sonyps4.ru

Цифровые процессоры сигналов. Процессор цифровой обработки сигналов

27 июня 2017 в 12:27

Многоядерный DSP TMS320C6678. Обзор архитектуры процессора

  • Программирование микроконтроллеров

Данная статья открывает серию публикаций, посвященных многоядерным цифровым сигнальным процессорам TMS320C6678. В статье дается общее представление об архитектуре процессора. Статья отражает лекционно-практический материал, предлагаемый слушателям в рамках курсов повышения квалификации по программе «Многоядерные процессоры цифровой обработки сигналов C66x фирмы Texas Instruments», проводимых в Рязанском государственном радиотехническом университете.

Цифровые сигнальные процессоры TMS320C66xх строятся по архитектуре KeyStone и представляют собой высокопроизводительные многоядерные сигнальные процессоры, работающие как с фиксированной, так и с плавающей точкой. Архитектура KeyStone – это разработанный фирмой Texas Instruments принцип изготовления многоядерных систем на кристалле, позволяющий организовывать эффективную совместную работу большого числа ядер DSP- и RISC-типов, акселераторов и устройств периферии с обеспечением достаточной пропускной способности внутренних и внешних каналов пересылки данных, основой чего являются аппаратные компоненты: Multicore Navigator (контроллер обмена данными по внутренним интерфейсам), TeraNet (внутренняя шина пересылки данных), Multicore Shared Memory Controller (контроллер доступа к общей памяти) и HyperLink (интерфейс с внешними устройствами на внутрикристальной скорости).

Архитектура процессора TMS320C6678 , наиболее высокопроизводительного процессора в семействе TMS320C66xх, изображена на Рисунке 1. Архитектура может быть разбита на следующие основные компоненты:

  • набор операционных ядер (CorePack);
  • подсистема работы с общей внутренней и внешней памятью (Memory Subsystem);
  • периферийные устройства;
  • сетевой сопроцессор (Network Coprocessor);
  • контроллер внутренних пересылок (Multicore Navigator);
  • служебные аппаратные модули и внутренняя шина TeraNet.

Рисунок 1. Общая архитектура процессора TMS320C6678

Процессор TMS320C6678 работает на тактовой частоте 1.25 ГГц. В основе функционирования процессора лежит набор операционных ядер С66х CorePack, количество и состав которых зависят от конкретной модели процессора. ЦСП TMS320C6678 включает в свой состав 8 ядер DSP-типа. Ядро является базовым вычислительным элементом и включает в свой состав вычислительные блоки, наборы регистров, программный автомат, память программ и данных. Память, входящая в состав ядра, называется локальной.

Кроме локальной памяти, есть память общая для всех ядер – общая память многоядерного процессора (Multicore Shared Memory – MSM). Доступ к общей памяти осуществляется через подсистему управления памятью (Memory Subsystem), которая также включает интерфейс внешней памяти EMIF для обмена данными между процессором и внешними микросхемами памяти.

Сетевой сопроцессор повышает эффективность работы процессора в составе различного рода телекоммуникационных устройств, реализуя аппаратно типовые для данной сферы задачи обработки данных. В основе работы сопроцессора лежат акселератор пакетной передачи данных (Packet Accelerator) и акселератор защиты информации (Security Accelerator). В спецификации на процессор перечислен набор протоколов и стандартов, поддерживаемых данными акселераторами.

Периферийные устройства включают:

  • Serial RapidIO (SRIO) версии 2.1 – обеспечивает скорость передачи данных до 5 GBaud на линию при числе линий (каналов) – до 4;
  • PCI Express (PCIe) версии Gen2 – обеспечивает скорость передачи данных до 5 GBaud на линию при числе линий (каналов) – до 2;
  • HyperLink – интерфейс внутренней шины, позволяющий коммутировать процессоры, построенные по архитектуре KeyStone, напрямую друг с другом и осуществлять обмен на внутрикристальной скорости; скорость передачи данных – до 50 Gbaud;
  • Gigabit Ethernet (GbE) обеспечивает скорости передачи: 10/100/1000 Mbps и поддерживается аппаратным акселератором сетевых коммуникаций (сетевым сопроцессором);
  • EMIF DDR3 – интерфейс внешней памяти типа DDR3; имеет разрядность шины 64 бита, обеспечивающую адресуемое пространство памяти до 8 Гбайт;
  • EMIF – интерфейс внешней памяти общего назначения; имеет разрядность шины 16 бит и может использоваться для подключения 256MB NAND Flash или 16MB NOR Flash;
  • TSIP (Telecom Serial Ports) – телекоммуникационный последовательный порт; обеспечивает скорости передачи до 8 Mбит/с на одну линию при числе линий – до 8;
  • UART – универсальный асинхронный последовательный порт;
  • I2C – шина внутренней связи;
  • GPIO – ввод-вывод общего назначения – 16 выводов;
  • SPI – универсальный последовательной интерфейс;
  • Таймеры (Timers) – используются для генерации периодических событий.
Служебные аппаратные модули включают в себя:
  • модуль отладки и трассировки (Debug and Trace) – позволяет получать отладочным инструментальным средствам доступ к внутренним ресурсам работающего процессора;
  • загрузочное ПЗУ (boot ROM) – хранит программу начальной загрузки;
  • аппаратный семафор (semaphore) – служит для аппаратной поддержки организации совместного доступа параллельных процессов к общим ресурсам процессора;
  • модуль управления питанием – реализует динамическое управление режимами питания компонентов процессора с целью минимизации энергозатрат в моменты, когда процессор работает не в полную мощь;
  • схема ФАПЧ – формирует внутренние тактовые частоты процессора из внешнего опорного тактирующего сигнала;
  • контроллер прямого доступа в память (EDMA) – управляет процессом пересылки данных, разгружая операционные ядра ЦСП и являясь альтернативой Multicore Navigator.
Контроллер внутренних пересылок (Multicore Navigator) представляет собой мощный и эффективный аппаратный модуль, отвечающий за арбитраж передачи данных между различными компонентами процессора. Многоядерные системы на кристалле TMS320C66xx являются весьма сложными устройствами и, чтобы организовать обмен информацией между всеми компонентами такого устройства, необходим специальный аппаратный блок. Multicore Navigator позволяет ядрам, периферийным устройствам, хост-устройствам не брать на себя функции управления обменом данными. Когда какому-либо компоненту процессора необходимо переслать массив данных на другой компонент, он просто указывает контроллеру, что и куда нужно передать. Все функции по самой пересылке и синхронизации отправителя и получателя берет на себя Multicore Navigator.

Основой функционирования многоядерного процессора TMS320C66xх с позиции высокоскоростного обмена данными между всеми многочисленными компонентами процессора, а также внешними модулями, служит внутренняя шина TeraNet.

В следующей статье будет подробно рассмотрена архитектура операционного ядра C66x.

1. Multicore Programming Guide / SPRAB27B - August 2012;
2. TMS320C6678 Multicore Fixed and Floating-Point Digital Signal Processor Data Manual / SPRS691C - February 2012.

Процессоры цифровой обработки сигналов представляют собой класс специализированных микропроцессоров, предназначенных для решения задачцифровой обработки сигналов (ЦОС), к которым относятся обработка звуковых сигналов, обработка изображений, распознавание речи, распознавание образов, цифровая фильтрация, спектральный анализ и др.

Часто в литературе такие микропроцессоры называются цифровыми сигнальными процессорами (ЦСП), илиDSP(Digital Signal Processors).

Первые процессоры этого класса появились в конце 1970-х годов. Требования практики, связанные с широким развитием мобильной беспроводной связи, стационарных систем широкополосной связи, использованием цифровой обработки сигналов в бытовой аудио- и видеотехнике и устройствах компьютерной периферии, с одной стороны и колоссальный прогресс электронной промышленности с другой привели к тому, что к настоящему времени производительность ЦСП возросла до сотен миллионов операций в секунду, а цена упала более чем на 90 % и даже для самых мощных процессоров составляет в настоящее время менее $20. Низкая потребляемая мощность (менее 1 Вт на максимальной частоте работы процессора) обеспечивает их широкое использование в различных встраиваемых устройствах от бытовой электроники до бортовых систем специального назначения.

Цифровая обработка сигналов - это арифметическая обработка последовательности значений амплитуд сигнала, получаемых через равные промежутки времени. Главное, что отличает эту информацию, - она необязательно заносится в память и поэтому может оказаться недоступной в будущем. Следовательно, обрабатывать ее нужно в реальном масштабе времени (РМВ).

К основным особенностям цифровой обработки сигналов, которые во многом определяют архитектуру процессоровDSP, относятся:

    поточный характер обработки больших объемов данных в РМВ;

    обеспечение возможности интенсивного обмена с внешними устройствами.

Для эффективной реализации алгоритмов цифровой обработки сигналов необходима аппаратная поддержка базовых операций ЦОС. Поэтому рассмотрим вначале принципы цифровой обработки сигналов, оказы вающие особое влияние на архитектуру ЦСП.

Любой аналоговый сигнал можно представить в виде характеристик -либо амплитуда-время, либо частота-амплитуда. Для перехода от одной формы представления к другой используется преобразование Фурье . Операции, выполняющие это преобразование, являются базовыми вцифровой обработке сигналов .

Преобразование Фурье представляет собой в общем случае работу с некоторой непрерывной функцией. С непрерывным преобразованием Фурье удобно работать в теории, но на практике мы обычно имеем дело с дискретными данными. Для обработки звуковых и видеосигналов в компьютере они сначала преобразуются в цифровую форму и представляются в виде некоторого набора отсчетов частот и амплитуд, производимых через определенные промежутки времени (период дискретизации). Поэтому здесь стоит говорить не об интегральном, а одискретном преобразовании Фурье (ДПФ).

Пусть дана конечная последовательность чисел x 0 ,x 1 ,x 2 , ..., x N-1 (в общем случае комплексных).Дискретноеgj преобразование Фурье заключается в поиске другой последовательностиX 0 , X 1 , X 2 , ..., X N-1 , элементы которой вычисляются по формуле:

В общем случае гармоническое колебание, которое имеет вид, пред ставленный на рис. 16.1, описывается следующим выражением:

Рис. 16.1. Общий вид гармонического колебания

где- круговая частота сигнала. Данное выражение будем называть гармоникой.

Преобразуем последнее выражение к виду:

Разложим каждое комплексное число X k из выражения обратного преобразования Фурье (16.2) на мнимую и действительную составляющие, а экспоненту - по формуле Эйлера на синус и косинус действительного аргумента. Получим:

Рассмотрим теперь функцию x = f(t), представляющую собой некоторое звуковое или какое-либо иное колебание. Пусть это колебание описано графиком на временном интервале(рис. 16.2).

Для обработки этого сигнала в компьютере нужно выполнить его дискретизацию. С этой целью временной интервал делится на N-1 частей

Рис. 16.2. Дискретизация гармонической функции

и сохраняются значения функции x 0 ,x 1 ,x 2 , ..., x N-1 для N точек на границах интервалов.

В результате прямого дискретного преобразования Фурье могут быть получены N значений для X k согласно (16.1).

Если теперь применить обратное дискретное преобразование Фурье , то получится исходная последовательность{x n }. Исходная последовательность состояла из действительных чисел, а последовательность{X k }в общем случае комплексная. Если приравнять нулю ее мнимую часть, то получим:

Сопоставив эту формулу с формулами (16.4) и (16.6) для гармоники, увидим, что выражение (16.8) представляет собой сумму из N гармонических колебаний разной частоты, фазы и амплитуды. То есть физический смысл дискретного преобразования Фурье состоит в том, чтобы представить некоторый дискретный сигнал в виде суммы гармоник. Параметры каждой гармоники вычисляются прямым преобразованием Фурье, а сумма гармоник - обратным.

Теперь, например, операция "фильтр нижних частот", которая "вырезает" из сигнала все частоты выше некоторой заданной, может просто обнулить коэффициенты, соответствующие частотам, которые необходимо удалить. Затем, после обработки, выполняется обратное преобразование.

Особенности цифровой обработки сигналов рассмотрим на примере алгоритма нерекурсивной фильтрации. Структура устройства, реализую щего данный алгоритм, показана нарис. 16.3.

Рис. 16.3. Схема работы нерекурсивного фильтра

Обработка заключается в формировании выходного сигнала Y[k]по значениямN последних входных отсчетовx[k], которые поступают на вход устройства через определенный интервал времениТ. Принятые отсчеты сохраняются в ячейках циклического буфера. При приеме очередного отсчета содержимое всех ячеек буфера переписывается в соседнюю позицию, самый старый отсчет покидает буфер, а новый записывается в его младшую ячейку.

Аналитически алгоритм работы нерекурсивного фильтра записыва ется как:

где a i - коэффициенты, определяемые типом фильтра.

Отсчеты с выходов элементов буфера поступают на умножители, на вторые входы которых поступают коэффициенты a i . Результаты произведений складываются и формируют отсчет выходного сигналаY[k], после чего содержимое буфера сдвигается на 1 позицию и цикл работы фильтра повторяется. Выходной сигналY[k]должен быть вычислен до поступления следующего входного сигнала, то есть за интервал T. В этом заключается суть работы устройства в реальном масштабе времени. Интервал времениT задается частотой дискретизации, которая определяется областьюприменения фильтра. По следствию из теоремы Котельникова в дискретном сигнале период, соответствующий наивысшей представимой частоте, соответствует двум периодам дискретизации. При обработке звукового сигнала частоту дискретизации можно принять в 40 кГц. В этом случае если необходимо реализовать цифровой нерекурсивный фильтр 50-го порядка, то за время в 1/40 кГц = 25 мкс должно быть выполнено 50 умножений и 50 накоплений результатов умножения. Для обработки видеосигнала интервал времени, за который должны быть выполнены эти действия, будет на несколько порядков меньше.

Если выполнять ДПФ входной последовательности напрямую, строго по исходной формуле, то потребуется много времени. Посчитав по определению (N раз суммировать N слагаемых), получаем величину порядкаN 2 .

Тем не менее, можно обойтись существенно меньшим числом операций.

Наиболее популярным из алгоритмов ускоренного вычисления ДПФ является метод Кули-Тьюки (Cooley-Tukey), позволяющий вычислить ДПФ для числа отсчетов N = 2kза время порядкаN*log 2 N (отсюда и название -быстрое преобразование Фурье , БПФ, или в английском вариантеFFT - Fast Fourier TRansformation). Основная идея этого метода заключается в рекурсивном разбиении массива чисел на два подмассива и сведении вычисления ДПФ от целого массива к вычислению ДПФ от подмассивов в отдельности. При этом процесс разбиения исходного массива на подмассивы проводится по методу побитовой обратной сортировки (bit-reversal sortINg).

Сначала входной массив делится на две подмассива - с четными и нечетными номерами. Каждый из подмассивов перенумеровывается и снова делится на два подмассива - с четными и нечетными номерами. Эта сортировка продолжается до тех пор, пока размер каждого подмассива не достигнет 2 элементов. В результате (что можно показать математически) номер каждого исходного элемента в двоичной системе переворачивается. То есть, например, для однобайтных номеров двоичный номер 00000011 станет номером 110000000, номер 01010101 - номером 10101010.

Существуют алгоритмы БПФ для случаев, когда N является степенью произвольного простого числа (а не только двойки), а также в случае, когда число N является произведением степеней простых чисел любого числа отсчетов. Однако БПФ, реализованное по методу Кули-Тьюки для случая N = 2k, получило наиболее широкое распространение. Причина этого в том, что алгоритм, построенный по этому методу, обладает рядом очень хороших технологических свойств:

    структура алгоритма и его базовые операции не зависят от числа отсчетов (меняется только число прогонов базовой операции);

    алгоритм легко распараллеливается с использованием базовой операции и конвейеризуется, а также легко каскадируется (коэффициенты БПФ для 2N отсчетов могут быть получены преобразованием коэффициентов двух БПФ по N отсчетов, полученных "прореживанием" исходных 2N отсчетов через один);

    алгоритм прост и компактен, допускает обработку данных "на месте" и не требует дополнительной оперативной памяти.

Однокристальные микроконтроллеры и даже универсальные микропроцессоры оказываются относительно медленными при выполнении операций, характерных для ЦОС. К тому же требования к качеству преобразования аналоговых сигналов постоянно возрастают. В сигнальных микропроцессорах такие операции поддерживаются на аппаратном уровне и выполняются, соответственно, достаточно быстро. Работа в реальном масштабе времени требует от процессора также поддержки на аппаратном уровне таких действий, как обработка прерываний, программных циклов.

Все это приводит к тому, что DSP-процессоры, архитектурно включая в себя многие черты как универсальных микропроцессоров, особенно сRISC-архитектурой , так иоднокристальных микроконтроллеров , в то же время значительно отличаются от них. Универсальный микропроцессор помимо чисто вычислительных операций выполняет функцию объединяющего звена всей микропроцессорной системы, в частности компьютера.

Он должен управлять работой различных компонентов аппаратного обеспечения, таких как дисководы, графические дисплеи, сетевой интерфейс, с тем чтобы обеспечить их согласованную работу. Это приводит к достаточно сложной архитектуре, поскольку она должна поддерживать наряду с целочисленной арифметикой и операциями с плавающей запятой такие базовые функции, как защита памяти, мультипрограммирование, обработка векторной графики и т. п. В итоге типичный универсальный микропроцессор с CISC-, а зачастую и RISC-архитектурой имеет систему из несколько сотен команд, которые обеспечивают выполнение всех этих функций, и соответствующую аппаратную поддержку. Это ведет к необходимости иметь в составе такого МП десятки миллионов транзисторов.

В то же время DSP-процессор является узкоспециализированным устройством. Его единственная задача - быстро обрабатывать поток цифровых сигналов. Он состоит главным образом из высокоскоростных аппаратных схем, выполняющих арифметические функции и манипулирующих битами, оптимизированных таким образом, чтобы быстро обрабатывать большие объемы данных. В силу этого набор команд уDSPкуда меньше, чем у универсального микропроцессора: их число обычно не превышает 80. Это значит, что дляDSPтребуется облегченный декодер команд и гораздо меньшее число исполнительных устройств. Кроме того, все исполнительные устройства в конечном итоге должны поддерживатьвысокопроизводительные арифметические операции. Таким образом, типичныйDSP-процессор состоит не более чем из нескольких сот тысяч (ане десятков миллионов, как в современных CISC-МП) транзисторов. В силу этого такие МП потребляют меньше энергии, что позволяет использовать их в продуктах, работающих от батарей. Крайне упрощается их производство, поэтому они находят себе применение в недорогих устройствах. Сочетание низкого энергопотребления и невысокой стоимости позволяет использовать их не только в высокой сфере телекоммуникаций, но и в сотовых телефонах и роботах-игрушках.

Отметим основные особенности архитектуры процессоров цифровой обработки сигналов :

    Гарвардская архитектура , основу которой составляет физическое и логическое разделение памяти команд и памяти данных. Ключевые команды DSP-процессора являются многооперандными, и ускорение их работы требует одновременного чтения нескольких ячеек памяти. Соответственно на кристалле имеются раздельные шины адреса и данных (в некоторых типах процессоров - несколько шин адреса и данных). Это позволяет совмещать во времени выборку операндов и исполнение команд. Использование модифицированной гарвардской архитектуры предполагает, что операнды могут храниться не только в памяти данных, но и в памяти команд вместе с программами. Например, в случае реализации цифровых фильтров коэффициенты могут храниться в памяти программ, а значения данных - в памяти данных. Поэтому коэффициент и данные могут выбираться в одном машинном цикле. Для обеспечения выборки команды в том же машинном цикле используется либо кэш-память программ, либо двукратное обращение к памяти программ за время машинного цикла.

    Для сокращения времени выполнения одной из основных операций цифровой обработки сигнала - умножения - применяется аппаратный умножитель. В процессорах общего назначения эта операция реализуется за несколько тактов сдвига и сложения и занимает много времени, а в DSP-процессорах благодаря специализированному умножителю нужен всего один цикл. Встроенная схема аппаратного умножения позволяет выполнить за 1 такт основную операцию ЦОС - умножение с накоплением (MultIPly-Accumulate - MAC) для 16- и/или 32-разрядных операндов.

    Аппаратная поддержка циклических буферов. Например, для фильтра, представленного на рис. 16.3, при каждом вычислении отсчета выходного сигнала используется новый отсчет входного сигнала, который сохраняется в памяти на месте самого старого. Для такого циркулирующего буфера может использоваться фиксированная область ОЗУ. При этом во время вычислений генерируются лишь последовательные значения адресов ОЗУ вне зависимости от того, какая операция - запись или чтение - выполняется в настоящий момент. Аппаратная реализация циклических буферов позволяет установить параметры буфера (адрес начала, длина) в программе вне тела цикла фильтрации, что позволяет сократить время выполнения циклического участка программы.

    Сокращение длительности командного такта. Это во многом обеспечивается приемами, характерными для RISC-процессоров. Главными из них являются размещение операндов большинства команд в регистрах, а также конвейеризация на уровне команд и микрокоманд. Конвейер имеет от 2 до 10 ступеней, что позволяет на различных стадиях выполнения одновременно обрабатывать до 10 команд. При этом используется генерация адресов регистров параллельно с выполнением арифметических операций, а также многопортовый доступ к памяти. Сюда же можно отнести и такой прием, характерный для универсальных микропроцессоров с EPIC-архитектурой , как применение команд со сверхбольшой длиной слова (VLIW), генерируемых на стадии компиляции программы. Этому же служит и рассмотренная выше гарвардская архитектура процессора, характерная для однокристальных микроконтроллеров.

    Наличие на кристалле процессора внутренней памяти, что роднит ЦСП с однокристальными МК. Встроенная в процессор память обычно имеет значительно большее быстродействие, чем внешняя. Наличие встроенной памяти позволяет значительно упростить систему в целом, уменьшить ее размеры, энергопотребление и стоимость. Емкость внутренней памяти является результатом определенного компромисса. Ее увеличение ведет к удорожанию процессора и увеличивает энергопотребление, а ограниченная емкость памяти программ не позволяет хранить сложные алгоритмы. Большинство DSP-процессоров с фиксированной точкой имеют малую емкость внутренней памяти, обычно от 4 до 256 Кбайт, и невысокую разрядность внешних шин данных, связывающих процессор с внешней памятью. В то же время ЦСП с плавающей точкой обычно предполагают работу с большими массивами данных и сложными алгоритмами и имеют либо встроенную память большой емкости, либо большую разрядность адресных шин для подключения внешней памяти (а иногда и то, и другое).

    Широкие возможности по аппаратному взаимодействию с внешними устройствами, включающие:

    большое разнообразие интерфейсов, в том числе контроллеры локальной промышленной сети CAN, встроенные коммуникационные (SCI) и периферийные (SPI) интерфейсы, I2C, UART;

    несколько входов для аналоговых сигналов и, соответственно, встроенный АЦП;

    выходные каналы широтно-импульсной модуляции (ШИМ);

    развитую систему внешних прерываний;

    контроллеры прямого доступа в память.

В некоторых DSP-семействах предусмотрены специальные аппаратные средства, облегчающие создание мультипроцессорных систем с параллельной обработкой данных для наращивания производительности.

DSP-процессоры широко используются в мобильных устройствах, где потребляемая мощность является основной характеристикой. Для снижения энергопотребления в сигнальных процессорах применяется множество методов, в том числе уменьшение напряжения питания и введение функций управления потреблением, например, динамическое изменение тактовой частоты, переключение в спящий или дежурный режим либо отключение не используемой в данный момент периферии. Следует отметить, что эти меры оказывают значительное воздействие на скорость работы процессора и при некорректном использовании могут привести к неработоспособности проектируемого устройства (в качестве примера можно упомянуть некоторые сотовые телефоны, которые в результате ошибок в программах управления энергопотреблением иногда переставали включаться) или к ухудшению его эксплуатационных характеристик (например, значительному времени восстановления работоспособности при выходе из спящего режима).

Система команд сигнальных процессоров имеет многие черты систем команд универсальных микропроцессоров (особенно с RISC-архитектурой) и однокристальных микроконтроллеров. Она включает в себя основные арифметические и логические операции и команды переходов, но в меньшем, чем в универсальных МП, количестве. Число режимов адресации операндов также относительно невелико. Команда имеет простой, четко заданный формат. Длина команды составляет одно, реже два 16разрядных слова. Однако наряду с использованием сокращенного набора команд, в DSP-процессорах применяются и такие характерные для MMX-обработки аппаратно поддерживаемые инструкции, как команды поиска минимума и максимума, получения абсолютного значения, сложения с насыщением, при котором в случае переполнения при сложении двух чисел результату присваивается максимально возможное в данной разрядной сетке значение. Это ведет к уменьшению количества конфликтов в конвейере и повышает эффективность работы процессора.

С другой стороны, ЦСП содержат ряд команд, наличие которых обусловлено спецификой их применения и которые вследствие этого редко присутствуют в микропроцессорах других типов. Прежде всего это, конечно, команда умножения с накоплением суммы MAC, лежащая в основе ЦОС: А = В*С+А. В системах команд некоторых сигнальных процессоров можно при программировании указать число выполнений этой команды в цикле и правила изменения индексов для адресации операндов В и С. При этом в отличие от команд повторения обычных процессоров сигнальный процессор может аппаратно поддерживать проверку условия завершения цикла. Сюда же можно отнести и команды сдвига (перезаписи) в соседнюю ячейку ОЗУ данных, поддерживающие работу циклического буфера для подготовки умножения в следующем такте.

Для эффективной реализации алгоритмов БПФ в систему команд некоторых DSP-процессоров включены возможности адресации с реверсированием бит адреса.

Программирование микропроцессоров этого класса также имеет свои особенности. Значительное удобство для разработчика, обычно связываемое с использованием языков высокого уровня, в большинстве случаев оборачивается получением менее компактного и быстрого кода. Так как особенности ЦОС предполагают работу в реальном времени, это приводит к необходимости использования для решения тех же задач более мощных и дорогих DSP. Такая ситуация особенно критична для крупносерийной продукции, где разница в стоимости более производительного DSP или дополнительного процессора играет важную роль. В то же время в современных условиях скорость разработки (и, следовательно, выхода нового изделия на рынок) может принести больше выгод, чем затраты времени на оптимизацию кода при написании программы на ассемблере.

Компромиссным подходом здесь служит использование ассемблера для написания наиболее критичных с точки зрения время- и ресурсоемкости участков программы, в то время как основная часть программы пишется на языке высокого уровня, как правило, Си или Си++.

Микропроцессоры — это универсальные цифровые микросхемы, в которых вычислительный блок под управлением программы может выполнять различные действия. В результате все микропроцессоры позволяют обменять свое предельное быстродействие на сложность реализуемого алгоритма. Место микропроцессоров в классификации цифровых устройств приведено на рисунке 1.


Рисунок 1. Классификация микропроцессоров

Однако при создании цифровых устройств на микропроцессорах особенности решаемой задачи накладываются на архитектуру конкретного класса микропроцессоров. Рассмотрим основные задачи, которые приходится решать при обработке сигналов (вне зависимости от аналоговой или цифровой реализации схемы):

  1. суммирование нескольких сигналов;
  2. перенос спектра сигналов;
  3. фильтрация сигналов;
  4. вычисление спектра сигнала (быстрое преобразование Фурье);
  5. помехоустойчивое кодирование (подавление шума для аналоговых систем связи);
  6. формирование кадров (только для цифровых систем связи)
  7. скремблирование сигнала (формирование одинаковой вероятности передачи нулей и единиц)

Последние три пункта из перечисленных видов цифровой обработки сигналов осуществляются на низкой частоте, поэтому обычно для их реализации требуется небольшая часть производительности процессора. Наибольшая производительность требуется при обработке высокочастотных сигналов. Это обусловлено малым временем между соседними отсчетами сигнала. За один и тот же промежуток времени требуется большее количество простых операций.

Теперь рассмотрим две первые задачи. При для выполнения операции требуется одна команда двоичного суммирования. Операция переноса спектра входного сигнала на заданную частоту требует операцию умножения и операцию формирования очередного отсчета синусоидальной функции. Это означает, что данная операция потребует большей производительности процессора по сравнению с предыдущей операцией обработки сигналов. Теперь сравним операцию суммирования и операцию умножения. При умножении двух чисел требуется вычислить несколько частных произведений и просуммировать их. позволяет выполнять операцию умножения за один машинный цикл процессора, поэтому наличие аппаратного умножителя является неотъемлемой чертой сигнальных процессоров.

Теперь проанализируем процесс фильтрации сигналов. При реализации частотных фильтров во временной области приходится осуществлять операцию свёртки. Типовая схема цифрового фильтра приведена на рисунке 2.



Рисунок 2. Типовая схема цифрового фильтра

Из рисунка явно прослеживается последовательность одинаковых участков алгоритма. Многократно приходится умножать цифровой отсчет сигнала на коэфициент фильтра и суммировать результат с предыдущей суммой. При этом следует отметить такую особенность сумматора, как большая разрядность. Для 16-разрядного сигнального процессора разрядность чисел на выходе умножителя будет равна тридцатидвум разрядам. При суммировании нескольких чисел тоже увеличивается разрядность результата. При суммировании 256 одинаковых чисел значение результата увеличится в 256 раз, что соответствует увеличению разрядности числа на восемь разрядов (2 8 =256). Поэтому разрядность сумматора в 16-разрядном сигнальном процессоре будет равна сорока разрядам (32+8=40).

В результате мы сформировали еще одно требование к сигнальному процессору. Сигнальный процессор должен содержать в своем составе не просто аппаратный умножитель, а умножитель-накопитель данных (MAC). Причем операция умножения-накопления должна выполняться за один машинный цикл микропроцессора. Хотелось бы отметить тот факт, что операция умножения-накопления является составной частью не только алгоритма фильтрации, но и (половина базового алгоритма "бабочка")

Теперь поговорим еще об одном методе увеличения быстродействия сигнального процессора. В обычном процессоре применяется одношинная структура операционного блока процессора. В сигнальном процессоре применяется как минимум . Это позволяет одновременно подавать на вход арифметико-логического устройства или умножителя-накопителя два операнда и записывать результат в оперативное запоминающее устройство.

Еще одной важной особенностью микропроцессоров является способ организации циклического выполнения программы (операция умножения-накопления MAC при реализации цифрового фильтра или операция "бабочка" при реализации быстрого преобразования Фурье должны повторяться заданное количество раз). В вычислительном микропроцессоре для организации цикла используется особая переменная — параметр цикла. В конце цикла эта переменная сравнивается с заданным значением (обычно с нулем) и осуществляется переход на начало цикла. В результате алгоритм фильтрации будет выглядеть следующим образом:

  1. Сформировать адрес очередной ячейки линии задержки фильтра
  2. Считать очередной отсчет входного сигнала из линии задержки фильтра
  3. Сформировать адрес очередного коэффициента фильтра
  4. Считать очередной коэффициент фильтра
  5. Умножить отсчет входного сигнала из линии задержки на коэффициент фильтра (чаще всего за несколько машинных циклов)
  6. Просуммировать результат с уже накопленной суммой (сформировать очередной отсчет сигнала на выходе фильтра)
  7. Изменить значение переменной-параметра цикла
  8. Сравнить полученное значение с заданной величиной
  9. Перейти на начало цикла или выйти из него (обычно это длительная процедура, занимающая несколько машинных циклов)

В сигнальных процессорах организация цикла и формирование очередного адреса коэффициента и отсчета фильтра осуществляется аппаратно, поэтому не требует дополнительного времени. Все указанные особенности позволяют увеличить быстродействие сигнального процессора, не увеличивая его тактовую частоту, в результате алгоритмическое быстродействие сигнального процессора при выполнении операций обработки сигналов многократно превосходит быстродействие вычислительного микропроцессора . Перечислим отличительные свойства сигнального процессора:

  1. Наличие аккумулятора-накопителя MAC с 40-разрядным сумматором и аккумулятором
  2. Наличие аппаратного сдвигателя чисел
  3. Наличие аппаратной организации цикла
  4. Наличие двух формирователей адреса
  5. Трехшинная структура операционного блока микропроцессора

Литература:

Вместе со статьей "Особенности сигнальных процессоров" читают:

В начало

Цифровые процессоры обработки сигналов (Лекция)

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Общая структура цифровой обработки сигналов

2. Структура процессоров цифровой обработки сигналов

3. Основные показатели процессоров цифровой обработки сигналов

4. Основные производители сигнальных процессоров

5. Аппаратная реализация

1. Общая структура цифровой обработки сигналов

Цифровые процессоры обработки сигналов (ЦПОС) или их равнозначное название – цифровые сигнальные процессоры (ЦСП или просто сигнальные процессоры), англоязычное сокращение – DSP (Digital Signal Processor ), предназначены для реализации алгоритмов цифровой обработки сигналов (ЦОС) и систем управления в реальном времени.

Схема цифровой обработки аналоговых сигналов.

Кодер формирует последовательность чисел, соответствующую обрабатываемому аналоговому сигналу.

Декодер по принятому сигналу формирует аналоговый сигнал, то есть производит преобразования, обратные происходившим в кодере.

На вход системы поступает ограниченный по длительности сигнал x (t ). В силу конечной длительности сигнала его спектр бесконечен.

Аналого-цифровое преобразование осуществляется в два этапа: дискретизации по времени и квантования по уровню.

Дискретизация – это процедура взятия мгновенных значений сигнала x (t ) через равные промежутки времени Т. Мгновенные значения x (n Т) называются выборками, время Т – период дискретизации, а n - указывает порядковый номер отсчета. Чем чаще брать отсчеты, тем меньше период дискретизации Т, тем точнее последовательность отсчетов x (n Т) будет изображать исходный сигнал x (t ).

Период дискретизации Т определяет частоту дискретизации:

f д =;Т =

Из формул видно, что чем меньше Т,тем выше частота дискретизации f д ,а чем выше частота дискретизации, тем труднее вычислителю выполнять большое количество операций над отсчетами в темпе их поступления на переработку и тем сложнее должно быть устройство. Таким образом, точность представления сигнала требует увеличивать f д ,а стремление сделать вычислитель как можно боде простым приводит к желанию понизить f д.

Однако существует ограничениена минимальное значение f д : для полного восстановления сигнала по его отсчетам x (n Т) нужно, чтобы частота дискретизации f д была, как минимум, в два раза больше наивысшей частоты F в в спектре передаваемого сигнала x (t ).

f д 2F в; Т ≤

Отсюда следует, что при бесконечном спектре, когда F → ∞, дискретизация невозможна.

Тем не менее, в спектре любого конечного сигнала есть такие высшие составляющие, которые, начиная с некоторой верхней частоты f в, имеют незначительные амплитуды, и потому ими можно пренебречь без заметного искажения самого сигнала. Значение f в определяется конкретным типом сигнала и решаемой задачей. Например: для стандартного телефонного сигнала f в = 3,4 кГц, минимальная стандартная частота его дискретизации f д = 8 кГц. Ограничение спектра до частоты F = f в осуществляется фильтром нижних частот ФНЧ.

Квантование отсчетов по уровням (квантование) – производится с целью формирования последовательности чисел: весь диапазон изменения величины отсчетов разбивается на некоторое количество дискретных уровней, и каждому отсчету по определенному правилу присваивается значение одного из двух ближайших уровней квантования, между которыми оказывается данный отсчет. В результате получается последовательность чисел x (n Т) = x (n ), представляемых в двоичном коде. Количество уровней определяется разрядностью АЦП. Например: Если разрядность АЦП = 3, то всего можно иметь к = 2 3 = 8 уровней квантования, а минимальное значение отсчета равно 0 (000), а максимальное значение отсчета равно 7 (111). Ясно, что квантованный отсчет отличается от выборки x (n Т). Это отличие выражается ошибкой квантования:

,

которая тем больше, чем меньше разрядность АЦП.

После АЦП последовательность x (n Т) = x (n ) поступает на сигнальный процессор (СП), который по заданному алгоритму каждому отсчету x (n ) ставит в однозначное соответствие выходной отсчет y (n Т) = y (n ).

Количество операций (умножений, сложений и т.д.) для получения одного отсчета может исчисляться тысячами, поэтому сигнальный процессор должен работать на более высокой частоте F г, чтобы успеть произвести все необходимые действия до поступления очередного отсчета x (n ), то есть какой бы сложности не был алгоритм, время переработки t пер не должно превышать периода дискретизации T :

t пер ≤ T

Но это может быть обеспечено лишь в случае, когда тактовая частота f T вычислителя существенно превышает частоту дискретизации f д :

f д << f T

Именно при этих условиях возможна работа вычислителя в реальном времени, то есть в темпе поступления входных отсчетов.

Полученные выходные отсчеты с сигнального процессора подаются на ЦАП, а затем на сглаживающий фильтр нижних частот, который преобразует их в аналоговый непрерывный сигнал y (t ).

Основные задачи (алгоритмы) сигнальных процессоров:

1.)Цифровая фильтрация

Цифровая фильтрация – это селекция по частоте, то есть какие то частоты пропускать, а какие то нет. За цифровой фильтрацией стоит Z- преобразование, свертка.

2.) Спектроскопи

Спектроскопия – это совокупность методов обработки цифровых сигналов, которые позволяют в сигнале найти все частотные составляющие сигнала - не выделяя и не искажая их. Здесь производится ДПФ (дискретное преобразование Фурье) и БПФ (быстрое преобразование Фурье).

3.) Идентификация сигналов

Идентификация сигналов – это выделение сигналов на фоне частот и помех для того, чтобы удостовериться, что это сигнал, а не помеха. Здесь производится корреляционный анализ.

Корреляция – это степень совпадения двух функций.

4.) Модуляция и демодуляция.

За модуляцией и демодуляцией стоит аппаратное, математическое преобразование Гильберта.

Пример: демодуляция однополосного сигнала, который получается выделением одной из боковых полос амплитудно-модулированного сигнала. Результатом демодуляции является низкочастотный сигнал, представляющий собой огибающую узкополосного сигнала. Демодулированный сигнал x (n ) можно представить в комплексном виде:

;;, где

Мнимый сигнал;

x ( n ) – вещественный сигнал;

s ( n ) – огибающая сигнала x (n ).

Из формул видно, что x (n ) инаходятся в квадратуре относительно друг друга, то есть их фазы отличаются на π /2. Следовательно, необходимо иметь фазовращатель на π /2. Такие сигналы называются сопряженными по Гильберту, а устройство, формирующее пару сопряженных сигналов, называется цифровым преобразователем Гильберта (ЦПГ), который позволяет организовать вычисление огибающей s (n ) сигнала x (n ).

5) Сжатие, растяжение, перенос спектра

За сжатием, растяжением, переносом спектра стоит то же самое преобразование Гильберта. Считаются одним из модификаций модуляции и демодуляции.

Вычисления алгоритмов цифровой обработки сигналов сводятся к виду в реальном масштабе времени , когда время выполнения операций полностью прогнозируемо:

, где n = 0, 1, 2, … , N -1

x ( n ) – отсчеты воздействия;

y ( n ) – отсчеты реакции;

b к - вещественные коэффициенты, полностью определяющие свойства цифровых фильтров;

x ( n -к) - отсчеты воздействия, задержанные на к периодов дискретизации T .

Фильтр, описываемый данным выражением, называется нерекурсивным , или КИХ-фильтром (фильтром с конечной импульсной характеристикой).

Пример : Нужно сделать дискретизацию за определенное время, а не вообще. Пусть частота дискретизации f д = 48 кГц (округлим до 50 кГц). Нужно сделать дискретизацию за 20 мкс. Возьмем N = 5 и распишем формулу:

y 0 = b 0 x ( 0 - 0) + b 1 x (0 - 1) + b 2 x (0 - 2) + b 3 x (0 - 3) + b 4 x (0 - 4) = b 0 x 0 + b 1 x - 1 + b 2 x - 2 + b 3 x - 3 + b 4 x – 4

y 1 = b 0 x ( 1 - 0) + b 1 x (1 - 1) + b 2 x (1 - 2) + b 3 x (1 - 3) + b 4 x (1 - 4) = b 0 x 1 + b 1 x 0 + b 2 x - 1 + b 3 x - 2 + b 4 x – 3

y 2 = b 0 x ( 2 - 0) + b 1 x (2 - 1) + b 2 x (2 - 2) + b 3 x (2 - 3) + b 4 x (2 - 4) = b 0 x 2 + b 1 x 1 + b 2 x 0 + b 3 x - 1 + b 4 x – 2

y 3 = b 0 x ( 3 - 0) + b 1 x (3 - 1) + b 2 x (3 - 2) + b 3 x (3 - 3) + b 4 x (3 - 4) = b 0 x 3 + b 1 x 2 + b 2 x 1 + b 3 x 0 + b 4 x – 1

y 4 = b 0 x ( 4 - 0) + b 1 x (4 - 1) + b 2 x (4 - 2) + b 3 x (4 - 3) + b 4 x (4 - 4) = b 0 x 4 + b 1 x 3 + b 2 x 2 + b 3 x 1 + b 4 x 0

y 5 = записывается как y 0.

Примечание: x 0 – это отсчет показания АЦП в данный момент времени. Если отсчет показания АЦП с отрицательным знаком, то это означает, что отсчет – предшествующий. Для вычисления y 0 нужно использовать текущее показание АЦП и четыре предшествующих ему показаний, а для вычисления y 1 нужно использовать x 1 и четыре предшествующих ему показаний и т.д.

2. Структура процессоров цифровой обработки сигналов

Базовой операцией цифровой обработки сигналов является операция умножения и добавление (накопление) результата умножения. Устройство комбинированного сложения и умножения часто обозначают при описаниях мнемоникой МАС (Multiplier-Adder Combination ).Для того чтобы работать с высокой производительностью, процессор должен выполнять операцию МАС за один цикл (такт) работы процессора. Это должно выполняться аппаратно, а не программно. Отсчеты сигнала, коэффициенты фильтра и команды программы хранятся в памяти. Для выполнения операции требуется произвести три выборки из памяти – команды и двух сомножителей. Следовательно, для работы с высокой производительностью эти три выборки необходимо произвести за один такт работы процессора. При этом подразумевается, что результат операции остается в устройстве выполнения операции (в центральном процессорном устройстве), а не помещается в память. В более общем случае, нужна еще операция записи результата в память, т.е. необходимы четыре обращения к памяти за цикл. Таким образом, производительность процессора, прежде всего, определяется возможностями обмена данными между центральным процессорным устройством и памятью процессора и организацией их взаимодействия.

В процессорах цифровой обработки сигналов должна быть гарвардская архитектура с раздельными шинами данных и команд. Благодаря этому, можно будет одновременно производить операции обращения к различным устройствам памяти, т.е. синхронно выбирать команду из памяти программ и сомножитель из памяти данных. Память данных должна состоять из двух частей (традиционно они называются: памятью x и памятью y ). Для хранения отсчетов сигнала используется, например, память x , а для хранения коэффициентов – память y .


Таким образом, в процессорах Motorola для того, чтобы можно было произвести две выборки операндов за один такт, увеличивается количество независимых модулей памяти и количество шин для передачи данных. Процессоры имеют три банка (модуля) памяти для трех выборок за один такт и соответствующее количество шин. Проблемы с быстродействием могут возникнуть в случае нехватки внутренней памяти. По внешним шинам можно осуществить только одно обращение к памяти за такт.

В цифровых процессорах обработки сигналов используют специализированные устройства генерации адреса (УГА), которые формируют адреса данных, извлекаемых из памяти данных. УГА функционируют параллельно с другими модулями и позволяют одновременно с выполнением операций в АЛУ вычислять адреса операндов для следующей команды.

Циклические процессы, т.е. повторение одиночных команд и их блоков, занимают значительное место среди алгоритмов цифровой обработки сигналов. Обычная организация циклов программным образом требует использования команд формирования и проверки условий окончания циклов, которые должны выполняться при каждом прохождении «тела» цикла. На выполнение этих команд затрагивается время. Поэтому должен быть аппаратный счетчик циклов. В ПЦОС используются устройства, которые позволяют организовать циклы с «нулевыми потерями» времени на организацию (проверку условий окончания).

В процессорах Motorola используется команда цикла DO ,которая работает с регистрами начала и конца цикла (LC и LA ).

Гарвардская архитектура автоматически открывает многоступенчатый конвейер (от 3 до 11 ступеней конвейера). В базовом варианте: три ступени конвейера.

Базовый вариант: Motorola DSP 56 000 = 560 = 56К, где К = 000


Номер Процессор

сериив этой серии


3. Основные показатели процессоров цифровой обработки сигналов

1.) Способ представления данных.

По этому показателю все процессоры цифровой обработки сигналов делятся на :

1.1. Процессоры с фиксированной запятой (ФЗ) или процессоры с фиксированной точкой (ФТ ).

1.2. Процессоры с плавающей запятой (ПЗ) или процессоры с плавающей точкой (ПТ).

Наиболее распространены процессоры с фиксированной запятой или процессоры с фиксированной точкой - они стоятво всех телефонах.

В процессорах с плавающей запятой данные представляются в виде мантиссы или порядка. Процессоры с плавающей запятой значительно более сложные и наиболее дорогие (в несколько сотен долларов).

2.) Разрядность представления данных.

Для процессоров с фиксированной точкой разрядность равна 16 (у большинства сигнальных процессоров) или равна 24 (у фирмы Motorola).

Для процессоров с плавающей точкой разрядность равна 32 (из них порядок представляется8 разрядами, мантисса 23 разрядами, а знак 1 разрядом).

У процессоров с плавающей точкой большой диапазон представления чисел (мантиссу откидываем) с учетом знака: от 2 −128 до 2 127 .

Диапазон представления чисел устанавливает границы между минимально и максимально допустимыми значениями, представляемыми в заданном формате и коде.

Динамический диапазон (ДД):

ДД = |max значение | / |min значение ≠ 0 |

Динамический диапазон в децибелах равен:

20 lg (ДД ) = 20 lg (| max значение | / | min значение ≠ 0 |)

Динамический диапазон сигналов, с которыми могут без искажений работать процессоры, у процессоров с фиксированной точкой значительно уже (на несколько десятичных порядков). При относительно простых алгоритмах обработки это может быть неважно, т.к. динамический диапазон реальных входных сигналов чаще всего меньше, чем допускает DSP, однако в некоторых случаях возможно возникновение ошибок переполнения при выполнении программы. Это приводит к принципиально неустранимым нелинейным искажениям выходного сигнала, аналогичным искажениям из-за ограничения в аналоговых схемах.

3) Производительность

Одна из самых частых ошибок разработчика - отождествление тактовой частоты и быстродействия, что в большинстве случаев неправильно. Очень часто скорость работы DSP указывают в MIPS (миллионах инструкций в секунду). Это наиболее просто измеряемый параметр. Производительность нормальных процессоров – это несколько десятков MIPS.

Однако проблема сравнения скорости различных DSP состоит в том, что процессоры

имеют различные системы команд, и для выполнения одного и того же алгоритма разными процессорами требуется разное число этих команд. Кроме того, иногда для выполнения различных команд одним процессором требуется различное количество тактов синхронизации. В результате процессор со скоростью 1000 MIPS вполне может оказаться в разы медленнее процессора со скоростью 300 MIPS, особенно при различной их разрядности.

Одно из решений этой проблемы - сравнивать процессоры по скорости выполнения

определенных операций, например, операции умножения с накоплением (MAC). Скорость

выполнения таких операций критична для алгоритмов, использующих цифровую

фильтрацию, корреляцию и преобразования Фурье. К сожалению, такая оценка также не

дает полной информации о реальном быстродействии процессора.

Наиболее точной является оценка скорости исполнения определенных алгоритмов -

например, КИХ и БИХ - фильтрации, однако это требует разработки соответствующих программ и тщательного анализа результатов тестирования.

Существуют компании, занимающиеся анализом и сравнением процессоров по основным характеристикам, в том числе и по скорости. Лидером среди таких компаний является BDTI(Berkeley Design Technology, Inc ).

4. Основные производители сигнальных процессоров

1.) Фирма Texas Instruments (TI ) занимает около 48 % рынка ПЦОС. Именно она выпустила в 1982 г . первый ПЦОС, который имел коммерческий успех. ПЦОС TMS32010 использовался в игре Speak and Spell ("Скажи и произнеси по буквам"), а также в говорящей кукле по имени Джули . Все процессоры цифровой обработки сигналов фирмы Texas Instruments идут под маркой: TMS3200xxx.

2.) Фирма Analog Devices (AD). Все процессоры цифровой обработки сигналов фирмы Analog Devices идут под маркой: ADSP21 xxx .

3.)Фирма Motorola. Серии: DSP560xx

DSP 561xx Процессоры с фиксированной точкой.

DSP 563xx

DSP 566xx

DSP 568xx

Фирма Intel раньше тоже входила в первую тройку производителей сигнальных процессоров, но сейчас её оттеснили.

В нашей стране также производятся сигнальные процессоры, правда они несколько уступают зарубежным аналогам, но они есть. Например: в настоящее время научно-исследовательский институт электронной техники («НИИЭТ») серийно выпускает 16-разрядные процессоры ЦОС с фиксированной запятой М1867ВМ x с производительностью 5 MIPS.

5. Аппаратная реализация


Процессор цифровой обработки сигналов разбивается на две части: операционный блок и блок управления.

Операционныйблок

Блок управления операцией.

На входные регистры x 0 , x 1 , y 0 , y 1 из памяти поступают данные и передаются на МАС или АЛУ, которые могут использоваться как отдельно, так и в паре. Если нужно использовать данные двойной длины, то, как правило, используют 16 разрядов. Результат выполнения операции из аккумулятора А или В передаётся в память данных через сдвигатель - выходной.

Распределение нагрузки между МАС и АЛУ: 62 команды в базовом варианте, из них: 61 - АЛУ и 1 - МАС.

МАС выполняется в 1000 раз чаще, чем все другие команды и, именно он определяет скорость быстродействия.

Рис. Схема блока МАС

В блоке МАС после умножения первое суммирование происходит с нулём, а далее после каждого умножения происходит суммирование с каждым значением аккумулятора. Аккумуляторов всегда два или более.

Сдвигатель позволяет производить сдвиги при передаче и загрузке операндов без использования дополнительных команд.

Если в процессорах фирмы Motorola (в базовом варианте Motorola DSP 560xx ) разрядность слова равна 24, то длина расширенного слова составляет: 24 + 24 + 8 = 56 битов, где 8 разрядов отводится на расширение данных.

Если в процессорах фирмы Motorola разрядность слова равна 16, то длина расширенного слова составляет: 16 + 16 + 8 = 40 битов, где 8 разрядов отводится на расширение данных.

Пример представления целых чисел в форматах двойное и расширенное слово аккумулятора длиной 56 битов в процессорах DSP560xx фирмы Motorola:


Примечание:

На рисунке расширение EXT заполнено нулями – значением 47-го знакового бита.

Представление целых чисел в формате с ФТ в форматах двойное и расширенное слово предполагает следующее функциональное распределение битов:

1.) Старший бит MSB старшего слова MSP используется:

· как знаковый при представлении целых чисел со знаком ; значение MSB = 0 соответствует положительному знаку, а MSB = 1 - отрицательному знаку; ноль считается положительным; остальные биты являются значащими;

· как старший значащий при представлении беззнаковых чисел; беззнаковыми называются целые числа, имеющие положительный знак по умолчанию.

2.) Все биты, кроме знакового, считаются значащими ; они выравниваются по правому краю формата, т.е. младший бит LSB соответствует младшему разряду целого двоичного числа.

3.) При представлении целых чисел со знаком в формате «расширенное слово» в расширении EXT происходит расширение знака ; это означает, что все биты EXT автоматически заполняются значением старшего знакового бита MSB слова MSP : LSP .

4.) При представлении целых беззнаковых чисел в формате «расширенное слово» все биты EXT обнуляются.

Процессор цифровой обработки сигналов (digital signal processor - DSP) - это специализированный программируемый микропроцессор, предназначенный для манипулирования в реальном масштабе времени потоком цифровых данных. DSP-процессоры широко используются для обработки потоков графической информации, аудио- и видеосигналов.

Любой современный компьютер оснащен центральным процессором и только немногие - процессором цифровой обработки сигналов (DSP - digital signal processor). Центральный процессор, очевидно, представляет собой цифровую систему и обрабатывает цифровые данные, поэтому на первый взгляд неясна разница между цифровыми данными и цифровыми сигналами, то есть теми сигналами, которые обрабатывает DSP-процессор.

К цифровым сигналам, в общем случае, естественно отнести все потоки цифровой информации, которые формируются в процессе телекоммуникаций. Главное, что отличает эту информацию, - она не обязательно заносится в память (и поэтому может оказаться недоступной в будущем), следовательно, обрабатывать ее нужно в режиме реального времени.

Число источников цифровой информации практически неограниченно. Так, например, загружаемые файлы в формате MP3 содержат цифровые сигналы, собственно и представляющие звукозапись. В некоторых камкодерах выполняется оцифровка видеосигналов и их запись в цифровом формате. В дорогих моделях беспроводных и сотовых телефонов перед передачей также производится преобразование голоса в цифровой сигнал.

Вариации на тему

DSP-процессоры принципиально отличаются от микропроцессоров, образующих центральный процессор настольного компьютера. По роду своей деятельности центральному процессору приходится выполнять объединяющие функции. Он должен управлять работой различных компонентов аппаратного обеспечения компьютера, таких как дисководы, графические дисплеи и сетевой интерфейс, с тем чтобы обеспечить их согласованную работу.

Это означает, что центральные процессоры настольных компьютеров имеют сложную архитектуру, поскольку должны поддерживать такие базовые функции, как защита памяти, целочисленная арифметика, операции с плавающей запятой и обработка векторной графики.

В итоге типичный современный центральный процессор поддерживает несколько сот команд, которые обеспечивают выполнение всех этих функций. Следовательно, нужен модуль декодирования команд, который позволял бы реализовывать сложный словарь команд, а также множество интегральных схем. Они, собственно, и должны выполнять действия, определяемые командами. Иными словами, типичный процессор в настольном компьютере содержит десятки миллионов транзисторов.

DSP-процессор, напротив, должен быть «узким специалистом». Его единственная задача - изменять поток цифровых сигналов, и делать это быстро. DSP-процессор состоит главным образом из высокоскоростных аппаратных схем, выполняющих арифметические функции и манипулирующих битами, оптимизированных с тем, чтобы быстро изменять большие объемы данных.

В силу этого набор команд у DSP куда меньше, чем у центрального процессора настольного компьютера; их число не превышает 80. Это значит, что для DSP требуется облегченный декодер команд и гораздо меньшее число исполнительных устройств. Кроме того, все исполнительные устройства в конечном итоге должны поддерживать высокопроизводительные арифметические операции. Таким образом, типичный DSP-процессор состоит не более чем из нескольких сот тысяч транзисторов.

Являясь узкоспециализированным, DSP-процессор отлично справляется со своей работой. Его математические функции позволяют непрерывно принимать и изменять цифровой сигнал (такой, как звукозаписи в MP3 или запись разговора по сотовому телефону), не тормозя передачу информации и не теряя ее. Для повышения пропускной способности DSP-процессор оснащается дополнительными внутренними шинами данных, которые обеспечивают более быстрый перенос данных между арифметическими модулями и интерфейсами процессора.

Зачем нужны DSP-процессоры?

Специфические возможности DSP-процессора в части обработки информации делают его идеальным средством для многих приложений. Используя алгоритмы, основанные на соответствующем математическом аппарате, DSP-процессор может воспринимать цифровой сигнал и выполнять операции свертки для усиления или подавления тех или иных свойств сигнала.

В силу того что в DSP-процессорах значительно меньше транзисторов, чем в центральных процессорах, они потребляют меньше энергии, что позволяет использовать их в продуктах, работающих от батарей. Крайне упрощается и их производство, поэтому они находят себе применение в недорогих устройствах. Сочетание низкого энергопотребления и невысокая стоимость обусловливает применение DSP-процессоров в сотовых телефонах и в роботах-игрушках.

Впрочем, спектр их применения этим далеко не ограничивается. В силу большого числа арифметических модулей, наличия интегрированной на кристалле памяти и дополнительных шин данных часть DSP-процессоров могут использоваться для поддержки многопроцессорной обработки. Они могут выполнять сжатие/распаковку «живого видео» при передаче по Internet. Подобные высокопроизводительные DSP-процессоры часто применяются в оборудовании для организации видеоконференций.

Внутри DSP

Приведенная здесь диаграмма иллюстрирует строение ядра процессора Motorola DSP 5680x. Раздельные внутренние шины команд, данных и адресов способствуют резкому повышению пропускной способности вычислительной системы. Наличие вторичной шины данных позволяет арифметическому устройству считать два значения, перемножить их и выполнить операцию накопления результата за один такт процессора.



Загрузка...