sonyps4.ru

Негативные последствия информационных технологий на здоровье человека. Негативные последствия информационных технологий: психологическая характеристика

Человек в информационном обществе

Информационная культура

В последнее время появилась новая категория культуры - информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.

Степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы (???).

Информационная культура проявляется в следующем:

В конкретных навыках по использования различных технических устройств - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

В способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;

В умении извлекать информацию из различных источников - от периодической печати до электронных коммуникаций;

В умении представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;

В знании аналитических методов обработки информации;

В умении работать с различными видами информации.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

Расщепление реальности и расщепление личности

Виртуальная реальность (Virtual reality - VR) - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Характерными признаками виртуальной реальности являются:

Моделирование в реальном масштабе времени;

Имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;

Возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Наиболее распространенным видом виртуальной реальности являются компьютерные игры.

Компьютерная игра (Computer game) - игра, построенная с использованием мультимедийных возможностей компьютера. Можно долго спорить, насколько компьютерные игры соотвествуют реальности и как они влияют на психику и поведения игрока, но их роль в формировании личности уже неоспорима. Чего стоит феномер расщепления личности, когда молодой человекне только полностью "погружается" в виртуальную реальность игры, но и играет там одновременно несколько ролей, управляя несколькими персонажами. Феномен расщепления личности, характерный для шизифрении, пока не отмечен.

Но отмечен феномен познания реальности через мир компьютерных игр, когда социализация происходит не только путем чтения книг, учебников и общения со взрослыми, но и через компьютерную игру, особенно стратегиии. Компьютерные игры тренируют скорость воприятия и обработки информации, так необходимые для совремнной жизни.

В другой своей книге, «Футуршок» Тоффлер отмечает уже проявившиеся черты нового общества: слишком быструю изменчивость жизни, связанное с ней чувство неустойчивости всего происходящего и отмечает новые вызванные этим проблемы, которые он называет словом «футуршок». «Быстротечность, новизна и разнообразие - характерные черты будущего, вызывающие у нас шок», - написал Тоффлер. «Футуршок» - буквально, «шок от столкновения с будущим». Как считает Тоффлер, он проявляется в нарушении процессов принятия решений.

Основные тенденции развития информационных технологий

Глобализация. Компании могут с помощью ИТ вести дела на мировом рынке, где угодно, немедленно получая исчерпывающую информацию. Происходит интернационализация программных средств и рынка информационного продукта. Получение преимуществ за счет постоянного распределения информационных расходов на более широкий географический регион становится необходимым элементом стратегии.

Конвергенция. Стираются различия между промышленными изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами его получения, их профессиональным и бытовым использованием. Передача и прием цифровых, звуковых и видеосигналов объединяются в одних устройствах и системах.

Усложнение информационных продуктов и услуг. Информационный продукт в виде программно-аппаратных средств, баз и хранилищ данных, служб эксплуатации и экспертного обеспечения имеет тенденцию к постоянному развитию и усложнению. В то же время интерфейсная часть ИТ при всей сложности решаемых задач постоянно упрощается, делая все более комфортным интерактивное взаимодействие пользователя и системы.



Способность к взаимодействию (Interoperability). Проблемы оптимального обмена данными между компьютерными информационными системами, между системой и пользователями, проблемы обработки и передачи данных и формирование требуемой информации приобрели статус ведущих технологических проблем. Современные программно-аппаратные средства и протоколы обмена данными позволяют решать их во все более полном объёме.

Ликвидация промежуточных звеньев (Disintermediation). Развитие способности к взаимодействию однозначно ведет к упрощению доставки информационного продукта к потребителю. Становится ненужной цепочка посредников, если есть возможность размещать заказы и получать требуемое непосредственно с помощью ИТ.

Негативные последствия информатизации и их преодоление.

положительные последствия Отрицательные последствия
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Свободное развитие индивида. Информационное общество . Социализация информации. Коммуникативное общество. Преодоление кризиса цивилизации "Автоматизация" человека. Дегуманизация жизни. Технократическое мышление. Снижение культурного уровня. Лавина информации. Элитарное знание (поляризация). Изоляция индивида
ПОЛИТИКА
Расширение свобод. Децентрализация. Выравнивание иерархии власти. Расширенное участие в общественной жизни Снижение свобод. Централизация. Государство-"надзиратель". Расширение государственной бюрократии. Усиление власти благодаря знаниям. Усиление манипуляции людьми
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД
Повышение продуктивности. Рационализация. Повышение компетентности. Рост богатства. Преодоление кризиса. Экономия ресурсов. Охрана окружающей среды. Децентрализация промышленности. Новая продукция. Улучшение качества. Диверсификация Все возрастающая сложность жизни. Обострение промышленного кризиса. Концентрация. Подверженность кризисам. Стандартизация. Массовая безработица. Новые требования к мобильности трудящихся. Дегуманизация труда. Стрессы. Деквалификация. Исчезновение многочисленных профессий
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Национальная независимость. Появляется шанс на развитие у стран "третьего мира". Улучшение обороноспособности страны Усиление взаимозависимости. Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга - Запада. Уязвимость. Усиление опасности новой войны

Информационные технологии и системы в туризме (виды информационных технологий в туризме, классификация информационных систем в туриндустрии, структура автоматизированных систем управления объектами туриндустрии).

ИТ в туризме делятся на 2 группы:

Современные средства оргтехники (ССОТ)

Персональный компьютер

Современные средства связи

Офисная техника (ксерокс)

Автоматизированное рабочее место

Аудио- и видеотехника

Новые прикладные программы (для определенной сферы деятельности)

Локальные вычислительные сети

Глобальные вычислительные сети и Интернет

Мультимедиа

Системы бронирования и резервирования

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы Применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное, правовое и другое обеспечение.

Технологическое обеспечение АИТ состоит из подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением ЭВМ и других технических средств управления в установленных режимах работы.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИТ. Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИТ со средствами вычислительной техники.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу АИТ.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств.

Информационные системы в управлении спортивными соревнованиями (виды и классификация информационных технологий и информационных систем, используемых на спортивных объектах; структура автоматизированных систем управления объектами ФКиС).

ИС должна обеспечивать реализацию следующих функций:

Своевременное представление данных от подчиненного объекта (или объекта более низкого уровня иерархии в отрасли) до необходимого уровня принятия решения в требуемом виде (документ, видео- звукозапись др.);

Сбор, систематизацию, накопление, обработку, выдачу, отображение и передачу указанной информации в целях ее анализа и обобщения, выработки вариантов решения;

Своевременное доведение решений в виде документов и распоряжений до подчиненных подразделений;

Контроль исполнения поручений;

Информационное обеспечение спортивных мероприятий;

Обеспечение учебно-тренировочного процесса автоматизированными средствами поддержки

Научно-технический прогресс - неотъемлемая и важная часть современной жизни. Техника занимает все больше времени и места, развивается подобно живым организмам, за исключением того, что все эти процессы в технике контролируются человеком. Главные задачи, которые ставят перед собой разработчики - это улучшение уровня жизни, устранение причастности человека к рутинной, однообразной, монотонной работе. Однако, в реальности не все так хорошо, не все достижения идут на пользу. Есть и негативные стороны прогресса, которые обязывают общество задумываться над проблемами оглупления, отчуждения, обезличивания человека. Рассмотрим некоторые из обозначенных проблем.

1. Люди разучились думать.

Мышление - та малая, но значительная часть, которая отличает людей от животных. Все время мы пытались создать себе подобных, и сейчас, в эпоху компьютеризации, это становиться все реальнее. Все чаще делаются попытки создания искусственного человеческого разума. Но пока его нет, то нам остается использовать лишь те знания, которые получены людьми. Большинство таких знаний доступно через глобальную сеть-интернет, который является не только кладезем мировых знаний, но и огромной «свалкой» информации, предназначенной для развлечения, досуга, общения и т. д.

Сейчас не обязательно знать, когда, например, родился А. С. Пушкин, достаточно набрать в поиске «Когда родился Пушкин», и вы получите ответ. Когда такие знания понадобятся, то человек выполняет следующие действия:

1) набирает поисковой запрос; 2) получает необходимую информацию;

3) использует этот результат по назначению; 4) и… забывает.

Стремительное развитие техники существенно отстает от развития информационных технологий, что может привести к тому, что компьютерные системы станут умнее всего человечества уже в 2050 году.

2. Люди перестают непосредственно общаться друг с другом

В последние несколько лет мы наблюдаем бурное развитие социальных сетей. Изначально, они должны были помочь людям иметь динамичную адресную и телефонную книгу, куда сами пользователи добавляют о себе информацию, что обеспечивает удобное средство общения.

Но, как и любая другая часть человеческой жизни, они стали обретать все менее идеалистические, и все более жизненные черты. Игры, развлечения, и откровенный мусор. Самое страшное - то, что социальные сети сейчас являются очень популярными и модными, так как многие выбрали их, как альтернативу реальной жизни, проводя «в сети» больше 10 часов в сутки.

Можно заметить, что социальные сети стали оплотом откровенно низкоинтеллектуальной информации, пропагандирующей наркотики, насилие и другие негативные темы. А так как их считают модными, то и эту информацию многие «неокрепшие умы» идеализируют, и считают вполне нормальной для собственного «внедрения» в жизнь.

Человек перестал быть личностью в интернете, все индивидуальности стираются, и мышление становится однообразным и простым. Все сводится к нажатию Кнопки. Кнопка - это центральная часть социальной сети. Она за вас думает, с Ее помощью ваши «друзья» вам покажут, что им понравилась ваша фотография. Ее просят нажать, так как на чью Кнопку чаще нажимают, тот имеет какое-то место в обществе. Люди со временем забывают, как общаться в реальной жизни непосредственно, ведь в сети можно делать то, что в реальности никогда вы себе не позволите: полное отсутствие контроля в выражениях, безграмотное письмо - норма, ведь себя можно представить совсем другим человеком, с другим именем, чем есть на самом деле.

3. Люди перестали работать

Еще на заре индустриализации и механизации человечество столкнулось с противоречивыми результатами внедрения машин. С одной стороны они избавляли людей от тяжелой работы, а с другой - заменив человека машиной, уволенный работник терял работу и средства для существования.

Конечно, если роботы выполняют быстрее и качественнее свою работу, то предприниматель даже не будет задумываться, кого ему взять, человека или робота. Но в то же время, мы должны задуматься, чем будут заниматься миллиарды людей? Конечно же, инженеры, разрабатывающие все новые и новые технические решения не останутся без работы, пока. Но появление искусственного интеллекта, избавит человечество и от этого труда. Тут возникает один удивительный момент: человек работает над тем, чтобы в будущем не работать. Получается, что с разработкой искусственного интеллекта, превосходящего человеческий, человек впервые в своей истории перестанет контролировать прогресс, а будет лишь черпать информацию, полученную искусственным разумом. Это реальная картина развития техники.

4. Люди перестают быть… людьми

Проанализировав предыдущие пункты, закономерно возникает вопрос:

В чем сущность человека, что отличает его от других существ? Мы можем констатировать, что он способен мыслить, рассуждать, общаться;созидать, творить вторую природу; способен трудиться, и это облагораживает, развивает и выделяет человека из окружающей действительности; он чувствует, переживет, любит, ненавидит, страдает, радуется.

Но ведь он постепенно утрачивает все это с развитием науки! А, следовательно, - и перестает быть человеком в классическом понимании этого слова. Человек современный больше не думает - ему компьютер подсказывает решение, он больше не общается, а всего лишь нажимает кнопки, он не работает - за него это делают роботы.

5. Общество 2.0

Почему 2.0? Во-первых: сейчас стало модным называть что-либо по примеру версий программ (1.0, 2.0, 2.2, и т. д.). Во-вторых: общество второй версии сочетает в себе достижения современной науки и техники и культурного уровня прошлого. Наука в современном обществе должна занять такую же роль, как и культура, но никак не больше, но тем не менее, она должна продолжать развиваться. Наука должна узнать гораздо больше, чем она знает в любой данный момент.

Долгое время человечество шло к тому уровню развития науки и техники, который имеется сегодня, и на протяжении всего этого времени оно не замечало, что разрушается изнутри: теряются те качества человека, которые делают его таковым. Непосредственное общение все больше отходит на второй план, уступая дорогу удаленному, мышление сводится к тому, что «компьютер знает лучше», и как следствие, полное доверие электронным источникам.

В то же время, все недостатки и негативные последствия развития техники перекрываются позитивными: с ростом науки, растет и всеобщее человеческое знание, позволяющее экономить ресурсы, деньги, время. Также, все большее количество людей становится на путь повышения культурных ценностей, с использованием современных достижений техники.


16 комментариев:

1) куку: (2013-02-24 17:51:33 )

а можно или нет сделать крупнее или нет и жирнее пожалуйста


2) Fed: (2013-04-18 11:06:15 )

Воспользуйтесь комбинацией клавиш на клавиатуре: Ctrl + колесико мышки!


3) I: (2013-05-30 22:28:07 )

Я думаю, что люди будут больше мыслить, обсуждать научные достижения и разработки, мечтать и фантазировать. Интеллектуальные способности резко возрастут благодаря технологиям обучения, и мы сможем жить в обществе с высокой культурой и находиться в постоянном процессе саморазвития, используя знания полученные человечеством. Познания о мире расширятся, что позволит реализовать все свои способности. Наука будет определять направление движения общества. Путешествия станут основным развлечением.


4) vetal: (2013-10-13 07:48:25 )


5) vetal: (2013-10-29 14:02:35 )

I, приятно видеть, что кто-то видит положительные стороны в наших отношениях с техникой. Прямо как Жак Фреско


6) гость: (2014-02-06 17:27:37 )

Робаты нас убьют ааааааа)))))))))
:-)


7) Turk: (2014-03-06 16:33:48 )

QuotesChimp have noticed that numerous variables enter the price of your premium. The good thing about the majority of the automobile insurance costs systems is they are according to issuees strictly inside your manage. This being therefore, you will find actions you may try keep your rates down.


8) гость: (2015-04-15 20:05:52 )


9) валерия: (2017-04-27 23:01:17 )

Интересное


10) валерия: (2017-04-27 23:02:04 )


11) валерия: (2017-04-27 23:02:49 )

Для истории пойдёт


12) гость: (2017-04-27 23:03:04 )


13) валерия: (2017-04-27 23:03:04 )

Для истории пойдёт


14) валерия: (2017-04-27 23:03:06 )

Интересное


15) олег: (2017-12-24 20:50:29 )

не раскрыта тема войн в свете новых технологий.


16) Таня: (2018-02-11 19:05:52 )

По русскому пойдёт


Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности для экономического роста и социального развития государств, но одновременно создаёт проблемы и риски, порождает углубление межгосударственного и внутригосударственного неравенства. В частности, речь идёт о неравных возможностях людей создавать и использовать имеющиеся электронные информационные ресурсы, особенно в Интернете.

Если доступ к использованию этих технологий не будет расширен, то значительная часть населения развивающихся стран не получит пользы от них. Громадный потенциал информационно-коммуникационных технологий недостаточно применяется. Это привело к появлению “цифрового разрыва” (“цифровой пропасти”, “цифрового водораздела”), “виртуального барьера” на пути торговли. Такой барьер способен изолировать от рынков производителей, организации и государства, которые не имеют доступ к новым технологиям.

Наравне с “цифровым разрывом” и “виртуальным барьером”, изменения информационных технологий выполняемых работ часто могут оказывать негативное воздействие на людей (информационный шум и др.), участвующих в этих процессах, вызывая у них различные отрицательные реакции (информационный, психологический барьеры и др.).

Информационный шум означает, что в общем объёме полученных полезных данных есть посторонние сигналы (шумы). В ИПС он свидетельствует о том, что в результате поиска по запросу пользователь получил и не соответствующую его запросу (нерелевантную) информацию.

Информационный барьер – один из факторов, препятствующих получению нужной информации, затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом он вызван законами развития потоков информации: постоянным ростом количества публикаций, рассеянием их в различных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией. Информационный барьер влияет как расслоение информации, так и общества. Его появлению и углублению способствуют такие явления, как информационный шум, психологический барьер и др.

Психологический барьер обычно возникает, как защитная реакция человека на попытки изменить налаженную последовательность его действий. Он связан с необходимостью выполнять новые сложные виды работ, с перегрузками, появляющимися при поиске данных, их выборе в большом массиве полученных сведений и изучении отобранных материалов, составляющих порой несколько сотен и даже тысяч документов.

Информационные технологии способствуют уходу детей и подростков от действительности и считается, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть "сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области".

Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечения компьютерными играми, Интернетом, программированием и информационными технологиями в целом (т.н. хакерство).

Развитие информационных технологий связано и с появлением проблем, барьеров и рисков, порождающих неравенство людей (“цифровой разрыв” и “виртуальный барьер”). Изменение технологий выполняемых работ оказывать порой негативное воздействие на участвующих в этих процессах людей, вызывая у них отрицательные реакции, например, неприятие и отторжение, усталость и другое, порождая информационный шум, а также информационный и психологический барьеры.

Жизненный цикл информации. Информационная сфера

Информация может существовать кратковременно (например, в памяти калькулятора в процессе проводимых на нём вычислений), в течение некоторого времени (например, при подготовке какой-либо справки) или очень долго (например, при хранении важных личных, коммерческих, общественных или государственных данных). Эти периоды времени определяют жизненный цикл информации, состоящий из следующих стадий: появление, существование и исчезновение (“смерть”).

Поскольку информация имеет цену и является товаром, её зачастую воспринимают как услугу, продукт или изделие. Здесь же отметим, что жизненный цикл изделия затрагивает два основных его состояния.

Первое состояние связано с процессами его производства, осуществляемыми от момента подготовки проекта до выпуска конкретного изделия. В основе его лежит концепция управления жизненным циклом изделия (англ. “Product Lifecycle Management”, PLM), объединяющая существующие разработки в единое интегрированное решение. Она затрагивает конструкторский, технологический, производственный этапы, завершением которых является коммерческий этап. Такое решение включает: 1) систему управления инженерными данными (англ. “Product Data Management”, PDM), связывающую все компоненты и обеспечивающую взаимодействие с системами, предназначенными для управления ресурсами предприятия (ERP), взаимоотношениями с клиентами (CRM), и с поставщиками (SCM). Данная концепция распространяется на предприятия как с дискретным, так и с непрерывным производством. Реализация PDM систем способствует повышению эффективности разработки изделий, снижению расходов и времени на проектирование, повышению качества и себестоимости выпускаемой продукции, сокращению ошибок и более простому учёту требований клиентов. Однако предприятиям при этом приходится решать технологические, финансовые, организационные и психологические проблемы. При этом наибольшей из них является проблема внутренней неорганизованности на предприятии, когда отсутствует общая идеология, и различные структуры пытаются решать свои локальные задачи, как правило, дешёвыми программными и техническими средствами.

Второе состояние определяет период существования изделия с момента его выпуска, эксплуатации, когда изделие становится продуктом или услугой и до окончания использования (утилизации). Жизненный цикл продуктов и услуг рассматривается в четвёртом занятии.

Жизненный цикл свойственен большинству живых и неживых объектов, например, человеку, животным или растениям. В информационных технологиях в этом случае говорят о жизненном цикле технических средств, компьютерных программ, сайта или портала, линии связи, соединяющей, например, провайдера интернет-услуг и его пользователя.

Развитие информационных технологий осуществляется за счёт научно-технического прогресса (НТП), способствующего созданию новых средств производства, совершенствованию различных служб обслуживания и т.п. В результате создаются огромные распространяемые в обществе массивы (объёмы), информации которые формируют информационную среду (сферу).

Под информационной сферой понимается любая деятельность, направленная на:

  • 1) создание и распространение информации;
  • 2) формирование информационных ресурсов, подготовку и предоставление информационных продуктов и услуг;
  • 3) потребление информации.

Негативные последствия внедрения информационных технологий

Наравне с “цифровым разрывом” и “виртуальным барьером”, изменения информационных технологий выполняемых работ часто могут оказывать негативное воздействие на людей (информационный шум и др.), участвующих в этих процессах, вызывая у них различные отрицательные реакции (информационный, психологический барьеры и др.).

Информационный шум означает, что в общем объёме полученных полезных данных есть посторонние сигналы (шумы). В ИПС он свидетельствует о том, что в результате поиска по запросу пользователь получил и не соответствующую его запросу (нерелевантную) информацию.

Информационный барьер - один из факторов, препятствующих получению нужной информации, затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом он вызван законами развития потоков информации: постоянным ростом количества публикаций, рассеянием их в различных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией. Информационный барьер влияет как расслоение информации, так и общества. Его появлению и углублению способствуют такие явления, как информационный шум, психологический барьер и др.

Психологический барьер обычно возникает, как защитная реакция человека на попытки изменить налаженную последовательность его действий. Он связан с необходимостью выполнять новые сложные виды работ, с перегрузками, появляющимися при поиске данных, их выборе в большом массиве полученных сведений и изучении отобранных материалов, составляющих порой несколько сотен и даже тысяч документов.

Негативные последствия внедрения информационных технологий

Наравне с “цифровым разрывом” и “виртуальным барьером”, изменения информационных технологий выполняемых работ часто могут оказывать негативное воздействие на людей (информационный шум и др.), участвующих в этих процессах, вызывая у них различные отрицательные реакции (информационный, психологический барьеры и др.).

Информационный шум означает, что в общем объёме полученных полезных данных есть посторонние сигналы (шумы). В ИПС он свидетельствует о том, что в результате поиска по запросу пользователь получил и не соответствующую его запросу (нерелœевантную) информацию.

Информационный барьер – один из факторов, препятствующих получению нужной информации, затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом он вызван законами развития потоков информации: постоянным ростом количества публикаций, рассеянием их в различных изданиях, старением публикаций и, напротив - их актуализацией. Информационный барьер влияет как расслоение информации, так и общества. Его появлению и углублению способствуют такие явления, как информационный шум, психологический барьер и др.

Психологический барьер обычно возникает, как защитная реакция человека на попытки изменить налаженную последовательность его действий. Он связан с крайне важно стью выполнять новые сложные виды работ, с перегрузками, появляющимися при поиске данных, их выборе в большом массиве полученных сведений и изучении отобранных материалов, составляющих порой несколько сотен и даже тысяч документов.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Запомните главное – информация многогранное понятие. Она включает данные, сведения, сообщения и знания; характеризуется источниками её возникновения, потребителями, средой распространения и средствами её доставки. При этом, к примеру, не всякие знания, сведения и данные становятся информацией.

Информация обладает различными свойствами, для систематизации которых используют разные варианты её классификации.

Изучением видов и свойств информации и информационных процессов занимается наука “Информатика”. За рубежом её обычно называют вычислительной наукой. В ней выделяют два базовых направления: теоретическая и прикладная информатика. Последнее служит основой формирования “отраслевых информатик”.

Методы и способы работы, основанные на использовании информационных процессов с целью выполнения определённых заданий, создания информационных ресурсов, услуг и продуктов и т.д. называют информационными технологиями. Информационные технологии существуют с незапамятных времен – с момента формирования умственной и физической деятельности человека. Их эволюцию принято рассматривать с момента изобретения в Германии книгопечатания, то есть с середины XV в. Современный (6-й) этап развития информационных технологий специалисты связывают с использованием в XXI в. нанотехнологий и суперкомпьютеров, способных выполнять различные информационные процессы с помощью их объединённых вычислительных мощностей, расположенных в любых местах нашей планеты и связанных между собой с помощью телœекоммуникаций (Интернета). Свойства информационных технологий определяют свойства информации.

Инструменты (инструментарий) информационных технологий относят к базе или платформе информационных технологий. Οʜᴎ включают аппаратные средства, устройства и комплексы (компьютеры и периферийные устройства к ним, оргтехника), телœекоммуникации, программные продукты и математическое обеспечение. “Платформа” - ϶ᴛᴏ важная составляющая структуры информационных технологий – внутренней организации информационных технологий, представляющей взаимосвязь входящих в неё компонентов. Она включает аппаратные и программные средства, базы данных и пользовательский интерфейс.

Информационно-коммуникационные технологии играют важную, в случае если не решающую, роль в экономическом, политическом, социальном, культурном развитии современных обществ. Информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на всœе стороны жизнедеятельности любого современного общества. Οʜᴎ создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и обществ в целом.

Информационные технологии обладают жизненным циклом. В общем случае он свойственен большинству живых и неживых объектов, к примеру, человеку, животным или растениям. Жизненный цикл информационных технологий означает период жизни и эффективного использования технических средств, компьютерных программ, сайта или портала, линии связи, соединяющей, к примеру, провайдера интернет-услуг и его пользователя.

Развитие информационных технологий связано и с появлением проблем, барьеров и рисков, порождающих неравенство людей (“цифровой разрыв” и “виртуальный барьер”). Изменение технологий выполняемых работ оказывать порой негативное воздействие на участвующих в этих процессах людей, вызывая у них отрицательные реакции, к примеру, неприятие и отторжение, усталость и другое, порождая информационный шум, а также информационный и психологический барьеры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое информация?

2. В каком соотношении находятся понятия: “информация”, “данные”, “сведения”, “сообщения” и “знания”?

3. Перечислите известные вам свойства информации.

4. Какие источники и каких потребителœей информации вы знаете?

5. Дайте определœения и характеристику видов информации.

6. Назовите разновидности научно-технической информации.

7. Информационные технологии, технологическая операция и процесс. Дайте этим понятиям определœения и краткую характеристику.

8. Что означает термин “Платформа ИТ”?

9. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.

10. Дайте пояснение понятиям “Жизненный цикл информации” и “Информационная сфера”.

11. Назовите известные вам негативные последствия внедрения информационных технологий.

12. Перечислите причины возникновения негативных последствий внедрения информационных технологий.

Негативные последствия внедрения информационных технологий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Негативные последствия внедрения информационных технологий" 2017, 2018.



Загрузка...