sonyps4.ru

Психическая резистентность. Как улучшить психологическое состояние и научиться устойчивости к стрессам

Психологическая устойчивость - это способность сохранять привычный уровень работоспособности при постоянно изменяющихся условиях труда и воздействии негативных факторов. Основной её характеристикой является мобильность - способность быстро адаптироваться к новой ситуации. При психологической неустойчивости стрессовое воздействие влечет за собой хаотичный и эмоциональный поиск возможных решений, и этот хаос несет еще больше негатива. Нервная система истощается, человек теряет самообладание.

Как развить психологическую устойчивость?

  1. Помните, что далеко не всегда ситуация зависит от вас самих. И если вы никак не можете исправить сложившееся положение, вы можете изменить своё к нему отношение. Как только вы научитесь не зацикливаться на проблемах и не ощущать груз собственной вины за чужие поступки, вы заметите, как жизнь станет легче и проще.
  2. Учитывайте свои врождённые особенности. При выборе рода своей деятельности нужно внимательно прислушиваться к себе. Интровертам, например, публичные выступления часто кажутся невыносимо сложными. Стоит ли ему выбирать профессию, в которой ему всё время придется выступать перед огромным количеством зрителей? Вряд ли это хорошо скажется на его физическом и психическом здоровье. Возможно, он сможет прийти к этому постепенно, развивая в себе навык публичных выступлений, но нужно здраво оценивать свои черты характера, иначе ничто не защитит от ежедневного стресса. Неплохой способ развития психологической устойчивости - не подвергать ее сознательным и постоянным испытаниям.
  3. Развивайте уверенность в себе. Положительное восприятие себя и своих способностей очень выручает при навалившейся горе замечаний и критики. Жалость к себе, напротив, работает крайне отрицательно и подталкивает человека к неадекватным реакциям на ситуацию. Живите в гармонии с собой, своим характером и способностями, любите и цените свою работу.
  4. Отдыхайте. Посвящайте время спорту, расслаблению и медитации. Качественная и регулярная разгрузка нервной системы позволяет более стойко принимать все жизненные удары. Регулярный, даже самый незначительный стресс, может довести любого человека до раздражительной слабости и нервозности, поэтому полноценный отдых необходим для психологического и физического здоровья человека и его устойчивости.

Важно помнить, что от стрессовых ситуаций не застрахован никто. Целью развития психологической стабильности является не избегание этих ситуаций, а их эффективное разрешение с минимальным сопровождением отрицательных эмоций.

Наша жизнь состоит из сплошных стрессов. Причем это не обязательно семейные неурядицы, проблемы на работе, растущие цены или падающий рубль. Необходимость тесно соприкасаться с агрессивно настроенными согражданами в дорожных пробках, в общественном транспорте, магазинах, банках и т.д. также становится источником психической травмы…

Но вот что любопытно: реакция людей на стресс разная. Одни моментально реагируют на возбудитель: заводятся, нервничают, переживают эмоциональный срыв, а другие ведут себя так, словно ничего давно готовились к случившемуся: сохраняют самообладание и спокойно, без напряжения пытаются найти выход из ситуации. От чего же зависит та или иная реакция на стресс? От психологической устойчивости. Что это такое и как развить ее в себе, объясняют психологи.

Что такое психическая устойчивость?

Психическая устойчивость - это особая черта характера, которая проявляется в способности сохранять оптимальное психологическое состояние в условиях частой смены обстоятельств и обусловленного этим стресса.

Психологи считают, что эта самая черта не заложена в нас генетически, однако вместе с тем отмечают, что она зависит, в частности, и от особенностей нервной системы. Главное, что формирует психическую устойчивость, - это воспитание, в том числе и самовоспитание, уровень развития, опыт.

С одной стороны, человек, прошедший через жизненные испытания, менее остро реагирует на стрессовые ситуации, склонен при этом вести себя рассудительно, в отличие от того, кто вырос в тепличных условиях. Но с другой стороны, именно у человека, прошедшего Крым и Рим, нервная система может оказаться расшатанной, и ему может быть сложно сохранять эмоциональную неуязвимость.

Так что психическая устойчивость - это не устойчивость нервной системы, а, скорее, гибкость психики, способность приспосабливаться к меняющейся обстановке и адекватно реагировать на нее.

Как это работает?

Психическая устойчивость, как, впрочем, и неустойчивость, работает по определенной схеме. В первом случае сначала появляется задача, в связи с чем человек совершает определенные действия, направленные на ее решение. Далее он начинает осознавать связанные с этим трудности, что и вызывает у него отрицательные эмоции. После этого он начинает искать пути преодоления трудностей, в результате чего эмоциональное состояние улучшается.

Во втором случае поначалу схема выглядит точно так же: возникновение задачи, действия, направленные на ее решение, осознание связанных с этим трудностей и негативное эмоциональное состояние. Затем хаотический поиск пути преодоления трудностей, что лишь усугубляет положение и усиливает стресс.

Как видим, пусковой механизм в запуске психической неустойчивости - это хаотичность поведения, которое другими словами можно охарактеризовать как склонность к паникерству, а значит, неуверенность в себе, безволие, отсутствие самоконтроля. В результате возникает чувство абсолютной беспомощности и ощущение личностной угрозы. Таким образом, по мнению психологов, психологическая устойчивость - это, прежде всего, способность контролировать свои чувства и решения.

Правила повышения психологической устойчивости

1. Если вы не в состоянии изменить обстоятельства, нужно изменить отношение к ним

Это основополагающий принцип поведения в любых ситуациях. Что бы ни случилось, задайте себе всего один вопрос: я могу изменить обстоятельства? Если ответ отрицательный, - успокойтесь, ни в чем себя не обвиняйте и постарайтесь принять случившееся как данность.

Как только вы это сделаете, вы сразу почувствуете психологическое облегчение, к вам вернутся уверенность в своих силах, способность принимать решения и предвидеть последствия поступков. А это - главное, что требуется для того, чтобы обстоятельства в конце концов начали меняться.

Психологи часто приводят следующий пример. Вы идете по улице и видите неподалеку лающую собаку. Вряд ли вы будете пытаться заставить собаку замолчать. Вы спокойно пройдете мимо, погруженные в свои мысли.

Точно так же нужно вести себя и в стрессовой ситуации: не терять самообладания и не преувеличивать значение случившегося. Перестаньте эмоционально воспринимать события, придавая им чрезмерное значение, позвольте им спокойно пройти мимо вас и исчерпать себя. Вы же не реагируете на лающую собаку, правда? Точно так же отпустите то, что может вас травмировать.

2. Живите в соответствии со своим психотипом

На нервную систему человека огромное влияние оказывает обстановка, в которой он живет. Если вы - экстраверт, для того чтобы испытывать психическую устойчивость и адекватно реагировать на происходящее, вам необходимо находиться в круговороте жизни, ощущать ее биение, общаться с большим количеством людей, вести активный образ жизни и работу выбирать такую, чтобы не заскучать.

Значит, ваше место - в большом городе, на работе, где можно выплескивать энергию, а не в деревенской тиши. И наоборот, если вы по характеру интроверт, вам требуется тишина, покой, отсутствие мельтешения. Вы будете уставать от мегаполиса и расцветать где-нибудь на его живописных окраинах, занимаясь фрилансом. Тогда и психика будет устойчивой.

3. Расслабляйтесь

У каждого из масса обязанностей: работа, учеба, дом, отношения с родителями, с партнерами и детьми, и все это требует больших нервных затрат, истощает психику, делает нас беззащитными перед стрессом. Выход один - расслабляться, снимать напряжение. Способов предостаточно! Занятия спортом, йогой. Чтение. Кино. Музыка. Общение с друзьями. Прогулки, путешествия. Занятие любимыми делами. Видите, как много всего, что поможет разгрузить и стабилизировать психику.

4. Философствуйте

Помните, что сказал Вольтер? Все к лучшему в этом лучшем из миров. Что бы ни случилось, не стоит переживать.

Напротив, из любого события можно в конечном счете извлечь для себя выгоду и пользу. Философское отношение к жизни очень положительно сказывается на психологическом самочувствии, потому что способствует развитию таких качеств, как самокритичность, склонность ко всему, в том числе и к себе, относиться с юмором, ничему не придавать абсолютного значения, ни к чему не относиться слишком серьезно, мыслить позитивно. То есть жить играя. Только в таком случае человек перестает воспринимать себя центром Вселенной, кому все что-то должны и кому никогда не бывает хорошо, потому что всегда что-то мешает.

5. Создавать свой позитивный образ

Это значит, что нужно любить и уважать себя, осознавать свои лучшие качества и быть для себя положительным персонажем. А для этого нужно жить в соответствии со своими принципами и мировоззрением. Отсюда рукой подать до внутренней целостности и гармонии. Такой человек никогда не чувствует себя жертвой людей или обстоятельств. Он - хозяин своей жизни, своих эмоций, а значит, психически устойчив.

7. Кудзоева, В. И. Сущностные характеристики педагогического профессионализма. Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. науч. и метод, тр. / Под ред. Н. К. Сергеева, H. М. Борытко и др. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания». Вып. 3), С. 93-95.

8. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение. Нальчик, 1996.

9. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. - М.; Дело, 1994.

10. Москвина, Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов (теоретико-методологический аспект): Монография - Хабаровск: Изд-во ХГПУ,

11. Писаренко, В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований. - В кн.: Пути достижения трудной цели в спорте. М., 1964.

12. Платонов, К. К. Способности и характер // Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е, В. Шороховой. М, 1974.

13. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Изд-во Академия наук СССР, 1959.

14. Сиротин, О. А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1972.

15. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. - 1887. - № 1. - С. 27-33.

16. Чекалина, А. А. Гендерная психология: Учебное пособие.- М.: Ось - 89, 2006.

17. Cattell, R. В., Eber, H. W., Tatsuoka, М. М. Handbook for the sixteen personality factor Questionnaire (16 PF). - Champaign, Illinois: Institute For Personality and Ability Testing, 1970.

УДК 378.01: 371

О. Б. Дарвиш

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК БАЗОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

Изучение проблемы устойчивости в психологической науке и практике приобретает особую актуальность в связи с современными социальноэкономическими условиями, ростом социальной и экономической напряженности, повышением требовательности к эффективности принятия человеком решении.

Изучение научной литературы свидетельствует о том, что проблеме психологической устойчивости, особенно применительно к специфическим

условиям современных социально-политических и экономических изменений, происходящих в нашем обществе, представлены явно недостаточно. Возрастает потребность в теоретическом осмыслении проблемы психологической устойчивости личности как научного феномена.

Проблема устойчивости была поставлена в 1966 г. в докладе Л. И. Божович на XVIII Психологическом конгрессе. Дальнейшее развитие психологическая устойчивость получила в исследованиях, рассматривающих различные аспекты проблемы устойчивости личности: эмоциональная устойчивость (П. Б. Зильберман, В. А. Марищук, Л. В. Митина), нравственная устойчивость (В. Э. Чудновский), устойчивость форм поведения (Л. И. Божович), устойчивость в напряженных условиях, в условиях подготовки к космическим полетам (К. М. Гуревич, А. А. Леонов, В. И. Лебедев, Г. Т. Береговая). Проблеме психологической устойчивости личностных конструктов в период взрослости посвящены работы В. П. Крупник, Е. Н. Лебедевой. Данные исследования так или иначе связаны с психологической характеристикой устойчивости личности.

Психологическая устойчивость является базовой характеристикой личности. Становление личности зависит от того, как мотивы, обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. По мнению А. Н, Леонтьева, структура «личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий». Им выделены три основных параметра мотивационной сферы, являющихся основанием психологической устойчивости личности: связь человека с миром в пространстве и времени; степень проявления мотива; динамичность и многоаспектность мотивационной сферы. Эти основания психологической устойчивости личности во взаимосвязи дают ей понимание себя как носителя самосознания и его развития.

Исходя из их кумулятивного эффекта, А. Н. Леонтьев формулирует следующее положение: «.. .многообразные деятельности пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он вступает. Эти узлы иерархии и образуют тот таинственный «центр личности», который мы называем «Я», иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии» . Отсюда психологическая устойчивость обеспечивается не эгоцентрической позицией «Я», а включенностью персонального «Я» в систему всеобщей взаимосвязи людей в коллективе, общине, социуме .

Психологическая устойчивость может быть понята как соразмерность стабильности и изменчивости личности. Мы согласны с точкой зрения Е. П. Крупник и Е. Н. Лебедевой, изучающих личностные конструкты в период взрослости, что сложность изучения категории психологической устойчивости личности в том, что в основном она разрабатывается в рамках

парадигмальной альтернативы «стабильность (ригидность) - изменчивость (лабильность, фдексибильность)». В логике такого подхода понятие «устойчивость» подменяется понятием «стабильность»; или же понятия рассматриваются как синонимы. Такая постановка вопроса лишает категорию психологической устойчивости своего специфического содержания и создает ложную перспективу в изучении этой фундаментальной характеристики всех психических проявлений личности .

Стабильность личности рассматривается как: сохранность ее психики; некая «константа», определяющая характер поведения индивида; стабилизирующий фактор; ригидность, проявляющаяся в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости в стиле поведения. Изменчивость, как и стабильность, может определить динамику личности, способствуя ее совершенствованию, но может и вести ее к распаду, «хаосу» способа ее существования.

Психологическая устойчивость личности рассматривается ими как «... подвижное равновесное ее состояние, сохраняемое путем противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, и как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими во взаимодействии личности со средой. Относительно этих задач личность формирует внутреннюю модель внешней (проблемной) ситуации, которая и определяет ее поведение» .

Результаты исследования психологической устойчивости системы личностных конструктов в период взрослости дали возможность сделать выводы о том, что основным психологическим механизмом, формирующим итоговое отношение человека к жизни, его поведение в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости от этой ситуации или свободы, является ценностно-смысловая рефлексия. В различных ситуациях возникает необходимость создания концепции жизни человека, его мировоззрения и мироощущения.

Для понимания феномена психологической устойчивости важное значение имеют теоретические концепции о психических явлениях, неосознаваемых субъективно(А. Адлер, 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Э. Фром). Проблема устойчивости процессов высшей нервной деятельности изучалась отечественными физиологами и психофизиологами (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов).

В исследованиях научной школы Д. П. Узнадзе (А. С. Прангишвили, В. Г. Норакидзе, Ш. А. Надирашвили) психологическая устойчивость рассматривается во взаимосвязи с фиксированными смысловыми установками, которые несут в себе ведущее отношение личности к действительности, что предопределяет относительную устойчивость поведения личности, поскольку в данных установках содержится модель будущего действия .

В рамках теории установки делается вывод о наличии иерархиизирован-ной многоуровневой установочной структуры, обеспечивающей психологический механизм стабилизации деятельности.

Наибольшую значимость для нашего исследования представляет классификация типов установок, предложенная А. Г. Асмоловым. Выделяя три активности человека (деятельность, действие, операция), он различает смысловую, целевую и операциональную установки. Под операциональной установкой понимается готовность субъекта к осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ситуации разрешения задачи на основе предвосхищения», опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, и учета условий наличной ситуации. Целевая установка-готовность к достижению осознаваемого предвидимого результата, определяющая направленность данного конкретного действия. Эта установка выполняет по отношению к действию избирательно-регулирующую функцию. От целевой установки зависит то, какие именно установки других уровней будут актуализированы в субъекте данной конкретной ситуации. Ведущей установкой является смысловая установка. Эта форма выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности. Смысловые установки определяют общую направленность и динамику протекания деятельности. Они могут быть как осознаваемы, так и неосознаваемы. Сдвиг смысловой установки всегда обусловлен изменением тех реальных жизненных отношений личности к действительности, которые они выражают в деятельности изменением мотивов деятельности. Содержание смысловой установки может открыться в форме «значения для меня» .

Устойчивость в исследованиях В. Э. Чудновского рассматривается как нравственная категория. Нравственную устойчивость личности он определяет как способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. При такой трактовке понятия «нравственная устойчивость личности» и «устойчивость личности» в сущности совпадают, ибо суть личностной позиции составляет ее нравственная основа, доминирующие нравственные принципы и установки.

В общепсихологическом смысле функция установки состоит в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта. В обыденной жизни (в труде, межличностных отношениях) она закрепляет те привычки и навыки, без которых эта жизнь была бы невозможной. Установки обеспечивают устойчивость личности, ее диахроническое (сохраняющееся более или менее длительное время) единство (Г. Г. Дилигенский).

Устойчивость - это результат активной жизнедеятельности, самоорганизации. В понимании устойчивости личности выделяются два взаимосвязанных момента: устойчивость личности как способность человека сохранять свои личностные позиции и противостоять воздействиям, противоречащим

его личностным установкам; в этом случае устойчивость личности определяется степенью своей разрушаемости - разрушаемости ее ведущих мотивов и установок; устойчивость личности как способность человека реализовать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение.

Разумеется, такое разделение несколько искусственно. Не следует забывать, что сохранение личностью своих позиций существенно обусловлено активной деятельностью субъекта по их реализации. Но такое разделение помогает выявить психологическую сущность двух разных уровней сфор-мированности личности и соответствующих им двух типов деятельности человека: а) активно-преобразующей деятельности человека относительно социальных обстоятельств; б) пассивно-приспособительной деятельности человека по отношению к этим же обстоятельствам .

Психологическая устойчивость деятельности работников образования рассматривается как синтез свойств и качеств личности, позволяющий уверенно и самостоятельно в различных эмоциональных условиях выполнять свою профессиональную деятельность. (Р. И. Хмелюк, 3. Н. Курлянд,

Н. А. Шевченко). Обладать психологической устойчивостью в профессиональной педагогической деятельности - это уметь быстро ориентироваться в измененных условиях школьной жизни, находить оптимальные решения в сложных нестандартных психолого-педагогических ситуациях и сохранять при этом выдержку, самообладание. Профессионально - личностная устойчивость создает реальные предпосылки для самореализации современного педагога, его творческих способностей, и профессионального самоопределения среди специалистов, работающих в системе «человек-человек» (И. А. Зимняя, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников)

Выделяются показатели психологической устойчивости: уверенность в себе как учителе; отсутствие страха перед детьми; умение владеть собой (салюрегуляция, самоконтроль); отсутствие эмоциональной напряженно-стк, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности; наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпимости); удовлетворенность деятельностью; нормальная утомляемость.

Эмоциональная устойчивость рассматривается учеными как сложное, интегративное качество личности, характеризущесся сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных компонентов психической деятельности; «.. .как системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в напряженной деятельности, все эмоциональные механизмы которой получают свою определенность в структуре саморегуляции; «..способность индивида противостоять тем эмоциональным раздражителям, которые могут отрицательно влиять на протекание деятельности (Н. А. Аминов, С. А. Изюмова).

Осуществляя комплексное исследование эмоциональной устойчивости, Л. М. Митина рассматривает проблему эмоциональной устойчивости учителя как проблему фрустрационной толерантности - способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации, в основе которой лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации, с другой. Эффективности педагогического труда способствует эмоциональная гибкость учителя, являющаяся интегральной характеристикой личности . Представленная авторами структура эмоциональной гибкости состоит из двух взаимосвязанных подструктур: эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности (жесты, мимика, речь, походка, интонация и др.), которые позволяют передать не только особенности характера педагога, но и его образ мыслей, отношение к социальным ценностям, к детям, другим людям и, конечно, владеющие им переживания. Ими выделяются основные факторы развития эмоциональной гибкости педагога, представляющие собой сочетание личностных качеств, объединенных в блоки: эмоциональная устойчивость (удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха; отсутствие склонности к переживанию гнева; парциальная эмоциональная устойчивость), позитивная эмоциональная экспрессивность (склонность к переживанию радости, сензитивность к себе, спонтанность проявления своих состояний). Психологическим условием развития эмоциональной гибкости педагога является повышение уровня самоотношения.

Психологическая устойчивость понимается как целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. В связи с этим определением в психологии используются такие понятия, как «устойчивость к стрессу», «устойчивость к фрустрации».

По результатам исследования (В. В. Рубцов), проведенного в Южном, Центральном, Северо-западном регионах России, выделены факторы, влияющие на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования: фактическое отсутствие «права на ошибку»; неудовлетворенность профессиональным статусом; страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест вследствие снижения уровня рождаемости; недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег; отсутствие условий для самовыражения и самореализации; недостаток положительного стимулирования труда . В качестве основных стрессоров отмечаются «отсутствие права на ошибку», недостаток «положительного стимулирования труда». Возможные риски, присущие работникам образования, могут сняты, если они будут проявлять определенную степень устойчивости в тех или иных ситуациях. Особую актуальность приобрело исследование психологической устойчивости педагогов в современных

условиях в русле личностно-ориентированной и личностно-развивающей парадигм в образовании.

Одной из центральной проблем современной психологической науки выступает выявление соотношения классической, неклассической и постнеклассической парадигм в психологии (Б. С. Братусь, В. В. Рубцов, В. С. Степин, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эльконин, Л. В. Юревич,): классицизм исходит из представления о простых системах, неклассицизм опирается на положение о сложных саморегулирующихся системах, компонентом которых выступает человек как субъект практической деятельности и носитель общечеловеческих ценностей. Происходит «диалог» человека с миром, инициатором которого является человек, «задавая вопросы миру» (В. С. Степин).

Приоритетным для нашего исследования является разработка представлений о науке как открытой системе (В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева,

Э. Г. Галажинский). Главнейший фактор устойчивости самоорганизующейся системы - способность к самоорганизации. Устойчивость не является результатом действия отдельных элементов системы в целом. Устойчивость-свойство целостного организма, активность самоорганизации.

Говоря о смене уровня системности профессионально-психологического мышления, В. Е. Клочко выделяет признаки нового мышления, определяя понятием «трансспективный анализ». В призме трансспективного анализа психика человека выступает в необычном ракурсе, а именно как то, что обеспечивает устойчивость человека, понимаемого в качестве открытой системы. Выход за пределы привычного понимания психики как «отражения реальности» требует серьезной перестройки всего образа мира профессионала .

Психологическая устойчивость к трудностям проявляется в различных видах социального взаимодействия личности в разных областях деятельности.

Человек противостоит возможной деструкции, перестраивая способы деятельности, в инновационной деятельности. Усложнение системной организации человека есть способ его существования как открытой системы. Целостность этой системы возможна только как результат постоянно идущего ее преобразования, усложнения.

В феномене вдруг возникшего потока «инновационно-образовательных инициатив» проявляет себя не каузальная, а системная детерминация. Не только задача построения открытого общества стимулирует идею открытого образования. Люди становятся все более способными осознавать себя, свою человеческую сущность открытой системой. Образ жизни педагога-профессионала задает параметры жизненного пространства, а оно, обладая ценностно-смысловыми координатами («разметками»), в свою очередь, обеспечивает смысловое и ценностное наполнение образа жизни, одновременно обеспечивая избирательное и системное функционирование сознания, его

Формируя у работников образования непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, мы используем аутогенную тренировку, приемы психологической саморегуляции, групповые тренинги; отработку приемов стимулирования положительных мотивов поведения, самоуправления, самоконтроля экспрессивных действий, осмысливания эмоциональных переживаний в различных обстоятельствах; самоанализ поведения.

Итак, проявлять устойчивость означает определенным образом реагировать на внешние воздействия, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнения и поступки других людей, а также собственные поступки с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определенную линию поведения.

Проведенное нами исследование показывает, что устойчивость имеет разные уровни, проявляется с учетом индивидуальных особенностей личности и ее активной самоорганизации.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка - М.: МГУ, 1978 - 152 с.

2. Баландин, М. М, Условия формирования психологической устойчивости у старшеклассников. Автореф.дис....канд.психол.наук. - М.,2003.- 22 с.

3. Божович, JI. И. Избранные психологические труды. - М.: МПА, 1955. -212 с.

4. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск: ТГУ, 2005. - 174 с.

5. Клочко, В. Е. Смыслы и смыслообразование в инновационной образовательной практике: трансспективный анализ // Переход к Открытому образовательному пространству. - Часть 1. Феноменология образовательных технологий: Колл, монография / Под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во Том.ун-та,

2005. - С. 437-450.

6. Краснорядцева, О. М. От диагностики ставшего к диагностике становящегося //Человек как самоорганизующаяся психологическая система.: матер, per. конф. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - с. 15-20.

7. Крупник, Е. П., Лебедева, Е. Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. -2000. - Том 21. - № 6. - с. 12-23.

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. -2-е. изд. -М,¡Политиздат, 1977.

9. Митина, Л. М., Асмаковец, Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: МПСЙ: Флинта, 2001. -192 с.

10. Рубцов, В. В. Школа и стрессы: современное состояние проблемы // Вестник практической психологии образования. -2006. - № 1 (6). ~С. 11-15.

11. Чудновский, В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психол. исследования. /Научно-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.:Педагогика, 1981.-208 с.

Продуктивное функционирование, адекватная саморегуляция, динамичное развитие, довольно полная адаптация возможны в случае психической устойчивости личности.

Что позволяет человеку сохранять настоящую внутреннее равновесие, находить душевный покой, усмирять страсти? Это психическая устойчивость личности. В перечень основных составляющих устойчивости входят доминанты активности: доминанта познания и самопознания, доминанта деятельности, доминанта интеракции.

Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегуляции и саморазвития создает основу для ослабления психической устойчивости, а затем и к болезням. Отсутствие соответствующей психологической компетентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом, который углубляется, дисгармонией личности и соматическим расстройством.

Психическую устойчивость стоит понимать как умеренность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способов поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлению новых способов поведения, поиска новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации.

В случае такого понимания в основе психической устойчивости личности является гармоничная (размерная) единство устойчивости личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На базе постоянства выстраивается жизненный путь личности. Она поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, происходящих в отдельных сферах личности и личности в целом. Они обусловлены и внутренней динамикой, и экологическими воздействиями. Фактически, развитие личности является совокупностью ее изменений.

ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - это свойство личности, отдельными аспектами которой являются устойчивость, уравновешенность, сопротивляемость. Она дает возможность личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятном давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Психическая устойчивость зависит от уравновешенности как способности сопоставлять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценке. Уравновешенность как составляющая психической устойчивости проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть быть чутким, чувствительным к различным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью - с другой.

В психической устойчивости важен еще один аспект - пропорциональность приятных и неприятных чувств, которые сливаются в чувственном тони, пропорциональность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами печали и сумму, страданиями - с другой. Без тех и других вряд ли возможно ощущение полноты жизни, его содержательной наполненности.

Снижены устойчивость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (стресса, фрустрации, переднервових, субдепресивних состояний).

Сопротивляемость - это способность противостоять тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора и относительно отдельных решений, и относительно выбора образа жизни в целом. Важнейшей составляющей сопротивляемости есть індивідна и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химической, інтеракційної, выделенный однонаправленной поведенческой активности).

Наконец, нельзя не отметить постоянную межличностную взаимодействие, вовлеченность во много социальных связей, открытость влиятельные, с одной стороны, а с другой стороны - сопротивляемость чрезмерной взаимодействия. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешать чувствовать свое «Я», идти своим путем, выстраивая свой жизненный путь. Иначе говоря, к психической устойчивости принадлежит способность находить баланс между комфортом и автономностью и удерживать эту равновесие. Для психической устойчивости необходима способность противостоять внешним воздействиям, придерживаясь своих намерений и целей (Петровский).

Факторы психической устойчивости. Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложную свойство личности, синтез отдельных черт и способностей. Насколько она выражена, зависит от многих факторов. Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Ресурсы личности, которые поддерживают ее психологическую устойчивость и адаптивность и таким образом способствуют возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это достаточно большой перечень факторов, которые касаются личностных особенностей и социальной среды.

Факторы социальной среды:

  • факторы, поддерживающие самооценку;
  • условия, способствующие самореализации;
  • условия, способствующие адаптации;
  • психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. д.).

Личностные факторы. Отношение личности (в том числе и к себе):

  • оптимистичное, активное отношение к жизненной ситуации в целом;
  • философское (иногда - ироническое) отношение к тяжелых ситуаций;
  • уверенность, независимость во взаимоотношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение;
  • терпеливость, принятия других такими, какие они есть;
  • чувство общности (в адлерівському смысле), ощущение социальной принадлежности;
  • статус в группе и социуме, который удовлетворяет;
  • достаточно высокая самооценка;
  • согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального).

Сознание личности:

  • вера (в различных ее формах - вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);
  • экзистенциальная определенность - понимание, ощущение смысла жизни, сознание и поведение;
  • установка на то, что можешь сам быть распорядителем своей жизни;
  • осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Эмоции и чувства:

  • доминирование стенічних положительных эмоций;
  • переживания успешности самореализации;
  • эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживания ощущение сплоченности, единства.

Познания и опыт:

  • понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозировать;
  • рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений);
  • адекватная оценка объема нагрузки и своих ресурсов;
  • структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

Поведение и деятельность:

В этом перечне приведены положительные полюса свойств и факторов, которые влияют на психологическую устойчивость. В случае наличия этих факторов (положительных полюсов свойств) сохраняется благоприятной для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующий психическое состояние и повышенное настроение. Если неблагоприятное влияние, доминирующее положение становится отрицательным (апатия, уныние, депрессивность, тревога и т.д.), а настроение - пониженным, непостоянным.

Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует появлению повышенного настроения и поддержке состояния адаптированности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует снижению настроения и появлению состояния дезадаптованості.

Важная составляющая психической устойчивости - положительный образ «Я», в котором, в свою очередь, весомую роль играет положительная групповая идентичность личности. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «МЫ», частью какой-либо группы, осознавая принадлежность к которой она находит опору в жизни. К таким группам можно отнести этнические группы, партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения сверстников, человек с подобными интересами.

Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижение социальной зрелости. Семья может влиять на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, которую невозможно ничем заменить. Однако атмосфера семьи может также негативно влиять на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, увеличивать внутренне-личностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Можно выделить индивидуальные особенности , которые в наибольшей степени обусловливают снижение устойчивости: повышенная тревожность; гневливость, враждебность (особенно вытеснены), агрессия, направленная на себя; эмоциональная возбудимость, нестабильность; пессимистическое отношение к жизненной ситуации; замкнутость, закрытость. Психологическую устойчивость снижают также осложнения самореализации, восприятие себя неудачником; внутренне-личностные конфликты; телесные расстройства. Весомым фактором снижения устойчивости является тип поведения. Врачи-исследователи Р.Г. Розенман и Г. Фридман и их последователи описали два типа поведения, которые различают по степени риска возникновения сердечно-сосудистых расстройств. Личностные особенности и стиль поведения, которые повышают риск, назвали тип А , или коронарным типом, а те, чтоснижают такой риск, - тип Б .

Коронарному типичные присущи: честолюбие; потребность в одобрении; импульсивность; нетерпеливость; неспособность снизить активность; стремление все успеть; эмоциональность; раздражительность; враждебность; гневливость.

Среди личностных качеств людей коронарного типа - в частности, высокая мотивация достижения, стремление соревноваться, дух борьбы, высокая активность даже в ситуациях с низкими требованиями. Люди такого типа не всегда способны принять игровой аспект в подвижных играх и занятиях. Они легко находят у них новый источник стресса. Мотив соревнования дает им возможность найти оценку достижений в двигательных упражнениях и идти к повышению показателей.

Вера как опора психической устойчивости. Вера - предмет изучения не только психологической науки. По психологии, то необходимо отметить, что в ней феномен веры исследованы недостаточно. Одна из главных причин этого в том, что веру часто отождествляют с чисто религиозной верой. Однако широко используют понятие доверия и недоверия (до другого человека, организации, партии, подхода и т.п.) или понятие уверенности в себе (убежденности в своей правоте, уверенности в своей адекватности, точности, силе). Понятие верования обозначает различные когнитивные конструкты, не обязательно связанные с религиозной верой.

Вера часто сопровождается чувством уверенности и рядом других чувств. В истории философии и психологии различают три подхода к пониманию веры:

  • вера в основном как эмоциональный, чувственный феномен (Юм, Джемс и др.);
  • вера как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и др.);
  • вера как феномен свободы, как атрибут свободы (Декарт, Фихте и др.).

ВЕРА - необходимый элемент индивидуального и общественного сознания, важный аспект деятельности людей. Объекты веры - факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности - субъект не имеет возможности воспринимать чувственно, они появляются только как возможности.

Слово «вера» - многозначное. Два значения являются основными: поклонение кому-нибудь, чему-нибудь и устойчивость - спокойная уверенность в своем выборе, которая не требует опоры на мнение окружающих, самодостаточная уверенность, независимая от взглядов других. С другой стороны, поклонение предопределяют внутренние причины, а не внешние. У человека религиозной Бог живет прежде всего в сердце, и в этом его сила. У слова «устойчивость» неслучайно один общий корень со словами «стоять, выстоять». Имея сопротивления, больше шансов выстоять во время различных испытаний. Не упасть, но сохранить силы стоять и идти. Устойчивость - это способность не поддаваться той или иной страсти, том или ином захвату, способность сохранять спокойствие среди соблазнов мира.

Веру и производные от нее явления (уверенность, оптимистический настрой, доверие - чувственная (эмоциональная) составляющая положительной установки) мы понимаем как важную часть нерациональной части личности, поскольку в жизни человека всегда есть нечто неизвестное, непознаваемое, неожиданное. Любой прогноз имеет вероятностный характер. Ситуация неопределенности вызывает сильное напряжение. Овладеть это обстоятельство дает возможность двойственная природа личности - единство двух начал: рационального и иррационального. Рациональное требует придерживаться логики, здравого смысла, «трезвого расчета» и др. Иррациональное - это позалогічне принятия реальности, оно освобождает от необходимости рассуждать, выстраивать цепочку причинно-следственных связей и т.д.

Согласно теории психо-социального развития Е. Эриксона, позитивное развитие личности на первой психосоциальной стадии формирует у человека способность к надежде.

Религиозная вера имеет еще один рычаг поддержания душевного равновесия. Вера в Бога и любовь к Богу «настраивают» на нужную высоту. чувство гордости.

Уверенность и неуверенность как факторы влияния на психологическую устойчивость. Поскольку социальная среда (макросреда и микросреда) - основная среда существования личности, то принципиально важной является психическая устойчивость в міжособистісній взаимодействия. В межличностного взаимодействия на первый план выходит уверенность (ассертивность), способность к уверенной (самостверджувальної) поведения. Уверенность проявляется в умении выражать свои мысли и чувства в социально приемлемой форме, то есть не унижая при этом чести других; в готовности брать на себя ответственность за свои действия; в конструктивном подходе к решению проблем; в стремлении учитывать чужие интересы (Крукович). Цель уверенного поведения -самоактуализация. Уверена человек может высказывать свои пожелания или просьбы к другому человеку изменить что-либо. Она способна говорить об этом прямо и выслушивать возражения, не смущаясь.

Дефицит уверенности проявляется в агрессивности или невпевненій поведении. Для агрессивного поведения характерна тенденция выражать свои мысли, чувства и желания в форме требований и приказов, обвинений и оскорблений; стремление перекладывать ответственность за свои действия на других, подавлять другие мысли и утверждать свои взгляды как определяющие во время решения проблем, делать выбор за других. Цель агрессивного поведения - принуждение и наказание. Неуверенная поведение чаще всего реализуется в форме пассивно-агрессивного поведения, которой присущи:

  • неумение или нежелание прямо выражать свои мысли и чувства;
  • непризнание ответственности за свои действия путем избежания выбора, предоставление этого права другим;
  • жертвование своими интересами для решения проблем;
  • боязнь заторкнути чужие интересы через внутреннюю, часто неосознаваемой убежденность в враждебности окружающего мира.

Кроме того, целью неуверенной поведения часто становится манипулирование, то есть попытки скрыто управлять мыслями и чувствами окружающих и подчинять их своим интересам. Пассивно-агрессивное поведение в межличностных отношениях часто направлена на то, чтобы наказать другого человека косвенным способом, вызывая в ней чувство вины.

Неуверенность и агрессивность - не противоположные качества, это две разные формы проявления дефицита уверенности в себе. Эмпирические исследования показали, что пассивность и неуместна агрессивность связанные с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим. Оба эти паттерны поведения негативно сказываются на психическом и физическом здоровье индивида, на благополучии и здоровье его семьи и других близких (Крукович).

Уверена человек частично независимая от окружения. Психологически устойчива человек способен удерживать баланс между силой собственного влияния и чувствительностью к воздействию сбоку. Нарушение этого баланса, а тем более крайности, снижают эффективность межличностных контактов, устраняют возможность положительного эмоционального насыщения от общения и таким образом снижают переживание социального благополучия. Под социальным благополучием мы понимаем удовлетворенность своим социальным статусом и состоянием общества, к которому принадлежит индивид, удовлетворенность межличностными связями и статусом в мікросоціальному окружении. Социальное благополучие - неотъемлемая составляющая субъективного благополучия, от которого напрямую зависит здоровье индивида.

Влияние активности на психологическую устойчивость. Доминантами активности в аспекте психической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельная, коммуникативная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Более привычным понятием, которое объясняет механизм той или иной направленности сознания, является установка как готовность, предрасположенность к определенному отношение, реагирования, интерпретации, поведения, деятельности (Куликов).

Можно выделить следующие виды направленности:

  • Направленность на познание и самопознание. Увлеченность самопознанием, познанием природы, человека, саморазвитием. Она проявляется в готовности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, учиться приемам саморегуляции и т.д.
  • Направленность на деятельность: трудовую, общественную, учебную, общественную, спортивную, увлеченность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности - убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Кроме того, увлеченность деятельностью способствует частым и длительным состояниям вдохновение, то есть делает это состояние устойчивым. Состояние вдохновения имеет саногенное влияние на многие сферы психики.
  • Интеракциойна направленность - это направленность на межличностную взаимодействие или усиления социальных связей, социального влияния. Интеракциойна доминанта имеет два подвида: а) просоціальний; б) асоциальный. Просоціальна доминанта - это любовь, альтруизм, самопожертвование, служение другим людям. Этот вариант інтеракційної доминанты конструктивный для развития самой личности и благоприятных межличностных отношений. Асоциальная интеракциойна доминанта - это эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим человеком или многими людьми, властвования без ответственности за судьбу других и стремление привести их к благу. Этот вариант інтеракційної доминанты деструктивный для развития самой личности и межличностных взаимоотношений, которые в ней формируются с социальным окружением.

Три названные доминанты активности конструктивные как опоры психической устойчивости, поскольку поддерживают готовность брать на себя ответственность за собственную активность. Неконструктивной стоит признать магическую направленность сознания. Сочетание конструктивных видов направленности способствует гармонизации личности и таким образом укрепляет ее устойчивость. Все рассмотренные выше опоры психической устойчивости - вера, магическая направленность сознания, три доминанты активности - перестают быть опорами, если акцент на одной из них становится слишком сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгораживает человека от других и неизбежно порождает интравертный конфликт. Фанатичная религиозная вера переводит активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам (неверных), агрессивности поведения. Обострение магической направленности сознания, которое дошло до фиксации, предопределяет навязчивое ожидания того или иного проявления неких сил «другого мира», страх перед потусторонним, парализует волю, блокирует любое проявление самостоятельности.

Психическая устойчивость как сопротивляемость. Достижения жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Что большие (социально значимых) цели ставит личность, то с большим количеством трудностей она сталкивается. В этом есть и положительный аспект: преодоление сопровождается интенсивными переживаниями самореализации. На пути преодоления всегда случаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других людей, интересы которых затрагивает или ограничивает субъект в связи со своей активностью. Чем меньше в личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, то более ограниченным возможности достижения жизненных целей.

В случае возникновения трудной жизненной ситуации, которая вызывает необходимость адаптивных перестроек и изменений в организме и личности в наибольшей степени зависят от уровня личностной мобилизации. Во время столкновения с трудностями обычно есть два основных варианта реагирования: гіперстенія, связана с активной деятельностью (время нецелесообразной, саморуйнівною), и гіпостенія, связана с пассивной деятельностью. В основном проявляется тенденция к динамики от гіперстенічних состояний к гіпостенічних. В случае недостаточной мобилизации наступления фазы истощения может быть ускорен, потому что предыдущие фазы или очень быстротечны и недостаточно развернуты, или происходят в идеальном плане без соответствующего действенного, поведенческого выражение. Относительно ситуации и доминирующего мотива центральную роль играет согласованность и пропорциональность когнитивного и эмоционального компонентов взаимоотношений. Близость механизмов стрессовых изменений в психике и невротических расстройств довольно известная.

Большое значение имеет акцент на внешней активности (екстраактивності) или адаптивности. Екстраактивність и адаптацию не стоит рассматривать как противоположные полюса одной шкалы. Речь идет не об отрицании одного процесса другому. Они являются необходимыми личности для существования и развития. Направление всей энергии на екстраактивність делает человека уязвимым к воздействиям среды, неизбежно ослабляет адаптивные механизмы.

Чрезмерный акцент на адаптации также неблагоприятный, поскольку делает человека слишком зависимой от среды. В обеих ситуациях психическая устойчивость снижена. Поддержание устойчивости требует сбалансированного сочетания екстраактивності и адаптации.

Важную роль в совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги в том, что она сигнализирует о непознанную опасность, побуждая к ее поиска и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на деятельность, то активно-побудительная функция тревоги может быть основой «беспорядочной поведения» или дезорганизующего влияния тревоги на деятельность.

Вероятный результат преодоления тяжелой ситуации, которая касается жизненных целей индивида, определенный сложными взаимосвязями между ситуативным поведением и всем процессом самореализации личности. Один процесс находится под влиянием другого.

Можешь ли ты прямо здесь и сейчас назвать себя психологически сильным мужиком? И вообще, что под этим подразумевается? Ведь данное понятие не является достаточно прозрачным, так как каждый человек имеет свое определение, характеризующее это состояние души и ума.

Уверенность и спокойствие, самодостаточность и независимость, сильная воля и , умение выдерживать стрессовые ситуации и выбирать оптимальное решение в сложный момент — все это яркие грани одного драгоценного камня, и, безусловно, каждый из нас мечтает обладать полным набором таких крутых характеристик.

Более того, мы сами всегда, вольно или невольно, оцениваем людей по этим параметрам, и общаться и идти рядом по жизни желаем именно с подобными людьми. Морально устойчивый человек легко завоевывает расположение окружающих, что объясняется тем, что его сила, обозначаемая как харизма, стержень (да как угодно назови!) помогает ему сохранять хладнокровие и выдержку.

Итог один: его одобрения и дружбы ищут, он стремительно растет по карьерной лестнице, перескакивая по паре ступеней за шаг. Люди чувствуют силу и избегают вступать с таким человеком в конфликты, не решаются посягнуть на его интересы и даже часто поступаются своими «без боя».

Это все очень классно звучит в теории, а на деле быть психически устойчивым человеком в современном мире — задача практически невыполнимая. Бешеная динамика жизни мегаполиса и постоянный стресс лепят раздражительных, агрессивных и несдержанных людей, которые рано или поздно теряют способность трезво рассуждать и совершают под действием мощных эмоций фатальные ошибки.

— не новомодное понятие, придуманное дорогостоящими психологами, чьи слабохарактерные клиенты — их хлеб насущный.

Как в спорте, так и при боевой подготовке уроки психологической стойкости занимают лидирующие позиции. Писатель под псевдонимом «Виктор Суворов», описывая свою подготовку в спецслужбе ГРУ в 70-х годах XX века, упоминал тренировку стрессоустойчивости: человеку дается лист бумаги с каким-нибудь текстом и задание – например, обвести кружком буквы «о», подчеркнуть буквы «е», поставить галочку над буквами «а». Дается лимит времени – например, 2 минуты. Время пошло, и тут начинаются помехи. Например, включается запись, голос на которой орет: «Подчеркни «о»! Обведи «а»! Поставь галочку над «е»!» – пытаясь сбить. Либо вообще некий человек пытается вырвать лист бумаги, толкнуть под руку или сказать что-нибудь. Такой же тренировкой могут быть блиц-шахматы, в которые нужно играть с жестким лимитом времени.

И как бы не была приятна репутация импульсивного сорвиголовы, горячие парни героями бывают недолго, они могут выиграть сражение, но вот войну выигрывают люди с холодными головами.

И пусть ты никогда не будешь участвовать в военных баталиях или в сверхсекретных операциях, мы можем почерпнуть несколько уроков психологической стойкости у тех людей, которые пережили тяготы сражений и не дали тяжелым обстоятельствам сломить себя.

Эти советы отлично впишутся в твою рабочую или личную жизнь, сделав хребет стальным, а нервы железными.

1. Открытость и доверие

Человеку нужен человек. И тот кто утверждает обратное, прячась под уже мейнстримовой маской мизантропа, возможно, просто жалкий неудачник, а такая характеристика по определению — антоним психологически устойчивой личности.
Каким бы ты ни был «волком-одиночкой», поддержка родных и близких - основополагающий аспект в становлении психологической силы.

Как бы парадоксально это не звучало, если ты все держишь в себе, как, по твоему мнению, и подобает настоящему мужику, рано или поздно эта бомба, сделанная из скрытого гнева, раздражения, горечи и обиды рванет так, что мало не покажется.
Понятие моральной устойчивости отвергает такие качества, как высокомерие, гордость и недоступность.
Психологически сильные люди встречают стресс с поднятым забралом, а не бегут от него. Сила предполагает доверие к друзьям и способность обсуждать личные проблемы.

Так что, если жизнь тебя поставила не в очень приятную позу, не уходи и не замыкайся в себе. Поищи людей, которые борются с подобными ситуациями, поделись с ними своими страхами, попроси совета. Лучшие советчики в ситуации стресса - это люди, которые его уже пережили. Строй отношения с теми, кто верит в завтрашний день и не боится сложных задач. Избегай людей, которые ищут в жизни легких путей: поддержки от таких не жди.

2. Готовность к ошибкам

Когда-нибудь, когда я стану старым пердуном, я напишу свою версию того, как закаляется сталь, и первым пунктом будет способность не принимать отдельную неудачу за собственную глобальную никчемность и ненужность.
Какие примеры из жизни можно привести? Например, если ты в очередной раз потерпел , может, дело не в том, что ты уродливый, а просто нужно подтянуть твои коммуникативные навыки?

После каждой неудачи слабаки с удвоенным усилием копают яму, в которой спешат с почестями похоронить свою самооценку, поглубже, не извлекая ни одного полезного урока из полученного, пусть негативного, но все же опыта.
Сильный духом никогда не отрицает свои ошибки, не занимается самокопанием, а ищет пути решения возникнувших проблем, а это не так-то просто.

Злость и смущение – это вполне нормальная реакция на неудачи, и, чтобы преодолеть эти чувства, нужно немало потрудиться. Можно даже научиться смаковать собственные промахи, чтобы дать себе повод стать совершеннее.

Попробуй за каждое значимое занятие ставить себе оценки по десятибалльной шкале за старания. Если твой счет в какой-то области падает, вспомни про другие дела, где он высок. С помощью этого приема ты не станешь пускать под откос всю свою жизнь из-за проблем с работой или в личной жизни.

3. Мысли позитивно

Способность найти хоть малейшую каплю меда в огромной бочке дегтя — ценнейшее качество человека с сильной психологической сопротивляемостью. Ведущие психологи, опирающиеся на свою многолетнюю практику, в один голос утверждают, что люди, которые пережили серьезные трагические события, например, природные катаклизмы, катастрофы или перестрелки, восстанавливают психологический баланс гораздо быстрее, чем рядовые пациенты, жалующиеся на проблемы в работе или в семье.

Оказалось, что представшие перед лицом смерти осознавали, что получили некий положительный опыт, страшные события заставили их более внимательно относиться к своей семье и жизни в целом.
Когда кризис нагрянет, подумай, какие преимущества он тебе принес.

Предположим, ты … Но, с другой стороны, каково это каждое утро приходить в унылый офис и сидеть там от звонка до звонка? Теперь у тебя развязаны руки, и ты можешь заняться поисками чего-то более стоящего.

4. Порядок. Спорт. Дисциплина

Название пункта говорит само за себя, и в очередной раз расписывать, насколько важны организованность, четкий распорядок и посещения , мы не станем, ведь ты можешь просмотреть наш журнал и прочесть кучу крутых статей и советов на эту тему.

Просто отмечу, что под воздействием стресса накапливается агрессия, которая выражается в желании повысить голос, влезть в драку, найти повод для открытого конфликта и т.п. Эти эмоции легко могут перескакивать с душевного на физический уровень, порой такое состояние ощущается как напряжение в мышцах, вызывающее болезненную скованность в шее и спине.
Одно из эффективных средств развития морально-психологической устойчивости курсантов военных вузов — боевые единоборства.

Занятия в тренажерном зале или увлечение дадут мышцам ту разрядку, которой им не хватает, позволив выплеснуть накопившуюся агрессию.
Развитие моральной устойчивости — это способ прогнозировать, рассчитывать и смотреть на несколько ходов вперед.

И когда жизнь тебя приведет в тупик, не жри кирпичи, поддавшись безысходности, а в случае необходимости отступи, дабы потом переиграть ситуацию в свою пользу.



Загрузка...