sonyps4.ru

Так ли важна частота оперативной памяти.

Доброго времени суток дорогие посетители.

При покупке ОЗУ необходимо уделять внимание ее частоте. Вам известно, почему? Если нет, предлагаю ознакомиться с данной статьей, из которой вы узнаете, на что влияет частота оперативной памяти. Информация может пригодиться и тем, кто уже немного ориентируется в данной теме: вдруг вы еще чего-то не знаете?


Ответы на вопросы

Частоту оперативки правильнее назвать частотой передачи данных. Она показывает, какое их количество способно передать устройство за одну секунду посредством выбранного канала. Проще говоря, от данного параметра зависит производительность оперативной памяти. Чем он выше, тем быстрее она работает.

В чем измеряется?

Исчисляется частота в гигатрансферах (GT/s), мегатрансферах (MT/s) или в мегагерцах (МГц). Обычно цифра указывается через дефис в наименовании устройства, например, DDR3-1333.

Однако не стоит обольщаться и путать это число с настоящей тактовой частотой, которая вполовину меньше от прописанной в названии. На это указывает и расшифровка аббревиатуры DDR - Double Data Rate, что переводится как двойная скорость передачи данных. Поэтому, к примеру, DDR-800 на деле функционирует с частотой 400 МГц.

Максимальные возможности

Дело в том, что на устройстве пишут его максимальную частоту. Но это не значит, что всегда будет использоваться все ресурсы. Чтобы это стало возможным, памяти необходима соответствующая шина и слот на материнской плате с той же пропускной способностью.

Допустим, вы решили в целях ускорения работы своего компьютера установить 2 оперативки: DDR3-2400 и 1333. Это бессмысленная трата денег, потому что система сможет работать только на максимальных возможностях наиболее слабого модуля, то есть второго. Также, если вы установите плату DDR3-1800 в разъем на материнке с пропускной способностью 1600 МГц, то на деле получите последнюю цифру.

В виду того, что устройство не предназначено постоянно функционировать на максимуме, а материнка не соответствует таким требованиям, пропускная способность не увеличится, а, наоборот, понизится. Из-за этого могут происходить ошибки в загрузке и работе операционной системы.

Но параметры материнки и шины - не все, что влияет на быстродействие ОЗУ с учетом ее частоты. Что еще? Читаем далее.

Режимы работы устройства

Чтобы добиться наибольшей эффективности в работе оперативной памяти, возьмите во внимание режимы, которые устанавливает для нее материнская плата. Они бывают нескольких типов:

  • Single chanell mode (одноканальный либо ассиметричный). Работает при установке одного модуля или нескольких, но с разными характеристиками. Во втором случае учитываются возможности самого слабого устройства. Пример приводился выше.
  • Dual Mode (двухканальный режим или симметричный). Вступает в действие, когда в материнскую плату устанавливаются две оперативки с идентичным объемом, вследствие чего теоретически удваиваются возможности ОЗУ. Желательно ставить устройства в 1 и 3 слот либо во 2 и 4.
  • Triple Mode (трехканальный). Тот же принцип, что и в предыдущем варианте, но имеется в виду не 2, а 3 модуля. На практике эффективность этого режима уступает предыдущему.
  • Flex Mode (гибкий). Дает возможность повысить продуктивность памяти путем установки 2 модулей разного объема, но с одинаковой частотой. Как и в симметричном варианте, необходимо ставить их в одноименные слоты разных каналов.

Тайминги

В процессе передачи информации от оперативной памяти к процессору большое значение имеют тайминги. Они определяют, какое количество тактовых циклов ОЗУ вызовет задержку в возврате данных, которые запрашивает CPU. Проще говоря, этот параметр указывает время задержки памяти.

Измерение производится в наносекундах и прописывается в характеристиках устройства под аббревиатурой CL (CAS Latency). Тайминги устанавливаются в диапазоне от 2 до 9. Рассмотрим на примере: модуль с CL 9 будет задерживать 9 тактовых циклов при передаче информации, которую требует проц, а CL 7, как вы понимаете, - 7 циклов. При этом обе платы имеют одинаковый объем памяти и тактовую частоту. Тем не менее, вторая будет работать быстрее.

Из этого делаем несложный вывод: чем меньше количество таймингов, тем выше скорость работы оперативки.

На этом всё.

Вооружившись информацией из этой статьи, вы сможете правильно подобрать и установить оперативную память согласно своим потребностям.

С подобный вопросом сталкиваются многие пользователи персональных компьютеров, которые решили увеличить объем оперативной памяти своего компьютера путем добавления в свободный слот дополнительного модуля ОЗУ.

Далеко не всегда получается подобрать такой же модуль памяти, как уже установленный в компьютере. Зачастую приходится выбирать из того, что имеется в наличии. И это усложняет процесс подбора, ведь в идеальных условиях устанавливаемый дополнительно модуль памяти должен совпадать с имеющимся не только по тактовой частоте, но также и по производителю, а также по таймингам (задержкам).

Будет ли компьютер нормально работать с модулями ОЗУ, у которых разная частота?

Ответ простой — да! В теории чтобы максимально обезопасить себя от проблем с совместимостью ОЗУ, нужно чтобы модули были одинаковыми по частоте, производителю и таймингам, но на практике при установке разных модулей памяти не происходит ничего плохого. Единственный нюанс — это снижение общей скорости работы ОЗУ до уровня самого низкочастотного модуля.

Например у вас есть 3 модуля памяти. Частота первого 1333 МГц, второго — 1600 МГц, а третьего — 1866 МГц. Так вот при их установке в одну материнскую плату они все будут работать на частоте 1333 МГц.

Но даже эта проблема может быть решена путем разгона памяти и выведения ее на более высокую тактовую частоту. Правда здесь уже все будет зависеть от конкретных возможностей самих модулей памяти, а также материнской платы.

Вывод

Ставить оперативную память с разной тактовой частотой можно. В 99% случаев все будет работать прекрасно. Вероятность возникновения проблем крайне мала и остается на уровне 1%. По крайней мере в нашей практике, когда уже не одну сотню раз ставились два и более модулей ОЗУ с разной тактовой частотой, все прекрасно запускалось и работало.

Но, если у вас есть возможность установить два одинаковых модуля без особых затрат, то лучше этой возможностью воспользоваться.

Вопрос: Совместимость оперативной памяти 2GB-1333 и 4GB-1600


Приветствую всех.Сегодня приобрел оперативную память DDR3 на 4 GB - с частотой 1600,в итоге они совместимы?Или лучше поменять на 1333 Гг?Или есть вариант оптимизации? В играх не чувствую,а вот когда лазаю несколько секунд беспокойных есть в плане того,что загружает,может и интернет тупить,просто немного подозрительно.
Системная плата Pegatron IPMSB-H61.
Тип ЦП DualCore Intel Core i3-2120, 3300 MHz (33 x 100)
2GB - DIMM1: BKH200UD25608-1333
4GB - DIMM3: SK Hynix HMT351U7CFR8C-PB
Подскажите нубу

Ответ: Да дело в том что на некоторых сайта прогружает страницы на несколько секунд медленнее,вот что меня забеспокоило.

Вопрос: Что будет, если стоит оперативная память на 1333 и на 1600 мгц?


Всем привет, у меня такой вопрос.

Что будет, если стоит оперативная память на 1333 и на 1600 мгц,
1333 мгц на 4 гига, а 1600 на 8,
и в биосе поставить 1600 мгц?

Так пойдёт? И что будет?

Поподробнее, пожалуйста!

Ответ: Должны быть видны все 12 ГБ и работать на 1333 МГц.
Если поставить принудительно 1600 МГц, то 1333 МГц планка может на этой частоте не заработать. Тогда ПК не стартанёт. Если стартанёт, то есть некоторая вероятность, что система будет работать нестабильно (зависания, синие экраны).
Ну а заработает, то и хорошо.

Вопрос: Как поднять частоту с 1333 до 1600?


материнская плата GIGABYTE GA-B85-HD3-A
процессор Intel Core i5-4570 Haswell (3200MHz, LGA1150, L3 6144Kb)
оперативная память Corsair CMX4GX3M1A1600C9

Система показывает что оперативная память работает на 1333,как можно поднять до 1600??

Ответ: Память имеет XMS.Заходите в биос раздел твикер,или как там?Активируйте XMS режим,F 10 и вуаля.

Вопрос: Апгрейд оперативной памяти на ноутбуке ASUS k52jc


Доброго времени суток, форумчане! Захотел я себе на ноутбук докинуть 2 гигабайта оперативной памяти, а именно: стоит у меня 2 планки по 2 гигабайта. Я хотел подобрать себе одну планку на 4 Гб той же частоты,напряжения питания и с теми же таймингами. Но...встал в ступор, когда узнал, что моя материнка поддерживает только планки с двумя частотами DDR3-800, DDR3-1066 . Как оказалось, даже моя установленная память работает не на всю свою максимальную частоту в 667 МГц, а всего лишь на 533.3 Мгц, приложил скрин. (Хотя ее тип DDR3‑1333).
Как мне лучше поступить? Сейчас на рынке практически не встретить планки DDR3-1066, если только Б/у. А покупать новомодные DDR3-1600 и более новые - абсолютно не вижу смысла. (Хотя подобрал уже себе 4Gb Corsair DDR3-1600 и был готов его купить).
Господа, как лучше поступить в моей ситуации? Ведь на самом деле, новые планки будут работать по самой медленной планке, и не факт,что в двухканальном режиме, который у меня сейчас работает.
P.S. Советы типа- менять ноут или мать на нем, - меня не устраивают

Ответ: К сожалению, BIOS на этом ноутбуке не позволяет выставить настройки оперативной памяти. Я там уже пытался это сделать, да тщетно. Такое ощущение,что этот "новый" BIOS на ноутах создали для детей,чтобы те не "выставили" значений, отличных от дефолтовских.

Добавлено через 10 минут
Спасибо за ответ.
Конфигурация следующая:
ЦП Mobile DualCore Intel Core i5-460M, 2877 MHz (Arrandale-3M)
Северный мост Intel Ironlake-M IMC
Южный мост: Intel Ibex Peak-M HM55

Вопрос: Не работает компьютер с новой оперативной памятью


Всем доброго времени суток.
Помогите мне, пожалуйста, разобраться что не так. Неделю назад купил себе две планки оперативной памяти Kingston KVR16N11S8/4-SP на 4Gb в интернет магазине (Brand Star). Мне очень “повезло”, в день заказа они были на складе магазина, на радостях бросил все свои дела и поехал в магазин, как только купил, вылетел из магазина с чувством эйфории и чуть ли не бежал до дома с ними. С этим чувством радости быстро разобрал свой компьютер, вытащил старые планки, аккуратно положил их на полочку и решил, что отвезу их на дачу в старый компьютер. Поставил новые, собрал компьютер, поставил, с улыбкой до ушей, удобно расположился в кресло, нажал на кнопку питания… и тут чувство радости сразу улетело в небытие, улыбка сползла с моего недоуменного лица, куда-то на пол. Компьютер циклично перезагружался, не давая зайти в BIOS. Не понимая, что такое, я разобрал компьютер и поставил только одну новую планку, с одной планкой компьютер грузится и заходит в BIOS, загружается компьютер только до логотипа Windows и снова, и снова перезагружался на одном и том же месте. Решив, что проблема в ОС нашел мою старую флешку, для таких случаев, и начал переустанавливать Windows, расставил все параметры в BIOS пошла загрузка с флешки, логотип загрузки и бам! Перезарузка. Расставлял тайминги (11-11-11-24)… Ничего не выходит. От злости плюнул, поставил старые планки. Включил компьютер, увидел рабочий стол, выключил компьютер. Дорогие друзья и товарищи, подскажите, как же запустить эту треклятую новую оперативную память?

KINGSTON KVR16N11S8/4-SP

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип памяти
DDR3
Форм-фактор
DIMM 240-контактный
Тактовая частота
1600 МГц
Пропускная способность
12800 Мб/с
Объем
1 модуль 4 Гб
Поддержка ECC
нет
Буферизованная (Registered)
нет

нет
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Количество чипов каждого модуля
8, односторонняя упаковка
Напряжение питания
1.5 В
Количество ранков
1
ТАЙМИНГИ
CAS Latency (CL)
11
RAS to CAS Delay (tRCD)
11
Row Precharge Delay (tRP)
11

SAMSUNG M378B5773CH0-CH9

Общие характеристики

Тип памяти
DDR3
Форм-фактор
DIMM 240-контактный
Тактовая частота
1333 МГц
Пропускная способность
10600 Мб/с
Объем
1 модуль 2 Гб
Поддержка ECC
нет
Буферизованная (Registered)
нет
Низкопрофильная (Low Profile)
нет
Тайминги

CAS Latency (CL)
9
RAS to CAS Delay (tRCD)
9
Row Precharge Delay (tRP)
9
Дополнительно

Напряжение питания
1.5 В

ASUS P7H55-M PRO

Процессор

Socket
LGA1156
Поддерживаемые процессоры
Intel Core i7/Core i5/Core i3/Pentium
Поддержка многоядерных процессоров
есть
Чипсет

Чипсет
Intel H55
BIOS
AMI c возможностью аварийного восстановления
Поддержка SLI/CrossFire
нет
Память

Память
DDR3 DIMM, 1066 - 2133 МГц
Количество слотов памяти
4
Поддержка двухканального режима
есть
Максимальный объем памяти
16 Гб
Дисковые контроллеры

IDE
количество слотов: 1, UltraDMA 133
SATA
количество разъемов SATA 3Gb/s: 6
Слоты расширения

Слоты расширения
1xPCI-E x16, 1xPCI-E x1, 2xPCI
Поддержка PCI Express 2.0
есть
Аудио/видео

Звук
7.1CH, HDA
Встроенный видеоадаптер
есть
Сеть

Ethernet
1000 Мбит/с
Подключение

Наличие интерфейсов
12 USB, выход S/PDIF, 1xCOM, D-Sub, DVI, HDMI, Ethernet, PS/2 (клавиатура)
Разъемы на задней панели
6 USB, оптический выход, D-Sub, DVI, HDMI, Ethernet, PS/2 (клавиатура)
Основной разъем питания
24-pin
Разъем питания процессора
8-pin
Дополнительные параметры

Форм-фактор
microATX

Intel Core i5-661 Clarkdale (3333MHz, LGA1156, L3 4096Kb)

Общие характеристики
Socket LGA1156
Ядро
Ядро Clarkdale
Количество ядер 2
Техпроцесс 32 нм
Частотные характеристики
Тактовая частота 3333 МГц
Системная шина DMI
Коэффициент умножения 25
Напряжение на ядре 0.65 B
Интегрированное графическое ядро HD Graphics, 900 МГц
Встроенный контроллер памяти есть, полоса 21 Гб/с
Кэш
Объем кэша L1 64 Кб
Объем кэша L2 512 Кб
Объем кэша L3 4096 Кб
Наборы команд
Поддержка Hyper-Threading есть
Инструкции MMX, SSE, SSE2, SSE3, SSE4
Поддержка AMD64/EM64T есть
Поддержка NX Bit есть
Поддержка Virtualization Technology есть
Дополнительно
Типичное тепловыделение 87 Вт
Максимальная рабочая температура 69.8 °C
Дополнительная информация напряжение на ядре 0.65В-1.4В

NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost (ASUS)

Общие характеристики

Тип видеокарты
офисная/игровая
Графический процессор
NVIDIA GeForce GTX 650 Ti
Интерфейс
PCI-E 16x 3.0
Кодовое название графического процессора
GK106
Техпроцесс
28 нм
Количество поддерживаемых мониторов
4
Максимальное разрешение
2560x1600
Технические характеристики

Частота графического процессора
980 МГц
Объем видеопамяти
2048 Мб
Тип видеопамяти
GDDR5
Частота видеопамяти
5400 МГц
Разрядность шины видеопамяти
128 бит
Частота RAMDAC
400 МГц
Подключение

Разъемы
DVI x2, поддержка HDCP, HDMI, VGA
Версия HDMI
1.4a
Математический блок

Число универсальных процессоров
768
Версия шейдеров
5.0
Число текстурных блоков
64
Число блоков растеризации
16
Максимальная степень анизотропной фильтрации
16x
Максимальная степень FSAA
32x
Поддержка стандартов
DirectX 11, OpenGL 4.3
Дополнительные характеристики

Поддержка CUDA
есть
Необходимость дополнительного питания
да, 6 pin
TDP
110 Вт
Количество занимаемых слотов
2

Ответ: Она не треклятая, а односторонняя. На Вашей системе 4 Гб планки будут работать только двухсторонние (чипы памяти располагаются с двух сторон модуля, по 8 штук с каждой стороны).

Вопрос: Совместимость оперативной памяти с материнской платой


Иван
Всем привет. Помогите решить проблему с ПК. Все началось тогда, когда у меня полетела старая оперативка (не знаю почему). После чего я купил новую с частотой 1600 МГц (старая была на 1333 МГц). И вот я уже прихожу с новой оперативкой и вставляю ее в слот, запускаю и тут он как запищит. Я же думаю плевой дело - вытащил батарейку биоса и замкнул контакты для зброса, после еще чуть подождал. В итоге запускаю и он как бы не пищит, но через 10 с перезагружается и начинается тоже самое пищание. Да и эти пищание короткие и их более 30 подряд. Во всех случаях и изначально монитор даже не включался.
Материнка поддерживает данную частоту ОЗУ, а вот проц (intel q6600) только до 1333, но насколько мне известно, частота должна автоматически понижатся до максимально поддерживаемого.
Так в чем проблема?
ОЗУ: G.Skill DDR3-1600 4 Gb (F3-12800CL9S-4GBRL)

// планка стоит одна, а значит конфликтов быть не может.
На коробке материнки да и в пособии написано, что данная частота поддерживается.

//// Материнская плата: GIGABYTE S-series (Easy Energy Saver M) P43T-ES3G

Ответ: yonis78 , прав, не надо бежать и хватать первое попавшее в руки:
Официально поддерживаемые стандарты памяти - PC3-6400 (DDR3 800 МГц), PC3-8500 (DDR3 1066 МГц), PC3-10600 (DDR3 1333 МГц)

Вопрос: Оперативная память, новая видеокарта и высокие частоты, не дружат?


Доброе время суток дорогие форумчане!
Суть дела такова, есть компьютер по следующим спецификациям:
Материнская плата: Gigabyte Z87X-UD4H
Процессор: Intel Core i5 4430
Видеокарта: ASUS AMD Radeon R9 290X-4GD5
Оперативная память: Vengeance Pro Series - 8GB (2 x 4GB) DDR3 DRAM 2133MHz C11 (CMY8GX3M2A2133C11)
Но с 1 важным моментом! Планок ОЗУ не 2, а всего 1 на 4 Гб.
Та же конфигурация со старой видеокартой (ASUS Radeon HD 5770 850Mhz PCI-E 2.1 1024Mb 4800Mhz) работала стабильно и без нареканий (пусть и малопроизводительно). Память стабильно работала на 2133 MHz.
Но вот с установкой новой видеокарты пришли и новые проблемы (как это обычно и бывает).
Если выставить частоту память на 2133 Mhz то компьютер начинает висеть на старте, висит он не всё время, а очень, очень медленно, но загружает постепенно, спустя примерно примерно 3 минуты ожидания биос, ещё минут 5 на то, что бы начать прогружать Windows (кстати, у меня Win10) и уже на стадии загрузки Окошек, "лагать" перестает и система грузится в штатном режиме. На все про всё, что бы запустить систему уходит порядка 10-12 минут. Сердцем чую - это не правильно:-) Если же понизить частоту памяти до 1333 Mhz (в частотах 1600 ,1800 и 2000 она не работает) то система грузится без видимых проблем в штатном режиме с момента включения компьютера, т.е. и биос и дос.
Вопрос знатокам: В чем может быть проблема и как её решить? Есть подозрения что память "рожденная" в паре, не очень хорошо чуствует себя в одиночестве и вне двухканального режима начинает гнуть пальцы на частоте 2133 Mhz... С другой стороны она нормально себя чуствовала на этой частоте до смены видеокарты, что во многом ставит теорию под сомнение.
Прошу знающих людей помочь разобраться в проблеме! Заранее большое спасибо!

Ответ: Вы видимо не внимательно читали, но у меня и БИОС то же грузится очень медленно, буквально спустя 3 минуты ожидания только появляется картинка, если попробовать зайти в настройки BOIS то после нажатия кнопки Del (По умолчанию настройки биоса на моей мат. плате) то ждать придется ещё около 2 минут, прежде чем зайдет в BOIS.
А вообще

08.10.2012

Вопрос: стоит ли брать более быструю память – стоит перед многими покупателями. Вследствие снижения цены на модули DDR3 с частотой 1600 мегагерц и выше он стал еще актуальнее. Ответ казалось бы, очевиден – конечно, стоит! Но какой прирост может обеспечить большая частота памяти, и стоит ли переплачивать? Это мы и попытаемся выяснить.

Если еще совсем недавно выбор оперативной памяти был прост, есть лишние деньги, берешь DDR3 с частотой 1600 мегагерц, если их нет, довольствуешься DDR3-1333. В настоящий момент на полках магазинов имеется огромнейший выбор оперативной памяти с частотой выше 1600 мегагерц, и по вполне приемлемой цене. Это стимулирует покупателей делать свой выбор в пользу более быстрых моделей, с частотой 1866, 2000, и 2133 мегагерц. И это вполне обосновано в теории – чем больше частота памяти, тем больше пропускная способность, тем выше производительность.


Однако в реальных условиях ситуация может быть чуть другой. Нет, система с модулями DDR3-2000 не может быть медленнее системы с модулями DDR3-1333. В данном случае “кашу маслом не испортить”. Но разница в производительности может быть практически незаметна в большинстве приложений, которые мы используем в обычной жизни. Фактически из постоянно используемых приложений, лишь архиваторы четко и однозначно реагируют на возросшую частоту повышением производительности. В остальном заметить разницу непросто.

При этом, быстрая оперативная память продолжает активно продвигаться производителями и продавцами, как решение для геймеров. Что в результате создает у пользователей ощущение, что частота памяти значение практически настолько же критичное, как и количество ядер в процессоре, количество потоковых процессоров, и ширина шины памяти в чипе видеокарты.

Чтобы развенчать, или наоборот подтвердить это утверждение мы и задумали этот тест. Принцип его прост – мы протестируем в нескольких играх один и тот же комплект памяти при работе на разных частотах, и попытаемся выяснить какой, в действительности, прирост дает увеличение частоты памяти. И дает ли вообще.

Для проведения теста мы воспользовались нашим тестовым стендом, в который установили комплект памяти Team Xtreem Dark с базовой частотой 1866 мегагерц производства компании Team Group. Два модуля памяти объемом по 4 гигабайта имеют стандартные для номинальной частоты тайминги 9-11-9-27, несут маркировку TDD34G1866HC9KBK, и работают на напряжении 1,65 вольта. Вполне доступные и при этом быстрые модули памяти с трехлетней гарантией и оригинальными радиаторами, которые вполне могут стать выбором геймера, который не хочет отдавать сумасшедшие деньги за модули с частотой выше 2 гигагерц. А потому, идеально впишутся в концепцию теста.


Тестировать память решено на трех частотах – 1333, 1600, и 1866 мегагерц. От более низких частот в 800 и 1066 мегагерц решено было отказаться, так как покупка таких модулей (если вы все же сможете найти их в продаже) будет необоснованной, так как они будут одинаковы по цене с модулями DDR3-1333. Хотя теоретически планировался режим 2000 мегагерц, но суровая реальность внесла изменения в данные планы. Множитель частоты памяти в нашей плате ASUS P8Z77-V не поддерживает такую частоту, а следующим шагом свыше 1866 мегагерц, предлагает 2133. При такой частоте памяти система загрузилась при неизменном напряжении, позволяла работать, и даже прошла тест 3DMark Physics, но запуск любой игры приводил к “синему экрану”. Причем не помогло ни увеличение таймингов, ни повышение напряжения. Поэтому от высоких частот пришлось отказаться.


В принципе в этом нет ничего страшного, ведь цель данного теста не проверка самых дорогих и быстрых модулей памяти, а выяснение зависимости производительности в играх от частоты. Если в результате окажется, что прирост есть, то опираясь на результаты тестов с тремя разными частотами, вывести примерный прирост для моделей с частотами больше 2000 мегагерц можно будет интерполяцией полученных результатов.

Во время теста мы решили не изменять тайминги, дабы не вносить путаницы в результаты. Но в итоге решили дать небольшую фору самой низкой частоте, и кроме режима с таймингами 9-11-9-27, мы прогнали тесты с таймингами 7-7-7-21, которые являются стандартными для хороших модулей DDR3-1333. Отметим, что все тесты мы проводили при разрешении 1280 на 720 точек, на максимальных настройках качества с использованием анизотропной фильтрации 16x, и без сглаживания. Снизить разрешение пришлось ради снижения влияния производительности видеокарты, которая традиционно становится узким местом в игровых тестах.


Ну что же, вводные данные есть, пора переходить к результатам тестов. Чтобы оценить теоретический прирост пропускной способности памяти при повышении частоты, все конфигурации были протестированы в пакете AIDA 64. Этот синтетический тест выдал вполне логичные и ожидаемые результаты. Рост пропускной способности с ростом частоты имеется, а режим с минимальными таймингами позволил получить более высокие результаты, чем режим с меньшими. Переходим к результатам игровых тестов.

В режиме Performance 3DMark 11 продемонстрировал, что влияние частоты памяти на итоговый результат есть, и оно вполне линейно. Чем быстрее память, тем больше баллов. На насколько больше? Как видно на диаграмме, при общем результате больше 6000 баллов, система с памятью DDR3-1866 выиграла у DDR3-1333 при равных таймингах, лишь 111 баллов. Эту разницу можно выразить скромной цифрой - 1.8 процента. Если же память DDR3-1333 работает на более привычных для себя таймингах 7-7-7-21, то разница в результате с самой быстрой памятью снижается до 1.5 процента. То есть в данном случае, использование более быстрой памяти заметного прироста не дает.

Этот подтест оказался единственным в пакете 3DMark 11, который очень позитивно реагировал на повышение частоты памяти, и снижение таймингов. Нагрузка на видеокарту здесь невелика, зато нагрузка на процессор при обсчете физики очень велика. Соответственно велика и нагрузка на память, которая хранит все результаты обработки данных. В результате отрыв DDR3-1866 от DDR3-1333 при равных таймингах составил чуть более 16 процентов. Снижение таймингов самой медленной памяти позволяет снизить разрыв до 12,8 процента. DDR3-1600 оказалась ровно посередине между DDR3-1333 и DDR3-1866, как ей и положено по частоте. Учитывая, весьма странное для реальных приложений использование ресурсов в этом тесте, мы не будем учитывать его результаты. Таких игр, с таким распределением нагрузки нет, и скорее всего никогда не будет.

Metro 2033

Мы, если честно не ожидали увидеть столь интересные результаты. Причем интересны они не большим приростом, а зависимостью от таймингов. В прямом сравнении трех частот с равными таймингами мы наблюдаем все ту же линейность – с ростом частоты растет и производительность. Но рост мизерный, и практически незаметный: DDR3-1866 быстрее чем DDR3-1333 всего на 0,8 кадра в секунду, а это скромнейшие 1.3 процента. Совсем мало. Между ними вновь оказалась память DDR3-1600. А вот DDR3-1333 с таймингами 7-7-7-21 продемонстрировала недюжинный потенциал, продемонстрировав тот же результат, что и быстрая DDR3-1866 с таймингами 9-11-9-27. Это говорит о том, что меньшие тайминги для этой игры предпочтительнее, и DDR3-1600 с таймингами 8-8-8-24, вполне могла бы стать победительницей этого теста. Кстати, переложение обсчета физики с видеокарты на процессор не изменило расстановку сил и разрывы, как того можно было ожидать после теста 3DMark 11 Physics.

Crysis 2

Вдохновленные результатами предыдущих тестов, которые показали путь и практически незаметное для невооруженного глаза, но все же присутствующее повышение производительности, мы перешли к игре Crysis 2, и тут нас ждало откровение. Все четыре конфигурации, как видно на диаграмме продемонстрировали абсолютно одинаковый результат, с точность до одной десятой кадра в секунду. Да, бывает и так. Видимо, движок CryEngine совершенно не чувствителен к пропускной способности подсистемы памяти. Констатируем этот факт и переходим к последнему тесту.

DiRT Showdown

Этот тест выдал самый противоречивый и необъяснимый результат. Во-первых, удивила память DDR3-1333 с минимальными таймингами, которая уступила памяти работающей на той же частоте, но с большими таймингами, что в принципе, противоестественно. Правда уступила совсем мизер – 00,8 процента. DDR3-1600 оказалась быстрее DDR3-1333 при одинаковых таймингах, на разумные и объяснимые 1,7 процента. А вот DDR3-1866 показала запредельный прирост! Превосходство над DDR3-1600 составило солидные 5.8 процента. Это действительно много. Учитывая все предыдущие результаты. Ведь вполне логично и ожидаемо было увидеть те же 1.7 процента, что разделили DDR3-1600 и DDR3-1333 – тогда прирост был бы линейным. Исходя из опыта мы знаем, что такие результаты могут быть случайным, и ничем не объяснимым результатом какого-то внутреннего сбоя программы, так в нашей практике был случай, когда 3DMark 03 совершенно незаслуженно выдал GeForce FX 5200 результат, который превосходил результаты топовых карт того времени. Ну а, учитывая, что в статистике нелинейные результаты принято игнорировать, это мы и сделаем.

ВведениеК тестированию зависимости производительности современных платформ верхнего уровня от характеристик подсистемы памяти мы обращаемся не слишком часто. Не такая это животрепещущая и интересующая широкие массы пользователей тема. Все давно привыкли к тому, что частота работы DDR3 SDRAM и её тайминги не оказывают заметного влияния на быстродействие, а потому выбору памяти отводится не слишком большое внимание. Подбор модулей памяти при сборке новых систем в большинстве случаев происходит по остаточному принципу, причём таким подходом грешат даже многие энтузиасты. Фактически, единственная характеристика памяти, о которой задумываются серьёзно – это её объём. Все знают, что нехватка оперативной памяти может приводить к свопу приложений и операционной системы, и это в конечном итоге вызывает ухудшение отзывчивости компьютера. А вот о том, что на скорость работы могут существенно повлиять и скоростные спецификации модулей памяти, думать как-то не принято.

Сложилась такая ситуация не на пустом месте. Раньше от таких параметров DDR3 SDRAM, как её частота и задержки, зависело, и правда, не слишком многое. Объяснялось это сразу несколькими причинами. Во-первых, некоторое время тому назад процессоры обзавелись значительными объёмами кэш-памяти, снабжённой эффективными алгоритмами предварительной выборки данных, которые хорошо скрывают от программ реальную скорость обмена информацией с памятью. Во-вторых, скорости и латентности доступных на рынке до недавнего времени вариантов DDR3 SDRAM на самом деле различались не слишком сильно. И, в-третьих, ворочающие действительно большими объёмами информации приложения в обиходе у обычных пользователей встречались нечасто. Вследствие всего этого и возникло суждение, что быстрая DDR3 SDRAM – это своего рода статусный товар для перфекционистов, а обычным людям она не нужна.

Однако это мнение, которое ещё пару лет тому назад можно было считать вполне обоснованным, на сегодняшний день несколько устарело, и его нетрудно подвергнуть критике. Главное: сегодняшние приложения сильно изменились по своей структуре, теперь они оперируют гораздо большими, чем ранее, объёмами информации. Популярна стала обработка цифровых фотографий размером в несколько десятков мегапикселей, многие пользователи занялись творческой работой с видеофайлами, снятыми в FullHD или даже 4K-разрешении, а современные 3D-игры дошли до взаимодействия с воистину колоссальными объёмами текстурной информации. Такие массивы данных уже не могут уместиться в процессорном кэше, вместимость которого, кстати, в течение нескольких последних лет практически прекратила свой рост.

Доступная же на рынке память, напротив, существенно расширила своё видовое разнообразие. Частоты представленной на прилавках компьютерных магазинов DDR3 SDRAM отличаются сегодня более чем в два раза, так что за счёт одного только выбора тех или иных модулей можно варьировать пропускную способность двухканальной подсистемы памяти в очень широких пределах: от 21 до 47 Гбайт/с и даже больше. Не следует забывать и о том, что новейшие процессоры Haswell стали заметно производительнее своих предшественников, а, следовательно, их потребность в быстром получении данных для обработки возросла. Поэтому, вполне можно ожидать, что тот критический рубеж, до которого скорости небыстрой памяти вроде DDR3-1333 или DDR3-1600 вполне хватало для подавляющего большинства нужд, наконец-то пройден. Иными словами, аргументов в пользу исследования зависимости реальной производительности современных систем от параметров подсистемы памяти набирается предостаточно.

Но есть и ещё одна причина, по которой сегодня мы решили обратиться к тестам DDR3 SDRAM с различными частотами и таймингами. Дело в том, что возможность исследования тонкостей работы такой памяти на актуальном материале сейчас предоставляется нам практически в последний раз. Начиная со второй половины этого года на рынок настольных систем постепенно начнёт внедряться более быстрая, экономичная и прогрессивная DDR4 SDRAM. Впервые её поддержка появится в процессорах Haswell-E, а затем, в 2015-2016 годах, приход DDR4 SDRAM состоится и в перспективной платформе LGA 1151 и процессорах Skylake. Иными словами, тесты DDR3 SDRAM не просто давно назрели, но и нет никакой возможности тянуть с ними дальше. Поэтому о том, что может предложить разная DDR3 SDRAM для платформ на базе наиболее востребованных на данный момент процессоров Haswell, мы поговорим именно сейчас.

Особенности контроллера памяти Haswell

На первый взгляд, контроллер памяти современных процессоров для платформы LGA 1150, известных под кодовым именем Haswell, не особенно отличается от контроллеров памяти предшественников – Sandy Bridge и Ivy Bridge. Эволюция алгоритмов работы с памятью в интеловских процессорах, была долгой и многоступенчатой. Но в последних поколениях CPU идейное развитие, похоже, подошло к финалу – современные технологии взаимодействия с DDR3-памятью не просто хорошо оптимизированы, а отточены до совершенства. Основным шагом, поставившим современные контроллеры Intel на голову выше прочих решений, стало введение для соединения всех структурных единиц в процессорном дизайне кольцевой шины Ring Bus, и сделано это было ещё в Sandy Bridge. Благодаря кольцевой шине все вычислительные и графические ресурсы процессора получили быстрый и равноправный доступ как к кэшу третьего уровня, так и к контроллеру памяти. В результате, практическая пропускная способность подсистемы памяти существенно возросла, а её латентности уменьшились.

Однако заложенный ранее в виде кольцевой шины фундамент контроллера памяти в Haswell всё-таки претерпел некоторые важные изменения. Дело в том, что в более ранних процессорных дизайнах кольцевая шина вместе с кэш-памятью третьего уровня работала синхронно с вычислительными ядрами CPU. И это создавало некоторые неудобства при переходе процессора в энергосберегающие состояния: L3-кэш и кольцевая шина могли снизить своё быстродействие вместе с вычислительными ядрами несмотря на то, что эти ресурсы оставались востребованными графическим ядром. Чтобы такие неприятные коллизии больше не возникали, в Haswell шина Ring Bus и L3-кэш были выделены в отдельный домен и получили собственную независимую частоту.



Введение возможности асинхронного тактования кольцевой внутрипроцессорной шины, естественно, внесло неминуемые задержки в операции с L3-кэшем и контроллером памяти, однако интеловские разработчики попытались противопоставить замедлению работы подсистемы памяти различные микроархитектурные усовершенствования. Так, кэш третьего уровня получил две параллельных очереди для обработки запросов разного назначения, а в контроллере памяти были увеличены очереди и улучшен планировщик.

К тому же, асинхронность кольцевой шины, L3-кэша и контроллера памяти проявляется далеко не всегда. В реальности, если не брать во внимание энергосберегающие состояния, их частота почти всегда совпадает с частотой вычислительных ядер. Расхождения возникают лишь в двух ситуациях: при переходе процессора в турбированные режимы, либо при разгоне. Но даже в этих случаях частота L3-кэша и внутрипроцессорной шины остаётся близка к частоте вычислительных ядер, и разница между ними обычно не превышает 300-500 МГц, что, как показывает практика, почти не влияет на итоговую производительность.

При прямом сравнении быстродействия контроллера памяти Haswell и контроллера памяти Ivy Bridge, оказывается, что при одинаковых настройках более новый вариант обеспечивает в целом близкую пропускную способность и латентность. Например, в этом можно убедиться на примере результатов тестов в AIDA64.



Ivy Bridge, 4 ядра, 4.0 ГГц, DDR3-1600 9-9-9-24-1N



Haswell, 4 ядра, 4.0 ГГц, DDR3-1600 9-9-9-24-1N


Впрочем, как видно по приведённым результатам, несмотря на все старания инженеров Intel, память в Haswell всё же работает чуть медленнее, чем в LGA 1155-системах прошлого покления, основанных на процессоре Ivy Bridge. И если отличие в практической пропускной способности почти незаметно, то латентность подсистемы памяти у Haswell оказывается примерно на 9 процентов выше. Это – плата за асинхронность.

Второе существенное изменение, касающееся работы подсистемы памяти в LGA 1150-системах, относится к конструкционному исполнению материнских плат. Разработанный Intel эталонный дизайн разводки для слотов DIMM теперь основывается на T-топологии, которая уравнивает слоты DIMM, подключенные к каждому из каналов, в правах. Это улучшает стабильность контроллера памяти и обеспечивает его совместимость с более широким набором различных модулей памяти и их конфигураций. Особенно приятно здесь то, что контроллер памяти процессоров Haswell получил возможность поддерживать скоростные режимы работы даже при использовании четырёх двухсторонних модулей, установленных во все доступные слоты DIMM. Учитывая же, что максимальный объём имеющихся на рынке планок DDR3-памяти составляет 8 Гбайт, платформа LGA 1150 может обеспечить беспроблемную работу 32-гигабайтных массивов оверклокерской памяти с высокими частотами и низкими задержками.

В остальном же всё осталось, как и раньше. Контроллер памяти у Haswell двухканальный, способный работать как в симметричном двухканальном, так и в одноканальном режимах. Осталась поддержка и технологии Flex Memory, позволяющей использовать двухканальный доступ в ассиметричных конфигурациях, когда объёмы и характеристики установленных в разных каналах памяти модулей не совпадают.

Как и в процессорах Ivy Bridge, частота DDR3 SDRAM у Haswell изменяется с дискретностью 266 или 200 МГц, что даёт определённую гибкость в выборе режимов и серьёзно расширяет множество доступных для контроллера частот работы DDR3 SDRAM. При этом формально контроллером поддерживается лишь DDR3-1333 и DDR3-1600 SDRAM, однако все сделанные в нём усовершенствования позволяют беспрепятственно использовать в платформе LGA 1150 память, работающую на значительно более высоких частотах. Так, имеющийся набор множителей для частоты памяти позволяет активировать режимы вплоть до DDR3-2933, причём столь скоростные режимы действительно достижимы, никаких проблем со стабильностью при их задействовании не наблюдается.

Если же к этому добавить появившуюся возможность разгона базовой частоты Haswell со 100 до 125 МГц, то доступные для задействования частоты памяти вырастут до 3666 МГц. Причём, в сети можно встретить массу свидетельств того, что и в таком состоянии в LGA 1150-системах избранная оверклокерская память может быть вполне работоспособна.



Как известно, важные изменения в Haswell произошли с системой питания. В этом процессоре появился встроенный преобразователь питания, самостоятельно формирующий все необходимые для работы CPU напряжения. От материнской платы теперь зависит только два напряжения: входное для процессора – Vccin и напряжение, подаваемое на модули питания, – Vddq. Все же внутренние процессорные напряжения, в том числе сигнальное напряжение кольцевой шины и напряжение питания L3-кэша и контроллера памяти, формируются процессорной силовой схемой самостоятельно. Такое нововведение освободило напряжение на памяти от каких-либо ограничений, и в процессорах Haswell допускается безопасное его увеличение выше уровня в 1,65 В. Иными словами, в LGA 1150 разгонять память с изменением её напряжения питания можно как угодно, не беспокоясь о возможной деградации процессорного контроллера памяти.



Таким образом, совокупность нововведений сделала новый контроллер DDR3 SDRAM процессоров Haswell не просто высокоэффективным, но и хорошо подходящим для работы с оверклокерскими модулями памяти. А это значит, что у энтузиастов в выборе памяти для LGA 1150 систем есть огромная свобода, которая вполне может повлиять на итоговое быстродействие.

G.Skill F3-2933C12D-8GTXDG

Прежде чем перейти к результатам тестирования, несколько слов необходимо сказать о тех модулях памяти, благодаря которым это исследование стало возможным. Для того чтобы получить максимально полную картину зависимости производительности от параметров подсистемы памяти, нам был нужен комплект модулей DDR3 SDRAM с предельно возможной частотой. Таким комплектам памяти свойственна наибольшая гибкость. Их не обязательно эксплуатировать на заявленных для них космических частотах, просто для своих флагманских оверклокерских планок DDR3 производители отбирают наиболее выигрышные чипы, сохраняющие стабильность на максимально широком поле настроек. Если же принять во внимание тот факт, что контроллер памяти Haswell способен обеспечить режимы вплоть до DDR3-2933, именно такую DDR3 мы и захотели получить на тестирование.

Серийный выпуск оверклокерских комплектов DDR3-2933 SDRAM на данный момент освоило лишь несколько производителей. В их числе: ADATA, Corsair, Geil и G.Skill. И именно последняя компания из этого списка откликнулась на нашу просьбу предоставить нам на тесты свой флагманский продукт, благодаря чему мы и получили в распоряжение набор G.Skill TridentX F3-2933C12D-8GTXDG, состоящий из пары 4-гигабайтных высокоскоростных «планок». Рассчитана такая память на эксплуатацию при частоте 2933 МГц с номинальными таймингами 12-14-14-35-2N, однако, как мы смогли убедиться в процессе тестов, на деле она способна работать и в немного более скоростном режиме при установке Command Rate 1N.



Спецификации этого набора оверклокерской памяти выглядят следующим образом:

Двухканальный комплект состоит из двух модулей по 4 Гбайт каждый;
Номинальная частота: 2933 МГц;
Тайминги: 12-14-14-35-2N;
Рабочее напряжение 1,65 В.

Модули, входящие в рассматриваемый комплект, с двух сторон закрыты фирменными двухцветными красно-чёрными алюминиевыми теплорассеивателями серии TridentX. Особенность этих радиаторов – двухъярусная сочленённая конструкция. В отличие от многих других производителей, G.Skill вняла многочисленным жалобам пользователей на то, что высокие радиаторы плохо совмещаются с массивными процессорными кулерами. Поэтому радиаторы серии TridentX сделаны разборными. Верхняя (красная) их часть легко снимается после откручивания двух крепёжных винтов, и в «облегчённом» варианте высота модулей сокращается с 54 мм до всего лишь 39 мм. В этом случае проблем механической совместимости с массивными кулерами на CPU не возникает, а оставшейся части радиатора вполне хватает для эффективного отвода тепла от чипов памяти.



Для обеспечения простоты установки и конфигурирования модули G.Skill TridentX F3-2933C12D-8GTXDG обладают поддержкой технологии XMP 1.3. В единственном подготовленном XMP-профиле содержатся задекларированные в спецификации частота и задержки. Если же добавить к этому гибкость и простоту конфигурирования контроллера памяти процессоров Haswell, практический запуск этой памяти на частоте 2933 МГц не составляет никакого труда. Формула «воткнул - и работай» в данном случае превосходно применима. Для обеспечения стабильной работы контроллера памяти не потребуется, скорее всего, даже дополнительного увеличения каких-либо внутрипроцессорных напряжений. Впрочем, на всякий случай для обеспечения максимальной совместимости в SPD рассматриваемых модулей прописана конфигурация для разнообразных вариантов DDR3-1333.



В основе скоростной памяти G.Skill лежат весьма популярные в среде оверклокеров чипы Hynix H5TQ4G83MFR, которые смонтированы на специально разработанной восьмислойной печатной плате. Такой дизайн, отличающийся отменным разгонным потенциалом и низким тепловыделением, отлично себя зарекомендовал, и его применение в памяти, нацеленной на покорение сверхвысоких частот, вполне закономерно. Практическая проверка показала: в LGA 1150-системе комплект G.Skill TridentX F3-2933C12D-8GTXDG может превосходно работать на частоте 2933 МГц с таймингами 12-14-14-35-1N.



Надо сказать, что модули G.Skill TridentX F3-2933C12D-8GTXDG специально ориентированы на системы с процессорами Haswell, которые основываются на материнских платах на базе Intel Z87. Частота памяти DDR3-2933 МГц доступна пока лишь в таких платформах. При этом рассматриваемые модули имеют достаточно обширный список протестированных на совместимость материнских плат. Фактически, можно говорить о том, что использование такой памяти не вводит никаких ограничений на выбор материнской платы. Большинство моделей материнок средней и верхней ценовой категории всех ведущих производителей могут стабильно работать с комплектом G.Skill TridentX F3-2933C12D-8GTXDG, что является его важным преимуществом.



Фактически, единственный минус скоростных комплектов DDR3 SDRAM вроде рассматриваемого, заключается в их значительной цене. Например, набор G.Skill TridentX F3-2933C12D-8GTXDG стоит дороже аналогичного двухканального комплекта DDR3-1866 в несколько раз. Так что обоснованность выбора такого варианта с точки зрения рационального покупателя находится под большим вопросом. Это – эксклюзивное предложение для энтузиастов высокой производительности.

Описание тестовых систем

В подготовке этого материала была задействована платформа LGA 1150, построенная на современной материнской плате с набором логики Intel Z87, в которую мы устанавливали оверклокерский процессор Core i5-4670K с дизайном Haswell. Однако главная роль в исследовании зависимости производительности от настроек подсистемы памяти досталась высокоскоростному комплекту памяти G.Skill F3-2933C12D-8GTXDG стандарта DDR3-2933, предоставленному нам для этого тестирования производителем.

В целом в тестировании были задействованы следующие аппаратные и программные компоненты:

Процессор: Intel Core i5-4670K, разогнан до 4,4 ГГц (Haswell, 4 ядра, 6 Мбайт L3);
Процессорный кулер: NZXT Havik 140;
Материнская плата: Gigabyte Z87X-UD3H (LGA1150, Intel Z87 Express).
Память: 2x4 Гбайт, DDR3-2933 SDRAM, 12-14-14-35 (G.Skill TridentX F3-2933C12D-8GTXDG).
Графическая карта: NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (3 Гбайт/384-бит GDDR5, 876-928/7000 МГц).
Дисковая подсистема: Intel SSD 520 240 GB (SSDSC2CW240A3K5).
Блок питания: Corsair AX760i (80 Plus Platinum, 760 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 8.1 Enterprise x64 с использованием следующего комплекта драйверов:

Intel Chipset Driver 9.4.0.1027;
Intel Management Engine Driver 9.0.2.1345;
Intel Rapid Storage Technology 12.9.0.1001;
NVIDIA GeForce Driver 334.89.

Заметьте, в настоящем тестировании мы использовали разогнанный до 4,4 ГГц процессор Haswell. Дело в том, что внештатное повышение тактовой частоты дополнительно увеличивает производительность и позволяет получить более ярко выраженную картину зависимости быстродействия от параметров подсистемы памяти.

Частота против таймингов

Каждый раз, когда речь заходит об оптимальном выборе памяти, рано или поздно встаёт вопрос о том, к чему стоит стремиться в первую очередь: к повышению частоты работы подсистемы памяти или же к снижению её задержек. Однако на этот раз мы избежим подробных тестов модулей DDR3 SDRAM, отличающихся одними лишь таймингами. Дело в том, что с выходом каждой новой платформы влияние задержек на общую производительность уменьшалось, и к настоящему времени оно, пожалуй, уже прошло критическую точку. Конечно, зависимость производительности от таймингов всё ещё возможно заметить, но по сравнению с тем эффектом, который оказывает на быстродействие системы изменение частоты DDR3 SDRAM, она стала незначительной.

Тому есть две основные причины. Во-первых, с ростом частоты работы памяти её минимальная латентность в любом случае увеличивается, и на этом фоне относительная величина прибавки варьируемых задержек становится всё менее и менее заметной. Одно дело - увеличение тайминга на пару циклов с трёх-четырёх (как было в случае DDR2 SDRAM), а другое - с девяти-десяти (в случае скоростной DDR3 SDRAM). В первом случае латентность возрастает на 50-70 процентов, а во втором - лишь на 20-22 процента. Соответственно, разница между различными вариантами таймингов у современной памяти с практической точки зрения уже далеко не так существенна, как ранее. Кроме того, на потерю схемой таймингов своего первоначального значения повлияло и общее совершенствование схемы работы процессоров с памятью. Применяемое в современных процессорах многоуровневое кэширование, а также алгоритмы предварительной выборки серьёзно маскирует реальную латентность оперативной памяти, сдвигая акценты на её пропускную способность.

Собственно, отсутствие нужды в гонке за низкими таймингами у высокочастотной DDR3 SDRAM давно уже осознали производители оверклокерских комплектов памяти. Предложения с латентностью 7-8 циклов давно исчезли из продажи, и сейчас на прилавках магазинов достаточно трудно найти модули DDR3 SDRAM с параметром CAS Latency менее 9-10 циклов. Число же предложений со сверхвысокими частотами и большими задержками при этом неуклонно растёт.

Впрочем, мы бы не хотели оставлять голословными утверждения о незначительности влияния таймингов на производительность подсистемы памяти в современных платформах, построенных на процессорах Haswell. Поэтому мы провели и практическое тестирование, в рамках которого сравнили реальное быстродействие идентичных систем, укомплектованных DDR3-1600 и DDR3-1867 SDRAM с различными задержками.












Приведённые графики выступают яркой иллюстрацией всего вышесказанного. Увеличение частоты работы памяти на 266 МГц оказывается заметно более эффективным, нежели снижение всех задержек на 3-4 цикла. И даже с точки зрения реальной латентности, которая реагирует на изменение задержек наиболее чутко, DDR3-1867 с достаточно слабыми таймингами 10-10-10-29 оказывается лучше, чем отсутствующая в продаже DDR3-1600 с агрессивными задержками 7-7-7-21. Если же судить о быстродействии подсистемы памяти, опираясь на показатели реальной пропускной способности, то DDR3-1600 не может сравниться со слегка более высокочастотным вариантом вообще ни при каких обстоятельствах.

Иными словами, задержки памяти в современных системах действительно стали совсем малозначительным фактором. Поэтому при выборе DDR3 SDRAM для процессоров Haswell в первую очередь надо обращать внимание на частоту её работы, а низкая CAS Latency и прочие подобные величины практически не сказываются на реальном быстродействии. Аналогичным образом следует поступать и при настройке и разгоне системы - сначала следует бороться за повышение частоты работы DDR3 SDRAM, а уж потом, при особом желании, заниматься минимизацией задержек.

Зависимость производительности от частоты памяти

Переходим к основной части исследования, ради которой всё и затевалось: попробуем определить, насколько сильно параметры подсистемы памяти в платформе LGA 1150 влияют на быстродействие в обычных общеупотребительных приложениях. Как было показано выше, тайминги DDR3 SDRAM в современных компьютерных системах оказывают крайне незначительное влияние даже на результаты синтетических тестов. Поэтому в подробном практическом тестировании мы решили отказаться от сравнения подсистем памяти с одинаковой частотой, но разными задержками, сосредоточившись на более ценной с практической точки зрения задаче сравнения DDR3 с различной частотой. Тем более, большинство имеющихся в продаже комплектов оверклокерской памяти отличаются друг от друга одними только задержками крайне редко. Частоты же имеющейся на рынке DDR3 SDRAM в настоящее время чрезвычайно разнообразны и, желая покрыть полный спектр доступных для использования вариантов, мы протестировали систему на базе Haswell с различными типами памяти, начиная с DDR3-1333 и заканчивая DDR3-2933 SDRAM. При этом задержки устанавливались по наиболее популярной для каждой частоты схеме. Конкретнее это означает, что испытания проводились со следующими вариантами двухканальной DDR3-памяти:

DDR3-1333, 9-9-9-24-1N;
DDR3-1600, 9-9-9-24-1N;
DDR3-1866, 9-10-9-28-1N;
DDR3-2133, 11-11-11-31-1N;
DDR3-2400, 11-13-13-31-1N;
DDR3-2666, 11-13-13-35-1N;
DDR3-2933, 12-14-14-35-1N.

Кроме настроек подсистемы памяти в тестовой платформе, основанной на разогнанном до частоты 4,4 ГГц четырёхъядерном процессоре поколения Haswell, ровным счётом ничего не менялось.

Синтетические тесты

Начать мы решили с измерения практической пропускной способности и латентности. Для этого использовался бенчмарк Cache and Memory из утилиты AIDA64 4.20.2820.









Как видно из результатов, варьируя частоту работы DDR3-памяти, можно добиться почти двукратного изменения практической пропускной способности. Что, в общем-то, вполне закономерно: частота и теоретическая полоса пропускания DDR3-1333 и DDR3-2933 различается более чем в два раза. Что же вызывает некоторое удивление, это то, что зависимость результатов от частоты оказывается далеко не линейной. Наиболее быстрые режимы памяти по каким-то причинам не обеспечивают максимальную пропускную способность. Лучший результат демонстрирует DDR3-2400 и DDR3-2666. Дальнейшее же увеличение частоты влечёт за собой некоторое падение в скорости обмена данными с памятью.

Впрочем, практическая латентность изменяется немного по другому закону.



Задержки при увеличении частоты DDR3 SDRAM снижаются в любом случае, включая и переход к наиболее скоростным режимам. Таким образом, оверклокерская DDR3-2666 и DDR3-2933 может оказаться далеко не бесполезной с точки зрения быстродействия обычных приложений. Чтобы проверить это, обратимся к тестам в реальных задачах.

Комплексная производительность

Для анализа комплексной средневзвешенной производительности в общеупотребительных применениях мы использовали популярный бенчмарк Futuremark PCMark 8 2.0, а, конкретнее, его три тестовые трассы: Home, моделирующую типичную интернет-активность домашних пользователей в, плюс их работу в текстовых и графических редакторах; Work, моделирующую работу с различными офисными приложениями и в интернет; и Creative, воспроизводящую поведение продвинутых пользователей, увлекающихся серьёзной обработкой фото и видео контента, 3D-играми, а также активно использующих сеть для получения информации и общения.









Результаты получились явно не в пользу быстрых вариантов DDR3 SDRAM. В синтетических тестах памяти всё выглядело очень красиво, но Futuremark PCMark 8 2.0 рисует диаметрально противоположную картинку. Если верить показателям производительности этого теста, то правы оказываются те пользователи, которые считают, что за последние 10-15 лет скоростные параметры подсистемы памяти так и не получили достаточного значения. Отличия в производительности систем с быстрой и медленной двухканальной DDR3 SDRAM не превышают 1-2 процентов.

Однако мы не будем полагаться на один лишь только комплексный тестовый пакет и дополнительно посмотрим на скорость работы в популярных приложениях.

Тесты в приложениях

В Autodesk 3ds max 2014 мы измеряем скорость рендеринга в mental ray специально подготовленной сложной сцены.



На скорость финального рендеринга частота работы памяти оказывает крайне малозаметное влияние. Более чем двукратное увеличение пропускной способности DDR3 SDRAM позволяет получить лишь совсем несерьёзное преимущество на уровне одного процента.

Производительность в новом Adobe Premiere Pro CC тестируется измерением времени рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.



А вот тут, при обработке видеоконтента высокого разрешения, ситуация складывается уже совсем иначе. Разница в производительности системы с DDR3-1333 и с DDR3-2933 достигает 8 процентов, и незаметной её назвать никак нельзя. Иными словами, среди современных задач существуют и такие, для которых скорость памяти играет весьма заметное значение.

Кстати, если посмотреть на результаты более подробно, то становится очевидно, что наиболее выгодный для Premiere Pro тип памяти – это DDR3-2400. Дальнейшее повышение частоты уже не влечёт за собой заметного роста быстродействия, а вот цены на комплекты DDR3-2666 и DDR3-2933, напротив, заметно выше, чем у более медленных продуктов.

Измерение производительности в новом Adobe Photoshop CC мы проводим с использованием собственного теста, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, включающий типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.



К числу приложений, чутко реагирующих на параметры подсистемы памяти, можно отнести и Photoshop. Платформа, снабжённая высокоскоростной двухканальной DDR3-2933 SDRAM, превосходит по скорости работы аналогичную платформу с DDR3-1333 на 12 процентов. Преимущество же «оптимального выбора», DDR3-2400 над повсеместно распространённой DDR3-1600 также хорошо заметно: оно достигает 8 процентов.

Для измерения быстродействия процессоров при компрессии информации мы пользуемся архиватором WinRAR 5.0, при помощи которого с максимальной степенью сжатия архивируем папку с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт.



Архивация файлов – такая задача, в которой можно было наблюдать хорошую масштабируемость производительности в зависимости от частоты памяти и ранее, в эпоху популярности процессоров под разъёмы LGA 1155, LGA 1156 и даже LGA 775. Ничего не изменилось и сейчас. Каждый 266-мегагерцовый шаг в частоте DDR3 SDRAM увеличивает скорость работы архиватора WinRAR на 3-4 процента. В целом же, DDR3-2933 позволяет процессору Haswell достичь на 23 процента более высокой производительности, чем в том случае, когда в системе установлена DDR3-1333.

Для оценки скорости перекодирования видео в формат H.264 использовался тест x264 FHD Benchmark 1.0.1 (64bit), основанный на измерении времени кодирования кодером x264 исходного видео в формат MPEG-4/AVC с разрешением 1920x1080@50fps и настройками по умолчанию. Следует отметить, что результаты этого бенчмарка имеют огромное практическое значение, так как кодер x264 лежит в основе многочисленных популярных утилит для перекодирования, например, HandBrake, MeGUI, VirtualDub и проч. Мы периодически обновляем кодер, используемый для измерений производительности, и в данном тестировании приняла участие версия r2389, в которой реализована поддержка всех современных наборов инструкций, включая и AVX2.



А вот при транскодировании видео высокого разрешения масштабируемость производительности в зависимости от параметров подсистемы памяти не столь заметна. Преимущество DDR3-2400 над общеупотребительной DDR3-1600 составляет всего 3 процента, в то время как один 266-мегагерцовый шаг в частоте памяти позволяет добиться ускорения выполнения перекодирования примерно на 1 процент. Причём, после повышения частоты памяти за 2400-мегагерцовую отметку рост производительности становится ещё более неуловимым.

Игровая производительность

Самая интересная часть нашего тестирования – измерение игровой производительности. Дело в том, что современные 3D-игры относятся к числу задач, нуждающихся в быстрой памяти, и мы ожидаем, что при игровом использовании быстрая память сможет раскрыть свои преимущества в полной мере.

В то же время, производительность актуальных высокопроизводительных платформ в подавляющем большинстве современных игр определяется мощностью графической подсистемы. Именно поэтому при тестировании мы выбирали наиболее процессорозависимые игры, а измерение количества кадров провели дважды. Первым проходом тесты выполнялись без включения сглаживания и с установкой далеко не самых высоких разрешений. Такие настройки дают возможность оценить то, насколько нужна быстрая память игровым системам в принципе. То есть, позволяют строить догадки о том, как будут вести себя платформы с различной DDR3 SDRAM в будущем, когда на рынке появятся более быстрые варианты графических ускорителей. Второй же проход измерения производительности выполнялся с реалистичными установками – при выборе FullHD-разрешения и максимального уровня полноэкранного сглаживания. На наш взгляд такие результаты не менее интересны, так как они отвечают на часто задаваемый вопрос о том, какой уровень игровой производительности можно получить прямо сейчас – в современных условиях.












При измерении частоты кадров в 3D-играх с установкой пониженного разрешения оказывается, что современные шутеры легко можно отнести к числу задач, чрезвычайно отзывчивых к производительности подсистемы памяти. Как видно по результатам, одна лишь частота работы памяти может повысить производительность на треть – именно такая ситуация наблюдается в новом Thief. В других играх влияние памяти менее выражено, но, тем не менее, среднее различие в производительности основанной на Haswell платформы с медленной DDR3-1333 и оверклокерской DDR3-2933 составляет порядка 20 процентов. Иными словами, увеличение частоты DDR3 SDRAM на каждые 266 МГц увеличивает игровую производительность на 2-3 процента.

Впрочем, столь впечатляющая масштабируемость получена во многом благодаря тому, что мы целенаправленно разгрузили графическую подсистему. Если же в играх выставлять максимальные настройки качества, то картина будет такой.












Здесь влияние скорости памяти на производительность выражено гораздо менее явно. Если раньше различие в быстродействии систем с быстрой и медленной памятью доходило до десятков процентов, то выбор высокого качества изображения снижает максимальный прирост примерно на порядок. Впрочем, на примере Thief можно сделать вывод, что такая ситуация свойственна далеко не любым играм. Существуют ситуации, в которых частота DDR3-памяти может заметно повлиять на производительность и в режимах с максимальными настройками качества. Таким образом, бескомпромиссные геймеры, стремящиеся выжать максимум из своих систем, не должны пренебрегать скоростной памятью. Ситуации, когда именно эта составляющая платформы сможет оказать заметное влияние на производительность, отнюдь не невероятны.

Выводы

Производительность современных систем, построенных на процессорах поколения Haswell, продемонстрировала достаточно заметную зависимость от параметров подсистемы памяти, и в первую очередь, от частоты используемых модулей. Со всей определённостью можно сказать о том, что эпоха, когда параметры памяти практически ни на что не влияли, уже прошла. Сегодня одним только подбором характеристик установленных в системе планок DDR3 SDRAM можно увеличить скорость работы на 20-30 процентов.

Правда, столь явное влияние на быстродействие в приложениях скорость подсистемы памяти оказывает далеко не всегда. Среди распространённых задач, решаемых персональными компьютерами, есть как малочувствительные к производительности памяти, так и такие, для которых быстрая DDR3 SDRAM более чем важна. Обобщая результаты тестов можно сказать, что задумываться о выборе скоростных комплектов модулей DDR3 SDRAM стоит в двух случаях: либо при комплектовании игровых систем, либо при сборке домашних рабочих станций, направленных на обработку изображений и видео высокого разрешения.

При этом основное внимание в выборе памяти для LGA 1150-платформ верхнего уровня следует уделить частоте (естественно, после принятия взвешенного решения о необходимом объёме), а не задержкам. Представленные на прилавках магазинов комплекты DDR3 SDRAM мало отличаются по латентностям, зато их частоты различаются более чем вдвое. И это неспроста. Как показывает практика, именно частота DDR3 SDRAM оказывает первоочередное влияние на производительность.

Современные системы, построенные на процессорах Haswell, хорошо подготовлены для работы с высокоскоростной DDR3. Тактование памяти на частоте вплоть до 2933 МГц не вызывает никаких проблем и не требует каких-либо ухищрений в настройке. Поэтому такую память вполне можно было бы рекомендовать всем энтузиастам, если бы не одно но. Высокочастотная память несусветно дорога, поэтому заинтересовать она может разве только тех редких покупателей, которые не имеют никаких ограничений по бюджету. С точки же зрения здравого смысла наиболее интересным вариантом для высокопроизводительных систем имеет все шансы стать DDR3-2400 SDRAM. Оверклокерская наценка на такую память не слишком высока, а прирост быстродействия по сравнению со стандартными вариантами вроде DDR3-1600 она обеспечивает очень достойный. Более того, дальнейший рост частоты памяти, как показывают тесты, даёт заметно меньший эффект, но вот цена после перехода через 2400-мегагерцовую отметку взлетает астрономически.


Загрузка...