sonyps4.ru

Проверка работы вентилятора охлаждения радиатора. Что представляет собой вентилятор радиатора

Инструкция

Скачайте программу SpeedFan. Установите ее и запустите файл speedfan.exe. Сначала смените язык программы. Нажмите кнопку Configure. В открывшемся окне выберите вкладку Options. Теперь в пункте Language установите параметр Russian. Нажмите кнопку OK.

Теперь вновь откройте главное меню программы. В центрально части окна будет показано состояние вентиляторов и температура устройств, к которым они прикреплены. Если температура оборудования превысила допустимую норму, то рядом с его названием будет расположен значок «пожар».

В нижней части окна найдите нужный вентилятор и увеличьте скорость вращения его лопастей, нажав несколько раз кнопку «Вверх». Убедитесь в том, что температура нужного оборудования опустилась до нормальной отметки.

Если этого не произошло, то почистите механическим способом кулер. Выключите и разберите его. Для этого открутите несколько шурупов и отсоедините нижнюю крышку . Будьте крайне аккуратны, потому что, в большинстве случаев, к ней крепится несколько шлейфов, идущих от материнской платы. Обязательно запомните коннекторы, к которым крепились данные шлейфы.

Открутите шурупы, прижимающие нужный вентилятор к устройству. Отключите питание от вентилятора, отсоединив соответствующий кабель. Теперь смочите ватный диск в слабом спиртовом растворе и протрите им лопасти вентилятора. Если кулер слишком маленький, то используйте ватные палочки. Полностью очистите лопасти от пыли.

Установите кулер в гнездо и прикрутите его. Соберите ноутбук, надежно прикрепив шлейфы и закрутив все шурупы. Включите ваш мобильный компьютер. После завершения загрузки операционной системы запустите программу SpeedFan. Убедитесь в том, что кулер работает исправно, а температура оборудования не превышает допустимой нормы.

Источники:

  • как работает вентилятор ноутбука

Как и обычный стационарный компьютер, ноутбук нуждается в хорошей вентиляции внутри корпуса, которая достигается с помощью встроенных кулеров и вентиляционных отверстий в корпусе. Ограничив доступ воздуха к этим отверстиям, можно легко перегреть ноутбук , что приведет к его отключению.

Инструкция

Не надо удивляться, если положив рядом с собой в , некоторое время вы обнаружите, что он отключился сам собой – скорее всего нагрелся до критической и дал команду аварийного отключения системе. Такое может произойти из-за недостаточного охлаждения, поскольку вентиляционные отверстия находятся, как правило, на дне корпуса ноутбук а, и если длительное время они перекрыты, происходит перегрев.

Как же вернуть к ноутбук , выключенный таким образом? Если на улице холодно, поставьте его на подоконник, слегка приоткрыв окно, а если это произошло в жаркое время года, придется направить на ноутбук вентилятор. Если в помещении установлен кондиционер, подержите ноутбук несколько минут под прохладным воздухом. Кроме того, можно взять насос для шин или надувного матраса и продуть вентиляционные отверстия – так вы решите еще одну проблему, убрав пыль, которая тоже может быть причиной быстрого нагревания ноутбук а. В любом случае, уже через несколько минут компьютер вернется к рабочему состоянию.

Чтобы в будущем не заниматься возвращением к жизни перегретого ноутбук а, соблюдайте простые правила пользования ноутбук ом: не кладите его на поверхность, которая закрывает доступ к вентиляции и не ставьте ноутбук в ограниченном пространстве с высокой температурой воздуха. Если вы часто пользуетесь ноутбук ом в постели, купите специальную подставку с пассивной или активной вентиляцией, которая не позволит перегреться. В крайнем случае, воспользуйтесь любой деревянной дощечкой, чтобы к дну ноутбук а всегда был доступ воздуха.

Видео по теме

Ноутбук - гаджет, который очень удобен в использовании, так как при наличии беспроводного интернет-соединения вы можете работать там, где вам удобно. Также ноутбук пригодится людям, ведущим "кочующий" образ жизни. И почти каждый владелец ноутбука рано или поздно сталкивается с проблемой перегревания машины. Это доставляет очень много неудобств, особенно если вы работаете с ноутбуком на коленях. Как понизить температуру вашего ноутбука?

Вам понадобится

  • Баллончик со сжатым воздухом, кисточки, термопаста, вентилируемая подставка, отвертки.

Инструкция

Система при работе значительно нагревается. Именно поэтому в любом устанавливается система охлаждения. Однако со временем начинает перегреваться и доставлять значительные неудобства. Лучше всего установить сразу после покупки утилиту, с помощью которой вы сможете постоянно следить за температурой системы. Она очень легкая и не тратит много ресурсов. Если ваш ноутбук выше нормы, то есть несколько способов устранения этого явления.

Попробуйте настроить режим энергосбережения. Помните, что только в том случае, если он используется. Настройте систему оптимальным образом. Выставите интервалы, после которых ноутбук будет переходить в спящий режим. Учтите, что выключенный экран также помогает снизить нагревание. Проверьте, сколько ресурсов используют программы, которые работаю в фоновом режиме. Оставьте работающими только те, которые вам необходимо.

Еще один способ понизить температуру - поднять немного задний торец ноутбука. Вентиляционные отверстия находится обычно снизу или . Подняв немного ноутбук, вы обеспечите более интенсивную циркуляцию воздуха и понизите уровень температуры системы.

Купите вентиляционную подставку. Обычно она питается от USB-порта. Ее суть заключается в том, что в ней установлены дополнительные охлаждающие вентиляторы, которые способствуют охлаждению корпуса и обеспечивают дополнительный приток воздуха. Следует отметить, что ее целесообразно использовать только тогда, когда ноутбук работает от сети, так как такая подставка потребляет немало энергии.

Регулярно прочищайте систему охлаждения. Со временем на лопастях вентилятора собирается много пыли, которая содержится в воздухе. Эта пыль начинает препятствовать нормальной работе, поэтому вентиляторы начинают хуже охлаждать ноутбук и температура неуклонно растет. Для прочистки необходимо снять детали корпуса, закрывающие вентиляторы, чтобы получить доступ к охлаждающей системе. Прочистите всю систему с помощью кисточек и баллончика со сжатым воздухом.

Также со временем необходимо . Она является связующим звеном между микропроцессором и радиатором охлаждения. Если термопаста начинает терять свои качества, то перестает проводить тепло. Замена термопасты - процесс несложный, поэтому можно это сделать в . Однако если ваш ноутбук еще на гарантии, то необходимо его отнести в сервисный центр, чтобы из-за несанкционированных вмешательств не лишиться гарантии.

Полезный совет

Регулярно прочищайте систему охлаждения. Постоянно следите за температурой системы.

Люди, постоянно использующие в работе портативный компьютер, часто сталкиваются с проблемой перегрева оборудования. Из-за непрерывной эксплуатации штатная система охлаждения не справляется с тем количеством тепла, которое выделяет ваш ноутбук. Есть несколько способов уменьшения нагрева.

Двигатель внутреннего сгорания, устанавливаемый на машине, работает в сложных высокотемпературных условиях. Повышение температуры вызвано размещением камер сгорания в цилиндрах блока и распространением выделяемого тепла по всем деталям двигателя, а также от трения поршней цилиндрах и различных подшипников (качения и скольжения) при выполнении возвратно-поступательного движения и вращения деталей.

Почему не работает вентилятор радиатора.

Неконтролируемое повышение температуры приводит к разрушению трущихся деталей и полному заклиниванию двигателя. Чтобы избежать подобных неприятностей, в двигателе существует система охлаждения, назначение которой вытекает из её названия.

На двигателях внутреннего сгорания могут применяться такие виды охлаждения: воздушные (открытого типа); жидкостные (закрытого типа); комбинированные (воздушно-жидкостные). Назначение и работа вентиляторов всех видов охлаждения примерно одинаковы. Различаются они приводом вращения и управлением работы. По привадам вращения различают: механические, электрические, электромагнитные и гидравлические приводы вращения вентилятора.

К механическим приводам вращения вентилятора относятся клиноременные и получающие вращение от зубчатого . К недостаткам данных приводов можно отнести: постоянную их работу (при запущенном двигателе), а соответственно, отбор мощности и перерасход топлива; малую эффективность регулировки температурных режимов из-за невозможности регулировать частоту вращения вентилятора или обеспечивать его отключение; большую нагрузку на насос охлаждающей жидкости, приводящую к быстрому выходу его из строя.

Гидравлический, электрический и электромагнитный приводы лишены недостатков, перечисленных выше. Эти приводы управляются автоматически, поддерживают заданный температурный режим двигателя, снижаются динамические нагрузки на лопасти, снижается шум при движении автомашины. К недостатком этих приводов относятся: сложность конструкции, высокая стоимость агрегатов и ремонта в целом.

Отказов в работе вентиляторов с механическим приводом может быть много. Остановимся на более характерных:

- ослабло натяжение ремня (ремней) привода вентилятора из-за некачественной регулировки или вытяжки ремня;

Пробуксовка ремня из-за попадания на него смазочных материалов;

Ослабление ремня (ремней) из-за ослабления гаек крепления генератора или натяжного ролика;

Заклинивание подшипника вала насоса охлаждающей жидкости (разрушение подшипника из-за отсутствия смазки, увеличенная статическая нагрузка на подшипник из-за перенатяжения ремня привода вентилятора…);

Расслоение ремня привода;

Обрыв ремня привода.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Если не вступает в работу вентилятор с электрическим приводом, то при диагностике, в первую очередь, нужно исключить механические повреждения вентилятора и разрушение подшипника вала вентилятора.

При проверке электрической части привода вентилятора необходимо убедиться в целостности предохранителей вентиляторов, проверить целостность и соответствующую длину щёток электродвигателя, а также убедиться в целостности электропроводки; проверить исправность коллектора и обмоток двигателя. Неисправность может возникнуть, из-за нарушения в работе датчика температуры, реле или ослабления контактов в разъёмах, а также . Ещё одной из причин невключения в работу вентилятора может быть отказ термостата. Причины невступления в работу вентиляторов с гидравлическим приводом могут быть такие же, как и с механическим приводом, плюс отказ в работе гидромуфты.

Как проверить вентилятор радиатора самостоятельно.

Проверка вентилятора охлаждения радиатора с механическим приводом больших сложностей не представляет. В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за указателем температуры охлаждающей жидкости, не допуская её перегрева (тем более кипения). Для того чтобы убедиться в надёжной работе вентилятора, необходимо произвести визуальный осмотр и убедиться в целостности ремней (отсутствие обрыва, расслоения), отсутствии замасливания ремней.

Проверить натяжение ремней привода вентилятора, и если оно ослабло, убедиться в надёжности крепления генератора (натяжного ролика), отсутствии вытяжки ремней. Проверить отсутствие заеданий при вращении вентилятора (проверять при снятых ремнях), его заклинивание, отсутствие люфта в подшипниках насоса охлаждающей жидкости.

Проверка работоспособности вентилятора с электрическим приводом требует элементарных навыков работы с электричеством. Проверку необходимо начинать с анализа показаний указателя температуры охлаждающей жидкости. Если обнаружено повышение температуры, необходимо установить его причину. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Перед диагностикой вентиляторов с электрическим приводом необходимо отключить минусовую клемму аккумулятора.

Убедившись, что имеются нарушения в работе вентилятора, приступить к поиску неисправности. В первую очередь, проверить работу механической части, то есть отсутствие видимых повреждений, убедиться, что вентилятор вращается свободно, без заеданий, а также проверить работоспособность термостата. После этого приступить к проверке электрической части. В первую очередь, необходимо проверить целостность предохранителей. Если предохранитель (предохранители) перегоревший, ищем, где произошло короткое замыкание. Если все предохранители целы, проверяем работоспособность электродвигателя вентилятора (вентиляторов).

Работу электродвигателя можно проверить аварийным включением вентилятора, для этого необходимо отсоединить клеммы от термодатчика и запустить двигатель – вентилятор должен работать. Более надёжную проверку электродвигателя можно произвести, подсоединив аккумуляторную батарею к двигателю напрямую. Если электродвигатель не работает, проверить исправность электрощёток, целостность обмотки, исправность коллектора. Если электродвигатель работает, проверить исправность реле включения вентилятора.

Для этого необходимо снять блок с реле включения вентиляторов. Активировав аварийное включение вентиляторов, поочерёдно вытаскиваем реле из гнезда, по выключению вентиляторов определяем их работоспособность. Проверяем исправность минусовых и плюсовых проводов, их целостность, отсутствие оплавления изоляции, оголение проводов, надёжность контактов в разъёмах.

Проверить наличие минуса, поступающего от ЭБУ на реле включения вентиляторов. При выявлении неисправных деталей производится их замена, а также дальнейшая проверка исправности электропроводки, для того чтобы исключить повторный выход из строя вентиляторов.

Что нужно для проверки вентилятора радиатора.

Для проверки вентилятора радиатора с механическим приводом специального оборудования не требуется. Целостность и исправность привода вентилятора, а также его самого, определяется внимательным осмотром с использованием инструмента, которым укомплектована машина. Для выполнения ремонта необходимы соответствующие запасные части.

Для проверки вентилятора с электрическим приводом, кроме автомобильного инструмента, необходимо иметь индикатор (для проверки исправности электропроводки), тестер (для проверки исправности электропроводки, а также замера напряжения и сопротивления деталей). Данная работа высокой квалификации не требует, но требует достаточно много времени для обнаружения неисправности (чем меньше опыт, тем больше времени требуется), а также неукоснительного соблюдения мер безопасности.

Подписывайтесь на наши ленты в

Порой гул от системного блока не позволяет насладиться тишиной или сосредоточиться. В этой статье я расскажу как регулировать обороты кулеров с помощью специальной программы для Windows XP/7/8/10, а в конце покажу на видео более подробно весь процесс.

Почему вентиляторы шумят и какие есть способы это исправить

За исключением особых безвентиляторных модификаций, в каждом компьютере установлено : в блоке питания, на процессоре, видеокарте, в корпусе и другие. И каждый по-своему шумит, и это плохая новость. Многие просто привыкли к шуму своего системника и считают что так и должно быть. Может быть и должно, но необязательно! В 99% случаев шум от компьютера можно уменьшить на 10%-90%, и это хорошая новость.

Как вы уже поняли, бесшумность достигается уменьшением шума от кулеров. Это возможно с помощью применения более тихих, по своей природе, кулеров, либо с помощью уменьшения оборотов уже имеющихся. Естественно, уменьшать скорость можно до значений не угрожающих ! В этой статье речь пойдёт именно об этом способе. Ещё больше снизить шум помогут программы для .

Итак, чтобы уменьшить обороты вращения кулера можно использовать один из вариантов:

  1. Программа для управления скоростью вращения кулеров
  2. «Интеллектуальная» система контроля оборотов, зашитая в BIOS
  3. Утилиты от производителя материнской платы, ноутбука или видеокарты
  4. Использовать специальное устройство – реобас
  5. Искусственно занизить напряжение питания вентилятора

У кого нормально работает управление из BIOS, могут дальше не читать. Но частенько BIOS лишь поверхностно регулирует обороты, не занижая их до бесшумных, и при этом всё ещё приемлемых, значений. Утилиты от производителя, порой, единственный способ влияния на вентиляторы потому что сторонние программы часто не работают на необычных материнских платах и ноутбуках. Разберём самый оптимальный – первый способ.

Программа для управления кулерами SpeedFan

Это многофункциональная и полностью бесплатная программа. Наверное сразу немного огорчу, сказав что эта программа работает не на всех ноутбуках, но можно пробовать, и не будет регулировать обороты тех вентиляторов, которыми не умеет управлять материнская плата из BIOS. Например, из моего BIOS можно включить функцию управления кулером SmartFan только для центрального процессора. Хотя смотреть текущие обороты можно ещё для двух.

Внимание: перед использованием программы отключите управление кулерами из BIOS!

Иначе может произойти следующая ситуация. В момент загрузки программы SpeedFan считываются текущие обороты и принимаются за максимальные. Соответственно, если к этому времени BIOS не раскрутит вентилятор до максимальных оборотов, то и программа не сможет это сделать.

У меня так один раз случилось, что в момент загрузки программы кулер на процессоре крутился со скоростью 1100 об/мин, и SpeedFan не мог установить бОльшее значение. В итоге процессор нагрелся до 86 градусов! А заметил я это случайно, когда в момент большой нагрузки не дождался шума от вентилятора. Благо ничего не сгорело, а ведь компьютер мог

Запуск и внешний вид программы

Скачайте и установите приложение с официального сайта.

При первом запуске возникнет обычное окошко с предложением помощи по функциям программы. Можете поставить галочку, чтобы оно больше не появлялось и закройте его. Далее SpeedFan считает параметры микросхем на материнской плате и значения датчиков. Признаком успешного выполнения будет список с текущими значениями оборотов вентиляторов и температур компонентов. Если вентиляторы не обнаружены, значит программа вам ничем не сможет помочь. Сразу перейдите в «Configure -> Options» и поменяйте язык на «Russian».

Как видим, здесь также показана загрузка процессора и информация с датчиков напряжения.

В блоке «1» располагается список обнаруженных датчиков скорости вращения кулеров с названиями Fan1 , Fan2 …, причём их количество может быть больше, чем есть на самом деле (как на картинке). Обращаем внимание на значения, например Fan2 и второй Fan1 имеют реальные показатели 2837 и 3358 RPM (оборотов в минуту), а остальные по нулям или с мусором (на картинке 12 RPM это мусор). Лишние мы потом уберём.

В блоке «2» показываются обнаруженные датчики температур. GPU – это графический чипсет, HD0 – жёсткий диск, CPU – центральный процессор (вместо CPU на картинке Temp3), а остальное мусор (не может быть 17 или 127 градусов). В этом недостаток программы, что нужно угадывать где что (но потом мы сами переименуем датчики как нужно). Правда, на сайте можно скачать известные конфигурации, но процедура не из простых и усложнена английским языком.

Если непонятно какой параметр за что отвечает, то можно посмотреть значения в какой-нибудь другой программе для определения параметров компьютера и датчиков, например и сравнить с теми что определила программа SpeedFan, чтобы точно знать где какие показания скорости и температуры (на видео под статьёй всё покажу).

И в блоке «3» у нас регулировки скоростей Speed01 , Speed02 …, с помощью которых можно задавать скорость вращения в процентах (может показываться как Pwm1, Pwm2…, подробнее смотрите на видео). Пока что нам надо определить какой Speed01-06 на какие FanX влияет. Для этого меняем значения каждого со 100% до 80-50% и смотрим изменилась ли скорость какого-нибудь Fan. Запоминаем какой Speed на какой Fan повлиял.

Повторю, что не все вентиляторы будут регулироваться, а только те, которыми умеет управлять материнская плата из BIOS.

Настройка SpeedFan

Вот и добрались до настроек. Нажимаем кнопку «Конфигурация» и первым делом назовём все датчики понятными именами. На своём примере я буду программно управлять кулером процессора.

На вкладке «Температуры» находим определённый на предыдущем шаге датчик температуры процессора (у меня Temp3) и кликаем на него сначала один раз, а потом через секунду ещё раз – теперь можно вписать любое имя, например «CPU Temp». В настройках ниже вписываем желаемую температуру, которую будет поддерживать программа с минимально-возможной скоростью вращения кулера, и температуру тревоги, при которой включаются максимальные обороты.

Я устанавливаю 55 и 65 градусов соответственно, но для каждого это индивидуально, поэкспериментируйте. При сильно низкой установленной температуре, вентиляторы будут крутиться всегда на максимальных оборотах.

Далее разворачиваем ветку и снимаем все галочки, кроме той Speed0X, которая регулирует FanX процессора (это мы уже определили ранее). В моём примере это Speed04. И также снимаем галочки со всех остальных температур, которые мы не хотим видеть в главном окне программы.

На вкладке вентиляторы просто находим нужные вентиляторы, называем их как хочется, а ненужные отключаем.

  • Минимум – минимальный процент от максимальных оборотов, который программа сможет установить
  • Максимум – соответственно максимальный процент.

У меня минимум стоит 55%, а максимум 80%. Ничего страшного, что программа не сможет установить значение на 100%, ведь на вкладке «Температуры», мы задали пороговое значение тревоги, при котором принудительно будет 100% оборотов. Также для автоматического регулирования не забываем поставить галочку «Автоизменение».

В принципе это всё. Теперь переходим в главное окно SpeedFan и ставим галочку «Автоскорость вент-ров» и наслаждаемся автоматической регулировкой скорости вращения С первого раза не получится оптимально настроить под себя, поэкспериментируйте и оставьте подходящие параметры, оно того стоит!

Дополнительные параметры

Программка SpeedFan имеет ещё кучу функций и параметров, но я не буду в них углубляться, т.к. это тема отдельной статьи. Давайте поставим ещё несколько нужных галочек на вкладке «Конфигурация -> Опции»

  • Запуск свёрнуто – чтобы SpeedFan запускался сразу в свёрнутом виде. Если не поставить, то при запуске Windows главное окно программы будет висеть на рабочем столе. Если программа не запускается вместе с Windows, то просто добавьте её ярлык в автозагрузку.
  • Static icon – предпочитаю установить, чтобы в системном трее вместо цифр отображался просто значок программы
  • Сворачивать при закрытии – установите чтобы при нажатии на «крестик» программа не закрывалась, а сворачивалась в системный трей (возле часиков)
  • Полная скорость вентиляторов при выходе – если не установить, то после выхода из программы обороты кулеров останутся в том состоянии, в котором были на момент закрытия. А так как управлять ими больше будет некому, то возможен перегрев компьютера.

А теперь видео с подробной настройкой SpeedFan. Примечание: на видео произошёл небольшой сбой. После ручного регулирования вентилятора процессора Fan1 его значение не вернулось в 3400 RPM, а осталось почему-то в 2200 RPM. После перезапуска программы всё нормализовалось. В последних версиях SpeedFan на моём компьютере такого не было.

Проверка работы вентилятора в сети заключается в сопоставлении его фактических параметров с паспортными данными и проектом. К исследуемым параметрам работы вентилятора относятся:

Подача вентилятора, м 3 /с;

Полное давление, развиваемое вентилятором, Па;

Частота вращения колеса вентилятора, с -1 .

Перед проверкой работы вентилятора в сети проверяют и очищают кожух и колесо вентилятора от загрязнений. Проверяют соответствие основных размеров установлен­ного вентилятора проекту. Проверяют правильность направления вращения колеса вентилятора. Натягивают мягкие вставки, устанавливаемые до и после вентилятора. Открывают все регулирующие, дросселирующие, воздухоприемные и воздуховытяжные устройства.

Подачу вентилятора определяют по зависимости:

L = V m * F

L -расход воздуха, м 3 /с;

V m - средняя скорость движения воздуха в мерном сечении по измерениям динами­ческого давления в z - точках, определяемая по зависимости, м/с;

V m =((2 / p )* P d ) 0,5

F - площадь открытых проемов воздухоприемных и воздухораздающих устройств с постоянным направлением движения воздуха или площадь габаритных сечении решеток, м;

P d - динамическое давление, Па

Подачу вентилятора определяют по расходу воздуха в том сечении, в котором удоб­нее. Если условия измерений в сечениях до и после вентилятора одинаковые, то подачу определяют как среднее арифметическое значение расходов в этих сечениях.

Полное давление, развиваемое вентилятором в сети, определяют как разность пол­ных давлений на нагнетании и всасывании.

Измерение давлений до и после вентилятора производят у фланцевых соединений всасывающего и нагнетательного отверстий вентилятора.

Значение замеренного полного давления, развиваемого вентилятором, приводят к стандартным условиям воздуха по зависимости:

P V = P V Ф * ((101,325*(273+ t ))/(293* B ))

P v - полное давление, приведенное к стандартным условиям воздуха (давление 101,325 кПа, температура 293 К, относительная влажность воздуха 50%;

Р V Ф - измеренное фактическое полное давление, Па;

В - измеренное барометрическое давление, кПа;

t - измеренная температура воздуха, °С.

Мощность на валу вентилятора определяют по формуле

N В = N Э * n Э * n П

N B - мощность на валу вентилятора, кВт;

N 3 - мощность, потребляемая электродвигателем, кВт;

n Э - коэффициент полезного действия электродвигателя;

n П - коэффициент полезного действия передачи.

Частоту вращения рабочего колеса вентилятора определяют тахометром.

Если подача и давление соответствуют паспортным характеристикам вентилятора, но не соответствует проектной подаче и напору, проверяют состояние сети, соответст­вие геометрических размеров вентиляционной сети проекту, засоренность воздухово­дов и фильтров.

Если параметры вентилятора ниже паспортных данных, то проверяют аэродинами­ческую схему вентилятора, затем соответствие параметров входа воздуха в патрубок вентилятора техническим требованиям на установку вентилятора. Выявленные недо­статки устраняют.

Если параметры работы вентилятора выше паспортных, то проверяют вентилятор. А вентиляционную сеть проверяют на правильность монтажа и расчета.

В вентиляторах проверяют величину зазора между рабочим колесом и патрубком всасывающего отверстия в радиальном направлении, в направлении оси вала. Во всех точках окружности зазор должен соответствовать техническим требованиям. У боль­шинства центробежных вентиляторов зазора не должно быть. Входной коллектор дол­жен быть заглублен на расстояние, равное 1% от его диаметра. В осевых вентиляторах зазор имеет размеры, равные 0,5% диаметра рабочего колеса.

Отклонение полного давления от величины, представленной в паспорте допускают не более ±5%.

После регулировки вентиляционной сети повторно измеряют полное давление и подачу вентилятора. Если подача не удовлетворяет требованиям, производят следую­щие действия:

Если подача недостаточна. Увеличивают число оборотов рабочего колеса венти­лятора или заменяют вентилятор на другой;

Если подача больше необходимой. Уменьшают частоту вращения колеса вентиля­тора или создают дополнительное местное сопротивление с помощью диафрагм.

Увеличение частоты вращения рабочего колеса вентилятора производят, соблюдая условие допустимой окружной скорости.

При этом необходимо учитывать, что увеличение частоты вращения рабочего коле­са вентилятора приводит к следующим изменениям:

Пропорционально увеличивается подача;

Напор вентилятора увеличивается в квадрате;

Потребляемая мощность электродвигателя увеличивается в кубе.

Если увеличить подачу воздуха путем увеличения частоты вращения вала не удается, то заменяют вентилятор. Вентилятор также заменяют, если режим работы не эконо­мичный. Причем замена вентилятора производится как на вентилятор с большим чис­лом оборотов, так и на вентилятор с меньшим числом.

После наладки вентилятора определяют нагрев воздуха до и после вентилятора.

Если замена на другой вентилятор не приводит к желаемому эффекту, рассматрива­ют возможность параллельной или последовательной установки второго вентилятора. При установке двух вентиляторов строится их суммарная характеристика. Необходимо учитывать, что в ряде случаев установка второго вентилятора может привести к умень­шению подачи воздуха по сравнению с работой одного вентилятора.

Любой двигатель внутреннего сгорания требует надлежащего охлаждения. Без него мотор попросту перегреется, вследствие чего подвижные элементы моментально выйдут из строя. Двигатели современных автомобилей оснащены жидкостной системой охлаждения, предусматривающей постоянную достигаемую за счет работы водяного насоса (помпы). Какая бы ОЖ не использовалась в моторе, длительный ее нагрев неизменно приведет к кипению. Чтобы предотвратить этот процесс, в системе охлаждения используется радиатор. Он представляет собой систему из тонких трубок, оснащенных специальными ламелями, увеличивающими площадь охладителя.

Когда автомобиль находится в движении, поток воздуха попадает на рабочую поверхность радиатора и проходит между ламелями, охлаждая металл. Таким образом, температура ОЖ постепенно снижается.

Однако радиатор самостоятельно не в силах справиться с перегревом, особенно если автомобиль стоит или передвигается на малых скоростях. Ему помогает в этом электрический вентилятор, включающийся автоматически при достижении охлаждающей жидкостью определенной температуры.

При выходе его из строя двигателю неизбежно грозит перегрев со всеми вытекающими последствиями. В этой статье мы поговорим о возможных причинах, по которым не включается вентилятор охлаждения, а также о том, как определить и устранить связанные с этим неисправности.

Что представляет собой вентилятор радиатора

Для начала обозначим, что вся предоставленная информация больше предназначена для владельцев ВАЗов, хотя для водителей иномарок она также может быть полезной.

Вентилятор охлаждения ВАЗ представляет собой обыкновенный электрический двигатель с питанием 12 В от бортовой сети автомобиля. Его вал оснащен крыльчаткой, формирующей мощный поток воздуха и направляющей ее на рабочую поверхность радиатора. Вентилятор на специальной рамке (станине) крепится к передней его части. Сзади он защищен радиаторной решеткой.

Большинство автомобилей ВАЗ оснащаются одним вентилятором. Но есть и исключения. Например, вентилятор охлаждения «НИВА» имеет два независимых электромотора с крыльчаткой, включающихся одновременно. Это необходимо для того, чтобы двигатель отечественного внедорожника охлаждался быстрее.

Как включается вентилятор

Включение устройства в разных моделях происходит по-разному. В автомобилях с карбюраторными двигателями он запускается после достижения ОЖ определенной температуры (105-107 0 С) и срабатывания датчика включения вентилятора (не путать с ОЖ), посылающего сигнал на реле. Оно и замыкает электрическую цепь, подавая питание на электромотор.

Схема вентилятора охлаждения у машин с инжектором немного другая. Здесь всем управляет электронный блок. Информация с датчика включения сначала анализируется контроллером, а уж после передается на реле.

Возможные неисправности вентилятора

Если температура жидкости достигла критического показателя, но при этом не работает вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла проблема. Наша с вами задача - найти ее и устранить. Обозначим наиболее распространенные неисправности, из-за которых не срабатывает вентилятор охлаждения. Их не так уж и много.

  1. Вышел из строя электродвигатель вентилятора.
  2. Нарушена целостность проводки, питающей электромотор или подключающей датчик включения вентилятора.
  3. Ненадежный контакт в разъемах электродвигателя или датчика.
  4. вентилятора охлаждения.
  5. Неисправно реле включения вентилятора.
  6. Неисправен датчик.
  7. Нарушения в работе предохранительного клапана расширительного бачка.

Проверяем электродвигатель

Если не работает вентилятор охлаждения, первым делом необходимо проверить его привод (электромотор). Сделать это просто. Достаточно взять два провода, подключить их к вентилятору и запитать напрямую от аккумулятора. Если он запустился, значит, проблема не в нем. Ее нужно искать дальше. Параллельно можно проверить и контакты в разъеме электродвигателя. Иногда случается, что проблема находится именно в них. Попадание грязи и пыли, а также окисление металлических поверхностей могут стать причиной нарушения контакта.

Если электродвигатель не включился после подключения к аккумулятору, скорее всего, сломался именно он. Причиной этому могут быть:

  • износившиеся щетки;
  • разрушение коллектора;
  • замыкание обмоток ротора или якоря.

В первом случае достаточно заменить щетки новыми, и электродвигатель вентилятора снова будет работать, как новый. В случае с разрушением коллектора или замыканием обмоток ремонт может не помочь.

Проверяем проводку

Еще одной распространенной неисправностью, по которой не включается вентилятор охлаждения, является нарушение целостности проводки. Это может быть разрыв провода или замыкание его на «массу». Проверить цепь можно с помощью обычного автомобильного тестера, включенного в режиме детектора. При этом следует «прозвонить» не только провод от датчика к контроллеру, но и проводку, соединяющую контроллер с предохранителем, предохранитель с реле, реле с электродвигателем.

Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора

Если с электропроводкой все в порядке, переходим к другому оборудованию. Сначала проверим предохранитель вентилятора охлаждения. Обычно он расположен в под капотом автомобиля и имеет маркировку F7. Проверяем его тем же автомобильным тестером. Если предохранитель исправен, идем дальше. Ищем реле включения вентилятора. Оно находится под крышкой правой панели центральной консоли. Там располагаются три реле. Определить нужное поможет руководство пользователя автомобиля, так как у разных моделей разное расположение.

Но как проверить реле? В «походных» условиях определить его работоспособность практически невозможно. Проще взять соседнее реле (если его параметры совпадают) и установить его в нужное гнездо.

Тестируем датчик включения вентилятора

Следующей причиной, по которой не работает вентилятор охлаждения, может стать неисправный датчик. Случаи выхода из строя этого элемента не так уж и редки. Точно определить, что сломался именно датчик, можно лишь в автомобиле с инжекторным двигателем. Если отключить его от питания, электронный блок управления воспримет это как неисправность системы, и запустит вентилятор в аварийном режиме.

Проверка осуществляется следующим образом. Прогреваем автомобиль, пока не достигнет 100 0 С, после чего глушим двигатель, поднимаем капот и отключаем датчик, рассоединив на нем разъем. После этого запускаем двигатель. Если вентилятор включится, значит, проблема в датчике.

К сожалению, подобная проверка невозможна в автомобилях с карбюраторными двигателями. Здесь определить работоспособность датчика включения вентилятора можно, лишь заменив его новым и прогрев двигатель до рабочей температуры.

Меняем предохранительный клапан

Существует еще одна неисправность, которая может привести к сбою в работе системы. Если не срабатывает вентилятор охлаждения даже после подтверждения работоспособности всех перечисленных элементов цепочки, стоит проверить предохранительный клапан на расширительном бачке.

Роль этого клапана заключается в поддержании рабочего давления в системе выше атмосферного. Это нужно для того, чтобы вода, входящая в состав охлаждающей жидкости не закипала при нагревании до 100 0 С. При выходе из строя предохранительного клапана давление в системе выровняется с атмосферным, и жидкость закипит, достигнув температуры кипения воды.

Датчик включения, как уже было сказано, может включиться лишь при 105-107 0 С. Таким образом, наша охлаждающая жидкость будет кипеть, но вентилятор работать не будет.

Как же проверить В домашних условиях это невозможно. Проще купить новый клапан, тем более что стоит он копейки.

Напоследок ознакомьтесь с полезными советами, которые позволят вам если не избежать проблем со своевременным включением вентилятора охлаждения, то, по крайней мере, хоть немного исправить ситуацию.

  1. Систематически проверяйте работу всех элементов системы охлаждения. Обращайте внимание на показатели температуры ОЖ на панели приборов, а также прислушивайтесь, включается ли вентилятор.
  2. Следите за уровнем охлаждающей жидкости в системе. Вовремя производите ее замену.
  3. Минимум один раз в год промывайте крышку расширительного бачка под струей проточной воды. Такое решение позволит продлить жизнь предохранительному клапану.
  4. При малейшем сбое в системе охлаждения прекратите движение и примите меры по устранению неисправностей.
  5. Если не работает вентилятор охлаждения по причине выхода из строя датчика, предохранителя или реле, и эта неисправность застала вас в пути, отключите датчик (для инжектора) или подключите электропривод напрямую к бортовой сети (для карбюратора). Так вы сможете доехать до ближайшей станции технического обслуживания без риска перегрева двигателя.


Загрузка...