Инновационные технологии в компьютерной технике. Современные инновационные технологии
Стадия жизненного цикла автомобиля |
Доля затрат от совокупных затрат за ЖЦТ, % |
Стратегический маркетинг и НИОКР | |
Производство | |
Подготовка к функционированию | |
Эксплуатация и ремонты за 10 лет | |
Утилизация | |
Затраты на утилизацию автомобиля в табл. 1.12 приведены со знаком минус, так как потребитель от этой операции получил доход за счет разборки автомобиля на запчасти и металлолом (затраты на разборку меньше прибыли от реализации). Затраты на утилизацию сложных моноблочных конструкций (металлургические печи, нефтеаппаратура и т. п.), а также демонтаж объектов атомной энергетики составляют значительную величину (со знаком плюс).
Анализ структуры затрат за ЖЦТ показывает, что за 10 лет эксплуатации автомобиля затраты в этой сфере примерно в 20 раз больше производственных затрат. Наряду с этим затраты на разработку автомобиля составляют всего 0,3 % от совокупных затрат за ЖЦТ. Эти цифры подтверждают результаты анализа организации маркетинговых исследований, НИОКР и качества автомобиля, свидетельствующие о несоответствии их мировым достижениям. Отечественные автомобили уступают лучшим зарубежным по расходу топлива на единицу полезного эффекта, показателям экологичности, эргономичности, сохраняемости, комфортности, патентоспособности, условиям эксплуатации и восстановления. Автомобилестроителям следует увеличить долю затрат на стратегический маркетинг и НИОКР для применения современных подходов и методов менеджмента и обеспечения конкурентоспособности автомобилей.
В условиях развития конкуренции и реализации концепции маркетинга продолжительность ЖЦТ неуклонно сокращается. Например, средняя продолжительность стадий маркетинга и НИОКР по вычислительной технике, выпускаемой в США, сократилась с 33 месяцев в 1981 г. до 10 в 1991 г., а продолжительность их выпуска (срок жизни) - с 88 до 12 месяцев /19, с. 24/. Это обстоятельство вынуждает фирмы значительно повышать качество стратегических планов.
Степень новизны товара во многом определяет уровень его конкурентоспособности. Чем дальше фирма углубляется в новые области, тем выше становится стратегический риск (табл. 1.13).
Таблица 1.13
Матрица "Рынок - товар"
По новизне следует различать (Буз, Аллен и Хэмилток, 1982):
Товары мировой новизны 10%;
Товары, новые для фирмы 20%;
Расширение имеющейся гаммы товаров 26%;
Обновленные товары 26%;
Изменение позиционирования товара 7%;
Сокращение издержек (снижение цены) 11%.
В машиностроении Российской Федерации в последние годы наблюдается увеличение удельного веса новой техники (по показателям технического уровня внутри страны, но не новизны в мировом масштабе или конкурентоспособности). Так, в 1992 г. удельный вес новой техники составлял 75% (751 наименование), в 1994 г. - 78% (936)*. Одновременно за 1990-1993 гг. продолжительность разработки и освоения новой техники сократилась примерно в два раза.
* Россия в цифрах. 1995. Краткий статистический сборник / Госкомстат России. - М.: 1995. С. 215.
В последние годы в промышленно развитых странах (Япония, США и др.) наблюдается увеличение удельного веса рискованных высоких технологий ("High Tech"). Так, жизненный цикл товаров, изготовленных по высокой технологии, примерно в три раза короче, чем у обычных промышленных товаров, и составляет 3-5 лет. По данным американской Ассоциации по разработке и менеджменту товаров, в 1982 г. новые товары принесли 23% прибыли, а в 1993 г. - 58% /23, с. 358-359/.
Р. Купер (1981 г.) изучил причины успеха и провала 195 промышленных товаров. Из них 102 случая фирмы считали успехом, а 93 - провалом. .Были выявлены три ключевых фактора успеха:
Превосходство товара над своими конкурентами, которое воспринимается потребителями;
Маркетинговые "ноу-хау" фирмы, т.е. лучшее понимание рынка, поведения покупателей, темпов принятия новинки, длительности ЖЦТ и размеров потенциального рынка;
Технологическое "ноу-хау", т.е. высокая синергия НИОКР и производства.
Ниже приведены пятнадцать правил успеха товара (Р. Купер, 1993):
1. Превосходный товар : товар дифференцированный, уникальный в своем роде, приносящий покупателю дополнительные преимущества;
2. Сильная маркетинговая ориентация: направленность разработки на рынок и на клиента;
3. Глобальная концепция товара: замысел и разработка товара с самого начала ориентированы на мировой рынок;
4. Интенсивный первичный анализ: еще до начала разработки выделяются кадровые и финансовые ресурсы на углубленное технико-экономическое обоснование;
5. Точная формулировка концепции: перечень конкретных задач, выбор целевого рынка, набора свойств и позиционирования товара;
6. Структурированный план освоения: переход от намеченного позиционирования к плану операционного (тактического) маркетинга в терминах цены, сбыта и коммуникации;
7. Межфункциональная координация: новый товар - дело всей фирмы; нужно организовать интерфейс НИОКР - Производство - Маркетинг (тактический);
8. Поддержка руководства: вместо прямого вмешательства нужна специальная структура поддержки инновации, ресурсы и правильное видение процесса;
9. Использование синергии: реализовать сильные стороны, используя технологический и коммерческий синергизм;
10. Привлекательность рынков;
11. Предварительный отбор решений;
12. Контроль за ходом разработки;
13. Доступ к ресурсам, инвестициям;
14. Роль фактора времени: быстрый приход на рынок - это источник конкурентного преимущества, но эта цель должна достигаться не в ущерб качеству.
В табл. 1.14 приведена сетка предварительных оценок.
Таблица 1.14
Различают три, несколько отличных друг от друга, жизненных цикла машины. В первом случае под жизненным циклом машины как изделия понимают весь период ее производства и дальнейшего существования.
Жизненный цикл производства однотипных машин начинается с подготовки производства. Далее следует этап освоения и начала промышленного производства, затем идет этап увеличения объема производства. Последующий этап устойчивого выпуска машин характеризуется наибольшим экономическим эффектом. Длительность этого этапа наибольшая. Потом наступает период падения сбыта и выпуска машин. Завершает жизненный цикл производства машин этап снятия с производства.
Жизненный цикл машины как товара начинается с окончанием ее изготовления и завершается с утратой необходимых потребительских свойств. Важнейшим этапом этого жизненного цикла является этап реализации, включающий хранение, транспортировку, монтаж, запуск и отладку машины.
Названные выше жизненные циклы учитываются при исследованиях организационных вопросов изготовления, распределения, эксплуатации, утилизации и т. д.
1.5. Важнейшие блоки машины
Любая машина имеет вполне определенный набор основных функциональных частей (блоков). В данном случае под термином блок понимается часть машины, представляющая собой группу функционально объединенных элементов. Структура - это общее, качественно определенное и относительно устойчивое строение рассматриваемого объекта (в нашем рассмотрении - машины). Современные наиболее распространенные машины, выполняющие механическую работу, включают следующие структурные составляющие.
1. Важной частью машины является рабочий (исполнительный) орган , которым машина выполняет полезную для нас работу. Утверждается, что все остальные части машины - двигатель, передаточный механизм и устройства управления работой - второстепенны, так как предназначены для того, чтобы рабочий орган мог выполнять необходимые движения и передавать нужные усилия.
Понятие рабочий орган имеет больший объем и содержание, чем понятие орудие. Так, например, рабочим органом токарного станка является шпиндель, на котором установлен патрон для крепления детали, и суппорт, перемещающий резец во время работы. В данном случае орудием работы машины (токарного станка), входящим в состав рабочего органа и непосредственно воздействующим на обрабатываемое тело, является резец.
2. Двигатель , приводящий в движение рабочий орган.
3. Передаточный механизм (трансмиссия) служит для преобразования и передачи движения от двигателя к рабочему органу машинах механического действия.
4. Управляющие устройства , служащие для управления работой машины.
5. Наконец, все вышеперечисленные части машины соединяются воедино. Для этого у каждой машины имеется рама (корпус).
Однако отметим еще раз, что изложенное выше о составных частях машин относится к машинам механического действия. Но мы знаем, что существуют машины, воздействующие на материальные объекты химическими, электрическими, электрофизическими (электроискровыми), светолучевыми (лазеры), электрохимическими, магнитными, электромагнитными и другими способами. С другой стороны, существуют машины, производящие работу не с материальными объектами, а с теми или иными процессами внешнего для них мира. Это энергетические машины, преобразующие и производящие необходимую нам энергию, а также управляющие машины сложных технических систем и различные ЭВМ. Ясно, что структура машин, выполняющих не только механическую работу или выполняющих немеханическую работу, имеет значимое, но не принципиально важное отличие от структуры машин, осуществляющих механическую работу. Значит, можно и нужно выявить основные блоки (важнейшие и непременные части) любых машин и установить их взаимосвязь (структуру).
Вначале перечислим основные блоки машины, независимо от ее принципа действия и устройства. Первым, центральным и предопределяющим сущность машины является, по-видимому, блок преобразования энергии в необходимые для осуществления работы формы движения материальных орудий машины. Далее следует назвать блок приема внешней энергии или энергоносителей, а также блок приема информации, ее преобразования и передачи управляющих воздействий на все другие блоки машины. Преобразованная в главном органе (блоке) машины энергия той или иной формы движения материи передается специальными устройствами (блоком устройств) исполнительному (рабочему) органу, который в своем составе имеет приемник объекта работы и устройство, обеспечивающее выдачу готовой продукции (результата работы машины).