Исследовательская работа "солдатские обрядовые песни", фольклор, этнография. Традиционные необрядовые лирические песни
Карсеев Павел
Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Введение
Когда люди слушают музыку, их головной мозг всегда реагирует на неё, активируя несколько областей за границами слуховой коры. Также на обработку музыкальной информации сильное влияние оказывает осязательный, зрительный опыт человека и, конечно же, эмоции. А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки.
У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами.
Военная песня является таким же оружием, как и гранаты. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.
Актуальность темы:
Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.
Цель исследования:
Формирование патриотизма и чувства любви к Отечеству у учащихся через конкурс Смотра строя и песни.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;
- изучить историю создания патриотической песни и ее влияние на школьников;
- провести анкетирование учащихся;
- обработать и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- Поисковый (поиск в печатных пособиях исторического материала и работа с ним);
- Анализ и сравнение (проанализированы полученные данные);
- Обобщение
- Основная часть
Изучение исторических фактов возникновения патриотической песни и ее силы влияния на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям.
2.1 История создания солдатской песни в Русской Армии.
Во все времена тяжела жизнь солдата. Солдата Русской Армии - вдвойне. И лишь песня да вера давали нашему солдату силы. Потому и является солдатский фольклор особым явлением в устном народном творчестве. Именно солдатские песни и являются истинно народными.
Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.
О значении солдатских песен как источников традиций и исторических сведений говорили и писали русские поэты Пушкин, Лермонтов, Жуковский.
Тексты солдатских песен Х - ХIХ в.в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений.
Песня дошла до нас в летописи от конца XIV века. В современном понимании это не песня - нет рифмы, и напеть ее при всем старании будет очень сложно. (Однако эта песня примечательна тем, что это единственный источник, подтверждающий, что новгородцы участвовали в Куликовской битве, хотя Новгородская республика не подчинялась Москве).
Классический пример роли музыки в армии: в 1904 году, во время Русско-японской войны, музыканты духового оркестра Мокшанского пехотного полка удостоились высшей солдатской награды. В бою под Мукденом, когда полк, потерявший сотни солдат и офицеров, оказавшись в окружении, лишился еще и командира, вперед вышли оркестранты и под звуки марша подняли остатки полка в контратаку. Впереди шел 25-летний капельмейстер Илья Шатров, рядом с ним семеро музыкантов - трубачей и флейтистов. Воодушевленные солдаты прорвали японское окружение и вышли к своим.
За этот подвиг музыканты получили высшую солдатскую награду - Знаки отличия Военного Ордена, а капельмейстер Илья Шатров - орден Станислава 3-й степени с мечами и бантами.
Чем еще интересны песни Русской Армии? В них запечатлена вера простых русских солдат в несокрушимость Отечества и Русской Армии, в будущее русского народа. Не смотря ни на что.
"…Верь и надейся - Русь безопасна!
Русского войска сила крепка!.."
2.2. Роль военно-патриотических песен во времена ВОВ.
Военные годы это самое страшное время для народа. Гонение, холод, голод, потери родных и близких людей. И хочется сказать, разве в такое время людям было до песен, но история говорит о том, что именно музыка помогала выжить. Военная песня, шагала нога в ногу, рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становилась для него опорой в тяжелый момент. Когда казалось, что все, нет сил, бороться дальше, но песни о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться и он продолжал нелегкий бой. Они стали победителями и их песни вместе с ними. У каждой песни, как и у человеческой жизни, есть своя судьба и история. Такие песни, как «В землянке», «Священная война». Эти щемящие душу песни пели на фронте и в тылу, пели все и везде, где ждали и шли к победе. Бойцы пели и верили, что все мучения не напрасны, что это страшное время закончится, и они вернуться в свои семьи победителями, и они не ошиблись так это и случилось. Известные исполнители приезжали для поддержания солдат в военные части, устраивая концерт военных песен. После, которых солдаты вдохновленные шли сражаться за свою Родину не думая и не жалея себя. Мы продолжаем любить и помнить песни, прославившиеся на войне, они веселые и грустные, но самое главное, что это песни победители, пусть, когда мы слушаем эти песни на глаза невольно наворачиваются слезы, но мы не должны забывать нашу историю и Великую Победу! А песни служат нам, достоверным напоминанием о тех временах!
В одной замечательной песне поется: « Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.
Всем известна песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на 7 день войны. История создания песни очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:
Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишете песню?
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.
Музыка с ее призывными настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….
Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг.
На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое- то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…С того памятного дня и началась ее большая жизнь.
Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа...
2.3.Военно – патриотические песни в современной России.
Военно-патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно–патриотической песни также важна как и во все времена.
В местах локальных конфликтов, там где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни, возникло много новых ансамблей военной песни, например «Ансамбль воздушно-десантных войск "Голубые береты". Он существует более шестнадцати лет. За эти годы "Береты" дали тысячи концертов и побывали во всех "горячих точках". Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается и по сей день.
В наше время появляются новые патриотические песни. Без рекламы и шумихи эта патриотическая песня «Спецназ» стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД и Министерства обороны России, ведущих беспощадную борьбу с международными террористами. Эта песня практически ежегодно исполняется известным певцом Александром Буйновым в Кремлёвском дворце и в других концертных залах Москвы в дни торжественных мероприятий: 9 мая, 20 декабря, а также непосредственно в боевых частях в горячих точках России. Патриотическая песня «Спецназ» в своё время представлялась на конкурс ФСБ РФ как лучшее произведение о деятельности органов ФСБ в номинации «Музыкальное искусство».
Неслучайно эта песня стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД, Министерства обороны. Кстати, в своё время приказом Директора ФСБ песня была включена в число музыкальных, художественных произведений, рекомендованных для патриотического воспитания молодых сотрудников органов безопасности.
- Патриотизм
Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству.
Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социальнопсихологические, мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.
Мы живём в тревожное время, когда расшатываются нравственные устои общества, падает духовность. Поэтому именно сейчас особенно важно возвратить юного человека к духовным истокам своей малой родины, открыть детям её историю, культуру, традиции.
Перестройка системы школьного образования и связанная с этим активизация методов учебно-воспитательной работы способствуют воспитанию у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности.
Патриотическая и интернациональная работа нашей школы направлена на то, чтобы идейно и психологически подготовить учащихся к активной трудовой и общественно-полезной деятельности, воспитать у них чувство гордости за свою многонациональную Родину, выработать высокую нравственность. Но школа не может ограничиваться лишь воспитательной работой, проводимой на уроках. Мир нельзя познать только за партой. И как бы ни был красочен и увлекателен язык учебников, каким искусством красноречия не обладал бы учитель, патриотические подвиги людей лишь тогда будут иметь воспитывающее значение, когда ребенок ощутит их зримо, в наглядных проявлениях.
3. Заключение
Изучив и проанализировав теоретический материал по теме « Воздействие военно-патриотической песни на формирование чувства любви к Родине у школьников », мы выдвинули гипотезу, что именно военно-патриотическая песня во все времена являлась мощным средством агитации патриотизма.
В целях воспитания патриотизма, любви к Родине с 1998 года, ежегодно, в нашей школе проходит смотр строя и песни. В этом конкурсе учащиеся демонстрируют свою готовность к служению Отечеству, его вооруженной защите и знакомству с патриотической песней. Педагоги вместе с детьми изучают военные песни, род военных войск, военную форму. Во время подготовки к конкурсу учащиеся физически развиваются, у них формируется потребность в здоровом образе жизни. Победители смотра строя и военно-патриотической песни каждый год достойно выступают на городских смотрах, что подтверждают многочисленные почетные грамоты за 1 и 2 места. Ребята участвуют также в показательных выступлениях на празднике, посвященному Дню Победы (9 Мая).
И мы решили провести среди учащихся анкетирование, в котором ребята высказали свое мнение о воздействии патриотической песни в формировании у них чувства любви к Родине. Опрос проводился в 8 «б» и 9 «б» классах (приложение)
Вывод: Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Мы думаем, что в нашей школе развитие чувства патриотизма стоит, по приоритету, на одном из главных мест. Помогает в формировании патриотизма конкурс Смотра строя и песни, в котором в полной мере раскрывается любовь и уважение к военно-патриотической песне.
Воспитывает дисциплинированность, ответственность, чувство гордости, уважение к памяти погибших за Родину и чувство долга перед всеми, кто не щадя жизни, сражался за мир и счастье народа. И хочется верить, что воспитательная работа нашей школы действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.
То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.
Песни военных лет по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. В них и сейчас звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги.
Приложение
« Солдатские песни XVIII – XIX века»Цель :
выявить исторические основы солдатских песен и песен о Степане Разине, особенности их поэтики;
формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать интерес к русской истории и фольклору.
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания.
20-е годы XVII - начало XVIII века
III. Изучение нового материала.
1.Выявление темы, цели, плана урока.
2. Работа над содержанием песен о Степане Разине. Заполнение таблицы .
2.1. Сообщение «историка» о восстании под предводительством Степана Разина.
Восста́ние под предводи́тельством Степа́на Ра́зина, Крестья́нская война́ 1670−1671 или Восста́ние Степа́на Ра́зина - война в России между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.
В советской историографии причинами указывается то, что срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся чрезмерный феодальный гнет. Ещё одной причиной было усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г. Вполне возможно, что непосредственной причиной войны стало общее ослабление экономики страны в результате затяжной войны с Речью Посполитой и Османской империей за Украину. Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод.
К восстанию Степана Разина часто относят так называемый «Поход за зипунами» (1667-1669) - поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировал Волгу и тем самым перекрыл важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Получив добычу и захватив Яицкий городок, летом 1669 года Разин двинулся к Кагальницкому городку, где стал собирать свои войска. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе на Москву.
Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания. Разинцы захватили Царицын (Волгоград) и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком.
После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара, Пенза), а также чуваши, марийцы, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком.
В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск (Ульяновск), но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Долгоруким. Царские войска спустя месяц после начала осады нанесли повстанцам поражение, а тяжело раненного Разина сподвижники вывезли на Дон. Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; через несколько лет был также казнён его брат Фрол.
Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года.
Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек.
Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото.
2.2. Сообщение о Степане Разине.
Разин Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, - 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670-1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662-63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина - Иваном.
Весной 1667 Разин организовал поход казацкой голытьбы на Волгу и Каспийское море. Весной 1670 он возглавил новый поход на Волгу, который превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую Поволжье и ряд других районов России. После поражения основных сил восставших под Симбирском (4 октября 1670) Pазин, получивший ранение, ушёл на Дон и, укрепившись в Кагальницком городке, стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 домовитые (богатые) казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезён в Черкасск, затем в Москву, где был казнён на эшафоте возле Лобного места.
2.3.Обращение к учебнику. Фрагменты немецкой гравюры «Степан Разин» (1671) и гравюра из издания 1672 года (Англия) «Степана и Флора Разиных везут на казнь».
2.4. Выразительное чтение песни «Царь требует выдачи Разина».
2.5. Лексическая работа.
Бунчук - конский хвост, насаженный на древко; символ власти атамана.
Есаул гребенский - помощник атамана.
Что во славном городе во Черкасске. Черкасск - центр Донского казачьего войска.
2.6. Слово учителя.
Песни о Степане Разине были сложены разницами, то есть его войском, состоявшим из «голутвенных» казаков и крестьянской бедноты. Тематика разинских песен делала их гораздо более близкими к песням о «добрых молодцах», «разбойничках», «атамановых работничках», о тех беглых «гулящих людях», которые, как и разинцы, находились в постоянной вражде с правительством.
Письменная литература почти не отозвалась на вспышку крестьянско-казацкой войны 1669-1671 годов. Казнь атамана и его церковное проклятие пресекли возможность печатного распространения всяких рассказов, не разделявших официальную точку зрения на Разина, как на «вора-изменника». В итоге сохранились лишь бесцветные, в старой летописной менере составленные сказания о взятии войсками Разина Астрахани, о нападении разинцев на монастырь Макария Желтоводского. Бытовая и правительственная цензура и в народных откликах на восстание сгладила «яркие черты социального пафоса, пережитых некогда и закрепленных в поэтическом слове повстанческих настроений».
В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений - в более или менее откровенных нападках на царских воевод.
Но основная масса песен о Разине сохраняет сочувственное отношение народа к своему героическому атаману. С его именем связываются поэтические легенды. Они изображают Разина непобедимым героем, которого не берет ни сабля, ни ружье, ни пушка; чародеем, который заговаривает оружие, чудесно спасается из плена, выплеснув на себя стакан воды или нарисовав на полу тюрьмы углем или мелом лодку, которая переносит его на Волгу, и т.д. Фантастика, украсившая песенный облик любимого народом атамана, не исказила в общем исторического образа Разина: исторические воспоминания рисуют его таким же неустрашимым, наделенным огромной физической силой, щедрым и ласковым к своему войску и ко всей бедноте и беспощадным по отношению к врагам - воеводам, боярам, каким изображают его и песни.
2.7. Обращение к учебнику. Статья «Для вас, любознательные!».
2.8. Выразительное чтение песен «Царь требует выдачи Разина» (1 вариант), «Разин и девка-астраханка» (2 вариант).
2.9. Обращение к домашнему заданию. Анализ песни «Царь требует выдачи Разина» (1 вариант), «Разин и девка-астраханка» (2 вариант). Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради, с.12-13, ч.1)
3.Работа над содержанием солдатских песен.
3.1. Понятие о солдатских песнях.
Песня солдатская - тематическая группа внеобрядовых лирических и лиро-эпических песен социального содержания. Солдатские песни начали создаваться с конца XVII века, когда Петр I ввел обязательную воинскую службу, сначала пожизненную, а затем сроком на 25 лет. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими, изображая войны XVIII-XIX веков, в которых участвовала Россия. В этих песнях выражен патриотизм русских солдат, полное отречение от личной жизни: для них «домы - крутые горы», «подворья - широки раздолья», «жены - ружья заряжены, штыки присажены». Главное в солдатских песнях - изображение психологии простого солдата. Солдатские песни обобщенно воспроизводили весь его жизненный путь: рекрутство; «службу государеву» и глубокую тоску по дому, по «отцу-матери» и «жене молодой»; наконец, смерть от ран «в чистом поле».
3.2. Слово учителя.
Солдатские бытовые и исторические песни становятся в крестьянском репертуаре одной из значительных форм поэзии вплоть до Отечественной войны 1812 года.
В период Отечественной войны 1812 года в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В отличие от песен о предшествующих войнах, в песнях об Отечественной войне более отчетливо проявляется историзм. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.
3.3. Сообщение «историка» о взятии крепости Орешек (Северная война).
Шведская крепость Нотебург была взята русскими войсками осенью 1702 года в ходе Северной войны. Сделано это было для того, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю.
Первоначально Петр I планировал «достать Орешек (так называлась древняя русская крепость на месте шведского Нотебурга) по льду» зимой 1702 года. Позже (из-за неподготовленности операции, а также наступившей оттепели) он перенес осаду на осень того же года. Осада готовилась Петром I тщательно и в большой тайне. Лето 1702 года Петр провел в Архангельске будто бы в ожидании предполагаемого нападения шведов. В Архангельск он взял сына Алексея, большую свиту и оттуда вел активную дипломатическую переписку. Противник ни в коем случае не должен был предположить, что целью кампании 1702 года является Нотебург. В ходе тайных махинаций к Нотебургу были переброшены осадные войска.
Утром 26 сентября 1702 года передовой отряд Преображенского полка численностью 400 человек подошел к крепости и начал перестрелку. Еще засветло к ним присоединились 2 гвардейских батальона. 27 сентября вся осадная армия прибыла под Нотебург. Русские перетащили волоком 50 судов из Ладожского озера в Неву и взяли укрепление на другой стороне Невы. Попытка шведов отбить его осталась безуспешной. 12 октября была начата бомбардировка, которая частично повредила стены крепости. Однако к 22 октября почти все осадные орудия из-за плохой выучки артиллеристов вышли из строя. По приказу Петра I русские пошли на штурм, так и не пробив полноценных брешей. Кровопролитный штурм 22 октября продолжался с перерывами 13 часов. И шведы в этой битве потерпели поражение. Петр дал шведскому гарнизону самые почетные условия, они свободно могли присоединиться к своим войскам, стоявшим в Нарве. Такая же свобода уйти, куда пожелают, или оставаться была предоставлена всему населению.
3.4. Выразительное чтение песни «Солдаты готовятся штурмовать Орешек».
3.5. Сообщение «историка» о сражении под Красным и при Березине.
Обращение к иллюстрациям в учебнике.
Сражение под Красным (3 - 6 ноября 1812 года) - боевые действия между русской армией под командованием Кутузова и отступающей из России «Великой Армии» Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.
За четыре дня активных боевых действий французы понесли тяжёлые потери. Однако Наполеону всё же удалось избежать полного разгрома под Красным, вполне возможного по мнению критиков, если бы Кутузов действовал более решительно и наступательно.
БЕРЕЗИНА , река в Белоруссии, на которой вблизи города Борисов 14-17 ноября 1812 произошло сражение между отступавшей из России армий Наполеона и русскими войсками, пытавшимися отрезать ей пути отхода.
Наполеон силами решил форсировать Березину у деревни Студенка (в 15 км от Борисова вверх по течению), а чтобы отвлечь внимание русских от места переправы, предпринял демонстративные действия ниже по течению реки.
17 ноября по приказу Наполеона мосты у Студенки были сожжены. На левом берегу остались обозы и около 40 тысяч отставших солдат, большинство из которых утонуло при переправе или попало в плен. Всего противник потерял около 50 тысяч человек, а русские - 8 тысяч. Но Наполеону удалось избежать полного разгрома и отступить к Вильно, сохранив боевое ядро своей армии.
3.6. Выразительное чтение песни «Солдаты освобождают Смоленск».
3.7. Слово учителя.
Характерной особенностью поэтической формы исторических песен об Отечественной войне 1812 года является включение в текст отдельных формул, строк и даже целых эпизодов из военно-исторических песен о, прошлых войнах. Использовались уже готовые поэтические формы и даже произведения. Устное творчество не создало монументальных исторических песен с развернутыми новыми сюжетами, в которых могли бы отразиться значительные ситуации Отечественной войны. Песни отличаются схематизмом и шаблонностью в изображении батальных сцен, недостаточной мотивированностью переходов. Выросшее народное сознание уже не укладывалось в выработанные традицией художественные рамки жанра.
Выпишите в третью часть таблицы (см. рабочую тетрадь задание 5, с.13-14, ч.1) формулы образно-выразительные средства, встретившиеся в песне «Солдаты освобождают Смоленск».
Формулы, образно-выразительные средства
3.8. Слово учителя.
В период войны 1812 года появилось множество изображений казаков. Выполненные в лубочной манере, они символизировали удаль русского казака, его готовность и умение сражаться за Отечество. Множество карикатур на бегство Наполеона из России изображали казаков, которые легко и просто пленяли и разбивали противника: «Казак так петлей вокруг шей - французов удит как ершей», «Чем победил он врага своего? Нагайкою!» (раскрашенная гравюра И.И. Теребенева). Изображение казаков даже размерами превосходили французов, практически всегда противостояли в одиночку множеству врагов. Идеологическая подоплека этих карикатур очевидна: казак на службе Отечеству становится непобедимым, величественным и почитаемым соотечественниками. Этим как бы затемнялись периоды разгульной казачьей вольницы времен Пугачева, которые еще не совсем изгладились из памяти общества в первые годы нового столетия.
IV. Подведение итогов урока.
1.Чтение статьи учебника « Истории живые голоса», с.17-18, ч.1.
2.Письменно ответьте на вопрос: «Почему необходимо изучать исторические песни?» (Задание 6 рабочей тетради, с.14, ч.1)
V. Домашнее задание.
1.Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы», с.30. ч.1
2.Подготовить выразительное чтение (художественный пересказ) фрагментов «Жития Сергия Радонежского», с.39-46, ч.1.
4.Подготовить пересказ статьи учебника «Для вас, любознательные», с.50-51, ч.1.
5. Индивидуальные задания:
Подготовить сообщение «искусствоведа» о картине М.В.Нестерова «Видение отроку Вафоломею»;
Подготовить сообщение о фрагменте покрова со святых мощей;
Подготовить сообщение «историка» о Куликовской битве, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском.
У каждого жанра есть своя функция, своя поэтика, своеобразная манера исполнения. Собранный в разное время в разных местах России фольклорно-этнографический материал крайне неоднороден по качеству записей песенных текстов, чрезвычайно разнообразен по их происхождению, содержанию, особенностям бытования и другим характерным чертам. Это позволяет исследователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, трудовые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, арестантские, юмористические и шуточные, а также обрядовые: календарные и свадебные песни.
Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни. Они проникнуты элегически-трагическим настроением и обнаруживают типичные коллизии, происходящие из-за неразделенной или позабытой и преданной любви между юношей и девушкой (они именуются как «свет же мой добрый молодец»; «надежа мой милой друг», «дородный добрый молодец» и «красна девка», «девица красная», «душа-девица», «младенечка» и т.д.). Рисуется идеализированный портрет любимого:
Краше был Краснова золота,
Дороже был чистого жемчуга...
Очам был как ясен сокол.
Лицом он был как белый снег,
Черны кудри шапкою...
Поскольку любовные излияния и сетования на несчастную судьбу ведутся преимущественно от лица страдающей девушки, то ее собственная внешность остается неизвестной из текста песни. Зато внешний приукрашенный облик любимого противопоставлен внутреннему состоянию героини, переживающей глубокую печаль, доходящую до душевного смятения, что изображено в реалистических тонах:
Тогда я с тоски убивалась,
И со слез моих очи помутились,
И ретиво сердце по тебе я надорвала.
И заочно по тебе, друг сердечный, я умирала.
Герой любовных песен не всегда оказывается красавцем-эгоистом, начисто лишенным способности тонко чувствовать и сопереживать, иногда он сам выступает в роли страдающего персонажа, сетующего на «житье свое горькое», отчего:
Болит моя буйная головушка,
Истрепались мои кудри.
Никто молодца не любит,
Всяк его ненавидит блуднова.
Для сюжетики любовных песен характерно, чтобы и девица, и молодец равно совершали традиционные символические действия:
Настругал милой стружек из калиновых стрелок,
Ой, расклал из них огни на моих белых грудях.
Загорелась искра к ретивому сердцу близко.
Однако символическими действиями не ограничивается сюжетная сторона этих песен: в более конкретных ситуациях могут последовать реальные поступки (впрочем, в них острота конфликта не доведена до абсолюта и не разрешима в действительности, а существует на условно-прогностическом уровне - как намерение, пожелание и предположение):
Пойду ль младешенька со печали я либо постригусь,
Со великие кручины похмелюсь.
Или я младешенька утоплюсь.
Семейныепесни построены на неразрешимом (зачастую ведущем к гибели) конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью или сиротскую судьбу. Сюжетика этих песен трагична: муж топит жену и оставляет детей сиротами, жена привязывает мужа к березе в лесу на съедение комарам, отец запрещает взрослому сыну жениться на любимой и т.д. В семейных песнях (единственном в этом отношении лирическом жанре) возникают отрицательно-оценочные, оскорбительные эпитеты: «лиха-злая мачеха», «лютая свекровушка», «криво-шлыкая свекровь», «сонливая, дремливая, неурядливая» (сноха), «золовка-смутьянка», «деверечек - вор-насмешник», «худая жена», «неудалая жена», «баба пьяная, шельма похмельная», «постылый муж».
Трудовые песни исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозможные виды работ, как правило, совершаемых коллективно (артелью) или в специально оборудованном месте (на фабрике, заводе, торфянике, стройке и т.д.). Они известны в фольклористике под названиям «работные», «отходнические». Свои песни имели представители многих специальностей, отходники некоторых промыслов и даже любители промысловых занятий: батраки, кулаки (перекупщики товара у крестьян для продажи в городах), купечество и купчина, извозчики и ямщики, охотники, фабричные молодцы-ребята, рабочий человек, главные хозяева фабрик, заводчики, конторщики, приказчики, десятники, целовальники (содержатели кабаков), моторные, прядильщики и прядильщицы, красильщики, ткачи и ткачихи, ватерщицы, проборщицы, подавальщицы, шлихтовальщики, набойщики, кухарки.
Например, песня под названием «Батрацкая»:
Один бедный рыбак - странник -
Жил на крутом берегу. Ах!
Занимался рыбной ловлей,
Починял он невода...
Из комментирующих песни записей собирателей известен еще ряд работников - исполнителей трудовых песен: слесари-монтажники, торфяники (то есть рабочие по добыче торфа), ремесленники и учащиеся железнодорожных училищ. Естественно, в трудовых песнях нашли свое отражение истинные слагатели народной поэзии труда с ее неповторимой содержательной стороной.
В песнях представлены разные виды рабочего инструментария, инвентаря и оборудования: начиная от примитивной и самой древней «дубинушки» до обоза с конями или тройки лошадок, челноков с бёрдами, «станов самолётных», ткацких машин и банкаброшей, паровой и др. Кроме того, в поэтических текстах указаны и места любительского промышления и профессионального приложения труда: охотничьи «отъемные местечки», «фабричный двор» и «корпус длинный, трехэтажный», «заводы... кирпичные», болото с торфом, карьеры с известкой и глиной. Песни доносят до нас рабочие кличи (команды охотников борзым: «Ах, уах, уах! // А-ату ево, ату!»; призывы рабочих при толкании вагонов и при погрузке рельсов на платформы: «Раз-два, дружно! // Дружно, сильно!»; возгласы при выполнении любой артельной тяжелой работы:»Эх, дубинушка, ухнем, // Эх, зеленая сама пойдет». По мнению исследователей, именно трудовые кличи и возгласы, служащие сигналом к совместному приложению общих усилий, составили основу для возникновения древнейшего песенного жанра. И уже в позднейшую эпоху бытования работных песен в них появились более подробные описания производственных процессов, а также внедрились психологические зарисовки и лирические излияния персонажей, более свойственные другим песенным жанрам и, возможно, оттуда и занесенные.
Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений, несколько различаясь тематически и по времени возникновения и активного бытования. Интересно, что все эти жанровые дефиниции основаны на заимствованных исходных терминах, хотя и прочно вошедших в русский язык. Так, слово «казак» по происхождению тюркское, со значением «человек вольный, независимый, искатель приключений, бродяга» (ср. русское выражение «вольный казак»). В русском языке термин «казак» впервые зафиксирован в Грамоте 1395 г. (Гражданское делопроизводство о границах Кирилловского монастыря) и в диалектах имеет два значения: бойкий, удалой человек и наемный работник (в деревне); последнее породило понятие «казачок» - мальчик-слуга в помещичьей усадьбе. В ХУ111-Х1Х столетиях под словом «казак» подразумевался представитель военного сословия, пользовавшегося особыми правами, уроженец окраинных земель юга России и Урала. Вероятно, именно тогда сложились казацкие песни на южных рубежах России и, войдя в репертуар российского войска, попали на Московскую землю и вообще широко распространились по всему государству. Следующим по хронологии фиксации в русском языке оказалось слово «солдат», произошедшее от итальянских soldo- «жалование» и soldare - «нанимать». В первой трети XVII в. слово «солдат» известно как обозначение вольнонаемного воина-иностранца в иноземном отряде.
Последним по времени заимствования стало немецкое слово Rekrut, породившее в русском языке официальную форму «рекрут» и народную «некрут». Слово «рекрут» существовало с 1701 по 1874 год как обозначение лица, зачисленного в регулярную армию по найму или рекрутской повинности, которой подвергались крестьяне, мещане и другие податные сословия, обязанные выставлять от общины определенное число военнообязанных. С упразднением рекрутчины в 1874 г. ввели новый термин - «новобранец». Заметим, что в течение всей истории русской армии бытовал (начиная с XI века) исконный термин для поименования служащего в ней человека - «воин, воиник» - служил отправной точкой для обозначения воинских песен (например, в «завоенных плачах» русского Севера).
Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родными и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутского набора, горькая участь новобранца, разлука с милой и трудность передачи весточки в армию, горечь известия о неверности невесты или измены супруги, описание военных походов и баталий, возвращение солдата после службы домой или гибель казака на чужбине В военных песнях отражались русская история и национальный характер, поэтому именно они наиболее интересны и показательны для иностранцев Пример солдатской песни:
Как со вечера кочета поют:
Со полуночи дружка куют,
Куют дружка во железушки,
Везут дружка во солдатушки,
Во молоденьки некрутинки.
Жанровая разновидность песен, обозначенная какполоняночные, темничные, тюремные, арестантские, объединена общей тематикой неволи. Наиболее ранними из них являются полоняночные песни южно-русского происхождения, созданные по образцу украинских. Полоняночные песни повествуют о печали молодца, сражавшегося с врагом и попавшего в иноземный плен, или девушки, угнанной завоевателями на чужбину и стремящейся бежать на родину. Песни тюрьмы и каторги сочинялись заключенными, сознающими свою виновность или полагающими себя безвинно осужденными. Находящиеся в условиях лишения свободы преступники в зависимости от решительности характера или, наоборот, смирения намерены совершить побег либо предаются воле Божьей и рассчитывают на справедливость тюремщиков и судей. В песнях арестантов обрисованы тяжелые условия нахождения в неволе, объясняются причины попадания за решетку - как правило, в результате сиротского детства, из-за непомерной меркантильности любимой девушки, толкающей на грабежи или вынуждающей убить соперника и т.д., прослеживаются мотивы раскаяния и ожидания весточки с воли и др. В тюремных и ссыльно-каторжных песнях отображена соответствующая терминология - казенный и арестантский дом, острог, каземат, темница, тюрьма и т.д., запечатлены все
этапы отбывания наказания - от заключения под стражу до отправки на каторжные работы, например:
По воле летает орел молодой.
Летамши во поле, добычу искал,
Найдемши добычу, сам в клетку попал.
Сидит за решеткой орел молодой,
Кровавую пищу клюет под окном...
Юмористические и шуточные песни отличаются своим насмешливым и шутливым (вплоть до иронического и вызывающе-издевочного) содержанием. В началеXX века пожилые люди на юго-восточной окраине Московской земли (на границе с Рязанской губернией) еще помнили песню «Уж ты хмель ли мой, хмель», восходящую к древнерусской литературной «Повести о хмеле», известной с XV в. Это самый древний сюжет, из которого «выросла» народная песня.
Именно в этих песнях наиболее часто допускается соединение типично песенного музыкального напева с речитативом: с произнесением определенных строк, а то и всего текста быстрым говорком. Героями такой жанровой разновидности оказываются грибы, насекомые, птицы и звери, живущие в лесу или на крестьянском подворье, а их поведение и образ жизни отчасти копируют человеческое бытие (сова выходит замуж, грибы собираются воевать), отчасти остаются повадками типичных животных (волк побеждает и съедает козла). Сюжеты отдельных песен-«сказок» занесены в «Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка» (Сост. Л.Г.Бараг, И.П.Березовский, К.П. Кабашников, Н.В.Новиков. Л.,1979).
Прослеживая на протяжении столетий особенности бытования разных типов народной лирики, легко убедиться, что особняком существуют песни праздничные, созданные для развлечений и увеселений (к ним относятся любовные, игровые, юмористические, песни-»забавы» и песни-»сказки»), и песни будничные, способствующие успешной работе, ратному делу (это трудовые, охотничьи, извозчичьи, фабричные, торфяничные, батрацкие, казацкие, солдатские) и помогающие пережить выпавшие на долю человека жизненные невзгоды (полоняночные, тюремные, рекрутские).
Обрядовые песни - одно из самых поэтичных явлений народного творчества. Среди них как основные жанры выделяются календарные и свадебные песни. По своему происхождению эти песенные жанры относятся еще ко времени древнеславянского мира. Создателями их были различные восточнославянские племена, предки современных восточнославянские племена, предки современных восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского 2 .
Календарные песни
Одну из отличительных черт календарных песен составляет их приуроченность к определенным датам календаря (например, ко дню весеннего равноденствия, к кануну зимнего солнцеворота в ночь с 24 на 25 декабря) или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Некоторые виды календарных песен исполнялись в период сельских работ: весенней пахоты, покоса, жатвы. Одни из них были приурочены к сельским работам, другие сопровождали различные стороны общественного быта крестьян и горожан, в частности народные праздники земледельческого календаря, а также весенние хороводные игры молодежи. Центральная тема в календарном песенном творчестве - земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда. На протяжении многих веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, отразив в них разнообразные стороны родной природы. Некоторые из календарных песен исполнялись во время тех или иных полевых работ: в период покоса, жатвы. Особый интерес представляют жатвенные песни. В своих поэтических образах они отразили конкретную обстановку «страды» - тяжелой и напряженной уборочной работы. Например:
________________________________________________________
2 Исследователями установлено, что образование славянства как единой, хотя и не вполне однородной группы родственных племен относится приблизительно к IV-V вв. от современного летоисчисления. По данным археологии, отчасти языковедения, древние славяне принадлежали к числу оседлых земледельческих народов с достаточно высокой общественной организацией,имбыли, например, известны понятия «власть», «закон» и др. Они жили не только в деревнях и селах, но и в «городах» - хорошо укрепленных поселениях. См.: Греков Б. Киевская Русь. М., 1949. С.28.
За горою жито жала, У!
Ой, я снопов не вязала. У!
Снопов не вязала. У!
Тогда я буду снопы вязать. Уу!
Ой, да как месячко взойдет. У/
Постоянная прочная связь песенного творчества древних славян с земледельческим трудом и различными сторонами народного общественного быта способствовала формированию разнохарактерных песенных жанров, отчетливо различающихся по своему эмоциональному содержанию и поэтическим образам.
Одно из самых интересных явлений обрядового календарного фольклора - подблюдныепесни. Они мало изучены; исследователи видят в них то разновидность заклинательных песен, то особый вид новогодних песен-гаданий. Однако Ю.Г.Круглов в работе «Обрядовая поэзия» объясняет это самим ритуалом гадания, требовавшим исполнения песен разных жанров. Так, к подблюдным песням традиционно относят песню, певшуюся в начале гадания и получившую название «Слава хлебу и соли». Однако эта песня представляет собой типичную песню-заклинание.
Исследователи относят к подблюдным и группу песен, исполнявшихся в самом начале гадания, однако это ритуальные песни. Под них собирали для гадания кольца у его участников. Обращаясь, например, к холостому мужчине, пели:
Пожалуй-ка, молодец,
В наш сад посидети,
Зелен наградити!
Вечор у нас девушки
По саду гуляли,
Весь сад приломали,
Зелен притоптали!
Песней приглашали к участию в гадании, просили у молодца кольцо для того, чтобы опустить в чашу. Эти заклинательные и ритуальные песни, однако, не составляют основной репертуар подблюдных песен. Подавляющее большинство подблюдных песен отличается от всех жанров обрядовой песенной поэзии. И если учитывать роль в ритуале, то их можно назвать песнями-гаданиями. Они представляют собой Определенное единство, хотя, конечно же, имеют «родимые пятна» породивших их жанров. Прежде всего хотелось бы подчеркнуть заклинательный характер песен-гаданий. Однако по своему строению они сближаются не с песнями-заклинаниями, а с заговорами.
Подблюдные песни повторяют композицию заговоров: в них сначала рассказывается о том, что хотели бы видеть в будущем участники гадания, а затем это «что» заклинается.
Вторая часть подблюдных песен разнообразием вариантов не отличается. Очевидно, в одной и той же местности или у одного и того же исполнителя для всех подблюдных песен могла быть одна закрепка-заклятье. Например, у А. П. Анисимовой вторая часть подблюдных песен была такой:
Ой ладо! Ком вынется, Оч ладо! Правда сбудется!
У М. С. Жариковой закрепка другая:
Ладо мое! Любо мое!
Чья-то вынется - правда сбудется!
Комплекс мотивов и образов подблюдных песен, как считают исследователи фольклора, выражает взгляды и интересы крестьянства; различные виды крестьянского труда показаны зарисовкой отдельных его моментов (полосы зреющего хлеба, снопы и копны в поле, молотьба на току); бытовой уклад крестьян раскрывается в обыденных предметах домашнего обихода (печь, квашня, горшок, корыто, лопаты, сани, веники, курные избы) и в упоминании окружающих крестьянина животных (лошадь, корова, бычок, телушка, свинья с поросятами, куры, кошки и т.д.). Все эти образы выражали представления крестьянина о счастье и довольстве.
Крестьянин мечтал о том, чтобы быть здоровым, иметь вдоволь хлеба и соли, денег, быть счастливым в браке, мечтал создать крепкое хозяйство, не расставаться с родимой стороной. Гадание предполагало не только хорошее, но и плохое Поэтому в подблюдных песнях-гаданиях нашли отражение и отрицательные стороны жизни крестьянина. В песнях рассказывается о старушке, на которой сарафан «весь истрескался», о голодной Паране (имя), ищущей баранину, и пр. Подблюдные песни сулили разлуку с родной стороной (а для девушки это был нежеланный брак, для молодца - рекрутчина), предвещали девичество, вдовство и даже смерть. Одним словом, подблюдные песни по-своему довольно широко отразили социально-бытовую жизнь крестьянина.
Подблюдные песни в первой своей части в подавляющем большинстве иносказательны. В этом также проявляется их отличие от рассмотренных выше песен-заклинаний. Иносказательность же здесь можно объяснить условиями ритуала: люди стремились разгадать судьбу, т. е. должны были угадать второй, главный, смысл песен. Подблюдная песня-гадание стояла между неизвестным будущим и человеком, поэтому человек должен был разгадать предлагавшуюся ему загадку.
Иносказательность подблюдных песен объясняет наличие в них образов-символов. Так как песни могли предсказывать как хорошее, так и плохое, все образы подразделяются на две группы: одни сулили человеку счастье, другие - несчастье. Образ ворона, волка, фантастической Мары и ряд других предрекал несчастье (смерть, болезнь и т. д.), образы медведя, мышки, курочки и пр. говорили о будущем счастье. Состав образов-символов в подблюдных песнях очень разнообразен. Здесь и люди (сказочные старик, старуха), и представители животного мира (волк, заяц, воробей) и растительного (клен, береза, грибы).
Символические предметы, как и образы-символы, также в зависимости от условий гадания могли означать плохое или хорошее. Например, кольцо, перстень, венец предрекали замужество или женитьбу, а блин, корыто, белое полотно - смерть. Когда же возникли песни-гадания? Особенности их поэтического содержания, композиции и стиля заставляют думать о том, что появились они поздно, позже всех других жанров обрядового песенного фольклора. Подблюдные песни-гадания родились на основе уже существовавших фольклорных традиций, поверий, примет и гаданий в недрах обрядовой поэзии. Таковы обрядовые песни. Их состав, как и состав приговоров, неоднороден, сложен, он свидетельствует о многообразных обрядовых функциях песен.
Свадебные песни составляют один из наиболее мелодически богатых и национально-самобытных разделов русского народного песенного творчества. Исполнялись свадебные песни по ходу «свадебной игры»". Это было своеобразное театрализованное действо, длившееся несколько дней, а иногда и недель. Центральную тему свадебной драмы составляло бесправное положение девушки и женщины в старинной патриархальной семье. Особенно тяжелым было оно в эпоху крепостного ига в крестьянской среде, когда судьба девушки всецело зависела не только от родительского деспотизма, но и от барского произвола, поскольку свадьбы крепостных людей зачастую проводились по распоряжению помещика. Об этом пишет Т.И.Попова в работе «Народное художественное творчество». Значительную часть русских свадебных песен составляли лирические песни о тяжелой женской доле. Старинная русская свадьба складывалась из обширного цикла традиционных драматических и комедийных сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями.
" В некоторых этнографических и музыковедческих работах нашего времени название «свадебная игра» произвольно заменено выражением «свадебный обряд».
Входившие в свадебный обряд разнообразны в жанровом отношении В их числе были плачи и причитания, лирические песни-жалобы, лирико-эпические и величальные песни, связанные с поэтической характеристикой девушки - невесты, гостевые, застольные, торжественные поздравительные величанья, шуточные песни, эпические сказы, наконец, плясовые песни. Помимо характерных песен в свадебный обряд включались своеобразные виды народной словесности: заговоры, пословицы, поговорки, прибаутки, комедийные диалоги. Одним из жанров обрядовых свадебных песен были свадебные причитания. Они исполнялись невестой и заменяющей ее «вопленицей», а иногда также матерью невесты и ее старшей сестрой. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяжелая женская доля и бесправное положение девушки. В них невеста обращалась поочередно к отцу, к матери, к братьям с просьбой заступиться за нее, не отдавать ее в «чужие люди», дать ей погулять еще «хоть одну весну красную», «хоть одно лето теплое». Жених именовался в свадебных причитаниях как «чуж-чужанин» или «злодей». Особый страх внушали девушке свекор со свекровью, например.
Тема: Песни о Степане Разине. 20-е гг 17в – начало 18 века. Солдатские песни 18-19вв.
Цели: ü Выявление исторической основы солдатских песен и песен о Степане Разине, особенностей их поэтики.
ü Развитие навыка выразительного чтения, самостоятельной работы с текстом, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении.
ü Формирование интереса к русской истории и культуре.
Ход урока.
II Проверка д\з
Таблица
Песни 20-х гг 17-начала 18в
Название песен:
«Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», песни о Смоленске, песни о взятии Азова
Идеи:
Мысль о единении земли Русской в многочисленных песнях о Смоленске
Особенности изображения персонажей:
Степан Разин - сильный атаман, человек вольный, независимый. Наделён исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью.
Художественные особенности
Песни более короткие, стремительные, лиричные
Солдатские песни
Название песен:
«Солдаты освобождают Смоленск»
Идеи:
Победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над наполеоном в период Отечественной войны 1812г.
Особенности изображения персонажей
: Суворов и Потёмкин, Кутузов и Платов – персонажи песен
Художественные особенности
: Воссоздание многочисленных деталей, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка.
III Работа над темой.
Заполнение таблицы.
§ Сообщение «историка» о восстании под предводительством Степана Разина.
§ Обращение к учебнику. Фрагменты немецкой гравюры «Степан Разин» (1671) и гравюра из издания 1672г (Англия) «Степана и Фрола Разиных везут на казнь»
§ Выразительное чтение песни «Царь требует выдачи Разина»
Лексическая работа .
Бунчук – конский хвост, насаженный на древко: символ власти атамана.
Есаул гребенский - помощник атамана.
Что во славном городе во Черкасске . Черкасск – центр Донского казачьего войска.
Слово учителя.
Песни о Степане Разине были сложены разинцами, то есть его войском, состоявшем из «голутвенных» казаков и крестьянской бедноты. Тематика разинсаих песен делала из гораздо более близкими к песням о «добрых молодцах», «разбойничках», «атамановых работничках», о тех беглых «гулящих людях», которые, как и разинцы, находились в постоянной вражде с правительством. Письменная литература почти не отозвалась на вспышку крестьянско-казацкой войны 1669-1671гг. казнь атамана и его церковное проклятие пресекли возможность печатного распространения всяких рассказов, не разделявших официальную точку зрения на Разина, как на «вора-изменника». В итоге сохранились лишь бесцветные, в старой летописной манере составленные сказания о взятиии войсками Разина Астрахани, о нападении разинцев на монастырь Макария Желтоводского. Бытовая и правительственная цензура и в народных откликах на восстание сгладила «яркие черты социального пафос. Пережитых некогда и закрепленных в поэтическом слове повстанческих настроений». В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений – в более или менее откровенных нападках на царских воевод. Но основная масса песен о Разине сохраняет сочувственное отношение народа к своему героическому атаману. С его именем связываются поэтические легенды. Они изображают Разина непобедимым героем, которого не берет ни сабля, ни ружьё, ни пушка; чародеем, который заговаривает оружие, чудесно спасается из плена, выплеснув на себя стакан воды или нарисовав на полу тюрьмы углём или мелом лодку, которая переносит его на Волгу и т.д. Фантастика, украсившая песенный облик любимого народом атамана не сказила в общем исторического образа Разина: исторические воспоминания рисуют его таким же нестрашимым, наделённым огромной физической силой, щедрым и ласковым к своему войску и ко всей бедноте и беспощадным по отношению к врагам – воеводам, боярам, каким изображают его и песни.
§ Обращение к д\з. Анализ песни «Царь требует выдачи Разина» (1 вариант), «Разин и девка-астраханка» (2 вариант).
Заполнение таблицы.
§ Выразительное чтение песни «Разин и девка-астраханка».
§ Обращение к учебнику. Статья «Для вас, любознательные!»
§ Анализ песни «Разин и девка-астраханка». Заполнение таблицы.
«Разин и девка-астраханка» (также в пред. таблицу)
Романтический эпизод, проникший в разинский фольклор в более позднее время. Степан Ра-зин – «заговорённый воин», обобщён-ный образ разбойника, девка Маша. Усеченные формы прилагательных, ста-рославянские слова: «стояти», «ночевати», «спати, заряжа-ти». Уменьшитель-но-ласкательные суффиксы, постоянные эпитеты («во железную клетку»)«Стеньку Разина прельщала. Стеньку Разина прельстила. Три дня по Астрахани возили, Три дня голодом морили». Разин – непобедимый герой, чародей
§ Назовите солдатскую песню, которую вы изучали в 7 классе.
§ Какие чувтва солдат нашли отражение в песне?
§ Каковы особенности солдатских песен?
Песня солдатская – тематическая группа внеобрядовых лирических и лиро-эпических песен социального содержания. Солдатские песни начали создаваться с конца 17в, когда Пётр I ввёл обязательную военную службу, сначала пожизненную, затем сроком на 25 лет. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими. В этих песнях выражен патриотизм русских солдат, полное отречение от личной жизни: для них «домы – крутые горы», «подворья – широкие раздолья», «жёны – ружья заряжёны, штыки присажёны». Главное в солдатских песнях - изображение психологии простого солдата. Солдатские песни обобщённо воспроизводили весь его жизненный путь: рекрутство, службу государеву и глубокую тоску по дому, по отцу-матери и жене молодой, наконец, смерть от ран в чистом поле. В период Отечественной войны 1812г в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорится о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.
Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возникали по поводу важных явлений в истории народа - таких, которые производили глубокое впечатление на участников и со-
хранились в памяти последующих поколений. В устной традиции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто "песнями" или, как былины, "старинами".
Известно более 600 сюжетов исторических песен. Период расцвета исторических песен - XVI, XVII и XVIII вв. В это время образовались их циклы вокруг исторических лиц или событий. В XVI и XVII вв. историческая песня существовала как крестьянская и казачья, а с XVIII в. также и как солдатская, которая постепенно сделалась основной.
В исторической поэзии большое место заняли военно-героическая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечатлениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в песнях возникала неточная трактовка событий, оценка исторических лиц и другие несоответствия.
Так, в песне "Авдотья Рязаночка" Рязань заменена Казанью. Песня о взятии Казани (Казань была взята в 1552 г.) кончается словами: И в то время князь воцарился И насел в Московское царство, Что тогда-де Москва основалася, И с тех пор великая слава.
Однако Москва основалася значительно раньше: в 1147 г. В вариантах песни "Оборона Пскова от Стефана Батория" (1581- 1582 гг.) среди защитников Пскова упоминаются М.В.Скопин-Шуйский (который родился в 1587 г., т. е. спустя 5 лет после обороны города), Б. П. Шереметев (родился в 1652 г., т. е. через 70 лет после обороны). Эти и некоторые другие исторические лица вошли в песню позднее. Кроме того, в осаде Пскова участвовало стотысячное войско Стефана Батория, а в песне названо сорок тысяч - эпическое число.
Количество примеров подобных неточностей в исторических песнях можно было бы умножить. Но и приведенных достаточно, чтобы убедиться в том, что упоминаемые в них конкретные лица, события, географические названия, время не всегда соответствуют действительности.
Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное - историческое время, что стало ее основным эстетическим фактором. В песнях прежде всего отображалось народное историческое сознание.
По сравнению с былинами историческим песням свойственна более строгая историческая точность. Их персонажи - кон-
кретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Кутузов), а рядом с ними - простой пушкарь, солдат или "народ". Для героев в целом нехарактерна фантастичность и гиперболизация, это обычные люди с их психологией и переживаниями.
Как и в былинах, в исторических песнях разрабатывались большие общенародные темы. Однако песни лаконичнее былин, их сюжет более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В композиции исторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Манера исполнения исторических песен также отличается от былинной: чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою, особую мелодию. Стих исторических песен, как и былин, акцентный, но короче (обычно двухударный). С середины XVIII в. в городской и солдатской среде появились исторические песни с литературными признаками: с чередованием рифм и силлабо-тоническим стихосложением; а в XIX в. песни с историческим содержанием стали распеваться как походные, под шаг солдатского строя (чему соответствовали двусложный размер, рифмовка, четкое отделение строк друг от друга).
Распространялись исторические песни более всего в тех местах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. (записи для Р. Джемса) и записывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжеты исторических песен были выделены и систематизированы (вместе с былинами) в собрании П. В. Киреевского. В 1915 г. вышло в свет отдельное научное издание исторических песен, которое подготовил В. Ф. Миллер. С 1960 по 1973 г. было опубликовано наиболее полное многотомное академическое издание, снабженное нотными приложениями и подробным научным аппаратом.
Сборники свидетельствуют о том, что исторические песни - значительное явление в русском фольклоре. Тем не менее исследователи не пришли к единому мнению относительно времени их происхождения, а также об их жанровой природе. Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер и современный ученый С. Н. Азбелев рассматривали исторические песни как явление, существовавшее ранее XIII в. и сделавшееся источником героического эпоса.
Если разделять их точку зрения, то следует признать, что и в XX в. исторические песни не прекратили своего существования. Действительно, почему песни о русско-японской войне, о гражданской и Великой Отечественной войнах не являются историческими? Ведь они, как и песни предшествующих веков, создавались по горячим следам событий самими их участниками или очевидцами и были посвящены большим общенародным темам.
Иное, более распространенное мнение сводится к тому, что исторические песни - явление, зародившееся после золотоордынского нашествия, а в XIX в. уже угасшее. Они - новый этап в осмыслении народом своей истории, принципиально отличный от осмысления, отраженного былинами (Ю. М. Соколов, Б. Н. Путилов, В. И. Игнатов и др.).
Повод для разных точек зрения подают сами исторические песни, которые по своим поэтическим формам столь различны, что не соответствуют обычным представлениям о фольклорном жанре. Одни ученые считают, что исторические песни - это единый жанр, имеющий несколько стилевых разновидностей. Другие убеждены в том, что они - многожанровое явление (исторические песни рассказывают о событиях то в форме баллады, то в форме лирической песни или причитания).
И тем не менее исторические песни занимают в фольклоре вполне самостоятельное место. Главное, а иногда и единственное, что их объединяет - это их конкретное историческое содержание. Б. Н. Путилов писал: "Для этих песен историческое содержание - не просто тема, но определяющий идейно-эстетический принцип. Вне этого содержания такие песни просто не могут существовать. В них историчны сюжеты, герои, историчны конфликты и способы их разрешения".