sonyps4.ru

Принцип действия дисс. Назначение и основные технические характеристики

Назначение

Доплеровский измеритель представляет собой автоном­ную радиолокационную аппаратуру, предназначенную для автоматического непрерывного измерения и индикации трех составляющих вектора путевой скорости значения пу­тевой скорости, угла сноса и выдачи этой информации в другие бортовые системы вертолета.

Состав и размещение

На вертолете установлены:

Высокочастотный блок (блок ВЧ) в шіжмеіі части хвостовой балки между ши. 17 и 19;

Вычислитель составляющих скорости (блок ВЕС), низковольтный источник питания (блок НП-2), коробка соединительная (прибор КС) на левом борту в районе шп. 4а и 4;

Бортовой пульт контроля (прибор ВПК) на цент­ральном пульте;

Индикатор малых скоростей и висения (блоков), ин­дикатор угла сноса и путевой скорости (индикаторы УС и ПС, рис. 26.5), табло ДИСС НЕ РАБОТАЕТ на прибор­ной доске;

Выключатель ДИСС на приборном щитке радиообо­рудования;

Предохранитель ПМ-10 в цепи питания аппаратуры напряжением +27 В в РУ-6;

Предохранитель ПМ-5 в цепи питания аппаратуры напряжением 115 В 400 Гц, три предохранителя ПМ-2 в цепи питания аппаратуры напряжением ~36 В в РУ-11;

Предохранитель ПМ-5 в цепи включения аппаратуры +27 В в ЦРУ.

Основные данные

1. В аппаратуре предусмотрены следующие режимы работы:

«Навигация», включается автоматически по достижении объектом путевой скорости 50 км/ч. В этом режиме инди­кация путевой скорости осуществляется на индикаторе УС-ПС;

«Висение», включается автоматически при уменьшении

путевой скорости объекта ниже 50 км/ч. При этом индика­ция продольной, поперечной и вертикальной составляющих полной скорости осуществляется на индикаторе малых ско­ростей и висения;

«Память», включается автоматически при отказе раз­личных элементов и узлов аппаратуры и при уменьшении отраженных сигналов при полете над штилевыми участка­ми водной поверхности, бетонными площадками и взлетно- посадочными полосами значительной протяженности. При этом на индикаторе УС и ПС загорается табло П, а на при­борной доске - табло ДИСС НЕ РАБОТАЕТ, запрещаю­щие использовать показания индикатора малых скоростей и висения и индикатора УС и ПС.

2. Вид излучения - непрерывный.

3. Частота излучения - /о±7,5 МГц.

4. Мощность передатчика - 250 МВт.

5. Рабочий диапазон высот: м

в режиме «Навигация» - от 10 до 3000 м; в режиме «Висение» над сушей - от 4 до 3000 м; в режиме «Висение» над морем-от 4 до 300 м.

6. Диапазон измерения путевой скорости-от 0 до 400 км/ч.

7. Диапазон измерения угла сноса ±30°.

8. Диапазон измерения н индикации вектора путевой скорости в режиме «1 Іашн ацня»:

продольной - от 50 до 400 км/ч; поперечной - ±Ю0 км/ч; вертикальной - ±10 м/с.

9. Диапазон измерении и индикации вектори путевой скорости в режиме «Висение»:

продольной - от -25 до 50 км/ч; поперечной - ±25 км/ч; вертикальной - ±10 м/с.

10. Время готовности к работе-не более 3 мни

11. Время непрерывной работы - нс более 6 ч.

12. Потребляемый ток: по цепи +27 В-7 А;

по цепи ~115 В 400 Гц - 7 А; по цепи ~36 В 400 Гц- 1 А.

13. Масса - не более 50 кг.

Связь с бортовым оборудованием

Питание ДИСС-32 от бортовых источников +27 II, »■’115 В 400 Гц и ~36 В 400 Гц осуществляется при цклю чении ДИСС.

Ті Зак. 3154дсп

Встроенный подсвет индикатора малых скоростей и ви — сения и индикатора угла сноса и путевой скорости вклю­чения включается с помощью выключателя, расположен­ного на приборной доске летчика или штурм ана-операто — ра. Углы крена и тангажа подаются от гировертикали МГВ-1СУ.

В НКВ-252 ДИСС-32 выдает сигналы продольной и по­перечной составляющих путевой скорости, а также сигнал ИСПРАВНОСТЬ в виде напряжений постоянного тока.

В ПК. В-252 ДИСС-32 выдает сигналы продольной, по­перечной и вертикальной составляющих путевой скорости, а также сигналы ИСПРАВНОСТЬ и ПАМЯТЬ в виде на­пряжений постоянного тока. Сигнал угла сноса выдается в виде переменного напряжения частотой 400 Гц.

В ППС «Осьминог» аппаратура выдает сигналы про­дольной и поперечной составляющих путевой скорости, а также сигнал ИСПРАВНОСТЬ в виде напряжений посто­янного тока.

В СУС аппаратура выдает сигнал путевой скорости в виде напряжения постоянного тока.

Органы управления и индикации

Включение и выключение ДИСС-32 производится вы­ключателем ДИСС на приборном щитке радиооборудова­ния.

На индикаторе угла сноса и путевой скорости установ­лены (рис. 26.5);

Переключатели С, М-С, М-Б. В положении С (суша) обеспечивается нормальная работа аппаратуры при полете над сушей, в положении М-С (море спокой­ное)- при полете над морем с волнением моря 1-3 бал­ла, а в положении М-Б (море бурное) - при полете над мо­рем с волнением более 3 баллов;

Табло П. Включение табло происходит при перехо­де аппаратуры в режим «Память».

На лицевой панели прибора БПК установлены (рис. 26.6):

Рис. 26.6. Прибор БПК. Пульт выбора ре-
жимов НКВ-252

Табло ВСС (красного цвета). Загорание табло сиг­нализирует об отказе блока ВСС;

Табло ВЧ (красного цвета). Загорание табло сигна­лизирует об отказе блока ВЧ;

Табло И (красного цвета)-не задействовано;

Табло ПОЛЕТ (зеленого цвета). Загорание табло сигнализирует об исправности ДИСС-32;

Табло ИСПРАВНОСТЬ (зеленого цвета). Загорание табло сигнализирует об исправности ДИСС-32, приеме от­раженных сигналов и готовности выдачи информации по­требителям;

Табло ПОИСК (желтого цвета). Загорание табло сигнализирует о переходе ДИСС-32 из режима «Захват» в режим «Поиск» любого из трех приемных каналов;

Клавиша КОНТР. ДИСС с встроенным подсветом, служит для перевода ДИСС-32 в режим контроля;

Четыре клавиши с встроенным подсветом, служат для включения одной из четырех контрольных задач;

ВПЕРЕД-17, ВЛЕВО-17, ВНИЗ-З;

НАЗАД-17, ВПРАВО-17, ВВЕРХ-3;

СКОРОСТЬ 127, СНОС «_0;

СКОРОСТЬ 258, СНОС *_9,5;

Клавиша ВКЛ. ПОИСКА (без подсвета), служит для перевода аппаратуры в режим «Поиск».

Сигнальное табло ДИСС НЕ РАБОТАЕТ на приборной доске сигнализирует о переходе аппаратуры в режим «Па­мять».

2.7. Порядок проведения работы

ВНИМАНИЕ!

Перед включением прибора проверьте положение тумблера "CBС - ПН - УВИД" (под колпаком) – должен быть установлен в положение, соответствующее системе воздушных сигналов самолета.

Поставьте все переключатели на лицевой панели КАСО-1 в крайнее левое положение. Тумблер "СЕТЬ" в положение "ОТКЛ."

Соедините кабелем "Контрольный разъем" КАСО-1 с контрольным разъемом "Контроль СО-63" СОМ-64, высокочастотный разъем "ВЧ вход" КАСО-1 с контрольным высокочастотным разъемом "Контроль ДРД" ответчика.

2.7.1. Проверка КАСО-1 от ВСК

Перед проверкой ответчика COМ-64 необходимо убедиться в исправности КАСО-1. Для этого:

Тумблер "СЕТЬ" установить в положение "СЕТЬ", при этом должны загореться лампочки подсвета шкал волномера и стрелочного прибора (ИП-1);

Переключатель "Самоконтроль" – в положение "BKЛ";

Переключатель "Режим проверки" поочередно устанавливать во все положения, при этом во всех положениях должна освещаться надпись "Нормально", а в положениях "Номер" и "Высота" кроме надписи "Нормально" должны гореть 20 лампочек "Информация";

Установить переключатель "Самоконтроль" в положение "ОТКЛ";

Нажать кнопку "Запрос", если при этом нет индикации исправности, то неисправен генератор СВЧ КАСО-1. При наличии индикации прибор готов к работе.

2.7.2. Проверка постоянных напряжений ответчика

Включить питание ответчика тумблером "СО-63".Переключатель "Измерения" КАСО-1 поочередно установить в положения "–6,3 В", "+6,3 В","–27 В", "+27 В". Стрелка ИП-1 должна устанавливаться в сектор "Пит".

2.7.3. Проверка соответствия кода бортовому номеру

Переключатель "Режим проверки" установить в положение "Номер". При этом должна осветиться надпись "Нормально" и загореться лампочки "Информация" в соответствии с номером, установленным на блоке СО-63 (под крышкой спереди вкрученный винт соответствует логической "1").

Проверить соответствие. Не забывать, что на табло "Информация" высвечивается номер в двоично-десятичном коде (младший разряд справа, т.е. код 8-4-2-1, младшая декада также справа).

Нажать кнопку "1 повторение" прибора КАСО-1 – информация на табло не должна измениться.

2.7.4. Проверка информации о высоте по контрольным точкам сигнала "Авария"

Установить переключатель "Режим проверки" КАСО-1 в положение "Высота", тумблер "СВС - УВИД" – в положение "УВИД".

Переключатель "Контроль высоты" КАСО-1 в положение "0". При нормальной работе СОМ-64 должна освещаться надпись "Нормально".

Вращая потенциометр "Уст. 0" KAСO-1, установить по лампочкам код, соответствующий высоте 0 метров (отсутствие горения лампочек (№№1 – 14) – лампочка №1 крайняя справа). Не забывать, что информация о высоте заложена в первых трех декадах (единицы, сотни, тысячи) и двух младших разрядах четвертой декады (лампочки 13 и 14).

Переключатель "Контроль высоты" КАСО-1 установить в положение "15000/30000".

Вращая потенциометр "Уст. 15000/30000",установить по лампочкам "Информация" код, соответствующий высоте 15000 м (горят лампочки 13, 11, 9) или 30000 м (горят лампочки 14, 13).

Установить переключатель "Контроль высоты" снова в положение "0" и при необходимости вновь подстроить нулевой код потенциометром "Уст. 0" KAСО-1.

Установить переключатель "Контроль высоты" поочередно в положения "5000 м" и "10000 м" и проверить соответствие кода установленной высоте (по горению лампочек на табло "Информация"). Нажать кнопку "1 повторение", при этом информация не должна измениться.

На пульте управления СО-6З включить тумблер "Авария" (расположен под защитным колпачком). На табло загорается лампочка "16". Выключить тумблер "Авария" нажатием на защитный колпачок.

2.7.5. Проверка работоспособности 3-х импульсной системы подавления

Переключатель "Режим проверки" KAСО-1 установить в положение "Высота" или "Номер". Должна освещаться надпись "Нормально" и гореть часть лампочек табло "формация".

Нажать кнопку "Подавление" КАСО-1, при этом должна освещаться надпись "Неисправно".

2.7.6. Определение неисправного блока ответчика

Перед проверкой неисправного блока необходимо осуществить проверку прибора KACO-1 от ВСК, проверить постоянные напряжения по вышеприведенным методикам.

Для определения неисправного блока нажать последовательно в направлении стрелки, кнопки "Супер", "ВВУ-1", "ШИ", "Передатчик" (супергетеродинный приёмник, выносной видеоусилитель, шифратор, передатчик). Кнопка, нажатие которой приводит к индикации неисправной работы (освещается надпись "Неисправно"), указывает на неисправный блок.

Выключить КАСО-1 тумблером "Сеть" в положение "Откл". Выключить СОМ-64 тумблером "СО-63".

Отсоединить кабели КАСО-1 от контрольных разъемов СОМ-64.

Название работы и ее цель.

Сведения по ответчикам, контрольной аппаратуре, результаты теоретических расчетов (необходимо согласовать с преподавателем).

2.9. Контрольные вопросы

1. Основные тактико-технические данные СОМ-64. Комплектность.

2. Режимы работы СОМ-64.

3. Назначение органов управления СОМ-64, KAСO-1.

4. Поясните конкретный технический параметр СОМ-64.

5. Расскажите работу структурной схемы.

6. Покажите прохождение сигнала в режимах РСП, УВД, RBS.

7. На каких частотах осуществляется запрос в режимах РСП, УВД, RBS?

8. На каких частотах отвечает СОМ-64 в режимах РСП, УВД, RBS?

9. Назначение приставки бланкирования.

10. Что такое двоично-десятичный код?

11. С помощью каких контрольных приборов осуществляется проверка шифратора ICAO, ответчиков СО-70 и СО-77?

12. Назначение СОМ-64.

13. Импульсная мощность СОМ-64.

14. Чувствительность ответчика в различных режимах работы.

15. Нарисовать эпюру сигнала в конкретной точке структурной схемы.

16. Когда диспетчер просит включить режим "МЧ" и зачем?

Лабораторная работа № 3

Изучение бортовой системы доплеровского измерителя скорости и угла сноса

Цель работы:

    Изучение назначения, технических характеристик, структурной схемы и размещения бортовой системы ДИСС-013.

    Получение навыков управления системой и проверки её работоспособности.

    Изучение мер предосторожности при её эксплуатации.

3.1. Назначение и принцип работы измерителя

Доплеровский измеритель ДИСС-013 является автономной бортовой системой, предназначенной для непрерывного автоматического измерения путевой скорости и угла сноса ВС и выдачи этой информации в навигационное вычислительное устройство (НВУ), систему автоматического управления (САУ) и собственный индикатор.

Информация системы ДИСС-013 используется штурманом ВС для управления полётом, а НВУ и САУ – для автоматического самолётовождения по заданному маршруту.

Принцип работы ДИСС основан на измерении доплеровского сдвига (изменения частоты колебаний, излучаемых измерителем и отражённых от земной поверхности. Этот сдвиг частоты, названный по имени физика Доплера, открывшего эффект, образуется за счёт движения излучателя электромагнитной энергии относительно земли и пропорционален скорости его движения). На рис. 3.1 показан навигационный треугольник скоростей: – вектор воздушной скорости, – вектор скорости ветра, – вектор измеряемой ДИСС-013 путевой скорости, - угол сноса, определяемый между направлениями векторов и .

Измерение доплеровского сдвига частоты позволяет определить величины путевой скорости W и угла сноса .

Образование доплеровского сдвига частоты наиболее просто уяснить на примере горизонтального полёта ВС. На рис. 3.2 показано распространение радиоволн в случае такого полёта при угле сноса  = 0: сплошная линия – путь волны от ВС к i – й точке земной поверхности, пунктирная линия – путь обратной, отражённой от земли волны.

Общий путь от ВС к i – й точке земной поверхности и обратно радиоволна проходит за время t i , за это время ВС проходит путь, равный Wt i .

Передатчик доплеровского измерителя излучает непрерывные колебания с частотой f 0 . Приёмник принимает отражённый от i – й точки колебания, частота которых больше излучаемых на доплеровскую частоту, равную

,

где W – величина путевой скорости;  длина волны излучаемых колебаний, равная
; угол между осью самолёта и лучом визирования антенны.

Если луч визирования направлен против движения ВС, то частота принимаемых колебаний меньше f 0 на величину F Д.

Для точного измерения W и d с учётом эволюции ВС антенная система измерителя ДИСС-013 формирует три раздельных луча – один вперёд с некоторым углом относительно оси ВС, два других – назад, с такими же углами относительно оси ВС. Измеритель раздельно во времени поочерёдно определяет доплеровские частоты по трём лучам, а затем в его вычислителе по определённым алгоритмам производится вычисление W и , которые показывает индикатор измерителя ДИСС-013.

3.2. Технические характеристики ДИСС-013

Измеритель ДИСС-013 имеет следующие технические характеристики:

Частота излучения передатчика

Длина волны

Мощность излучения

Чувствительность приёмника

Полоса пропускания частот приёмника

Рабочие высоты полёта ВС

Диапазон измерения скорости

180…1300 км/ч

Погрешность измерения скорости

Диапазон измерения угла сноса

Погрешность измерения угла сноса

Потребляемая мощность:

по цепи 115В, 400 Гц

по цепи 27 В

3.3. Структурная схема измерителя

Измеритель конструктивно состоит из трёх блоков – высокочастотного (ВЧ) блока, низкочастотного (НЧ) блока и индикатора (рис. 3.3.).

ВЧ блок состоит из антенной системы, формирующей три луча на передачу и приём, и приёмопередатчика. НЧ блок включает устройство управления, устройство слежения и вычислитель. Последний вычисляет путевую скорость и угол сноса и выдаёт соответствующие напряжения в блок индикатора.

Блок индикатора отрабатывает и индицирует значения путевой скорости и угла сноса и выдаёт соответствующие сигналы на бортовое оборудование САУ. Кроме того, блок индицирует режим "ПАМЯТЬ" по сигналам с НЧ блока.

Рис. 3.3. Структурная схема измерителя ДИСС-013

3.4. Конструкция и размещение ДИСС-013 на ВС

Высокочастотный (ВЧ) блок, состоящий из антенной системы, волноводного тракта и приёмопередатчика, жёстко укреплённых воедино на общей несущей раме с помощью резиновых амортизаторов в виде шайб. Боковые стенки и внутренние перегородки являются электрическими экранами и придают раме жёсткость, материал рамы АМГ-16.

Блок ВЧ устанавливается в негерметизированной нижней части самолёта, удалённой от заборной и выхлопной зон двигателя на 3 – 5 м. Нижняя часть ВЧ блока – антенная система – закрывается радиопрозрачным обтекателем. Блок требует обдува, для чего используется специально изготовляемый вентилятор. При установке ВЧ блока производится тщательная юстировка его положения.

Низкочастотный блок (НЧ) устанавливается в герметизированной части ВС так, чтобы он имел обдув для охлаждения и чтобы был обеспечен свободный доступ к его передней панели для ТО измерителя.

Индикатор размещается на амортизационной приборной доске штурмана в кабине ВС. На лицевой панели индикатора размещена шкала индикации угла сноса и табло цифрового счётчика путевой скорости, шкала индикатора подсвечивается встроенными миниатюрными лампочками. На шкалу выведена сигнализация о режиме работы "ПАМЯТЬ" (загорание табло "П" в случае пропадания доплеровских частот и автоматического перехода измерителя в режим поиска до восстановления этих частот и затем слежения за их величинами). Лицевая панель снабжена ручкой управления режимами работы измерителя "С (СУША) – М (МОРЕ) " и ручкой "Р (РАБОТА) – К (КОНТРОЛЬ) ".

      Контроль измерителя

Измеритель обладает встроенной системой контроля (ВСК) параметров, которая обеспечивает проверку работоспособности измерителя в полёте и проверку определяющих параметров при перед- и послеполётных проверках и при ТО измерителя. Управление ВСК осуществляется с пульта управления НЧ блока.

Проверка работоспособности измерителя в полёте осуществляется отработкой двух контрольных задач. Первая задача отрабатывается при переводе ручки "Р – К" индикатора в положение "К" – при этом на индикаторе устанавливаются: скорость 696 км/ч и угол сноса – 0 град. Вторая задача отрабатывается при установке переключателя НЧ блока в положение "ЗАДАЧА" и нажатии кнопки В1 – индикатор должен показать: скорость 996 км/ч, угол сноса 20 град.

В отчете обязательно указать для чего осуществляется отработка двух контрольных задач.

Название работы и ее цель.

Сведения по доплеровским измерителям скорости и угла сноса, контрольной аппаратуре, результаты теоретических расчетов (необходимо согласовать с преподавателем).

Перечень контролируемых параметров с приведением результатов контроля.

Изучить контроль измерителя с помощью ВСК, провести проверку выполнения контрольных задач измерителем с помощью органов управления индикатора и НЧ блока.

Выводы по отработке каждого пункта контрольной задачи.

Окончательные выводы по всей работе.

3.7. Контрольные вопросы

    Назначение системы.

    Рассказать структурную схему.

    Принцип работы.

    Мощность излучения передатчика ДИСС-013.

    Чувствительность приёмника.

    Несущая частота.

    Коммутирующая частота лучей.

    Нарисовать эпюру сигнала в конкретной точке структурной схемы.

    Значение скорости и угла сноса при "ЗАДАЧА – 1", "ЗАДАЧА – 2".

    Что происходит в ДИСС-013 при отсутствии отражённого от подстилающей поверхности сигнала. Как это индицируется?

    Значения потребляемой мощности по цепям питания ДИСС-013.

    Напишите формулу значения F Д.

Лабораторная работа № 4

Изучение радиовысотомера РВ-5 и проверка его с помощью прибора КПРВ-5

Цель работы:

1. Ознакомление с назначением и комплектностью.

2. Изучение функциональной схемы.

3. Проверка РВ-5 с помощью контрольно-проверочной аппаратуры КПРВ-5.

4.1. Назначение и основные технические характеристики

Радиовысотомеры малых высот (к ним относится и РВ-5) играют большую роль в повышении безопасности полетов. По их указателям пилоты фиксируют высоту пролета над маркерными маяками, контролируя нахождение самолета на линии глиссады. Радиовысотомеры предупреждают экипаж о снижении самолета ниже заданной высоты (сам член экипажа устанавливает эту высоту), исключая столкновение.

В настоящее время наибольшее распространение получил радиовысотомер РВ-5. Он устанавливается практически на всех воздушных судах гражданской авиации. На новейших типах самолетов применяются более современные радиовысотомеры A-031 (например, на Ил-86), А-037, РВ-85.

Радиовысотомер малых высот РВ-5 служит для измерения истин-ной высоты (относительно подстилающей поверхности) полета.

Выдает экипажу (на указатель), в САУ и другие бортовые сис-темы данные:

О текущей высоте в виде отклонения стрелки на указатель (для визуального наблюдения членом экипажа), в виде постоянного напряжения прямо пропорционального высоте (в САУ и др. системы);

О полете самолета ниже опасной высоты;

Об исправной работе радиовысотомера;

Об отказе радиовысотомера.

Основные тактико-технические характеристики высотомера:

Диапазон измеряемых высот РВ-5

Погрешность измерения высоты по

автоматическому выходу на высотах:

от 0 до 10 м

от 10 до 750 м

по указателю высоты:

от 0 до 10 м

от 10 до 750 м

Погрешность сигнализации опасной высоты:

от 2 до 10 м

от 10 до 750 м

Чувствительность по захвату

Диапазон частот РВ-5

4200 – 4400 МГц

Частота модуляции (основной)

Полоса модуляции

Выходная мощность передатчика

Потребляемая мощность:

от сети 115 В 400 Гц + 27 В

4.2. Принцип работы радиовысотомера

Принцип измерения высоты (рис.4.1) основан на кос-венном измерении времени прохождения сигнала от самолета до земли и обратно. Если сигнал излучается во время t 1 , а прихо-дит отраженный от земли во время t 2 , то время прохождения сиг-нала до земли и обратно (время запаздывания) равно t ЗАП = t 2 – t 1 . Время запаздывания t ЗАП будет пропорционально высоте полета (Н) воздушного судна. Сигнал, излучаемый передат-чиком частотно модулирован по определенному закону. То есть для измерения высоты применяется так называемый частотный метод дальнометрии (измерение дальности).

Рис. 4.1. Принцип измерения высоты

Рассмотрим подробнее принцип работы радиовысотомера РВ-5.

Модулированные по частоте высокочастотные колебания с ге-нератора сверхвысокой частоты (ГСВЧ) поступают на направленный ответвитель (НО) (рис. 4.2.). С направленного ответвителя основная энергия поступает в передающую антенну (Ант. ПРД) и излучается к земле. Часть энергии с НО поступает на балансный смеситель (БС).

ГСВЧ – генератор сверхвысокой частоты; НО – направленный ответвитель; БС – балансный смеситель; ПЧ-Т – преобразователь частота – ток; УВ – указатель высоты

Рис. 4.2. Структурная схема РВ-5

Отраженный от земли сигнал приходит на приемную антенну и поступает на БС. В балансном смесителе два сигнала (один с НО, а другой с приемной антенны) смешиваются. В результате на выхо-де БС получаем разностную частоту.

С выхода БС сигнал разностной частоты усиливается в усили-теле разностной частоты (УРЧ) и поступает на преобразователь частота– ток (ПЧ-Т).

На выходе преобразователя формируется постоянный ток, вели-чина которого пропорциональна высоте.

С выхода ПЧ-Т сигнал постоянного тока поступает на указа-тель высоты (УВ) и отклоняет стрелку указателя, шкала которого проградуирована в единицах высоты.

Зависимость разностной частоты от высоты выражается зависимостью:

,

где F Р – разностная частота, Гц; f – полоса модуляции, Гц; F M 1 – частота основной модуляции, Гц; С – скорость распространения волн (С = 10 8 м/с); Н – высота полета, м.

На рис. 4.3 приведены графики, поясняющие принцип формирования разностной частоты. Из данного рисунка видно, что отраженный сигнал отстает во времени на t (время запаздывания). В таком временном отставании эти два сигнала поступают на балансный смеситель. В момент времени (например, t 1) видно, что разница частот между сигналами равна F Р (верхний график). На нижнем графике показана разностная частота, её значения, зависящие от t. При увеличении высоты верхние пилообразные кривые расходятся, увеличивается F P , t. На нижнем графике значение Т Р остается постоянным.

Рис. 4.3. Формирование разностной частоты

4.3. Состав радиовысотомера РВ-5

В зависимости от типа самолета установлен один или два комплекта радиовысотомера (в каждый входят: приемопередатчик, 1 – 2 указателя высоты, 2 антенны) (рис. 4.4).

Рис.4.4. Состав радио высотомера РВ-5

Конструктивно приемопередатчик (ПП) выполнен в виде блока, установленного на амортизационной раме, на которой расположен один низкочастотный разъем и два высокочастотных (подсоединяются приемная и передающая антенны).

Указатель высоты УВ-5 выполнен в виде прибора, который монтируется в приборную доску пилотов (рис. 4.5). На лицевой панели УВ-5 расположена шкала со стрелкой указания высоты.

Рис. 4.5. Лицевая панель указателя высоты УВ-5

Внизу слева, ручка установки индекса опасной высоты. На одной оси с этой ручкой установлена лампочка сигнализации опасной высоты с желтым светофильтром.

Внизу справа, находится кнопка "Контроль" (при ее нажатии стрелка указания высоты должна показывать 15 метров). На одной оси с этой кнопкой находится лампочка сигнализации отказа радиовысотомера с красным светофильтром.

Перед шкалой за стеклом находится индекс опасной высоты (в виде желтого треугольника), который перемещается по шкале вращением ручки установки опасной высоты.

4.4. Контрольно-проверочная аппаратура КПРВ-5

Предназначен для проверки и настройки радиовысотомеров РВ-5, РВ-5Р, A-031 в лабораторных, заводских условиях, а также на борту воздушного судна.

Аппаратура КПРВ-5 обеспечивает:

Проверку сигнала высоты радиовысотомера, выдаваемого в виде постоянного напряжения;

Проверку измерительного тракта радиовысотомера с помощью фиксированных частот;

Установку высоты;

Проверку амплитудной схемы контроля радиовысотомера;

Выключение дополнительной модуляции радиовысотомера;

Выключение радиовысотомера;

Задержку высокочастотного сигнала 35 - 40 м;

Проверку чувствительности радиовысотомера;

Индикацию сигнала исправности, сигнала отказа, опасной высоты, РВ годен, звукового сигнала, сигнала блокировки, разового сигнала, напряжения калибровки и напряжения пропорционального высоте;

Проверку напряжений +27 В, +18 В, ~ 115 В 400 Гц.

Питание осуществляется напряжением +27 В и 115 В 400 Гц.

Аппаратура КПРВ-5 состоит из двух блоков: измерителя И-5 и калибратора К-5. Калибратор К-5 применяется только при проверке чувствительности и для калибровки радиовысотомера. Измеритель И-5 применяется при всех проверках. На рис. 4.6 представлена лицевая панель измерителя К-5, а на рис. 4.7 – лицевая панель калибратора И-5.

Рис. 4.6. Калибратор К-5 из комплекта КПРВ-5

Рис.4.7. Измеритель И-5 из комплекта КПРВ-5

4.5. Порядок выполнения работы

ВНИМАНИЕ! Перед выполнением работы обязательно согласо-вать с пре-подавателем перечень необходимых проверок.

На измерителе И-5 установить органы управления в исходное состояние:

"И-5" – ВЫКЛ.

"ДОП. МОД" – ВКЛ.

"КАЛИБРОВКА БИ" – "6,25 КГц".

"РОД РАБОТЫ" – "КАЛИБРОВКА".

"ИЗМЕРЕНИЕ" – "Н ВЫХ.1 ".

"КОНТРОЛЬ РВ - РВ ВЫКЛ" – среднее.

"УСТАНОВКА Н" – крайнее левое.

"АМПЛИТУДА" – крайнее правое.

На УВ-5 ручкой "УСТАН. ВЫСОТ" установить индекс (в виде желтого острого треугольника) в затемненный сектор со стороны нуля.

Включить питание стенда и комплекта КПРВ-5.

4.5.1.Проверка калибровки по линии задержки К-5

Установить аттенюатором на К-5 затухание равное 80 дБ (по графику на лицевой панели прибора находим количество делений соответствующее 80 дБ,

и устанавливаем это найденное значение на аттенюаторе).

для УВ-5 – (Нл.з ± 5 %) – Н ост;

для И-5 – (Нл.з ± 3 %) – Н ост,

где Нл.з – эквивалентная высота линии задержки прибора К-5 (указана на лицевой панели К-5 и Нл.з = 37 м);

Ност – остаточная высота (указана в паспорте на конкретный высотомер).

4.5.2.Проверка калибровки по фиксированным частотам

Переключатель "РОД РАБОТЫ" И-5 установить в положение "КАЛИБРОВКА БИ" (блока измерения). Переключатель "КАЛИБРОВКА БИ" поочередно установить в положения "6,25 кГц", "12,5 кГц" и зафиксировать показания высоты по УВ-5 и И-5.

Переключатель "ИЗМЕРЕНИЕ" установить в положение H ВЫХ11 . Переключатель "КАЛИБРОВКА БИ" поочередно в положения "25 кГц", "50 кГц", "100 кГц". Зафиксировать значения высоты по УВ-5 и И-5.

Показания высоты по УВ-5 и И-5 при различных положениях переключателя "КАЛИБРОВКА БИ" должны быть:

на И-5 (Нэ ± 3 %) – Ност;

УВ-5 (Нэ ± 5 %) – Ност,

где Нэ – эквивалентное значение высоты при соответствующей имитации разностной частоты.

Величина Нэ для соответствующей разностной частоты равна:

при 6,25 кГц, Нэ – 31,25 м,

12,5 кГц, Нэ – 62,5 м,

25,0 кГц, Нэ – 125 м,

50,0 кГц, Нэ – 250 м,

100 кГц, Нэ – 500 м.

4.5.3. Проверка чувствительности по захвату

Установить органы управления И-5 в исходное состояние и включить И-5.

На приборе К-5 ручкой "АТТЕНЮАТОР" увеличивать затухание (вращая вправо) до сброса показаний высоты на И-5 и УВ-5. При этом на И-5 гаснет табло "СИГНАЛ ИСПРАВНОСТИ" и загорается табло "СИГНАЛ ОТКАЗА", на УВ-5 загорается лампа красного цвета.

Плавно уменьшаем затухание на К-5 (ручка влево) до устойчивого захвата сигнала. При этом на И-5 гаснет табло "СИГНАЛ ОТКАЗА" и загорается табло "СИГНАЛ ИСПРАВНОСТИ", а на УВ-5 гаснет лампа красного цвета. Показания же высоты на УВ-5 и И-5 должны соответствовать показаниям:

УВ-5 – (Нл.з ± 5 %) – Н ост;

И-5 – (Нл.з ± 3 %) – Н ост.

4.5.4. Проверка калибровки в режиме "Контроль"

Нажать кнопку "Контроль" на УВ-5 или поставить переключатель "Контроль РВ-РВ ВЫКЛ." в положение "Контроль РВ". Зафиксировать при этом показания высоты на И-5 и УВ-5. Они должны быть 15 ± 1,5 м.

4.5.5. Проверка точности и длительности выдачи сигнала опасной высоты.

Переключатель "РОД РАБОТЫ" на И-5 установить в положение "Установка Н". Переключатель "ИЗМЕРЕНИЕ" – в положение "Н ВЫХ11 ". Ручками "Установка Н" установить высоту в пределах 600 – 700 метров. Ручкой "Устан. высот" на УВ-5 установить индекс на значение 50 м или 100 м, или 150 м и т.д., но не более 500 метров. К гнездам "Звук, сигнал" И-5 подключить головные телефоны.

Вращая ручки "Установка Н" прибора И-5, уменьшаем значение высоты. Фиксируем момент прохода стрелкой УВ-5 индекса опасной высоты, который определяется выдачей сигналов световой и звуковой сигнализации опасной высоты. При этом загорается табло "Н опасная" на И-5, загорается желтая лампа УВ-5, в телефонах появляется звуковой сигнал. С помощью секундомера измеряем длительность звучания сигнала в телефонах. Она должна быть 3 – 9 с. Определяем точность выдачи сигнала опасной высоты по УВ-5 (допуск ± 5 %).

4.5.6. Проверка отключения РВ по сигналу напряжением +27 В

Переключатели прибора И-5 установить в исходное положение. Переключатель "ИЗМЕРЕНИЕ" установить в положение "+18В". Индекс опасной высоты на УВ-5 поставить на 50 метров.

Включить И-5. На стрелочном приборе И-5 должно показывать +18В ± 2В, а на УВ-5 должна гореть лампочка жёлтого цвета (опасная высота).

Установить переключатель "КОНТРОЛЬ РВ - РВ ВЫКЛ." в положение "РВ ВЫКЛ." При этом показания стрелочного прибора И-5 должны уменьшиться до нуля, а на РВ-5 погаснуть лампочка сигнализации опасной высоты.

Выключить питание прибора И-5 и стенда.

4.6. Отличие современного радиовысотомера А-037 от РВ-5

Принцип работы и основные технические характеристики А-037 в основном аналогичны высотомеру РВ-5. Отличие высотомера А-037 от ранее рассмотренного РВ-5 заключается в следующем:

Насколько изменено структурное построение прибора, улучшены ли электрические характеристики узлов, применяется более современная элементная база;

Используются более качественные антенны типа обратной волны;

Уменьшены габаритные размеры приемопередатчика, масса высотомера снижена до 7 кг;

Потребляемая мощность прибора в целом меньше и составляет:

по сети 27 В – 30 Вт,

по сети 115 В 400 Гц – 10 ВА.

Назначение работы и её цель.

Назначение, состав, органы управления, теоретические сведения, расчёт Нэ для конкретной разностной частоты (коротко, предварительно согласовать с преподавателем.

Исходное состояние переключателей на И-5.

Перечень контролируемых параметров, номиналы и допуски, результаты контроля.

Выводы по каждому пункту выполненной лабораторной работы.

Окончательные выводы.

4.8. Контрольные вопросы

1. Назначение радиовысотомера РВ-5, его возможности и применение.

2. Принцип действия РВ-5.

3. Основные ТТД, комплектность.

4. Нарисовать структурную схему РВ-5. Нарисовать вид сигнала (эпюру) в любой точке этой схемы.

5. Назначение органов управления И-5, УВ-5, К-5.

6. Рассказать методику проверки конкретного технического параметра РВ-5 с помощью КПРВ-5.

7. Что такое частотная модуляция?

8. Рассказать о частотном методе измерения дальности.

9. Формула значения разностной частоты в зависимости от высоты.

10. Значение высоты при нажатии на ручку "Контроль" в РВ-5.

11. Напишите формулу постоянной радиовысотомера.

Лабораторная работа №1. Изучение функциональной схемы РЛС «ГРОЗА» и проверка её технических характеристик с помощью пульта контроля ГР11А…………………………………………………………....

Лабораторная работа №2. Изучение самолётного ответчика СОМ-64 и проверка его с помощью контрольного прибора КАСО-1……………...

Лабораторная работа №3. Изучение бортовой системы доплеровского измерителя скорости и угла сноса…………………………………………

Лабораторная работа №4. Изучение радиовысотомера РВ-5 и проверка его с помощью прибора КПРВ-5…………………………………………...

... « ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» Кафедра технической эксплуатации летательных... 1. Московский государственный технический университет гражданской авиации Кафедра технической эксплуатации летательных аппаратов...
  • Гражданской авиации (1)

    Документ

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ А.В. Старых ПОСОБИЕ по выполнению... РФ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Кафедра авиационных...

  • Гражданской авиации (10)

    Документ

    ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Кафедра "Безопасность полетов и... промышленности, и в частности на предприятиях гражданской авиации . В работе освещены особенности воздействия, нормирование...

  • 2.1.1. Принцип действия однолучевой ДИСС

    Доплеровский измеритель скорости и угла сноса (ДИСС) летательных аппаратов является автономным доплеровским устройством навигации и управления, призванным обе­спечить прибытие пилотируемого или беспилотного объекта носителя ДИСС к пункту с известными координатами.

    В данном пособии изложены принцип действия и структура работы доплеровского измерителя скорости и угла сноса на базе типовой радиосистемы ДИСС-7.

    Задача навигации обычно решается в горизонтальной плоскос­ти. Поэтому основной интерес представляет горизонтальная проек­ция скорости самолета, носящая название путевой скорости .

    Путевая скорость складывается из двух составляющих:

    воздушной скорости , т.е. скорости движения ЛА относительно воздушной среды, и скорости ветра , т.е. скорости движения воздушной среды относительно земли. На­правление вектора воздушной скорости практически совпадает с направлением оси ЛА. Векторы об­разуют так называемый навигационный треугольник (рис. 2.1).

    Угол β между направлениями векторов называ­ется углом упреждения или углом сноса.

    Наиболее надежным и точным средством измерения β и W является бортовой радиолокатор, работа которого основа­на на использовании эффекта Доплера при отражении излученных бортовым передатчиком радиоволн от земной поверхности. Простейшей схемой измерения при этом является однолучевой доплеровский радиолокатор с наклонным облучением зем­ной поверхности под некоторым углом В (см. рис.2.2).

    Положим, что самолет летит строго горизонтально, а ДНА может поворачиваться в горизонтальной плоскости в пределах угла ± ψ .

    Так как ДНА имеет конечный раствор, то на поверхности земли облучается площадка значительных размеров, содержащая множество взаимно независимых элементарных отражателей. Поэтому отраженный сигнал по своим свойствам близок к "белому шуму". Он имеет сплошной спектр, огибающая кото­рого соответствует форме ДНА. Зна­чение средней частоты доплеровского спектра для некоторого угла ψ при β =0 определяется величиной проекции вектора путевой скорости на ось ДНА

    где - вектор путевой скорости; λ 0 - длина волны передатчика; B - угол визирования; ψ - угол между горизонтальной проекцией направления излучения и продольной осью самолета.

    Значение углов B и ψ ясны из рис. 2.2. Из формулы (2.1) видно, что при B = 90° . Следовательно, облучение земной поверхности всегда должно быть наклонным. Обычно В = 60°...70°.

    Если направление полета не совпадает с осью самолета, т.е. существует угол сноса "β ", то выражение (2.1) будет иметь вид

    Рис. 2.1. Навигационный треугольник

    B
    Ψ

    Рис. 2.2. Однолучевой доплеровский измеритель W и β

    Однолучевой измеритель работает следующим образом. ДНА поворачивается в горизонтальной плоскости до получения максимального значения , что соответствует β+Ψ =0. При этом положении антенны по значению можно определить и, измеряя угол между фокусной осью антенны и продольной осью самолета, можно определить угол сноса β . Однако, такая сис­тема обладает рядом существенных недостатков. Главные из них следующие.

    Как видно из рис. 2.3, наиболее резкая зависимость от угла (β+Ψ ) наблюдается при значениях β+Ψ близких к 90°. В области β+Ψ =0 почти не изменяется. Поэтому однолучевые измерители не дают необходимой точности.

    Рис. 2.3. Полярная диаграмма зависимости F д от (β+ψ)

    При изменении угла (β+Ψ ) в обе стороны от нулевого значения изменения доплеровской частоты имеют одинаковые значения. Это обстоятельство делает невозможным построение схемы автоматического измерения скорости и угла сноса.

    В однолучевом доплеровском измерителе предъявляются жесткие требования к стабильности частоты передатчика f прд зa время запаздывания отраженного сигнала t з (кратковременная стабильность):

    , (2.3)

    где (df прд /dt) max / f прд - относительная скорость ухода частоты передатчика; Δ w = ΔW/W - относительная погрешность определения скорости; t з –время распространения радиоволн до земной поверхности и обратно.

    В однолучевых (двухлучевых) системах сильно зависит от углов крена и тангажа. Так, уже при угле тангажа =1° и угле В =70° относительная ошибка измерения Δ W будет дости­гать 5%.

    В силу перечисленных недостатков однолучевых систем послед­ние не нашли применения.

    2.1.2. Принцип действия многолучевой ДИСС

    Так как вектор скорости летательного аппарата опре­деляется в общем случае проекциями на три некомпланарных (т.е. лежащих не в одной плоскости) направления, то для определения всех трех составляющих необходимо излучать и принимать сигна­лы минимум по трем лучам антенны. Наибольшее применение нашли трех-четырехлучевые системы с , – расположением лучей (см. рис. 2.4). Эти системы свободны от основных недостатков однолучевых систем.

    Рассмотрим подробнее принцип действия трехлучевой системы. Значение доплеровского сдвига частоты определяется равенством (см. рис. 2.4)

    , (2.4)

    где W S - проекция полной скорости летательного аппарата на направление излучения; λ 0 – длина волны излучаемого передатчиком сигнала. Задача измерения полной скорости сводится к вычислению трех ее составляющих W x , W y , W z , полученных по трем лучам антенной системы РЛС 1, 2, 3 (см. рис. 2.4).

    В системе координат x , y , z направление излучения S определяется углами γ 0 и δ 0 (рис. 2.4), где γ 0 –угол между направлением продольной оси самолета 0x и направлением излучения S , δ 0 – угол между обратным направлением вертикальной оси самолета 0y и проекцией S yz направления излучения S на плоскость y0z . Вектор полной скорости можно разложить в самолетной системе координат на три составляющие: W x , W y , W z . Проектируя эти составляющие полной скорости на направление излучения S и суммируя их, получаем

    Подставляя (2.5) в (2.4), получим

    Уравнение (2.6) содержит три независимых неизвестных (W x , W y , W z ) и значение полной скорости может быть полностью определено по трем независимым уравнениям типа (2.6), полученным по трем некомпланарным лучам антенной системы.

    ДОПЛЕРОВСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ПУТЕВОЙ СКОРОСТИ И УГЛА СНОСА ДИСС-7

    Общие сведения

    Доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-7 («Поиск») обеспечивает непрерывное автоматичес­кое измерение составляющих вектора путевой скорости W само­лета. Предназначен для работы только в составе навигационного комплекса и прицельно-навигационной системы (ПНС) или со специальным вычислителем В-144.

    В состав ДИСС входят: передающее устройство, приемное устройство, частотомер и синхронизатор (рис. 13.3), Принцип работы состоит в следующем. Передающее устройство генерирует немодулированные СВЧ колебания, которые излучаются направленно к наземной поверх­ности (рис, 13.4, а). Передающая антенна, как и приемная, имеет остронаправленную (игольчатую) четырехлучевую диаграмму направленности. Лучи антенны 1, 2, 3 развернуты в горизонтальной плоскости на угол β от продольной оси самолета и наклонены в вертикальной плоскости на угол γ.

    Рис. 13.3. Структурная схема ДИСС-7

    Рис. 13.4. Положение лучей антенны ДИСС-7: а - вид в пространстве; б - вид сверху

    относительно продольной оси самолета показано на рис. 13.4, б ).

    Излучение (и прием) энергии по лучам 1, 2, 3, 4 происходит поочередно. Очередность излучения (и приема) задается синхро­низатором.

    Отраженные от земной поверхности сигналы принимаются при­емной антенной и из-за проявления эффекта Доплера имеют сдвиг по частоте. В приемнике происходит усиление принятых сигналов и выделение доплеровской частоты F Д. Доплеровская частота поступает в частотомер. В частотомере осуществляется обнаружение доплеровской частоты и формирование импульсов напряже­ния, частота повторения которых равна доплеровской частоте по лучам 1, 2, 3.

    Рис. 13.5. Вектор полной путевой скорости и его составляющие

    Величины доплеровских частот F Д (рис. 13.5) по лучам 1, 2, 3 составят:

    F Д1 = (W X cosβcosγ- W Z sinβcosγ-W Y sinγ)

    F Д2 = (W X cosβcosγ+ W Z sinβcosγ+W Y sinγ)

    F Д3 = (W X cosβcosγ- W Z sinβcosγ+W Y sinγ),

    где W X , W Y , W Z - проекция полного вектора путевой скорости на оси самолетной системы координат.

    Величины W X cosβcosγ, W Z sinβcosγ, W Y sinγ представляют собой проекции составляющих полной путевой скорости на направ­ления излучения (рис. 13.6).



    Доплеровские частоты F Д1, F Д2 , F Д3 из частотомера поступают в вычислительное устройство для измерения путевой скорости и угла сноса самолета. В вычислительном устройстве осуществляет­ся решение системы уравнений относительно W X , W Y , W Z при этом следует иметь в виду, что доплеровские сдвиги частот F Д2 и F Д3 отрицательны, так как лучи 2 и 3 направлены назад, и в расчетах используются их модули.

    Величину продольной составляющей полного вектора путевой скорости W Х найдем, вычитая из первого уравнения системы вто­рое:

    W Х = .

    Величину вертикальной составляющей полного вектора путе­вой скорости W Y найдем, складывая первое уравнение с третьим уравнением системы:


    Величину поперечной составляющей полного вектора путевой скорости Wz найдем, вычитая из третьего уравнения системы вто­рое:

    Wz=

    С учетом того, что в ДИСС-7 угол β=45°, угол γ= 66°, по­лучим:

    W X =0,83(F Д1 -|F Д3 |)λ 0 ;

    W Y =0,28(|F Д3 |-|F Д1 |)λ 0 ;

    W Z =0,83(|F Д3 |-|F Д2 |)λ 0

    Полученные выражения представляют основные рабочие формулы, на основании которых в бортовой ЦВМ или в спе­циализированном вычислителе В-144 определяется вектор путе­вой скорости.

    Составляющие вектора полной путевой скорости W x , W Y , W z позволяют вычислить горизонтальную составляющую путевой скорости W и угол сноса самолета а по следующим формулам:

    ; tgα=

    Измеренные составляющие вектора полной путевой скорости W x , W Y , W z , а также W и αиспользуются для решения навига­ционных и боевых задач. Величины W и α могут быть сняты со специального индикатора или с индикатора вычислителя В-144.

    Следует отметить, что рабочие формулы являются приближен­ными, так как в них не учтены отклонения реальных углов лучей, реальной частоты излучаемых колебаний от номинальных значе­ний, не учтено смещение доплеровских частот, определяемое ха­рактером отражающей поверхности.

    Все блоки измерителя размещены на общем основании, уста­навливаемом в нижней части фюзеляжа самолета.

    В комплект блоков ДИСС-7 входят следующие блоки: питания передатчика ПК7, коммутации ПК8, приемник ПК3, электронный ПК-5 (2 шт.), питания низковольтный ПК4, пере­датчик ПК2 (2 шт.), антенное устройство ПК1.

    Измеритель ДИСС-7, работающий совместно с вычислителем В-144, имеет следующие тактико-технические данные:

    Диапазон измеряемых путевых скоростей -250-3200 км/ч.

    Диапазон измеряемых углов сноса - ±15°

    Точность измерений путевой скорости - ± (5,5+0,006W )км/ч

    Точность измерения угла сноса - ±54".

    Диапазон рабочих высот - до 25000 м.

    Диапазон волн - сантиметровый.

    Вид излучения - непрерывный.

    Мощность передатчика -2Вт.
    Чувствительность приемника - 106 дБ.

    Число лучей антенны - 4.

    Частота коммутации лучей антенны -2,5Гц.
    Время непрерывной работы - 12 ч.

    Работа измерителя ДИСС-7 основана на использовании эффекта Доплера в режиме непрерывного излучения.

    Сущность эффекта Доплера заключается в отличии частоты сигнала f, излучаемого передатчиком измерителя ДИСС-7 летящего самолета, от частоты колебаний f ПР, отраженные от земной поверхности и принимаемых приемным устройством (f ПР =f±F Д).

    Значение доплеровского сдвига частоты определяется равенством

    где
    - проекция полной путевой скорости самолета на направление излучения,- длина волны излучаемых передатчиком колебаний.

    Для измерения вектора полной путевой скорости
    необходимо измерять доплеровские частоты по трем некомпланарным (не лежащим в одной плоскости) лучам, поэтому в ДИСС-7 применена неподвижная относительно самолета антенная система, имеющая четыре луча (рисунок 2.4).

    Рисунок 2.4

    Лучи 1, 2, 3 предназначены для измерения составляющих вектора полной путевой скорости
    , а луч 4 используется для автоматического формирования калибровочной поправки в зависимости от характера отражающей поверхности. Величина углов наклона лучей в ДИСС-7 выбрана:

    Доплеровские сдвиги частот F Д1 , F Д2 , F Д3 , по соответствующим лучам, через проекции вектора
    на оси самолетной системы координат X, Y, Z
    , определяются следующим образом:

    W XS 1 - проекция
    на направление 1-го луча (рисунок 2.5),

    W YS 1 - проекция
    на направление 1-го луча (рисунок 2.6),

    W ZS 1 - проекция
    на направление 1-го луча (рисунок 2.7).

    Определим значения W XS 1 , W YS 1 , W ZS 1 ,.

    Рисунок 2.5

    Согласно рисунку 2.5 имеем:

    отсюда
    ,
    т.о.

    Рисунок 2.7

    Согласно рисунку 2.7 имеем:

    отсюда
    ,
    , т.о.

    F Д2 и F Д3 отрицательны, так как лучи 2 и 3 направлены назад, поэтому в расчетах удобнее использовать их модули.

    Вычитая выражение (2.7) из выражения (2.6), определим составляющую вектора
    вдоль продольной оси самолета:

    Складывая выражения (2.6) и (2.8), вычислим вертикальную составляющую вектора путевой скорости:

    Таким образом, задача определения вектора путевой скорости самолета
    сводится к выделению и измерению средних частот Доплера от трех лучей антенны.

    С учетом того, что в ДИСС-7
    и
    , на основании формул (2.9), (2.10), (2.11), получаем:

    Полученные выражения представляют собой основные рабочие алгоритмы, на основании которых в ЭВМ или в специализированном аналоговом вычислителе В-144 определяется вектор полной путевой скорости.

    Для определения угла сноса необходимо знатьW X и W Z , а для определения необходимо знать иW Y (рисунок 2.2).

    Однако выражение (2.12) является лишь первым приближением для вычисления вектора
    , так как в них не учтены:

    а) Отклонение реальных углов лучей антенны от нормальных;

    б) Смещение доплеровских частот, определяемое характером отражающей поверхности;

    в) Отклонение реальной частоты излучения колебаний от номинальной. Наиболее существенным источником погрешностей в ДИСС-7 является смещение средней F Д, определяемое характером отражающей поверхности.

    Как известно, в результате изменения коэффициента отражения а в пределах антенного луча происходит деформация доплеровского спектра и смещение его максимума в сторону низких частот, зависит от угла падения, причем для разных отражающих поверхностей эта зависимость различна.



    Загрузка...