку в РгАП.

A 0 = 1 – считывание отменяется из-за отсутствия искомой информации;

A 1 = 1 – считывается в РгИ найденное слово, после чего выдается на ШИ вых;

A 2 = 1 – считывается слово, имеющее, к примеру, наименьший номер среди ячеек, отмеченных 1 в РгСв, после чего выдается на ШИ вых.

Запись. Сначала отыскивается свободная ячейка (полагаем, что в разряде занятости свободной ячейки записан 0). Для этого выполняется контроль ассоциации при РгАП=111...10 и РгМ=000...01, ᴛ.ᴇ. n-й разряд РгАП устанавливается в 0, а n-й разряд РгМ – в 1. При этом свободная ячейка отмечается 1 в РгСв. Для записи выбирают свободную ячейку, к примеру, с наименьшим номером. В нее записывается слово, поступившее с ШИ вх в РгИ.

Следует отметить, что на данной схеме не изображены блоки БУП, БУС, БУЗ, которые есть в реальных устройствах. Вместе с тем, для построения ассоциативной памяти требуются запоминающие элементы, допускающие считывание без разрушения.

СТЕКОВАЯ ПАМЯТЬ (МАГАЗИННАЯ)

Стековая память, так же как и ассоциативная, является безадресной. Стековая память должна быть организована как аппаратно, так и на обычном массиве адресной памяти.

В случае аппаратной реализации ячейки стековой памяти образуют одномерный массив, в котором сосœедние ячейки связаны друг с другом разрядными цепями передачи слов (рис. 5.4). При этом возможны два типа устройств (а, б), принципы функционирования которых различны. Рассмотрим первоначально структуру на рис. 5.4, а.

Запись нового слова, поступившего с ШИ вх, производится в верхнюю (нулевую) ячейку, при этом всœе ранее записанные слова (включая слово в ячейке 0) сдвигаются вниз, в сосœедние ячейки, номера которых на единицу больше. Считывание возможно только из верхней (нулевой) ячейки памяти. Основной режим - ϶ᴛᴏ считывание с удалением. При этом всœе остальные слова в памяти сдвигаются вверх, в сосœедние ячейки с меньшими номерами. В такой памяти реализуется правило: последний пришел – первый ушел . Стеки подобного типа принято называть стеками LIFO (Last In – First Out).

В ряде случаев устройства стековой памяти предусматривают также операцию простого считывания слова из ячейки 0 без его удаления и сдвига остальных слов. При использовании стека для запоминания параметров инициализации контроллеров каких-либо устройств ЭВМ обычно предусматривается возможность считывания содержимого любой ячейки стека без его удаления, ᴛ.ᴇ. считывание содержимого не только ячейки 0.

О первом слове, посылаемом в стек, говорят, что оно располагается на дне стека . О последнем посланном (по времени) в стек слове говорят, что оно находится в вершинœе стека . Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ячейка N-1 – дно стека, а ячейка 0 – вершина.

Обычно аппаратный стек снабжается счетчиком стека СчСт, показывающим общее количество занесенных в память слов (СчСт = 0 – стек пустой). При заполнении стека полностью он запрещает дальнейшие операции записи.

Стековый принцип организации памяти можно реализовать не только в специально предназначенных для этого устройствах. Стековая организация данных возможна и на обычной адресной памяти с произвольным обращением (программный стек). Для организации стека LIFO в данном случае необходима еще одна ячейка памяти (регистр), в которой всœегда хранится адрес вершины стека и которая принято называть указателœем стека . Обычно в качестве указателя стека используют один из внутренних регистров процессора. Кроме этого, требуется соответствующее програм­мное обеспечение. Принципы стековой организации данных на обычной адресной памяти иллюстрируются схемой на рис. 5.5.

В отличие от аппаратного стека данные, размещенные в программном стеке, при записи нового числа или считывании не перемещаются. Запись каждого нового слова осуществляется в ячейку памяти, следующую по порядку за той, адрес которой содержится в указателœе стека. После записи нового слова содержимое указателя стека увеличивается на единицу (см. рис. 6.5). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в программном стеке перемещаются не данные, а вершина стека. При считывании слова из стека происходит обратный процесс. Слово считывается из ячейки, адрес которой находится в указателœе стека, после чего содержимое указателя стека уменьшается на единицу.

В случае если вновь загружаемые в стек слова размещаются в ячейках памяти с последовательно увеличивающимися адресами, стек называют прямым. В случае если адреса последовательно убывают, то – перевернутым. В большинстве случаев используется перевернутый стек, что связано с особенностями аппаратной реализации счетчиков внутри процессора.

Чем удобна такая форма организации памяти? Забегая вперед, можно отметить, что любая команда, выполняемая в процессоре, в общем случае должна содержать код операции (КОП), адрес первого и второго операндов и адрес занесения результата. Для экономии памяти и сокращения времени выполнения машинной команды процессором желательно уменьшить длину команды. Пределом такого уменьшения является длина безадресной команды, ᴛ.ᴇ. просто КОП. Именно такие команды оказываются возможными при стековой организации памяти, так как при правильном расположении операндов в стеке достаточно последовательно их извлекать и выполнять над ними соответствующие операции.

Помимо рассмотренной выше стековой памяти типа LIFO в ЭВМ используются стековые памяти другого типа, реализующие правило: первый пришел – первый ушел . Стеки подобного типа принято называть стеками FIFO (First In – First Out). Такая стековая память широко используется для организации различного рода очередей (команд, данных, запросов и т.д.). Обобщенная структура аппаратного стека типа FIFO представлена на рис. 5.4, б.

Как и в предыдущем случае, ячейки стековой памяти образуют одномерный массив, в котором сосœедние ячейки связаны друг с другом разрядными цепями передачи слов. Запись нового слова, поступившего с ШИ вх, осуществляется в верхнюю (нулевую) ячейку, после чего оно сразу перемещается вниз и записывается в последнюю по счету незаполненную ячейку. В случае если стек перед записью был пустой, слово сразу попадает в ячейку с номером N-1, ᴛ.ᴇ. на дно стека. Считывание возможно только из нижней ячейки с номером N-1 (дно стека). Основной режим - ϶ᴛᴏ считывание с удалением. При этом всœе последующие (записанные) слова сдвигаются вниз, в сосœедние ячейки, номера которых на единицу больше. При заполнении стека счетчик (СчСт) запрещает дальнейшие операции записи в стек.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в отличие от стека LIFO, в стеке FIFO перемещается не дно, а вершина. Записываемые в стек FIFO слова постепенно продвигаются от вершины ко дну, откуда и считываются по мере крайне важно сти, причем темп записи и считывания определяются внешними управляющими сигналами и не связаны друг с другом.

Программная реализация стека FIFO в настоящем разделœе не рассматривается, поскольку на практике используется достаточно редко.

Способы организации памяти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способы организации памяти" 2017, 2018.

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для .

Что такое ассоциации?

Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт - Пушкин
  • Домашняя птица - курица
  • Фрукт - яблоко
  • Часть лица - нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.


Ассоциативная память представляет собой распределенную память, которая обучается на основе ассоциаций, подобно мозгу живых существ. В информационных технологиях память, доступ к которой производится не по адресу, а по содержанию. Модель, реализующая ассоциативную память, должна распознать требуемый образ и извлечь его.

В отличие от обычной машинной памяти, в которой пользователь задает адрес памяти и ОЗУ возвращает слово данных, хранящееся по этому адресу, АП разработана таким образом, чтобы пользователь задавал слово данных, и АП ищет его во всей памяти, чтобы выяснить, хранится ли оно где-нибудь в нем. Если слово данных найдено, АП возвращает список одного или более адресов хранения, где слово было найдено (и в некоторых архитектурах, также возвращает само слово данных, или другие связанные части данных). Таким образом, АП - аппаратная реализация того, что в терминах программирования назвали бы ассоциативным массивом.


  1. Автоассоциативная память
Автоассоциативная память – память, которая может завершить или исправить образ, но не может ассоциировать полученный образ с другим образом. При решении задачи автоассоциативной памяти в нейронной сети запоминаются передаваемые ей образы (векторы). Затем в эту сеть последовательно подаются неполные описания или зашумленные представления хранимых в памяти исходных образов, и ставится задача распознавания конкpeтнoгo образа. Для настройки нейронных сетей, предназначенных для решения задач автоассоциативной памяти, используется обучение без учителя.

  1. Гетероассоциативная память
Гетероассоциативная память – память, в которой произвольному набору входных образов (стимулов) ставится в соответствие другой набор выходных производных сигналов (откликов). При этом размерность пространства выходных сигналов может, как отличаться от размерности пространства входных, так и совпадать. Для настройки нейронных сетей, предназначенных для решения задач гетероассоциативной памяти, используется модель обучения с учителем.

  1. Охарактеризуйте две фазы в работе ассоциативной памяти
Фаза запоминания. Соответствует процессу обучения сети в соответствии с формулой , где -ключевой образ, -запомненный вектор образов, -количество образов(ёмкость). Ключевой образ выступает не просто в роли стимула, определяющим местоположение запомненного образа , но и содержит ключ для его извлечения.

Фаза восстановления. Соответствует процессу извлечения запомненного образа в ответ на представление в сеть зашумлённой или искажённой версии ключа.


  1. Приведите определение процесса распознавания образов
Распознавание образов – процесс, в котором получаемый образ (сигнал) должен быть отнесён к одному из предопределённых классов (категорий). Чтобы нейронная сет могла решать задачи распознавании образов, её сначала необходимо обучить.

  1. Охарактеризуйте два типа машин распознавания образов.
1ый тип машины.

Система состоит из двух частей: сети извлечения признаков (без учителя) и сети классификации (с учителем). Образ – набор из
наблюдений, каждое наблюдение можно рассматривать точкой в -мерном пространстве наблюдений (данных). Извлечение признаков описывается с помощью преобразования, которое переводит в промежуточную точу в -мерном пространстве признаков
. Это преобразование можно рассматривать как операцию снижения размерности (сжатие данных), что упрощает задачу классификации. Классификация – преобразование, которое отображает промежуточную точку в один из классов -мерного пространства решений ( - количество выделяемых классов).

2ой тип машины.

Система проектируется как единая многослойная сет прямого распространения, использующая один из алгоритмов обучения с учителем. При этом подходе задача извлечения признаков выполняется вычислительными узлами скрытого слоя сети.


  1. Опишите способ решения задачи идентификации систем.
Пусть формула

Описывает соотношение между входом и выходом в неизвестной системе с несколькими входами и выходами без памяти (инвариантность системы по времени). Тогда множество маркированных примеров можно использовать для обучения нейронной сети, представляющей модель этой системы. Пусть - выход нейронной сети, соответствующей входному вектору . Сигнал ошибки ( =(желаемый отклик) - (выход сети)) используется для корректировки свободных параметров сети с целью минимизации среднеквадратичной ошибки


  1. Опишите способ построения инверсной системы
Предположительно существует система MIMO (с несколькими входами и выходами) без памяти, для которой преобразование входного пространства в выходное описывается соотношением . Требуется построить такую систему, которая в ответ на вектор генерирует отклик в виде вектора . Инверсную систему можно описать следующим образом:
вектор-функция
-инверсная. На основе множества маркированных примеров (
) можно построить нейронную сеть, аппроксимирующую обратную функцию с помощью схемы:

()-желаемый отклик, () – входной сигнал (векторы , - поменялись местами). Вектор сигнал ошибки равен разности желаемого вектора и реального выхода нейронной сети , полученный в ответ на возмущение . Здесь вектор сигнала ошибки используется для минимизации суммы квадратов разностей между выходами неизвестной инверсной системы и нейронной сети в статическом смысле (т.е. вычисляемой на всём множестве примеров обучения).


  1. Приведите блок-схему системы управления с обратной связью

В этой системе используется единственная обратная связь, охватывающая весь объект управления. Таким образом, выход объекта управления вычитается из эталонного сигнала (), принимаемого из внешнего источника. Полученный таким образом сигнал ошибки (e) подаётся на нейроконтроллер для настройки свободных параметров. Основной задачей контроллера является поддержание такого входного вектора объекта, для которого выходной сигнал (у) соответствовал бы эталонному значению (d). Другими словами, в задачу контроллера входит инвертирование отображения вход-выход объекта управления.


  1. Опишите операции логической суммы и логического произведения над нечёткими множествами
Нечёткое множество – обобщение обычных (чётких) множеств. Традиционный способ представления элемента множества A состоит в применении характеристической функции
, которая равна 1, если элемент принадлежит множеству A, или равна 0 в противном случае. В нечётких системах элемент может частично принадлежать любому множеству. Степень принадлежности множеству A, представляющая собой обобщение характеристической функции, называется функцией принадлежности , причём
, и
означает отсутствие принадлежности x множеству A, а
- полную принадлежность. Конкретное значение функции принадлежности называется степенью или коэффициентом принадлежности.

Операция логической суммы:

Пусть
- наименьшее нечёткое подмножество, которое включает как так и с функцией принадлежности:

Операция логического произведения над нечёткими множествами:

Пусть
- наибольшее нечёткое подмножество, которое содержится одновременно в и в , тогда функция принадлежности имеет вид:


  1. Опишите операции отрицания множества и нормализации множества для нечётких множеств
Операция отрицания множества:

Пусть - всё то множество, что не , тогда элемент, принадлежащий множеству , определяется согласно функции:

Нормализация нечётких множеств:

СУПРЕМУМ: Sup - точная верхняя грань (максимальное значение принадлежности, присутствующее в множестве).

НОРМАЛИЗАЦИЯ: нечеткое множество нормально если супремум множества равен единице. Для нормализации перечитывают принадлежности элементов:

M"a(x) = Ma(x)/(Sup Ma(x))


  1. Опишите операцию концентрации и растяжения для нечётких множеств
Операция концентрации:

Операция размывания:


  1. Дайте определение лингвистической переменной
Переменная, значениями которой могут быть как числа, так и слова и их сочетания. Например, лингвистическая переменная «скорость» может иметь значения «высокая», «средняя», «очень низкая» и т. д. Фразы, значение которых принимает переменная, в свою очередь, являются именами нечетких переменных и описываются нечетким множеством .

Математическое определение лингвистической переменной:
, где -имя переменной;
-множество имён лингвистических значений переменной , каждое из которых является нечёткой переменой на множестве
; - синтаксическое правило для образования имён значений ;
семантическое правило для ассоциирования каждой величины значения с её понятием.


  1. Опишите операцию алгебраического произведения для нечётких множеств
Операция алгебраического произведения для множества и описывается следующей функцией принадлежности в форме алгебраического произведения: (агрегирование на уровне импликации). Где в свою очередь каждая из функций принадлежности для и принимает вид алгебраического произведения:
(агрегирование предпосылки).

  1. Опишите меру Егера, характеризующую степень нечёткости множеств
Для определения степени нечёткости множества введено понятие меры нечёткости, сводящейся к измерению уровня различия между нечётким множеством и его отрицанием . Наиболее популярна мера Егера:

,

количество элементов в ,
расстояние между множествами и в метрике (которое равно 1 или 2). Метрике Хэмминга соответствует значение


  1. Опишите метрику Евклида, характеризующую меру нечёткости множества
Мера Егера при значении метрики
называется евклидовой метрикой:
.

  1. Опишите энтропийную меру нечёткости множества Коско
Данная мера, предложенная Б.Коско, основана на кардинальных числах множеств:
Кардинальное число множества
сумма коэффициентов принадлежности всех элементов этого множества, т.е.
.

  1. Опишите систему нечёткого вывода Мамдани-Заде
Элементы теории нечетких множеств, правила импликации и нечетких рассуждений образуют систему нечеткого вывода. В ней можно выделить:

  • множество используемых нечетких правил;

  • базу данных, содержащую описания функций принадлежности;

  • механизм вывода и агрегирования, который формируется применяемыми правилами импликации.
В случае технической реализации в качестве входных и выходных сигналов выступают измеряемые величины, однозначно сопоставляющие входным значениям соответствующие выходные значения.

Для обеспечения взаимодействия этих двух видов вводится нечеткая система с так называемым фазификатором (преобразователем множеств входных данных в нечеткое множество) на входе и дефазификатором (преобразователем нечетких множеств в конкретное значение выходной переменной) на выходе.

Выходной сигнал модуля вывода может иметь вид нечетких множеств, определяющих диапазон изменения выходной переменной. Дефазификатор преобразует этот диапазон в одно конкретное значение, принимаемое в качестве выходного сигнала всей системы.

В модели вывода Мамдани-Заде присутствуют следующие операторы:


Рис 1. Пример системы вывода Мамдани-Заде

На рис. 1 представлен способ агрегирования при двух входных переменных .


  1. Охарактеризуйте фаззификатор
Выполняет преобразование четкого множества в нечеткое множество, характеризующееся функцией принадлежности .

  1. Охарактеризуйте понятие функции принадлежности
Функция нечеткой принадлежности является непрерывным приближением пороговой функции точной принадлежности.

Коэффициент принадлежности - величина из диапазона , характеризующая степень принадлежности элемента нечеткому множеству.

Действительное число, принимающее значение в диапазоне (0,1), при этом 1 означает 100%-ю (безусловную) принадлежность a к множеству , а 0 - безусловное отсутствие в . Значения между 0 и 1 характеризуют нечётко включенные элементы.

Отображение множества элементов во множество значений образует функцию принадлежности .

Функция может быть определена явно в виде, например, алгебраического выражения или таблично (дискретно) в виде массива пар


  1. Опишите обобщённую гауссовскую функцию принадлежности
Гауссовская функция принадлежности для переменной с центром и параметром ширины имеет вид:

Также существует обобщённая гауссова функция:
параметр формы.

Рис 3. График обобщённой функции Гаусса для с=1,

Обобщённая функция Гаусса также может быть и в рациональной форме:
.


  1. Опишите понятие дефаззификации нечёткого множества
Процесс дефаззификации – преобразование нечеткого множества, заданного функцией принадлежности , в скаляр.

  1. Опишите дефаззификацию относительно среднего центра
Дефаззификация относительно среднего центра:
где
центр -ой одиночной функции принадлежности, участвующей в итоговой агрегированной функции.

  1. Опишите дефаззификацию относительно центра области
Дефаззификацию относительно центра области:
или же в дискретной форме
.

  1. Приведите блок-схему работы генетического алгоритма.
Генетический алгоритм (англ. genetic algorithm) - это эвристический метод, используемый для решения задач оптимизации и моделирования через последовательный подбор и комбинирование искомых параметров с использованием механизмов, напоминающих биологическую эволюцию. Блок-схема работы генетического алгоритма:


  1. Охарактеризуйте понятия целочисленного и вещественного кодирования.
Выбор способа кодирования является одним из важнейших этапов при использовании эволюционных алгоритмов. В частности, должно выполняться следующее условие: должна быть возможность закодировать (с допустимой погрешностью) в хромосоме любую точку из рассматриваемой области пространства поиска. Невыполнение этого условия может привести как к увеличению времени эволюционного поиска, так и к невозможности найти решение поставленной задачи.

Как правило, в хромосоме кодируются численные параметры решения. Для этого возможно использование целочисленного и вещественного кодирования.

Целочисленное кодирование.

В классическом генетическом алгоритме хромосома представляет собой битовую строку, в которой закодированы параметры решения поставленной задачи.


Вещественное кодирование.

Часто бывает удобнее кодировать в гене не целое число, а вещественное. Это позволяет избавиться от операций кодирования и декодирования, используемых в целочисленном кодировании и увеличить точность решения.


  1. Опишите способы селекции.
Селекция (отбор) необходима, чтобы выбрать более приспособленных особей для скрещивания. Существует множество вариантов селекции, опишем наиболее известные из них.

Рулеточная селекция. В данном варианте селекции вероятность i-й особи принять участие в скрещивании pi пропорциональна значению ее приспособленности fi и равна .

Процесс отбора особей для скрещивания напоминает игру в «рулетку».

Рулеточный круг делится на сектора, причем площадь i-го сектора пропорциональна значению pi. После этого n раз «вращается» рулетка, где n – размер популяции, и по сектору, на котором останавливается рулетка, определяется особь, выбранная для скрещивания.

Селекция усечением. При отборе усечением после вычисления значений приспособленности для скрещивания выбираются Ln лучших особей, где L – «порог отсечения», 0
Как правило, выбирают L в интервале от 0,3 до 0,7.

Турнирный отбор. В случае использования турнирного отбора для скрещивания, как и при рулеточной селекции, отбираются n особей.

Для этого из популяции случайно выбираются t особей, и самая приспособленная из них допускается к скрещиванию. Говорят, что формируется турнир из t особей, t – размер турнира. Эта операция повторяется n раз.

Чем больше значение t, тем больше давление селекции. Вариант турнирного отбора, когда t = 2, называют бинарным турниром. Типичные значения размера турнира t = 2, 3, 4, 5.
28. Охарактеризуйте принцип работы одноточечного, двухточечного и однородного операторов кроссовера для целочисленного кодирования.

Для целочисленного кодирования часто используются 1-точечный, 2-точечный и однородный операторы кроссинговера.

1-точечный кроссинговер работает аналогично операции перекреста для хромосом при скрещивании биологических организмов. Для этого выбирается произвольная точка разрыва и для создания потомков производится обмен частями родительских хромосом.

Для оператора 2-точечного кроссинговера выбираются 2 случайные точки разрыва, после чего для создания потомков родительские хромосомы обмениваются участками, лежащими между точками разрыва. Отметим, что для 2-точечного оператора кроссинговера, начало и конец хромосомы считаются «склеенными» в результате чего одна из точек разрыва может попасть в начало/конец хромосом и в таком случае результат работы 2-точечного кроссинговера будет совпадать с результатом работы 1-точечного кроссинговера.

При использовании однородного оператора кроссинговера разряды родительских хромосом наследуются независимо друг от друга. Для этого определяют вероятность p0, что i-й разряд хромосомы 1-го родителя попадет к первому потомку, а 2-го родителя – ко второму потомку. Вероятность противоположного события равна (1 – p0). Каждый разряд родительских хромосом «разыгрывается» в соответствии со значением p0 между хромосомами потомков. В большинстве случаев вероятность обоих событий одинакова, т.е. p0 = 0,5.
29. Опишите принцип работы двухточечного кроссовера для вещественного кодирования.

2-точечный кроссинговер для вещественного кодирования в целом аналогичен 2-точечному кроссинговеру для целочисленного кодирования. Различие заключается в том, что точка разрыва не может быть выбрана «внутри» гена, а должна попасть между генами
30. Охарактеризуйте понятие разрушающей способности кроссовера.

Операторы кроссинговера характеризуются способностью к разрушению родительских хромосом.

Кроссинговер для целочисленного кодирования считается более разрушительным, если в результате его применения расстояние по Хэммингу между получившимися хромосомами потомков и хромосомами родителей велико.

Другими словами, способность целочисленного кроссинговера к разрушению зависит от того, насколько сильно он «перемешивает» (рекомбинирует) содержимое родительских хромосом. Так, 1-точечный кроссинговер считается слаборазрушающим, а однородный кроссинговер в большинстве случаев является сильно разрушающим оператором. Соответственно, 2-точечный кроссинговер по разрушающей способности занимает промежуточную позицию по отношению к 1-точечному и однородному операторам кроссинговера.

В случае кроссинговера для вещественного кодирования способность к разрушению определяется тем, насколько велико расстояние в пространстве поиска между точками, соответствующими хромосомам родителей и потомков. Таким образом, разрушающий эффект 2 точечного кроссинговера зависит от содержимого родительских хромосом. Разрушающая способность арифметического кроссинговера зависит от значения параметра l, например, при l >> 1 и l >> 0, способность к разрушению будет низкой. Для BLX-a кроссинговера разрушающая способность зависит как от значения a, так и от разности значений соответствующих генов родительских особей.

Отметим, что одновременно со способностью к разрушению говорят также о способности к созданию (creation, construction) кроссинговером новых особей. Тем самым подчеркивается, что, разрушая хромосомы родительских особей, кроссинговер может создать совершенно новые хромосомы, не встречавшиеся ранее в процессе эволюционного поиска.
31. Охарактеризуйте канонический генетический алгоритм.

Канонический генетический алгоритм разработан Джоном Холландом и описан в его книге «Адаптация в естественных и искусственных системах», 1975 г. . Представляет одну из базовых моделей эволюционного поиска, подробно исследованную в 70-80-х годах 20 века.

Канонический ГА имеет следующие характеристики:

Целочисленное кодирование;

Все хромосомы в популяции имеют одинаковую длину;

Постоянный размер популяции;

Рулеточная селекция;

Одноточечный оператор кроссинговера;

Битовая мутация;

Новое поколение формируется только из особей-потомков (разрыв поколений Т = 1).
32. Какие вы знаете модели представления знаний?

Наиболее распространенными моделями представления знаний в экспертных системах являются:


  • модель представления знаний средствами логики предикатов первого порядка;

  • продукционная модель;

  • фреймовая модель;

  • модель представления знаний в виде семантической сети;

  • модель представления знаний в виде доски объявлений;

  • модель представления знаний в виде сценария;

  • модель представления знаний на основе нечеткой логики;

  • нейросетевая модель представления знаний.
33. Что представляет собой логическая модель знаний?

Логическая модель представления знаний основана на логике предикатов. Предикатом, или логической функцией, называется функция от любого числа аргументов, принимающей истинное или ложное значение. Аргументы функции – значения из произвольного, конечного или бесконечного множества
, называемого предметной областью. Предикат от -аргументов называют -местным предикатом. Для модели представления знаний используется логика предикатов первого порядка, на которой основан Пролог.
34. Из чего состоит продукционная система?

Продукционная система – система обработки знаний, использующая представления знаний продукционными правилами. Продукционные правила – это выражения типа «Если (условие) то (действие)». “Условие” – предложение образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний; “действие” – действие, выполняемое при успешном исходе поиска. Вывод на такой базе знаний может быть прямым (от данных к поиску цели) и обратным (от цели для её подтверждения – к данным). Данные – исходные факты, хранящиеся в базе фактов, на основании которых запускается машина вывода или интерпретатор правил, перебирающий правила из продукционной базы знаний.

В состав продукционной системы входят база правил, база данных и интерпретатор правил. База правил – это область памяти, которая содержит базу знаний – совокупность знаний, представленных в форме правил вида ЕСЛИ … ТО; база данных – это область памяти, содержащая фактические данные (факты). Интерпретатор – механизм вывода, это тот компонент системы, который формирует заключение, используя базу правил и базу данных.
35. Охарактеризуйте модель представления знаний в виде фреймов

Во фреймовой системе единицей представления знаний является объект, называемый фреймом. Фрейм – форма представления некоторой ситуации, которую можно описывать некоторой совокупностью понятий и сущностей. В качестве идентификатора фрейму присваивается имя. Это имя должно быть единственным во всей фреймовой системе. Фрейм имеет определенную внутреннюю структуру, состоящую из множества элементов, называемых слотами, которым также присваиваются имена. Каждый слот, в свою очередь, представляется определенной структурой данных. Иногда слот включает компонент, называемый фасетом, который задает диапазон или перечень его возможных значений. Фасет указывает также граничные значения заполнителя слота (например, максимально допустимое число братьев


36. Каким образом осуществляется представление знаний в семантической сети?

Семантическая сеть представляет знания в виде графа, узлы которого соответствуют фактам или понятиям, а дуги – отношения между понятиями. Граф представляет собой множество вершин и множество дуг, соединяющих некоторые пары вершин. Размеченный граф для каждой вершины содержит дескрипторы (метки), благодаря которым вершины графа отличаются между собой. Для графа пространства состояний дескрипторы идентифицируют состояния в процессе решения задачи. Метки дуг в семантических сетях применяются для задания именованных отношений.
37. Опишите архитектуру экспертных систем

Группа экспертов или иной источник экспертизы обеспечивает загрузку в базу знаний фактов, наблюдений и способов анализа ситуаций. Пользователь запрашивает систему о конкретных проблемах через интерфейс, который допускает общение с использованием обычных выражений.

Информация, содержащаяся в базе знаний, обрабатывается с помощью машины вывода, которая использует эмпирические ассоциации или правила «ЕСЛИ … ТО» для формирования и проверки возможных решений. Интерфейс пользователя в доступной форме передает полученные результаты оператору.

В мощных интеллектуальных системах существует интерфейс на естественном языке, который позволяет задавать вопросы и получать ответы на обычном английском или русском языках. В случае обычных интеллектуальных систем пользователю предоставляется не столь изысканный, но тем не менее «дружественный» интерфейс.

38. Опишите функции машины (механизма) вывода

Главным в ЭС является механизм, осуществляющий поиск в БЗ по правилам рациональной логики, для получения решений. Этот механизм, называемый машиной вывода, приводится в действие при получении запроса пользователя и выполняет следующие задачи:


    • сравнивает информацию, содержащуюся в запросе пользователя, с информацией базы знаний;

    • ищет определенные цели или причинные связи;

    • оценивает относительную определенность фактов, основываясь на соответствующих коэффициентах доверия, связанных с каждым фактом.
Как следует из ее названия, машина вывода предназначена для построения заключений. Ее действие аналогично рассуждениям эксперта-человека, который оценивает проблему и предлагает гипотетические решения. В поиске целей на основе предложенных правил машина вывода обращается к БЗ до тех пор, пока не найдет вероятный путь к получению приемлемого результата.
39. Приведите структурную схему, описывающую этапы технологии создания экспертных систем

На этапе идентификации определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, ресурсы, эксперты и категории пользователей.

На этапе получения знаний выделяют три стратегии: приобретение знаний, извлечение знаний и обнаружение знаний. Под приобретением знаний понимается способ автоматизированного наполнения базы знаний посредством диалога эксперта и специальной программы. Извлечением знаний называют процедуру взаимодействия инженера по знаниям с источником знаний (экспертом, специальной литературой и т.д.) без использования вычислительной техники. Термин обнаружение знаний связывают с созданием компьютерных систем, реализующих методы автоматического получения знаний. Сейчас это направление является наиболее перспективным. При этом предполагается, что система сама сможет раскрыть закономерности предметной области и сформулировать необходимые знания на основе имеющегося эмпирического материала.

На этапе концептуализации проводится анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач.

Этап формализации определяет способы представления всех видов знаний, формализует основные понятия, определяет способы интерпретации знаний, моделирует работу системы. На этом этапе оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решения, средств представления и манипулирования знаниями.

На этапе выполнения осуществляется наполнение БЗ системы. На этапе тестирования эксперт (и инженер по знаниям) в интерактивном режиме, используя диалоговые и объяснительные средства, проверяет компетентность ЭС. Процесс тестирования продолжается до тех пор, пока эксперт не решит, что система достигла требуемого уровня компетентности.

На этапе опытной эксплуатации проверяется пригодность ЭС для конечных пользователей. По результатам этого этапа, так же как и этапа тестирования, может потребоваться существенная модификация ЭС.

Процесс создания ЭС не сводится к соблюдению строгой последовательности перечисленных выше этапов. В ходе разработки приходится неоднократно возвращаться на более ранние этапы и пересматривать принятые там решения.


страница 1

Загрузка...