sonyps4.ru

Процессоры для бюджетных игровых пк. Нужен ли мощный процессор для компьютерных игр

Покупая новый процессор геймеры чаще всего делают упор на соотношение цена/производительность. Кто-то не хочет тратить много времени и покупает системный блок с комплектующими, а кто-то, наоборот, более продвинут и, как говорится, собирает свой компьютер самостоятельно.

Второй вариант наиболее оптимален, так как поможет и сэкономить, и получить приличную производительность.

Перед покупкой нового процессора перед нами встают следующие вопросы: какое количество ядер необходимо, какие у него характеристики, уровень кеш-памяти, тактовая частота. В этой статье будут ответы на эти вопросы.

Особенности выбора

Выбор процессора для компьютера представляет собой дело, в котором много нюансов. Новички покупают готовые модели, и в дальнейшем их производительность в большинстве случаев не устраивает.

В магазинах, в основном, предлагают то, что необходимо продать в кротчайшие сроки. Вас легко могут убедить купить тот компьютер, который в действительности никак не может претендовать на статус игрового. Поэтому дальше мы рассмотрим все нюансы выбора.

Выбор производителя

На первый взгляд кажется, что в выборе производителя все достаточно просто, так как на рынке всего две ведущие компании: «Intel» и их конкурент, компания «AMD». Каждый из них обладает своими плюсами и минусами.

На сегодняшний момент лидером продаж и эталоном, безусловно, являются «Intel». Не смотря на все старания «AMD», по продажам первые существенно обгоняют вторых. Причина заключается не только в маркетинговой составляющей и раскрученности бренда, но и в технической части.

Но компания «AMD» не отстает от своих главных конкурентов, они плотно заняли нишу бюджетных микропроцессоров, что является несомненным плюсом. В линейке продуктов от «AMD» можно найти достаточно производительные модели в ценовом диапазоне от 50 до 150 долларов, которые отлично подходят для игр.

Надежность

Еще одним немаловажным аспектов в выборе является надежность. Современные модели интел и амд оборудованным системой, которая может предотвратить перегрев, что существенно исключает ранний выход компонента из строя.

Исходя из практики на тысячу выпущенных процессов, только один или два выходят из строя в первые месяцы эксплуатации. Таким образом можно сказать, что большинство продуктов имеют достаточно большой процент надежности и практически исключают преждевременный выход из строя.

Процессоры со встроенной видеокартой

Компании «AMD» и «Intel» имеют в линейке продуктов так называемые гибридные процессоры. Гибридные процессоры – это модели, где на одном кристалле непосредственно расположен сам процессор и встроенная видеокарта.

Возможности встроенной видеокарты весьма неплохие, но вряд ли сгодятся для своевременных игр, ведь даже на минимальных настройках качества будут подвисания (не говоря уже о средних и максимальных настройках качества).

Гибриды станут идеальным решением, если вы решили собрать компьютер для выполнения простых задач, например, серфинга в интернете, работы в с нетребовательными графическими редакторами и малотребовательными играми.

Гибриды созданы для того, чтобы снизить электропотребление, минимизировать нагрев компонентов и, тем самым, повысить надежность.

Они оборудованы видеокартой, которая имеет тип памяти «GDDR3», которая не славится быстродействием (многие модели современных видеокарт оборудованы типом памяти «GDDR5», что делает их более производительными).

Если компьютер нужен для простых задач, то встроенная видеокарта станет хорошим бюджетным решением.

Хочется еще немного сказать про встроенные видеокарты. У компании «AMD» в этом плане дела обстоят куда лучше, чем у их конкурентов. Исходя из большинства тестов, встроенные решения от «AMD» существенно обгоняют интеловские.

Таким образом, если вы решили приобрести гибрид, имеющий встроенную видеокарту, без сомнения лучше выбрать «AMD», так как для игр это будет сравнительно хорошим решением. Если компьютер необходим для задач, которые не требуют больших вычислительных мощностей, то тут можно отдать свое предпочтение интел.

Видео: процессор для игр

Характеристики

Одной из особенностей выбора процессора являются его характеристики, от которых будет зависеть быстродействие в требовательных играх.

Количество ядер

Многие думают, что чем ядер больше, тем лучше будет производительность, но это одно из нескольких заблуждений. Производительность (загрузка операционной системы, количество кадров в секунду в играх, скорость работы программ) не столько зависит от количества ядер, но также от жесткого диска (HDD или SSD).

Не стоит придерживаться и гнаться за принципом: чем больше, тем лучше. Можно собрать достаточно производительный компьютер, имея на борту четырехядерник и SSD-диск. Можно с уверенностью сказать, что такая связка компонентов существенно повысит быстродействие в современных играх и позволит играть на высоких настройках, при условии, что в наличии есть игровая карта хотя бы среднего уровня.

Возьмем для примера. Для нетребовательных приложений и серфинга в интернете хватит Athlon II X2. Но если, для этих же задач взять Core i3 или Core i5 или FX 4xxx, то прибавка производительности в нетребовательных приложениях будет не сильно заметна. Полноценно ощутить прибавку производительности можно в стресс-тестах («LinX», «AIDA64», «PassMark», «OCCT») или в ресурсоемких приложениях (графические редакторы и игры).

Если вы хотите собрать компьютер для выполнения на нем задач, не требующих большой вычислительной мощности (работы в Office, серфинг в интернете, нетребовательные игры) то лучше всего приобрести 2-3 ядерник.

Если ПК собирается для игр, то в этой ситуации минимально понадобится 4 ядерный процессор. Но как мы можем заметить, для современных игр, вышедших в 2014 и выходящих в 2015 году, уже требуются 4 — 6 ядерники (для игры на минимальных настройках).

Кэш-память

Одним из факторов высокой производительности является кеш-память. Микропроцессоры, оборудованные собственным кешем, намного производительней тех, где кеш памяти отсутствует или урезан.

Например, увеличение быстродействия игрового компьютера, оснащенного процессором с кеш-памятью, прирост производительности может составлять до 25 процентов, что весьма неплохо.

Хочется отметить, что при покупке нового процессора следует уделять внимание его кеш-памяти. Объем кеш-памяти может существенно увеличить производительность компьютера.

Тактовая частота

Многие часто задают вопрос, какая частота должна быть у процессора. Тактовая частота – количество операций, которые способен выполнять процессор в течении одной секунды. Раньше тактовая частота была одним из самых первых факторов, которые влияют на производительность. Но на сегодняшний момент это не совсем так.

Тактовая частота не является определяющим показателем в производительности компьютера. На быстродействие влияют также технологии, которые используют современные процессоры (Hyper-Threading).

Технологии чипсета

Большинство современных моделей процессоров оснащены специальными технологиями, которые существенно улучшают быстродействие.

Hyper-Threading

«Hyper-Threading» — технология, реализованная в продуктах компании «Intel». «Hyper-Threading», простыми словами, представляет каждое физическое ядро, как два логических.

Фото: Hyper-Threading — разделение ядра

Таким образом получается при выполнении определенной логической операции, процессор не полностью использует свои ресурсы и, тем самым, часть из них простаивает. Как раз-таки «Hyper-Threading» позволяет эти самые не задействованные ресурсы применить для обработки параллельных операций.

Конечно же, не стоит рассчитывать на то, что «Hyper-Threading» увеличит производительность компьютера достаточно сильно, но прирост быстродействия будет и весьма ощутимый (особенно заметно будет в играх).

TurboBoost или TurboCore

Технология «TurboBoost», реализованная интел. «TurboBoost» автоматически увеличивает номинальную тактовую частоту. Увеличение частоты возможно только в том случае, если ограничение по мощности не превышены. «TurboBoost» ощутимо увеличивает быстродействие приложений, имеющих один или несколько потоков.

«TurboCore» технология, реализованная компанией амд «TurboCore», как и в случае с интеловской «TurboBoost» позволяет автоматически увеличить тактовую частоту. Главной задачей технологии «TurboCore» является динамическое увеличение производительности отдельных ядер.

С помощью «TurboCore» каждое ядро получает прирост к номинальной тактовой частоте до 500 МГц, что поможет весьма ощутимо поднять быстродействие компьютера.

Какой процессор лучше для игр зима 2014 — 2015 года

Мы подошли к самому главному, какой процессор для игр лучше зимой 2014 — 2015 года. Для удобства процессоры будут поделены на несколько групп: «Бюджетные», «Средние», «Мощные».

Бюджетные

AMD Athlon II X3 455

Бюджетная и вполне производительная модель с высокой номинальной тактовой частотой 3.3 ГГц. Также AMD Athlon II X3 455 характеризуется достаточно высоким разгонным потенциалом.

Основные характеристики:

  • архитектура – «Rana»;
  • количество ядер – 3;
  • номинальная тактовая частота – 3.3 ГГц;
  • кеш L1/L2 — 128 Кб/1536 Кб;
  • socket – AM3.

Стоимость 35$ (2300 рублей).

Фото: процессор AMD Athlon II X3 455

Athlon II X4 750K

Бюджетная модель, характеризуется достаточно низкой стоимостью, но в тоже самое время обладающая достаточно высокой производительностью. Также несомненным плюсом Athlon II X4 750K является неплохой разгонный потенциал.

Основные характеристики Athlon:

  • архитектура – «Trinity»;
  • количество ядер – 4;
  • номинальная тактовая частота – 3,4 ГГц;
  • кеш L1/L2 – 48 Кб/4096 Кб;
  • socket – FM2.

Стоимость 50$ (3500 рублей).

Intel Pentium G3420 Haswell

Intel Pentium G3420 Haswell – Intel Pentium™ один из самых старейших продуктов компании «Intel», но, тем не менее, все еще находящийся на рынке и занимающий весомую нишу. Pentium G3420 Haswell — новое решение, которое обеспечивает неплохой подъем производительности.

Основные характеристики:

  • архитектура – «Haswell»;
  • количество ядер – 2;
  • номинальная тактовая частота – 3,2 ГГц;
  • кеш L1/L2/L3 –64 Кб/512 Кб/3072 Кб;
  • socket – LGA1150/

Стоимость 55$ (3800 рублей).

Среднего уровня

Достаточно мощный шестиядерник, обеспечивающий оптимальную производительность в современных играх.

Основные характеристики:

  • архитектура – «Vishera»;
  • количество ядер – 6;
  • номинальная тактовая частота – 3,5 ГГц;
  • кеш L1/L2/L3 – 48 Кб/6144 Кб/8192 Кб;
  • socket – AM3+.

Стоимость 80$ (5500 рублей).

Построенный на архитектуре «Vishera». Имеет 8 физических ядер и высокую тактовую частоту. AMD FX-8350 – лучший процессор для игр amd 2014 – 2015 года.

Основные характеристики:

  • количество ядер – 8;
  • номинальная тактовая частота – 4,0 ГГц;
  • кеш L1/L2/L3 – 48 Кб/8192 Кб/8192 Кб;
  • socket – AM3+.

Стоимость 130$ (9000 рублей рублей).

Производительное решение от «Intel». Мощный четырехядерник, обеспечит отличное быстродействие в современных играх. Построенный на архитектуре «Haswell».

Основные характеристики:


Четырехядерник с достаточно хорошим разгонным потенциалом, базируется на архитектуре «Haswell». Как показывает практика, Core i5-4690K обеспечивает максимальную производительность в играх 2014 года – 2015 года.

Основные характеристики:


Мощные

Intel Core i7-3770K – топовый, построенный на архитектуре «Ivy Bridge». Обеспечит максимальную производительность в играх на высоких настройках графики.

Основные характеристики:

  • архитектура – «Haswell»;
  • количество ядер – 4;
  • интегрированное графическое ядро – HD Graphics 4000
  • кеш L1/L2/L3 –64 Кб/1024 Кб/8192 Кб;
  • socket – LGA1155;

Средняя розничная стоимость составляет 305$ (21000 рублей).

На вопрос, какой процессор лучше для игр intel, можно ответить следующее. Для высокой производительности в играх лучшим решением станет Intel Core i7-5930K класса Extreme Edition. Одной из особенностью Core i7-5930K является поддержка сокетов LGA2011-v3 и памяти DDR4 SDRAM.

Продукт базируется на микроархитектуре «Haswell-E».

Основные характеристики:

  • количество ядер – 6;
  • номинальная тактовая частота – 3,5ГГц;
  • интегрированное графическое ядро – отсутствует;
  • кеш L1/L2/L3 –64 Кб/1536 Кб/15360 Кб;
  • socket – LGA2011-3;
  • поддержка технологии – Hyper-Threading.

Средняя розничная стоимость составляет 652$ (45000 рублей).

Флагманский продукт от компании «AMD», построенный на архитектуре «Vishera». Восемь ядер и высокая тактовая частота обеспечат наилучшую производительность в современных играх.

Основные характеристики:

  • количество ядер – 8;
    номинальная тактовая частота – 4,7 ГГц;
    кеш L1/L2/L3 – 48 Кб/8192 Кб/8192 Кб;
    socket – AM3+.

Средняя розничная стоимость составляет 220$ (15000 рублей).

Таблица соотношения производительности и цены

Название микропроцессора Тест производительности Розничная цена Соотношение производительности и цены.Чем выше число, тем покупка продукта более выгодна
Бюджетные модели зима 2014-2015 года
Athlon II X3 455 0,231 2300 рублей 99
Athlon II X4 750K 0,245 3500 рублей 70
Pentium G3420 0, 235 3800 рублей 63
Средние модели зима 2014-2015 года
FX-6300 0,368 5500 рублей 72
FX-8350 0,545 9000 рублей 61
Core i5-3330 0,416 11000 рублей 42
Core i5-4690K 0,526 15000 рублей 37
Мощные модели зима 2014-2015 года
Core i7-3770K 0,605 21000 рублей 30
Core i7-5930K 0,925 45000 рублей 27
FX-9590 0,616 15000 рублей 51

В этой статье были рассмотрены лучшие процессоры для игрового компьютера 2014-2015 года.

Внимательно изучайте результаты тестов, чтобы в последующем не возникло проблем с быстродействием. Не забывайте, чтобы собрать производительный компьютер необходимо уделять внимание и другим компонентам (видеокарте, оперативной памяти и другим).

На ту же тему

Рассматривая лучшие процессоры 2017 года, стоит отметить, что производительности каждого достаточно для запуска игровых приложений.

Даже бюджетные версии, вместе с подходящей памятью и видеокартой, легко справятся с запуском современной игры с неплохим разрешением.

А выбрать подходящую для себя модель можно по нескольким параметрам – кэш-памяти, частоте, количеству ядер и потоков, энергопотреблению и, конечно, цене.

Особенности выбора

Частота процессора, являющаяся важным параметром этого устройства, у современных моделей находится на уровне 3–4 ГГц. И хотя некоторые из них могут увеличивать эту характеристику при разгоне или включении турбо-режима, большого значения это не имеет.

Намного важнее для запуска игр и приложений характеристики работающей вместе с центральным процессором видеокарты.

Ещё один имеющий значение параметр – потребление энергии в процессе работы, от которого зависит мощность блока питания компьютера и охлаждающего кулера. Этот показатель значительно ниже у моделей марки Intel и выше у процессоров AMD. Однако, чем больше производительность устройства, тем меньше разница в энергопотреблении между топовыми версиями – независимо от производителя, они имеют мощность около 90 Вт.

От количества ядер и потоков зависит скорость обработки данных. Чем больше эти цифры, тем выше вероятность запуска на компьютере не только современной и требовательной к ресурсам игры, но и любых приложений в течение нескольких следующих лет. Большинство современных процессоров имеют от 4 до 8 ядер. А двухъядерные считаются практически устаревшими – особенно, если пользоваться ими для игр.

Ryzen 7 1800Х - лучший игровой процессор

Вышедшая в 2017 году серия процессоров серия Ryzen 7 включает в себя целый ряд топовых моделей, старшей из которых является 1800Х. Производительность каждого потока и ядра уступает возможностям похожей по параметрам модели Intel Core i7, однако устройство выигрывает за счёт их количества. Восьмиядерный процессор обрабатывает большое количество информации и может разгоняться с 3,6 до 4 ГГц.

К дополнительным плюсам покупки процессора можно отнести технологию Neural Net Prediction, фактически, представляющую собой встроенный искусственный интеллект для ускорения обработки данных. А среди минусов можно отметить отсутствие «коробочных версий», то есть моделей, сразу укомплектованных мощным кулером. Систему охлаждения для Ryzen 7 придётся приобретать отдельно.

Характеристики модели:

  • сокет: АМ4;
  • частота (обычная/турбо): 3,6/4,0 ГГЦ;
  • кэш L3: 16 Мб;
  • ядра/потоки: 8/16;
  • мощность: 95 Вт;
  • цена: от 28000 руб.

Рис. 1. Ryzen 7 1800Х.

Core i7-7700K - максимальная производительность от Intel

Модельный ряд процессоров Интел тоже имеет своего лидера – i7-7700K, отличающегося высокой производительностью и тактовой частотой. При этом устройство потребляет сравнительно много электроэнергии – почти столько же, сколько топовый AMD. А частота процессора может изменяться в пределах 4,2–4,7 ГГц – достаточно для поддержки любых, даже самых требовательных игр 2016-го, 2017-го и, скорее всего, 2018-го года.

Хотя для того чтобы устройство запускало ресурсоёмкие приложения его следует использовать вместе с подходящей по объёму памятью и видеокартой (от 8 Гб и от 4 Гб, соответственно). Возможностей же встроенного графического процессора для игры не хватит – зато будет достаточно для проигрывания видео в лучшем на сегодняшний день разрешении.

Основные параметры:

  • потребление энергии: 91 Вт;
  • сокет: 1151;
  • частота: 4,2 ГГц (4,5 ГГЦ в турбо-режиме);
  • кэш-память L3: 8 Мб;
  • число ядер/процессов: 4/4;
  • средняя цена: 25000 руб.

Рис. 2. i7-7700K.

Core i5-7500 - быстрый игровой процессор

Если цены выше 20 тысяч рублей показались пользователю слишком высокими, он может купить процессор Intel предыдущей серии – Core i5-7500.

Цена будет вдвое меньше по сравнению с моделями i7, а производительность и размеры кэш-памяти третьего уровня практически не уступают «старшим» версиям. При наличии хорошей видеокарты и 8–16 Гб ОЗУ с помощью этого процессора можно запустить любую выпущенную на сегодняшний день игру.

К преимуществам модели можно отнести встроенное графическое ядро Intel HD Graphics 630, поддерживающее видеоролики с разрешением 4К. А поддержка технологии DirectX 12 обеспечивает ещё лучшее взаимодействие с играми, позволяя назвать процессор и быстрым, и игровым.

Характеристики модели:

  • мощность, Вт: 65;
  • частота, ГГц: 3,4–3,8;
  • сокет: 1151;
  • потоки и ядра: 4/4;
  • кэш L3, Мб: 6;
  • цены, руб.: от 11600 руб.

Рис. 3. Intel Core i5-7500.

Ryzen 5 1600X - AMD среднего уровня

Более экономичный, но практически не уступающий по возможностям топовой модели вариант есть и в линейке Ryzen 5 от AMD. Процессор 1600Х входит в пятёрку лучших предложений производителя. Однако стоит почти на 40% меньше.

Рабочая частота и кэш модели полностью соответствуют серии Rysen 7, а единственным важным отличием можно назвать меньшее количество ядер. Впрочем, если не использовать процессор на полную мощность, разница будет практически незаметной. Тем более что скорость работы устройства повышается благодаря тому же встроенному «искусственному интеллекту».

Технические параметры:

  • версия сокета: AM4;
  • частота: 3,6 (4,0 в турбо-режиме);
  • кэш L3: 16 Мб;
  • ядра/потоки: 6/12;
  • потребление энергии: 95 Вт;
  • стоимость: от 16000 руб.

Рис. 4. Ryzen 5 1600X.

Intel Core i3-7100 - хороший игровой процессор

Пользователям, предпочитающим собирать свой компьютер на базе процессоров Intel и при этом не платить за системный блок больше $1000, стоит обратить внимание на модель Core i3-7100.

Устройство с двумя ядрами, но с четырьмя потоками справится с запуском даже тех игр, в минимальных требованиях к которым стоит параметр Core i5 или i7. Для этого процессор следует устанавливать на ПК с достаточным количеством оперативной и графической памяти. Хотя в эту модель уже встроены и поддержка DirectX 12, и интегрированное видео, которые позволяют ей работать даже без дискретной видеокарты.

Основные характеристики:

  • частота и сокет: 3,9 ГГц, 1151;
  • кэш-память L3: 3 Мб;
  • число потоков/ядер: 4/2;
  • энергопотребление процессора: 51 Вт;
  • стоимость: 6300–9700 руб.

Рис. 5. Intel Core i3-7100.

AMD FX-6300 - выгодный и быстрый

Производитель AMD, продукция которого всегда отличалась меньшей по сравнению с моделями Intel стоимостью, позволяют подобрать отличную альтернативу и бюджетного игрового процессора.

Например, FX-6300, в комплекте к которому может идти недорогая материнская плата и 8 Гб ОЗУ.

Этот набор обеспечит работу с большинством современных игр и приложений. Более того, с помощью процессора FX-6300 вполне можно смотреть два разных фильма на двух мониторах, записывать стримы и обрабатывать видео.

Особенности модели:

  • сокет: AM3+;
  • параметры энергопотребления: 95 Вт;
  • частота процессора: 3,5 ГГц;
  • кэш память 3 уровень: 8 Мб;
  • ядра и потоки: 6/6;
  • цены в сети: от 4400 руб.

Рис. 6. AMD FX-6300.

Pentium G4560 - дешёвый игровой процессор

Ещё одной бюджетной моделью Intel является Pentium G4560, которую можно купить, собирая недорогой игровой ПК.

Если пользоваться для сборки этим процессором, стоимость комплекта (без монитора) не превысит $500. А ресурсов получившегося в результате компьютера хватит или для запуска современных игр на минимальных настройках, или для более старых игровых приложений.

Лучше всего к такому процессору подойдёт соответствующая ему по цене и производительности видеокарта RX 460 или GTX 7хх (например, Nvidia 750 Ti).

Особенности процессора:

  • слот: Socket 1151;
  • частота: 3,5 ГГц;
  • энергопотребление: 54 Вт;
  • кэш-память 3 ур.: 3 Мб;
  • ядра/потоки: 2/4;
  • цены: от 3500 руб.

Рис. 7. Pentium G4560.

Athlon X4 860K - бюджетный процессор от AMD

Если для пользователя не имеет значения энергопотребление процессора, желательно обратить внимание на модель X4 860K, отличиями которой является оптимальное соотношение производительности и цены.

Всего за 2800–3000 рублей пользователь получает в своё распоряжение устройство без встроенного графического процессора, зато с бесшумным кулером и четырьмя ядрами. Тем более что ещё одним преимуществом процессора является совместимость с недорогими материнскими платами для сокета FM2+, хотя они и не поддерживают ни современную память, ни новые видеокарты.

Характеристики:

  • сокет процессора: FM2+;
  • частота: 3,7 ГГц;
  • количество ядер и потоков: 4/4;
  • кэш-память третьего уровня: нет;
  • мощность: 95 Вт;
  • цена: от 2800 рублей.

Рис. 8. Athlon X4 860K.

AMD A10-7890K – большие возможности и экономия на видео

Для пользователей, которые предпочитают пользоваться встроенной графикой, неплохим вариантом станет процессор AMD A10-7890K. Среди его преимуществ – возможность запуска многих современных игровых приложений даже без использования мощной видеокарты.

Характеристики устройства примерно сравнимы с графическими процессорами RX460, а, значит, подходят для большинства киберспортивных игр типа DOTA2 и CS:GO с высоким качеством изображения.

Впоследствии к A10-7890K можно приобрести дискретную видеокарту, расширив возможности использования компьютера. Нередко именно так и поступают геймеры, покупающие детали для бюджетного игрового ПК поэтапно – по мере своих финансовых возможностей.

Параметры детали:

  • Socket: FM2+;
  • частота процессора: 4,1 ГГц;
  • ядра/потоки: 4/4;
  • потребление мощности: 95 Вт;
  • средняя цена: 8000 руб.

Рис. 9. A10-7890K.

A10-7860K - самый выгодный из игровых процессоров

При желании купить неплохой по возможностям и недорогой процессор со встроенной графикой, можно обратить внимание на A10-7860K – «младшую» модель А10-7890К.

Скорость работы и большинство характеристик устройств мало отличаются друг от друга. Но, выбирая более доступный вариант, стоимость сборки компьютера уменьшают ещё на $30–35, практически не замечая снижения производительности.

Параметры процессора:

  • количество ядер/потоков: 4/4;
  • сокет: FM2+;
  • частота: 3,6 ГГЦ;
  • мощность: 65 Вт;
  • стоимость в сети: 6000 руб.

Рис. 10. A10-7860K.

Выводы

По результатам обзора лучших в своём классе современных процессоров можно сделать выводы о неплохом ассортименте современного рынка.

В зависимости от финансовых возможностей и требований к компьютеру, любой пользователь может найти подходящий чипсет.

Например, Intel i7 и Ryzen 7 для мощных игр и работ с графикой. Или Athlon X4 860K и Pentium G4560 для игровых приложений с менее серьёзными требованиями. А геймерам, которые хотят сэкономить, запускать более или менее современные игры, стоит отдать предпочтение сериям i5 от Intel или Ryzen 5 от AMD.

Что же касается офисных приложений, то для них подходящих моделей в 2017 году нет – все эти программы отлично запускаются на ПК с процессорами, выпущенными несколько лет назад.

CES2017: Процессоры 2017 года

Всё, что показали на выставке #CES2017 о центральных и гибридных процессорах: Intel Kaby Lake, AMD Ryzen Summit Ridge, Qualcomm Snapdragon 835.

Когда речь заходит о геймерской сборке, то основное внимание уделяется видеокарте. Логично, ведь именно графический адаптер отвечает за поддержку тех или иных технологий, а также за уровень производительности в играх. Однако только грамотно подобранный центральный процессор позволит ему полностью раскрыть свой потенциал. Часто возникает вопрос: «прокачает» ли такой-то чип такую-то видеокарту? Этот материал - попытка на практике определить основные характеристики центрального процессора, влияющие на производительность 3D-ускорителя в современных играх.

Первый четырехъядерный процессор вышел осенью 2006 года. Им стала модель Intel Core 2 Quad, основанная на ядре Kentsfield. В то время популярными играми считались такие бестселлеры, как The Elder Scrolls 4: Oblivion и Half-Life 2: Episode One. Еще не появился «убийца всех игровых компьютеров» Crysis. А в ходу был API DirectX 9 с шейдерной моделью 3.0.

Но на дворе конец 2015 года. На рынке, в настольном сегменте, присутствуют 6- и 8-ядерные центральный процессоры, однако популярными по-прежнему считаются 2- и 4-ядерные модели. Геймеры восхищаются ПК-версиями GTA V и «Ведьмак 3: Дикая охота», а в природе пока не существует игровой видеокарты, способной выдать комфортный уровень FPS в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики в Assassin’s Creed Unity. К тому же состоялся релиз операционной системы Windows 10, а это значит, что официально наступила эпоха DirectX 12. Как видите, за девять лет много воды утекло. Поэтому вопрос выбора центрального процессора для игрового компьютера актуален как никогда.

Суть проблемы

Существует такое понятие, как эффект процессорозависимости. Он может проявиться абсолютно в любой компьютерной игре. Если производительность видеокарты упирается в возможности центрального чипа, то говорят, что система процессорозависима. Надо понимать, что не существует единой схемы, по которой можно определить силу этого эффекта. Все зависит от особенностей конкретно взятого приложения, а также выбранных настроек качества графики. Тем не менее, в абсолютно любой игре на «плечи» центрального процессора ложатся такие задачи, как организация полигонов, расчеты освещения и физики, моделирование искусственного интеллекта и еще множество других действий. Согласитесь, работенки предостаточно.


В процессорозависимых играх количество кадров в секунду может зависеть от нескольких параметров «камня»: архитектуры, тактовой частоты, количества ядер и потоков, а также объема кэша. Основная цель этого материала - выявить основные критерии, влияющие на производительность графической подсистемы, а также сформировать понимание, какой центральный процессор подойдет той или иной дискретной видеокарте.

Частота

Как выявить процессорозависимость? Самый действенный способ - эмпирически. Так как параметров у центрального процессора несколько, то давайте разберем их по очереди. Первая характеристика, на которую чаще всего обращают самое пристальное внимание, - это тактовая частота.

Тактовая частота у центральных процессоров уже достаточно давно не растет. Сначала (в 80-е и 90-е) увеличение именно мегагерц приводило к бешенному росту общего уровня производительности. Сейчас же частота центральных процессоров AMD и Intel застыла в дельте 2,5-4 ГГц. Все, что ниже - слишком бюджетно и не совсем подходит для игрового компьютера; все, что выше - это уже оверклокинг. Так и формируются линейки процессоров. Например, есть модель Intel Core i5-6400, функционирующая со скоростью 2,7 ГГц (182 доллара США), а есть Core i5-6500 со скоростью работы 3,2 ГГц (192 доллара США). У этих процессоров одинаковы абсолютно все характеристики, кроме тактовой частоты и цены.


В продаже можно найти чипы с разблокированным множителем. Он позволяет самостоятельно разгонять процессор. У Intel такие «камни» имеют литеры «К» и «Х» в названии. Например, Core i7-4770K и Core i7-5690X. Плюс есть обособленные модели с разблокированным множителем: Pentium G3258, Core i5-5675C и Core i7-5775C. Процессоры AMD маркируются схожим образом. Так, гибридные чипы в названии имеют букву «K». Есть линейка процессоров FX (платформа AM3+). Все входящие в нее «камни» имеют свободный множитель.

Современные процессоры AMD и Intel поддерживают функцию автоматического разгона. В первом случае она называется Turbo Core, во втором - Turbo Boost. Суть ее работы проста: при должном охлаждении процессор во время работы увеличивает свой тактовую частоту на несколько сотен мегагерц. Например, Core i5-6400 функционирует со скоростью 2,7 ГГц, но при активной технологии Turbo Boost этот параметр может перманентно увеличиваться до 3,3 ГГц. То есть ровно на 600 МГц.


Возьму видеокарту NVIDIA GeForce GTX TITAN X - самое мощное одночиповое игровое решение современности. И процессор Intel Core i5-6600K - мейнстрим-модель, оснащенную разблокированным множителем. Затем запущу Metro: Last Light - одну из самых процессорозависимых игр наших дней. Настройки качества графики в приложении подобраны таким образом, чтобы количество кадров в секунду каждый раз упиралось в производительность процессора, но не видеокарты. В случае с GeForce GTX TITAN X и Metro: Last Light - максимальное качество графики, но без применения сглаживания. Далее замерю средний уровень FPS в диапазоне от 2 ГГц до 4,5 ГГц в разрешениях Full HD, WQHD и Ultra HD.


Наиболее заметно эффект процессорозависимости, что логично, проявляется в легких режимах. Так, в 1080p с ростом частоты стабильно увеличивается и средний FPS. Показатели получились весьма впечатляющими: при увеличении скорости работы Core i5-6600K с 2 ГГц до 3 ГГц число кадров в секунду в Full HD-разрешении увеличилось с 70 FPS до 92 FPS, то есть на 22 кадра в секунду. При увеличении частоты с 3 ГГц до 4 ГГц - еще на 13 FPS. Таким образом, получается, что используемый процессор при заданных настройках качества графики смог «прокачать» GeForce GTX TITAN X в Full HD только с 4 ГГц - именно с этой отметки количество кадров в секунду при увеличении частоты ЦП перестало расти.

При увеличении разрешения эффект процессорозависимости проявляется менее заметно. А именно количество кадров перестаёт расти, начиная с 3,7 ГГц. Наконец, в разрешении Ultra HD мы практически сразу же уперлись в потенциал графического адаптера.

Дискретных видеокарт много. На рынке принято каталогизировать эти устройства по трем сегментам: Low-end, Middle-end и High-end. Капитан Очевидность подсказывает, что разным по производительности графическим адаптерам подходят разные процессоры с разными частотами.


Теперь возьму видеокарту GeForce GTX 950 - представителя верхнего сегмента Low-end (или нижнего Middle-end), то есть абсолютную противоположность GeForce GTX TITAN X. Устройство относится к начальному уровню, тем не менее, оно способно обеспечить приличный уровень быстродействия в современных играх в разрешении Full HD. Как видно из графиков, расположенных ниже, процессор, функционирующий на частоте 3 ГГц, «прокачивает» GeForce GTX 950 и в Full HD, и в WQHD. Разница с GeForce GTX TITAN X видна невооруженным взглядом.

Важно понимать, что, чем меньше нагрузки ложится на «плечи» видеокарты, тем выше должна быть частота центрального процессора. Нерационально приобрести, например, адаптер уровня GeForce GTX TITAN X и использовать его в играх в разрешении 1600х900 точек.

Видеокартам уровня Low-end (GeForce GTX 950, Radeon R7 370) хватит центрального процессора, функционирующего на частоте от 3 ГГц. Адаптерам сегмента Middle-end (Radeon R9 280X, GeForce GTX 770) - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским видеокартам High-end (Radeon R9 Fury, GeForce GTX 980 Ti) - 3,7-4 ГГц. Производительным связкам SLI/CrossFire - 4-4,5 ГГц

Архитектура

В обзорах, посвященных выходу того или иного поколения центральных процессоров, авторы то и дело констатируют, что разница в производительности в х86-вычислениях год от года составляет мизерные 5-10%. Это своеобразная традиция. Ни у AMD, ни у Intel уже давно не наблюдается серьезного прогресса, а фразы в стиле «продолжаю сидеть на своем Sandy Bridge, подожду следующего года » становятся крылатыми. Как я уже говорил, в играх процессору тоже приходится обрабатывать большое количество данных. В таком случае возникает резонный вопрос: в какой степени эффект процессорозависимости наблюдается в системах с различными архитектурами?

И для чипов AMD, и для Intel можно определить список современных архитектур, которые до сих пор пользуются популярностью. Они актуальны, в глобальном масштабе разница в быстродействии между ними не такая большая.

Возьмем пару чипов - Core i7-4790K и Core i7-6700K - и заставим их работать на одной частоте. Процессоры на базе архитектуры Haswell, как известно, появились летом 2013 года, а решения Skylake - летом 2015 года. То есть прошло ровно два года с момента обновления линейки «так»-процессоров (так Intel называет кристаллы, основанные на совершенно разных архитектурах).


Как видите, разницы между Core i7-4790K и Core i7-6700K, работающими на одинаковых частотах, не наблюдается. Skylake опережает Haswell лишь в трех играх из десяти: в Far Cry 4 (на 12%), в GTA V (на 6%) и в Metro: Last Light (на 6%) - то есть во все тех же процессорозависимых приложениях. Впрочем, 6% - это сущие пустяки.

Немного банальностей: очевидно, что игровой компьютер лучше собирать на базе максимально современной платформы. Ведь важна не только производительность самих чипов, но и функциональность платформы в целом.

Современные архитектуры за небольшим исключением имеют одинаковую производительность в компьютерных играх. Обладатели процессоров семейств Sandy Bridge, Ivy Bridge и Haswell могут чувствовать себя вполне спокойно. С AMD аналогичная ситуация: всевозможные вариации модульной архитектуры (Bulldozer, Piledriver, Steamroller) в играх обладают примерно схожим уровнем производительности

Ядра и потоки

Третьий и, возможно, определяющий фактором, ограничивающий производительность видеокарты в играх, - количество ядер центрального процессора. Недаром у все большего числа игр в минимальных системных требованиях указывается необходимость установки четырехъядерного центрального процессора. К ярким примерам можно отнести такие хиты современности, как GTA V, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая охота», и Assassin’s Creed Unity.

Как я уже говорил в самом начале, первый четырехъядерный процессор появился девять лет назад. Сейчас в продаже есть 6- и 8-ядерные решения, но в ходу по-прежнему 2- и 4-ядерные модели. Приведу таблицу маркировок некоторых популярных линеек AMD и Intel, разделив их в зависимости от количества «голов».

2-ядерные

4-ядерные

6-ядерные

8-ядерные

FX-4000, A8, A10, Athlon X4

FX-8000, FX-9000

Pentium, Celeron, Core i3

Core i5, Core i7

Core i7-3900, Core i7-4900, Core i7-5800

Гибридные процессоры AMD (A4, A6, A8 и A10) иногда называют 8-, 10- и даже 12-ядерными. Просто маркетологи компании к вычислительным блокам еще и приплюсовывают элементы встроенного графического модуля. Действительно, существуют приложения, которые могут задействовать гетерогенные вычисления (когда х86-ядра и встроенное видео вместе обрабатывают одну и ту же информацию), но в компьютерных играх такой схемы не применяется. Вычислительная часть выполняет свою задачу, графическая - свою.

Некоторые процессоры Intel (Core i3 и Core i7) имеют определенное количество ядер, но удвоенное количество потоков. За это отвечает технология Hyper-Threading, впервые нашедшая свое применение еще в чипах Pentium 4. Потоки и ядра - немного разные вещи, но об этом мы погорим чуть позже. В 2016 году AMD выпустит процессоры, построенные на базе архитектуры Zen. Впервые чипы «красных» обзаведутся технологией, схожей с Hyper-Threading.


Проведем небольшой эксперимент. Я взял 10 популярных игр. Согласен, такого ничтожного количества приложений недостаточно, чтобы со 100-процентной уверенностью утверждать о полном изучении эффекта процессорозависимости. Однако в список попали только хиты, которые наглядно продемонстрируют тенденции в современном геймдеве. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы итоговые результаты не уперлись в возможности видеокарты. Для GeForce GTX TITAN X - это максимальное качество (без сглаживания) и разрешение Full HD. Выбор подобного адаптера очевиден. Если процессор сможет «прокачать» GeForce GTX TITAN X, то он справится с любой другой видеокартой. В стенде использовался топовый Core i7-5960X для платформы LGA2011-v3. Тестирование проводилось в четырех режимах: при активации только 2 ядер, только 4 ядер, только 6 ядер и 8 ядер. Технология многопоточности Hyper-Threading не задействовалась. Плюс тестирование проводилось с двумя частотами: при номинальных 3,3 ГГц и в разгоне до 4,3 ГГц.


GTA V - одна из немногих игр современности, задействующих все восемь «корок» процессора. Следовательно, ее можно назвать самой процессорозависимой. С другой стороны, разница между шестью и восемью ядрами оказалась не такой внушительной. Судя по результатам, два ядра очень сильно отстают от других режимов работы. Игра тормозит, большое количество текстур элементарно не прорисовывается. Стенд с четырьмя ядрами демонстрирует заметно более высокие результаты. От шестиядерного он отстает всего на 6,9%, а от восьми ядер - на 11%. Стоит ли в таком случае овчинка выделки - решать вам. Однако GTA V наглядно демонстрирует, как количество ядер процессора влияет на производительность видеокарты в играх.

Похожим образом ведет себя абсолютное большинство игр. В cеми из десяти приложений система с двумя ядрами оказалась процессорозависимой. То есть уровень FPS был ограничен именно центральным процессором. В то же время в трех из десяти играх шестиядерный стенд продемонстрировал преимущество над четырехъядерным. Правда, разницу нельзя назвать существенной. Самой радикальной оказалась игра Far Cry 4 - она тупо не запустилась на системе с двумя ядрами.

Прирост от использования шести и восьми ядер в большинстве случаев оказался либо слишком маленьким, либо его вообще не было.


Тремя играми, лояльными к двухъядерной системе, оказались «Ведьмак 3», Assassin’s Creed Unity и Tomb Raider. Во всех режимах были продемонстрированы одинаковые результаты.

Для тех, кому интересно, приведу таблицу с полными результатами тестирования.


Четыре ядра - оптимальное количество на сегодняшний день. В то же время очевидно, что с двухъядерным процессором игровые компьютеры собирать не стоит. В 2015 году именно такой «камень» является бутылочным горлышком в системе

С ядрами разобрались. Результаты испытаний наглядно свидетельствуют о том, что в большинстве случаев четыре «головы» у процессора лучше, чем две. В то же время некоторые модели Intel (Core i3 и Core i7) могут похвастать поддержкой технологии Hyper-Threading. Не в вдаваясь в подробности, отмечу, что у таких чипов есть определенное число физических ядер и удвоенное количество - виртуальных. В обычных приложениях толк от Hyper-Threading, несомненно, имеется. Но как у этой технологии обстоят дела в играх? Особенно этот вопрос актуален для линейки процессоров Core i3 - номинально двухъядерных решений.

Для определения эффективности многопоточности в играх я собрал два тестовых стенда: с Core i3-4130 и Core i7-6700K. В обоих случаях использовалась видеокарта GeForce GTX TITAN X.


Практически во всех играх технология Hyper-Threading сказалась на производительности графической подсистемы. Естественно, в лучшую сторону. В некоторых случаях разница оказалась гигантской. Например, в «Ведьмаке» количество кадров в секунду увеличилось на 36,4%. Правда, в этой игре без Hyper-Threading то и дело наблюдались отвратительные фризы. Замечу, что за Core i7-5960X таких проблем не замечалось.

Что касается четырехъядерного процессора Core i7 с Hyper-Threading, поддержка этих технологий дала о себе знать только в GTA V и Metro: Last Light. То есть всего в двух играх из десяти. В них заметно увеличился и минимальный FPS. В целом Core i7-6700K с Hyper-Threading оказался на 6,6% быстрее в GTA V и на 9,7% - в Metro: Last Light.

Hyper-Threading в Core i3 реально тащит, особенно, если в системных требованиях указана четырехъядерная модель процессора. А вот в случае с Core i7 прирост производительности в играх не такой существенный

Кэш

С основными параметрами центрального процессора разобрались. У каждого процессора есть определенный объем кэша. На сегодняшний день в современных интегральных решениях применяется до четырех уровней этого типа памяти. Кэш первого и второго уровней, как правило, определяется архитектурными особенностями чипа. Кэш третьего уровня от модели к модели может меняться. Приведу небольшую таблицу для ознакомления.

Нет кэша L3

10 и больше Мбайт L3

A4, A6, A8, A10, Athlon X4

FX-6000, FX-8000, FX-9000

Core i3, Pentium

Core i3, Core i5 Broadwell

Core i5, Core i7 Broadwell

Core i7-3900, Core i7-4900, Core i7-5800, Core i7-5900

Итак, у более производительных процессоров Core i7 в наличии 8 Мбайт кэша третьего уровня, у менее быстрых Core i5 - 6 Мбайт. Скажутся ли эти 2 Мбайт на производительность в играх?


Проверить очень легко. Для этого необходимо взять два процессора из линеек Core i5 и Core i7, установить для них одинаковую частоту и отключить технологию Hyper-Threading. В итоге в девяти протестированных играх лишь в F1 2015 наблюдалась заметная разница в размере 7,4%. Остальные 3D-развлечения никак не откликнулись 2-мегабайтный дефицит кэша третьего уровня у Core i5-6600K.


Разница в кэше третьего уровня между процессорами Core i5 и Core i7 в большинстве случаев не влияет на производительность системы в современных играх

AMD или Intel?

Все испытания, рассмотренные выше, проводились с участием процессоров Intel. Однако это совершенно не означает, что мы не рассматриваем решения AMD в качестве основы для игрового компьютера. Ниже приведены результаты тестирования с использованием чипа FX-6350, используемого в самой производительной платформе AMD AM3+, с задействованием четырех и шести ядер. К сожалению, в моем распоряжении не оказалось 8-ядерного «камня» AMD.


GTA V уже зарекомендовала себя как самая процессорозависимая игра. С использованием четырех ядер в AMD-системе средний уровень FPS оказался выше, чем, например, у Core i3 (без Hyper-Threading). К тому же в самой игре изображение рендерилось плавно, без подтормаживаний. А вот во всех остальных случаях ядра Intel оказывались стабильно быстрее. Разница между процессорами существенная.

Ниже приведена таблица с полным тестированием процессора AMD FX.


Заметной разницы между AMD и Intel не наблюдается только в двух играх: в «Ведьмаке» и Assassin’s Creed Unity. В принципе, результаты отлично поддаются логике. Они отображают реальную расстановку сил на рынке центральных процессоров. Ядра Intel заметно мощнее. В том числе и в играх. Четыре ядра AMD соперничают с двумя Intel. При этом средний FPS зачастую оказывается выше у последних. Шесть ядер AMD конкурируют с четырьмя потоками Core i3. По логике вещей восемь «голов» FX-8000/9000 должны навязать борьбу Core i5. Да, ядра AMD абсолютно заслуженно называют «полуядрами». Таковы особенности модульной архитектуры.

Итог банален. Для игр лучше подходят решения Intel. Однако среди бюджетных решений (Athlon X4, FX-4000, A8, Pentium, Celeron) предпочтительнее продукция AMD. Тестирование показало, что менее производительные четыре ядра в процессорозависимых играх ведут себя лучше, чем более быстрые два ядра Intel. В среднем и высоком ценовых диапазонах (Core i3, Core i5, Core i7, A10, FX-6000, FX-8000, FX-9000) уже предпочтительнее решения Intel

DirectX 12

Как уже было сказано в самом начале статьи, с выходом Windows 10 для разработчиков компьютерных игр стал доступен DirectX 12. Архитектура DirectX 12 окончательно определила направление развития современного геймдева: разработчикам стали необходимы низкоуровневые программные интерфейсы. Основная задача нового API заключается в рациональном использовании аппаратных возможностей системы. Это и задействование всех вычислительных потоков процессора, и вычисления общего назначения на GPU, и прямой доступ к ресурсам графического адаптера.

Windows 10 только-только появилась. Однако в природе уже существуют приложения, поддерживающие DirectX 12. Например, компания Futuremark интегрировала в бенчмарк подтест Overhead. Данный пресет способен определить производительность компьютерной системы, используя не только API DirectX 12, но и AMD Mantle. Принцип работы API Overhead прост. DirectX 11 накладывает ограничения на количество команд отрисовки процессора. DirectX 12 и Mantle решают эту проблему, обеспечивая возможность вызова большего числа команд отрисовки. Так, во время теста выводится все большее число объектов. До тех пор, пока графический адаптер не перестает справляться с их обработкой, а FPS не упадет ниже 30 кадров. Для тестирования я использовал стенд с процессором Core i7-5960X и видеокартой Radeon R9 NANO. Результаты получились весьма интересными.

Обращает на себя внимание тот факт, что в паттернах, задействующих DirectX 11, изменение количества ядер центрального процессора практически не влияет на общий результат. А вот с использованием DirectX 12 и Mantle картина меняется кардинальным образом. Во-первых, разница между DirectX 11 и низкоуровневыми API оказывается просто космической (где-то на порядок). Во-вторых, количество «голов» центрального процессора существенно влияет на итоговый результат. Особенно это заметно при переходе от двух ядер к четырем и от четырех к шести. В первом случае разница достигает практически двукратной отметки. В то же время особых отличий между шестью и восемью ядрами и шестнадцатью потоками нет.

Как видите, потенциал DirectX 12 и Mantle (в бенчмарке 3DMark) просто огромен. Одна не стоит забывать, что мы имеем дело с синтетикой, в нее не играют. Реально же профит от использования новейших низкоуровневых API есть смысл оценивать только в реальных компьютерных развлечениях.


Первые компьютерные игры, поддерживающие DirectX 12, уже маячат на горизонте. Это Ashes of the Singularity и Fable Legends. Они находятся в стадии активного бета-тестирования. На днях коллеги из Anandtech провели масштабное тестирование Fable Legends с DirectX 12. Результаты оказались не столь впечатляющими, как того, возможно, хотелось бы.

Тестирование проводилось с тремя процессорами Intel и двумя видеокартами: GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X. Процессорозависимость наблюдалась лишь в очень низком разрешении 1280х720 (720p), что неудивительно. В более высоких разрешениях стенды продемонстрировали практически одинаковые результаты.

В заключение

Давайте суммируем всю полученную информацию. Каким же должен быть идеальный центральный процессор для игрового компьютера? Во-первых, он должен иметь минимум четыре потока. Как показало тестирование, технология Hyper-Treading в Core i3 реально способствует увеличению количества кадров в секунду. Если мы говорим о процессорах Intel, то золотой серединой являются модели Core i5. При этом несколько игр продемонстрировали, что они неплохо оптимизированы под работу с 6- и 8-ядерными «камнями». Почему именно Core i5? К сожалению, разница в цене между четырехъядерным Core i5-6600K и шестиядерным Core i7-5820K составляет ни много ни мало 147 долларов США, а разница в быстродействии в играх - единицы процентов.

Если мы говорим о процессорах AMD, то для видеокарт верхнего уровня Middle-end, а также High-end потребуется только 8-ядерный чип FX-8000/9000. В то же время в бюджетном сегменте 4-ядерные модели AMD (A8, Athlon X4) выглядят предпочтительнее двухъядерных Intel Pentium/Celeron. В среднем и высоком диапазонах наблюдается обратная ситуация. Здесь заметно превосходство процессоров Intel.

Если попробовать составить рекомендацию по выбору процессора для игрового компьютера одной фразой, то получится как-то так: берите Core i5.

Во-вторых, важна тактовая частота процессора. Видеокартам верхнего уровня Low-end и низшего уровня Middle-end подойдут модели, функционирующие со скоростью 3 ГГц и выше. Адаптерам верхнего уровня Middle-end и начального High-end - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским представителям AMD Radeon и NVIDIA GeForce потребуется центральный процессор, работающий со скоростью 3,7-4 ГГц. Наконец, тандемам топовых видеокарт CrossFire/SLI необходим чип, функционирующий на частотах 4-4,5 ГГц и выше. Не забываем и про такой момент, как рациональное использование графического адаптера.

Как показало тестирование, архитектурные особенности не слишком влияют на производительность в играх. Поэтому для сборки геймерского компьютера в одинаковой степени подойдут решения, построенные на базе современных архитектур: у Intel - Sandy Bridge, Ivy Bridge, Haswell, Broadwell и Skylake; у AMD - Bulldozer, Piledriver и Steamroller.

В заключение приведу таблицу, в которой, согласно своему мнению, постараюсь расставить процессоры и видеокарты по своим местам. Надеюсь, она вам пригодится.

Процессор, марка

Частота процессора

Примеры игровых видеокарт

AMD (4 ядра):

  • Athlon X4;
  • FX-4000.

Intel (2 ядра, 4 потока):

  • Core i3.

3000-3300 МГц

  • AMD Radeon R7 370;
  • AMD Radeon R7 265;
  • AMD Radeon HD 7850/7870;
  • NVIDIA GeForce GTX 950;
  • NVIDIA GeForce GTX 660 Ti;
  • NVIDIA GeForce GTX 750 Ti.

Начальный Middle-end:

  • AMD Radeon R9 270/270X.

AMD (6 ядер):

  • FX-6000.

Intel (2 ядра, 4 потока):

  • Core i3.

3400-3600 МГц

  • AMD Radeon R9 380;
  • AMD Radeon R9 280/285;
  • AMD Radeon R9 280X;
  • NVIDIA GeForce GTX 960;
  • NVIDIA GeForce GTX 760.

AMD (8 ядер):

  • FX-8000.

Intel (4 ядра):

  • Core i5.

3400-3600 МГц

Начальный High-end:

  • AMD Radeon R9 290/290X;
  • AMD Radeon R9 390;
  • NVIDIA GeForce GTX 970.

AMD (8 ядер):

  • FX-8000;
  • FX-9000.

Intel (4 ядра и больше):

  • Core i5;
  • Core i7.

3700-4000 МГц

  • AMD Radeon R9 Fury;
  • AMD Radeon R9 Fury X/NANO;
  • NVIDIA GeForce GTX 980;
  • NVIDIA GeForce GTX 980 Ti;
  • NVIDIA GeForce GTX TITAN X.

Для игр,был очень и очень актуальным. Сейчас же ситуация кардинально изменилась. Если один из производителей процессорных решений в лице «Интел» ушел далеко вперед, то второй, которым является компания АМД, продолжает топтаться на месте. Но все же пока существует конкуренция в сегментах ЦПУ начального и среднего уровней. Также ситуация может кардинально измениться в первой половине 2017 года, когда АМД наконец должна все-таки представить свою обновленную микропроцессорную платформу.

Актуальные компьютерные платформы

До того как разберемся с тем, что лучше - AMD или Intel для игр, рассмотрим перечень актуальных процессорных разъемов у каждого из производителей данной техники. В этот перечень входят такие сокеты:

    FM2+ - наиболее доступное решение для сборки системного блока бюджетного уровня.

    АМ3+ - самый производительный разъем для установки ЦПУ, который был выпущен очень и очень давно, но все еще является наиболее производительной платформой компании АМД.

    LGA1151 - весьма свежий сокет, который был представлен в середине 2015 года и он будет актуальным по меньшей мере еще до середины 2017 года. Уровень его производительности позволяет собирать практически любые компьютерные системы, в том числе и игровые.

    LGA2011-v3 - этот комбинированный сокет позволяет собирать как обычные ПК с максимальным быстродействием, так и серверы с различным уровнем производительности.

Народный сокет от «Интел»

Вопрос о том, какой процессор для игр наиболее оптимально выбрать, начнем рассматривать с передовой и основной вычислительной платформы компании «Интел». Как бы там ни было, а именно LGA1151 является унифицированным сокетом, который позволяет собирать офисные ПК, системные блоки среднего и высшего уровня и даже серверы начального уровня на подобном аппаратном обеспечении создать вполне по силам. Чипами начального уровня в этом случае являются Pentium и Celeron. Эти полупроводниковые кристаллы отлично подойдут для офисных компьютеров, но вот в составе игровой системы их не рекомендуется использовать по той причине, что наиболее требовательные игрушки требуют наличия 4 ядер, а у них их всего 2. Поэтому игровые машины начального уровня можно собирать на базе чипов семейства i3. В этом полупроводниковом кристалле, как и в случае чипов начального уровня, 2 ядра, но реализованная в них технология HyperTrading позволяет превратить их в полноценные 4-ядерные процессоры на уровне софта. В свою очередь, системный блок среднего уровня уже наиболее целесообразно собирать на процессоре класса i5 (в этом случае на полупроводниковом кристалле будет 4 блока выполнения программного кода), ну а для класса премиум — сегмента предназначается ЦПУ i7. Последние, как и чипы семейства i3, поддерживают HyperTrading и могут обрабатывать код уже в 8 потоков при наличии всего 4 физических ядер.

Предложение «Интел» для компьютерных энтузиастов

Единственный сегмент рынка, в котором не возникает вопрос: «Что лучше - АМД или «Интел»?», - это ниша компьютерных энтузиастов. Достойного ответа от компании AMD извечному конкуренту в лице «Интел» в этой нише нет. Возможно, ситуация изменится в начале 2017 года, когда будет представлена обновленная микропроцессорная архитектура от АМД, которая носит кодовое название «Зен». Ну а «Интел», как было отмечено ранее, компьютерным энтузиастам предлагает процессорные решения на базе сокета LGA-2011v3. Эта платформа является комбинированной: она позволяет создавать как высокопроизводительные системные блоки (чипы серии i7), так и серверы (линейка процессорных устройств Xeon). В данном случае минимум в ЦПУ будет 4 ядра, а максимум — 10. Также присутствует полноценная поддержка технологии НТ, а количество программных потоков у них увеличивается в 2 раза. Еще одной важной особенностью данной платформы является то, что ее контроллер ОЗУ может работать в 4-канальном режиме. Все остальные процессорные разъемы могут работать только в 2-канальном.

Базовая платформа АМД

Процессоры AMD начального уровня — это решения для сокета FM2+. Это гибридные чипы, и основное их преимущество в сравнении с остальными платформами — это производительная интегрированная графическая подсистема. Теоретически такой подход позволяет сэкономить на приобретении дискретного графического ускорителя. Но вот ожидать феноменального быстродействия от интегрированной видеокарты не приходится. Ее возможностей в лучшем случае хватит для большинства не совсем требовательных игр, и далеко в не максимальных настройках. Поэтому получить в этом случае что-то большее, чем игровую систему начального уровня, увы, не выйдет. В рамках этой платформы процессоры могут содержать всего лишь 4 вычислительных блока.

Наиболее производительный сокет АМД

Этот сокет появился еще тогда, когда стояла дилемма, AMD или Intel для игр будет правильнее выбрать. С тех пор прошло уже много времени, и эта платформа устарела. Уровень быстродействия позволяет все еще собирать ПК среднего уровня. Но вот с наиболее производительными чипами «Интел» такие ЦПУ уж точно не могут тягаться. Такие полупроводниковые решения поддерживают оперативную память DDR3 и производятся по устаревшему технологическому процессу — 32 нм (то есть энергоэффективность у них далеко не наилучшая).

Графическая подсистема

В контексте игровой системы мало задумываться о том, что лучше - AMD или Intel для игр. Важным компонентом такого компьютера является видеокарта. Как правило, именно от ее быстродействия зависит количество FPS, и она также существенно повышает стоимость системного блока. И если в контексте игрового ПК начального уровня можно отказаться от покупки дискретной графики в ущерб производительности, то в случае игровой машины среднего и тем более премиум-сегмента без такого компьютерного аксессуара уж точно обойтись не получится. На текущий момент игровые системы начального класса рекомендуется комплектовать акселератором RX460 от АМДс 4 Гб ОЗУ за 140 долларов. Если есть желание сэкономить, то можно приобрести этот же ускоритель с 2 Гб за 110 долларов. У NVidia в этой нише достойного ответа этому продукту нет. хоть и стоит дешевле (порядка 100 долларов), но и проигрывает RX460 около 30%. В свою очередь, GTX 950 по производительности выигрывает уже 10% у продукта АМД, но стоит порядка 200 долларов, и это явно заоблачная стоимость для ПК начального уровня. В среднего уровня рекомендуется устанавливать уже решение NVidia - GTX 1060 c 6 Гб ОЗУ. Ее уровня быстродействия будет вполне достаточно для раскрытия любого процессорного решения в этой нише. В качестве альтернативы от АМД в этом случае можно рассматривать RX 480 уже с 8 Гб оперативной памяти, но стоимость у них чуть выше при сопоставимом уровне быстродействия. ПК же премиум-класса в обязательном порядке должны комплектоваться наиболее производительным графическим адаптером — GTX 1080 - и 8 Гб памяти. Но раскрыть потенциал ЦПУ для компьютерного энтузиаста может лишь двухпроцессорных графический ускоритель. Например, Pro Duo линейки Radeon. Да, у него всего 8 Гб памяти, но наличие сразу двух полупроводниковых кристаллов позволяет ему решать любые задачи и показывать феноменальное быстродействие во всех случаях.

Ситуация с подсистемой памяти

Непростая ситуация и с подсистемой оперативной памяти на текущий момент сложилась в сегменте десктопных компьютеров. Более доступными сейчас являются модули DDR3, но при этом их использование в составе игровой машины существенно снижает ее быстродействие. Поэтому покупать такие планки рекомендуется лишь в тех случаях, когда нет альтернативы. То есть в случае использования ПК на базе ЦПУ АМД придется применять именно этот тип ОЗУ. А вот для чипов «Интел» более правильно уже будет использовать DDR4, и за счет этого повысить производительность ПК.

ПК начального уровня

Именно в сегменте игровых ПК начального уровня наиболее сложно сделать выбор между Intel или AMD. Что лучше для игр в этом случае — сложно сказать. С одной стороны, есть доступные ЦПУ от АМД с мощной интегрированной графической подсистемой. Но при этом быстродействие процессорной части будет страдать. С другой же стороны, можно купить продукт «Интел» с дискретной видеокартой, но за это придется переплатить. Рекомендуемые конфигурации как от первого, так и от второго производителя указаны в таблице 1, где представлены конфигурации базовых игровых систем.

Наименование компонента ПК

ПК от АМД

Цена, USD

ПК от «Интел»

Цена, USD

Процессор

Материнская плата

Видеокарта

Жесткий диск

Игровые системы среднего уровня

Сравнение Intel и AMD в этой части процессорного рынка указывает на то, что у первой более производительные чипы, а у второй — более доступные. Поэтому придется делать совсем уж непростой выбор: либо сэкономить и купить ПК, который будет уже сейчас работать на пределе своих возможностей, или добавить определенную сумму и взять системный блок с запасом. Рекомендуемые конфигурации игровых машин среднего уровня приведены в таблице 2.

Наименование компонента ПК

ПК от «Интел»

Стоимость, USD

ПК от АМД

Стоимость, USD

Процессор

Материнская плата

Видеокарта

Жесткий диск

Твердотельный накопитель

Премиум-решения

"Какой у меня процессор?" Этот вопрос для данной части компьютерного рынка неактуален. В этой нише есть только решения лишь только одного производителя - «Интел». Эти ПК покупаются на очень долгий срок и сохраняют актуальность от 3 до 5 лет за счет высокого быстродействия.

Две возможные конфигурации игровых систем премиум-класса и для компьютерных энтузиастов приведены ниже в таблице 3.

Наименование компонента ПК

Премиум - класс

Стоимость, USD

Решение для компьютерного энтузиаста

Стоимость, USD

Процессор

Материнская плата

Видеокарта

Жесткий диск

Твердотельный накопитель

Перспективы развития процессорной техники

В начале 2017 года должен стать снова актуальным вопрос выбора ЦПУ между АМД или «Интел». В это время, как было уже отмечено ранее, АМД представит сокет АМ4 и новое поколение центральных процессоров. Предварительно уровень их быстродействия сопоставим с производительностью топовых процессоров «Интел». Поэтому все будет после этого уже упираться в цену и личное предпочтение.

Если АМД предложит отменный продукт с заманчивым ценником, то «Интел» придется уже достойно отвечать и тоже снижать стоимость на свои чипы. От этого должен будет выиграть конечный покупатель, который сможет собрать по более низкой стоимости.

Итоги

Теперь подведем итог и определимся с тем, что лучше - AMD или Intel для игр. Как бы там ни было, но рассматривать возможность покупки на базе чипа АМД в преддверии анонса новой платформы данного производителя абсолютно не правильно. Хоть эти продукты и имеют очень и очень демократическую стоимость, но здравый смысл подсказывает то, что лучше подождать первого квартала 2017 года и уже затем подбирать конфигурацию нового ПК для игр.

Ну а в случае с «Интел» есть из чего выбирать. Ее вычислительные платформы находятся лишь на экваторе своего жизненного цикла и будут актуальными еще как минимум 1,5-2 года. При этом запас быстродействия у них отличный, они еще долгое время смогут без проблем решать любые задачи. Единственный недостаток в этом случае — более высокая стоимость таких продуктов. Но от этого никуда не уйти, высокопроизводительный ПК не может быть дешевым.



Загрузка...