sonyps4.ru

Ветвление и последовательная детализация алгоритма — Гипермаркет знаний. Сборочный метод

Тип урока: урок закрепления знаний и изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок (лекция и практика). Цели урока: Общеобразовательные:

сформировать представление у учащихся об основных понятиях темы: команда ветвления, неполная форма команды ветвления;

сформировать навыки разработки алгоритмов с ветвлением в ГРИС «Стрелочка»;

Развивающие:

развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;

Воспитательные:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;

воспитание познавательного интереса школьников

Структура урока:

I .Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II

Письменный опрос 2 варианта работ

III

Объяснение с помощью презентации

Пример задачи с двух шаговой детализацией

Объяснение с помощью презентации «Демонстрация алгоритма с ветвлением «Орнамент» в среде исполнителя Стрелочка».

IV

V . Итог урока (2 мин.)

VI . Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

I .Организационный момент

Тема урока: “ Ветвление и последовательная детализация

Основные темы параграфа:

команда ветвления;
♦ неполная форма ветвления;
♦ пример задачи с двух шаговой детализацией.
(слайд 2)

II . Актуализация знаний (5 мин.)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 1

1.В какой из фигур выполняется проверка условия:

2. Циклический алгоритм это:


    нц
    шаг
    кц

    пока впереди не край, повторять
    нц
    шаг
    поворот
    кц

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

4. Тело цикла – это:

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5.Нарисовать структуру цикла (блок-схема)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 2

1.В какой из фигур выполняется процедура:

2. Цикл - это:

  1. алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

    графический способ описания алгоритма

    это такая алгоритмическая структура, в которой осуществляется многократное повторение одной (или нескольких) команд.

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

3. Требуется нарисовать горизонтальную линию через весь экран. Выберите правильную программу:

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

нц

шаг

поворот

кц

    пока впереди не край, повторять

нц

шаг

кц

4. Блок-схема – это:

    последовательность команд, входящая в алгоритмическую структуру “цикл”.

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5. Написать программу зацикливание алгоритма.

III . Теоретическая часть (20 мин.)

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв (слайд 3)

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Пример показан на рис. 5.12.

(слайд 4)

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 5.13). Например:

если впереди край
то поворот
кв

(слайд 4)

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо. слайд 5)

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг (рис. 5.14).

(слайд 6)

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программу.

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон (слайд 7)

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

(слайд 8)

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

На рис. 5.15 приведена блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

(слайд 9)

IV . Закрепление знаний (15 мин.)

Проработка алгоритма «Орнамент»

V . Итог урока (2 мин.)

Оценивание работы учеников на уроке.

VI . Домашнее задание (1 мин.)

§31, вопросы. Готовится к контрольной работе (слайд 10)

Вопросы и задания

1. Что такое пошаговая детализация?
2. Из каких команд могут состоять вспомогательные алгоритмы последнего уровня детализации?
3. Какой формат имеет команда ветвления? Какие действия исполнителя она определяет?
4. Чем отличается полное ветвление от неполного?
5. Путем пошаговой детализации составьте программы управления графическим исполнителем для решения следующих задач:
расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями;
нарисовать квадраты во всех четырех углах поля;
расчертить все поле в клетку со стороной, равной шагу.

Урок: Информатика и ИКТ 9 класс

Учитель: Вафина Лейсан Александровна

Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

Цели:

    Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод пошаговой детализации алгоритма, исполнителем Стрелка;

    формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами;

    закрепление навыков по составления линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами, работы в группе;

Задачи:

    учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм, пошаговая детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов, допустимых действий исполнителя Стрелка;

    развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;

    воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Оборудование и программное обеспечение: презентации PowerPoint . ( )

План урока:

    Организационный момент.

    Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

    Объяснение нового материала.

    Закрепление.

    Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы

Многие из вас отдыхали летом на природе. Давайте вспомним это прекрасное время года попробуем представить себе, как мы с вами совершим поход к реке. Нам предстоит переплыть реку на лодке. Необходим алгоритм переправы через реку, учитывая, что в лодку помещаются только два человека. Давайте попробуем его составить.

В результате диалога на доске возникает алгоритм :

Алгоритм:

    Сесть в лодку двум туристам

    Переплыть

    Высадить одного туриста

    Переплыть

    Сесть в лодку одному туристу

    Переплыть

    Высадить одного туриста

    Переплыть

    Сесть в лодку одному туристу

    Переплыть

    Высадиться всем туристам

Какую особенность в этом алгоритме можно отметить?

(Отмечают повторение команд 2-9.)

Очень много времени мы потеряли на запись повторяющихся команд. Как же можно сократить запись данного алгоритма? Ответить мы сможем на данный вопрос после рассмотрения сегодняшней темы урока: «Вспомогательные алгоритмы».

Сегодня мы познакомимся с понятием «вспомогательный алгоритм», рассмотрим правила оформления вспомогательных алгоритмов.

Вопросы урока:

    Какие алгоритмы называют вспомогательными?

    Как оформляются такие алгоритмические структуры?

III. Объяснение нового материала.

Давайте повторяющиеся действия выведем в отдельный алгоритм, который назовем – Переправа. Посмотрите как будет выглядеть наш алгоритм:

Алгоритм:

    Сесть в лодку двум туристам

    Выполнить алгоритм Переправа

    Выполнить алгоритм Переправа

    Переплыть

    Высадиться всем туристам

Алгоритм, который мы получили будет называться основным , а алгоритм Переправа будет являться вспомогательным.

Переплыть

Высадить одного туриста

Переплыть

Сесть в лодку одному туристу

    Сесть в лодку двум туристам

    Выполнить алгоритм Переправа

    Выполнить алгоритм Переправа

    Переплыть

    Высадиться всем туристам

Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов.

IV. Закрепление

У исполнителя Стрелочка допустимые действия:

Нарисовать линию длинной 1 см в направлении стрелки.

Переместиться по направлению стрелки на 1 см, не рисуя линию.

Повернуться на 90º влево вокруг начала стрелки.

    Шаг.

    Прыжок.

    Поворот

Задача. Составьте алгоритм построения изображения Стрелкой:

Алгоритм:
Шаг
Поворот

Поворот

Поворот
Шаг

Поворот
Шаг
Поворот

Поворот

Поворот
Шаг

Поворот
Шаг
Поворот

Поворот

Поворот
Шаг

Поворот
Шаг

Поворот

Поворот

Поворот
Шаг

будет отмечать начальное положение стрелки на рисунке.

Применим к данному алгоритму теорию вспомогательных алгоритмов.

Определите повторяющийся элемент в алгоритме.

Составьте алгоритм «Ступенька»

Как будет выглядеть основной алгоритм?

Алгоритм Ступенька:
Шаг
Поворот

Поворот

Поворот
Шаг
Поворот
Шаг
Поворот

Поворот

Поворот
Шаг
Основной алгоритм:
Выполнить алгоритм Ступенька
Поворот

Выполнить алгоритм Ступенька

Способ разбиения сложной задачи на несколько простых задач называется последовательной детализацией алгоритма.

V. Итог урока.

Какие вопросы были поставлены перед нами?

Получены ли ответы на поставленные вопросы?

Анализ, контроль, выставление оценок.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Сборочный метод.
Рубрика (тематическая категория) Программирование

Функции пользователя

ü познакомиться с приемами построения алгоритмов;

ü получить представление о пользовательских функциях, освоить методику их написания.

I. Приёмы построения алгоритмов

Важно заметить, что для создания работающей программы разработчик должен пройти три базовых этапа:

проектирование – построение алгоритма решения поставленной задачи;

кодирование – перевод алгоритма на язык программирования;

отладка – проверка работы программы на заранее разработанном наборе тестовых примеров (под тестовым примером подразумевают набор исходных данных и результат, который должен получиться в процессе выполнения разработанной программы).

Существуют разные способы создания алгоритмов. Известна доказанная теорема о том, что любой алгоритм можно построить при помощи трех алгоритмических структур: следования, развилки и цикла. Объединяя различным образом эти структуры можно разработать алгоритм, а по нему составить программу для решения любой логической задачи на компьютере. В этом случае говорят о структурном программировании .

Одним из приемов структурного программирования является разбиение (декомпозиция ) решаемой задачи на логически завершенные подзадачи. Для каждой подзадачи строится так называемый вспомогательный алгоритм . В связи с этим можно представить два способа построения алгоритмов:

метод последовательной детализации;

Сборочный метод предполагает, что при решении задачи у программиста должна быть библиотека модулей (модуль содержит подпрограмму, которая позволяет решать общие, но небольшие задачи). При решении достаточно сложной задачи алгоритм можно составить и таких модулей. Недостаток метода состоит по сути в том, что для решения конкретной задачи крайне важно наличие алгоритмов решённых задач.

Метод последовательной детализации можно разбить на три этапа:

1. Строится основной алгоритм решения общей задачи, ᴛ.ᴇ. исходная задача разбивается на логически завершённые подзадачи.

2. Для каждой подзадачи определяются входные данные, от которых функционально будет зависеть решение конкретной подзадачи; выходной параметр, который должен быть получен на выходе решения конкретной подзадачи; описывается вспомогательный алгоритм решения этой подзадачи.

3. Каждому вспомогательному алгоритму присваивается уникальное имя, и решение исходной задачи будет строиться как логическая цепочка правильно построенных вспомогательных алгоритмов.

Метод последовательной детализации используется для решения задач большой сложности. При этом к построению алгоритмов можно привлечь целый коллектив программистов.

Сборочный метод. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сборочный метод." 2017, 2018.

>>Информатика: Ветвление и последовательная детализация алгоритма

§ 31. Ветвление и последовательная детализация алгоритма

Основные темы параграфа:

♦ команда ветвления;
♦ неполная форма ветвления;
♦ пример задачи с двухшаговой детализацией.

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Пример показан на рис. 5.12.

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

если впереди край
то поворот
кв


если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо.

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг (рис. 5.14).

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программу

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

На рис. 5.15 приведена блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

Коротко о главном

Команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв

Если <условие> истинно, то выполняются команды, составляющие <серию 1>, если ложно, то - <серию 2>.

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Если условие истинно, то выполняется <серия>, если ложно, то сразу происходит переход к следующей команде алгоритма.

Сложные алгоритмы удобно строить путем пошаговой детализации.

Вопросы и задания

1. Что такое пошаговая детализация?
2. Из каких команд могут состоять вспомогательные алгоритмы последнего уровня детализации?
3. Какой формат имеет команда ветвления? Какие действия исполнителя она определяет?
4. Чем отличается полное ветвление от неполного?
5. Путем пошаговой детализации составьте программы управления графическим исполнителем для решения следующих задач:
расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями;
нарисовать квадраты во всех четырех углах поля;
расчертить все поле в клетку со стороной, равной шагу.

Чему вы должны научиться, изучив главу 5

Освоить программное управление одним из учебных графических исполнителей.
Составлять линейные программы.
Составлять циклические программы.
Составлять программы, содержащие ветвления.
Описывать и использовать вспомогательные алгоритмы (подпрограммы).
Применять метод последовательной детализации.

И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Вся информатика онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по информатике, домашняя работа , вопросы и ответы, рефераты по информатике 9 класс , планы уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Метод последовательной детализации.

Информатика 11 класс

МОУ «Школа-лицей №1»

г Алушта

Учитель: Литвинович В.П.


Метод последовательной детализации является одним из основных методов структурного программирования.

Суть этого метода заключается в разработке сложных алгоритмов путем построения иерархии

подзадач.


Суть метода:

  • Анализируется исходная задача.
  • Выделяются подзадачи.
  • Строится иерархия подзадач
  • Составляется алгоритм (программа) основной задачи
  • Составляется вспомогательный алгоритм (подпрограммы) с последовательным углублением уровня.


Пример 1 Вычислить площадь выпуклого N- угольника, заданного координатами своих вершин.

Найти площадь выпуклого многоугольника:

Площадь многоугольника

определяется, как сумма

площадей N-2 треугольников.

S- треугольника определяется:

по формуле Герона

S =√(p(p-a)(p-b)(p-c)


Первый шаг детализации Стороны треугольника определяются по теореме Пифагора: Исходные данные, координаты вершин треугольника можно задать с помощью массива:

Организация данных


Второй шаг детализации: Запрограммируем процедуру Treugolnik. В разделе подпрограмм этой процедуры запишем лишь интерфейс подпрограммы Line, создав функцию.


Третий шаг детализации Запрограммируем функцию Line. Координаты концов отрезка задаем параметрами: x a, Y a –первая точка, x b, У b – вторая.

Собираем все проделанные шаги и составляем программу:

………………………………………………………………………………………… ..



Применение метода последовательной детализации

  • Над большим программным проектом работает несколько специалистов.
  • Руководитель группы проектирует многоуровневую структуру алгоритма и составляет основную программу, а написание подпрограмм поручает другим программистам.
  • Программистам необходимо договорится об интерфейсе подпрограмм: именах, параметрах.
  • Внутренне устройство подпрограммы работа программиста
  • Большие проекты подпрограмм объединяются в МОДУЛИ.

Домашнее задание. § 2.2.11 чит. Запомнить


Практическая работа № 6. Проверить работу программы N ugolnik

Задать N = 4

Вычислить площадь квадрата с длинами сторон равными 2 и координатами вершин:

Получить результат.



Загрузка...