sonyps4.ru

Структура и формы информационной культуры.

Формирование информационной культуры

У индивида ее формирование начинается практически с рождения (новорожденный слышит радио, телевизор), продолжается в школе и практически заканчивается с его смертью (в информационном обществе). Люди старшего поколения были вынуждены социализироваться в более позднем возрасте, и этот процесс продолжается до наших дней. Сегодня практически повсеместно в России идет внедрение новейших компьютерных информационных технологий во все сферы человеческой жизни. Это освоение компьютерной грамотности населением, подключение к различным компьютерным сетям, освоение методов дистанционной передачи информации, что очень актуально для огромной территории нашей страны. Освоение и повышение уровня информационной культуры в России идет достаточно быстрыми темпами. Однако "компьютеризация всей страны" отнюдь не означает устранение прежних форм передачи знаний и информации. Свою роль по-прежнему будут выполнять личностные формы трансляции культуры – от родителей к детям, от учителя к ученику. Сохранится и книжная культура или созерцание классического искусства, выражающего высокие образцы человеческого духа и высшие ценности. Но все это дополняется новыми формами передачи и обмена информацией, основанными на виртуальных коммуникациях, особенности которых и определят в дальнейшем основные черты информационной культуры индивида .

Постепенно от письменной культуры человечество переходило к новой жранной культуре. Она складывалась на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Возникло новое экранное мышление, для которого характерно сращение логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Основой новой культуры стала экранная страница, которая является общечеловеческой и создает невиданные возможности общения людей. Экран, конечно, не исключает письменного текста, но дополняет его устной речью, видовыми изображениями, поведением изображаемых персонажей, анимационными методами, музыкальным звучанием и т.д. Кроме того, сам текст и любая программа стали подвижными, многозначными и управляемыми. Вместо однозначного и однонаправленного потока информации от текста к культурному субъекту здесь возникли элементы диалога с экраном, что находит выражение, в частности, в компьютерных экзаменах, играх и т.д.

С другой стороны, прежнее культурное достояние общества или индивида утратило свое значение именно с появлением массмедиа, как считает французский социолог А. Моль . При этом даже базовая система образования, принятая в обществе, также перестает играть прежнюю роль. Для рядового человека гораздо большее значение имеет не сумма знаний, полученных в семье, школе или колледже, а то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или в кино, прочтен на афише или в газете, узнает из разговора с сослуживцами и соседями. В результате прежняя более или менее целостная система знаний и ценностей, составляющая мировоззрение и структуру личности, заменяется набором переменчивых установок, на которые постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ).

Но наряду с массовой культурой, особую роль в формировании информационной культуры играют телекоммуникационные электронные технологии. Именно они создают техническую возможность для создания сверхнасыщенного информационного поля, которое практически повсеместно окружает современного человека, но, при всей его вездесущности, воздействие его носит скорее выборочный, адресный характер. В результате появления этих технологий происходит отход от централизованного распределения информации, что проявляется в развитии телевидения в направлении увеличения числа каналов, адресованных на различные аудитории, а также в распространении кабельного и спутникового телевещания. Если телевидение – это коммуникативная система с односторонней связью, то сетевые компьютерные технологии дают возможность для двустороннего интерактивного общения людей в режиме реального времени (например, сеть Интернет) .

Работая с информацией различными способами, человек приобщается к информационной культуре, пополняя свои базовые знания, в результате чего и происходит обогащение его культурной жизни. Повышение культурного уровня человека происходит в основном в условиях новой реальности – виртуальной коммуникации. Однако использование виртуальной коммуникации для информационного обмена имеет целый ряд особенностей. Существуют значительные отличия между общением, состоявшимся в условиях естественной коммуникации, и общением с помощью технических средств в режиме онлайн . Эти отличия связаны, прежде всего, с изменением типа коммуникации с естественной (непосредственное общение и традиционные занятия) на виртуальную (телефон, телевидение, радио и т.д.). Кроме того, технические средства, которые используются при дистанционной передаче информации, в силу своих несовершенства и принципиальных особенностей вносят искажения в предоставляемую информацию. Сама форма предоставляемой информации является новой, необычной, особенно для людей, мало знакомых с современными информационными технологиями. Это отвлекает внимание и снижает эффективность восприятия информации .

Необходимо отметить еще один и весьма негативный аспект, связанный со сменой типа коммуникаций. Виртуальные коммуникации во многом не подконтрольны обществу, и деструктивная информация в большом объеме доступна человеку. В современном обществе проблема информационной безопасности становится с внедрением новых информационных технологий все более актуальной, так как одной из негативных черт информационного общества является трудность выявления достоверной информации из того потока информации, который обрушивается сегодня на человека.

Признаки информационной культуры

На основании вышеизложенного можно сказать, что для свободной ориентации 15 информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах :

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
  • владении основами аналитической переработки информации;
  • умении работать с различной информацией;
  • знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

На сегодня можно выделить следующие основные характеристики и свойства информационной культуры в информационном обществе :

  • 1) информационная культура является результатом процесса социализации индивида в обществе и, прежде всего, определяется его потребностями;
  • 2) информационная культура является частью культуры информационного общества и занимает в ней все большее место;
  • 3) информационная культура информационного общества основана на информационных технологиях, реализованных на основе виртуальных коммуникаций;
  • 4) информационная культура динамично развивается и изменяется вслед за сменой информационных технологий. Следствием этого является непрерывность процесса социализации в информационном обществе;
  • 5) информационная культура носит наднациональный, глобальный характер в силу глобальности коммуникаций и общих информационных технологий;
  • 6) информационная культура изменяет межличностные, социальные и производственные отношения в обществе и всех сферах деятельности индивида;
  • 7) информационная культура в информационном обществе является основой информационной безопасности индивида;
  • 8) отсутствие или низкая информационная культура ограничивает возможности социализации индивида в обществе.

Информационный ресурс общества (ИРО)

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

ИРО– это знания, уже готовые для целесообразного социального использования

ИРО в широком смысле - отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Глобальная информатизация общества является причиной возрастания роли информации.

Классификация информационных ресурсов:

      тематика информации;

      форма собственности – государственная, частная и тд;

      доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

      принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

      источник информации – официальная информация, публикации в СМИ и тд;

      назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

      форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

      вид носителя

      информации – бумажный, электронный.

Образовательный информационный ресурс - текстовая, графическая и мультимедийная информация, созданная специально для использования в процессе обучения.

Субъекты и объекты этих ресурсов.

Субъекты классифицируются следующим образом:

      субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент);

      субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

      субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

      субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам относят:

      учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

      учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

      научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

      дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

      системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

      электронные полнотекстовые библиотеки;

      электронные периодические издания сферы образования;

      электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

      электронные архивы выпусков.

2. Задания для самостоятельной работы студентов

Задание 1. Приведите примеры:

    достоверной, но необъективной информации;

Петя получил двойку, где то в районе 2ух часов дня

    объективной, но недостоверной информации;

Земля всегда была плоская

    полной, достоверной, но бесполезной информации;

Я ел сегодня борщ

    неактуальной информации;

Советский союз развалился

    актуальной, но непонятной информации.

Сегодня я объяснил ему то о чем говорил вчера

Задание 2. Заполните таблицу «Формирование информационной культуры»

Изменения в сфере образования

Изменение уклада жизни людей

Опасности информационного общества

С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стала развиваться относительно новая технология - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через сеть Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Определенную опасность таит внешнее поверхностное использование средств ИКТ и информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых и индивидуальных проектов.

Задание 3. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

1)Что такое WWW?

Всеми́рная паути́на (англ. World Wide Web) -распределённая система, предоставляющая доступ ксвязанныммежду собой документам, расположенным на различныхкомпьютерах, подключенных кИнтернету. Для обозначения Всемирной паутины также используют слововеб (англ. web«паутина») и аббревиатуруWWW .

Источник

    Кто разработчик первого компьютера?

Одним из первых механических вычислительных устройств был изобретен Паскалем в 1642 году. Он суммировал и вычитал большие числа. Через три десятилетия Лейбниц создал более сильный калькулятор с делением и умножением.

Источник

    Когда отмечают Всемирный день информации?

26 ноября отмечается Всемирный день информации (World Information Day), который проводится ежегодно с 1994 года по инициативе Международной академии информатизации (МАИ), имеющей генеральный консультативный статус в Экономическом и Социальном советах ООН, и Всемирного информациологического парламента (ВИП). В этот день в 1992 году состоялся первый Международный форум информатизации. Сегодня Всемирный день информации отмечается во многих странах мира. Источник

    Когда появился первый в мире мультимедийный персональный компьютер?

Первый мультимедийный компьютер в мире - Amiga 1000 (1985)

Источник

    Кто в 1673 году в Лондоне на заседании Королевского общества демонстрирует арифмометр, который умел выполнять умножение, деление и извлечение корней?

Лейбниц, Готфрид Вильгельм

Источник

    Когда отмечают Всемирный день программиста?

День программи́ста - профессиональный праздник программистов, отмечаемый в 256-й день года. Число 256 (2 8) выбрано потому, что это количество различных значений, которые можно выразить с помощью восьмиразрядного байта. Также это максимальная целая степень числа 2, которая не превышает количества дней в году (365).

Источник

7) Когда родился Блез Паскаль?

Формирование информационной культуры читателей

Информационная культура – многоаспектное понятие, возможности и способности человека ориентироваться в информационном пространстве, пользоваться возможностями информационного окружения, уметь применять информационные технологии, владение компьютерной грамотностью.

Современная жизнь полна перемен. Меняется страна, меняется библиотека, меняются информационные и культурные запросы населения. Сегодня к библиотеке и библиотекарю представляются повышенные требования. Не секрет, что только обновление знаний, навыков помогает библиотечному специалисту сохранить творческую форму, способность активно усваивать современные идеи, искать и находить новое, интересное для читателей. Эта работа является для библиотек традиционной. Другое дело, что не всегда и не во всех библиотеках она ведётся на должном уровне и отвечает предъявляемым сегодня требованиям. Поэтому общий уровень культуры чтения, и библиографической грамотности у большинства читателей публичных библиотек ещё не достаточно высок. Многие из них не могут свободно ориентироваться в различных библиографических пособиях, выбирать самостоятельно литературу или использовать научно-справочный аппарат изданий, самостоятельно пользоваться СБА, намечать переписку своего чтения.

Но не менее важно дать читателю представление о возможностях ЦБС (центральной библиотечной системы), что пользуясь конкретной библиотекой, он может получить по внутрисистемному обмену и МБА практически любое издание из единого фонда, равно как и из фонда другой библиотеки региона в том числе и специальной.

Читатели должны иметь достаточно полные и систематизированные знания о книге как источнике информации, об особенностях изданий различных видов и их аппарате, об организации издательского дела в стране и специфике печатной продукции универсальных и отраслевых издательств. Важно также обратить внимание читателей на публикацию в периодических изданиях критико-библиографической информации.

Библиографическая работа – это совокупность процессов и операций по подготовке к использованию разнообразных библиографических средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями и пользователями. Это достигается путём:

– формирование и ведение справочно-библиографического аппарата;

– составление для читателей библиотеки разнообразных библиографических пособий – указателей и списков литературы, всевозможных картотек;

– подготовки и проведения устных библиографических обзоров;

– справочно-библиографического обслуживания (обеспечение читателей библиографической информацией по их разовым запросам);

– библиографического информирования (обеспечение читателей библиографической информацией по их долговременным постоянно действующим запросам);

– информационного (библиографического) обучения.

Практика работы ЦБС показывает, что читатели не знают многих важнейших справочных изданий, не умеют ими пользоваться. Поэтому читателям нужно рассказать о назначении и особенностях различных видов справочных изданий, научить их приёмам поиска нужных сведений. Следует обращать внимание читателей на то обстоятельство, что библиографические пособия являются источниками информации о книгах, статьях и других материалах, представленных не только в данной библиотеке, но и в других фондах.

Уровень пропаганды библиографических знаний во многом определяется уровнем СБА (справочно-библиографического аппарата), СБО (справочно-библиографического обслуживания) и библиографического информирования. От того, на сколько профессионально организован справочно-библиографический аппарат, зависят качество выполняемых справок, активность использования читателями каталогов, картотек, справочных и библиографических изданий, обращаемость фонда. Неполная, неоперативная информация о едином фонде ЦБС, сужает круг выдаваемой литературы, лишает читателей возможности своевременно узнавать о новинках.

Плановость, систематичность, практическая направленность, эффективность – таковы основные требования, которым должна отвечать пропаганда библиографических знаний. Работа ведётся в соответствии с намечаемыми планами, систематично. Читатели приобретают определённую сумму знаний с учётом уровня образования и культуры чтения, специфических потребностей (самообразовательных, профессиональных, любительских). Главное в проводимой работе должно быть не количество запланированных мероприятий, а их результативность, высокий профессиональный уровень.

Система работы по формированию библиографической культуры и пропаганде библиотечно-библиографических знаний предусматривает использование различных методов и форм охватывает всех читателей.

Методы и формы работы обуславливаются целями поставленными библиотекарем (привлечение в библиотеку, приобщение к чтению, развитие и углубление самообразовательных или профессиональных потребностей, уровнем культуры чтения, возможностями ЦБС и библиотек региона. Формы пропаганды библиографических знаний классифицируется по способу передачи знаний и по широте охвата читателей. Так, в зависимости от способа передачи в массовых библиотеках применяются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний. По широте охвата читателей выделяются формы индивидуальной, групповой и массовой работы.

Основными формами наглядной пропаганды библиографических знаний являются: библиографические ссылки и отсылки в фонде, выставки и просмотры справочных и библиографических изданий, схемы организации СБА, схемы-алгоритмы библиографического поиска, плакаты, альбомы, стенды, стенгазеты, бюллетени.

Наглядные формы – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Действенность наглядных форм усиливается сочетанием их с устными и печатными средствами пропаганды. Так, книжные выставки или открытый просмотр литературы организуется в комплексе с библиографическим обзором, массовыми и групповыми консультациями, индивидуальными беседами.

Библиографические ссылки и отсылки связывают отраслевые отделы фонда между собой, а также с соответствующими разделами каталогов и картотек, помогают в поиске и выборе книг. Их помещают на внутриполочных выставках или отдельно, с помощью специальных держателей. Обращённые к читателю библиографические ссылки напоминают, что полную информацию о составе и содержании фонда может дать только систематический каталог, так как на полке книги находятся в постоянном движении. Ссылки и отсылки от одного раздела фонда к другому помогают читателям находить литературу по одной теме, размещённую при систематической расстановке в разных отделах.

Выставки справочных и библиографических изданий оформляются с целью пропаганды их среди читателей. Они могут быть постоянными или временными. В ряде случаев на выставки отбирают прикнижные и внутрижурнальные библиографические пособия.

Тематические выставки посвящены актуальным вопросам политической жизни, экономики, науки, техники, культуры, искусства. Могут быть в виде цикла из нескольких экспозиций с единым названием.

Жанровые выставки близки к тематическим. На них экспонируется литература по отдельным жанрам (роман, поэзия, мемуары м др.), раскрывающая ту или иную тему или исторический период жизни страны, те или иные виды изданий (альбомы, открытки и др.).

Выставки-просмотры литературы по определённой теме или отрасли знания включают литературу всех видов за ряд лет. Они предназначаются в помощь профессиональному чтению и адресованы специалистам (промышленного, сельскохозяйственного производства и др.), организуются как часть комплекса мероприятий (День информации, неделя специалиста и др.), включающих кроме выставки библиографические обзоры, лекции, консультации, встречи.

Плакаты, схемы применяются для пропаганды библиотечных каталогов и библиографических картотек. Они обычно содержат текст и иллюстративный материал. Они могут быть посвящены отдельным каталогам (картотекам) и содержать полное наименование этого каталога (картотеки), информацию о том, какие виды изданий и материалов отражены, за какой период времени, как сгруппированы библиографические записи. На плакате-схеме систематического каталога обязательно даётся перечень основных делений.

Схема организации СБА должна быть оформлена по возможности в каждом подразделении ЦБС. На ней должны быть представлены все элементы единого СБА, в том числе и отсутствующие в данном филиале. В схеме приводятся сведения о степени полноты отражения единого фонда ЦБС, и каждой его части (ЦБ, библиотеки-филиала), о хронологических рамках охвата отражаемой литературы и т.п. Пользуясь унифицированной схемой, читатель любого подразделения ЦБС получает представление об её информационных возможностях.

Схема-алгоритм библиографического поиска помогает читателю выбрать наиболее оптимальный путь поиска документов по каталогам, картотекам, библиографическим пособиям.

Бюллетени, стенгазеты содержат главным образом всевозможные методические консультации по библиографическим вопросам, информацию о библиографических пособиях, советы специалистов по использованию определённых материалов. В них также помещаются отзывы читателей о библиографических пособиях, беседах и т.п.

Стенды оформляются, как правило, в крупной библиотеке. На них помещаются методические материалы, отдельные библиографические пособия, иллюстрированные плакаты.

Альбомы, папки материалов пропагандируются публикации в газетах и журналах по вопросам представляющих интерес для читателей: о деятельности издательств, серийных изданиях, крупнейших библиотеках страны и мира, по истории данной библиотеки и другое. Их оформляют в тех случаях, когда нет возможности развернуть выставку. Материалы, собираемые в альбомы и папки, используются и работниками библиотеки.

Основными формами устной пропаганды библиографических знаний являются: беседы, обзоры библиографических пособий, лекции, семинары и читательские конференции.

Специфика устных форм проявляется в непосредственном общении библиотекаря, организующего данное мероприятие с пользователями, для которых оно организуется, в обратной связи, помогающий скорректировать усилия библиотекаря и т.д. Успех устного информирования напрямую зависит не только от того, что говорит библиотекарь, но и от того, как он говорит. Устное информирование не только передаёт некую информацию, но оказывает значительное эмоциональное воздействие которое для некоторых читательских групп представляется очень важным.

Беседы проводятся в фонде, у каталогов и библиографических картотек, у стеллажей, где размещён СБФ. Они могут быть индивидуальными и групповыми. Читателям разъясняются назначение и особенности организации различных каталогов, картотек, правила библиографического описания книг и статей, методика поиска нужных сведений в энциклопедиях, словарях и справочниках, приёмы использования вспомогательных указателей к изданиям. Беседы проводятся и непосредственно в ходе поиска ответа на запросы читателя, что способствует активизации библиографического обучения.

Групповые беседы целесообразно проводить по заранее намеченному плану. Чаще всего они посвящаются вопросам организации СБА, методики поиска нужной информации по алфавитному и систематическому каталогам и сопровождаются практическими заданиями для читателей.

Проводятся также консультации которые носят методический характер (содержат советы о том, как следить за новинками художественной литературы, как правильно выбирать книги по специальности и т.д.). В соответствии с интересами и запросами комплектуют группы читателей, подбирают библиографические пособия.

Обзоры библиографических пособий предназначаются, как правило, небольшим по численности группам читателей, которых объединяет общность интереса к теме, уровень общеобразовательной, профессиональной подготовки. При проведении обзора следует использовать достаточно широкий круг изданий. Как показывает опыт работы ЦБС, это обеспечивает их высокий качественный уровень и действенность.

Но для читателей, ещё не владеющих в достаточной мере навыками самостоятельного пользования библиографическими пособиями, проводятся обзоры иного рода, они носят обучающий характер. Библиотекарь предварительно подбирает библиографические пособия определённого назначения – в соответствии с потребностями группы читателей, что и обуславливает содержание каждого элемента обзора. Чтобы заинтересовать читателей библиографическими пособиями, рекомендуется начинать рассказ о них с характеристики отражаемых произведений. В заключительной части обязательно даются рекомендации практического характера.

Иногда подготавливаются тематические обзоры библиографических пособий или обзоры библиографических серий, интерес к которым был выявлен в предварительных беседах с читателями.

Читательская конференция проводятся обычно в конце года с целью подведения итогов работы по библиографическому обучению. На обсуждение выносятся вопросы: роль каталогов и картотек в много аспектном раскрытии фонда библиотеки и выборе литературы, значение справочных и библиографических изданий и библиографии в целом и другое. Важно, чтобы конференция отвечала наиболее типичным запросам читателей. Читательские конференции наиболее эффективно позволяют осуществлять обратную связь библиотеки с читателями. На читательской конференции сталкиваются и формируются читательские мнения о книге.

К печатным формам пропаганды относятся путеводители по библиотекам, памятки, учебно-методические и практические пособия, листовки. Эти издания подготавливаются республиканскими, областными, центральными, городскими и районными библиотеками специально для читателей.

Подробно о системе каталогов и картотек читателю рассказывают памятки и путеводители. Большое место в них занимают иллюстрации, схемы. Пользуясь ими читатели учатся ориентироваться в структуре и содержании каталогов и картотек, самостоятельно работать с ними.

Путеводители по библиотекам преследуют иные цели: они знакомят с основными функциями библиотеки, работой её подразделений, справочно-библиографическим аппаратом, библиографической продукцией. Они предназначаются не только читателям данной библиотеки, но и самим библиотечным работникам.

Персональная памятка составляется в большинстве случаев к знаменательным и памятным датам, в связи с присуждением литературных премий, к юбилею выдающегося учёного, писателя, художника. Цель памятки – ознакомить с основными произведениями определённого лица и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбирают наиболее ценные работы данного деятеля. Затем выявляют издания его произведения, имеющихся в библиотеке, литературу о жизни и творчестве.

Комплексная пропаганда библиографических знаний предполагает использование совокупности различных форм – наглядных, устных, печатных. К основным формам устной пропаганды относятся: экскурсии по библиотеке, библиотечно-библиографические уроки, школы (университеты) библиотечно-библиографических знаний, дни библиографии, недели (месячники) пропаганды библиографических знаний, библиографические игры.

Во время экскурсии по библиотеке проводятся беседы, используются наглядные формы (схемы, плакаты, листовки), библиографические обзоры.

Библиотечно-библиографические уроки позволяют пропагандировать знания о книге, библиотеке, библиографии и вести обучение читателей по определённой системе. Уроки можно проводить не только в библиотеке, но и вне её – в школах, в учреждениях, на предприятиях. Они являются эффективными, если проводятся регулярно в более или менее постоянной читательской аудитории и при этом используются и другие формы пропаганды библиографических знаний.

При проведении занятий со школьниками или учащимися системы профессионально-технического обучения необходимо установить контакты с учителями и преподавателями, которые помогут закрепить изученный материал на занятиях по соответствующим дисциплинам и внеклассной работы.

Школа библиотечно-библиографических знаний организуется совместно с предприятиями, профсоюзными и техническими библиотеками, с целью повышения общеобразовательного и профессионального уровня молодёжи. Занятия в школе проводятся один раз в месяц по заранее разработанной программе.

Устные журналы – традиционная для массовых библиотек форма работы, которая может применятся и в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. На «страницах» устного журнала можно познакомить читателей с библиографическими пособиями актуальной тематики с обзором интересных публикаций из журналов, рассказать о книгах, раскрывающих творческую лабораторию выдающихся деятелей науки и культуры. Устный журнал можно посвятить искусству чтения художественной литературы.

При проведении Дня библиографии используются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний: выставки-просмотры и подборки библиографических пособий, плакаты, консультации и беседы об отдельных изданиях, обзоры рекомендательных пособий, конкурсы и викторины. Проводятся дни один-два раза в квартал. Дни библиографии могут быть универсальными и тематическими. Программа составляется за один-два месяца до проведения очередного дня библиографии, о чём оповещают читателей.

В процессе подготовки ко Дню библиографии обновляется оформление книжного фонда, организуются специальные выставки и тематические полки в фонде. По итогам мероприятия проводятся методические совещания коллектива библиотеки.

Недели (месячники) пропаганды библиографических знаний охватывают практически всех читателей. Их проведению предшествует большая подготовительная работа сотрудников ЦБС совместно с органами НТИ, референтами предприятий, работники которых являются абонентами индивидуального или коллективного информирования. Информацию о предстоящем мероприятии можно поместить в местной газете.

Если подготавливается месячник, то в ЦБС и вне библиотеки организуются открытые просмотры изданий из различных фондов (ЦБС, областной библиотеки и др.) дни библиографии, конкурсы и библиографические викторины. Основной объём работы (консультации, беседы, обзоры информационных и библиографических изданий и пр.) выполняет отдел обслуживания. Итоги месячника могут быть проведены на читательской конференции. В ходе месячника проверяется эффективность различных форм пропаганды библиографических знаний, наиболее действенные из которых используются в дальнейшей работе ЦБС.

Отличительная черта конкурсов, вечеров вопросов и ответов, КВН, викторин, информин – занимательность и достаточно высокая эффективность, поэтому их рекомендуется применять в библиографическом обучении молодёжи (студентов, школьников). Цели конкурса (знатоков книги, затоков библиографии) и библиографической викторины – проверить, на сколько читателями усвоен материал с которым они познакомились во время бесед, консультаций, библиотечно-библиографических уроков. Иногда эти мероприятия являются частью комплексного массового мероприятия (Дни библиографии, месячники или недели пропаганды знаний по библиографии).

Информина отличается от библиографической викторины тем, что она проводится в течении продолжительного периода и охватывает максимальное число участников (чаще всего студентов). Информина проводится в два этапа, один из которых – заочный. Его итогом становится конкурс письменных работ. На втором – соревнуются победители первого этапа.

Следует отметить, что любая из названных форм почти не применяется в библиотечной практике в «чистом виде», а используется в сочетании с другими. Так, любая форма наглядной пропаганды малоэффективна без пояснения библиотекаря, а успех многих форм устной и комплексной пропаганды библиографических знаний зависит от умелого использования наглядных средств библиографического обучения.


Список литературы

1. Диомидова. Г.Н. Библиографоведение: учеб. для средн. профессиональных учебных заведений. – Спб.: Профессия, 2003. – 288 с. – (Серия «Библиотека»).

2. Диомидова. Г.Н. Библиография: общий курс. – Книжная палата. – 1991. – 117 с.

3. Справочник библиотекаря / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина: Сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семёнова. – М.: Книга, 1985. – 303 с.

4. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкина. – СПб, 2002.

5. ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 01. 11. 04. – Мн.: БелГИСС: Госсандарт Беларуси, 2004. – 48 с.

Представляет собой идеальное сочетание международного опыта и национальной и региональной специфики. Целями программы «Электронный гражданин» являются: 1. Преодолеть digital divide и дать всем, независимо от пола, возраста, местожительства и социального положения, возможность пользоваться информационными ресурсами. 2. Приобщить максимальное количество граждан к информационному обществу. ...

К обмену знаниями; активность в распространении нового знания; соблюдение этических норм делового общения. 1.2. Культура информационного мира Нет смысла рассуждать о том, какое значение в жизни общества и человека имеет культура. Именно культура является качественной характеристикой той или иной ступени развития общества. Именно культурой человек восполняет свою природную незавершенность и...

Формирования информационной культуры учащихся.

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации.

Развитие современного общества характеризуется переходом к информационной цивилизации, в рамках которой приоритетное развитие получают вычислительная техника и информационные технологии, увеличивающие интеллектуальные возможности людей. Во всём мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе подчёркивается в основных документах Всемирного саммита по информационному обществу (Женева, 2003 г; Тунис,2005 г.).

Для эффективной деятельности учащемуся, которому предстоит жить в информационном обществе, необходимо не только овладеть определенными знаниями, способами и технологиями информационной деятельности, но и научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала.

Информатизация образования должна опережать информатизацию других сфер общественной жизни, так как в этой сфере закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки информатизации всего общества. Осуществлять эффективную информационную деятельность в современном обществе способен человек, обладающий широким мировоззренческим кругозором, эрудицией, а прежде всего информационной культурой. Наиболее эффективное формирование информационной культуры человека в современном обществе возможно через систему образования.

Согласно Н.И. Гендиной, под информационной культурой понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей.

Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования – противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их.

Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.

Однако для этого педагог не только должен сам владеть особыми информационным знаниями и умениями, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности.

Таким образом, и для образовательных учреждений, организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами учителя становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи. Особое значение проблема повышения информационной культуры и внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ населения к сокровищам национальной и мировой культуры.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход.

Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности как учителей, так и учащихся, качественной характеристикой их информационной деятельности в составе образовательной деятельности.

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Информационная культура проявляется в интересе к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательных процессах, в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном поведении. Краткий справочник

Школьного библиотекаря /О.Р.Старовойтова при участии Т.И.Поляковой, Ю.В. Лисовской; под общ.

ред. Г.И.Поздняковой.– СПб: Профессия,2001. – 352 с. (Серия «Библиотека»).

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий.

Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

В структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:

Коммуникативной (культуры общения);
- лексической (языковой, культуры письма);
- книжной;
- интеллектуальной (культуры научного исследования и умственного труда);
- информационно-технологической (культуры использования современных информационных технологий);
- информационно-правовой;
- мировоззренческой и нравственной.

В информационной культуре обучающихся можно выделить три основных компонента

когнитивный (знания и умения),
- эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения),
- действенно-практический (реальное и потенциальное использование знаний и умений).

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Информационная культура проявляется

    в интересе к информационной деятельности,

    в осознании ее важной роли в образовательных процессах,

    в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки,

    в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов,

    в осознании себя как носителя и распространителя информации,

    в активном информационном поведении.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как

    научность,

    связь теории с практикой,

    систематичность,

    последовательность,

    наглядность,

    доступность,

    дифференцированный подход

Основная цель формирования основ информационной культуры - дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска

информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

Выделим пять основных направлений, в результате которых реализуется процесс формирования информационной культуры:

    Информационные ресурсы общества и информационная

    Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

    Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся

    Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной
    деятельности.

    Информационная культура и новые информационные технологии

Информационные ресурсы общества и информационная культура .

Цель данного направления - сформировать у старшеклассников представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования.

В результате учащиеся должны ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для успешной учебы, познакомиться с основными методами свертывания информации: библиографическим описанием, выделением ключевых слов, аннотированием и реферированием.

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения .

Цель – отработка алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебы.

Ожидаемый результат - знание основных типов информационных запросов и технологий их выполнения; знание структуры и назначения системы каталогов и картотек библиотеки, формирование представления о библиотеке как информационно-поисковой системе. Учащиеся должны уметь вести поиск информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам, владеть навыками информационного самообслуживания в библиотеке.

Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся .

Цель - обучение рациональным приемам интеллектуальной работы с текстами учебных документов и формализованным методам свертывания информации.

В результате учащиеся должны получить знания о логико-психологических основах чтения, принципах построения и структуре текстов, рациональных приемах работы с текстом; практические умения и навыки - умение составлять простой и сложный план, делать выписки, конспекты, правильно оформлять цитаты и список использованной литературы, подготовить формализованным способом аннотацию, реферат, безошибочно составить библиографическое описание документа.

Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности .

Цель - овладение технологией подготовки документов, обусловленных задачами учебной деятельности школьников.

Итогом изучения данного раздела является приобретение учащимися знаний об основных этапах и технологии подготовки доклада, реферата, обзора литературы, правилах их оформления. На примере подготовки докладов, рефератов, обзоров учащиеся должны практически показать использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса "Основы информационной культуры".

Информационная культура и новые информационные технологии.

Цель - показ возможностей компьютерных средств при поиске, обработке, хранении и использовании информации.

В результате его изучения учащиеся должны получить представление о

потенциале современных информационных технологий и производстве новых видов

информационных продуктов и услуг.

Провели диагностику уровня информационной культуры, используя метод анкетирования.

Итоги анкетирования показали:

1. 17,07% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».

2. 85% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.

3. 37% учащихся назвали наибольшее количество источников информации.

4. 76% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 56% - компьютер.

5. 93% учащихся считают обязательным наличие компьютера дома, но лишь 36% использовали бы его для учебы.

6. 7% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 83% - средний и 10% - высокий.

Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы: обучающиеся не совсем точно понимают смысл понятия «Информационная культура»; уровень опрашиваемых – средний показала большая часть респондентов. Одна из причин этого - отсутствие системности в формировании информационной культуры на уроках и недостаточная работа по выявленной проблеме во внеурочной деятельности.

Обучающиеся не совсем точно понимают смысл понятия «Информационная культура»;

Уровень опрашиваемых – средний показала большая часть респондентов.

Вывод - необходимо уделят внимание формирование информационной культуры на уроках и во внеурочной деятельности.

Таким образом, проведённое исследование только подтверждает существование и актуальность проблемы формирования информационной культуры современных обучающихся.

Для того чтобы обучить учащихся работать с источниками информации, способствовать формированию у школьников информационной культуры, важная задача учителя - использовать такие приёмы и методы организации деятельности обучающихся, чтобы работа с ней была наиболее эффективной.

Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Мультимедиа выступит эффективным средством формирования информационной культуры.

«Мультимедиа - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.

Например, в одном объекте-контейнере (англ. - container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему "провинциализма” школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в школах.

Можно использовать следующие основные методические особенности организации обучения:

1) уроки с применением мультимедийных презентаций с использованием мультимедиа проекторов, резидентных справочников, автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы различных программ и т.д.;

2) на практических занятиях за каждым обучаемым должен быть закреплён отдельный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку, названную шифром класса и фамилией обучаемого;

3) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование индивидуализированных обучающих программ, банка многоуровневых заданий (на практические занятия и лабораторные работы);

4) целесообразно проводить значительную часть занятий в форме деловых игр; в качестве заданий должны выдаваться реальные жизненные многовариантные и непоставленные задачи, особенно те, с которыми выпускники будут встречаться в профессиональной деятельности;

7) должен широко использоваться метод проектов, в рамках которого необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности; это значит, что одно глобальное задание должно последовательно выполняться во всех практических (лабораторных) и расчётно-графических работах, дополняться и расширяться, воплощаясь в стройную завершённую систему;

8) должна быть предусмотрена возможность параллельного и концентрического изучения основных разделов программы; это позволяет обучающимся по мере усвоения курса получать все более глубокие знания по каждому из разделов, не теряя при этом целостности изложения всего материала;

9) необходимо опираться на следующие взаимосвязанные принципы: мотивации познания; разностороннего восприятия; "пронизывающего" системно-информационного анализа;

10) следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц, баз данных), которые могут быть использованы в процессе обучения.

Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением :

    допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

    допускает возможность постоянного обновления;

    имеет небольшие затраты на публикацию и размножение; допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;


    допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
    допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

    устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:

    обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

    системы для поиска информации,

    моделирующие программы,

    микромиры,

    инструментальные средства познавательного характера,

    инструментальные средства универсального характера,

инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

С позиции рассмотрения использования технологий мультимедиа в учебно-воспитательном процессе для нас наибольший интерес представляют обучающие и тренировочные системы.

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Мультимедиа выступит эффективным средством формирования информационной культуры обучающегося, если:

реализовано комплексное использование информативного потенциала мультимедиа как образовательной среды;

среда мультимедиа представлена в виде программно-методического комплекса, сочетающего в себе дидактические, справочные и контролирующие функции;

мультимедиа используется в образовательном процессе как технических, так и гуманитарных дисциплин в виде программно-методического комплекса;

мультимедиа используется в качестве средства, ориентированного на формирование информационной культуры и развитие личности обучающегося, отвечая потребностям и специфике содержания дисциплины.

Можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:

– повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;

– применение наглядности, занимательности, эмоциональности; использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;

– использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;

– использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;

– применение активных, деятельностных методов и форм обучения: деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);

– структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей; гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;

– использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных заданий можно производить достаточно часто.

Высокая эффективность использования компьютерных технологий в формировании информационной культуры учащихся обусловлена рядом объективно существующих факторов. К ним, в том числе, относятся:

– возможность индивидуальной самостоятельной работы обучаемых с представляемыми материалами и регуляция режима просмотра;

– нетрадиционное предъявление материала;

– наглядность;

– структурирование материала.

Мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.

Современные информационные педагогические технологии в обучении информационной культуре предпочтительнее традиционных методик в силу следующих факторов:

1. Взаимодействие участников (обучающих и обучаемых) в процессе обучения стимулирует установление производственных и личностных контактов.

2. Использование разнообразных методик позволяет не только обучать школьников, изучать уровень развития их информационной культуры, но и создавать в процессе игры проекты и модели для последующей практической реализации в библиотечном обслуживании.

3. В ходе коллективной мыслительной деятельности достигается более глубокое понимание проблем, стоящих перед личностью в освоении информации.

Но все эти достоинства проявляются при условии соблюдения определенных требований к организации работы.

Среди этих требований следует назвать:

– определение оптимального количества участников и/или команд;

– установление продолжительности работы;

– организация комфортного информационного пространства;

– подготовка или отбор лекционного материала, заданий;

– проведение итогового этапа работы (анализ полученных материалов, определение путей их использования в дальнейшей работе, прогнозирование дальнейших занятий).

читателей

Информационная культура – многоаспектное понятие, возможности и способности человека ориентироваться в информационном пространстве, пользоваться возможностями информационного окружения, уметь применять информационные технологии, владение компьютерной грамотностью.

Современная жизнь полна перемен. Меняется страна, меняется библиотека, меняются информационные и культурные запросы населения. Сегодня к библиотеке и библиотекарю представляются повышенные требования. Не секрет, что только обновление знаний, навыков помогает библиотечному специалисту сохранить творческую форму, способность активно усваивать современные идеи, искать и находить новое, интересное для читателей. Эта работа является для библиотек традиционной. Другое дело, что не всегда и не во всех библиотеках она ведётся на должном уровне и отвечает предъявляемым сегодня требованиям. Поэтому общий уровень культуры чтения, и библиографической грамотности у большинства читателей публичных библиотек ещё не достаточно высок. Многие из них не могут свободно ориентироваться в различных библиографических пособиях, выбирать самостоятельно литературу или использовать научно-справочный аппарат изданий, самостоятельно пользоваться СБА, намечать переписку своего чтения.

Но не менее важно дать читателю представление о возможностях ЦБС (центральной библиотечной системы), что пользуясь конкретной библиотекой, он может получить по внутрисистемному обмену и МБА практически любое издание из единого фонда, равно как и из фонда другой библиотеки региона в том числе и специальной.

Читатели должны иметь достаточно полные и систематизированные знания о книге как источнике информации, об особенностях изданий различных видов и их аппарате, об организации издательского дела в стране и специфике печатной продукции универсальных и отраслевых издательств. Важно также обратить внимание читателей на публикацию в периодических изданиях критико-библиографической информации.

Библиографическая работа – это совокупность процессов и операций по подготовке к использованию разнообразных библиографических средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями и пользователями. Это достигается путём:

– формирование и ведение справочно-библиографического аппарата;

– составление для читателей библиотеки разнообразных библиографических пособий – указателей и списков литературы, всевозможных картотек;

– подготовки и проведения устных библиографических обзоров;

– справочно-библиографического обслуживания (обеспечение читателей библиографической информацией по их разовым запросам);

– библиографического информирования (обеспечение читателей библиографической информацией по их долговременным постоянно действующим запросам);

– информационного (библиографического) обучения.

Практика работы ЦБС показывает, что читатели не знают многих важнейших справочных изданий, не умеют ими пользоваться. Поэтому читателям нужно рассказать о назначении и особенностях различных видов справочных изданий, научить их приёмам поиска нужных сведений. Следует обращать внимание читателей на то обстоятельство, что библиографические пособия являются источниками информации о книгах, статьях и других материалах, представленных не только в данной библиотеке, но и в других фондах.

Уровень пропаганды библиографических знаний во многом определяется уровнем СБА (справочно-библиографического аппарата), СБО (справочно-библиографического обслуживания) и библиографического информирования. От того, на сколько профессионально организован справочно-библиографический аппарат, зависят качество выполняемых справок, активность использования читателями каталогов, картотек, справочных и библиографических изданий, обращаемость фонда. Неполная, неоперативная информация о едином фонде ЦБС, сужает круг выдаваемой литературы, лишает читателей возможности своевременно узнавать о новинках.

Плановость, систематичность, практическая направленность, эффективность – таковы основные требования, которым должна отвечать пропаганда библиографических знаний. Работа ведётся в соответствии с намечаемыми планами, систематично. Читатели приобретают определённую сумму знаний с учётом уровня образования и культуры чтения, специфических потребностей (самообразовательных, профессиональных, любительских). Главное в проводимой работе должно быть не количество запланированных мероприятий, а их результативность, высокий профессиональный уровень.

Система работы по формированию библиографической культуры и пропаганде библиотечно-библиографических знаний предусматривает использование различных методов и форм охватывает всех читателей.

Методы и формы работы обуславливаются целями поставленными библиотекарем (привлечение в библиотеку, приобщение к чтению, развитие и углубление самообразовательных или профессиональных потребностей, уровнем культуры чтения, возможностями ЦБС и библиотек региона. Формы пропаганды библиографических знаний классифицируется по способу передачи знаний и по широте охвата читателей. Так, в зависимости от способа передачи в массовых библиотеках применяются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний. По широте охвата читателей выделяются формы индивидуальной, групповой и массовой работы.

Основными формами наглядной пропаганды библиографических знаний являются: библиографические ссылки и отсылки в фонде, выставки и просмотры справочных и библиографических изданий, схемы организации СБА, схемы-алгоритмы библиографического поиска, плакаты, альбомы, стенды, стенгазеты, бюллетени.

Наглядные формы – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Действенность наглядных форм усиливается сочетанием их с устными и печатными средствами пропаганды. Так, книжные выставки или открытый просмотр литературы организуется в комплексе с библиографическим обзором, массовыми и групповыми консультациями, индивидуальными беседами.

Библиографические ссылки и отсылки связывают отраслевые отделы фонда между собой, а также с соответствующими разделами каталогов и картотек, помогают в поиске и выборе книг. Их помещают на внутриполочных выставках или отдельно, с помощью специальных держателей. Обращённые к читателю библиографические ссылки напоминают, что полную информацию о составе и содержании фонда может дать только систематический каталог, так как на полке книги находятся в постоянном движении. Ссылки и отсылки от одного раздела фонда к другому помогают читателям находить литературу по одной теме, размещённую при систематической расстановке в разных отделах.

Выставки справочных и библиографических изданий оформляются с целью пропаганды их среди читателей. Они могут быть постоянными или временными. В ряде случаев на выставки отбирают прикнижные и внутрижурнальные библиографические пособия.

Тематические выставки посвящены актуальным вопросам политической жизни, экономики, науки, техники, культуры, искусства. Могут быть в виде цикла из нескольких экспозиций с единым названием.

Жанровые выставки близки к тематическим. На них экспонируется литература по отдельным жанрам (роман, поэзия, мемуары м др.), раскрывающая ту или иную тему или исторический период жизни страны, те или иные виды изданий (альбомы, открытки и др.).

Выставки-просмотры литературы по определённой теме или отрасли знания включают литературу всех видов за ряд лет. Они предназначаются в помощь профессиональному чтению и адресованы специалистам (промышленного, сельскохозяйственного производства и др.), организуются как часть комплекса мероприятий (День информации, неделя специалиста и др.), включающих кроме выставки библиографические обзоры, лекции, консультации, встречи.

Плакаты, схемы применяются для пропаганды библиотечных каталогов и библиографических картотек. Они обычно содержат текст и иллюстративный материал. Они могут быть посвящены отдельным каталогам (картотекам) и содержать полное наименование этого каталога (картотеки), информацию о том, какие виды изданий и материалов отражены, за какой период времени, как сгруппированы библиографические записи. На плакате-схеме систематического каталога обязательно даётся перечень основных делений.

Схема организации СБА должна быть оформлена по возможности в каждом подразделении ЦБС. На ней должны быть представлены все элементы единого СБА, в том числе и отсутствующие в данном филиале. В схеме приводятся сведения о степени полноты отражения единого фонда ЦБС, и каждой его части (ЦБ, библиотеки-филиала), о хронологических рамках охвата отражаемой литературы и т.п. Пользуясь унифицированной схемой, читатель любого подразделения ЦБС получает представление об её информационных возможностях.

Схема-алгоритм библиографического поиска помогает читателю выбрать наиболее оптимальный путь поиска документов по каталогам, картотекам, библиографическим пособиям.

Бюллетени, стенгазеты содержат главным образом всевозможные методические консультации по библиографическим вопросам, информацию о библиографических пособиях, советы специалистов по использованию определённых материалов. В них также помещаются отзывы читателей о библиографических пособиях, беседах и т.п.

Стенды оформляются, как правило, в крупной библиотеке. На них помещаются методические материалы, отдельные библиографические пособия, иллюстрированные плакаты.

Альбомы, папки материалов пропагандируются публикации в газетах и журналах по вопросам представляющих интерес для читателей: о деятельности издательств, серийных изданиях, крупнейших библиотеках страны и мира, по истории данной библиотеки и другое. Их оформляют в тех случаях, когда нет возможности развернуть выставку. Материалы, собираемые в альбомы и папки, используются и работниками библиотеки.



Загрузка...