sonyps4.ru

Социальная группа социальный статус социальная роль примеры. Разница между социальной ролью и социальным статусом

Статус - положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки.

Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Разновидности основных статусов:

    предписанные;

    достигаемые;

    смешанные;

  • профессиональные;

    экономические;

    политические;

    демографические;

    религиозные;

    кровно-родственные.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Различия роли от статуса:

    Статус статичен, роль динамична.

    Внутри одного статуса может быть несколько ролей.

    Статус подчеркивает сходство, роль - различие.

    Роль относится к социальному взаимодействию.

Роль - образ, воплощенный актером.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.

Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

У человека может быть множество ролей. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

23 Системы социальной стратификации

Основой социальной стратификации служит социальная дифференциация – разделение социума на определенные составные части, которые в процессе истории подвергались эволюции. Основами дифференциации является разделение труда - появление разнообразных профессий, должностей, статусов. Люди еще задолго до настоящего времени поняли, что разделение труда очень эффективно – экономит время и не отражается на конечном результате любой работы.

Стратификацию подразделяют на следующие системы:

    Открытые (те, в которых возможен переход из одной группы в другую).

    Закрытые (переход из одного статуса в другой очень сложный и практически невозможный процесс).

Разделение социальной стратификации на системы:

    Каста - социальная группа, попасть в которую возможно только благодаря своему рождению, то есть все зависит от статуса родителей. Общество с такой формой стратификации ставят целью сохранения четкой грани между слоями. В связи с этим для него характерны браки только между равными по статусу людьми, даже просто общение с низшими кастами считалось неуважением в высшей степени.

    Клан - это группа людей, объединенная родственными, общественными и хозяйственными узами. Такая форма стратификации характерна для аграрных обществ. Кланом считается большое количество людей, соединенное различным по степени родством. Однако каждый член клана имеет такой же статус, как и все остальные его участники, и всю жизнь должен быть верен только своему клану.

    Рабство - закрепощение одних людей другими с экономической, социальной, и юридической точек зрения называется рабством. Это понятие ассоциируется с огромным неравенством и отсутствием прав.

Формы рабства:

    Патриархальное – раб имел право участвовать в жизни хозяев, заводить семью, не смотря на статус избранного человека. Запрещалась смертная казнь.

    Классическое – раб считался абсолютной собственностью своего хозяина, не имел никаких прав. Можно сказать, что эта форма межличностных отношений – единственная такого рода во всей истории, такого разграничения между слоями не было больше нигде и никогда.

    Класс - большое количество людей, имеющих одно социальное положение и специфический метод получения прибыли. По сравнению с вышеперечисленными формами стратификации, классовое разделение общества очень лояльно и открыто. Базовым фундаментом такого вида подразделения являются материальное благосостояние и наличие собственности. Человек с рождения принадлежит определенному классу, но в течение жизни класс может меняться в зависимости от определенного поведения в обществе, достижений.

    Сословия

    Высшее - дворяне. Принадлежность по праву рождения.

    Низшее - крестьяне.

  • 5. Классический период в развитии социологии. Его специфика и основные представители
  • 6. Органическая теория Спенсера. Принцип эволюции
  • 8.Матералистическое понимание общества. Базис и надстройка учения об общественно-экономической формации.
  • 9.Социологический метод э.Дюркгейма. Механическая и органическая солидарность.
  • 10.Понимающая социология м.Вебера. Понятие идеального типа.
  • 11.Социологический анализ м.Вебера и ф.Тённиса традиционного и современного типов общества. Учение о бюрократии.
  • 12.Вклад в развитие социологии ф.Тенниса, г.Зиммеля и в.Паретто
  • 13.Современные макросоциологические теории и их основные представители
  • 14.Микросоциологический подход к рассмотрению взаимодействия человека и общества.
  • 15.Предпосылки и своеобразие российской социологической мысли.
  • 16.Основные представители российской социологии.
  • 17.Вклад российской социологии в развитие мировой социологической мысли.
  • 18. П.А.Сорокин как видный представитель мировой социологии.
  • 21.Опросные и неопросные методы социологических исследований.
  • 22. Требования к построению анкеты и выборочной совокупности.
  • 23.Понятие и структура социального действия.
  • 24.Основные типы социального действия по м.Веберу и ю. Хабермасу.
  • 25.Социальные контакты и социальное взаимодействие.
  • 26.Структура социального взаимодействия по т.Парсонсу, я.Щепаньскому, э.Берну. Типы социального взаимодействия.
  • 27.Социальные отношения. Их место и роль в жизни общества
  • 28.Социальные контроль и социальное поведение. Внешний и внутренний социальный контроль.
  • 29.Социальные нормы как регуляторы социального поведения.
  • 30.Понятия аномии и девиантного поведения.
  • 31.Типы девиантного поведения.
  • 32.Стадии развития девиантного поведения. Понятие стигматизации.
  • 33.Основные подходы к определению общества. Общество и общность.
  • 34.Системный подход к рассмотрению общества. Основные сферы жизни общества.
  • 36. Понятие социальной организации.
  • 37.Структура и основные элементы социальной организации.
  • 38.Формальные и неформальные организации. Понятие бюрократической системы.
  • 39.Глобализация. Её причины и следствия.
  • 40.Концепции экономической глобализации, империализма, догоняющего развития и мировой системы.
  • 41.Место России в современном мире.
  • 42.Социальная структура общества и её критерии.
  • 43.Культурная глобализация: за и против. Понятие глокализма.
  • 44.Социальный статус и социальная роль.
  • 46.Социальная мобильность и её роль в современном обществе
  • 47.Каналы вертикальной мобильности.
  • 48.Маргиналы и маргинальность. Причины и следствия.
  • 49.Социальные движения. Их место и роль в современном обществе.
  • 50. Группа как фактор социализации личности.
  • 51.Виды социальных групп: первичные и вторичные, «мы» - группа о «они» - группа, малые и большие.
  • 52.Динамические процессы в малой социальной группе.
  • 53.Понятие социальных изменений. Социальный прогресс и его критерии.
  • 54.Референтные и нереферентные группы. Понятие коллектива.
  • 55.Культура как социальное явление.
  • 56.Основные элементы культуры и её функции.
  • 57.Основные подходы к изучению становления личности.
  • 58.Структура личности. Социальные типы личности.
  • 59.Личность как объект и субъект общественных отношений. Понятие социализации.
  • 60.Теория конфликта р.Дарендорфа. Понятие феноменологии.
  • Конфликтная модель общества р. Дарендорфа
  • 44.Социальный статус и социальная роль.

    Социальный статус - социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

    Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

      прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

      приобретенный (достигаемый) статус - статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

      предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

    Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым набором.

    Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения . Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

    Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

    Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

    Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.

    Поскольку каждый человек исполняет несколько ролейв множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

    Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

    В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

    45.Социальное неравенство. Пути и средства его преодоления Неравенство в обществе может иметь 2 источника: естественный и социальный. Люди различаются по физической силе, выносливости и др. Эти различия приводят к тому, что они достигают результатов и тем самым занимают разное положение в обществе. Но со временем природное неравенство дополняется социальным, которое заключается в возможности получения социальных благ, несвязанных с вкладом в общественное достояние. Например, неравная оплата за равный труд. Пути преодоления: в силу условного характера соц. неравенства оно может и должно быть отменено во имя равенства. Под равенством понимают равенство личностное перед богом и законом, равенство возможностей, условий жизни, здоровья и т.д. В настоящее время сторонники теории функционализма считают, что соц. неравенство есть инструмент, помогающий обеспечивать выполнение самых важных и ответственных задач людьми талантливыми и подготовленными. Сторонники теории конфликтов считают, что взгляды функционалистов есть попытка оправдать статусы, сложившиеся в обществе и такое положение, при котором люди, под чьим контролем находятся общественные ценности, имели возможности получать для себя выгоду. Вопрос о соц. неравенстве тесно переплетен с понятием соц. справедливости. Данное понятие имеет 2 толкования: объективное и субъективное. Субъективное толкование исходит из отнесения соц. справедливости к правовым категориям, при помощи которого человек дает оценку, одобряющую или осуждающую к процессам, происходящим в обществе. Вторая позиция (объективная) исходит из принципа эквивалентности, т.е. взаимного воздаяния в отношениях между людьми.

    В гуманитарных науках большое внимание уделяется изучению социальных ролей и социальных статусов. В чем особенности тех и других?

    Что представляет собой социальный статус?

    Для современного общества характерно постоянное взаимодействие людей. Человек при этом может находиться в разных социальных группах - в своей семье, на работе, на учебе. В каждой из них у него есть определенное положение, предполагающее выполнение им различных задач и функций, а также пользование установленными правами. Данное положение соответствует социальному статусу человека.

    Например, если речь идет о такой социальной группе, как трудовой коллектив, то социальный статус человека в нем будет характеризоваться занимаемой им должностью, спецификой прав и обязанностей по контракту, уровнем полномочий, привилегий, зарплаты. Он может быть выше или ниже статусов одних коллег по работе либо равным соответствующей социальной характеристике других сотрудников фирмы.

    Люди могут иметь социальный статус и применительно ко всему обществу. В этом случае он будет выражаться в совокупности личностных и профессиональных качеств гражданина, уровня его образования, доходов, известности среди других людей.

    Может быть и так, что человек, имеющий высокий социальный статус в одной группе, будет обладать низким в других сообществах. Например, когда гражданин имеет отличную успеваемость в вузе, но в своей спортивной команде, в которой он играет после занятий, выступает на вторых ролях.

    Аналогичная особенность характеризует соотношение социальных статусов в разных гражданских обществах. Так, достигнув успеха и соответствующих регалий в своей стране, человек, решивший, условно говоря, эмигрировать, может оказаться в нижней части социальной лестницы в другом государстве.

    Социальные статусы классифицируются на предписанные и приобретенные.

    Первые являются атрибутом личности человека вне его желания - например, если рядовой сотрудник фирмы назначается на высокую должность по протекции родственника, хотя объективно не заслуживает своего повышения. Коллеги данного сотрудника в этом случае могут не разделить мнения руководства по поводу соответствующего назначения человека.

    Приобретенные статусы, наоборот, отражают значительный вклад человека в свой личный и профессиональный рост. Обычно они выше котируются участниками сообщества, с которым человек взаимодействует.

    Что представляет собой социальная роль?

    Под социальной ролью понимается совокупность поведенческих признаков человека, обусловленных его социальным статусом (но не только) и характерных для сообщества, с представителями которого он взаимодействует. Те люди, с которыми он общается, рассматривают данную социальную роль как адекватную положению человека в соответствующей группе. Более того, эта роль формируется, как правило, под влиянием мнения окружающих людей.

    В чем может выражаться выполнение человеком своей социальной роли?

    Например, если он - член спортивной команды, то может быть ее капитаном (это будет его социальный статус) - как один из лучших и самых опытных игроков. Данная роль предполагает регулярное проявление человеком своих личных и профессиональных качеств - и это будет уже его социальная роль. При этом назначение игрока капитаном может быть осуществлено по решению всех других членов спортивного коллектива - и они же будут оценивать то, насколько он соответствует полученной роли. Если человек не справится - на его место могут поставить другого атлета.

    Выше мы отметили, что не только социальный статус предопределяет появление соответствующей роли. Фактором ее формирования могут быть исключительные личностные и профессиональные качества человека в тех аспектах, что не предполагают возникновения у него социального статуса, но влияют на повышение его авторитета в глазах представителей сообщества.

    Например, если в спортивную команду приходит совсем молодой, но крайне обученный и квалифицированный игрок, капитаном сразу же его, скорее всего, не назначат. Но отведут значимую социальную роль - стабильного игрока основного состава, способного регулярно проявлять свои личные и профессиональные качества.

    Сравнение

    Главное отличие социальной роли от социального статуса в том, что первая характеристика личности человека является ее безусловным, неоспоримым, но неустойчивым атрибутом - требующим со стороны носителя постоянного поддержания правомерности обладания им. В свою очередь, социальный статус, как мы отметили выше, иногда бывает получен человеком и не вполне заслуженно - однако он не должен подвергаться сомнению.

    Человек может начать играть социальную роль в силу полученного статуса - и наоборот. Но это не всегда так. Поэтому социальную роль и статус можно рассматривать как тесно связанные между собой признаки, но не всегда взаимозависимые.

    Социальную роль человек практически всегда приобретает с учетом мнения участников сообщества, в котором он ведет регулярную деятельность, выполняет какие-либо действия, решает задачи, имеет обязанности и права. Социальный статус человек может получить и без учета мнения своего сообщества - например, если кем-то из сторонних лиц, влияющих на соответствующую группу, будет принято решение о наделении его особыми привилегиями.

    Определив, в чем разница между социальной ролью и социальным статусом, зафиксируем выводы в таблице.

    Таблица

    Социальная роль Социальный статус
    Что общего между ними?
    Человек может начать играть социальную роль в силу приобретения социального статуса - и наоборот
    В чем разница между ними?
    Является неоспоримо заслуженным атрибутом личности человека - но требующим от носителя подтверждения правомерности обладания им Может быть случайно приобретенным атрибутом, не требующим подтверждения правомерности обладания им
    Бывает, что человек играет социальную роль, не имея соответствующего статуса Человек, обладающий социальным статусом, необязательно может играть значимую социальную роль
    Как правило, приобретается с одобрения участников сообщества, с которым взаимодействует человек Может приобретаться без учета мнения участников сообщества, с которым взаимодействует человек

    Социальный статус и социальная роль

    Характер и особенности взаимоотношений индивидов в процессе группового взаимодействия, деятельности и межличностного общения анализируется в социальной психологии с использованием понятий «роль» и «статус». Еще в 1936 году социальный антрополог Р. Линтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личности в группе в различных ситуациях. Для построения моделей он предложил ввести понятие «статус» и «роль». Линтон описывает, прежде всего, социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус он определил как совокупность прав и обязанностей индивида, а роль описал как динамический аспект статуса. Когда индивид осуществляет права и обязанности в соответствии с социальными ожиданиями групп, он соответствует своей роли. Таким образом, по мнению Линтона, роль представляет собой реализованное субъектом поведение, ожидаемое от него в конкретных ситуациях деятельности при взаимодействии с другими членами. Ролевой подход к анализу поведения личности, предложенный Линтоном, стал вехой в развитии западной социальной психологии. Введение понятий роль и статус помогло социальным психологам изучать такой важный процесс формирования личности как социализация. В социальную психологию понятие «роль» было введено Дж.Г. Мидом, представителем символического интеракционизма. Мы уже рассматривали его взгляды в предыдущей главе. В отечественной социальной психологии понятия роль и статус изучались такими учеными как А.А. Бодалев, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин и другими.

    Социальная роль социальная функция личности; нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе . Социальная роль - модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Составляющими социальной роли являются: - ролевые ожидания (то, чего ждут от той или иной роли); - ролевое поведение (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Беря на себя ту или иную роль, человек представляет связанные с ролью права и обязанности, и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Общество при этом следит, чтобы роль выполнялась в соответствии с социальными требованиями, «как надо». Для этого существует целая система социального контроля: от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующая ей система социальных санкций: от порицания, через осуждение до насильственного пресечения.

    Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой Л. Столяренко выделяет три уровня. Первый уровень - это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации - атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности. Диапазон и количество ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включен индивид.

    Статус - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.Социальный статус характеризует положение человека в обществе. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ или имидж. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях). Статус требует от человека определенного поведения. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными социально-психологическими характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Сокращение межстатусной дистанции воспринимается как фамильярность.

    Виды статусов . Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным . Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, топ-менеджер, профессор). Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанным статусом называется тот, которыйнавязан обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такой статус часто обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Примерами такого статуса являются статусы писателя, ученого, директора. Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат).

    Ролевая структура личности. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т. е. ролевое поведение - это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя. Играя определенную роль, человек тем самым реализовывает предписанные обществом и социальной группой функции, соответствующие данной роли. Т. Парсонс считал, что система социальных ролей характеризуется такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив). Р. Мертон ввел в науку важное понятие – ролевой набор . Ролевой набор, по Р. Мертону, - это совокупность ролей личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов.



    Одна и та же роль исполняется разными людьми по-разному. Особенности выполнения роли различными индивидами будет зависеть от следующих факторов.

    1. Знания о выполнении данной роли, которыми располагает человек, а также владение необходимыми умениями. Так, для студентов первая сессия всегда является достаточно сложной, так как они еще не достаточно представляют себе, что надо делать и как себя вести в ВУЗе, чтобы соответствовать успешной роли студента.

    2. Значимость выполняемой роли для человека.

    3. Стремление соответствовать ожиданиям окружающих (степень идентификации с группой и ее нормами и ценностями).

    4. Наличие других ролей, которые должен выполнять данный индивид. Так, с рождением ребенка у женщины остается меньше времени и энергии для выполнения роли жены, так как большая часть ее усилий направлена на выполнение роли матери.

    5. Личностные и индивидуально-психологические особенности человека. Они включают в себя особенности личности, характера, темперамента, эмоциональной сферы. Все они будут «индивидуализировать» выполнение роли каждым человеком. Так, сущность социальной роли “мать” внеиндивидуальна, но в мире нет двух одинаковых матерей.

    6. Если ролей несколько, их характеристики могут приходить в противоречие друг с другом (ролевой конфликт), что будет оказывать влияние на ролевое поведение индивида.

    7. Экспектации (ожидания) окружающих.

    8. Общественная оценка данной роли социумом (общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли - например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»).

    9. Социальные, религиозные, этнические и другие особенности общества, в котором индивиду приходится играть заданные роли.

    Рассмотрим схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Г. Олпортом. Первый этап в освоении роли индивидом - осознание необходимости выполнения социальной роли. Без понимания роли и ее основных функций человеку трудно идентифицировать себя с ролью. После того, как человек понял роль, он должен или принять ее или отклонить. Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Процесс вхождения в роль может быть достаточно длительным. Следующий этап ролевого поведения – исполнение роли – имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, поэтому важно всегда все время иметь обратную связь, т. е, интересоваться у окружающих о «качестве» выполнения роли и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

    Процесс выполнения человеком различных ролей может стать основанием для различных конфликтов . Внутриличностный конфликт возникает, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я».

    Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:

    1) Если «роль» выше возможностей «Я», то человеку грозит переутомление, появление неуверенности в себе;

    2) Если «роль» ниже возможностей «Я», является недостойной, унизительной для человека.

    Ролевой конфликт возникает, когда существуют противоречия между функциями, которые должен выполнять один человек в одно и то же время (пример - конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины). Разнообразные действия, несоответствующие сложившимся ролевым ожиданиям, моральным и правовым требованиям, характеризуются в психологии как "отклоняющееся " (девиантное ) поведение . Отклонение от нормы может быть направлено как в сторону "отрицательную", когда данное ролевое исполнение невыгодно, неприемлемо для социального окружения личности, так и в сторону "положительную", когда личность показывает своего рода сверхнормативное поведение - образец, который от неё не требуется (работники-трудоголики).

    1) речь
    2) дыхание
    3) нравственность
    4) мораль

    А2. Изменение и преобразование человеком окружающего мира:
    1) деятельность
    2) поведение
    3) сознание
    4) индивидуальность

    А3. В классе Андрей активно участвует во всех мероприятиях, проявляет
    инициативу, может организовать вокруг себя одноклассников, не боится
    ответственности. Всё это характеризует Андрея как:
    1) индивида
    2) личность
    3) ученика
    4) товарища

    А4. Верны ли следующие суждения о деятельности?
    А. Деятельность человека основана только на инстинктах.
    Б. Труд является деятельностью, не имеющей результата.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    А5. Проявлением какой сферы жизни общества является религия?
    1) социальной
    2) духовной
    3) политической
    4) экономической

    А6. Верны ли следующие суждения о культуре?
    А. Свой вклад в развитие культуры внесли разные народы мира.
    Б. Культура человека полностью зависит от его социального происхо-
    ждения.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    А7. Польза или выгода, которую человек мог бы получить от самого лучшего
    из невыбранных вариантов:
    1) прибыль
    2) ресурсы
    3) материальное благо
    4) альтернативная стоимость

    А8. Ценная бумага, дающая право на управление предприятием и получение
    части его прибыли:
    1) облигация
    2) ваучер
    3) дивиденд
    4) акция

    А9. На рынке страны Z выросли цены на кондитерские изделия, следствием
    этого, скорее всего, будет:
    1) снижение предложения кондитерских изделий
    2) рост спроса на кондитерские изделия
    3) падение спроса на кондитерские изделия
    4) прекращение потребления кондитерских изделий

    А10. Верны ли следующие суждения о малых предприятиях?
    А. Малые предприятия занимают значительное место в экономике со-
    временной России.
    Б. Число малых предприятий в России уступает их количеству в США.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    А11. Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной
    системы:
    1) социальная структура
    2) социальная мобильность
    3) социальный лифт
    4) социальная стратификация

    А12. Команда хоккеистов была встречена после победы на чемпионате мира
    большой группой восторженных болельщиков. О каких санкциях можно
    говорить в данном случае?
    1) о формальных позитивных
    2) о формальных негативных
    3) о неформальных позитивных
    4) о неформальных негативных

    А13. Верны ли следующие суждения о наркомании?
    А. Наркомания – это проблема, касающаяся только западных стран.
    Б. Нельзя считать наркоманию отклоняющимся поведением, так как
    наркоман остаётся гражданином страны.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    А14. Какая из перечисленных стран не является федерацией?
    1) Россия
    2) Германия
    3) Франция
    4) США

    А15. В стране X глава государства избирается парламентом страны. Законо-
    дательная власть осуществляется парламентом, исполнительная – форми-
    руется из числа членов партии, победившей на выборах в законодательный
    орган. Какая форма правления сложилась в стране X?
    1) парламентская республика
    2) авторитарная республика
    3) президентская республика
    4) правовое государство

    А16. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?
    А. Политический режим – это одна из форм правления.
    Б. Политический режим – это методы, которыми государство управляет
    обществом.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    А17. Нормативный акт, принятый высшим законодательным органом госу-
    дарственной власти либо прямым волеизъявлением населения и регулирую-
    щий наиболее важные общественные отношения:
    1) мораль
    2) традиция
    3) социальная норма
    4) закон

    А18. Конституционный принцип равноправия всех субъектов Российской
    Федерации подчёркивает:
    1) примерное равенство численности населения субъектов РФ
    2) территориальное равенство субъектов
    3) принцип равного финансирования всех субъектов
    4) равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами власти

    А19. Владелец земельного участка заключил договор с бригадой строителей,
    в котором оговорил сроки постройки дома. Их отношения регулируются
    нормами права:

    1) семейного
    2) гражданского
    3) трудового
    4) административного

    А20. Верны ли следующие суждения о дееспособности?
    А. До 18 лет подросток обладает частичной дееспособностью.
    Б. Несовершеннолетний подросток может быть полностью дееспособным.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    В1. Среди различных видов культуры выделяют массовую и элитарную.
    Сравните два вида культуры, упомянутые в условиях задания – массовую
    и элитарную культуры. Выберите и запишите порядковые номера черт их сходства, а также порядковые номера черт отличия.
    1) произведения культуры становятся мировыми шедеврами;
    2) создаются некоммерческие образцы искусства;
    3) для понимания произведения требуется специальная подготовка;
    4) произведения освещаются в СМИ.
    Ответ:

    Черты cходства:
    Черты отличия:

    В2. Установите соответствие между конкретными примерами и типами эко-
    номических систем: к каждому элементу из примеры подбе-
    рите элемент - тип экономической системы

    Пример:
    А) свободная конкуренция между предприятия-
    ми различных форм собственности
    Б) аграрное общество и натуральное хозяйство
    В) цены формируются в соответствии с закона-
    ми спроса и предложения
    Г) решающую роль в определении рынков сбыта
    и количестве произведённого товара играет
    государство
    Д) жёсткая централизация и планирование раз-
    вития экономики

    Типы экономической системы:
    1) традиционная
    2) рыночная
    3) командно-адми-
    нистративная

    Помогите, пожалуйста с решение. Все,что есть отдаю. Верны ли следующие суждения о межличностных отношениях?

    А. Новогоднее обращение Президента к гражданам страны является примером неформальных межличностных отношений.
    Б. Заседание членов организационного комитета соревнований является примером формальных межличностных отношений.

    1)
    верно только А

    2)
    верно только Б

    3)
    верны оба суждения

    4)
    оба суждения неверны

    По итогам выборов кандидаты в депутаты, набравшие большинство голосов избирателей, вошли в состав парламента. Данный пример иллюстрирует факт

    1)
    социальной стратификации

    2)
    социального неравенства

    3)
    социальной мобильности

    4)
    социальной дифференциации

    Огромную роль в духовной жизни общества играют искусство и религия. В приведённом ниже списке указаны черты сходства религии и искусства и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

    1)
    способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности, гармонии духа

    2)
    представляет знание о мире, основанное на вере в сверхъестественное

    3)
    сохраняет, передаёт и тиражирует систему общечеловеческих ценностей

    4)
    отражает реальную действительность в форме художественных образов

    Черты сходства Черты различия




    1) экономической и духовной
    3) социальной и духовной
    4) политической и духовной
    1) дыхании
    2) питании
    3) самосохранении
    4) самореализации
    1) сотрудничество
    2) противоборство
    3) уход
    4) уступка
    1) творчеством
    2) образованием
    3) социализацией
    4) наукой

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    2) экономическими благами
    3) прямыми налогами
    факторами производства

    1) предпринимательством
    2) финансированием
    3) производством
    4) экономикой




    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    1) социальным институтом
    2) социальной мобильностью
    3) социальной структурой
    4) социальным неравенством
    1) профессиональным ростом
    2) единством взглядов
    3) общими увлечениями
    4) общностью быта

    А1. Ученые-обществоведы определяют общ

    А1. Ученые-обществоведы определяют общество как
    1) весь мир в многообразии его форм
    2) совокупность природных и социальных сил
    3) обособившуюся от природы часть мира
    4) естественные условия существования человека
    А2. Правительство страны ограничило ввоз бытовой техники иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует этот факт?
    1) экономической и духовной
    2) политической и экономической
    3) социальной и духовной
    4) политической и духовной
    А3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
    1) дыхании
    2) питании
    3) самосохранении
    4) самореализации
    А4. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?
    1) сотрудничество
    2) противоборство
    3) уход
    4) уступка
    А5 Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется
    1) творчеством
    2) образованием
    3) социализацией
    4) наукой
    А6 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
    А. Климатические условия влияют на развитие общества.
    В. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    А7 Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют
    1) материальными потребностями
    2) экономическими благами
    3) прямыми налогами
    факторами производства
    А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную
    деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
    1) предпринимательством
    2) финансированием
    3) производством
    4) экономикой
    А9. В странах с рыночной экономикой
    1) производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить
    2) государство устанавливает размер заработной платы работникам
    3) министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль
    4) государственный комитет устанавливает цены на цемент и другие стройматериалы
    А10 Верны ли следующие суждения о собственности?
    А. Собственник имеет право распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.
    Б. В РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться
    только в государственной или муниципальной собственности.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    А11 Связь элементов общества называют
    1) социальным институтом
    2) социальной мобильностью
    3) социальной структурой
    4) социальным неравенством
    12. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
    1) профессиональным ростом
    2) единством взглядов
    3) общими увлечениями
    4) общностью быта



    Загрузка...