sonyps4.ru

Как сочинить мелодию. Мелодия песни

Если Вы предпочитаете сочинять песню исходя из готового текста, то возможно для Вас большую проблему составляет и аккордового сопровождения для Ваших текстов.

Особенность написания мелодии из текста является то, что в этом случае имеет первостепенное значение, в отличие от аккордовой последовательности. Это объясняется тем, что в хорошем тексте уже заложены яркие образы, которые необходимо подчеркнуть именно в мелодическом движении.

Для начала Вы можете создать схематичную прогрессию аккордов, а в последствии Вы можете ее поменять. Но на первом этапе это хороший инструмент для работы над мелодией. Возьмите любую базовую прогрессию и начинайте.

1. Прочитайте текст вслух несколько раз.

Попробуйте варьировать темпы - быстрый, средний, медленный. Прочувствуйте вашего стиха. Он может дать вам импульс для построения фразировки. Очень часто внутри текста уже заложенное определенное ритмическое движение и прообраз фразировки, не стоит ими пренебрегать.

Простое описание может быть оценено в 1 или 2 бала. Яркие фразы и образы - например - я кричу, но ты не слышишь в 9 или даже 10 баллов. Это даст вам более ясное понимание того, какие художественные средства необходимы для подчеркивания текста мелодией. Здесь нужно учитывать базовые правила написания текстов и помнить о том, что и в целом аранжировка должна помогать тексту и уж точно не противоречить ему.

3. Для каждой части песни напишите 2-3 слова которые характеризуют ее наиболее четко и ясно.

Это те слова, которые привлекут внимание аудитории при прослушивании вашей песни. Они должны емко, четко и лаконично показывать идею, суть куплета или припева.

4. Найдите кульминацию каждой части текста. Это должно быть одно слово.

Кульминация текста поможет вам при построении кульминации в мелодии.

5. Перейдите к музыке .

Писать музыку самостоятельно не сложно. Потратив не так много времени на изучение основ этого мастерства, можно создавать поистине неплохие музыкальные композиции, не выходя из дома! Как написать музыку? Все просто! Для написания музыки , в помощь «молодым талантам», предлагаются самые разнообразные программы. Наибольшей популярностью пользуются Fruity Loops, Cubase, Sonar, Sibelius и другие. Каждая из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Например, Фротилупс достаточно прост в освоении и использовании, а потому прекрасно подходит для начинающих композиторов, что, несомненно, является её большим «плюсом». Однако есть в этой программе и «минуса». Например, нет нотного стана и, соответственно, сохранить и распечатать написанные партии невозможно, что является существенным недостатком для тех участников музыкальной группы, кто не может подобрать написанную партию на слух. Да и качество звука у многих вызывает нарикания.

На освоение каждой программы уходит не мало времени. Поэтому, перед тем как написать музыку, очень важно понять какую именно музыку хочется написать! Важно изначально сделать правильный выбор - определиться с желаемым направлением, стилем и т.д. Например, Фротилупс - это программа, которая прекрасно подходит для написания популярной музыки и мелодий в стиле «диско», а также «техно», «рейва» и другой музыки. Кубейс – универсальная программа, «на все случаи жизни». Для создания симфонической музыки и нот следует использовать программу Сибелиус, изначально рассчитанную на написание сложных разнообразных партий для множества инструментов и т.д.

Для написания музыки, непременно понадобятся специальные vst-плагины и инструменты. Говоря простым языком, это виртуальные программы музыкальных инструментов. В каждой музыкальной программе, конечно же, и без того заложен определенный набор музыкальных звуков, однако качество их звучания находится иногда на низком уровне. Потому, профессиональные музыканты предпочитают использовать дополнительные vst-плагины, записанные на лучших мировых звукозаписывающих студиях.

Вот некоторые важные нюансы. С опытом, каждый сам начинает понимать, как писать музыку лучше, быстрее, удобнее или проще, начинает понимать все тонкости работы с программой и её особенности. Однако существуют много маленьких нюансов при написании музыки, которые изначально стоит учитывать новичкам. Например, каждому инструменту рекомендуется присваивать имя в микшере. Первый канал, например, – гитара, второй – пианино, третий – бас или скрипка и т.д. Это очень важно, так как иначе во время сведения и мастеринга можно запутаться в звуковых дорожках и потратить колоссальное количество времени на переборы, что называется «пальцем в небо». Лучше начинать писать всегда с ритмгруппы. Это бас, ударные, затем уже гитара, если она нужна и т. д. Ритм это основа всего произведения, его характер. И ваш секрет к успеху и популярности:). Именно поэтому это один из самых важных и ответственных моментов в написании вашей музыки.

При написании музыки необходимо постоянно эксперементировать с различными инструментами, эффектами, сэмплами. Мелодическим рисунком и ритмом каждого инструмента. При желании, можно записать свои собственные «семплы» и использовать их. Вообщим, с современным софтом для написания музыки, возможности ваши неограниченны. Все тонкости создания музыки описать в одной статье невозможно. В помощь новичкам – многочисленные видео-школы, посвященные той или иной программе или различные теоретические уроки.

Расскажу вам о том, как легко и просто подобрать красивые мелодии для твоих треков. Как создаются гармоничные лиды, секвенции, риффы? Существуют некоторые секреты и фишки, которые сильно облегчают процесс подбора мелодий для новых композиций. Они всегда срабатывают, и именно про них я рассказываю в видео.

Какие существуют типы мелодий? Чаще всего, в электронной музыке существуют несколько типов мелодической передачи и у них есть свои названия. Некоторые из них сегодня рассмотрим.

Секвенции. Sequence.

Секвенции - это небольшая мелодия, которая повторяется. Зацикленный мелодический отрезок, который повторяется под разные аккорды. Чаще всего, секвенции могут играть на разных ступенях, но также они могут повторять мелодию, играя каждый цикл повторений от одной ступени.

Лиды. Lead.

Лиды - категория тембров. Лид - это солирующий мелодический элемент, происходит от слова "лидер". Обычно монофонический, играет главную тему произведения. Чаще всего, это самая яркая и запоминающаяся часть мелодии. Можно представить лид, как лидирующую часть всей гармонии. Лиды лидируют на фоне других мелодических элементов трека, композиции. Еще его можно представить в виде визитной карточки всей композиции, трека. По нему легко угадываются треки и знаменитые композиции.

Рифф. Riff.

Очень зажигательная часть трека, композиции. Чаще всего, рифы используются в электрогитарах. Риффы отличаются от лидов более ярким, насыщенным звуком. Риффы представляют собой очень интенсивную часть мелодии, которую трудно не заметить в треке. Риффы чаще бывают даже более яркими по звучанию, по сравнению с лидами.

Пэд. Pad .

По другому он называется "подкладка" для музыки. Это фоновое мелодическое сопровождение трека, композиции, песни. Как таковой, пэд не является прямой мелодией, однако он непосредственно участвует в создании гармонии для трека, и потому его звучание сильно влияет на эффект от восприятия лидов, секвенций и риффов. Это гармонический элемент, многоголосный. Придаёт объём композиции. Чаще в пэдах прописывают аккордовую последовательность, которая задает основную гармонию.

Как вы понимаете, все эти элементы, которые задают гармонию для ваших треков, должны максимально точно друг с другом строить, "не лажать", и даже вызывать приятное восприятие от заданной гармонии. И что же делать, если, скажем, у вас нет музыкального образования, а соединять эти элементы музыки вы хотите максимально эффектно? Можно воспользоваться проверенными алгоритмами и схемами, которые значительно облегчают процесс подбора мелодий для ваших треков, не создавая в них много ненужной фальши и дисгармонии.

А теперь, ознакомьтесь с нижеприведенной шпаргалкой по созданию гармоничных мелодий. Кстати, ее можно скачать, кликнув на картинку. Чуть ниже я привожу пояснения, как ею пользоваться.

Кликните на картинку и закачка шпаргалки в JPG формате начнется.

Если взять 7 ступеней - 7 нот из которых состоит ваша музыка (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) - то в них всегда будут более устойчивые и менее устойчивые ступени. Устойчивые - это такие ноты, которые всегда хочется слушать в мелодии, использование их в мелодии всегда приятно звучит, гармонично. А неустойчивые - вызывают у нас не очень приятные ощущения, и их мы хотим слышать меньше всего. Одним словом, соотношение устойчивых нот к неустойчивым разное. Если мы создадим мелодию только из неустойчивых ступеней, то это будет такая лажа, что вам мало не покажется! Но если создать мелодию только из устойчивых ступеней, то это будет очень гармоничное звучание, которое неплохо слушается, однако, возможно, этой мелодии не будет хватать "перца". Именно потому, есть смысл использовать все ноты-ступени, но в разном соотношении, чего-то больше, а чего-то меньше.

Итак, давайте разберемся с тем, какие ноты и ступени устойчивые, а какие нет. Если вы посмотрите на картинку-шпаргалку выше, там обнаружите три самые устойчивые ступени - это 1, 3, 5 (они обозначены зеленым цветом). Если вы делаете мелодию в тональности до-мажор (С maj), то это будут ноты "до", "ми", "соль". Однако, в других тональностях это будут другие ноты. Например, в тональности "соль-мажор" (G-maj) это будут ноты "соль", "си", "ре", так как для этой тональности первой ступенью будет нота "соль". А в тональности "фа # минор" (F#min) первой ступенью будет нота "фа #", и соответственно, устойчивыми нотами здесь будут "фа#", "ля", "до#". И по такому принципу со всеми остальными тональностями. Надеюсь, с этим разобрались.

Идем дальше. У нас обнаружились 3 самые устойчивые ступени-ноты, именно их должно быть больше всего в мелодии. Именно их нужно чаще всего прописывать в ваших лидах, риффах, секвенциях. Однако, на трех нотах далеко не уедешь, мелодия будет скучновато звучать. Поэтому, к этим трём нотам мы призовем ещё две менее устойчивые ступени-ноты - это 2 и 6. В тональности "до-мажор" - это будут ноты "ре" и "ля" (на шпаргалке обозначены зелёным цветом). У нас в арсенале получилось 5 нот. Между прочим, на этих 5 нотах вы уже весьма далеко уедете. Даже если вы будете писать мелодию используя только эти ступени, то ваша мелодия уже будет звучать красиво, гармонично и по-умолчанию строить с аккордами.

У нас осталось ещё 2 ноты-ступени, которые являются неустойчивыми - это 4 ("фа") и 7 ("си") (обозначены красным цветом). Их тоже можно использовать в мелодии, но так мало, чтобы не запортачить нашу мелодию.

В идеале, соотношение всех нот-ступеней в мелодии, которую вы пишите должно быть следующим: более 50% всех нот в мелодии должны составлять устойчивые ступени , и по остаточному принципу все остальные ноты-ступени. Только тогда ваша мелодия будет красиво строить, не лажать, и вызывать приятные эмоции.

Сейчас расскажу вам об очень легком способе создать гармоничную и вполне красивую мелодию за 5-10 минут. Попробуйте использовать пентатонику . Дело в том, что "пентатоника" как раз-таки, состоит именно из тех нот-ступеней, которые являются самыми устойчивыми. Сама пентатоника буквально означает "пять тонов". Это значит, нужно играть не 7 нот, как мы привыкли, а только пять. И этими нотами будут 1, 2, 3, 5, 6 ступени - самые устойчивые и самые гармоничные ступени.

Пентатоника активно используется в современной электронной музыке. Хотя она пришла к нам из древности. Пентатонику всегда можно услышать в китайской музыке, японской, а еще татарской, башкирской и чувашской. Некоторые народные песни и мелодии этих народов до сих пор используют пентатонику как основной лад для создания музыкальных произведений.

Теперь попробуйте сделать следующее. Создайте аккордовую последовательность из этой шпаргалки . После этого наложите на нее мелодию-лид по следующей схеме: пропишите (проиграйте) любые белые клавиши на вашем инструменте в рандомном порядке (т.е. как попало), но не используйте 4 и 7 ступени. Т.е. не пишите в мелодии ноты "фа" и "си". Все остальные ноты разбросайте как вам хочется. Если аккордовая последовательность состоит из 4 аккордов, значит вашу мелодию повторите в последних двух аккордах. У вас должно получится следующее, на первые два аккорда играет вами записанная мелодия, а на последних двух аккордах она повторяется один-в-один. И прослушайте, что получилось. Мелодия будет строить с вашими аккордами, так как она написана в пентатонике. В ней можно начинать мелодию с любой ноты лада (с любой из пяти ступеней), и заканчивать на любою из пяти нот.

Как создать красивую мелодию

Что «мелодия недостаточно цепляет», «мелодия не очень запоминающаяся», «в песне нет настоящего хука», но от них редко можно услышать советы, как сделать ее более цепляющей, запоминающейся и усилить хук. (Хук – самая запоминающаяся и цепляющая часть песни, как правило – припев. Для того чтобы песня , необходимое для нее условие – наличие хорошего хука ). Существуют определенные техники, узнав о которых вы сможете улучшать мелодии ваших песен, делать их более запоминающимися и при этом выражающими чувства, которые вы хотите передать слушателю.

Написание мелодий а-капелла

А-капелла – значит без инструментального аккомпанемента. Вы пишете а-капелла, если вы придумываете мелодии в голове, не используя для этого каких-либо музыкальных инструментов. Для многих известных авторов такой способ написания является наиболее эффективным. Наверняка, это будет приятно слышать авторам, которые не умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте. Все, что вам будет нужно, если вы пишите а-капелла, - это ваш голос и диктофон, чтобы зафиксировать мелодию. Когда встанет вопрос об аккордах песни, вы сможете напеть мелодию музыканту, или поставить ему вашу запись.

Помните, что:

  • умение превосходно играть на музыкальном инструменте не является необходимым для сочинения мелодий будущих хитов;
  • умение считывать ноты с листа не обязательно для написания отличных песен (вы просто должны быть способны слышать мелодию у себя в голове и находить способ выразить ее);
  • незнание теории музыки не является препятствием для сочинения успешных песен.

Пишите проще

Не забывайте, что ваша задача как автора – донести ваши чувства до сердца другого человека с помощью слов и музыки. Когда пишется мелодия, язык, который нам доступен для этого, состоит из нот, ритма, и аккордов, но не из слов, образов или рифм.

Слушателю проще запомнить и потом напевать любую мелодию, которая может сопровождать простую фразу «Я тебя люблю», чем любую мелодию, которая соответствует второй фразе.

Если ваша мелодия не находит отклика у вашей аудитории, значит задача такой мелодии не выполнена. Слушатели предпочтут мелодию, которую легко напеть, и у такой мелодии будет эмоциональная отдача с их стороны. Поэтому пишите простые мелодии, если вы хотите, чтобы песня стала популярна среди самого большого круга слушателей.

Место названия в мелодии

После первого прослушивания мелодии, у слушателя в идеале не должно быть сомнений в какой части песни звучит ее название. Та часть мелодии, в которой звучит название, должна каким-то образом ограничить себя от остальной песни. Это может быть достигнуто с помощью использования некоторых техник, или их сочетания:

  • Изменение диапазона (название может быть пропето с использованием более высоких или низких нот, чем те, которые звучат в остальной части мелодии);
  • Изменение ритма (ритм, который отличается от ритма остальной мелодии, может выгодно подчеркнуть название песни);
  • Вставка пауз (название может быть выделено на фоне остальной мелодии, если вставить короткую паузу непосредственно перед мелодической фразой, содержащей мелодию).

Сочетание мелодии и слов

Хорошая песня написана таким образом, что мелодия естественно сочетается со словами, и наоборот. У радостной, счастливой мелодии песни должны быть слова, которые несут приятный, позитивный посыл. Если слова песни выражают грусть, они должны сопровождаться нотами, аккордами и музыкальными фразами, выражающими сходные чувства. Обычно минорные аккорды соответствуют чувству грусти, а мажорные – чувству радости.

Чтобы убедиться, что слова и мелодия соответствуют друг другу, полезно записать на диктофон мелодию без слов. Можете записать как инструментальный вариант мелодии, либо напеть а-капелла, используя любые бессмысленные слоги типа «ла-ла» или «та-ра-рам». После этого, слушая мелодию, вы сможете ответить себе на вопрос, какие чувства она выражает. Если ваш текст не соответствует этим чувствам, нужно его переписать, или переписать мелодию.

Несмотря на то, что и слова и музыка песни могут быть несколько раз переписаны и изменены, финальный вариант песни должен звучать так, чтобы любой слушатель не смог бы представить вашу мелодию с другими словами, или слова с другой мелодией.

Мелодия песни. Контрольный список вопросов

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишете. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что мелодия песни отвечает этим пунктам:

  • Мелодию легко запомнить и спеть.
  • Мелодия не слишком сложна и не слишком «многословна».
  • Без текста ясно, где должно петься название песни.
  • Ритмические и мелодические фразы повторяются достаточно часто.
  • Мелодия и хорошо друг другу подходят.
  • Ритмический размер различаются в .
  • У мелодии не слишком большой диапазон, и большинство певцов могут ее пропеть.
  • Мелодические фразы короткие и запоминающиеся.
  • Мелодия содержит «сюрприз» - свежую, неожиданную ноту или аккорд.
  • У слушателя не возникает сомнения, где припев, а где – куплет.
  • Мелодию хочется слушать и без слов.

Об авторе. Александр Шульгин - композитор, артист и путешественник. За время своей карьеры в шоу-бизнесе, Александр сочинил множество песен, и некоторые из этих произведений стали бессмертными хитами, заняв свои прочные позиции в эфире российских музыкальных радиостанций. Сегодня Александр Шульгин путешествует по экзотическим странам и ведет свои блоги, где рассказывает своим читателям о мировых достопримечательностях и культурных особенностях разных народов мира.

Еще о сочинении музыки

Или любом другом инструменте, рассказываю о базовых структурах в построении мелодии.

Если вы не читали предыдущую статью, рекомендую вам с ней ознакомиться, так как она содержит много теоретического материала, также необходимого для грамотного построения мелодических линий. В этой же статье я подробнее расскажу об одном из пунктов предыдущего материала, а именно – о том, как чередовать в мелодии фразы, чтобы они складывались в единую картину. Проще говоря, как написать мелодию .

Итак, базовые законы для развития мелодии охватывают следующие понятия.

Период

Период – это завершенное построение, объединенное общим смыслом. Это может быть, например, куплет. А может часть куплета. Куплет может состоять из двух или более периодов.

Период современные музыканты иначе называют квадрат . В классическом понимании период называется квадратным (или «квадратом») только тогда, когда он состоит из 4, 8, 16 тактов, или из любого количество тактов, являющегося степенью числа два. Если же период содержит другое количество тактов, то он называется неквадратным. Но для простоты взаимопонимания в среде джазовых и рок-музыкантов слово «квадрат» прижилось как синоним слова «период». Нередко можно услышать диалог вроде «Сколько квадратов ты будешь играть соло?», – «Парочку».

Если мелодия развивается периодами, то такой тип изложения мелодии называется структурой периодичности . В масштабах произведения период – это какая-то его существенная часть. Но, кроме этого, периодом может называться и более мелкое ритмически повторяющееся построение, например на 1 такт:

… | жили у бабуси | два веселых гуся |

Вне контекста данное построение имеет структуру периодичности – два одинаковых, равных по продолжительности периода, складываются в общую форму. Есть много произведений, построенных только на основе структуры периодичности. Правда, это довольно бедный и примитивный способ формообразования, и если применять только его – можно скатиться до банальности.

Приведу еще один пример из музыки моей любимой группы Queen – песня «We Are The Champions », где куплет в основе своего развития имеет структуру периодичности. Послушайте, как звучит в этой песне мелодия, и сопоставьте длину фраз:

I’ve paid my dues
… Time after time
… I’ve done my sentence
… But committed no crime

Ритмически каждая из этих фраз длится примерно с 4 доли предыдущего такта до 1 доли следующего. Каждое построение, вместе с паузой в звучании мелодии, занимает один такт. Cтруктура периодичности в чистом виде. Как мы все знаем, эта песня – стопроцентный хит всех времен и народов, и примитивность мелодического изложения никак этому не помешала.

Суммирование

Суммирование – следующая ступенька в развитии мелодии. Эта структура – одна из самых значимых для музыки структур. Логически суммирование означает именно то, что мы привыкли понимать под этим словом. Два плюс два – четыре. Пример:

| жили у бабуси | два веселых гуся |
… | один серый, другой белый, два веселых гуся |

Видим, что в первой строке у нас две коротких фразы, а во второй – одна длинная. Она как бы суммирует первые две фразы . В идеальном варианте суммирования (как в приведенном примере) – длительность фраз складывается по тактам. Первая строка – две фразы по одному такту, вторая – одна фраза на два такта.

Вернемся к «We Are The Champions » и проследим, что происходит во второй части куплета:

And bad mistakes
I’ve made a few
I’ve had my share of sand kicked in my face but I’ve come through

Первые две строки продолжают структуру периодичности, заданную в начале. Дальнейшее построение занимает два такта, а не один, и содержит более длинную мелодическую фразу. Это весьма четкий пример структуры суммирования, а также хорошая демонстрация плавного перехода от одной структуры к другой .

Вы можете использовать эту структуру при работе над мелодической линией для , или при работе над сольной партией. Не бойтесь показаться банальным, форма изложения скрыта от прямого внимания слушателя, она усваивается на подсознательном уровне . И подсознание скажет «да» вашим стараниям, вне зависимости от того, отдает ли слушатель себе в этом отчет.

Кстати, помимо прочего, в предыдущей статье я касался такого понятия как кульминация . Обратите внимание, какими способами и в каких местах мелодия достигает кульминации в двух приведенных примерах.

В «Жили у бабуси » (я думаю, мелодия ее знакома каждому) наиболее развитая, яркая и выразительная часть отрывка – первая половина второй строки. Здесь же мелодия захватывает самые высокие ноты. Это и есть кульминация. Локальная. И она приходится как раз на точку золотого сечения . Поскольку глобально форма этой песни очень простая – один и тот же запев из четырех строк с повтором последних двух строк звучит четыре раза с разным текстом, кульминация в точке золотого сечения – оптимальное решение.

В песне Queen форма другая – куплетно-припевная. Напряжение увеличивается по мере движения к припеву, поэтому локальная кульминация куплета – в самом его конце (самая длинная фраза, самые высокие ноты, самая насыщенная аранжировка).

Прогрессирующее суммирование

С прогрессирующим суммированием также все просто, особенно если вам из математики знакомо понятие «прогрессия». Сумма первых тактов суммируется еще раз с подобной себе фразой. Элемент прогрессирующего суммирования есть и в приведенной песенке. Смотрим:

| жили у бабуси | два веселых гуся |

| один серый, другой белый, два веселых гуся |

Все знают, что в оригинале этой песни длинная фраза повторяется дважды, а значит мы получаем структуру 2/2/4/4. В полном виде она будет выглядеть как 2/2/4/4/8… Ряд чисел вида 2/4/8… — как известно, называется «геометрической прогрессией». Этой структурой вы тоже можете пользоваться, но не переусердствуйте, а то могут получиться уж слишком длинные фразы.

Дробление

По аналогии с суммированием, при дроблении одна длинная фраза разделяется на две (или более) коротких.

В качестве примера дробления на три части – мне вспомнилась латиноамериканская песенка «Quizas ». Если вдруг Вам она незнакома – можете найти по названию и послушать. А текст там такой:

Siempre que te pregunto
Que cuando,como y donde
Tu siempre me respondes
Quizas,
…………. Quizas,
………………….. Quizas

Первые три фразы – по структуре периодичности, а последняя, четвертая – дробит третью фразу на три части .

Следующий пример показывает дробление на две части :

Давай никогда не ссориться,
Никогда,
…………. Никогда.
Пускай сердце сердцу откроется
Навсегда,
…………. Навсегда.
Пусть в счастье сегодня не верится
Не беда,
…………. Не беда.
Давай еще раз помиримся
Навсегда,
…………. Навсегда.

Четко видно, что каждая нечетная строчка дробиться на две коротких фразы в четных строчках. Кроме того, внимательный читатель также заметит, что здесь присутствует и периодическая структура. Но если в примере с испанской песней период охватывал ту фразу, которая дробится, то здесь период охватывает по две строки – и дробящуюся, и само дробление. Вы видите, что периодичность, несмотря на кажущуюся банальность, может играть очень важную роль в формообразовании , если ее использовать с умом.

Прогрессирующее дробление

По аналогии с суммированием, дробление тоже может быть прогрессирующим. Привести текстовый пример довольно сложно, но ноты гораздо более податливый материал, и при написании музыки композиторы этой структурой пользуются весьма успешно. Прогрессирующее дробление дает нам следующую последовательность фраз: 8/4/4/2/2…

Замыкание

Из всех предложенных структур замыкание – наиболее изощренное. Эта структура не самостоятельная, она применяется в совокупности с дроблением или прогрессирующем дроблением, и по сути представляет собой обычное суммирование последних раздробленных фраз. В теории сложно, на примере – элементарно: 8/4/4/2/2/4.

Второй и третий куски – каждый в два раза меньше первого. Четвертый и пятый – в два раза меньше третьего. А шестой – в два раза больше четвертого и пятого. Вместо «4» в конце может быть и «8», тогда эта фраза будет замыкать последние три, то есть 4 + 2 + 2 = 8.

Очевидно, что замыкание представляет собой комбинацию дробления и суммирования .

Подведем итог

Вот перечень основных структур, которыми можно и нужно пользоваться при построении мелодии. Окинем взглядом все вышесказанное, чтобы уложить в голове и убедиться, что на деле все очень просто.

Периодичность – это когда мелодия развивается одинаковыми по длине фразами.

Суммирование – это когда после двух или более коротких фраз идет одна длинная.

Дробление – это когда после одной длинной фразы идет две или несколько коротких.

Прогрессирующие суммирование и дробление – это когда структура применяется подряд два или более раз, отталкиваясь от результата предыдущей структуры.

Замыкание – это комбинация дробления и суммирования, когда несколько раз раздробленные фразы напоследок один раз суммируются.

Чтобы освоиться в этих типах структур, не нужно никаких сверхусилий. Просто, когда будете слушать в следующий раз какую-нибудь песню – следите, какими фразами излагается мелодия. Равными? Увеличивающимися? Уменьшающимися? Или, может, то одно, то другое? Немного слуховой практики – и вы сможете анализировать все это на автомате. А когда знания улягутся в голове – они сами собой будут применяться в процессе придумывания мелодий.

Если у вас появились какие-либо вопросы или дополнения – добро пожаловать в комментарии. А если хотите обсудить другие темы, связанные с музыкой – заходите



Загрузка...