sonyps4.ru

Выделяют ученые обществоведы и другие виды статусов. Социальная роль: примеры и классификация

До 2015 года в России существовала трудовая пенсия, которая состояла из страховой и накопительной частей. Теперь само понятие «трудовая пенсия» перестало существовать, взамен чего появились два самостоятельных вида : страховая и накопительная пенсия.

Кроме этого, годы трудовой деятельности гражданина теперь оцениваются пенсионными баллами (индивидуальными пенсионными коэффициентами), в которые стали переводиться страховые взносы , уплаченные в ПФР.

На законодательном уровне закреплен ряд социально-значимых периодов, называемых нестраховыми . Это:

  • отпуск по уходу за ребенком;
  • военная служба по призыву;
  • период ухода за гражданином старше 80 лет и т.д.

За все эти периоды также начисляются пенсионные баллы, которые в будущем будут учитываться при назначении пенсионного обеспечения.

Даже те, кто уже являются пенсионерами и получают денежные выплаты, могут временно отказаться от своих пенсий. После обращения за назначением вновь не раньше одного года, гражданам будет произведен расчет с учетом премиальных коэффициентов.

Когда устанавливается в увеличенном размере?

  • достижение пенсионером возраста 80 лет;
  • наличие иждивенцев;
  • стаж работы в районах Крайнего Севера;
  • постоянное проживание в районах с тяжелыми климатическими условиями.

Всем получателям страховых пенсий по старости, достигшим возраста 80 лет , полагается ФВ в удвоенном размере.

Для граждан, которые проработали определенное количество календарных лет на Крайнем Севере или в приравненных к ним местностях, выплаты осуществляются в повышенном размере независимо от того, где они сейчас проживают.

А вот для «северян», постоянно проживающих в этих условиях, размер повышается на районный коэффициент , который соответствует данной местности. При этом необходимо постоянно проживать в данном районе и подтверждать это.

Статусный набор. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. Каждого человека можно охарактеризовать статусных набором (совокупностью всех статусов данного индивида).

Оказывается, не только художник или психолог, но и социолог может изобразить точный портрет человека. У художника для изображения точной копии человека есть кисть и краски, у социолога -- анкета и статусы. Перечислив все статусы человека, мы получим его статусный портрет. Этот портрет -- практическая вопия реального человека, но выраженная на языке социологии.

Изменение статуса называется социальной мобильностью. Она бывает вертикальной (переход индивида из одной страты в другую) и горизонтальной (в рамках одной страты).

Примеры горизонтальной: развод и повторный брак, смена рабочим места труда при сохранении профессионального статуса, переход верующего из одной конфессии в другую. Приме-ры вертикальной: переход рабочего в разряд бригадира, защита ученым диссертации, избрание политика на выборную должность, превращение оппозиционной партии в правящую или наоборот.

Вертикальная может выступать в двух видах:

индивидуальное проникновение;

коллективный подъем или спуск социальной группы в системе отношений с другими группами.

Например, социальное положение христианских епископов в Римской империи до 325 г. было довольно низким. После принятия христианства в качестве официальной религии группа высших церковных иерархов поднялась на самую вершину социальной пирамиды. Каналами (лестницей) вертикальной мобильности могут быть школа и другие учебные заведения, церковь, армия и др.

Статусы, определяемые положением индивида в группе:

1) социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Профессионально - должностной статус - базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

2) Личный статус - положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества.

3) Главный статус - статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего - статус, связанный с работой, профессией, для женщин - домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.

Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора:

1) Приписываемый статус - социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).

Естественный статус - существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.).

Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр - прирожденный, характеризующий расу; мужчина - прирожденный, описывающий пол; русский - прирожденный, показывающий национальность).

  • 2) Достигаемый (приобретённый) статус - социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению.
  • 3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека: инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения.

Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.

Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным.

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи, взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

Социальный статус -- это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это -- потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально-должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором -- реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека -- в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одного статусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник -- студент -- молодой специалист -- бизнесмен -- президент компании -- пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессе сохранениястатусного набора.

Адаптация человека к своему возрасту и меняющемуся социальному статусу -- важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенного социального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль -- это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента -- способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизм санкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентен роли, хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», -- пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение -- социализация -- начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение, т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

Ролевое исполнение определяется прежде всего ролевыми требованиями, которые воплощены в социальных нормах, сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, -- прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптивными). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознаютсвои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.

Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан -- выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это -- одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.

Таким образом, статус -- позиция индивида в социальной структуре общества, которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус -- наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол -- мужской или женский -- следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.

Обретенный статус -- это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» -- это обретенные статусы.

Достигаемый статус - социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.

Статусный образ, или имидж, -- совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.

Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).

В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них -- этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.

Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных социальных групп, он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Социальные статусы и роли – важные элементы структуры личности. Понятия "социальный статус" и "социальная роль" устойчиво вошли в словарь терминов социальных и гуманитарных наук. В научный оборот в 1930-е гг. их ввел американский социальный антрополог и социолог Ральф Линтон (1893–1953).

Социальный статус

Слово "статус" заимствовано социологией (социальными науками) из языка римской юриспруденции. В Древнем Риме status означал правовое положение лица. Таким образом, под социальным статусом понимается позиция (положение) индивида в обществе или группе, связанная с его правами и обязанностями. Выделение статусной позиции позволяет:

  • а) увидеть место, которое занимает человек в обществе, группе, в том числе через призму общепризнанных показателей социальных достижений, шансов на успех;
  • б) показать окружающую его социально-статусную среду,
  • в) понять объем социальных благ (ресурсов), а также прав и обязанностей, которыми он обладает.

Социальные статусы принято определенным образом различать.

Социально-демографические статусы (их также называют социобиологическими или естественными) могут быть связаны:

  • 1) с возрастом человека (возрастные статусы) – ребенок, подросток, юноша, человек зрелого, преклонного возраста;
  • 2) родством (родственные, семейные статусы ) – отец, мать, сын, дочь и т.д.;
  • 3) полом человека (половые статусы) – мужчина, женщина;
  • 4) расой (расовый статус). Эта социальная категория возникла в XIX веке, когда биологи и антропологи попытались классифицировать разнообразие физических типов человека по трем группам – европеоиды, негроидны, монголоиды;
  • 5) здоровьем (статус здоровья) – например, инвалид, человек с ограниченными физическими возможностями.

Собственно социальные статусы – их образование и существование возможно только в социуме; они продукт системы социальных связей, сложившихся в обществе. К ним относят статусы:

экономические (собственник, арендатор, рантье, землевладелец, наемный работник и т.д.);

политические (отражают то или иное отношение социальных позиций людей к власти);

правовые (принадлежность к статусу часто связана с соответствующим юридическим объемом прав и обязанностей лиц);

профессиональные (к ним относятся все профессии и специальности внутри них);

социокультурные (состоят из четырех базовых сфер: наука, образование, искусство, религия);

территориальные (например, горожанин, селянин; сибиряк, житель Дальнего Востока и т.д.).

Социальные статусы также подразделяют на формальные и неформальные.

Формальный статус – это социальная позиция, которая зафиксирована и прописана в том или ином официальном документе. Haпример, генеральный директор акционерного общества, топ-менеджер торговой компании, ректор высшего учебного заведения, директор лицея.

Неофициальный (неформальный) статус не имеет отражения в официальных документах. Обычно неофициальные статусные позиции складываются в процессе межличностных отношений в малых группах, между друзьями, знакомыми, коллегами, родственниками. Например, мы говорим о человеке, что он "ответственный" или "безответственный", "трудолюбивый" или "бездельник", "выскочка" или "заслуженно занимает высокую управленческую должность", "душа компании" или "себе на уме" и т.д.

Выделяют предписанные (аскриптивные ), достигаемые и смешанные социальные статусы.

Предписанными называют статусы, которые индивид получил и обладает ими, не прилагая собственных усилий для их обретения. Например, статус социального происхождения, наследуемые аристократические титулы, социально-демографические статусы.

Достигаемыми называют статусные позиции, которые индивид приобрел благодаря своим собственным усилиям. Так, образовательный и профессионально-должностной статусы являются примерами достигаемых статусных позиций. Современные открытые общества ориентированы на то, чтобы в социуме главное, определяющее значение имели достигаемые статусы (self-made-man – человек, который сделал сам себя), а не предписанные, как в традиционных и закрытых обществах.

Смешанными называют статусы, которые одновременно обладают признаками предписанного и достигаемого статуса. Например, дети решили пойти по стопам старшего поколения и выбрали ту же профессию, что и их родители, под влиянием их примера, гласного или негласного воздействия, явного или неявного согласия, содействия. Такое не является редкостью в семьях юристов, врачей, актеров, музыкантов, финансистов, преуспевающих бизнесменов. К смешанному статусу также могут быть отнесены должности, желаемые человеком, но полученные им по протекции, благодаря различным социальным связям.

В совокупности статусов принято выделять главный статус , т.е. статус, наиболее характерный для данного индивида; та социальная позиция, по которой его выделяют окружающие и он сам себя в первую очередь идентифицирует. В современном обществе главный статус часто совпадает с профессионально-должностным статусом человека (финансовый аналитик, главный научный сотрудник, адвокат, безработный, домохозяйка).

Различают личный и социальный статусы.

Социальный статус имеет преобладающее значение в системе безличных формальных отношений, в больших организациях, среди незнакомых людей. Личный статус преобладает среди знакомых человеку людей. Личные статусы – неформальные; их влияние и эффективность определяются тем обстоятельством, что большинству людей важно сохранить и преумножить свой личный статус в группе. Люди весьма чувствительны к ожиданиям и требованиям тех, кого они лично знают и уважают, и, чтобы сохранить их доверие, иногда рискуют навлечь на себя возмущение официальных лиц.

Отличие личного статуса от статуса социального соответствует различию, которое китайцы проводят между двумя способами "сохранить лицо". Социальный статус относится к позиции человека в обществе: уважение, которым он пользуется, основывается на том, к какой социальной категории он относится и как оценивается эта категория в системе социальной оценки, престижа. Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с нормами этой социальной категории. Когда китайцы говорят о сохранении "мянь ", они имеют в виду сохранение репутации, которая закрепилась за человеком благодаря его положению в обществе. Так, от преуспевающего коммерсанта ожидается, что он обеспечит свою дочь прекрасным приданым, даже если ради этого ему придется влезь в долги.

Китайцы также говорят о сохранении "лянь ". Человек не может жить без "лянь", от этого зависит, как он будет оцениваться в качестве человеческого существа, потеря "лянь" приведет к тому, что он окажется в изоляции. Человеку вряд ли простят, если он будет изобличен в нечестности, подлости, предательстве, если у него обнаружится непростительная скудость ума, неумение держать слово. Сохранение "лянь" не связано с социальным статусом, его утверждение зависит лично от самого человека.

В середине XX века Роберт Мертон ввел в научную лексику термин "статусный набор" (в качестве синонима данного понятия используется термин "статусный портрет" человека). Под статусным набором понимается совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

К примеру, господин N является мужчиной средних лет, преподавателем, доктором наук, ученым секретарем диссертационного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом одной из партий, христианином, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Таков статусный набор, или портрет, человека N.

С точки зрения рангового значения выделяют социальные статусы высокого, среднего, низкого ранга. По ранговому значению, например, различаются статусные позиции топ-менеджера, управляющего среднего или низшего звена.

Анализируя социальные статусы, нужно помнить о статусной несовместимости . Выделяют две формы статусной несовместимости:

  • 1) когда человек занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой;
  • 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат, исключают или мешают осуществлению прав и обязанностей другого статуса.

Примером первой формы статусной несовместимости является ситуация, когда генеральный директор крупной компании в своей семье не является главой семьи, эту роль выполняет его супруга. К примерам второй формы статусной несовместимости можно отнести то, что чиновник не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, полицейский не может быть членом мафиозной группы. Преступников, являющихся служителями закона, считают "оборотнями в погонах".



Загрузка...