sonyps4.ru

Юзабилити интерфейсов физические и ментальные характеристики пользователя. Принципы юзабилити: понятно, удобно, комфортно

В современном мире понимание основ юзабилити является необходимостью. Большинство посетителей сайта не совершают действий, которых от них ждут владельцы ресурсов. Люди не заказывают товар, не регистрируются, не подписываются на обновления и т.д. В чем причина такого поведения пользователей?
Причина проста – ресурс оказывается неудобным для пользователя. Например, для того чтобы «заказать» продукт, приходится пройти несколько страниц, а кнопку регистрации и вовсе невозможно обнаружить. Это делает ресурс неконкурентоспособным.
Как уменьшить количество отказов от использования сайта? Если проект нуждается в основательном подходе, можно обратиться в студию, к специалистам. Юзабилити-лаборатории предлагают не только различные варианты тестирования и проектирование интерфейса. А если бюджет ограничен, можно попробовать познать азы юзабилити самостоятельно.

Для самостоятельной разработки интерфейса нужно учитывать несколько простых правил:

  1. Правило 7-ми.
    Известно, что способности человеческого мозга небезграничны. Человек способен держать в кратковременной памяти не более 5-9 сущностей. Поэтому не следует размещать в навигации больше 7 пунктов.
    С этой точки зрения сайт tutu.ru , безусловно, заслуживает хороших отзывов, поскольку основной функционал удалось разместить в шапке сайта, ограничиваясь 4 пунктами меню и выпадающим списком.
    В то время как сайт Российских Железных дорог - отличный пример того, как делать не надо. От количества разрозненной информации пестрит в глазах, хочется просто закрыть его и больше никогда не заходить.
  2. Правило 2х секунд.
    Чем меньше пользователь ждет отклика программы, сайта или приложения, тем больше вероятность того, что он не откажется от использования этого продукта. 2 секунды – это оптимальный временной интервал отклика программы, именно к нему стоит стремиться. Так что стоит сто раз подумать, прежде чем ставить на сайт тяжелую флэшевую заставку, как это сделали на mtv.ru .
  3. Правило 3х кликов.
    Никому не нравится серфить страницы, в поисках необходимой информации и функционала. У посетителя должна быть возможность попасть с главной страницы на любую другую страницу сайта, сделав не более 3-х кликов. Это способствует и более успешной индексации сайта поисковыми роботами.
  4. Правило Фиттса
    Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели.
    Метафорически правило можно объяснить так: легче указать на зажигалку, чем на спичку. Но указать на утес или огромный дирижабль одинаково просто. Если объект интерфейса, например ссылка, и без того достаточно крупный, нет смысла делать его еще крупнее.
  5. Перевернутая пирамида
    Этого принципа придерживается сам гуру юзабилити, Якоб Нильсен. Статья должна начинаться с итогового вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершаться наименее важной для читателей информацией. Это оптимально для веба, где пользователь хочет получить информацию максимально быстро.
Но даже спроектированный по всем правилам интерфейс стоит протестировать. Фокус-группы – самый доступный способ для тестирования «своими силами».

Тестирование состоит из четырех этапов:

  1. Подбор фокус-группы. Тестировщики должны соответствовать вашей целевой аудитории. Не стоит просить бабушку протестировать приложение для поиска обновлений драйверов.
  2. Составление плана тестирования – списка задач, для выполнения которых разработан ваш продукт. Именно этому списку будут следовать тестировщики. Если вы делаете интернет-магазин, в список должны быть включены такие задачи как поиск товара, получение информации о товаре, путь от получения информации о товаре к его заказу, удаление товара из корзины.
  3. Выполнение тестировщиками списка задач и фиксирование ошибок. Ошибкой можно считать все что угодно: слишком сложная капча, отсутствие сообщения от сервера о том, что «товар добавлен в корзину», невозможность изменить количество товаров в корзине или отменить действие, и т.д.
  4. После выявления и исправления ошибок цикл тестировки нужно пройти заново. Цикл должен повторяться до тех пор, пока результаты не будут удовлетворять необходимым требованиям.
Оценка качества интерфейса должна проводиться на каждом этапе проекта. Не откладывайте тестирование юзабилити до самого последнего момента. Серьёзные ошибки просто нельзя будет исправить из-за того, что проект находится на завершающей стадии. И тогда - либо переделывать заново, либо получить низкий показатель юзабилити.
Как правило, достаточно 5 тестировщиков для выявления основных багов.

Пример по теме

Напоследок разберем типичные ошибки на примере сайта известного исполнителя Влада Топалова . Предположим, мы хотим договориться о выступлении с его менеджментом и хотим найти на сайте их контакты. И вот тут начинается квест!
Первое, что мы видим на сайте, это черную заставку со ссылкой «enter» и предложением обновить флеш-плеер.


Кнопка «enter» звучит как призыв попасть на главную страницу сайта. Но вместо главной страницы попадаем на «чистый лист».


Здесь взгляд приковывает изображение красной ленты, и мы, конечно, думаем, что это ссылка, и может даже на меню. Но нет – это всего лишь символ борьбы со СПИДом, который призван обозначить общественную позицию певца и не более. И тогда рука тянется в левый верхний угол. А там и не меню вовсе, а кнопка полноэкранного режима. Несколько секунд в замешательстве, и поиски окончены, вожделенное меню внизу, в центре экрана. Кликаем… и видим ПЛЕЕР! Нас снова обманули.


Пока в плеере транслируется клип, мы продолжаем искать меню. Теперь оно наверху, в самом центре. В выпадающем списке мы, наконец, наблюдаем желанное слово «Контакты». Но и тут не все так просто. Эти контакты нельзя скопировать. Придется переписывать вручную!


Теперь о цифрах. Время ожидания отклика в зависимости от скорости соединения может разниться, но в любом случае это будет больше 2х секунд. А путь до страницы контактов менеджмента занял 7 кликов. А мог бы занять всего один.
Влад Топалов, конечно, может позволить себе такие «креативные» решения. Но очевидно, что такие решения просто губительны для бизнеса.

Совсем недавно мы рассказывали о том, каким будет новый Печкин-mail . Переход на новый движок, который произойдет уже совсем скоро, затрагивает и улучшения пользовательского опыта.

Аарон Уолтер, директор по UX в сервисе email-рассылок MailChimp, однажды сформулировал ключевой принцип его команды:

«Наша цель – сделать ПО функциональным, надежным и готовым к использованию, чтобы люди могли решать с его помощью свои задачи. Но мы считаем, что разработка ПО, которое просто готово к использованию – все равно, что приготовление шеф-поваром еды, которая «просто съедобна». Чтобы привлечь людей, надо выйти за рамки базовой практичности. Мы хотим, чтобы вещи, с которыми мы взаимодействуем, пробуждали в нас эмоции».

Сегодня мы поговорим о предназначении UX, его целях и задачах, а также расскажем о том, как выйти за вышеупомянутые «рамки» и какими качествами и навыками нужно обладать проектировщику интерфейсов.

Так что же такое UX и юзабилити

Официальное определение UX (User eXperience) звучит следующим образом:
«Восприятие, возникающие у человека при использовании и/или предполагаемом использовании продукта, системы или при получении услуги» (ISO 9241-210:2010, подраздел 2.15).

Русскоязычным аналогом User eXperience является выражение «пользовательский опыт». Своим появлением и дальнейшему распространению словосочетание «пользовательский опыт» обязано Дональду Норману, который на момент введения термина (1995 г.) занимал пост вице-президента разработки перспективных технологий в Apple:
«Я «изобрел» этот термин поскольку считал, что «интерфейс для человека» (human Interface) и «юзабилити» были слишком узкоспециальными. Я хотел задействовать все аспекты пользовательского опыта взаимодействия с системой, в частности промышленный дизайн продукта, его графику, интерфейс и аспекты физического контакта с устройством».

Считается, что «положительный пользовательский опыт» – это результат адекватного сочетания 5 нижеприведенных основополагающих принципов «идеального» UX, где центральным пунктом является «юзабилити»:
  • Физиология: Что мотивирует пользователя?
  • Юзабилити: Что доставляет пользователю неудобства?
  • Дизайн: О дизайне необходимо задуматься до стадии внедрения его в рабочий процесс, чтобы у пользователя не возникало чувство сомнения и/или недоверия относительно надежности вашей компании и ее продукции.
  • Контент: Ясность подачи информации здесь играет первостепенную роль. Люди действительно читают тексты на сайте, в приложении или письме, и их написание надо рассматривать как часть процесса проектирования [интерфейса].
  • Аналитика: О чем нам должен сказать процент отказов и другие показатели?
Пользовательский опыт и юзабилити – взаимосвязанные понятия, которые тем не менее следует четко разграничить, чтобы не допустить путаницы. Говоря простым языком, если UX – это опыт восприятия, отвечающий на вопрос «Что?», то юзабилити – это механика восприятия, отвечающая на вопрос «Как?».

Проектирование интерфейса и проектирование UX: где связь

Рассмотрим основополагающие методы работы над проектированием пользовательского интерфейса:
  • Изучение устройств: в чем заключаются сильные и слабые стороны конкретных устройств, и какое влияние это оказывает на ваш продукт? Например, пользовательский опыт от работы на устройстве с touch-интерфейсом и на традиционном устройстве с монитором будет принципиально различным.
  • Создание персонажей: как выглядит ваш среднестатистический пользователь? Как эта информация может повлиять на ваш продукт?
  • Проектирование паттернов [поведения]: как (к примеру) чаще всего происходит процедура чекаута в электронных магазинах?
В крупных проектах работа над UX может быть полностью отделена от процессов проектирования интерфейса, информационной архитектуры, взаимодействий. Хотя в действительности так случается нечасто, и в большинстве агентств и стартапов эти аспекты работы над проектом, как правило, бывают объединены в рамках одной должности.

Но как проектирование интерфейса связано с проектированием UX? К примеру, википедия определяет проектирование UX как:

«Процесс повышения уровня удовлетворенности пользователя от взаимодействия с продуктом за счет повышения его удобства, простоты использования и доступности».

Ключевая задача проектирования UX заключается в том, чтобы сделать пользовательский опыт настолько успешным, насколько это возможно, исходя из того, что разработчик UX по большому счету обязан взаимодействовать с создаваемым им продуктом, ПО или иным объектом в первую очередь как пользователь.

«UX – не то, что можно просто внедрить, это – основа базовой системы ценностей», – говорит Уолтер.

Проектирование UX – это деятельность, направленная в первую очередь на людей, а значит, ключевое умение проектировщика UX – это способность понимать потребности и поведение пользователей сайта, приложения или продукта. Он должен стремиться к тому, чтобы эти потребности и желания соответствовали бизнес-целям компании, на которую он работает.

Однако конечной целью проектирования UX является не только удовлетворение запросов пользователя, но и помощь продукту в достижении поставленных бизнес-целей. Одной из сложнейших задач, возникающих в ходе работы над UX, является соотнесение целей бизнеса с целями пользователя.

Рассуждая о проектировании UX и проектировании интерфейса, следует провести едва различимую, но по своей сути значимую черту: проектирование UX возможно без дизайна интерфейса, но проектирование интерфейса неосуществимо без понимания итогового пользовательского опыта.

Профессия UX-проектировщика

Итак, первое, о чём думает проектировщик UX [для простоты здесь и далее будем считать термины «проектировщик UX» и «юзабилист» синонимами] – как объединить цели пользователя с целями бизнеса. Например, если целью пользователя является покупка продукта, то компания должна сделать эту покупку полезной, удобной и приятной.
  • Полезной: Вам нужно удовлетворить потребность клиента, т.е решить его проблему.
  • Удобной: Высокий уровень юзабилити должен быть очевиден, чтобы клиенты понимали сферу применения вашего продукта или использования услуги.
  • Приятной: Не лишним будет, если покупка вашего продукта доставит клиенту радость.
Поэтому талантливый проектировщик обладает следующими качествами:
  • Эмпатия – способность понимать, почему люди поступают тем или иным образом. Для того, чтобы заниматься проектированием UX, нужно уметь ставить себя на место других людей. Вероятно, это наиболее важное качество для работы в этой области, и вам необходимо научиться понимать поступки других людей. Вопреки расхожему мнению, этой способностью не каждый обладает от природы.
  • Любознательность – желание узнать, почему люди поступают тем или иным образом.
  • Ясность выражения – способность объяснить сложные понятия в доступной форме для тех, кто не знаком или мало знаком с данной областью.
Очевидно, чтобы представить, как устроен ход мыслей вашего потенциального клиента, необходимо всячески изучать и анализировать аудиторию компании. Это позволит сориентироваться и понять, что может не устраивать, а что, наоборот, доставляет радость при пользовании продуктом.

На сегодня все. В следующих сериях мы подробнее рассмотрим суть работы проектировщика.

P.S. Парочка материалов из нашего блога:

Эта статья для людей, у которых совсем нет лишнего времени, но которые тем не менее хотят узнать об основах юзабилити.

Что такое юзабилити?

Юзабилити (удобство пользования) – это качественная характеристика, которая выражается в том, насколько удобен пользовательский интерфейс в использовании. Само слово “юзабилити” также может означать методы и способы оптимизации интерфейса при его дизайне.

Юзабилити состоит из 5 основных компонентов:

  1. Понятность : Насколько пользователю будет легко выполнить базовые действия при помощи интерфейса, с которым он впервые столкнулся?
  2. Эффективность: Насколько быстро после ознакомления с интерфейсом пользователь сможет решать задачи?
  3. Запоминаемость: Насколько пользователю будет просто вновь начать работу в интерфейсе после продолжительного перерыва?
  4. Ошибочность: Как много ошибок делает пользователь, значительны ли эти ошибки, и насколько сложно будет их исправить?
  5. Приятность: Получает ли пользователь удовольствие от работы в данном интерфейсе?

Помимо этого есть множество других составляющих, одной из которых является пригодность – категория, определяющая насколько подходит для целей пользователя функционал конкретного интерфейса.

Понятия юзабилити и пригодности идут нога в ногу и определяют одно другое – бессмысленно считать отдельно взятый интерфейс удобным, если он не нужен пользователю. И наоборот, не очень хорошо, если какая-то система в целом подходит вашим целям, но пользоваться ей неудобно. Итак:

  • Пригодность = насколько система подходит для решения ваших задач и достижения целей
  • Юзабилити = простота и приятность использования пользовательского интерфейса
  • Полезность = юзабилити + пригодность

Почему юзабилити так важно

Чтобы компаниям удержаться в сети на плаву, необходимо внедрять юзабилити. Все просто — если сайт сложен в обращении, посетители покидают его. Если домашняя страница четко и ясно не объясняет, что это за сайт и какие возможности он предлагает, люди просто уйдут. Если пользователи заблудятся на сайте, они тоже уйдут.

Если информацию на сайте сложно прочесть, или она не отвечает на ключевые вопросы посетителей , эти посетители, опять же, уйдут. Примерно поняли причинно-следственную связь? Никогда не было и не будет посетителей, которые бы читали инструкцию о том, как пользоваться сайтом, или, что еще смешнее, тратили бы большую часть времени на освоение интерфейса сайта. Есть ведь сотни других подходящих ресурсов, на которых все удобно, понятно, и просто.

Попробуйте свои силы в 10-дневной бизнес-игре «Твой Старт», в которой Вы начнете зарабатывать на своем деле, используя свои таланты и сильные стороны!

Первое правило электронной коммерции – если пользователь не может найти товар, он тем более не сможет его купить.

Для локальных ресурсов юзабилити — это один из ключей продуктивности сотрудников. Время, которое ваши сотрудники тратят на блуждание по страницам ресурса или изучение каких-то сомнительных инструкций выливается в деньги, которые вы платите за несделанную работу.

На настоящий момент самой эффективной моделью финансирования сайта является модель, при которой вы выделяете из бюджета определенного под развитие дизайна 10% на проработку и анализ юзабилити. В среднем, это дает двойной прирост по основным качественным показателям для обычных интернет-ресурсов, и чуть менее чем в двое увеличивает уровень этих же показателей для внутренних сайтов.

Для локальных сайтов увеличение этих показателей вдвое означает на 50% меньше затрат на обучение сотрудников и вдвое большее число продаж. Для интернет-ресурсов увеличение показателей вдвое = в два раза больше продаж, в два раза больше лидов, и вообще, в два раза больше по любым ключевым показателям в вашей отрасли.

Как улучшить юзабилити

Способов повысить удобство пользования вашим сайтом довольно много, но самый лучший, по нашему мнению, — живое тестирование . Оно состоит из 3 основных шагов:

  1. Найдите несколько отзывчивых пользователей, например покупателей, если вы тестируете интернет магазин и работников, если речь идет об улучшении юзабилити внутреннего сайта компании.
  2. Попросите их выполнить ряд заданий по взаимодействию и пользованию тестируемым дизайном.
  3. Проследите за успехами и неуспехами – отметьте для себя, что пользователям удается сделать без проблем, а в каких местах они испытывают затруднения. После этого дайте им сказать все, что они думают. Слушайте и впитывайте эту информацию.

Важно, чтобы тестирование проходило индивидуально, и пользователи выполняли требующиеся от них действия самостоятельно, без чьей либо помощи . Если вы подскажите им что-нибудь, или обратите внимание на нужную часть экрана, то тем самым внесете неточности в результаты тестирования.

Чтобы распознать основные недочеты в юзабилити сайта, обычно достаточно 5 человек. А вместо того чтобы проводить большие и дорогие исследования, лучше сделайте множество коротких тестов. Чем больше вариаций вашего дизайна вы предложите пользователя, тем точнее будут результаты.

Живое тестирование заметно отличается от метода фокус-групп, который вряд ли поможет вам в оценке удобства пользования сайтом. Фокус-группы выполняют некоторые функции в маркетинговых исследованиях, но чтобы проверить несколько различных вариаций одного дизайна, вы должны наблюдать за каждым конкретным человеком в отдельности.

Когда необходимо работать над юзабилити?

Юзабилити играет важную роль на всех стадиях разработки нового дизайна. Вот несколько полезных советов по внедрению и улучшению юзабилити в пользовательский интерфейс:

1. Прежде чем запустить новый дизайн сайта или приложения, протестируйте старый дизайн, чтобы выявить сильные стороны, которые стоило бы перенести в новую версию и доработать их, и слабые стороны, которые необходимо будет исключить из обновленного дизайна.

2. Также до начала работы советуем вам проанализировать дизайны сайтов ваших конкурентов — это поможет вам получить несколько бесплатных и полезных идей по внедрению каких-то новых фишек, которые положительно влияют на юзабилити и в то же время сохраняют ваш прежний функционал.

3. Проведите основательное исследование и соберите все ключевые данные и всю информацию о том, как люди ведут себя на вашем сайте.

4. Сделайте несколько прототипов нового дизайна и протестируйте их.

5. Чтобы выяснить, какие из ваших идей более удачные, а какие менее, проведите с каждой многократные тесты, постепенно двигаясь от наименее удачных к наиболее удачным с вашей точки зрения дизайнам.

6. Проверьте ваш лучший дизайн на качество юзабилити при помощи материалов и чек-листов от экспертов.

7. После того как вы выберете и внедрите ваш новый дизайн, проведите повторные тесты. Обычно бывает так, что эти финальные тесты выявляют дополнительные проблемы, которые не проявили себя до этого.

Откройте вашей аудитории доступ к новому сайту еще до того, как вы все доделаете до конца. Это позволит вам выявить и устранить все до последней юзабилити-проблемы, что 100% невозможно сделать в том случае, если пользователи не попадают на тест-версию. Большинство из этих проблем необходимо будет структурировать, а их исправление наверняка потребует комплексного подхода.

Единственный способ достичь высокого уровня анализа юзабилити — это применять живое тестирование от момента начала редизайна до финального запуска.

Где проводить тесты

Если вы собираетесь проводить хотя бы одно живое тестирование юзабилити сайта в неделю, советуем вам создать небольшую лабораторию. Но, если честно, для большинства компаний достаточно небольшого конференц-зала или комнаты в офисе.

Подойдет любое помещение, в котором можно закрыть дверь и устранить все отвлекающие моменты. Главное – наличие живых пользователей, которые придут к вам и опробуют новый дизайн. Все что вам нужно – наблюдать и записывать.

Что собой представляют главные принципы Usability? На этот и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Принципами «Юзабилити» называют общепринятые взгляды на взаимодействие с дизайном, которые ввёл Нельсен Якоб (основоположник «Юзабилити»). Эти воззрения, скорее, являются набором правил, а не жёсткими руководствами, поэтому их именуют «Эвристиками». Всего таких принципов существует десять.

Видимость статуса

Первый принцип Usability - видимость статуса системы. Эта позиция говорит о том, что пользователь должен знать, где он остановился и что происходит. Если это сложная регистрация, нужно указывать, что это второй шаг или третий.

Эффективность

Следующий принцип Usability - эффективность. Фактически он означает, что между каждым пользователем и системой должна быть связь. Ваш сайт должен быть настроен под определённую аудиторию, вам нужно разговаривать с ней на её языке, применяя её уровень подготовленности и обозначения. Поэтому веб-узел всегда необходимо разрабатывать для своей публики. Это касается не только структуры, но и текстов, дизайна, помощи, визуального восприятия информации и так далее.

Свободный выбор

Что собой представляет третий принцип Usability? пользовательское управление, которое необходимо, чтобы клиент всегда мог контролировать ситуацию. К примеру, если человек заполняет форму, он всегда должен видеть кнопку «очистить форму». А если в ней несколько шагов предусмотрено? Пользователь должен всегда иметь возможность вернуться к предыдущим пунктам или пропустить какой-нибудь из них, чтобы немного позже повторить действие.

Благодаря такой ситуации у пользователя появится впечатление, что всем управляет именно он, что его не пытаются запутать или обмануть. И мудрёный на первый взгляд интерфейс при верном подходе станет обыкновенным. Ведь человеку гораздо проще выполнить несколько простых действий, чем одно сложное.

Стандарты

Четвёртый принцип Usability - последовательность и стандарты. В Сети уже существуют определённые устоявшиеся стереотипы (контакты в верхнем углу, вид корзины и так далее). Тем не менее одно обозначение может иметь несколько видов, поэтому неопытный пользователь среди них может запросто заблудиться. К примеру, электронные корзины идентичны тележкам, обычным корзинам, ультрамодным пакетикам и прочему. А для появления последовательности необходимо выбрать какой-нибудь определённый стиль, который нужно соблюдать везде. Это касается и вёрстки, и шрифтов, и текста, и картинок.

Профилактика ошибок

Пятый принцип Usability - профилактика ошибок. Это правило гласит, что ошибку нужно не исправлять, а предупреждать. Всегда нужно ликвидировать случайные, ненужные действия и везде, где можно, упрощать выбор. Это может быть обычная подсказка при вводе с клавиатуры чего-либо.

Это касается и кнопок. К примеру, предложение «Принять» обычно делают ярче и крупнее, чем просьбу «Очистить форму». Вы должны подсказывать известные вам сведения о вводимой информации (код региона, формат телефона и так далее).

Упрощение

Шестым принципом является правило «Выяснить проще, чем вспомнить». Упрощайте жизнь пользователям максимально, запоминайте ранее вводимые ими сведения (даже с их прошлых посещений сайта), делайте им подсказки. К примеру, если вы используете многошаговую систему регистрации, показывайте человеку уже заполненные поля, если они пригодятся ему в будущем.

Гибкость

Седьмой принцип Usability - гибкость использования. Согласно этому правилу интерфейс должен быть эластичным, он обязан настраиваться на преобладающую аудиторию. Здесь базовый упор делается на простоту с учетом обычного пользователя. Детали для продвинутых должны быть небольшими. Их можно расположить в менее заметных частях экрана, так как такие люди их везде найдут.

Дизайн

Принцип дизайна Usability восьмой по счёту. Он заключается в эстетике и минимализме. Согласно этому правилу в интерфейсе должна отсутствовать информация, которая пользователю не нужна. Также не должны в нём находиться и те сведения, которые человеку понадобятся в редких случаях.

Аналогично нужно создавать формы: нельзя спрашивать у пользователя данные, которые вам не нужны. К сожалению, этой позицией почти никто не пользуется. Для того чтобы лишь поздравить с именинами или Новым годом, у клиентов в 90% случаев требуют предоставить и дату дня рождения, и домашний номер телефона, и мобильный, e-mail и даже адрес.

Помощь

Главные принципы Usability должен знать каждый веб-мастер. Девятым воззрением этой научно-прикладной дисциплины является оказание помощи пользователям в понимании и исправлении ошибок. Обо всех промахах людям нужно сообщать обычным, «человеческим» языком, а не компьютерным. Если неверно создана ссылка, не нужно писать просто 404. Сообщите так: «При вводе страницы произошла ошибка». Если, заполняя форму, пользователь запамятовал указать свой номер телефона, напишите, что имеется погрешность при вводе данных, а не просто «ошибка форма».

Поддержка

Почему главные принципы Usability так важны? Давайте рассмотри десятый принцип, который называется «Документация и помощь». Материалы и поддержка должны быть простыми и понятными, легкодоступными, соответствовать целям пользователя. Вдобавок документация не должна быть объёмной. Необходимо, чтобы она содержала чёткие шаги. Если материалы слишком большие, можно сделать краткую навигацию для быстрого перехода по разделам, а также поиск по поддержке.

«Юзабилити»

Итак, мы рассмотрели главные принципы Usability. Но что же это за дисциплина? «Юзабилити» является мерой качества пользовательского опыта, полученного при взаимодействии с системой или продуктом. К примеру, это может быть программное приложение, веб-сайт или что-нибудь иное.

Специалисты User Interfase Engineering определили, что в 60% случаях люди не могут разыскать необходимые им сведения в вебе. В итоге у них снижается производительность труда. Они не желают больше возвращаться на сайт, из-за которого вынуждены терять драгоценное время.

Известно также, что Forrester Research получил некоторые цифры, которые показывают суммы убытков, появившихся из-за некачественного «юзабилити» сайтов. Сетевые магазины теряют около 50% клиентов, которые не могут найти необходимый продукт. Примерно 40% пользователей не желают возвращаться на сайт, с которым им не понравилось работать.

Якоб Нельсен утверждает, что исследование поведения людей в вебе показало, что они отвратительно воспринимают веб-узлы со сложным дизайном и медленные сайты. Он говорит, что пользователи не желают ждать. Им также не хочется выяснять, как пользоваться домашней страницей. Нигде нет инструкций по сайтам или обучения веб-проектам. Якоб знает, что люди хотят бегло просканировать страницы и моментально понять функциональность веб-узла.

Создание

Что такое разработка Usability? Принцип её заключается в методологическом подходе к созданию сайта или любого иного пользовательского интерфейса. Такая разработка состоит из нескольких методов, которые в процессе используются последовательно:

  • сбор требований;
  • создание и анализ прототипов;
  • оценка противоположных вариантов дизайна;
  • изучение вопросов пользователей;
  • предложение решений и анализ сайта (либо любого иного интерфейса).

Тестирование

А что такое тестирование Usability? Принцип этого нюанса не каждый знает. Вообще, он является частью процесса создания «Юзабилити». В типичном тесте человеку необходимо выполнить несколько задач с помощью прототипа (или иной системы). Во время работы наблюдатель записывает, что говорит и делает пользователь. Как правило, такой тест проводится с одним или двумя людьми, действующими совместно.

Анализ может собирать такие данные, как ошибки, которые делают пользователи, последовательность действий человека для достижения цели, время и место возникновения трудностей у аудитории, насколько нравится продукт людям, и их скорость выполнения задач. Большинство тестов используются для выявления и решения любых проблем, появляющихся у публики.

Шаги дисциплины

Из каких шагов состоит «Юзабилити»? Для планировки веб-сайта сначала нужно понять, для чего вы его разрабатываете, для кого, зачем и когда ваши читатели будут посещать ваш ресурс. Если вы ответите на эти вопросы, то выявите назначение своего сайта. Определённые цели зависят от аудитории веб-узла и вашей организации.

Кроме того, вы должны определить задачи сайта «Юзабилити». В соответствии с общими целями ваш ресурс должен быть эффективен в применении, прост в обучении, лёгок для запоминания при повторных посещениях. А ещё нужно, чтобы он удовлетворял пользователя.

Каждая цель «Юзабилити» важна для большинства веб-узлов, но вы можете выделить и иные для разных аудиторий и ситуаций. Известно, что дизайн базируется на потребностях людей, поэтому нужно собирать сведения не только о них, но и о том, в какой мере существующий сайт их удовлетворяет. Есть несколько приёмов сбора данных, которые включают логи сервера, формы обратной связи, тестирование «Юзабилити» существующего веб-узла.

Для людей проще взаимодействовать с реальным примером, чем рассуждать, что же лучше всего будет работать. Полезные результаты всегда можно получить с помощью прототипа сайта, который имеет минимум контента и лишён графики. Такой элементарный прототип годится для первого цикла тестов.

Контент размещать следует лишь тот, который необходим пользователям сайта. Если вы располагаете горой сведений, выберите из них те, которые будут полезны и приятны вашей аудитории. Вся информация должна быть разбита на маленькие кусочки с подзаголовками, так как люди хотят быстро прочесть то, что их интересует. Из текста нужно удалить необязательные слова, использовать таблицы и списки.

Далее осуществляется интерактивный процесс - тестирование «Юзабилити», о котором мы писали выше. Иногда нужно интерфейс, уже спроектированный в соответствии со всеми правилами, протестировать. Кстати, фокус-группы являются самым доступным способом для анализа «своими силами».

Составляющие

Итак, используя правила и принцип Usability, вы сможете создать ресурс, которым будете гордиться. Наличие этого удивительного предмета является качественным признаком, который определяет, в какой мере лёгок в применении. Слово «юзабилити» также означает коллекцию методов, улучшающих сайт в процессе его создания.

У «Юзабилити» имеется пять количественных составляющих:

  • Эффективность: после ознакомления пользователей с дизайном, как быстро они выполнят то же задание?
  • Обучаемость: насколько легко люди могут реализовать базовые задачи, впервые используя незнакомый им интерфейс?
  • Ошибки: сколько погрешностей делает человек, насколько они серьёзны, легко ли он может их исправить?
  • Запоминаемость: если пользователь вернулся к интерфейсу через определённый период времени, удастся ли ему восстановить свои навыки работы с ним?
  • Удовлетворённость: до какой степени человеку приятно пользоваться данным интерфейсом?

Кроме «Юзабилити», существует ещё множество иных важных качественных признаков дизайна. Одним из ключевых является полезность. Этот признак описывает функциональность технического решения и определяет полезность интерфейса пользователям. «Юзабилити» и практичность одинаково важны: зачем пользоваться удобной программой, если она даёт не тот результат, который вам необходим? Плохой считается и та программа, которая гипотетически работает так, как вам нужно, но вам не нравится её сложный интерфейс. Для анализа полезности проекта можно пользоваться теми же средствами, что и при изучении качества его «Юзабилити».

В Web-e «Юзабилити» считается необходимым условием выживания. Если с сайтом сложно работать, посетители с него очень быстро уходят. Если на главной странице веб-узла ясно и чётко не указано, чем занимается предприятие, какие задачи ресурс позволяет выполнить, пользователи будут искать другой веб-узел. Люди уйдут также, если сайт запутан, информация на нём трудна для понимания и не отвечает на их ключевые вопросы.

Не существует таких посетителей, которые на освоение интерфейса сайта тратят своё время или внимательно изучают инструкции по работе с ним. В Web-e много других ресурсов, поэтому если посетитель наткнулся на трудность, вы его потеряете.

От автора: привет, друзья! В своей статье я расскажу, что такое юзабилити сайта, и как сделать ресурс привлекательным и посещаемым. В процессе разработки интернет-ресурса очень важно уделять внимание не только контенту и дизайну, но и удобству в использовании. Даже самый тюнингованный сайт, с изображениями популярных фотографов и дизайнерскими кнопками, может потерпеть полный крах, если пользователю будет непонятно куда нажать, чтобы произошло нужное действие. Чтобы не тратить время на создание бесполезных и непосещаемых интернет-страниц, предлагаю вам несколько советов по проектированию и анализу юзабилити.

Откуда к нам пришел термин «юзабилити»

Понятие «юзабилити» появилось у нас на слуху относительно недавно, однако, стало популярным во многих областях. Для тех, кто никогда не сталкивался с термином «юзабилити», и задается вопросом, что значит это слово, я расскажу немного из истории его возникновения.

В переводе с английского «usability» - возможность использовать, но если говорить про юзабилити интернет-страниц, то существует несколько различных трактовок. Изначально так называли удобство пользования сайтом или, как многие говорят, удобство взаимодействия юзера с интерфейсом интернет-ресурса. Сегодня юзабилити стало целой наукой, ведь от того, насколько комфортно посетителю будет на вашем сайте, напрямую зависит его посещаемость, а соответственно и прибыль от проекта.

«Золотые» правила успеха вашего сайта

Мы разобрались с вами, что такое юзабилити интерфейса сайта, теперь необходимо ознакомиться с его основными параметрами - визуальными и функциональными. Визуальное usability влияет на восприятие ресурса посетителями, поэтому, разрабатывая свой сайт, воспользуйтесь услугами опытного веб-дизайнера или научитесь сами по видеокурсам и специализированной литературе. Такие знания лишними точно не будут.

JavaScript. Быстрый старт

К функциональным параметрам можно отнести структуру, навигацию и контент. , методом проб и ошибок, я вывел для себя 8 «золотых» правил успешного и функционального интернет-ресурса.

Правило 1. Необходимо четко структурировать информацию. Каждый посетитель вашего ресурса хочет с минимальными умственными и временными затратами отыскать необходимую информацию (услугу, товар), поэтому прежде чем наполнить интернет-ресурс контентом, следует разработать его четкую структуру.

Под структурой подразумевается иерархия размещенных на нем материалов. Если «разложите все по полочкам», то спасибо вам скажут не только посетители ресурса, но и веб-мастер, ведь ему будет легче обновлять и дополнять информацию. Разрабатывая структуру интернет-ресурса. обязательно ориентируйтесь на определенную целевую группу.

Правило 2. Размещайте информацию, которая соответствует тематике вашего ресурса.

Правило 3. Располагайте главную панель навигации в самом заметном месте страницы. Она должна быть понятной в использовании и отражать информационную структуру ресурса. Посетители любого сайта первым делом знакомятся с системой навигации и пытаются разобраться, как перемещаться по ресурсу. Никто из них не желает напрягать свои извилины и тратить время на поиски того или иного раздела.

Если пользователь в считанные секунды интуитивно не понимает навигацию ресурса, то он его быстренько покидает. Поэтому в ваших же интересах сделать панель навигации и меню доступными как для продвинутых пользователей Всемирной паутины, так и для «чайников».

Правило 4. На каждой странице сайта должна располагаться ссылка на главную страничку. Ссылкой на главную страничку может служить один из пунктов вертикального или горизонтального меню, или логотип компании, расположенный в шапке.

Правило 5. Это больше не правило, а совет . Установите на своем ресурсе элемент навигации breadcrumbs (его еще называют «хлебные крошки»). Данный элемент выглядит как полоса в верхней части интернет-страницы (Главная страница => Раздел => Категория => Текущая страница). Каждый элемент этой цепи содержит внутреннюю гиперссылку, благодаря которой пользователь может без особых усилий перейти в нужную категорию или раздел, а также узнать. где он в данный момент находится. Вот такие полезные и функциональные «хлебные крошки».

Правило 6. На всех страницах интернет-ресурса должна быть одна и та же система навигации.

Правило 7. Карта сайта должна быть обязательно. Для тех, кто не знает, карта - это страничка, где размещается модель структуры сайта (что-то похожее на оглавление в книгах). Она должна быть доступна с каждой страницы ресурса, ведь благодаря ей посетители смогут легко на нем ориентироваться. Грамотно выстроенная навигация - это один из главных параметров эффективного юзабилити.

Правило 8. Сделайте так, чтобы ваш сайт работал быстро. . Кажется, вроде мелочи, а на самом деле, если ресурс грузится дольше 3 секунд, то 40% потенциальных посетителей его сразу покидают.

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Как понять удобен ли ваш сайт для посетителей?

Работа с юзабилити, что означает работу над удобством, всегда направлена на повышение комфортности пребывания посетителя на интернет-сайте и неразрывно связана с такими аспектами, как:

дизайн ресурса;

расположение функциональных элементов;

текстовое наполнение;

корректировка и форматирование текстов;

логика работы элементов функционала и др.

Чтобы вы могли понимать, насколько перспективен ваш проект, работу по оценке usability начинайте уже в процессе создания сайта, продумывая каждый элемент до мелочей. Если же ваш интернет-ресурс действует уже давно, но вы недовольны его отдачей, то проведите анализ юзабилити.

Предлагаю вашему вниманию 5 эффективных способов анализа удобства вашего ресурса для посетителей. Какой из них выбрать, решайте сами.

Анализ статистики (Google Analytics, Bitrix, Яндекс.Метрики и др.). Практически на любом сайте установлены счетчики, данные которых предоставляются абсолютно бесплатно. Таким образом, этот способ становится самым доступным для владельцев интернет-ресурсов. Вы можете осуществить сравнительный анализ статистики аналогичных сайтов, если есть данный доступ. Основные недостатки метода - поверхностность выводов и недостаточный объем данных.

Работа с отзывами гостей веб-ресурса. Разве может быть что-то проще, чем поинтересоваться у самого посетителя, что бы он хотел видеть на вашем веб-ресурсе? Многие разработчики специально для этого размещают обратную связь и формы голосования.

Если на вашем ресурсе какие-либо элементы вызывают у юзеров негодование, уж не сомневайтесь, они с удовольствием выскажут свое «фе». Реализовать обратную связь на сайте и обработать входящие отзывы совсем несложно, главное - делать это не единожды, а периодически.

Тестирование юзабилити интернет-ресурса. В тестировании вам помогут онлайн-сервисы, предназначенные для данных работ.

Наблюдение за действиями гостей сайта. Для данного метода также можно воспользоваться Яндекс.Метрикой или Вебвизором. Они запишут все действия и шаги гостей веб-ресурса. Данный способ имеет массу преимуществ: различные варианты выводов, большой объем данных, бесплатный анализ, четкая целевая группа и др. Данный способ позволит вам разобраться, что именно мешает юзеру достичь цели на вашем ресурсе.

Проведение экспертизы. Если вы хотите получить высокий результат, то можете заказать экспертизу у профессионалов. Данный метод конечно же платный, но уверяю вас, один из самых действенных.

И напоследок, хочется сказать, что юзабилити, в основном, базируется на человеческих привычках и психологии. Создавая новый интернет-ресурс, старайтесь сделать его максимально удобным и простым, в этом и будет ваш ключ к успеху.

Если вы еще не подписались на новости нашего блога, советую вам не медлить, и сделать это прямо сейчас. Каждый день мы добавляем новые, полезные и интересные статьи по веб-разработке и продвижению сайтов. Не пропустите До новых встреч!

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения



Загрузка...